Малыш на восьмом месяце жизни. Развитие ребенка в восьмой месяц жизни

Восьмой месяц привносит в жизнь ребенка много нового по всем ведущим линиям развития: познавательной, социальной, речевой, моторной и знаменует окончание второй четверти младенчества. В этот период закрепляются и совершенствуются приобретенные навыки, закладываются предпосылки дальнейшего роста и развития. К концу восьмого месяца жизни ярко вырисовывается индивидуальная окраска эмоциональной жизни малыша. Высвечиваются возрастные «достижения» ребенка. Как же помочь малышу в его развитии, на что обратить особое внимание?

В 7 месяцев ребенок научился ползать и, по сути дела, овладел возможностью ползком перемещаться в пространстве. На восьмом месяце он виртуозно использует это умение: ползает быстро, во всех направлениях, вползает по ступенькам детской горки на небольшую высоту, исследуя всё, что видит в пределах досягаемости. Любопытству крохи – нет предела!

На восьмом месяце к ребенку придет умение самостоятельно, без вашей помощи, садиться . К концу восьмого месяца жизни некоторые из малышей смогут научиться вставать у опоры , держась за перила кроватки, манежа или опираясь на сидение дивана, стула. Мало того, они попытаются самостоятельно перемещаться в вертикальном положении, держась за опору и делая первые самостоятельные шаги . К другим детям эти умения придут позже, на девятом – одиннадцатом месяце жизни.

Возможность сидя и стоя обозревать окружающее позволяет наблюдать ближнее и дальнее пространство, приближение и удаление предметов в перспективе. Малыша манят, привлекают дальние объекты за пределами «барьера» (ограждения). Это уже условие к овладению в скором будущем ходьбой.

Изменившиеся двигательные возможности малютки открывают перспективы его дальнейшего сенсорного развития (развития органов чувств). Его глаза привыкают видеть и узнавать предметы (игрушки) с разного расстояния и под разным углом зрения, ориентируясь на их внешние признаки: величину, форму, цвет, положение в пространстве . Так, например, малыш узнает свою игрушечную собачку («ав-ав»), когда видит ее на полочке, стоящую к нему в анфас или в профиль. Ребенок стремится взять каждую игрушку в руки, «обследовать» ее всеми доступными способами и даже лизнуть. Новизна манит ребенка, в результате складывается умение ориентироваться в окружающем пространстве, идет накопление опыта практических действий с предметами и игрушками в процессе самостоятельного перемещения (ползком).

Интенсивное сенсомоторное развитие налицо, в его основе лежит развитие действий с предметами (игрушками). Восьмой месяц в этом направлении привносит новое: малыш действует не с одним-двумя предметами, а с множеством однородных предметов, впервые познавая практику «прямых» и «обратных» (взаимоисключающих) действий. Например, складывание шариков в миску и их рассыпание; снятие колец большого диа­метра со стержня и их разбрасывание; складывание кубиков «кучкой» и их раскидывание и т.д. Для взрослого эти действия кажутся примитивными и бесполезными. Но, как же они важны для ребенка! Малыш впервые выступает в качестве «деятеля», способного осуществлять какие-то простейшие функциональные действия с предметами. Эти действия обусловлены физическими свойствами предметов (шарик можно катать, кубик прикладывать к кубику, кольца снимать со стержня и т.д.).

Это важно, потому что, как утверждают ученые, представление ребенка о себе как активном, действующем существе связано прежде всего с возрастанием его возможностей в практических действиях с предметами. Эмоциональный мир крохи обогащается за счет формирования его активной позиции в развитии действий с предметами. Удачи или неудачи являются реальным поводом для радости или огорчения малыша.

Чувства малютки становятся более адекватными миру житейских отношений. И взрослый играет в этом огромную роль, выступая в качестве проводника в царство «вещей и отношений»: малыш копирует его действия с предметами, обогащается его эмоциями, учится «быть человеком». Участие взрослого в жизни ребенка трудно переоценить. Совместные игры и общие эмоциональные переживания делают присутствие взрослого и его участие первостепенным условием психофизического благополучия крохи. Ребенка по-прежнему следует ласкать и всячески подчеркивать свою любовь к нему и заботу о нем.

К концу восьмого месяца жизни у ребенка складывается привязанность к определенному взрослому – близкому и любимому. Как правило, это ухаживающий за малюткой взрослый, чаще всего – мать. Ученые считают, что привязанность к взрослому необходима для дальнейшего развития ребенка. Недостаточность общения с малышом выступает как угроза его психической полноценности в будущем. Условием формирования привязанности к взрослому на данном этапе является удовлетворение потребности ребенка в «деловом» общении (действиях с предметами и игрушками). Зная, что у ребенка восьмого месяца жизни формируется привязанность к близким людям, родители должны учитывать эту потребность крохи, чутко откликаться на его желания, инициативу, как бы «идти» ему навстречу.

В этот период эмоциональное общение проходит на новом, более высоком уровне отношений: взрослый впервые начинает «обучать» малыша игровым действиям на основе подражания, используя лучшие традиции народной педагогики и фольклора для маленьких. Пестование ребенка обогащается так называемыми «разученными действиями» - играми в «ладушки», «до свидания», «прятки», «ку-ку» и т.д. Взрослый использует фольклорные тексты, которые ранее как пестушки уже присутствовали в жизни ребенка, а теперь необходимы для формирования активных игровых действий. Они разучиваются с малышом, выполняются «по слову». Достаточно маме сказать: «Ладушки, ладушки...» и малыш начинает «играть», «танцевать» ручками, выполняя последовательную цепь условных вариаций. В конце фольклорного текста ребенок кладет на головку ручки: «Кыш! Полетели, на головку сели, ладушки запели!».

Продолжается развитие речевых навыков малыша. Ребенок пользуется лепетом часто, сопровождая им все свои игровые действия. На вопрос взрослого «Где?» восьмимесячный малыш находит взглядом и указывает жестом (пальчиком) на знакомые предметы, игрушки, которые узнает уже не только в ранее известном ему месте, но и в любом другом – в том, в которое их переставили. В лепете малютки появляются новые фонемы (звуки). Взрослый, вслушиваясь в речь ребенка, повторяет за ним удавшийся новый слог, побуждая его таким образом «вступить в перекличку». Все сказанное нами позволяет сделать вывод: под умелым руководством взрослого к концу восьмого месяца жизни малыш делает определенный «скачок» по всем ведущим линиям развития. Локомоторное развитие обогащает сенсорную сферу ребенка, т.е. действия с предметами становятся источником формирования чувств, в частности, познавательной активности. Познавательная активность обогащается деловым общением со взрослым. Таким образом, создаются новые возможности для дальнейшего продвижения ребенка вперед.

Развитие и воспитание ребенка. 8-й месяц жизни

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Педагогическая направленность

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым

Подготовительные этапы развития речи и мышления. Ознакомление с окружающим миром

Развитие общих движений и действий руки

Мини программа 8-го месяца

1. Продолжать развивать ориентировочную активность в процессе действий с предметами (игрушками).

2. Обогащать познавательное развитие ребенка новыми впечатлениями:

1) широко использовать образные игрушки (например, петушка, зайчика, куколку и др.), позволяющие имитировать поведение одушевленных существ («ходят», «смотрят», «издают звуки», «поют», «танцуют» и т.д.);

2) продолжать знакомить с дидактическими игрушками (шары, кубики, кольца и др.); обогащать опыт практических действий с предметами, исходя из их физических свойств (шарики перекатываются, кубики кладутся друг на друга) и т.д.

1. Обогащать эмоциональный мир ребенка радостью общения со взрослым.

Проявлять открытость чувств к ребенку, подчеркивая любовь, нежность, ласку, интерес к нему.

2. Способствовать воспитанию у малыша любви и привязанности к близким.

3. Усиливать содержательную сторону общения с ребенком.

1. Продолжать формировать подготовительные речевые навыки.

2. Способствовать развитию понимания речи взрослого и активному речевому подражанию.

3. Развивать фонематический слух ребенка (речевые звуки), сочетая с развитием интонационного слуха.

4. Обогащать речевое общение: вводить понятные ребенку слова, сочетания слов, звукоподражания. Формировать потребность в речевом общении.

1. Продолжать развивать двигательную активность ребенка, оказывающую большое влияние на его физическое и психическое здоровье.

2. Совершенствовать локомоции : умение менять положение своего тела (повороты), самостоятельно (ползанием) преодолевать близлежащее пространство.

1. Осуществлять показы с образными игрушками, включая их в простые игровые сюжеты из 1-2 действий (собачка танцует, куколка едет на лошадке, петушок ходит и поет и т.д.)

2. Формировать подражание действиям взрослого (например, выложить шарики из коробки, покатать их; открыть коробку с игрушкой, откинув крышку, достать игрушку, закрыть коробку и т.д.).

3. Учить выполнять с помощью подражания два целенаправленных взаимосвязанных действия (например, приблизиться к мячу и толкнуть его).

4. Привлекать ребенка к совместным со взрослым действиям, постепенно развивая умение выполнять действия самостоятельно.

5. Знакомить с плоскостным изображением знакомой игрушки (например, петушка, собачки, куколки, уточки и т.д.).

6. Продолжать развивать движения пальцев, подбирая для манипулирования небольшие предметы (2,5-3,5 см в высоту) различной формы (шарики, кубики, конусы, кольца, цилиндры и др.).

7. Продолжать развивать тактильную чувствительность ладоней и пальцев (осязание), подбирая предметы, различные по материалу, фактуре, массе, плотности, упругости.

1. Усиливать содержательную сторону общения взрослого с ребенком в процессе игрового взаимодействия («деловое» общение).

2. Способствовать появлению у ребенка потребности в совместных действиях со взрослым (сотрудничестве).

3. В процессе ознакомительной игры давать ребенку образцы новых действий с образными и дидактическими игрушками.

4. В процессе «делового» контакта обогащать чувства ребенка яркими эмоциями.

5. Способствовать появлению у ребенка интереса к сотрудничеству со взрослым – простым совместным игровым действиям.

1. Создавать ситуации, побуждающие малыша вступать в речевой контакт со взрослым (эмоциональная активность, интересный показ игрушки, ситуация поиска, сюрприза и т.д.).

2. Фиксировать звуковой состав лепета и интонационную выразительность голосовых реакций.

3. Использовать практику речевой «переклички» взрослого с ребенком.

4. Сочетать простые и наглядные демонстрации игрушек с краткими пояснениями, побуждающими ребенка к лепету и интонированию.

5. Широко использовать звуковую и интонационную выразительность детского поэтического фольклора для формирования артикуляции (открытые слоги: «А-а-аля, э-м-м!»; закрытые слоги: «Дэ-дэ, би, бе-де-э, ба-ба-ба!» и др.).

1. Создавать условия, способствующие совершенствованию ползания – двигательного акта, имеющего особое значение для развития всей мышечной системы (брюшного пресса, груди, спины, конечностей).

2. Создавать условия, способствующие формированию умения самостоятельно садиться.

3. Развивать у ребенка состояние «мышечной радости», обеспечивая достаточную двигательную активность, направленную на освоение окружающей среды и действий с предметами.

4. Продолжать развивать действия руки. Совершенствовать мелкую моторику пальцев в занятиях с предметами (игрушками).

Реализация мини-программы и задач воспитания ребенка 8-го месяца

Лежа на боку, спине, животе, сидя, стоя, ребенок по-разному - с разных точек зрения – видит окружающее. Он обнаруживает «многоликость» вещей: пирамидка, матрешка выглядят совершенно по-другому, если на них смотреть сверху или сбоку.

Любопытство побуждает малыша к действию. А действуя, он познает свойства вещей, расположение предметов в пространстве и по отношению друг к другу.

Взрослый проводит с малышом специальные занятия, стимулирующие познавательную активность и действия с предметами (игрушками).

Примерные варианты занятий с дидактическими игрушками

Занятие 1.

Цель. Расширять представления об игрушках, изображающих живых существ (например, Петрушку, матрешку, поросенка, попугая и т.д.). Привлекать внимание к общим характерным деталям (все они имеют головку, глазки, носик и т.д.). В процессе показа, называя игрушку, отметить ее яркий признак, например, у зайчика – длинные ушки: «Это – зайка!» У поросенка – курносый носик-пятачок. «Хрю-хрю – это поросенок!».

Материал. Сюжетная игрушка (по выбору мамы).

Ход занятия. Мама держит в руках игрушку, привлекая внимание к ней движением и звуком, имитирующим звуки инструментов или голос показываемого существа. Например, «Вот Хрюша. Хрю-хрю-хрю!». Мама сжимает резиновую игрушку - раздается писк.

В первой части занятия мама вызывает интерес к игрушке. Активизирует желание подползти к игрушке и взять ее в руки. Если малыш делает попытку сесть, взрослый помогает ему.

Во второй части занятия ребенок действует игрушкой самостоятельно: раскачивает, сжимает, перекладывает из руки в руку, сжимает двумя руками и т.д.

В третьей части занятия, как только действия малыша становятся однообразными и он теряет интерес к предмету, взрослый разыгрывает с игрушкой различные простые сюжеты. Например, поросенок пропал или спрятался: «Где Хрюша?». Хрюша «прячется» под платок или в коробку и внезапно появляется.

В четвертой части занятия взрослый действует по ситуации, исходя из поведения малютки, «идет» как бы за ним, поощряет его активность и инициативу.

В конце занятия желательно включить какой-либо фольклорный текст, например: «Сарафанчик с рюшечкой –

Это наша Хрюшечка!

Хрю-хрю-хрю, хрю-хрю-хрю!

На Сереженьку (Сашеньку, Олечку) смотрю!»

Желательно этот текст пропеть, а затем «протанцевать».

Занятие 2.

Цель. Развивать активное подражание, выполняя два взаимосвязанных действия. Привлекать ребенка к совместным со взрослым действиям.

Материал. Цветные шарики разного размера (диаметром до 7 см), круглая коробка (диаметром 20-45 см).

Ход занятия.

На одеяле или на плотном ковре перед малышом лежат несколько шариков. Мама толкает шарик, двигаясь за ним, настигает и толкает вторично. Эти действия она сопровождает веселым разговором с ребенком, который наблюдает за ее действиями.

Во второй части занятия мама побуждает малютку повторить аналогичные действия с другим шариком: приблизиться к нему (ползком), толкнуть, последовать за ним и т.д.

Она высыпает цветные шарики из коробки. Шарики раскатываются. Взрослый предоставляет ребенку возможность действовать самостоятельно, так, как ему хочется.

Варианты . На глазах у малыша мама сортирует шарики, например, по цвету: красные – в одну сторону, синие – в другую. Малыш их снова смешивает.

С целью развития тактильной чувствительности ладоней можно предложить действовать с шариками из различных материалов или обтянутыми разнофактурными тканями.

Внимание! Действия с предметами и игрушками проходят только в присутствии взрослого, который следит, чтобы мелкие игрушки (менее 3-4 см) не попали в рот малыша. Взрослый не должен позволять ребенку подносить их ко рту.

Занятие 3.

Цель. Расширять чувственный опыт при действии с предметами, обладающими устойчивостью, имеющими углы и грани. Развивать активное подражание действиям взрослого; выполнять 2-3 взаимосвязанных действия (например, взять предмет из «кучи» игрушек, поманипулировать им, отложить в сторону).

Материал. Неокрашенные деревянные кубики, брусочки, призмы небольшого размера. Можно использовать строительный набор. Тележка (40х50см), на которой вперемешку лежат объемные геометрические фигуры.

Ход занятия. Мама выкатывает тележку на середину ковра. Привлекает к ней внимание ребенка. Взрослый берет один предмет, снимает с тележки, затем берет второй. Стучит кубиком о кубик. Наблюдает за действиями малыша. Если дитя повторяет его действия, то игровой момент дополняется, например, звукоподражанием: «Тук-тук» (стук каблуков). Если возникает ситуация, при которой мама накладывает кубики на тележку, а малыш тут же начинает их снимать, взрослый использует этот момент для организации совместных действий: игриво и весело накладывает кубики на тележку, давая ребенку возможность их снимать.

В процессе ухода за ребенком взрослый информационно обогащает бытовые ситуации - такие, как прием пищи, умывание, укладывание спать и т.д. Мама старается сообщать малышу («транслировать») свои намерения, действия, называть предметы, которые ребенок видит у нее в руках. Например: «Сейчас будем кушать. Где наша бутылочка? Где наша ложка? Леша ротик открывает. Вот как хорошо кушает наш мальчик. Смотрит Мишка, смотрит Зайка…

Нет, нет – это для нашего мальчика, для моего зайчика и т.д.».

Мама подчеркивает свое совместное участие и взаимодействие с малышом в достижении положительного результата.

Мама выражает радость и удовлетворение действиями малыша. Если раньше она просто ласкала сына или дочь, то теперь ее ласка приурочена к конкретной ситуации: мама поясняет, за что она его ласкает (хорошо кушает, хорошо собирает шарики в коробочку и т.д.).

Взрослый, изо дня в день повторяя привычные для малыша ситуации, находит все новые и новые поводы для восхищения ребенком.

Мама акцентирует внимание малыша на положительных сторонах их взаимодействия, употребляет много ласковых слов - «молодец», «умница», «хороший», «любимый».

Следует учитывать, что похвала воздействует более результативно, чем порицание, потому что именно похвала расширяет информационное поле общения взрослого с ребенком и его окружающей средой. Именно похвала создает радость «делового» общения, а взрослый выступает гарантом удачи. Малыш учится ориентироваться на эмоциональное отношение мамы к той или иной ситуации.

Потребность в общении с любимым взрослым и привязанность к нему способствуют развитию речевых навыков. Мама должна стремиться насыщать «деловое» общение речью: обращениями к ребенку по имени, ласковыми словами, звукоподражаниями и т.д.

Внимание! С ребенком следует ежедневно проводить специальные речевые занятия. При этом ставится задача вызвать ребенка на «перекличку» - двусторонний речевой контакт на основе подражания.

Малыш пока еще не понимает «взрослый» язык. Он умеет произносить только некоторые звуки. Взрослый, собираясь обучать ребенка подражанию звукам и слогам, должен знать, какие звуки и как малыш произносит.

Это необходимо потому, что в процессе обучения ребенка языку взрослый поначалу пользуется ресурсами «языка» малыша.

При произнесении звука мама стремится побудить ребенка к произнесению этого же звука, при этом малыш должен хорошо видеть ее лицо. Ведь он не только слушает ее, но и смотрит на мамин рот, следит за движениями ее губ.

Примерный вариант речевого занятия

Структура занятия .

Вступительная часть .

Взрослый наклоняется над ребенком, старается сосредоточить внимание ребенка на своем лице. Гладит малютку, интонирует, называя по имени: например, «В-о-о-лоденька», «В-о-лоденька? (с вопросительной интонацией)» и т.д.

Затем делается пауза (15-20 сек.).

Часть 1. «Перекличка».

Мама произносит звуки, подслушанные у ребенка. Пауза (15-20 сек). Если малыш вступил в речевой контакт со взрослым, необходимо сделать попытку повторить его.

Часть 2. Восприятие неречевых звуков - «озвученная игрушка».

Мама показывает какую-нибудь игрушку, например, поющего петушка, лающую собачку, мяукающую кошечку и др. Дает возможность рассмотреть ее, вызывает слуховое сосредоточение малыша на звуках, которые издает игрушка.

Пауза (15-20 сек).

Часть 3. Вторичный показ игрушки.

Игровые действия с нею. Звукоподражания.

Называние игрушки.

Часть 4. Повторение первой части занятия.

Заключительная часть.

Мама исполняет потешку или песенку о показанной игрушке.

Ребенок, овладевший ползанием к 7 мес., на протяжении 8-го месяца научится садиться, ложиться, а также вставать, стоять и снова опускаться, придерживаясь руками за опору.

Малыш осваивает эти движения в основном в процессе самостоятельной игры: он присаживается, опираясь то на одну, то на другую руку; опускается на спинку и затем опять садится.

1. Взрослый учитывает проявившиеся двигательные возможности ребенка, следит за усвоением новых движений и расширяет примерный комплекс гимнастических упражнений

На 8-ом месяце в гимнастический комплекс следует ввести упражнения присаживания.

Цель. Укрепить мышцы брюшного пресса, развить навык садиться.

Присаживание с помощью подтягивания малыша за обе руки.

Исходное положение:

возьмите лежащего на спинке ребенка за кисти рук.

Выполнение:

слегка подтягивая за согнутые в локтях руки, побуждайте ребенка сесть. Повторить 2-3 раза.

Присаживание с поддержкой малыша за одну руку.

Исходное положение:

положите ребенка на спину, фиксируя одной рукой колени ребенка, а другой - придерживая малыша за руку, отведенную в сторону.

Выполнение:

подтягивая малыша за руку и приговаривая: «Садись, садись!», побудите его сесть. Повторить 1-2 раза.

Овладев умением самостоятельно садиться, малыш вначале может сидеть совсем недолго, всего лишь несколько мгновений, но вскоре сидит уже довольно хорошо.

Внимание! Ребенка нельзя сажать насильно, следует «идти» за его навыками, не форсируя их.

2. Взрослый закрепляет умение малыша ползать в разных направлениях, используя различные игровые ситуации.

Примерный вариант занятия на развитие ползания

Цель. Учить ползать быстро и в разных направлениях.

Материал. Игрушки, издающие различные звуки (например, колокольчик, металлофон, бубен, ложки, погремушки, неваляшки и т.д.). Салфетки.

Ход занятия. В разных сторонах комнаты и отведенного игрового пространства разложить игрушки, прикрыв их салфетками.

Мама не показывает игрушку, но при этом звенит ею, раскачивая, например, неваляшку. Это побуждает малыша подползти и заглянуть под салфетку. Затем мама передает игрушку малышу.

В следующей части занятия мама привлекает внимание к предмету под другой салфеткой - например, колокольчику или бубну. Ситуация повторяется.

Старайтесь, чтобы в какую бы сторону ни направился малыш, в конце пути его ожидало то или иное достижение.

Уделяйте внимание развитию движений рук, показывая общий «рисунок» выполнения: захват предмета сверху, сбоку и т.д.

Показатели развития ребенка к концу 8-го месяца

1. Действует с игрушками в зависимости от их свойств (круглые – катает; кубические – кладет друг на друга и т.д.). Занимается долго и разнообразно:

1) выкладывает предметы из емкости путем ее переворачивания (высыпание шариков из коробки и т.д.);

2) кладет в ведерко 2-3 предмета; имеет опыт действий с игрушками, используя полое пространство;

3) открывает (откидывает) крышки с игрушечной кастрюльки, бидончика, коробочек и т.д.;

4) перекладывает предметы из руки в руку;

5) производит действия с игрушками, действуя двумя руками;

6) катает предметы: толкание игрушки от себя, затем – следование за отталкиваемым предметом;

2. Подражает действиям взрослого с игрушками (сжимает, трясет, стучит, отбрасывает, придвигает, переворачивает и т.д.).

3. В действиях с игрушками обнаруживается более развитая моторика пальцев: предметы небольшого размера берет щепотью, более крупные – всей ладонью приемом накладывания сверху.

4. В моменты яркой заинтересованности способен заниматься игрушками от 3 до 5-6 мин.; в случае, если взрослый поддерживает ориентировочную активность малыша личным участием – до 8-10 мин.

1. Обнаруживает привязанность к близким ему взрослым, может выделять среди них наиболее любимого.

2. Чувствителен к похвале взрослого. Улыбкой или хныканьем добивается участия взрослого, просится к нему на руки.

3. Активен в совместных играх со взрослым: «Прятки», «Здравствуй – до свидания!», «Ку-ку!», «Где петушок?» и т.д.

4. Эмоционально отзывчив на настроение взрослого. Способен эмоционально «заряжаться» от взрослого. Радуется веселому разговору с ним, его пению, плясовым движениям.

5. Проявляет интерес к другим детям: наблюдает за их действиями, смеется или лепечет.

Понимание речи.

Заметно расширяется понимание речи взрослого, обращенной к ребенку:

1) на вопрос «где?» поворачивает голову в сторону названного предмета (знакомого и постоянно находящегося в определенном месте);

2) может находить предмет среди двух-трех знакомых ему; (примечание: вопрос о каждом предмете задают несколько раз, делая паузу (5 сек.); ребенок на вопрос «где?» смотрит на названный предмет);

3) слыша свое имя, малыш поворачивается ко взрослому, выжидающе смотрит, подползает или действует по ситуации, заданной взрослым;

4) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия: «Ладушки», «Прятки», «Ку-ку» и т.д.

Подготовительные этапы активной речи.

1. Произносит за взрослым (по подражанию) слоги, наличествующие в лепете.

2. Лепет, в котором присутствуют фонемы родного языка, начинается во многих ситуациях, когда у ребенка возникает повышенный интерес к чему-либо.

Развитие общих движений.

1. Самостоятельно садится: поворачивает голову в сторону игрушки из положения «лежа на боку», затем опирается на руку и садится.

2. Может из положения «сидя» и опираясь при этом на руку самостоятельно поменять положение тела - например, лечь на живот.

3. К концу 8-го месяца овладевает разными способами перехода из одного положения в другое.

4. Придерживаясь руками за барьер, малыш делает попытки самостоятельно встать. Если это движение у него получается, может стоять, держась за опору (1-1,5 мин). Затем опускается на колено, сгибает другую ногу и, придерживаясь, становится на четвереньки или садится.

5. Может повторить вторичный подъем у опоры. Стоит на прямых широко расставленных ногах примерно 1 мин.

6. Делает попытки из положения «стоя» переступать боком, держась за барьер.

Развитие действий руки.

1. Действия руки начинают отличаться своим «рисунком»: рука скользит по поверхности, накрывает предмет сверху и петлеобразно с постепенным опусканием и т.д.

2. Может придерживать руками чашку, находящуюся в руках у взрослого.

На восьмом месяце малыш готов к исследованию квартиры и окружающей обстановки!

Ребенок уже сидит без поддержки, начинает активно ползать. А маме приходится прятать вещи от карапуза и завязывать шкафчики. Уже пора объяснять ребенку, что хорошо, а что плохо.

Малыш отлично понимает, что делать, если что-то не получается: попросить помощи у взрослых! Интеллект ребенка развивается стремительно, а занятия с малышом становятся все увлекательнее.

Вес малыша в семь месяцев-8-9 кг, а рост - 68-72 см.

Прикорм ребенка на восьмом месяце жизни

На восьмом месяце жизни в прикорм ребенка вводится творожок. Добавьте в кастрюльку равное количество молока и кефира, доведите до кипения. Затем покрошите туда печенье, чтобы оно размокло. Выловите гущу шумовкой. Добавьте любимое фруктовое пюре малыша. Творожный десерт готов!

К концу восьмого месяца можно делать запеканку с фруктами в духовке из магазинного творога. Как и в случае введения в рацион ребенка фруктового пюре, первый раз давайте малышу крохотную часть приготовленного: всего половину чайной ложечки, постепенно, день за днем, увеличивая порцию.

Так же в семь месяцев в рацион ребенка добавляется мясное пюре. Можно использовать как детские консервы из магазина, так и приготовить мясное пюре в домашних условиях. Для этого хорошенько проварите мясо говядины, затем измельчите в блендере, добавьте немного бульончика, и пюре для крохи готово!


Что умеет малыш на восьмом месяце жизни?

  • Ребенок умеет сидеть без поддержки.
  • Из положения сидя может лечь на животик.
  • Многие малыши в семь месяцев уже умеют ползать. Но это вовсе необязательный навык этого возраста, некоторые карапузы сразу начинают ходить, минув стадию ползания.
  • Малыш на восьмом месяце жизни твердо стоит у опоры до 2 минут.
  • Из положения стоя у опоры ребенок может опуститься на четвереньки, а затем сесть.
  • В семь месяцев малыш может делать один-два шага в сторону у опоры, формируются первые навыки ходьбы.
  • Ребенок умеет вкладывать маленькие предметы в большие, например, кубики в ведерко. Также малыш умеет их и выкладывать.
  • На восьмом месяце жизни ребенок берет большие предметы всей ладошкой, а маленькие - пальчиками.
  • Если родители учили малыша, то он уже самостоятельно справляется с ложкой за обедом, умеет пить из кружки.
  • Ребенок переживает страх расставаясь с мамой, становится очень привязан к ней.
  • На восьмом месяце жизни малыш понимает смысл многих слов, выполняет просьбы «дай», «попей»…
  • Жестами может показывать на интересующие его вещи, выпрашивая их.
  • По памяти выполняет заученные действия под слова потешек.
  • На восьмом месяце жизни малыш с интересом рассматривает других детей, говорит с ними на своем языке.
  • Добивается похвалы родителей. Важно не просто ласкать малыша, как это было раньше, сейчас ребенок уже ждет похвалу за выполненные действия.

Игры и занятия с малышом на восьмом месяце жизни ребенка

  • Для закрепления навыка ползания играйте с ребенком в поиск игрушки. Ребенок лежит на животе, по периметру от него на недосягаемом расстоянии положите игрушки (колокольчик, пищалка и прочие звуковые), накрытые салфеткой. Позвоните в колокольчик под салфеткой, малышу станет интересно, и он будет стараться доползти до игрушки. Когда ему это удастся, ребенок сбросит салфетку. Похвалите его и разрешите поиграть с игрушкой, прежде чем приступать к новой задаче.
  • Называйте слоги, которые малыш знает. Он с удовольствием будет повторять, отвечать вам. Таким образом тренируется речевой аппарат ребенка.
  • Собирайте вместе с малышом пирамидку и разбирайте. Стройте башенки из кубиков.
  • Играйте в жестовые игры.
  • Читайте малышу книги с картинками, показывайте при чтении на рисунки героев, называйте их.
  • Изучайте мир животных с помощью игрушек ребенка. Например, зайка прыгает, говорите «прыг-скок» и показывайте это действие.
  • Можно купить пальчиковые игрушки, на восьмом месяце жизни ребенок с удовольствием будет смотреть театр в мамином исполнении.
  • На восьмом месяце жизни ребенок очень интересуется предметами с кнопочками: пульты, телефоны и пр. Позволять малышу переключать телевизор не стоит, так как эта игра может понравится крохе больше других, а пользы от нее немного. Лучше подарить ребенку ненужный пульт или старый телефон, предварительно его протерев, пусть малыш нажимает на кнопочки и развивает моторику. Только следите за тем, чтобы кнопки не вынимались из новой игрушки.

Прививки ребенку в 7 месяцев не назначают.

Какой прикорм вы давали своему малышу в семь месяцев? Ваш малыш был спокойным ребенком или же постоянно требовал внимания?

Когда исполняется 8 месяцев ребенку, родители замечают множество изменений – как физиологических, так и психологических. Хотя каждый малыш развивается по своему индивидуальному графику, существуют некоторые обобщенные параметры относительно норм прибавок в росте и весе, умений и навыков, психоэмоциональных проявлений.

8 месяцев ребенку – вес и рост

Такие важные параметры, как рост и вес ребенка, в 8 месяцев уже увеличиваются не столь стремительными темпами, как ранее, в первое полугодие жизни. За месяц груднички в этом возрасте прибавляют в весе приблизительно 300-600 г, а длина тела увеличивается на 1,5-2 см. Небольшое замедление изменений этих показателей связано с тем, что на этом этапе основным заданием детского организма становится формирование физических навыков, двигательная активность. Рассмотрим, сколько должен весить ребенок в 8 месяцев, согласно данным Всемирной организации здоровья:

  • мальчики – примерно 8,6 кг (прибавка веса от рождения около 5,3 кг);
  • девочки – 8 кг (прибавка от рождения составляет 4,8 кг).

Что касается роста, но средние нормы таковы:

  • для мальчиков – 70,6 см (прирост от рождения примерно 20,7 см);
  • для девочек – 68,8 см (прирост от рождения – 19,6 см).

Питание ребенка в 8 месяцев

Родителям следует правильно формировать рацион питания ребенка в 8 месяцев, так как ни грудное молоко, ни адаптированная смесь уже не способны покрывать потребности детского организма в получении важных питательных компонентов. Ребенок в 8 месяцев должен получать разнообразный , в том числе уже можно предлагать пищу с более плотной консистенцией, с небольшими комочками, твердые продукты и многокомпонентные блюда. Вскармливание грудным молоком или его заменителем продолжается.

Кормить карапуза рекомендуется за столом, усаживая на детский стульчик. В руки ему нужно дать ложечку, которая пока что может играть символическую роль для формирования навыка самообслуживания. При этом взрослый должен кормить ребенка другой ложечкой. Следует приучать малыша пользоваться для питья чашкой, которую помогает поддерживать кто-то из родителей.

Грудное вскармливание в 8 месяцев

Если с лактацией у мамочки все в порядке, то рацион ребенка в 8 месяцев обязательно должен включать , ведь чем дольше детский организм будет получать эту ценную жидкость, тем лучше для здоровья – физического и психического. Современные педиатры советуют по возможности продолжать кормление грудью до одного-двух лет, в том числе сцеженным молоком, если мама вышла на работу.

Зачастую, когда 8 месяцев ребенку, оставляют два кормления маминым молоком – утром после пробуждения и вечером перед отходом к ночному сну, а в остальное время кроха питается «взрослой» пищей. При этом в течение дня и ночью малышей можно прикладывать к груди по требованию. Если лактация прекратилась, нужно обсудить с врачом вопрос применения искусственной смеси.

Прикорм в 8 месяцев

В этот период жизни рекомендуется осуществлять три прикорма в течение дня с периодичностью примерно 4 часа. С учетом кормлений грудью или смесью, предусматривается пятиразовое кормление. Общий объем съедаемой пищи – около 1 литра. Важно уже сейчас приучать малютку к привычным для большинства вариантам питания – завтрак, обед, ужин, причем на завтрак традиционно дают каши, а на обед – жидкие блюда. В последующем благодаря этому ребенку легче будет адаптироваться к приемам пищи в детском саду.

Перечислим, чем кормить ребенка в 8 месяцев, какие продукты ему следует давать:

  • , приготовленные на воде, молоке или смеси (гречневая, овсяная, рисовая, кукурузная, ячневая, пшенная);
  • овощи (морковь, картофель, цветная капуста, брокколи, тыква, кабачок);
  • фрукты (яблоко, груша, банан, персик, абрикос, слива);
  • ягоды (малина, черная смородина);
  • кисломолочные продукты (творожок, кефир, );
  • сливочное и растительное масло;
  • яичный желток;
  • хлебобулочные изделия (пшеничный хлеб, сухарики, галеты, сушки);
  • мясо (индюшатина, курятина, говядина, крольчатина);
  • рыба (морская и пресноводная, обязательно нежирная);
  • субпродукты (печень, язык, сердце).

В зависимости от срока начала первого прикорма в этом возрасте новыми продуктами для малышей могут быть:

  • желток;
  • кефир;
  • йогурт;
  • субпродукты;
  • рыба;
  • мясо.

Груднички, у которых уже есть зубки, обязательно должны начинать осваивать негомогенизированную пищу и учиться жевать. Продукты следует разминать посредством вилки, перетирать через крупное сито.


Меню ребенка 8 месяцев на грудном вскармливании

Рассмотрим, какие блюда может включать дневное меню ребенка в 8 месяцев:

  1. Первый завтрак – 06:00-07:00: грудное молоко.
  2. Второй завтрак – 10:00-11:00: каша, сливочное масло, фруктовое пюре, кисломолочные продукты, сок, компот, морс.
  3. Обед –14:00-15:00: овощной суп, овощное пюре, мясное пюре, рыба, субпродукты, желток, хлеб, растительное масло, компот.
  4. Ужин – 18:00-19:00: творог, кефир, йогурт, фруктовое пюре, хлеб, сухари, печенье.
  5. Кормление перед сном – 22:00-23:00: грудное молоко.

Меню ребенка 8 месяцев на искусственном вскармливании

Следует знать, что прикорм в 8 месяцев при грудном вскармливании не отличается от такового при искусственном питании, поэтому в вышеприведенном меню на день можно просто заменить первое и последнее кормление употреблением смеси. Чтобы маме было легче ориентироваться, чем кормить малыша на завтрак, обед, ужин в течение недели, приведем примерное меню ребенка в 8 месяцев на искусственном или естественном вскармливании.

День недели

Обед Ужин

Понедельник

каша овсяная с яблоком, морковный сок

картофельно-кабачковое пюре с растительным маслом, индюшиное пюре, фруктово-ягодный компот

творог, пюре из груши, сухарики

гречневая каша со сливочным маслом, компот, сухарик

овощной суп, паровая рыбная котлета, хлеб, ягодный морс

кефир, бананово-яблочное пюре, галеты

Среда

кукурузная каша со сливочным маслом, пюре из персика

пюре из цветной капусты и брокколи, перетертая отварная крольчатина, компот

творог с малиной, йогурт, сушки

рисовая молочная каша с тыквой, сок яблочный

суп с картофелем, морковью и желтком, паровые тефтели из курицы, сок грушевый

творог, сливовое пюре, галеты

пшенная каша со сливочным маслом, печеное яблоко, кефир

рыбный суп с овощами, кабачково-морковное пюре, ягодный компот

грушево-яблочное пюре, сухарики

творог с бананом и персиком, йогурт, галеты

суп с говядиной и картофелем, отварная цветная капуста, ягодный морс

кефир, морковно-яблочное пюре, сушки

Воскресенье

гречневая каша с маслом сливочным, яблочно-тыквенный сок

пюре из кабачка, картофеля и брокколи с отварной перетертой печенью, компот

творог, галеты, абрикосово-яблочное пюре

Режим ребенка в 8 месяцев

Когда исполняется 8 месяцев ребенку, его физическая и социальная активность резко возрастают, поэтому этот период можно назвать переломным для малыша и более хлопотным для родителей. Вместе с тем, с крохой становится все более интересно общаться, и времени на это можно отводить все больше, ведь период бодрствования увеличивается. То, сколько спит ребенок в 8 месяцев, является индивидуальным показателем, но зачастую дети отдыхают днем дважды по 1,5-2 часа. Ночной сон крепкий, без пробуждений, составляет около 8 часов.

В периоды бодрствования, которые составляют по 5-6 часов, с малюткой нужно гулять на улице, играть в развивающие игры, общаться. Кроме того, в 8 месяцев ребенку необходима ежедневная утренняя гимнастика для укрепления мышечного корпуса перед последующим овладением навыка ходьбы с опорой, для развития координации движений и . Не следует забывать о ежевечернем купании, гигиенических процедурах.

Развитие ребенка в 8 месяцев

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев, какие психологические и физические характеристики доминируют в этом возрасте:

  • уверенно сидит без опоры, тянется за игрушкой из сидячего положения;
  • садится из положения лежа;
  • встает на ножки, держась за опору;
  • активно ползает на четвереньках;
  • берет игрушки, перекладывает из руки в руку, подолгу рассматривает, изучает;
  • в течение 10-15 минут самостоятельно играет с игрушками;
  • четко и осмысленно выговаривает слоги, произносит односложные слова;
  • показывает на предметы, которые называет взрослый;
  • пьет из кружки, которую держит взрослый, придерживая ее своими ручками;
  • разделяет «своих» и «чужих», проявляет привязанность к родителям и замкнутость к посторонним;
  • проявляет интерес к другим детям;
  • узнает себя и близких на фото.

Ребенок не сидит в 8 месяцев

Если ребенок в 8 месяцев не сидит самостоятельно, не всегда это свидетельствует о задержке физического развития и о каких-либо патологиях. Это может быть особенностью малыша и, вполне возможно, что кто-то из его родителей также поздно начал сидеть, стоять, ходить. При этом все же следует показаться педиатру и неврологу, которые при необходимости назначат укрепляющий массаж, специальные физические упражнения, физиотерапевтические процедуры.

Ребенок не ползает в 8 месяцев

С учетом того, что умеет ребенок в 8 месяцев в норме, неспособность малыша ползать в этом возрасте очень пугает родителей. Возможно, на самом деле нет повода для беспокойства, но, чтобы удостовериться в этом, следует обратиться к специалисту. Некоторые детки просто пропускают этот этап и сразу начинают ходить ближе к годику, недоношенные же зачастую начинают ползать в 10-11 месяцев.

Как развивать ребенка в 8 месяцев?

Родителям следует знать, как развивать малыша в 8 месяцев, чтобы совершенствовать его навыки, разрабатывать новые, помогать формироваться личности. Ребенку в 8 месяцев требуется постоянно давать новую информацию, которую он с удовольствием воспринимает и впитывает. Помните, что в этом возрасте малыши копируют действия и слова родителей, поэтому нужно следить за всем, что вы говорите и делаете.

Игрушки для детей в 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок с удовольствием и пользой будет играть с такими игрушками:

  • резиновые мячики разных размеров;
  • молоточек с пищалкой;
  • небольшая пирамидка с кольцами;
  • пирамидки-стаканчики;
  • мягкие книжки;
  • простейшие сортеры с крупными отверстиями;
  • прозрачная пластиковая коробка, в которую можно складывать разные игрушки;
  • тканевые мешочки с разными крупами.
  • простые музыкальные инструменты – барабаны, флейты, клавишные, колокольчики;
  • говорящие игрушки;
  • куклы и машинки.

В 8 месяцев продолжает совершенствоваться развитие ребенка во всех направлениях: физическом, психическом, социальном. Малыш открыт миру и начинает активно взаимодействовать с окружающими – улыбается, гулит, играет в «ладушки», и усердно лепечет новые слоги. Этот возраст можно охарактеризовать как время начинаний и обретения новых навыков.

Рост и развитие ребенка в 8 месяцев

К восьми месяцам темпы роста грудного ребенка несколько снижаются. Малыш прибавляет в весе 400-500 г в месяц, а в росте – от 1,5 до 2 см.

Важно! В некоторых случаях ребенок уже со второго полугодия жизни может опережать средние показатели по своему физическому развитию. Чаще всего это связано с тем, что в родословной малыша преобладают крупные члены семьи. Такие дети растут здоровыми, крепкими и сообразительными, и их ускоренное развитие не должно вызывать у родителей переживаний.

У восьмимесячного малыша уже могут вырасти 2-4 зуба, обычно первыми прорезываются два нижних и два верхних центральных резца. Но если у вашего ребенка еще не прорезался первый зубик, то не стоит волноваться – это вполне нормально, ведь каждый организм индивидуален.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Существует мнение, что с самого рождения мальчики и девочки развиваются в абсолютно разных темпах, что приводит к многочисленным спорам «кто в чем сильней». Наиболее часто встречающиеся отличия, которые зачастую видны родителям невооруженным взглядом, мы отобразили в таблице.

Умения, навыки, развитие Мальчики Девочки
Физическое развитие ребенка Рождаются крупнее девочек, отличаются большей окружностью головы и весом. В среднем 8-месячный мальчик весит в среднем от 6,5 до 8 кг. Рождаются меньше ростом и весом, чем мальчики. Девочки в 8 месяцев весят примерно на 250-350 г меньше.
Ходьба Мальчики начинают ходить на 2-3 месяца позже девочек Делают первые шаги еще до 1 года
Осязание С рождения обладают меньшей чувствительностью, чем представительницы женского пола, их менее раздражает телесный дискомфорт Больше развито ощущение прикосновения, любят ласку и проводить много времени на руках взрослых
Зрение Мальчики с младенчества опираются на дальнее зрение, более активно используя все окружающее их пространство В игре девочки чаще опираются на ближнее зрение, занимаясь в ограниченном пространстве
Слух Острота слуха у мальчиков выше, чем у девочек Более чувствительны к шуму
Речь Начинают говорить на 4-6 месяцев позже, чем девочки Первые слова произносят в 8-9 месяцев

Несмотря на столь противоречивые различия, наблюдения педиатров доказывают, что нет абсолютно никаких половых отличий в освоении навыков: каждый ребенок развивается и «взрослеет» в собственном ритме.

Психологи объясняют подобные заблуждения касаемо развития детей разных полов так называемыми «родительскими ожиданиями». Это говорит о том, что часто мамы физически крепких мальчиков переоценивают их моторные навыки, а у девочек те же достижения остаются незамеченными.

Навыки малыша в 8 месяцев: что умеем делать

Восьмимесячный ребенок необычайно подвижен. Малыш к этому возрасту уже вполне уверенно сидит и может сам пересаживаться с одного места на другое. Он активно пробует вставать, держась за что-нибудь крепкое. Привыкнув к вертикальному положению и оттолкнувшись от опоры, ребенок попробует несколько секунд удержать свое вертикальное положение без неё.

Что умеет делать ребенок к 8-ми месячному возрасту:

  • из положения лежа малыш умеет сам присаживаться, опираясь на руки, а также из положения сидя может лечь обратно;
  • ребенок переворачивается во всех направлениях без труда, по собственному желанию;
  • держась за бортик кроватки, может мелкими шажками передвигаться по ней. А если взять кроху за ручку, то малыш будет пытаться шагать вперед, но лишь на несколько секунд – его мышцы еще не готовы к полноценной ходьбе;
  • грудничок машет на прощание ручкой «пока-пока», хлопает в ладони, играя в «ладушки»;
  • в восемь месяцев малыш активно и быстро ползает, может перемещаться с удержанной в ладони небольшой игрушкой/предметом;
  • маленькие предметы кроха удерживает двумя пальцами;
  • выполняет с игрушками простейшие действия – катает мяч, стучит кубиками друг о друга, складывает мелкие детали в сортер и т.д.;
  • показывает на себя в зеркале, некоторые дети в этом возрасте узнают себя на фотографии;
  • показывает рукой (пальцем) в сторону предмета, называемого взрослым («где кукла?», «покажи, где машина»);
  • пытается самостоятельно пить из чашки. Кушает маленькие кусочки пищи (сыр, творог, печенье). Пытается «накормить» маму;
  • при высаживании на горшок сидит с интересом, не сопротивляется;
  • узнает близких из своего окружения (маму, папу) среди других взрослых.

А теперь небольшой видео обзор того, что умеет ребенок в 8 месяцев:

Нейро-психомоторное развитие восьмимесячного ребенка

Моторика и психическое развитие ребенка в 8 месяцев продолжают развиваться и претерпевать изменения. Малыш с каждым днем все лучше понимает взрослую речь. Он уже способен выполнять простые просьбы, что говорит о правильном и всестороннем развитии ребенка. Привязанность к маме становится еще сильнее, чем в предыдущие месяцы. Кроха с плачем переносит расставания, а когда мама рядом – он спокоен. Некоторые дети в этом возрасте быстрее идут на контакт к незнакомому человеку, если он всячески играет с ребенком, проявляет к нему дружелюбие.

Чему научился малыш к 8 месяцам:

  • новые предметы ребенок изучает не только взяв в руки и потрогав, в восьмимесячном возрасте ему становится интересно пощупать материал, погладить его ладошкой или пальчиками;
  • просится на руки и тянется ко всему, что находится за пределами его доступности – к створкам шкафа, полкам, окну. При приближении к объекту, с интересом рассматривает все, пытается открыть закрытое, все трогает ручками;
  • понимает, если ему что-то запрещают, настораживается и обижается на строгий тон;
  • может 10-15 минут самостоятельно занять себя игрой, а если пришлось прерваться, то после краткого перерыва может снова вернуться к незаконченному занятию;
  • ребенок уже испытывает ощущения радости и неудачи, при невозможности достигнуть чего-то он расстраивается. С этого возраста родителям нужно уделять время для поддержки малыша, хвалить его и радоваться вместе с ним его первым успехам;
  • первые попытки манипуляции для достижения желаемого могут начаться как раз в 8-9 месяцев. Здесь важно осторожно, но настойчиво установить рамки – что можно, а что нельзя;
  • проявляет интерес к другим детям, стремится установить с ними эмоциональный контакт: улыбается, отвечает гулением на разговор, старается прикоснуться или, наоборот, стесняется и прячется за мамой.
Речь Ребенок обращает на речь много внимания, пытается имитировать речь лепетом. Долго и с удовольствием «рассказывает» нараспев, придавая слогам разную интонацию. Появляются узнаваемые звуковые сочетания «ма», «па», «ба».
Слух Услышав шум, ребенок прислушивается и поворачивает голову в его сторону. На неприятные, слишком громкие звуки малыш реагирует отрицательно – испуганно, с плачем. Понимает простые произнесенные просьбы («дай», «на», «где?»), также знает значения слов «нельзя», «нет».
Зрение Малыш следит за всем предметами в его поле действия. Координация движений глазных яблок хорошо сформирована, ребенок не косоглазит. Обращает внимание на незнакомые предметы, интересуется ими, часто проявляет удивление.
Эмоции От взрослого ребенок требует уже не только внимания и ласки, но и помощи в действиях с предметами и игрушками. Например, малыш выбрасывает игрушку на пол и ждет, когда мама её поднимет, при этом радостно смеется. Кроха постоянно занят чем-то, и в своих играх привлекает взрослого к совместной деятельности.
Моторика Кроха способен устойчиво сидеть, самостоятельно садиться из любого положения. Встает на четвереньки, ползает. Активно пытается вставать на ножки, держась за опору. Уронив предмет, может наклониться и взять его, придерживаясь опоры.
Игра Катает машинку, выбрасывает игрушки из кроватки или манежа и наблюдает за ними, разбирает пирамидку. У ребенка растет умственное развитие, он настойчиво и целенаправленно отталкивает предметы, любит играть с неваляшкой. Может складывать мелкие предметы в крупные. С интересом перебирает мягкие шуршащие книжки, играет на развивающем коврике.

Примерный режим дня: как проходит день в 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок спит больше времени проводит в бодрствовании, изучая окружающий мир, а времени на сон с каждой неделей уходит все меньше. Если говорить о продолжительности сна, то общий показатель отдыха во сне для этого возраста держится в пределах 15 часов. Ночью кроха может спать до 10 часов, а в дневное время остаются в большинстве случаев два сна по 1,5-2 часа.

Примерный распорядок дня у ребенка в 8 месяцев может выглядеть так:

6:30 Пробуждение.

1 кормление (грудное молоко/молочная смесь)

7:00 Утренний туалет, гигиенические процедуры
7:30 Бодрствование
9:00 Легкая гимнастика
10:00 2 кормление
10:30 Бодрствование, игры с мамой
11:30 Прогулка + первый дневной сон
13:30 3 кормление
14:00 Бодрствование, активные игры, чтение
15:00 Прогулка + второй дневной сон
17:30 4 кормление
18:30 Период бодрствования, спокойные игры
20:30 Купание
21:00 5 кормление (грудное молоко/молочная смесь)

Гигиенические процедуры, подготовка к ночному сну

Ночное время Детки на грудном вскармливании – прикладывание к груди 3-5 раз,

дети-искусственники спят всю ночь и не просыпаются на кормление.

Гулять с карапузом в возрасте 8 месяцев педиатры рекомендуют не менее двух раз в день. Лучше, если первая прогулка выпадет на утренние часы (с 11 утра до 13 часов дня), а второй сон уже после обеда (в 15-18 часов). Некоторые малыши продолжают спать в коляске во время прогулок. Но многие дети уже не спят все время пребывания на улице, предпочитая рассматривать все вокруг.

Едим с аппетитом – что на столе у 8-месячного ребенка

Грудной ребенок в 8 месяцев продолжает получать грудное молоко 2-3 раза в сутки (в зависимости от количества молока у матери). От дневного кормления грудью идет постепенный отказ, его заменяют кефиром с размоченным детским печеньем, фруктовым пюре или соком. В остальных кормлениях преобладают:

  • каша;
  • творог;
  • йогурт (предназначенный для малышей);
  • овощное пюре с добавлением шпината, листовой петрушки, лука;
  • овощные протертые супы;
  • мясное пюре, в т.ч. с добавлением субпродуктов (печени, языка);
  • отварное филе рыбы;
  • фруктовое пюре или скобленое яблоко;
  • детский травяной чай.

На заметку! Меню у детей на грудном и искусственном вскармливании к данному возрасту практически совпадает.

4 собенности кормления 8-месячного грудничка:

  1. В возрасте 7-8 месяцев важно тренировать десна для постепенного приучения к жеванию более твердой пищи. Для этого малышу можно давать сухарик, который он будет обсасывать и пытаться разжевать.
  2. Если кроха уже уверенно может самостоятельно сидеть, то кормить его можно за столом, усаживая на специальный детский стульчик. На шею надевается слюнявчик или завязывается салфетка. В руки ребенку дается ложка, которая пока играет символическую роль для формирования навыка самообслуживания (младенца кормит взрослый, пользуясь другой ложкой).
  3. Необходимо всячески поощрять малыша пользоваться чашкой для питья. Удерживать в 8 месяцев чашку ребенок еще не может, поэтому его должен поить взрослый, а кроха пусть держится за неё рукой.
  4. Перед кормлением каждый раз необходимо мыть ребенку руки. Это не только процедура соблюдения гигиены, – вода играет роль раздражителя нервных окончаний кожи. При регулярном мытье рук перед едой образуется условный рефлекс, стимулирующий выработку пищеварительных соков, что усилит аппетит и создаст нужный настрой малыша к предстоящему приему пищи.

Учимся играя –занятия с грудным ребенком 8 месяцев

Понять, правильно ли развивается ваш ребенок, очень просто – предлагаем пройтись по пунктам и попробовать поиграть с малышом в незамысловатые игры. Если кроха с легкостью выполняет намеченное вами, то вы на верном пути.

  • Ваш малыш находится в положении лежа. Сядьте перед ним и покажите ему интересный предмет (игрушку, книжку и т.д.). Ребенок должен потянуться за ней и принять сидячее положение без вашей помощи и поддержки.
  • Посадите ребенка и играючи набросьте на него легкую пеленку. Малыш должен самостоятельно сбросить её с себя.
  • Проверьте реакцию сопротивления: дайте младенцу игрушку и через пару секунд попытайтесь забрать её у него из рук. Малыш в 8 месяцев должен показать протест – оттолкнуть вашу руку, игрушку отнять обратно или же потянуть её на себя.
  • Поиграйте с крохой в «ку-ку» (прятки). Ребенок при вашем появлении должен проявлять радость, смеяться, и показывать ручкой, чтобы вы спрятались снова.
  • Покажите ребенку на фото лица тех, кто находится в его постоянном окружении. Хорошо, если малыш покажет пальчиком, где он, или папа/ мама. К девяти месяцам ребенок может сопровождать показывание пальчиком еще и слогами «ма», «па».
  • Положите перед ребенком несколько небольших предметов. Хотя бы один из них он должен взять двумя пальчиками – «пинцетным» захватом.
  • Грудной ребенок в 8 месяцев уже способен повторять действия за взрослым. Покажите малышу, как нанизываются кольца на пирамидку – он повторит за вами, пусть сделает это и неправильном порядке.

Что должно насторожить родителей?

  • Ребенок не проявляет интереса к физической активности – не ползает, не стает, не пытается сесть.
  • Малыш не пытается подняться и встать возле опоры даже с вашей поддержкой.
  • Не интересуется игрушками, не берет их в руки, не перекладывает из одной ладони в другую.
  • Не проявляет речевой активности – отсутствует лепет, не пробует произносить простейшие слоги.
  • Кроха не проявляет эмоций, не улыбается, не выражает удивление, грусть.

Перед заключительной частью статьи обязательно посмотрите интересное видео, снятое на основе опыта. Ребенку 8 месяцев – обзор мамы:

Выбираем правильные игрушки для малыша

  • Музыкальный молоточек с встроенной пищалкой укрепит мышцы рук и разовьет координацию. Покажите крохе, как можно им стучать по кубикам, полу, забивая «невидимые гвозди».
  • Для развития мелкой моторики давайте крохе играть с самодельными мешочками, содержащими разные наполнители (рис, фасоль, горох и т.д.).
  • Предлагайте ребенку игрушки с музыкальным сопровождением – детское пианино, барабан, микрофон. Такие предметы не только вызывают у грудничков большой интерес, но и развивают сообразительность, а также логическое мышление.
  • Не обходите стороной и книжки, пусть в вашем арсенале будут мягкие текстильные экземпляры, а также картонные книжки с кнопками – ребенок уже сможет переворачивать странички самостоятельно. Выбирайте книги с красочными иллюстрациями и разными тематиками – о животных, о цветах и т.д.
  • Игры в ванне лучше всего развивают мышление и учат впоследствии обращаться с предметами быта. Дайте младенцу волю, пусть переливает жидкость из одной баночки в другую, играйте в вымышленную «рыбалку», ловя резиновых рыбок детским сачком, или просто покажите, как можно хлопать ладонями по воде. Ребенку эти занятия непременно понравятся.

Молодые родители, спустя несколько месяцев после рождения малыша удивляются тому, как быстро растёт младенец. Каждый месяц ребёнок начинает делать новые вещи, стремительно развивается. Мамам и папам важно знать особенности развития малыша, способы помощи грудничку того, как освоить много новых навыков.

Немаловажную роль в развитии ребёнка восьми месяцев играет правильный уход, режим питания, сна. Придерживайтесь особых правил, рекомендованных педиатрами, тогда ребенок вырастет здоровым и умным.

Параметры младенца

В среднем за восьмой месяц ребёнок набирает около 600 граммов, подрастает на два сантиметра. Параметры мальчиков и девочек немного отличаются друг от друга, но разница небольшая. Вес ребенка в 8 месяцев для девочек варьируется в пределах – 6,8–8,9 килограммов, мальчиков – 7,1–9,5 килограммов. Рост деток в восемь месяцев составляет: девочек – 64-70,5 сантиметров, мальчиков – 65–71,5 сантиметров. Многие педиатры настаивают на измерении окружности головки, цифры должны соответствовать: мальчики – 41–45 сантиметров, девочек – 41–44 сантиметров.

При измерении малыша помните, все детки индивидуальны, развиваются по-разному. Если кроха немного отличается от сверстников, не впадайте в панику. Сильные беспокойства пагубно сказываются на ребёнке. Для успокоения души посетите педиатра, только опытный специалист сможет выявить дефекты развития, если они вообще имеются.

Что должен уметь кроха на восьмом месяце жизни

Ребёнок в 8 месяцев становится подвижным, меньше спит, младенец значительно меняется по сравнению с первым полугодием жизни. Молодые родители должны в обязательном порядке знать основы развития ребёнка.

Внимательно следите за поведением крохи, замечайте маленькие успехи:

  • некоторые груднички начинают ползать в этом возрасте, полноценно передвигаться затруднительно, поэтому тельце крохи находится низко к земле;
  • смышлёные детки умеют сидеть, другие активно пытаются научиться этому процессу;
  • ребёнок начинает активно переворачиваться в разные стороны. Развитие малыша полностью сконцентрировано на физическом развитии, в этот период не избежать травм и ушибов. Движения крохи неловки, хотя они считают что это не так. Будьте бдительны, грудничок, оставленный на несколько секунд, может скатиться с любой поверхности;
  • в кроватке или коляске чадо может самостоятельно приподниматься, сгибать коленки, держась за перила;
  • кроха умеет самостоятельно держать бутылочку, пустышку, по необходимости может поднять упавший предмет;
  • если родители держат малыша подмышками, он может медленно шагать;
  • ребёнок ощущает неподдельный интерес ко всему происходящему: бросает различные предметы в стенку, поднимает, рассматривает игрушки;
  • в восьмимесячном возрасте кроха активно пользуется руками: тщательно рассматривает игрушки, предметы, вертит их в руках, иногда пробует на вкус;
  • малышу интересно складывать маленькие предметы в большие;
  • зрение, слух ребёнка сформированы, кроха бурно реагирует на негромкие звуки. Нежелательно давать малышу спать в полной тишине, такие действия приведут к тому, что чадо будет просыпаться из-за любого шороха;
  • в большинстве случаев у восьмимесячного малыша уже есть молочные зубки. Если новые жильцы в зубном ряду ещё не появились, ждите до годика. Большую роль играет наследственность, у некоторых деток вырастает сразу по несколько зубов.

Все дети по-разному реагируют на прорезывание зубиков. Не беспокойтесь при обнаружении следующих признаков: незначительно повышенная температура тела, не специфическое слюноотделение, десна опухают, кроха тянет всё в рот, малыш трётся больной щёчкой обо все предметы, даже подушку.

Особый тест

Для успокоения души, проведите несколько простых манипуляций, позволяющих выявить отклонения в развитии чада, вовремя обратить на них внимание, чтобы предупредить серьёзные патологии:

  • сядьте с малышом перед столом, предварительно разложите на нём яркие предметы. Ребёнок должен заинтересоваться игрушками, начать внимательно их рассматривать, перебирать ручками;
  • игнорируйте младенца, нормально развивающийся малыш обязательно обидится, заплачет;
  • младенец в 8 месяцев должен самостоятельно переворачиваться со спины на животик, особенно за интересным предметом;
  • если малыш лежит на спинке, накройте личико пелёнкой, ребёнок должен самостоятельно освободиться от неё;
  • дайте грудничку в обе ручки по игрушке, затем предложите ещё один предмет. В норме, кроха поначалу озадачиться, затем отложит одну игрушку, освободив место для другой;
  • восьмимесячный малыш проявляет особый интерес к незнакомым людям, страх постепенно исчезает.

Тревожиться нужно только в следующих случаях:

  • кроха не реагирует на звуки, не проявляет никаких эмоций даже на появление и общение с близкими людьми;
  • не может поднести различные предметы ко рту;
  • ребёнок не может или не пытается перевернуться с одного бока на другой;
  • чадо не следит за передвигающимися предметами;
  • в вертикальном положении плохо удерживает свой вес.

Психическое развитие

Ребёнок активно развивается не только на физиологическом уровне, малыш выходит на новый уровень на психическом уровне:

  • понимает речь, пытается повторить некоторые слова, но окружающим слышны несуразные звуки;
  • знает своё имя, почти всегда откликается на него;
  • младенец тонко чувствует эмоции родителей, понимает мимику и жесты. Если вы ругаете кроху, он уже осознаёт свою вину;
  • грудничок узнаёт ближайших родственников, больше всего привязан к матери. При её отсутствии кроха может расплакаться, не потому, что пропал источник питания, из-за разрыва эмоциональной связи, недостатка чувства защищённости. У некоторых детей в семимесячном возрасте может выработаться страх перед разлукой с родителями;
  • своеобразно привлекает ваше внимание: хватает за волосы, бросается игрушками, беспричинно кричит;
  • бессвязный лепет крохи постепенно становится осмысленным: проскакивают слова мама, папа, баба, имеющие много гласных, простую комбинацию. Чадо пытается привлечь внимание родителей некоторыми слогами;
  • восьмимесячный ребёнок готов дружить со всеми, но инициативы сам не проявляет;
  • игра в прятки учит чадо тому, что спрятанные вещи не пропадают, их просто не видно;
  • не впадайте в панику, если заметили, что кроха часто пользуется левой рукой. На восьмом месяце жизни больше развивается левое полушарие, чем правое. Процесс временный, не означает, что детка – левша;
  • чадо в 8 месяцев начинает бояться громких звуков, не включайте вблизи малыша бытовые приборы (фен, стиральную машинку, кухонный комбайн).

Правильное питание

В восемь месяцев ребенок должен уметь самостоятельно пить из чашки, в этот период важно ввести в рацион крохи овощные и фруктовые пюре. Разрешено давать однокомпонентные каши или покупать готовые, специально приготовленные для деток (они обогащены сухим молоком, маслом). Начинайте с персика, яблока, сливы, чернослив, постепенно добавляйте морковь, тыкву, шпинат, картофель. Последние ингредиенты достаточно тяжёлые для детского организма, совмещайте его с цветной капустой, кабачком.

В конце месяца давайте ребёнку желток. Если начали появляться первые зубки, давайте крохе специальные печенюшки, они положительно влияют на рост зубов.

Чем кормить ребенка в 8 месяцев? Дети, находящиеся на грудном вскармливании должны придерживаться следующего рациона:

  • 7 часов – примерно 200 мл молочка;
  • 11 часов – любая каша (150 граммов), дополнительно дают фруктовое, овощное пюре, сок или компот;
  • 15 часов – включите в рацион малыша овощное пюре (100 граммов), мясное пюре, сок или компот;
  • 19 часов – 200 граммов грудного молока, специальную печеньку;
  • 23 часа – грудное молоко (200 граммов).

Совет родителям! Регулярно меняйте продукты питания для малыша, по возможности разнообразьте рацион ребенка в 8 месяцев.

Оптимальный режим дня

Сон восьмимесячного грудничка становится глубоким, длится не более 11 часов. В течении дня малыш должен спать трижды в день по полтора — два часа. Индивидуальная продолжительность сна зависит от особенностей развития ребенка. Старайтесь постоянно придерживаться одного режима, со временем ребёнок привыкнет и будет самостоятельно его придерживаться.

При наличии молочных зубов проконсультируйтесь с доктором по поводу ухода за ними. Обязательно подберите хорошую щётку, пасту, регулярно очищайте полость малыша от болезнетворных бактерий. Здоровые молочные зубки – залог отличного зубного ряда в будущем. В рационе малыша появляются новые продукты, содержащие сахар, они могут негативно повлиять на неокрепшую эмаль.

Предотвратить появление кариеса поможет приём кипячёной воды после каждой трапезы, кроха пока не может самостоятельно прополоскать ротик. В детских магазинах продаются специальные «поилки» для детей с двумя ручками. Маленький человечек может самостоятельно пить водичку, держа ёмкость двумя ручками.

Зрение малыша

Активное развитие положительно сказывается на зрении крохи. К восьмому месяцу ребёнок различает всё больше цветов и форм, узнаёт предметы, находящие вдали. Кроха смотрит на интересующие предметы под разными углами, оценивает форму, цвет, расстояние до предмета. Развивайте способности крохи с помощью интересных игр.

На странице прочтите советы о том, какую коляску лучше выбрать для новорожденного на зиму.

Развитие речи

Восьмимесячный малыш ещё не умеет чётко говорить, но некоторые слоги он охотно повторяет, пытается выразить свои мысли. Ребёнок показывает своим эмоции путём изменения интонации. Многие родители отмечают, что кроха на вопрос «где?» показывает пальчиком на знакомые предметы. Для развития речи часто общайтесь с крохой, чётко выговаривайте слова, называйте все предметы именами, делайте акценты. Такие манипуляции помогут чаду быстрее научиться говорить.

Развивающие игры

Некоторые занятия положительно влияют на малыша, занимают его на длительное время, помогают развить необходимые навыки:

  • научите чадо хлопать в ладоши, махать ручками, показывать пальчиком на разные предметы;
  • приобретите несколько мелких игрушек (разрешённых для игр детям семи месяцев), они развивают мелкую моторику, что положительно сказывается на умениях младенца;
  • во время прогулок грудничок наверняка завёл друзей. Увеличьте максимально время общения с другими детьми, игра в коллективе ускоряет процесс развития ребёнка.

Восемь месяцев – замечательный возраст младенца, кроха узнаёт родителей, начинает лепетать милые словечки. Регулярно общайтесь с малышом, играйте в развивающие игры. Посещайте педиатра, доктор поможет предупредить появление дефектов развития, серьёзных патологий.

Посмотрите интересное видео для родителей о развитии восьмимесячного ребенка:

Похожие публикации