Для чего нужно развитие мелкой моторики у детей? Что такое крупная моторика? Ее значение для человеческого организма. Развитие мелкой моторики у детей до года

Значимость развития мелкой ручной моторики в становлении высших психических функций и овладении речью известна каждому, кто сталкивался с проблемой развития речи ребенка в раннем возрасте. Многие дети с ОВЗ обращают на себя внимание педагогов и медиков именно тогда, когда их сверстники начинают говорить.

Недоразвитие речи становится поводом проконсультироваться у невролога, логопеда, дефектолога, и нередко специалисты сообщают родителям неутешительные новости о том, что их ребенку потребуется много усилий семьи и педагогов для того, чтобы получить результат, достающийся большинству детей без труда. Чаще всего родители выражают готовность сделать для своего чада все возможное и включаются в борьбу за лучшее будущее для своего сына или дочери.

Ранний возраст и дошкольное детство у особого ребенка в таком случае проходят в интенсивном процессе восстановления, реабилитации, в занятиях с логопедами и дефектологами, большинство из которых используют развитие мелкой моторики в интересах развития речи и достигают определенных результатов.

Родители тоже понимают, что нужно использовать сензитивный период по максимуму, и дополняют занятия, проводимые с их ребенком специалистами, самостоятельными проектами: рисуют, читают, играют, занимаются лепкой и аппликацией, строго следят, чтобы ребенок был постоянно при деле, а не таращился бессмысленно в телевизор. К сожалению, целью этой титанической борьбы бывает не достижение ребенком своего максимума, не работа с его индивидуальной зоной ближайшего развития, а более прозаический результат — достижение ребенком уровня развития его усредненного сверстника, приближение его возможностей к требованиям общеобразовательной школы.

Как правило, чем бы ни закончилась эта гонка: ребенок «успел впрыгнуть в последний вагон» и попал в первый класс на равных с другими основаниях; несмотря на все усилия, учебное заведение пришлось изыскивать специальное, рассчитанное на малышей с разного рода ОВЗ, — родители принимают факт поступления ребенка в школу как повод немного расслабиться и поручить его стараниям специалистов. Именно в этот момент они пересекают психологически значимый рубеж и перестают требовать от своего ребенка постоянной занятости головы и рук чем-то полезным, предполагая, что в школе им дали дневную норму развития, а дома нужно отдохнуть. Ребенок начинает бесконтрольно смотреть телевизор, приобщается к компьютерным играм, отстраняется от помощи по хозяйству на правах человека, уставшего на учебе.

Мелкая моторика, которой упорно занимались до сих пор, тоже перестает интересовать родителей, воспринимаясь ими как средство, которое должно было развить речь и подготовить руку к письму и которое на определенном этапе сработало или не сработало. В то же время процессы развития продолжают идти в своем режиме, более не поддерживаемые извне.

Без специально организованной деятельности мелкая моторика дошкольника хронически недогружается. В современной школе каллиграфии уделяется значительно меньше внимания, чем во времена учебы мам и пап. Современные молодые люди понятия не имеют о том, что значит «ставить почерк» или «вырабатывать наклон». Объективно говоря, письменная речь все больше используется в печатном виде, и школьников все чаще обязывают сдавать письменные работы распечатанными. В том, что школа идет в ногу со временем, нет ничего плохого, но с уменьшением нагрузки на кисть руки уменьшается и возможность развивать точность мелких движений, регулировать силу нажима, систематически упражнять пальцы, вырабатывать произвольность ручных операций.

Развлекательная деятельность детей в последнее время тоже претерпевает изменения. В ряде случаев она превращает ребенка из непосредственного исполнителя и участника развлечения в простого зрителя, слушателя, пассивного читателя. Собственная подвижность современного ребенка все чаще сводится к управлению понятливой современной техникой, которая все стремится сделать сама. Казалось бы, для гаджетов, которые так полюбились современным детям и подросткам, тоже необходимы мелкие движения, но они довольно специфичны, не подразумевают приложения усилия, соотнесения движения пальцев относительно друг друга, разнообразия движений.

Мир изменился — изменился и человек. Уже встречаются взрослые люди, не умеющие зашнуровать собственную обувь, поскольку они с детства носили обувь, которую легко можно застегнуть молнией или «липучкой». Многие испытывают затруднения при рукописном заполнении бланков, поскольку для собственных нужд к письменной речи не прибегали довольно давно. Понаблюдайте, каким пальцем вы нажимаете на кнопку дверного звонка. Сегодня большинство детей и взрослых сделают это большим пальцем правой руки, хотя до широкого распространения мобильных телефонов, несомненно, воспользовались бы указательным. Повседневные ручные манипуляции изменились, техника становится все более удобной и понятливой, все больше рассчитывается «на ленивого пользователя».

В то же время если у нас есть задача постоянно стимулировать развитие психических функций и речь подрастающего ребенка, нам нужно выводить его из зоны комфорта и возвращать к ручному труду, к тренировке кисти в разнообразных целенаправленных движениях.

Но как можно заставить подростка возобновить работу над развитием мелкой моторики? В пальчиковые игры он играть уже не расположен, раскрасками заинтересуется вряд ли. В то же время есть виды деятельности, которые отвечают требованиям развития и в то же время не покажутся подростку излишне детскими.

Одним из увлекательных видов деятельности, тренирующих мелкую моторику, являются настольные игры, возвращающие себе былую популярность. Ряд игр, предлагаемых потребителю сегодня, имеют привлекательный универсальный дизайн, одинаково подходящий и детям, и взрослым. Обратите внимание на игры, в которых требуется уравновешивать балансирующую конструкцию небольшими игровыми фигурами, интересны варианты, в которых требуется вытаскивать элементы сложной конфигурации из общей массы, стараясь не потревожить остальные фигуры. Многие логические настольные игры требуют, кроме мыслительной деятельности, достаточно точных и выверенных движений, аккуратности, координации. Для кого-то полезными могут стать игры, в которых требования к точности движений сочетаются с требованиями к быстроте реакции.

Не стоит недооценивать ценность обслуживающего труда. В любом доме работа по его благоустройству и содержанию в чистоте и порядке не заканчивается никогда, особенно если возложить ее всю на маму или бабушку, выбивающихся из сил. Составьте список дел, который ваш ребенок способен выполнять самостоятельно, привлеките его к составлению перечня его полезных для дома и семьи умений. Закрепите за ребенком те дела, которые будут по-настоящему нужными, посильными и в то же время позволят ему упражняться в экономности, точности, аккуратности движений.

Не менее интересными и полезными для развития мелкой моторики подростков с ОВЗ могут стать творческие и технические хобби, особенно требующие освоения разного рода ручных операций и архаичных технологий. Если у вас нет возможности занять ребенка творчеством под руководством профессионалов, в ваших силах осваивать различные изобразительные техники самостоятельно. Для тех, кто в детстве любил раскрашивать картинки, в последнее время появились наборы для раскрашивания живописных полотен, как по мотивам классических сюжетов, так и с декоративными мотивами: они позволяют работать в своем режиме и удобными материалами, развивая не только точность и произвольность движений, но и эстетический вкус. Другие наборы для творчества могут ознакомить вашего ребенка с техниками линогравюры, литографии, эстампа и многих других, каждая из которых любопытна по-своему и в то же время не требует от исполнителя совершенных навыков рисования, специфических художественных талантов.

Поощряйте интерес подростка к собственным творческим проектам, пробам сил в новых техниках, присоединяйтесь к его деятельности, если он или она об этом попросят. Девочкам может быть полезна работа с бисером, лентами, вышивкой, изготовлением игрушек из ткани, плетение индейских нитяных браслетов, известных у молодежи как «фенечки». Мальчики могут проявить себя в моделировании, раскрашивании коллекционных фигурок, художественном творчестве, связанном с обработкой материалов, рукописных комиксах, изготовлении разного рода инвентаря для увлечений, связанных с исторической или литературной реконструкцией. Важным условием успеха в развитии мелкой ручной моторики является положительное, эмоционально окрашенное отношение к деятельности. Иными словами, дело должно быть не только для рук, но и для души.

Еще одним интересным методом коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей и подростков являются кинезиологические упражнения (кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение).

Программа кинезиологических упражнений «Гимнастика Мозга» (ГМ) была разработана в 1970-х гг. американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих «Долина» в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как «неспособных к обучению». Каждый ученик делал упражнения ГМ по 10—15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50%. Значительно повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании.

Кинезиологи исходят из идеи, что развитие идет от движения к мышлению, а не наоборот. Справедливо ли это их предположение или нет, но комплексы специальных кинезиологических упражнений используются во многих детских учреждениях и объективно способствуют развитию детей и подростков с ОВЗ.

Упражнения ГМ доступны во всемирной сети, если вы готовы подойти к этому проекту системно и комплексно. В случае недоступности специфических упражнений важно уловить основную идею полезности физических упражнений, направленных на развитие координации, на крупные и мелкие симметричные и ассиметричные движения, связанные со сменой сосредоточения, неподвижности и активности.

В этом ключе подростку могут быть полезны также дыхательные гимнастики и практики восточных единоборств, не включающие в себя собственно контактные формы борьбы. Если здоровье и состояние ребенка позволяют систематические занятия спортом — плаванием, гимнастикой, общеразвивающими физическими упражнениями, то дозированные нагрузки (спорт высоких достижений в виду не имеется) позитивно скажутся на общем психофизическом статусе подростка.

Таким образом, важно помнить, что, несмотря на то что сензитивным к развитию речи и мышления путем развития телесной моторики преимущественно является ранний и дошкольный возраст, связь, позволяющая стимулировать созревание ЦНС, не нарушается и после. Поэтому необходимо продолжать специальные занятия, направленные на совершенствование скоординированности и точности ручных операций, и за пределами младшего школьного возраста. Помимо того, что подобного рода занятость организует, дисциплинирует особого ребенка, она также положительно сказывается на его реабилитации.

Займите ребенка ручным трудом и займитесь им сами. Можно проводить свободное время у экрана телевизора или компьютера, но лучший отдых — это смена деятельности, интересное творческое хобби станет еще одним поводом торопиться с работы домой в хорошем настроении, а ваш положительный пример будет полезен ребенку в сто крат больше, чем ряд душеспасительных бесед.

Кропивянская С.О.

(33 голоса : 4.09 из 5 )

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Ладушки

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5. Бусы

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6. Вкладыши-мисочки

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

10. Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13. Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

16. Вырезание

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Развитие детской моторики является длительным процессом, который напрямую коррелирует с «взрослением» коры головного мозга.

Общая информация

Моторика – это совокупность произвольных и последовательных движений, в результате которых можно выполнить конкретное задание (например – сесть, шагнуть, сжать кулак). Конечно же, для взрослых эта активность не представляет собой никакой сложности, ведь за годы жизни «тренировок» было достаточно, а в памяти вряд ли запечатлелись моменты, когда они только начали приобретать эти, на первый взгляд, элементарные навыки.

Следует отличать следующие виды моторики:

  • крупную – ориентирована на «автоматические» движения определенными группами мышц;
  • мелкую – касается точных движений руки, а также процессов, в которых нужно координировать работу глаз и верхних конечностей.

информация Как мы упомянули выше, развитие мелкой и крупной моторики у детей тесно связано с появлением межнейронных связей в мозге и его развитием.

Это значит, что при рождении центральная нервная система малыша является незрелой – он умеет лишь бесцельно двигать ручками и ножками, и даже не может сконцентрировать взгляд на крупном предмете.

Но учитывая тот факт, что процессы развития обратно пропорциональны возрасту ребенка, уже к первому месяцу двигательные навыки чада заметно прогрессируют.

Крупная моторика у детей

В ходе ежемесячного медицинского осмотра врач оценивает развитие крупной и мелкой моторики у детей. Далее эти проверки становятся реже, но все же остаются не менее важными, ведь каждое новое достижение, последовательность которых, в целом, предопределена, говорит нам о том, что ребенок развивается в соответствии с возрастом, и центральная нервная система, а также мышцы и костно-суставной аппарат – в порядке.

Возраст Крупная моторика
0-2 мес. Ребенок начинает поворачивать головку, лежа на спине, а движения ручками и ножками становятся более осознанными.
3-5 мес. Малышу удается все лучше и лучше контролировать головку, и он даже будет в состоянии поднять ее и плечики из положения «лежа на животе». Также теперь они могут свести ручки, но начинать играть в ладушки все же рановато.
6-8 мес. В этом возрасте малыш будет хватать ручками и подтягиваться таким образом, чтобы сесть из положения лежа на спине. Ну а, достигнув 8 месяцев, он уже будет способен сидеть без посторонней помощи. Также вскоре ребенок сможет садиться и из положения «лежа на животе».
9-11 мес. Период, в который малыш активно начинает изучать окружающий мир. Ведь теперь он отлично ползает и встает на ноги, держась за мебель.
12-14 мес. Ребенок взрослеет очень быстро, и уже на свой первый день рождения, возможно, он будет готов самостоятельно шагнуть. Конечно же, выглядит это нелепо – широко расставленные ножки, руки вытянуты перед собой. Но это всего лишь начало. Ближе к 14 месяцам ваше чадо будет карабкаться на невысокие стулья, кресла и поднимать с пола различные предметы.
15-17 мес. Помимо того, что ребенок уже будет хорошо ходить, он сможет довольно уверенно пятиться назад и шагать влево и вправо. Также вызовет большой интерес игра в мяч – ведь развитие моторики достигает уровня, когда ребенок может пинать предметы.
18-20 мес. Аккуратно, держась за ручки, карапуз впервые спустится и поднимется по лестнице. Будут и первые попытки бегать и прыгать.
21-23 мес. Бег и прыжки становятся обыденным делом, ребенок готов теперь «оседлать» трехколесный велосипед и также уверено сидеть за столом.
2 года Малыш учится балансировать – ему интересно ходить по бордюру, он очень старается удержаться. Теперь он отлично бегает, практически не падает и прыгает вниз.
3 года В этом возрасте ребенок спускается по лестнице на манер взрослых – чередуя левую и правую ногу.
4 года Ребенок к этому возрасту двигается очень уверенно – он даже способен удерживаться в течение 10 секунд на одной ноге, ловить мяч и очень уверенно управлять велосипедом.
5 лет К этому возрасту некогда сложные задания становятся совсем обыденными. Сидение, бег, прыжки – все это выполняется с легкостью и непринужденностью. К тому же, теперь можно легко перепрыгивать через препятствия и различать лево и право.

Развитие мелкой моторики у детей

Считается, что развитие мелкой моторики у детей является фундаментом будущих способностей и талантов ребенка. Все дело в том, что центры, которые отвечают за нее, очень близко расположены к зонам внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти и речи. Также существует тесная связь между развитием мелкой моторики и речи. Это научно доказанный факт, поэтому старайтесь как можно больше внимания уделить этой главе.

Развитие мелкой моторики также тесно связано с дальнейшей жизнью ребёнка – ведь координированные движения пальчиков и рук будут необходимы для того, чтобы производить некоторые неотъемлемые для жизни действия:

  • застегивать пуговицы;
  • писать;
  • рисовать и т.п.

важно Игры на развитие мелкой моторики имеют очень важную роль, ведь посредством игры ребенок запоминает последовательность движений, учится координировать, ну а вкупе с прибаутками они являются замечательными «тренерами» для развития речи.

Таким образом, можно извлечь огромную пользу с минимальными вложениями.

Главное, что нужно запомнить – это то, что развитие мелкой моторики у детей следует определенному шаблону. То есть ребенок постепенно учится выполнять простые задания, и уже исходя из них разучивает новые. Не расстраивайтесь, если малыш не схватывает их сразу – возможно, нужно вернуться на шаг назад и попробовать что-то проще.

Календарь развития мелкой моторики у ребенка

Ниже следует описание основных действий, связанных с мелкой моторикой, которые дети обычно могут выполнять в конкретном возрасте.

0-4 месяца

В этот период ребенок учится двигать ножками и ручками, таким образом, чтобы дотянуться до игрушки или другого предмета, который ему стал интересен. Контроль над правой и левой рукой – одинаковый. Также малыши учатся координировать движения головы и глаз. К примеру, в этом возрасте ребенок поворачивает головку, когда слышит мамин голос. Помимо этого, кроха может схватить игрушку, но это действие является рефлективным, а не осознанным.

4-12 месяцев

В течение этого периода малыш обретает больший контроль над ручками. Теперь с помощью только одной руки он может выполнять действия, которые ранее требовали использование обеих. Ребенок хватает игрушку вполне осознано, и с 6 месяцев величина предмета, который берет ваш малыш, уменьшается. Ближе к году увеличивается риск обструкции дыхательных путей – ведь в этом возрасте чадо способно взять в руку даже мельчайшую вещь.

Помимо этого, дети в этом возрастном промежутке учатся перекладывать предмет из одной руки в другую, а также переворачивать страницы в их любимых книгах и пинать мячик.

1-2 года

Ребенок уже хорошо держит равновесие, когда сидит, и он больше не использует ручки для того чтобы помогать себе в этом. Поэтому он вовсю используют их для игр. В этом возрасте дети также используют с одинаковым успехом правую и левую руку, но ближе к двум годам ребенок определяется с доминантной.

Движения пальчиками становятся все более уверенными. Кроха будет использовать указательный, чтобы лопнуть мыльный пузырь, но все же пока он держит карандаш всей рукой. До 24 месяцев он рисует лишь кружочки, а к двум годам способен на горизонтальные и вертикальные линии.

2-3 года

В течение этого периода развития балансировка, координация, а также контроль над туловищем дает больше возможностей для использования рук и пальчиков. В движениях теперь, в основном, используется кисть и предплечье.

После двух лет ребенок меняет манеру рисования. Теперь он держит карандаш так, будто бы указывая с его помощью на лист бумаги. Ближе к трем годам малыш хорошо рисует линии, круги, и понемногу создает с их помощью различные рисунки. Также в 36 месяцев ребенок должен быть способен разрезать лист бумаги на 2 части (не по ровной линии, конечно).

3-4 года

Ребенок хорошо использует для работы обе руки – одну доминантную, которой, к примеру, держит карандаш, и другую как вспомогательную – ей он фиксирует бумажный лист. Рисунки становятся более сложными, малыш пытается копировать фигуры из книг и раскрасок. К четырем годам он держит ручку или карандаш тремя пальцами, таким же образом, как и взрослые. Считается, что теперь ваше чадо готово для освоения основных письменных навыков. Также он гораздо более умело использует ножницы: режет вдоль нарисованной линии.

4-5 лет

В этом возрасте развитие пальчиковой моторики достигает такого уровня, что малыш выполняет нужные движения только кистью, без использования предплечья и плеча (если только не требуется).

Ребенок уже хорошо раскрашивает, не выходя за контур. Вырезать квадрат также не составляет большой сложности.

5-6 лет

Движения рук хорошо скоординированы и гармоничны. Ручка уверенно должна быть удержана тремя пальцами, а ножницы – на манер взрослых. Мелкие детали учитываются во время раскрашивания. Адекватное развитие мелкой моторики у дошкольников является путевкой в продуктивное дальнейшее обучение в первом классе, поэтому уделяйте чаду достаточно внимания и убедитесь, что он соответствует календарю взросления.

Упражнения на развитие мелкой моторики

  1. Упражнения на пальчиковую моторику – игры «Здравствуй, пальчик!», «Кто это приехал». Включайте воображение и инсценируйте. Можно устроить целый театр.
  2. Используйте пластилин – катайте шарики, просите ребенка слепить вам что-то конкретное. Начинайте всегда с самого простого и постепенно вводите более мелкие детали.
  3. Рвите на мелкие кусочки бумагу . Чем мельче будут кусочки, тем выше развитие мелкой моторики у малыша.
  4. Перебирайте бусы, четки, другие мелкие предметы . Выбирайте разные формы, размеры и фактуры, так вы будете развивать и чувство осязания у ребенка.
  5. Завязывайте узелки, а потом развязывайте их, застегивайте пуговки . Всегда руководствуйтесь принципом «от большого - к маленькому».

Игрушки для развития мелкой моторики у детей

Существует огромное количество различных предметов, которые могут поспособствовать развитию мелкой моторики. Для начала отметим тот факт, что вы можете использовать все что угодно для игр.

Даже сухой горох и фасоль может стать предметом развивашек . К примеру, смешайте разные сорта бобовых и попросите ребенка рассортировать. Конечно же, это не рекомендуется для детей младше 3 лет, ну а если ваше чадо перешагнуло этот рубеж – игра в Золушку будет как нельзя кстати.

Также можно играть с малышом в «Угадайку» . Правила очень просты: завяжите ребенку глаза, и по очереди давайте ему в руки знакомые предметы. Просите описать их, а потом – угадать.

Канцтовары и наборы для рисования являются замечательными игрушками для развития мелкой моторики . Карандаши, фломастеры, детские ножницы, раскраски – всё это дает простор для фантазии.

Мозаика является замечательным дополнением . Существуют различные типы и размеры для детей любого возраста. Постепенно можно переходить и на паззлы. Они развивают логику, мышление, воображение, и, безусловно, моторику.

Куклы-перчатки – также замечательная возможность посодействовать многогранному развитию вашего чада. Использовать их можно с самого раннего возраста, но в этом случае вести игру будет, конечно же, взрослый. Со временем можно передавать инициативу в руки ребенка. Разыгрывайте знакомые сюжеты, а когда с ними не будет возникать никаких проблем – можно будет выдумывать и свои собственные.

Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики

Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому если вы хотите, чтобы у вашего ребёнка была хорошо развита речь, то следует тренировать не только органы речи, как таковые, но и мелкую моторику. Если у ребёнка речь развита плохо, то необходимы как занятия с логопедом, так и занятия на развитие двигательных способностей рук.

Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и воображение. Таким образом, развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные действия.

Когда следует начинать развивать мелкую моторику ребёнка?

Чем раньше мы будем развивать двигательные способности пальцев малыша, тем лучше. Начинать можно и нужно с самого рождения, массируя пальчики младенца, его ладони. Такой массаж воздействует на активные точки, которые имеют прямую взаимосвязь с головным мозгом. По мере взросления ребёнка можно использовать пальчиковые игры, которые сопровождаются стихотворным текстом. Далее необходимо приучать ребёнка самостоятельно застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. Конечно, это поначалу будет даваться с большим трудом, но с вашей помощью ребёнок быстро этому научится. Даже такие, на первый взгляд элементарные игры с малышами, как «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и «Ладушки» имеют далеко не только развлекательный характер, но ещё и способствуют развитию пальчиков малыша. Очень полезны для мелкой моторики лепка, аппликация, нанизывание бусин, рисование, вырезание и другие виды деятельности, в которых задействованы ручки ребёнка.

Упражнения для развития мелкой моторики

1) Массаж кистей рук, который можно начинать с самого младенчества. Это занятие и приятно, и полезно как для развития пальчиков, активизации речевых центров головного мозга, так и для общего развития ребёнка.

2) «Найди меня» - эта игра заключается в следующем. В небольшую ёмкость насыпается горох или фасоль, туда же помещаются мелкие игрушки. Всё размешивается, и ребёнок должен найти на ощупь игрушки.

3) Лепка. В настоящее время представляется огромное количество материалов, из которых можно лепить. Это и пластилин, и глина, и слоёное тесто, и другие. Детям это занятие очень нравится. Начинать можно с простых шариков и колбасок, постепенно усложняя задания. Главное, чтобы материал для лепки был мягким и пластичным.

4) «Распредели по местам» - для этой игры хорошо подойдут крупы, которые смешиваются друг с другом, и ребёнок должен их перебрать по разным ёмкостям. Крупы являются хорошим массирующим материалом – для этого пусть ребёнок растирает их в руках.

5) Выкладывание мозаики – в любом магазине детских товаров можно приобрести мозаики и выкладывать их вместе с ребёнком. При этом важно помнить, что мозаика должна соответствовать возрасту ребёнка.

6) Пальчиковые гимнастики, когда взрослый читает стихотворение, а малыш в это время выполняет определённые движения руками. Таких и гимнастик можно найти очень много в специальной литературе.

7) Игры-шнуровки. Такие игры можно купить уже в готовом виде, а можно сделать самим. Для этого на картоне рисуется изображение, например, яблоко, и по его контуру делаются отверстия с помощью дырокола. Ребёнок берёт шнурок и продевает его в эти отверстия.

8) Нанизывание бусин на нитку. Чем меньше возраст малыша, тем крупнее должны быть бусины, при этом следует внимательно следить, чтобы малыш не использовал их не по назначения, ведь маленькие непоседы очень любят всё пробовать на вкус. Старшим дошкольникам можно нанизывать бисер, а чтобы это было не простое нанизывание – делайте бусы, ожерелья, браслеты и т. п.

9) Сортировка бусин. Бусины смешиваются в одной ёмкости, а потом сортируются по цвету, форме, размеру. Чтобы детям не было скучно, активизируйте свою фантазию. Пусть красные бусины – это будет угощение для мишки, а зелёные – для зайки. Это занятие требует большой усидчивости и внимания, поэтому заниматься им дольше десяти минут не стоит, чтобы у ребёнка не пропал интерес к нему. Не смешивайте много бусин, чтобы ребёнок смог перебрать всё до конца, не бросая дело, не завершив его.

10) «Рыболов» - в ванну наливается вода, в неё помещаются нетонущие игрушки. Ребёнок должен их выловить из воды, используя небольшое сито.

11) «Переливаем, пересыпаем» - в одну ёмкость можно налить воды или что-нибудь насыпать. Ребёнок должен аккуратно пересыпать или перелить воду в пустую ёмкость. Если что-то просыпется, то пусть он соберёт это на совок и выкинет, а если прольётся вода, то ребёнок должен будет её вытереть тряпочкой. Одновременно это будет формировать в ребёнке аккуратность. Пересыпать и переливать можно из одной ёмкости в другую с помощью ложки. Можно даже устроить небольшое семейное соревнование.

Заключение

Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках наших пальцев. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребёнком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Конечно, в детских садах также развивают пальчики детей, но этого недостаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше пусть ребёнок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами напролёт смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков.

Ирина Ворфоломеева
Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

от пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок"

В. А. Сухомлинский

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 1 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать паять , восприятие, мышление, внимание.

Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. Н. Антакова - Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики .

Все факторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи .

Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия ученными взаимосвязи рук и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки : "Ладушки - ладушки", "Сорока - белобока", "Мальчик - пальчик" и др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М Кольцовой, являются "мощным средством" повышения работоспособности головного мозга.

Все ученые, изучавшие психику детей , так же отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга .

Работая в группе детей с ограниченными возможностями, я столкнулась с тем, что у большинства детей очень слабые пальчики, нарушена координация движения рук. У некоторых ребят не сформированы даже элементарные навыки самообслуживания : они не умеют одеваться и раздеваться, застегнуть пуговицы, не могут повторить простые движения рук при умывании и вытирании полотенцем. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, у них очень слабый нажим, для этих ребят очень трудная задача - разломить кусочек пластилина и размять его. Пальчики рук плохо работают по отдельности, в основном они сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют вместе. У детей наблюдается не полная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Важной задачей нашей работы стало развитие мелкой моторики у детей в играх , упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Для этого в группе создается необходимая предметно - развивающая среда , с помощью родителей и изготовляются своими руками различные игры и пособия для развития мелкой моторики наших малышей .

Для более эффективной работы мы оборудовали специальный уголок, в котором имеется достаточный материал для решения этой проблемы : различные вкладыши, пирамидки, матрешки, разнообразные "Шнуровки", "Пазлы", "Выложи узор" (из разного вида мозаик, "Собери бусы", "Волшебные пуговицы", и многое другое. Постепенно содержание уголка меняется, цели и задачи игр усложняются.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе мы используем накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики : от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей .

Считаем, что все игры и упражнения, которые мы проводим с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, помогают нам развивать мелкую моторику рук наших малышей , их речь, внимание, мышление, а так же доставляют им радость и удовольствие.

В нашей группе уже стало традицией, что несколько раз в день педагоги проводят с ребятами пальчиковую гимнастику. Детям очень нравится проговаривать небольшие забавные стихотворения и выполнять разнообразные упражнения. Очень хорошо помогает пальчикам детей быть сильными и ловкими застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, "молний", липучек, крючков и др.

Любимое занятие наших ребятишек - складывание картин из деталей пазлов, складных кубиков. При этом у детей развивается зрительное восприятие, формируется целостность образа. Из линолеума вырезали плоскостные фигуры, имеются различные трафареты - предлагаем детям обводить, заштриховывать, раскрашивать. Развивающую среду нашей группы дополняют различные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики . Популярны у детей разные виды настольных театров. Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Персонажи двигаются, поворачиваются, кланяются, благодаря работе детских пальчиков.

Очень эффективен массаж детских рук с помощью палочек, шишек, мячей -"ёжиков". Плавно гладя шипы - "колючки", ребята успокаиваются. При подготовке детей к школе используем тетради - штриховки. В них даем детям специальные графические упражнения - проведение различных линий, штриховка, обводка контуров, раскрашивание предметов и т. д. Наш опыт свидетельствует о том , что работа в таких тетрадях не только доставляет детям удовольствие, но и эффективно готовит руку к письму. Очень нравится будущим первоклассникам выкладывание рисунков из счетных палочек.

Нашим малышам очень нравится вышивать шнурками на досточках от мозаик, заниматься играми со шнуровкой, собирать на нитку крупные бусы, пуговицы.

Не менее интересным и полезным для развития пальцев рук занятия с использованием бумаги. Много картинок вырезаем из журналов и создаем разнообразные коллажи. Рвем бумагу на мелкие кусочки , скатываем из салфеток маленькие шарики, мнем, сворачиваем, разворачиваем , все эти упражнения не только помогают пальчикам, но и имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей .

Применение крупе (горох, рис, манка, гречка и т. д) мы нашли не только в мозаике, но и в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику . Например, игра "Золушка" (дети перебирают перемешанную крупу, "Рисунок на крупе".

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствует так же различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, и т. д) . В нашей группе все эти виды деятельности также нашли широкое применение. Мы организовали уголок по продуктивной деятельности. Дети в любое время могут взять необходимые материалы и заниматься любимым делом. Такая целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует развитию коммуникативных навыков, формированию психических процессов, интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - помогает сохранять физическое и психическое здоровье наших детей .

Публикации по теме:

Статья «Нетрадиционные техники рисования в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста» В статье раскрывается опыт педагогов.

Роль мелкой моторики в развитии детей «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло.

Буклет «Знайкин о развитии мелкой моторики» Уважаемые родители! Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Поэтому желательно ежедневно.

Игры-упражнения на развитие мелкой моторики рук и развитие речи детей раннего возраста Художественное слово Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется.

Похожие публикации