Орторексия: чем так опасен здоровый образ жизни. Черезмерное увлечение зож

Краткое содержание: Ребенок и компьютер. Компьютерные игры. Чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми.

В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми.

Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел какой-либо серьезной профессией. В то же время, просиживая часами за монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом, просто побегать во дворе на свежем воздухе. Так что же должен делать грамотный и заботливый родитель: разрешать или запрещать общение с "металлическим другом"?

К сожалению, как нет лекарства от всех болезней, так нет универсальных ответов на вопросы, связанные с воспитанием детей. Поэтому давайте попробуем проанализировать все "плюсы" и "минусы" увлечения компьютером, а также учесть индивидуальные особенности ребенка и той ситуации, в которой он растет.

Прежде всего, попробуйте ответить на вопрос: сколько времени проводит за компьютерными играми ваш сын или дочь? Можно ли говорить о "компьютеризации" всего свободного времени ребенка? Или помимо занятий у монитора ваш ребенок успевает пообщаться со сверстниками, выполнить все домашние задания по школьным предметам, да еще посетить какие-нибудь кружки и секции? В этом случае вам вряд ли стоит сильно беспокоиться о "пагубном влиянии" компьютера на его психику.

Если же, прочитав эти строки, вы с горечью подумали: "Если бы!" - то, вероятно, ваши опасения не беспочвенны. Часто современным детям компьютер заменяет и друзей, и книги, а победы над виртуальными монстрами или в продуманных стратегиях выступают заменой достижений в реальной жизни. Естественно, это не может оставлять спокойными любящих родителей, и порой им хочется избавиться от компьютера в доме как от источника всех бед. Однако не торопитесь! Сделать это вы всегда успеете, но ведь, как известно, свято место пусто не бывает. Чем заменит его ребенок? Будет ли эта замена более полезна для его развития? Те же, кто ожидает, что ребенок, проводивший едва ли не сутки за компьютером, станет посвящать это время учебе, общению со сверстниками и прогулкам в лесу, скорее всего, будут разочарованы. Ведь не случайно появилось столь сильное увлечение. Вполне возможно, что такая замена реального мира виртуальным произошла потому, что ребенок испытывает какие-то трудности в реальной жизни. Прежде чем перейти к известному вопросу "что делать?", давайте сначала попробуем проанализировать, чем же так привлекательны для детей компьютерные игры. Как говорится, врага надо знать в лицо!

Прежде всего, действия, разворачивающиеся на экране монитора, привлекают детей по тем же причинам, что и сказки, - это придуманный мир, более яркий, простой и выразительный, чем на самом деле. Здесь немного полутонов, не нужно разбираться в хитросплетениях человеческих душ, предугадывать последствия своего поведения. Правила ясны: убивай плохих, забирай еду и оружие, а когда всех победишь и наберешь определенное количество баллов, перейдешь на следующий уровень.

Допущенные игроком ошибки всегда можно исправить, нужно всего лишь перезагрузить игру или вернуться на предыдущий уровень. А в реальной жизни ошибки остаются ошибками и могут вести к падению самооценки, негативным отношениям с окружающими и т. п. То же касается и конечности нашего существования. С определенного возраста все нормально развивающиеся дети начинают бояться смерти. Но в игре им это не грозит. Щедрые создатели виртуальных забав предлагают пользователям даже в одной игре зачастую по нескольку жизней. Как приятно в очередной раз, когда тебя победил страшный враг, с оптимизмом спросить: "Ну, ничего. Сколько жизней у меня осталось?"

Игры легко можно менять, когда те надоедят, или не доигрывать до конца, если что-то не получается, и взрослые не придадут этому никакого значения. Попробуй ребенок так же поступить, например, с занятиями в кружке (не говоря уже о школе), он сразу станет объектом внимания взрослых, внушающих своему воспитаннику представления о целенаправленности, силе воли и постоянстве.

Компьютерные игры гораздо больше, чем фильмы или книги, позволяют детям отождествиться с главными героями - почувствовать себя невероятно сильными, отважными, умными и т. д. А чтобы так ощущать себя в реальном мире, требуется приложить много стараний, в чем-то "переделать" себя, а кроме этого, преодолеть чувство досады, что ты "не один такой умный"!

Маленькие дети, как правило, мало что могут изменить в окружающей их действительности, их образ жизни целиком зависит от взрослых. Но только не в игре! Там все происходит по желанию ребенка, там он может выбирать и менять роли, уровни, декорации, повелевать судьбами. Естественно, что роль властелина для детей очень привлекательна, так как пока они могут сказать намного больше предложений, начинающихся со слов "я хочу", чем со слов "я могу".

И наконец, сам компьютер - замечательный партнер по общению: всегда понимает (если жмешь на те кнопки), не капризничает, не конфликтует, не читает нотаций. В общем, с ним легко договориться, не то что с живыми людьми. Поэтому дети, имеющие трудности в общении, так легко уходят в виртуальные миры.

Согласитесь, что все эти факторы бывают весьма привлекательны и для взрослых. И могут быть источником приятных впечатлений, которым можно пользоваться время от времени.

Теперь, когда мы рассмотрели основные причины виртуальных соблазнов, попробуйте ответить на вопросы: чего именно не хватает вашему ребенку в окружающей реальности? Что особенно привлекательно для него в компьютерных играх? Если вы смогли ответить на эти вопросы, то, значит, вы сформулировали трудности в развитии вашего ребенка или в вашем общении с ним.

Теперь наберитесь терпения и педагогического такта, чтобы постепенно начать решать эти реальные проблемы, которые лишь отражаются в увлечении виртуальным. Если вы склоняетесь к тому, что за зависимостью от компьютера стоит неумение ребенка общаться, то примите меры, чтобы помочь ему приобрести этот навык (чаще берите в гости, приглашайте других детей к себе, при этом позаботьтесь об их совместной деятельности, запишите в новые кружки, где, может быть, другие ученики больше схожи с вашим ребенком по интересам и т. п.). Если считаете, что главная причина - потребность чувствовать успех, помогите вашему сыну или дочери добиться реальных достижений, научите его видеть эти достижения, даже если они совсем маленькие (не как в игре, где за пятнадцать минут можно построить город!)

В общем, действуйте, исходя из выявленных причин чрезмерного увлечения компьютерными играми.

Допустим, что вы все хорошо обдумали и выбрали стратегию помощи ребенку. Но как же поступить с "железным другом" во время постепенного выполнения намеченных планов? Отвечая на данный вопрос, помните, что любые резкие перемены в нашей жизни приводят к стрессам. А если ребенок действительно стал компьютероманом, то, запретив ему привычные игры, вы сломаете весь образ жизни ребенка! Такое грубое воздействие, скорее всего, вызовет у ребенка протестные реакции, и все, что вы ему предлагаете взамен, будет отвергнуто. Поэтому самый верный путь - вносить постепенные изменения в окружающую действительность, давая ребенку возможность привыкнуть к ним и понять их преимущества. Таким образом, вы шаг за шагом восстановите свои детско-родительские отношения и возможность влиять на жизнь сына или дочери.

Кстати, для того чтобы компьютерная территория не осталась для вас заповедной, важно, чтобы вы оставили свой след и там. Поэтому необходимо понять, что есть польза и от сидения за монитором. Тогда вы с легким родительским сердцем станете вникать в виртуальные интересы вашего ребенка и даже покупать ему новые компьютерные игры, а также составлять компанию в играх, предполагающих партнерство.

Итак, чем же могут быть полезны компьютерные игры?

Во-первых, среди современных игровых программ очень много развивающих. Для малышей компьютерный рынок предлагает обучающие по сути игры, в которых они учатся считать, узнают формы и цвета, запоминают буквы и т. д. Детям постарше можно приобрести игровые программы обучения иностранным языкам, филологические игры (типа "Эрудит" или "Поле чудес"), компьютерные энциклопедии. Для старшеклассников подойдут разнообразные логические игры, развивающие способность прогнозировать и анализировать, особенно если для выигрыша требуется привлечь свои знания по каким-то предметам. Даже самый скептичный родитель вряд ли сможет отрицать положительное влияние такого рода игр на развитие ребенка.

Во-вторых, даже обычное занятие на компьютере воспринимается ребенком как игра. Поэтому то, что совершенно не интересует его на страницах учебника, может быть привлекательным на экране монитора. Этим можно воспользоваться в обучении детей, у которых не сформирована собственно познавательная мотивация, в отличие от игровой мотивации, присутствующей практически у всех. Причем для ребят со слабой памятью изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным. Объяснения этому просты. То, что выглядит ярким, динамичным, неожиданным, сразу привлекает внимание, и, чтобы удерживать свой взгляд на экране, ребенку не нужно прилагать никаких усилий, то есть его внимание в этот момент непроизвольное. При этом увиденное также легко запоминается, так как начинают непроизвольно функционировать эмоциональная и образная память, развитые у детей обычно лучше, чем механическая и логическая.

В-третьих, самостоятельная работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелких мышц руки и зрительно-моторной координации. Иными словами, нажимая на кнопки клавиатуры и подводя курсор мышкой к нужному месту на экране, ваш ребенок упражняет тонкую моторику, а также учится соотносить движения своей руки с теми результатами, которые он наблюдает на экране. И если вам это кажется несущественным, то вспомните, что зрительно-моторная координация является основой овладения письмом и рисованием.

В-четвертых, игры на компьютере вносят свой вклад в развитие абстрактного мышления детей. Даже самые маленькие игроки знают, что предметы на экране бесполезно пытаться взять - ведь это просто изображения. А более старшие дети привыкают и к тому, что иногда в играх вещи и существа изображены совсем непохожими на оригинал, а то и вовсе обозначены значками. Таким образом, во время подобных игр у человека постепенно формируется способность воспринимать знаки и символы, что лежит в основе абстрактного мышления. Этот вид мышления необходим для понимания схем, уравнений, написанных слов, то есть тогда, когда возникает необходимость мыслить отвлеченно, без опоры на конкретный образ предмета, о котором идет речь.

В-пятых, путешествия по виртуальным мирам могут выступать способом разрядки накопившейся в душе обиды, и агрессии, который не опасен для окружающих, а потому может быть приемлем.

Последний пункт многие сочтут очень сомнительным достоинством компьютерных игр. И частично будут правы. В последнее время тема агрессии и насилия на экранах телевизоров и мониторов совершенно оправданно беспокоит родителей, психологов и педагогов. Многие взрослые с содроганием взирают на то, как их чада кровожадно убивают разнообразных монстров в стрелялках и ходилках. Естественно, что возникает вопрос, не накладывают ли подобные игры отпечаток на поведение ребенка? Не станет ли он считать агрессию нормальным способом решения конфликтов? Такая опасность действительно есть, но только когда речь идет о детях моложе девяти-десяти лет. На их психику могут воздействовать роль тирана и злодея, принятая им в игре.

Начиная с младшего подросткового возраста ребята гораздо более чувствительны к границам роли и вряд ли будут переносить способы действия с компьютерными существами на реальных людей. А вот "выпустить пар", не щадя фантастических существ, может быть полезным в этот период. Ведь реальных эмоций (в том числе от общения со сверстниками) у ребят этого возраста предостаточно, а вот способами переработки своих чувств, их обсуждения и выражения владеют далеко не все. При этом если двенадцати-пятнадцатилетние дети будут выражать свои негативные эмоции кулаками, то последствия могут быть очень серьезными.

Что же касается влияния агрессивного героя на детскую психику, то здесь гораздо важнее ограничивать просмотр ребенком фильмов и телепередач, демонстрирующих во всех подробностях, как можно бить, унижать и даже уничтожать живых людей. Согласитесь, что изображение насилия в рисованном мультике и хорошо снятом фильме или хронике происшествий вызывает совершенно разные впечатления. Кроме того, в игре за убитого врага награда - лишние баллы, может быть, больше "здоровья" или "накинут" несколько "жизней" - в целом сиди и сам радуйся, какой ты герой. Другое дело в фильме. Там "хорошие парни", уничтожившие "плохих парней" (пара десятков случайных жертв обычно не в счет), в конце получают признание окружающих, любовь красивых женщин и прочие преимущества, с которыми так легко отождествиться!

Так что если ваш ребенок старше десяти лет, психически здоров и не относится к гиперактивным и легковозбудимым, то не будет большой беды в том, что иногда он поиграет в "стрелялки" и тому подобные игры агрессивного содержания.

Теперь, когда мы рассмотрели все основные плюсы и минусы виртуальных игр, наверное, будет проще найти свою "золотую середину" в общении с компьютером для каждого ребенка, исходя из его индивидуальных склонностей и потребностей и сделав таким образом из "механического противника" друга, помогающего решать различные задачи развития ребенка.

При этом, конечно, не стоит забывать о мерах предосторожности в работе детей за компьютером с целью профилактики проблем со здоровьем. Но на эту тему так много пишут медики, что останавливаться на ней в статье по психологии не имеет смысла. А кроме того, современные модели мониторов вовсе не так вредны для глаз ребенка, как это было раньше. Поэтому если вы не пожалеете средств на правильное оборудование компьютерного столика и проследите за тем, чтобы ваш сын или дочь выполняли несложные рекомендации докторов, то о здоровье своего ребенка можно будет не беспокоиться.

Другие публикации по теме данной статьи:

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Гаджеты в наше время, заполонили весь мир. В этом нет ничего плохого. Человечество идет в одну ногу с прогрессом. Но в этом не и ничего хорошо. Вот в этом весь и парадокс.
Благодаря гаджетам мы не умеем общаться. Вы скажете это не так. Так. Мы можем общаться только посредством социальных сетей.

Но самое страшное в том что наши дети уже не мыслят и дня без планшета, смартфона.

И наши дети сейчас не могут похвастаться крепким здоровьем. Все из-за того, что с рождения мы им вручили в руки планшет. А нужно было вручить песок и лопату.

Команда исследователей из университета Айовы пришла к выводам, что в настоящее время до 90 % 2-летних детей в Америке уже пользуются планшетами!

Конечно, с одной стороны, это неплохо: разные развивающие игры и головоломки для малышей могут положительно влиять на детей, но учёные всё-таки настоятельно рекомендуют ограничивать время пользования гаджетами для малышей. И на это у них есть серьёзные причины.

1. Это негативно влияет на способность ребёнка к социализации

В возрасте от 0 до 2 лет мозг ребенка увеличивается в три раза. Голос родителей, их прикосновения, совместные игры могут помочь ребенку сформироваться именно таким образом, чтобы затем устанавливать нормальные эмоциональные связи с другими людьми.

Но у малышей, которые уже в таком малом возрасте имеют доступ к гаджетам, постоянно смотрят мультфильмы, все немного иначе. Их нервная система начинает хуже развиваться, это плохо влияет на концентрацию внимания и восприятие окружающих людей.

Когда они взрослеют, им становится труднее построить нормальные гармоничные отношения с окружающими людьми. Так происходит задержка речи пусть и незначительная, но она есть. Так, многие доктора и ученые говорят, что сдвинулся возраст когда дети начинают говорить. Они начинает говорить значительно позже чем их родители.

2. Дети больше подвержены зависимости от гаджетов, чем взрослые

«Технологии привлекают людей тем, что в виртуальном мире можно бесконечно пробовать что-то новое. Очень сложно отказаться от их использования именно потому, что нет никаких ограничений в удовлетворении своих желаний», - говорит доктор Гэри Смолл, профессор психиатрии и директор Центра долголетия при Калифорнийском институте неврологии.

Одним нажатием на кнопку ребенок может получить желаемое. Но технологии не могут научить ребёнка умеренности. Именно поэтому он привыкает к смартфону моментально,но, в отличие от взрослого человека, не всегда может контролировать и ограничивать себя.

3. Пристрастие к планшетам и гаджетам провоцирует истерики

Если у ребенка есть привязанность к чему-либо, он начинает плакать и злиться, когда у него это пытаются отнять. Но если ваш малыш закатывает истерику по поводу гаджета, не спешите снова давать ему планшет только ради того, чтобы успокоить. Это не решит проблему, а лишь усугубит ее.

Лучше постарайтесь успокоить ребенка добрым словом и отвесь его обещанием сходить погулять или какой-нибудь интересной историей.

4. Постоянные игры способствуют нарушениям сна

Доказано, что использование электронных устройств в вечернее время неблагоприятно влияет на качество сна и плохо сказывается на эмоциональном и физическом состояниина следующий день.

Нервная система человека отдыхает в период 21:00 - 1:00. Однако многие подростки пренебрегают этим отдыхом, заменяя его на более увлекательное времяпровождение. И, к сожалению, менее полезное.

5. Чрезмерное увлечение гаджетами сказывается на учёбе и успеваемости

По мнению многих исследователей, смартфоны, планшеты и прочие гаджеты отрицательно сказываются на способности детей к обучению, потому что постоянно отвлекают их внимание и делают их рассеянными.

Кроме этого, видео- и онлайн-игры способны затормозить творческое воображение ребенка. И не стоит пугаться того, что ребенку, возможно, сейчас скучно. Если ему скучно - значит, есть повод что-то придумать. Именно так у детей развивается способность творчески мыслить.

6. Планшеты влияют на способность детей задумываться о последствиях своих действий

Общаясь в живую, человек научается следить за реакцией собеседника на его слова, и в этом ему помогают интонации, выражение лица, тембр голоса, общее поведение. Но если ребенок общается только онлайн, он не слышит интонацию, не видит язык тела, выражение лица. Он не может почувствовать изменений в настроении человека. Между тем все эти навыки являются основой для установления человеческих взаимоотношений.

Ребенку необходимо постоянно вживую общаться со своей семьей, со сверстниками, ведь только так он сможет научиться проявлять сочувствие, понимать других людей. Только живое общение научит его чувствовать себя непринужденно в компании других людей, что очень пригодится во взрослой жизни.

7. Чрезмерное увлечение гаджетами может способствовать психическим расстройствам

По утверждению экспертов, чем больше дети проводят времени за планшетами и гаджетами, тем выше риск развития у них детской депрессии, тревожности, отсутствия привязанности к родителям и родным братьям и сестрам. Также у них может развиться синдром дефицита внимания, психозы и могут появиться проблемы с поведением и послушанием.

8. Увлечение гаджетами влияет на физическую активность почему планшеты вредны для детей

Привычка сидеть в интернете или играть на планшете напрямую связана с угрозой появления лишнего веса и даже возникновения ожирения, считают эксперты. Ведь чаще всего, играя, общаясь или просто проводя время онлайн, мы не только не двигаемся, но при этом еще и что-то жуем. Риску набрать лишний вес в таком случае подвергаются не только взрослые, но и дети.

Некоторые эксперты даже утверждают, что дети XXI века станут первым поколением, которое не сможет пережить своих родителей из-за проблем, связанных с ожирением.
9. Увлечение гаджетами повышает уровень детской агрессии

Многие современные дети практически не умеют проявлять сочувствие. Особенно это касается тех, чьи родители никак не ограничивают время их пребывания онлайн. Таким детям намного спокойнее и комфортнее в иллюзорном мире интернет-игр, где жестокость и убийства - это вполне нормальное явление.

Чрезмерное увлечение такими играми приводит к тому, что детям начинает казаться. что быть злыми и жестокими - это нормально, и что бить и убивать - это адекватный способ решить проблемы.

10. Гаджеты могут спровоцировать социальную тревожность и неприспособленность

Огромный поток информации, порой лишней и вредной, даже взрослого человека может сделать нервным и беспокойным. Что же тогда говорить о детях, которые еще менее стойкие к различным волнениям? Кто-то что-то написал в соцсети, возможно, как-то сказал что-то обидное или унизил, и все - их детский покой нарушен.

Развитие социальных навыков - вот что особенно важно для каждого ребенка. Если дети слишком нервничают из-за неумения или нежелания общаться и взаимодействовать с другими людьми, - это, в конечном итоге, может помешать их личностному развитию и росту.

Заберите у ребенка гаджеты, и поведете его гулять на улицу, дышать свежим воздухом. Получать новые эмоции от окружающей среды, общения с детьми. Ведь, в том что ученые придумали гаджеты, а дети им играют — они не виноваты. А виноваты мы родители. Так как нам намного проще дать в руки ребенка планшет. И заниматься своими делами. Намного проще его так успокоить. Потому как, мы ленимся ил очень заняты. Не забывайте дети очень быстро растут. И завтра он будет другой, а после завтра еще взрослее. Гаджеты заменят и маму и папу, вот нужно ли это ребенку?

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Повсеместное распространение технологий, бесконечное усовершенствование смартфонов и увеличение скоростей мобильного интернета несёт много положительного. Но всё хорошо в меру. Чрезмерное увлечение погоней за лайками, онлайн-играми и веб-сёрфингом по ночам может привести к недугам, как физическим так и психическим. Мы подготовили список с описаниями самых распространённых проблем, в котором, возможно, вы найдёте и свои симптомы.

Физические заболевания


Синдром BlackBerry

Это заболевание, получившее свое неофициальное название благодаря смартфонам BlackBerry с QWERTY-клавиатурой, вызывается постоянным использованием больших пальцев для набора текстов на мобильниках.


Симптомы проявляются в сильных пульсирующих болях и судорогах в больших пальцах рук. Статистики по этому заболеванию нет, но медики говорят, что число таких случаев растёт. Грозят эти неприятности и тем, кто чересчур усердствует в играх на консолях. Значит, предупреждения о риске повреждения пальцев, о которых говорится в инструкциях к игровым приставкам, не так уж и бессмысленны.

Угревая сыпь и дерматит

Согласно исследованиям микробиологов, наши гаджеты являются рассадниками микробов и бактерий. Их количество настолько велико, что даже сиденье унитаза оказалось чище, чем корпус среднестатистического мобильного телефона. Ни для кого не секрет, что болезнетворные микроорганизмы в свою очередь вызывают различные неприятности, самое безобидное из которых - угри на лице.

Те, кто предпочитают долгое время держать ноутбуки на коленях, рискуют заполучить на теле неприятную сыпь, которую медики называют эритема аб-игне. Хронический дерматит появляется вследствие длительного теплового воздействия (выше 50 по Цельсию) и сопровождается эластозом дермы. В некоторых случаях пациент испытывает зуд и жжение. Заболевание было более распространено среди пожилых людей, долго сидящих у отопительных приборов, но последнее время всё чаще от него страдают молодые люди с портативными компьютерами.

Боли в спине и шее

84 % пользователей в возрасте от 18 до 24 лет жаловались на боли в спине и шее; за это же время ими было отправлено более 8 триллионов текстовых сообщений. Чувствуете связь? За последние три года количество пациентов с проблемами в позвоночнике увеличилось на 12 % и продолжает расти.


Виной всему ноутбуки, планшеты и смартфоны. Дело в том, что при работе с компьютером, стоящим на столе, человек смотрит вперёд, а мобильные устройства заставляют нас направлять взгляд вниз. «Важно, чтобы мы признали потенциальное воздействие устройств на наши тела и научились уменьшать его», заявляют специалисты из Британской ассоциации хиропрактиков.

Ухудшение зрения
и слуха

Когда мы слишком много времени проводим перед дисплеем, наше зрение становится более размытым из-за большой нагрузки на зрительный нерв. Читать или играть на мобильных устройствах не следует в условиях тряски - например, в транспорте. Также лучше выставлять шрифт того размера, который для вас наиболее комфортен, - это поможет уменьшить нагрузку на глаза.

Те, кто часто и громко слушает музыку в наушниках, рискуют своим слухом. Стоит запомнить, что звук свыше 90 дБ может приводить к поражению клеток, которые находятся во внутреннем ухе, что в итоге может обратиться сенсоневральной тугоухостью.

Головные боли
и нарушение сна

Практически все современные гаджеты производят электромагнитное излучение; волны проходят через наше тело и нарушают нормальное клеточное функционирование и биологические процессы. Электромагнитные волны могут вызвать головную боль, бессонницу и даже расстройства имунной системы. Медики настоятельно рекомендуют не оставлять на ночь мобильные устройства на прикроватных столиках, особенно в близости от головы человека.

Киберболезнь

После выхода новой версии iOS в этом году многие пользователи стали жаловаться на то, что параллакс, быстро передвигающиеся по экрану иконки и эффект увеличения при открытии/закрытии приложений вызывают тошноту и головокружение. Симптомы сравниваются с неприятными ощущениями при чтении книги в машине. Происходит это потому, что зрительный аппарат заставляет мозг думать, что вы двигаетесь, но это противоречит восприятию вашего вестибулярного аппарата. Киберболезнь была известна и раньше. Похожие симптомы наблюдаются и у тех, кто играл в видеоигры, особенно используя гарнитуру виртуальной реальности наподобие Oculus Rift.

Психические расстройства


Нарциссические расстройства

Многие психологи предполагают, что всеобщая одержимость гаджетами ведёт к целой эпидемии психических расстройств, которые в англоязычных публикациях квалифицируются как iDisorders. Недавнее исследование показало, что самые заядлые пользователи социальных сетей демонстрируют признаки нарциссического расстройства личности, выраженное в чересчур завышенном ощущении собственной важности, постоянной нужде говорить о себе и потребности в чужом одобрении и восхищении. Другими словами, у людей вырабатывается зависимость от лайков, отсутствие которых в свою очередь вызывает стресс. Однако за гиперуверенностью в себе и зацикленностью на своём профайле скрывается хрупкая самооценка и множество комплексов.

Обсессивно-компульсивные расстройства

Увеличение использования смартфонов также приводит нас к симптомам обсессивно-компульсивных расстройств.


Они могут выражаться в чрезмерном страхе отсутствующих сообщений, (боязни лишиться доступа к телефону), боязни отсутствия сети, а также одержимостью доставать свой смартфон из кармана каждые 5 минут, чтобы проверить «Инстаграм» или «Фейсбук».

Синдром фантомно вибрирующего телефона

Около 90 % пользователей мобильных телефонов сталкиваются с фантомными вибрациями, то есть они ощущают, что их аппарат вибрировал в кармане или сумочке, хотя тот не подавал никаких сигналов. Согласно исследованиям, 13 % испытывают это ощущение минимум раз в день, в то время как большая часть сталкивается с этим в среднем раз в две недели. Подобный феномен схож по своей сути с синдромом мнимого звонка, когда пользователь якобы слышит свой рингтон или сигнал о пришедшем сообщении.

Зависимость

Компульсивное использование сети, которое всё чаще распространяется среди пользователей, может помешать повседневной жизни. Когда человек чувствуют себя более комфортно с друзьями онлайн, чем с реальными людьми, или не может перестать играть в онлайн-игры, довольно очевидно, что пора что-то менять. К расстройствам такого рода традиционно относят чрезмерное увлечение порно или виртуальными романтическими отношениями, постоянное просиживание в интернет-магазинах или неутолимую жажду к бессмысленному веб-сёрфингу.

Синдром дефицита внимания
и гиперактивности

Другой часто встречающийся диагноз среди зависимых от гаджетов пользователей (особенно юного возраста) зовётся синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Постоянное использование мобильных устройств вносит изменения в мозг. Избыток информации, потребляемой каждый день в интернете, приводит к невозможности её охватить, выделить нечто важное. Усвоение информации становится всё более фрагментарным и обрывочным. Это приводит к тому, что в повседневной жизни пользователь страдает от рассеянного внимания и неспособности к концентрации на одном занятии в течение длительного времени.

Шизоидные расстройства

Чрезмерное увлечение интернетом, онлайн-играми и социальными сетями связано с развитием симптомов шизоидных расстройств личности, представляющих собой уход от эмоционально насыщенных взаимоотношений, замыкания в себе и своих фантазиях. В сущности, молодые люди часто «с головой» погружаются в игровое пространство и виртуальные миры, полностью отрываясь от реальности. «Некоторые исследования показывают, что использование интернета помогает укрепить социальные связи, но моё исследование доказывает обратное: медиа и технологии в значительной мере связаны с социальным уходом и изоляцией», - говорит американский профессор Ларри Роузен, утверждая, что, чем больше человек сидит в интернете, тем выше у него риск проявления шизоидных симптомов.

Снижение умственных способностей

Гаджеты также способны привести к ограниченной атрофии головного мозга. Многие американские преподаватели всерьёз обеспокоены тем, как постоянная потребность учеников заглядывать в «Википедию» по любому мало-мальски затруднительному вопросу, снижает способность их к обучаемости. Так же, как и водители, которые привыкли полагаться на GPS-навигаторы, перестают думать о маршруте и теряют навыки ориентации в пространстве.

«Пожиратели» времени – кто они?

Привычка откладывать дела.

«Любимая» и «нелюбимая» работа.

Неумение сказать «нет».

Подчиненные и коллеги по работе.

Непрошеные посетители.

Телефонные звонки.

Типичные ошибки.

«Пожиратели» времени – кто они?

Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни. Демокрит

Меня постоянно отвлекают от работы. В результате к концу дня не удается выполнить и половины намеченного. Что делать?

Недавние исследования выяснили, что среднего менеджера прерывают каждые восемь минут ! Отвлекать от работы могут по-всякому: то в самую неподходящую минуту Вас попросят снять трубку и ответить на звонок, то позовут из другого конца комнаты, то без стука ворвутся в кабинет с каким-то горящими платежками. А потом неожиданно выйдет из строя компьютер или сломается факс, а тут заглянет коллега из соседнего отдела и пригласит на чашечку кофе в буфет. Потом подоспеет время обеда, а там нагрянет неожиданный визитер из сторонней организации. И так может продолжаться с небольшими перерывами до конца дня!

Эти помехи, которые еще называют “пожирателями” времени, ежедневно наносят огромный убыток большим и маленьким компаниям. Если Вы твердо решили бороться с “пожирателями” – начните с себя. Посмотрите, что именно отвлекает Вас от дела, какие привычки “съедают” слишком много рабочего времени, что тормозит Вашу активность и желание работать.

Какие именно помехи в работе относят к «пожирателям» времени?

Ваши потери рабочего времени могут быть обусловлены как внешними, так и внутренними причинами. Ваших “внутренних пожирателей” рабочего времени скорее всего можно классифицировать следующим образом:

    привычка откладывать дела

    нежелание заниматься “нелюбимой” работой

    чрезмерная увлеченность “любимыми” делами

    неумение сказать “нет” необоснованным просьбам

К “внешним пожирателям” времени относятся:

    Ваши подчиненные или коллеги по работе

    непрошенные “гости” (посетители)

    телефонные звонки

Как определить, какие «пожиратели» мешают мне больше всего?

Это проще всего будет сделать, если Вы начнете вести таблицу потерь рабочего времени. Каждый раз, когда Вас отвлекают от основной работы, просто записывайте в таблицу, почему это происходит. Через несколько дней у Вас наберется достаточно материала, чтобы понять, кто или что больше всего мешает Вашей работе.

В конце недели проанализируйте потери своего времени за счет «пожирателей» и подумайте, как от них избавиться. В этом разделе Вы найдете практические рекомендации по борьбе с «пожирателями» Вашего времени.

    НЕ ОТКЛАДЫВАЙТЕ “НА ПОТОМ” ТРУДНЫЕ ДЕЛА

    НЕ ТЯНИТЕ С “НЕЛЮБИМОЙ” РАБОТОЙ

    УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ “НЕТ” КОЛЛЕГАМ ПО РАБОТЕ И РУКОВОДСТВУ

    СОКРАТИТЕ ЧИСЛО НЕПРОШЕННЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

    ОБУЗДАЙТЕ” СВОЙ ТЕЛЕФОН

Под трудоголизмом понимается чрезмерная увлеченность человека работой, даже тогда, когда в этом нет большой необходимости. Трудоголизм подразумевает, что личность живет только работой, отказываясь от других сфер жизни, пренебрегая даже общением с близкими людьми. Трудоголик работает сверх положенного времени, при этом уровень заработка не всегда соответствует приложенным усилиям.

Специалисты спорят, можно ли считать трудоголизм отклонением от нормы. Ведь, казалось бы, человек делает полезное дело: он работает, прикладывает значительные усилия для профессионального продвижения. Но в отличие от карьериста трудоголик не всегда стремится к личностному росту и развитию. Он просто заполняет все свое время конкретной деятельностью. Работа для него является источником вдохновения, необходимостью, поощрением и наградой. Глядя на него, создается впечатление, что ему больше ничего в жизни не нужно. Такой человек часто отказывается от элементарного отдыха, развлечений и поездок, пренебрегает сном и общением с окружающими. Работа для него становится центром жизни. Причем сама личность в силу ряда причин долго не замечает у себя наличие проблемы.

Как распознать подлинный трудоголизм? Существуют ли определенные признаки, помогающие понять, что имеет место быть такая проблема?

Удовольствие от работы

Большинство людей ежедневно ходят на работу потому, что им необходимо зарабатывать на жизнь. Многие с радостью бы этого не делали, но без наличия средств сегодня невозможно обеспечить себе необходимый минимум. Достаток часто определяет уровень удовлетворенности собой, своим внутренним миром. Однако люди, как правило, стараются находить равновесие между работой и отдыхом. Потребность уделять время семье, общаться с интересными людьми, безусловно, отвлекает от деятельности, пусть даже и любимой. У страдающего трудоголизмом дела обстоят прямо противоположным образом. Трудоголик не просто стремится заполнить работой все свободное время, а энергетически наполняется только так. Время, проведенное с семьей или друзьями, подсознательно воспринимается, как потраченное впустую, поэтому он всеми силами стремится восполнить пробел. Страдая трудоголизмом, личность не может полноценно развиваться, она зациклена на одном виде деятельности.

Состояние зависимости

Человек, чрезмерно погруженный в работу, со временем привыкает сосредоточиваться только на рабочих моментах. Его перестает беспокоить все окружающее. Личность на самом деле перестает жить полноценно, поскольку другие базовые потребности не удовлетворяются, остаются незамеченными. Невостребованность в личном плане делает человека, зацикленного на трудоголизме, замкнутым и часто приводит к одиночеству. Одним из самых ярких признаков, что что-то идет неблагополучно, является как раз состояние сильной зависимости от работы. При ее наличии личность чувствует себя хорошо и спокойно. Даже авралы не пугают, а, напротив, стимулируют, создают ощущение собственной нужности. Но стоит только случиться какому-нибудь сбою в деятельности, как трудоголизм буквально заставляет впадать человека в уныние. Чем весомее уровень неблагополучия, тем более сильное отчаяние накрывает. Такому человеку сразу начинает казаться, что он нигде и никому не нужен. Конечно, подобное мировосприятие нельзя назвать нормальным. Страдает сама личность, ее способность проецировать в окружающее пространство добро и отзывчивость, испытывать состояние счастья.

Ограниченность сознания

Другим характерным признаком развивающегося трудоголизма является симптом ограниченного сознания. Он выражается в том, что человек не может подумать ни о чем другом, кроме, как о работе. Если так называемые отвлекающие мысли и начинают посещать его голову, то следует немедленное отвлечение, переключение внимания. Человек просто не может позволить себе отдыхать как следует. Ему жалко потратить лишний час на сон, хотя больше всего он нуждается в восстановлении сил. Личность, страдающая трудоголизмом, часто работает без выходных, ограничивая себя буквально во всем, нещадно эксплуатируя собственные силы. Такой ограниченный подход к жизни часто не позволяет в полной мере радоваться и наслаждаться самыми обычными ее проявлениями. Для обычного человека отдых является долгожданным событием и радостью. Для того же, кто обременен своей работой, необходимость иногда тратить время на перерывы, становится тяжким бременем. Трудоголизм действительно заставляет страдать отсутствием загруженности, человека тяготит осознание того, что нужно отвлекаться на пустяковые, ничего не значащие в его представлении дела.

Просто так маниакальное стремление к работе не появляется. Для этого необходимо присутствие целого ряда определенных причин. Чем больше человек загоняет себя в им же придуманные рамки, тем ему труднее становится преодолеть собственную проблему. Причины трудоголизма довольно распространенные. Вот почему этой формой зависимости страдает большое количество людей.

Уход от семейных проблем

Нормальная жизнь невозможна без возникновения определенных трудностей. Сложности только закаляют, помогают воспитывать характер, способствуют развитию личностного потенциала. Для трудоголика любые проблемы представляют одну большую сложность. Вот почему он бежит от них, закрываясь в работе. Работа для него служит своеобразным укрытием от необходимости принимать решения, заменой настоящей жизни. Долгое время наличие данной проблемы вообще не осознается и никак не диагностируется. Человек просто не может понять, что вредит самому себе, не позволяет своей личности развиваться. Лишь когда возникают сложности с окружением, люди начинают задумываться над тем, правильно ли расходуют собственные силы.

Полное погружение в деятельность действительно способствует уходу от семейных проблем. Человек тем самым оправдывает себя, говоря, что он чрезмерно занят, чтобы решать какие-то важные вопросы. Некоторые люди отсутствуют дома по целым дням, пропадая в офисе чуть ли не сутками напролет. Иногда у них создается чувство оторванности от мира, что само по себе является характерным признаком неправильного распределения времени.

Заполнение пустоты

Почему люди стремятся заполнить работой все свое время? Что заставляет их жить, подчиняясь рабочему графику сверх установленной нормы? На самом деле они боятся признаться самим себе, что в душе давно поселилась пустота, которую для комфортного существования требуется чем-то заполнять. Необходимость душевного наполнения – это тоже причина развития трудоголизма. Однако, вместо того, чтобы посетить театр, кафе или кино, такие люди уходят с головой в работу. Офисные сотрудники засиживаются допоздна в своем кабинете, часто берут проекты на дом. Фрилансеры зачастую настолько сбивают свой график, что впоследствии не могут отличить день от ночи. Конечно, чрезмерное увлечение работой не может решить эту проблему. На деле она только усугубляется, нанося человеку большую душевную рану. Убегание от себя и своих потребностей не может не сказываться негативно на характере и здоровье личности.

Страх перемен

Люди становятся трудоголиками не потому, что очень любят работать. Просто они не умеют правильно распоряжаться собственным временем. Страх перемен заставляет их вновь и вновь убеждать себя в том, что работа требует от них колоссальной ежедневной самоотдачи. Необходимость наполнять себя работой обусловлена страхом оставаться наедине со своей собственной сущностью. И тогда существующие проблемы непременно навалятся своим тяжелым грузом. Неумение решать их пугает трудоголика, заставляет постоянно избегать подобных ситуаций. Чем сильнее человек боится перемен, тем больше он будет цепляться за необходимость проводить в офисе все свое свободное время. Иногда по этой причине человек остается без семьи. Оказавшись наедине с собой, он еще больше погружается в то, чем ему нужно заниматься.

Неумение отвлекаться

В некоторых случаях к зацикленности на рабочих моментах приводит неумение отвлекаться. Это довольно весомая причина, по которой личность начинает потихоньку испытывать чувство неудовлетворенности собой. Человек сосредоточивается на выполнении определенных задач, но не замечает того, что уделяет этому слишком много времени. Порой просто невозможно заметить, что работа стала в тягость и приносит больше страданий, чем подлинного удовлетворения. Неумение переключать внимание чрезвычайно вредит, не позволяет действительно радоваться жизни. В таком случае человек очень скоро начнет испытывать симптомы эмоциональной перегруженности, такие как: отстраненность, нервозность, раздражительность.

Как лечить трудоголизм

Трудоголизм обязательно нуждается в коррекции. Если проблему не решать своевременно, то она накопится до такой степени, что будет мешать жить. Трудоголизм препятствует счастливому мировосприятию, создает дополнительные проблемы, связанные с социализацией и общением. Как лечить данную проблему? Рассмотрим подробнее.

Наличие хобби

Любое увлечение значительно наполняет жизнь новыми красками. Только в том случае, когда занятие нам нравится, мы начинаем преображаться изнутри. Деятельность по душе наполняет человека изнутри искрящейся энергией, помогает ощутить прилив внутренних сил, почувствовать себя по-настоящему счастливым. Чтобы вырваться из порочного круга трудоголизма, чрезмерной погруженности в работу, необходимо научиться замечать другие вещи. Нужно обращать внимание на то, что происходит вокруг. Возможно, рядом есть люди, которые могут представлять значительный интерес, быть полезными. Тот, кто с головой уходит в работу, обычно не замечает того, что происходит вокруг. И это большая беда. Найти для себя новое увлечение – значит, не просто отвлекаться, но и наполнить свое существование новым смыслом.

Решение личных проблем

Как правило, люди с помощью трудоголизма, фиксации на выполняемой деятельности убегают от нерешенных проблем. Эти индивидуальные сложности представляют для них большую «опасность», вызывают сильный страх перед жизнью. Вот почему хочется отгородиться от всех трудностей такой непроницаемой стеной, углубиться в своем внутреннем мире. Если понаблюдать за человеком, который завел у себя привычку задерживаться в офисе допоздна, то можно заметить, что он боится не просто озвучивать вслух то, что его действительно беспокоит, но и оставаться наедине со своими мыслями. Постоянный страх заставляет его закрывать все двери перед возможными сомнениями.

Решение личных проблем помогает снять подобного рода психологическую защиту. Нужно не убегать от сложностей, а стараться своевременно их решать. Даже если на первых порах это делать получается плохо, то не повод отчаиваться. Со временем придет опыт, появится навык уделять себе время, а также не обходить вниманием близких людей.

Преодоление страха перед переменами

Этот шаг крайне необходим для осмысления неутешительной действительности. Для того, чтобы проблема перестала приносить огорчения, с ней нужно обязательно работать. Как лечить это состояние? Нужно отказаться от мысли все контролировать. Отпустив страх перед переменами, мы позволяем нашей реальности измениться в лучшую сторону. Такой подход позволит личности стать по-настоящему сильной и самодостаточной.

Таким образом, проблема трудоголизма не является надуманной. Она действительно сильно мешает жить, ограничивает человека в получении нового необходимого опыта. Чтобы ее преодолеть, нужно оставаться честным с самим собой.

Похожие публикации