Выполнение конкурсной прически. Конкурсные прически

Конкурсы на лучшие прически, которые систематически проводятся в городах нашей страны, являются своеобразными творческими отчетами мастеров-парикмахеров. Каждый из участников конкурса не может и не должен ограничиваться простым копированием, пусть даже самых оригинальных причесок. Он обязан руководствоваться стремлением создать новое направление в моде, показать что-то свое, особенное. Вполне понятно, что такой мастер должен обладать хорошим вкусом, высокими профессиональными знаниями и общей культурой.

Обычно для каждого конкурса вырабатываются специальные условия. Их следует заранее изучить и, разрабатывая эскизы будущей модели, которую автор предлагает демонстрировать на конкурсе, иметь в виду главные и решающие пункты конкурса. Было бы затруднительно перечислять различные пункты конкурсов, так как в каждом отдельном случае условия конкурса вырабатывает жюри. Но наиболее характерные процессы работы, которые, как правило, входят в программу каждого конкурса, сводятся к следующему:

умение создать модную, но повседневную прическу; превращение повседневной прически в праздничную, выходную;

владение в совершенстве способами мокрой завивки. Изготовление модных причесок с помощью различных вариаций мокрой завивки (бигуди, плоскозавитые локоны, комбинированная укладка и т. д.);

умение создать с оригиналов (например, картин, скульптур) исторические прически или прически так называемые "фантазийные", в основе которых лежит фантазия мастера, сочетающаяся с направлением современной моды.

Конечно, исторические и "фантазийные" прически "звучат" не по-современному. Носить их в наше время нельзя. Но исключительно высокое профессиональное мастерство, без которого невозможно создать эти прически, является подчас подлинной школой парикмахерского искусства. К тому же нужно отметить, что многие детали причесок, отдаленных от нас веками, широко применяются в самых модных современных прическах.

Для создания конкурсных работ очень часто применяются добавочные волосяные изделия (пряди, косы, локоны, шиньоны), а также всевозможные украшения (драгоценные камни, бусы, цветы, перья, разнообразные металлические ювелирные изделия). Разумеется, украшения должны сочетаться с формой, "мотивами" прически и подчеркивать ту или иную "идею" модели. Например, на одном из московских конкурсов, который проходил в день запуска первого искусственного спутника Земли, была показана оригинальная прическа, символизирующая момент взлета ракеты. Украшением этой прически являлась маленькая блестящая модель спутника. Так мастер своим своеобразным произведением отразил волнующее событие в жизни нашей страны.

Прежде чем перейти к описанию моделей конкурсных причесок, следует остановиться еще на одном вопросе: что лежит в основе оценки конкурсных работ? Что нужно понимать под оценками трансформации (преобразования), техники, аккуратности и общего впечатления? Уже само слово трансформация ясно определяет смысл требуемой работы. Этим показывается, как, например, путем искусных изменений можно переделать простую будничную прическу в выходную. При этом недостаточно обновить прическу каким-нибудь пером или вработать в нее кусочек тюля или несколько украшений, а здесь важно то, чтобы при помощи точной техники причесывания достигнуть изменения самой формы прически.

Только лишь в последнее время развилось стремление против так называемого "кондитерского способа работ". Мастерство требует высокого качества исполнения, достигнуть которого можно не постоянным упражнением над моделью одной и той же прически, а кропотливой, повседневной работой. Под самой техникой подразумевается выработка исходной партии прически, линии волн и распределение локонов, а также работа над частями прически из искусственных волос. С техникой связана также и аккуратность исполнения. Вспомогательные принадлежности, как, например, клеммы, шпильки, а также тупированные и отдельные пряди волос не должны быть видны.

Рис. 37. Прическа "фантазия"

Создавать следует прически, имеющие естественный вид, а не такие, которые бросаются в глаза своими особенностями, зачастую граничащими с безвкусицей.

Линия конкурсной прически должна гармонировать с силуэтом. Тут только настоящий специалист может создать прическу, подходящую к лицу и форме головы. Но и цвет волос, косметика лица, модели платья должны быть эффектно согласованы между собой.

Для успешного исполнения конкурсной работы немалую роль играет и сама модель прически.

В отделе конкурсных причесок молодым мастерам показываются модели, которые служат доказательством того, что из волос можно создавать любую форму задуманной прически.

Следует обратить внимание на затылок, оформленный в виде гребня волны. Вырабатывается он так: волосы на затылочной части делят низким поперечным пробором. Нижнюю часть затылочных волос накручивают подниз.


Рис. 38 прическа "лилия"

Прическа "фантазия" показана на рис. 37. Она сделана холодным способом путем накручивания волос на бигуди. Перед этой операцией волосы делятся следующим образом. Отделяют челку и накручивают вертикально на три толстые бигуди. Затем отделяют теменную часть волос от уха к уху, от этой части волос отделяют пряди височной части. И остальные волосы разделяют поперечным пробором. Первая отделенная прядь от челки делится на две части. Накручивают тонкие пряди на крупные бигуди, волосы при расчесывании и накручивании подают вперед, а бигуди накручивают на себя, слегка повернув вправо (мастер стоит позади кресла). Левая часть волос накручивается так же, но с легким поворотом влево, остальную теменную часть волос накручивают на себя, поддавая волосы немного вперед. Первые височные локоны от пробора нужно накручивать и расчесывать подниз, поддавая волосы вперед, насколько возможно, остальные височные пряди так же накручивают подниз с поддачей вперед.

После сушки следует оформление прически. Волосы после снятия бигуди расчесывают щеткой в нужном направлении, создавая форму прически. Затем отделяют нижнюю часть волос затылка, делают тупировку их, расчесывают подниз в виде валика и приступают к оформлению волос верхней части затылка. Волосы тупируются, начиная от темени и вниз к затылочному пробору. При оформлении этой части прически используются волосы передней части головы до места, разделенного поперечным пробором. После тупировки волосы нужно сбрызнуть лаком и, быстро работая расческой и щеткой, оформить верх затылка. После этого заканчивают оформление нижней части волос, для чего расчесывают расческой с кончиком нижний валик, сбрызгивают его лаком и закрывают пробор небольшими колечками.

Оформление волос затылочной части головы производится таким образом: правую часть волос тупируют и оформляют по направлению к затылку при помощи лака, щетки и расчески. Левая прядь так же тупируется и оформляется, но волосы направляются уже к лицу. Левую височную прядь тупируют, сбрызгивают лаком, расчесывают вверх. При этом концы волос расчесывают влево. Правую же височную часть тупируют и вчесывают в верхний гребень затылочной части волос. Челку тупируют, покрывают лаком и оформляют расческой так, чтобы закрыть проборы, которыми разделены волосы.

После окончательной обработки прическу вновь нужно покрыть лаком и украсить брошью или другим украшением.

Прическа, показанная на рис. 38, сделана по форме лилии. Выполняется она холодным способом. Волосы могут быть средней длины, на теменной части - 7 см. Прическа делается следующим образом: отделяют глубокую челку и накручивают на бигуди косо слева направо. Височные волосы накручивают на себя, а теменные разделить на пряди так, чтобы из них можно было сделать пять лепестков, накручивают их на бигуди в соответствии с формой* цветка. Затылочную часть волос накручивают на себя подниз. После сушки волосы по всей голове, кроме теменной части, расчесывают щеткой, делают тупировку и укладывают челку легкой волной. На ушах делают легкие ракушки в виде волны. Затылочная часть волос укладывается так, чтобы внизу они были тонкими, а вверху - слегка приподнятыми. Концы волос нижней части затылка можно счесать на одну сторону. После оформления волос нужно приступать к созданию самого цветка. Это делается так: каждая прядь расчесывается и тупируется, сбрызгивается лаком и оформляется в виде лепестка, серединка образовавшегося цветка украшается жемчугом или чем-то другим, подходящим к стилю прически, маскируется пробор, который отделяет лепестки от остальной массы волос. Прическа закрепляется лаком.

Вечерняя прическа показана на рис. 39. Она может быть выполнена на волосах средней длины и густоты, красиво выглядит на темных и светлых волосах. Сделана прическа холодным способом на бигуди в следующем порядке. Вначале отделяют прядь волос для тонкой челки и накручивают на бигуди. Передние волосы нужно накручивать так же, как на колокол, то есть на себя подниз. Височные волосы и затылочные накручивают наверх. После сушки, расчесывания и тупировки волос следует оформление прически. Спереди волосы имеют слегка приподнятую форму, челка обозначается легкими изящными штрихами.

Характерными деталями отличаются затылочная и височная части волос, которые укладываются вверх с уклоном на обе стороны. Концы волос вычесывают на уши и они падают красивыми прядями. В качестве украшения может служить изящная блестящая брошь или красивая заколка и т. п.

Эффектную вечернюю прическу вы видите на рис. 40. Она сделана холодным способом из волос средней длины. Приемы работы следующие. Отделяют волосы для челки. Затем из ваты делается толстый валик, концы которого смачивают пивом или соком лимона. Валик прикрепляется на лбу для того, чтобы уложить на него волосы, приготовленные для челки. Их нужно расчесать и придать им легкую выпуклую форму. Затем четыре первые пряди накручивают на бигуди на лбу, а две пряди с боков на бигуди подниз, височные пряди также накручивают подниз. После сушки волосы расчесывают и тупируют. Волосы на затылке укладываются в виде ракушки. Челка начесывается на лоб. Валик из ваты придает ей естественную, слегка приподнятую пышность. Теменная часть волос делится согласно намотке на бигуди на 5 локонов. Первый и второй закручивают наперед, боковые - на себя и затылочный локон - подниз. Височные волосы укладывают ломаными локонами в виде волны на уши. Концы волос закручивают колечками. Прическа украшается ниткой жемчуга, которой переплетают каждый локон.

Такая прическа не только красива, но и практична. Ее можно расчесывать, причем форма от этого не изменяется. Расчесывать ее нужно по частям. Сначала расчесывают челку, после этого один за другим расчесывают локоны, накручивают на палец и прикалывают зажимом. Затылочные волосы счесывают на одну сторону и закрепляют шпильками. Височные части волос слегка подчесывают, приглаживают и прикалывают зажимом. Прическа закрепляется лаком.

Вечерняя прическа "колос" показана на рис. 41.


Рис. 41. Вечерняя прическа "колос"

Сделана она холодным способом. Волосы накручивают на бигуди в обычном порядке на себя. Челку оформляют в зависимости от овала лица. После сушки все волосы расчесывают и тупируют. Вначале оформляется челка. Затем берутся небольшие равномерные пряди и волосы сбрызгивают лаком, отрабатывается и заворачивается каждая прядь волос в противоположные стороны. Укрепляют пряди приколками-невидимками.

Прическа очень хорошо выглядит на светлых волосах.


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
« Пермский государственный профессионально-педагогический колледж»

Выпускная квалификационная работа
Тема: «Особенность создания моделей причесок в рамках конкурса по парикмахерскому искусству»

Пономаревой Марины Григорьевны
Специальность: 050501
Профессиональное обучение
Специализация:
Парикмахерское искусство
Курс IV, группа 420
Форма обучения: очная
Руководитель:
Макаренко Марина Иосифовна

Пермь, 2010

Оглавление

Введение………………………………………………………… ………………3
Глава I. Конкурсы парикмахерского искусства……………………………5

      История развития конкурсов по парикмахерскому искусству……………………………………………………… …………5
      Творчество российских модельеров……………………...8
      Процесс моделирования причесок……………………….14
      Классификация причесок………………………………….26
      Применение стайлинговых средств в конкурсных прическах……………………………………….…………… …………..30
      Требования, предъявляемые конкурсам по парикмахерскому искусству…………………………………………….33
Глава II. Создание моделей причесок в рамках конкурса по парикмахерскому искусству……………………………………………………… ………………..54
2.1. Характеристика модели……………………… ……………………54
2.3. Технология выполнения конкурсной прически «Фантазия»…….55
2.4. Технология выполнения конкурсной прически «Мечта»……….56
2.5. Технология выполнения конкурсной прически «Рапсодия»……57
Заключение…………………………………………………… ………………..58
Список литературы…………………………………………………… ………59
Приложение…………………………………………………… ……………….61
Введение

Прическа во все времена занимала значительное место в жизни общества. Их делают из естественных и синтетических волос.
Особого подхода требует моделирование причесок. В этом случае требуется создать очень яркий, индивидуальный образ. Главное при этом – любыми средствами создать неординарный, запоминающийся образ.
Тема выпускной квалификационной работы актуальна, т. к. в настоящее время прически играют немало важную роль, ведь в каждом из нас живет неистребимое желание к переменам в собственной внешности. Конкурсная прическа, как никакая, предназначена украшать человека. Поэтому она должна не только отвечать особенностям внешних данных человека, но и быть индивидуально неповторимой. Поскольку конкурсную прическу делают в особых случаях, то она, как правило, оказывается связанной с использованием нарядного туалета и, является полноправной частью костюма.
Благодаря конкурсам зажигаются новые яркие звезды по парикмахерскому искусству. Победа и поражение в конкурсах дают начало развития карьерного роста.
Прическа, выполненная участником конкурса, не должна быть банальной, она должна иметь интересную композицию, оригинальную окраску, содержать сложно выполнимые элементы, только тогда можно будет судить о высоком профессиональном уровне мастерства.
Объект: процесс создания конкурсных причесок.
Предмет: особенность выполнения конкурсных причесок.
Цель выпускной квалификационной работы: разработать технологию выполнения конкурсной прически.
Задачи:

    Проанализировать литературу по теме «Особенность создания моделей причесок в рамках конкурса по парикмахерскому искусству»
    Изучить теоретический и практический опыт выполнения конкурсных причесок
    Практически выполнить прическу конкурсного назначения
Гипотеза: конкурсная прическа будет выглядеть эффективней, если производственный процесс выполнения прически соответствует технологическим требованиям:
    - конкурсная прическа будет сохранена на больший промежуток времени;
    - конкурсная прическа будет выглядеть эффектней;
    - конкурсная прическа будет иметь законченный вид.
Глава I. Конкурсы парикмахерского искусства
      История развития конкурсов по парикмахерскому искусству
Конкурс – один из путей достижения успеха. В нашей стране большое количество конкурсов, где принимают участие выпускники учебных заведений, молодые мастера (юниор), мастера со стажем. Благодаря конкурсам повышается статус учебных заведений, салонов красоты, открываются новые имена. Зажигаются новые яркие звезды на небосклоне парикмахерского искусства. Тема проведения конкурсов является на сегодняшний день очень актуальной. Первый этап конкурса это «тренинг».
Во время тренинга конкурсант получает огромное количество практических знаний, навыков. Тренер – это высококвалифицированный специалист, имеющий множество регалий, огромный опыт работы.
Участники конкурса должны продемонстрировать свою творческую фантазию, технику исполнения, умение работать в экстремальных условиях конкурса. Победа и поражение в конкурсах рождают совсем разные чувства, а вместе с ними мнения.
Задача конкурсов – дать шанс началу развития карьерного роста, возможность проявить себя, а также салонам – парикмахерским увидеть, «приобрести» новую свежую струю направления моды в парикмахерском искусстве.
В работе проведена параллель с момента зарождения парикмахерского дела до проведения конкурсов в наши дни. В работе представлены исторические моменты возникновения конкурсов, описано творчество ведущих Российских модельеров.
Когда появилось парикмахерское искусство до сих пор не установлено. Однако с уверенностью можно сказать, что прически появились несколько раньше, чем одежда человека и прошли долгий путь, развиваясь и изменяясь вместе с человеком.
Прическа во все времена занимала значительное место в жизни общества. О прическах прошлых столетий можно судить по произведениям искусства: живописным полотнам, мозаике, скульптуре, фрескам, изделиям декоративно-прикладного искусства, а также по описаниям в произведениях художественной литературы, драматургии, поэзии.
Археологические находки подтверждают, что уже в V – VI веках нашей эры уходу за волосами уделялось особое внимание. Наши предки в давние времена понимали, что здоровые волосы – это богатство, которым природа одарила человека. Именно волосы придают человеческому облику завершенный вид и неповторимость. Этим можно объяснить веками не иссякающий интерес людей к своим волосам.
Люди стремились украшать свою внешность прическами, и волосы определенной длины, особым образом уложенные, были отличительным признаком определенных сословий. Служители культа и войны, землепашцы, рабы и свободные граждане во все времена носили разные прически и были узнаваемы в любом месте и в любое время. Прически часто меняли силуэт, форму, испытывая влияние исторических событий, климатических условий, религиозных убеждений, эстетических взглядов, личных вкусов, случайностей. Каждой эпохе присущи свои особенности в одежде и в моде на прически, на состоянии и степени развития государства, его национальные и культурные особенности.
Модные прически во все времена пользовались вниманием окружающих. Как бы ни критиковали силуэты, формы новых причесок, по прошествии времени, многие все же начали им подражать, и мода вступала в свои права.
Так что же такое мода? Мода, от которой зависит прическа? Мода – это непродолжительное господство определенного вкуса в жизни или культуре. Это смена форм и образцов одежды, которая сравнительно быстро проходит. Часто в моде, как в фокусе, собраны черты социально-экономического развития общества.
Следование моде, однако, не означает, что это признак хорошего вкуса. Формирование вкуса – одна из основных задач художественного воспитания.
Демократизация моды, упрощение форм и видов костюма, причесок, головных уборов наблюдается в конце XVIII-начале XIX вв. Революция 179 г. Во Франции оказала влияние на все сферы общественного развития европейских стран. Моду аристократов сменила мода буржуа, которая внешне способствовала упразднению сословных различий.
В России коренные изменения в моде произошли после Октябрьской социалистической революции 1917 г.
Борьба с интервенцией, разруха в промышленности и сельском хозяйстве, отсутствие нормальных бытовых условий требовали простейших форм костюма и прически. Примером тому являются женщины-работницы в красных косынках с коротко подстриженными волосами. Появившись в начале XX века, короткая стрижка покорила Европу и другие страны мира, вошла в моду, силуэт и формы ее стали усложняться, теряя строгость и приобретая женственность.
В настоящее время техника стрижек стала более разнообразной, так как появились новые приемы, способы, инструменты. Косметические средства для работы с волосами.
Цветовая гамма причесок стала разнообразной благодаря новым красителям. После длительного периода возрождается мода на парики. Прическа была и остается своеобразным паспортом человека. Интерес к ее истории, моде на нее послужил поводом к возникновению уникальных музеев парикмахерского искусства в разных странах мира, а также проведению конкурсов, фестивалей мастеров парикмахерского искусства.
      Творчество российских модельеров
Истинный парикмахер – личность, наделенная особыми нравственными качествами. Для него основной смысл работы ни в коем случае не сводится к ремеслу цирюльника, к работе ради пищи и одежды. Он должен быть исполнен высокого стремления к прекрасному.
Парикмахер – это артист, он всегда на виду, как на сцене под потоком лучей софитов.
Парикмахер – это служитель церкви, ему доверяют самое сокровенное, ему исповедуются, и он хранит эту тайну, лечит душу, дарит душевное спокойствие, радость общения.
Настоящего парикмахера отличает вежливость, почтительность, умеренность, терпеливость, способность к компромиссам, хорошая реакция, строгий самоконтроль, профессионализм.
Взглянув на клиента, мастер определяет примерный возраст, национальность, профессию, эмоциональное состояние и строит предположения относительно его характера. Контактируя лицом к лицу, мастер имеет больше возможностей для изучения выражения лица клиента, не забывая при этом, что и клиент изучает мастера. Нюансы выражения лица, мимика выдают наши чувства и характер. Понятно, что не все могут их разгадать, но среди коллег – парикмахеров встречаются обладающие природным даром почти мгновенно, на основании только внешних признаков и особенностей поведения, определить характер человека, его вкусы и желания.
В России первооткрывателем конкурсного движения стал Иван Андреев, неоднократно принимавший участие в российских и европейских конкурсах, получая высокие награды.
Первой наградой стала « большая серебряная медаль, полученная в 1885 году за участие во всероссийской выставке, а в 1888 году Андреев произвел фурор в Париже. Не только среди модной публики, он удивил опытных мастеров парикмахерского искусства. После победы в Париже его карьера резко пошла в гору. Клиенты валили валом – всем хотелось сделать прическу у куафера, чьи работы получили столь высокую оценку во Франции.
После этого события Андреев стал признанным профессором парикмахерского искусства, его приглашали в жюри, экспертом на выставки, конкурсы, показы причесок. Он побывал во многих городах Европы: Вене, Лондоне, Будапеште.
В 1909 году Андреев выпустил книгу воспоминаний, а также первый каталог причесок. Второй каталог был издан в 1911 году. Один из разделов каталога был посвящен прическа для невест.
Андреев один из ярких примеров конкурсных мастеров.
В 60-е годы прошлого столетия, когда актуальными были различные соревнования, начиная гонкой вооружений и заканчивая колхозными соревнованиями по досрочному сбору кукурузы. Возникли и быстро стали популярными различные конкурсы т чемпионаты парикмахерского искусства. Городские и областные, межреспубликанские и всесоюзные - скоро они из шоу в духе «Алло, мы ищем таланты» превратились в серьезные испытания, чреватые «бархатными революциями» в парикмахерском мире, взлетами и сокрушительными падениями признанных авторитетов.
Во второй половине XX века границы между двумя противостоящими друг другу обществами – капиталистическим и коммунистическим, на которые делился тогда весь цивилизованный мир, начали постепенно размываться. Слишком затянулась эта взаимная неприязнь, слишком сладким был запретный плод. И вот, с наступлением долгожданной «оттепели» в столь тщательно охраняемой пограничной стене начали появляться трещины, и информация тонкой, но безостановочной струйкой потекла в СССР.
Не мог не сказаться на ослаблении подозрительности и сам феномен 60-х - этого своеобразного Ренессанса XX века.

Жизнь в Советском Союзе в это время претерпела существенные изменения. И одним из ярких явлений этого времени в парикмахерском мире стали именно конкурсы.
До 60-х годов серьезные соревнования между парикмахерами практически не проводились, все парикмахерское искусство в советском Союзе в первое послевоенное десятилетие только набирало силу.
В 1961 году на конкурсе в Будапеште представили советское парикмахерское искусство. В тот год выступали вне конкурсной программы: это было своего рода показательное выступление.

Спустя два года в Будапеште снова состоялся очередной конкурс, проходивший между парикмахерами стран социалистического лагеря. Но, не смотря на то, что советские парикмахеры выступали вне конкурса, организаторы наградили их двумя путевками на отдых.
Первые советские конкурсы и соревнования по парикмахерскому искусству проводились на скромных площадках, в частности в Москве в Дому Культуры имени Зуева на Лесной улице.

Позже мероприятия стали набирать популярность и собирать больше количество зрителей. Соревнования проводились в более крупных помещениях, например во Дворце Спорта «Крылья Советов».
Первый всероссийский конкурс 1966 года был организован Министерством бытового обслуживания РСФСР. Мужские мастера продемонстрировали пластическую стрижку бритвой. Это сложный вид работы. После стрижки – укладка феном.

В мужских стрижках все десятилетие доминировали силуэты в стиле «денди», что не упрощало работу мастера. Максимальная длина волос – 4-5 сантиметров.
На международные конкурсы было попасть сложно. Проводились многочисленные проверки, собеседования. Требовались положительные характеристики с работы, от профсоюзной организации, затем от партийной. Все бумаги шли выше, и уж если отказывали на этом этапе, то отказывали без объяснения причин.
Если к какому-то историческому периоду и подходит выражение «новое время», так это к бурным временам конца 60-х годов прошлого века. Символ этой эпохи – порыв, движение. Движение морской волны, движение ветра, движение к обновлению общества, наконец.
Политика, философия, искусство, стереотипы поведения – все это менялось со скоростью кадров в киноленте. Мода тоже никогда не стоит на месте. Она переменчива, она всегда соответствует предлагаемым обстоятельствам.
К началу 70-х годов качество подготовки парикмахеров изменилось в лучшую сторону. Появились конкурсы высшего уровня, где проходили подготовку и практиковались перед зарубежными выступлениями лучшие из лучших. Именно в этих лабораториях мастерства рождались настоящие звезды советского парикмахерского искусства.

Природная интуиция, эстетический вкус и т.д. – все это помогает парикмахеру в работе. Но для становления настоящим профессионалом этого недостаточно. За последние годы серьезно изменился сам характер работы парикмахера. Теперь это творцы моды, которые не только стригут и красят волосы, но и создают гармоничные образы, помогают своим клиентам быть красивее и увереннее в себе.
Росту мастерства, профессионализма и повышению престижа профессии парикмахер способствует ставшие уже традиционными конкурсы мастеров парикмахерского искусства. Такие как «Золотые ножницы», «Весенний вернисаж», «Мир красоты» и др.
Благодаря конкурсам парикмахерского искусства зажглись такие звезды как: Сергей Зверев, Ирина Баранова, Светлана Рыжкова, Михаил Маннанов, Николай Максиовский, Марина Восконян, Ольга Бурмистрова и др. Основателем сборной команды России являлась Долорес. Долорес – творец. Долорес – это невероятно высокий вкус. Это человек, который принес в Москву творчество в области парикмахерского искусства. Уровень этого творчества высочайший в мире. Она создала школу, и этой школой может гордиться любая страна.
Ее победы на первом Российском конкурсе, потом на всесоюзных, в социалистических странах. И везде – первые места. Второе место на чемпионате мира в Париже и серебряная медаль. Она не просто парикмахер. Ее призвание - обучать людей. 26 января 1997 года в Москве открылось уникальное высшее учебное заведение – Российская академия парикмахерского искусства. Инициатором ее создания была Долорес Кондрашева, президент Союза парикмахеров и косметологов России, директор Центра «Вела – Долорес», председатель Регионального совета журнала «Долорес» (прически, декоративная косметика).
Долорес Кондрашева обладает талантом организатора, высокими профессиональными знаниями в области парикмахерского искусства. Она сумела создать и возглавить учебное заведение, которое хорошо зарекомендовало себя за годы своего существования. Академия парикмахерского искусства стала лабораторией оды, своеобразной кузницей кадров, так как здесь готовят парикмахеров-модельеров высокого уровня.
Здесь работают мастера высокого класса, призеры международных и европейских чемпионатов и конкурсов. Многие ученики сами стали преподавателями после успешного участия в ряде мероприятий, посвященных парикмахерскому искусству.

Одним из первых преподавателей академии был Сергей Зверев. Девиз его творчества: «Классика существует вне времени». Это чарующая простота, доведенная до совершенства. Буквально каждая коллекция топ-стилиста Сергея Зверева – банк уникальных, профессиональных инноваций.
Сборная России по парикмахерскому искусству на протяжении многих лет, принимая участие в чемпионатах Европы, произносила заветные слова: «Мы – чемпионы!». «Команда чемпионов» - именно так печатные издания Германии, Австрии, Франции называют наших мастеров. За одно выступление на чемпионате парикмахерского искусства в вене, российская команда завоевала наград больше, чем за все предыдущие годы. На команду из 10-ти человек – 3 чемпиона, 2 вице - чемпиона Европы, 3 гран-при за лучшую окраску, несколько призовых ест в различных номинациях. В чемпионате, помимо России, приняли участие команды из 25 стран мира, в каждой номинации участвовало более 100 человек.
      Процесс моделирования причесок
Моделирование, процесс создания моделей
Моделирование причесок – это творческий процесс создания новой формы прически путем применения стрижки, укладки, завивки или окраски волос.
Моделирование причесок отнимает порой очень много времени и сил.
Весь творческий процесс моделирования причесок протекает под влиянием увиденного и пережитого, после внимательного изучения моды причесок.
Идея создания той или иной прически возникает в результате приобретения необходимого творческого материала. Идея постепенно воплощается в художественный образ. При моделировании необходимо учитывать очень много факторов. Обязательно надо обсудить с клиентом форму будущей стрижки или прически, стиль, как клиент будет укладывать эту стрижку в повседневной жизни. Кроме этого, надо обратить внимание на внешность, первоначальную длину, качество волос.
Если прическа подобранна правильно, то с ее помощью можно скрыть многие недостатки внешности человека и формы головы.
Основным достоинством правильно подобранной прически является подчеркивание индивидуальности человека.
Индивидуальное моделирование – это создание конкретной прически для определенного человека. Прическа создается с учетом исходных данных клиента, т.е. длины, фактуры и цвета его волос, особенностей формы головы, лица, шеи, фигуры в целом. Главная особенность индивидуального моделирования, чтобы замысел и исполнение не вступили в противоречие. Это работа сложная, так как, внося в модель иногда довольно значительные изменения, необходимо сохранить ее общий характер.
В зависимости от поставленной задачи моделирования и с учетом художественного образа объекта моделирования у парикмахера-модельера возникает та или иная идея, замысел, т.е. приблизительное представление о характере будущей прически.
Композиция прически
Это расположение составных частей, являющихся совокупностью следующих параметров: объем, силуэт, пропорция.
Различают два вида композиции: объемную и плоскостную. Цель композиции заключается в создании функционально и технологически совершенных форм причесок, в придании им красоты и гармонии.
Форма
Форма – это трехмерный объем с некоторыми углублениями и выпуклостями. С геометрической точки зрения форма прически может иметь вид шара, куба, трапеции, треугольника, ромба.
Прическа состоит из двух видов форм: главных и декоративных.
Главная форма образует объем прически, декоративные формы (различные элементы и детали – локоны, челки, волны) наполняют этот объем. Декоративные формы обязательно должны сочетаться с главными, чтобы композиция получилась гармоничной.
При моделировании очень важную роль играет правильное соотношение объема прически с фигурой, формой головы, шеи, лица. Если эти соотношения будут неверными, пропорции нарушатся и общее впечатление от прически будет испорчено.
Варьируя величину прически, зрительно можно увеличить или уменьшить лицо. Например, при большом объеме прически лицо будет казаться меньше, а при маленькой компактной прическе лицо зрительно увеличивается.
Кроме этого, необходимо соблюдать правильное соотношение величины и объема прически с одеждой, чтобы избежать диспропорции: при длинном пышном платье прическа должна быть более объемной, тогда как при маленьком платье – более компактной.

Силуэт прически
Проявляется на границе между объемной формой прически и пространством при восприятии модели в анфас и профиль.
Силуэт – это плоскостное зрительное восприятие объемных форм прически, четко ограниченных контурами.
Для характеристики различных моделей, их сравнения и оценки пользуются понятием «силуэтная форма прически».
Она может быть приближена по форме к квадрату, треугольнику, окружности или другим геометрическим фигурам.
Силуэтные формы изменяются и развиваются, давая начало новым модификациям.
Выбор силуэтной формы прически обуславливается индивидуальными особенностями внешности, назначением модели и направлением развития моды.
Линии в прическе
Поверхность и контуры формы прически состоят из многочисленных линий. Они играют важную роль в композиции модели. Различные элементы и детали прически создают разнообразные линии.
Характер линий внутри силуэтной формы модели, их направленность способствуют выразительности композиции.
Цвет волос в прическе
Цвет волос является важным элементом композиции. Он может быть теплым или холодным, плотным или полупрозрачным. Цвет используется для того, чтобы прическа производила наиболее выгодное впечатление.
Чтобы достичь наилучшего художественного эффекта, из светлых волос следует выполнить прическу с легкими воздушными линиями и завитками, с мелкими деталями. Темные волосы более располагают к монолитным, даже статичным формам. Мелкие детали на них теряются, придают прическе некоторую неаккуратность. На темных волосах хорошо смотрятся компактные, скульптурные формы с крупными и строгими деталями.
Изменение моды в прическах всегда влияло и на цвет волос. Но сегодня цвет определяет моду. Сегодня – культ цвета. Простор для фантазии просто безграничен, а окраска приобрела черты стайлинга.
Ритм
Ритм – это чередование, каких – либо элементов прически и интервалов между ними. Например, волны, декоративные проборы и т.п.
Используя тот или иной ритм, можно добиться определенного эффекта зрительного восприятия объемной формы прически, динамичности. Например, спокойный ритм волн нарушить взметнувшимся гребнем одной из них, вызвав тем самым ощущение динамики.
Однако если на каком-то участке головы чередуется слишком много однородных элементов, может возникнуть монотонности.
Пропорции в прическе
Это соотношение размеров, объема, линий, отдельных деталей и частей прически между собой, а также с фигурой человека.
При моделировании причесок необходимо соблюдать принципы пропорции. Важно принимать во внимание соотношение размера головы с размером тела человека при всех типах фигур и силуэтах одежды.
Голова (с прической) должна укладываться в фигуре человека 7,5 раза.
Важно также соблюдение соотношения размеров прически с силуэтом одежды.
Симметрия в прическе
Осью симметрии в прическе считается линия, проходящая через середину лица и затылка. Симметрию и асимметрию используют в прическах для выразительности и своеобразия композиции.
Симметричной является такая форма композиции, в которой все детали одной и другой половины расположены на совершенно одинаковом расстоянии от оси симметрии. При симметрии, за счет равенства сторон, возникает равновесие композиции
Асимметрия в прическе
При асимметрии, то есть одностороннем вторжении формы в пространство, появляется динамика. Пользоваться асимметрией следует очень осторожно, иначе композиция может потерять устойчивость и выглядеть нелепо.
Если какая-то крупная деталь в прическе доминирует над всеми остальными, то ее следует уравновесить по горизонтали (относительно оси симметрии) другими деталями и элементами. Можно в этом случае использовать и украшения.
Организация асимметричной композиции считается правильной только тогда, когда отсутствует явно выраженная ось симметрии.
Но здесь стоит заметить, что лицо человека – это две равные половины, и поэтому ось симметрии здесь явно просматривается и влияет на восприятие и оценку композиции. Она как бы делит прическу на две части, и происходит оценка их сбалансированности.
Контраст в прическе
Контрастом называется противопоставление, борьба различных решений в форме прически.
Это противопоставление выражается в различной степени объемности отдельных элементов и участков прически, в цвете и в форме. Контрастные решения используются для придания моделям особой модности, остроты и динамичности.
Умелое использование в процессе моделирования причесок принципов симметрии, асимметрии и контраста позволяет создавать модели разных стилей.
Композиционно организованная форма прически обязательно должна иметь композиционный центр.
Композиционный центр
Каждая прическа имеет композиционный центр. Это та точка в пространственно объемной форме, в которой сосредоточены все связи – геометрические и смысловые. Такой точкой может быть какой-то элемент прически, пробор, пучок, декоративное украшение.
Если композиционный центр не совпадает с центральной осью – появляется динамика, напряженность.
Моделирование причесок для конкурса
Свои особенности имеет и моделирование причесок для конкурса, демонстраций моделей одежды, эстрады, причем к моделированию причесок каждого из этих видов должен быть свой подход.
Любая прическа, представленная на конкурс, должна быть моделью по преимуществу, т.е. являть собой новый по виду, форме, силуэту, деталям отделки или другим качествам образец. Поэтому одежда в какой-то степени подгоняет под прическу, ведь необходимо, выгодно подать именно модель прически.
Совсем иной подход к моделированию причесок звезд эстрады. Прическа звезд эстрады (как и их костюм в целом) часто отличается подчеркнутой характерностью, экстравагантностью – все делается для моментальной узнаваемости звезды, отличием ее от других.
Такие средства массовой информации, как телевидение или кино, собирают многомиллионную аудиторию зрителей. Звезды эстрады имеют миллионы почитателей и поклонников, особенно среди молодежи. И очень часто молодежь формально, механически перенимает прически звезд и использует их в быту, по своей неосведомленности не понимая, что они предназначены совсем для другого, не говоря уже о том, что большинство причесок звезд вписывается в ансамбль обычной повседневной одежды, не отвечает условиям обычной жизни.
В бытовом обслуживании населения парикмахер-модельер, встречаясь с заказами по журналам конкурсных причесок, по фотографиям звезд эстрады и кино, должен по возможности объяснять людям, чем руководствуются модельеры при создании зрелищных причесок и почему нельзя механически переносить их в быт, а необходимо вносить некоторые изменения, т.е. тут же вступают в действие особенности индивидуального моделирования, в этих случаях модельер обязан оставаться последовательным проводником хорошего вкуса.
Типы лица и условия их коррекции
Овальное лицо считается идеальным типом лица. Такое лицо характеризуется плавным переходом от лба к скулам, а затем к подбородку. Обычно у людей, имеющих такой тип лица, ширина лба соответствует ширине скул, нейтральная ширина подбородка - около 5-6 см, а высота лица в 1,5 раза превышает его ширину.
К нему подходят прически практически любого вида и любой формы, в том числе и асимметричные прически. Обладатели таких лиц могут быть счастливы от того, что они могут всегда и часто позволить себе менять прическу самым радикальным образом, при этом не подвергая себя опасности сделать заметным какой-нибудь недостаток. Конечно, достаточно часто выбор прически для людей с овальным лицом ограничивается другими особенностями их лица и волос, однако форма лица предоставляет им большую свободу по сравнению с обладателями других типов лиц.
В частности, кое-что зависит и от возраста. Так, молодым женщинам с овальным лицом вполне подойдут собранные назад волосы, тогда как для женщин пожилого возраста такая прическа вряд ли приемлема, поскольку она немного старит (приложение 4а).
Треугольное лицо - это лицо с узким подбородком и широкими выступами скул, по своей форме напоминает треугольник: сужается к подбородку, как бы заостряясь, причем верхняя часть (лобная) значительно шире, чем нижняя (подбородок), что характерно для славянского типа лица. Такие лица характеризуются резкими линиями перехода от скул к подбородку. При этом ширина лба примерно равна ширине скул, которая составляет в среднем 12-13 см. Ширина лба может быть также немного меньше.
Приблизить такое лицо к идеальной форме можно, если придерживаться причесок с пышной длинной челкой, она зрительно уменьшает широкие скулы.
Также нужно подкручивать волосы внутрь на уровне подбородка, что сделает лицо более пропорциональным. Выбирать такую прическу, в которой самая широкая часть располагается на уровне мочек ушей (приложение 4г).
Лицо ромбовидной формы (алмаз) - частный случай треугольного лица. В отличие от треугольного лица, ромбовидное лицо характеризуется достаточно большим контрастом между шириной скул и шириной лба, причем последняя вследствие этого как бы немного приближается к ширине подбородка (хотя об их равенстве говорить нельзя).
Чтобы немного скрыть это, необходимо либо выгодно подчеркнуть контраст между широкими скулами и узким подбородком, либо, наоборот, скрыть его, сделать не таким заметным.
В первом случае, т. е. при желании подчеркнуть форму лица, можно порекомендовать использование высоких причесок с длинной челкой, во втором - прическу, напоминающую по форме перевернутый острым углом вверх треугольник (т. е. форма прически должна быть обратной форме лица). При этом во втором случае самая широкая часть прически должна приходиться либо на уровень мочек ушей, либо располагаться чуть ниже, но ни в коем случае не выше. Кроме того, если волосы достаточно длинные, можно порекомендовать закручивать концы локонов к лицу.
Если вы хотите подчеркнуть форму лица, широкая часть прически должна находиться на уровне верхней части ушей. Это необходимо для того, чтобы зрительно увеличить ширину скул и еще сильнее подчеркнуть переход от скул к подбородку.
Другое важное средство при данном типе лица - использование контраста.
При этом типе лица нежелательно, во-первых, зачесывать назад волосы на боковых частях головы, а во-вторых, носить короткую челку (приложение 3в).
Круглое лицо обладает мягкими плавными линиями перехода от подбородка к скулам и затем ко лбу, нет острых углов и выступающих линий. Как правило, при круглом лице разница между высотой и шириной лица составляет не более 3 см; в незначительной степени различаются и ширина лба, скул и подбородка.
Основной недостаток этого типа лица в том, что оно нередко кажется плоским. Чаще всего при помощи прически стараются сделать лицо более вытянутым, приблизив его по форме к овальному. Здесь можно посоветовать следующие приемы.
Во-первых, это пышная, высокая прическа, которая визуально увеличивает высоту лица и ширину его верхних частей (лба и скул). Прическа должна как бы расширяться кверху. Прическа также может зрительно удлинить лицо, для этого надо лбом взбивают кок или укладывают небольшой валик (объемный верх), а боковые прядки начесывают на щеки, закрывая часть лица.
Во-вторых, это короткий косой пробор или косая челка, которая прикрывает значительную часть лба. В данном случае эффект основывается на асимметричности прически. Этот эффект можно усилить при помощи контрастной укладки волос на правой и левой стороне.
В-третьих, это прическа из достаточно длинных вьющихся волос, которые прикрывают скулы, приближая таким образом форму лица к овальной. При таком решении рекомендуется косой пробор, однако он не должен быть слишком четко выраженным.
Хороший прием удлинения круглого лица - начесывание волос в теменной зоне.
Уши при такой прическе могут быть как открытыми, так и закрытыми. В то же время следует помнить, что если волосы прикрывают уши, то они обязательно должны быть прямыми.
При данном типе лица не рекомендуется зачесывать волос назад, делать прямой пробор и укладывать волосы, свисающие по бокам лица, внутрь. Зачесывание назад открывает лицо, из-за чего становится хорошо видной его форма. Прямой пробор и завивка волос подчеркивают форму лица. Желательно, чтобы волосы немного прикрывали лицо по бокам и лежали практически естественно. И, конечно же, людям с круглым лицом просто противопоказаны очень короткие стрижки (приложение 4б).
Прямоугольное лицо - это лицо с высоким лбом и длинным подбородком, вследствие чего высота лица значительно превышает его ширину. Основная цель, которую необходимо преследовать при выборе прически, - это придание лицу дополнительной ширины и округлости.
Очень неплохо смотрится в сочетании с овальным типом лица прическа, немного распушенная на уровне скул.
Для этого типа лица лучше всего подходит длинная челка до бровей, которая уменьшает высоту лица. Лоб при данном типе лица открывать нежелательно, так как от этого высота лица зрительно заметно увеличивается. Не рекомендуется остригать волосы таким образом, чтобы они не доходили до ушей. Точнее, это можно сделать только по бокам, тогда как сзади желательно оставить достаточное количество волос, чтобы они выглядывали из-за ушей. Как правило, для данного типа лица подходят любые пышные и достаточно длинные прически, которые обрамляют лицо и таким образом увеличивают его ширину.
При этом важно, чтобы волосы были пышными и формировали на голове своего рода шапочку. Если волосы прямые и не пышные, рекомендуется сделать завивку, которая увеличит их объем. Прическа должна состоять преимущественно из горизонтальных линий; по крайней мере, количество вертикальных линий должно быть как можно меньшим.
Удлиненное лицо имеет удлиненную форму, и его надо зрительно «укоротить», при этом постараться одновременно расширить. Для этого темной пудрой затемняют нижнюю площадь подбородка. Верхнюю часть лба можно также затонировать темной пудрой или закрыть волосами прически, например, челкой типа «пони» или прической типа «паж», как у французской эстрадной певицы Мирей Матье (приложение 4в).
Квадратное лицо характеризуется широкой нижней челюстью и широким лбом, причем их ширина практически одинакова. То есть для него характерно равновесие верхней и нижней частей, развернутыми углами нижней челюсти, из-за чего оно и напоминает квадрат. Поскольку такой тип липа выглядит немного грубовато, лучше всего подобрать асимметричную прическу, которая скрывала бы этот недостаток. Следовательно, здесь подойдут немного асимметричные челки, косой пробор, который должен проходить не сбоку головы, а чуть-чуть в стороне от вертикальной линии, делящей голову пополам.
Нежелательны при данном типе лица длинные густые челки, которые еще больше увеличивают ширину лица и подчеркивают тяжесть скул, симметричные прически и зачесанные назад волосы.
Уши в таких случаях обычно приоткрывают, а боковые и затылочные волосы начесывают (приложение 3а).
Лицо трапециевидной или грушевидной формы имеет небольшую верхнюю и среднюю часть, но, начиная от скул, нижняя часть увеличивается книзу. Верхняя часть такого лица значительно сужена, а нижняя - расширена, углы нижней челюсти обозначены более резко. Девушка с такой формой лица обычно имеет большие щеки и небольшие глаза. Цель прически - скрыть массивную нижнюю часть лица, а это значит, что стрижка должна напоминать форму лица, только в перевернутом виде. Основой любой прически для трапециевидной формы лица должна быть «шапка», которая покрывает верхнюю часть головы и заканчивается на уровне середины ушей.
Чтобы скрыть нижнюю часть лица и уменьшить щеки, можно выполнить «шапку» из верхних прядей (макушечная зона, верхние части затылочной, височно-боковой зоны), а нижние оставить до уровня плеч. Такая прическа подойдет для тех, у кого лицо чуть продолговатое, не имеет излишне круглой формы или очень мясистых щек.
Если у вас тонкие волосы, советуем вместо данной прически сделать химическую завивку, где длина волос будет немного длиннее, чем мочки ушей. Когда волосы начнут отрастать, «химию» на корни волос делать необязательно; необходимо начесывать волосы по пробору с внутренней стороны.
Для трапециевидной формы лица подойдут также прически, указанные ниже, то есть варианты «бритых» стрижек. При создании «шапки» волосы постригаются с оттяжкой на нижнюю часть лица.
Если у девушки волосы средней и повышенной толщины, то концы волос, обработанные бритвой, никак не отразятся на общем объеме волос. Для данной формы лица подойдут укороченные стрижки, вобранные внутрь, или стрижки, основанные на классическом каре. Главное, на чем должна основываться прическа - это создание пышности вокруг верхней и средней частей лица, волосы должны окаймить лицо, а не лежать на нем (приложение 3б).

1.4. Классификация причесок

Виды причесок
Прической принято считать фигурную укладку, завивку или стрижку волос, часто в сочетании с ювелирными изделиями или с украшениями из лент, кружев, цветов, перьев
В зависимости от назначения причёски условно подразделяются на два вида: бытовые и зрелищные.
Бытовые причёски в свою очередь подразделяют на повседневные и нарядные. Их можно подразделить на подгруппы в зависимости от использования в разное время дня от окружающей обстановки: днём, вечером, в помещении (дома, в театре, на работе), на улице и т.д. Причёски для работы также весьма разнообразны. Их формы зависят от специфики труда и условий производства. На формы бытовых причёсок также оказывают влияние сезонные изменения погоды, необходимость применения головных уборов и т.д. Разделение бытовых причёсок на группы и подгруппы носит условный характер. Например, одна и та же причёска женщиной среднего возраста может использоваться, как нарядная, а девушкой – как повседневная.
Зрелищные причёски в зависимости от вида и жанра зрелищного искусства могут быть предназначены для выступлений в театре, цирке, на эстраде, а также могут являться частью карнавально – праздничного костюма. Во всех случаях они имеют ярко выраженную целевую направленность, подчёркнуто характерны, так как должны давать наиболее полное представление о художественном образе и часто прочно связаны с той или иной «сценической маской». Особенно это касается исторических причёсок артистов в театральных спектаклях.
Зрелищными являются и конкурсные причёски, которые строго разграничиваются на повседневные, вечерние и художественные (фантазийные). Каждый из этих видов определяется условиями конкретного соревнования.
К зрелищным относятся так же и нарядно-вечерние прически которые выполняются для торжественных событий (приложение 2)
Торжество мастер ничем не ограничивает. Главное в том, что прическа должна украсить человека и сделать его неповторимым. Рекомендуется использование деталей, которые придают нарядность и торжественность. В вечерних прическах уместно применение декоративных украшений, но они обязательно должны сочетаться с платьем и аксессуарами. Так же допустимо применение блесток, цветной туши, лака.
Создание зрелищной прически – на редкость сложный, кропотливый процесс, требующий максимальной сосредоточенности, немалой фантазии и отличного владения навыками работы. Однако затраченные усилия и время, как правило, всегда себя оправдывают – получается настоящий шедевр парикмахерского искусства. Еще одно немаловажное условие для достижения подобного эффекта – здоровые, ухоженные, сильные волосы. Если волосы ослаблены или нездоровы, прическа вряд ли оправдывает ожидания (приложение 2).
К зрелищным относятся театральные, эстрадно-цирковые, исторические и карнавальные прически. Они служат великолепным дополнением к маскарадному или сценическому костюму. Помимо этого, к зрелищным также причисляют конкурсные модели, которые прогнозируют дальнейшие направления развития моды и парикмахерского дела. Велика вероятность того, что когда-нибудь в будущем на их основе будут создаваться повседневные прически. Подавляющее большинство конкурсных причесок являются авторскими, то есть новыми моделями, созданными фантазией и руками какого-либо мастера.
Зрелищные прически при всем своем многообразии можно разделить на три основных типа: исторические, стилизованные и прически так называемой высокой моды.
Исторические прически соответствуют какому-то определенному периоду истории и географическому региону. Они выступают в роли неотъемлемой части исторического костюма. Практически каждая минувшая эпоха отличалась от других только ей присущими особенностями, которые наиболее ярко проявились в моде. Например, в XVIII веке в Европе стали очень модными прически в стиле рококо. Они были чрезвычайно сложными, громоздкими и высокими. Именно тогда во Франции появились первые кауферы – парикмахеры – художники высочайшей квалификации. В то же время в России пытались искоренить поголовную мужскую стрижку «под горшок» и густые бороды в форме лопаты.
По способу изготовления причёски подразделяются на горячие завивки (щипцами), холодные укладки (пальцами, с помощью клипс, бигуди), воздушные (феном), комбинированные (сочетание различных способов обработки волос), а также на причёски, созданные посредством перманентной завивки и формообразующей стрижки ножницами. На возможность создания тех или иных форм причёсок очень большой влияние оказывает длина волос, поэтому парикмахеры различают причёски из коротких (до 10 см), средних (10 – 25 см) и длинных (более 25 см) волос.
Причёски на париках (бытовых, театральных, декоративных) представляют отдельный вид. К этому же виду относятся и художественные украшения, изготовленные из волос (например, цветы).
Стили причёсок
Стиль – это общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приёмов, обусловленных единством идейного содержания. Другими словами, стиль – это сам человек, его мировоззрение, его способность выразить свою индивидуальность. Быть стильным модно всегда. Стильный человек – это тот, в котором всё сочетается гармонично: причёска, макияж, одежда, манера поведения, образ жизни.
Типы причесок
Все существующие прически по характеру можно подразделить на четыре основных типа: обратные, концентрированные, передние, ацентральные.
Обратная прическа
Обратная прическа характеризуется зачесанными назад волосами. Такой тип прически подходит и для мужчин, и для женщин. Длина волос в таких прическах может быть различной. Этот тип прически считается самым распространенным (приложение 1в).
Концентрированная прическа
В концентрированной прическе все волосы зачесываются вверх к макушке. Для такой прически волосы нижней затылочной зоны должны быть достаточно длинными. Этот тип прически выполняется только в женском зале (приложение 1б).
Передняя прическа
Передние прически предназначаются только для женщин. Все волосы в прическах этого типа зачесываются на лицо. Длинные волосы на затылке постепенно переходят в короткую челку (приложение 1г).
Ацентральная прическа
В ацентральных, или ниспадающих, прическах все волосы расчесываются по направлению их естественного роста. Волосы могут быть любой длины, за исключением челки. В области челки волосы должны быть укороченными. Этот тип причесок выполняется как в женском, так и в мужском зале. Ацентральные прически также имеют широкое распространение (приложение 1а).

1.5. Применение стайлинговых средств в конкурсных прическах

Различные прически требуют применения различных стайлинговых средств. Выбор средства зависит от качества и структуры волос клиента. Жесткие, непослушные волосы требуют применения средств сильной фиксации, а мягкие, послушные достаточно обработать слабым или нормальным средством фиксации.
Закрепители прически
Мусс – представляет собой пенку с взвешенными частицами полимера. Благодаря пенному состоянию, он придает волосам объем, распространяя полимер по поверхности волос, делает их упругими и эластичными, но при этом не склеивает и не сушит их.
Перед применением флакон следует встряхнуть, перевернуть дозатором вниз, выдавить необходимое количество пены на руку или на щетку и равномерно распределить по всей длине волос. При этом волосы не должны быть очень мокрыми, так как фиксирующие вещества «соскальзывают» на концы волос.
Если препарат правильно дозирован, блеск волос сохранится, при его излишке волосы соединяются в жесткие пряди.
Мусс можно использовать для укладки феном, для накручивания волос на бигуди, при высушивании их естественным образом.
Пенный лак – прекрасное средство для создания объема и формы прически, но главное, пена одновременно фиксирует прическу.
Для подчеркивания отдельных прядок лак наносится на сухие волосы.
Гель – это средство для моделирования причесок различается по степени вязкости.
Жидкий гель-спрей – применяется для создания объема и формы, не склеивает волосы и легко счесывается. Распылители позволяют наносить средство очень целенаправленно – на корни или другие участки волос.
Используется при укладке феном и на бигуди.

Влажный гель – придает волосам сильную фиксацию с эффектом мокрых блестящих волос. Его наносят на влажные волосы и придают им форму.
Применяется в гладких прическах и на кудрях. Особенно эффектен влажный гель на темных густых волосах. На другой день можно оживить прическу влажными руками.
Гель-фиксатор – сильно фиксирующий волосы, используется для укладки тонких волос и коротких стрижек.
Легко и точно наносится и распределяется по влажным или сухим волосам.
Гель-воск – применяют для моделирования отдельных прядей, локонов и линий.
Растерев его круговыми движениями между ладонями, гель втирают в волосы, и щеткой придают волосам форму, выделяя пальцами отдельные пряди.
Завершающая укладка
На заключительном этапе укладки для придания прическе последнего штриха применяют лак, крем, воск, помаду для волос. Лак распыляется по волосам, фиксирует прическу, и после этого волосы уже не рекомендуется расчесывать. Воск, крем или помада помогают пригладить «летящие» волосы, придать блеск всей прическе или подчеркнуть отдельные пряди.
и т.д.................

Международные конкурсы моды и красоты начали проводить уже в конце XIX в. Впервые международный конкурс красоты был организован П. Т. Барнум в июне 1853 г. в США. Парикмахерское искусство стало составной частью программы конкурсов. В 1947 г. в Париже состоялся первый мировой чемпионат по парикмахерского искусства. К 1960 г. официальные соревнования между отечественными парикмахерами практически не проводились.

Парикмахерское искусство в Советском Союзе в первое послевоенное десятилетие только набирало силу: открывались новые парикмахерские, приобретая постоянных клиентов и веса в профессиональном мире. В конце 50-х годов начали проводиться городские конкурсы на лучшего парикмахерские и лучшую прическу. Начали такое движение парикмахеры Москвы — первый конкурс состоялся в 1959 г. Начали формироваться и республиканские команды для участия во всесоюзных и международных конкурсах парикмахеров.

В 1961 г. впервые мастера из СССР, которые считались тогда настоящими звездами, поехали на конкурс в Будапешт, где представляли советское парикмахерское искусство. Этот конкурс вызвал большой интерес, и именно с него начался конкурсный движение среди отечественных парикмахеров. Первый Всероссийский конкурс парикмахерского искусства состоялся в 1966, журнал «Служба быта», печатный орган работников всех коммунальных служб Советского Союза, писал: «Москвичи были свидетелями девяти городских турниров и одного областного. Но одиннадцатый конкурс открыл новый счет — он был первым Всероссийским, организованным Министерством бытового обслуживания населения РСФСР». В 70-80-е годы одним из крупнейших предприятий службы быта в Киеве было городское объединение парикмахерского хозяйства.

В распоряжении находилось более трехсот парикмахерских с оборудованными женскими и мужскими залами, маникюрными, педикюрных и косметическими кабинетами. В составе хозяйства был цех по изготовлению и ремонту париков, шиньонов и других изделий. Ежегодно объединение оказывало киевлянам и гостям столицы услуги почти на 14 млн. рублей. Объединение осуществляло также консультационную, абонементную и другие формы обслуживания. В нем работало 2700 квалифицированных специалистов, среди них — 117 парикмахеров-модельеров. Вслед за Будапештским состоялся первый международный конкурс на «Кубок дружбы «между парикмахерами социалистических стран.

Он проходил в 1962 г. в Берлине по инициативе парикмахерских организаций Германской Демократической Республики. Конкурс на «Кубок дружбы» стал достаточно популярным; было принято решение о периодическом проведении. Конкурс показал, что лишь те мастера, которые, учитывая требования современной моды, владеющим прически и постоянно работают над ее совершенствованием, могут успешно выступить и одержать победу. По условиям конкурса определялись определенное количество видов соревнований (Номинаций), конкретный перечень правил к соревнованиям каждого вида, сроки выполнение отдельных работ. Каждая работа, выполненная на конкурсе, оценивалась квалифицированным жюри, в которое входили представители всех стран-участниц. Важным условием этого конкурса было то, что мастер, выступая, сумел показать модель, которая бы отражала его понимание моды, демонстрировала возможности стиля в ее развитии, то есть отвечала требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

Чтобы максимально ярко продемонстрировать свой замысел и привлечь внимание зрителей-профессионалов к новому решению, модельер несколько преувеличивает детали, четко фиксируя их, т. е. показывает новый силуэт и форму в статическом виде. Учитывая современный характер конкурса, да и с эстетических соображений, он украшает модель технически сложными деталями. Тем самым модельер пытается выгодно подать новый образ. Его задача — Показать свое понимание дальнейших изменений моды, а также создать на этой основе возможности для выполнения повседневных модельных причесок. В начале 70-х годов в Украине начали проводить республиканские конкурсы парикмахерского искусства, их талантливым организатором был Анатолий Ямпольский — одна из ярких фигур в истории парикмахерского дела в Украине, на то время единственный в СССР судья международной категории (мужская номинация). Вместе с русским мастером Долорес Кондрашовой, судьей международной категории в женской номинации, он судил международные конкурсы стран социалистического содружества. В Международном конкурсе парикмахеров, который состоялся в 1970 г. в Москве принимали участие команды социалистических стран в составе восьми мастеров — пяти женских и трех мужских парикмахеров. Женские мастера выполняли вечернюю, модельную и повседневную прически мужские — повседневную и классическую. Основные требования по каждой модели — современность и максимальная соответствие прически внешности и ансамбля одежды модели.

Следующим шагом в развитии конкурсного движения стал VIII Всесоюзный конкурс профессиональных парикмахеров и косметологов, который состоялся в Киеве 1988 г. Именно на этом конкурсе украинская команда добилась наивысших результатов! В разные времена в состав сборной команды украинских мастеров и сборной Советского Союза входили Раиса Потапова, Александр Ляпич, Евгений Факторович, Людмила Степанова, Татьяна Бондаренко, Людмила Деревянко, Александр Фурман, Светлана Сас, Иван штыревой, Валентина Михеева. Некоторые из них впоследствии судьями национальных и международных конкурсов, кроме того, они воспитали плеяду ныне известных украинских мастеров. По сравнению с первыми конкурсами современные требования к их участников значительно возросли. Усложняются способы окрашивания волос, которые подчеркивают новые формы и линии причесок; появились оригинальные приемы оформления волос с использованием современных косметических препаратов, совершенствуются инструменты, оборудование. Конкурсные работы становились зрелищны. Они четко делятся на повседневные, вечерние и фантазийные. Прически выполняются согласно с конкурсными правилами и задумкой мастера. Только при выполнении фантазийных причесок разрешаются экзотические украшения и яркая окраска волос. Участие в конкурсах требует от мастера значительных технических знаний, творческой фантазии и неординарности художественного мышления. Он должен представить модель, полно выражает его понимание моды в развитии. То есть такую, что соответствует не только требованиям, но и демонстрирует самобытное видение ее перспектив.

В наше время важную роль в развитии направлений парикмахерского дела, в повышении квалификации мастеров в области моделирования причесок играют учебно-методические центры, где преподают и работают мастера высокого класса, призеры международных конкурсов. На основе обобщения зарубежного и отечественного опыта здесь проводится учебный процесс, воспитывается новое поколение мастеров, работают курсы повышения квалификации, создаются новые стрижки и прически, формируются новые направления моды, разрабатываются новые технологии, внедряются новые виды услуг, совершенствуются предыдущие. Участие в конкурсах способствует профессиональному развитию и карьерному росту участников, является важным событием в развитии отечественного парикмахерского искусства. Лучшие из лучших присоединяются к ветеранам, ведь это большое счастье защищать честь своего государства на профессиональных соревнованиях. Теперь парикмахеры, косметологи, дизайнеры, стилисты могут также принимать участие и повышать свое профессиональное мастерство на самых парфюмерно-косметических выставках, конференциях, семинарах, мастер-классах, показах моделей причесок, которые проводят известные производители парфюмерно-косметической продукции.

________________________


++++++++++++++++++++++

В Великобритании 22 апреля 2010 года проходил международный конкурс парикмахерского искусства «Fantasy Hair & Modeling» с главным призом в размере $7000.

Международный конкурс парикмахерского искусства «Fantasy Hair & Modeling»

Мероприятие проходило в манчестерском Verizon Wireless Arena, а организатором выступил New Hampshire Food Bank. Все средства, собранные от продажи билетов на мероприятие пойдут на борьбу с голодом. Мастера-парикмахеры показали на стоящую магию прически, сооружая замки, высокие фермы и просто невероятно красочные композиции. Оценка проводилась не только за прическу, но и соответствие ей костюма модели, а также креативность и саму презентацию. Мастера использовали проволочные сетки, мириады мигающих огней, искусственные волосы и многое другое ради того, чтобы показать весь свой профессионализм и богатую фантазию.

Конкурс парикмахерского искусства "Вдохновение-2011" состоялся в Могилеве

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

+++++++++++++++++++++++

Международный конкурс парикмахерского искусства / Style.uz 2012

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++








Большую поддержку своим взглядом модельер находит при обращении к профессиональным журналам. Работа с журналами не должна носить случайного характера, т. е. не должна превращаться в беглый просмотр картинок. Журналы нужно смотреть регулярно и аналитически.(рис. 20) В одном журнале может оказаться целая сотня фотографий причесок, но, зная модели вчерашнего дня, хорошо разбираясь в сегодняшних линиях и силуэтах, выявляя общую тенденцию изменения моды, можно увидеть только одну-две модели, говорящие что-то о завтрашнем дне.

Рисунок 20. Журналы для парикмахеров

Не следует ограничиваться только профессиональными журналами. Любая информация, касающаяся проблем моды вообще, должна вызывать пристальный интерес модельера. Даже изменение моды на головные уборы парикмахер-модельер не должен оставлять без внимания. Правильная оценка этого факта косвенным образом дает представление о том, какие детали могут быть использованы цдя обрамления лица, т. е. здесь уже есть что искать для повседневной прически. То же можно сказать и о силуэте: он должен быть удобен для головного убора и составлять с ним единый ансамбль. И хотя на конкурсах даже не возникает мысли о шляпах, тем не менее такие факты находят отражение в моделях конкурсных причесок (сходным образом прочитывается зависимость воротников платьев и длины волос на шее и т. п.).

Другое дело конкурс. Иногда во время конкурсного причесывания может вдруг мелькнуть такая красивая линия, что бывает очень трудно не поддаться искушению получше выявить ее и закрепить. Чаще всего это означает, что модель недостаточно отработана на тренировках. В процессе подготовки необходимо испробовать как можно больше вариантов и выбрать из них наилучший. Но если вдруг подобное возникнет (предположим, в последний момент кто-то посоветовал "лучший" состав для укладки - фактура волос изменилась), и покажется, что можно сделать работу интереснее, нужно постараться удержаться от соблазна, ведь тогда придется связать эту линию с другими элементами, вписать ее в нужный силуэт, соотнести в лицом манекенщицы, т. е., по существу, сделать новую композицию, а на это может не хватить отведенного времени. Даже если мелькнувшая деталь имеет явно второстепенный характер, все равно от нее, вероятно, следут отказаться из опасения перегрузить модель. Думается, что во время конкурсной работы совершенно не должно быть места импровизации, нужно постараться с блеском выполнить ранее найденные решения, т. е. основное внимание уделить только отделке уже давно готовой, выношенной модели.

Как можно больше импровизировать надо в процессе подготовки и затем очень строго отобрать элементы, позволяющие точно и логично "собрать" силуэт, наиболее конкретно выражающий понимание мастером модных идей.

Чтобы полностью исключить возможные неожиданности на конкурсе, при разработке модели, особенно при работе над силуэтом, нужно очень внимательно учитывать форму головы манекенщицы и, найдя наилучшую с этой точки зрения накрутку, повторить работу несколько раз, располагая бигуди требуемого диаметра или клипсы каждый раз на одном и том же месте, добиваясь, чтобы нужный силуэт получался без осечки. В этом и состоит главная особенность конкурсной работы. Накрутка конкурсной модели должна быть запрограммирована довольно жестко только на один вариант, чтобы как можно меньше времени тратить на выявление силуэта, чтобы нужные элементы оказались на заранее запланированных местах и все внимание можно было бы уделить главным образом их отделке, т. е. технике.

Рисунок 21. Конкурсные причёски

Между моделированием прически и техникой исполнения существует непосредственная связь. При работе с конкурсными моделями эта взаимосвязь еще более обостряется. И если мастер стремится сделать свою работу как можно лучше, найти наиболее изящное решение, то он, безусловно, выработает и необходимую для решения этих задач хорошую технику. Правильное исполнение самого технического приема возможно только тогда, когда парикмахер четко видит, что ему может дать именно эта техника исполнения, т. е. он прежде всего должен видеть смысл в целесообразности применения того или иного технического приема.


Классификация причесок, их назначение и особенности

Прическа – это фигурная укладка, стрижка, завивка волос или полное их удаление, если этого требует мода. Прической можно изменить внешний облик человека, сгладить его недостатки, выявить привлекательность.

Прически по назначению:

В зависимости от назначения прически подразделяются на бытовые и зрелищные.

1. Бытовые прически подразделяются на повседневные и нарядные. Бытовые прически, которые носят каждый день на работу или дома, должны отвечать индивидуальным особенностям и направлению моды. В них намечаются элементы вечерних причесок, должны легко трансформироваться и быть удобными в использовании.

2. Зрелищные в зависимости от предназначения могут быть: карнавальные, подиумные, для выступления в цирке, театре…

БЫТОВЫЕ

ЗРЕЛИЩНЫЕ

Повседневные

Умеренные

Без излишеств

Нарядные

Допустим яркий цвет волос (возраст)

Яркие украшения

Постижерные украшения

Театральные

Фантазийная, карнавальная

Конкурсные

Повседневная конкурсная прическа

Вечерняя конкурсная прическа

-«перспективные» прически, идут в авангарде моды

Виды причесок

Элементы прически: Пробор, пейсы, тупей, кок, букли, волна, крон, валик, локон.

Форма – объемная трехмерная фигура. по форме можно определить линию прически, расположение композиционного центра и основных элементов прически, а также принцип моделирования и вид прически.

Крон – линия наивысшей части волны, представляющая собой резкий изгиб волос, где они меняют свое направление на обратное, и отделяющая одну волну от другой. Локон – завитая в трубочку прядь волос.

Волна – часть прически, где волосы имеют плавный изгиб, ограниченный с двух сторон кронами. Пробор – линия, разделяющая волосяной покров головы на 2 части.

Пейс – височные пряди, отчесанные на лицо.

Прически по назначению

1. Прически для коктейля – могут быть дневные или для раннего вечера. Для вечернего коктейля допускается яркая окраска, яркие, блестящие украшения и дополнения, постижерные изделия и дополнения. Для дневного коктейля – это прически более умеренные, без излишеств, но с элементами экстравагантности.

2. Конкурсные прически – разделяются на несколько видов: вечерние, повседневные, перспективные, фантазийные.

Повседневная конкурсная прическа, отвечающая условиям конкурса и направлению моды. Она не сложна по композиции, имеет строгий определенный силуэт, не допускается использование украшений и большого постижерного изделия.

Вечерняя конкурсная – в этой прическе допускается яркая окраска модного направления, а также различные виды постижерных изделий, украшения.

Фантазийная или карнавальная – эти прически построены на основе легенд сказок или за основу берется мир флоры и фауны. Этот вид прически требует больших технологических знаний и умений. Эти прически дают возможность мастеру проявить свои творческие способности. В них находят свое выражение новые линии и формы, а также совершенство технических приемов.

Перспективная прическа – которая идет в авангарде моды, в ней используются прогрессивные методы укладки, окраски и стрижки волос. Такие прически идут в авангарде моды и являются стимулом для творческой работы мастера.

3. Бытовые прически (дневная) – прически, которые носят каждый день на работу или дома. Эти прически должны отвечать индивидуальным особенностям и направлению моды. В бытовых прическах намечаются элементы вечерних причесок. Прическа должна быть легко трансформируемой и удобной в эксплуатации.

Типы причесок

Ацентральный. Волосы от макушки направляются по естественному росту волос к краевой линии прически этого принципа, могут выполняться на волосах различной длины с различными элементами, с пробором или без него. прически этого принципа предлагаются как для мужчин, так и для женщин.

Концентрированный. Волосы от краевой линии роста волос направляются вверх, к макушке, где находится композиционный центр прически, который может быть немного смещен. прически этого принципа выполняются в основном на длинных и средней длины волосах. Используются в женских прическах, могут быть применены различные элементы. Прически выполняются с пробором и без него. В мужских прическах этот принцип используется очень редко, только на конкурсах, при укладке волос феном.

Обратный. Волосы от краевой линии во фронтовой зоне направляются назад к нижнему затылку. Прически могут выполняться с различными элементами, различного назначения с пробором и без него, предлагается как для мужчин, так и для женщин.

Фронтальный (Передний). Волосы от краевой линии на нижнем затылке направляются вперед, на лицо, это самый сложный принцип моделирования прически этого принципа выполняются на конкурсах и показах могут использоваться различные элементы с пробором и без него. В мужских прическах не применяют, только на конкурсах. В чистом виде эти принципы моделирования за исключением фронтального, встречаются в основном, в несложных, бытовых моделях. В остальных случаях в прическах принципы комбинируются, но один является доминирующим.

Деление причесок по возрастным группам

1. Детские прически, юношеские – отвечать требованиям: удобство, универсальность.

2. Для молодежи (до 30 лет) допускается модная, яркая окраска, очень короткие стрижки

3. Прически для среднего возраста должны быть модными, индивидуальными, легко трансформироваться, цвет волос необходимо подбирать с учетом цвета кожи лица.

4. Мужчинам не рекомендуются стрижки с коротким затылком, с тушевкой. Женские стрижки короткой и средней длинны, не рекомендуется яркая насыщенная окраска. Рекомендуется х\з различных видов, в основном как основа под прическу. Укладка должна прикрывать краевую линию роста волос, полностью или частично, т.к. это является отвлекающим моментом от морщин. Для выполнения укладки можно использовать бигуди.

5. Унисекс – прически вне возраста, Онесекс – прически вне пола.

Группа потребителей

1.Консервативная

2.Умеренная

3.Авангардная

Виды причесок для возрастных групп

Прически для юношества и молодежи . При выполнении причесок для детей младшего возраста необходимо учитывать структуры волос и индивидуальные особенности ребенка. До 14 лет нельзя применять филировочную бритву, выполнять окраску и химическую завивку. Чаще прически выполняются для девочек из длинных волос – различные виды плетений, косы, применение зажимов, ободков, лент, часто используют густую или редкую челку длиной до бровей. Если прическа выполняется на коротких волосах, то она должна быть легко трансформируемой самим ребенком, удобной, несложной при укладке. Для старшеклассников рекомендуются более разнообразные, многовариантные прически. Девушкам можно предложить легкие различного вида химические завивки, а также легкое мелирование и тонирование волос. Хорошо подходят стрижки "каре" различной интерпретации. прическа должна быть модной и индивидуальной. Для юношей походят стрижки из длинных и коротких волос, выполненные таки образом, чтобы они не мешали при работе и занятиях спортом.

Прически для молодых (до 30 лет) строятся на основе причесок романтического и спортивного характера. Допускается модная, яркая окраска волос, ярко выраженная асимметрия, торчащие хохолки, очень короткие стрижки с тушевкой на затылке и височных зонах. Прически для женщин среднего возраста должны быть модными, индивидуальными, легко трансформируемыми, цветовая гамма волос должна быть модной, насыщенной, но не яркой, кричащей. Цвет волос необходимо подирать с учетом цвета кожи лица и макияжем. Допускаются стрижки на различной длине волос статичных форм, легко трансформируемые, многовариантные. Допускается применение постижерных изделий. Мужчинам можно предложить стрижки различного вида, скрывающие индивидуальные особенности.

Прически для людей старшего возраста. Мужчинам не рекомендуется носить короткие стрижки с тушеванным затылком и висками. не рекомендуется применение постижерных изделий (парики, накладки). Женщинам можно предложить стрижки из коротких и средней длины волос. Не рекомендуется яркая, насыщенная окраска. Химическая завивка различных видов, но в основном рекомендуется как опорная завивка. Укладки должны выполняться таким образом, чтобы они прикрывали краевую линию роста волос полностью или частично, так как это является отвлекающим моментом для морщин. Если полностью седина, то ей можно придавать при помощи подкрашивающей шампуни только оттенок. Не допускается применение торчащих хохолков и мокрого эффекта, а также изобилие всевозможных дополнений. Часто для выполнения укладки используют бигуди.

Похожие публикации