Как заниматься с новорожденным до 1 месяца. Развивающие занимательные игры с грудничками

В настоящее время существует великое множество всевозможных развивающих игр и методик для детей – от бэби-йоги до чтения с пеленок. Родители могут выбирать любые элементы разных направлений развивающих занятий в соответствии с потребностями своего ребенка и собственными педагогическими задачами (что хотим достичь в итоге).

В этой статье вы найдете краткое описание малой части возможных методик, так как мы старались выбрать максимально простые, доступные, физиологичные и эффективные детские развивающие занятия. Именно такие родители чаще всего сами выбирают для своих деток. Доверяйте своей интуиции и смотрите на реакцию ребенка, не перегружайте его. Пусть развивающие занятия с ребенком принесут только радость вам обоим!

Когда начинать занятия

Идеальное время для развивающих занятий с ребенком первых месяцев жизни – это время, когда ребенок сыт, доволен и не хочет спать . Новорожденный, как правило, либо находится в состоянии голода, либо спит. К тому же первый месяц проходит адаптация семьи к новому режиму существования, мама учится заботиться и понимать своего ребенка. Поэтому обычно развивающие игры и занятия родители могут начать со второго месяца жизни малыша .

Послеобеденное время хорошо подходит для развивающих занятий. Полный список развивающих занятий и игрушек для каждого возраста вы найдете в нашем «Руководстве … ».

Развивающие игрушки

Игрушки для детей первых месяцев нужны совсем простые – легкие, звучащие, интересной фактуры, из натуральных материалов.

Одна из любимых звучащих игрушек - маленький колокольчик (например, валдайский). Детки готовы подолгу прислушиваться к его звону и следить за ним глазами.

Для обучения малыша владению своими ручками, подойдет легкая погремушка с колечком, которую ребенок сможет сам взять в руку. Постепенно он начнет связывать шуршание погремушки с движениями руки. Игра с массажным шариком помогает раскрытию ладошки.

Прекрасная русская народная погремушка из бересты - шеркунок . Вкладывая ее в ручку младенца, мы вырабатываем у него правильный захват с отведением большого пальца. Тихий шуршащий звук развивает слух и успокаивает малыша. Натуральный материал имеет интересную разнородную фактуру . Береста имеет свой приятный запах и вкус, отличный от одинакового примитивного вкуса и запаха пластиковых игрушек.

Специалисты по вальдорфской педагогике призывают окружать младенца только «настоящими» предметами , не обманывающими органы чувств. Так, пластиковый кубик с рисунком «под дерево» обманывает чувства ребенка, не имея свойств настоящего дерева (вес, фактура, запах и тд). Поэтому игрушки для малышей рекомендуется подбирать из различных природных материалов , высокохудожественной простой формы (например, игрушки народных промыслов), естественной природной окраски, природным звучанием (колокольчики, мешочки с горохом, фасолью и тп).

Развивающие карточки

Развивающие занятия с карточками тренируют малыша фокусировать взгляд, ускоряют развитие четкого зрения. И начинают знакомить его с огромным миром, в котором ему предстоит жить. Существует большое разнообразие развивающих занятий, готовые комплекты карточек с рисунками и словами. Выбирайте по своему вкусу, но помните, что ребенку необходимо гармоничное развитие (разум-душа-тело). Не превращайте развивающие занятия в интеллектуальную дрессировку. Вы растите человека, друга, помощника. Уделяйте больше внимания развитию человеческих качеств у ребенка. И пусть каждый урок запечатлится в его душе как радость общения и познания мира.

Вестибулярная гимнастика

После спокойных занятий, сделав перерыв после кормления, можно выполнить с малышом небольшой комплекс вестибулярной гимнастики. Упражнения на мяче, подтягивание на пальцах с висом, пальчиковые игры, присаживание за пальцы, рефлекторная ходьба и ползание. ()

Трек для ползания – первый тренажер для младенца

Ползание в первые месяцы возможно благодаря врожденному рефлексу. Положите ребенка на живот на гладкую поверхность и подставьте ему под ступни для опоры свои руки. Отталкиваясь от опоры и выпрямляя согнутые ноги, малыш продвигается вперед. Это полезное упражнение, улучшающее связи между правым и левым полушариями головного мозга. Ползание также способствует укреплению костно-мышечной системы и общему физическому развитию ребенка. Подробнее о методе раннего ползания можно почитать в работах Гл. Домана («Как научить своего малыша читать », «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга », «Как сделать своего ребенка физически совершенным. С рождения до шести лет », «Да, ваш ребенок - гений! »)

Для ползания в первые месяцы жизни можно использовать трек. Если его бортики обить мягким материалом, можно будет выкладывать туда малыша поползать одного вместо манежа. Он будет ползти вперед, отталкиваясь от стенок. Устанавливайте трек сначала немного под углом, чтобы ребенку сразу были видны результаты его усилий и хотелось двигаться дальше. Можно помогать малышу, подкладывая пальцы ему под пятки. Постепенно ребенок научится ползать и по горизонтальной поверхности. Раннее рефлекторное ползание – это мостик к следующему необходимому навыку: перекрестному синхронному ползанию. ().

Мобиль

Сытого и уставшего малыша можно положить в кроватку под мобиль. Наблюдение за движущимися фигурками развивает зрение. Различные музыкальные игрушки-мобили можно приобрести в детских магазинах, но с точки зрения развития ребенка наиболее ценны мобили, изготовленные самостоятельно . Не так важно, будет ли это сложная конструкция или просто вешалка для одежды, закрепленная над кроваткой малыша. Главное, чтобы была возможность подвешивать разные игрушки и менять их.

Наиболее простая самодельная игрушка – бумажная. Можно использовать технику оригами, сложив из разноцветной бумаги журавликов, кораблики, цветы. Или нарисовать простые изображения с двух сторон, например, используя образы из колыбельных, потешек или песенок, которые вы часто поете ребенку (например, сорока, попугай, котик и тд). Можно сшить простые фигурки животных или птиц. Все игрушки из разных материалов будут по-разному двигаться на мобиле. Одновременно на мобиле достаточно закрепить 2-3 игрушки, меняя их через 3-4 дня.

Развивающая среда – идеальное окружение

Гармоничное окружение способствует формированию здорового гармоничного человека. Окружая ребенка гармоничными, приятными глазу предметами, мы формируем его вкусы, симпатии, мировоззрение в соответствии со своими, растим родного для нас человека.

Не будем забывать, что любое специальное «развивающее занятие» или «уникальная методика» - всего лишь один из вариантов стимуляции мозга младенца , не более и не менее эффективный по сравнению с другими, обеспечиваемыми ( , грудное вскармливание, и тд).

Лучшее развивающее занятие для ребенка первых месяцев жизни – это быть включенным в интересную, насыщенную разнообразной деятельностью жизнь родного взрослого человека. Будьте рядом со своими детьми!

Развивающие занятия с ребенком старше 4 месяцев

Для развития ребенка после 4 месяцев необходимо организовать пространство на полу. Лучше, если это будет не манеж, а коврик или мат. Ребенок с них не упадет и сможет беспрепятственно двигаться и изучать мир. Начните продумывать безопасное устройство дома для малыша, пока он еще не научился ползать.

Так же хорошо устроить в детской комнате уголок Монтессори. Это специальные полки, на которых аккуратно стоят первые игрушки . Игрушек должно быть немного, всего несколько штук, по одной каждого вида. Рядом с полкой подготовьте удобное пространство для игр – коврик с нескользящим покрытием, который легко постирать. Такая организация пространства облегчит вам уборку и с самого начала приучит малыша к порядку .

Для ползающего ребенка важна развивающая среда, чтобы он сам мог выбирать, когда и чем заниматься . И тогда у мамы появляется дополнительное свободное время. Для полноценного физического развития ребенка первого года дома нужен спортивный комплекс, желательно с рукоходом . Подробнее о его использовании можно прочесть в нашем «Руководстве... ».

Для хорошо ползающего и уже начинающего ходить малыша нужна горка, она может входить в спортивный комплекс, и лестница, по которой можно ходить и ползать. Подробнее об опыте организации домашнего спортивного уголка для детей после года можно прочитать . Для борьбы с плоскостопием нет ничего лучше ходьбы босиком по траве и гравию. Поэтому нужно стараться выезжать с ходящим малышом летом на природу.

В нашем вы также сможете посмотреть раздел, посвященный развивающим занятиям с ребенком первого года жизни.

Самый простой и эффективный способ организовать развивающие занятия для ребенка первого года жизни – это продумать соответствующую интересную и безопасную среду у себя дома. Это под силу каждой семье. Попробуйте!

Упражнения для новорожденных: как и когда проводить, пошаговое описание упражнений.


В предыдущей статье мы говорили об основных задачах развития ребенка и его достижениях за первый месяц жизни. Но эти задачи успешно решаются только в том случае, если мама проводит с малышом специальные «мини-занятия», включающие развивающие игры и упражнения.

Упражнения для новорожденных детей, о которых я расскажу сейчас, помогут решить перечисленные задачи, достичь нужных показателей, будут способствовать полноценному своевременному развитию младенца.

Упражнения для новорожденных с первых дней жизни ребенка

Когда можно проводить упражнения с ребенком?

Упражнения для новорожденных длятся не более 1-2 минут и проводятся 1-2 раза в день в то время, когда ребенок сыт, спокоен и его ничего не тревожит. Постепенно длительность таких занятий с новорожденным может быть увеличена до 2-4 минут.

Описание развивающих упражнений для новорожденных детей

Упражнение 1. Погремушка

Задача: 1) научить малыша следить глазами за движущейся погремушкой, фиксировать взгляд на неподвижной погремушке, 2) научить удерживать взгляд на неподвижной игрушке.

Как заниматься с малышом:

  1. Возраст – 10 дней. Возьмите яркую погремушку размером 10см. Лучше чтобы она была однотонная, т.е. одного цвета. Хорошо, если Вы сможете прикрепить ее на палочке для демонстрации ребенку. Покажите малышу игрушку в то время, когда он лежит на спинке в кроватке. Показывать игрушку надо на расстоянии 50см от глаз ребенка. Перемещайте погремушку вправо на 20-30см, затем влево на 20-30см. Повторите 3-4 раза. После чего погремите погремушкой и покажите малышу, как перемещается вправо и влево гремящая погремушка.
  2. Возраст – 20-30 дней. Добавляем новый элемент – остановку в движении игрушки. Покажите игрушку на расстоянии 50 см от глаз ребенка. Переместите ее влево на 30 см и остановитесь на 5-10 секунд, чтобы малыш смог остановиться и сосредоточить свой взгляд на игрушке. Затем перемещайте погремушку вправо и снова остановитесь на 5-10 секунд. Повторите 3-4 раза. В дальнейшем используйте для упражнения другие игрушки. Можно использовать и яркие контрастные рисунки человеческого лица, и геометрические формы – оранжевый круг, красный квадрат и т.д.
  • Если не получается привлечь внимание крохи к игрушке, покачайте ее. Если и это не помогло, то просто подставьте игрушку под взгляд малыша.
  • Сначала учите ребенка отслеживать движение игрушки в горизонтальном направлении. Когда он это освоит, можно начать перемещать игрушку и в вертикальном направлении. Следующий этап усложнения – сложная траектория перемещения игрушки. Такое поэтапное усвоение упражнения очень важно, ведь малыш просто не сможет с первого раза успевать следить за предметом, движущимся в разных направлениях.

Упражнение 2. Колокольчик

Можно вместо колокольчика использовать шаркунок, бубен, маракас или любой другой звучащий предмет.

Задача: вызвать двигательную реакциюна звук.

Как заниматься с малышом:

  1. Возраст – 10-20 дней. Сбоку от лежащего в кроватке малыша на расстоянии 25-30 см позвените колокольчиком. Дождитесь, пока звук колокольчика затихнет, и снова позвоните, снова дождитесь затихания звука и позвените. Звук не должен быть очень громкий и резкий! После этого покажите малышу колокольчик и позвените им. Пусть малыш попробует зафиксировать свой взгляд на звенящем колокольчике. Затем перемещайте звенящий колокольчик, чтобы малыш стал следить глазами за ним.
  2. Возраст – 20-30 дней. При выполнении этого упражнения меняйте темп движения колокольчика – то убыстряя, то замедляя его. При этом мы учим ребенка убыстрять и замедлять слежение глазами за игрушкой. Меняйте траекторию движения колокольчика. Когда колокольчик надоест малышу, и он перестанет на него реагировать, замените игрушку на шаркунок, бубен, барабан или любую другую игрушку, издающую звук.

Упражнение 3. Разговоры: подготовительный этап речевого развития

Задача: побуждать к эмоциональным проявлениям, учить удерживать взгляд на лице говорящей мамы.

Как заниматься с малышом:

Во время ухода за ребенком (пробуждение, переодевание, купание, укладывание спать и т.д.) в замедленном темпе, напевно разговаривайте с ним.

  1. Задавайте вопросы и за него отвечайте. Например: «Проснулась наша Катенька! Как тебе спалось? Хорошо спалось. Давай я тебя поглажу и т.д.» Речь должна быть интонационно выразительная, а не однообразная, т.к. малыш прежде всего различает интонации речи. Фразы должны быть короткие.
  2. Пойте малышу песенки, читайте стишки, нараспев произносите потешки, пестушки (см. соответствующие статьи рубрики)

Упражнение 4. Выкладывание на животик

Задача: формировать умение удерживать головку.

Как заниматься с ребенком:

Посредством игры происходит развитие новорожденного – играя, малыш познает мир, получает первые навыки общения сначала с родителями, а потом со сверстниками. Во время развивающих игр у младенцев тренируется мелкая моторика и двигательные навыки, развивается интеллект, внимание и память. Родителям важно знать, как правильно играть с новорожденным ребенком, чтобы помочь его правильному развитию.

Детские игры с новорожденными малышами

Этап общения с ребенком через игры наступает в период с 3-х до 6-ти месяцев. К этому времени он уже вовсю гулит, активно пытается ползать и садиться. Поэтому ему можно предложить новые игры, которые продолжат его гармоничное развитие. В этом возрасте малыш пытается все ухватить, тренируя моторику и координацию движений. В первое время он хватает все предметы, располагая все пальцы кисти на одной стороне, но со временем большой палец он начинает противопоставлять остальным. В ходе игры с новорожденным, для того чтобы захват всегда был правильным, следует как можно больше давать ему хватать и снабдить необходимыми предметами, удобными для хватания.

Для первых игр новорожденного подойдут погремушки с достаточно тонкой ручкой, деревянные ложки, небольшие баночки, в которые можно положить какой-нибудь наполнитель. При этом баночки должны быть надежно закрыты, чтобы ребенок ненароком не проглотил их содержимое. Среди малышей этого возраста пользуются огромной популярностью запаянные прозрачные пакеты, в которых продают фасованные крупы и макароны. Малыш может долго наблюдать, как движутся внутри макаронины при потряхивании пакета. Аналогичный интерес вызовет прозрачная пластиковая бутылка, в которую налито некоторое количество воды или насыпаны та же крупа или мелкие предметы.

Во время игр с новорожденным малышом, делайте так, чтобы малыш умел хватать предметвы любого положения: лежа на животе и на спине, сидя на руках у родителей. Не нужно препятствовать тому, что ребенок тянет в рот схваченный предмет, ведь это один из способов узнать свойства этого предмета. Необходимо только внимательно следить, чтобы он не пробовал на вкус предметы небольшого размера, которые легко проглотить, с острыми краями или мелкими деталями, которые могут отломиться во рту. На этом этапе малышу для развития мелкой моторики пальцев рук надо давать рвать бумагу, но ни в коем случае не газету, так как свинец, входящий в состав типографской краски, вреден для здоровья ребенка. В этом возрасте дети очень любят совершать экскурсии по квартире на материнских руках, когда она показывает и называет предметы мебели, интерьера. Особенной популярностью пользуются экскурсии на кухню.

Если малыш увидит зеркало, то, скорее всего очень им заинтересуется. Ему нравится следить за своей мимикой и движениями, улыбаться и видеть в зеркале ответную улыбку.

Развивающие игры для младенцев 4-9 месяцев

В возрасте 4-5 месяцев малыш уже пробует ползать, поэтому большое внимание следует уделить развитию этого способа передвижения. Малыша надо регулярно выкладывать на животик. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок во время ползания опирался на ладошки, а не на сжатые кулачки. Следует также учить его переворачиваться со спины на живот и наоборот.

К 7 месяцам ребенок хорошо переворачивается со спины на живот и с живота на спину, уверенно хватает погремушки и пытается перекладывать их из одной руки в другую.

В 8 месяцев малыш полностью освоил ползание и уже старается вставать на ножки, держась за опору. Если его поддерживать под мышки, он будет пытаться переступать ножками.

В 9 месяцев он уже много времени проводит, бодрствуя, занимается со своими игрушками, собирая и перекладывая их.

В этот период жизни малыша, т. е. с 4-ти до 9-ти месяцев, можно предложить ему новые игры, направленные на его развитие. В первую очередь это должны быть игры для новорожденных, развивающие мелкую моторику рук, которые одновременно тренируют и развивают речевые центры головного мозга ребенка. Если вы знаете, как играть с младенцем, не ленитесь целенаправленно заниматься развитием мелкой моторики, ваш ребенок начнет разговаривать раньше и внятнее своих сверстников. Для этой цели почти универсальной развивающей игрой для грудничков является обычная пластмассовая пирамидка, состоящая из колечек разной величины, нанизывающихся на стержень. Давать ее ребенку можно уже с полугода, но в этом возрасте он сможет только снимать колечки со стержня, а взрослому придется снова и снова надевать их. Причем в ходе игры с новорожденным ребенком рекомендуется надевать колечки правильно, от большего к меньшему, чтобы малыш приучался к порядку и усваивал закономерность.

Позже малыша надо учить листать странички книги, сначала картонной, а через некоторое время и обычной. Нужно следить и обращать внимание ребенка на то, чтобы он перелистывал странички по одной. Как ещё играть с грудничком, чтобы развивать его мелкую моторику? Многие родители замечают, что детям этого возраста очень нравится играть с застежками-молниями и застежками на липучке. Эти развлечения также тренируют мелкую моторику, только нужно следить за тем, чтобы пальчики малыша не попали в молнию.

Со временем малыши проявляют все больший интерес к тому, что творится на кухне. Поэтому матери могут брать с собой ребенка и на кухню, например в коляске, и заниматься своими делами. А для него наверняка найдется какая-нибудь интересная вещь. Детей все еще занимают прозрачные бутылки, наполненные водой или крупой, пластмассовые ложки и другая одноразовая посуда. Ребенок может учиться складывать пирамидки из пластиковых стаканчиков, греметь самодельными погремушками из баночек, наполненных различным содержимым. Хорошей детской игрой для новорожденных являются «дочки-матери», когда нужно понарошку варить «кашу» и «кормить» игрушки. Он с удовольствием повторяет все, что делает мама на кухне: «размешивает» еду, «раскладывает» ее по тарелкам и пытается впихнуть ее в рот куклам и игрушечным зверушкам.

Когда он активно пытается ползать, лучше всего выделять время для того, чтобы тренировать навык ползания. Лучшим местом для этого является пол, конечно, чистый, застеленный ковром и сверху одеялом, по которому малыш и должен передвигаться. Следует убедиться в отсутствии сквозняков. Для того чтобы стимулировать малыша к ползанию, можно положить его любимую игрушку на некотором расстоянии от него, и для того чтобы ее взять, ему придется проползти.

Или привязать к игрушке ленточку, и каждый раз, когда ребенок приближается к игрушке, потихоньку отодвигать ее. Но надо обязательно дать малышу схватить вожделенную игрушку - его законную добычу.

Через некоторое время можно разложить на одеяле несколько игрушек на определенном расстоянии и предложить малышу переползать от одной к другой.

На видео «Игры с новорожденным» показано, какие первые развивающие занятия можно проводить с грудничками:

Развивающие занимательные игры с грудничками

Как ещё играть с новорожденным, достигшим полугодовалого возраста? Очень полезно играть в прятки. Вначале на виду у ребенка надо спрятать игрушку, прикрыв ее, например, пеленкой, но так, чтобы часть оставалась видна, и попросить его найти, чтобы он понял правила игры. Потом нужно усложнить задачу и спрятать эту игрушку, когда ребенок не видит, но чтобы она по-прежнему оставалась частично видна. Малыш должен постараться найти ее, хотя с первого раза это может не получиться.

Такая игры с младенцем тренирует память ребенка, способность создать образ невидимого предмета. Потом мама может спрятаться и сама, когда ребенок отвернулся, а потом позвать его. Если малыш не смог сразу найти маму, надо выглянуть и позвать его снова. Он будет очень рад, что мама нашлась. Конечно, малышу хочется не только постоянно искать игрушки и родителей, но и спрятаться самому, да так, чтобы его не сразу нашли. Не отказывайте ему в этом удовольствии. Так ребенок будет чувствовать себя любимым и нужным.

В 9 месяцев малыш обычно уже хорошо ползает и пытается стоять, не держась за опору. Еще немного, и он сделает свой первый самостоятельный шаг. А пока он активно «ходит» по квартире, поддерживаемый за обе руки.

В 10-11 месяцев ребенок уже ходит, держась за одну руку, достаточно уверенно. Примерно в это же время малыш произносит свои первые осмысленные слова.

Новые развивающие игры с грудничками направлены на укрепление этих навыков.

Когда малыш активно учится ходить, очень полезно подниматься и спускаться по склонам и ступенькам.Обычно подъем дается малышу легче, поэтому с него и нужно начинать. Постепенно ребенка следует приучать переступать через небольшие препятствия - ветки, лужицы. Когда у малыша, получается, выполнять эти задания, даже не совсем правильно, его обязательно надо хвалить. Ведь он уже не только реагирует на ласковую интонацию, но и понимает смысл сказанных слов.

Когда малыш научится хорошо координировать свои движения игры с новорожденными младенцами должны быть направлены на развитие у них чувства ритма.

Для этого можно прохлопывать с ним ладошками или простукивать песенки и стишки.

Дети в этом возрасте просто обожают исследовать различные банки и коробки - картонные, пластиковые, с закрывающимися или завинчивающимися крышками, разных цветов и размеров. Можно положить в какую-нибудь коробочку игрушку или карандаш, закрыть и отдать малышу. Он будет слышать звук и знать, что внутри что-то есть. Постепенно он догадается, как открыть крышку, чтобы увидеть, что же там гремит. Эти игры способствуют развитию у младенцев мелкой моторики и в какой-то мере логического мышления, ведь надо еще догадаться, как открыть коробку.

Во время купания можно запустить в ванну несколько мячиков или «водоплавающих» игрушек и предложить малышу схватить их. В воде игрушки становятся скользкими, и взять их в руки не так-то просто.

В этом возрасте малышу уже можно покупать первые книжки. Пусть текста в них будет немного, гораздо больше его привлекают большие и красочные картинки, изображения Разных зверей и предметов.

Важно, чтобы они как можно больше соответствовали действительности. Вместе с малышом надо листать книжки и четко называть то, что изображено на картинке. Если это зверь, то можно показать, как он «разговаривает» (кошка - «мяу-мяу», коровка - «му-му»). Скоро ребенок начнет повторять и усвоит, что и как называется. Имеется еще множество развивающих игр грудничков, их можно придумать и самим. Регулярные занятия, проводимые вместе с малышом весело и интересно, разовьют его физически и интеллектуально и укрепят эмоциональные связи в семье.

Статья прочитана 2 206 раз(a).

В какие игры можно играть с новорожденным? Как играть с новорожденным. Мы предлагаем вам игры для новорожденных. Эти игры способствуют развитию общей моторики, развивают навыки общения ребенка, развивают рецепторы рук и зрительные реакции ребёнка.

Новорожденный младенец еще много спит, периоды бодрствования незначительны, но все равно старайтесь находить время для того, чтобы поиграть с крохой.

Не следует бояться брать ребенка на руки из-за боязни избаловать его. Если вы берете малыша, то самым надежным способом воздействуете на него, устраняете дискомфорт, заменив его естественным комфортом, что обеспечивает безопасность и создает условия для развития. Ребенка рекомендуется перекладывать с одного места на другое для смены обстановки, что также создает условия для познания окружающего мира.

❧ В этот период любое побуждение извне дает мощный толчок к развитию.

Игра «Мои ручки, мои ножки»

Цель игры: возможность определения тела как своего, развитие общей моторики, навыков общения.

: стол, покрытый теплой пеленкой.

Ход игры: малыш лежит на спине, мама или папа берут его ладошки и осторожно хлопают ими, приговаривая:

Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки.

На окно поставили,

Остывать заставили.

Как остынут, поедим,

И воробушкам дадим.

Воробушки сели,

Оладушки съели.

Шу-у-у... улетели...

Совет родителям. Температура комнаты, где проводится игра, должна быть комфортной для ребенка: 25 °С.

Растирая стопы ног, мама или папа напевают или приговаривают:

Как у нас ли журавель,

Как у нас ли молодой,

На политочке сидел,

Лапоточки плел:

И себе, и жене,

Ребятишкам по лаптишкам,

А девчонкам По чулчонкам.

Игра: «Ходьба на месте (игра калифорнийских мам)»

История возникновения игры. Несколько мам из Калифорнии (США) в 1984 г. приняли участие в эксперименте доктора Хьюга, который предложил в качестве игры применить «шаговый» рефлекс младенца. Каково было удивление женщин, когда они увидели, что малыши «топают» на месте, а в развитии опережают сверстников.

Цель игры: развитие моторики ребенка, стимулирование зон стопы, развитие анализаторов

Стол с постеленной на него пеленкой (первые дни пеленка должна быть мягкой, приятной, в дальнейшем можно применять мех, грубую шерсть, надувной матрац).

Ход игры : мама или папа берет малыша под мышки и ставит на поверхность стола, ребенок начинает «шагать», при этом можно подбадривать малыша или прочитать небольшое стихотворение (варианты можно найти в главе «Бабушкин сундук»):

Гоп, гоп, гули, гоп,

Сели сыночку на лоб (доченьке, Оленьке (имя ребенка)).

Крылышками хлоп, хлоп!

Сыночек ножкой топ, топ.

Игра «Весело поплаваем»

Цель игры: развитие ощущения собственного тела, окружающей среды, анализаторов.

Необходимые материалы и наглядные пособия: ванночка для купания, ковшик, яркие игрушки. Рекомендации: игру проводить во время купания. Ход игры: мама или папа с большой осторожностью опускают малыша в приготовленную ванну, приговаривая ласковым голосом:

С гуся вода,

С лебедя вода,

А с моего дитятки

Вся худоба —

На пустой лес,

На большую воду,

Под гнилую колоду.

Советы родителям . Если в приготовленную ванну вы опустите локти и это не вызовет у вас неприятных ощущений, значит, ванна приготовлена правильно.

Родители осторожно поливают ребенка из ковша, показывают, как плавают игрушки, как они купаются, умеют плавать и нырять.

Пойду бобром —

По воде плавком,

Трижды окунусь,

Да не захлебнусь.

После купания можно голову малыша наклонить то в одну, то в другую сторону, при этом приговаривая:

Мышка, мышка, вылей воду

На дубовую колоду.

Игра «Я или не я»

Цель игры: развитие ощущения тела, моторики ребенка, чувственных анализаторов.

Необходимые материалы и наглядные пособия: стол, покрытый теплой пеленкой.

Ход игры: ребенка нужно распеленать (если родители используют пеленки), легко прикасаясь, поглаживая его (чтобы расправил ручки и ножки), тихим голосом пропеть или проговорить:

Тяги, тяги, потягушеньки,

На сыночка (дочку) порастушеньки,

Ты расти здоровым во все времечко,

Как пшеничное семечко.

В дальнейшем дайте малышу свободно подвигать руками и ногами, переверните его на животик, на один бок, потом на другой; проделайте это несколько раз, приговаривая:

Ах, ты, моя девочка,

Ласковая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

Ой, ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек.

Игра «Червячок» (или ползаем на Животе)

Цель игры: укрепление мышц брюшного пресса, мышц спины, ног, активизация рецепторов стоп, анализаторов.

Необходимые материалы и наглядные пособия : стол с постеленной на столе пеленкой, яркая игрушка.

Рекомендации: игру проводить до еды. Ход игры: малыша укладывают на живот, игрушку ставят перед малышом на небольшом расстоянии. Необходимо подождать, чтобы малыш освоился, лежа на животе, при этом необходимо сделать «потягушеньки», погладить ребенка по спине от головы до пяточек. Если малышу поставить руки как опору к ножкам, то он будет от них отталкиваться и продвигаться вперед. Мама или папа вновь подставляют руки в качестве опоры, так ребенок продвигается вперед к игрушке. При этом можно приговаривать:

Потихонечку ползу

По шесточку,

Деткам пряники несу

По мосточку.

Шесток упал,

Под мост попал,

Я прянички собирал,

Да, собачку (игрушку, которую поставили перед ребенком) нашел.

Когда малыш «приползает» к игрушке, Вы обязательно называете, что за игрушку он нашел. Необходимо первое время играть с одним и тем же предметом, чтобы ребенок узнавал его.

Совет родителям. Игры, которые предусматривают двигательную активность, необходимо проводить до кормления.

Игра «С удовольствием едим»

Цель игры : развитие навыков общения, развитие анализаторов.

Ход игры: перед кормлением побеседуйте с ребенком, причем общение должно исходить как от мамы, так и от папы. Разговаривайте с малышом, улыбайтесь, можете прочитать ему потешку, можно взять ладошки малыша в руки и, слегка массируя их, приговаривать:

Гойда, гойда, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Стали гули говорить,

Чем Ванюшу (имя ребенка) накормить.

Один скажет — кашкою,

Другой — простоквашкою,

Третий скажет — молочком.

Мы его послушаем,

Молоко все скушаем.

После этого папа приносит малыша маме на кормление.

Игра «Цепкие ручки»

Цель игры : развитие мышечной силы плечевого пояса, рецепторов рук.

Ход игры.

1-й вариант. Малыша кладут на спину, мама или папа подносят к рукам ребенка указательные пальцы, ребенок обхватывает их своими ручками. Как правило, малыш будет пытаться подтягиваться. Осторожно зафиксируйте его ручки, чтобы они не расцепились и кроха не ударился. С течением времени ребенок может переходить в положение сидя. Во время игры вы можете приговаривать:

Тяни холсты —

На покроичку.

Тяни холсты —

На рубашечку.

Тяни-потягивай,

Поперек покладывай.

Плот тяни, ребята, смело,

Чтоб работушка кипела!

Посмелее, не робейте,

Своей силы не жалейте!

Мы, ребята, не робеем,

Своей силы не жалеем!

2-й вариант: с течением времени мышцы плечевого пояса укрепятся, цепкость кистей рук будет такова, что будет возможным переносить ребенка из кровати на стол и обратно. Рекомендовано выполнять это игровое упражнение 1 раз в день, в дальнейшем — несколько раз в день. Малышу будет радостно перелетать с одного места на другое. При этом можно приговаривать:

Три, четыре,

Зацепились,

Подхватили,

Связаны с особенностями его развития в этот период, и направлены на стимулирование развития первых навыков. По истечение месяца он должен научиться фокусировать взгляд на предмете или лице близкого, поворачивать головку на звуки и голоса, разглядывать лица окружающих. В малыш делает попытки держать головку прямо. Главный признак окончания периода новорожденности - комплекс оживления. Это радостная реакция малыша при виде взрослого и первая улыбка крохи. Все игры с направлены на стимулирование развития этих первых навыков.

Основной способ достижения всех этих целей - общение с малышом. Ежедневно, во время смены подгузника, купания, бодрствования малыша мама должна общаться с ним. Мягким и спокойным тоном разговаривать, объяснять ему, что она делает. Можно напевать песенки, рассказывать потешки. Новорожденный должен научиться узнавать лица и голоса родных. Для этого чаще подходите к крохе и разговаривайте с ним. Он не понимает слов, но хорошо понимает интонацию.
Малыш должен научиться реагировать на звуки и голоса. Встаньте у кроватки так, чтобы он не видел вас и тихо позовите кроху. Посмотрите за его реакцией. Позовите его еще несколько раз. Постепенно он станет поворачивать свою головку в поисках мамы. Можно также использовать колокольчик, погремушку, пищалку. В конце игры обязательно покажите малышу предмет, который издавал звуки. Пусть кроха разглядит его.

Малыш должен научиться фокусировать взгляд на предметах. Для этого можно использовать погремушку или пальчиковый кукольный театр. Показывайте малышу погремушку, выставляя ее перед его лицом, пока он не обратит на нее внимание. При этом можно напевать песенки или знакомить малыша с этой игрушкой. Когда он научиться фокусировать взгляд, попытайтесь слегка отвести погремушку в сторону, чтобы малыш учился следить взглядом за предметом. Пальчиковый кукольный театр тоже может быть интересен . Оденьте кукол на пальцы и проиграйте небольшой сюжет из сказки или расскажите потешку. Например:
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
(с каждой строчкой загибайте по одному пальцу в кулак)

Для малыша в этот период очень важны прикосновения. Тактильные ощущения - это часть его языка в этом возрасте. Мама может делать легкие поглаживающие движения. Полезно делать пальчиковую гимнастику - разминать и поглаживать пальчики ручек и ножек.
Можно использовать прибаутки и потешки.
Стенка, стенка (мама поглаживает щечки),
Потолок (поглаживает головку),
Две ступеньки (губки) и звонок (стучит по носику)
Дзынь, дзынь, дзынь.

Двигая ножками малыша (словно он идет), мама приговаривает:
"Большие ножки шли по дорожке" и, ускоряя ход: "Маленькие ножки бежали по дорожке".

Раскрывая кулачек, мама произносит:
Кулачек - ладошка,
На ладошку села кошка (поглаживает),
Полежала, полежала,
И под мышку убежала.

Малыш должен учиться держать головку. Для этого выкладывайте его на животик. Поглаживая кроху по спине, стимулируйте его приподнять головку. Поощряйте вербально его попытки.

Похожие публикации