Основания ответственности родителей за воспитание детей. Обязанности родителей по воспитанию детей

СЕМЕЙНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Бурдо Е.П.

3.2. СЕМЕЙНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ИМИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ РФ

Бурдо Евгений Петрович, канд. юрид. наук. Должность: Уполномоченный при Гпаве Республики Марий Эл по правам ребенка. Место работы: Администрация Гпавы Республики Марий Эл. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются правовая ответственность родителей за неисполнение ими прав и обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей в семейном праве РФ.

Ключевые слова: родители, ответственность родителей за неисполнение ими прав и обязанностей, воспитание несовершеннолетних детей.

Burdo Evgeniy Petrovich, Ph.D in Law. Position: Children’s Ombudsman in Mari El Republic. Place of employment: Administration of the Head of Mari El Republic. E-mail: [email protected]

Annotation: The article considers the legal responsibility of parents for failure to perform their rights and duties in the education of minor children in the family law of the Russian Federation.

Keywords: parents, the parents " responsibility for failure to perform their rights and duties, the education of minor children.

Вопрос понятия семейно-правовой ответственности родителей является дискуссионным, поэтому единого мнения ученых, в данной области семейного права, нет.

Ряд ученых считает, что при наступлении семейноправовой ответственности происходит лишение субъективного семейного права в отношении определенного несовершеннолетнего ребенка.1 Другие исследователи относят семейно-правовую ответственность к «виду лишения конкретного субъективного родительского права и отдельных элементов содержания семейной правоспособности».2 Существуют также мнения, что семейно-правовую ответственность следует расценивать, как «ограничение семейной правоспособности».3

Определенный интерес вызывает точка зрения А.М. Нечаевой, предлагающей с момента возникновения семейно-правовой ответственности «лишать такого гражданина привилегий по труду, пенсионного обеспечения, предоставления жилья, заносить данные о лишении родительских прав в трудовую книжку и паспорт, аргументируя, что лица, утрачивающие родительские права, не воспринимают решение суда как

Смирновская С.И. К вопросу об ответственности родителей по семейному законодательству России и Франции / С.И. Смирновская // Семейное и жилищное право. - 2010. - № 1. - С. 7.

3Крылова О.А. Неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей как основание применения к родителям мер юридической ответственности / О.А. Крылова // Современное право. - 2009. - № 8. - С. 59.

ущемление, так как теряют то, что в их глазах давно уже перестало быть ценностью».4

Предложение А.М. Нечаевой справедливое, но больше с нравственной позиции защиты прав несовершеннолетнего, действующей по принципу - каждый человек должен получать по своим заслугам, ну, а с юридической позиции подобное ужесточение санкции, по нашему мнению, вряд ли целесообразно. Так как еще не факт, что указанная жесткая санкция удержит, или остановит родителей от нарушения прав своего несовершеннолетнего ребенка.

Тем не менее, мы согласны с мнением исследователей, выдвинувших предложение о том, что семейноправовая ответственность влечет за собой ограничение семейной правоспособности. Данное суждение нам кажется наиболее верным, так как в соответствии со от. 127 и от. 146 СК РФ, лица, в отношении которых принималась мера семейно-правовой ответственности, не могут стать усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями. Ограничение семейной правоспособности четко прослеживается в указанных выше нормах семейного права. Однако возможность обладания родительскими правами в отношении других детей, при наличии привлечения родителя к мере семейно-правовой ответственности, в дальнейшем законодателем не ограничивается.

Это означает, что правоспособность как предпосылка возникновения родительских правоотношений, при рождении другого ребенка не ограничивается. Биологическая связь между ребенком и родителем, лишенным в отношении него родительских прав, не утрачивается, в отличие от прав которые вытекают из факта родства.

Следовательно, в случае применения к родителям семейно-правовой ответственности, родители лишаются прав личного неимущественного характера, таких как: право на воспитание, право на защиту интересов детей, право на истребование детей от других лиц, право на дачу согласия на совершение детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет сделок, право на ходатайство об ограничении или лишении ребенка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, право на дачу согласия на эмансипацию несовершеннолетнего.

Одной из проблем семейного права является система мер семейно-правовой ответственности, а именно институты лишения и ограничения родительских прав (от. от. 69-76 СК РФ),5 а также отобрания ребенка у родителей в административном порядке (от. 77 СК РФ).6 С введения в действие положений о семейноправовой ответственности прошло более пятнадцати лет, и накопленный опыт применения этих норм позволяет нам делать некоторые выводы.

В подавляющем большинстве случаев родители, в отношении которых предъявлены требования о лишении родительских прав, относятся к исходу судебного разбирательства безразлично. Зачастую мать, лишенная родительских прав в отношении одного ребенка, производит на свет второго и третьего, и в их отношении ее последовательно продолжают по суду лишать прав. Безразличное отношение матерей и отцов к сво-

4Нечаева А.М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики / А.М. Нечаева. - Москва: Юрайт-Издат, 2007. - С. 68.

5См.: Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ: принят ГД ФС РФ 8 декабря 1995 г. // СЗ РФ. -1996. - № 1. - Ст. 16.

Пробелы в российском законодательстве

ему потомству имеет в своей основе массу причин, причем главными среди них являются неясность смысла существования и бесцельное пребывание в среде себе подобных в состоянии каждодневного алкогольного опьянения. Более того, родители не очень огорчены, что их лишили родительских прав, поскольку освобождаются от ответственности за своих детей.

Неэффективность проводимых в настоящее время судебных процедур наиболее ярко проявляется в невозможности защитить интересы ребенка при лишении родительских прав. На основании п. 4 ст. 71 СК РФ ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. Как правило, после вступления в законную силу судебного решения, ограничивающего родителя в правах, ребенка помещают в учреждение для детей-сирот. При этом родитель продолжает пользоваться жилым помещением, а ребенок вынужденно проживает в условиях общежития. Очевидно, что права ребенка в этом случае нарушаются, однако никто не предпринимает мер к их защите.

К сожалению, редко применяется такая мера ответственности, как ограничение родительских прав. В соответствии со ст. 73 СК РФ ограничение родительских прав применяется в двух случаях: во-первых, когда оставление ребенка с родителем опасно для ребенка по обстоятельствам, не зависящим от родителя, во-вторых, когда не установлены достаточные основания для лишения родителя родительских прав. Казалось бы, второе основание ограничения родительских прав способно создать действенную систему предупреждения нарушений прав детей, поскольку в этом случае родитель, отстраняясь временно от воспитания ребенка, еще может изменить свое поведение. В действительности этого не происходит, поскольку органы опеки и попечительства медлят обращаться в суд и дожидаются, когда появятся достаточные основания для лишения родительских прав.7 Тем самым упускается драгоценное время, когда еще можно сохранить семью и способность родителей воспитывать своего ребенка.

Таким образом, надо признать, что лишение и ограничение родительских прав, традиционно относимые в науке и практике к мерам юридической ответственности (семейно-правовой), не выполняют в настоящее время ни задач наказания и перевоспитания родителей, ни функций защиты прав детей.

Представляется, что назрела необходимость по-новому подойти к правовому регулированию процедуры лишения и ограничения родительских прав. Данные меры должны быть направлены на защиту интересов ребенка (ребенок всегда хочет остаться с родителями, какими бы они ни были), а не на освобождение нерадивых родителей от ответственности за воспитание ребенка. Поэтому такие родители должны быть ограничены в родительских правах и направлены на принудительное лечение от алкоголизма (ранее такой механизм был эффективным), совмещая и общественные работы. Только после прохождения данной процедуры и в случае неисправления родителей можно применять процедуру лишения родительских прав.

Рассуждая о достоинствах и недостатках предусмотренной действующим семейным законодательством

Афанасьева И.В. Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних / И. В. Афанасьева // Вопросы ювенальной юстиции. - 2008. - № 1. - С. 14.

процедуры отобрания ребенка, необходимо исходить, как всегда, из главного - из интересов ребенка, приоритетная защита которых является одним из принципов семейно-правового регулирования (ст. 1 СК РФ). Отобрание ребенка, осуществляемое на основании акта органа местного самоуправления, имеет единственную положительную сторону - оно осуществляется оперативно. С позиции ст. 77 СК РФ отобрание должно происходить немедленно после получения сведений об угрозе жизни ребенка или его здоровью, однако в действительности органу опеки и попечительства требуется некоторое время, необходимое для издания акта органа местного самоуправления (исходящего, как правило, от главы администрации или иного должностного лица). Тем не менее, в необходимых случаях изъятие ребенка из обстановки, угрожающей его жизни, производится в считанные часы. Практика показывает, что органы опеки и попечительства неохотно прибегают к использованию ст. 77 СК РФ, опасаясь со стороны родителей обжалования в суд их действий как неправомерных.

Однако это не должно порождать сомнений в целесообразности существования самого института отобрания ребенка, поскольку он предусмотрен для чрезвычайных ситуаций - угрозы жизни ребенка или его здоровью.8

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что семейное законодательство не является совершенным в вопросе воспитания детей и требует более глубокого осмысления затрагиваемых вопросов и их скорейшего законодательного разрешения.

Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних влечет и административную ответственность (ст. 5.35 КоАП РФ).9

Необходимо отметить, что применяемое в ст. ст. 5.35, 6.10 и 20.22 КоАП РФ понятие «родители или иные законные представители несовершеннолетних» не охватывает весь возможный круг специальных субъектов административной ответственности по данным составам. Получается, что не несут административной ответственности лица, которые осуществляют воспитание детей по договору. Однако такие лица являются субъектами гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними (п. 3 ст. 1073 ГК РФ).10

Нужно уточнить круг субъектов ответственности по указанным составам и отнести к их числу родителей, иных законных представителей, а также лиц, на которых договором возложены обязанности по надзору за несовершеннолетним.

Дети, пребывающие в детских домах, интернатах, домах ребенка, уже претерпели страдания, причиненные действиями их родителей, и ненадлежащая забота о детях со стороны администрации таких учреждений причиняет дополнительный вред их физическому и нравственному развитию. К сожалению, факты нарушения прав детей, содержащихся в образователь-

8Михеева Л.Ю. Ответственность родителей за воспитание детей: направления реформы законодательства / Л.Ю. Михеева // Семейное и жилищное право. - 2005. - № 4. - С. 20.

9См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г. // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

10См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ: принят ГД ФС РФ 22 декабря 1995 г. // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

СЕМЕЙНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Бурдо Е.П.

ных, воспитательных, лечебных либо иных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нередки.

Неисполнение указанными лицами обязанностей по воспитанию детей при определенных условиях, когда оно соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, влечет также и уголовную ответственность по от. 156 УК РФ.11

Под неисполнением обязанностей подразумевается неучастие в воспитательном процессе в виде полного отстранения от него либо участие не в полном объеме, а также частичное выполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего со стороны лиц, на которых возложены обязанности по его воспитанию (родители, учителя и т.п.). Следует особо отметить, что неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего является преступлением только в том случае, если оно соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение - это прежде всего физическое или психическое насилие, применяемое в отношении несовершеннолетнего (нанесение побоев, умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное без хулиганских побуждений, связывание, систематические угрозы причинения вреда здоровью, сексуальные домогательства и т.п.), издевательство над его личностью (лишение пищи, тепла, воды).11 12 Жестокое обращение с детьми может проявляться и в применении к несовершеннолетним недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей).13

Лица, лишенные родительских прав, не могут нести уголовную ответственность по от. 156 УК РФ, так как они, будучи не освобожденными от обязанности по содержанию своих детей, освобождаются от обязанности по их воспитанию (п. 1 от. 71 СК РФ).

Субъективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется умышленной виной. Виновный посредством неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по воспитанию потерпевшего в сочетании с жестокостью по отношению к несовершеннолетним осуществляет продуманный способ совершения преступления. Большинство специалистов считают, что субъективная сторона выражается только лишь в прямом умысле.14 Некоторые авторы, работающие над этой проблемой, допускают и косвенный умысел.15 Еще одна группа авторов полагает, что по отношению к наступлению вредных последствий для здоровья ребенка вина может состоять и в неосторожности. Ими допускается двойная форма вины.16 Нам представляется, что при

11См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 г. // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

123айцева И.И. Жестокое обращение с детьми / И.И. Зайцева // Юридический мир. - 2008. - № 10. - С. 54-55.

1зСм.: п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. № 10 (в ред. Постановления Пленума ВС РФ от 6 февраля 2007 г. № 6) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // РГ. - 1998. - 10 июня (№ 110).

14Галлямов Н.А. Детство без жестокости и насилия: защита и помощь / Н.А. Галлямов // Вопросы ювенальной юстиции. - 2010. - № 3. - С. 15.

15Шипунова Т.В. Жестокое обращение с детьми в семье: определение, генезис, перспективы исследований / Т.В. Шипунова // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2002. - № 1. - С. 98.

163айцева И.И. Жестокое обращение с детьми / И.И. Зайцева // Юридический мир. - 2008. - № 10. - С. 55.

неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего умысел на жестокое обращение с ним должен быть всегда прямым.

Ситуация сегодня такова, что большинство лиц, привлекаемых к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ, в связи с их образом жизни имеют крайне низкие доходы. Зачастую доход этих лиц не является стабильным и легальным. К сожалению, неисполнение родительских обязанностей, соединенное с жестоким обращением с ребенком, - преступление, совершаемое чаще всего в беднейших слоях российского общества, - идет рука об руку с пьянством, наркоманией, попрошайничеством. Эффективным воздействием на правонарушителей в этом случае может быть только принудительный труд, поскольку при отсутствии у преступника заработка применение к нему такой меры уголовного наказания, как штраф, не сыграет ни превентивной, ни карательной роли.

Таким образом, проблема неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних остается одной из самых серьезных с точки зрения ее социальных, экономических и демографических последствий, что говорит о необходимости совершенствования всего комплекса механизмов применения юридической ответственности в рамках семейного, административного и уголовного законодательства РФ.

Рецензия

на статью «Семейно-правовая ответственность родителей за неисполнение ими прав и обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей в семейном праве РФ» кандидата юридических наук Бурдо Евгения Петровича

В статье Е.П. Бурдо рассматриваются правовая ответственность родителей за неисполнение ими прав и обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей в семейном праве РФ.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнений, так как вопрос понятия семейно-правовой ответственности родителей является дискуссионным и единого мнения ученых, в данной области семейного права, нет.

Научная статья Е.П.Бурдо «Семейно-правовая ответственность родителей за неисполнение ими прав и обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей в семейном праве РФ» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Проректор по научно-исследовательской работе АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» М.Л.Блинова

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Одна из многочисленных социальных бед современной России - неисполнение родителями обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей. Значительное число детей, учитываемых в соответствии со ст. 122 СК РФ в качестве оставшихся без попечения родителей, не являются сиротами. Они приобретают этот правовой статус при живых родителях, которые пренебрегают своими обязанностями - не обеспечивают детей необходимым питанием, одеждой, не обеспечивают получение ребенком образования.

Нередки случаи жестокого обращения родителей с детьми, их эксплуатации, унижения их человеческого достоинства. Подобное поведение родителей не только способно причинить физические и нравственные страдания ребенку, но и, как правило, негативно влияет на будущую социализацию ребенка, деформирует его психику, формирует у ребенка неверное представление о семейных отношениях.

В этой связи внимание общества привлекает вопрос о том, как предотвратить дальнейшее ухудшение положения детей в семье и какими мерами способствовать надлежащему исполнению родителями их обязанностей.

Актуальность темы вытекает из исключительной ценности институтов семьи, заменяющих семье (опека, попечительство, патронатная семья и т.д.), их непроходящего значения в воспитании подрастающего поколения, передачи важнейших духовных ценностей, накапливаемых поколениями. Защищая права несовершеннолетних детей, государство и общество создают благоприятную обстановку для их физического, умственного и нравственного развития. Этим самым обеспечивается достойное во всех отношениях будущее нашей страны, государства, общества.

Цель работы - изучить права и обязанности родителей по воспитанию детей в семейном праве РФ.

Задачи работы:

Изучить понятие прав и обязанностей родителей;

Рассмотреть осуществление и защита прав родителей по воспитанию детей;

Изучить обязанность реализовать неимущественные права ребенка;

Изучить ограничения родительских прав и отобрание ребенка;

Изучить порядок и основания лишения родительских прав

Для теоретической разработки данной работы были использованы следующие материалы: труды таких ученых как Азарова Е.Г., Алманова А.М., Букшина С.В., Лемеш К.И., Мезина Д.К., Певцова И.Е.

1. Права и обязанности родителей по воспитанию детей в семейном праве РФ

1.1 Понятие прав и обязанностей родителей

Родительские права (понятие родительских прав) - это совокупность прав родителя по воспитанию, содержанию своих несовершеннолетних детей. Несовершеннолетним ребенком признается лицо, не достигшее восемнадцати лет.

Понятие родительских прав включает вопросы содержания и воспитания своего несовершеннолетнего ребенка, защиты прав и законных интересов ребенка. Также родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители несовершеннолетнего ребенка обязаны обеспечить ребенка основным общим образованием и создать условия для получения среднего общего образования детьми.

Родители не имеют права осуществлять свои права в разрез интересам своих несовершеннолетних детей. В случае возникновения разногласий между родителями и детьми, орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Если даже родитель ребенка проживает отдельно от ребенка, то он имеет такие же права и несет обязанности, как и родитель, который проживает совместно с ребенком. Родитель, который не проживает с ребенком, имеет право на общение с ребенком, если судом не установлено иное. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей. Происхождение - это биологическая (кровная) связь ребенка и его родителей. Происхождение ребенка считается установленным и становится юридическим фактом, если оно удостоверено в установленном законом порядке.

В Семейном кодексе нашего государства закреплены следующие виды личных прав и обязанностей родителей:

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).

2. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, включая и близких родственников ребенка (п. 1 ст. 63 СК РФ).

3. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). При этом родители не вправе причинять вред психическому и физическому здоровью своих детей и их нравственному развитию (п. 1 ст. 65 СК РФ).

4. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).

5. Родители, с учетом мнения детей, имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).

6. Родители имеют право и обязаны защищать права и интересы своих детей без специальных на то полномочий (п. 1 ст. 64 СК РФ).

7. Родители имеют право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основаниях закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ).

8. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общее с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 СК РФ), а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать реализации этого права.

9. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о нем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других (п. 4 ст. 66 СК РФ).

Осуществляя воспитание ребенка, родители обязаны заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

В случае неисполнения родителями или ненадлежащего исполнения обязанности по воспитанию детей, не проявления заботы о детях, они могут быть привлечены, к семейно-правовой (лишение родительских прав и ограничение родительских прав при недостойном поведении родителей), гражданско-правовой (ответственность родителей и лиц, их заменяющих за вред причиненный несовершеннолетними детьми), к административной (ответственность родителей и лиц, их заменяющих за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей), и даже к уголовной ответственности (ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

Как уже подчеркивалось, неотъемлемой частью процесса воспитания ребенка является его образование. Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ, п. 2 ст. 63 СК РФ родители или лица их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Выполняя обязанность по получению детьми основного общего образования, родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей с учетом их мнения. Данное право основано на положении ст. 26 Декларации прав человека о приоритетном праве родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей Всеобщая декларация прав человека.

Учет мнения несовершеннолетнего ребенка при выборе учебного заведения и формы обучения обязателен независимо от возраста ребенка. Однако, если пожелания ребенка противоречат его интересам (например, ребенок не может обучаться в компьютерном классе из-за слабого зрения) либо не могут быть выполнены в силу объективных причин (уровень материальной обеспеченности семьи не позволяет обучать ребенка в платной школе), родители вправе поступить по своему усмотрению.

1.2 Осуществление и защита прав родителей по воспитанию детей

Родительские права и обязанности имеют определенные особенности.

Во-первых, родители обладают равными правами и несут равные обязанности, в отношении своих детей (п. 1 ст. 61 СК РФ). При этом не имеет значения, в зарегистрированном браке родился ребенок или нет, признано отцовство в добровольном порядке или установлено судом.

Во-вторых, родительские права и обязанности ограничены во времени. Они прекращаются при достижении ребенком совершеннолетия, либо приобретении ребенком полной дееспособности ранее восемнадцати лет (при эмансипации и вступлении в брак при снижении брачного возраста). Так как с момента приобретения дееспособности в полном объеме, гражданин может своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Из этого правила есть исключение: в соответствии с п. 1 ст. 85 СК РФ родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Однако, если, исходить из того, что согласно п. 1 ст. 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), то обязанность родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей находится за рамками родительского правоотношения.

В-третьих, при осуществлении родительских прав и обязанностей должен соблюдаться приоритет интересов ребенка (п. 1 ст. 65 СК РФ). Это положение имеет принципиальное значение, поскольку возможны жизненные ситуации, когда интересы родителей расходятся с интересами ребенка. Например, родители не оказывают должного внимания духовному развитию ребенка, ссылаясь на нехватку времени. Не занимаясь воспитанием ребенка, родители ущемляют права несовершеннолетнего. Приоритет прав и интересов ребенка является основополагающим при осуществлении родительских прав и обязанностей, он закреплен во многих нормах СК РФ.

Четвертая особенность родительских прав и обязанностей заключается в том, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63 СК РФ), отступление от этого правила, возможно, только в случаях, когда нарушаются интересы ребенка.

В-пятых, правам родителей соответствуют их определенные обязанности: права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (ст. 63 СК РФ), права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей (ст. 64 СК РФ). Поэтому осуществление родительских прав является одновременно и исполнением обязанностей родителей.

Осуществление родительских, как и иных семейных прав, возможно, двумя способами: посредством активных действий родителей (право на воспитание ребенка, на общение с ребенком); посредством требования соответствующего поведения от других лиц (право родителей требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его не на основании закона или судебного решения).

Осуществление субъективных родительских прав и исполнение обязанностей проявляется в основном в длящихся, многократно повторяющихся действиях (право и обязанность воспитывать ребенка, забота о здоровье и развитии ребенка и др.).

Так как родители наделены равными правами и обязанностями по воспитанию своих детей, предполагается, что и осуществлять их они должны в одинаковом объеме. При этом участие каждого родителя в решении вопросов воспитания и образования ребенка может происходить в различных формах. Например, супруг, с которым проживает ребенок, может выбрать для ребенка учебное заведение, детский сад, другой может одобрить выбор и предоставить средства на обучение, либо предложить свой вариант выбора учебного заведения или детского сада.

2. Семейно-правовые последствия неисполнения и ненадлежащего исполнения родительских обязанностей

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы и методы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Именно так закон определяет осуществление родительских прав, и нарушение данных предпосылок влечет ответственность родителей, осуществляющие свои права и обязанности в ущерб правам и интересам своих детей, в виде лишения родительских прав или ограничения в родительских правах.

Лишение родительских прав - крайняя мера, применение ее не всегда целесообразно или возможно, хотя иногда и очевидно, что находиться ребенку с родителями (одним из них) опасно для его жизни, здоровья и воспитания. В подобных случаях в качестве меры защиты его прав и интересов суд может ограничить родительские права, приняв решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них).

Ограничение родительских прав - это отобрание ребенка у родителей без лишения их родительских прав. Ограничение родительских прав имеет двойной смысл для родителей и для самого ребенка.

Опасность, угроза, исходящая от родителей (одного из них), делает невозможным их личное участие в воспитании несовершеннолетнего. Прямая связь с опасностью означает, что следует как можно скорее отобрать ребенка у родителей. То же самое происходит, если родители (один из них) не могут и (или) не хотят оградить своего ребенка от существующей в семье угрозы, поскольку, в конечном счете, не имеет значения, каков источник ее возникновения.

Наряду с лишением родительских прав, ограничение в родительских правах также направлено на защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних детей.

Однако, в отличие от лишения родительских прав как крайней меры, наступающих при виновных действиях родителей, ограничение родительских прав направлено на то, чтобы уберечь детей от опасности со стороны родителей.

Вопрос об ограничении в родительских правах по ст.. 73 СК возникает в случаях, если:

Оставление ребенка с родителями (одного из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, с течением тяжелых обстоятельств и другие);

Оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родительских прав. В этом случае, учитывая противоправность поведения родителей, закон установил, что если родители (один из них) не изменяют своего поведения, то орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав, обязан предъявить иск о лишении их родительских прав. Вместе с тем, если этого требует интересы ребенка, такой иск может быть подан до истечения этого срока.

С иском в суд, об ограничении родительских прав, могут обратиться: близкие родственники ребенка, т.е. дедушка и бабушка, братья и сестры, органы и учреждения, на которых законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних, т.е. органы опеки и попечительства, комиссии по делам не совершеннолетних, дошкольные образовательные, общеобразовательные и другие учреждения, которые имеют непосредственное касательство к ребенку, прокурор. Рассмотрение в суде дела об ограничении родительских прав происходит по правилам искового производства, т. е. иск подается в суд по месту нахождения ребенка. Дело может быть рассмотрено и в суде по месту жительства истца, если одновременно с иском об ограничении родительских прав он заявляет и требование взыскание алиментов на детей (ребенка).

Однако не могут быть лишены родительских прав лица, не выполняющие своих родительских обязанностей вследствие стечения тяжелых обстоятельств и по причинам, от них не зависящим.

Вынесение решения о лишении родительских прав влечет за собой утрату родителями (одним из них) не только тех прав, которые они имели до достижения детьми совершеннолетия, но и других, основанных на факте родства с ребенком, вытекающих как из семейных, так и иных правоотношений.

Однако лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своих детей (ребенка).

Если лицо, лишенное родительских прав, изменило свое поведение, образ жизни (или) отношение к воспитанию ребенка в лучшую сторону и это оно может подтвердить официальным заключением органа опеки и попечительства, то возможно восстановление данного лица в родительских правах, (п.1 ст. 72 СК).

Следует иметь в виду, что восстановление в родительских правах допускается только в том случае, когда этого требуют интересы ребенка.

К сожалению, данная тема близка очень многим родителям. На разногласиях в вопросах воспитания ломается немало копьев. Несоответствие взглядов на воспитание детей может привести даже к развалу семьи, после чего споры не утихают, а разгораются с новой силой. Два родителя, являясь одновременно законными представителями ребенка, не могут найти общий язык даже в непринципиальных вопросах. К желанию «сделать, как лучше» часто примешивается желание самоутвердиться, отомстить за прошлые обиды, манипулировать ребенком в своих личных целях. Конечно, чаще всего, в силу различных причин, ребенок остается с матерью, и именно от позиции матери во многом зависит, как сложатся отношения между бывшими супругами по вопросам воспитания их детей. Но, часто и отцы используют данные им законом права для выяснения личных отношений с бывшей женой, расспросов ребенка о личной жизни матери, сведению счетов. Часто отцы после развода вовсе не выполняют свои родительские обязанности по воспитанию и содержанию, либо выполняют их нерегулярно и стихийно, "по вдохновению", не понимая или не желая понимать, что ребенок нуждается в полноценном и регулярном общении с отцом, а также в его материальной поддержке вплоть до совершеннолетия.

Материалы по данной тематике подготовлены на основе Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, семейного законодательства России.

Заключение

Подводя итоги вышесказанного, считаем, что необходимо вводить в образовательных и воспитательных учреждениях курсы, уроки, консультации по конституционному и семейному праву. Нужно с раннего возраста ребенку, детям разъяснять их конституционные, семейные, гражданские права, ведь эти дети, в скором времени повзрослев, сами станут родителями. Мы думаем, что проблемы по вопросам реализации прав и обязанностей родителей, закладываются на начальном уровне жизни человека.

Проблема, рассмотренная в работе, заслуживает дальнейшей разработки:

во - первых, нужно к проблемам семьи и детей активно привлекать общественность. Надо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, способствующие укреплению семейных уз между родителями и детьми;

во - вторых, можно даже ввести на организациях и предприятиях по инициативе руководства, профсоюза, где работают родители детей, специальные лекции по правам и обязанностям родителей, ведь основное время люди проводят на работе;

в - третьих, органам местного самоуправления, как в городах, так и в селах наиболее активно изучать и анализировать проблемы, существующие в семье между родителями и детьми, выявлять эти проблемы, а потом эффективно их решать;

в - четвертых, расширить сеть специализированных учреждений (приютов) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и помощи со стороны государства;

В - пятых, разграничить права и обязанности по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем.

В целях сокращения масштабов нарушения прав детей и в целях предотвращения такого нарушения должны быть предприняты неправовые, но наиболее действенные меры: стабилизация социальных отношений, формирование у граждан жизненного целеполагания и уверенности в завтрашнем дне, накопление в обществе опыта семейного общения и заботы друг о друге.

Список использованных источников и литературы

Нормативно-правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 14.11.2017)

Учебники и журналы

1. Азарова Е.Г. Конституционные гарантии социального обеспечения детей // Журнал российского права. 2015. № 2 (218). С. 65-81.

2. Алманова А.М. Возникновение негативных последствий для ребенка вследствие неисполнения родителями обязанностей по воспитанию // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 2 (32). С. 192-196.

3. Андреева Л.С. Историко-правовой аспект осуществления родительских прав // Евразийский юридический журнал. 2012. № 2 (45). С. 44-46.

4. Афанасьева И.В. Семейно-правовая защита интересов несовершеннолетних при неисполнении родительских обязанностей по их воспитанию и содержанию // Семейное и жилищное право. 2014. № 5. С. 3-6.

5. Беспалов Ю.Ф. Семейные правоотношения с участием ребенка // Семейное и жилищное право. 2015. № 1. С. 3-7.

6. Букшина С.В. Правовое положение несовершеннолетних. учебно-методическое пособие. Барнаул, 2013.

7. Воронцов А.Л., Воронцова Е.В. Роль семейного законодательства в укреплении семейных ценностей // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2014. № 2. С. 51-55.

8. Голубчикова А.А. Права и обязанности родителей в Российской Федерации // В сборнике: Права человека: история, теория, практика Всероссийская научно-практическая конференция: Сборник научных статей. Юго-Западный государственный университет. 2015. С. 140-144.

9. Гонгало Б.М. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / 1. 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Статут, 2017.

10. Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю. Семейное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016.

11. Жильникова О.С. Специфика реализации конституционной обязанности родителей по воспитанию детей // В сборнике: Актуальные проблемы современного права и политики (К 90-летию со дня рождения Ю.И. Малышева (1924-2009) сборник научных трудов по материалам Всероссийской студенческой научной конференции. Ответственный редактор: Д.В. Ирошников. 2014. С. 23-26.

12. Матвеев П.А. Позитивная юридическая ответственность в семейном праве // Правовая инициатива. 2014. № 1. С. 19.

13. Нечаева А.М. Интересы ребенка как объект семейно-правовой защиты // Государство и право. 2012. № 1. С. 77-85.

14. Трофимова Г.А. Забота о ребенке: проблемы гарантирования конституционной нормы // Адвокат. 2015. № 4. С. 64-69.

15. Шакирова М.Л. Осуществление родительских прав и исполнение обязанностей: некоторые актуальные вопросы правого регулирования // Правовое государство: теория и практика. 2015. Т. 3. № 41. С. 96-101.

Ответственность родителей за воспитание детей утверждена в Семейном Кодексе РФ. Конвенция по правам несовершеннолетних провозгласила эту обязанность, подтвердив, что обеспечить интересы своего потомства должны мать с отцом. Дети вырастут, станут достойными гражданами нашей страны - образованными, воспитанными, ответственными перед государством и заботливыми с предками. Для достижения положительного результата не нужно перекладывать заботы о подрастающем поколении на бабушек и дедушек и педагогов.

Равноправие всех членов в семье

Конституция и Семейный кодекс РФ определили ответственность родителей за воспитание детей. Кроме обязательств они имеют права, которые будут прекращены сразу после совершеннолетия подопечных. Положения закона так разработаны, что с одной стороны дана привилегия жить с ребенком, распоряжаться его временем, если это не противоречит его интересам, с другой — условия становятся долгом опекуна. Все установки в Семейном кодексе взаимосвязаны.

Дается гарантия матери со стороны закона в ее вправе сына:

  • опекать, рассказывать сказки, читать книги;
  • растить по правилам ею установленным;
  • воспитывать по семейным устоям.

В статье 61 СК РФ утверждено родительское равноправие. Отец должен проявлять заботу о дочери, развивать:

  • нравственность;
  • духовность;
  • следить за физическим развитием и общим здоровым состоянием организм.

На обоих родителях лежит одинаковая ответственность за воспитание детей, у них преимущество перед другими родственниками:

  • бабушкой;
  • дедом;
  • сестрой;
  • братом.

Но запрет на встречи с родными людьми они не могут объявить, не имеют права мешать общению с ними. При разводе семейной пары и раздельном проживании, они должны прийти к мирному соглашению о дальнейшем нахождении несовершеннолетних граждан. Когда договориться не могут, этот вопрос переходит в судебную инстанцию.

Как в суде решают проблему при расторжении брака?

Ответственность родителей за воспитание детей, права и обязанности - равные. На этом основании, когда в суде рассматриваются дела по семейным конфликтам, во главу ставится интерес ребенка.

При бракоразводных процессах судьей учитывается детское:

  • мнение;
  • привязанность к матери или отцу;
  • любовь к сестре или брату;
  • возраст;
  • нравственность каждого попечителя;
  • сложность отношений, если они возникли с опекунами.

В правовом органе изучат, какие возможности есть у гражданина для воспитания своего ребенка:

  • работа, распорядок дня;
  • квартира;
  • уровень доходов;
  • отсутствие вредных привычек;
  • чистота перед законом.

В статье 66 Семейного кодекса РФ даны гарантии родителю, которому суд определит жить отдельно от детей:

  • воспитывать;
  • общаться;
  • принимать участие в жизни, образовании.

Мать не может препятствовать отцу в воспитании несовершеннолетних отпрысков, если судом установлен порядок встреч. Когда будет доказано, что такие свидания опасны для здоровья, наносят вред детям — человека лишат родительских прав. Виновный родитель понесет наказание при невыполнении судебных определений. Он может опротестовать решение правового органа, который пересмотрит все условия и если интересы ребенка ущемлены, передаст его судьбу достойному воспитателю, при условии, что мнение несовершеннолетнего учтено.

Кто ответит, если дети нарушают закон?

Нарушение общественного порядка, совершение неправомерных действий другим лицам, на совести представителей несовершеннолетних, они обязаны вырастить достойных граждан для государства. Принадлежит ответственность родителям, за ненадлежащее воспитание детей. Это требование указано в Гражданском кодексе РФ, объясняют положения статьи 1073, 1074. Законодательные акты утверждают, за проступки малолетних граждан до исполнения ими 14 летнего возраста ответ предстоит держать:

  • родителям;
  • попечителям, опекунам;
  • сотрудникам соцзащиты;
  • организациям, где ребята находятся на содержании, если нет родственников;
  • образовательным учреждениям;
  • медицинским заведениям;
  • надзирающим органам.

После 14 дня рождения за тяжкие преступления подросток ответит по УК РФ. Нанесенный ущерб должны будут возместить родственники или усыновители, у которых он находится на попечении. С 18 лет закон об ответственности родителей за воспитание детей теряет свою актуальность, требования полностью переходят на совершеннолетнего.

Если произошло лишение остаются обязательства еще 3 года наблюдать и отвечать за преступные выходки малолетних отпрысков.

Неуважительное отношение к закону происходит по причине недостатка воспитательных мер, если мать с отцом были отстранены от ребенка, значит, по их вине появилась асоциальные намерения.

На педагогов возлагается контроль над поведением детей, устроенных в заведениях:

  • дошкольных;
  • образовательных;
  • спортивных.

Школьного учителя накажут, когда его ученик вместо занятий отлучится в торговый центр, украдет там игрушку, конфеты. Он обязан предупредить об ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей, сообщить им о прогуле или позвонить в правоохранительные органы.

Воспитатель детского сада тоже отвечает за поступки малышей, пока они там находятся или их повели в развлекательный центр. Педагоги могут переложить вину на официальных представителей детей, если докажут плохое содержание, отсутствие заботы со стороны взрослых, для этого семью нужно поставить на учет в надзорные организации, как неблагополучную.

Преступные деяния с уголовными последствиями

В законе об ответственности родителей за воспитание детей, УК РФ указывает на возрастное ограничение, на этом основании назначают наказания. В статье 20 п.1 сказано, что по уголовному праву судят граждан с 16 лет.

Есть исключения в п.2 акта, там обозначены преступления, отягчающие приговор и подсудность в 14 летнем возрасте:

  • умышленных убийствах;
  • сексуальных насильственных действиях;
  • намеренно нанесенных увечьях;
  • хищениях в крупных размерах;
  • транспортных угонах;
  • вымогательствах;
  • террористических актах.

Расследования уголовных происшествий с участием граждан возрастом 14 -17 лет находятся под особым контролем. Когда дело доходит до суда, во внимание принимается:

  • физические, интеллектуальные показатели;
  • соответствует ли подросток по умственным способностям, развитию своим одногодкам;
  • полученное образование;
  • как оценивает свои действия, насколько понимает, что совершил;
  • в каких условиях рос и воспитывался.

Перевоспитывают сложных подростков принудительным педагогическим воздействием. По возможности и степени совершенного деяния его могут отпустить под правовую ответственность родителей за воспитание детей или поместить в медицинское заведение, где учат и лечат. На судебных заседаниях должны присутствовать представители несовершеннолетних преступников.

Где будут рассмотрены:

  1. В каких условиях жил нарушитель порядка.
  2. Степень участия в жизни подростка его попечителей.
  3. Среду обитания, в которой формировалась личность.

По мнению юристов, от плохих отношений с близкими людьми, связи с криминогенным обществом, проявляются противоправные склонности. Если за воспитание детей несут ответственность родители по Семейному кодексу и статье 61, то наказания за нарушения этих положений наступает по УК РФ, о чем раскрывает статья 156.

Статистические выводы

Делая выводы по статистическим данным, аналитики утверждают, что неблагополучные семьи увеличивают преступный контингент, там в основном растут ребята без надзора. Хотя романтика из криминальных сериалов привлекает на совершение необдуманных поступков и подростков, выросших у интеллигентных профессоров, успешных бизнесменов.

Когда они выслушивают беседы об ответственности родителей за воспитание детей - не верят, что их дочь- отличница или сын- победитель олимпиад, которым не было ни в чем отказа, принимали участие в разбойном нападении. Судья при рассмотрении дела с участием несовершеннолетних лиц примет во внимание:

  • доказанную халатность к воспитательным обязанностям со стороны попечителей;
  • поддержку членов семьи противоправного поведения;
  • аморальное состояние представителей ребенка;
  • отсутствие досуга, развивающего интеллект.

Взрослые, занятые работой, материальным благополучием, порой забывают о моральной поддержке своим подопечным, одинаковой ответственности родителей за воспитание и содержание детей. Если в суде обнаружат злостные нарушения - ограничат или лишат родительских прав.

Какие предусмотрены наказания

После судебных разбирательств определяется тяжесть вины отцов и матерей за проступки их отпрысков.

От серьезности преступления зависит мера наказания:

  1. 100 000 руб. - штрафные санкции.
  2. 400- часовые обязательные отработки.
  3. 2-летний исправительный труд.
  4. 3 года принудительных работ.
  5. Отстранение от работы на 5 лет в определенном виде деятельности;
  6. 3-летнее заключение под стражу.

Старшему поколению придется возместить ущерб, который подростки нанесли пострадавшим. Оплатить лечение, если нанесен вред здоровью, компенсировать денежным эквивалентом моральное унижение.

Тесная связь семьи и школы

Постоянное взаимодействие представителей учеников с администрацией образовательного заведения поможет вовремя предупредить преступление. Классный руководитель расскажет о своих наблюдениях и подозрениях в сфере обучения, новых опасных интересах, обнаруженных вокруг школьного общества. Учитель предупредит о необходимости посещать род. собрания, ответственности родителей за воспитание детей.

Но она лежит на всех взрослых, которые по долгу службы или происхождению занимаются несовершеннолетними. В правовых актах нет положений, которые бы обязывали законных попечителей учащихся посещать совещания организованные для родителей, но только там они получат достоверную информацию об образовании и реализуют свои права принимать участие в учебном процессе.

Кто может заменить?

Постоянная загруженность работой не всегда позволяет встретиться с педагогами в школе. Нужно заранее предупредить классного руководителя, что известна ответственность родителей за воспитание детей, но родительское собрание посетит ближайший родственник, няня, работающая официально в семье.

Бабушкам, дедушкам, тетям и дядям никто не запретит прийти на беседу к учителю, если отец чрезмерно занят производственными делами, а мать не может оставить младенца, но они не официальные представители ребят, поэтому не могут принимать ответственных решений по обучению.

Когда наступает административная ответственность родителей за воспитание детей?

Когда ребенку исполнится 16 лет, он ответит за свои незаконные действия, если у него есть имущество и доход. Отсутствие заработка автоматически перекладывает возмещение ущерба на его попечителей. До этого возраста ответственность за воспитание и обучение детей — на родителях.

К административным правонарушениям принадлежат проступки:

  • антисоциального характера;
  • периодические пропуски занятий в школе;
  • совершение опасных для окружающих действий;
  • мелкие хищения, хулиганское поведение.

За это накажут:

  • штрафом;
  • публичным извинением перед потерпевшими;
  • оплатой компенсаций за моральный и фактический ущерб.

Подросток может сам оплатить расходы за последствия противоправных действий, если у него имеются собственные средства. В обратном случае издержки возмещают родители. Для законных представителей предусмотрены наказания, если контролирующие органы за содержанием малолетних обнаружат:

  • ребенок социально не воспитывается;
  • плохо одет и накормлен;
  • отсутствует обучение;
  • нарушены права, интересы.

Когда родитель не уделяет полноценного внимания для нормального развития детей, халатно относится к своим обязанностям, ответственность наступит в обязательном порядке. Если не вмешается школа - органы попечительства, соцзащита поставит на место нерадивых воспитателей.

Злоупотребление правом — что это?

Между административной ответственностью родителей за ненадлежащее воспитание детей и уголовной — тонкая грань. Вначале семью обязуют выплатить штраф в размере 500 руб. по КоАП РФ и статье 5.35. Законодательный акт дает такие основания в применении наказания. Если граждане систематически уклоняются от выполнения обязанностей, по достойному содержанию подрастающего поколения, злоупотребляют своим родительским правом, деяния могут сразу переквалифицироваться из одной степени в более серьезную, где штрафами не отделаться.

К таким действиям относятся:

  • постоянное отсутствие на школьных собраниях;
  • одежда не по сезону, при заболеваниях игнорирование медицинских обследований, плохое питание - все это признаки халатного отношения к детскому здоровью;
  • физические наказания, моральные унижения нецензурной бранью;
  • регулярные пьянки в семье;
  • привлечение несовершеннолетних к аморальным поступкам - кражам, попрошайничеству;
  • место проживания детей скрывают от отца, когда мать занимается воспитанием и наоборот;
  • дети школьного возраста не учатся в образовательных заведениях.

Есть семьи, в которых каждый год появляется младенец, но старшие ребята вообще не учатся в школе и даже не записаны там. Дать им образование — это обязанность родителей и право детей. Взрослые объясняют недостатком средств, собственной безграмотностью, нет денег, чтобы собрать школьников для обучения. В государстве разработаны программы для обеспечения малоимущих семей, если ячейка общества не воспользовалась такой помощью, значит, учеников переселят в заведения, где будут предоставлены все условия для достойного воспитания.

Чтобы восстановить семью, вернуть право на воспитание, гражданам долго придется доказывать:

  • пройдено ли лечение от зависимостей и реабилитация;
  • в квартире или доме выполнен ли ремонт, налажены ли коммуникации;
  • есть ли официальная работа, стабильный заработок;
  • куплены ли детские вещи, предметы обихода, заполнен ли холодильник продуктами.

Отец или мать лишенные прав на своих детей для их восстановления должны быть готовы:

  • забрать детей из интернатов для личного воспитания в чистое жилое помещение;
  • выбрать образовательный и воспитательный способ, который безопасен для учеников и не противоречит их интересам;
  • развивать духовно и психологически личность будущего взрослого человека.

Детство в нашей стране должно проходить благополучно. Правительство озабочено демографической ситуацией, для ее улучшения предлагают государственную помощь. Но дети должны не только рождаться, но и расти, воспитываться, получать образование в нормальных условиях. Это не значит, что, когда на свет появился гражданин РФ, вся забота переходит на госбюджет. Пока малышу не исполнится 18 лет, за него отвечают родители. Все поступки, мысли, мечты, намерения находятся под их контролем, чтобы знать, какого человека они передадут на службу государства.

В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании - равное право и обязанность родителей. Данная конституционная норма обеспечивается и конкретизируется семейным законодательством РФ. Ст. 61 СК гласит, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей.

Семья - естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка - это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Поэтому важнейшим вопросом в развитии личности ребенка является роль родителей в его воспитании.

Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании - равное право и обязанность родителей. Данная конституционная норма обеспечивается и конкретизируется семейным законодательством РФ . Ст. 61 СК гласит, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родительские права основаны на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

Под родительскими правами понимается совокупность прав и обязанностей, которыми наделяются родители, как субъекты родительских правоотношений (родительские правоотношения - это правоотношения между родителями и детьми).

К личным неимущественным правам родителей относятся:

  1. право на воспитание и образование детей,
  2. право на защиту прав и интересов детей,
  3. право на защиту родительских прав.

Семейный Кодекс. Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей

1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции РФ - забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Следовательно, речь идет не только о нравственном долге каждого родителя, но и о его конституционных правах и обязанностях. Наделение родителей правами в отношении их несовершеннолетних детей означает, что им предоставляется возможность совершать одобряемые, желательные с точки зрения государства действия и поступки, направленные на благо ребенка. Права родителей порождают соответствующие обязанности.

2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. (вступление в брак и эмансипация (п. 2 ст. 21 ГК и ст. 27 ГК).

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка (см. ст. ст. 69, 70 и 140 СК и комментарий к ним) . Право на воспитание заключается в предоставлении родителям возможности лично воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся с развивающимися способностями ребенка (п. 2 ст. 14 Конвенции ООН о правах ребенка) .

Право родителей на воспитание детей обеспечивается не только и не столько благодаря помощи государства, а главным образом исполнением родителями обязанностей по их воспитанию. В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. Таковы в самом общем виде наиболее важные обязанности родителей, составляющие как бы две группы. Одна имеет прямое отношение к физическому развитию ребенка, которое во многом зависит от его питания, среды обитания и пр. Вторая касается психического, духовного, нравственного развития несовершеннолетнего и предполагает существование более сложных по своей природе средств и методов формирования ребенка как личности. В настоящее время все более очевидной становится роль родителей в исполнении обязанностей подобного рода. Именно от этого во многом зависит духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами. Выполнение родительских обязанностей не только способствует реализации родительских прав, но и служит образцом желаемого, одобряемого поведения - его моделью.

Обладающие родительскими правами лица несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Эта ответственность является общей и обязательной для обоих родителей, где бы они ни находились и определяет особое значение ответственности родителей в обеспечении прав и интересов своих детей. Одновременно оказывается воздействие на формирование чувства ответственности за ребенка, его воспитание, от полноты которого в значительной степени зависит качество семейного воспитания.

Предполагается существование ответственности, как нравственного порядка, так и предусмотренной различными отраслями законодательства (административного, гражданского, семейного, уголовного и др.). В первом случае ответственность влечет за собой моральное осуждение, во втором - дополнительное обременение или даже наказание в установленном законом порядке. Под дополнительным обременением понимаются неблагоприятные для нарушителя прав последствия, выходящие за рамки принудительного исполнения обязанностей. Типичной ответственностью за ненадлежащее семейное воспитание детей является лишение родительских прав (комментарий к ст. 69 СК) .

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Закон РФ "Об образовании" рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Этот процесс обеспечивает не только государство, но и родители. Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, т.е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы. В повседневной жизни выполнение этой обязанности родителями заключается в обеспечении того, чтобы их ребенок учился. Он может совмещать свою учебу с работой, творческой, предпринимательской, коммерческой деятельностью, но какой бы ни была семейная ситуация, уровень материальной обеспеченности семьи, состояние здоровья родителей, ребенок должен получить необходимое образование . Уклонение от выполнения этой обязанности служит основанием для лишения родительских прав, отстранения опекуна (попечителя).

От родителей также зависит, какое дополнительное образование и где получат их дети. Свое право выбора родители осуществляют с учетом мнения ребенка. При этом неважно, сколько ему лет. Для детей младшего возраста может иметь значение привязанность к друзьям, с которыми он хотел бы учиться, его способности, склонности. Дети более старшего возраста действуют осознанно и реалистично, сообразуя свой выбор со своей будущей профессиональной ориентацией. На выбор родителем и его ребенком вида образовательного учреждения, формы обучения оказывает воздействие и состояние здоровья ребенка, степень материальной обеспеченности семьи, семейные традиции, профессия родителей и т.п. В любом случае учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не посчитаться с точкой зрения несовершеннолетнего, если она противоречит его интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

К числу важных прав и обязанностей обоих родителей относится защита ими прав и интересов своего ребенка. Предоставляя родителям возможность защищать ребенка, возлагая на них подобного рода обязанность, государство, во-первых, стремится не допустить незащищенности несовершеннолетнего, во-вторых, подчеркивает, что речь идет о гражданском долге прежде всего родителей. Защита родителями прав и интересов ребенка осуществляется в соответствии со ст. 8 СК (см. комментарий к этой статье). Предметом защиты являются все права детей, перечисленные в ст. ст. 54 - 58, 60 СК. В круг объектов защиты входят также жилищные, наследственные и другие права ребенка, в числе которых и его права как члена общества (на охрану жизни и здоровья, социальное обеспечение, защиту чести и достоинства и др.). Способы защиты зависят от специфики принадлежащих ребенку прав, характера правонарушения, возраста несовершеннолетнего и др. Родители в полной мере защищают права и интересы ребенка, которому нет 14 лет. А подросткам старшего возраста они помогают себя защищать. При отсутствии единого мнения, кому из родителей и как защищать своего ребенка, возникшие разногласия могут быть разрешены по желанию родителей органами опеки и попечительства.

Прямое указание на родителей как обладателей прав и обязанностей по защите прав и интересов ребенка означает, что они являются его законными представителями без специального на то полномочия. Им достаточно в необходимых случаях предъявить свидетельство о рождении своего ребенка. Родители, будучи его законными представителями, могут иметь дело с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе с органами местного самоуправления, внутренних дел, судом и прокуратурой. Причем вовсе не обязательно ждать, когда состоится нарушение прав или интересов ребенка. Родители могут совершать действия, направленные на предотвращение возможного правонарушения.

2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Противоречия между интересами родителей и детей любого возраста не относятся к исключительным событиям. Они могут возникать по разному поводу и касаться как личной, так и имущественной сферы отношений. В данном случае родители могут руководствоваться только собственными эгоистическими соображениями, либо глубоко заблуждаться относительно правильного понимания потребностей своего ребенка. Но чем бы эти противоречия ни вызывались, в таких случаях возникает ситуация, когда нельзя доверять родителю роль представителя интересов своих детей.

Статья 65. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Здесь говорится о невозможности осуществления родительских прав в противоречии с интересами детей. Тем самым определяются допустимые пределы действий, поступков, связанных с семейным воспитанием. Это ориентир, которого надо придерживаться как в повседневной жизни, так и при разрешении разногласий и споров по вопросам воспитания ребенка. Для родителей главное - обеспечивать интересы своего ребенка, а не свои собственные.

Кроме того существуют более конкретные указания относительно того, что родители делать не вправе. Они не могут, во-первых, причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, во-вторых, допускать в своей семейной педагогике преступное обращение с ребенком, его оскорбление, эксплуатацию. В первом случае внимание сосредоточено на недопустимом конечном результате поведения родителей как воспитателей. Во втором - в категорической форме запрещаются действия родителей разной степени опасности для ребенка - от пренебрежения его разумными запросами и потребностями, грубого с ним обращения до жестоких по своему характеру методов воспитания; от унижения ребенка как личности, оскорбления его словом и действием до эксплуатации ребенка, под которой следует понимать выходящее за рамки семейной педагогики использование помощи и труда ребенка независимо от возраста. Всякое отступление от этих правил чревато лишением родительских прав, отменой усыновления, отстранением опекуна (попечителя), досрочным расторжением договора о передаче ребенка на воспитание в семью.

Родители несут ответственность за осуществление своих прав и обязанностей в ущерб правам и интересам ребенка. При этом имеется в виду не только злоупотребление родительскими правами, но и другие действия, поступки родителей, которые наносят или могут нанести ущерб правам и интересам ребенка как личности. То же самое можно сказать применительно к имущественным правам ребенка. Речь идет об ответственности, предусмотренной законом. Это может быть ответственность административно - правовая - ст. 5.35, 6.10, 20.22 КоАП, гражданско - правовая - ст. ст. 1073, 1074 ГК, семейно - правовая - ст. 69 СК, уголовная - ст. 156 УК и др. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Процесс семейного воспитания детей включает в себя решение множества вопросов преимущественно педагогического свойства. Они решаются либо обоими родителями, либо одним из них с одобрения или молчаливого согласия другого. При этом предполагается, что оба родителя соблюдают интересы своего ребенка с учетом мнения детей. Само собой разумеется, что учет мнения детей должен быть целесообразным с педагогической точки зрения.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое.)

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Статья 6.10(2)

Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ совершенные родителями или законными представителями, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних – влекут наложение адм. штрафа в размере от 15 до 20 мин. размеров оплаты труда.

Статья 20.22.

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах - влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Ответственность по данной статье за подростков в возрасте до шестнадцати лет несут их родители.

При этом для определения правонарушения достаточно появления несовершеннолетнего в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте и употребление им любого спиртосодержащего продукта вне зависимости от содержащегося в нем алкоголя.

Несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет несут административную ответственность по ст. 20.21 КоАП самостоятельно в виде адм. штрафа в размере от 3 до 5 мин. размеров оплаты труда либо адм. арест до 15 суток.

Статья 5.35.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда.

У родителей может возникнуть вопрос, а как же им поступать, если ребенок не поддается их положительному воздействию, игнорирует их требования. В таком случае хочется обратить внимание на то, что касается обязанностей ребенка в семье, то они определяются только нормами нравственности, поскольку понудить его к их исполнению с помощью закона невозможно, и зависят только от его воспитания.

Несомненно, при проведение бесед, лекций с подростками обращается их внимание на то, чтобы они более осмысленно относились к собственному поведению, так как своими действиями они в первую очередь подводят собственных родителей. Поэтому темы административной и уголовной ответственности несовершеннолетних подаются через призму внутрисемейных и внутришкольных взаимоотношений.

Но основным фактором в воспитании было и остается постоянное влияние родителей на формирование личности ребенка с момента его рождения. Если же в какой-то период жизни ребенка воспитательное воздействие на него было утрачено или ослаблено, то пожинать плоды придется в первую очередь самим родителям. И происходить это будет как в моральном, так и в правовом плане.


Похожие публикации