Стоунхендж в англии. Слухи о предназначении Стоунхенджа зачастую бывают совершенно нелепыми

Уже на заре развития цивилизаций люди начинали строить грандиозные сооружения, позже становившиеся известными на весь мир. Не исключением стал и кромлех Стоунхендж в Великобритании, возраст которого лишь слегка отстает от знаменитых египетских пирамид .

Что такое Стоунхендж? История и интересные факты

Кромлех – это древнее сооружение из камней, поставленных вертикально, образующих одну или несколько окружностей. К этому типу древних построек как раз и относится Стоунхендж в Англии.

Несмотря на все свое величие и древность, в классический список чудес света Стоунхендж попасть не смог. Да и вообще упоминаний в трудах греческих и римских ученых о нем нет, видимо груды камней не восхищали людей того времени.

Зарисовка конца XIX века

О строительстве комплекса Стоунхенджа у местных жителей ходили легенды. Его сооружение приписывали как Мерлину, так и допотопным гигантам. Жители древней Великобритании называли это сооружение «Пляской Великанов».

Исследования кромлеха Стоунхенджа начались еще при короле Якове I . А в 1655 году выходит в свет первая книга, посвященная этой постройке, автора Джона Уэбба. В 60-х годах XX века астроном Джеральд Хоукинс поставил точку в исследованиях Стоунхенджа. Он показал, что это каменное кольцо могло использоваться как очень точная обсерватория, позволяющая древним британцам проводить астрономические наблюдения и вычисления.

Реконструкция Уильяма Стьюнкли

Время постройки Стоунхенджа оценивается между 1900 и 1600 годами. На его возведения понадобилось не одно столетие и труд очень большого числа людей, хотя и в те времена в Великобритании людей было немного. На Солсберийской равнине в те времена были замечены сразу несколько народов: уиндмиллхиллские люди, бикеры, уэссекцы. Сейчас точно нельзя сказать, кто построил Стоунхендж из них. Некоторые исследователи предполагают, что к возведению сооружения приложили руки все эти народы.

Как строили Стоунхендж?

Камни Стоунхенджа, используемые в строительстве, имеют разную природу. Это и долерит, и вулканическая лава, и вулканический туф. Есть песчаник и известняк. Анализ местности показал, что часть камней доставлялась из участка, находящегося в 210 километров от места возведения. Их могли доставлять как по воде, так и на катках. Даже проводили исследования, которые показали, что группа из 24 человек способна перемещать камень, весящий одну тонну, на один километр в сутки. Самые же тяжелые камни доставляли сюда из более близкого места, находящегося в 30 километрах. Вес самых больших камней достигает 50 тонн. Подобные глыбы древние строители могли доставлять только за несколько лет.

Обработку камней вели в несколько этапов. Методом удара и обработки огнем и водой нужные камни подготавливали к транспортировке. А уже на месте проводилась тонкая обработка и шлифовка.

Реконструкция

Интересен и процесс установки камней кромлеха Стоунхендж в Англии. Так перед укладкой «кирпича» выкапывалась яма, отвесная с трех сторон и пологая с другой. Лунку обкладывали кольями и по ним закатывали камень. Далее с помощью веревок монолиты поднимали и подкапывали. Но если с вертикальными камнями все понятно, то остается вопрос, как были установлены перекладины. Предполагалось, что для их водружения были сделаны насыпи, по которым затаскивали глыбы. Но на подобную работу ушло бы времени больше, чем на сооружение всего комплекса, да и следов возводимых насыпей обнаружено не было. Еще одно из предположений - камни поднимались с помощью бревен. Ставились бревна, и на них перетаскивался камень. Рядом сооружалась более высокая куча бревен, и камень поднимался на нее и т. д.

По подсчетам на постройку ушло 300 лет непрерывной работы тысяч человек. Разумеется, всплывает вопрос, для чего построен Стоунхендж и зачем были нужны такие тяжкие усилия. Часть археологов предполагает наличие у древних британцев культа Солнца, другие же говорят только об использовании комплекса в астрономических вычислениях.

Стоунхендж притягивает толпы туристов. Особенно это происходит в день летнего солнцестояния. В этот день Солнце встает ровно над Пяточным камнем, что еще раз подтверждает догадки об использовании Стоунхенджа в качестве древней обсерватории. Возможности этого каменного круга позволяют даже предсказывать затмения.

И хотя Стоунхендж не попал в список древних чудес света, искусность его сооружения не уступает знаменитым постройкам и притягивает ежегодно взгляды миллионов людей.

Стоунхенджем в наши дни называют древнее сооружение, представляющее из себя комплекс каменных блоков, ограниченных земляным рвом. По краям рва располагаются два земляных вала - внутренний и внешний. Последний, собственно, и является границей всего этого комплекса. Находится данное рукотворное творение в 130 километрах юго-западнее Лондона. Территория принадлежит административному образованию (унитарной единице) Уилтширу.

Стоунхендж, по одной из версий, неразрывно связан с друидами

От Стоунхенджа отходит так называемая авеню - это тянущаяся в сторону реки Эйвон параллельная пара рвов. Рвы, с обеих сторон, ограничены валами и имеют длину порядка 3-х километров. Всё это едва различимо на местности, но видимо когда-то выглядело масштабно и величественно.

Каменные сооружения комплекса (мегалиты или трилиты), а также отдельные грубо-обработанные камни (менгиры) представляют из себя известковый песчаник сероватого цвета. В то же время часть камней меньшего размера отличается по цвету. У них голубоватый оттенок, и они являются ничем иным как кремнистым песчаником. Последний твёрже известкового песчаника и имеет более приятный эстетический вид.

Всё это каменное великолепие образует кромлех - несколько концентрических окружностей (окружностей, имеющих общий центр) из грубо-обработанных камней. Вернее это когда-то были окружности, сейчас от них остались только жалкие остатки.

Наружная окружность, в своё время, состояла из 30 вертикально-стоящих сероватых камней. Высота каждого из них 4,1 метра, ширина 2,1 метра, вес одного камня примерно 25 тонн. На эти многотонные глыбы были уложены каменные горизонтальные перекрытия. Каждое из них покоилось на двух вертикальных камнях, в плоских вершинах которых были сделаны специальные выступы высотой 20 сантиметров.

В перекрытиях соответственно находились углубления. Посредством этого незамысловатого технического решения и собиралась очень крепкая конструкция из вертикальных и горизонтально-лежащих на них камней. Горизонтальные камни или перемычки имели следующие размеры: длина 3,2 метра, ширина 1метр, толщина 0,8 метра. Образованный таким образом круг составлял в диаметре 33 метра. В наши дни осталось 13 вертикальных камней и 6 перекрытий.

Стоунхендж (вид сверху)

Внутри этого рукотворного круга имелся другой круг из 30 голубых камней. Они значительно уступали в размере серым камням наружного круга и не имели перекрытий. В наши дни их осталось не больше десяти.

Голубые камни окружали пять огромных трилитов, расположенных в виде подковы. Каждый из них представлял из себя две серые вертикальные глыбы с лежащим на них перекрытием. Вес одной такой глыбы 40 тонн. В то же время размеры у трилитов разные. Высота центрального трилита 7,3 метра, высота крайних трилитов 6 метров. Своим основанием эта своеобразная подкова была направлена к авеню.

На сегодняшний день картина имеет следующее содержание: в нормальном состоянии сейчас находится три боковых трилита. Центральный, самый высокий трилит остался в виде одного вертикального камня. В таком же состоянии находится крайний левый от него трилит. Между ними лежат остатки от 15-ти голубых камней. В своё время они также в виде подковы ограждали центральную часть кромлеха. Среди них возвышался 6-ти тонный алтарный камень как раз напротив самого большого центрального трилита. На данный момент времени он уже не высится, а пребывает в горизонтальном положении. Тем не менее эта глыба не потеряла своего величия даже в таком непрезентабельном виде.

Всё это каменное образование окольцовано двумя окружностями ям. В наши дни это естественно не глубокие ямы, которыми они когда-то являлись, а едва различимые впадины на почве. Ближняя к кромлеху окружность состоит из 30 ям - их называют Z-лунками. В следующей окружности также насчитывается 30 углублений. Они носят названия Y-лунки. В те далёкие времена, когда весь комплекс сооружений выполнял свои функции, над этими ямами возвышались длинные деревянные столбы.

То же самое можно сказать и о третьей окружности ям. Она расположена совсем недалеко от внутреннего вала и состоит из 56 ям. Это так называемые лунки Обри. Открыты они британским писателем и антикваром Джоном Обри (1626-1697) в 1666 году. В честь данного уважаемого господина и получили своё название.

Как раз на пересечении лунок Обри, напротив друг друга, находятся два кургана. В них нет никаких захоронений. К слову сказать, на всей территории Стоунхенджа не смогли найти человеческих останков, кроме одного тела. Это так называемое «тело лучника». Обнаружено оно во рву и датируется 780-700 годом до н. э.

Интерес также представляют из себя два опорных камня. Они, как и курганы, лежат на пути лунок Обри. Ещё в XIX веке камней этих было четыре, сейчас осталось два. Данные глыбы чётко соответствуют сторонам света.

Заключительным штрихом к данной экспозиции являются два серых камня. Один находится опять же на пути лунок Обри, как раз напротив аллеи, уходящей к реке Эйвон. Он представляет из себя лежащую монолитную глыбу длиной 4,9 метров и носит название камень-эшафот. Второй камень расположен на самой аллее и на одной линии с камнем-эшафотом. Он стоит вертикально и обозначается как пяточный камень. Высота его достигает 6 метров.

Вот собственно и весь Стоунхендж. Какие-то каменные глыбы, ямы, рвы - что к чему. Однако интерес к этому удивительному сооружению древности огромен. Он уходит в глубь веков, а первое упоминание о нём датируется XII веком. Люди, описавшие это своеобразное сооружение, являлись священнослужителями и историками Британии - это Гиральд Камбрийский (1146-1223) и Гальфрид Монмутский (1100-1155). Об этом извещает нас современная официальная история Соединённого Королевства.

Именно Гальфрид Монмутский связал Стоунхендж с легендарным британским героем древности Мерлином. Последний, судя по легендам, был могущественным волшебником и наставником короля Артура . Он перенёс Стоунхендж с земли возле Днепровских порогов на луга Англии. На новом месте гранитное сооружение и застыло в своём величии.

В дни летнего и зимнего солнцестояния лучи достигшего зенита Солнца пробивались точно между вертикальными камнями самого большого 7-ми метрового трилита, развёрнутого широкой стороной в сторону алеи. В эти мгновения, на стоящих рядом людей находило озарение: им открывались сокровенные тайны бытия, они получали руководство к будущим действиям и великим свершениям, направленным на благо государства.

Стоунхендж ассоциировался с рыцарями круглого стола, которые были равны между собой, но признавали первенство короля Артура. Видимо под ним и подразумевался самый большой трилит. Образы остального воинства, связанного узами чести и дружбы, запечатлелись в каменных глыбах, неразрывно соединённых мощными перекрытиями.

Все глыбы имеют нестандартные формы и отличаются друг от друга. В древние времена это конструктивное решение лишний раз подчёркивало индивидуальность каждого человека, его уникальность, а мощные связующие перекрытия - преданность общей идее и цели. Ну а уж алтарный камень в центре кромлеха был ничем иным как чашей Грааля , добыть которую мечтали многие рыцари круглого стола.

Столь красивая легенда скорее всего не отвечала истинному положению вещей, так как наравне с ней существовали и другие не менее красочные повествования, пытающиеся также объяснить как создание, так и саму суть Стоунхенджа.

В частности комплекс из камня считали могилой Боудикки. Эта женщина являлась женой вождя племени иценов Прасутага. Ицены представляли из себя одно из племён бриттов (кельтов), населявших юго-восточную область Британии во времена римского владычества. Прасутаг возглавил войну против Рима, но был убит. Его дело продолжила жена.

Наместник Римской империи в Британии Гай Светоний Паулин (являлся претором с 58 по 62 годы) двинул против Боудикки свои легионы. В жестокой битве ицены были разбиты. Воинственная и мужественная женщина не захотела сдаваться в плен римлянам. Она приняла яд. Случился данный трагический факт в 61 году.

Похороны Боудикки представляли из себя роскошное зрелище. В последний путь её провожали и римляне, и ицены, и другие племена бриттов. Где захоронено её тело - неизвестно. Отсюда и легенда, повествующая о том, что специально для бесстрашной женщины, в знак уважения к ней, римляне построили обширное каменное захоронение - Стоунхендж.

Есть и ещё одна легенда. Создателями Стоунхенджа она называет друидов. Последние являлись носителями древних знаний у кельтских племён. Информацию прошлого друиды передавали устно, из поколения в поколение, в виде поэм или сказаний. Создать лирическое произведение дано не каждому. Здесь нужен особый дар, даже талант.

Отсюда и обособленность друидов. Они представляли из себя отдельную касту, объединяющую людей одарённых, не лишённых творческой жилки. По нынешним временам их можно назвать интеллигенцией кельтских народов.

Именно они и поострили Стоунхендж. Он служил местом сбора этой интеллектуальной творческой элиты. Местом, где друиды обменивались бесценной информацией, соревновались в талантах, выбирали из своей среды лучших. Странная конструкция данного сооружения осталась великой тайной: друиды не раскрыли её никому. Не смогли разгадать тайну и многие поколения, живущие позже тех древних интеллектуалов, и она навсегда канула в лету.

Все эти легенды, скорее всего, не имеют ничего общего с реальностью. К тому же, посредством радиоуглеродного метода доказано, что Стоунхендж построили примерно 3500 лет до н. э, когда не было ни друидов, ни Мерлина. Он функционировал почти 2,5 тысячи лет и был заброшен только где-то в 1100 году до н. э.

Какие функции выполняло данное сооружение, какой несло смысл - тайна за семью печатями. Также неясно - кто воздвиг все эти каменные глыбы, и откуда их доставили к месту строительства.

На Солсберийской равнине, где и находится Стоунхендж, нет осадочных горных пород песчаника. Вся эта местность покоится на известняковом основании. Песчаник, а тем более голубой, присутствует на пологих склонах Кембрийских гор Южного Уэльса. Это 200 километров напрямую до Солсберийской равнины.

Путь далёкий и трудный, но ближе соответствующей породы нигде нет. Значит в те далёкие времена люди доставляли голубой камень именно из Южного Уэльса. Каким способом осуществлялась транспортировка неясно. Скорее всего по морю, вокруг полуострова Корнуолл, или часть пути проходила через Бристольский залив, а оставшиеся 80 километров до долины - волоком на специальных салазках по суше.

Что же касается серого песчаника, то его залежи присутствуют в 30 километрах от Стоунхенджа. Именно из этих мест огромные многотонные глыбы и доставляли на Солсберийскую равнину. Задача нелёгкая, но древние люди с ней справились блестяще и установили величественные монументы, которые и в наши дни поражают воображение и вызывают множество вопросов.

Вопрос первый - не являлся ли Стоунхендж местом массовых захоронений людей. Нет не являлся. Ещё во времена короля Якова I Английского (1566-1625) на территории данного каменного сооружения производили раскопки. Человеческие останки найдены не были. Нашли только коровьи рога, кости животных, осколки глиняной посуды.

Буквально через 45 лет после этих исследований в Стоунхендже появился Джон Обри. Он обнаружил 56 ям, но больше ничего интересного не нашёл. Уже после него во рву, на большой глубине, раскопали останки мужчины. При нём нашли колчан со стрелами, на которых не было наконечников. Зато на отдельных костях скелета отчётливо проглядывались глубокие борозды. Такие следы могли оставить именно наконечники от стрел.

Их почему-то не нашли возле трупа. Скорее всего смертоносные стрелы извлекли из тела после убийства. Мёртвого мужчину бросили в ров, может даже присыпали землёй. В таком положении он и пролежал две с половиной тысячи лет.

Вопрос второй - не являлся ли Стоунхендж астрономической обсерваторией древних людей. Нет не являлся. Об этом говорит хотя бы тот факт, что место, где расположен кромлех, никак не соответствует местоположению наблюдательного пункта за движением космических тел.

Любой из нас согласится, что подобные объекты сооружаются на возвышенностях, чтобы обзору ничто не мешало. Стоунхендж расположен на склоне очень пологого холма. Его даже не попытались построить на вершине. То есть люди однозначно не ставили перед собой задачу связывать эту постройку с бескрайними просторами Космоса.

Ну и наконец третий вопрос - может быть Стоунхендж представлял из себя мощный генератор энергии. На это косвенно указывает по крайней мере аллея, ведущая прямо к реке. Ведь вода является основой всего, и именно благодаря ей в наши дни вырабатывается электричество.

Здесь однозначного ответа нет. Современный человек слишком мало знает о древних цивилизациях и о тех способах, которые они использовали для получения необходимой для нормальной жизнедеятельности энергии.

Одним словом, домыслов и предположений может быть великое множество. К слову сказать, на данный момент времени существует порядка 200 различных теорий, пытающихся объяснить суть Стоунхенджа, его предназначение, и что вообще он значил для наших далёких предков.

Как бы там ни было, а люди уже с середины XVIII века вплотную занимались изучением Стоунхенджа. Большую работу проделал Уильям Стьюкли (1687-1765) - британский археолог. Именно он являлся ярым сторонником версии, что данный каменный комплекс воздвигли друиды. Им даже была написана книга: «Стоунхендж - храм британских друидов».

Археолог рассматривал данное образование как центр духовности, как усилитель тех процессов, которые нескончаемо идут в подсознании человека. Именно благодаря каменным изваяниям осуществлялась тонкая связь между прозаическим бытием и внутренним миром людей. Результатом этого являлись величайшие художественные произведения, рождённые просветлённым разумом в глубинах человеческого мозга.

Уже с начала XIX века на Стоунхендж смотрели более прозаически. Кромлех стал приобретать статус туристического центра. Всё больше и больше путешественников считали своим долгом заглянуть сюда на огонёк. Естественно люди не ограничивались прозаическим осмотром каменных глыб. Каждый из них считал своим долгом отколоть кусочек песчаника себе на память.

Так как голубые камни обладали большей твёрдостью, то страдали в основном их серые коллеги. Они катастрофически стали уменьшаться в размерах, а затем и падать на земную твердь. Но в конце концов печальная участь коснулась и голубых собратьев. Те вдруг, по непонятным причинам, проявили поразительную способность к исчезновению. Скорее всего дельцы от строительства нашли способ использовать эти глыбы в каких-то коммерческих целях.

Конец всему этому безобразию положил 1901 год. Именно тогда начались работы по реконструкции Стоунхенджа. Эта деятельность сразу охладила туристический пыл, так как было категорически запрещено брать что-либо с территории кромлеха. Глыбы же стали поднимать по мере возможности и штукатурить.

Вся эта деятельность шла ни шатко ни валко, с большими перерывами, до 1964 года. Именно этой датой и ограничиваются восстановительные работы. И вот уже более 50 лет Стоунхендж радует туристов своим видом.

Радовать-то радует, но тайн не раскрывает. Возраст его вроде как определён - по крайней мере так заявляют официальные источники, что же касается истинной сущности этого строения, то на суд читателей выносится довольно жизнеспособная и оптимальная теория. Она, к тому же, проверена на практике, так что имеет полное право на существование.

Всё упирается в те религиозные и мистические обряды, которые испокон веков совершали жрецы и шаманы различных языческих народов. Общим у всех у них являлись заунывные молитвы, осуществляемые под методичный и размеренный барабанный бой.

В результате подобных манипуляций, присутствующей паствой постепенно овладевал религиозный экстаз. Люди теряли своё Я, погружались в состояние прострации. В их мозгах начинали возникать различные видения, не имеющие ничего общего с существующей реальностью. Иными словами человек впадал в состояние изменённого сознания.

Именно в эти моменты в его мозгу открывались глубины подсознания, через которые начинала течь информация, но не посредством мыслей, а в виде образов и красочных видений. Всякое логическое мышление уходило на задний план, затухало, а разум становился открытым для величайших откровений, текущих с невидимых высот в жаждущий истинных знаний человеческий мозг.

Если рассматривать данное явление с общепринятой научной точки зрения, то можно со всей ответственностью сказать, что в подобных ситуациях наблюдаются все признаки резкого возрастания активности альфа-ритма человеческого мозга. Серое вещество начинает излучать альфа волны, частота которых лежит в диапазоне от 7 до 14 герц.

Именно альфа-ритм и доминирует в мозгу человека в то время, когда тот находится в состоянии изменённого сознания. Источником энергии таких волн является геомагнитное поле Земли, имеющее неразрывную связь с Космосом. В последнем как раз и содержится зашифрованная Вселенская информация.

Альфа-ритм её расшифровывает, и сознание человека озаряется теми знаниями, которые никогда бы не были получены посредством напряжённой работы мысли и логическими умозаключениями.

Всё вышеизложенное - отнюдь не тайна за семью печатями. Возникает только вполне закономерный вопрос: при чём тут барабаны, жрецы и шаманы. А при том, что именно они и активизируют альфа волны.

Монотонная барабанная дробь, опять же заунывные монотонные молитвы воздействуют на человеческий мозг и вынуждают его генерировать соответствующие частоты, лежащие в диапазоне от 7 до 14 герц. Для того, чтобы эффект был максимально эффективным, лучше всего находиться в замкнутом пространстве, которое могло бы отражать и усиливать соответствующую звуковую какофонию. Тогда результат от состояния изменённого сознания был бы гораздо более высоким и продуктивным.

Именно таким замкнутым пространством и являлся в глубокой древности Стоунхендж. Люди находились на площадке, ограждённой каменными глыбами. За ними высились три частокола из деревянных брёвен. Вся эта конструкция способствовала усилению монотонных ритмов. Присутствующие, под бой барабанов и заунывные молитвы жрецов, впадали в прострацию. Посредством этого они и получали высшие откровения и бесценные знания, касающиеся тайн бытия.

Любое утверждение требует доказательств, в противном случае оно будет выглядеть самонадеянно и даже смешно. Ну что же, такое доказательство есть. Предоставил его фермер Алрой Уилсон из штата Колорадо (США). На своей ферме он построил Стоунхендж-копию. Именно здесь американские исследователи и провели соответствующие испытания. Правда они использовали не настоящие барабаны и молитвы, а звукозапись, но это никак не повлияло на чистоту эксперимента.

Присутствующие, находящиеся в центре Стоунхенджа-копии, очень быстро потеряли ощущение реальности и впали в состояние транса. Те ощущения, которые они испытали, невозможно описать словами. Это были яркие образы и видения величайших тайн, надёжно укрытых от трезвого и рационального человеческого разума в глубинах мироздания. Единственное - эта информация не поддавалась расшифровке, так как для этого нужны специальные знания и опыт.

Древние жрецы обладали такими знаниями и опытом. Обладали ими и все те, кто регулярно присутствовал на подобных сборищах в Стоунхендже. Главным же, в этом слиянии с Вселенским разумом, было общение с душами умерших людей. Именно от них живущие получали бесценные советы и руководство к действиям, дающим возможность жить в счастье и согласии друг с другом.

Прошли века, представители той далёкой цивилизации исчезли с лица земли по неизвестным причинам. Может быть они достигли такого духовного совершенства, что перешли в другое измерение, где совсем иной мир и иные человеческие ценности. Может наоборот - деградировали, нарушив какие-то незыблемые законы и правила.

Им на смену пришли совсем другие люди. Они не знали истинную сущность Стоунхенджа, не представляли для чего нужны эти каменные глыбы. Их образ мышления не позволял раскрыть тайну серых и голубых камней. Догадки и предположения основывались на собственном историческом и жизненном опыте, но он не имел ничего общего с исторической судьбой той древней неизвестной цивилизации.

Игра в снежки
Пока учёные ломают головы над тайнами Стоунхенджа, школьники нашли ему отличное применение

Нынешний век стал переломным в раскрытии тайны Стоунхенджа. Но опять же всё упирается в рационализм и стереотипность мышления современного человека. Над умами довлеют научные знания, отрицающие любые доводы и аргументы, лежащие за рамками их компетентности. Люди же, в силу своей доверчивости, безоговорочно верят науке и ищут привычные решения, доступные их пониманию и мировоззрению.

Пройдёт видимо ещё много лет, прежде чем человечество осознает истинную сущность вещей, а заодно и безоговорочно примет те доводы и аргументы, которые исследователи предоставляют на суд общественности, пытаясь доказать подлинное предназначение Стоунхенджа. Пока же идут бурные дебаты и споры, что тоже неплоха - ведь именно в споре рождается истина.

Статью написал ridar-shakin

По материалам зарубежных изданий

Стоунхендж ежегодно посещают 1 миллион туристов, но он так и остается загадкой. Ученые относят его строительство ко временам неолита, но первое упоминание об этом "чуде света" почему-то встречается только в XI веке нашей эры.

Кто построил?

Версия № 1. Кельты
Долгое время ученые считали, что Стоунхендж построили кельты. Однако сегодня эта версия опровергнута. Не сходятся датировки. Первая кельтская археологическая культура (гальштаттская) появилась в IX веке до нашей эры. Тогда как официально принятые сегодня датировки постройки Стоунхенджа сводятся к тому, что последний этап его строительства приходится на XI век до нашей эры.

Версия № 2. Древние бритты
Если не кельты, то кто? Профессор Майкл Пирсон (Шеффилдский университет), руководитель десятилетнего исследовательского Stonehenge Riverside Project и автор книги "Стоунхендж: исследование величайшей тайны каменного века" утверждает, что мегалитический комплекс построили древние бритты, представители племен, живших на Британских островах в конце Бронзового века, во времена неолита. Сегодня это самая "рабочая" версия.

Версия № 3. Мерлин
В Средние века была популярна легенда, изложенная в "Истории бриттов" Гальфрида Монмутского. Она заключается в том, что мегалитический комплекс был перенесен из Ирландии волшебником Мерлином. Легендарный маг таким образом исполнил волю Аврелия Амбрози (дядя короля Артура) об увековечивании 460 британских вождей, вероломно убитых саксами во время переговоров. С тех пор бритты называли этот комплекс «Пляска великанов».

Версия № 4. Мистификаторы

Существует также версия, что Стоунхендж - мистификация, "сработанная" в XX веке. В 2013 году в Интернете стала популярной статья, доказывающая, что знаменитый монолит бронзового века был построен между 1954 и 1958 годами.

В качестве доказательства автор материала приводит множество "сенсационных" фотоматериалов, где какие-то люди при помощи кранов устанавливают мегалиты в землю. Приводится и теоретическая "база": якобы Министерство обороны Великобритании скупало земли в районе Стоунхенджа и проводило там военные учения вплоть до Второй Мировой.

Во время войны территории близлежащих сел были выселены и якобы и сегодня находятся под властью военных структур. Автор пишет: «На территории, охраняемой британским военным ведомством, осознанно и целенаправленно был возведен данный "центр древней цивилизации", "наследие великих предков", "памятник человечества", ставший важнейшим культовым центром не менее целенаправленно насаждаемой "духовности"».

Версия "горячая", но безосновательная. То, что в ней выдается за сооружение Стоунхенджа - всего лишь его реставрация. О ней мы ещё расскажем.

Зачем строили?

Версия №1. Обсерватория
На сегодняшний день общепризнанной является версия о том, что Стоунхендж - древняя обсерватория. Авторство этой версии принадлежит профессору астрономии Бостонского университета Джеральду Хокинсу. В конце 1950-х годов он ввел в компьютер координаты плит и прочие параметры Стоунхенджа, а также модель движения Солнца и Луны.

В 1965 году ученый написал книгу «Расшифрованный Стоунхендж», где привел доказательства того, что Стоунхендж позволял предсказывать астрономические явления, являясь при этом обсерваторией, вычислительным центром и календарем .

Другой известный астроном, Фред Хойл, также занимался проблемой Стоунхенджа и установил, что строители мегалитического комплекса знали точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года.

Версия № 2. Модель галактики
В 1998 году ученые-астрономы воссоздали компьютерную модель первоначального вида Стоунхенджа и пришли к выводу, что каменная обсерватория является ещё и моделью Солнечной системы в поперечном разрезе. Согласно представлениям древних, солнечная система состоит из двенадцати планет, две из которых находятся за орбитой Плутона, еще одна - между орбитой Марса и Юпитера.

Версия № 3. Ритуальный комплекс
Четырехлетнее исследование , проведенное австрийским Институтом археологической разведки и виртуальной археологии Людвига Больцмана, установило, что Стоунхендж - не одиноко стоящий мегалит, а часть огромного ритуального комплекса из 18 частей, расположенных в районе 12 квадратных километров от Стоунхенджа.
Изыскания проводились при помощи дистанционного зондирования и других передовых геофизических методов.

Версия № 3. "Дискотека"
Пожалуй, самой оригинальной версией предназначения Стоунхенджа (если не брать в расчет инопланетную базу для гуманоидиов), является версия о том, что Стоунхендж - древняя "дискотека".
Профессор Руперт Тилл, эксперт по акустике и музыкальным технологиям из Хадерсфилдского университета провел исследования и пришел к выводу, что исполинские камни комплекса являются идеальными звукоотражателями. Если их установить в определенном порядке, они могут давать интересные акустические эффекты.

Конечно, свои опыты (после компьютерного моделирования) Руперт Тилл проделывал не в Англии, а в штате Вашингтон, где есть точная копия мегалитического комплекса. Эта версия, хотя и кажется странной, не исключает предыдущую - на капище могли проводиться ритуальные танцы под аккомпанемент музыкальных инструментов.

Как строили?

Пролить свет на то, как был построен Стоунхендж, ученым помогло изучение материалов, из которых он состоит. Комплекс сложен из трёх типов камней:

1) Долерит («синий» камень, точнее, серый с синеватым оттенком песчаник)
2) Риолит
3) Вулканический туф.

Камни этих пород встречаются только в горах Уэльса (210 км от Стоунхенджа, а с учётом особенностей рельефа - 380 км).

По мнению исследователя Стоунхенджа Ричарда Аткинсона, камни везли на деревянных салазках по бревнам. Проведенные эксперименты показали: 24 человека могут перемещать таким способом груз в одну тонну со скоростью полтора километра в день.

Большая же часть пути проходила по воде. Скорости перемещения способствовало и то, что камни обрабатывали ещё до их перемещения на место, используя для этого как каменные инструменты, так и температурную обработку.

По словам Джеральда Хокинса, для установки блоков сначала откапывалась яма по размеру, три стенки которой были отвесными, а одна с углом в 45 градусов, использовавшаяся в качестве приемного пандуса.

Перед постановкой камня стенки ямы обкладывали деревянными кольями. Благодаря им камень скользил вниз, не осыпая землю. Оббитые в форме тупого конуса нижние части блоков можно было поворачивать по своей оси даже после того, как земля была утрамбована.

Что осталось от Стоунхенджа?

Если посмотреть на картину Джона Консебля, написанную им с натуры на территории Стоунхенджа в 1835 году, мы увидим груды сваленных камней. Именно так легендарный мегалитический комплекс выглядел вплоть до начала XX века. С тех пор он, как мы знаем, изменился. Не все об этом знают, но Стоунхендж подвергся серьезной и долгой реставрации.

Первый её этап прошел ещё в 1901 году. Реконструкция продолжалась вплоть до 1964-го, причем информация о работах тщательно скрывалась. Когда о ней стало известно широкой общественности, это породило многочисленные нападки общественности и прессы. Возмущаться было от чего. По сути, комплекс был отстроен заново. Реставраторы с помощью подъемных кранов ставили мегалиты и перемычки, укрепляли камни, бетонировали их основания.

В общем и целом, Стоунхендж "уже не тот", но об этом не принято упоминать в буклетах. Иначе бы этот самый известный (но далеко не уникальный) мегалитический комплекс не обеспечивал приток в 1 миллион тысяч туристов в год.

Источник фото: id.wikipedia.org

Один из самых знаменитых археологических памятников в мире, Стоунхендж состоит из земляных сооружений, окружающих кольцевые и подковообразные конструкции из больших менгиров. Он находится в центре самого плотного комплекса памятников неолита и бронзового века в Англии. Сам памятник и его окрестности были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 г. вместе с Эйвбери. Стоунхендж передан британской короной в управление «Английскому наследию», тогда как ближайшие окрестности принадлежат Национальному тресту.
Описание Стоунхенджа

На плане выделяются
1 - Алтарный камень, шеститонный монолит зеленого слюдяного песчаника из Уэльса
2-3 - курганы без могил
4 - упавший камень 4,9 метров в длину (Slaughter Stone - эшафот)
5 - Пяточный камень (Heel Stone)
6 - два из первоначально четырех вертикально стоящих камней (на плане нач. XIX века их положение указано иначе)
7 - ров (канава)
8 - внутренний вал
9 - внешний вал
10 - авеню, то есть параллельная пара рвов и валов, ведущая за 3 км на реку Эйвон (en:River Avon, Hampshire); сейчас эти валы едва различимы (см. виртуальную экскурсию)
11 - кольцо 30 ям, т. н. Y лунки; в 1930-х лунки были обозначены круглыми столбиками, которые теперь убраны
12 - кольцо 30 ям, т. н. Z лунки
13 - круг 56 ям, известный как лунки Обри (Aubrey holes)
14 - малый южный вход

Камни, сосредоточенные в центре Стоунхенджа, обозначены на плане цветом: серым - для валунов песчаника (сарсена) и синим - для ввозимых издалека камней, главным образом голубых камней (bluestone). Эти каменные глыбы были, вероятно, доставлены на место строительства Стоунхенджа с расстояния в 380 км, примерно с восточной части Уэльса, поскольку это ближайший каменный карьер.

Расположение камней реконструировал Уильям Стьюкли в начале XIX века, дальнейшие исследования внесли в него незначительные коррективы. (См. также круговые панорамы).

30 сарсеновых камней образуют круг диаметром 33 м. Эти камни достигают высоты 4,1 м, ширины 2,1 м и веса около 25 тонн. Сверху на них положены камни-перемычки длиной около 3,2 м и шириной 1 м и толщиной 0,8 м так, что вершины перемычек находятся на 4,9 м над уровнем земли. Камни закреплялись при помощи системы «паз и шип». Дуга внешнего кольца из 13 камней сохранилась вместе с перекрытиями. На плане перемычки не указаны.

В пределах этого круга стояло пять трилитов из сарсена, образуя подкову, открытую в сторону авеню. Их огромные камни весят до 50 тонн каждый. Трилиты устроены симметрично: самая маленькая пара трилитов была 6 м высотой, следующая пара немного выше, а самым большим был единственный центральный трилит высотой в 7,3 м. К XIX веку сохранилось только два трилита с юго-востока и одна сильно согнутая опора центрального трилита. В первой половине XX века был восстановлен один трилит с северо-запада и выправлена опора центрального трилита, чем был полностью изменен вид комплекса с северо-запада.

Форму кольца и подковы повторяют кольцо без перекрытий и подкова из голубых каменей.
Датировка Стоунхенджа

Первые исследователи связывали постройку Стоунхенджа с друидами. Раскопки, однако, отодвинули время создания Стоунхенджа к новокаменному и бронзовому векам. Современная датировка элементов Стоунхенджа основана на радиоуглеродном методе. В настоящее время выделяют следующие фазы:
Фаза 1 - строительство главного рва и валов (культура Виндмилл-Хилл). Во рву было найдено значительное число оленьих рогов со следами «износа». Поскольку ниже этих рогов ила найдено не было, было высказано предположение, что ров был вырыт вскоре после умерщвления оленей. Последнее событие было датировано радиоуглеродным методом 3020-2910 до н. э.
Фаза 2 - вторичное заполнение рва, деревянные сооружения и лунки Обри.
Фаза 3 - похоронная врезка в вершину вторичного заполнения рва, постройка каменных колец из песчаника и голубых камней, авеню и лунки Y и Z (Уэссекская культура). Материал для датировки валунов сарсена, имеющийся в весьма ограниченном количестве, указывает на 2440-2100 до н. э.

Назначение Стоунхенджа

Легенды связывали постройку Стоунхенджа с именем Мерлина. В середине XVII века английский архитектор Иниго Джонс выдвинул версию, что Стоунхендж возвели древние римляне. Некоторые учёные средних веков считали, что Стоунхендж построили швейцарцы или немцы. В начале XIX века утвердилась версия о Стоунхендже как о святилище друидов. Некоторые считали, что это гробница Боадицеи - языческой королевы.

"" Ещё авторы XVIII века подметили, что положение камней можно увязать с астрономическими явлениями. Наиболее известная современная попытка истолкования Стоунхенджа как грандиозной обсерватории каменного века принадлежит Дж. Хокинсу и Дж. Уайту. Научного подтверждения она не имеет.

Также часто утверждают, что Стоунхендж использовался для захоронений. Действительно, на территории памятника найдены захоронения, но произведены они были много позже постройки Стоунхенджа. Например, во рву найден скелет молодого мужчины, датированный с помощью радиоуглеродного метода 780-410 годами до н. э.

По сообщениям информационных агентств, профессор археологии из Университета города Шеффилда Майк Паркер Персон, который руководит проектом Stonehenge Riverside Archaeological Project, отметил, что по его мнению Стоунхендж с самого начала своего существования и до расцвета в третьем тысячелетии до нашей эры рассматривался обитателями Англии как территория для погребения мёртвых.








Стоунхендж (Stonehenge) – одна из самых популярных и самых посещаемых туристами британских достопримечательностей. Это место археологи исследуют уже много лет, но загадка так и остается неразгаданной, несмотря на обилие более или менее правдоподобных версий.

Что представляет собой Стоунхендж?

Это одно из самых древних, странных и удивительных сооружений на нашей планете. Этот каменный комплекс состоит из 83 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков (вес каждого около 25 тонн) и пяти громадных 50-тонных камней. Камни расположены на площадке диаметром примерно 100 метров, окруженной рвом и земляным валом. С помощью радиоуглеродного метода выяснили, что валы и ров были вырыты около 5 тыс. лет до н.э.

В центре сооружения – Алтарный камень, который окружен пятью парами камней с трилитами (перемычки наверху). Эти камни образуют «подкову», обращенную открытой стороной на восток. Подкову окружает кольцо из синих камней. Дальше расположено еще одно каменное кольцо, имеющее диаметр 33 метра. Оно окружено двумя рядами лунок. Еще один круг лунок находится ближе к земляному валу (так называемые «лунки Орби»).

Каменные глыбы отличаются материалом. Это не особо заметно на видео и фото Стоунхенджа, но вблизи абсолютно очевидно, что камни разнородные. Особенно выделяются синие камни, приобретающие характерный цвет под дождем. Впрочем, приблизиться к ним в это время не получится – в плохую погоду к памятнику не пускают.

Сложенные каменные арки указывают на стороны света. Поэтому, согласно одной из теорий, в древности это сооружение использовалось в качестве обсерватории.

Кто построил Стоунхендж?

История Стоунхенджа начисляет несколько тысячелетий. Ученые пока что так и не пришли к единому выводу, когда начали строить эти каменные сооружения. Ряд историков склоняется к мысли, что монумент мегалитов был возведен примерно за 3 тысячи лет до нашей эры. Другие считают, что памятник появился значительно позже – около 2200 до н.э. Археологические раскопки свидетельствуют, что, по крайней мере, за 2,5 тысячи лет до нашей эры на этом месте уже были захоронения.

Выдвигается также версия, что сооружение возводилось в несколько этапов. Углубления для установки камней были вырыты за 3,5 тысячи лет до н.э. Около 2000 года построили первый круг, а строительство второго круга относится к 1100 году нашей эры.

По подсчетам, строительные работы в совокупности заняли около четырех столетий. Перед установкой камни Стоунхенджа тщательно шлифовались. Стены ям обкладывали бревнами. Гигантские глыбы приводили в вертикальное положение с помощью канатов. Но тому, как устанавливали многотонные горизонтальные перекладины, до сих пор не найдено логического объяснения. Выдвигаются предложения, что их могли поднимать по специальным земляным насыпям или с помощью бревенчатых штабелей. Но, учитывая громадный вес, это выглядит слишком невероятным.

Тайной покрыт и вопрос транспортировки камней. Некоторые исследователи считают, что монолиты привозили с Эйвбери, расположенного в 30 км. В этом месте находится самый большой каменный круг в Европе. А голубой песчаник, которым выложен внутренний круг, доставлен с территорий современного Уэльса. Один из исследователей, Майк Паркер Пирсон, уверен, что это было сделано целенаправленно и символизировало объединение народностей, населявших в те времена юг Англии.

Согласно другой гипотезе, люди вообще не занимались транспортировкой камней, а монолиты оказались здесь из-за движения ледника. Но обнаруженные древние каменоломни свидетельствуют в пользу первой версии. Ученые экспериментальным путем попытались проверить, возможна ли транспортировка монолитов. И оказалось, что небольшие мегалиты до двух тонн совсем несложно перемещать на полозьях. Выдвигались и другие предположения о способах транспортировки: с помощью катков, методом «ходячих камней» и даже водным путем.

Исследования продолжаются по сей день и частично проливают свет на далекое прошлое. Возможно, в ближайшем будущем тайна и загадки Стоунхенджабудут полностью открыты, ведь для их раскрытия используют самые современные методы.

Легенды и мифы

Безусловно, такое необычное место не могло не породить множество легенды. Поскольку дать рационального объяснения сооружению каменного монумента никто не мог, то строительство Стоунхенджа приписывали гигантам, которые жили до Потопа, циклопам, инопланетянам и даже волшебнику Мерлину. Последняя версия наиболее популярна на британских островах.

Согласно древнекельтским преданиям, этот каменный комплекс «построил себя сам». В Средневековье считали, что этот монумент возведен королем кельтского племени бриттов Аврелием Амбрози в честь 460 британцев, которых вероломно убили саксы во время переговоров.

Также существует версия, что Стоунхендж был священным местом друидов. Но описание друидов в книге Юлия Цезаря «Галльская война», а также другие древнегреческие и древнеримские источники не содержат упоминаний об этом месте.

Реконструкция объекта способствовала появлению «инопланетной» версии. Чтобы избежать эрозии, некоторые камни «консервировали» с помощью бетонной «рубашки». Впоследствии бетон откалывался, а те, кто не знал о проведенных реставрационных работах, поспешили приписать строительство Стоунхенджа инопланетянам. Что, в общем, вполне логично: если кельты не умели делать бетон, то кто-то им его доставил. Ответ напрашивается сам собой – конечно же, космические пришельцы:)

  • Повышенный интерес к каменному памятнику среди широкой общественности возник только в начале XX века. До этого каменными глыбами интересовались только археологи, историки и мистики.
  • Реставрация каменного комплекса велась 65 лет – с 1900 года по 1965 год. До реставрационных работ часть камней уже была хаотично разбросана, а согласно исследованиям, памятник неоднократно перестраивался и умышленно разрушался еще в древние времена, в частности, в римский период.
  • Не все были согласны с реставрационной схемой расположения каменных глыб. В частности, Кристофер Чайппиндэйл, являющийся в те времена хранителем Музея археологии и антропологии при Кембриджском университете, утверждал, что камни расположены не на тех местах, где они были изначально.
  • Данкан Стил, британский астроном, в 1995 году выдвинул версию, что сооружение имело астрономическое предназначение и позволило избежать землянам космической катастрофы. Также эту гипотезу доказывал другой ученый, Джеральд Хокинс. Но при этом он не отбрасывал теорию оккультного использования места.
  • Памятник долгое время находился в частной собственности. Владельцем Стоунхенджа был Генрих XVIII, а впоследствии – королевская знать.
  • В 1915 году каменный комплекс приобрел миллионер Сесил Чабб. Но жена, которой он подарил древний памятник, оказалась не в восторге, поэтому спустя три года Чабб решил сделать этот роскошный подарок британскому народу.
  • Земля, на которой находится Стоунхендж, после Первой мировой войны была выставлена на аукцион.
  • Действие романа «Червь» писателя Джона Фаулза происходит в этом загадочном месте.
  • Неподалеку расположен один из крупнейших в мире курганов высотой в 40 метров, который считают ровесником Стоунхенджа.
  • Памятник вместе с окрестностями включен в список Всемирного наследия Юнеско.

Где находится Стоунхендж?

Расположен Стоунхендж в Великобритании, Англия, вблизи города Эймсбери – это самый ближайший населенный пункт (расстояние примерно 3,5 км).

Объект открыт для посещения с 9.00 до 20.00 (продажа билетов прекращается в 18.00). Билет обойдется в 16,5 британских фунтов для взрослых и 9,9 GBP для детей. За эти деньги вы сможете посмотреть достопримечательность на отдалении, из-за веревочного заграждения. Также проводят индивидуальные туры в вечернее и рассветное время – это единственная возможность подойти непосредственно к реликвии и прикоснуться собственноручно к древним камням.

Выделите для поездки целый день, потому что дорога занимает немало времени (около двух часов в одну сторону), и, кроме собственно Стоунхенджа, думаю, вы захотите посетить местный музей – там тоже немало интересностей.

Есть несколько вариантов, как попасть в Стоунхендж:


В любом случае, по времени это быстрее, так как не нужно ехать до Солсбери, ждать там автобус к Стоунхенджу и проделывать практически путь назад.

Впрочем, какой бы вы вариант не выбрали – оно того стоит. Увидеть воочию одну из самых известных и больших загадок на планете – это незабываемые ощущения!

Похожие публикации