Психологические возрастные особенности детей 2 3 года. Главные писхологические особенности детей в возрасте двух-трёх лет

В этой статье:

Наконец-то ребенок становится более самостоятельным. Теперь пришла пора исследовать мир вокруг. Он уже немного разговаривает, хорошо понимает речь своих родителей. Многие возрастные особенности связаны с началом познавательной деятельности. Появляются вопросы, интересы, проявляется характер.

В 2-3 года уже можно начинать развивающие занятия с крохой. Обязательно занимайтесь с ним творчеством, играйте вместе, читайте ему вслух. Очень скоро вы удивитесь, как многому научился ребенок.

Активный малыш очень любит играть. У детей в этом возрасте большая потребность в движениях. Зато после активного дня они хорошо спят. Словом, им необходимы прогулки и игры на свежем воздухе. Еще одна особенность развития - желание общаться, дружить и играть с другими детьми. Теперь это в приоритете.

Особенности психического развития

Деятельность малыша все больше направлена на изучение мира вокруг. Интерес стимулировал его начать ходить, научиться бегать. Теперь он может наконец-то посмотреть, что же там, за дверями его комнаты. У детей 2-3 лет всегда полно вопросов. Это стимулирует развитие речи и накопление словарного запаса.

Одна важная особенность - ребенок еще не очень хорошо понимает, что «живое», а что «неживое». Он разбирает или
ломает свои игрушки, а может точно так же поступить с пойманной бабочкой или лягушкой.

Это не проявление агрессии или жестокости. Просто он еще не понимает, что причиняет боль живому существу. Родителям не нужно ругать – просто объясните его ошибку. Что такое «больно», он уже знает, поэтому сможет вас понять.

Конечно, на такие моменты стоит обращать внимание. Возрастные особенности перерастают в привычки и манеры поведения, если родители не контролируют то, что происходит. Если у вас дома есть животные, то объяснить разницу гораздо проще. Покажите, расскажите, как стоит обращаться с домашним любимцем.

Продолжается становление психики. Все ее компоненты начинают активно развиваться. В этом возрасте можно начинать обучение простым вещам – в 2-3 годика кроха уже вполне способен научиться кое-что делать самостоятельно.

Восприятие мира

В возрасте 2-3 лет нормальное восприятие мира - позитивное. Дети радостные, смеются, готовы играть и знакомиться с другими детишками. Для знакомства с миром используются все органы чувств:

  • хочется все потрогать ручками;
  • попробовать на вкус;
  • рассмотреть хорошенько;
  • понюхать;
  • послушать, если можно.

Сейчас просто необходимо давать малышу материал для исследования мира вокруг. Очень важны положительные эмоции: они стимулируют дальнейший интерес.

На деле все очень просто: гуляйте с крохой на улице, показывайте ему растения, животных, знакомьте с другими малышами. Пусть каждый день мир дарит ему что-то новое.

Если ребенок угрюмый, его ничего не интересует и не вызывает эмоций, значит, что-то не в порядке. Психологическое развитие к 2-3 годам обеспечивает малыша познавательным интересом, стремлением к общению. Такое поведение может говорить о проблемах нервной системы.

Память

Объем памяти еще мал. Многие действия приходится повторять по много раз, чтобы ребенок наконец-то смог выполнять их без вашей помощи. Зато каждое новое умение вызывает у него восторг.

Основная особенность памяти в этом возрасте - ее
избирательный характер. Запомнить легко можно только то, что интересует. Неинтересные для ребенка сведения он просто упускает из виду.

Если хотите чему-то научить малыша, то лучше всего придумать, как это преподнести. Возрастные особенности детей сейчас таковы, что только яркие, занимательные образы их притягивают. Лучше всего запоминается то, что можно посмотреть, потрогать, изучить. Абстрактные понятия еще недоступны ребенку.

Мышление

Мышление опять же наглядное. Нельзя просто объяснять ребенку, как завязывать шнурки или застегивать пуговички. Нужно показывать – тогда он может воспроизвести увиденное. Это касается всего, что малыш делает. Хотите научить - давайте ему наглядные примеры, показывайте сами и просите повторить.

Речь

В 2-3 года речь стремительно развивается. Некоторые малыши уже к 3 годам вполне неплохо говорят. К этому моменту словарь ребенка составляет уже 350-400 слов. Очень позитивно влияет на развитие речи:

  • чтение;
  • общение с родителями;
  • общение со сверстниками.

У детей совместные игры уже носят сюжетный характер, а значит, его персонаж обязательно должен говорить. Часто игры задействуют сразу много детей. Это отличная речевая тренировка. Вообще, поход в детский сад стимулирует социальное и личностное развитие, но речь - в первую очередь. Тут можно узнать новые слова, подправить дефекты речи.

Занятия с малышом

Возрастные особенности ребенка позволяют уже в 2-3 годика
начать с ним заниматься. Мышление, память, речь, интеллект активно развиваются.

С помощью родителей, детского сада, кружков можно помочь малышам скорее повзрослеть. Оставлять сейчас ребенка без внимания - большая ошибка. Его познавательные способности развиваются, поэтому мыслительная деятельность просто необходима.

Творчество

С ранних лет творчество благотворно влияет на развитие личности. Сейчас уже видны склонности малышей к разным видам творчества. С 2-3 лет начинаются простые занятия:

  • рисование;
  • лепка;
  • конструкторы;
  • аппликации.

Всем этим можно заниматься дома. Еще рановато отдавать малышей в творческие кружки, но через пару лет они смогут
без проблем посещать их.

Все это полезно для развития мелкой моторики у детей. Сейчас это необходимый навык, ведь скоро ребенок начнет учиться писать, готовиться к школе.

Разные виды творчества предлагают малышам в детском садике. Тут воспитатели лучше знают, как заинтересовать детей яркими красками, карандашами и интересными техниками. Такая деятельность успокаивает детей – лучше всего планировать занятия перед дневным сном.

Чтение

Уже с 3 лет можно учить малыша читать, а до того – читайте ему вслух. Дети не могут долго концентрировать внимание, так что выбирайте коротенькие сказки. Очень важно для малыша слышать вашу правильную речь. Читайте с выражением – пусть сказка вызывает у ребенка разные эмоции.

Кроме того, чтение способствует развитию фантазии, пополнению словарного запаса. Малыш выучивает новые слова, даже если пока еще не использует их. Обязательно подбирайте книжки по возрасту, чтобы крохе было интересно.

Игры

В возрасте 2 лет игра не всегда носит осознанный характер. Детей нужно учить играть, иначе даже самые забавные игрушки не будут вызывать интереса. Повозите машинку перед ним, покажите, как можно укачивать куколку. К 3 годам детям для игры нужно все больше воображения. Они с радостью играют вместе, делятся игрушками.

Совместные ролевые игры очень важны в этом возрасте. Дети должны научиться ладить, договариваться, следовать оговоренным правилам. А еще это весело. Детям просто необходимо проводить время в компании сверстников.

Развитие воображения

Чтение, творчество, игры влияют на развитие воображения у детей. Активная фантазия начинает проявляться с 3 лет. Сейчас мир вымышленный и реальный практически
совпадают для крохи. Он может рассказывать вам выдуманные истории так, будто это происходило на самом деле.

Многие родители начинают обвинять кроху во вранье. Это не так. Его воображение для него же кажется реальностью. Он не осознанно обманывает, а лишь выдумывает.

Объясните крохе, что нужно говорить правду, даже если она не такая захватывающая и интересная. Очень скоро он разберется, что к чему. Воображение - вещь индивидуальная. У кого-то оно очень бурное и «неотключаемое», а кто-то выдумывает лишь во время игры. Не стоит беспокоиться: это личностная особенность каждого человека.

Подготовка к садику

Многие родители отдают малышей в садик с 3 лет. Раньше тоже можно, но это не очень полезно для детской психики. Конечно же, малыш захочет задать вам кучу вопросов про детский сад. Подготовку начните именно с этого - поговорите с ним. Расскажите, как сами ходили в садик, во что там играли, что делали.

Процесс адаптации
с его сложностями неминуем, даже для самых самостоятельных и общительных малышей.

Родителям тоже нужно подготовиться. Вводите кроху в режим постепенно: начиная с лета, будите пораньше. Узнайте в вашем детском саду режим дня –когда обед, дневной сон, прогулка, уроки – и старайтесь ему следовать. Ребенок привыкнет, и тогда ему будет гораздо проще освоиться в саду.

Маленькие дети хорошо адаптируются к условиям садика, если немного подготовились. Сейчас для мам и малышей есть отличный способ - провести вместе несколько часов в саду. Дети постепенно привыкают, начинают дружить – так им и вам гораздо легче. Обстановка становится более теплой, ведь мама рядом. Необходимо учитывать эти особенности малышей, прежде чем отдавать их в садик.

Ирина Солодовникова
Особенности развития детей 2–3 лет

Статья по теме : «Особенности развития детей 2- 3 лет » .

В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка .

Двигательные навыки

Формируются достаточно сложные двигательные координации. Это возраст первых «трюков» . Ребенок с удовольствием учится новым упражнениям и движениям – прыгает с высоты, кувыркается, лазает на лестницы, скачет на одной ноге, ездить самостоятельно на велосипеде. Ребенок встает со стульчика без опоры, ходит задом наперед, перешагивает через препятствия. Сам спускается по лестнице приставным шагом. Пытается поймать мяч, который катится к нему. Такие действия требуют достаточно сложных двигательных координации. Строит башенку из 4 кубиков. Переливает жидкость из одного сосуда в другой. Ребенок стремится довести эти навыки до совершенства, в связи, с чем требует к себе повышенного внимания, так как чувство опасности ему незнакомо, и многие не смотря на шишки, продолжают бесстрашно покорять новые вершины.

Развитие речи

В возрасте 2-3 лет обычно наступает пик в развитии речи ребенка . Он начинает активно слушать все, о чем говорится вокруг (взрослыми и телевизором, при чем запоминает и анализирует информацию, поражает нас порой своими умозаключениями. Очень важно предоставить ребенку возможность для пополнения активного и пассивного словарного запаса, и общаясь и занимаясь с ним способствовать развитию его речи . Дети в этом возрасте уже должны разговаривать, а не просто говорить (повторять) . Возможно пока в небольшом объеме, но в их речи должны присутствовать предложения, и они могут вести беседу, на простые темы – как зовут его и членов семьи, что он делает, куда ходил. Однако некоторые молчуны могут ограничиваться простыми словами и фразами, если ребенок при этом вашу речь, то пока не стоит беспокоиться. К трем годам ребенок в состоянии понимать все, что вы говорите. Поэтому, чем больше времени вы уделяете беседам с ним, тем лучше он развивается . Общайтесь на интересующие его темы, оценивая при этом его уровень понимания речи (если вы будете говорить что-то не понятное излишне сложными словами и оборотами, то можете затормозить его развитие , испугать его).

Эмоциональное развитие

Немаловажно и то, что ребёнок в этом возрасте пока ещё совсем не контролирует свои эмоциональнее проявления, но он пытается и в не которых случаях у него это успешно получается. У него возможны эмоциональные вспышки в случае возникновения трудностей. И это в данной ситуации естественная реакция. Она может быть достаточно бурной : ребёнок начинает злиться, плакать, ругаться, бросать вещи. Тут важно внимательно и чутко следить, чтобы ребёнок не оказывался слишком часто в такой ситуации неудачи. Но, конечно, всех подобных ситуаций избежать невозможно. Да и не нужно. Постепенно ребёнок должен научиться владеть собой, успокаиваться, регулировать свои эмоции. Родителям в этот период важно следить за ситуацией и оценивать её целесообразность. Если аффект (истерика) ребенка не очень силён или же в том случае, когда дело касается каких-то принципиальных запретов, его можно проигнорировать. Пусть учится понимать слово «нет» , а заодно и разбираться со своими эмоциями. Если же вы наблюдаете, что ребенок расстроен сильно, понимаете, что из такого состояния сам он уже не выберется – его следует успокоить или отвлечь. Отстаивая при этом, однако, свою позицию по поводу запрещённого объекта

Особенности поведения

Разница в том, что психология ребенка в 2-3 года кардинально меняется, вернее, наступает тот возраст, когда вообще становится возможным говорить об этом понятии. Из просто пупсика, радующего окружающих одним своим существованием, ребенок превращается в личность со своим пониманием мира. Такое превращение сопровождается множеством непонятных и подчас пугающих особенностей в поведении и общении детей . Нельзя сказать, каким вырастет малыш по его поведению в 2-3 года. Его предпочтения и мировоззрение очень неустойчивы, они меняются по нескольку раз день. Даже если ребенок ведет себя крайне плохо, не спешите думать, что у вас растет монстр. Психологи полагают, что до 3 лет дети демонстрируют не воспитание, а темперамент. Речь идет вовсе не о том, что будто бы бесполезно воспитывать ребенка в эти годы. Но вы должны осознать, что, несмотря на все свои подходы и методы воспитания, даже очень правильные, малыш может иногда разочаровывать вас. У некоторых родителей странное и неуправляемое поведение чада вызывает беспомощность и чувство несостоятельности. Поэтому стоит изучить особенности психологии детей 2-3 лет . Это поможет узнать, чего ожидать, что является нормальным, а что нет, с какими изменениями стоит бороться, а какие моменты нужно просто пережить. Рассмотрим несколько областей в жизни ребенка 2-3 лет, в которых многое становится не так, как это, возможно, происходило раньше.

Социальное развитие ребенка 2-3 лет

Главный и самый первый источник личностного развития малыша - его семья . Речь и элементарное физическое развитие , навыки культуры поведения (за столом, на улице, в общении с взрослыми) прививают малышу его папа и мама. Они постоянно контактируют с ребенком, и именно от родителей дитя получает самое большое количество информации, эмоций, тепла и любви.

Малыш 2 – 3 лет нуждается в постоянном контакте со сверстниками, он учится адекватному общению, придерживается определенных правил. Малыш повторяет то, что можно делать, что делают родители, он учится здороваться, делиться, меняться, слушать других. Именно поэтому в возрасте двух-трех лет желательно отдавать детей в детский сад для формирования навыков общения со сверстниками. Там ребенок учится навыкам самообслуживания в одевании и раздевании, культуре принятия пищи, уважительному отношению к старшим и пожилым людям.

В три года у детей проходит кризис , отличительной чертой которого является формирование самостоятельности малыша. Часто ребенок просто протестует против правил и норм поведения, делая все наоборот и тем самым утверждая собственное «я» . Это первый период взросления и социального самоутверждения малыша как личности. В этом возрасте уже проявляется его характер, интересы, задатки.

Психологические особенности

Ребенок по прежнему пытается выяснить, «кто в доме хозяин» и проводит различные эксперименты по уровню дозволенности тех или иных поступков и явлений. Так как в большинстве случаев рядом находится мама, то он активно сопротивляется ей, изучая границы дозволенного. Вы должны стараться в мягкой, но категоричной форме помочь ему расставить эти границы, не поддаваясь на провокационные истерики.

Дети 2-3 лет еще рассматривают окружающий мир с эгоцентричной точки зрения, они считают, что этот мир и все что в нем происходит, связано только с ними. Именно поэтому, очень трудно объяснить ребенку, что кто-то его не увидел, поэтому стукнул, а конфета не ему, а другому мальчику. Сталкиваясь с такими ситуациями, ребенок пытается максимально привлечь внимание на себя – громко и бурно плачет, кричит, возмущается. Очень важно в этот период научить ребенка выражать свои эмоции и требования в социально разумных рамках. Терпеливо объясняйте ему, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо, но только не в минуты скандала, а когда он спокоен и слышит вас (используйте сказки – воспиталки, стихи про воспитанных детей , книг сейчас много, но часто нужна сказка для конкретно вашего случая, тогда фантазируйте сами).

Ребенок этого возраста очень часто использует взрослого как опору, чтобы справится с какими-то сложными задачами, но он уже мудр, поэтому может просто манипулировать вами, что бы привлечь внимание или просто-то не делать самому. Ваше задача четко разграничить требования о помощи и в те моменты, когда вы знаете, что он может справиться сам, просто приободрите его, но не выполняйте за него задачу. Это очень важно для развития его самостоятельности и уверенности в себе.

Очень важным моментом психологического развития детей 2-3 лет является появление способности управления своими сверстниками (зарождении лидерского потенциала) . Ваша задача поощрять развитие этого важного качества. Позволяйте дома проявлять ребенку инициативу в доступных ему делах и поступках, выражайте одобрение его успехам.

Развитие умственных способностей

Умственное развитие ребенка при правильном подхоже за ним достигает нового уровня, он начинает проделывать различные умственные операции, теперь он не сразу действует, а сначала обдумывает возможные пути решения проблемы (если раньше, видя интересную игрушку в недоступном месте, мгновенно пытался ее достать различными способами , то теперь подумает и принесет стул, чтобы ему было удобно). Ребенок пытается мыслить, ведь теперь он знает больше о мире предметов, знает, что они существуют даже, если он их не видит, он может заранее предугадать последствия от действия с предметом (мяч отпрыгнет назад от удара о стену, отсюда и появляется склонность к продумыванию ситуаций.

В возрасте 2-3 лет следует активно развивать внимательность и наблюдательность ребенка. Рассматривая с ним картинки в книжках, описывайте детали. (Например, не просто «Ой какая машина» , а «Ой какие у нее колеса, руль, фары, а интересно с другой стороны тоже есть дверь»). Еще один вариант игры – это найти отличие – чем одна картинка отличается от другой.

Ребенок активно начинает что-то конструировать и строить, поэтому среди игрушек обязательно должны быть строительный материал.

Развитие творческих способностей

Ребенок 2-3 лет может очень активно заниматься творческой деятельностью, при чем уже на новом уровне. Однако родители не всегда всерьёз относятся к фантазиям и небылицам своего малыша - и совершенно зря. Ведь именно в этом могут проявляться его первые, ещё не сформированные творческие способности . Появляются первые тематические рисунки и фигурки из пластилина. Постарайтесь поощрить эти занятия, чтобы вызвать в нем еще больший интерес – устраивайте персональные выставки, дарите рисунки родственникам.

Чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие творческих способностей детей , нужно представлять, что это такое. Это комплексное понятие, включающее несколько составляющих, которые нужно выделить и обратить внимание :

Стремление к открытиям;

Умение познавать;

Активность;

Фантазия;

Инициативность;

Стремление к познанию;

Умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах;

Живость ума;

Умение изобретать и открывать;

Свобода воображения;

Интуиция;

Умение на практике применять полученные знания, опыт;

Открытия и изобретения.

Игры для развития ребенка 2-3 лет .

А где у нас?

В эту игру вы начинали играть давно, но она по прежнему может быть интересна ребенку, только усложняйте задания. Попросите его принести большой мячик (мячик красного цвета, один кубик, много кубиков, если освоен счет, то 2 кубика). В игре можно использовать машинку для транспортировки груза. Вы в это время можете заниматься своими делами, и давать ребенку задания.

Знакомство с окружающей средой.

Гуляя по парку или просто на улице, всегда обращайте внимание ребенка на что-то новое и интересное, для страх знакомых понятий открывайте новые качества. Например, не просто «Смотри какая елочка» , а «Смотри какие иголки, они колючие» .

Что в мешочке?

Возьмите не прозрачный мешочек и сложите в него знакомые ребенку игрушки. Попросите его просунуть рубку в мешочек и взять одну игрушку. Пусть он попробует угадать, что за игрушка у него в руке.

Большой, средний, маленький.

Нужно учить ребенка различать не только понятия большой и маленький, но средний. Для игры удобно использовать матрешку. Возьмите 3 матрешки. Покажите большую и маленькую, спрячьте маленькую в большую. Теперь возьмите среднюю матрешку. Покажите, что она помещаться в большую, но не помещается в маленькую. Скажите : «Это средняя матрешка» . Покажите, что маленькая матрешка может спрятаться и в большую, и в среднюю, а средняя только в большую, а в маленькую нет.

Строитель.

Учите ребенка не просто строить башенки из кубиков, а делать первые не сложные постройки – домики, ворота, гаражи для машин.

Покажи картинку.

1) Возьмите 3 картинки с любым изображением (можно фотографии, например – кошечку, девочку и собачку. Разложите их перед ребенком, дайте время, чтобы он их рассмотрел и запомнил. Переверните одну картинку и скажите : «Спрячу кошечку» . Попросите ребенка показать, где кошечка, куда она спряталась. Теперь переверните 2 картинки : «Спрячу кошечку и девочку» . Попросите его теперь показать, где спряталась кошечка, а где девочка. Как только ребенок будет с легкость справляться с 2 картинками, добавляйте еще одну, а потом увеличивайте количество картинок. Обязательно хвалите его.

2) Вам понадобятся картинки, на которых выполняется какое-то действие (кто-то спит, кто идет, кто-то смеется и т. д.) . Разложите перед ребенком картинки и дайте их рассмотреть. Теперь спросите : «А кто на картинке смеется?» . Старайтесь, что ребенок не просто показывал пальчиком, а произносил слова.

3) Вам понадобятся картинки, на которых один объект выполняет разные действия (киса кушает, умывается, спит) . Разложите картинки перед ребенком, чтобы он их рассмотрел и расскажите, подробно, что дает киса на каждой картинки. Попробуйте поменяться ролями, и попросите, взяв в руку картинку, спросить, что на картинке делает киса. Похвалите его за ответ. Постепенно добавляйте уточняющие вопросы : на чем спит, какая киса и т. д.

Самолетик.

Положите себе на кончик языка не большой кусочек бумаги и дуньте на него. «Ой, смотри, полетел самолет» , а давай у тебя тоже полетит. Положите ребенку кусочек бумаги, и пусть он тоже пытается сдуть. Играйте, кто сдует выше, дальше. Эта простая и веселая игра развивает артикуляцию .

Можно учить ребенка играть в лото. Только обязательно картинки должны быть большие и понятные.

Рабочая программа

Первой младшей группы

На 2016-2017 учебный год

Составлена на основе примерной программы «От рождения до школы»

Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой

Воспитатель:

Пирогланова Анжела Гаджимурадовна

Ст. Воровсколесская

1.Целевой раздел……………………………………………………………….………3

1.1Пояснительная записка…………………………………………………………….…3

1.2Возрастные особенности детей 2-3 лет………………………………………….….5

2.1Учебный план по реализации основной общеобразовательной программы…………………………………………………………………….…………...8

2.2Перспективный план по взаимодействию с родителями…………………………9

2.3Комплексно-тематическое планирование по освоению детьми 2-3 лет образовательных областей…………………………………………………………….11

2.4Образовательная область « Физическое развитие»……………………………..11

2.5Образовательная область «Социально - коммуникативное развитии………………………………………………………………………………..…15

2.6Образовательная область «Познавательное развитие»……………………….…19

2.7Образовательная область «Речевое развитие»…………………………………….21

2.8Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»…………...23

3.Организационный раздел…………………………………………………………..26

3.1Организация жизни и воспитания детей……………………………………….…26

3.2Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий………………28

4.Список использованной методической литературы………………………….35

Целевой раздел.

Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей 1 младшей группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Цель: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

1. Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.

2. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

3. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.

4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными

Документами:

Конституция РФ, ст. 43, 72.

Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .

Закон РФ «Об образовании».

Типовое положение о ДОУ.

Сан ПиН 2.4.1.3049-13

Устав ДОУ.

ФГОС ДО.

Возрастные особенности детей 2-3 лет.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребен­ка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе пред­лагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объ­екта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружа­ющих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершен­ствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «голово­нога» - окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ори­ентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осу­ществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка про­блемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импуль­сивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заража­ются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гор­дости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связан­ные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отлич­ного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровожда­ется рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нару­шением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Образовательный процесс реализуется в режиме пятидневной недели. Длительность пребывания детей во 1-й младшей группы: с 7.30 до 17.30.

В данной рабочей программе запланированная работа, проводимая с детьми 2-3 лет в специально организованной деятельности по следующим образовательным областям:

· «Социально- коммуникативное развитие»

· «Познавательное развитие»

· «Речевое развитие»

· «Художественно- эстетическое развитие»

· « Физическое развитие»

Методики проведения непосредственно - образовательной деятельности по разным видам построены таким образом, что программные задачи могут быть реализованы на различном материале. Знания, умения и навыки, полученные детьми, рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности ребенка. Форма организации НОД как групповые, так и по подгруппам. При организации педагогического процесса осуществляется оптимальный отбор методов, средств, форм обучения. В практической деятельности применяются исследовательские и опытно-экспериментальные методы, позволяющие анализировать и прогнозировать педагогический процесс.

Работа с детьми организуется в следующих формах:

- Непосредственно образовательная деятельность. Специально организованная деятельность педагога с детьми.

- Совместная деятельность. Деятельность педагога с детьми, включающие совместные игры, творческие, спортивные мероприятия на территории дошкольного учреждения.

- Самостоятельная деятельность дошкольников. Педагоги создают условия для игровой, художественно-эстетической и физкультурной деятельности по интересам и желанию детей.

Домашние задания воспитанникам дошкольного учреждения не предусмотрены (п.2.12.11).

Предельно допустимая образовательная нагрузка не превышает установленных норм СанПиНа 2.4.1.1249-03 (не более 10 занятий в неделю по 10 минут с детьми 2-3 лет).

Во все виды НОД включаются пальчиковые упражнения с целью развития мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие психических процессов, ориентировки в пространстве, эмоционально-волевой сферы.

Физкультурные минутки проводятся с целью смены деятельности физической нагрузки на группы мышц с музыкальным сопровождением.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю. 2 занятия в спортивном зале, 1 занятие на прогулке.

Музыкальные занятия проводятся музыкальным руководителем.

Обучение заканчивается в мае. К этому времени дети овладевают знаниями, умениями и навыками согласно Основной общеобразовательной программе дошкольного образования детского сада № 9.

2.1Учебный план по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования детского сада №9 для 1-й младшей группы детей от 2до 3 лет.

По действующему СанПиН для детей 2-3 лет планируют не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 8-10 минут.

2.2Перспективный план по взаимодействию с родителями.

Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.

Младшая группа

МЕСЯЦ МЕРОПРИЯТИЕ
СЕНТЯБРЬ 1.Родительское собрание: «Адаптация ребёнка в детском саду» 2.Памятка: «Условия необходимые для воспитания самостоятельности» 3.Индивидуальные беседы: «Прислушайтесь к совету! (типы семей)» 4.Советы медсестры: «Гигиена одежды вашего ребёнка» 5.Консультация: «Первый раз в детский сад»
ОКТЯБРЬ 1.Советы медсестры: «Профилактика гриппа и ОРВИ-золотые правила здоровья» 2.Консультация: «Развиваем самостоятельность» 3.Памятка: «Если ребёнок часто обманывает» 4.Индивидуальные беседы: «Как организовать домашние занятия по рисованию и лепке » 5.Оформление фотовыставки: «Осенние листочки»
НОЯБРЬ 1.Советы медсестры: «Помните-здоровье начинается со стопы!» 2.Консультация: «Воспитание гигиенических навыков и самостоятельности у детей 1 младшей группы» 3.Индивидуальные беседы: «Развиваем речь детей» 4.Анкетирование: «Развитие речи детей 3 года жизни в семье» 5.Рекомендации: «Формирование правильного звукопроизношения» 6.Оформление фотовыставки: «Я и моя мама»
ДЕКАБРЬ 1.Советы медсестры: «Профилактика гриппа» 2.Консультация: «Зачем нужно развивать мелкую моторику 3.Инструктаж: «Как вести себя при гололёде» 4.Папка-передвижка: «Зимушка-зима» 5.Анкетирование: «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания» 6.Родительское собрание: « Возраст упрямства и строптивости. Итоги 1 полугодия.»
ЯНВАРЬ 1.Советы медсестры: «Правильное питание-основа здоровья» 2.Анкетирование: «Путь к здоровью ребёнка лежит через семью» 3.Консультация: «Сенсорное развитие в раннем возрасте» 4.Папка-передвижка: «Играем со снегом и познаём его свойства»
ФЕВРАЛЬ 1.Советы медсестры: «Одежда детей в помещении и на прогулке» 2.Консультация: «Как перестать кричать на ребёнка» 3.Поздравление для пап: «С любовью к папе» 4.Беседа: «Домашний игровой уголок, его безопасность» 5.Оформление фотовыставки: «Выходной вместе с мамой, вместе папой» 6.Анкетирование: «Мой ребёнок и музыка»
МАРТ 1.Советы медсестры: «Здоровая семья-здоровый малыш» 2.Консультация: «Какие игрушки купить ребёнку» 3.Анкетирование: «Ребёнок и игрушка» 4.Выставка: «Рисуем с папой мамин портрет» 5.Оформление фотовыставки: «Мы танцуем и поём»
АПРЕЛЬ 1.Советы медсестры: «Ветрянка –что это?» 2.Консультация: «Экологическое воспитание в семье» 3.Индивидуальные беседы: «Как научить ребёнка рисовать» 4.Оформление выставки детских работ 5.Беседа: «Музыкальность в раннем возрасте»
МАЙ 1.Советы медсестры: «Закаливание летом» 2.Оформление фотовыставки: «Вот какие мы большие!» 3.Родительское собрание: « Игра-путешествие по стране Сенсорики. Итоги года» 4.Консультация: «Положи своё сердце у чтения»

2.3Комплексно-тематическое планирование по освоению детьми 2-3 лет образовательных областей


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Чем старше становится ребёнок, тем меньше он начинает нуждаться в уходе за собой. После 2 лет дети намного самостоятельнее, поскольку овладевают всё большим числом навыков (в частности, самообслуживания), могут с помощью речи сообщать о своих потребностях, становятся ещё активнее и действуют увереннее.

Но это вовсе не означает, что малыш требует к себе меньше внимания. Скорее, наоборот. Ещё тщательнее нужно за ним следить и прилагать ещё больше усилий для развития личности ребёнка и направления его энергии в правильное русло. Отчего и вопрос о том, как следует воспитывать ребёнка в 2-3 года, остро стоит перед большинством родителей и стимулирует к изучению особенностей этого возраста и поиску наилучших способов взаимодействия со своим крохой.

Особенности развития детей в 2-3 года

  1. После 2 лет у большинства детей заметно совершенствуется речь, растёт словарный запас, они начинают строить простые предложения из 2-3 слов.
  2. В этом возрасте дети практически полностью овладевают навыками самообслуживания: самостоятельно ходят на горшок, моют руки, аккуратно кушают ложкой, пьют из кружки, могут одеться и раздеться.
  3. Полностью уходит кормление грудью, ребёнок кушает взрослую пищу и ещё более ярко проявляет свои кулинарные предпочтения.
  4. Большинство детей в 2-3 года начинают ходить в садик. Наиболее благоприятным периодом для начала его посещения считается достижение ребёнком возраста 3 лет, когда связь с матерью постепенно начинает ослабевать, появляется стремление к общению со сверстниками. Адаптация к детскому саду в таком случае проходит менее болезненно.
  5. Ребёнок активно исследует границы дозволенного, усваивает правила поведения и проверяет родителей на прочность. Наверняка вы замечали, что ваше чадо уже научился «хитрить», наблюдает за реакцией взрослых на свои действия, может совершенно по-разному вести себя с мамой, папой, бабушкой и другими родственниками.
  6. Малыш ещё активнее продолжает манипулировать предметами, его действия становятся более точными, улучшается координация движений.
  7. К двум годам ребёнок знает действия людей, животных, назначение предметов, например, что «птица летает», «машинка едет», «мылом моют руки» и т. д.
  8. Малыши в этом возрасте очень возбудимы. А вот успокоить их бывает подчас очень трудно.
  9. Подражание взрослым становится основным способом научения разным навыкам.
  10. Усиливается тяга малыша к самостоятельности, ведь он уже так много всего умеет! Всё чаще можно услышать от него фразу: «Я сам!», когда в очередной раз хотите ему в чём-то помочь. Поэтому воспитание ребёнка в возрасте 2-3 лет важно строить на предоставлении ему возможности выбора, поощрении инициативы и двигательной активности.
  11. Многие дети в возрасте 2-3 лет проявляют склонность к тому или иному виду деятельности: рисование, лепка из пластилина, собирание конструктора, сюжетно-ролевые игры и пр. Конечно, пока это ещё нельзя назвать устойчивыми интересами, но определённые черты личности ребёнка уже могут проявляться в ходе этих занятий.
  12. Активно развивается воображение, малыш фантазирует. Это обычно заметно в его речи, игре, рисунках.
  13. Спектр проявляемых эмоций значительно расширяется. Ребёнок может демонстрировать радость, восторг, удивление, ласку, смущение, жалость, разочарование, гнев, страх, сочувствие и др.
  14. После 2 лет появляется интерес к сверстникам, малыш хочет общаться, играть, дружить с другими детьми. При этом взаимодействие со взрослыми для него также остаётся значимым.

Психология мальчиков и девочек в 2-3 года: есть ли различия?

В этом возрасте дети могут различать между собой мальчиков и девочек по внешним признакам: по одежде и поведению.

  • Различия проявляются на уровне тенденций. Например, нельзя сказать, что у всех девочек речевое развитие протекает быстрее, чем у мальчиков. Но всё же чаще девочки овладевают речью раньше мальчиков.
  • У мальчиков быстрее развиваются зрительно-пространственные способности.
  • В большинстве случаев мальчики позже привыкают к горшку.
  • У мальчиков быстрее развивается крупная моторика, у девочек – мелкая.

Кризис 2-3 лет: почему он возникает и как его преодолеть?

Возникновение кризиса связано с несколькими факторами:

  • Ребёнок достигает значительного уровня развития и овладевает большим количеством навыков, что позволяет ему ощущать себя во многом самостоятельным. Поэтому малыш сопротивляется любым попыткам взрослых ограничить его свободу и активность.
  • Происходит формирование личности ребёнка, его характера, осознание своего «Я». Ему важно выражать свои предпочтения, он стремится чётко обозначить позицию «моё», ревностно относится к своим вещам, игрушкам и т. д.

Характерные черты в поведении ребёнка, указывающие на кризис:

  • Упрямство: малыш что-то требует и долгое время продолжает настаивать на своём, следуя первоначальному решению.
  • Сопротивление просьбам, указаниям, решениям взрослых; протест.
  • Стремление к самостоятельности.
  • Частые капризы и истерики.
  • Проявление деспотизма.

Как преодолеть кризис?

  1. Прежде всего, примите как данность то, что у ребёнка наступил кризис и вооружитесь знаниями о детской психологии и развитии в этот период.
  2. Заручитесь принципом: проявлять максимум терпения. При воспитании ребёнка после 2 лет его потребуется ещё больше.
  3. Воспринимайте сопротивление и отказы своего крохи как тренировку высказывать своё мнение. Так уж сложилось, что малыш сначала на родителях должен «отработать» разные приёмы и способы поведения и только потом перенести их в общество. Если ему не дать такой возможности, то в дальнейшем у него могут возникнуть проблемы с адаптацией в социуме.
  4. Не пытайтесь «ломать» и жёстко пресекать протест и выражение ребёнком гнева. Это только усилит дистанцию между вами и подорвёт его доверие к вам. Старайтесь «мягко направлять» и спокойно отстаивать свою позицию.
  5. Вместо «нельзя» чаще говорите, как нужно действовать и вести себя.
  6. Не кричите и не применяйте физических наказаний. Если ребёнок ведёт себя агрессивно, дайте ему понять с помощью своей мимики и интонации, что вам неприятно и он делает что-то нехорошее.
  7. Позволяйте ему действовать самостоятельно там, где это возможно. Будьте рядом, направляйте, поддерживайте.

Задачи воспитания и обучения детей:

  • благоприятно преодолеть возрастной кризис;
  • соблюсти золотую середину между запретами и излишней свободой действий;
  • развивать творческие способности;
  • способствовать речевому развитию;
  • помогать активно усваивать нормы и правила поведения в обществе;
  • развивать эмоциональную сферу, позволять открыто проявлять свои чувства;
  • прививать отзывчивость к людям, дружелюбие;
  • поощрять инициативу и желание быть самостоятельным.

Как воспитывать ребёнка после 2 лет

  1. Главный пример для ребёнка – это вы. Он наблюдает за вашим поведением, копирует его, отражает ваше эмоциональное состояние, подчас находится в том же настроении, что и вы. Поэтому сначала нужно воспитать себя, и только потом – ребёнка.
  2. Хвалите малыша за его умения и правильное поведение.
  3. Относитесь серьёзно ко всем проблемам и страхам ребёнка, даже если вам кажется, что они «ну совсем пустяковые». Для вашего крохи всё, что его беспокоит, — это важно. Позволяйте ему высказываться, внимательно слушайте, будьте рядом и поддерживайте.
  4. Активно играйте с малышом, давайте разным персонажам характеристики. С помощью игры ребёнок лучше усваивает то, как нужно себя вести.
  5. Используйте сказки (в том числе придумывайте сами), чтобы эффективнее воздействовать на ребёнка: формировать правильные установки, нормы поведения, помогать справляться со страхами.
  6. Интересуйтесь предпочтениями малыша: «Какой твой любимый цвет?», «Во что тебе нравится играть?», «Каких животных ты любишь?»
  7. Позволяйте ребёнку выражать свои чувства, называйте их, чтобы помочь ему научиться их понимать. Например: «Ты сердишься» или «Девочка плачет, тебе её жалко, да?»
  8. Просматривая мультфильмы или читая книги, комментируйте поведение героев, обсуждайте вместе с малышом, кто из них поступил хорошо, а кто – плохо. Спрашивайте у крохи, что они чувствуют, кто из них ему нравится.
  9. Способствуйте знакомству ребёнка с другими детьми: регулярно бывайте на детских площадках, в гостях. Разговаривайте с малышом о дружбе и помощи другим. Обычно хорошо сказывается на развитии посещение специального детского центра, где ребёнок одновременно находится вместе с мамой и взаимодействует со сверстниками.
  10. Активно вовлекайте своё чадо в совместные дела, давайте простые задания, поощряйте его желание вам помочь.
  11. Проявляйте гибкость и за любым непослушанием и протестом старайтесь увидеть истинные причины такого поведения, чтобы мягко его скорректировать.
  12. Всегда с помощью ласки и слов давайте ребёнку понять, что любите его, как бы он себя ни вёл.

Каким бы трудным и ответственным ни казалось воспитание ребёнка в 2-3 года, процесс этот, вместе с тем интересный и способствующий развитию самих родителей. Любовь к своему крохе и умение выбрать правильный вариант поведения по отношению к нему создадут почву для превращения из бунтаря в вашего помощника и самостоятельную инициативную личность.

Муниципальное бюджетное дошкольное

Образовательное учреждение «Детский сад № 166»

Доклад на тему:

«Возрастные особенности ребенка 2-3 лет»

Воспитатель: Аллямова Эльмира Рашитовна

Иваново 2015 год

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 2 – 3 лет

Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже может справиться самостоятельно.

Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.

Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов. Чтобы не выдвигать ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, надо знать о характерных возрастных особенностях.

В возрасте 2 – 3 лет малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.

Теперь ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на вас. Постоянно следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи.

На третьем году ребенок может самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Иногда дети 2-3 лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их кормили, одевали и т.д. Необходимо понять причины такого поведения: если это каприз - проявите твердость, если ребенку стало скучно - своевременно усложните требования к нему. Не задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком, идите дальше. А может быть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать "маленьким", беспомощным, вернуть то время, когда мама принадлежала только ему.

Третий год в жизни ребенка называют кризисным (кризис 3 лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно говорит "я": "Я не хочу, я не буду!" Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять.

Без умения договориться с ребенком, ваша жизнь может стать очень трудной, а в ребенке будут формироваться неблагоприятные черты характера. Ребенок со сломленным "я", возможно, и станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего "крыла", будет искать другое, и еще не известно, окажется ли оно столь же добрым и любящим. Но в любом случае вырастит человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с комплексами неполноценности. Старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, но в пределах разумного.

Активно развивается речь ребенка. Если вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все еще с некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны умиляться этому, а тактично поправлять ребенка.

В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка 2-3 лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию.

Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало, - глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись, - поверхностен и он будет. Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.

К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети - зеркало взрослых. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.

Среди мыслительных операций важнейшими являются:

Называние цвета (желтый, красный, синий, зеленый),

Выделение величины (большой, поменьше, маленький),

Называние формы (круг, квадрат, треугольник),

Расположения предмета в пространстве (близко, далеко, высоко, низко, спереди, сзади);

Сравнение по цвету, форме, размеру;

Координация движений рук и зрения;

Формирование понятий «много», «мало», «один».

Нам взрослым важно:

Понимать, что энергичный и активный ребенок - это естественно, хотя и утомительно. Поэтому вам нужно по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы будете его партнером по игре.

Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!

Предоставлять возможности для самых разных игр с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года малыш нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужно доброжелательное сотрудничество.

Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. Понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.

Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через постоянное исследование нового.

Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке - закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком изобразить действия некоторых из них, и т. п.

Похожие публикации