Роль семьи в формировании и развитии личности. Особенности личности ребенка

Наиболее существенное влияние на воспитание личности оказывает семья, поскольку основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью воздействовать на ребенка в связи с физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Семья - малая (первичная) группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает человеку эмоциональную стабильность, безопасность и личностный рост.

Семья имеет ряд функций, которые можно разделить на институциональные и базисные. Институциональные функции носят безличный характер. К ним относятся:

Функция воспроизводства;

Первичный социальный и сексуальный контроль;

Экономическая поддержка детей;

Поддержка нетрудоспособных;

Защита прав ребенка на полноценное развитие.

Базисные функции направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные потребности в семье. К ним относятся:

Удовлетворение потребности в любви;

Функция эмоциональной поддержки и развития индивидуальности;

Функция самоутверждения, самореализации, личностного роста;

Психотерапевтическая функция семьи;

Функция социальной ответственности за каждого члена семьи;

Функция формирования позитивных отношений;

Функция формирования культурной общности.

Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Большее значение в настоящее время приобрели следующие функции: психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Их реализация предполагает зрелость чувств и психологическую культуру.

Высокоинтегрированная семья отличается тем, что ее члены хорошо знают индивидуально-психологические особенности друг друга и имеют большие резервы влияния друг на друга; ее характеризует высокий уровень развития взаимопомощи, а ее члены имеют хорошо развитые «просемейные» мотивы; семья имеет хороший контакт и взаимодействие с социальным окружением. Такая семья еще называется сплоченной. Сплоченная семья имеет следующие особенности: доверие, симпатия, забота всех членов друг о друге являются самым простым и естественным способом удовлетворения собственных потребностей. Среди свойств, присущих зрелым семьям, можно назвать высокую самооценку, непосредственную, ясную и честную коммуникацию, гибкие и гуманные правила поведения. В такой семье ее члены ориентированы на интеллектуальный и личностный рост, социальные установки ее позитивны и открыты.

Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца или матери - важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверки на прочность семейных отношений.

Освоение женщиной роли матери осложнено тем, что именно в этот период ставятся задачи профессионального роста и карьеры. Осознание своих возможностей и приоритетных задач может способствовать более благоприятному проживанию конфликта между этими сторонами жизни женщины. На женщину могут влиять родительские установки. Среди типичных установок, которые будущая мать усваивает от своих родителей, В.К. Лосева выделяет следующие:

«Прежде чем заводить детей, надо прочно стоять на ногах в материальном и профессиональном отношении». Культивирование такой установки позволяет родителям продлевать у дочери ощущение собственной незрелости и нереализованности. Дочь долгое время чувствует себя зависимой от родителей.

«Появление ребенка приносит очень много хлопот и переживаний». Родители формируют у дочери представление о том, что роль матери связана прежде всего с трудностями и не приносит радости. Тем самым формируется негативное восприятие материнской роли.

«Ты еще сама ребенок». Данная установка связана с желанием родителей демонстрировать свое превосходство над дочерью.

«Ты - эгоистка, а мать должна жертвовать всем ради детей». Скрытый смысл этой установки - мать должна полностью отказаться от своих желаний.

Подготовка к материнству состоит не в том, чтобы следовать зачастую нереалистичным требованиям родителей, а в том, чтобы переосмыслить свой жизненный опыт, осознать чувства, которые возникают в период подготовки к материнству.

Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Г.С. Абрамова выделяет некоторые из них:

Ловушка простой цели - отказ от осознания экзистенциальной цели в роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»);

Ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»);

Ловушка нормальности или «все как у людей» - отказ от понимания и принятия уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи;

Ловушка правоты силы или «против лома нет приема» -ориентация на силовые способы разрешения конфликтов, связанных с демонстрацией силы;

Ловушка возраста («Я еще молодой, погулять хочется», «Он еще ребенок, пусть с ним возится мама»);

Ловушка подарка («Я ему все покупаю, что захочет») -игнорирование личностного общения;

Ловушка превосходства пола - отказ от других, отличных от мужских, способов решения жизненных задач;

Ловушка социальной ценности пола («Меня любая подберет», «Мужчина везде нужен») приводит к отказу от глубинных переживаний;

Прояснение установок и ожиданий молодых родителей относительно роли матери и отца является одной из задач психолога при оказании психологической поддержки семье.

Р. Хоментаускас считает, что при воспитании детей в семье необходимо учитывать следующие моменты:

Ребенок - не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок - воспитатель себя;

Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно лишь взглянув на мир их глазами;

На детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени все особенности поведения родителей, в том числе ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые.

Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:

- выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

Ощущение свободы, автономности при общении с родителями;

Уверенность в своих силах и самодостаточность;

Умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;

Способность увидеть свою ошибку как бы со стороны и не связывать с ней свою личность.


Введение

Структура семьи

Роль родителей в социализации детей

1 Роль отца

2 Роль матери

Виды неправильного воспитания

Стили воспитания

Заключение


Введение


Раскрытие темы контрольной работы начнем с определения понятия "социализация".

Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей.

Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах.

В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание.

В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.1

Социализация личности - это процесс становления личности, осуществляемый путем освоения человеком духовных ценностей, выработанных человечеством, включающий в себя два компонента: усвоение социального опыта и преобразование его в собственные ориентации, установки, ценности, происходящий как стихийно, непроизвольно, нерегулируемо, так и целенаправленно - путем воспитания. Конечной целью социализации является формирование индивидуальности.

Выделяют пять сторон социализации:

) формирование знаний о людях, обществе и о себе;

) выработка навыков практической деятельности;

) выработка норм, ролей, позиций;

) выработка установок, ценностных ориентаций;

) включение в практическую деятельность.

Хочу особо отметить, что данная работа основана на материалах, взятых из учебных пособий Андреевой Татьяны Владимировны - кандидата психологических наук, доцента факультета психологии Санкт-Петербургского университета, так как видение, раскрытие и форма изложения аспектов семейной психологии этого автора мне наиболее поняты и близки.


Социализация личности в семье


Социализацию рассматривают как процесс становления личности и субъекта деятельности. Здесь наиболее значимым является вопрос о роли институтов социализации в становлении субъекта деятельности. Как известно, семья является основным институтом социализации.

Двойственность процесса социализации относится и к социализации в семье. Формирование личности ребенка в семье происходит как в результате воспитания (целенаправленного воздействия взрослых), так и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи. Ребенок перенимает не только то, что пытаются передать ему взрослые, но и впитывает неосознаваемые родителями формы их поведения, отношения к другим и к себе. Поэтому результат семейной социализации далеко не всегда соответствует представлениям родителей ребенка о его желаемом поведении. Социализация в семье - сложный процесс, зависящий не от одного воспитания, а от ряда факторов. Выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию личности в семье:

-состав семьи (все члены семьи рассматриваются во взаимодействии как единое целое)

-позиция ребенка в семье (его роли в семье - сын, внук, старший брат, пасынок …)

-основные воспитатели-социализаторы (те члены семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка благодаря основному уходу за ним, и те, кто был наиболее авторитетен для ребенка, на кого он хотел бы больше походить)

-стиль воспитания в семье - его можно рассматривать как преобладающий стиль основного воспитателя-социализатора (например, матери) и вспомогательных социализаторов (бабушки, отца, деда, братьев-сестер);

-собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи. Вся совокупность позитивных человеческих качеств взрослых членов семьи - нравственных, волевых (наличие-отсутствие лидерских качеств, мужественности, способности постоять за себя и за детей), эмоциональных (теплота-холодность в отношениях между людьми), интеллектуальных (уровень развития интеллекта старших), культурных (образование, особенности культуры, в том числе этнические особенности), познавательных и творческих особенностей.

Мы можем сделать вывод, что воспитание в семье - лишь часть семейной социализации. Про это соотношение очень точно сказал русский педагог и писатель А.Н. Острогорский: "Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно".


2. Структура семьи


Структура семьи - это состав семьи и ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Под структурой семьи также понимают способ обеспечения ее единства и функционирования как социального института.

Для того чтобы ребенок мог полноценно развиваться и проявлять свои способности, он должен расти в полноценной семье. Не только очевидно, но и подтверждено множеством исследований, что дети, воспитывающиеся в нормальной семейной обстановке, в отзывчивом социальном окружении, лучше развиваются, по сравнению с детьми, выросшими в неблагоприятных условиях (неполная семья, детский дом). Естественно, чем хуже условия, в которых растет ребенок, тем больше отклоняется от нормы его развитие.

Семья - важнейший и первичный этап социализации. Ничто не заменит непосредственную родительскую любовь, заботу, тепло и ласку, так необходимые ребенку, обогащающие его как личность. В семье ребенок получает первый бесценный опыт общения с людьми в лице родителей, братьев-сестер, бабушек-дедушек и других родственников. Он учится строить свои отношения, наблюдает за взаимоотношениями между всеми членами семьи. Поэтому большее количество членов семьи и правильные, хорошие их отношения дают ребенку полноценно и гармонично развиваться.


3. Роль родителей в социализации детей


1 Роль отца


Роль отца нельзя преуменьшать. Отец оказывает огромное влияние на развитие и социализацию ребенка.

Вот лишь некоторые социализирующие функции отца:

-отец играет большую роль в формировании своего ребенка в таких ситуациях, когда ребенок не знает, как вести себя в данный момент;

-отцы, установившие сильную эмоциональную связь со своими детьми, оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих детей и когда они взрослеют, они оказывают большее влияние на детей, и те чаще прислушиваются к ним и хотят походить на них благодаря установившимся между ними тесным, разнообразным отношениям;

-отец может выступать в роли болельщика ребенка и защитника его успехов.

-отец играет важную роль в усвоении ребенком половой роли, подкрепляя развитие женственности у своих дочерей и мужественности - у сыновей. Если мальчик ведет себя, опираясь на готовую модель отцовского повеления, то в результате его поведение и психика становятся более стабильными; также хорошие отцы способны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителями противоположного пола адекватно ситуации;

-правильное, мудрое, заботливое поведение отца благоприятно сказывается на развитии семьи. Между супругами возникает меньше трений, у них наблюдается единство целей и согласие в принятии решений, если они оба принимают активное участие в воспитании ребенка.

Отсутствие отца или его неправильное поведение влияет на детей по- разному, но всегда имеет негативные последствия (неуверенность в себе, чрезмерная жестокость, проблемы с идентификацией своей половой роли, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками…)


2 Роль матери


Мать влияет на развитие ребенка задолго до рождения. Важны взаимоотношения в семье, отношение к зародившейся жизни, к отцу ребенка, к самой беременности, настрой матери в период вынашивания…

Ребенку необходима любовь, материнская любовь. Дети, которых любят, лучше развиваются, они более любознательны и независимы.

Настоящая материнская любовь - это любовь, сосредоточенная на его благополучии, а не на собственном тщеславии матери. Она берет начало из искренней заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее отношение к мужу, к другим детям и людям в целом является ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи. Если же мать избегает общества и своих детей, предпочитает исключительно своего мужа, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся нереализованными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

Огромное влияние на социализацию детей оказывают отношения матери и отца. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу, а свои чувства и заботу отдает исключительно детям, то эта чрезмерная опека гасит их социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между родителями постоянный разлад, родители демонстрируют отсутствие взаимной любви, дети могут объединяться с одним из родителей против другого. В конце концов, страдают дети, у них создаются неправильные модели человеческих отношений.

В заключение можно сказать, что ни отцовскую, ни материнскую любовь нельзя выделить как главную. Для гармоничного воспитания ребенку необходимы и мать, и отец, равноценно и женское, и мужское внимание.


4. Виды неправильного воспитания

социализация семья личность воспитание

Воспитание является важной составляющей процесса социализации. Чтобы становление и развитие личности проходило правильно родителям необходимо избегать некоторых способов воспитания, корректировать свое поведение.

Ниже рассмотрим основные виды неправильного воспитания:

)Гипопротекция. Отсутствие у родителей заинтересованности ребенком, недостаток опеки, контроля, заботы и внимания.

-Скрытая гипопротекция. Контроль над ребенком осуществляется формально.

Вследствие гипопротекции ребенок начинает вести неправильный образ жизни, может попасть в асоциальные компании.

-Потворствующая гипопротекция. Этот стиль воспитания складывается из недостатка родительского надзора и их некритичным отношением к нарушениям поведения у ребенка. В этом случае родители отвергают замечания окружающих, касающиеся ребенка, оправдывают его и освобождают от наказаний.

Подобное воспитание формирует у детей неустойчивые и истероидные черты. Дети из таких семей не признают авторитета взрослых. На них действует лишь грубая сила.

)Гиперпротекция. Выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом.

Гиперпротекция не дает возможность принимать когда-либо собственное решение, не приучает к самостоятельности. Она приводит к усилению реакции эмансипации, к бунту против родительских запретов и даже к уходу в асоциальную компанию.

-Доминирующая гиперпротекция. Ее проявления - чрезмерная опека, мелочный контроль, постоянные запреты и неусыпное бдительное наблюдение за ребенком.

Доминирующая гиперпротекция усиливает несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя.

-Потворствующая гиперпротекция. Чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и неприятных обязанностей. При этом родители восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности ребенка.

Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков к систематическому труду, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. Для подростка создается кризисная ситуация: с одной стороны, желание быть на виду, лидировать среди сверстников, а с другой - полное неумение осуществлять лидерские функции, подчинять себе. Такой стиль воспитания способствует появлению у ребенка истероидных черт.

)Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребенок или подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он - обуза для родителей, что без него им было бы легче. Ситуация усугубляется, если рядом есть кто-либо другой - брат или сестра, мачеха или отчим, кто намного дороже и любимее его.

-Скрытое эмоциональное отвержение. Его сущность состоит в том, что родители, сами себе не признаваясь в этом, тяготятся ребенком, хотя гонят от себя подобную мысль, возмущаются, если кто-либо укажет им на это. Родители могут даже внешне проявлять знаки внимания, однако ребенок чувствует недостаток искреннего эмоционального тепла.

Последствия эмоционального отвержения - низкая самооценка, трудности в установлении контактов, нарушения эмоционального развития ребенка.

)Условия жестоких взаимоотношений. Обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться как открыто - физическими расправами над ребенком, так и полным пренебрежением интересами ребенка, когда он вынужден рассчитывать только на себя, не надеясь на поддержку взрослых.

Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений приводит к нарушениям физического и психического здоровья ребенка.

)Условия повышенной моральной ответственности. В этом случае родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, через него воплощают в жизнь свои собственные несбыточные мечты. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на старшего ребенка возлагаются недетские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи. 1

)Противоречивое воспитание. В одной семье каждый из родителей, а тем более другие родственники, принимающие участие в воспитании ребенка, придерживаются разных стилей воспитания.

Ребенок перестает понимать, что хорошо, а что плохо. Ему тяжело сделать выбор в каких-то действиях. Чаще всего такое воспитание приводит к нервозам, которые сохраняются на протяжении всей жизни.


5. Стили воспитания


В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Под воздействием приемов и методов воспитания личность ребенка приобретает определенные черты. Совокупность этих методов, приемов, способов воспитания и отношения родителей к ребенку и есть стиль воспитания.

Существует несколько классификаций стилей поведения родителей. Мне бы хотелось рассмотреть классификацию по двум факторам воздействия на ребенка в семье - родительского контроля и родительской теплоты. Понятие "родительский контроль" имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций, выражающееся в требованиях подчинения правилам, выполнения детьми своих обязанностей. Контроль - это попытка влиять на деятельность ребенка. Родительская теплота указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение, выражающееся в похвалах, поддержке ребенка или, наоборот, в какой степени они критикуют, наказывают его.

Выделяют четыре стиля воспитания по степени контроля и теплоты отношений:

Характеризуется твердым контролем за детьми и теплыми отношениями членов семьи. Дети легко соглашаются с решениями и действиями родителей, так как любые вопросы, в том числе правила поведения для ребенка спокойно обсуждаются в кругу семьи и не кажутся детям произвольными или несправедливыми. Психологи отмечают, что дети при таком стиле воспитания хорошо адаптированы, уверены в себе, обладают высокой самооценкой, у них развит самоконтроль и социальные навыки.

Характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жесткие требования и правила, не допуская их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Дети в таких семьях, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны.

.Либеральный стиль.

Его характеризует низкий уровень контроля и теплые доверительные отношения. Во многих таких семьях родители не устанавливают запретов, что приводит к склонности у детей потакать своим слабостям, к импульсивности и неумению вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

.Индифферентный стиль.

Отличается низким уровнем контроля за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Дети в таких семьях могут вести себя асоциально, особенно если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей.

Следует сделать акцент на том, что в качестве воспитателей, чей стиль поведения влияет на детей, не обязательно могут быть родители. Это будут те члены семьи, которые посвящают ребенку больше времени и которые наиболее авторитетны для него. Также очень важно единство родительских подходов к ребенку.

Очень много говориться о том, как неправильно воспитывать ребенка, чего нельзя делать родителям. Ниже хочу представить несколько советов психологов родителям о том, как нужно вести себя родителям и что им надо делать, воспитывая детей:

vСоздать и поддерживать в семье атмосферу гармонии, доброты, теплоты, заботы и взаимной поддержки. Дети, растущие в таких семьях, более зрелые, лучше себя контролируют и стараются действовать во благо других людей.

vНаправить усилия на поддержку желательного поведения ребенка, а не на искоренении нежелательного. Быть примером для детей, поддерживать и хвалить их за успехи.

vПредъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, и быть последовательными.

vИзбегать неоправданного применения физической силы, оскорблений и угроз как средств контроля поведения детей.

vПомогать ребенку научиться владеть собой и развить чувство контроля над обстоятельствами.

vИспользовать объяснение и убеждение для того, чтобы помочь детям понять правила поведения в обществе.


Заключение


Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении некоторого времени семья является для ребенка единственным местом получения этого опыта.

Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям: с одной стороны - в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, с другой - за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Выделяют два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи - это нарушение ее структурной целостности (отсутствие одного из родителей).

Психологическая деформация семьи связана с нарушением взаимоотношений ее членов, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок. Говорят: мать учит ребенка жить в доме, отец помогает ему выйти в мир, другими словами, мать ответственна за эмоциональные привязанности, а отец - за эмоциональную независимость. Если же в семье происходят постоянные конфликты или же один из родителей отсутствует (физически или эмоционально), ребенок не получает необходимого воспитания.


Список использованной литературы


Монографии

.Андреева Т.В. Семейная психология. СПб., Речь, 2004

2.Адлер А. Наука жить. Перевод с англ. и немецкого. Киев: Port-Royal, 1997

.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996

.Кон И.С. Социология личности. М., 1967

.Крайг Г. Психология развития. М.; СПб.: Питер, 2002

.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Тема 3

СЕМЬЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Роль семьи в социализации ребенка.

Особенности социализации ребенка в семье.

Психологические механизмы социализации, посредством которых родители влияют на детей.

Особенности стилей семейного воспитания.

Взаимосвязь стилей воспитания и особенностей становления личности ребенка.

Влияние неадекватного родительского отношения к ребенку на отклонения в его психическом и личностном развитии.

Причины неадекватного родительского отношения к ребенку.

По сравнению с другими социальными институтами семья имеет определенные особенности, которые существенно влияют на становление личности ребенка . Рассмотрим их.

1. Наличие всех форм жизнедеятельности человека, которые реализуются через функции семьи. В результате семья формирует свой образ жизни, мікрокультуру, основой которой являются ценности и элементы культуры общества или отдельных его социальных слоев. Таким образом, по мнению А. Карлсона , семья - это общество в миниатюре, из которого выстраивается социальное взаимодействие в целом.

2. Включенность ребенка в семью со дня его рождения, формирование именно в семье первых представлений о том, что хорошо и что плохо, что такое добро и зло, когда ребенок в наибольшей степени воспринимает воспитательные воздействия. Фактически семья является первым связующим звеном между человеком и обществом, которая передает от поколения к поколению генетический код, определенные социальные ценности, что на субъективном уровне является ценностными ориентациями членов семьи.

3. Беспрерывность и продолжительность контакта людей разных полов, возраста, с различным объемом жизненного опыта вызываются к интериоризации детьми образцов поведения прежде всего родителей и только потом - людей вне семьи.

4. Преимущественно эмоциональный характер связей между членами семьи, основанных на любви и симпатии, создает благоприятную основу для срабатывания таких неосознаваемых ребенком социально-психологических механизмов влияния, как подражание, внушение, психическое “заражение”. При этом окрашенность эмоциональных контактов влияет на формирование чувства удовлетворения (неудовлетворенности) собой и окружением.

Особенно значительна роль семьи в становлении личности ребенка является на первоначальном этапе ее социализации .

Так, на первой стадии (до одного года) ребенок развивается по оси “доверие - недоверие”. Степень развития чувства доверия к другим людям и миру в целом зависит прежде всего от качества материнской заботы, причем не столько от количества пищи или ласки, которые способна предоставить мать, как от особенностей общения, способности матери передать ощущение постоянства, тождества переживаний, того, что она является человеком, которому можно доверять.

На второй стадии (1-3 года) ребенок развивается по оси “автономия - стыд и сомнение”. Прежде всего формируется способность к самоконтролю телесных проявлений, устанавливается определенное соотношение проявлений упрямства и добровольности действий. Особенности такого соотношения зависят от готовности родителей постепенно предоставлять ребенку возможность самостоятельно контролировать свои действия, ненавязчиво ограничивая ее в тех сферах жизни, которые потенциально или реально опасными для ребенка и окружающих. Переживание стыда проявляются как ярость, направленная на себя, когда ребенку запрещается быть самостоятельным, когда родители постоянно или делают все за ребенка, или ожидают, что она будет делать самостоятельно то, что пока не способна делать. В результате у ребенка может сформироваться неуверенность в себе, слабая воля.

Третья стадия (3-6 лет) определяется развитием ребенка по оси “инициативность - вина”. При этом инициатива добавляет к автономии способность принимать на себя обязательства, планировать, решать новые задачи, приобретать новых полезных навыков. Или будет преобладать у ребенка инициатива, в значительной степени зависит от того, как родители относятся

к ее волеизъявления, признают и удовлетворяют ее право на любознательность, фантазию, творчество.

Чувство вины у ребенка вызывают родители, которые не поощряют ее к самостоятельности или чрезмерно наказывают.

Таким образом, семья, особенности взаимодействия родителей и ребенка во многом обеспечивают (или не обеспечивают) успехи ребенка на дальнейших этапах ее социализации.

К характеристикам, которые определяют особенности социализации в семье, относят :

Социально-демографическую структуру семьи (социальное положение членов семьи, профессиональный статус родителей, пол, возраст, количество членов семьи, наличие разных поколений);

Превалирующий психологический климат, эмоциональную настроенность семьи;

Продолжительность и характер общения с детьми;

Общее и, в частности, психолого-педагогическую культуру родителей;

Связь семьи с другими сообществами (школой, родственниками и тому подобное);

Материально-бытовые условия.

В Украине типичной является нуклеарная семья с небольшим количеством детей (52,1 % - с одним ребенком), с профессионально занятыми родителями, которые поддерживают в основном деловые контакты с родственниками. В неполных семьях воспитывают 1,5 млн. детей. Вследствие уменьшения реальных доходов семей подавляющее их большинство не имеет возможности создать для детей благоприятные условия жизни .

Итак, современная украинская семья часто не имеет возможности в полной мере реализовать свой воспитательный потенциал. Это обуславливается как особенностями общественного воспитания, так и негативными изменениями внутри семьи: снижением ее стабильности, малодітністю, ослаблением традиционной роли отца, трудовой занятостью женщины и др.

На личность ребенка особенно влияет стиль ее отношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Как известно, существует несколько автономных психологических механизмов социализации, посредством которых родители влияют на своих детей . Это прежде всего идентификация и подражание , в процессе которых дети усваивают социальные нормы поведения, ценностные ориентации, беря пример с родителей, стремясь стать такими, как они. При этом подражание сопровождается определенными очевидными действиями, тогда как идентификация предполагает отождествление ребенка с родителями на основе сильной эмоциональной связи с ними.

Кроме того, родители влияют на своих детей через механизм подкрепление : поощряя поведение, которое считается правильным, и наказание ючи ребенка за нарушение правил, родители постепенно внедряют в его сознание систему норм.

Родители могут использовать различные средства поощрения - социально-психологические (например, похвала) или материальные (вознаграждения, привилегии). При этом похвала родителей, с которыми ребенок находится в дружеских отношениях, как правило, более действенная, чем похвала родителей равнодушных, холодных. Эффект поощрения зависит также от того, как дети воспринимают его. Если в случае ожидания вознаграждения дети соблюдают требования родителей, то в противном случае они могут не придерживаться этих требований. Аналогично дети оценивают похвалу. Если их хвалят за все, что бы они не сделали, похвала перестает быть средством поощрения.

Эффективные и неэффективные средства поощрения детей приведены в табл. 3.1.

Если нужно наказать ребенка за определенную вину, это следует делать сразу же после нее. При этом необходимо быть строгим, но не жестоким. Слишком строгое наказание, как правило, вызывает у ребенка страх и озлобленность, она начинает избегать человека, строго ведет себя с ней, а в случае обострения отношений может убежать из дома. Исследования свидетельствуют: правила поведения, навязываемые через суровое наказание, дети усваивают наименьшей степени. Наказание будет более действенным, если объяснить ребенку, за что ее наказывают. Экспериментально установлено, что ребенок быстрее подчинится, если ей спокойно и доходчиво объяснить, почему она должна это делать, чем без объяснений наказать за непослушание .

Важным условием действия механизмов влияния является авторитет родителей.

Таблица 3.1

Условия поощрения детей родителями

формальный , что определяется особенностями социальной роли;

функциональный , опирающаяся на компетентность, эрудицию, опыт;

личный , зависит от личностных качеств.

Авторитет родителей зависит от частоты и качества контактов с ребенком; информированности о делах ребенка; степени понимания и уровня решения вопросов, которые беспокоят ребенка; активности в самосовершенствовании и совершенствовании окружения.

Анализируя опыт семейного воспитания, А. Макаренко пришел к выводу: многие из родителей не понимают значение своего авторитета для детей. Иногда поведение родителей приводит к формированию ложного авторитета . Приведем основные его виды .

Авторитет чванства , когда родители постоянно хвастаются своими заслугами, являются высокомерными в отношении к другим людям. При этом дети часто вырастают хвастливыми, не умеют критически относиться к собственному поведению.

Авторитет подкупа , когда послушание ребенка покупается подарками, обещаниями. При этом может вырасти человек, приученный выкручиваться, достосовуватись, которая стремится получить как можно больше выгод и тому подобное.

Семейная социализация не сводится к непосредственному взаимодействию ребенка и родителей. Так, эффект идентификации может нейтралізуватись механизмом ролевой взаимодополняемости (например, в семье трудолюбивых родителей несмотря на добрый образец ребенок может и не быть трудолюбивым, если семья не имела нужды проявлять это качество).

Важным является также механизм психологического противодействия, когда ребенок, волю которого жестко ограничивали, может выявлять повышенное влечение к самостоятельности, а ребенок, которому все позволяли, может вырасти несамостоятельным.

И хотя невозможно однозначно выявить зависимость конкретных свойств личности ребенка от свойств ее родителей или же от методов их воспитания, однако такая зависимость существует. При этом различные сферы развития детей связаны с разными проявлениями внутрисемейных взаимоотношений. Так, исследователи Ф. Кован и К. Кован обнаружили, что когнитивное развитие ребенка сильнее всего коррелирует с особенностями ее обучения в процессе общения в подсистеме “отец - ребенок", а поведенческая сфера в наибольшей степени связана с поведением родителей в отношении друг друга при совместном семейном взаимодействии.

Эти же исследователи выявили гендерные зависимости личностных характеристик, стиля поведения родителей и уровня развития ребенка. Так, практически невозможно предсказать отношение отца к сыну в зависимости от удовлетворенности отца браком. Вместе с тем неудовлетворенность браком отца приводит к меньшим проявлениям ним положительных эмоций к дочери. Удовлетворенность матери браком, вероятно, связана с характером взаимодействия как с сыновьями, так и дочерьми.

Особенно важными для развития личности ребенка есть две пары признаков, которые определяют поведение родителей: принятие (тепло, любовь) - неприятие (враждебность), задают эмоциональный тон отношений, и терпимость (самостоятельность, воля) - сдерживание (контроль), определяют преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

По оси “принятия - непринятия” в первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение; родители ориентированы прежде всего на выделение положительных качеств ребенка, довольны общению с ней, воспринимают ее такой, какая она есть. Во втором случае основными средствами воспитания являются строгость и наказания; родители не воспринимают своих детей (выделяют в них прежде всего негативные черты), не достают удовольствия от общения с ними, порой проявляя враждебность.

Многочисленными исследованиями доказано преимущество первого подхода к воспитанию детей.

Ребенок, лишенный любви, имеет меньше возможностей для достижения высокого самоуважения, создания устойчивого, позитивного Я-образа, построения теплых отношений с другими людьми. Изучение личности людей, страдающих невротические расстройства, испытывают трудности в общении и профессиональной деятельности, свидетельствует о том, что все эти явления гораздо чаще обнаруживаются у людей, которым в детстве недоставало родительского внимания и тепла.

Недоброжелательность или невнимательность, мало того, жестокое обращение родителей с детьми у последних вызывает неосознаваемую враждебность, направляемой снаружи (например, трансформируется в агрессивные действия не только против родителей, но и против посторонних людей) или внутрь и проявляется в чувстве вины, тревоги, низкой самоуважении и тому подобное .

По оси “тревожность - сдерживание” в первом случае родители влияют на ребенка через похвалу, объяснение ему последствий ее действий, обосновывают свои требования. Во втором случае тактика сдерживания предполагает применение родительской власти через приказ, насилие, физическое наказание, родительский контроль над желаниями ребенка.

Психолог Д. Баумрінд обнаружила три модели поведения детей в зависимости от особенностей поведения родителей :

Модель I - дети с высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, доброжелательности, которые умеют разбираться в окружении;

Модель II - дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые;

Модель III - дети, не уверенные в себе, не проявляют любознательности и не умеют сдерживаться.

Проведя исследование, Д. Баумрінд выделила четыре показатели поведения родителей , влияющие на формирование у детей определенных черт (рис. 3.1):

контроль - высокий балл по этому показателю означает существенное влияние родителей на деятельность детей, последовательность в предъявлении к ним требований;

требование зрелости - высокий балл по этому показателю говорит о том, что родители выдвигают требования, способствующие формированию у детей зрелости, независимости, самостоятельности, высокого уровня способностей в интеллектуальной, социальной и эмоциональной сферах;

общение - высокий балл по этому показателю означает, что родители ориентированы на убеждение ребенка, в обоснование своих требований, готовность выслушать мнение ребенка;

доброжелательность - высокий балл по этому показателю свидетельствует о заинтересованности родителей в развитии ребенка (похвала, радость от успехов ребенка), теплое отношение к ребенку (любовь, забота).

Итак, выделены три модели поведения родителей , связанные с фактором контроля, соответствующие моделям поведения детей:

щадящая модель - соответствует модели III.


Рис. 3.1. Группы родителей в соответствии с моделями поведения детей

(по Д. Баумрінд ): модель И - авторитетные родители; модель II - авторитарные родители; модель III - снисходительные родители

При этом адекватный контроль со стороны родителей, что соответствует модели I, предполагает сочетание эмоционального восприятия с большим количеством требований, предъявляемых к ребенку, их понятностью, несуперечли - вестью и последовательностью.

Для детей родителей, которые применяют адекватный контроль, характерны хорошая адаптированность к окружению и общению со сверстниками; эти дети активны, независимы, инициативны, доброжелательны.

Совокупность установок ana","sans-serif"">родителей, их эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способов поведения с ней образуют стиль семейного воспитания .

Психолог Е. Шефер различает несколько стилей семейного воспитания, связанные, по нашему мнению, с авторитарным, либеральным и демократическим стилями (рис. 3.2).

Оптимальным для практики семейного воспитания считается демократический стиль , который характеризуется высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей в случае необходимости прийти на помощь детям, одновременно с верой в их успешную самостоятельную деятельность, адекватным родительским контролем. Отклонения от демократического стиля в сторону авторитаризма, либеральной вседозволенности или чрезмерной концентрации на ребенке вызывает соответствующие деформации его личности.


Рис. 3.2 . Стили семейного воспитания

Так, В. Гарбузов выделяет три типа неправильного воспитания , практикуемых родителями детей, больных неврозами :

А (неприятие, эмоциональное отторжение) - неприятие индивидуальных особенностей ребенка в сочетании с жестким контролем, регламентацией жизни ребенка, навязыванием ему единственного правильного (с точки зрения родителей) типа поведения; наряду с жестким контролем этот тип может сочетаться с недостаточным уровнем контроля, равнодушием, полнейшим попустительством;

Б (гіперсоціалізація) - тревожно-мнительная концентрация родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе, ожидании успехов часто с недооцінюванням индивидуальных психологических особенностей ребенка;

В (“кумир семьи") - центрація родителей к ребенку, потакание ее прихотям, иногда в ущерб другим детям или членам семьи.

Исследователи А. Лічко и Е. Эйдемиллер предполагают помимо воспитания по типу “кумир семьи" (в их интерпретации - “снисходительная гіперпротекція") и “эмоциональное отторжение" существование таких стилей воспитания (особенно неблагоприятных для подростков с акцентуациями характера и психопатиями):

гіпопротекція (недостаток опеки и контроля за поведением ребенка, недостаток или отсутствие внимания, тепла, заботы о физический и духовный развитие ребенка, невключеність в ее жизни);

доминирующая гіперпротекція (сочетание обостренного внимания к ребенку с большим количеством ограничений и запретов, что приводит к формированию нерешительности, несамостоятельности ребенка или к ярко выраженной реакции эмансипации);

повышенная моральная ответственность (возложение ответственности на ребенка за жизнь и благополучие близких, что не соответствует возрасту и реальным возможностям ребенка; ожидания от ребенка больших достижений в жизни на фоне игнорирование ее потребностей и интересов).

В наибольшей степени вредят ребенку непоследовательный, смешанный стиль воспитания, несогласованность и противоречивость установок родителей на процесс воспитания, так как постоянная непредсказуемость реакций родителей лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира, порождая в ней повышенную тревожность.

Стиль воспитания ребенка является репродуктивным, то есть во многом репродуцирует стиль воспитания, который применялся в детстве родителей . При этом самооценка, Я-образ ребенка является інтроекцією родительского отношения и способов управления поведением ребенка, что реализуется, во-первых, через прямое или косвенное (в образцах поведения) внушение образа или отношение к себе, во-вторых, через формирование у ребенка стандартов выполнения тех или иных действий, формирования уровня притязаний, в-третьих, через контроль за поведением ребенка, в котором она усваивает способы самоконтроля.

Я-образ и самооценка, что навіюються ребенку, могут быть как положительными, когда ребенка убеждают в том, что она является доброй, умной и тому подобное, так и негативными, когда ребенка убеждают в том, что она плохая, злая, глупая и тому подобное.

В этой связи Г. Ленг вводит понятие “мистификация” - внушение детям, кем они являются. Формами мистификации является приписывание (внушение ребенку, что она слабая, не способна быть самостоятельной, плохая) и інвалідація (обесценивание мнения ребенка, ее планов и интересов). В результате ребенок либо соглашается с взглядом родителей, или чаще всего агрессивно выступает против него.

Родители могут воздействовать на формирование Я-образа ребенка также путем стимулирования такого поведения ребенка, что может повысить или понизить его самооценку, изменить в нее собственный образ. Это наблюдается, например, в результате ориентации ребенка на реализацию определенных целей и планов, достижения тех или иных стандартов.

Если цели и планы соответствуют реальным психофизиологическим и психологическим возможностям ребенка, его склонностям и интересам, то создана ситуация успеха способствует формированию у ребенка позитивного Я-образа, повышению самоуважения. В противном случае ребенок теряет самоуважение, становится неуверенной, тревожной и тому подобное.

Исследователи 0. Бодалева и В. Столин приводят примеры из практики работы с семьей, наглядно демонстрируют, как родители формируют уровень ожиданий и уровень притязаний, “идеальное Я" и мотивацию достижения. Наблюдая за играми на выигрыш родителей с детьми, они отличали родителей, которые всегда побеждают, показывая детям, как они мало могут и к чему им нужно стремиться. Итак, родители ориентируют детей быть всегда первыми. Часто за этим стоит желание родителей

видеть ребенка выдающимся артистом, спортсменом и т. п, чтобы ребенок достиг тех целей, которые, возможно, не удалось реализовать им. Если при этом требования и планы родителей не совпадают с интересами и склонностями ребенка, его возможностями, это зачастую приводит к тому, что ребенок не может реализоваться, теряет самоуважение, вызывается к негативной Я-концепции.

Различают следующие причины неадекватного отношения к ребенку :

Психолого-педагогическая некомпетентность родителей, некритично усвоенные ригидные стереотипы воспитания ребенка, что приводит к стихийности воспитания, несогласованности установок и действий родителей и тому подобное;

Личностные особенности родителей;

Особенности взаимоотношений супругов или других членов семьи, которые проецируются на ребенка.

Если первая причина не требует комментариев, то в отношении второго следует отметить, что еще в 1922 г. А. Адлер описал тип тревожной матери, которая чрезмерно опекает ребенком, тем самым парализуя ее собственную активность и самостоятельность .

Исследователь А. Захаров , характеризуя личностные особенности родителей детей, страдающих неврозом, отмечает, что матери отличаются тревожностью и неуверенностью в себе в сочетании с излишней пунктуальностью, нетерпимостью, конфликтностью, недостаточной эмоциональной отзывчивостью, а родители - пассивностью, мягкостью, некоторой минорности общего фона настроения.

Негативно влияют на процесс воспитания ребенка не только такие индивидуальные особенности родителей, как тревожность и аффективность, но и доминантность, властность, желание подчинить детей и добиться от них безоговорочного послушания (особенно это касается отношения матери к сыну); тщеславие родителей, что приводит к повышенному уровню притязаний в отношении возможностей ребенка.

У родителей с глубокими личностными проблемами часто срабатывает защитный механизм “проекции", когда они неосознанно переносят собственные нежелательные качества и проблемы на ребенка. Такие родители, не замечая в себе определенных черт характера и поведения, которые проецируются на ребенка, их проявление в ребенке, настойчиво стремятся искоренить эти черты у ребенка. При этом отношение к ребенку формируется по типу “эмоциональное отторжение" за несоответствие идеальному образу родителей или по типу “гіперпротекція", маскируя скрытое отторжение (такие родители о своем ребенке говорят: “я ее люблю, но она плохая, ленивая, глупая и тому подобное, делает что-то только после наказания").

Особенности взаимоотношений членов семьи так же влияют на психическое развитие ребенка. Так, А. Варга , наблюдая за детьми, которые страдают ночным энурезом, обнаружила, что невротический синдром у ребенка становится условно желаемый и для родителей, вытесняя проблемы в сфере собственных интимных отношений.

В неполной семье мать может проецировать свои отношения с бывшим мужем на сына, оценивая его негативно (“такой же, как отец") или, как отмечают В. Бодалева и В. Столин , относясь к сыну-подростку как такого, что “заменяет" мужа (требуя постоянного внимания к себе, обнаруживая навязчивое желание постоянно находиться в обществе сына, стремясь ограничить его контакты со сверстниками).

Дисгармоничные отношения в семье часто приводят к тому, что отдельные ее члены используют ребенка для решения собственных проблем.

Исследователи, которые изучали психологию таких семей, выделили три формы неурядиц , которые наблюдаются в этих семьях :

соперничество (стремление двух или большего количества членов семьи обеспечить себе исключительное положение, борьба за которое набирает затяжного, хронического характера);

мнимое сотрудничество (внешняя кажущаяся отсутствие осложнений в семейных отношениях, что вращается на конфликты в случае наступления переломных для семьи событий - болезни кого-то из членов семьи, повышение по службе одного из супругов и связанное с этим увеличение рабочего времени и тому подобное);

изоляция (психологическое обособление одного или большего количества семьи друг от друга, с которыми поддерживаются только формальные отношения, необходимы, скорее, деловые контакты).

Исследователь А. Добрович отмечает, что для ребенка в такой “трудной семьи" часто предусмотрены фиксированные роли - “кумир семьи", “мамин (папин, бабушкин и тому подобное) сокровище", “ужасный ребенок" и тому подобное, которые часто отражают взаимоотношения взрослых членов семьи.

Так, возведение ребенка в ранг “кумира семьи" часто вызвано соперничеством взрослых, когда каждый из них, демонстрируя исключительную заботу о ребенке, пытается утвердить свое главенство в семье или мнимое сотрудничество (когда все заинтересованы сохранять кажущееся отсутствие осложнений и общее восхищение ребенком выполняет функцию фактора, что “цементирует" семью).

Играя роль “маминого (папиного, бабушкиного и т. п) сокровища", ребенок становится чьим-то личным кумиром, что чаще всего свидетельствует о соперничестве между взрослыми (это проявляется, например, в вопросе “Кого ты больше любишь?”, которое травмирует и дезориентирует ребенка, заставляя ее демонстрировать лицемерие и ловкость) или об изоляции кого-то из взрослых, который компенсирует этой привязанностью недостаток эмоционального тепла в семье.

>Приписываемая ребенку роль “цяці” часто связана с ситуацией мнимого сотрудничества в семье, когда взрослые, не умея и не считая нужным глубоко проникать во внутренний мир друг друга, и от ребенка ожидают соблюдения прежде всего порядочности, усидчивости. При этом упреки по поводу ребенку может трансформироваться в его самосознании в тенденцию к самообвинению, что делает ее более уязвимой к неизбежных ошибок и трудностей.

Часто следствием мнимого сотрудничества в семье есть роль “ужасного ребенка”, когда из плохого поведения ребенка делается своеобразный внутрисемейный фетиш, парадоксально сближает эмоционально разобщенных людей.

В условиях внутрисемейного соперничества роль “ужасного ребенка” трансформируется в жертвенного козла, когда, перекладывая друг на друга вину за “плохость” ребенка, взрослые подсознательно добиваются самоутверждения в семье, при этом часто разряжая агрессивность на ребенке.

“Ужасный ребенок” может быть оправданием изоляции кого-то из членов семьи, “виновных” в ее “плохим”человеком.

Неспособность родителей выработать благоприятную для развития ребенка воспитательную позицию может привести к глубоким нарушениям в отношениях с детьми, к жестокости по отношению к ним. Различают такие виды жестокости к детям :

физическое насилие , которое охватывает все формы травм детей, полученных через целенаправленные действия родителей, физическое наказание;

сексуальное насилие как вовлечение функционально незрелых детей и подростков к сексуальным действиям или к наблюдению за ними без понимания и согласия ребенка;

эмоциональное или психическое насилие , что может оказаться как в форме негативной внимания (угрозы, постоянная критика, ругань и тому подобное), так и в форме полной невнимательности к ребенку;

равнодушие к ребенку , пренебрежение его интересами и потребностями, не только духовными, но и материальными (одежда, еда, медикаменты) и др.

Выделим также факторы, коррелирующие с жестоким обращением с детьми. Во-первых, это характерно для семей, где хотя бы один из родителей болен алкоголизмом или находится в состоянии депрессии. Во-вторых, с детьми могут жестоко вести себя в семьях, где умер один из родителей или если ребенок остался сиротой и находится под опекой родных или других воспитателей.

Кроме того, к факторам, которые могут обусловить жестокость в отношении детей, относятся финансовые трудности в семье, безработица, а также перенесенное родителями в детстве жестокое обращение с ними .

Как следствие, у ребенка формируются в основном отрицательные качества: агрессия, жестокость, переживание бесцельности существования, желание неосознанной мести или, наоборот, обостренное стремление поиска психологической защиты, опеки со стороны других людей.

Следует отметить, что родители переносят личностные проблемы и проблемы в отношениях с другими членами семьи на детей преимущественно подсознательно, чаще всего с глубоким убеждением, что именно так ребенку делают добро. Однако в результате неадекватное отношение родителей приводит к деформации личности ребенка, затрудняет возможности ее самореализации, актуализируя тем самым необходимости оказания семье психологической помощи.

Контрольные вопросы и задания

1. Роль семьи в становлении личности ребенка.

2. Психологические механизмы влияния родителей на детей. Приведите примеры.

3. Можно ли вывести из личностных характеристик родителей или методов их воспитания конкретные свойства личности ребенка? Ответ обоснуйте.

4. Какие характеристики отношения родителей к ребенку и соответствующего поведения отражено в понятии "стиль семейного воспитания"?

5. Проанализируйте известные стили семейного воспитания. Какой из стилей является наиболее оптимальным для развития личности ребенка?

6. Причины неадекватного отношения родителей к ребенку. Приведите примеры.

7. Как личностные проблемы родителей, обусловливающие проблемы в отношениях с детьми?

8. Причины жестокого обращения с ребенком в семье.

9. Как неадекватное отношение к ребенку вызывает отклонения в его психическом и личностном развитии?

10. Какие психологические условия могут обеспечивать оптимизацию отношений родителей с детьми, развитие личности ребенка?

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Родителей не выбирают..: Проблемы ответственного отцовства в современной Украине / За ред. Ю. М. Якубовой и др. - К.: АЛД, 1997.

2. Бондарчук А. И. Семья как ячейка социализации ребенка // Проблемы социальной защищенности детей в рыночных условиях. - К.: АЛД, 1998.

3. Варга А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестн. МГУ. - 1985. - № 4. - С. 32-38. - Сэр. 14. Психология.

4. Гарбузов В. Ы., Захаров А. Ы., Исаев Д. Н. Неврозы и их лечение. - Л.: Медицина, 1977.

5. Добрович А. Бы. Кто в семье психотерапевт? - М.: Знание, 1985.

6. Каган В. Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. - СПб.: Фолиант, 1996.

7. Карлсон А. Вперед к прошлому: перестройка семейной жизни в постсоциалистической Швеции // Вестн. МГУ. - 1995. - №2. - С. 84-92. - Сэр. 18. Социология и психология.

8. Кован Ф. А., Кован К. П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопр. психологии. - 1988. - №4. - С. 110-118.

9. Кон И. С. Родители и дети // Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - С. 16-19.

10. Личко А. Е. Подростковая психотерапия. - 2-е изд. - Л.: Медицина, 1985.

11. Лэнг Р. Д. Расколотое "Я": антипсихиатрия. - М.: Академия; СПб.: Белый кролик, 1995.

12. Макаренко А. С. Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1988.

13. Николаева Е. Н, Купчик В. П., Сафонова А. Ы. Зависимость эмоциональных реакций человека от негативных переживаний в детстве // Психол. журн. - 1996. - Т. 17. - № 3. - С. 92-98.

14. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Под ред. А. Фонарева. - М.: Прогресс, 1987. - С. 190-211.

15. Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Сталина. - М.: Педагогика, 1989. - С. 85-202.

16. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения / В. А. Балцевич, С. Н. Буров, А. К. Водородная и др. - Минск: Университетское, 1989.

17. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1990.

18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер. Ком., 1998. - С. 214-246.

19. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М.; СПб.: Фолиум, 1996.

Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

Рассмотрим влияние семьи на ребенка.

1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

2. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

3. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.

Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

5. Общение в семье становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой

Человек как личность начинает развиваться в первую очередь в семье. Семья - малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство .

Становление личности начинается очень рано и продолжается всю жизнь. Развитие личности ребенка и его воспитание неразрывно связано с процессом его социализации. В трудах советских и российских психологов (Л.С. Выготского, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина и других) основополагающим фактором, влияющим на развитие личности ребенка, указывается социальный опыт, воплощенный в предметах материального и духовного производства, который интериоризируется ребенком. Первоначальными и единственными до определенного возраста носителями этого социального опыта для ребенка являются родители. И так как первичная социализация ребенка происходит в сфере межличностных отношений с ближайшим окружением, для формирования здоровой личности важны гармоничные отношения внутри родительской семьи.

Этот факт ярко иллюстрируют слова Л.И. Божович: «Психическое развитие ребенка формирование его личности может быть понято лишь в рамках его социализации, то есть усвоения им продуктов накопленного людьми социального опыта. Но образцы, с которыми встречается в ходе своего развития ребенок, неоднозначны. Они могут представлять собой продукты творческой, созидательной деятельности людей, способствующие прогрессу общества, но они могут быть продуктом негативного опыта, представлять собой ложные взгляды и принципы, отрицательные качества личности и прочее.

Если процесс социализации происходит стихийно, неуправляемо, то нет никакой гарантии, что он будет направлен на усвоение лучших, а не худших образцов. Отсюда ясно, что социализация ребенка, весь процесс превращения его из биологического организма в психологически зрелого и морально полноценного члена общества, должен осуществляться под контролем воспитания. При этом воспитание не есть только сумма каких-то специальных мер воздействий (хотя эти меры также входят в состав воспитания), а прежде всего соответствующая организация жизни и деятельности ребенка, его взаимоотношений с окружающими людьми, всей системы его отношений к окружающей действительности» .

Семья, согласно классификации А.Мудрика, относится к микрофакторам социализации человека. Но из всех существующих факторов, родительская семья является самым важным и влиятельным. Влияние семьи ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив и лишен критического отношения. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности .

Семью можно считать колыбелью личности. Ребенок входит в мир своих родных и перенимает все, что наполняет этот мир. В процессе взаимодействия с матерью, отцом, братьями, сестрами, бабушками, дедушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности.

Э. Эриксон полагал, что каждой стадии развития присущи свои собственные параметры, которые способны принимать как положительные, так и отрицательные значения. На первых четырех стадиях из восьми именно родители оказывают более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития. На первой стадии, как полагал Э. Эриксон формируется базовое доверие к миру. И уровень этого доверия зависит от степени проявляемой заботы к ребенку со стороны родителей. На второй стадии, которая охватывает второй и третий годы жизни формируются самостоятельность или стыд и нерешительность, в зависимости от проявленных взрослыми терпения к ребенку и понимания его новых потребностей в развитии моторных и психических способностей. Предприимчивость или чувство вины являются результатом третьей стадии развития ребенка от четырех до пяти лет. Если родители положительно реагируют на всевозможные затеи ребенка, позволяют ему проявлять инициативу в его моторной активности, фантазировать и при этом с готовность отвечают на все вопросы, возникающие у него, у ребенка вырабатывается и закрепляется предприимчивость. Параметр четвертой стадии развивается между умелостью и чувством неполноценности. Когда ребенка поощряют в его желании мастерить, рукодельничать, помогать взрослым в делах по дому, у него вырабатывается умелость и способность к техническому творчеству, если нет, то у ребенка может развиться чувство неполноценности. В зависимости от того какие качества развились у ребенка на предшествующих стадиях, в подростковом возрасте происходить идентификация личности, опознание собственной индивидуальности или подросток проявляет симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит .

Взаимоотношения детей с родителями и с другими членами семьи можно рассматривать как систему, где все части взаимодействуют друг с другом. Семья - это открытая самоорганизующаяся система. Такой взгляд на семью дает возможность видеть, что все в ней взаимосвязано. Системный подход позволяет постулировать ряд признаков семьи, присущих ей как системе:

1. система, как целое всегда больше, чем сумма ее элементов;

2. фактор, влияющий на семью в целом, оказывает влияние на ее каждый элемент;

3. изменение одного элемента, входящего в семейную систему влечет за собой изменение других элементов и семьи в целом.

Семья, как система чувствительна к внутренним и внешним воздействиям, а ребенок, является наиболее сензитивным элементом семейной системы.

Семья характеризуется ее функциями, определенной структурой и динамикой. Динамика семьи отражает изменение ее функций или структуры или и функций и структуры одновременно. Структура семьи (состав ее членов, связи между ними и внутрисемейная иерархия) обеспечивает ее функционирование .

Семья создается для удовлетворения определенных потребностей ее членов. Функционирование семьи позволяет реализовывать эти потребности. Важной функцией семьи является удовлетворение потребности супругов в отцовстве и материнстве, потребности в контакте с детьми, их воспитании. Воспитание детей занимает продолжительное время от рождения до начала трудовой деятельности. Его результативность находится в прямой зависимости от многочисленных факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи. Воспитательный потенциал - это возможности семьи в формировании личности ребенка. В различных категориях семей процесс воспитания имеет свои особенности . Процесс воспитания, его стиль формируются на основании усвоенных родителями отношений «ребенок-родители» в своей родительский семье и в результате взаимодействия и взаимовлияния детей и родителей. В результате этого взаимодействия ребенок усваивает паттерны межличностных взаимоотношений, семейные традиции, обычаи, нормы поведения, моральные и нравственные принципы, которые он в свою очередь, несомненно, в том или ином виде и объеме перенесет в свою будущую семью. В теории семейных систем М.Боуэна этот процесс называется наследованием внутрисемейных паттернов отношений.

Суть его заключаются в том, что основные базовые отношения между отцом, матерью и ребенком наследуются от предыдущих поколений и передаются последующим. Наряду с эффективными паттернами отношений семья воспроизводит и симптоматические - алкоголизм, суицид, инцест, насилие, психические расстройства, соматические симптомы, ранняя смерть.

Основой жизнедеятельности семьи является система вербального и невербального общения - межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия, как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмен информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния. Любые ситуации, возникающие в семье - опоздания, забывание, молчание, хлопанье дверью и т.д. являются весьма информативными и попадают под категорию общения. И ребенок в состоянии воспринимать внутрисемейную ситуацию даже в отсутствии вербальной интерпретации происходящего на основании эмоционального компонента.

По мнению Л.Б.Шнейдер появление «трудного ребенка» является результатом нарушения внутрисемейных отношений. Проблемы ребенка свидетельствуют о проблеме семьи в целом. Здесь стоит отметить, что успешность развития ребенка зависит не только от отношения к нему членов семьи, но также от взаимоотношений между членами семьи, а в особенности между родителями. Положительный исход развития с большей уверенностью можно прогнозировать, если между родителями существуют чувства любви и уважения. Семья должна стать для ребенка местом, где близкие люди его понимают и принимают таким, какой он есть.

Существует определенная специфика семейного воспитания, в отличие от общественного. По природе своей семейное воспитание должно быть основано на чувствах. Изначально семья, должна строиться на чувстве любви, взаимной симпатии и уважения. Если родителям удается сохранить этот эмоционально-чувственный фон, определяющий нравственную атмосферу семьи и качество взаимоотношений ее членов, то у ребенка не возникает неразрешимых проблем в приятии окружающего мира и себя, как части этого мира. Для того чтобы ребенок был счастлив его нужно просто любить .

Таким образом, семья является одним из основных факторов становления и развития личности ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения.

Для психического здоровья и эмоциональной уравновешенности ребенку необходима стабильная семейная среда. Распад семьи вследствие смерти, развода или раздельного проживания родителей всегда представляет для ребенка потрясение и может нанести ему длительную травму. Среди этиологических семейных факторов, влияющих на появления у детей неврозов первое место занимает развод родителей. . Развод может стать причиной следующих психолого-педагогических проблем:

· усложнение и деформация вхождения ребенка в социальную среду;

· нарушение социальной адаптации;

· формирование определенных дефектов характера и поведения;

· увеличение риска асоциального поведения как реакция на предразводную ситуацию в семье, бракоразводную процедуру, а также на свой новый социальный статус;

· детская безнадзорность;

· сложности во взаимоотношениях;

· однобокое воспитание, феминизация мальчиков, нарушения полоролевой идентификации.

Расставание с одним из родителей может привести к утрате ребенком доверия к миру, ощущения безопасности, появлению чувства страха, симптомов невроза. Многие исследователи отмечают, что потрясение, каким является для ребенка развод, создает также определенные условия для его асоциального поведения. Уход родителя разрушает существующие у ребенка эмоционально-чувсвенные связи, рушиться весь мир, в котором он до этого прибывал. Этот факт не может не отразиться на развитии ребенка.

Напряженная конфликтная атмосфера, сопровождающая процесс развода родителей, действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает для него быть местом, где можно получить поддержку и утешение. Ребенок не может чувствовать себя в безопасности в мире, который рушиться. Нарушение стабильной семейной системы может привести ребенка, особенно в подростковом возрасте, к поискам опоры вне дома. В такие моменты ребенок легче поддается внешним влияниям, так как он стремятся к разрядке внутреннего напряжения .

Семья для супругов и ребенка это далеко не одно и то же. Если взрослые создают семью по собственной воле, и исходя из своих желаний, то ребенок не выбирает родителей, не решает самостоятельно вопрос о своем рождении. Он приходит уже в существующий задолго до его рождения мир. Ребенок воспринимает семью, как нечто, что существовало всегда, и будет существовать вечно. И поэтому распад семьи ребенком и его родителями воспринимается по-разному. И если для родителей развод - это болезненное, малоприятное, порой драматичное переживание, то для ребенка - это крушение его мира, под стать вселенской катастрофе. Для разводящихся гамма чувств изменяется от полной депрессии и страха за будущее до ощущения полета и долгожданной свободы. Для ребенка состояние эйфории полностью исключено, его восприятие ситуации в большей мере ориентировано на отношение родителей к разводу. Если родители воспринимают развод как трагедию и к тому же отягощают ситуацию конфликтными отношениями, то ребенок будет переживать аналогичные чувства. Лучшее, что родители могут сделать для своего ребенка, если развод все-таки неизбежен, постараться не фиксироваться на негативных моментах. Тем ни менее даже если родители сделали все возможное, чтобы помочь ребенку пережить свой разрыв, они должны быть готовы к изменениям в поведении ребенка. Развод может активизировать старые и новые обиды. Переживания ребенка могу меняться от вялой депрессии и безразличия до полного отрицания родителей и их мнения .

С уходом из семьи отца или матери дети теряют ощущение неразрывной родительской связи. Семья перестает быть для них единым целым .Дети очень остро переживают разрыв родителей, часто винят себя в этом.

Таким образом, структура семьи, которая включает в себя не только ее членов, но и внутрисемейные взаимоотношение влияет на развитие личности ребенка. Для ребенка важна вся семья и все типы семейных ролей: матери, отца, сестер, братьев. Каждый член семейной группы создает для ребенка особый тип общения .

Потребность в полной семье обусловлена еще тем фактом, что на ранних этапах своего развития у ребенка нет других способов научения кроме присоединения и подражания. Родители их взаимоотношения и их отношение к ребенку дают ребенку образцы поведения мужчины и женщины, матери и отца, мужа и жены. Уже в возрасте шести месяцев ребенок отличает людей, заботящихся о нем друг от друга, и проявляет к ним чувства и эмоции, как к людям. На 2-м году жизни в семейном общении воспринимает первые образцы феминильности и маскулинности. Между 2-мя и 3-мя годами ребенок уже осознает свой пол и соотносит свое «Я» с представлениями о людях своего и другого пола. В ролевых играх он реализует мужское и женское поведение и в первую очередь как родительское и супружеское. В этих играх уже проявляются простейшие уровни семейных установок, соответствующие общим стереотипам семьи. Подражая мужскому и женскому поведению, мальчики более эксцентричны и инструментальны в своих играх, а девочки - более концентричны и эмоциональны. В 3-5 лет ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и в играх имитирует его поведение. Кроме того именно в этом возрасте ребенок просит родителей о брате или сестре. Л.Б.Шнейдер называет этот возраст - возраст чадолюбия. В семье ребенок может осваивать специфику мужских или женских ролей и женско-мужских взаимоотношений, выполняя посильную работу вместе с родителем одного пола и получая оценку другого родителя .

Взаимоотношения родителей влияют на усвоение ребенком поведения, связанного с его полом. По мнению М.Земски, когда в семье нет образца соответствующего пола или наблюдается агрессивное доминирование лиц противоположного пола, то такое положение может привести к отрицательным последствиям. В полных семьях дети имеют возможность не только подражать родителю того же пола, но и отличаться от родителя противоположного пола. Такое «перекрестное» отождествление весьма желательно для воспитания детей. Девушке личностный образ отца помогает верить в свои силы, а в будущем - понимать мужа и сына. Мальчику же близость матери дает способность в будущем лучше понимать жену и дочь. В неполных семьях могут возникать трудности, в связи с отсутствием «перекрестного» отождествления. С самого раннего возраста дети испытывают потребность общаться с взрослыми обоих полов. От мужской роли отца для детей традиционно ждут самостоятельность активность, силу, смелость, ответственность за принятие решений, контроль над соблюдением социальных норм, материального обеспечения всей семьи. От женской роли матери зависит воспитание у детей доверия к миру, сердечности, ласки, снисходительности, доброты, нежности других нравственных качеств человека. Мать, в первую очередь, создает эмоциональный климат в семье, стремится к удовлетворению повседневных потребностей детей .

По мнению Э. Фромма, любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской и в материнской любви. Описывая материнскую и отцовскую любовь Э. Фромм, безусловно, имел в виду ее идеальные образцы. По природе своей материнская и отцовская любовь различны. Материнская любовь безусловна. Ребенку не нужно заслуживать материнскую любовь. Мать любит ребенка просто потому, что он есть. Отцовская любовь обусловлена его ожиданиями, по поводу выполнения ребенком своих обязанностей. Мать и отец выполняют разные функции в воспитании ребенка. Если задача матери обеспечить безопасность своего ребенка, то задача отца научить ребенка справляться с проблемами, которые перед ним ставит общество. Материнская любовь должна помочь ребенку стать независимым научить любить, а отцовская - поверить в свои силы, приобрести авторитетность в своих собственных глазах, в своих поступках пользоваться разумом и здравым смыслом. Общая задача родителей, чтобы ребенок стал независимым и самостоятельным, свободным от их внешнего влияния, соединил в своей сущности чувства и разум. Если бы человек обладал только отцовским чувством, то он бы был злым и бесчеловечным, а если только материнским, то лишенным здравого смысла. Перечисляя причины неврозов, корни которых лежат в детстве человека Э.Фромм называет такие как: любящая, но снисходительная мать; доминантная мать и подчиняющийся безразличный отец; холодная, властная мать. Нехватка отцовской или материнской любви может стать с одной стороны причиной беспомощности и зависимости человека, а с другой его неспособности любить и ожидать любви от других .

Роли мужчины и женщины в воспитании ребенка различны, но по своему значению, оказываемому на его развития они равнозначны. То есть, для развития гармоничной личности важно, чтобы в воспитании ребенка принимали участие оба родителя и мать, и отец. Развитие личности ребенка облегчается, если родители служат для него положительным образцом во всех отношениях, если в становлении своей личности ребенок опирается на модели их поведения.

Подводя итог, важно отметить, что становление и развитие личности ребенка неразрывно связано с семьей. Рассматривая развитие ребенка и становление его личности, в первую очередь следует обращать внимание на процесс его социализации, который первоначально происходит в семье. Для развития личности ребенка важно наличие благоприятной семейной ситуации, любое ее функциональное или структурное нарушение сказывается на его последующем становлении как личности. Для развития собственного «Я» решающим фактором являются взгляды и поведение родителей. Из своей родительской семьи человек выходит с определенным «багажом» знаний, умений, морально-этических установок, ценностей, и от качества этого «багажа» будет зависеть, как он проживет свою жизнь.

Похожие публикации