Все на лыжню! Когда можно ставить ребенка на лыжи? Учимся кататься на лыжах.

Традиционно тренера рекомендуют начинать обучение ребенка ходьбе на лыжах и горнолыжному спорту с 4 – 5 лет. Однако часто (что заметил еще доктор Бенджамин Спок), родители – горнолыжники пытаются научить своего ребенка кататься на лыжах еще до того, как он научится ходить. Чем меньше ребенок, тем тщательнее нужно выбирать лыжи для него.

Как выбирать лыжи: по росту или весу?

Общепринято, что лыжи необходимо выбирать по росту. Очень приблизительно, для начинающих лыжников длина лыж должна быть на 20 см меньше их роста, для «продвинутых» ─ на 10 см. меньше роста.

В случае выбора лыж для детей до 7 лет подобное правило обычно неприменимо. Чтобы ребенок мог кататься – его вес должен быть способен прогнуть лыжу так, чтобы ее средняя часть касалась снега. Иначе, даже наиболее тщательно выбранные лыжи будут зарываться в снег.

Поэтому, выбирая лыжи для ребенка, который только учится кататься, нужно следовать следующему правилу: если вес ребенка менее 20 кг, нужно выбирать лыжи длиной около 70 см. Если вес ребенка составляет 20-30 кг, следует выбирать лыжи длиной около 90 см. В случае, если вес ребенка 30-40 кг, нужно выбирать лыжи длиной около 100 см. Для детей весом более 40 кг лыжи выбирают так же, как и для взрослых.

Впрочем, это правило справедливо лишь для начинающих юниоров. Когда ребенок овладеет азами лыжного спорта, он научится прогибать лыжу усилием ноги. Тогда уже можно будет ему выбрать более длинные и скоростные лыжи по росту.

Еще один нюанс: необходимо отличать лыжи, специально рассчитанные на детей, от так называемых «ски-бордов» ─ укороченных лыж для взрослых. Ски-борды, хоть и имеют подходящую для ребенка длину, но они очень жесткие и снабжены не отстегивающимися креплениями. Выбирать такие лыжи для ребенка категорически нельзя. Ребенок не сможет у правлять жесткими ски-бордами, и попытка поставить ребенка на лыжи выльется в травмы и испорченные зимние каникулы.

Как выбирать лыжи: лыжи на вырост

Выбор лыж для ребенка всегда индивидуален. Поэтому, выбирая лыжи для ребенка, лучше проконсультироваться с инструктором или попытаться найти квалифицированного консультанта в магазине спортивного снаряжения.

При выборе лыж для ребенка существует лишь одно непреложное правило – ни лыжи, ни ботинки, нельзя покупать «на вырост». Лыжи необходимо выбирать именно под «текущие» габариты ребенка.

Вопреки распространенному стереотипу, основная причина детского травматизма при катании на лыжах кроется не в коварстве склонов, а в банальном желании родителей сэкономить на ежегодной покупке новых ботинок.

Обычно, производители лыж выпускают детские модели в тех же ценовых категориях, что и для взрослых: «профессиональные» лыжи с использованием передовых технологий и материалов, лыжи «средней» ценовой категории, рассчитанные на широкий круг любителей и лыжи «эконом-класса» для новичков.

Однако эти категории лыж отличаются не только ценой. Лыжи более низкой ценовой категории мягче и легче в управлении, чем лыжи более высокой, но они способны развить меньшую скорость.

Для большинства детей следует выбирать лыжи средней ценовой категории (на первых занятиях малышу, конечно, будет проще тренироваться на самых простых лыжах, но практика показывает, что дети обучаются азам лыжного спорта очень быстро и уже спустя пару недель катание на лыжах «эконом-класса» ребенку станет неинтересно).

Лыжи «профессионального» класса стоит выбирать лишь в том случае, если ребенок собирается серьезно заниматься спортом и уже достиг определенных успехов.

Как выбирать лыжи: ботинки, крепления, палки

К ботинкам применимы те же правила, что и к выбору лыж – нужно приобретать специальные ботинки для детей (обычно они имеют всего одну мягкую клипсу и ребенок сможет самостоятельно снимать и одевать ботинки). Даже для подростков 10-14 лет лучше выбирать специальные подростковые модели ботинок, а не женские ботинки небольшого размера (хотя подростковые ботинки найти тяжелее).

Модели для подростков могут в точности повторять форму и размер взрослого ботинка, но они облегчены. В любом случае, покупая лыжные ботинки для подростка, убедитесь, что он может согнуть ботинок, а не стоит в них, как в кандалах.

Тем более нельзя надевать на ребенка взрослые ботинки, зафиксировав их на голени затягиванием клипс. Следует помнить, что для управления лыжами важна не только жесткая фиксация ботинка на ноге, но и соответствие размера стопы центровке крепления.

Отдельного упоминания заслуживает выбор креплений: для ребенка следует выбирать специальные крепления. Даже самые «мягкие» варианты креплений для взрослых не обеспечивают необходимого уровня безопасности. Также, стоит предварительно зайти в мастерскую и отрегулировать силу усилия, вызывающего отстегивание ботинок. Чем меньше ребенок катался, и соответственно, чаще будет падать, тем меньше должна быть эта величина.

Палки для ребенка выбирают по тем же критериям, что и для взрослых – по

Лыжная подготовка дошкольников

Мир ребенка - это прежде всего движения, непрекращающаяся ежедневная и многочасовая двигательная активность. И она не утомляет, не угнетает, а "строит" его. Наиболее качественным "строительным материалом" является двигательная деятельность, основанная на использовании природных факторов и обеспечивающая связь и всестороннее взаимодействие детского организма с внешней средой существования.

Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности территориально-климатические условия России создают уникальные возможности для использования лыж и через них целого комплекса целительно-оздоровительных естественных природных факторов. Для всех занятий, прогулок, игр, развлечений на лыжах характерно достоинство, которое выразительно отображено русской пословицей:

"Мороз не велик, а стоять не велит".

Наш соотечественник, известный ученый-гигиенист И.М. Саркизов-Серазини так обосновал целительную силу движений человека в условиях низкой температуры:

"Микробы не любят холода. Они так же, как и животный организм, любят температуру выше нуля, и мороз на них действует губительно... Земля, покрытая надолго слоем снега, не позволяет микробам возрождаться и не шлет в воздух клубы пыли... На свежем, морозном воздухе обмен веществ совершается быстрее, улучшается аппетит, исчезают многие недуги. И люди, не боящиеся морозного дня, подвергающие свое тело влиянию физических упражнений, связанных с тем или иным видом спорта, особенно чувствуют на себе оздоравливающее влияние напоенного кислородом, более чистого морозного воздуха".

При передвижении на лыжах в достаточно энергичную и продолжительную работу включаются все крупные мышцы человека. Благодаря этому происходит интенсивное насыщение организма свежим, морозным, живым воздухом, который и является основой здоровья, фундаментом гармоничного развития ребенка.

С учетом закономерной последовательности в овладении жизненно важными двигательными навыками обучать передвижению на лыжах можно уже 2-летних малышей, которые уверенно сохраняют равновесие в обычной ходьбе и при беге.

Обучать лыжам надо так же, как и ходьбе, т.е. без помощи родителей малышам не обойтись. Для эффективной и безопасной лыжной подготовки необходимо прежде всего выполнить ряд требований к инвентарю и одежде.

Лыжный инвентарь должен соответствовать индивидуальным росто-весовым показателям ребенка. Особенно затрудняют обучение лыжи и палки, приобретенные "на вырост". Длина лыж должна быть чуть выше (примерно на 10 см), а длина палок чуть ниже (на 10-15 см) роста малыша. Чем меньше вес ребенка, тем меньше и прогиб (жесткость) лыж - расстояние между лыжами в средней, утолщенной, части при их соединении скользящими поверхностями. Лыжи подходят как деревянные, так и пластиковые. Особенно удобны пластиковые лыжи с чешуйчатой скользящей поверхностью: они не требуют смазки при изменении погоды.

Лыжные палки пригодны из любого материала, предпочтительнее более легкие. На палках необходимы ремешки (петли) для кистей рук, кольца (сегмент) упора и штырьки на концах. Желательно иметь на палках специальную рукоятку. Отсутствие или обрыв ремешка вынуждают ребенка часто терять палку и сильно зажимать ее в кулак, затрудняя отталкивание. Палки без колец упора проваливаются глубоко в снег, при отсутствии штырей они проскальзывают. Все это приводит к потере равновесия и, как правило, к падениям. Перед пользованием палками надо в домашних условиях объяснить и главное показать ребенку способ держания: кисть продевается в ремешок снизу и опирается на него, при отведении назад палка свободно удерживается в основном тремя пальцами - большим, указательным и средним, при толчке нельзя зажимать ее в кулак.

Из многочисленных моделей лыжных ботинок предпочтительнее с удлиненным, защищающим от снега голенищем, по размеру свободные (примерно на два номера больше), но не слетающие с ноги при ходьбе. Можно использовать и повседневную зимнюю обувь - валенки, сапоги, ботинки, утепленные высокие кроссовки.

Сейчас промышленность выпускает лыжные крепления различных конструкций, главное при их выборе - надежность, удобство и простота в обращении. Для лыжных ботинок в зависимости от модели могут подойти рантовые, носковые или полужесткие крепления. Под обычную зимнюю обувь используют только полужесткие и мягкие крепления с пяточным кожаным или резиновым ремнем, затягивая который обеспечивают прочное сцепление обуви с лыжей. Самой удобной является конструкция, позволяющая ребенку быстро надевать и снимать лыжи вначале с помощью взрослых, а затем и самостоятельно.

Лыжная одежда, как и инвентарь, тоже имеет свою специфику. Даже самый солнечный, безветренный, с небольшим морозцем, благоприятный день может быть испорчен для ребенка, если он насквозь промок и замерз. "Мокрые" лыжные прогулки весьма нежелательны и для здоровья. Верхняя одежда (куртка и брюки или комбинезон) должны быть из ветроводонепроницаемой ткани. Если есть выбор, надо отдать предпочтение раздельным куртке и брюкам - так одежда меньше промокает, ее легче сушить, а в случае необходимости можно заменить только одну часть. Вполне допустимо, если комбинезон или куртка с брюками чуть великоваты. Главное, чтобы впору была внутренняя одежда: футболка, рубашка, свитер, особенно колготки и шерстяные носки. Хорошо подогнанное нижнее белье убережет от весьма неприятных потертостей. Детям очень нравится лишний раз поваляться в снегу, поэтому желательно иметь варежки или рукавички, обшитые водонепроницаемой тканью. Они должны быть, конечно, теплыми и в меру свободными. Шапочка предпочтительнее шерстяная, плотно прилегающая к голове и закрывающая уши. Шарф лучше заменить свитером с высоким воротом.

Можно по-разному одеть детей, в чем, несомненно, отражаются вкусы и материальные возможности родителей. Однако имеются некоторые общие рекомендации к лыжной одежде:

Не кутайте детей, как эскимосов, - это затрудняет движения;

Дошкольники более чувствительны к морозу, чем подростки.

Если верхняя курточка легкая, то один дополнительный свитер под нее будет кстати;

Хороши шерстяные вещи, но только не наружу, так как шерсть сильно собирает снег и поглощает влагу, а детям очень нравится поваляться в снегу; помните и о том, что ребенок будет часто падать;

Необходимы запасные рукавички или варежки для замены мокрых, к тому же дети поразительно часто их теряют;

Проверьте, нет ли грубых швов в носках и нижнем белье ребенка, это может привести к потертостям;

Выбирайте верхнюю одежду с такой застежкой, чтобы ребенок мог застегнуть сам, в том числе и замерзшими руками;

Отдавайте предпочтение одежде, которую можно сравнительно легко чистить и стирать - ребенок обязательно найдет достаточно грязи даже на снегу.

С дошкольниками заниматься лыжами рекомендовано лишь в морозную погоду при температуре от -1 до - 12°С, для детей 2-4 лет - до -8°. В ветреную погоду нижняя граница повышается еще на 2-3°. При сильном ветре (скорость 6-10 м/с), когда заметно качаются деревья, дым прибивается к земле, а на открытой местности пурга, лыжную прогулку надо отменить.

Исключительно важно дать ребенку основы знаний по гигиене, сообщив простейшие правила и гигиенические требования к занятиям на лыжах:

Нельзя салиться и тем более ложиться на снег даже при сильной усталости;

Запрещено использовать снег для утоления жажды;

Недопустимо снимать шапочку и расстегиваться, когда стало жарко.

Полезно напоминать ребенку об этом перед каждым выходом на лыжную прогулку.

Важно обратить внимание на то, что после выноса лыж из теплого помещения нельзя сразу класть их на снег, необходимо хотя бы немного (около 5 мин) охладить. Если пренебречь этим требованием, снег прилипнет к лыжам, они подмерзнут, придется долго и с трудом очищать их от снега и льда.

Сдерживайте себя от чрезмерной опеки. Ребенку, особенно на первых порах, очень хочется быть настоящим лыжником и самому нести лыжный инвентарь. Не упустите этот момент, закрепите естественные желание и интерес объяснением и показом простейших правил транспортировки: скрепленные лыжи надо расположить горизонтально носками вперед и зажать в подмышечной впадине, обхватив рукой снизу; палки взять в другую руку за середину кольцами назад.

Для занятий на лыжах надо выбрать ровную площадку недалеко от дома, используя двор, ближайший стадион, сквер, и повозможности максимально защищенную от ветра кустарником, другими лесопосадками. При выборе или прокладке лыжни учитывайте направление ветра - он должен быть по ходу и дуть ребенку в спину.

Важнейшим двигательным действием лыжника является скольжение, которого нет в привычных для ребенка ходьбе и беге. И начинать обучение надо с ходьбы на лыжах, палки использовать только для поддержания равновесия. А если ребенок обходится и без них, просит взять его руку, не надо препятствовать, удовлетворите его желание. Не обращайте внимания и на выпрямленное при движении туловище, пусть все будет, как в хорошо знакомой и привычной ребенку ходьбе, только с лыжами на ногах. При этом обязательно подчеркните и заинтересуйте малыша тем, что на лыжах можно легко передвигаться даже по глубокому снегу. Обучая, не забывайте о том, что в силу анатомо-физиологических и психологических особенностей дошкольники лучше воспринимают показ упражнений, чем их объяснение.

Наряду с ходьбой на лыжах для выработки чувства лыж, чувства снега, овладения специфическими для лыжника равновесием и координацией движений в условиях единой биомеханической системы (лыжник - лыжи - палки) используют следующие упражнения:

Перенос веса тела с одной ноги на другую, не отрывая лыжи от опоры;

Стоя на двух лыжах, опуститься в полуприсед и затем подняться;

Поочередное поднимание и опускание носка и затем пятки лыжи при небольшом сгибании обеих ног в колене;

Поднимание согнутой ноги назад и вперед с отрывом вначале пятки, затем носка лыжи;

Поднимание согнутой ноги вперед с расположением и удержанием лыжи параллельно лыжне;

Прыжки на месте с ноги на ногу;

Прыжки-подскоки на месте на двух лыжах;

Небольшие махи слегка согнутой ногой назад и вперед;

Стоя на чуть согнутых в коленях ногах и немного наклонив туловище, поочередные махи прямыми руками вперед (до уровня глаз) и назад (немного дальше бедра);

Небольшой выпад вперед правой, затем левой ногой;

Поочередный выпад вперед с махом то левой, то правой рукой вперед и назад при разноименном сочетании работы рук и ног;

Поочередные махи носками лыж вправо и влево;

Поочередное поднимание и перестановка носков лыж в сторону;

Поворот переступанием на месте вокруг пяток лыж - носки лыж поочередно приподнимают и переставляют вправо или влево, а пятки лыж не отрывают от снега;

Поворот переступанием на месте вокруг носков лыж; когда приподнимают и переставляют вправо или влево только пятки лыж, а носки остаются на месте;

Приставные шаги в сторону. Все упражнения выполняют как С опорой, так и без опоры на палки, постепенно увеличивают количество повторений и темп выполнения. Дозировка нагрузки определяется подготовленностью, самочувствием, настроением ребенка. Перегрузки и насилие недопустимы. Надо шире использовать игровые формы выполнения упражнений, например:

Нарисуй лыжами на снегу веер для себя - поворот переступанием вокруг пяток лыж на 90°;

Нарисуй веер для друга - поворот переступанием вокруг носков лыж на 90°;

Нарисуй лыжами на снегу две снежинки, выбери самую красивую - поворот на 360° переступанием вначале вокруг пяток лыж (первая снежинка), затем вокруг носков лыж (вторая снежинка);

Нарисуй на снегу "лыжную гармошку" - переступание в сторону поочередно носками и пятками лыж;

Покажи стоящего аиста - сильно согнутую ногу поднять вперед и как можно дольше удерживать лыжу горизонтально.

Гораздо эмоциональнее ребенок выполняет эти задания, если в играх участвуют и родители.

Перечисленные упражнения помогут ребенку овладеть чувством лыж и чувством снега, чтобы перейти к последующему изучению ступающего и скользящего шагов.

Все упражнения относительно просты и не требуют какой-либо сложной методики обучения, достаточно показать и объяснить требования к его выполнению. Главная задача - добиться точности движений, что способствует развитию специфичной координации и умению управлять лыжами.

Отбор упражнений, объединение их в общую систему, последовательность выполнения предусматривают постепенное повышение координационной нагрузки, обеспечивают взаимосвязь отдельных движений. Скоростное прохождение всей системы упражнений не обеспечит координационной готовности к овладению многочисленными способами передвижения на лыжах.

Если из-за неблагоприятных погодных условий или по другим причинам занятия проводятся не совсем регулярно, при их возобновлении после перерыва необходимо обязательно повторить все то, чему ребенок уже научился.

Ступающий шаг - основное подводящее упражнение к овладению скольжением на лыжах. Его выполняют в различных постепенно усложняющихся условиях:

По накатанной лыжне;

По целине с неглубоким и затем более глубоким снежным покровом;

Зигзагом обходя кусты, деревья, пеньки, скамейки, другие ориентиры.

Передвижение ступающим шагом, т.е. без скольжения на лыжах, как правило, не вызывает у ребенка особых затруднений. Важно подчеркнуть следующие элементы и овладеть ими:

Перекрестной (разноименной) координацией движений в работе рук и ног, как и в обычной ходьбе;

Полным переносом при каждом шаге веса тела с одной ноги на другую;

Большим по сравнению с обычной ходьбой наклоном туловища;

Специфическими маховыми и толчковыми движениями руками: когда мах вперед слегка согнутой в локтевом суставе рукой выполняют до уровня глаз, а толчок заканчивают за бедром.

При целостном освоении ступающего шага необходимо достичь свободных, размашистых, ритмичных, скоординированных движений рук и ног при небольшом наклоне туловища и полном, доведенном до автоматизма, контроле положения лыж, не допуская их скрещивания.

Когда ребенок освоит ступающий шаг, объясните и покажите ему, как на лыжах можно двигаться быстрее: для этого надо не шагать, а толкаться и скользить, используя палки не для поддержания себя и сохранения равновесия, а для отталкивания и увеличения скорости.

Первые скользящие шага выполняют на проложенной под небольшой уклон хорошо накатанной лыжне из двух исходных положений:

Из стойки лыжника, при которой ноги слегка согнуты в коленях, туловище чуть наклонено вперед, руки опущены, кисти у коленного сустава; из этого исходного положения делают энергичный шаг вперед с последующим небольшим скольжением на одной ноге, затем шагают и скользят на другой ноге, дальше повторяют такие же скользящие шаги;

Разбежаться на выпрямленных ногах ступающим шагом и затем, набрав скорость и слегка приседая, перейти на скользящие шаги по лыжне.

Чередуя упражнения из этих исходных положений, обращают внимание на полный перенос веса тела во время скольжения с одной ноги на другую.

Для освоения одноопорного (свободного) скольжения, постепенного увеличения длины скользящего шага, овладения согласованными движениями рук и ног, развития равновесия полезны следующие простейшие упражнения:

После небольшого разбега ступающим шагом скольжение на одной лыже до полной остановки, вторую слегка приподнять над лыжней;

Лыжный самокат - продолжительное скольжение на одной лыже за счет отталкивания другой;

Скользящие шага с широким ритмичным размахиванием руками и характерной для лыжника амплитудой;

Скользящие шага, заложив руки за спину;

Длительное скольжение то на одной, то на другой лыже по лыжне, проложенной под уклон;

Скользящие шаги с палками в руках, удерживаемыми за середину - следить за махом руками вдоль лыж, а не перед грудью;

Скользящие шага с поочередным отталкиванием палками - попеременный двухшажный классический ход в полной координации.

Слабая физическая подготовка и недостаточно развитое чувство равновесия не позволяют дошкольникам выполнить полноценное одноопорное скольжение. Надо все-таки добиваться того, чтобы, во-первых, ребенок полностью переносил вес тела на опорную ногу и хотя бы немного скользил на одной лыже. И, во-вторых, при скольжении, опуская после толчка маховую ногу на снег, нельзя загружать и переносить на нее вес тела, так как возникает грубейшая ошибка - двухопорное скольжение, исправлять которую впоследствии очень трудно.

Техника лыжника включает более 50 способов передвижения на различном рельефе и при изменении условий скольжения. По мере овладения ступающим, а затем скользящим шагом и в целом попеременным двухшажным ходом дошкольников обучают и другим лыжным ходам, включая коньковые, стойкам спусков, способам подъемов, торможений и поворотов в движении.

Из одновременных ходов, основой которых является одновременное отталкивание руками, наиболее доступным является одновременный бесшажный ход. Его используют при движении под уклон по хорошо накатанной лыжне и при наличии хорошей опоры для палок. При непрерывном скольжении на двух лыжах скорость поддерживается только за счет одновременных толчков руками. Обратите внимание на то, чтобы при отталкивании ребенок чуть больше обычного наклонял туловище, а при выносе палок вперед -выпрямлялся.

Из коньковых ходов дошкольники предпочитают полуконьковый и реже - од-новременный двухшажный коньковый. При полуконьковом ходе одна лыжа непрерывно скользит по лыжной колее, а вторую ставят под углом к направлению движения и ею выполняют отталкивание. На каждый толчок ногой делают одновременное отталкивание руками, эти толчковые движения совпадают по времени. Следите за тем, чтобы ребенок использовал для отталкивания то одну, то другую ногу. Толчки одной ногой чреваты асимметричным развитием скелетно-мышечного аппарата. Для равноценного использования отталкивания обеими ногами лыжную колею надо прокладывать и справа, и слева от толчковой нога.

В одновременном двухшажном коньковом ходе обе лыжи располагают под углом к направлению движения, В каждом цикле этого хода выполняют два скользящих коньковых шага и одно отталкивание палками. На первом шаге палки маховым движением выносят вперед, на втором - выполняют ими отталкивание. Этот ход используют на хорошо укатанном и достаточно широком снежном полотне.

При обучении спускам обратите внимание ребенка на особую посадку, которая обеспечивает устойчивость на спуске. Надо слегка присесть, наклонить туловище почти параллельно склону, опустить руки и, расположив кисти чуть впереди коленей, крепко держать палки обязательно штырями назад. Подчеркните необходимость сохранения этой посадки от начала и до самого конца спуска. Если ребенок боится спуска, надо съехать с ним вместе. Для этого встают за ребенком и располагают его между своими лыжами.

Самым доступным способом преодоления подъема для дошкольников является лесенка. Вначале повторите на ровном участке приставные шага в сторону. Затем у подножия склона надо встать боком, верхнюю лыжу поставить на наружный кант, а нижнюю - на внутренний. Из этого исходного положения выполняют приставные шаги вверх по склону.

Тормозят дети на спусках чаще всего падением. Самым безопасным является падение на бок, при котором надо присесть, как можно быстрее поставить лыжи поперек склона, палки крепко держать обязательно штырями назад, чтобы не наткнуться на них. Вставать надо только после полной остановки. Лежа на боку, параллельно соединяют лыжи, располагают их поперек склона и подтягивают к туловищу. Встают, опираясь на верхнюю, а затем и на нижнюю палку.

Надо объяснить ребенку, что настоящие лыжники падением не тормозят, используют для этого другие способы. Самым надежным является торможение плугом, при котором пятки лыж разводят в стороны, затем ставят лыжи на внутренние ребра, слегка сгибая нога и соединяя колени. При этом нельзя допускать скрещивания носков лыж. Чтобы ребенку были понятны требования к торможению плугом, весьма желателен образцовый показ родителей.

Для изменения направления движения на равнинных участках и на спусках чаще всего используют поворот переступанием, при котором, энергично отталкиваясь наружной в повороте ногой, выполняют коньковые шаги в направлении поворота.

По мере взросления, в школьные годы, будут освоены и другие лыжные ходы, способы подъемов, спусков, поворотов, торможений, преодоления неровностей. Фундамент лыжной подготовки, заложенный в дошкольном возрасте, - это целебный, неисчерпаемый источник нравственного и физического здоровья, духовного и телесного совершенствования вашего ребенка в будущей взрослой жизни.

Предварительный просмотр:

Учим ребенка кататься на лыжах и коньках

Юный лыжник. Если вы – любитель покататься на лыжах, то вам, скорее всего, захочется «поставить» на лыжи и свое чадо. А почему бы и нет? Вот только возраст ребенка должен быть при этом не менее 5 лет.

Конечно, начинать обучение ребенка катанию на лыжах можно и с более раннего возраста, однако надеяться на отличные результаты не стоит. Максимум, чему вы сможете обучить трехлетку – это ходить на лыжах.

С чего же следует начинать свои первые занятия? Для начала найдите ровную защищенную максимально от ветра местность. Направление начинающего лыжника должно быть таким, чтобы ветер дул ему в спину, словно подгоняя вперед. Температура воздуха от -1 до -10 градусов будет наиболее благоприятной.

Обучаем ребёнка кататься на лыжах

Итак, площадка выбрана - начинаем учиться передвигаться на лыжах. Палки ребенку на первом этапе обучения не понадобятся, уж не настолько они держат равновесие. Для начала рекомендуется освоить несколько несложных упражнений, можно в игровой форме, чтобы ребенку было интересно.

Помогут юному лыжнику привыкнуть к лыжам следующие упражнения:

Приседания на одном месте.

Прыжки в положении стоя на двух ногах, а также прыжки с одной ноги (лыжи) на другую.

Упражнение «аист» - ребенок приподнимает ногу, согнутую в колене, и удерживает горизонтально лыжу.

Шаги в стороны.

Следующий шаг – ходьба. Первые попытки ходьбы на лыжах лучше делать по накатанной лыжне, по неглубокому снегу. Дальше – учите ребенка ходить зигзагом, минуя препятствия на пути. Когда же этими навыками ребенок овладеет, можно переходить к скользящим маневрам.

Как и ранее, необходимо найти подходящую местность – как нельзя лучше в этом случае подойдет проложенная под уклоном и накатанная хорошо лыжня. Объясните ребенку, как нужно более быстро, отталкиваясь и скользя, передвигаться на лыжах. Покажите на своем примере.

Освоить скольжение помогут такие упражнения:

Ребенок разбегается и скользит до полной своей остановки на одной лыжне, вторую при этом приподнимает и удерживает.

Ребенок скользит на одной лыже, второй – отталкивается.

Шаги скользящие, руки находятся за спиной.

Шаги скользящие, ребенок поочередно отталкивается палками.

Если ваше чадо справится с поставленными перед ним задачами, и первые занятия пройдут не зря, то он вполне сможет составить вам компанию для прогулки на лыжах. А вскоре ребенок и сам поймет, что кататься на лыжах можно не только таким способом, но и другими, более быстрыми, и, поверьте, ему будет это интересно.

Учим ребёнка кататься на коньках

Как и с лыжами, учить ребенка кататься на коньках лучше не на искусственном льде спортивного сооружения, а на самом обычном уличном катке. Важно учитывать, что в катании на коньках задействуются все мышцы ног, спины и брюшного пресса. Как правило, у ребенка 3-х лет все эти мышцы уже развиты очень хорошо, но закрепляющие упражнения все же не повредят. Перед выходом на лед в качестве небольшой разминки желательно повторять такие движения, как приседания, прыжки, подскоки, делая их, соответственно, на коньках.

Выходя на лед, первое время начинайте с простейшего – шаги вперед, приседания на одном месте, прохождение площадки боком приставным шагом. И самое главное – помните, что лед очень скользкий, и ребенок будет чувствовать себя на нем какое-то время неуверенно и уязвимо, а потому важно научить его правильно падать на льду, группироваться и вставать.


Время каникул принято проводить вместе с семьей - и лучше всего, конечно, на свежем воздухе! Выбор развлечений широкий: можно кататься с малышом , можно научить его езде , а можно - и на лыжах. Польза от такого спорта для детей огромная!

Когда и как начать обучение лыжам?

Самый первый вопрос родителей в этой ситуации: когда можно начинать? Ответ во многом аналогичный, как и в случае с коньками: ребенок готов осваивать лыжи, как только научился уверенно ходить, бегать, прыгать и приседать - то есть с 2-3 лет. Подтверждением этого выступают и специализированные секции, которые готовы дать базовые навыки беговых и горных лыж деткам от 3-4 лет. Причина столь раннего старта проста: именно в этом возрасте малышу легче всего даются новые приемы перемещения в пространстве, поскольку и обычные для него еще в новинку. Более того, занятия лыжным спортом даже в самом простом виде способствуют развитию организма: ребенок учится держать равновесие, у него улучшается координация движений, укрепляются мышечная система, сердце и дыхательные пути. Потому не бойтесь начинать в юном возрасте - главное, чтобы лыжи вызывали у малыша интерес и приносили истинное удовольствие!

Если вы показали ребенку лыжников (на улице или на видео), и он выразил желание попробовать силы, переходите к следующему этапу - подготовке. Учтите ряд факторов:

Снаряжение. Для дебютных попыток лучше обойтись без дорогостоящих покупок - возьмите лыжи с палками напрокат. Подбирать их надо по росту (лыжи чуть выше ребенка, палки до подмышек) и жесткости (детям нужны помягче, чтобы они могли их продавливать при отталкивании).

Обувь. Самый простой вариант - обычные , подобрав для них лыжи с универсальными креплениями. Но способ не самый удачный: лишь лыжные ботинки обеспечат действительно надежную фиксацию ноги.

Одежда. Спешить с приобретением специализированного костюма не стоит - лучше обойтись стандартным зимним нарядом, тем же . А если ребенок войдет во вкус и тренировки станут регулярными, тогда уже можно приобрести водо- и ветронепроницаемые штаны и курточку.

Время. Выберите ясный, безветренный и не слишком морозный день (с температурой не ниже минус 10-12 градусов), и с хорошим настроением отправляйтесь в парк всей семьей.

Чему нужно учить в первую очередь?

Впрочем, начать нужно до того, как вы выберете подходящий по погоде день. Как и в случае с коньками, проведите подготовительную работу дома. Пусть малыш наденет лыжи и попробует походить в них дома, поднимая ноги, как обычно. Сначала, разумеется, он будет путаться, лыжи будут цепляться друг за друга, но в этом нет ничего страшного. Опыт придет - и ребенок поймет, как ставить ноги, чтобы лыжи не пересекались. Также покажите ему, как надевать и снимать лыжи, как правильно стоять на них, слегка согнув ноги и наклонившись вперед, как держать лыжные палки, предложите попробовать подпрыгнуть в лыжах. Эти упражнения станут важным базисом для уверенности ребенка, когда он окажется на снегу. И если с такими тренировками проблем нет, можете смело отправляться на улицу.

Найдите ровный участок длиной метров 100-200 с укатанным снегом, в идеале с проложенной лыжней (впрочем, вы можете сделать ее и сами за 10-15 минут). Но не спешите ставить на нее ребенка! Сперва научите его падать. На лыжах это случается не реже, чем на коньках, потому от правильности падения зависит снижение риска травм. Объясните малышу, что падать не страшно и не больно, если делать это верно: заваливаясь набок (не вперед и не назад), сгруппировавшись и не выставляя рук. Пусть попробует это под вашим контролем - дети любят валяться в снегу, и такой урок будет веселым и комфортным, избавит от возможного страха. Следующее упражнение - учим разворачиваться на месте (без этого вам придется постоянно поднимать малыша и ставить в нужном направлении). Покажите, как поднимать ногу, чтобы задняя часть лыжи осталась внизу, а затем переносить в нужную сторону - и затем повторяем другой ногой. Поможет сравнение, знакомое ребенку: вспомните, как вы нарезаете пирог на ломтики ножом: он должен «разделить» снег вокруг себя лыжами на «ломтики», «дольки» или «нарисовать» солнышко.

Как скользить на лыжах?

Если малыш уже и стоит ровно, и ходит, и даже разворачивается на месте пусть медленно, но верно, можно переходить к главному - скольжению на лыжах. Сначала ребенка нужно покатать самим: пусть он стоит на лыжах в правильной стойке, ухватившись за вашу лыжную палку, а вы его тяните за собой. Не увлекайтесь, достаточно 5-10 минут, чтобы ваше чадо почувствовало скольжение и удовольствие от него. А затем предложите отталкиваться самому, чтобы скользить. Самый простой метод - так называемый попеременный ход. Из стойки надо вытянуть немного вперед одну ногу так, чтобы лыжа не отрывалась от снега, при этом вес тела переносим на эту ногу. Затем пробуем сделать аналогичное движение другой лыжей, также сместив массу уже на эту ногу (и тело не должно отклоняться назад). С первой попытки у ребенка это хорошо не выйдет, потому будьте рядом и страхуйте его. После десятка «скользящих» шагов под вашим вниманием (и демонстрации личного примера!) у него получится!

Что касается лыжных палок, особой необходимости в них в 3-4 года нет - они нужны скорее для привычки. Но если хотите, можете предложить ребенку их использовать. Покажите, зачем они нужны - чтобы отталкиваться от снега и ехать быстрее. Важно не просто упираться палкой, а делать это правильно: ее нужно ставить «под себя», забрасывание ее вперед не даст ему возможности упереться в нее и оттолкнуться, ее лапка-упор должна быть ближе к телу, чем собственно ладошка, держащая палку. Покажите, что лыжные палки можно использовать как попеременно (левая нога вперед, правая рука вперед, потом наоборот), так и одновременно (в этом случае можно вообще не отталкиваться ногами). Хотя все же бесшажный ход сложен для детей, оставьте его на «вырост». То же самое касается и конькового хода (когда лыжами отталкиваются в стороны, как при катании на коньках), только причина другая. Такой способ несет риск повредить голеностоп, его лучше пробовать после 6-7 лет.

Торможение, подъемы, спуски…

Когда ребенок уверенно скользит, важно научить его и быстро останавливаться. Способов торможения на лыжах несколько, какой выбрать - дело вкуса. Обратите внимание, что дается малышу легче - и соответственно под эти навыки покажите, как эффективно замедляться. Вариантов несколько. Так, можно начать с «плуга»: когда носки лыж сводятся вместе, но не съезжаются - этот прием подходит и для равнины, и для спуска. Есть вариант так называемого «полуплуга»: одна лыжа скользит прямо, вес тела переносится на нее, а другая становится под небольшим углом к ней. А вот эффектный разворот поперек движения для торможения с горы вряд ли будет освоен сразу - его можно показать, но рассказать, что к нему вы вернетесь позже, когда он будет уверенно тормозить другими приемами.

Про подъемы и спуски нужно сказать отдельно. Горнолыжный спорт маленьким деткам не рекомендован, но навыки для наклонной поверхности преподать стоит. Только найдите небольшой пологий холмик, чтобы и малышу не было страшно, и скорость спуска была минимальной. А далее делим занятия на два направления:

Подъем. Возможен либо «елочкой», либо «лесенкой». В первом случае лыжник стоит лицом к склону и, слегка разведя носки, шагает по очереди так, чтобы боковым ребром слегка упираться в снег - этот прием подходит для простых склонов. Крутые - требуют второго метода. Лыжник стоит уже боком и сначала переставляет повыше верхнюю ногу, переносит на нее вес, а потом подтягивает нижнюю, оставляя лыжи параллельно друг другу. И, конечно, в обоих случаях можно помогать себе палками.

Спуск. Здесь проще: занимаем правильную стойку, наклоняемся вперед, пытаемся пружинить ногами: чем круче горка и выше скорость, тем сильнее наклон и больше согнуты ноги. Конечно же, на словах это просто, но в реальности ошибок будет много. Потому первые спуски лучше находиться рядом с малышом. И хорошо, если он, допустим, будет иметь возможность держаться за выставленную прямо перед ним лыжную палку папы или мамы.

Впрочем, это, пожалуй, уже лучше доверить профессионалам. Грамотный тренер, имеющий опыт работы с маленькими детьми, быстрее найдет к ним подход и подскажет нюансы, благодаря которым ребенок станет уверенно выполнять все приемы. А для первых занятий с родителями малышу достаточно 20-30 минут, за которые он успеет пройти до 500-700 м. И лучше не растягивать удовольствие, ребенок устанет. Правильнее ограничить тренировку, но повторить ее спустя пару дней - так у него и интерес вернется, и полученные знания не успеют забыться!

А вы уже научили своего малыша кататься на лыжах - и что для этого делали?

3 61910
Оставить комментарии 5

Спортивное развитие детей является одной из первоочередных задач воспитания. Множество видов спорта, разнообразие секций и кружков, развитие спортивных баз и тренировочных лагерей делают доступным практически любое занятие для подрастающего человека. Часто родители интересуются, как научить ребенка кататься на лыжах, можно ли сделать это самостоятельно, и с какого возраста начинать? Разобраться с этим поможет данная статья.

Когда начинать обучение

Прежде чем покупать все необходимое снаряжение, костюмы, лыжи и палки, стоит подумать, подходит ли этот вид спорта для ребенка.

Кроме того, раньше, чем в 4 года начинать осваивать катание на лыжах не стоит: опорно-двигательная система и позвоночник должны окрепнуть настолько, чтобы это не стало помехой для здоровья малыша.

Возраст в 5 лет является стартовым, когда родители могут задуматься о лыжном спорте. К этому времени скелет ребенка почти окреп, опорно-двигательная система продолжает развиваться и расти вместе со всем организмом. Физические нагрузки и правильная активность будут только способствовать дальнейшему укреплению здоровья. Спортивные центры, которые пестрят рекламой «Мы учим детей кататься на лыжах уже в 3 года!» не заслуживают доверия, поскольку ошибаются уже в самом подходе к детям.

Экипировка

Итак, вы решили, что ваш малыш уже готов встать на лыжи. Теперь нужно правильно подобрать спортивный инвентарь, а сделать это не так просто, как может показаться. Нужно будет учесть не только параметры ребенка, но и условия для катания на лыжах.

Зимний комбинезон

На первое время подойдет обычная зимняя одежда, например, комбинезон и куртка. Но лучше выбрать не очень теплую одежду, рассчитанную до -5 градусов, даже если на улице -15. Ведь ребенок будет двигаться, потеть и в таком разгоряченном состоянии ему будет сложно заниматься обучением.

Беговые лыжи и ботинки

Многие родители сомневаются, как выбрать лыжи для ребенка. Важной характеристикой их должно быть совпадение по размеру, ведь взять их «на вырост» нельзя, малыш не сможет кататься на слишком больших лыжах.

Беговые лыжи делают из дерева и из пластика. Есть и комбинированные модели, которые имеют деревянные и пластиковые вставки. Специалисты считают, что именно они лучше всего подходят новичкам.

Деревянные лыжи

Они больше подойдут тем, кто уже более-менее умеет кататься. Для детей, которые на начальных этапах обучения нередко будут падать, деревянные лыжи придется покупать не раз, т.к. они легко ломаются. Недостаток деревянных моделей и в том, что они не скользят по мокрому снегу, и их приходится обрабатывать специальной мазью.

Пластиковые лыжи

Они намного прочнее, но также имеют свой существенный недостаток – они очень скользкие, и устоять на них бывает сложно даже взрослому новичку. По лыжне раскатанной и широкой такие лыжи будут разъезжаться в разные стороны. Сейчас многие пластиковые изделия имеют противоскользящие насечки, именно такие лыжи вам и нужны.

Лыжи с мягким креплением

Для детей раннего возраста подойдут лыжи с мягким креплением. В 3 года дети легко могут травмироваться, не говоря уже о малышах помладше. Поэтому им пока не нужны жесткие крепления и лыжные ботинки. Но и в валенках ребенку будет неудобно кататься, лучше приобрести ему удобные ботинки. А вот детям в 6-7 лет и старше, которые уже умеют держать равновесие на лыжах, можно предложить «взрослые» лыжи со спортивными ботинками.

Обратите также внимание на пяточное крепление. Малышу, впервые вставшему на лыжи, будет комфортнее, если его ноги будут зафиксированы, и пятки не будут съезжать с планок. Позже, когда ребенок освоит азы лыжного спорта, такое крепление ему не понадобится. Школьники на физкультуре вовсе обходятся без «заднего» крепления даже не умея кататься, а вот малышам до 5 лет по-взрослому ездить на лыжах намного сложнее.

Лыжные палки

Теперь обсудим длину лыж и лыжных палок. Для детей 2-6 лет лучше выбрать лыжи короче, чем для более взрослых деток. Пусть они будут длиной, равной росту ребенка. Палки должны быть короче лыж, не выше плеча малыша. В 6 лет и старше детям можно взять лыжи чуть длиннее. Для классического хода идеальная длина – рост+20 см, для конькового – рост+10 см.

Нужно обязательно покупать лыжи и пакли ярких расцветок. Очень часто для детей продаются комплекты белых палок и белых лыж с небольшим рисунком. Такие палки очень часто теряются в снегу.

Горные лыжи и ботинки

Лыжи

Для новичков в лыжном спорте нужно вбирать короткие лыжи, чтобы ребенку не было слишком тяжело двигать ими на склоне. Для этого от роста ребенка отнимаем 20 см. Например, если рост 120 см, то лыжи нужно брать ровно 1 метр.

Горные лыжи лучше покупать с платформами для крепления лыж. В этом случае вам придется менять лишь ботинки, когда нога ребенка вырастет, а лыжи прослужат несколько сезонов.

Палки

Выбирая палку, ее нужно непременно примерить. Ребенок должен взять палку за ручку, при этом изгиб локтевого сустава должен составлять 90°.

Ботинки

Ботинки нельзя покупать «на вырост. Лучше купить подороже, но раздвижные. У таких есть специальный клапан, позволяющий изменить их длину на 3-4 размера.

Защита

Очень важно защитить голову ребенка от падений и ушибов, которые неизбежны в начале обучения. Шлем одевается на шапку, поэтому его тоже нужно мерить. Лыжники вместо шапочки используют балаклаву - шапку с вырезами для глаз и носа, которая защищает лицо от холода при спуске с горы.

Другие не менее важные элементы защиты - шорты и панцирь . Лыжники падают в основном на бок, поэтому важно защитить копчик и спину. Но для начинающих лыжников эти виды защиты пока не обязательны.

Глаза тоже нужно защищать от ветра и холода. Поэтому поверх шлема надеваются очки .

Некоторое оборудование и снаряжение можно взять напрокат, хотя бы до тех пор, пока не будет осознанного и твердого желания заниматься долго и серьезно. Потом костюм и лыжи можно будет купить.

Анастасия, 35 лет, мама двоих подростков: «Когда Егору было 8 лет, а Диме почти 12, мы с мужем решили научиться кататься на лыжах, и детей научить вместе с нами. Недалеко от нашего дома находится спортивный комплекс, в котором проходят занятия для детей и индивидуальные тренировки для взрослых. Но покупать все снаряжение для семьи сразу было дорого, поэтому мы решили взять лыжи, палки и ботинки напрокат. Детям так понравилось, что они продолжают ходить к тренеру и уже очень хорошо умеют кататься на лыжах. Теперь можно покупать им хорошее снаряжение, ведь я уверена, что они будут заниматься и дальше».

Как научить ребенка кататься на беговых лыжах

Если родители решили отдать предпочтение самостоятельному обучению, стоит учесть подготовительные моменты.

Примерить костюм и лыжи

Это нужно сделать первый раз нужно дома, все правильно застегнуть и зафиксировать на ребенке. Пусть малыш попробует пройтись в снаряжении, почувствует его тяжесть и удобство.

Найти укатанную площадку или дорогу

Убедитесь, что по выбранной площадке не ездят машины. Это может быть, к примеру, парк. Снег должен лежать ровным и чистым слоем, а поверхность под снегом должна быть безопасной и без препятствий.

Научить правильно падать

Перед началом движения важно научить ребенка падать в сторону. Если упасть правильно, это будет не больно, а лыжи останутся целыми.

Этап 1. Ступающий шаг

С самого начала лучше всего ребенка научить шагать в лыжах. То есть поднимать ноги так, чтобы лыжи полностью отрывались от снега. Палки при этом ребенку ни к чему, он и не сможет пока ими управлять. Когда малыш научится ступающему шагу, не будет путаться и падать, самое время перейти к следующему этапу обучения.

Этап 2. Скользящий шаг

Палки пока остаются в стороне, а мы учимся скользить. Главная задача ребенка – не отрывать ноги с лыжей от снега, а просто скользить ими вперед. Сначала правой ногой, перемещая вес тела на эту же сторону, потом левой. Здесь уже можно подключить палки. Не забываем: правая нога – левая палка, левая нога – правая палка.

Чтобы ребенок понял технику скольжения, можно помочь ему буксиром. Поставьте лыжную палку сначала с одной стороны, пусть малыш подтянется к ней одной ногой, потом повторите с другой стороны.

Сделайте два плотных снежных валика или шара и положите их перед каждой лыжей, и пусть ребенок толкает их поочередно.

При самостоятельном обучении нужно объяснить ребенку правила классического и конькового хода. Эти две техники являются базой для любых прогулок на беговых лыжах, поэтому начинаются занятия именно с них. В дальнейшем можно освоить с ребенком горные лыжи.

Классическое катание

Стойка

Для скольжения по лыжне классическим ходом нужно показать ребенку, как поставить лыжи параллельно друг другу, немного согнув ноги в коленях. Туловище при этом должно располагаться ровно. Подвинув одну лыжу вперед, ребенок должен перенести на нее свой вес, а затем подтягивать вторую.

Начало движения

Следующим видом обучения станет толчок-скольжение – техника, позволяющая набирать скорость во время движения. При этом нога делает упор не в сторону, а сверху вниз на снег. Первые шаги могут быть сложными для ребенка, дальше будет проще.

Разворот

После того как ребенок освоит скольжение с палками и без них, самое время учить его поворачивать на лыжах. Самый простой способ – переставлять лыжи, поворачивая ими в нужную сторону. Чтобы повернуть, нужно поднять лыжу так, чтобы ее конец (задняя часть) не отрывался от снега, иначе лыжа придавит вторую, и ребенок сразу же упадет. После поворота вторая лыжа становится параллельно первой, и так до тех пор, пока лыжник не повернет в нужном направлении. На снегу при этом остаются следы от лыж, которые напоминают расходящиеся солнечные лучи. Такая аналогия поможет ребенку с улыбкой обучиться новому навыку.

Коньковый ход

После обучения классическому методу можно попробовать научить ребенка коньковому ходу. Он сложнее и больше подходит для скоростного спортивного катания, поэтому лучше показывать его детям старшего возраста после 8-10 лет.

Основа конькового хода состоит из угловых рывковых движений, при которых отталкивание происходит внутренней частью лыжи и направлено в сторону.

Начинать практику лучше без лыжных палок, тренируя работу ног. Палки в дальнейшем лишь добавят скорость, но ребенок не должен перекладывать на них свой вес.

Шаг во время конькового бега должен быть широким, и направлен не только вперед, а по диагонали движения.

Учим ребенка кататься на горных лыжах

Многие родители задумываются об обучении катанию на лыжах, поскольку собираются провести отпуск в горах. Горные лыжи представляют собой особую разновидность катания, но если есть такая возможность, это стоит того, чтобы научиться. Для малышей эти техники могут быть сложными, но дети в 6 лет вполне способны научиться кататься на горных лыжах.

Стойка

Основная стойка горного лыжника – ноги согнуты в коленях, тело наклонено вперед. Катание в горах предполагает постоянные спуски со склонов, поэтому, чем ниже будет наклонен ребенок, тем быстрее он будет ехать вниз.

Учимся подниматься по склону

Даже на самом пологом склоне подняться ребенку будет очень нелегко, если он только недавно встал на лыжи. Поэтому необходимо научить его подъему. Для этого существует несколько способов, но ребенку будет достаточно знать два приема. Первый из них называется «полуелочка», а второй – «лесенка». «Полуелочный» способ подойдет для пологого склона, второй для более крутого.

Полуелочка

Полуелочный метод предполагает подъем на лыжах таким образом, чтобы одна лыжа лежала на снегу всей поверхностью, а вторая – ребром. Первая лыжа скользит прямо вверх, а вторая отводится носком наружу и переставляется вслед за первой. Получается, что одна лыжа рисует елочку, а вторая нет.

Лесенка

Это метод подъема по склону боковыми шагами. Лыжи становятся поперек склона ребрами. Сначала переставляется верхняя нога, за ней нижняя. Необходимо следить за тем, чтобы лыжа не становилась всей поверхностью на снег, иначе все старания будут напрасны. Чтобы этого не случилось, ребенку нужны передышки. Для более легкого подъема нужно научить малыша пользоваться палками.

Торможение

Научившись вовремя тормозить, ребенок легко освоит катание на горных лыжах, что является мечтой каждого начинающего лыжника.

Как говорил знаменитый французский спортсмен Жан-Клод Килли: «Горные лыжи сами по себе не являются счастьем, но вполне могут его заменить».

И ведь на самом деле спуск по горным склонам – один из самых захватывающих моментов лыжного катания.

Освоить торможение ребенку поможет образ «кусочка пиццы»: чтобы затормозить на лыжах, между ними нужно образовать угол, как треугольник отрезанной пиццы.

Этот способ у профессионалов называется «плуг». Его суть в том, что удерживая носки вместе, нужно развести задники лыж в стороны и встать на канты (ребра) лыж, с силой надавливая на них. Для того, чтобы поставить лыжи на канты, нужно свести вместе колени, не сближая ступней. Чем сильнее будет давление на задники лыж, стоящих на кантах, тем более резким будет торможение. Чтобы сохранить равновесие, необходимо с началом торможения отклоняться назад.

Повороты

Теперь можно научить маленького лыжника делать повороты на кантах лыж. Эта техника позволяет «вилять» по горному склону, увеличив длительность спуска и снизив скорость. При таких поворотах вес тела переносится то в одну, то в другую сторону.

До начала поворота снижаем скорость, встав в «плуг». Для того, чтобы повернуть, например, вправо, нужно левую ногу согнуть в колене, а затем начать ее разгибать. Лыжи, уже стоят на кантах, т.к. ребенок тормозил плугом. При разгибании левой ноги важно увеличивать на нее давление и переносить центр тяжести немного назад (т.е. вставать из позы лыжника с согнутыми коленями вверх). Эта техника поворота называется «резаный плуг».

Учимся спускаться

Вы уже понимаете, что научить ребенка кататься на лыжах не так-то просто? Но это еще не все. Что самое интереснее в лыжном спорте? Конечно же, спуск! Каждый ребенок, умеющий хоть немного управлять лыжами, мечтает прокатиться по склону, и уже не сидя в санках, а стоя на лыжах! Однако этому тоже нужно учиться, и вполне возможно, что с первого, второго и даже десятого раза это может не получиться.

Чтобы помочь на первых порах бороться со страхом, носки лыж ребенка можно соединить специальным креплением, а самим везти его вниз по склону буксиром. Ноги при этом не будут разъезжаться и положение будет устойчивым.

Перед спуском ребенку необходимо принять позу лыжника, ту, о которой мы уже говорили – согнуть колени и наклониться вперед. Затем ему нужно оттолкнуться одной ногой, вторую подтянуть параллельно первой и ехать, максимально согнув ноги. При спуске нужно делать пружинящие движения телом так, чтобы скорость не уменьшалась, а только увеличивалась. Для первого раза подойдет пологий склон, чтобы ребенок смог легко затормозить.

Дальнейшие навыки будут вырабатываться во время тренировок, и зависеть от опыта. Чем чаще и упорнее ребенок занимается, тем проще ему дается катание на лыжах. Но если у него не получается или пропало желание обучаться, не стоит настаивать. Возможно, его интересы будут лежать в другой области.

Итальянский политик и философ Джузеппе Мадзини так выразил эту мысль: «Воспитание – значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет».


Обучение у тренера или в спортивном центре

Учить ребенка кататься на лыжах самостоятельно можно, однако это будет лишь вид зимнего досуга, который не зайдет дальше любительского уровня. Тем более что многие родители не имеют понятия, как научить ребенка кататься на беговых лыжах.

Родители чаще всего учат детей обычному скольжению по снегу, тогда как тренер покажет ему и другие техники, например, научит кататься коньковым ходом.

Чтобы научить ребенка правильно кататься, а тем более выработать у него профессиональные навыки, лучше доверить процесс специалистам, которые знают свое дело.

Ирина, 37 лет, мама десятилетнего Данила: «Сын увлекся лыжами после просмотра олимпиады, сказал, что тоже хочет так научиться. Мы взяли напрокат экипировку, и пошли в лес. Но мы с мужем сами никогда не стояли на лыжах, хотя примерно и понимаем, в чем принцип катания. После нескольких часов и сотен попыток поехать, которые Даня так и не совершил, мы решили обратиться в спортивный центр. Всю прошлую зиму он тренировался в группе таких же ребят, а сейчас занимается индивидуально с тренером. Результаты видно после каждого занятия, и его, как и нас, это очень радует!»

Обучение в спортивном центре у профессионального тренера имеет множество преимуществ по сравнению с домашним любительским катанием:

Дисциплина

Систематичность занятий вырабатывает дисциплину, а школьникам это помогает систематизировать свое личное время.

Правильное начало

С первого занятия ребенок учится все делать правильно, ставить ноги, сгибать их, держать палки и др., что значительно влияет на легкость катания и формирование нужной техники.

Мотивация

Занятия в общей группе мотивируют ребенка, рождают дух соперничества, но одновременно с этим учат работать в команде.

Достижения

Регулярные тренировки, стремление добиться успехов могут стать настоящими спортивными достижениями подростка.

Таким образом, научить ребенка кататься на лыжах можно по-разному, важно понимать, зачем это нужно и насколько глубоким будет погружение в лыжный спорт. Тщательная подготовка и выбор правильного метода обучения дадут хорошие результаты, а главное, укрепят здоровье ребенка и его иммунитет.

Уже через месяц зима окончательно вступит в свои права, хотя снег уже появился на улицах многих городов. Скоро активно начнут появляться снежные горки , катки, дети на санках, а в школах появится физкультура на лыжах. Расскажем о том, как выбрать лыжи для ребенка и как научить свое чадо кататься.

Прежде чем купить ребенку лыжи, решите для себя, не проще ли будет взять их напрокат. Если вы один раз за сезон устраиваете семейную прогулку на лыжах, а в школе детей кататься выводят крайне редко, то проще взять прокатный инвентарь, дабы не тратить деньги и не захламлять балкон. Если же вы настроены регулярно проводить со своими домочадцами выходные здоровья, то несомненно лыжи должны стать постоянным спутником ребенка на зимний период.

Детские лыжи в магазинах можно встретить нескольких типов, это уже не говоря о горных. Обычно продают универсальные, классические, для конькового катания.

Для начинающих спортсменов идеально подойдут классические лыжи. На их поверхность нанесены специальные насечки, которые не позволяют лыжам скатываться назад. Развить большую скорость на таком инвентаре не удастся, но это и не нужно детям, которые только начали кататься. Единственный минус таких лыж в том, что на них налипает снег во время сырой погоды.

Для возраста 3-6 лет лыжи следует выбирать длиной чуть выше роста ребенка. Лучше, если инвентарь будет достаточно широким и простым, поскольку на начальном этапе такие лыжи будут очень устойчивы и удобны. Обратите внимание на то, что у детских лыж должны быть закруглённые носы, чтобы они были безопасными при падении.

Стоит отметить, что идеальный возрастом для начала катания считается период 4-5 лет. К этому времени у ребенка уже хорошо развита координация - она сделает обучение легким и не особо мучительным.

При выборе лыж для детей постарше ориентиром служит следующий стандарт: рост ребенка + 15-20 см.

Лыжные палки для начального этапа обучения не нужны, поскольку они скорее будут только мешать, чем помогать. В целом для детей школьного возраста при обычном катании, палки должны упираться ребенку в подмышку. Для выполнения конькового стиля выберете ребенку палки чуть выше плеча.

В лыжных палках самое главное, чтобы они были легкими, с удобными рукоятками и без острых наконечников. На конце приспособления должен быть опорный элемент в виде звездочки или кольца.

Для начинающих лыжников необходимо приобретать лыжи с креплением под обычную обувь. Это и сбережет ваши деньги, и создаст комфортное катание ребенку.

Если выбираете среди мягких креплений и полужестких, берите вторые, поскольку они не так часто будут съезжать с ноги.

Если вы берете в магазине лыжи со специальными креплениями под лыжные ботинки, то обратите внимание на то, что крепления не должны быть слишком жесткими, чтобы не сдавливать ногу ребенка. Никогда не приобретайте лыжные ботинки на вырост - экономия денег можно привести к травмам ребенка. Всегда учитывайте при покупке снаряжения рост и вес ребенка на данный момент.

Для первых тренировок не стоит приобретать специальный лыжный костюм. Лучше катайтесь в обычном зимнем комбинезоне. Для обучения хорошо подойдут ясные безветренные дни, когда температура на улице не ниже -12 градусов.

Как научить ребенка кататься на лыжах?

Как и в случае с коньками обучение стоит начать с тренировок дома. Пусть ребенок попробует встать на лыжи, походить в них. Научите ребенка ходить в лыжах так, чтобы они не пересекались - тогда при тренировках на улице у него почти не будет страха упасть.

Потренируйтесь дома, как нужно снимать и надевать лыжи, как нужно носить лыжи и собирать, а также, как правильно за ними ухаживать. Разучите основную стойку лыжника: ноги слегка согнуты в коленях, тело наклонено вперед.

Прежде, чем поставить ребенка на настоящую лыжню, научите его падать. Объясните ребенку, что падать не страшно и не больно. Нужно просто сгруппироваться и падать на бок не выставляя рук. Для того, чтобы ребенок не боялся падать, вы можете поиграть с ним, несколько раз легонько без лыж уронив в снег - тогда он поймет, что падение это даже весело.

В начале обучения покатайте ребенка на лыжах самостоятельно, чтобы он почувствовал скольжение, затем предложите отталкиваться самому. Самый простой способ - попеременный ход (скольжение поочерёдно каждой ногой). Также можно попробовать скольжение одной ногой, когда одна лыжа снята и ребенок отталкивается, как на самокате.

Важно научить ребенка торможению. Самый простой способ - это сведение кончиков лыж вместе. Также можно тормозить и одной лыжей: перенос тела на одну ногу и разворот другой лыжи немного поперек.

В зимнее время лыжная прогулка всей семьей - прекрасное времяпровождение. Особенно, если удастся выбраться в заснеженный красивый лес, где можно насладиться красотой и подышать чистым, свежим воздухом.

Вступает в свои права зима, укрывая землю белоснежным ковром. Юные обладатели саночек с первого же дня требуют, чтобы родители их покатали. Но на санках ребенок гуляет пассивно – он не двигается, если только не забирается сам на пригорок, с которого скатывается.

Если вы относитесь к родителям, желающим активизировать своё сокровище на прогулке, но не знаете в каком возрасте и с чего именно начать обучение ходьбе на лыжах – то мы будем рады вам помочь!

Когда начинать?

Для начала уточним, что различают лыжи горные и простые.

Если вы хотите привить ребёнку любовь к активному отдыху и здоровому образу жизни, можете смело осваивать «лыжную грамоту» с 3-4 лет. Если же вы видите в будущем своего малыша великим горнолыжником, серьёзные занятия рекомендуют начинать в 5-6 лет, когда он понимает инструкции и относительно хорошо владеет своим телом.

А до этого на прогулках можно воспользоваться простыми лыжами, чтобы познать своеобразие и радость движения по снегу.

С чего начинать?

Нестандартным решением для малышей 3-х лет могут быть … мини-лыжи. Они не требуют лыжни и каких-то особых затрат времени. Ими можно воспользоваться на любой прогулке и главное – мама с папой являются лучшей опорой при первых шагах.

Да, лыжные палки на начальном этапе использовать не рекомендуется вообще! Ни с одним видом лыж. Так малыш быстрее научится координировать свои движения и сохранять равновесие, сосредоточит своё внимание на положении ног.

Как показывает практика, к мини-лыжам дети приспосабливаются быстрее. Впервые встав на длинные лыжи, дошкольник чувствует себя неловко и неуверенно: ему нужно освоиться с «чувством лыж» на ногах и «чувством снега». Не стоит посмеиваться над его неуклюжими движениями, насмешки ещё никому не поднимали настроения.

Те, кто уже обучал детей ходьбе на лыжах, советуют начинать со «ступающего шага» — это ходьба с поочередным приподниманием носков лыж и прижиманием заднего конца лыжи к снегу. Перекрестное движение рук и ног (правая рука выносится вперед вместе с левой ногой и наоборот) способствует удержанию равновесия.

От «ступающего» переходят к «скользящему шагу» — основному элементу в технике всех лыжных ходов. Мы не будем учить с детьми термины, а просто покажем на собственном примере, как нужно отталкиваться поочерёдно ногами, скользить на одной ноге, правильно наклонять туловище.

Выработав у ребёнка скользящий шаг на тренировках во дворе, где вы проложили лыжню, можно отправиться в парк на совместную спортивную прогулку.

В ваших силах сделать выходной день запоминающимся событием для малыша, если весело и непринуждённо на личном примере объяснить, что катаясь на лыжах, нужно уметь:

— правильно падать: не вперёд и не назад, а в сторону;

— использовать палки не для опоры, а для отталкивания;

— правильно сгибать ноги и отталкиваться ими при передвижении.

Именно незнание этих простейших нюансов и вызывает главные ошибки новичков . У начинающих «равнинных» лыжников отмечают и другие технические недостатки:

  • короткие шаги, неравномерность их длины;
  • неустойчивость темпа движения;
  • с трудом происходит передача тяжести тела с одной ноги на другую;
  • при передвижении нарушается координация и ритмичность.

Есть ли различия в обучении простым и горным лыжам?

Безусловно, ведь горные лыжи — сложный технический вид спорта, одной из бесспорных задач которого является способность удерживать равновесие в разных ситуациях спуска с горы.

Давайте вместе отметим основные отличия:

— Стоять на обычных лыжах мы учим ребенка с 3-4-х лет, разучиваем основные способы передвижения вперёд и поворотов, варианты преодоления небольших подъемов и спусков, навыки торможения.

— Горным лыжам обучают детей с 5-6 лет.

Хотя бывают исключения: в Альпах встречаются горнолыжные «ясли», принимающие детей от одного года. Малыши играют в специальных ботинках под руководством инструктора и при участии родителей, пробуют выполнять простые упражнения. Т.е., в естественной среде привыкают к правильному движению на горных лыжах.

— Если родители не являются горнолыжниками, то обучать ребёнка технике движений должен инструктор, владеющий методикой обучения детей и отработанными психологическими приёмами.

— При обучении «равнинным» лыжам детям достаточно примера родителей или сверстников, а начинающему горнолыжнику необходима страховка взрослого. Для этого используются вожжи, причем они позволяют контролировать скорость ребёнка и помогают учиться поворачивать.

— Для первых тренировок юному горнолыжнику требуется достаточно длинная и пологая, с переменным рельефом горка. Кроме «чувства лыж» необходимо чувство скорости – ребенок должен испытывать при спуске с горки только радость и никакого страха. Лишь после этого можно усложнять содержание тренировок и наращивать нагрузки.

— При обучении горным лыжам у ребенка обязательно должны быть шлем и очки, и желательно светоотражающий жилет, чтобы малыш был заметен на склоне. И если на обычную лыжную пробежку деткам можно надеть на руки варежки, то юным горнолыжникам рекомендуют приобрести перчатки, так как в них удобнее держаться за «шлейку». Кроме того, необходимы термоноски и термобельё, ведь на горных лыжах больше стоишь, чем катаешься.

И еще хочется напомнить ещё пару моментов для родителей .

Детям совершенно не интересно, когда их поучают и заставляют. В любом деле интерес и добровольное участие – залог успеха и хорошего настроения всей семьи.

Похожие публикации