1 год и 3 месяца развитие. Развитие ребенка в год и три месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Ребенок в 1 год 3 месяца ходит самостоятельно, но может и падать.
Устойчиво стоит, приседает, наклоняется, поворачивается, пятится (меняет положения).
Может иногда ползать.

Поднимается на лесенку детской горки приставным шагом.
Ходит по доске, лежащей на полу.
Поднимает руки вперед, вверх, в стороны, отводит за спину, вращает (стоя, сидя, лежа):

  • по показу,
  • по слову взрослого,
  • самостоятельно.

Шевелит пальцами, вращает кистями рук.

Рост и вес ребенка в 1 год 3 месяца данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 1 год 3 месяца данные ВОЗ

Познавательное развитие ребенка в 1 год 3 месяца

Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Ориентируется в двух формах, каждая разной величины (мячи, кубики). Находит после показа. Отличает знакомый большой предмет (игрушку) от маленького; находит после показа, по просьбе взрослого. Подбирает (не называя) к предмету какого-то одного цвета того же цвета игрушки (1-2 цветов). Снимает и нанизывает кольца на стержень пирамидки. Ставит кубики один на другой (строит башню, дом). Держит (по-своему) в руке карандаш, фломастер, чиркает по бумаге.

Игровые действия:
Ребенок в возрасте 1 год 3 месяца самостоятельно воспроизводит действия с предметами, разученные ранее (нанизывает кольца, ставит кубики один на другой, кормит куклу, мишку).

Воспроизводит одно знакомое действие с игрушкой (качает, возит):

  • по подражанию,
  • по собственной инициативе.

Переносит знакомые действия с одним предметом на другой (кормит и куклу и мишку; возит и машинку и коляску). Производит одинаковые действия с разными игрушками:

  • по подражанию,
  • по просьбе взрослого,
  • по собственной инициативе.

Любит играть с предметами обихода. Подражает близким взрослым: "читает", как папа, "готовит уроки", как сестра.

Социально-эмоциональное развитие детей в возрасте 1 год 3 месяца

Эмоциональное уравновешенное состояние сохраняется в течение дня.
Часто смотрит на взрослого, особенно в новых или затруднительных ситуациях.
Подражает мимике, движениям близкого взрослого (смеется, улыбается, хмурится) независимо от ситуации.
Эмоционально реагирует на свои действия с игрушками (мимика, голосовое интонирование).
Заражается чувствами сверстника: плачет, смеется.
Эмоционально реагирует на другого ребенка.
Эмоционально по-разному реагирует на знакомого или незнакомого взрослого.
Быстро переходит из одного эмоционального состояния в другое: от радости к капризу.
Легко поддается переключению внимания (отвлечению).
Познает окружающее через свои эмоциональные ощущения (с высоты можно упасть - "больно", дотронуться до батареи - "горячо").
Собственную речь (отдельные слова) дополняет мимикой, движениями, интонированием.
Взгляд приобретает различные выразительные оттенки: радостный, заинтересованный, спрашивающий, просящий и др.
Улыбками, заглядыванием в глаза или криком, капризами привлекает внимание близкого взрослого.
Эмоционально раскован с близкими, напряжен с незнакомыми людьми.
Эмоционально привязан к маме (эмоционально зависим). Плачет при ее уходе; недолго грустит, оставшись с незнакомым взрослым.
Удивляется, пугается неожиданного, нового.
Напряжение, недовольное выражение лица появляются при ограничении движении, дискомфорте, отказе в желаемом.
Проявляет интерес к играм других детей.
Заинтересовывается новой игрушкой, действиями с ней.
Эмоционально напряжен при неумении.
Радуется при получении результата от некоторых игровых действий, выполненных взрослым или самостоятельно.
Рад совместным со взрослыми играм-занятиям, веселым играм.
Эмоционально различно реагирует на плясовые и спокойные мелодии; напевность стихов, прибауток, песенок.

Речевое развитие ребенка в 1 год 3 месяца

Понимание речи:
Понимает многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, знает имена близких взрослых, названия одежды, обозначения действий, некоторых бытовых ситуаций.
Показывает по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки.
Выполняет одно-два поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями: приносит, находит, играет в "ладушки".
С интересом рассматривает картинки в книжке (узнает персонажей).
Слушает потешки, стихи, песенки.

Активная речь (произносит до 20 облегченных слов):
Произносит простые слова, соотносит их с предметами,действиями. Употребляет слова (в индивидуальном произношении):

  • в момент радости,
  • при удивлении,
  • констатируя знакомые явления,
  • в процессе двигательной активности,
  • по подражанию,
  • по просьбе взрослого,
  • в процессе своих игровых действий.

Продолжает произносить лепетные звуки. Имитирует звуки (слова) по просьбе взрослого ("лает", "пищит", "гудит").

Бытовые навыки ребенка в возрасте 1 год 3 месяца

Пьет из чашки (немного).
Держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного, доносит до рта, ест (взрослый докармливает).
"Вытирает" руки, лицо при умывании.
Начинает проситься на горшок.

Дорогие читатели, сегодня вашему ребенку уже 1 год и 3 месяца. С каждым днем вы замечаете, что ваш малыш становится всё более подвижным и любознательным. Наблюдательные родители могут увидеть, как сильно изменяются его повадки, как появляются новые жесты. Однако, дети в таком возрасте еще недостаточно сообразительны. Они сначала действует, только потом думают над тем, что они сделали. Поэтому стоит уделять большое внимание своему карапузу. Планировать день малыша в соответствии со всеми особенностями его развития. В этой статье мы поговорим, о том, каким должен быть режим дня крохи в возрасте 15 месяцев.

Распорядок

Когда малышу исполняется год и три месяца, приходит время подкорректировать его режим дня. Удобнее всего подстраиваться под те ритмы, которые общеприняты в вашей семье. То есть старайтесь приучать ребенка просыпаться в то же время, что и остальные члены семьи, время приёма пищи должно быть одинаковым для всех родственников. Таким образом, ребёнок сможет кушать за общим столом. Благодаря этому, будут развиваться его социальные навыки, кроме того, он будет брать пример со старших. Да и маме будет удобнее готовить и накрывать на стол одновременно для всех членов семьи.

Таблица примерного режима

Время

Режим дня

С 7 часов утра до 7:30 утра Карапуз просыпается. Умывается самостоятельно или с помощью. Мама чистит зубки карапузу.
С 7:30 утра до 8 часов утра Время, которое идеально подходит для проведения утренней гимнастики.
С 8 часов утра до 8:30 утра У ребенка наступает в первое кормление за день. Можно предложить малышу покушать кашу, сваренную на молоке.
С 8:30 утра до 9 часов утра Посвятите время интеллектуальному развитию крохи. Можно почитать книжки или заняться рисованием, лепкой из пластилина.
С 9 часов утра до 11 часов утра Отправьтесь с малышом на улицу.
С 11 часов утра до 12 часов дня С малышом можно поиграть игрушками.
С 12 часов дня до 12:30 дня Покормите своего карапуза самой сытной пищей. Для этого хорошо подойдут суп, сваренный на бульоне, а на второе, например, пюре с мясной тефтельки. Запить можно компотом или соком.
С 12:30 дня до 2:30 дня Малыш может поспать.
С 2:30 дня до 3:30 дня Ребенок может самостоятельно поиграть игрушками.
С 3:30 дня до 4 часов вечера Предложите малышу перекусить. Для этого хорошо подойдет фруктовое пюре или просто нарезанные фрукты. На закуску дайте крохе пару печенек. Предложите ребёнку запить еду чаем.
С 4 часов вечера до 6 часов вечера Время для гуляния в песочнице с другими детками и общения с ними.
С 6 часов вечера до 7:30 вечера Уделите время развивающим играм.
С 7:30 вечера до 8 часов вечера Идеальное время для семейного ужина. Ребёнок может покушать творожок или кашу, запить всё киселём.
С 8 часов вечера до 9 часов ночи Время, подходящее для купания и других гигиенических процедур. А также можно сделать ребёнку легкий расслабляющий массаж.
С 9 часов ночи до 9:30 ночи Малышу можно предложить попить стакан кефира или молока.
С 9:30 ночи до 7 часов утра Ночной сон ребенка.

Не стоит забывать, что это только ориентировочный распорядок. И мама может брать его лишь за основу.

Каким должно быть питание

В возрасте 15 месяцев большинство детей уже остаются без грудного вскармливания. Однако имеются и такие, которые до сих пор пьют мамино молоко. В таком случае, кормление грудью лучше всего оставлять на самый первый прием пищи и на тот, который будет непосредственно перед сном.

В основном у детей четырёхразовое питание, хотя есть такие случаи, когда в этом возрасте все еще сохраняется пятиразовый прием пищи. Главное, чтоб рацион ребёнка содержал все основные витамины, микроэлементы, углеводы, белки и жиры, а также другие биологически активные вещества. Кроме этого, присутствие всех этих элементов должно быть сбалансированным.

В 15 месяцев можно потихоньку расширять меню и вводить те продукты, которые до этого были в черном списке. Постепенно можно приучать ребёнка к винограду, экзотическим фруктам, с осторожностью вводят сладости, но лучше, чтобы пока это было только печенье. Не следует злоупотреблять с продуктами с повышенным содержанием клетчатки, они могут провоцировать метеоризм, и даже расстройство у ребенка.

В рационе малыша обязательно должны присутствовать каши, овощи, фрукты, мясные блюда, рыба, кисломолочные и молочные продукты, яйца, пшеничный хлеб и печенье, растительное и сливочное масло, в ограниченном количестве соль и сахар.

За день рекомендуется выпивать не менее 500 миллилитров молока, неважно грудного или коровьего. Не стоит давать ребенку рыбу чаще, чем раз в неделю, яйца чаще, чем два раза в неделю. Копчености, соленья, консервы — всё ещё не стоит давать малышу. Орехи вводятся с осторожностью и в очень маленьких объемах.

Сон малыша

В 15 месяцев ребенок может спать как раз, два, так и три раза за день. Но всё-таки большинство детей укладываются спать не чаще, чем 2 раза за день. Желательно совмещать со временем, проведенным на прогулке. На дневной сон уходит приблизительно 4 часа.

За сутки карапуз спит до 13 часов. В этом возрасте практически у всех детей наблюдается беспрерывный ночной сон.

Правильным будет соблюдение определенных ритуалов, предвещающих скорейшее наступление сна. Например, можно приучить ребенка к тому, что перед тем, как ложиться в кроватку, нужно провести, гигиенические процедуры, покупаться. Или же, после того, как мама прочитает сказку — самое время заснуть.

Когда ребенок научится вовремя засыпать, скорее всего, он научится и вовремя просыпаться. Если такого нет, то ребенка можно будить в определенные часы. Со временем выработается привычка, и малыш сам будет просыпаться в это время.

Не нужно забывать о том, какими должны быть оптимальная температура и влажность в помещении, в котором отдыхает малыш.

Важно, чтоб ребёнок в течении дня не присутствовал при скандалах и при круглосуточно включенном телевизоре или компьютере. Всё это негативно скажется на здоровом и беспрерывном сне малыша.

Игры для развития

  1. Важным для физического развития ребенка будет ежедневное выполнение гимнастических упражнений, а также пешая ходьба.
  2. Малышу следует давать задание для развития мелкой моторики. Например, пусть ребёнок наденет кольца на пирамидку или поиграет маленькими мячиками, также можно воспользоваться специальным мешочком, в котором будут лежать мелкие камушки.
  3. Надо приучать ребёнка к тому, что существуют холодные, горячие вещи, шероховатые и гладкие.
  4. Когда малыш выходит на улицу, обязательно показывайте ему на разные предметы и животных, на растения. Называйте ему эти объекты, и вкратце рассказывайте что-то о них.
  5. Уделите особое внимание для развития творческих способностей ребенка. Занимайтесь с ним рисованием (с использованием всевозможных инструментов), лепкой из пластилина или соленого теста . Можно учить ребенка танцевать, пойте с ним песни.

Мой сынишка больше всего любил рисовать гуашью. Стоит отметить, что эти работы мало напоминали рисунки в том понимании, к которому мы привыкли. Там не только нельзя было понять, что изображено, но и больше было похоже на простые разводы кисточкой. Хотя во время рисования он сильно старался (было видно по выражению лица).

  1. Учите названия предметов, геометрических фигур, Рассказывайте малышу, какими бывают цвета, объясните ребенку, что такое день и ночь.

Прогулки

Прогулки хорошо совершать вместе с мамой, папой, бабушкой, дедушкой или другими членами семьи. Малыш должен видеть дружную компанию. Очень важно, во время выхода на улицу водить малыша на детскую площадку. Общение со сверстниками не только позволит улучшить социальные навыки, но также позволит ребенку активнее развивать свои речевые способности.

Старайтесь находиться на свежем воздухе не менее двух часов в сутки.

Мой сын очень любил гулять со своей бабушкой . Она с ним залазила в песочницу и они совместно строили пасочки.

Купание и общая гигиена

  1. Отправляйте ребенка купаться три раза в неделю. Однако, если ваш малыш очень любит плескаться в воде, особенно вместе с игрушками, то почему бы не проводить время в ванной каждый день.
  2. Температура воды, подходящей для купания малыша должна быть в районе 34 градусов. Не забываем про важность процедур закаливания .
  3. Обязательно учить кроху мыть ручки до и после еды, а также умываться. Ещё и после пробуждения.
  4. Важно, чтоб малыш уже умел самостоятельно садиться на горшок . Но не нужно расстраиваться, если ваш карапуз всё ещё не научился этого делать. Вариантом нормы считается даже период до двух с половиной лет. Но, если вы хотите отдать карапуза в садик в полуторагодовалом возрасте, то лучше, если малыш научится сам ходить в туалет до того, как отправиться в дошкольное учреждение.
  5. Не забывайте о гигиене ротовой полости, которая должна соблюдаться каждый день. А также про необходимость чистки ушей и носика. Для этих процедур достаточно уделять время два или три раза в неделю.

Вот вы и ознакомились, с тем, каким может быть дневной распорядок ребенка в год и три месяца. При составлении режима не забывайте учитывать все возрастные и индивидуальные особенности малыша. Вы должны осознавать, что все эти процессы крайне необходимы для правильного становления ребенка, как личности, так и для правильного его развития.

Начнем, пожалуй, с развития моторного - потому что именно в этой сфере нервно-психического развития ребенка в 1 год и 3 месяца достижения более или менее "стандартные", т.е. весьма схожие у многих малышей. Обычно к этому возрасту все здоровые дети умеют самостоятельно ходить, причем большинство из них осуществляет этот моторный акт свободно и с видимым удовольствием. Некоторые малыши в это время ходят (и даже бегают) подолгу, виртуозно совершают повороты, легко останавливаются и пятятся назад (когда это им нужно, конечно:), приседают и наклоняются, не теряя при этом равновесия, а также запросто взбираются на диваны и кресла - в общем, демонстрируют хорошую мобильность и практически полную самостоятельность:) Моторные достижения некоторых малышей выглядят несколько скромнее - что, в принципе, не является серьезным поводом для родительского беспокойства: все еще впереди.

Впечатляют и успехи в развитии сенсорной ("понимательной") речи - в 1 год и 3 месяца ребенок существенно расширил запас понимаемых слов и инструкций. Резко возросло количество предметов, названия которых знакомы маленькому человеку. Иногда поразительная "осведомленность" ребенка способна повергнуть родителей в восторг и одновременно в недоумение - например, когда папу вдруг осенит спросить, скажем, "где у нас микроволновка?", а малыш в ответ уверенно пройдет на кухню и безошибочно укажет на этот бытовой прибор пальцем. Удивление родителя понятно - ведь, по его разумению, никто специально не объяснял малышу, что это за прибор и где он находится. Однако на самом деле ничего парадоксального в такой "эрудированности" малыша нет - мозг маленького ребенка с поразительной эффективностью впитывает самую различную информацию, и порой вполне достаточно лишь мимолетного упоминания названия предмета (в соответствующей, конечно же, ситуации) для того, чтобы малыш приобщил новое понятие к уже имеющимся в его нейронных "базах данных".

Успехи в развитии "понимательной речи" идут, как говорится, "рука об руку" с овладением бытовыми и игровыми навыками - малыш этого возраста не только прекрасно понимает, но и более или менее сносно выполняет массу бытовых инструкций.

По просьбе взрослого ребенок 1 года 3 месяцев вполне способен не только "покормить", но и "причесать" или "уложить спать" куклу, посадить в кузов игрушечного грузовика своего любимого медвежонка и "отвезти" его, скажем, на кухню... А также принести из другой комнаты свой горшок или пульт дистанционного управления телевизором, с энтузиазмом побежать в ванную, когда ему предлагают "помыть ручки", после чего с похвальным усердием вытирать только что вымытые ручки поданным ему полотенцем. Обычно малыши этого возраста уже умеют не только самостоятельно пить из кружки, но и есть ложкой из тарелки. Правда, пока что только лишь густую или полугустую пищу и не очень аккуратно - но и это уже является достижением, и немалым!

Заметно изменяется и самостоятельное игровое поведение ребенка: действия, осуществляемые малышом с различными предметами и игрушками, становятся более сложными. Развивающийся интеллект маленького человека позволяет ему без родительского побуждения, исключительно по собственному желанию, с удовольствием и фантазией воспроизводить ранее разученные действия с предметами - "строить дом" из кубиков, нанизывать кольца "пирамидки" на стержень, "катать" игрушечный грузовик. Причем процесс, скажем, "строительства дома", наглядно показывает как быстро развивается у ребенка пространственное восприятие предметов: ребенок 1 года 3 месяцев непременно "додумается" разместить мелкий предмет внутри более крупного. А отдельные маленькие вундеркинды в этом возрасте способны водрузить друг на друга целых три (а то и четыре) игрушечных кубика - и эта конструкция, представьте, не развалится через считанные секунды после ее сооружения:)

И, конечно же, продолжает стремительно развиваться активная речь - с каждым днем расширяется запас облегченных слов, которыми малыш пользуется в моменты радости, удивления или другого эмоционального оживления. Сложный лепет, который в это время все еще остается преобладающим речевым продуктом, используется ребенком также весьма активно - неустанно тренируя звукопроизношение, маленький человек закладывает основы для последующего успешного освоения "настоящей" разговорой речи.

В общем, все обстоит так, как и должно обстоять - прошедшие месяцы принесли явный прогресс в развитии ребенка во всех сферах. Остается лишь добавить, что этот прогресс прямо зависит от внимания, которое уделяют маленькому человеку его родители и близкие люди. Занимайтесь с ребенком - успехи маленького человека станут, безусловно, самой лучшей компенсацией за потраченные Вами время и силы:)

Позади празднования первого дня рождения, впереди увлекательные, полные новых открытий, дни. Малыш продолжает активно развиваться. Заканчивается период младенчества и малыш вступает в детство. Главными помощниками в этом ему будут три основных умения, которые у него уже есть: ходить, говорить и думать. Время от одного до двух лет - это возраст бесконечных открытий и экспериментов.

Период, охватывающий развитие детей после года (до трех лет), психологи назвали ранним детством. Несмотря на то, что малыш растет дальше, скорость этого процесса снижается. Так, например, за второй год жизни ребенок может вырасти на десять сантиметров, а за третий - всего на восемь. Данный временной отрезок разделяется на три под этапа.


  • От года до полутора лет.

  • Период от полутора до двух лет.

  • Период от двух до трех лет.

Ваша родительская задача - знать особенности развития на каждом этапе и как результат - использование наиболее подходящей вашему ребенку воспитательную тактику.

Что новенького

Примерно в год малыши начинают ходить. Теперь они становятся более самостоятельными, это позволяет им исследовать окружающее пространство. Все предметы, которые имеются вокруг, ребенку необходимо потрогать, рассмотреть. Родители должны помочь ему в освоении пространства, держа этот процесс под своим бдительным контролем. Так, например, если малыш хочет залезть в шкаф - не запрещайте, а лезьте туда вместе с ним. А вот если у него возникло желание играть с зажигалкой, гораздо лучше будет, чтоб она вообще не попадалась ему на глаза. Развитие детей после года предусматривает и изучение «премудростей» ходьбы. Не стоит паниковать и переживать, если малыш часто падает: его кости настолько гибки и легки, что переломы им практически не грозят. Даже во время падений совершенствуется опорно-двигательный аппарат. Некоторые психологи уверены, что чем больше малыш падает, тем быстрее он освоит науку ходьбы, тем динамичнее будет происходить развитие детей после года. Постепенно приходит понимание, что дверью можно прищемить пальцы, а об угол шкафа очень больно удариться.

Развитие детей после года приводит к появлению все новых и новых слов. Кроха еще не может произнести фразу, но родители уже понимают, что он хочет сказать.

В этот период стоит поговорить о кризисе первого года. Возрастные кризисы у детей ознаменовывают каждую новую ступень в психологическом развитии и становлении ребенка самостоятельным. 1 год, 3, 7, 12–14 лет - основные кризисные рубежи, через которые проходит каждый ребенок. Последний период, именуемый переходным возрастом, наиболее длителен и труден в преодолении, но избежать его скорее всего не получится ни детям, ни их родителям.

После девяти и до восемнадцати месяцев родители могут столкнуться с изменившимся поведением ребенка.

Еще недавно веселый и ласковый малыш начинает закатывать истерики по малейшему поводу: именно так проявляется кризис 1 года. Не все понимают, что происходит с крохой. Многие опасаются, что у него скверный характер или он слишком избалован. На самом деле это лишь этап развития маленького человека.

Такая резкая смена поведения человечка называется так - кризис 1 года у ребенка. Дело в том, что это был трудный год, малыш проделал долгий путь от лежачего грудничка до прямоходящего человечка, многое увидел, научился. Уже сейчас он маленькая, но сформировавшаяся личность со своим настроением и гастрономическими пристрастиями. Такая бурная деятельность развития оказывает сильное давление на неокрепшую психику. Порой ребенок не хочет делать, то, что он делает, но иначе он не умеет выражать свои требования и эмоции. Пройдет буквально чуть больше полугода, и малыш научится с собой справляться, характер поменяется в лучшую сторону.

Причины кризиса одного года
Еще недавно кроха довольствовался тем, что предлагала ему мама. Но теперь его способности растут и он понимает, что сам может достичь желаемого, например добраться в нужное место. Или очень настойчиво попросить. Неудивительно, что часто кризис первого года проявляется у детей после того, как они научатся ходить. Они осознают свои возможности. В этот же период ребенок начинает отделять себя от мамы, с которой долгое время был фактически единым целым физически, а потом психически. Но границы его «Я» для него еще расплывчаты. Основная причина кризиса: отчаянное желание независимости у детей и при этом невозможность обойтись без помощи взрослых. Да и с собой непросто справиться: не все получается, как хочется. Например, не выходит дотянуться до игрушки или не получается удержаться на ножках. Вот и проявляются эмоции через плач и истерики. Кроме того, малыш испытывает социальные рамки и границы дозволенного. А растущие зубки причиняют дискомфорт и усугубляют плохое настроение.

Как пережить кризисный период
Кризис 1 года у ребенка проходит: у девочек - к 1,5 годам, у мальчиков - к 2, но каким из него выйдет малыш, зависит только от родителей. Надо стараться относиться к ребенку как ко взрослому человеку, слушать, пытаться понять его настроение и желания. Не заставлять его делать что-то против его воли, конечно, если речь не идет о принятии важных лекарств или надевании сапог и шапки в мороз. Но не нужно пытаться накормить ребенка супом, если он хочет кашу, заставлять играть в кубики и машинки по вашим правилам.Если правильно организовать воспитание и общение в кризис ребенка первого года жизни, то можно помочь ему не только легко преодолеть все сложности становления своего характера, но и овладеть новыми знаниями и навыками.

Как выглядит ребенок в 1 год 3 месяца


Физическое развитие ребенка в 1 год 3 месяца

Самостоятельно ходит, но может и падать. Если ребенок боится ходить сам, помогайте ему. Лучше дать малышу возможность подержаться за ваши указательные пальцы, а не просто держать его за руки. К 1 году 3 месяцам способен пройти не менее 20 шагов, не присаживаясь. Большая часть детей в этом возрасте встают на ноги самостоятельно, не держась за окружающие предметы.

Малыш легко меняет положение тела - поворачивается, пятится. Может идти и нести в руках мяч, большинство детей начинают делать это в 13 месяцев. Будьте очень внимательны к ребенку, когда он начинает самостоятельно ходить. В целях его безопасности еще более строго, чем раньше, проверьте все возможные маршруты передвижения и уберите все, что может нанести вред ребенку. С другой стороны, если вы целыми днями будете, не спуская с него глаз, твердить: «Не трогай, не бери, не ходи», - то и ребенок станет нервным, и ваша жизнь тоже не будет спокойной. Залезает, карабкается на диваны и низкие кресла. Половина детей в возрасте 15 месяцев может залезть на взрослый стул и слезть с него обратно на пол. Если дать карандаш, захватывает его всей кистью и может черкать им.

Еда ребенка в 1 год 3 месяца

Уверенно держит чашку двумя руками и пьет из нее, почти не проливая. Но поставить чашку на место пока не может, чаще отдает ее взрослому.

Пытается самостоятельно есть густую или наполовину густую пищу ложкой из тарелки, даже если его этому специально не учили. Держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного, доносит до рта, ест. Может учиться пользоваться и вилкой, но взрослый должен контролировать этот процесс, чтобы ребенок не поранился.

Бытовые навыки ребенка в 1 год 3 месяца

Снимает обувь, если она не застегнута и не завязана. По просьбе направляет руки под струю воды. После умывания можно учить ребенка вытирать руки поданным ему полотенцем.

Игра ребенка в 1 год 3 месяца

К 15 месяцам не тянет несъедобные предметы и пальцы в рот. Игровая деятельность становится более разнообразной, ведь научившись ходить, малыш с удовольствием начинает толкать и тянуть что-либо. Рекомендуем купить тележку на веревочке или с ручкой, которую ребенок может постоянно загружать, разгружать и возить за собой. Вслед за показом взрослого может поставить один кубик на другой и таким образом построить домик-башню из двух кубиков. Сначала покажите, а затем дайте малышу возможность построить башню самостоятельно. Ребенок в 15 месяцев жизни не берет кубики в рот, не бросает кубики на пол, а выполняет задание в точности.

Кроме того, покажите ребенку, как можно снять кольца со стержня пирамидки и снова надеть их. Дайте ему возможность выполнить это упражнение столько раз, сколько малыш захочет. Не следует на этом этапе требовать, чтобы он собирал пирамидку правильно. Главное в этом занятии - отработать навык надевания кольца на стержень. В 15 месяцев ребенок уверенно снимает 4–5 колец пирамидки и может надеть 1–2 кольца (некоторые дети и большее количество) без учета их размера. В 1–1,5 года детей очень интересуют всякие дырочки, веревочки, шнурки. Для этого возраста и придуманы безопасные игры, особенно различного рода шнуровки. Чтобы сложные действия с такого рода игрушками доставляли ребенку удовольствие, необходимо соблюдать некоторые условия. Во-первых, шнуровки не должны лежать в одном месте с другими игрушками. Выдавайте их только на занятия, а после - прячьте. Так интерес у ребенка не иссякнет. Во-вторых, следует помнить, что в этом возрасте не существует такого занятия, которое могло бы увлечь ребенка на долгое время. Шнурование - совместная игра, здесь необходимо участие и ободряющее внимание взрослого к трудному для ребенка процессу попадания в дырочку. И в-третьих, если ребенок не проявил интереса к игрушке, значит, это ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Предложить игрушку следует чуть попозже - через месяц, через два.

То же самое относится к возрасту, в котором ребенок овладевает способностью различать геометрические фигуры и вставлять предметы друг в друга в зависимости от их формы и размера. Кроме того, эта способность связана с доступностью такого рода игрушек. Поэтому уже в начале второго года жизни необходимо купить один или несколько наборов игр-вкладышей. Вкладыши - это небольшие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия. В зависимости от того, куда именно вкладывается предмет, игры-вкладыши подразделяются на три основных вида: вкладыши в рамку, вкладыши один в другой и пирамидки. Вкладыши в рамку. Рамки с прорезями разных форм могут быть плоскостными, в виде доски-планшета, или объемными, представляющими игрушечные ящички, в стенках которых эти фигурные прорези и сделаны. Малышу необходимо подобрать к прорези фигурку точно такой же формы и вставить ее в это отверстие. Если фигурка-вкладыш совпала с рамкой-силуэтом, то она прочно сядет в свое «гнездышко» или благополучно в него провалится.

Вкладыши один в другой. К этому виду вкладышей относится традиционная русская матрешка. В настоящее время помимо матрешки существует очень много других игрушек подобного типа. Количество предметов, которые вставляются один в другой, различно - от двух-трех до десяти и более. К 15 месяцам жизни 95% детей умеют вставить маленький стаканчик в больший по размеру.

Все вкладыши совершенствуют зрительное и тактильное восприятие формы, размера предметов, развивают подвижность пальчиков, так называемую мелкую моторику, координацию движений рук. В некоторых конструкторах для маленьких детей также имеются фигуры, позволяющие тренировать вкладывание.

Естественно, сначала надо показать ребенку, как играть с этими игрушками. Возьмите доску-планшет с прорезями для трех геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). На глазах у ребенка выньте три фигуры из ячеек доски и дайте одну из фигур в руки малыша с предложением вложить ее в отверстие доски. Обратите внимание малыша, что если фигурка правильно попадает в свою нишу, то доска становится гладкой. Если ребенок выполняет это задание неправильно и пытается вложить круг в другое отверстие, проведите его ручкой по фигурке на доске со словами: «Видишь, получилось как-то неровно, а нужно, чтобы доска стала гладкой». Похвалите ребенка. В возрасте 15 месяцев жизни ребенок может справляться с заданием на вкладывание круга. Также можно продемонстрировать соотношение предметов ребенку: например, вытащив меньший куб из большего. Однако вначале ребенок пытается вкладывать предметы друг в друга, применяя в первую очередь силу.

Для игры-тренировки вкладывания с 1 года 3 месяцев так же рекомендуют использовать матрешку с одним вкладышем, то есть из всего набора матрешек используйте только одну большую и другую поменьше, остальные пока уберите. Научите ребенка открывать и закрывать матрешку. Для этого покажите большую матрешку, встряхните ее - внутри что-то гремит. Помогите малышу открыть матрешку, покажите вторую, маленькую матрешечку. Закройте большую матрешку, поставьте рядом с маленькой. Обратите внимание на их величину: одна матрешка большая, другая маленькая. Спросите ребенка: «Где большая матрешка, а где маленькая?» Теперь откройте большую матрешку, спрячьте в ней маленькую и предложите ребенку закрыть ее второй половиной, плотно соединив обе половинки. Можете совместить при этом рисунок, но обычно на протяжении второго года жизни ребенок еще не способен сам правильно совмещать рисунок на матрешке. Помогайте малышу открывать и закрывать матрешки.

Периодически нужно ограничивать объем игрушек, находящихся перед ребенком, чтобы он мог сконцентрироваться на игре с этими фигурами. При выборе между случайными предметами и игрушками ребенок этого возраста для игры отдает предпочтение игрушке. Начинает подолгу играть сам, без присутствия взрослого. Самостоятельно, без просьбы взрослого, выполняет разученные действия с игрушками: кормит куклу, укладывает спать мишку, катает машинку и гудит при этом («би-би», «др-рр»). Однако до двухлетнего возраста ребенка мало занимает эмоционально-смысловое значение игрушки. Его больше интересует то, что с этой игрушкой можно делать. Отмечено, что дети этого возраста любят подолгу повторять разные действия с одним и тем же предметом. Это объясняется тем, что они проявляют интерес к его разным свойствам. Малышу интересно узнавать, что кубики можно не только ставить один на другой, но и приставлять один к другому, грузить на машину, укладывать в коробочку и закрывать ее. Однако иногда ребенка нужно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую и т.д. Показывайте ребенку, как пользоваться игрушечными молотком, совочком, лопаткой и т.д.

Необходимо купить ребенку куклу размером не более 30–40 см. Ученые отмечают одинаковый интерес маленьких мальчиков и девочек к игре с куклой. Не следует опасаться того, что игра в куклы на втором году жизни как-то повлияет на будущую сексуальную ориентацию мальчика. Чем меньше ребенок, тем проще должна быть кукла. Первой покупается недорогая кукла из мягких материалов (ткани, резины, поролона и т.п.) без парика-волос и звуковых эффектов. Кукла должна быть на шарнирах, которые позволяют изменять положение конечностей, что дает возможность одевать и раздевать, сажать ее и т.п.

Если к возрасту одного года малыш уже освоил кормление мишки, укладывание спать куклы, то после года игровые действия с игрушкой постепенно из конкретных становятся более абстрактными, отвлеченными. Ребенок не только выполняет то единственное типовое действие с конкретной игрушкой, которому он был обучен, например кормить мишку с ложечки. Теперь на свое усмотрение, разумеется, после ваших предварительных показов, малыш может покормить и куклу, и вполне живую кошку. Но не станет кормить с ложечки телевизор, потому что знает: телевизоры с ложечки не едят.

В играх все чаще подражает бытовым действиям взрослых: «читает» и «разговаривает по телефону», как папа; «подметает и вытирает пол», как мама.

Складывает игрушки и предметы в емкость (ящик-коробку или корзину). Если ваш малыш все-таки не хочет этого делать, поиграйте с ним так, как это описано в разделе «10 месяцев». Помните, что дети второго года жизни подражают во всем взрослым. Поэтому присмотритесь к себе: есть ли у вас самих стремление к порядку, дисциплине? Трудно воспитывать те качества, которыми не обладаешь сам. Если вы сами очень неорганизованны, но хотите, чтобы ребенок был другим, то постарайтесь преодолеть свою натуру и чаще наводите порядок в квартире и на кухне. Многие дети в этом возрасте продолжают бросать один предмет за другим на пол: сбрасывают их со стола, выкидывают игрушки из кроватки. Не стоит поддерживать эту игру-привычку, постоянно поднимая игрушку и отдавая ребенку, чтобы он опять ее бросал.

Действия с игрушками сопровождаются эмоциями. Они проявляются в мимике ребенка и интонациях голоса.

Часто он смотрит на взрослого, особенно в новых или затруднительных ситуациях, в том числе вопросительно. Улыбками, заглядыванием в глаза или криком, капризами привлекает внимание близкого взрослого. Взгляд становится более выразительным и приобретает различные оттенки: радостный, заинтересованный, спрашивающий, просящий и проч. Напряжение, недовольное выражение лица появляются при ограничении передвижения ребенка, дискомфорте, отказе в желаемом. Удивляется, пугается неожиданного, нового. Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.

Все чаще использует указательный жест.

Показывает рукой и указательным пальцем на что-либо в самых различных ситуациях: для того, чтобы вы дали нужную ему вещь, в ответ на вашу просьбу показать предмет, для привлечения вашего внимания. Качает головой из стороны в сторону в знак отрицания - жест «нет». Кивает головой в знак согласия - жест «да».

Любит самостоятельно или вместе со взрослым рассматривать книгу с картинками, но чаще просто переворачивает по несколько страниц сразу. Дольше и внимательнее слушает сказки, которые вы читаете ребенку с показом ярких картинок в книжке. На картинках по вашей просьбе показывает знакомые предметы и некоторых животных. Может и по собственному желанию тыкать указательным пальцем в ярко раскрашенные предметы на странице.

Понимание речи ребенком в 1 год 3 месяца

В этот период происходит быстрый рост пассивного словаря. Малыш хорошо знает имена близких взрослых, понимает многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, названия одежды. По просьбе показывает рукой или берет в руки предметы, названные взрослым. Продолжает развиваться и совершенствоваться способность обобщать. Например, в ответ на просьбу принести маме мячик ребенок может запросто принести любой из имеющихся поблизости от него мячей, а не только тот, с которым он обычно играет. «Принеси машинки» - приносит несколько игрушечных машинок. Но так как опыт ребенка еще невелик и он не умеет пока что выделить существенный признак в группе предметов, то и обобщения бывают неправильными. Например, словом «шар» ребенок обозначает все предметы, которые имеют круглую форму. Дети этого возраста могут делать обобщение по функциональному признаку: шапка - это шляпа, косынка, кепка и др.

Понимает слова, обозначающие действия и некоторые бытовые ситуации. К 1 году 3 месяцам должен выполнять не менее трех (по числу используемых действий-глаголов) типовых инструкций: найди то-то, принеси то-то, положи на место. Поручения могут быть и другими: отдай тете, открой и закрой ящик. Начинает выполнять также более сложные, но привычные инструкции: пошли кушать и т.д.

Важно отметить, что малыш понимает именно словесный смысл инструкций, так как выполняет их без жестов или показа взрослого.

В процессе расширения сферы взаимодействия ребенка с окружающими предметами увеличивается число необходимых запретов. Появляется необходимость различать свое, которое можно брать и которым можно пользоваться, и чужое, которое нельзя брать. Если такое понимание не развилось самостоятельно в процессе повседневного общения, то для воспитания этого понимания можно использовать игру. Например, при сборах на прогулку можно попутно изучить принадлежность вещей. Мать надевает ребенку свою шляпу и говорит: «Моя шляпа у Саши», - и ребенок смеется. Затем она надевает себе на голову шапочку ребенка, смеется и говорит: «Мама надела шапочку Саши», - что, естественно, еще смешней, в том числе и для ребенка. Потом вы меняетесь шапками, к удовлетворению ребенка, который получает обратно свою вещь. Наконец, вы укладываете свою шляпу рядом с собой, а шапочку ребенка рядом с ним и говорите: «Мамина шляпа у мамы, а у Саши своя шапочка». Потом вы просите, чтобы ребенок положил рядом с вашей шляпой ваши туфли, перчатки и другие вещи, а рядом со своей шапочкой свои ботиночки и курточку. После прогулки можно продолжить изучение вещей. Вы двигаетесь по квартире и показываете ребенку разные вещи: «Это мамино пальто», «Это папины брюки», «Это бабушкин сундук» и т.д. Ребенок все это запоминает и, если бабушка берет мамину сумку, возмущается и пытается навести порядок. Так ребенок постепенно узнает, какие вещи и предметы его и он может ими распоряжаться, а какие вещи принадлежат другим людям и ему нельзя их трогать без разрешения.

Однако осуществление запретов затруднено тем, что в этом возрасте становится выраженной несговорчивость ребенка, появляется детский негативизм.

Показывает по вашей просьбе 1–2 (или больше) частей тела, частей лица у себя, другого человека и у игрушки.

Активная речь ребенка в 1 год 3 месяца

Если показать ребенку фотографию матери, отца или другого близкого взрослого, то он узнает их. Половина детей в этом возрасте может ответить правильно на вопрос: «Посмотри, кто это?» Называет взрослого на фотографии по имени.

К 15 месяцам в активном словаре использует не менее шести простых слов, но это настоящие слова, а не слова-метки или облегченные слова: мама, папа, дядя, дай, на и др. Эти настоящие слова означают конкретных людей или действия. Что касается слов-меток, часто произносимых детьми в этом возрасте, то они многозначны. Из-за недостатка слов ребенок вынужден использовать эти лепетные звукосочетания или нечто напоминающее мычание. Звуки дополняются жестами (показывает пальцем, тянет вас за одежду и т. д.).

В возрасте от одного до полутора лет, а иногда и позднее произносит как бы целые предложения из большого количества неразборчивых слов, что создает впечатление о стройной, хотя и непонятной речи. Нет смысла просить ребенка говорить помедленнее, в надежде разобрать его слова. В действительности это игра в слова - тренировка произношения слов. Произносимые звукосочетания не являются настоящими словами. Это множество бессмысленных последовательностей из разных слогов: «тя-бя-ти, ма-ти-тя» и т. д. Это как бы игра в слова, необходимая для развития данного этапа речи.

Как кормить ребенка в 1,3 года

Питание детей после года приобретает значительные отличия от питания до года. Это обусловлено тем, что организм маленького человечка растет, совершенствуются его функции, пищеварительная система становится более зрелой, двигательная и познавательная активность увеличиваются, требуя больше энергии. Но все же пищеварительные функции печени, желудка, поджелудочной железы еще не работают, как у взрослого человека в полную силу, что влияет на режим питания ребенка после года, состав пищи, ее количество и качество.

Набор продуктов, обеспечивающих полноценное питание детей после года:


  • Мясо - предпочтительны нежирные сорта, например, телятина или говядина. Очень полезна печень. А вот с колбасами и сосисками лучше повременить.

  • Молочные продукты необходимы для растущего и стремительно развивающегося детского организма, но в особенности полезны кисломолочные - кефир, йогурт. Можно готовить вареники с творогом и сметаной, творожные запеканки.

  • Из сыров необходимо выбирать сливочные сорта, проверять отсутствие вредных добавок.

  • В рыбе содержатся витамины и легкоперевариваемые белки. Ее можно давать до двух раз в неделю. А вот икра не рекомендуется, ввиду ее чрезмерной жирности.

  • Яйца также содержат определенное количество полезных веществ. Но в то же время этот продукт является сильным аллергеном, поэтому использование его для приготовления омлетов, запеканок должно быть строго нормированным.

  • Каши из овсяной, гречневой, пшенной, ячневой круп очень полезны для растущего организма. А вот макароны, изобилующие углеводами, следует ограничить.

  • Овощи и фрукты, если отсутствует аллергия, можно включать в питание детей после года самые разнообразные.

  • Хлеб лучше давать из муки ржаной или грубого помола. Так вы обеспечите своего малыша необходимыми витаминами и не нарушите пищеварение.

  • Растительное и сливочное масло обеспечат растущий организм нужными жирами и витаминами.

Полезно знать
До полутора лет ребенка можно кормить 5 раз в день, постепенно исключая последнее кормление. В итоге у вас останутся: завтрак, обед, полдник и ужин.

И немного об обработке пищи для малыша Фрукты и овощи измельчаем, супы и каши должны подаваться в крупно протертом виде, мясо и рыба готовятся в виде мягкого фарша, тефтелей, суфле, паровых котлет. Все блюда готовим путем тушения, варки, приготовления на пару, без добавления чеснока, перца и других приправ. Поить малыша нужно из чашки, а кормить с ложечки.

Приведем примерное меню ребенка после года на один день


  • Завтрак: блюдо из овощей или каша - 150 г; омлет - 50 г; сок или молоко в количестве 100 мл (можно и меньше, в зависимости от потребностей крохи).

  • Обед: суп - 50 г; рыбное или мясное блюдо по 50 г; крупа или пюре 70 г; фруктовый сок примерно 100 мл.

  • Полдник: кисель или молоко 150–200 мл; печенье; фрукты 80–120 г.

  • Ужин: каша, овощное блюдо или творожная запеканка в количестве 150 г;кефир 100 мл.

Более четкое выполнение установленного режима кормления способствует слаженной работе всей пищеварительной системы: формируется хороший аппетит, вовремя и в нормальном количестве вырабатываются ферменты и пищеварительные соки.

Примерно в этом возрасте у малышей появляется активное желание есть самостоятельно. Во время кормления они тянутся за ложкой, пытаются сами зачерпнуть пищу. В результате этих первых неуклюжих попыток чаще всего еда вываливается или проливается задолго до того, как ложка достигнет рта. Невзирая на это, маме следует поддержать инициативу ребенка - когда есть интерес, обучение происходит быстрее и эффективнее.

Начинать учить ребенка есть самому лучше всего с густой пищи (каши, пюре и т.п.) Так еды к нему в рот будет попадать значительно больше, чем на одежду. После того, как малыш начнет уверенно справляться с густой пищей, ему можно доверить есть суп. Полностью самостоятельно съесть обед ребенок вполне способен уже к полутора-двум годам.

Какой режим дня у ребенка в возрасте 1,3 года

Сон

От 1-го до 1,5 лет ребенок спит 2 раза днем: 1-й сон длится 2–2,5 часа, 2-й сон длится 1,5 часа, ночной сон длится 10–11 часов;

Возможно в этом возрасте ребенок начнет переходить с двух дневных снов к одному, и переход этот может быть трудным. Специалисты рекомендуют дни с двумя дневными снами чередовать с днями с одним дневным отдыхом, в зависимости от того, сколько малыш спал накануне ночью. Если ребенок спал днем один раз, лучше его вечером уложить пораньше.

Режим малыша складывается из ежедневных гигиенических мероприятий, ухода за полостью рта, прогулок на свежем воздухе, водных процедур. Также обязательны в режиме дня закаливающие процедуры, гимнастика.

Приучение к горшку

Возможно в этом возрасте ребенок начинается более осознанно подходить к своему туалету, некоторым детям доставляет дискомфорт мокрые и испачканные штанишки, поэтому есть причина начинать приучать ребенка к горшку. В любом случае - готовность ребенка оценивать именно вам, все дети разные и переход к контролю над выделениями организма лишь начинается после года, а дозревает эта функция в течение всего второго года жизни. Более стабильно этот навык сформируется к 22–30 месяцам.

Правила приучения к горшку

Полезно знать
Если вы уже твердо намерены приступить к приучению малыша в возрасте 1 года к горшку. Стоит знать, что этот процесс многотрудный и не такой быстрый. Нужно запастись терпением.

Главное, что должны усвоить родители, нельзя не стоит начинать приучение к горшку, если:


  • Малыш только что перенес заболевание или болен.

  • Семья сменила место жительства.

  • Появился еще один ребенок.

  • В семье имеют место быть конфликты, ссоры.

Родителям стоит начинать процесс приучения к горшку в теплое время года, когда малышу необходимо будет усвоить, что такое дискомфорт. Ведь в теплую погоду можно позволить малышу побегать в описанных им штанишках без риска, что он простудится. А малыш станет осознавать, что штанишки стали мокрыми не сами по себе, а в результате тех действий, которые он совершил сам и которые ему можно контролировать. Это станет настоящим открытием для карапуза!

Полезно знать

Для приучения к горшку можно купить специальные трусики-непромокашки. Внутри них после мочеиспускания или дефекации будет сыро и очень неприятно, благодаря чему малыш почувствует дискомфорт. Но при этом колготки, штанишки и другая верхняя одежда останутся сухими. Это так называемые многоразовые подгузники, или трусики для приучения к горшку

Как выбрать первый горшок

Необходимо приобрести горшок, максимально удобный для малыша и подходящий по размеру.

Некоторые горшки могут быть чересчур широкими, и годовалый ребенок будет просто-напросто проваливаться в отверстие. Слишком узкое отверстие для упитанного карапуза также не будет способствовать его желанию там задержаться. Поэтому нужно выбрать оптимальный размер.

Также огромное значение играет высокая спинка горшка, на которую малышу будет удобно откинуться. Для мальчиков нужно обязательно подбирать горшки с завышенной передней частью (ограничителями), чтобы при мочеиспускании струйка стекала в горшок, а не за его пределы.

Цвет горшка также важен. Желательно, чтобы он был ярким, а, возможно, с изображениями уже полюбившихся малышу животных - зайчика, мишки, собачки и т.д. Покупать ли музыкальный горшок, горшок необычной формы в виде трона, машины, унитаза - это личное предпочтение родителей, главное, чтобы малышу было комфортно и он понял, что от него требуется.

Этапы обучения

Сначала в комнате нужно поставить горшок и познакомить его с малышом.

Затем стоит включить горшок в повседневные игры. Это не значит, что туда нужно складывать кубики или папе практиковаться в меткости по забрасыванию в него мячиков. Достаточно будет посадить сначала на горшок, к примеру, куклу Машу и прокомментировать малышу, что Машенька «делает пи-пи». Затем поднять Машеньку и показать, что там есть водичка (можно незаметно для малыша подлить туда из шприца, вытянутого из своего кармана, водички).

Похвалить Машеньку и вместе с малышом вынести содержимое горшка в унитаз. Через некоторое время можно посадить на горшок Мишутку, проделав те же действия или сказав, что Мишенька «делает ка-ка». В горшочек можно подбросить игрушечную «какашку» или можно кусочек поролона выкрасить в коричневый цвет. И снова похвалить игрушечных товарищей крохи. Можно и ему предложить повторить «подвиг» своих друзей. Делать это можно, не снимая штанишек и подгузника.

Даже стоит показать малышу, что содержимое его подгузника предназначается для горшка. Достаточно снять с него использованный подгузник и положить в горшок.

В этот же период следует отказаться от одноразовых подгузников в дневное время и понаблюдать в течение 2–5 дней, как часто малыш справляет нужду. Лучше даже будет записать свои наблюдения и, руководствуясь ими, высаживать в дальнейшем ребенка дважды в течение определенного интервала. К примеру, малыш ходит в туалет 1 раз в час, значит, и высаживать его нужно каждые полчаса.

Через неделю после появления в доме горшка, справлениями нужд его друзьями в горшок, высаживанием малыша на горшок в подгузниках и штанишках и наблюдениями за тем, как часто ходит малыш на горшок, можно его сажать и без подгузника.

Если малыш насторожен, скован, а родителям тяжело каждые полчаса высаживать ребенка, то можно начать приучение к высаживанию на горшок 2 раза в день.

Стоит знать, что малыши обычно не прочь сходить в туалет примерно через 15 минут после того, как попьют.

Если малыш уже не испытывает страха перед горшком, то можно высаживать его на горшок сразу после сна, еды, прогулок. Обязательно стоит помогать малышу, подбадривая его словами «пи-пи-пи»/«ка-ка-ка».

Стоит знать, что малыши нередко с гордостью относятся к своим творениям. Но это и лежит в основе главной цели родителей - ассоциации горшка с чем-то хорошим. Поэтому при «удачах» родители должны показывать, что они очень рады, когда малыш сходил на горшок. Постепенно бурную радость следует сменять на сдержанную похвалу, а спустя время ребенок приучится к тому, что в этом естественном процессе нет ничего не обычного.

Полезно знать

Такие признаки, как замирание малыша во время активной игры, сосредоточение его, взгляд в одну точку могут свидетельствовать о том, что малыш хочет в туалет. Но не стоит сразу хватать малыша и тянуть его на горшок. Стоит спокойно показать ему, что его ждет горшок.

Горшку стоит выделить определенное место, где он будет всегда в поле зрения малыша и тот сможет быстро его достичь. Нельзя ходить за ребенком по дому с горшком, а нужно подводить к нему малыша.

Если малыш еще не овладел средствами вербального общения, то нужно обучать его жестам, с помощью которых он сможет дать четко понять, что хочет в туалет. С этими же жестами нужно познакомить всех, кто принимает в воспитании ребенка участие: бабушек и дедушек, нянечек.

Но родителям стоит руководствоваться теми же принципами


  • Заинтересовать малыша ярким горшком и процессами мочеиспускания и дефекации.

  • Не высказывать отвращения к содержимому горшка.

  • Не ругать малыша, если его постигают «катастрофы». «Дело-то житейское!» - как говорил Карлсон.

Родителям стоит постоянно помнить, что их главная цель - связать горшок в мышлении малыша с позитивными эмоциями, а еще не забывать, что на освоение любого навыка требуется время.

Полезно знать

К сожалению, в освоении туалетного навыка случаются «откаты». Это часто происходит после перенесенного заболевания или стресса (который может произойти после обязательных прививок). Не стоит отчаиваться, а снова постепенно возобновить процесс приучения. Как правило, на приучение к горшку уходит от 6 до 12 месяцев.

По прошествии этого времени малыши настолько ловки, что самостоятельно добираются до горшка, стягивают штанишки/колготки и трусики, удобно устраиваются, делают «свои делишки» и встают так, что умудряются не перевернуть неустойчивую конструкцию. А затем еще и натягивают всю одежду снова.

Родители, только ваше терпение и внимание помогут приучить ребенка к горшку в 1 год. Желаем вам удачи и сухих штанишек. Не успеете оглянуться, как вашему малышу понадобится взрослый унитаз.

Как играть с ребенком в 1 год 3 месяца

Порой можно наблюдать такую картину. У ребенка целая комната, заваленная игрушками, но интереса он к ним не проявляет. А все почему? Потому что игрушки должны быть подобраны с учетом интереса и возраста ребенка. Маленькие дети очень часто любят копировать повадки взрослого человека. Поэтому большее предпочтения отдают в игре бытовым приборам, посуде и т.п. Ведь если понаблюдать за ребенком длительное время, то можно заметить, что ему интереснее играть, например, с банкой, скидывая туда фасоль, либо с дуршлагом, вставляя в дырочки палочки, чем с тем же сортером или различными видами домиков. Поэтому к выбору игрушек надо подходить более основательно. Если, например, годовалый малыш день ото дня не отходит от барабана и не умеет играть в пирамидки, кольцебросы, машинки, куклы, то следует задуматься о его психо-эмоциональном поведении. И, соответственно, он будет очень отставать от своих сверстников в развитии.

Дети в этом возрасте очень любят играть в активные игры. Для игры вам понадобятся: игрушки, обруч, мячи (большой, маленький), гимнастическая палка, ящик (коробка).


  • Для совершенствования навыка самостоятельной ходьбы, можно стимулировать малыша яркой игрушкой. Когда малыш встанет на ножки (он может держаться при этом за какой-нибудь предмет), поманите его яркой игрушкой, протяните ему руку, пусть он попытается сделать самостоятельно несколько шагов.

  • Держась за обруч можно приседать вместе с ребенком. При этом интереснее это делать по команде.

  • Для укрепления опорно-двигательного аппарата малыша очень полезно делать с ним различные гимнастические упражнения, чтобы они доставляли малышу радость делайте их в игровой форме. В этом возрасте необходимы следующие упражнения: приседания, сгибание и разгибание туловища, проползание под препятствием и через препятствие, залезание на возвышенный предмет, хождение по ограниченной поверхности (доске), перешагивание через препятствие.

  • Малышам в этом возрасте нравится катать мяч, бросать его в обруч или корзину.

Также полезно играть с малышом в простые сюжетные и ролевые игры, через которые он учится навыкам самообслуживания и общению (кормить кукол, купать их, одевать, катать машинку, ходить в гости, на прогулку и так далее).

Варианты игр с ребенком в 1,3 года

Знакомство с матрешками
Вам нужны складные матрешки 2–3 штуки, удобные по размеру для ручки малыша. Покажите малышу, как одна матрешка прячется в другую, погремите. Покажите ему, как отрывать и закрывать матрешки. Спрячьте в матрешку платочек и обратите внимание ребенка на то, что платочек не гремит. Игра развивает цепкость и силу кончиков пальцев.

Картинки и игрушки
Вам нужны картинки (4–5 шт.) крупного размера, изображающие знакомые ребенку объекты: «Собака», «Кукла», «Кошка», «Мяч», «Мишка», «Машина» и игрушки соответствующие картинкам. Положите около каждой игрушки картинку и расположите их в разных частях комнаты, а потом поочередно обходит с ребенком все объекты, проговаривайте их названия, рассмотрите картинки. Теперь соберите картинки и дайте их по одной малышу. Попросите, чтобы он отнес их к соответствующей игрушке сам. Хвалите ребенка.

Перчаточные куклы
Можно знакомить ребенка с перчаточными куклами. Наденьте на руку перчаточную куклу, и прячет ее к себе в карман. Вначале появляется нос, затем головка, ручки. Удивляйтесь и радуйтесь вместе с малышом, познакомьте его с куклой. Пусть он поздоровается с ней, поиграет, покажет свои игрушки. Перчаточная кукла может быть вашим помощником, если малыш плохо кушает. Она может учить его новым стишкам и песенкам.

В этом возрасте малыш хочет уметь очень много, но не всё у него получается, поэтому постарайтесь уделять ребенку больше времени и внимания. Обучайте его через игру, рассказывайте, показывайте, объясняйте ему всё что ему интересно и тогда успехи не заставят себя ждать.

Нужно ли идти в поликлинику в 1,3 года

После года нет необходимости посещать поликлинику и участкового педиатра каждый месяц. Плановой вакцинации в 1,3 года не проводится.

При этом резко возрастает стремление ребенка к самостоятельности . Еще бы – ведь он САМ уже встал на ноги и даже научился ходить. Благодаря невиданной доселе свободе действий – кроха почувствовал себя независимым от родителей. И к их удивлению: он начинает демонстрировать свое упрямство, нервозность. Неожиданно для Вас он может превратиться из спокойного и покорного ангелочка в капризного и неуправляемого чертенка. Спокойствие, только спокойствие – это и есть кризис первого года жизни – главное событие, происходящее на стыке возраста младенчества и раннего возраста детства. О том, как преодолеть кризис первого года жизни ребенка Вы можете прочитать в статье: "Кризис первого года жизни ребенка – как его преодолеть?"

Ведущие линии развития ребенка

Откликаясь на различные ситуации в окружающем его мире, ребенок проявляет любопытство, пытается сориентироваться, исследовать их. Его интересует буквально все - и падающая с крыши сосулька, разбивающаяся на мелкие льдинки, и суетливо чирикающие во дворе воробышки, трактор, разгребающий снег, и многое другое. Малыш входит в новый мир человеческих отношений, приобретает новые качества, навыки и умения, которые останутся с ним на всю его последующую жизнь - ходьба, речь и мышление . Ведущими линиями развития по-прежнему являются познавательное, социальное, речевое и моторное развитие.

В развитии речи не предвидится большого прогресса: кроха пользуется несложными коротенькими словами, порой лишь отдаленно напоминающими слова взрослых. Какое количество слов должен уметь произносить ребенок? Говорить это нет смысла, так как абсолютно здоровые и нормальные дети - все говорят по разному, в индивидуальном порядке.

Конечно же - понимает малыш гораздо больше больше слов, чем может произносить. Общаться с ребенком лучше и плодотворнее - основываясь на эмоциональной чувственной базе – показать игрушку, поиграть в «Ладушки», «Поехали-поехали», «Прятки». Помогут и фольклор для самых маленьких: потешки, песенки, стихи. Главное - пропевать и читать их следует на память, очень эмоционально, меняя выражение лица, интонации голоса и его силу.

По-прежнему наибольшую роль в умственном развитии играет сенсорное развитие (действий с предметами). Особое значение от I года до 1 года 3 месяцев приобретает развитие движений, совершенствование ходьбы ребенка.

Рефлексы любопытства!

Ваш малыш все чаще стал напоминать «Любопытную Варвару»? Учеными доказано, что любознательность ребенка в этом возрасте исходит из врожденного рефлекса - реакции на новизну, который дан ему самой природой. Да, такова природа детства - во многом поведение крохи строится на рефлексах и инкстинктах: и он не может вести себя по другому!

Очень важно понимать и учитывать эту особенность малыша: мир манит ребенка своей неизвестностью, поэтому необходимо прививать малышу понятие осторожности.

Ваш кроха и социум

Социализация малыша, то есть, вхождение в мир людей, идет полным ходом. А входя в общество, ребенок начинает постепенно понимать себя, своё собственное «Я», ощущать своё место в социальном окружении родных и близких.

Наступило время, когда малыш начинает чувствовать себя более самостоятельным и открывает в себе «деятеля». И поэтому его трудно усидеть на месте, ему непременно нужно все потрогать, ощутить, и непременно увидеть реакцию взрослого на его действия. Общение с мамой и «деловые» контакты с ней в играх с игрушками - это необходимые условия психического и физического развития малютки.

Нетрудно заметить, что ребенок особенно привязывается и выделяет того взрослого, который наиболее часто и интересно играет с ним. С примерами развивающих игр с ребенком возраста 1 год – 1 год и 3 месяца – можете ознакомиться в статье «Развивающие игры с ребенком возраста 1 г.-1 г. 3 мес.».

Предметная деятельность малыша - игра

В первые три месяца второго года жизни у ребенка наблюдается нарастание двигательных умений. Он во всем подражает взрослому, постепенно овладевая все новыми и новыми действиями с предметами.

Источником развития ребенка являются игры с развивающими игрушками: шариками, кубиками, пирамидками, матершками, игрушками-вкладышами, игрушками с сюрпризом, игровыми логическими центрами.

Такие игрушки развивают его наглядно-действенный характер мышления. Причем анализ и синтез, сравнение и первые обобщения в сознании Вашего ребенка происходят пока только в практическом действии: например, соединяя и разъединяя кольца пирамидки, катая шарики, вкладывая цветные колпачк, вкладыши, матрешки.

Ваш ребенок все разбирает на части, ломает, рвет книги и бумагу? Здесь нет причин для беспокойства - это не хулиганство, на самом деле такое поведение говорит о том, что малыш ставит свои опыты – так он на практике познает их свойства.

Именно поэтому крохе необходимы игрушки, состоящие из разных частей. Разбирая и собирая их - ребенок совершенствует и подтверждает раз от раза в своей памяти эти новые знания. Прекрасный дидактический пример таких игрушек – игрушки вкладыши (подробнее – «Развивающие игрушки – вкладыши» )..
Кроха постепенно выстраивает в своем сознании «внутренние» связи между предметами, объединяя их по каким-либо признакам. С каждым днем он развивает свой сенсомоторный интеллект, или как его еще называют - интеллект на кончиках пальцев. Абстрактное мышление ему еще недоступно, кроха реагирует лишь на то, что находится в его ладошках и перед его глазами, или, то, что он непосредственно видит в Ваших руках.

Как и раньше ребенок проявляет большой интерес к предметам, которые находятся в руках у Вас, и которые Вы обсуждаете в его присутствии. Но уже сейчас он живо интересуется и другими игрушками. Звуковые и музыкальные игрушки особенно любимы малышами начала 2-го года: это и колокольчики, и погремушки, и барабан, металлофон, бубен. Ребенок быстро начинает узнавать их тембр. Он не только находит их по просьбе взрослых, но и самостоятельно «музицирует».

Дитя второго года жизни все так же требует за собой «глаз да глаз», поэтому это очень тяжелый год в жизни родителей. Многие предметы обладают скрытыми, а порой и опасными свойствами, о которых дитя не пока ничего не догадывается. Но, как же малыш сможет узнать, что такое острое - тупое, холодное - горячее, колючее - гладкое, если не потрогает это?

О развивающем видео, методиках и проч..

А вот «Развивающее» видео покупать и давать смотреть маленькому ребенку смотреть вообще не рекомендуется – об этом в статье «Развивающее детское видео – обратная сторона медали». Так же нужно ограничивать ребенка от телевизора, мультфильмов.

Секреты воспитания

Это волнующее слово «Кризис». Как избежать кризиса первого года ребенка?

Рубеж первого года жизни - это важный этап в становлении личности реенка: он начинает осознавать себя самостоятельным человеком. И вот уже он со скандалом пытается отстаивать собственные гастрономические предпочтения, никак не хочет ложиться в постель, если пора спать, чем ставит родителей в тупик. Как вести себя с малышом, чтобы избежать неприятностей первого в его жизни кризиса? Об этом читайте в статье "Кризис первого года – как его преодолеть ? "

Воспитание любовью...

Воспитывать ребенка любовью – это значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни. На основании материнской любви уже в подознание закладывается его собственная самооценка, уверенность в себе и защищенность...

Как правильно сказать ребенку «нет»

А что делать, чтобы запретов было меньше - читайте

Как правильно похвалить ребенка

Когда начинать приучение к горшку?

Союз педиатров России рекомендует родителям начинать обучение ребенка туалетным навыкам после достоверного определения у него признаков готовности к обучению, таких как моторные умения и способность управлять мышцами сфинктера. Как указывают авторитетные специалисты, эти признаки обычно становятся очевидными в возрасте около 18 месяцев.
На настоящий момент – самое большее, что Вы сможете сделать – это отказаться от подгузников в дневное время, одевая их лишь на ночь.

Физическое развитие ребенка

Закаливание

Чтобы узнать, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами – читайте в разделе: «Закаливание детей ». . Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.

Похожие публикации