Все о ребенке в 11 месяцев. Как помочь ребёнку развиваться правильно? Психоэмоциональное развитие: кроха проявляет характер

В возрасте 11 месяцев развитие ребенка «шагнуло» далеко вперед. Сложно сказать, стал ли проще уход за ним, но карапуз уже многое может: сидеть, ползать, шагать.

Развитие касается и формирования навыков кушать самостоятельно. Яркая чашка непременно заинтересует малыша, и он захочет воспользоваться ей для питья. Кроха стремится все сделать сам, поэтому можно предложить ему ложку. Она тоже должна быть яркой и привлекательной для ребенка.

Старайтесь приучать своего непоседу к чему-то новому, когда он спокоен. Процесс кормления должен доставлять малышу удовольствие и проходить с комфортом. Детская посуда должна быть сделана из качественного пластика и подходить по размеру для ручек ребенка.

Меню остается прежним, а вот порции, предлагаемые малышу, стоит слегка увеличить. Тогда развитие ребенка будет полноценным: к концу 11 месяца он сможет прибавить в весе около 350 г и немножко подрастет.

Семейное меню не вполне подходит для малыша, поэтому торопиться знакомить его с блюдами, приготовленными по рецептам для взрослых, не стоит. А вот совместный прием пищи с мамой и папой за общим столом полезен малышу для развития представлений о семейных традициях.

Спокойная обстановка и присутствие родителей благоприятно влияют на формирование психики ребенка. Мама и папа послужат для него эталоном поведения за столом. Копируя родителей, малыш быстрее научится самостоятельно кушать.

Не проявляйте повышенного внимания к крохе в такие моменты. Казалось бы, ребенок не должен развлекаться при приеме пищи, но ведь он еще маленький. Пусть играет с едой, для развития это необходимо – таким образом карапуз постигает мир.

Что на столе?

В принципе, новых продуктов в меню малыша нет. Питание ребенка в 11 месяцев то же, что и месяц-два назад. Хотя ему уже доступны многие здоровые блюда.

Разумеется, такие продукты, как торты, грибы, шашлык и им подобные, рекомендуется отложить на потом. Все новое вводите в меню постепенно, начиная с чайной ложки. Если замечаете признаки аллергической реакции, немедленно отменяйте новинку.

В 11 месяцев у малыша имеется достаточное количество зубов, чтобы перейти с овощных и фруктовых пюре на мелко порезанные фрукты, ягоды и овощи.

Желудок становится более крепким и способен переварить не только каши, но и мясные продукты. Это могут быть нежирные паровые мясные котлетки, тефтели, отварная курица. Все мясные изделия перед кормлением малыша обязательно нужно порезать на мелкие кусочки. Сочетать их нужно с уже известными ребенку продуктами – овощными пюре, кашами. В этом возрасте лучше не стремиться добавлять новые продукты в меню еженедельно и не экспериментировать с незнакомыми блюдами.

Основу рациона питания малыша в 11 месяцев при правильном уходе должна составлять пища, богатая витаминами и микроэлементами.

Очень полезен витаминный салат, рецепт которого прост: блюдо готовится из тертой моркови и яблока, заправляется сметаной с добавлением пары капель растительного масла. Чтобы салат пришелся малышу по вкусу, можете использовать небольшое количество сахара.

Можно также готовить фруктовые салаты, например, из яблока, банана и , заправляя их натуральным домашним йогуртом.

О важности питья

Рацион в этом возрасте дополняют различными соками, чаем и отварами. Свежие соки можно приготовить самостоятельно, например, из яблок. Не нужно преуменьшать значение обыкновенной воды, которая, как никакой другой напиток, хорошо утоляет жажду.

Правильное питье спасает детский организм от обезвоживания. Ребенок на этом этапе развития пьет около 200 мл воды в сутки.

Из ягод и фруктов по проверенным рецептам. Для приготовления потребуются:

  • ягоды или фрукты;
  • очищенная вода;
  • картофельный крахмал;
  • сахар.

Сначала необходимо пропустить плоды через марлю или мелкое сито, чтобы они пустили сок. Сок отставить, а ягоды залить водой и кипятить минут 15-20. После этого немного остудить и процедить, добавить крахмал и снова постепенно довести до кипения. Когда кисель полностью остынет, влить в него ранее выжатый сок и хорошо размешать. Малышу давать слегка подогретым.

Возьмите на заметку

  1. Многие любят картофель, но часто готовить его не стоит. Перед приготовлением клубнеплоды необходимо около 40 минут вымачивать в холодной воде.
  2. Можно добавлять в детские блюда в малых количествах сахар, соль и свежую зелень.
  3. Нельзя давать жареное, копченое, острое и консервированное (за исключением детских консервов).
  4. Исключите из меню продукты, которые могут послужить поводом для возникновения аллергии. Среди них – мед, орехи, цитрусовые, шоколад.
  5. Режим питания должен предусматривать 5 приемов пищи в день.
  6. Пищу рекомендуется измельчать вилкой.

О грудном вскармливании

В 11 месяцев питание малыша имеет свои нюансы. С одной стороны, детский желудок уже адаптирован ко многим «взрослым» продуктам, и это огромный плюс – многие мамы постепенно отлучают ребенка от груди.

Если есть возможность, кормите кроху грудью как можно дольше – это важно для его развития. В одиннадцать месяцев кормлений может быть два: утром и перед сном. Это наиболее удобный для мамы и малыша режим.

Молоко по-прежнему важно

Молоко и кисломолочные продукты – необходимая составляющая меню ребенка в 11 месяцев. Также необходимо употребление творожка, ведь содержащиеся в нем вещества – строительный материал для костей, зубов и волос.

Касательно коровьего молока для кормления ребенка в возрасте до года мнения специалистов расходятся. Одни говорят, что польза его только для детей после года, другие не рекомендуют давать коровье молоко до 1,5-2 лет.

Продолжают быть актуальными детские каши. Они насыщают организм микроэлементами и утоляют голод. Некоторые малыши отказываются их есть с приближением кризиса годовалого возраста – как раз в 11 месяцев, это закономерное явление в процессе развития ребенка.

Решить проблему можно с помощью творческих идей. Главное – заставить работать детскую фантазию и превратить скучное поглощение пищи в увлекательный игровой процесс.

Как быть с капризами?

В 11 месяцев дети становятся разборчивее в еде. Они могут выбирать за обедом только один продукт, отказываясь от остальных.

Не стоит кормить своего непоседу насильно. Ребенок даст понять, когда проголодается. Этот совет актуален, только если в еде нет длительных перерывов – более трех часов.

Если малыш не проявляет интереса к еде долгое время и выглядит апатичным, обратите внимание на сопутствующие симптомы и попросите помощи у педиатра.

Если ребенок не доел все, что находится в тарелке, ни в коем случае не заставляйте его. Это приводит не только к проблемам со здоровьем (желудок растягивается, а если перекармливать регулярно, со временем не исключено и ожирение, гастрит), но и психологическим – у малыша появляется отвращение к еде.

Кладите в тарелку столько, сколько он съедает – значит, столько и нужно для развития и здоровья детского организма.

С возрастом и аппетит, и вкусовые предпочтения могут измениться. Это также зависит от состояния здоровья, настроения и степени физической активности.

Причиной отказа от еды могут служить «перекусы» в рационе. Булочка, сушка, яблоко на прогулке – для детского желудка немало, и вот за ужином он не съедает и половины предложенного. Поэтому пытайтесь формировать режим питания максимально правильно.

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Развиваем слуховое внимание

Игра 1. «Кто сказал мяу?»

Игра направлена на развитие слухового внимания и восприятия. Различая голоса животных, малыш учится прислушиваться к чужой речи и быстро реагировать на произнесённые слова.

Вам понадобятся

6 мягких игрушек (например, кошка, медвежонок, мышка, поросёнок, собака и лягушка) и непрозрачная ткань размером 40х40 см.

План игры

1. Расположите игрушки в ряд перед ребёнком и дайте ему возможность рассмотреть их. 2. Покажите, как «разговаривают» игрушки, озвучив каждую из них по очереди. 3. Накройте все игрушки тканью, а затем просуньте под неё руку, дотроньтесь до одной из зверюшек, покачайте её из стороны в сторону и произнесите свойственные ей звуки. 4. Снимите ткань и спросите: «Кто так сказал?» Если малыш не угадает, ещё раз покажите ему, как «разговаривают» все игрушки.

Родителям на заметку

1. Игрушки должны быть знакомыми малышу, чтобы он мог сосредоточиться на их голосах и не отвлекался на их внешний вид. 2. Не торопите ребёнка, если он захочет подержать в руках игрушку, чей голос он угадал. Манипуляции с предметом позволяют установить связь между звуком, тактильным и зрительным образами. 3. Важно, чтобы каждая из игрушек говорила всегда одним и тем же голосом, чтобы малыш не запутался. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

В одиннадцать месяцев мальчики весят 8,4-10,5 кг при росте 71,2-76,9 см, соответствующие показатели для девочек: 7,7-9,9 кг и 66,4-71,1 см*.

Большинство детей этого возраста предпочитают ползать, ведь так легче и быстрее перемещаться по дому. Многим удается сделать несколько шагов с помощью родителей, специальных игрушек-«каталок» или держась за мебель. Есть малыши, которые упорно пытаются ходить самостоятельно. Делая первые шаги, ребенок выглядит неуклюже: балансирует, расставив ноги, наклоняется вперед, подгибает коленки и высоко поднимает ручки - так ему легче удержать равновесие, ведь центр тяжести вашего крохи постоянно меняется, потому что он активно растет. Некоторые дети предпочитают балансировать с помощью только одной руки, в другой они держат любимую игрушку, с которой чувствуют себя более уверенно.

Словарный запас малыша растет. Он уже способен различать отдельные слова и целые предложения в потоке речи, хотя сам пока еще может произнести всего 2-3 слова. Ваш ребенок прекрасно понимает простые просьбы, например: «Принеси, пожалуйста, маме мячик», - и с удовольствием их выполняет, особенно, если его труд будет вознагражден похвалой или поцелуем.

Малыш активно исследует звуки, запахи, прикосновения и вкусы. Новые ощущения в большинстве случаев вызывают позитивные эмоции, но для развития логического мышления ребенку необходим и отрицательный опыт: некоторые предметы оказываются несъедобными или неприятными на ощупь, а некоторые звуки слишком резкими и пугающими. Если ваш кроха остро реагирует на новые ощущения, попробуйте знакомить его с ними постепенно и ненавязчиво.

В этом возрасте ребенок начинает лучше ориентироваться в пространстве и понимает, что такое «внутри» и «сзади». Теперь, если вы прячете игрушку за спину, его гораздо труднее обмануть. Он будет пристально следить за вашей рукой и сразу направится к «тайнику». Малыш испытывает определенные трудности, пытаясь поместить один предмет внутрь другого. Пока еще он не осознает, что схожие по форме предметы могут различаться по размеру, и не оставляет попыток положить большое ведерко внутрь маленького. Совсем скоро ребенок научится «на глаз» соотносить размеры предметов друг с другом и поймет, что можно положить маленькое ведерко в большое, а наоборот - не получится.

Большинство детей в этом возрасте любят убирать и раскладывать небольшие предметы или игрушки в ящики и коробки. Любимой игрушкой вашего крохи может стать обычная мамина сумка с кармашками, в которые можно сложить мелкие кубики, детали конструктора и другие ценные для малыша предметы.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Малыш становится более общительным, теперь он охотно знакомится с новыми людьми и радостно приветствует не только маму и папу, но и других уже известных ему взрослых. Свое хорошее отношение ребенок выражает не только мимикой и лепетом, но и действиями, например, протягивая вам свою любимую игрушку.

Общение вашего крохи с детьми происходит иначе, чем со взрослыми. Он может довольно долго с интересом наблюдать за играми детей постарше и даже пытаться им подражать. А вот малыши-ровесники, находясь рядом, сначала будут играть по отдельности, не обращая друг на друга внимания. Но через некоторое время они «познакомятся»: начнут рассматривать друг друга, трогать ручки и лицо и даже могут обменяться игрушками.

Дети в этом возрасте достаточно уверенно передвигаются по комнате, забираясь в самые неожиданные места. Возможные ограничения со стороны взрослых вызывают у ребенка бурный протест, ведь они мешают ему исследовать окружающий мир и совершать интересные открытия. Даже понимая слово «нельзя», малыш теперь не всегда к нему прислушивается. Он активно пытается выбраться из коляски, кроватки или детского стульчика и сопротивляется привычным занятиям вроде смены подгузника или умывания после еды, потому что они ему наскучили.

Ребенок стремится все время быть в центре событий и будет громко выражать свое недовольство, если вы попытаетесь пообщаться с друзьями или сесть за стол без него. Некоторые дети даже отказываются ложиться спать, боясь пропустить что-нибудь интересное.

У одиннадцатимесячных детей отличное чувство юмора. Они чутко улавливают настроение взрослых и могут развеселиться просто за компанию. Если родители совершают «детские» поступки, подражая малышу, это рассмешит ребенка и вызовет у него искреннюю радость.

Питание

Детям в этом возрасте рекомендуются следующие нормы суточного потребления продуктов: грудное молоко (или адаптированная молочная смесь при невозможности грудного вскармливания) - 400 г, овощи - 180-200 г, каши -180-200 г, фрукты - 70-90 г, сок - 60-70 г, мясо - 60-70 г, молочные продукты - 40-50 г. Малышу можно съедать не больше половины желтка в день. Яичный белок детям до одного года давать не желательно, поскольку велика вероятность возникновения аллергических реакций.

Основу рациона одиннадцатимесячного ребенка составляют грудное молоко и фруктово-овощные пюре, однако, для правильного формирования речевого аппарата и тренировки пищеварительной системы пора попробовать «взрослую» пищу с кусочками. Чтобы заинтересовать малыша новой пищей, предложите ему вкусные мягкие кусочки, которые растворяются во рту при рассасывании: ломтики груши или яблока, макароны, вареную тыкву или картошку. В кашу на завтрак можно добавить ягоды, кусочки банана или яблока. На обед приготовьте малышу мясное блюдо с гарниром из овощей «как большому» - не в виде пюре, а с кусочками. Например, телятину по-домашнему с брокколи. Чтобы малыш не проголодался до ужина, предложите ему на полдник кусочек печенья или пшеничный сухарик.

Утром и вечером главной пищей малыша по-прежнему остается материнское молоко.

2. О времени введения прикорма не забудьте посоветоваться со своим педиатром.

Уход за ребенком

Малышу в этом возрасте полезно как можно чаще ходить босиком по разным поверхностям, от мягкого ворса ковра до плитки в ванной. Разнообразие очень важно при восприятии мира через ощущения. Позже, это поможет ребенку при знакомстве с новыми предметами и явлениями: его не будет пугать и беспокоить резкая смена ощущений.

Во время ежедневного купания развивайте координацию и глазомер ребенка. Например, с помощью «утиного супа». Запустите в ванну к малышу резиновых утят и вооружите его обыкновенной поварешкой. Покажите, как можно поймать утенка с помощью поварешки и «перелить» его в тазик. Совсем скоро ваш кроха самостоятельно сможет набрать целый тазик «утиного супа».

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Большой интерес у детей в этом возрасте вызывают книжки с картинками. Сначала ребенок воспринимает их как обыкновенные игрушки и только потом начинает сосредотачиваться на их содержании. Для начала лучше выбрать книжки с простыми историями и яркими крупными картинками, на которых изображены знакомые малышу предметы. Читая вслух книжки, сядьте так, чтобы ребенок мог видеть картинки и помогать переворачивать страницы, а также наблюдать за вашей мимикой и артикуляцией. Подражайте голосам зверей, меняйте тембр и интонацию голоса для того, чтобы удержать внимание малыша на процессе чтения. Детям нравится рифмованная речь. Если вы будете часто читать вслух одно и то же стихотворение, скоро ваш кроха сам сможет вставлять правильные звуки и слова в нужных местах.

Поощряйте попытки ребенка начать диалог: «разговаривайте» с ним по игрушечному телефону, «звоните» вместе с ним куклам или любимым мягким игрушкам. Задавайте малышу вопросы, на которые он сможет ответить жестами: «Где мамино ушко?», «Где папина рука?» и т.п.

Играя в кубики или собирая с ребенком пирамидку, рассуждайте о разнице в размерах разных предметов. Попросите малыша найти самую большую или самую маленькую деталь. Помогите ему, разложив все детали в определенной последовательности.

Учите ребенка правильно использовать понятия «теплый» и «холодный». Например, дайте ему пощупать продукты, которые вы достали из холодильника, обсудите с ним, какие они холодные. Ну, а руки после этого надо помыть теплой водой.

Веселым и познавательным для малыша может стать любое обычное для взрослых занятие, например, поход в магазин. Подробно описывайте товары, стоящие на полках, «советуйтесь» с малышом о том, что именно купить. Разрешите ребенку самому положить в корзинку небольшие продукты.

Учите малыша одеваться и раздеваться самостоятельно, например, застегивать и расстегивать молнию или кнопки. Сначала попробуйте сделать это на игрушечном костюмчике у куклы или плюшевого мишки, а потом - и на настоящей одежде. Научиться надевать перчатки или варежки ребенку будет гораздо легче, если вначале использовать большие перчатки мамы или папы.

Все дети от природы очень музыкальны, устраивайте перерывы между «серьезными» занятиями, чтобы попеть и потанцевать вместе. Отбивайте ритм, используя столовые ложки или бубен.

В этом возрасте внимание ребенка очень быстро переключается. Как только вы заметите, что ему становится скучно, начинайте заниматься другими делами. Ваш малыш всегда готов узнать что-то новое об окружающем мире.

Сон

В одиннадцать месяцев малыш прикладывает много усилий, учась самостоятельно ходить и осваивая игры с мелкими предметами, поэтому полноценный сон ему просто необходим. В этом возрасте дети спят около 13 часов в сутки*. Оптимальный режим: длинный ночной сон продолжительностью 10-11 часов и 2 перерыва на сон днем.

Постарайтесь следовать одной и той же схеме, готовя ребенку ко сну. Соблюдение определенных ритуалов поможет ему почувствовать себя в безопасности. Скорее всего, ваш малыш уже умеет засыпать самостоятельно, ведь он совсем большой. Однако из-за повышенной физической активности, дети легко перевозбуждаются, и поэтому могут спать беспокойно и часто просыпаться ночью. Не оставляйте ребенка плакать в одиночестве. Поцелуйте его, обнимите, пожелайте спокойной ночи и напомните, что вы совсем недалеко. Чаще всего, малышу достаточно знать, что мама рядом, чтобы успокоиться и снова заснуть.

У многих детей со сном ассоциируются определенные слова или поступки родителей: например, мама только перед сном гладит малышу пяточки и называет специальным ласковым словом – «сплюшечка», «сонюшка» и т.п. Такие «сонные» традиции также помогают крохе расслабиться и быстрее заснуть.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Еще раз убедитесь в том, что ваш дом достаточно безопасен для подросшего малыша. Уберите в труднодоступные места все потенциально опасные вещества и предметы, в том числе мамины украшения и косметику.

Если вы храните игрушки малыша в сундуке или коробке с крышкой, убедитесь, что крышка не может захлопнуться и прищемить ребенку ручки. Позаботьтесь о том, чтобы острые углы на мебели были снабжены специальными накладками, а дверцы - заглушками, не позволяющими малышу самому их открыть. Возможно, стоит заклеить стеклянные или зеркальные дверцы шкафов специальной защитной пленкой, которая предотвратит рассыпание осколков.

Не оставляйте ребенка одного в ванной или на кухне. Не позволяйте ему без присмотра играть целлофановыми пакетами или оберточной бумагой.

Помните, что даже самый дружелюбный и воспитанный домашний питомец в мире не должен находиться наедине с малышом без вашего контроля.

Малышу 11 месяцев и малыш уже не просто откликается на просьбы взрослых, но и сам произносит несколько простых слов, а самое главное — стоит на своих ножках и пытается сделать первые шаги. Возможно, он еще не пошел самостоятельно, но с опорой он добивается потрясающих успехов – принесет тапочки или старательно перенесет и выбросит в мусорное ведро фантик от конфеты, покажет все части тела – ручки ножки носик ушки. Прекрасно! Поощряйте эти действия, активно сотрудничайте с ним, хвалите и одобряйте.

В конце первого года жизни многие мамочки окончательно отлучают малыша от груди. Это сложно для ребенка, так как кормление грудью поддерживало психологическую связь с матерью. Он и сейчас ждет эмоциональной поддержки, ваши положительные эмоции помогают ему адаптироваться к новому образу жизни. Большинство малышей в этом возрасте активно жестикулирует. Они уже могут сообщить, что голодны простыми слогами «ам-ам», и указать на йогурт на столе, яблочко или печенье. Самое значительное слово — «Дай» кроха произносит со всей требовательностью и категоричностью, а не получив желаемое может долго капризничать.

К году у малыша вырастает 8 зубов, он способен пережевывать более плотную пищу, активно развивая жевательные движения. Нужно отметить, что появление зубов и их количество — явление индивидуальное, и не стоит бросаться в панику, хотя снимок сделать можно. Если зубки не растут – пока не стоит увлекаться твердым прикормом.

Развитие ребенка в 11 месяцев (что должен уметь)

Вы только представьте себе – за год вес малыша увеличился почти вдвое, а в росте он прибавил 25 сантиметров!
Кроме этого, ребенок уже может:
— понимать речь взрослых и утвердительно кивать головой;
— радоваться похвале и одобрению;
— выполнять просьбы — принести вещи, подать предметы, положить, взять и так далее;
— машет рукой «Привет» и «пока»;
— передвигается по ступенькам — залазит и слезает;
— повторяет действие, совершенствуясь в навыках;
— хорошо держит ложку и пытается самостоятельно брать еду;
— имитирует интонации взрослой речи и звуков животных;
— висит на турничке около минуты;
— понимает разговор родителей о себе.

Первые слова малыша – облегченные, состоят из повторяющихся слогов. Смысл их зависит от интонации – он указывает на кошку, на еду на столе. Мозг его достаточно созрел для того, чтобы начинать использовать полноценную речь.

Уход за ребенком в 11 месяцев

В возрасте около года многие малыши топают ногами — с поддержкой или самостоятельно. В любом случае следует обратить внимание на обувь – ему потребуются ботинки с подошвой, с твердым задником, но хорошо сгибающиеся, чтобы ножка не могла соскользнуть в сторону. Для формирования и укрепления мышц стопы в летнее время полезно походить босиком по твердой неравномерной поверхности — например, песок, трава. В квартире можно разложить под ногами малыша резиновый ортопедический коврик.

Препятствия в виде ямок, камушков, веточек хорошо массируют стопы, тем самым способствуют улучшению кровообращения и правильному формированию стопы. Продолжаем приучать карапуза к горшку. В этот период он уже достаточно долго способен оставаться сухим, поэтому потребуется терпение, чтобы подкараулить его, не принуждая. Это важно! Обязательно хвалите его даже за то, что он просто посидел на горшке. В остальном уход остается прежним.

Питание ребенка в 11 месяцев

Первая важная тема, которую обсуждают мамочки на детской площадке — питание детей. Как увеличивать порции, когда ребенок приближается к годовалому юбилею? Какие новые виды продуктов предлагать? Рацион малыша можно сравнить со взрослым диетическим меню (каши, овощи, обезжиренное мясо, творог, кефир и другие кисломолочные продукты, хлеб, печенье, булочки, фрукты), однако есть продукты, с введением которых желательно повременить. Это, прежде всего, цитрусовые плоды, способные вызывать аллергию, тяжелые для кишечника и желудка орехи, цельное жирное молоко, рыба. Отличается и степень измельчения пищи. Большая часть питания — это каши или измельченное с мелкими кусочками пюре. Нельзя давать пищу острую, жареную, копченую и с большим количеством специй. Лучше всего готовить пищу на пару или отваривать.

Режим дня ребенка в 11 месяцев

Распорядок дня 11-месячного малыша составляется с учетом его выросшей активности. Количество кормлений уже как у взрослого человека. В промежутках между ними малыш спит один или два раза, кушает, играет. Просыпается достаточно рано — около 6-7 утра. Первое кормление проводится после утренних процедур, примерно в 8 – 8,30 утра. Массаж и физкультуру можно планировать достаточно рано, еще до дневного сна, но примерно через час после первого кормления. Купание уже не обязательно проводить ежедневно, но подмывать по пояс обязательно. Для купания лучше выбрать определенные дни. Питание пятиразовое, последний прием пищи в 22-00.

Интервалы между кормлениями не должны быть более чем 4-4,5 часов. Ночной сон длится 10-11 часов, многие в это время переходят на одноразовый дневной сон. Главное, чтобы малыш хорошо высыпался. В возрасте около годика можно подумать о будущем посещении детского садика, и подстроить режим дня под детсадовский, чтобы впоследствии было легче адаптироваться – дневной сон 13.00 -15.00. Помогите малышу адаптироваться к новым условиям, вводите изменения незаметно, не акцентируя на этом внимание. Помните о том, что выполнение режима дня – это всего лишь помощь развитие малыша, а маме облегчение ухода. Будьте внимательны, но не раздражительны, старайтесь правильно уловить настрой ребенка.

Занятия с ребенком в 11 месяцев (как развивать)

Ваш голос и ваша близость очень важны для ребенка. Чтение как нельзя лучше способствует развитию мышления. Малыши начинают ассоциировать книги с вашей манерой общения, поэтому прививать любовь к книгам в этом возрасте очень легко. Давайте ребенку играть с красочными картонными книжками, указывайте на картинки, рассказывайте, что на них нарисовано. Читайте, варьируя тембром голоса, поддерживайте интерес к сюжету. Старайтесь проделывать это достаточно часто, но не долго. Малыш еще не может долго сосредоточиться на одном действии. Прочитайте ему короткий стишок на страничке, рассмотрите с ним картинки — и пусть он немного отвлечется, если не в силах усидеть на одном месте. Затем переходите к другой страничке.

Расширяйте запас имитирующих слов. Называйте все, на что указывает чадо, имена близких, знакомых, маленьких детей на площадке, названия игрушек. Повторяйте звуки животных, рассматривая картинки – очень скоро малыш расскажет вам, как коровка говорит «муу», котик «мяу», а лягушка «ква-ква». Он не просто играет с куклой, а способен разыгрывать с ней целый спектакль – покормить, покачать, уложить спать, посадить на горшок и накормить из детской посудки. У вашего чада должно быть для этого все необходимое — детские чашечки, ложечки, кроватки для кукол, даже горшок и обеденный столик.

Играя на площадке или в другой компании, старайтесь рассказывать ребенку, что игрушками нужно делиться с друзьями. Расчесывайте вместе с малышом волосы кукле, купайте пупсов в игрушечной ванночке, в общем — научите малыша играть. Складывайте с ним кубики, пирамидки, домики и башенки. Поощряйте в нем активное сотрудничество, хвалите и поддерживайте эмоционально.

Игры и игрушки для детей в 11 месяцев

Почти годовалый малыш готов играть уже со взрослыми предметами, часто категорически отметая обыкновенные игрушки. Используйте его желание при готовке на кухне — пусть кроха складывает кусочки овощей на тарелку, или полощет в мисочке с водой ложки. В магазине карапуз может складывать небольшие продукты в корзинку. Играя, малыш будет приобщаться к труду. Каждый день показывайте малышу новые действия. Периодически меняйте и игрушки, чтобы они не приелись. Не предлагайте все игрушки сразу – это большая ошибка! Малыш может потерять к ним интерес.

Медицинское наблюдение в 11 месяцев

Если ваш ребенок стоит на ногах, но не ходит самостоятельно, однако держится за руку и хорошо передвигается возле кроватки – не стоит переживать. Но если он не становится на ноги — проконсультируйтесь у ортопеда. Возможно, вам назначат специальные упражнения, дающие нагрузку на мышцы ног, чтобы достаточно окрепнуть. Массаж и гимнастика по-прежнему требуются всем деткам. Хорошие результаты дают водяной массаж во время купания, но утром или за несколько часов до сна, чтобы не вызвать излишнего возбуждения.

Жадина?

В возрасте 11 месяцев – год малыши общаясь на детских площадках или в гостях, проявляют собственнические инстинкты. За это не стоит сильно ругать, так как игрушка сейчас воспринимается как продолжение себя, и малышу трудно представить, как можно «часть себя» отдать другому. Жадность малышей – явление временное, очень скоро они понимают, что для настоящих игр лучше делиться с другими.

Но общение малышей нужно всячески поощрять, только помните, что они не смогут играть длительное время – им еще трудно сосредоточиться. Наблюдая друг за другом, детки повторяют движения, разговаривают на своем младенческом языке. Приглашайте в гости таких же мамочек с детьми или сами ходите в гости, постигайте культуру «застольного поведения» в общем обеде или угощении фруктовым соком. Оставляйте детишек вдвоем и какое-то время просто наблюдайте за ними, не вмешиваясь в их действия.

Сюжетные игры

Выстраивая несложные сюжеты с куклами, фигурками животных, можно отражать целый эмоциональный мир. Например, куколка стояла или танцевала и упала. Пришел зайка и пожалел. Затем они танцевали вместе и пели песенки, кружились. Другие варианты — ложились спать, кушали. Малыш начинает понимать, что эмоциональные реакции существуют не только у него. Куколка плачет, потому что ей больно, зайка смеется, потому что ему весело. Мир становится ближе и понятнее. Сюжетные игры позволяют обобщать информацию, применяя ее к себе и окружающим, дает опыт для участия в общении между людьми.

Помните о том, что личность ребенка в большой мере создается вашим положительным примером, старайтесь, чтобы ваши слова не расходились с делом.

Что умеет ребенок в 11 месяцев?

К 11 месяцам ребенок начинает произносить первые слова . Естественно, они пока облегченные. Но каждое многозначно и смысл его сильно зависит от интонации. Так, простеньким «ам-ам» малыш может сообщить, что голоден, указать, что на столе лежит яблоко или коробочка с его любимым йогуртом, объяснить, что сейчас делает кошка…

Большинство слов ребенок сопровождает жестами. Помогайте карапузу осваивать новые. По мнению многих логопедов, сигналом к тому, что кроха готов заговорить, является… ручка, которую он требовательно протягивает вперед, сжимая пальчики и произнося «дяй-дяй».

Объясняется это просто: мелкая моторика , как известно, напрямую связана с речью. И то, что малыш может выполнять определенные манипуляции с собственными пальчиками, и пальцы уже хорошо его слушаются, говорит о том, что мозг достаточно созрел для появления полноценной речи.

Играйте с крохой во всевозможные речевые игры, расширяя запас «имитирующих» слов. Читая книжки, рассматривая картинки, повторяйте звуки, издаваемые различными животными. И вскоре малыш будет отвечать: гав-гав, мяу-мяу, пи-пи, ку-ку, ква-ква, га-га и т.д.

На 11 месяце у многих детей меняется режим дня – теперь они спят гораздо меньше, многие переходят на одноразовый сон днем. Если вы видите, что малыш не хочет спать. Сколько раньше, помогите ему освоить новый ритм.

Самый лучший вариант, если режим дня ребенка будет постепенно приближаться к детсадовскому – подъем в 8.00, обед в 12.00, дневной сон – 13.00-15.00, ужин – 18.30, отбой – 20.00. В этом случае крохе не придется перестраиваться, когда он пойдет в садик или в школу; он будет высыпаться и лучше успевать на занятиях.

Как мама и папа

Ребенок понимает просьбы взрослых и с удовольствием откликается на них. Он готов много раз подряд показывать части тела у себя или у куклы, тыкать пальчиком во все называемые вами предметы в комнате или на улице. Кряхтя и сияя, принесет вам тапочки или выбросит в мусорное ведро фантик. Поощряйте малыша к этим действиям, ведь это первые навыки активного сотрудничества. И, конечно же, не забывайте хвалить.

Делая что-то, играя самостоятельно или с взрослыми, ребенок ждет от вас эмоциональной реакции, старается, чтобы его поступки радовали вас, а ваши положительные эмоции, в свою очередь, подстегивают и поощряют малыша к новым действиям.

Одно и тоже действие, если оно получилось и заслужило ваше одобрение, кроха готов повторять десятки раз. Не стоит ему мешать: так он совершенствует свои навыки. Если по каким-то причинам игра не может быть продолжена, отвлеките внимание малыша, переключите на нужное вам – в этом возрасте дети готовы к быстрой смене деятельности.

Теперь ребенка все меньше привлекают игрушки, и все больше – реальные «взрослые» предметы. Он стремится во всем подражать маме и папе. Постарайтесь найти такие «сферы деятельности», где малыш мог бы полностью удовлетворить этот интерес. Например, вы готовите обед, а кроха пусть складывает кусочки порезанных овощей в кастрюлю. Вы моете посуду – поставьте и ему мисочку с водой, пусть пополощет в ней чайные ложки. Вы убираете квартиру – ребенок может отнести носовой платок или свой фартучек в стиральную машину.

Вы в магазине – давайте карапузу выбранные продукты, пусть складывает их в тележку. Сейчас помощь для ребенка – всего лишь игра, но именно в ней закладываются основы того, что лет через пять-десять вам не придется тысячу раз напоминать, что грязную одежду нельзя разбрасывать по всей комнате, а чашку совсем нетрудно сполоснуть после чаепития… Поощряйте стремление малыша выполнять ваши просьбы, каждый день старайтесь показать ребенку новое действие, которое он смог бы выполнить.

К 11 месяцам многие малыши уже уверенно ходят , держась за мамину руку. Если же ваш ребенок еще не думает вставать, проконсультируйтесь у ортопеда – возможно, мышцам крохи необходима дополнительная поддержка и нагрузка, чтобы достаточно окрепнуть.

В этом вам поможет массаж и гимнастика . Отличные результаты дает гидромассаж – сегодня во многих поликлиниках есть возможность для его проведения. А если у вас дома ванна с гидромассажным оборудованием, включайте его всякий раз. Когда купаете малыша минут на 5-10. Только помните, что делать это перед сном нельзя – ребенок перевозбудится и не сможет заснуть. Лучше устраивать гидромассажные сеансы с утра.

Азбука общения

Постарайтесь создать условия для общения вашего чада с другими детьми. Если есть возможность посещать развивающую группу для малышей – замечательно. Если нет, гуляйте на площадке, где играют разновозрастные дети. Наверняка, за время, прошедшее с рождения сынишки или дочурки, вы познакомились с мамочками, у которых такие же детки.

Договоритесь и ходите в гости друг к другу. Достаточно, если малыши проведут вместе минут сорок – больше им не под силу. При этом старайтесь не вмешиваться в их «отношения»: пусть учатся играть сами. Но и не бросайте одних. Пусть малыши поводят хоровод, посмотрят вместе книжку, порисуют. Будет замечательно, если «хозяин» угостит всех фруктами или соком – так детишки начнут постигать культуру застольного поведения и общения.

Примерно до двух лет ребенок воспринимает игрушку, которую держит, как продолжение самого себя, и не понимает, почему и как ее можно отдать другому. Поэтому не ругайте малыша за «жадность» - для него это вполне естественно. Придет время, и ваше чадо поймет: чтобы играть с другими детьми, надо делиться игрушками. Пока же играть «сам» кроха не в состоянии. Общение с другими малышами для него заключается в том, что он наблюдает за ними со стороны и иногда пытается повторять их действия.

Домашняя игротека

  • Едем, едем на лошадке
  • По дорожке гладкой.
  • В гости нас звала принцесса
  • Кушать пудинг сладкий.
  • Две собачки (коровки, лягушки и т.п.)
  • У порога
  • Нам сказали очень строго:
  • «Гав-гав-гав» (Му-у, ква-ква и т.п.).
  • Пи-и-и – пищит комар.
  • У-у-у – медведь ревет.
  • Мяу – кисонька идет.
  • На машинке мы поедим: би-би-би!
  • На кораблик пересядем: у-у-у!
  • И взлетим на самолете: вж-ж-ж-ж-!
  • И потом вернемся в маме: бух!

Чтение

Привить ребенку любовь к чтению можно разными способами. Вот несколько из них:

  • Поощряйте игры малыша с книгами из твердого картона или с книжками-игрушками.
  • Указывая на картинки, называйте изображенные предметы.
  • Пойте песенки из книг.
  • Когда читаете, варьируйте тембр голоса, гримасничайте или как-то иначе поддерживайте интерес ребенка к сюжету и к книге.
  • Читайте малышу часто, но не долго.
  • Во время чтения не заставляйте ребенка смирно сидеть рядом с вами. Пусть ползает вокруг, если усидеть не в силах.

Постепенно малыш научится сосредотачиваться на книжке. Можно сделать так: выбирайте книги, где на каждой страничке стишок на 4-6 строчек. И, конечно, яркая картинка. Пока кроха рассмотрит картинку – вы прочитаете стишок. А потом отпустите чадо «побегать». Через какое-то время снова вернитесь к книге, но уже к другой странице.

Читая или рассказывая ребенку сказки, вы способствуете развитию его мышления и тому, что малыш начинает ассоциировать книги с тем, что больше всего любят дети – с вашим голосам и вашей близостью.

Большинство детей к этому возрасту совершает свои первые шаги. Малышу не нужна обувь для ходьбы дома. Если он ходит босиком по поверхностям с разными фактурами – кафель, паркет, ковер, это полезно для гармоничного развития его ног.

Сейчас в физическом развитии ребенка появляется танец. Конечно, это пока некое подобие движений под музыку, но это ведь только начало! Чаще включайте веселую музыку и пойте с ним.

Сон малыша так же достаточно длительный. Многие дети к возрасту 11 месяцев спят уже два раза днем, некоторые всего один раз.

Улучшаются моторные навыки, в частности – мелкая моторика. Ребенок умеет уже переворачивать странички картонной книги, мнет и разрывает бумагу, пусть не аккуратно, но – переворачивает страницы обычной книги.

В тоже происходят изменения – ребенок может самостоятельно есть мягкие фрукты. Не давайте ребенку самостоятельно кушать твердые фрукты или овощи куском (яблоко, морковь), ребенок может откусить кусочек, прожевать не сможет (зубов жевательных нет пока, а десны не разомнут твердый фрукт) и аспирировать (вдохнуть) его. Твердые фрукты пока давайте в измельченном виде, в то время как мягкие (например, банан) научат ребенка откусывать и жевать.

Психология

Ребенок стал более самостоятельным. Он учится понимать, чего он хочет и чего не хочет. Его действия становятся целенаправленными. Маленькому исследователю интересно абсолютно всё. Надеюсь, вы уже закрыли всю бытовую химию под амбарный замок и убрали всё острое, хрупкое подальше от его цепких ручек.

С каждым месяцем игра ребенка становится все сложнее. К возрасту 11 месяцев – 1 года он готов к первой сюжетной игре. Малыш каждый раз ждет вашей похвалы. Можете в игровой форме учить его помогать вам. Например, складывать разбросанные игрушки в корзину. Этому никогда не рано начинать учить.

Ребенок активнее общается. Он активно использует звукоподражание и простые слова. Чтение книжек с яркими картинками – полезное и увлекательное занятие. Часто дети сами рассматривают картинки в книжке, переворачивая плотные картонные страницы – это 5 минут свободного времени для мамы. Используйте его!

Навыки и умения

♦ Самостоятельно вставать у опоры, ходить вдоль нее.

♦ Взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.

♦ Показывать части тела на других людях (нос, рот, глаза).

♦ Надевать кольца на пирамидку без правильной последовательности.

♦ Переворачивать страницы картонной книги.

♦ Самостоятельно пьет из поильника или кружки.

♦ Подает знакомую игрушку по просьбе.

Еще один важный момент, который нужно обсудить в семье, – дисциплина. Самая эффективная дисциплина – это просто последовательные действия. Если что-то запрещается – это запрещается всегда, вне зависимости от того, просит или плачет ребенок и, конечно, от настроения родителя. Если один родитель запрещает что-то, то другой родитель не должен это разрешать. У ребенка в голове не должно быть путаницы.

Как играть

Чем лучше развита координация движений ребенка и мелкая моторика, тем сложнее развивающие игры. Сейчас уже можно использовать различные пазлы-вкладыши, усложнять сортеры. Обычно малыш неплохо справляется уже с 2-3 формами (круг, квадрат, треугольник) и пытается сложить остальные.

Отлично подходят подросшему малышу. Обычно дети повторяют за взрослыми то, что видят ежедневно: выкладывают белье в тазик, складывают его обратно в стиральную машину, стучат игрушечным молотком и разговаривают по телефону. Всегда помните: «Дети – видят, дети – делают».

Ребенок уже хорошо запомнил, где у мамы нос, рот и глаза. А теперь покажите, где у него самого эти части тела. Расширяйте его кругозор.

Книжки. Дети с удовольствием их слушают и рассматривают картинки. Старайтесь во время чтения сажать малыша не на колени, а садиться напротив него, чтоб он видел вашу мимику и артикуляцию. Эмоции – очень важная деталь сказки.

Чему можно научить

Простая помощь по дому – вот то, что сейчас получится у ребенка лучше всего. Конечно, пока это совсем помощью назвать крайне сложно, однако, он может помогать вам собирать свои игрушки и складывать их в ящик.

Учите его правильно говорить слова, проговаривайте свои действия. есть хоть 1 полноценное слово, значит, нервно-психическое развитие малыша в норме. Не сравнивайте, пожалуйста, своего ребенка со сверстником-болтуном. Это разные дети и они имеют право на индивидуальное развитие. Сравнивайте своего ребенка с ним самим.

Сейчас малыш начинает использовать упрощенные слова («ням-ням», «бух», «да», «надо», «дай»), активно использует звукоподражание. Чаще разговаривайте с ним – это будет пополнять его словарный запас, и он охотнее будет делиться с вами новыми словами.

Похожие публикации