Появился стоунхендж. Кромлех стоунхендж в великобритании - таинственное наследие древних

Так писал о Стоунхендже сэр Филип Сидней, один из поэтов блестящей елизаветинской эпохи. Уникальный мегалитический памятник, известный под названием Стоунхендж (нависающие камни) или Хоровод Великанов — это загадка, над которой ломали голову многие поколения. Он возвышается на гладкой как стол Солсберийской равнине, в южной части Англии. В нескольких милях от него протекает река Эйвон. Сооружение составлено из гигантских каменных глыб, вес которых колеблется от 5 до 50 т.

В средние века бытовало мнение, что величайшее чудо Британии - дело рук её величайшего волшебника - Мерлина. Миф о строительстве Хоровода Великанов придворным чародеем короля Артура имеет несколько вариантов. Наибольшую популярность приобрела версия, изложенная литератором XII столетия Гальфридом Монмутским в его псевдохронике «История бриттов». Согласно этой версии, Стоунхендж должен был увековечить память четырёхсот шестидесяти бриттских вождей, предательски убитых во время мирных переговоров вторгшимися на остров саксами. Мерлин якобы установил этот грандиозный мемориал на месте коварного убийства в царствование короля Аврелия Амброзия, дяди Артура. Но, как гласит легенда, волшебник не был архитектором сооружения, ему лишь принадлежала идея перенести Хоровод Великанов из Ирландии, где он прежде находился. Согласно Гальфриду, Мерлин обратился к королю со следующими словами:

«Если ты хочешь украсить могилу убитых мужей отменно прочным сооружением, пошли к Кольцу Великанов, которое находится на горе Килларио в Ибернии (древнее название Ирландии). Оно выложено камнями, с которыми никто из людей нашего времени не мог бы управиться, не подчинив искусства уму. Камни огромны, и нет никого, чья сила могла бы их сдвинуть. И если расположить эти глыбы вокруг площадки, где покоятся тела убиенных, так же, как это сделано там, они тут встанут навеки». Далее в хронике говорится следующее: «Услышав эти слова, Аврелий усмехнулся, заметив: «Как это так? Везти столь огромные камни из столь отдалённого королевства, точно в Британии не найдётся камней для задуманного мною сооружения!» На это Мерлин ответил: «Понапрасну не смейся, ибо то, что я тебе предлагаю, отнюдь не пустое. Камни исполнены тайн и придают лечебные свойства различным снадобьям. Некогда великаны вывезли их из крайних пределов Африки и установили в Ибернии, где тогда обитали».»

После этой беседы король Амброзий отправил за море пятнадцать тысяч бриттов, во главе со своим братом Утером Пендрагоном (будущим отцом Артура). Экспедиция столкнулась с сопротивлением обитателей Зелёного острова, но, в конце концов, последние были разбиты. Далее Гальфрид рассказывает:

«Одержав победу, бритты поднялись на гору Килларио и, овладев каменным сооружением, возрадовались и дивились ему. И вот, когда они столпились вокруг него, подошёл Мерлин и сказал: «Приложите, юноши, все свои силы и, двигая эти камни, постарайтесь понять, что могущественнее, сила или разум, разум или сила». Повинуясь его приказанию, они единодушно взялись за всевозможные орудия и приступили к разборке Кольца. Иные приготовили бечеву, иные канаты, иные лестницы, дабы довести до конца задуманное, но ничего не добились. Наблюдая за бесплодными их усилиями, Мерлин рассмеялся и измыслил свои собственные орудия. Затем, применив кое-какие необходимые приспособления, он сдвинул камни с невероятной лёгкостью; сдвинутые им глыбы он заставил перетащить к кораблям и на них погрузить. Ликуя, они отплыли в Британию и с попутными ветрами достигли её, после чего привезенные камни доставляют к могилам убиенных мужей».

Так объясняется происхождение памятника на Солсберийской равнине в одном из самых популярных литературных произведений средневековья. Но для наступившей затем эпохи Возрождения характерно некоторое пренебрежения к культуре средних веков и повышенный интерес к античности. В связи с новыми культурными веяниями история о Мерлине была объявлена нелепой басней. Теперь строительство гигантского мегалитического сооружения стало модно приписывать друидам, таинственной касте кельтских жрецов, основные сведения о которых черпали из «Записок о Галльской войне» Юлия Цезаря. Великий римский полководец и политик сообщает, что друиды «...много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величие мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертных богов», а также, что «...их наука, как думают, возникла в Британии и оттуда перенесена в Галлию; и до сих пор, чтобы основательнее с нею познакомиться, отправляются туда для её изучения».

Первое серьёзное исследование Стоунхенджа было произведено во второй половине XVII в. Джоном Обри, членом Королевской академии и личным другом короля Карла II. Он тщательно осмотрел памятник и зарисовал не только камни, но и куда менее приметные земляные сооружения. Однако, не будучи вооружён современными археологическими методами, он не смог сделать обоснованных научных выводов о дате строительства. Авторитетное мнение Обри очень способствовало популярности «друидической» версии происхождения Хоровода Великанов.

Проведённые уже в XX в. археологическое исследования памятника показали, что представление о друидах, строителях Стоунхенджа, не более научно, чем сказка о Мерлине. Любителей исторических загадок ожидал сюрприз. Как правило, народное воображение увеличивает древность памятников, легко жонглируя веками и тысячелетиями. Например, автору данной статьи неоднократно приходилось слышать рассказы о том, что старая железнодорожная насыпь близ села была построена при Екатерине, а каменным печенежским бабам 14 тысяч лет. Со Стоунхенджем всё вышло наоборот. Как выяснилось, он был неимоверно древним не только во времена Мерлина (V в. н. э), но и тогда, когда в Британии предположительно появились первые друиды (около V в. до н. э.).

Археологи несколько колеблются в определении даты начала строительства Стоунхенджа, но не сомневаются, что первые элементы памятника были созданы ещё в неолите, окончание же строительства относят к раннему бронзовому веку. Основные сооружения, более всего впечатляющие современных туристов, возвели в период 1900 - 1600 до н. э.

Изучение Хоровода Великанов - задача не простая не только из-за разрушительного действия времени. Как выяснилось, Стоунхендж неоднократно перестраивался ещё в доисторическую эпоху. Старейшая его часть так мало выразительна с точки зрения непрофессионала, что большинство туристов минуют её, даже не заметив, и переступают границу немыслимо древнего памятника без всякого внутреннего трепета, устремляясь к маячащим впереди циклопическим каменным аркам. Между тем, граница эта представляет собой неглубокий ров, окаймлённый двумя земляными валами. Ров и валы образуют удивительно правильный круг, диаметром около 115 м, разорванный на северо-востоке. Внутренний вал, более высокий и широкий чем внешний имеет ширину 6 м и высоту 1,8. Ширина и высота внешнего вала соответственно 2,5 м и 0,5 - 0,8 м. Что до рва, то он весьма неровен, и судя по всему, не имел самостоятельного значения, а просто служил карьером, из которого добывали материал для валов. Следует сказать, что материал этот - богатый мелом грунт Солсбери, и во времена, когда за состоянием валов следили, они, должно быть, имели ослепительно белый цвет, что выглядело очень эффектно.

Как уже было сказано, на северо-востоке в земляном кольце имеется разрыв (около 10 м). На прямой, соединяющей середину этого разрыва и центр круга, в 30 м за его пределами, расположен поставленный стоймя огромный камень. Его высота - 6 м, вес - около 35 т. Этот камень называют Пяточным, но, как и многие другие археологические объекты, он обязан своим именем случайности, и оно никак не связано с его назначением. Если человек среднего роста встанет в центр Хоровода Великанов и посмотрит на Пяточный камень в разрыв кольца, он увидит его верхушку точно на уровне горизонта. А если он проделает это ранним утром в день летнего солнцестояния, то увидит как солнце взойдёт прямо над камнем.

Внутри кольца первоначально было установлено всего четыре камня. Два из них сохранились до наших дней, от остальных двух остались лунки. Камни образовывали вписанный в круг прямоугольник, длинные стороны которого были перпендикулярны оси, проведенной из центра через Пяточный камень, а короткие, соответственно перпендикулярны ей. Все пять камней, относящиеся к первому периоду строительства Стоунхенджа необработанные. В этот же период была выкопана цепь лунок вдоль внутренней стороны вала, тоже образующая правильный круг, так называемое «кольцо Обри», получившее своё имя в честь первооткрывателя. Это необычайно интригующая деталь сооружения. Лунки расположены на тщательно выверенном равном расстояние друг от друга. Число их необычно - 56. Очевидно, что такое количество выбрано неслучайно. Если бы древние строители просто хотели создать замкнутое кольцо из равноудалённых лунок, то их было бы 64. Такое кольцо очень просто устроить, последовательно деля дугу окружности пополам.

Вскоре после того как «лунки Обри» были выкопаны, их засыпали толчёным мелом. В некоторых из них археологи обнаружили кремированные человеческие останки. Эта деталь, наводит на мысль о кровавых жертвоприношениях, но по зрелому размышлению такая мысль представляется недостаточно основательной. Не исключено, что Стоунхендж, тогда ещё не оправдывавший своего нынешнего названия, был местом погребения.

Не одно поколение успело смениться в Британии, прежде чем сооружение решили модернизировать, создав комплекс, который современные археологи именуют Стоунхендж II. Новые строители принялись возводить внутри земляного кольца ещё два концентрических круга из голубоватых камней. Эти круги также были разорваны на северо-востоке, открывая вид из центра на Пяточный камень. Кроме того, вход был отмечен дополнительными камнями. Мегалиты Стоунхенджа II были не слишком велики, по сравнению с циклопическими каменными блоками, которые можно увидеть на Солсберийской равнине сегодня. Их вес был около 5 т каждый. Привезли камни не из Ирландии, как гласит средневековая легенда, а из Уэльса, с гор Преселли. Край не столь отдалённый, как Ирландия, но всё же расстояние по прямой составляет 210 км, однако скорей всего мегалиты везли 380 км по рекам. Ко второму периоду строительства Стоунхенджа относится также сооружение двух валов, симметричных относительно оси центр - Пяточный камень и ведущих от входа сначала прямо на северо-восток, а затем к реке Эйвон, которая протекает в 2 милях от Хоровода Великанов. У археологов эта деталь памятника получила название «Авеню». Предполагается, что валы ограждали священную дорогу, по которой подвезённые на плотах камни, доставляли при помощи катков к месту строительства.

Внушительное сооружение из голубоватых камней простояло на Солсберийской равнине очень недолго. По-видимому, его ещё не успели толком завершить, как было принято решения разобрать оба кольца. Что заставило древних зодчих поступить столь странным образом, скорее всего, навсегда останется загадкой.

Очистив священное место от голубых камней, строители принялись возводить новое сооружение, на этот раз из глыб твёрдого светло-серого песчаника, которые называются сарсенами. Их привозили из местности Марлборо-Даунс, расположенной на 35 - 40 км севернее Стоунхенджа. Там огромные сарсеновые валуны встречаются прямо на поверхности земли. Окрестные жители называют их Серыми Баранами. Уже упоминавшемся здесь исследователю Стоунхенджа Джону Обри доводилось охотиться в этих краях, и он оставил их описание:

«Эти холмы имеют такой вид, будто их засеяли огромными камнями, и очень густо; по вечерам они похожи на стадо овец, и этим объясняется их название. Так и кажется, что это и есть место, где Гиганты швыряли камнями в Богов».

Вес каждой глыбы, прибывшей на Солсберийскую равнину из Марлборо-Даунс, исчислялся десятками тонн. В отличии от необработанных камней Стоунхенджа I, блоки третьего периода строительства явно подвергались обработке металлическими инструментами. Неровности, которые сейчас можно видеть на камнях Хоровода Великанов - следствие разрушительного действия времени: выветривания, температурных перепадов, а иногда и молотков туристов. В своё время они были огранены и отшлифованы, что было непросто, учитывая твёрдость материала (Один своеобразный любитель древностей, посетивший Стоунхендж в XVII в. оставил в своём дневнике следующую запись: «Камни эти удивительно тверды и крепки, и как я не бил молотком, мне не удалось отколоть ни кусочка»).

В последний период строительства древние зодчие соорудили круг из 30 поставленных вертикально сарсеновых блоков и снабдили их сверху перемычками, так что образовалось сплошное кольцо. В уложенных сверху блоках делали выемки, которые соответствовали шипам на камнях-опорах, что обеспечивало прочность постройки. На северо-востоке кольцо-перемычка не было разорвано, но просвет между опорами был сделан больше. Таким образом, кругозор наблюдателя был ограничен сверху, но ничто не препятствовало лицезрению Солнца, появляющегося из-за горизонта после самой короткой в году ночи.

В середине сарсенового кольца была возведена подкова, составленная из пяти так называемых трилитов. Этот термин, означающий «три камня», специально изобрели для обозначения сооружений Стоунхенджа, представляющих из себя два поставленных стоймя каменных блока, увенчанные третьим, так что получается что-то вроде буквы П. Сооружения эти поистине исполинские. Их высота приблизительно 6 - 7 м. Самый большой трилит был возведён напротив входа. Вес составляющих его камней равен 50 тонн (Для сравнения: вес самых крупных блоков египетских пирамид - 15 т). Четыре других трилита образуют ветки подковы, открытой на северо-восток и симметричной относительно оси центр - Пяточный камень.

Сарсеновые кольцо и подкова, хотя и изрядно разрушенные, довольно отчётливо просматриваются в современных руинах, но был ещё один этап строительства, обозначенный археологами как Стоунхендж III В, выявить который помогли тщательные исследования. На этом этапе разобранное ранее кольцо голубых камней было восстановлено. Теперь оно огибало подкову из трилитов и как бы дублировало окаймлявшее его сарсеновое кольцо. Часть голубых камней образовала ещё одну подкову внутри подковы из трилитов. Кроме того, создатели Стоунхенджа III В выкопали два ряда лунок между сарсеновым кольцом и «кольцом Обри», которые принято обозначать лунки X и Y. В одном ряду лунок 29, в другом 30.

Памятник имеет ещё ряд деталей, вроде отдельно лежащих камней, насыпей и рвов. В общем описании сооружения они представляются второстепенными, но в принципе, каждая из таких мелочей может оказаться ключом к важной научной проблеме.

Долгое время главное загадкой Хоровода Великанов, находящейся в фокусе внимания публики был вопрос о том, как первобытные люди могли перемещать на значительные расстояния такие громадные камни, а затем устанавливать их с замечательной точностью. Но эта проблема давно решена современными учёными. Более всего в области мегалитического строительства прославился норвежский учёный Тур Хейердал, который воспроизвёл технику передвижения гигантских монументов острова Пасхи. Но были и другие энтузиасты. Какое-то время передвижение гигантских блоков при помощи примитивных технических средств, имитирующие строительство Стоунхенджа, стало чем-то вроде национального английского спорта. За такими попытками следили популярные радиопередачи. Выяснилось, что примерно 16 человек на тонну достаточно для того, чтобы перетаскивать камни на километр - полтора в день. Это по суше, на катках. После того, как блоки грузили на плоты, дело, естественно, шло быстрее. Работа, конечно, не из лёгких, но, если люди, говоря словами известного анекдота, «мають час та мають натхнення», вполне осуществимая.

Однако, как написали 1963 г. в газете «Манчестер гардиан», «...упор обычно делается на трудности транспортировки каменных глыб к месту постройки. Но гораздо труднее было решить, где их установить, - это требовало от строителей величайшего напряжения всех их знаний и сил». Статья была откликом на публикацию нашумевшей работы сотрудника Смитсоновской астрономической обсерватории профессора Джеральда Хокинса, в которой он попытался ответить на вопрос: каково было назначение величайшего мегалитического памятника Британии.

Тот факт, что Хоровод Великанов ориентирован на точку восхода в день летнего солнцестояния был замечен очень давно. Как известно, солнце встаёт точно на востоке лишь в дни осеннего и весеннего равноденствия (за исключением экватора). В зимнюю половину года точка восхода перемещается к югу, а в летнюю - к северу. Причём это смещение тем сильнее, чем ближе к полюсу находится наблюдатель. Находясь на полярном круге можно увидеть, как светило в середине ночи ненадолго коснётся горизонта в точке севера и снова устремится вверх. За полярным кругом оно не зайдёт вовсе. На широте Стоунхенджа точка восхода в день летнего солнцестояния находится почти точно на северо-востоке. Ориентация главной оси сооружения в этом направлении давало основания считать его храмом солнечного культа, где жрецы, увидев, что светило вновь возвратилось к Пяточному камню, торжественно объявляли о рождении нового года.

Но астроном Хокинс справедливо заметил, что для того, чтобы отметить точку солнечного восхода, как и любую другую точку на горизонте, достаточно двух камней. Между тем, в Хороводе их намного больше, и структура их размещения настолько сложна, что не может быть произвольной. По всей видимости, рассуждал профессор, назначение сооружения не исчерпывалось определением дня солнцестояния с которого пойдёт отсчёт нового года, хотя это и очень важная задача для первобытного земледельческого народа.

Находясь в Стоунхендже, Хокинс обратил внимание на то, как узки зазоры между стоячими камнями трилитов. Они не превышают 30 см, и в них невозможно протиснутся. При этом они ориентированы так, что сквозь них можно смотреть лишь в определённый проём сарсенового кольца, что ещё больше сужает кругозор, взгляд упирается в фиксированную точку на горизонте. Исследователь довольно быстро пришёл к выводу, что сквозь зазор центрального трилита, сохранившегося лишь частично, можно было наблюдать момент захода солнца в день зимнего солнцестояния. Но чтобы установить ориентацию прочих объектов полуразрушенного памятника, все данные пришлось подвергнуть тщательной математической обработке, для чего потребовалась электронно-вычислительная машина.

Как выяснилось, все прямые, соединяющие основные пункты Стоунхенджа, непременно указывают на какое-то особое положение Солнца либо Луны. В частности, два трилита на концах подковы ориентированы на заход Солнца в летнее солнцестояние и восход в зимнее. Два оставшихся, очевидно были предназначены для наблюдения за восходом и закатом Луны. Часто на прямой, соединяющей два важных пункта, находится третий объект - добавочный ориентир.

В композиции Хоровода Великанов чётко просматриваются линии, указывающие на точки восхода и захода Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния, а также равноденствия. Что касается Луны, то траектория её видимого движения по небосводу гораздо сложнее, чем у Солнца. В течении года она движется как бы навстречу Солнцу: на север зимой и на юг летом. Но её крайние положения, в отличии от солнечных не остаются неизменными из года в год, а совершают маятникообразные перемещения в течении 19-летнего цикла. Таким образом на каждое крайнее положение Солнца приходится два крайних положения Луны, и каждое из этих положений зафиксировано в структуре Стоунхенджа.

Хокинс отмечает экономичность композиции памятника. Так, в Стоунхендже I просматривается 16 направлений на особые положения светил, каждое из которых определяется двумя точками. Но при этом использовано не 32 точки, а всего 11. Шесть из них использованы более одного раза, в том числе две точки используются 6 раз.

Исследования Хокинса не ограничились определением основных направлений, в которых велись наблюдения. Учёный обратил внимание на отрывок из труда античного историка Диодора Сицилийского, в котором тот рассказывает о мифическом острове гипербореев, расположенном далеко на севере. Хокинс посчитал, что Диодор ведёт речь о Британии, и упоминает в своём описании Стоунхендж: «И есть также на этом острове великолепное святилище Аполлона, а также прекрасный храм, украшенный многочисленными пожертвованиями, сферический по форме. Кроме того, там есть город, посвящённый этому богу, и большинство его жителей играют на кифаре... Говорят также, что с этого острова Луна видна так, будто бы она очень близка к Земле, и глаз различает на ней такие же возвышенности, как на Земле. Говорят также, что бог посещает остров каждые 19 лет; это период, за который звёзды завершают свой путь по небу и возвращаются на прежнее место...При своём появлении бог играет на кифаре и танцует ночь напролёт от весеннего равноденствия до восхода Плеяд, выражая таким образом восторг по случаю своих побед. А цари этого города и хранители святилища именуются Бореадами, так как они происходят от Борея (северного ветра), и должности эти передаются у них в роду из поколения в поколение».

Как астроном, Хокинс знал, что лунные и солнечные затмения могут повторяться с цикличностью приблизительно в 19 лет. Ему пришло в голову, что Хоровод Великанов мог использоваться для предсказания затмений. Работая дальше в этом направлении, учёный понял, что во II тысячелетие до н. э. затмения имели место в те периоды, когда зимняя Луна восходила точно над Пяточным камнем.

Но, если быть точным, полный цикл видимого движения Луны составляет не 19, а 18,61 солнечных лет. Таким образом, чтобы максимально точно предсказывать повторение небесных явлений следует отсчитывать два раза подряд по 19 лет, а потом лишь 18. Таким образом речь уже идёт о 56-летнем лунном цикле, который намного точнее 19-летнего (19+19+18=56). И тут Хокинс вспомнил о странном, никем до сих пор не объяснённом числе «лунок Обри».

Согласно гипотезе Хокинса, Стоунхендж не просто обсерватория, но что-то вроде гигантского каменного арифмометра, для вычисления годов, когда может произойти затмение. Представив себя на месте доисторического жреца, он писал следующее:

«Если раз в год перекладывать камень по кругу из одной лунки Обри в соседнюю, то можно предсказать все предельные положения Луны в данное время года, а также затмения Солнца и Луны в солнцестояниях и равноденствиях. Если использовать шесть камней, размещённых через 9, 9, 10, 9, 9, 10 лунок Обри, и раз в год перемещать их против часовой стрелки в соседнюю лунку, то можно достичь изумительных результатов в предсказании астрономических явлений. При наличии шести камней - трёх белых и трёх чёрных - это счётное устройство могло в течении сотен лет, и притом очень точно, предсказывать все важные явления. Связанные с Луной».

Легко видеть, что при расположении, предложенном Хокинсом, камень определённого цвета должен попадать в каждую лунку с периодичностью 18 - 19 лет. Нужно было лишь отметить лунки, соответствующие «опасным» годам.

Разумеется, Хокинс не настаивал на том, что три с половиной тысячи лет назад всё происходило в точности так, как он описал. Он даже не считал свою гипотезу относительно числа «лунок Обри» абсолютно доказанной, а лишь высоковероятной. Что касается 30 стоячих камней сарсенового кольца, то профессор связывал их с днями месяца. По этому поводу он вспомнил также лунки X и Y, числом 30 и 29. С их помощью могли устраняться неточности, связанные с тем, что полный лунной месяц (промежуток между двумя полнолуниями) составляет 29,53 суток.

Какие ещё возможности давал обитателям доисторической Британии Хоровод Великанов, пока можно только гадать. Всё более подробное археологическое изучение памятника будет давать больше и больше пищи для размышлений не только о научно-техническом потенциале древних, но и о социальной роли проектов, подобных возведению Хоровода Великанов. Хокинс сравнивал строительство этого гигантского астрономического прибора доисторическими племенами с космической программой современных сверхдержав.

Он писал: «Космическая программа поглощает около 1% всего национального продукта США. Стоунхендж, несомненно, поглощал не меньше. Его строительство, бесспорно, требовало от тогдашних жителей Англии гораздо больших усилий, чем космическая программа от американцев, и, вероятно, значило для них гораздо больше».

В английском графстве Уилтшир излюбленным местом туристов является знаменитый – причудливое каменное сооружение. Глыбы стоят в форме круга, часть из них сверху покрыта плитами. Внутри круга тоже находится несколько сооружений, образующих более малый круг. Этот археологический памятник официально внесли в список Всемирного наследия в 1986 году, ведь до сих пор он вызывает массу вопросов и споров о его возникновении.

Это сооружение имеет старинное название – «Пляска Великанов». Точный год появления Стоунхенджа никому неизвестен, потому предполагаемый период достаточно широк – от 3020-2910 до н. э. Одно понятно – строили его долгие столетия, а руку к этому приложили многие народы того времени.

Все камни Стоунхенджа очень различаются, не только по природе происхождения, но и по весу. Самые тяжелые – до 50 тонн. Именно поэтому есть сомнения, что памятник – дело рук человечества, ведь такие тяжелые глыбы надо было перемещать долгими годами к месту строительства. Однако, согласно легенде, Стоунхендж в память о битве с саксами ровно за одну ночь сумел построить Мерлин – главный чародей бриттов.

Точное предназначение Стоунхенджа – интересный вопрос для археологов и исследователей. По мнению одних, камни олицетворяли собой культ Солнца. А другие уверены, что камни необходимы были для целей астрономии. Есть и еще одно предположение – энергетика величественных камней могла использоваться для лечения больных людей, которые приезжали сюда со всех уголков света. Вторая версия более правдоподобна – многие туристы своими глазами видели, как в день летнего солнцестояния солнце встает как раз над Пяточным камнем, который находится у входа в каменный круг.

Не так давно около Стоунхенджа исследователи обнаружили несколько религиозных памятников, поэтому появилось новое предположение о том, что каменное сооружение – лишь малая часть большого комплекса точек жертвоприношений и святых мест. К слову, за долгие столетия памятник постоянно реставрировали для его поддержания, поэтому визуально он несколько отличается от своего первоначального вида. При этом размах реставрации был достаточно внушительным, что вызывало массу критики, проводились даже специальные расследования на предмет того, не нарушена ли была общая картина памятника.

Добраться до каменного памятника можно, заказав , понадобится проехать около 130 км. В процессе экскурсии из можно узнать больше о тайнах и секретах этого необычного места, а также сделать незабываемые фотографии на память, которые однозначно станут гордостью вашего домашнего альбома.

Об этом памятнике не только слагают легенды, но и снимают фильмы. Только за 2010 год вышло сразу две документальных картины. Поэтому перед посещением Стоунхенджа можно посмотреть парочку фильмов, чтобы во время экскурсии показать свои познания.

Стоунхендж будет достаточно интересным местом для посещения, если вам интересны загадки природы. Наверняка величие этих огромных камней поразит любого путешественника и заставит снова гадать о происхождении знаменитого Стоунхенджа.

Вот всем известный Стоунхендж (Stonehenge). Как многим известно древнейший памятник и артефакт прошлых цивилизаций и верований. Однако, может быть кого то я и удивлю, мы можем практически во всех подробностях рассмотреть процесс строительства этого древнего монумента. А для начала давайте вспомним официальную историю памятника.Стоунхендж, если верить принятым методам датировки, чуть моложе знаменитых египетских пирамид. Но в число античных семи чудес света он не вошел - о нем ничего не пишут ни греческие, ни римские авторы. Вероятно, римлян эти камни не впечатлили, ведь они видели древнеегипетские пирамиды, да и сами строили величественные храмы. Сегодня уже нельзя установить, кто был первым биографом Стоунхенджа. Уже к XII веку все сведения о его происхождении растворились в мифах и никто не помнил истинного назначения памятника. Кто его построил? Древние британцы называли Стоунхендж «Пляской Великанов». Молва приписывала его авторство великому магу Мерлину.

Другие предания говорили о живших когда-то, до первого Потопа гигантах - они-то якобы и построили Стоунхендж. Король Яков I, посетив его, был поражен увиденным и приказал архитектору Иниго Джонсу зарисовать план сооружения и установить доподлинно, кем и когда оно было создано. В 1655 году вышла книга Джона Уэбба «Самая замечательная древность Великобритании, именуемая в просторечии Стоун-Хенг, восстановленная» - первое издание, посвященное Стоунхенджу. А точку в исследованиях поставил в 60-х годах XX века астроном Джеральд Хокинс, доказавший, что Стоунхендж - древняя обсерватория, позволяющая с высокой точностью проводить астрономические наблюдения. Стоунхендж строили между 1900 и 1600 годами до н. э., и строительство его заняло чуть ли не столетия. Численность населения Британии была в те далекие столетия невелика. Начиная примерно с 3000 года до н. э. на островах стали вновь поселяться земледельцы с континента - так называемые уиндмиллхиллские люди - по названию холма близ Стоунхенджа.


Именно благодаря им Солсберийская равнина стала средоточием ремесел и скотоводства. После 2000 года до н. э. здесь появились бикеры. Их приход совпал с началом бронзового века. А спустя триста лет сюда пришли уэссекцы, любители дальних путешествий - в их могилах особенно часто находят предметы из всех уголков тогдашней ойкумены - фаянс из Египта, янтарь с Балтики, выпрямители стрел из Микен, булавки германцев… От всех этих народов не осталось ничего, что могло бы пролить свет на их причастность к мегалитическим постройкам. Нам остается только гадать - кто из них? Хокинс считает, что все три народа приложили свою «руку» к строительству Стоунхенджа. Камни, из которых сложен Стоунхендж, разные. Главный строительный материал монолитов - долерит, но есть и вулканическая лава (риолит), и вулканический туф, и песчаник, и известняк. Три вида - долерит, риолит и вулканический туф - встречаются только в одном месте - в Уэльсе, в горах Преселли, близ побережья Бристольского залива. «Теперь уже нет сомнения, - пишет исследователь Стоунхенджа Р. Аткинсон, - что голубые камни были вывезены в Стоунхендж именно с этого очень ограниченного участка». Дистанция по прямой составляет 210 километров - три часа езды на автобусе. Но везли-то их на катках и по воде, и это расстояние равно 380 километрам. Восемьдесят камней весят в совокупности до четырехсот тонн. Кто еще в древней Европе совершал такой необыкновенный рейд?
Пожалуй, никто. Ученые проследили возможный путь строителей и выяснили, что большая часть его проходила по воде. Кое-какие крупные камни собирали по дороге. Камни везли на деревянных салазках по бревнам. Эксперимент, проведенный учеными, помог выяснить, что двадцать четыре человека способны тащить таким образом груз весом в одну тонну со скоростью километр-полтора вдень. На воде дело обстояло проще: несколько деревянных челнов, соединенных досками, выдерживали огромные тяжести и легко управлялись. А самые тяжелые камни - сарсены? Их месторождение обнаружили гораздо ближе к Стоунхенджу, всего в тридцати километрах. Вес самых больших «серых баранов» (так прозвали эти глыбы) достигает пятидесяти тонн. Подсчитано, что тысяча человек доставила их к месту постройки за семь лет. Древние мастера умело обрабатывали глыбы еще до того, как везти их к месту строительства комплекса, используя технику удара и обработки огнем и холодом. После того, как на камне намечалась трещина, по ней выкладывали костер, а потом лили холодную воду и били каменными молотами. И уже после грубой обработки и доставки глыбы на место следовала более тонкая работа. Камни шлифовали очень чисто, просто ювелирно. Однако технику оценить сегодня, увы, невозможно - вода и ветер за столетия сделали свое дело.

Ученым оставалось выяснить, как устанавливались исполины. Оказалось, что сначала выкапывали ямы, длина которых равнялась длине той части камня, которую предполагалось зарыть. Длина и ширина лунки была сантиметров на девяносто больше, чем камень. Три стенки лунки делали отвесными, пишет Дж. Хокинс, а четвертой задавали наклон 45 градусов - это был приемный пандус. Перед тем как ставить камень, стенки лунки обкладывали толстыми деревянными кольями. Камень скользил по ней, не осыпая земли. Затем махину с помощью канатов и веревок ставили вертикально. Быстро-быстро - пока у тех, кто держал, хватало сил, - засыпали свободное пространство вокруг, лишь бы камень не завалился. Утрамбовав, оставляли в покое на несколько месяцев, пока почва не просядет и не спрессуется. Важная деталь: нижние концы вертикальных камней были оббиты на тупой конус - чтобы после того, как их спустили в лунку, камни можно было поворачивать и устанавливать поточнее.


А как очутились наверху многотонные перекладины? Не вертолетами же их туда поднимали. Может быть, по земляным насыпям? Именно такой способ в качестве гипотезы предложил еще в 1730 году один из самых первых исследователей Стоунхенджа С. Уоллис. Но на сооружение и размонтирование такой насыпи для всех тридцати пяти перекладин потребовался бы гигантский труд - больше, чем работа, затраченная на весь комплекс. К тому же остатков земляных насыпей не обнаружили, и версия эта была оставлена. А что, если действовали методом перекидывания с помощью штабелей из бревен? Приблизительно так: каменную перекладину клали на землю у подножия ее будущих опор, а потом перпендикулярно к ней укладывали слой бревен, переваливали ее на бревна, а на то место, где она перед этим лежала, клали уже двойной слой бревен, но уже параллельно и перпендикулярно: туда-сюда, туда-сюда… И вот каменная крыша уже на самом верху. Последней задачей было перевалить ее на уготованное место - чтобы все гнезда ее легли на шипы опоры.
Подсчитано, что такая башня из продольных и поперечных слоев древесины потребовала бы пятнадцать кубических километров бревен с заранее вырубленными пазами. И еще подсчитали: для строительства Стоунхенджа понадобилось триста лет работы и тысячи рабочих рук, всего же затрачено полтора миллиона человеко-дней физического труда. Во имя чего все это? Для чего строили Стоунхендж? …В день летнего солнцестояния в Стоунхендж съезжаются толпы народа - наблюдать восход Солнца над Пяточным камнем. Зрелище это действительно впечатляет. Сквозь сиреневый туман, обычно клубящийся в долине в этот ранний час, вдруг пробивается яркий луч - как раз над вершиной Пяточного камня! Точно закрепленные лучи зрения, по мнению астрономов, заставляли наблюдателя смотреть на строго определенные участки неба, задавали направления, где происходили ожидаемые явления.

Таким образом, Стоунхендж можно считать древней обсерваторией, которая использовалась для предсказания времени начала полевых работ и, как предположил Дж. Хокинс, - для предсказания затмений. Хокинс обратил внимание на пятьдесят шесть так называемых «лунок Обри», входящих в древний комплекс. «Я заметил, - писал Хокинс, - что эти лунки расположены вдоль правильной окружности на равном расстоянии друг от друга. Лунки глубиной около полутора метров вырыты в мелком грунте и затем снова заполнены толченым мелом. Жрецы могли предсказывать год затмения, скажем, зимней Луны, перекладывая камушки из лунки в лунку по окружности, по одной лунке в год». Имелись у них и другие приспособления для таких прогнозов. …

Пять из семи чудес света - египетские пирамиды, статуя Зевса в Олимпии, храм Дианы в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе и Александрийский маяк на острове Фарос были сделаны из камня. Но нигде, пожалуй, камень не был применен так искусно для интеллектуального поиска древних, как здесь, в Юго-Западной Англии, на Солсберийской равнине.

Есть вопрос, а как Стоунхендж был построен? И опять, к сожалению, точного ответа нет. Известно только, что каждый каменный блок был доставлен почти за 350 км. По мнению одного испанского инженера Гарри Лавина, эти блоки доставляли с помощью специальных корзин, которые не носили, а элементарно перекатывали по земле.
Лавин так же утверждает, что строители с помощью брусьев производили обкладку каменных блоков, а также оплетали их упругими ветками. Получались специальные коконы, которые и перетаскивали с одного места на другое. Для транспортировки блоков были использованы домашние животные, такие как лошади и волы. Свою гипотезу инженер решил проверить на практике. Сначала он оплел, а потом покатил каменный блок, диаметр которого был меньше одного метра. После этого Лавин пригласил несколько своих друзей, и с их помощью ему удалось перекатить тем же способом каменный блок, масса которого была одна тонна.

В своих планах инженер собирается поставить эксперимент с каменными блоками, которые будут аналогичны блоком Стоунхенджа. Так же он хочет переместить их на расстояние 350 км. Часть этого пути он собирается сократить за счет воды. Ведь известно, что оплетенный древесными ветками каменный блок обязательно поплывет. Нужно только правильно все рассчитать.

Так выглядел Стоунхендж в 1575-м году, если верить этой гравюре:

А вот так запечатлел эту «древность» художник Джон Констебл в 1835-м году, как говорят, с натуры:

Первые реставрационные работы в 1901-м году, когда как утверждается якобы подняли только один камень:

Этот снимок, на котором работники на месте реставрации в 1901 году случайно попал в прессу и вызвал волну негодования в то время, но об этой истории далекой от легенды редко говорится в официальных путеводителях Стоунхенджа.

Полосы газеты «Times» были полны посланий с жалобами, и требованиями прекратить этот вандализм, но первый этап «восстановления» памятника продолжался, не смотря, ни на что. А некоторые маститые журналисты, такие как Джон Раскин, с пафосом заявляли, что «восстановление исторического памятника является ложью».

Но сами реконструкторы оправдывались, что они пытаются лишь поставить на место один монолит, который якобы упал во время бури. Якобы речь идет лишь об одном камне, а не о систематическом передвижении практически всех камней. И тем не менее, несмотря на сопротивление общественности, макияж Стоунхенджа, будучи тайной за семью печатями, только набирал обороты. И еще большие работы проводились в 1919 – 1920 годах.

А вот серия фото с якобы реставрации 1958-64 гг, когда по словам «учёных» подняли «на место» ещё несколько камней. Но при этом на фото почему-то видна разметка мелом мест, где должны стоять камни. И эта разметка имеет такой вид, будто до этого там вообще никаких камней не было:

Совершенно не тронутая девственная почва. Аккуратно снят верхний слой точно по контуру установки мегалита. Начато рытье под фундамент. Шутка ли? Тяжелейшие камни им нужен фундамент.

И вот уже аккуратно дёрн снят и ямки под камни выкопаны, а грунт из ямок рядом в кучке:

Разгружают «камушек», а он почему-то штукатуренный…


Зачем-то под мегалиты закатывают бочечку…

А вот этот «камешек», похоже, мастерком ровняли:


Таким способом на камнях делали «древние» надписи:

Прошло 50 лет и… оба-на! Штукатурка отпала, и в основе проявились бетонные блоки «старины»:

Ну в в Википедии можно ясно прочитать:
Масштабы реставрации, предпринятой в 1901-1965 гг., стали предметом резкой критики и даже журналистских расследований в начале XXI века. Тем не менее, Кристофер Чайппиндэйл, хранитель музея Археологии и Антропологии при Кембриджском университете, признал, что «почти все камни были тем или иным образом перемещены и теперь стоят в бетоне»

Это - одна из темных страниц истории археологии, о ней предпочитают не говорить. Друиды работали так:

А то чем поднимали огромные мегалиты, на подъем которых не способна современная техника выглядит так:


Итак, с начала восстановления Стоунхенджа прошло 111 лет. Упавший от урагана менгир выпрямили и усадили на место, да еще и бетоном укрепили. Это в 1901 году. Еще шесть камней в 1919 и 1920-м, еще три камня в 1959-м и четыре камня в 1964-м. В 1958 году откуда-то откапали каменный жертвенник и повторно монтировали центральные трилитоны.


Первая реакция отдельных читателей, продолжающих что-то говорить про «выемку», «реставрацию», «замену» «древних мегалитов», убедила, что без пояснения все-таки не обойтись. На фото, начиная с 1-го, который выше, вы видите белые круги, обозначающие места для будущих «мегалитов». Это «фронт работ» для строителей. Разметка объекта от заказчика, выполненная известью в лунках, на ровном, нетронутом газоне. «Мегалиты» не выдергиваются как морковки, не оставляя ни малейшего следа от этой процедуры.

Далее, если рассмотрите снимки повнимательней, то найдете и военных, и колючую проволоку в окрестностях, и другие детали, говорящие о том, что с определенного момента будущая «циклопическая постройка» древних друидо-атланто-асуро-сириянто-ариев была охраняемым режимным объектом. Увидите «представителей заказчиков», не являющихся чиновниками, строителями, рабочими, окрестными жителями. Найдете «посвященных» с кое-какими закладками, оборудованием.
Стоунхенджу - «космическому порталу», «энергетическому кристаллу» и т.д., и т.п. отводилась важная роль в представлении, связанном с «апокалиптикой», «скачками» и прочим; об этом позаботились при закладке.

Если вы присмотритесь к современным фотографиям Стоунхенджа (и сопоставите их с несколькими старыми фото манипуляций, не имеющих отношения к строительному делу), то вы без труда найдете потеки рыжей субстанции, повсеместной в «циклопическом» и «мегалитическом» литье (отсюда многочисленные мероприятия с огнем и электричеством), и уж совсем легко увидите современное назначение сооружения.

Стоунхендж, конечно, раскурченное место, потому и в центре внимания. А вот Эйвбери, что 32 км к северу от Стоунхенджа, менее, но если немного истории, то построил его Александр Кейллер миллионер и любитель древностей в 1930 г. Он просто купил это место, а через некоторое время здесь тоже появился доисторический памятник.

Дэвид Батчелор, главный археолог Английского наследия, говорит: «…представления о степени восстановления соответствующих древних памятников меняются. Некоторые памятники были более серьезно восстановлены. Но мы не думаем о том, что Стоунхендж был реконструирован. Надеюсь теперь восстановление пойдет только в лучшую сторону, потому что дальше уже некуда ». Но и тут он кривит, говоря, что Стоунхендж не причем, свое защищает.

Английское наследие готовится к изменениям, чтобы отразить новое настроение. В частности Хендерсон сказал: «Существует растущий интерес к тому, как исторические памятники были восстановлены. Когда мы обновим путеводитель, мы постараемся включить больше материала, о том, как реставраторы взаимодействуют с памятником ».
Бен Брэдшоу, государственный секретарь по культуре и спорту Великобритании, объявил об инвестировании правительством 10 млн. фунтов стерлингов в развитие центра для посетителей в Стоунхендже. Так что, какая к черту история, когда на кону такие деньги!

Вообще сторонники заговора говорят вот что:

Конечно же ключевая фотография, где на фотке засвечен лейбл компании Premix .

Всего в мире известно 72 дубликата Стоунхенджа. По дате постройки и территориальному расположению вы легко исключите лишнее, а остальное проверите Здравомыслием.

1. Впервые в районе Стоунхенджа военные учения были проведены в 1898 году.
2. С того времени и до Второй Мировой войны Министерство обороны скупало большие участки земли в том районе.
3. В настоящее время Министерство Обороны владеет 390 квадратными километрами (!) в непосредственной близости от Стоунхенджа, часть из которых закрыты постоянно, на другие доступ сильно ограничен. (По карте граница ближайшей военной базы - в полутора километрах от этих камней к северу, а военная взлетная полоса - в 5 километрах на юго-восток).
4. В прошлом в непосредственной близости от Стоунхенджа были проведены ветка железной дороги и аэродром, оба впоследствии были демонтированы (есть и другие источники, что военный аэродром находился гораздо ближе, на расстоянии всего одной мили от Стоунхенджа).
5. В 1943 село Imber (в 15 километрах от Стоунхенджа) и деревушка Par Hinton были выселены. В статье про Imber написано, что и по сегодняшний день село находится под контролем военных.
6. В 2 километрах к северу от Стоунхенджа расположено Королевское артиллерийское училище, которое проводит реальные стрельбы 340 (!) дней в году.
7. В 9 километрах на юго-восток, за военным аэродромом, расположена Оборонная Лаборатория Науки и Технологии, работы которой в основном засекречены.
8. Еще в 17 километрах на запад от Стоунхенджа расположена база военного авиакорпуса и вертолетный аэропорт боевых «Апачей».
9. В районе Стоунхенджа не ведется сельскохозяйственная деятельность из-за опасности нарваться на неразорвавшийся снаряд, которых за столетие скопилось немало. Из-за этого зеленые луга вокруг Стоунхенджа приобрели научную ценность (Site of Special Scientific Interest) так как представляют собой последние естественные газоны в Англии, а возможно - и во всей Европе.
Итак, суммируя:
— Вокруг Стоунхенджа на протяжении более 100 лет - закрытая территория, охраняемая военными, патрулируемая военными самолетами и вертолетами, с ежедневными артиллерийскими стрельбами.
— Местных жителей выселили еще во время второй мировой войны под предлогом учений; деревеньки взяли под контроль военные, такое положение сохраняется по сей день.
— Селькохозяйственная деятельность на большой территории равнины, где расположен Стоунхендж, запрещена.
— На территории существовала инфраструктура, позволявшая масштабное строительство (включая аэродромы, ветку железной дороги), которая впоследствии была упразднена за ненадобностью.

Мы связывались с руководством этого клоунского места иверов в 2001 году (цирковая площадки Аркаима из той же оперы, высасанная из пальца, для ГДЛБ туристов) и отчетливо увидели выдуманность этого сооружения, как и бессмысленность траты времени на коммуникацию с людьми самомнения.

Для себя пометьте, что «ТУРИЗМ» - это совершенно очаровательная иверская матрица демонизма. Туризм, как таковой, - это вполне успешный проект иверов, который ОНИ крышуят и доят гаввах и средства семей по всему миру, а ГДЛБ, вместо того, чтобы строить Малую Родину, как проекцию всего вида животных и растений на отдельном участке Родового Поместья, ведутся на магнетизм выстроенных иверами по всему миру типа »архитектурных» памятников, а в реалиb, созданных рукотворно иверами совсем недавно. Одни экспонfты музеев по миру, будь то Эрмитаж, Лувр или Лондонское хранилище, чего стоят. Пора гоям знать правду об Иверской действительности и ее совершенной тварности, и об ИХ деяниях на Земле.

Другими словами, все предельно понятно. На территории, охраняемой британским военным ведомством, осознанно и целенаправленно был возведен данный «центр древней цивилизации», «наследие великих предков», «памятник человечества», ставший (не сам собой, ясно дело) важнейшим культовым центром не менее целенаправленно насаждаемой «духовности», Духа Овна.

Нет сомнений, что и у самого «наследия человечества», и у «духовности», важным атрибутом коей является данное «наследие», и у «науки», развернувшей вокруг оного «наследия» в колоссальных масштабах свои «исследования», один заказчик.



























Стоунхенджем в наши дни называют древнее сооружение, представляющее из себя комплекс каменных блоков, ограниченных земляным рвом. По краям рва располагаются два земляных вала - внутренний и внешний. Последний, собственно, и является границей всего этого комплекса. Находится данное рукотворное творение в 130 километрах юго-западнее Лондона. Территория принадлежит административному образованию (унитарной единице) Уилтширу.

Стоунхендж, по одной из версий, неразрывно связан с друидами

От Стоунхенджа отходит так называемая авеню - это тянущаяся в сторону реки Эйвон параллельная пара рвов. Рвы, с обеих сторон, ограничены валами и имеют длину порядка 3-х километров. Всё это едва различимо на местности, но видимо когда-то выглядело масштабно и величественно.

Каменные сооружения комплекса (мегалиты или трилиты), а также отдельные грубо-обработанные камни (менгиры) представляют из себя известковый песчаник сероватого цвета. В то же время часть камней меньшего размера отличается по цвету. У них голубоватый оттенок, и они являются ничем иным как кремнистым песчаником. Последний твёрже известкового песчаника и имеет более приятный эстетический вид.

Всё это каменное великолепие образует кромлех - несколько концентрических окружностей (окружностей, имеющих общий центр) из грубо-обработанных камней. Вернее это когда-то были окружности, сейчас от них остались только жалкие остатки.

Наружная окружность, в своё время, состояла из 30 вертикально-стоящих сероватых камней. Высота каждого из них 4,1 метра, ширина 2,1 метра, вес одного камня примерно 25 тонн. На эти многотонные глыбы были уложены каменные горизонтальные перекрытия. Каждое из них покоилось на двух вертикальных камнях, в плоских вершинах которых были сделаны специальные выступы высотой 20 сантиметров.

В перекрытиях соответственно находились углубления. Посредством этого незамысловатого технического решения и собиралась очень крепкая конструкция из вертикальных и горизонтально-лежащих на них камней. Горизонтальные камни или перемычки имели следующие размеры: длина 3,2 метра, ширина 1метр, толщина 0,8 метра. Образованный таким образом круг составлял в диаметре 33 метра. В наши дни осталось 13 вертикальных камней и 6 перекрытий.

Стоунхендж (вид сверху)

Внутри этого рукотворного круга имелся другой круг из 30 голубых камней. Они значительно уступали в размере серым камням наружного круга и не имели перекрытий. В наши дни их осталось не больше десяти.

Голубые камни окружали пять огромных трилитов, расположенных в виде подковы. Каждый из них представлял из себя две серые вертикальные глыбы с лежащим на них перекрытием. Вес одной такой глыбы 40 тонн. В то же время размеры у трилитов разные. Высота центрального трилита 7,3 метра, высота крайних трилитов 6 метров. Своим основанием эта своеобразная подкова была направлена к авеню.

На сегодняшний день картина имеет следующее содержание: в нормальном состоянии сейчас находится три боковых трилита. Центральный, самый высокий трилит остался в виде одного вертикального камня. В таком же состоянии находится крайний левый от него трилит. Между ними лежат остатки от 15-ти голубых камней. В своё время они также в виде подковы ограждали центральную часть кромлеха. Среди них возвышался 6-ти тонный алтарный камень как раз напротив самого большого центрального трилита. На данный момент времени он уже не высится, а пребывает в горизонтальном положении. Тем не менее эта глыба не потеряла своего величия даже в таком непрезентабельном виде.

Всё это каменное образование окольцовано двумя окружностями ям. В наши дни это естественно не глубокие ямы, которыми они когда-то являлись, а едва различимые впадины на почве. Ближняя к кромлеху окружность состоит из 30 ям - их называют Z-лунками. В следующей окружности также насчитывается 30 углублений. Они носят названия Y-лунки. В те далёкие времена, когда весь комплекс сооружений выполнял свои функции, над этими ямами возвышались длинные деревянные столбы.

То же самое можно сказать и о третьей окружности ям. Она расположена совсем недалеко от внутреннего вала и состоит из 56 ям. Это так называемые лунки Обри. Открыты они британским писателем и антикваром Джоном Обри (1626-1697) в 1666 году. В честь данного уважаемого господина и получили своё название.

Как раз на пересечении лунок Обри, напротив друг друга, находятся два кургана. В них нет никаких захоронений. К слову сказать, на всей территории Стоунхенджа не смогли найти человеческих останков, кроме одного тела. Это так называемое «тело лучника». Обнаружено оно во рву и датируется 780-700 годом до н. э.

Интерес также представляют из себя два опорных камня. Они, как и курганы, лежат на пути лунок Обри. Ещё в XIX веке камней этих было четыре, сейчас осталось два. Данные глыбы чётко соответствуют сторонам света.

Заключительным штрихом к данной экспозиции являются два серых камня. Один находится опять же на пути лунок Обри, как раз напротив аллеи, уходящей к реке Эйвон. Он представляет из себя лежащую монолитную глыбу длиной 4,9 метров и носит название камень-эшафот. Второй камень расположен на самой аллее и на одной линии с камнем-эшафотом. Он стоит вертикально и обозначается как пяточный камень. Высота его достигает 6 метров.

Вот собственно и весь Стоунхендж. Какие-то каменные глыбы, ямы, рвы - что к чему. Однако интерес к этому удивительному сооружению древности огромен. Он уходит в глубь веков, а первое упоминание о нём датируется XII веком. Люди, описавшие это своеобразное сооружение, являлись священнослужителями и историками Британии - это Гиральд Камбрийский (1146-1223) и Гальфрид Монмутский (1100-1155). Об этом извещает нас современная официальная история Соединённого Королевства.

Именно Гальфрид Монмутский связал Стоунхендж с легендарным британским героем древности Мерлином. Последний, судя по легендам, был могущественным волшебником и наставником короля Артура . Он перенёс Стоунхендж с земли возле Днепровских порогов на луга Англии. На новом месте гранитное сооружение и застыло в своём величии.

В дни летнего и зимнего солнцестояния лучи достигшего зенита Солнца пробивались точно между вертикальными камнями самого большого 7-ми метрового трилита, развёрнутого широкой стороной в сторону алеи. В эти мгновения, на стоящих рядом людей находило озарение: им открывались сокровенные тайны бытия, они получали руководство к будущим действиям и великим свершениям, направленным на благо государства.

Стоунхендж ассоциировался с рыцарями круглого стола, которые были равны между собой, но признавали первенство короля Артура. Видимо под ним и подразумевался самый большой трилит. Образы остального воинства, связанного узами чести и дружбы, запечатлелись в каменных глыбах, неразрывно соединённых мощными перекрытиями.

Все глыбы имеют нестандартные формы и отличаются друг от друга. В древние времена это конструктивное решение лишний раз подчёркивало индивидуальность каждого человека, его уникальность, а мощные связующие перекрытия - преданность общей идее и цели. Ну а уж алтарный камень в центре кромлеха был ничем иным как чашей Грааля , добыть которую мечтали многие рыцари круглого стола.

Столь красивая легенда скорее всего не отвечала истинному положению вещей, так как наравне с ней существовали и другие не менее красочные повествования, пытающиеся также объяснить как создание, так и саму суть Стоунхенджа.

В частности комплекс из камня считали могилой Боудикки. Эта женщина являлась женой вождя племени иценов Прасутага. Ицены представляли из себя одно из племён бриттов (кельтов), населявших юго-восточную область Британии во времена римского владычества. Прасутаг возглавил войну против Рима, но был убит. Его дело продолжила жена.

Наместник Римской империи в Британии Гай Светоний Паулин (являлся претором с 58 по 62 годы) двинул против Боудикки свои легионы. В жестокой битве ицены были разбиты. Воинственная и мужественная женщина не захотела сдаваться в плен римлянам. Она приняла яд. Случился данный трагический факт в 61 году.

Похороны Боудикки представляли из себя роскошное зрелище. В последний путь её провожали и римляне, и ицены, и другие племена бриттов. Где захоронено её тело - неизвестно. Отсюда и легенда, повествующая о том, что специально для бесстрашной женщины, в знак уважения к ней, римляне построили обширное каменное захоронение - Стоунхендж.

Есть и ещё одна легенда. Создателями Стоунхенджа она называет друидов. Последние являлись носителями древних знаний у кельтских племён. Информацию прошлого друиды передавали устно, из поколения в поколение, в виде поэм или сказаний. Создать лирическое произведение дано не каждому. Здесь нужен особый дар, даже талант.

Отсюда и обособленность друидов. Они представляли из себя отдельную касту, объединяющую людей одарённых, не лишённых творческой жилки. По нынешним временам их можно назвать интеллигенцией кельтских народов.

Именно они и поострили Стоунхендж. Он служил местом сбора этой интеллектуальной творческой элиты. Местом, где друиды обменивались бесценной информацией, соревновались в талантах, выбирали из своей среды лучших. Странная конструкция данного сооружения осталась великой тайной: друиды не раскрыли её никому. Не смогли разгадать тайну и многие поколения, живущие позже тех древних интеллектуалов, и она навсегда канула в лету.

Все эти легенды, скорее всего, не имеют ничего общего с реальностью. К тому же, посредством радиоуглеродного метода доказано, что Стоунхендж построили примерно 3500 лет до н. э, когда не было ни друидов, ни Мерлина. Он функционировал почти 2,5 тысячи лет и был заброшен только где-то в 1100 году до н. э.

Какие функции выполняло данное сооружение, какой несло смысл - тайна за семью печатями. Также неясно - кто воздвиг все эти каменные глыбы, и откуда их доставили к месту строительства.

На Солсберийской равнине, где и находится Стоунхендж, нет осадочных горных пород песчаника. Вся эта местность покоится на известняковом основании. Песчаник, а тем более голубой, присутствует на пологих склонах Кембрийских гор Южного Уэльса. Это 200 километров напрямую до Солсберийской равнины.

Путь далёкий и трудный, но ближе соответствующей породы нигде нет. Значит в те далёкие времена люди доставляли голубой камень именно из Южного Уэльса. Каким способом осуществлялась транспортировка неясно. Скорее всего по морю, вокруг полуострова Корнуолл, или часть пути проходила через Бристольский залив, а оставшиеся 80 километров до долины - волоком на специальных салазках по суше.

Что же касается серого песчаника, то его залежи присутствуют в 30 километрах от Стоунхенджа. Именно из этих мест огромные многотонные глыбы и доставляли на Солсберийскую равнину. Задача нелёгкая, но древние люди с ней справились блестяще и установили величественные монументы, которые и в наши дни поражают воображение и вызывают множество вопросов.

Вопрос первый - не являлся ли Стоунхендж местом массовых захоронений людей. Нет не являлся. Ещё во времена короля Якова I Английского (1566-1625) на территории данного каменного сооружения производили раскопки. Человеческие останки найдены не были. Нашли только коровьи рога, кости животных, осколки глиняной посуды.

Буквально через 45 лет после этих исследований в Стоунхендже появился Джон Обри. Он обнаружил 56 ям, но больше ничего интересного не нашёл. Уже после него во рву, на большой глубине, раскопали останки мужчины. При нём нашли колчан со стрелами, на которых не было наконечников. Зато на отдельных костях скелета отчётливо проглядывались глубокие борозды. Такие следы могли оставить именно наконечники от стрел.

Их почему-то не нашли возле трупа. Скорее всего смертоносные стрелы извлекли из тела после убийства. Мёртвого мужчину бросили в ров, может даже присыпали землёй. В таком положении он и пролежал две с половиной тысячи лет.

Вопрос второй - не являлся ли Стоунхендж астрономической обсерваторией древних людей. Нет не являлся. Об этом говорит хотя бы тот факт, что место, где расположен кромлех, никак не соответствует местоположению наблюдательного пункта за движением космических тел.

Любой из нас согласится, что подобные объекты сооружаются на возвышенностях, чтобы обзору ничто не мешало. Стоунхендж расположен на склоне очень пологого холма. Его даже не попытались построить на вершине. То есть люди однозначно не ставили перед собой задачу связывать эту постройку с бескрайними просторами Космоса.

Ну и наконец третий вопрос - может быть Стоунхендж представлял из себя мощный генератор энергии. На это косвенно указывает по крайней мере аллея, ведущая прямо к реке. Ведь вода является основой всего, и именно благодаря ей в наши дни вырабатывается электричество.

Здесь однозначного ответа нет. Современный человек слишком мало знает о древних цивилизациях и о тех способах, которые они использовали для получения необходимой для нормальной жизнедеятельности энергии.

Одним словом, домыслов и предположений может быть великое множество. К слову сказать, на данный момент времени существует порядка 200 различных теорий, пытающихся объяснить суть Стоунхенджа, его предназначение, и что вообще он значил для наших далёких предков.

Как бы там ни было, а люди уже с середины XVIII века вплотную занимались изучением Стоунхенджа. Большую работу проделал Уильям Стьюкли (1687-1765) - британский археолог. Именно он являлся ярым сторонником версии, что данный каменный комплекс воздвигли друиды. Им даже была написана книга: «Стоунхендж - храм британских друидов».

Археолог рассматривал данное образование как центр духовности, как усилитель тех процессов, которые нескончаемо идут в подсознании человека. Именно благодаря каменным изваяниям осуществлялась тонкая связь между прозаическим бытием и внутренним миром людей. Результатом этого являлись величайшие художественные произведения, рождённые просветлённым разумом в глубинах человеческого мозга.

Уже с начала XIX века на Стоунхендж смотрели более прозаически. Кромлех стал приобретать статус туристического центра. Всё больше и больше путешественников считали своим долгом заглянуть сюда на огонёк. Естественно люди не ограничивались прозаическим осмотром каменных глыб. Каждый из них считал своим долгом отколоть кусочек песчаника себе на память.

Так как голубые камни обладали большей твёрдостью, то страдали в основном их серые коллеги. Они катастрофически стали уменьшаться в размерах, а затем и падать на земную твердь. Но в конце концов печальная участь коснулась и голубых собратьев. Те вдруг, по непонятным причинам, проявили поразительную способность к исчезновению. Скорее всего дельцы от строительства нашли способ использовать эти глыбы в каких-то коммерческих целях.

Конец всему этому безобразию положил 1901 год. Именно тогда начались работы по реконструкции Стоунхенджа. Эта деятельность сразу охладила туристический пыл, так как было категорически запрещено брать что-либо с территории кромлеха. Глыбы же стали поднимать по мере возможности и штукатурить.

Вся эта деятельность шла ни шатко ни валко, с большими перерывами, до 1964 года. Именно этой датой и ограничиваются восстановительные работы. И вот уже более 50 лет Стоунхендж радует туристов своим видом.

Радовать-то радует, но тайн не раскрывает. Возраст его вроде как определён - по крайней мере так заявляют официальные источники, что же касается истинной сущности этого строения, то на суд читателей выносится довольно жизнеспособная и оптимальная теория. Она, к тому же, проверена на практике, так что имеет полное право на существование.

Всё упирается в те религиозные и мистические обряды, которые испокон веков совершали жрецы и шаманы различных языческих народов. Общим у всех у них являлись заунывные молитвы, осуществляемые под методичный и размеренный барабанный бой.

В результате подобных манипуляций, присутствующей паствой постепенно овладевал религиозный экстаз. Люди теряли своё Я, погружались в состояние прострации. В их мозгах начинали возникать различные видения, не имеющие ничего общего с существующей реальностью. Иными словами человек впадал в состояние изменённого сознания.

Именно в эти моменты в его мозгу открывались глубины подсознания, через которые начинала течь информация, но не посредством мыслей, а в виде образов и красочных видений. Всякое логическое мышление уходило на задний план, затухало, а разум становился открытым для величайших откровений, текущих с невидимых высот в жаждущий истинных знаний человеческий мозг.

Если рассматривать данное явление с общепринятой научной точки зрения, то можно со всей ответственностью сказать, что в подобных ситуациях наблюдаются все признаки резкого возрастания активности альфа-ритма человеческого мозга. Серое вещество начинает излучать альфа волны, частота которых лежит в диапазоне от 7 до 14 герц.

Именно альфа-ритм и доминирует в мозгу человека в то время, когда тот находится в состоянии изменённого сознания. Источником энергии таких волн является геомагнитное поле Земли, имеющее неразрывную связь с Космосом. В последнем как раз и содержится зашифрованная Вселенская информация.

Альфа-ритм её расшифровывает, и сознание человека озаряется теми знаниями, которые никогда бы не были получены посредством напряжённой работы мысли и логическими умозаключениями.

Всё вышеизложенное - отнюдь не тайна за семью печатями. Возникает только вполне закономерный вопрос: при чём тут барабаны, жрецы и шаманы. А при том, что именно они и активизируют альфа волны.

Монотонная барабанная дробь, опять же заунывные монотонные молитвы воздействуют на человеческий мозг и вынуждают его генерировать соответствующие частоты, лежащие в диапазоне от 7 до 14 герц. Для того, чтобы эффект был максимально эффективным, лучше всего находиться в замкнутом пространстве, которое могло бы отражать и усиливать соответствующую звуковую какофонию. Тогда результат от состояния изменённого сознания был бы гораздо более высоким и продуктивным.

Именно таким замкнутым пространством и являлся в глубокой древности Стоунхендж. Люди находились на площадке, ограждённой каменными глыбами. За ними высились три частокола из деревянных брёвен. Вся эта конструкция способствовала усилению монотонных ритмов. Присутствующие, под бой барабанов и заунывные молитвы жрецов, впадали в прострацию. Посредством этого они и получали высшие откровения и бесценные знания, касающиеся тайн бытия.

Любое утверждение требует доказательств, в противном случае оно будет выглядеть самонадеянно и даже смешно. Ну что же, такое доказательство есть. Предоставил его фермер Алрой Уилсон из штата Колорадо (США). На своей ферме он построил Стоунхендж-копию. Именно здесь американские исследователи и провели соответствующие испытания. Правда они использовали не настоящие барабаны и молитвы, а звукозапись, но это никак не повлияло на чистоту эксперимента.

Присутствующие, находящиеся в центре Стоунхенджа-копии, очень быстро потеряли ощущение реальности и впали в состояние транса. Те ощущения, которые они испытали, невозможно описать словами. Это были яркие образы и видения величайших тайн, надёжно укрытых от трезвого и рационального человеческого разума в глубинах мироздания. Единственное - эта информация не поддавалась расшифровке, так как для этого нужны специальные знания и опыт.

Древние жрецы обладали такими знаниями и опытом. Обладали ими и все те, кто регулярно присутствовал на подобных сборищах в Стоунхендже. Главным же, в этом слиянии с Вселенским разумом, было общение с душами умерших людей. Именно от них живущие получали бесценные советы и руководство к действиям, дающим возможность жить в счастье и согласии друг с другом.

Прошли века, представители той далёкой цивилизации исчезли с лица земли по неизвестным причинам. Может быть они достигли такого духовного совершенства, что перешли в другое измерение, где совсем иной мир и иные человеческие ценности. Может наоборот - деградировали, нарушив какие-то незыблемые законы и правила.

Им на смену пришли совсем другие люди. Они не знали истинную сущность Стоунхенджа, не представляли для чего нужны эти каменные глыбы. Их образ мышления не позволял раскрыть тайну серых и голубых камней. Догадки и предположения основывались на собственном историческом и жизненном опыте, но он не имел ничего общего с исторической судьбой той древней неизвестной цивилизации.

Игра в снежки
Пока учёные ломают головы над тайнами Стоунхенджа, школьники нашли ему отличное применение

Нынешний век стал переломным в раскрытии тайны Стоунхенджа. Но опять же всё упирается в рационализм и стереотипность мышления современного человека. Над умами довлеют научные знания, отрицающие любые доводы и аргументы, лежащие за рамками их компетентности. Люди же, в силу своей доверчивости, безоговорочно верят науке и ищут привычные решения, доступные их пониманию и мировоззрению.

Пройдёт видимо ещё много лет, прежде чем человечество осознает истинную сущность вещей, а заодно и безоговорочно примет те доводы и аргументы, которые исследователи предоставляют на суд общественности, пытаясь доказать подлинное предназначение Стоунхенджа. Пока же идут бурные дебаты и споры, что тоже неплоха - ведь именно в споре рождается истина.

Статью написал ridar-shakin

По материалам зарубежных изданий

Описание Стоунхенджа поможет подготовиться к занятию и написать доклад или сочинения.

Стоунхендж краткое описание

Стоунхендж является символом Англии , он увековечил себя на тысячах снимков, в десятках фильмов. Это довольно мистическое место, которое находится в графстве Уилтшир, что в Англии. Почему он был построен — загадка.

Стоунхендж сделан из массивных каменных блоков до четырех метров высотой и окружен земляным рвом. По краям рва располагаются внутренний вал и внешний, являющийся границей всего комплекса.

Между внешним и внутренним валом располагается ров, в котором оставлена небольшая переправа. Далее по внутренней стороне вала располагаются 56 небольших круглых ямок, которые называют лунками Обри. Диаметр “кольца Обри” равен 88 метрам. Более чем в половине лунок были обнаружены забальзамированные тела людей. Затем идут два кольца диаметром 53м и 40м. Далее располагается сама каменная постройка. Из 30 камней выстраивается круг диаметром 33 метра. Внутри него располагаются трилиты, а в самом центре находится Алтарный камень. С северо-востока тянется так называемая “аллея” или “авеню”.

Стоунхендж был построен за несколько тысячелетий до нашей эры. По подсчетам на постройку ушло 300 лет непрерывной работы тысяч человек. А сегодня Стоунхендж является популярным туристическим центром.

Как строили Стоунхендж?

Камни весом от 25 до 45 тонн, используемые в строительстве Стоунхенджа, доставлялись за 380 км из восточного Уэльса. Мегалитический комплекс строился между 3500 и 1100 гг. до н.э. в три этапа. Первоначально Стоунхендж I представлял собой кольцеобразный вал, окружённый рвом. Вдоль внутренней стороны вала было выкопано 56 углублений, позднее названных «лунками Обри» в честь их первого исследователя.

Снаружи от входа в земляное сооружение стоял 35-тонный «Пяточный камень». При строительстве Стоунхенджа II воздвигли два кольца из массивных сине-серых глыб. В центре круга водрузили 6-тонный камень, так называемый «Алтарь», а между «Пяточным камнем» и входом проложили земляную дорожку. На заключительном этапе строительства голубые глыбы заменили на 30 монолитов из песчаника-сарсена, а в пределах Сарсенового кольца установили подкову из пяти отдельно стоящих трилитов.

Похожие публикации