Нордическая внешность модель. Национальные особенности скандинавов

На юго-востоке Турции сыграли "кровавую свадьбу". Трагедия произошла в деревне Бильге, в окрестностях Мардина. Неизвестные пришли на церемонию и перестреляли 45 человек. Глава турецкого МВД заявил, что причиной бойни стал конфликт между семьями, занимающимися формированием отрядов самообороны, которые помогают армии в борьбе против курдских партизан. Он подчеркнул - сами курды ни при чем. Тем не менее, эксперты ставят под сомнение слова чиновника. Уже появились первые задержанные. Кто - пока не известно. О том, что могло послужить причиной резни в Бильге в интервью Накануне.RU рассказал эксперт Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Александр Сотниченко.

Вопрос: Что за территория, на которой случилась трагедия?

Александр Сотниченко : Деревня Бильге - не очень большая, там живут курды. Находится рядом с городом Мардин, где я неоднократно бывал. Мардин - город с внушительным процентом ассирийского христианского населения.

Вопрос: Расскажите, о каких ополчениях говорил глава турецкого МВД?

Александр Сотниченко : Юго-восток Турции - самое неспокойное место в стране. Когда Турция формировалась, как национальное государство в начале 20 века, туркам удалось решить несколько национальных вопросов. В 1924 году из Турции высланы порядка трех миллионов греков. История, связанная с армянами в 1915 году тоже известна. Единственным оставшимся серьезным национальным меньшинством стали курды. К тому времени они совершенно не сформировались как нация и не были готовы к созданию собственного государства. У них превалировало племенное и религиозное самосознание. Они идентифицировали себя либо с определенным племенем, либо, будучи мюридами, как последователей определенного шейха или учения. Как только турки стали проводить политику формирования нацгосударства, курды стали восставать. Их не воспринимали как нацию. Были запрещены курдский язык и даже слово "курд". Восстания проходили с 1921 года не только под лозунгами курдского самоопределения, но и под религиозными. Мустафа Кемаль Ататюрк, создавший современную Турцию, был светский человек, сторонник светского национализма. Поэтому за курдов выступали религиозные деятели. Курдов удалось успокоить только к концу 1930-х годов, когда было заключено соглашение между Турцией, Ираном и Ираком. Они договорились, что если турки воюют с каким-то курдским племенем и оно уходит, например, на территорию Ирана, то Иран делает все, чтобы выгнать его обратно.

Курдское движение возобновляется в 1970-е годы с формированием курдов как нации. Курды начали поступать в турецкие университеты, служить в армии, выясняли, что их язык отличен от турецкого (курдский язык относится к персидской группе, а турецкий - к тюркской). По аналогии с национально-освободительными движениями других стран Азии и Африки они создают разные партии. В основном - социалистического, коммунистического плана, и принимаются бороться за независимость Курдистана от Турции, Сирии, Ирака и Ирана. Наиболее мощным движение оказалось в Турции. Связано это с тем, что образование было поставлено на серьезный уровень, идеи коммунизма пользовались популярностью. Кроме того, курдов в Турции живет больше, чем во всех остальных странах вместе взятых. Сейчас очень трудно определить - сколько именно, ведь до сих пор некоторые племена не знают с кем себя ассоциировать. Очень много смешанных браков. Но считается, что, в среднем, сейчас в Турции находятся от 12 до 20 млн. курдов (общая численность населения Турции - 72 млн.).

В конце 1970-х формируется Курдская рабочая партия (КРП) во главе с Оджаланом, который начинает вооруженную борьбу с 1984 года. Фактически это была настоящая партизанская война, повлекшая множество жертв. Турецкие войска и правительство пытались вербовать курдов, которые выступали за единство Турции и сотрудничество с властями. Появился институт сельских старост, вокруг которых формировались отряды самообороны из жителей деревень, защищающих свои поселки от боевиков КРП. На данной основе и возникла неприязнь между сторонниками КРП, то есть - курдскими националистами с уклоном в коммунизм, и их противниками, религиозными людьми, традиционалистами, выступающими за сотрудничество с турецким государством, получающими от него деньги и лояльными к Анкаре. Именно в этом, судя по всему, корень конфликта в Бильге.

Вопрос : В чем состоит задача таких отрядов?

Александр Сотниченко : Их задача всегда состояла в обороне деревень от боевиков КРП. Известно, что любое партизанское движение "работает" только в том случае, если пользуется поддержкой местного населения. Соответственно, они должны были не допускать в свои деревни боевиков, не предоставлять им продовольствие, оружие, медицинскую помощь.

Вопрос: Могли эти отряды самообороны конфликтовать друг с другом?

Александр Сотниченко : Конечно, могло произойти столкновение между двумя кланами. Но я думаю, что конфликт был между сторонниками КРП и сторонниками самообороны.

Вопрос: После стрельбы в Бильге следует ожидать всплеска активных военных действий?

Александр Сотниченко : Инцидент используют турецкие власти, которые заявят, что боевики совсем распоясались и нужно ужесточить политику по отношению к курдам. Анкара опасается создания курдского национального государства в Северном Ираке, и постоянно держит под контролем свою курдскую территорию. Кроме того, она проводит трансграничные операции в Северном Ираке. Курды скажут, что пособники турок устроили резню. Разумеется, правых и виноватых не найдешь. Каждая из сторон попытается использовать бойню в качестве политического аргумента.

Вопрос : А какова сегодня обстановка в турецком Курдистане?

Александр Сотниченко : До 1996 года шла настоящая война. В 1998 году, при содействии сирийской, греческой и российской разведок, турками был пленен лидер КРП и главный идеолог партизанских действий Оджалан. Сейчас он находится в тюрьме. Его вынудили сделать обращение к сторонникам о прекращении вооруженной борьбы. На этом сопротивление остановилось. Однако, дальнейшая активизация происходит в 2004 году, после вторжения американцев в Ирак. В Ираке они сделали ставку именно на курдов, которые наименее лояльны Багдаду. Сейчас президент Ирака - этнический курд. За поддержку курды потребовали создания национального государства Курдистан на севере страны. Фактически такое государство уже создано. Там действует свое законодательство, запрещено, например, вывешивать иракский флаг. Туда идут значительные денежные поступления из Вашингтона. Создаются силы самообороны, привозится оружие. Поскольку в Северном Ираке жизнь тоже во многом зависит от взаимоотношений между кланами, а многие из них "завязаны" на КРП, боевикам партии достается значительная доля и финансов, и вооружений. Большинство боевиков раньше воевали АК и оружием советского производства, сейчас - американским. В 2006-м активизация партизан достигла апогея. Турция пошла на трансграничную операцию и бомбила партизанские базы в Ираке.

Вопрос : Существуют ли в турецкой армии "милицейские" или "скаутские" подразделения, сформированные из курдов, и применяемые против КРП?

Александр Сотниченко : Нет. Есть институт сельских старост, которые не допускают отношений между местным населением и боевиками КРП. С этой задачей они, в принципе, справляются. Создание спецотрядов именно из курдов не велось. Турки на территории Курдистана "работают" через тюркскую общину. Посредством нее они проводят свою политику, хотя их влияние там невелико.

Одна из моих самых славных поездок связана со Шкое Гасаном и Микаэле Рашидом. Два великих курдских поэта. Шеко жил в Тбилиси, а Миша в Ереване.

И вот по приглашению армянского союза писателей я впервые поехал в Ереван – остановился у Миши. Однажды вечером к Мише пришли гости – первый секретарь райкома Апаранского района Армении и какой-то тамошний исполкомский деятель. А надо сказать, что Апаранский район практически целиком населен курдами, а у курдов родовые связи очень сильны. Поэтому то, что Миша знаком с курдскими партийными деятелями, не было так уж странно – они прежде всего курды, а уж потом деятели. В Ереване мишины гости были проездом, назавтра собирались обратно к себе и пригласили нас с Мишей поехать с ними. Меня несколько насторожило подобное предложение, но Миша сказал, что я не пожалею. И действительно не пожалел.

Апаранский район – это самые высокие в Армении горы, в частности бывший вулкан Алагяз (по армянски – Арагац). Там знаменитая обсерватория. В обсерваторию мы к вечеру и приехали, заночевали и даже стихи там почитали. А по дороге мы заезжали в курдские деревни, где нас одаривали то барашком, то поросенком. Ехали мы на двух машинах, а за нами ехал небольшой пикапчик, куда дары и складывали.

Миша по дороге мне рассказал, что секретарь райкома, на самом деле, шейх, а исполкомовец – пир. Шейх у курдов-огнепоклонников (т. н. езиди) – это кто-то вроде верховного жреца, а пир попросту означает князь. Так что князь и жрец собирали дань… Вероятно, повсюду на Востоке так советская власть и выгдялела.

Только мы с Мишей вернулись в Ереван, как позвонил Шеко.

Он сказал нам, что его двоюродная сестра выходит замуж, большая компания собирается на свадьбу, и мы, если хотим, можем присоединиться. Положив трубку, Миша сообщил, что двоюродная сестра Шеко живет в Турции.

Я поразился – мне и в голову не приходило, что можно так вот запросто попасть хоть и в Турцию, а все-таки за границу. Оказалось, что курды, живущие в Грузии, связаны тесными родственными связями с курдами, живущими у границы в соседней Турции, и есть негласный уговор, по которому грузинских курдов пускают к ним в гости.

Короче, отправились мы с Мишей в Тбилиси, а оттуда большой толпой на автобусе в пограничное село. Меня только предупредили, чтоб не вздумал оставаться в Турции, а то у всех будут большие неприятности. Ну и еще меня приодели. Народ, идущий на свадьбу, был одет по-разному: были люди, у которых на голову было намотано что-то вроде тощей чалмы с висящим концом, были и просто в пиджаках с открытой головой. Я приехал в свитере, да и весь мой вид был больно не местный. Решили меня немного замаскировать – надели какой-то пиджачок и голову лиловым замотали.

Подошли к границе – вполне нестрашный пограничник спросил, кто ответственный за группу, пересчитал нас по головам, записал, сколько нас и фамилию ответственного из его паспорта выписал, предупредил, чтоб никто не вздумал остаться,… и пропустил.

С турецкой стороны на нас и вовсе не обратили никакого внимания. Мы прошли пешком несколько километров и оказались в деревне, страшно похожей на ту, из которой мы отправились с другой стороны границы.

Свадьба была отличная, был оркестрик, в котором брат Шеко, по профессии автомеханик, играл на барабане. Замечательно играл, пока не напился и не упал под стол. А как же без барабанщика?

Я чувствовал себя во всей этой компании преотлично и решил вспомнить, как я подрабатывал в студенческие времена. Так что схватил барабан и включился.

А потом были шашлыки. Мне, как гостю издалека и как музыканту, шашлык торжественно поднесла мать невесты. Я несколько удивился – мой шашлык был меньше остальных и какой-то невзрачный. Два небольших кусочка мяса и помидоры посредине.

Но только я откусил, как понял, что лучшего шашлыка никогда в жизни не едал. Быстро с ним расправившись, я спросил у Миши, сидевшего рядом со мной, удобно ли будет попросить еще такой шашлык. На это Миша ответил: «Удобно или неудобно, но у барана всего два яйца».

Бетаки Василий Павлович

Это сейчас, под влиянием западных традиций, отношение к обычаям в современных городах Турции стало чуть проще. В деревнях по-прежнему все строго и чинно. Например, представить, что жених и невеста будут жить до свадьбы и даже до обручения – немыслимо. «Ayıp!» («Неприлично!»). Не исключены и варианты, когда выбор за девушку или молодого человека делают родители, исходя из своих побуждений. Расчет – дело вполне обыденное, а любовь – дело наживное. Знакомая история? Ведь на Руси все это тоже было. Но в отличие от современной России, в Турции по-прежнему многие традиции и церемонии - неотъемлемая часть свадебного сценария. И редко кто пойдет против семьи, чтобы эти правила нарушить.

Запишитесь на бесплатное занятие по турецкому языку

Очно (г.Москва) Очно (г.Санкт-Петербург) Skype

Смотрины и сватовство

Все начинается со смотрин, или, как говорят в Турции, «кыз бакма». Обычно знакомые кумушки заранее могут присмотреть будущую невесту и обратить внимание жениха, который еще ни о чем не подозревает. Обычно среднестатистический турок больше озабочен тем, как заработать на содержание будущей жены, чем на поиск этой самой жены. К тому же, не стоит забывать, что в тех же деревнях и даже небольших городах молодым людям не так просто познакомиться и вместе провести время, чтобы не вызвать слухов и сплетен соседей. Так что порой смотрины – это единственная возможность для потенциальной пары чуть ближе увидеть друг друга, но непременно – под присмотром родственников. Обычно жених приходит в сопровождении нескольких женщин из своей семьи. Хотя в старые времена бывало, что родственницы справлялись с этой задачей самостоятельно, оценив, подходит девушка или нет.

Турки так устроены, что прямо сказать «нет», обидеть других людей, тем более целую семью – им крайне неудобно. Поэтому все проходит так, чтобы в случае отказа никто не остался обиженным. Попили чай-кофе, обменялись светскими любезностями, поели сладостей – разошлись. Но если намерения становятся более серьезными, то наступает второй действие - «Сватовство», «çöpçatanlık» («чопчатанлык»), где уже подробно обсуждаются все условия «договора», если стороны придут к согласию.

Смотрины особо ни к чему не обязывают. А если – дело решенное, такая «первая встреча» может быть в какой-то степени лишь ритуалом и совмещается со сватовством. Тогда уже подключаются не только женщины, но и мужчины. Невеста должна, конечно же, показать себя во всей красе. И это касается не только внешнего вида. Заранее она готовит домашнюю баклаву. А надо сказать, приготовить настоящую баклаву, раскатав на тончайшие листы теста, правильно сделать начинку – настоящее искусство. Конечно, тут могут подключиться и опытные родственницы, но все-таки положено, чтобы с этим испытанием девушка справилась сама.

Обычно гости приходят в дом невесты и рассаживаются в просторной гостиной. В любом турецком доме непременно есть небольшие столики-матрешки, которые расставляются возле гостей. На них можно будет поставить кофе, чай и . Конечно же, никакого алкоголя, еда, кроме сладостей, тоже на этой встрече обычно не предусмотрена.

Невеста прислуживает гостям, обносит всех чаем и кофе, обязательно начиная с гостей, старших по возрасту. Жениха тоже может ждать испытание – для него невеста может в кофе добавить соль. Раньше это могло служить безмолвным символом отказа идти под венец, но теперь это часто стало проверкой чувств и выдержки жениха. Если выпьет, не поморщившись, значит, ради этой девушки сможет терпеть многое и готов жениться.

Все могут долго вести отвлеченные светские беседы, и только потом перейти к более конкретным обсуждениям деталей свадьбы.

Это только кажется, что сватовство – пережиток прошлого. На самом деле, эта встреча имеет большое практическое значение. Семьи могут договориться, как, где, а главное, за чей счет проводить свадьбу, кого приглашать, где будут жить молодые, какие подарки им можно будет подарить. С учетом того, что на турецкой, даже вполне «скромной», свадьбе может собираться по несколько сотен гостей – семьям есть что обсудить. К тому же, помимо свадьбы в Турции принято также массово и широко отмечать еще и помолвку. Раньше, конечно, активно обсуждался и «калым» за невесту. В каких-то деревнях и регионах это сохранилось, но теперь может заменяться на другой обычай - «право матери». За воспитанную ею дочь матери преподносится подарок – определенная сумма денег.

Когда все договоренности определены, а благословение родителей получено, жених дарит девушке кольцо и небольшой платок, красиво вышитый золотом или серебром. К разрешению со стороны родителей в Турции по-прежнему относятся очень серьезно. Даже если жениху 40 лет и он успешный и независимый бизнесмен, например, из Стамбула, если его семья будет против брака именно с этой девушкой – в 90% случаев он подчинится их воле. Потому что семья для любого турка – это святое, вокруг этого строятся все обычаи, традиции, и наживать себе в качестве врагов собственных родителей ради понравившейся девушки – редко кто станет. В это с трудом верится, но и сейчас известны случаи, когда отец может по нескольку лет не разговаривать с сыном, потому что вопреки воле родителей он женился на «неодобренной» девушке.

Помолвка

«Нишан» («nişan») – турецкая помолвка, это уже серьезный шаг и другой уровень ответственности. Конечно, не каждая помолвка заканчивается свадьбой, тем более, в Турции между двумя этими мероприятиями может пройти и два месяца, и два года. За это время, конечно, многое может измениться. Хотя обычно это время, которое нужно будущей семье, чтобы обустроить свой быт, возможно, выбрать будущий дом, сделать ремонт.
Можно заметить, что турки редко женятся слишком рано, как это бывает у нас в России. И чаще всего причина – материальный статус. В Турции, во многом живущей по мусульманским традициям, принято, чтобы мужчина непременно обеспечивал свою семью, чтобы его жена могла не работать. И турецкий мужчина прекрасно понимает, что вряд ли какая турчанка согласиться на «рай в шалаше», поверив в перспективы молодого человека, который в далеком и смутном будущем может вдруг разбогатеть. Тем более в это с трудом поверит ее отец.

Здоровый расчет? Возможно. Но своя мудрость в этом есть, что помогает избегать конфликтов в будущем, по крайней мере, на эту тему. Очевидно, что мужчина, крепко стоящий на ногах, больше готов к браку и к тому, чтобы взять ответственность за свою будущую жену.

Помолвка – это, по сути, публичное признание жениха в его намерении жениться именно на этой девушке. Статус девушки меняется на «нишанлы» («обручена»), и в глазах общественности, особенно других холостых мужчин, это почти также серьезно, как «эвли» («evli», «замужем»). У этого статуса есть очень практичный смысл. Как известно, даже сейчас в Турции по-прежнему считается неприличным, если девушка живет с мужчиной до свадьбы. Да, к девственности здесь тоже относятся трепетно и щепетильно, так что все легко объяснимо. Но даже если семьи в курсе всех интимных отношений пары, их вряд ли оставят, например, ночевать в одной комнате. «Ayıp!». А в давние времена неприличным было даже просто находиться наедине.

Статус «нишанлы» все это упрощает и позволяет паре уже более открыто выражать свои чувства, при желании и возможности, даже жить вместе. Хотя обычно до свадьбы обрученная невеста все-таки продолжает жить с родителями.

Как же празднуют помолвку в Турции? Конечно, все зависит от возможностей и желания. Кто-то устраивает небольшой романтический вечер в ресторане, другие приглашают близких родственников домой, кто-то снимает целые салоны или отели, чтобы пригласить полгорода. В таком случае это может напоминать репетицию свадьбы. Также заранее рассылаются приглашения, невеста наряжается в красивое платье, гости приносят подарки – обычно золото и деньги. Часто помолвку организовывают и оплачивают родственники невесты, а свадьбу – сторона жениха.

Проходит все очень чинно и церемонно, без широких гуляний, песен, плясок и застолий. На столах обычно могут быть сладости, орешки, чай, кофе. Иногда, конечно, помолвка может перерасти в фуршет в каком-нибудь фешенебельном отеле, но такой праздник может позволить себе не каждый. Если семьи традиционные, мусульманские, то скорее всего, женщины будут сидеть отдельно от мужчин.

Обычная помолвка выглядит как официальное заявление пары во всеуслышание, что они решают пожениться. Слова скрепляются небольшим ритуалом.

На серебряном подносе появляются кольца, перевязанные красной ленточкой. В таком связанном виде жених и невеста надевают кольца друг друга на безымянный палец правой руки. Лучше, если кольцо девушки будет украшено фианитом или бриллиантом. Это тоже наглядный показатель материального статуса жениха.

После этого самый старший и уважаемый человек из присутствующих произносит поздравления паре и перерезает ленточку в двух местах. Этот лоскуток будет храниться у молодой семьи. Оставшуюся часть ленты разрезают на мелкие кусочки, дарят незамужним девушкам, чтобы они смогли тоже быстро и счастливо выйти замуж.

После этого вначале пару поздравляют родители и родственники, потом – гости. Если дата уже определена, то на помолвке объявляют, когда и где будет свадьба.

Ночь хны

Перед свадьбой в Турции для невесты устраивается один из самых интересных и зрелищных обрядов – «Ночь Хны» , или «Кына Геджеси» («kina gecesi»). В какой-то степени это девичник на восточный лад, только с более глубоким смыслом.

В старые времена во вторник невеста отправлялась в хаммам, турецкую баню, а в среду вечером ее ждала «Ночь хны», которая символизировала расставание с отчим домом. Для многих девушек тогда это был печальный вечер, ведь впереди ждала полная неизвестность, они могли в лучшем случае один раз видеть жениха, не представляя, что это за человек и какая совместная жизнь ее ждет с ним. Плакали невесты вполне искренне, а к ним присоединялся и хор подруг.

Правда, и сейчас часто девушки не удерживаются от слез, под воздействием музыки и немного таинственной атмосферы, которую умело поддерживают более опытные женщины, организовывающие этот вечер.

Особого внимания заслуживает на Ночи хны платье невесты -"биндалли" (bindalli). Это роскошное, богато украшенное вышивкой платье, чаще всего красного или бордового цвета, сшитое из дорогих тканей. В зависимости от традиций региона платье может включать в себя определенные узоры, орнаменты. Часто такое платье становится семейной реликвией и передается по наследству.

Лицо невесты скрывает красная вуаль, украшенная блестками и бисером. Получается, что невеста может видеть все, что происходит вокруг, а вот окружающие рассмотреть невесту не могут. Именно в таком виде невеста и появляется перед собравшимися гостями, иногда в ее руках могут быть свечи. Девушки начинают петь народные песни, со свечами в руках они движутся по кругу, обходят гостей.

Будущая свекровь становится одним из главных действующих лиц вечера. Перед невестой она раскатывает в качестве подарка рулон шелковой ткани, вдоль которой идет девушка, приближаясь к матери жениха. Иногда это может быть их первая близкая встреча. В это время гости осыпают девушку монетами – как символ плодородия и процветания. Подойдя ближе, невеста почтительно склонялась перед свекровью, целовала ее руку и потом прикладывала ко лбу. Именно так обычно здороваются и выражают в Турции почтение к старшим.

Невесту усаживают на самое почетное место в центре зала, это может быть красивое кресло, наподобие трона, или огромные подушки. Любая девушка может почувствовать себя настоящей восточной принцессой из сказки «1001 ночь».

После этого гостям выносят подносы со сладостями, чаем и кофе, чтобы праздник не проходил всухомятку. Это могут быть фрукты, орехи, пирожные, традиционные турецкие сладости, вроде лукума и баклавы.
А в это время разыгрывается главный обряд вечера. Девушки продолжают петь грустные песни, под которые печалится невеста под своей красной вуалью. Свекровь подходит к девушке и просит ее раскрыть ладони. По правилам «игры» невеста раскрывает ладони только тогда, когда свекровь и другие родственницы жениха готовы положить на ее ладони золотые монеты или надеть золотые браслеты. Тут же в зал на подносе вносится сухая хна с горящими свечами. Это символизирует зажженное сердце, в котором как огонь, разжигалась любовь к будущему мужу. Ведь раньше девушка могла вообще не питать никаких чувств к жениху, и считалась, что этот обряд помогает растопить девичье сердце.

Ладони и ступни девушки раскрашивались хной. Это целое искусство под названием «мехенди», которое берет свои истоки не то в древней Индии, не то в древнем Египте. Эту традицию успешно переняли и турки, сохраняя из поколения в поколение.

В качестве «художницы» должна была выступить не только самая умелая женщина, но и та, которая была по-прежнему счастлива в браке и чьи родители были до сих пор живы. Именно она начинала колдовать над невестой, неспешно разводя хну водой, выводя интересные орнаменты и узоры. Среди витиеватого рисунка нужно было «спрятать» инициалы жениха. Своеобразный сюрприз и очередной испытание. Если жених не сможет обнаружить первых букв своего имени, то он был обязан преподнести невесте хороший подарок. В качестве компенсации. После того, как ритуал окрашивания закончен, на руки девушки надевают красные рукавички, чтобы не испортить узор. Главное действие Ночи хны окончено. Девичник продолжается под песни, сладости и разговоры, и порой может затянуться до поздней ночи.

Сейчас, конечно, искусство «мехенди» может быть упрощено до обычного окрашивания кончиков пальцев, ладоней и ступней безо всяких изысков. Но, признаться, настоящее «мехенди» выглядит завораживающее и красиво. Но при этом использование хны имеет и сакральный смысл. С древних времен хна считалась не только натуральным красящим средством, но и лекарством от многих болезней, оберегом, символом удачи, процветания. Кстати, хна наносилась и на ладони молодого человека, уходившего в армию, чтобы оберечь его от смерти.

Во время Ночи хны, пользуясь моментом, незамужние подруги тоже могли наносить хну себе на руки, веря, что это тоже им поможет выйти замуж. Иногда для гостей готовят в подарок небольшие нарядные мешочки с хной – унести домой на память.

Ночь Хны в Турции – по-прежнему важная часть свадебных ритуалов, хотя в современных городах и семьях она может проходить уже в более свободных форматах. Например, для праздника может арендоваться отдельное помещение, присутствие жениха и его друзей – вполне допустимо и желанно, хотя это и стирает изначальный смысл этого исключительно женского обряда. Для многих это уже просто лишний повод повеселиться, а не грустить о своей холостой молодости и отчем доме, скрашивая веселья шампанским и коктейлями. Но в любом случае красная фата, хна остаются обязательными атрибутами этой турецкой традиции, уходящей корнями далеко в прошлое.

Свадьба по-турецки

Безусловно, как и в любой стране, сценарий свадьбы в Турции может отличаться в зависимости и от региона, и от благосостояния пары. Но если обратиться к среднестатистической турецкой свадьбе где-нибудь на побережье, то все происходит следующим образом.

Официальную церемонию обычно стараются назначить ближе к вечеру, чтобы могли собраться все гости, которые могут работать днем. Самые популярные дни – пятница, суббота и воскресенье. Хотя иногда церемония может проходить днем, а гуляния в ресторане – вечером. К тому же, в Турции есть два типа регистрации брака – светская и религиозная. Религиозная проводится в мечети со всей строгостью исламских традиций. После того, как жених и невеста совершат намаз, помолятся, имам проводит небольшую церемонию, без каких-либо пышных обрядов.

Светская регистрация брака может проходить и в официальном учреждении, турецком Загсе, и на выезде, например, в ресторане. Сама церемония называется nikah («никях»), а сама свадьба – düğün («дююн»).
Утро проходит в приготовлениях. Невесте делают макияж, прическу, наряжают в платье. Старший мужчина в семье, если девушка еще невинна, завязывает на ней красный пояс, чтобы продемонстрировать это перед другими людьми.

Жених забирает невесту вместе с друзьями либо из ее дома, либо – уже из салона красоты. Так происходит их первая встреча. Правда, в некоторых регионах жених не может забирать невесту сам, первый раз они в этот день должны увидеть друг друга на официальной церемонии.

Свадебный кортеж обычно сопровождается шумной музыкой, машины заранее украшаются. Звуки зурны, давула и барабанов – непременный атрибут традиционной турецкой свадьбы. Свой путь жених и невеста продолжают уже вместе.

Дальше все зависит от сценария свадьбы. Часто молодые прямиком отправляются уже на регистрацию – в мечеть, загс или ресторан. Продолжительные выездные фотосессии в Турции не так популярны. Здесь не увидишь свадебных фуршетов прямо на улице с шампанским и бутербродами. Вся программа проходит вечером.

Собравшиеся гости бурно приветствуют появление пары. Часто к этому времени уже темнеет и жених появляется под руку с невестой под фонтанирующие вдоль их пути фейерверки. К этому моменту место свадьбы уже заполняется подарочными цветочными венками на ножках. Их могут прислать и те, кто не смог выбраться на свадьбу. Имена и названия компаний обычно указываются на лентах.

В зале или на открытой площадке для жениха и невесты уже приготовлен президиум. Обычно это как минимум длинный стол, украшенный цветами, и стулья с высокими спинками, похожие на трон. Гости рассаживаются за столы. В большинстве случаев еда не предусмотрена, максимум – закуски вроде орешков, чипсы и безалкогольные напитки, например, столь любимая турками кола. Правда, бывают и роскошные турецкие свадьбы даже на несколько сотен гостей с ужином и алкоголем. Для такого праздника ресторан или отель может сниматься целиком, правда, такое могут позволить себе далеко не все. В деревнях тоже могут гулять сытно и широко. Еда может быть простой и незамысловатой, но ее будет столько, чтобы хватило на всех, кто захочет прийти и поздравить. Сладости, в частности турецкая медовая баклава, обычно тоже непременный атрибут свадьбы.

Церемония длится недолго, но проходит довольно торжественно. Служащий турецкого загса облачается в красную мантию, произносит нужные слова, спрашивает согласие у обеих сторон в присутствии двух свидетелей, и, услышав заветное «Evet!» («Да!») объявляет мужем и женой, выдав красивое официальное свидетельство.

К обмену кольцами относятся боле спокойно, важнее это сделать во время помолвки. Поцелуи тоже сдержаны и целомудренны, и во время традиционной турецкой свадьбы никому и в голову не придет, чтобы жених и невеста целовались откровенно публично.

После этого пару поздравляют родители, начинается музыка и танцы, которые продляться теперь до ночи. Программа праздника редко может порадовать разнообразием. Ансамбль, исполняющий народную турецкую музыку вживую – обычно находится в центре внимания праздника. Иногда на закрытые мусульманские свадьбы приглашают танцующих дервишей, на более «современные» - заказывают танцы живота. Тамады в привычном нам понимании нет. Часто эту роль может взять на себя один из музыкантов.

Только под конец праздника принято дарить подарки – этого момента все гости ждут с большим нетерпением, потому что поздравления, когда на свадьбу приходит 400, 500, 1000 человек, могут сильно затянуться.
Иногда для ускорения процесса, пара сама обходит всех гостей со специальной корзиной или шкатулкой, куда можно сложить золото и деньги. Но часто пара, стоя на почетном месте, каждый с перекинутой через шею красной или белой лентой, лично принимает поздравления и подарки от каждого гостя. Золото и денежные купюры в таком случае крепятся булавками к лентам. Это тоже один из типично турецких обрядов.
В финале невеста бросает свадебный букет, который ловит одна из незамужних подруг. Как считается и по международным поверьям, именно ее свадьба будет следующей.

Завершается свадьба тортом, который, теперь уже муж и жена, торжественно разрезают или делают вид, что разрезают, если торт ненастоящий, а пластиковый, что на турецких свадьбах не редкость.
Пара покидает свадьбу, для них наступает первая брачная ночь, которая для многих пар в Турции действительно становится первой.

В любой поездке случаются ситуации, которые вы не могли предугадать заранее. Иной раз неожиданности несут негативный оттенок, как, скажем, но чаще - новые интересные знакомства и впечатления. К последнему можно отнести посещение традиционной курдской свадьбы, на которую мы угодили абсолютно случайно, двигаясь на машине по горным серпантинам в районе границы Ирака и Турции. Признаться, я абсолютно не фанат шумных мероприятий и не люблю большие скопления людей; для меня большая тягость посещать свадьбы, юбилеи и похороны. Про корпоративные мероприятия и говорить нечего, ибо туда нередко народ загоняют из-под палки и все идут, чтобы показать руководству свою лояльность. Тоска. Это еще хуже, чем похороны, не правда ли? Шучу. Вернемся в Курдистан и деревушку Ортабаг (Ortabag), что вплотную прилетает к границе. Здесь, проезжая через деревню, мы буквально уперлись в свадьбу и были вынуждены стать почетными гостями, иначе проехать было бы нереально -

Прежде всего предлагаю посмотреть небольшую видеозапись со свадьбы. Это интересно, ибо с музыкой, выступлением тамады, смехом, танцами -

И далее фотографии со свадьбы, большую часть которых я снял с крыши дома, где восседали старейшины и куда меня пригласили на чай. Скажите, мне показалось, или третий слева дядька похож на Леонида Каневского? -

Впереди нас ждали без малого 300 километров пути по тяжелым горным дорогам, минуя множество блок-постов турецкой армии, наши вещи многократно проверяли, на моей камере просматривали снимки. Военное положение, черт возьми. Только к вечеру мы добрались до городка Хаккари, расположенного в фантастически красивом месте, см. " ".

Каких-то 10 лет назад этот регион был наглухо закрыт от туристов и для проезда сюда требовалось специальное разрешение от армии, что неудивительно: вот уже 40 с лишним лет боевики Курдской рабочей партии ведут партизанскую войну против турецких властей, добиваясь независимости Курдистана от Турции. Здесь, на стыке границ Турции, Сирии, Ирана и Ирака живут по разным данным до 30 миллионов курдов, причем конкретно в этой части Турции они составляют основную часть населения. Около 40 тысяч человек погибли в ходе этой нескончаемой войны и лишь в последние годы наступило относительное затишье, если конечно таковым можно назвать ситуацию, при которой лишь только за октябрь 2013-го в результате атак курдов и ответных акций турецкой армии погибли с десяток человек.

Успевайте побывать здесь до того, как турецкий Курдистан превратится в Анталию. Шучу! Никогда здесь не будет Анталии и никогда не прекратится вооруженное противостояние курдов с турецкой армией. Перед поездкой в эти края рекомендую заглядывать в новости и если все относительно спокойно - не теряйте времени и приезжайте!

Курортная зона в Турции — это не самое удачное место для оценки турецких мужчин в целом. Курортная жизнь страны сформировала свои правила игры, чем очень исказила восприятие турецкой культуры, и, в первую очередь, самих турок. Настоящий турок, который с молоком матери впитал турецкое воспитание, существенно отличается от курортного мачо.

Мальчика в семье часто воспитывает мать. В Турции даже есть поговорка: «Мальчики ближе к матери, а девочки к отцу». Поэтому часто отцы очень радуются рождению дочерей. Именно тогда закладывается менталитет и зоны ответственности мальчиков и девочек. Религиозный аспект, несмотря на светскость страны, немало привнес в существующую систему воспитания. Чаще всего мальчики, так же как и девочки, до брака не имеют сексуального опыта. Это требования Корана, которые достаточно строго соблюдаются в Восточных районах и менее строго на Западе Турции. Именно по этой причине мальчиков (да и девочек тоже) стараются рано женить или выдать замуж. Но в последние годы ситуация стала медленно меняться. Молодые мужчины стали приобретать сексуальный опыт до брака, потому что появилась такая возможность, а турецкое общество «закрывает глаза» на данный факт. И в связи с этим, брачный возраст мужчин в больших городах Турции существенно вырос. В крупных городах скопилось немало холостяков за 30. Но этому существует и другое объяснение – материально заинтересованные турчанки очень требовательны к женихам, и поэтому в большом городе, куда стекается народ из провинции, неудачники в бизнесе оказываются в рядах невостребованных женихов.

На сегодняшний день в Турции сосуществуют старая и новая традиции создания семьи. Причем, старая традиция очень медленно уступает новой, или, скорее, возникает некий ее обновленный, осовремененный вариант.

Старая традиция всем известна и из нашей собственной истории (лет эдак 100 назад), а также муссируется в нашей прессе под видом «страшилок» о Востоке. Суть ее в том, что родители или родня создают пары молодых практически без ведома жениха и невесты. Но такая жесткая традиция на настоящий момент сохранилась только в отдаленных уголках Турции или… родители молодого парня могут прибегнуть к данной уловке (хотя ранее этого не думали делать), если не хотят брака сына с иностранкой. Ему тут же подыскивается невеста из «проверенной и уважаемой семьи». Другой вариант женитьбы выглядит столь же по-восточному. К нему нередко прибегают немолодые турки со средним достатком, засидевшиеся в женихах. Они практически «покупают» себе молоденькую жену в бедной провинции близкой к границе с Грузией, Ираном или Сирией.

Конечно, влияние европейской культуры дает о себе знать и в консервативной Турции. В современных городских семьях сейчас не так много детей, и это отражается на отношении родителей к ним. Детей балуют и дают свободу выбора – молодые люди сами выбирают себе пару, но традиционное воспитание всплывает и тут. Молодые турки, выбирая себе мужа или жену, делают это с культурной «самоцензурой». Девушки выбирают молодых людей побогаче, а юноши – добродетельных и нравственных девушек. Многие турки до сих пор вполне серьезно хотят в жены девственницу. Это как раз подтверждает преемственность традиций – как турок видит и оценивает семью и мать своих детей. Еще хочу отметить – чем моложе турок, тем более он считается с общественным мнением (или, вернее, находится под его давлением). Но это вполне логично, молодые турки часто более зависимы в материальном плане. Так же, при выборе жены, любви и чувствам отводят далеко не первое место.

Здесь стоит обратить внимание на менталитет турка-мужчины в вопросе отношений к женщинам вообще. Для турка очень важен вопрос незапятнанности женской чести, потому что жена – это женщина, которой он будет обладать всю жизнь (все-таки разводов в Турции не так много). Именно аспект обладания и владения определяет его отношение к любой женщине и лежит в основе сексуальных отношений. Нравственность, приверженность традициям и полное доверие являются для него основополагающими моментами в выборе жены. Ему невыносима мысль о том, что его женой и матерью его детей кто-то обладал до него.

Кстати, турчанки тоже почти всегда воспринимают своих мужей как собственность, но под другим углом: для них обладание мужем – это, скорее, факт законного обладания тем, что приносит ей статус замужней женщины (это социальная защищенность, материальная обеспеченность и психологическое спокойствие).

Насчет чувств. Да, турки очень темпераментны, и романтичны, и мягки, они добрые и, скорее, бесхитростные по натуре. Темперамент, высокая потенция и романтичность очень своеобразно вписываются в культурные традиционные отношения. Но турки нашли компромисс для «слива» своих романтических стремлений – адюльтер прочно вошел в жизнь турок-мужчин, хотя еще несколько десятилетий назад подобное было трудно представить в Турции. Турецкое общество, по большому счету, старается закрывать глаза на данное положение вещей, турчанки тоже предпочитают мириться с данным фактом, а не идти на развод. Бывает так, что муж просто уезжает из семьи, не доводя дело до развода, и живет жизнью холостяка много лет, не забывая, конечно же, полностью обеспечивать жену и детей.

Любовницу турок заводит не только для любовных утех. Жена и дети – это зона долга и обязанностей. Любовница – отдушина для страстных чувств и романтики. К тому же, сегодня этому способствует современные технические достижения – турки активно (даже на мой взгляд, чересчур активно) бродят по просторам интернета в поисках любовных приключений.

Ритуал ухаживания, который завораживает наших соотечественниц, на мой взгляд, имеет вполне объяснимые истоки. Открытое выражение чувств всегда было составной частью восточной и южной культуры (вспомним рубаи арабских поэтов, серенады итальянцев и испанцев). Романтическая натура облачает ухаживания в яркие и красивые формы. Относительная «холодность» местных девушек и их недоступность («холодность» не в прямом смысле, не будем забывать, что тут девочкам принято держать себя в рамках и ценить себя), заставляет молодых людей испокон веков оттачивать данный навык обольщения до совершенства.

Раньше мне казалась невероятной такая игра в искренние чувства. И я пришла к выводу, что когда турок ухаживает за девушкой, которая ему нравится, во все моменты близких отношений он вкладывает весь свой арсенал романтики и все свои чувства, и ему на самом деле кажется, что он влюблен, и поэтому столь искренен в своих проявлениях.

Не так давно я нашла очень интересную историю о жизни одного человека. Вот выдержка:
«… Али Сулейман Хан, духовный лидер 20 миллионов мусульман-шиитов исмаилитской секты. В 1929 году восемнадцатилетним юношей он появляется в Лондоне. Здесь по наставлению отца он получает юридическое образование…»

Любопытная часть истории его жизни – это отношения с женщинами: «…Его увлечения – женщины, автомобильные гонки и охотничьи экспедиции… …»когда я люблю женщину, я думаю лишь о том, как доставить ей удовольствие». Его увлечения столь же многочисленны, как и успешны…»

И вот тут стоить обратить внимание на то, как он строил свои отношения с женщинами:
«…Он постоянно в поисках очередной жертвы и, отметив её, как тигр, изящно и настойчиво добивается покорности и признания. Выбранную жрицу, Али Хан окружает непрерывным вниманием и заботой. Прекраснейшие цветы и бесценные безделушки сопровождают каждый её шаг, исполняются любые желания и капризы…»

И вот именно тут «зарыта собака». Вот что написала его современница: «…когда он говорил женщине, что любит её, он был совершенно искренен. Он и в самом деле любил её…в тот момент. Проблема вся заключалась в том, что этот момент слишком быстро проходил». Возникала другая жрица любви, и всё повторялось сначала. Все до единого, его романы были пылкими и на удивление изощрёнными…

Турки и иностранки

Прежде чем начать рассказ об отношении турок к иностранкам, надо непременно упомянуть о курдах в Турции. Это очень важное отступление. Особенно немаловажно оно в свете турецко-иностранных отношений.

В Турции живет немало народов, но самая многочисленная и, вдобавок, заметно отличающаяся по культуре и традициям нация – это курды, которые в основной массе живут в восточных областях. Внешне чаще всего они темнее турок и имеют черты лица, более схожие с арабским типом. Существует также сильная языковая разница. Наверно, вы наслышаны о турецко-курдской проблеме, но в данном случае речь пойдет не об этом.

Курдская культура и традиции в очень значительной степени оказались под влиянием религии и собственной самобытности. Курдская нация в большой степени «помешана» на своей идентичности, и часто строже придерживается религиозных канонов. Поэтому более болезненно воспринимает все новшества современного времени, что делает ее намного консервативнее турок. Это очень важная национальная и культурная особенность, о которой всегда стоить помнить и которую необходимо иметь в виду. Далее я поясню, о чем речь.

С началом развития активного иностранного туризма в Турции в конце прошлого века началась также «эпоха» турецко-иностранных отношений. В последнее десятилетие к данному виду отношений подключились и онлайн-знакомства.

В страну с ярким солнцем, голубым небом и теплым морем хлынул поток отдыхающих. В последние годы на турецкой Ривьере стало также модно и удобно покупать жилье, поэтому к туристам еще добавились и владельцы недвижимости. После тяжелого трудового года, серого неба, и холодного климата турецкий берег кажется европейцам невероятной сказкой. Турки прекрасные строители, и поэтому, когда иностранцы приезжают на курорты, они чувствуют себя в стильной, современной и комфортабельной стране. В туристической зоне от турецкой самобытности остаются лишь смуглый цвет кожи работников туризма, турецкая речь, ну и штампы турецкой культуры, которые с неизменных успехом пропагандируют сами же турки – чай, сладости, хлопок, специи, древние памятники с кучей полуправдоподобных и совсем неправдопобных мифов и легенд.

Галантные, улыбающиеся смуглые красавцы (а часто и вовсе не красавцы), вкупе с синим морем и романтическим побережьем, кажутся молодым (и не очень) иностранкам некими экзотическими и, практически, равными сынам османских султанов, горячими молодыми людьми.

И тут проявляется самая главная ошибка всех туристов (наши соотечественники грешат этим в большей мере). Турист приезжает в страну абсолютно неподготовленный к отношениям с людьми другой культуры. Для парней и мужчин турок почему-то чаще ассоциируется с неким башибузуком или «грязным» кавказцем «слезшим с гор», а для дам – с Казановой, которого многие непременно стремятся обуздать. О том, как ведут себя мужчины, упоминать не будем, а вот дамы и девушки быстро теряют головы, часто – мозги, и нередко – рамки приличий. Особенно грустны и опасны рассуждения в духе «я на отдыхе, поэтому надо отдохнуть на полную катушку», что чаще подразумевает под собой секс-авантюры и непременное «завоевание» как можно большого количества местного мужского населения. Подобное «расслабление» женский контингент дома явно постесняется себе позволить. Если выразить все одной фразой – иностранцы едут в Турцию со своим «уставом», даже не задумываясь, что люди в другой стране, скорее всего, имеют самобытную культуру, менталитет и традиции. Но стоит, к огорчению, заметить, что и турки страдают той же бедой – оценивают иностранок строго в рамках своих культурных традиций и навязанных своей же культурой штампов.

Если свести все к реалиям – а именно то, что для турка культурная составляющая остается чаще всего неизменной (это, то о чем я писала выше), то результат того, что происходит, на самом деле, неутешителен.

Курортная зона страны в летний период – это чаще всего некий «казан» (котел), в котором перемешиваются местные турки, приезжие турки и, конечно же, сами туристы. Основная масса приезжих турок — это обсуживающий персонал отелей, заработок которых очень мал для среднестатистического турка. Поэтому на данных видах работ чаще всего подвизаются студенты на каникулах, деревенские жители и курды, которые приезжают в сезон в поисках заработка. Сельский житель, курд, вырвавшийся из-под традиционных ограничений, или молодой студент – это чаще всего, сексуально оголодавший туземец с зашкалившим тестостероном, да еще умеющим вкладывать романтичную жилку в отношения с противоположным полом. Вот это и есть основная армия кавалеров-турок курортной зоны. Но… не стоит обольщаться. 99% турок, добившись своего – секса, влюбленностей девушки, материальных поощрений европейских дам, вряд ли, променяют традиционный семейный уклад на брак с иностранкой. Основные причины – это враждебность социума, существенные культурные различия и, нередко, религиозная подоплека. Еще один важный нюанс для негативных итогов курортных отношений – это то, что иностранке часто очень сложно отличить курда от турка. Более консервативные курды намного более категоричны в степени оценки иностранок, и курдскому обществу еще тяжелее принять иностранку в свои ряды.

Так же турецкие СМИ очень активно муссируют образ иностранки (чаще славянки), как женщины легкого поведения. К сожалению, объективная реальность только подтверждает это – в Турции среди проституток большое число составляют славянки, и на курортах среди фривольных отдыхающих девиц, меняющих ухажеров как перчатки и изменяющих мужьям – очень большое количество русских и украинок. Турки, конечно же, видят все это и делают соответствующие выводы. И это уже не только курортная зона, а общее положение вещей в стране.

Поэтому я могу сказать вполне определенно: к сожалению, именно доступность в сексе часто привлекает турок в иностранках. Плюс еще некий флёр экзотики – светлая девушка со славянскими (европейскими) чертами. Турки распространяют между собой почти как легенды то, что проделывает в постели искушенная в сексе иностранка, и мечтают в жизни хоть разок затащить русскую женщину в постель. В данном случае удивляться нечему. Если для турка турчанка недоступна для свободных отношений, и его единственная в жизни женщина в постели – его же жена, то изощренность иноземок в сексе, конечно же, производит на турка неизгладимое впечатление. Поэтому турки кидают весь свой арсенал на то, чтобы добиться своего, не брезгуя нехитрой лестью и кучей стандартных романтических фраз. И посему «классические» фразы турка о том, что «русские/украинки/или кто-то там еще очень красивые/сексуальные/ухоженные/добрые/самые-самые лучшие в том-то и том-то», а «турчанки некрасивые/глупые/неухоженные/истерички/самые-самые плохие в том-то» – это самый расхожий словарный запас для охмурения дам и девушек. Это довольно простой, но достаточно действенный способ ухаживаний испокон веков – говорить только то, что хотят от тебя услышать. Поэтому турки отменно умеют им пользоваться – и в курортной среде и на просторах интернета.

Насчет того, какая разница между иностранками для турка. Разница есть, но она чаще всего изобилует стандартными штампами. Например – европейки (чаще немки) богаты и их можно использовать, как плацдарм для того, чтобы переехать в Европу, а славянки – непритязательные бессребреницы, согласны на все – их проще «раскрутить» на секс и поездку на ее же деньги, потому что мужья (бойфренды) плохи в сексе и алкоголики. И всех иностранок (европеек и славянок) считают голодными на секс.

Но не все настолько мрачно. То о чем я написала, это, конечно же, довольно обобщенная ситуация. Есть не так уж мало браков турок с иностранками, но, оценивая их и делая выводы, скорее можно обратить внимание на то, что они строились не на межнациональных отношениях, а на межличностных. Чаще всего, довольно успешные браки между турками и иностранкой возникают на базе долгих личных взаимоотношений. Это те, кто познакомился на работе, на учебе или в другой среде, которая позволила выстроить нормальное личное общение. Личные повседневные контакты (не на расстоянии), дают возможность хорошо узнать и понять друг друга, а также научиться подстраиваться друг под друга и в рамках двух культур. Виртуальные же отношения нередко приходят к краху даже со своими соотечественниками.


P.S. Рассказать о Вашем личном опыте общения с турецкими мужчинами, а также о многом другом, что связано с Турцией, Вы можете в специально созданном разделе Ваши истории !

Похожие публикации