Самообразование воспитателя доу по экологии. План самообразования воспитателя «Экологическое воспитание детей в природе

Ольга Попкова
Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина актуальности - в деятельности человека, ведущей к нарушению экологического равновесия . Это происходит из-за потребительского и безответственного отношения к природе взрослых. Но экологическое сознание закладывается с детства. Поэтому формирование экологического мировоззрения - важнейшая задача воспитания в настоящее время .

Человек и природа неотделимы друг от друга. Человек должен научиться

«смотреть» и «видеть» , «слушать» и «слышать» . Это не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается . Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей . Воспитательно - образовательный процесс с детьми строю на основе Программы «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Тема самообразования "".

Цель : воспитывать экологическое мировоззрение и культуру дошкольников .

Задачи :

Осуществлять систематическую работу с детьми по экологическому воспитанию ;

Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера у детей дошкольного возраста ,

Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим миром,

Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению правил поведения в природе,

Помогать ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений человека и природы,

- воспитывать этические и эстетические чувства по отношению к окружающему миру.

Пути реализации :

Создание условий и развивающей среды, программное обеспечение

Повышение экологической грамотности педагогов

Обеспечение непосредственного общения детей с природой, вовлечение в природоохранную деятельность.

В результате проделанной работы :

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности (познавательную, речевую, художественно - эстетическую) ;

Сформированы начала экологической культуры детей ;

Дети получают практические знания по охране природы;

Развиваются речевые навыки воспитанников ;

дошкольники учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Работа по экологическому воспитанию способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, привить ему экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, дает возможность работать педагогам в системе и творчески , что является залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников .

Большую помощь в работе по экологии оказывают книги . Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианкии М. Пришвина, «Аленушкины сказки» Д. Н. Мамина-Сибиряка, рассказы Н. Чарушина, В. Пермяка, Георгия Скребицкого.

Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Вместе с детьми рассматриваем иллюстрации к произведениям, после просмотра обсуждаем, пересказываем сюжет.

Совместно с детьми просматривали видеоролики на экологическую тему , потом анализировали, совместно делали выводы.

В нашей группе проводились выставки детских рисунков : «Времена года» , «Красивый цветок» , «Мой питомец» , «Зоопарк» , «Как я провёл лето» , изготовили совместную аппликацию «Река Матыра» . На ручном труде изготавливали «Веточку вербы» , «Тюльпаны» , «Кота Матроскина» . Дети с удовольствием лепили цветы, животных, грибы.

В течение года наблюдали за сезонными изменениями в природе, за ростом и развитием растений, за насекомыми, птицами. Наблюдая природу, ребёнок учится видеть, понимать и ценить её красоту. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми , развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчётливые представления об особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды) . Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию» , «Что, где растёт» , «Узнай и назови» , «Вершки- корешки» , «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.) .Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая , исследовательская деятельность в детском саду, целью которой является развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с объектами живой и неживой природы. Весной дошкольники совместно с воспитателями сажали семена и рассаду на огород, поливали, рыхлили землю, пропалывали сорняки

В группе дети ухаживали за комнатными растениями : протирали листья, поливали, рыхлили землю. Наблюдали за развитием растений в разных условиях : избытка и недостатка влаги, сильного и слабого освещения, прохладной и жаркой температуры.

Изготовила картотеку прогулок, опытов и экспериментов, экологических игр .

Разработала и реализую программу дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» в старшей группе.

Обобщила опыт работы по теме «Экологическое воспитание дошкольников » .

Подготовила консультацию и презентацию для воспитателей «Проектная деятельность по экологическому воспитанию дошкольников ».

Подготовила памятку для детей и их родителей «Правилах поведения в природе» , «Как охранять растения» , «Охрана животных» , подготовила консультацию для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста » .

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению , совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Дети, совместно с родителями, принимали участие в конкурсах поделок «Осенняя фантазия» , «Вместо ёлки – новогодний букет» , «Кормушка для друзей» , муниципальный фотоконкурс «Неизвестные уголки родного края» . Среди них были и работы, направленные для участия в конкурсах на муниципальном уровне.

Проводились акции «Вокруг света с фотоаппаратом» , «Накормим птиц зимой» , в которых дети с удовольствием приняли участие. Дошколята с интересом наблюдали за прилетающими птицами, чистили кормушки от снега, перышек и остатков корма, посыпали зерна и крошки для пернатых друзей.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека .

Публикации по теме:

Доклад по теме: «Экологическое воспитание дошкольников» Подготовила: воспитатель МДОУ «Детский сад №40» Баклина Валентина Николаевна.

Цели: - Укрепление здоровья детей, совершенствование организма средствами физической культуры; - Укрепление опорно-двигательного аппарата.

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей 3–4 лет» Отчет по самообразованию: «Формирование познавательного интереса у младших дошкольников на основе представлений о природе как о живом организме».

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, представлена в пяти образовательных областях:.

Цель: изучение динамики достижений воспитанниками по всем направлениям развития; выявление уровня усвоения детьми.

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!»

Н. Луконин.

Актуальность темы:

Богата и щедра природа в отношении человека, но ее богатство к сожалению воспринимается нами как данность, как что то естественное и непоколебимое. Зачастую люди даже не задумываются над тем. что нас ждет в будущем при условии экологической катастрофы. В связи с этим мы безжалостно насилуем природные ресурсы, которые обеспечивают нам комфортное существование на этой планете. Интенсивная хозяйственная деятельность человека постоянно вносит в него свои изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. К сожалению мы не задумываемся на сколько важно для нашего будущего опомнится и четко понять для себя, что без изменения отношения к природе, всех нас ждет глобальная экологическая катастрофа. Уже давно пришло время для конкретных действий, которые помогут нам возродить тот первоначальные потенциал природных ресурсов, который мы на протяжении сотен лет губили и растрачивали в пустую. Сейчас необходимо, чтобы каждый из нас осознал значимость этого жизненно -важного дела, нужно уже с детства прививать человеку любовь к природе.

Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления, безусловно является наблюдения за живой природой, и забота о братьях наших меньших.

Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят к сожалению не все, зачастую не замечая главного. В связи с чем очень важно всегда быть рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесу свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Формирование начал экологической культуры детей;

Становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии;

Формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;

Развитие ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия детей с природой;

Осознание ребенком себя как части природы;

Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Пополнить педагогическую копилку новой информацией;

Изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;

Создание экологически-развивающей среды в ДОУ;

Экологическое просвещение.

Форма самообразования : индивидуальная

Предполагаемый результат:

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;

Воспитание защитников экологии;

Творческая активность воспитанников.

Форма отчётности:

Сделать консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию;

Провести анкетирование родителей;

Изготовить экологические игры, пособия, картотеку прогулок;

Составить конспекты занятий, развлечений;

Создание развивающей экологической среды в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам;

Создание и внедрение проекта «экология наших сердец».

№п/п Тема Сроки Форма

распространения

1 этап: Информационно-аналитический

Изучение психолого–педагогической, методической литературы по теме самообразования

1. С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду». 2002г. Сентябрь- октябрь Составление перспективного плана работы
2. Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры:

Л.С.Журавлёва «Солнечная тропинка»

(Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим). 2006г.

Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.

А.И.Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников».2007г.

Т.А.Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе». 2006г.

Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».

О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»

В.Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей в детском саду»

В течение года При проведении НОД и других форм работы с детьми. Материал для педсоветов, родительских собраний, при организации игровых досугов, праздничных утренников.

Подбор методического оснащения.

Обмен опытом работы с

воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми.

Изучение уровня экологических знаний детей.

3. Проект «Экология наших сердец» и перспективный план работы с детьми дошкольного возраста. Январь-май Составление конспектов занятий, развлечений.

Изучить пособие С.Н. Николаевой «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», на основе данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экология наших сердец» с детьми дошкольного возраста.

4. Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. Март-апрель Выставка игр, дидактических материалов, пособий для практической деятельности.
5. Разработать карты мониторинга.

Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

В течение года Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников.
6. "Щедрые дары природы". Июнь, июль, август Организовать вместе с родителями выставку поделок из природных материалов, овощей и фруктов.

II. ЭТАП - внедрение в практику

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1. Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ Сентябрь-май Календарно – тематическое планирование
2. Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей. Сентябрь-май Наглядный материал
3. Семинар-практикум для воспитателей: «Педагогические условия формирования у дошкольников экологического сознания». Март Просмотр деятельности педагога
4. Родительское собрание «Экологическое воспитание детей в семье».

Консультация для родителей на тему: «Экологическая культура детей.

Апрель Подготовка иллюстраций, анкет,
5. Накопление практического материала по теме «Развитие речевого творчества дошкольников», внедрение в практику работы передового педагогического опыта по выбранной теме, апробация собственных проектов. Май Подбор методического оснащения.

Пополнение методической копилки.

Составление перспективного плана работы.

6. Подготовка материала к информационным стендам. Организация и работа кружка «Талантливые ручки».

Изготовление экологические игры.

Ноябрь, май День открытых дверей

Просмотр деятельности педагога

III. ЭТАП - представление опыта работы по теме
1. Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. В течение года Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию.
2. Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования.

Подготовка воспитанников в творческих конкурсах по экологии

В течение года Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.
3. Подготовка материалов для публикации на интернет сайтах Сентябрь Конспект НОД «Перспективное планирование по экологическому воспитанию»
4. Презентация опыта работы по теме самообразования Февраль Творческий отчёт для педагогов

МБДОУ №112 «Детский сад общеразвивающего вида»

5. Обобщение наработанного опыта. Май Оформление отчета

Информационные листы в виде таблицы с результатами

IV. Работа с семьёй
1. Наглядная агитация В течение года 1. Оформление родительских уголков по теме "Учите с нами»: стихи о временах года, о живой природе, о природных явлениях и т.д.

2. Оформление папок-передвижек на темы: «Береги природу», «Братья наши меньшие», « О чем говорят деревья», «Природа-это жизнь»,«Зелёный спецназ»

2. Анкетирование В течение года «Все, что хочется сказать детсаду!», «Что необходимо знать о подготовке ребенка к школе?»
3. Выставка В течение года Семейных творческих поделок и рисунков «Красная книга Кузбасса»

Фотовыставки: «Мой личный вклад в сохранение природы», «Любимые места семейного отдыха», «В деревне у бабушки», «Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья»

4. Групповые родительские собрания Раз в квартал По плану работы с родителями
5. День открытых дверей Ноябрь «Заходите к нам на огонек»
6. Акции Апрель Субботник «Поможем земле легко дышать»,

Трудовая деятельность «Посади свое дерево.»

«Дома для пернатых друзей»

7. Круглый стол Май «Художественные произведения, средство экологической культуры родителей»
V. Мероприятия для детей
1. «Дары осени» Сентябрь Выставка поделок из природного материала и овощей
2. «Животные нашего края»

«Береги природу»

«Елочка-красавица, всем ребятам нравится»

«Подарок Деду Морозу»

Октябрь Выставка детских рисунков, коллажей.

Выставка поделок из бросового материала

3. "Земля - наш дом родной" Январь Экологическое мероприятие
4. «День земли»

«День птиц»;

«Юный эколог»

конкурс стенгазет «Земля –наш общий дом», «Четыре времени года»

Февраль Развлекательные мероприятия и познавательные викторины по экологии, конкурсы.
5. «То, что раньше не видали» Апрель Экологическая игра-наблюдение
6. «Как спасти природу?» Дидактическая игра «Урожайные грядки»

«Чей это след» и др.

В течение года Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседа.
7. Акции: «Сохраним природу»,

«Зеленый патруль»,

«Птичий переполох»

В течение года Оформление газет для защиты экологии;

Конкурс на лучшую кормушку

8. «Твои новые впечатления от природы вокруг»;

«Зимняя сказка»; «Деревья, большие и маленькие»; «Природная лечебница»

В течение года Тематические прогулки
9. «Осень», «Зима» В течение года Конкурс: стихов, придуманных загадок и экологических сказок
10. «О тебе земля, слагаю песни»,

«Добрые дела»,

«Двенадцать месяцев»

Май

В течение года

Поэтические этюды-выступления;

Театральное представление;

Театральное представление.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Золотой петушок»

План по самообразованию

Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Выполнил:

воспитатель высшей категории

Макеева Е. В.

г. Нижняя тура

2015г.

Актуальность темы: Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Основным содержанием моей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Цель: Обучение детей любви и пониманию природы, формирование начал экологической культуры.

  • Задачи: формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомить с правилами поведения в природе;
  • расширять представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений;
  • продолжать формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её;
  • закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле зависит от состояния окружающей среды.

Мною был составлен перспективный план по «Формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» и намечен план взаимодействия с родителями.

В перспективе пополнить дидактический материал играми, научной и художественной литературой; расширить центр природы новыми цветущими комнатными растениями; пополнить мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности.

Перспективный план

Срок реализации 2015-2016 учебный год

Теоретический этап

Сроки выполнения

Примечания

В течение года

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч»

В течение года

Практический этап

Выставка-конкурс поделок «Осенний сундучок»

Сентябрь

Творческая работа детей с родителями

Составление плана работы

Октябрь

Перспективный план работы

Консультации для родителей

В течение года

Папки – передвижки на тему: «Ребенок и природа», стенд «Теперь мы знаем…»

Разработка занятий по экологии

Ноябрь

Составление конспектов с использованием ИКТ

Разработка проекта по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста. Тема: «Экология души» и перспективный план работы с детьми дошкольного возраста

Декабрь

Долгосрочный проект, участие родителей

Создание экологического уголка.

Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала)

Январь

Выставка: «Дары природы»

Пополнение предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, обновление мини лаборатории с объектами неживой природы.

Февраль

Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

Круглый стол «Люби и охраняй окружающую природу»

Март

Выступление с докладом за круглым столом.

Самоанализ проделанной работы.

Проведение открытого мероприятия для анализа со стороны коллег на тему «Лучше нет родного края»

Апрель

Май

Консультация для родителей

«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»

Отчет о проделанной работе

Май

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ.

Срок реализации 2016-2017учебный год

Сроки выполнения

Форма отчётности

В течение года

Приобретение пособий.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду», «Обруч»

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

Разработать перспективный план работы по экологическому воспитанию.

Сентябрь

Календарно – тематическое планирование

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду.

Акция «Наши меньшие друзья!»

Семинар практикум «Юный эколог»

Октябрь

Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей дошкольного образовательного учреждения, проведенного на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Золотой петушок»

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности.

В течение года

Демонстрационный и раздаточный материал.

Показ открытого занятия для педагогов по ознакомлению с окружающим миром.

Ноябрь

Конспект образовательной деятельности

Организация выставки «Добро пожаловать, пернатые друзья!»

Декабрь

Привлечение родителей к выполнению кормушек для выставки.

«Природа и люди в русских волшебных сказках»

Январь

Консультация для родителей.

Экологическое мероприятие совместно с родителями «Профессия-эколог»

Февраль

Оформление фотоколлажа. Фотоотчёт.

Проект « Животные на земле»- природоохранная деятельность (краткосрочный).

Март

Творческая работа детей совместно с родителями.

Проведение викторины «Что? Где? Когда?»

Апрель

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста.

Оформить зону наблюдений за растениями «Мини огород».

Май

Создание в группе огорода на подоконнике.

Отчет о проделанной работе.

Май

Самоанализ и подведение итогов.

Срок реализации 2017-2018 учебный год

Теоретический этап

Сроки выполнения

Примечания

(заполняется в процессе реализации плана)

Изучение методической литературы по данной проблеме

В течение года

Приобретение пособий и дидактического материала.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

Консультация «Занимательная прогулка с ребёнком»

Сентябрь

Беседа с родителями, памятка.

Игры и упражнения для экологического развития детей раннего возраста

Картотека игр и упражнений.

«Люби и охраняй родную природу».

Октябрь

Оформление папки-передвижки.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам

Ноябрь

Развлечение «Мой осенний сад»

В течение года

Наглядный материал

Консультация для педагогов на тему «Экологическое воспитание как развитие познавательных способностей и нравственных качеств личности»

Декабрь

Наглядный материал

Взаимодействие с родителями.

Январь

Конкурс «Самая красивая кормушка»

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»

Февраль

Выступление с сообщением на родительском собрании.

Акция «Необычное семечко».

Март

Подготовка семян и высадка рассады.

Проведение образовательной деятельности на тему: «Маленький цветочек»

Апрель

Конспект образовательной деятельности, самоанализ.

Отчет о проделанной работе за год.

Май

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ

Срок реализации 2018-2019 учебный год

Теоретический этап

Сроки выполнения

Примечания

(заполняется в процессе реализации плана)

Изучение методической литературы по данной проблеме.

В течение года

Приобретение пособий.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду», «Обруч».

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

Проведения родительского собрания

Сентябрь

Тема: «О взаимоотношениях ребенка и родителей»

Выступление на педсовете

Октябрь

Тема: «Организация и проведение мониторинга развития интегративных качеств дошкольника»

Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Кто где живет?»; «Забавные истории о добрых животных»

Ноябрь

Изготовление альбомов, макетов совместно с родителями.

Конкурс рисунков «Красота зимней природы».

Декабрь

Совместное творчество детей и родителей.

Викторина «Наши друзья-пернатые», загадывание загадок. Беседы: «Какие бывают птицы?», «Куда улетают птицы?»

Январь

Изготовление кормушек, Выставка детских рисунков. Наблюдение за птицами.

Участие во Всероссийских и областных конкурсах.

Февраль

Сертификаты, дипломы

Совместная работа с детьми «Сбережём планету».

Март

Коллективная творческая работа.

Дид.игра «Живая и неживая природа», беседы о цветах: «Кто живет на подоконнике?», «Комнатные растения»

Апрель

Выставка детских рисунков. Консультации.

Отчет о проделанной работе

Май

Обобщение результатов на педсовете ДОУ.

Срок реализации 2019-2020 учебный год

Теоретический этап

Сроки выполнения

Примечания

(заполняется в процессе реализации плана)

Изучение методической литературы по данной проблеме

В течение года

Приобретение пособий.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,«Обруч».

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

Консультация для родителей

Сентябрь

Тема: «Экологические игры для дошкольников

Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей.

О ктябрь

«Осень золотая»

Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Ознакомление с окружающим миром».

Ноябрь

Индивидуальная работа с детьми

«Растения – фитотерапевты: какие они?»

Декабрь

Подготовка наглядного материала.

Семинар-практикум для воспитателей

Январь

Тема: «Интегрированный подход

в экологическом воспитании дошкольников»

Участие во всероссийских конкурсах в интернете.

Февраль

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Ярмарка педагогических идей»

Обобщение опыта работы на заседании экологического клуба в ДОУ.

Март

Тема: «Влияние экологических игр на развитие начал экологической культуры детей дошкольного возраста»

Изготовление лепбука на тему «Живая и неживая природа»

Апрель-май

Творческая работа, показ мастер-класса на педсовете педагогов в ДОУ.

Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не навредя!»

Май

Выставка семейных фотографий.

Список использованной литературы

Э. Э. Баранникова «Я познаю мир»

А. Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А.Васильева «От рождения до школы»

С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой»

Воспитатель в ДОУ

Т. Н. Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей»

Дошкольное воспитание

Т. С. Комарова «Изо в детском саду»

О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»

С. Н. Николаева «Юный эколог»

С. Н. Николаева «Создание условий для экологического воспитания» детей

С. Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников»

С. Н. Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников

С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

Обруч

Ребёнок в детском саду

Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду »

П. Г. Сумарокова «Как знакомить детей с природой?»

П. Г. Сумарокова «Мир природы и ребенок»

О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

(ФГОС) Федеральный государственный образовательный стандарт

Юный эколог



Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир. В.А. Сухомлинский


Актуальность работы Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Они несут угрозу жизни и человеческой цивилизации. Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. Загрязняется всё: воздух, вода, почва. А это губительно сказывается на растениях, животных, на здоровье людей. Поэтому вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Экология – наука о связях в природе между живыми существами и окружающей средой. Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов деятельности, связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Знать о природе мало – стыдно, а не знать совсем просто невозможно. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст стал первым этапом в развитии экологической культуры человека. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируется основа нравственно-экологических позиций.


Задачи экологического воспитания в детском саду: -углубить и расширить экологические знания; -привить начальные навыки и умения: поведенческие, познавательные, преобразовательные; -развить познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности, -воспитать чувства бережного отношения к природе. Основная цель экологического воспитания научить ребёнка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.




Формы работы: Экологические праздники С детьми дошкольного возраста Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок Работа кружка. Трудовая деятельность детей. Оформление группы и раздевалки Туристические походы. Занятия – экскурсии. Познавательные занятия






Занятия – экскурсии. Цель таких занятий – расширить представление о природе, способствовать развитию современного экологического мышления. Планом предусмотрены экскурсии к водоёмам, по экологической тропе, по деревне, к грачовнику и т.д. Проводим их во все времена года. Маленькие дети непосредственно восторгаются при виде цветка, бабочки, стрекозы, желто-красного листочка, птички сидящей на рябине.


Туристические походы. Традицией в нашем саду стало проведение туристических походов. Вместе с родителями мы отправляемся в поход, предварительно определив место посещения и план проведения. Во время похода мы знакомим детей с правилами поведения. Непосредственно общаясь с природой, воспитанники чувствуют себя её частичкой, и поэтому стараются бережно к ней относиться, соблюдая все правила поведения.


Праздники. В соответствии с каждым временем года проводим экологические праздники: « Осень золотая», «Праздник урожая», «Синичкин день», «Встреча весны», «Здравствуй, гостья – Зима», «День птиц». Дети лучше воспринимают материал и запоминают что-то новое, если в игровом сюжете действуют отрицательный и положительный персонажи.


Работа кружка. Работа кружка направлена на воспитание любви к природе. Привлекаем внимание детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды; продолжаем формировать опыт взаимодействия детей с природой, навыки экологической культуры,учим оценивать поступки окружающих с точки зрения экологии. На кружке дети сами сажают растения и ухаживают за своими посадками, наблюдают за проведением различных опытов и сами проводят простейшие эксперименты.


Трудовая деятельность детей. Осуществляя экологическое воспитание необходимо помнить о роли положительного отношения к труду на природе. Разъясняю детям значимость их труда, поощряю тех, кто проявил инициативу и добился хороших результатов. Дети зимой подкармливают птиц на кормушках, ухаживают за цветами на клумбах и в группе.


Оформление группы и раздевалки Немалая роль в воспитании отводится эстетичному оформлению группы и раздевалки. Работая над проблемой экологического воспитания, обращаем внимание и на этот аспект. Сменяемость стендов в зависимости от времен года, оформление выставок – все это создает соответствующий эмоциональный настрой. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но развитие отзывчивости, желания активно защищать, облагораживать природную среду. Необходимость её диктуется всей нашей жизнью. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы. Именно в дошкольном возрасте формируются особенности характера человека, его нравственный облик. Если в воспитании дошкольника упущено что-то существенное, эти проблемы проявятся позже и останутся неизлечимыми.



Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа, Борисовой Альбины Халилзяновны.

Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель:

  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
  • участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы

Задачи:

  • -формирование у детей системы знаний.
  • формирование у детей трудовых навыков и умений.
  • формирования у детей любви в природе.

Актуальность

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди - это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.
Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века.
А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.
Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является ИГРА. В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании.
В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников, применением новых видов игровой деятельности.

Сентябрь.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

Наблюдения и опыты в природе.

Сбор материалов в копилку «Подарки осени»

Подвижные игры:

а) «Солнышко и дождик»

б) «Воробышки и автомобиль»

Знакомство с комнатными растениями группы.

Загадки-движения

Беседы о лете.

Экологические игры: «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты. Д/задача: Развивать умение различать овощи и фрукты

-«Найди листок, какой покажу» Д/задача: Развивать умение различать и сравнивать листья по величине, форме, цвету.

Д/и «Узнай на вкус» Д/задача: Упражнять детей в определении вкуса овощей; активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность.

Праздник овощей-корнеплодов.

Чтение стихов, р.н.песенок, потешек, познавательных сказок.

«Осенняя прогулка с малышом» Папка- раскладушка

Традиционная осенняя выставка «Кабачки, тыквы…на огородной выставке».

Организовать сбор листьев деревьев разной формы и размера, шишки, желуди.

Оформить уголок природы: подбор комнатных растений.

Создание копилки «Подарки осени»

Изготовление эколого – дидактических игр:

-«Овощи и фрукты».

-«Животные и птицы».

Сбор цветочных семян, природного материала.

Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. и др. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду. – М.: Просвещение, 2005.

(ежемесячно)

Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981

Октябрь .

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

НОД: Рыбы.

1.Загадки – движения.

2.Групповой праздник «Семена-носики»

3.Игры с природным материалом: лист, ветка, шишка.

4.Наблюдения за комнатными растениями.

5.Чтение художественной литературы о животных и птицах.

6.Наблюдения за природой.

7.Прогулки по окрестностям.

8.Пополнение материалов «Подарки осени»

9.Праздник осени

10.Дидактические игры:

«Чудесный мешочек»

Д/задача: Закрепить умение детей узнавать предметы по характерным признакам.

«Такой листок – лети ко мне» Д/задача: Упражнять детей в нахождении листьев по сходству,воспитывать слуховое внимание, активизировать словарь детей.

НОД: Аквариум (экскурсия).

НОД: «Кто-кто в водяном домике живёт?»

«Ваш ребенок познает мир»

Организовать сбор книг о природе в книжный уголок. Выставка, беседы с родителями

Оформить альбом «Насекомые»

Создать картотеку дидактических игр

Организовать центр воды и песка

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Ноябрь .

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

1.Изготовление поделок из природного материала (шишка)

2.Загадки – движения.

3.Групповой праздник «Шишки»

4.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

5.Экологические и подвижные игры.

6.Опыты.

7.Наблюдения за природой.

8.Прогулки по окресностям.

9.Пополнение материалов копилки «Подарки осени»

10.Фольклор – поэзия об осени, животных, рыбах.

11.Эк.лото «Животные и птицы»

12.П/и «Зайка беленький сидит», «Ловкие зайчата». «Воробышки и кошка».

13.Д/и «Сбор урожая» Цель: Упражнять детей в различении фруктов и овощей, назывании их.

НОД: Подарки осени.

Продолжить сбор книг о природе в книжный уголок. Выставка.

«Об отношении взрослых к вопросам детей» Индивидуальные консультации

«Сенсорное воспитание как основа умственного развития» Консультация

Создание коллекции шишек

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Декабрь.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

НОД: Птицы зимой.

1.Подкормка птиц.

2.Наблюдения и опыты в природе.

3.Чтение сказок: «Заюшкина избушка», «Три медведя»

4.Заучивание стихов о зиме, загадки.

5.Рассматривание картин о животных.

6.Загадки-движения.

7.Наблюдения за природой.

8.Прогулки по окресностям.

9.Пополнение материалов копилки «Подарки зимы»

10.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

11.Проза о жизни животных зимой в лесу.

12.Рассматривание картин.

13.Зимние подвижные игры.

14.Д/и «Назовем, что видим»

15.Беседа «Как мы играем

Зимой»

НОД: Изготовление кормушек.

«Роль игры в развитии ребенка» Консультация

«Сядем рядком, поговорим ладком» (фольклор в жизни малышей) Папка-раскладушка

Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.

Изготовление эк\игры «Экологическое лото».

Пополнение материалов копилки: «Дикие и домашние животные», «Наши питомцы», «Насекомые».

Изготовление эк\игры «Сложи целое животное»

Создание копилки «Подарки зимы»

Алябьева Е.А. Тематичес-кие дни и недели в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Январь.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

1.Загадки – движения.

2.Групповой праздник «Лёгкие снежинки»

3.Наблюдения и опыты со снегом, льдом.

4.Театр на фланелеграфе «Три медведя»

5.Наблюдения в природе, опыты со снегом.

6.Прогулки по окресностям.

9.Исследования: снег – вода – лед.

10.Д/и «Загадки и отгадки»

Д/задача: Развивать умение дете соотносить речевую форму описания предметов с графической.

НОД: Наш новый зелёный друг.

Организовать сбор изготовленных из бумаги снежинок.

Организовать сбор фантиков от конфет

Изготовление экологической игры по теме: «Растения»

Изготовить игру: «Загадки и отгадки»

Посадить «Огород на окне»

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Февраль .

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

1.Экологические игры: «Зимняя столовая», «Зимующие птицы»

2.Драматизация.

3.Беседа «Холодно ли птицам зимой»

4.Подкормка птиц на прогулке.

5.Наблюдения на прогулках.

6.Прогулки по окрестностям.

7.Пополнение материалов копилки «Подарки зимы»

8.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

9.Загадки-движения.

10.Опыты с водой, льдом: «Цветные льдинки»

11.Целевая прогулка: «Поделки из снега»

НОД: Подарки зимы.

Изготовить папку- раскладку «Играем вместе»

«Как знакомить малышей с природой?» Мини-библиотека

Изготовление поделок из природного материала: «Плетень», «Лесовичок» в уголок природы.

Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород»

Изготовить игру «Найди такую же снежинку»

Изготовить фантики – бабочки

Фольклор о зиме, о птицах.

Агаева Е.Л., Брофман В.В., Булычева А.И. и др. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. – М.: Просвеще-ние, 1991

Дыбина О.В.Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. – М.: Педагогическое общество России, 2007

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Март.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

1.Поделки из природного материала: «Плетень», «Лесовичок».

2.Мини огород на окне.

3.Экологическая игра «Через ручеёк»

4.Беседы: «На что похожи облака», «Что мы чувствуем, когда пригреет солнышко», «О птицах»

5.Групповой праздник «Мыльные пузыри»

6.Загадки-движения.

7.Наблюдения в природе.

8.Прогулки по окресностям.

0.Пополнение материалов копилки «Подарки зимы, весны»

10.Подкормка птиц.

11.Поэзия о весне (заучить).

12.П/и «Воробушки и автомобиль».

13.Развлечение «Птицы – наши друзья!»

«Первые ступени обобщений» Консультация

«Учим стихи – развиваем память». Папка-передвижка

Изготовление эк\игры «Где ты живёшь?»

Изготовление кукол для театра.

Оформление игры «Весёлые поросята»

Создание копилки «Подарки весны»

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Апрель.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

1.Наблюдения и опыты в природе.

2.Экологические игры: «К дереву беги», «Через ручеёк», «Угадай по описанию»

3.Беседы: «Мамы и их малыши», «Какие растения живут у тебя дома»

4.Загадки-движения.

5.Прогулки по окресностям.

6.Пополнение материалов копилки «Подарки весны»

7.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

8.Групповой праздник «Бумажные кораблики»

9.Д/и «В гостях у Красной шапочки» Д/задача: Закрепить знания детей о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве), из которых сделаны предметы.

Д/и. «Когда это бывает?» Д/задача: Освоение умений различать части суток: день, ночь, вечер, утро, - пользуясь цветовыми моделями.

НОД: Помоги зелёным друзьям.

НОД: Зелёный детский сад (экскурсия).

НОД: Подарки весны.

«Организация домашнего театра» Папка-раскладушка

Изготовить и принести бумажные кораблики

Создать условия для наблюдения за берёзовой веткой.

Изготовить картинки для рассматривания «Живая природа»

Изготовить игру «Когда это бывает?»

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Май.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

1.Обследование детей

2.Фольклор – потешки: «Солнышко», «Дождик – дождик», «Радуга – дуга»

3.Экологические игры: «Кто, где живёт?», «Найди дерево по описанию»

4.Беседы: «Что подарит лето нам?», «Что солнце нагревает быстрее?», «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детёныши, рассмотреть иллюстрации)

5.Наблюдения на прогулках.

6.Прогулки по окресностям.

7.Пополнение материалов копилки «Подарки весны»

8.Целевые прогулки, экскурсии: «Цветочная поляна»; «Площадь цветов»

9.Рассматривание картин и картинок.

10. Чтение художественной литературы.

11.Опыты: для комнатных растений нужны тепло, вода.

«Прогулка с детьми в лес»

Папка-раскладушка

Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе!»

Организация мини-библиотеки

Пополнить картотеку дидактических игр

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010


Похожие публикации