Непослушный ребенок: как добиться послушания без крика, ремня и успокоительных. Как воспитать послушание у ребенка

Так или примерно так называется изрядное количество брошюр и статей, популярных у православных родителей. Еще бы. Помню, как, ожидая появления первенца на свет, я с ужасом наблюдала типичные сценки в супермаркетах с детскими воплями «Купи!!», дрыганием ногами на полу и затравленно орущей на кассе мамой. «Как предотвратить?» — я готовилась к худшему, собирая советы по обузданию детского своеволия в печатных изданиях и у собственных знакомых. Так что к моменту выхода из роддома я в теории была уже вполне профессиональным… дрессировщиком. Ну а как еще можно назвать маму, которая намерена вырастить из ребенка не какую-нибудь дворняжку-разгильдяйку, а самую благовоспитанную паиньку в своем приходе?

Конечно, оптимизм времен начала дрессировки сопровождался временами приступами уныния, поскольку то и дело приходилось видеть печальные плоды, созревшие в детской у моих единоверцев. Вот дочь священника выходит замуж «в положении», а у знакомой прихожанки сын-наркоман, а у еще одной — благочестивые подростки, но готовенькие невротики, худые, сутулые, в глаза не смотрят, болеют еженедельно…

А у своей трехлетней дочери я вдруг обнаружила характерное покашливание, с которым она подходила, смотрела на меня, подергивала как-то по-особому плечами и уходила. Только позже, когда это покашливание начало откровенно меня раздражать, я установила причину: ребенок так привык получать по разным поводам «смиряющее нет» , что, подходя с просьбой, был уже заранее невротизирован возможным отказом. Типичный пример патологической привычки — детской реакции на недостаток внимания или такую вот хроническую фрустрацию*. Отличное выходит «православное воспитание»: думаем, что прививаем ребенку умеренность и начала воздержания, а на выходе получаем стойкую привычку не просить. И не верить в получение просимого. То есть вообще не верить. Растим булгаковскую Маргариту?

Ну, снова эта ваша «фрустрация», снова психология, что за мода — поверять ею духовное воспитание, — заметит, быть может, читатель? Ответить на это лучше в отдельном разговоре, пока же скажу, что совсем недавно и я недалека была от подобных мыслей. Но при таком подходе и к педиатру ребенка вести незачем: чем-де он отличается от нашего взрослого терапевта? Мы, верующие родители, часто не учитываем именно этого возрастного различия, естественной душевной незрелости ребенка, о которой весьма осведомлены психологи. Не понимая и не желая изучать особенности детской психики, мы приписываем ребенку абсолютную разумность и способность к саморегуляции, свободному волеизъявлению. А следовательно, мы приписываем ему и наши взрослые, сознательные грехи, которые и бросаемся с энтузиазмом попалять.

Типичный пример: ребенок двух с половиной лет носится по храму и с каким-то уже звериным остервенением визжит, а бабульки поочередно отлавливают «хулигана» и строгим голосом выговаривают нечто ему, а затем и маме — про «беснование», «покропить водичкой» и разбалованность. Мама в отчаянии: какое растет неблагочестивое чудовище, какое оскорбление Господу нанесено. Дома дитя водворяется в угол, из коего вскоре и вываливается в бурной истерике и… засыпает.

Ну не умеет детский организм реагировать на усталость и голод иначе как перевозбуждением, агрессией, неуправляемостью! Тем более бессмысленны для него любые нотации: понимать связь слов в предложении ему еще сложно, смысловая связь нескольких предложений — вообще недоступна, а когда еще тетя незнакомая говорит, или знакомая, но сердитая…. Представьте, что кто-то вас ругает через звуконепроницаемое стекло. Вы видите мимику, а слов не слышите. Вы смотрите, смотрите на это дело — а серьезность сохранить сможете? «Ах, ты еще улыбаешься?! Ты издеваешься надо мной?» — негодуем мы на улыбку и даже смех трехлетки, видя в нем сознательное желание нас поддеть, непочтение к старшим и прочие ужасы. А это просто растерянность при виде мимического спектакля мамы, которая на «тарабарском языке» призывает к благоговению.

Незнание этих нехитрых возрастных особенностей восприятия заставляет нас в отчаянии и безысходности называть непослушным и своевольным ребенка, когда он «не хочет» одеваться, сидеть тихо и прочие наши «элементарные» распоряжения выполнять. И не всегда хватает любви и терпения, чтобы заметить: у него просто не получается или он нас не до конца понял, но еще не умеет грамотно озвучить проблему. А к тому времени, когда понимать и озвучивать он научится, мы уже так крепко «вобьем» его в роль неслуха своими бесконечными попреками да жалобами, что попробуй из нее выйди.

А еще нас, православных мам, часто подводит неточное представление о цели наших воспитательных усилий. Кажется, что воспитать ребенка послушным — это и значит вырастить христианина, который всю жизнь будет верен нашему, родительскому, «правильному» мировоззрению и, следовательно, Богу. И мы начинаем «вырабатывать привычку к послушанию».

— Хочу пватье! - плачет малышка лет трех, когда мама, подавляя сопротивление, запихивает ее в юбку:

— Я тебе сказала, юбку!

— Почемуууу?!

Ну почему, действительно, в чем разница по существу между юбкой и платьем? «Она должна уважать решение матери!» «Я же не буду потакать непослушанию!» Потакать, действительно, не надо. Если ребенок орет, то исполнять его просьбу — значит закреплять такой способ достижения цели. Но при внимательном подходе мы заметим, что детскому крику всегда (если только мы не закрепили у чада истерическую реакцию намертво) предшествуют уговоры. Соглашаясь с ребенком на этой стадии, мы не только не потакаем своеволию — мы учим ребенка важнейшим вещам: осознавать и аргументировать свою позицию, убеждать. Для «тренировки» смирения и послушания вполне достаточно объективных «нельзя»: нельзя брать спички, грубить взрослым, есть конфеты до обеда, саботировать сон…

А «нельзя, потому что потому» — это как раз способ убить авторитет взрослых и вообще веру в их здравый смысл, ибо ребенок очень быстро научится видеть в подобной дрессировке лишь дуболомство и нелюбовь и реагировать либо неосознанной агрессией, либо «букетом» патологических привычек.

Готовясь «ударить по рукам», пусть словесно, нам стоит вспомнить, а сколько еще в течение дня будет объективных, неоспоримых «нельзя» и «надо»? Может быть сейчас — все-таки «можно»? Можно ему ощутить вкус свободно принятого решения? Честно скажу, я не до конца освоила исполнение того, о чем пишу, без срывов не обходится, ведь «нельзя» и «уйди» весьма и весьма удобны... Но покашливать мы перестали. А «харизма парламентария» у ребенка четырех лет действует даже на папу.

Если же мы слишком увлекаемся, взращивая в детях «отсечение воли» полностью и в любой ситуации, мы должны быть готовы к тому, что этой послушной игрушкой в будущем захотят поиграть другие. Мысль о том, что навык послушания родителям учит послушанию Богу, в наши дни реализуется не всегда. Слишком много новых авторитетов замаячит в переходном возрасте перед подростком, у которого родители успели отбить навык критического осмысления и свободного выбора. До Бога ли будет? Всегда ли?

Да и вообще хорошо бы выйти из круга технологических выкладок о том, «как сделать его человеком». Он уже человек, а наша задача, в идеале, показать ребенку, что он — свободный человек. Это не моя «ересь». Замечательный философ и педагог протоиерей Василий Зеньковский писал о том, что задача воспитания — научить ребенка распоряжаться даром свободы, помочь ему освободиться от греха, но не столько через отсечение ненужного и формирование нужного, сколько через «духовное пробуждение». Готовы ли мы увидеть в своем чаде личность, достойную «дара свободы», или нам подавай дрессированную таксу, способную лишь «служить» и вызывать умиление окружающих?

* Фрустрация (от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов) — 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи. Исторически проблема фрустрации связана с работами З. Фрейда и его последователей, усматривавших однозначную связь между фрустрацией и агрессией. В рамках бихевиористских теорий фрустрация определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время многие авторы используют понятие фрустрации и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают фрустрацию как частную форму психологического стресса. Правомерно также рассматривать фрустрацию в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных.

Послушание является необходимой составляющей развития ребенка. Именно таким образом родители воспитывают своего ребенка. Через послушание ребенок научится контролировать себя и выработает правильные черты характера, которые пригодятся ему в будущем.

Однако нельзя заставить ребенка слушаться насильно. Родители, просто отдающие приказания своим детям, не добьются ничего, кроме негодования, перетекающего в сопротивление. На самом деле, некоторые исследователи установили, что неправильные методы воспитания могут привести к постоянному сопротивлению со стороны детей. Несмотря на то, что вам позволено наказывать детей за непослушание, эту практику нельзя применять длительное время. Когда ребенок достигнет подросткового возраста и станет более самостоятельным, наказание сможет лишь разрушить и так нестабильные отношения между родителями и детьми.

Следовательно, нашей целью является не принуждение детей к послушанию, а их добровольное желание слушаться. Добровольное послушание может быть достигнуто, только когда требования родителей основываются на семи нижеперечисленных принципах.

1. Забота о ребенке.

Ребенок очень быстро понимает, направлены ли требования его родителей на его же благополучие или лишь на удовлетворение собственных прихотей. Если основным мотивом родителей является облегчение собственной жизни, тогда и ребенок будет ставить на первое место свои собственные интересы. Если вы хотите преуспеть в воспитании ребенка, тогда ваши требования должны быть во благо вашему ребенку. Когда ребенок чувствует, что вы требуете от него чего-то, что принесет пользу ему же, он будет слушаться вас с большей охотой. Он будет знать, что это делается для его же блага. Он будет понимать, что все требования к нему, какими бы неприятными они ни были, в конечном итоге послужат для его же благополучия.

2. Искреннее уважение к ребенку.

Родители должны уважать своих детей. Это понятие не столь уж широко практикуется в современном обществе. В западных культурах основной ценностью является имущество. И многие родители воспринимают своих детей как часть своего имущества. Мы должны помнить, что наши дети - не предметы, а живые люди. И как люди они заслуживают уважения. Мы должны уважать своих детей так же, как бы нам хотелось, чтобы окружающие уважали нас.

3. Терпение.

Зачастую, наши дети совершают поступки, которые раздражают нас. Обычно это происходит не намеренно с их стороны, а лишь в результате их незрелости. Однако если мы будем демонстрировать своим детям, что они нам надоедают своими действиями, они могут прийти в негодование. Это негодование может привести к тому, что дети начнут восставать против наших требований. Одной из целей родителей является контроль за своими отрицательными эмоциями.

4. Говорите мягко.

Ничто не способствует послушанию детей так, как мягкий голос. Спокойная манера разговора помогает нам избежать отрицательных эмоций, а в особенности гнева. Мягкий голос успокаивает и скорее приводит к послушанию. Он создает спокойную атмосферу и вселяет в детей уверенность.

Когда мы говорим мягким голосом, это придает сил. Мы показываем своим детям, что полностью контролируем ситуацию и не поддаемся эмоциям. Если единственным инструментом контроля над ситуацией является ваш голос, этого уже будет достаточно, чтобы добиться послушания со стороны ребенка. Вы заметите, что все будет проходить гладко.

5. Предъявляйте умеренные требования.

Ни одному человеку не нравится, когда ему предъявляют требования. Дети не являются исключением. Тем не менее, мы постоянно от них чего-то требуем. Будучи родителями, мы понимаем, что должны предпринимать необходимые меры для исправления проступков наших детей. Когда требования становятся чрезмерными или деспотическими, родители начинают выступать скорее в роли диктаторов, нежели воспитателей.

Если вы возлагаете на ребенка слишком много обязательств, ваш ребенок может начать сопротивляться вашей власти. Одним из наиболее важных шагов для того, чтобы научить ребенка слушать вас, является сокращение количества требований, предъявляемых к нему. Для этого вы должны будете проявлять спокойствие и уметь закрывать глаза на многие детские поступки. Требования должны быть тщательно продуманы. Основное правило в этой ситуации: если определенное поведение вашего ребенка присуще лишь его возрасту и не является опасным, тогда вам не следует ставить перед собой непременную цель его исправить.

6. Следуйте правилам.

Даже если вы будете исправно следовать перечисленным выше советам, вам все равно придется предъявлять ребенку определенные требования. Когда будете это делать, будьте тверды и добивайтесь послушания ребенка. Если вы даете ребенку указания, необходимо настоять на том, чтобы он их выполнил. Зачастую оказывается намного проще или удобнее закрыть глаза на непослушание. Подобные действия лишь подорвут ваш родительский авторитет в глазах ребенка.

К своему ребенку вы должны предъявлять умеренные и хорошо продуманные требования. Однако, когда вы их предъявляете, ваш ребенок должен их выполнять. Если вы хотите, чтобы ваши дети воспринимали ваши слова всерьез, вы должны продемонстрировать им, что настроены решительно.

7. Смело используйте слово "да", и не злоупотребляйте словом "нет".

Мы должны стараться выполнять любые разумные просьбы наших детей. Они должны чувствовать, что мы даем им все возможное и в достаточных количествах. Вы должны взять за правило давать своему ребенку все, что он попросит, если, конечно, его просьба обоснованна.

Помимо этого, мы должны умеренно употреблять слово "нет". Старайтесь избегать отказов. Например, если вашему ребенку хочется получить десерт до ужина, а вы хотите, чтобы он сначала покушал, вместо того, чтобы сказать "нет" или "не сейчас", скажите "хорошо, после ужина". Эта небольшая перемена слов с "нет" на "да" изменит восприятие вашего ребенка. Он будет чувствовать, что вместо отказа на большинство своих просьб он получает согласие.

Заключение

Для ребенка естественно желание слушаться своих родителей. Послушание также необходимо для его полноценного роста и развития. Последовав этим семи советам, вам будет легче научить своего ребенка слушаться. Если вы хотите проверить, насколько хорошо вы справляетесь с родительскими обязанностями, проведите тест о воспитании. Если вам требуется больше информации о том, как научить ребенка послушанию, проведите небольшое исследование на тему поведения детей.

  • А вам точно нужен послушный ребенок?
  • Правило первое: делай, как я!
  • Правило второе: будьте последовательны
  • Правило третье: продвигайтесь шаг за шагом
  • Правило четвертое: «спокойствие, только спокойствие»

Кто из вас не мечтал о послушном ребенке, который с готовностью выполняет все ваши просьбы, помнит о режиме дня, ест все (ну, или почти все) и с готовностью откладывает в сторону планшет с игрушкой и выключает телевизор с мультфильмами? Все, все мечтали! На деле мы часто оказываемся один на один с вопящим созданием, в котором с трудом можно опознать маленького человека, визжащим и бурно протестующим против любых разумных предложений.

Отмотаем пленку чуть-чуть назад и подумаем, что необходимо предпринять, чтобы не дойти до жизни такой!

А вам точно нужен послушный ребенок?

Идеально послушный ребенок на деле имеет довольно неприглядную оборотную сторону. Бессловесны и безропотны обычно жертвы физического и психологического насилия, дети, растущие в нездоровой травмирующей обстановке. Иногда родителям кажется, что ничего подобного в их семье не происходит (да мы его в жизни пальцем не тронули!..), однако малыш - жертва искусной манипуляции, запугивания и психологического шантажа, которые мама и папа принимают за нормальный воспитательный процесс.

Чем это чревато? Прежде всего, тем, что ребенок не умеет отстаивать - да что отстаивать! - даже сформулировать собственные интересы, полностью делегируя свои права маме.

По подсказке мамы такой малыш «выбирает» друзей, игры, в которые будет с ними играть, хобби, направления обучения… вуз и невесту/жениха. Собственной жизни у такого ребенка нет и не предвидится.

Может ли быть что-то хуже? Может! Ребенок с атрофированной волей, попав в дурную компанию, по привычке следует указаниям внешнего авторитета: алкоголь, наркотики, криминальные деяния… от чего еще он не сможет отказаться?

Неужели не бывает просто хороших семей, где дети просто с радостью выполняют просьбы родителей? Конечно, бывают! Это семьи, где мамы и папы просто следуют четырем несложным правилам.

Правило первое: делай, как я!

Вы никогда не добьетесь чистоты в детской, если неряшливы сами. Если вы не готовы оторваться от любимого сериала по просьбе ребенка - не ждите, что он пренебрежет новым мультфильмом. Если он не видит вас с книгой ежедневно - он не станет заядлым читателем, какими бы новинками детской литературы вы его не соблазняли. Если вы ведете беспорядочный образ жизни, засиживаетесь за компьютером за полночь, можете в выходные проваляться в постели до обеда… Словом, продолжать можно до бесконечности. Говорить ребенку вы можете что угодно, а воспитываем мы его все равно своими поступками.

Допустим, вы довольно неряшливы, но мечтаете вырастить аккуратиста. Что делать? Либо начните с самовоспитания, либо смиритесь, что ребенок будет жить в окружении творческого беспорядка.

Правило второе: будьте последовательны

Чем младше ребенок, тем труднее он примиряется с нововведениями. Ему трудно понять, почему вчера можно было засидеться с вами до 11 вечера, а сегодня нужно ложиться спать в восемь. Почему вчера играли перед сном, а сегодня нет. Почему сегодня можно конфету перед котлетой, но «только сегодня, только один раз»… Понимаем, вам самим может быть скучно жить в таком предсказуемом мире, но ребенок в этой жизни - это путешественник-новичок в джунглях Амазонки! Слишком много нового, слишком ярко, громко, внезапно, порой - опасно… Ему нужно безопасное место для отдыха и усвоения полученной информации. Вы - это место!

Помните, стабильность - признак педагогического мастерства!

Правило третье: продвигайтесь шаг за шагом

Наверное, самая частая ошибка, которую допускает большинство родителей: слишком много указаний! Ребенку трудно запомнить цепочку последовательных действий от «сними шапку» до «садись обедать». Не удивляйтесь, что он не помыл руки, не снял ботинки или не переодел теплые штаны.

Если хотите, чтобы ребенок вас слушал, убедитесь, что он вас услышал. Присядьте до его уровня, посмотрите в глаза. Сформулируйте просьбу коротко, используя простые слова.

Как вам ни хотелось обратиться к ребенку в изысканной манере «дорогое дитя, не будешь ли ты столь любезно…», помните - это не самый короткий путь к результату! Убедитесь, что ребенок вас понял - попросите пересказать просьбу. «Что мы сначала снимаем? Правильно, шапочку, а потом курточку!» Обязательно похвалите и поблагодарите его за то, что он выполнил вашу просьбу!

Правило четвертое: «спокойствие, только спокойствие»

Все сразу не получится, разумеется, иногда вы будете натурально впадать в отчаяние из-за непослушания и капризов ребенка. Чем чаще и эмоциональнее вы будете это демонстрировать, тем меньше у вас шансов достичь взаимопонимания!

Дети не слышат крики! То есть, крики они, разумеется, слышат, но вот смысл воспринимают гораздо хуже, чем когда вы произносите просьбу обычным тоном. Помните - крик это крайняя мера, это ваша аварийная катапульта. Кричать можно только «Стой!!!», если ребенок предпринимает что-то опасное для жизни.

Вопль «снимай куртку немедленно!» - контрпродуктивен. До пяти лет ребенок его просто не поймет, а после пяти - привыкнет и научится игнорировать.

Лидеры не кричат - лидеры всегда говорят уверенно, но не повышая голоса. В такой ситуации мы непроизвольно пытаемся понизить градус шума, умолкнуть, чтобы расслышать собеседника. Рядом со спокойным лидером команда тоже успокаивается, действует точно и собранно даже в критических ситуациях. Так вот - с детьми это тоже работает! Вы - лидер вашей семейной команды! Не голосите как раненый слон!

Спокойствие, терпение, внимание и уважение к интересам детей - вот путь к педагогическому успеху!

Воспитание послушания детей .

Всегда считалось одной из основных задач педагогики приучить детей к дисциплине. Первой очень важной ступенькой дисциплинированных является послушание, т.к. без умения слушаться невозможна никакая

Дисциплина. Послушание надо начинать воспитывать с того времени, как ребёнок начнёт понимать требования окружающих. Однако есть родители, которые считают, что человека красят самостоятельность и инициатива, а не слепая готовность подчиняться чужой воле. Самостоятельность и инициатива необходимы, но они тогда хороши, когда направлены на достижение разумных целей не только с точки зрения ребёнка, но и окружающих людей, инициатива должна регулироваться нормами общественной морали. Нормы успешно усваиваются тогда, когда ребёнок умеет прислушиваться к мнению взрослых и выполнять их требования. Послушание не противоречит и воспитанию воли. Сила воли и заключается в том чтобы уметь подчинить свои желания определённым требованиям. Ребёнок ещё не понимает многие моральные принципы, поэтому если в своём поведении он не находит опоры в твёрдой воли старших, он вырастает своевольным человеком.

Послушанию ребёнка легче научить доступным его возрасту хорошим делом, внушить ему что хорошо, а что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения. Однако слепое послушание нас удовлетворить не может. Ребёнок должен признавать справедливость предъявляемых ему требований и с желанием выполнять их.

Спокойствия и терпения от родителей требует воспитание послушания у детей. Большой вред могут принести возбуждение, нервное и нетерпеливое поведение. Нельзя постоянно порицать, упрекать ребёнка. Не всякая шалость приводит к тому, что ребёнок становится плохим. Не теряйте самообладания, когда ребёнок совершает проступок, проявите строгость.

Нужно всегда считаться с индивидуальными особенностями ребёнка, его интересами, запросами, желаниями, с уважением относится к его деятельности и результатам, внимательно выслушивать его вопросы, серьёзно и умело отвечать на них, доверять ему, проявлять такт. Любовь и уважение надо умело сочетать с неукоснительной требовательностью к нему. Но некоторые наши требования могут показаться ребёнку противоречивыми. В самом деле вы всячески поощряете любознательность и в то же время начинаете с ней бороться, когда она оказывается «чрезмерной». Вы прививаете ему интерес к игрушкам, предметам, действиям с ними и в то же время требуете, чтобы уступал игрушки сверстникам, не смел отнимать привлекший его внимание предмет у другого ребёнка. Вы поддерживаете его самостоятельность и в то же время вынуждены в очень многих случаях её ограничивать. Это ребёнку понять сложно. Почему одно можно, а другое нельзя? Дети очень ловки, подвижны и умелы – они легко могут взобраться на стол, стул чтобы добраться до предмета, который их заинтересовал. Попробуйте найти в себе силы посчитаться со свойственной им живостью в поведении, и направьте свои силы на то, чтобы предупредить запреты. Уберите с глаз долой всё то, что он не должен трогать. Постарайтесь не создавать «опасных прецедентов».

Опыт показывает, что дети подчиняются тогда, если они не возбуждены, или у них хорошее настроение. Отрицательную реакцию детей нередко вызывают непосильные требования взрослых. И чтобы этого избежать надо требовать от ребёнка то, что он может наверняка сделать: содержать в чистоте и порядке игрушки, книжки, аккуратно складывать свои вещи и т.д.

Успех воспитания послушания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. И если мать предъявляет к ребёнку определённые требования, а отец освобождает от их выполнения и наоборот, ребёнок будет поступать так, как захочет. Вот почему требования должны быть едиными. Без этого невозможно добиться уважения к старшим, веры в их авторитет. Когда есть единство требований, то у ребёнка вырабатывается устойчивая привычка послушания. Нужно не только предъявлять требования, но и разъяснить, для чего они, убедить в необходимости определённого поведения. Нужно объяснить, почему нельзя шуметь, когда кто –то отдыхает, грубо разговаривать со старшими, обижать малышей и пр. Беседы с ребёнком, даже короткие, помогают воспитать у него осознанное отношение к своему поведению.

Ребёнок часто реагирует не на то, что вы потребовали, а на то, как он отказывается выполнять требование, когда оно предъявлено ему тоном приказа или раздражения, повышенным тоном. Поэтому, если хотите, чтобы ребёнок выполнил ваши требования обращайтесь к нему спокойно, ровным, а порой ласковым тоном. При этом тон должен соответствовать обстановке, характеру поступка и учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

Если вы будете следить за выполнением своих требований, то дети привыкнут выполнять их добросовестно. Правильный контроль развивает чувство ответственности за свои поступки. Контроль должен быть деликатным, чтобы ребёнок думал, что ему верят и доверяют. Допустим ребёнок первый раз не послушался вас, не выполнил распоряжение. Следует его повторить ещё раз, но уже более категорично. Если опять не послушался, оставьте его в покое. Через некоторое время, когда он подойдёт к вам со своими делами, обратиться с вопросом, вы спокойно потребуйте выполнения своей просьбы, и пока он это не выполнит, не общайтесь с ним. Это трудно, но надо тренировать себя и перестраивать своё отношение к ребёнку, заставив его считаться с вашим требованием. Со временем он поймёт, что с заданиями, требованиями взрослых надо считаться.

В таких случаях нужна поддержка семьи, если он будет искать защиты у других, то должен встретить отказ твёрдый и определённый. Нужно следить, чтобы не накапливался опыт непослушания, чтобы ребёнок не смотрел на распоряжения взрослых как на нечто необязательное. Не допустимо подменять требовательность упрашиванием: «Ну будь умником; ты же обещал слушаться». Следует избегать распоряжений заранее утверждающих детское непослушание: «Сколько тебе раз говорить! Пока сто раз не скажешь, никогда не послушаешь!» Что-то запрещая надо быть твёрдыми, настойчивыми, не поддаваясь жалости – ребёнок должен научиться подчиняться слову «нельзя».

Вместе с тем нельзя злоупотреблять запретами, т.к. бесконечные запрещения вызывают у ребёнка стремление противодействий им. Ребёнок задаёт вопросы а родители, вместо того, чтобы удовлетворить детскую любознательность, отмахиваются от него: «не надоедай», «не мешай». В результате радость ребёнка сменяется унынием, его энергия – бездеятельностью. Надо чётко определить, что можно детям, а что нельзя. Запрещать нужно то, что действительно заслуживает осуждения, и при этом объяснить причину запрета.

Но иногда искушение сделать что-нибудь запрещенное настолько сильно, что ребёнок не в состоянии ему противиться. В таком случае надо постараться отвлечь малыша, если это не помогает, тогда надо набраться терпения и не реагировать на капризы. Он увидит, что слёзы остаются без внимания, и постепенно успокоится.

Иногда следует отказаться от прямых запретов и разрешить на чём он настаивает: например: надеть в жаркую погоду шерстяной костюм, взять санки на улицу, когда снегу мало, пусть на собственном опыте убедится в неразумности своих желаний. Это позволит выработать у ребёнка доверие к советам старших и самому разобраться, что получится из задуманного, побуждает чувство ответственности за свои поступки.

Послушание ребёнка формируется в деятельности, в процессе упражнений в хороших поступках. Дети по своей природе активны, деятельны. Ребёнок, который скучает, который должен сидеть тихо и быть паинькой, становиться капризным, непослушным, т.к. его энергия ищет выхода в шалостях, шумных затеях, бесполезной возне. Стремление ребёнка к деятельности должно быть направлено по разумному пути. Покажите ему, как из природного материала сделать поделки для игры, в подарок, например; сделать из коры лодочку, и вы будете удивлены, какой у вас послушный ребёнок.

Известно, что ребёнок большую часть времени играет. Игра имеет огромное значение, ребёнок отражает в ней окружающую жизнь. Труд взрослых, формирует элементарное понятие долга, создаются условия для упражнения выдержки, самообладания, умение уступать, считаться с другими.

Дети любят играть, когда взрослые играют с ними. Совместные игры способствуют установлению контакта, взаимопонимания, и помогают родителям добиваться от детей выполнения требований без особого нажима. Родители, которые относятся к игре безучастно, равнодушно, лишают себя возможности сблизиться с ребёнком, узнать его внутренний мир. Однако детей надо учить играть и самостоятельно, чтобы в дальнейшем он сам мог организовать игру, занятие. У ребёнка должны быть постоянно трудовые поручения. Привыкнув ежедневно накрывать на стол, приводить в порядок игрушки, ребёнок будет делать всё без принуждения с охотой. Участвуя в поддержке чистоты, уюта, ребёнок учится заботится о родителях, братьях и сёстрах.

Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей, их отношение к окружающим взрослым и детям. Одобрение, похвала поднимают у них настроение, укрепляют веру в свои силы, развивают чувство собственного достоинства. Но пользоваться поощрением надо умело.

Не достаточно сказать « молодец», « хорошо», нужно оценивать конкретные действия, отмечать что хорошо а что плохо. Для ребёнка будет наградой тёплое слово, улыбка, жест, кивок головы. За хорошее поведение можно пойти в парк, кино и т.п. Ни в коем случае за послушание нельзя делать подарки, ребёнок будет поступать хорошо из-за корыстных побуждений. Подарки лучше всего преподносить к празднику или в день его рождения. Поощрениями не следует злоупотреблять, т.к. это приводит к нескромности, самомнению, эгоизму. Не стоит хвалить ребёнка за то, что он убрал игрушки, это он должен делать без напоминания, но стоит похвалить за помощь вам, оказанную по дому.

Если жизнь в семье организована правильно, установлен хороший тон между взрослыми и детьми, наказания не будут нужны. И если уж без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить следующее:

Наказание должно исходить из мотива поступка, а не его результатов;

Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательные нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам. Причинение и обиды и вреда кому-нибудь из окружающих, грубость со старшими и т.д.

Чтобы наказание осознавалось ребёнком, оно должно быть справедливым, не должно превышать вины ребёнка;

Наказание не должно быть слишком частым, т.к. дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей;

Недопустимы физические наказания, они могут нанести непоправимую физическую и психологическую травму, унизить ребёнка, развивать у него упрямство и фальшь.

Дети перестают уважать родителей считаться с ними, начинают бояться их. Дети с сильной нервной системой становятся грубыми, жёсткими, лживыми, со слабой – боязливыми, вялыми, нерешительными.

В некоторых семьях применяются такие меры наказания, лишение ребёнка удовольствия: не пойти с ним в кино, отказали читать книгу, не купить обещанную игрушку, на некоторое врем убрать игрушки – если он их не убрал.

Такие наказания воспринимаются детьми, как заслуженные, справедливые и воспитывают осознанные отношения к своим поступкам.

Применяя различные методы и приёмы воспитания вы должны учитывать возраст, индивидуальные особенности ребёнка. Важно так же помнить, что никакие средства педагогического воздействия не сыграют положительной роли, если вы своим собственными поведением не будете подтверждать того, что требуете от ребёнка.


Как обычно мы ищем подход к «трудному ребенку»? Пытаемся найти удачную модель воспитания в своем окружении. «Мой ребенок в 3 года не слушается, на ушах стоит, никто ему не авторитет. А у соседки малыш двух лет - уже сейчас идеальный, послушный. Может, присмотреться, как она себя с ним ведет, как воспитывает, и перенять опыт?» Не торопитесь - здесь можно допустить ошибку.

Малыш… Ради этого крохотного, родного человечка мама готова пожертвовать жизнью. Хочется дать ребенку все самое лучшее, всему научить, чтобы его судьба сложилась удачно и счастливо. Но не всегда на этом пути все гладко. Иногда беспомощно опускаются руки. Ребенок непослушный, он совершенно неуправляем и вас не слышит - что делать?

Это статья для вас, если:

  • капризы, упрямство, истерики или игнорирование родителей для ребенка - не редкость;
  • уже нет сил существовать в режиме вечных окриков;
  • нервы постоянно на пределе, а когда срываетесь - мучает чувство вины;
  • один «возрастной кризис» плавно перетекает в другой, и этому не видно конца;
  • в голове целый «талмуд» из советов психолога, подруг и бабушек - а результата нет.

С помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана разберемся, как добиться послушания детей и наладить с ними спокойные, доверительные отношения.

Возрастные кризисы: ждать или действовать?

Часто проблемное поведение детей связывают с трудным переходным периодом в детском возрасте:

  • ? - Видимо, кризис трех лет уже начинается.
  • ? - Очевидно, кризис затянулся.

Но пока мы успокаиваем себя, уходит драгоценное время, а проблемы только закрепляются. Вот уже в и «психует» - как же он будет учиться в школе? Как сможет строить отношения с людьми?

Развитие психики малыша действительно проходит определенные возрастные рубежи. Но это вовсе не означает, что родителям придется «сидеть на корвалоле» до совершеннолетия любимого чада. Кризисные периоды можно превратить в трамплин для взлета к новым высотам в развитии ребенка. А заодно и отношения малыша с родителями будут становиться все более близкими и теплыми. Начать можно с простых шагов.


Шаг 1. Подобрать оптимальную модель воспитания

Как обычно мы ищем подход к «трудному ребенку»? Пытаемся найти удачную модель воспитания в своем окружении. «Мой ребенок в 3 года не слушается, на ушах стоит, никто ему не авторитет. А у соседки малыш двух лет - уже сейчас идеальный, послушный. Может, присмотреться, как она себя с ним ведет, как воспитывает, и перенять опыт?» Не торопитесь - здесь можно допустить ошибку.

Те методы воспитания, которые прекрасно срабатывают для соседского малыша, могут оказаться бесполезны и даже губительны для вашего ребенка. Разберем на примерах:

    Малышу заданы свойства кожного вектора. Он быстрый, ловкий, подвижный. Рациональный и прагматичный: ищет во всем пользу и выгоду для себя. Это природный добытчик: отовсюду тащит в дом игрушки. Любит конкурировать и соревноваться, во всем быть первым. Непослушное поведение у таких деток выражается в том, что они «стоят на ушах», все разбрасывают, не стремятся учиться и слушаться. Если у вас так называемый , важно знать к нему правильный подход.

    Мотивацией для него может быть желанная покупка или поход в новое, интересное место. Кожный ребенок должен четко понимать, «что ему с этого будет», если он выполнит вашу просьбу. Например, так: «Если ты сейчас быстро уберешь игрушки, то у нас останется время не только сходить в магазин, но и попасть на детскую площадку». А вот окрики и попытки пристыдить просто не сработают.

    Действенное наказание при непослушании для такого малыша - это ограничение в пространстве (например, изоляция в своей комнате) и во времени (отменить или сократить время просмотра мультфильма, игр с гаджетами и т. д.). А вот бить и шлепать категорически нельзя. Сверхчувствительная кожа такого ребенка испытывает при этом сильнейший стресс. Чтобы погасить боль, выделяются опиаты (эндорфины), от которых со временем ребенок . И потом уже, сам не понимая почему, просто «нарывается на ремень».

    Малышу заданы свойства анального вектора. Он медлительный «копуша», немножко неуклюжий, неспортивный. Его не затащишь бегать и прыгать - куда охотнее с гаджетом на диване посидит. Его талант - системный и аналитический склад ума. Поэтому он настроен делать все неторопливо, скрупулезно, уделяя внимание деталям.

    Подарками и походами такого ребенка мотивировать не получится - они для него не имеют такой значимости. А вот по-настоящему он нуждается в одобрении и похвале родителей. Его природное стремление - послушание, он хочет быть самым лучшим сыном и учеником. Делать все идеально и получать высокие оценки.

    Но и такой малыш может стать . В его случае - это упрямцем, спорщиком по любому поводу. Почему это происходит? Так бывает, когда его неторопливый ритм жизни идет вразрез с маминым - быстрым, активным и подвижным. Например, ребенка все время подгоняют, поторапливают, одергивают. На это он реагирует еще более сильным торможением - .

    Чтобы изменить эту ситуацию - дайте малышу больше времени для выполнения любой задачи. Поддержите его стремление сделать что-то не быстро, а качественно. Обязательно хвалите за прекрасный результат. Если куда-то предстоит идти - лучше предупредить ребенка заранее. Резкие перемены - стресс для него, ему надо подготовиться, настроиться, закончить дело, которым занят в данный момент.


    Малыш - обладатель зрительного вектора. Эмоциональный, впечатлительный, «слезы близко стоят». Одновременно очень пугливый, склонный к страхам - и сопереживающий. Жалеет жучков и паучков, спасает от дождя божьих коровок. В потенциале он может вырасти крупным деятелем культуры или реализовать себя в гуманистических профессиях врача, воспитателя.

    Если такой ребенок не слушается - у него это выражается в и слезах. Дело в том, что малыш просто пока не умеет справиться с тем огромным эмоциональным диапазоном, который задан зрительному человеку с рождения. Помочь здесь может воспитание чувств - через на сострадание.

    А к шести-семи годам уже можно привлекать такого ребенка к посильной помощи слабым. Помочь пожилой соседке, проведать больного друга. Когда свои эмоции ребенок реализует в сопереживании другим - у него уходят истерики и страхи.

    Малыш - носитель звукового вектора. Малоэмоциональный интроверт, погруженный в свои мысли. У родителей быстрых и активных это может вызвать сомнения: все ли в порядке с ребенком? Например, звуковой ребенок 3 лет не слушается. Что делать, если он может даже не приходить на зов, игнорировать просьбы? Кажется, будто он «туго соображает» - не сразу, с отсрочкой отвечает. Может даже позже начать говорить, чем остальные дети. Часто стремится быть один, изолируется от шумной детской компании. Бывает, его вообще не заинтересуешь ничем, кроме «гаджетов». Как быть?

    На самом деле такому ребенку задан вовсе не низкий, а, наоборот - самый высокий потенциал абстрактного интеллекта. Его мыслительный процесс имеет большую глубину. Из такого ребенка вполне может вырасти великий ученый. Для этого необходимо создать нужные условия.

    Прежде всего - это звуковая экология. Особо чувствительное ухо ребенка реагирует сильным стрессом на шум, крики, громкую музыку. Создайте в доме атмосферу тишины. Полезна классическая музыка - тихим фоном, чтобы ребенок вслушивался. Говорить с ним тоже стоит на пониженных тонах, мягко, четко и внятно. Избегать пустословия и слишком экспрессивной, эмоциональной подачи.

Современные дети являются носителями 3-4 и более векторов из восьми возможных. Чтобы выстроить точную модель воспитания, нужно учитывать свойства каждого из них.

Постичь эту науку вовсе не сложно - ею успешно пользуются тысячи родителей по всему миру. Они с радостью делятся тем, насколько легко становится общаться с ребенком. Из постоянной войны и испытания на прочность их родительство стало источником огромной радости:

Тренинг «Системно-векторная психология» не только помогает понять душу ребенка и подобрать к ней ключи. Он дает целую систему рекомендаций, с помощью которых родительское слово для ребенка становится важным и значимым. Раскроем несколько таких секретов.

Шаг 2. Сделать родительское слово значимым

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »
Похожие публикации