Когда спас в году. Какие Cпасы отмечают в августе

Современные люди вместе с привычными праздниками не забывают и о православных событиях. К празднованию Медового Спаса готовятся все христиане. Этот праздник достаточно древний, несмотря на это он сумел сохраниться до сегодняшнего времени.

Мед ценится за наличие целебных свойств и вкусовых качеств. Этот продукт используется людьми с древнего времени. Польза его настолько велика, что это привело к возникновению праздника посвященного меду.

В этот светлый день освещают мед и воду. Благословляли мед с целью последующего его употребления. В дни Спаса христиане занимаются приготовлением разнообразных блюд с наличием меда в их составе. Это вкусная выпечка в виде булочек, пряников, плюшек, блинов.

С древних времен происходило переплетение религиозных и народных праздников. Значимые даты, которыми обозначены праздники, в православном календаре имеют свои приметы и традиции.

Когда Медовый Спас в 2016 году? Празднование начинается впервые дни Успенского поста. В этом году этот праздник отмечают 14 августа.

Торжество, которое отмечают христиане, имеет постоянную дату. На нее не влияет Пасха. Период Успенского поста не длинный. Он насчитывает всего две недели и их называют Спасовками.

Исторические сведения о празднике

Медовый Спас имеет интересную историю. Только греческая и русская православные церкви празднуют событие по своим правилам. Греческая церковь в этот день раньше начинала осуществлять освещение улиц, дорог города с помощью частичек Креста Иисуса. Его носили по улицам, для того чтобы одержать победу над болезнями, которые распространялись в последний месяц лета.

Первоначально стали отмечать Спас в 1164 году. В этот период русские победили булгар. Название «Медовый» появилось после возникновения традиций и обычаев, связанных с его проведением. Освещение меда пасечниками выполнялось для получения хорошего урожая на следующий год.

Обычаи на Медовый Спас

Медовый нектар - это главное лакомство русского народа с давнего времени, поэтому начало сбора урожая ароматного продукта должно было пышно отмечаться. Церквями производилось освещение первого добытого меда. Народ радовался наполненным ульям, и каждый пасечник стремился показать народу свои успехи по получению меда.

Пчеловоды разламывали соты и согласно обычаям, отправлялись с этим нектаром в храм. Для первых сот подготавливалась новая, чистая и пустая посуда. Это было необходимо делать по традиции для получения в будущем богатого урожая медового нектара.

Так как Спас начинался с Успенским постом, на столе в день праздника могли быть постные блюда. Только возможность употребления меда, делала это обстоятельство незаметным. Приветливые и умелые хозяйки выпекали коврижки с медом, шанежки, пряники и пироги. Мед использовался для варки фруктов и орехов. Стол был заполнен медовыми напитками в виде безалкогольных настоек, кваса, медовух. Ломтики с нарезанными сотами наполненные медовым нектаром украшали столы.

Медовый Спас, приметы

Чистка колодцев и очищение скотины

Традиционно народ во время Спасского торжества должен наслаждаться медовыми лакомствами для сладкой и богатой жизни в будущем. О Медовом Спасе не зря говорят еще как о Водосвятии. Это время чистки родников и колодцев.

В деревнях старались производить чистку колодцев, так как считалось большим проступком оставлять заиленные колодцы. К тому же их нужно было чистить во избежание болезней. Также в этот день люди брали воду с чистых источников и мыли ей свою скотину и свою семью. Таким образом, смывалась порча и хворь.

Почему после Спасского празднества люди не купались в реках?

На следующий день после Спасского праздника, в реки для купания люди не спускались. В воду было трудно войти, потому что она не была такой теплой, как в Спасский день. Начинается приготовление природы к уходу в спячку, пока не наступит следующее лето. Когда закончится Медовый Спас, трудно увидеть пчелу на цветке. Даже птичье общество собирается в далекий полет.

Когда наступает 14 число, на всех сотах набирается много меда и приходит время для его сбора. Его начинают собирать и освещать. Затем занимались приготовлением разных сладостей из меда: рулетов, пирогов, печенья, булочек. Столы бывают наполнены разными вкусностями, и люди начинают ходить друг к другу в гости и угощать своими медовухами. Об этом дне родные помнят долгое время.

В этот день христиане стремились в церковь, для того чтобы освятить не только мед. Им также нужно было произвести освещение воды и мака. Мак использовался для приготовления вкусных пряников, рулетов, пирогов и других кулинарных изделий. Воду освещали во время Спаса, для того чтобы после ее использовать в качестве целебного напитка, для укрепления здоровья. От питья этой воды у людей прибавлялась энергия, настроение и появлялось вдохновение.

Как очиститься от греха?

Во время купания в этот светлый день, люди смывали с себя всякие греховные мысли и получали оздоровление. Животных купали в водоемах, чтобы они стали здоровыми, выносливыми и плодородными. Вымытые в воде больные животные, выздоравливали, поэтому люди старались не пропустить этот день, чтобы оздоровить и размножить стадо. Поэтому купание в святой день приносит много пользы и людям и скотине.

Следует и нам воспользоваться данными традициями для получения энергии и здоровья на весь год. Ведь не зря люди издавна соблюдают эти обычаи. Значит, в этом заложена огромная сила и таинство.

Может, очистившись от своих грехов, искупавшись в роднике в этот праздник, можно будет устранить все недуги и вздохнуть облегченно. Несмотря на то, что многие обряды остались в прошлом, Медовый Спас продолжает оставаться поистине важным событием.

Теперь вы точно знаете, какого числа Медовый Спас в 2016 году и что надо делать в этот день.

Православных праздников под названием Спас в августе отмечается целых три. Выпадают они на 14, 19 и 29 августа. У каждого из них - вкусное название: медовый, яблочный и ореховый.

Медовый Спас в августе 2016 года

Не переходящий по дате христианский праздник отмечают 14 августа - это Первый Спас, Спас на воде или мокрый Спас, маковый или медовый Спас.

Спас зовется в народе медовым, потому что подходит время подрезать наполненные пчелиные соты и собирать мед нового урожая. А маковым - потому что головки мака наполняются вызревшими черными зернышками, и православные вспоминают о семи Маккавеях, принявших смерть за свою веру в единого Бога.

Спас называется еще и мокрым в честь малого водосвятия. Священники совершали крестный ход на реки и озера, чтобы освятить воду. Православные купались и омывали скотину - смывали грехи и молились о здравии. После этого дня в воду уже не входили, знали, что лето клонится к закату. В эту пору было принято чистить и освящать колодцы.

Яблочный Спас в 2016 году

Празднование среднего, второго или яблочного Спаса, первых осенин, Спаса-на-Горе, Спаса-Преображения, главного из всех Спасовок, начинается 19 августа. Очередной народный праздник урожая приурочен к христианскому дню Преображения Господня.

В час молитвы на горе Фавор Иисус показал ученикам свою божественную сущность, и именно это событие торжественно отмечается верующими 19 августа. В храмах совершается литургия, священники проводят ее в белоснежных одеяниях, символизирующих божественный свет Преображения.

Ореховый Спас 2016

Нерукотворный, холщовый, хлебный, ореховый или малый Спас празднуют 29 августа. Третий Спас отмечается со дня возвращения чудотворного полотна, которым Иисус обтер свое лицо. Полотенце с проявившимся на ткани ликом божьим (Нерукотворный образ) было похищено мусульманами, но 29 августа византийский император выкупил его и перенес в Константинополь.

В народе Спас называли хлебным, ведь к этому дню заканчивался сбор урожая зерна, и из него выпекался первый хлеб. Славяне несли его в храм для освящения. Остатки хлеба заворачивали в холщовую ткань и прятали за икону в своем доме. Православные верили в то, что благословенный хлеб дарует дому благодать и сбережет от бед и голода.

Еще Спас величали ореховым, так как первый ореховый сбор в день малого Спаса также освящали в храме. Спас 29 августа звали еще и холщовым: помня о христианской составляющей праздника, на многочисленных ярмарках торговали холстами и полотном.

Накануне последнего Спаса верующие отмечали Успение Пресвятой Богородицы и завершение Успенского поста, пишет

В конце лета православные христиане отмечают интересный праздник Ореховый Спас. Именно это торжество является заключительным, а орехи в это время обретают невероятную силу и достигают пика созревания.

Собрав последний урожай пшеницы, люди изготавливали выпечку, которую необходимо носить в церковь, дабы освятить.

Праздник существует долгое время и смог собрать в себе богатую историю и разнообразные традиции.

Приметы и обычаи на Ореховый Спас

Основой торжества являются орехи, именно поэтому по традиции их необходимо освятить.

С началом Спаса, заканчивается Успенский пост и в пищу разрешается включать мясные продукты и сами орехи.

Так, как лето заканчивается, то и приходит время собирать последний урожай с полей, ведь на носу Успение Богородицы.

Если урожай орехов окажется хорошим, то следует ожидать и отличный урожай ржи. После праздника приходит время для посева озимой ржи, а на Спас необходимо готовить хлеб, используя только пшеницу последнего урожая.

Вся семья собирается дома и проводит совместную молитву, после которой жены подготавливают для супруга свежий хлеб и отправляют их в поле. Телега укладывается мешками с семенами для посева, а сверху на них следует положить три ботинка. Когда супруг приезжает в поле, он обязательно должен позавтракать, дабы набраться сил для работы. Съев порцию гречневой каши, он начинает посев. По окончании работ, все мужчины собираются вместе и отправляются домой, где их уже ожидает семья, а хозяйка готовит для встречи свежую выпечку.

Главным блюдом на каждом праздничном столе является освященный хлеб и обязательно орехи. Весь день должен пройти со словами благодарности Богу, ведь он подарил хороший урожай и люди могут пережить надвигающуюся холодную зиму.

Обязательным мероприятием на Ореховый Спас были ярмарки. Они проводились в каждом населенном пункте. На таких ярмарках продавались полотна и холсты, поэтому праздник имеет второй название – Холщовый Спас. Исходя из поверья, необходимо приобрести в дом один из холстов, чтобы на протяжении всего года нищета не пришла в семью.

Основой праздничного рациона были орехи и хлеб. По традиции следует отправиться в гости и принести с собой выпечку. Хозяева встречали гостей такой приготовленной вкусностью. К наступлению праздника, подходил к завершению Пост. Поэтому можно было повстречать на торжественных столах блюда, приготовленные из мяса или рыбы. В каждом доме обязательно должны быть орехи, мед, яблоки и хлеб.

Существует одна интересная примета, тот человек, который попробует хотя бы один из ингредиентов на празднике, сможет осуществить свою заветную мечту, а также следует ожидать улучшение по финансовой части. Каждая хозяйка в этот день обязательно изготавливала настойку от любой болезни. Грецкие орехи обладали сильным целебным эффектов на Спас, поэтому их заливали самогоном и оставляли настаиваться на протяжении нескольких дней. После чего напиток можно использовать для излечения легких и серьезных заболеваний.

Птицы отлетают в теплые края именно на Ореховый Спас, чтобы переждать холодную зиму. Покрова окажется холодной в том случае, когда журавли улетают именно на этот праздник. Если конец лета оказался дождливым и с сильными грозами, то на протяжении осени будет исключительно теплая погода.

Во время празднования Спаса в каждом поселке проводят обряды для очищения святых источников, которые помогают излечиться от недуга. Для этого священнослужитель проводит службу и святит воду в родниках, а после каждый желающий набирает ее в емкость и относить домой. Люди верят, что с помощью этой воды можно избавиться от нечистой силы и вылечить различные болезни.

Каждый год на Ореховый Спас, ведьмы отправляются в лес и изготавливают для себя волшебные палочки из ветви ореха. Считается, что именно в этот день, палочка из этого дерева обретается невероятную мистическую силу. С ее помощью, ведьмы проводили магические ритуалы и заговоры.

Если изготовить банный веник из ореха на этот Спас, то он обретет целебные свойства. Такое изделие запрещалось сушить, а место для хранения следует выбирать отдельное от остальных веников. Использовали его, как обычный банный веник во время того, когда парились в бане.

Ореховый Спас, история возникновения праздника

Согласно историческим документам, правитель Эдессы страшно заболел – его поразила проказа. Желая исцеления от жуткой болезни, он послал к Христу придворного художника. В послании он попросил Спасителя, чтобы тот позволил Ананию нарисовать его образ на холсте. Ананий долго старался изобразить лик, но все его старания никак не могли увенчаться успехом. Спустя несколько неудачных попыток, Христос попросил Анания дать ему полотенце, дабы умыться. Полотно Спаситель отдал обратно художнику и тот удивился, ведь на нем остался образ Христа. Ананий привез его царю Эдесскому и тот смог излечить свой недуг.

Чудотворный образ был закреплен на основном входе за городские стены. Через некоторые годы, его смогли украсть мусульмане. Только спустя почти тысячу лет, император Византийской Империи смог его выкупить у воров. Пройдя несколько лет, по приказу правителя образ был перевезен в Константинополь, а чтобы этот день запомнился навсегда, византийцы организовали торжество в его честь. Через несколько веков, лик Иисуса был потерян вовремя одно из Крестовых походов. По слухам, его пытались вывезти с помощью кораблей, которые потерпели крушение, и реликвия оказалась утрачена.

В одной из многих легенд рассказывается, что православные живописцы создавали творения, списывая образ из утраченной реликвии. Ореховый Спас иногда связывают с днем почитания мученика Диомида. В этот день принято молиться ему, ведь он способен устранять возникшие недуги и исцелять от тяжелых болезней.

Этот удивительный праздник собрал в себе невероятную историю и различные традиции. На сегодняшний день некоторые из них утрачены или забыты. Но Спас является одним из известных праздников, которые отмечаются каждый год всем христианским миром. Люди ходят в церковь, чтобы освятить выпечку, молятся святым, для исцеления болезней и просто радуются жизни, прославляя Господа.

Первый Спас привычно называют Медовым. В этот день начинается сбор меда и его освящение, также совершается малое водосвятие (святится вода в новых колодцах и очищаются старые). Можно сказать, что это праздник пчеловодов.

В сотах заламывают первые соты для того, чтобы пчелы из чужих ульев не забрали весь мед. Считалось, что в этот день пчелы перестают давать мед, а на Руси в день Медового Спаса начинались веселые медовые ярмарки.

Когда отмечается Медовый Спас в 2016 году

Все православные верующие отмечают Медовый Спас ежегодно, в один и тот же день – 14 августа. Дата празднования не меняется, как это происходит, например, с Пасхой. В 2016 году Медовый Спас приходится на воскресенье. С дня Первого Спаса начинается и длится до 28 августа.

Медовый Спас – самый первый из трех Спасов, еще есть Яблочный и Ореховый. Три августовских праздника, отмечающиеся в честь Спасителя Иисуса Христа идут один за другим.

  • Первый Спас – Медовый – Спас на Воде
  • Второй Спас – Яблочный – Спас на Горе
  • Третий Спас – Ореховый – Спас на Полотне

Медовый Спас. Другие названия праздника

Медовый Спас еще называют Медовым Маковеем. Кто-то относит этот праздник к братьям-мученикам Маккавеям. Это не совсем так. Первый Спас получил название Маковей за счет начинавшегося 14 августа сбора мака.

Праздник Первого Спаса также называют Лакомка и относится он больше к детям и молодежи. Соблюдающим пост в этот день позволяется употреблять мед в пищу.

В православии Первый Спас называют Изнесение (или происхождение) древ Животворящего Креста Господня. Происхождение этого праздника весьма интересно: из-за болезней, терзавших народ именно в августе, в Константинополе стали выносить Древо Креста Господня на улицы города для отвращения болезней и освящения тех мест. Крестных ход продолжался вплоть до праздника Успения Богородицы (29 августа).

Вообще, 14 августа весьма значимо для Православной Церкви. Кроме Происхождения Креста Господня, в этот день чтят:

  • семь мучеников Маккавеев: Авима, Алима, Антония, Гурия, Евсевона, Елеазара, Маркелла и учителя их, Елеазара, и матери их, Соломеи;
  • Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице;
  • мучеников в Пергии Памфилийской: Александра, Аттия, Евклея, Леонтия, Катуна, Киндея, Кириака, Минсифея, Минеона;
  • священномученика Димитрия Павского;
  • обретение мощей преподобной Софии Суздальской.

Также в народе существуют такие названия Первого Спаса: Водный Спас, Мокрый Спас, Пчелиный праздник, Медовый праздник, Спасовка, Медолом, Проводы лета, Маккавей, Макотрус.

Медовый Спас: традиции и обычаи праздника

Издавна считалось, что вкушать первый раз мед необходимо только в день Медового Спаса. Лакомясь первой ложечкой меда, нужно загадать желание и оно обязательно сбудется.

Самое важное, что нужно сделать в день Первого Спаса – освятить главное блюдо праздничного стола — мед. Желательно освящать продукт пчеловодства еще накануне праздника. Вместе с медом освящают и воду, водоемы и колодцы. После посещения церкви народ устраивает гуляние. Празднество не должно быть слишком веселым, особенно для тех, кто соблюдает Успенский пост. Вместо спиртных напитков на столе должен стоять только квас и, конечно, мед.

Почти все блюда, которые стоят на столе в праздник Первого Спаса должны содержать сладкий продукт пчеловодства (булочки, куличи и пироги с медом, всевозможные каши с добавлением лакомства, торты с медовой начинкой, блины с медом и прочее).

В день Маковея собирают целебные букеты – маковейчики. «Маковийский цветок», как еще называют букет, содержит чабрец, календулу, мяту и несколько головок мака. Как и мед, букет освящают в церкви и хранят дома до весны, во избежание горестей и бед. С приходом весеннего тепла девушки вплетают засушенные цветы в волосы, а мак рассеивают на грядках огородов – волосы станут крепче и красивее, а урожай будет радовать хозяев весь год. Освященным медом и медовым угощеньем принято потчевать нищих, стариков, сирот и вдов. Также в этот день оказывали посильную помощь этой категории населения.

«Мы – за себя, Ты – за себя, А Христов Спас – За всех нас!», — приговаривали люди в день Медового Спаса.

В старину на Первый Спас купались в водоемах сами и купали этой водой домашнюю скотину – в этот день вся вода освящена, а, купаясь, люди получают очищение, смывают грехи и пороки.

Сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается Православной Церковью в этот день.

Хотите узнать, когда будет Медовый Спас в 2016 году? Или вы хотели бы прикоснуться к истокам этой христианской традиции? Тогда данная статья для вас!

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Какого числа будет Медовый Спас в 2016 году?

Медовый Спас – 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

История

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Святые мученики Маккавеи

Смысл

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Изнесение Честных древ для нас - это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара - могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Ко дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа.

Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына, и не только Сына, но предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира.

Конечно, эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в её земной жизни. И воспоминания этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя, Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня. Само Успение Пресвятой Богородицы осознаётся христианами как праздник разрешения от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном.

Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

Проповедь архиепископа Челябинского и Златоустовского Феофана на начало Успенского поста

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Рецепты на Медовый Спас

Как хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие ждут церковного благословения на вкушение меда, тем более, что мед – один из самых вкусных и полезных постных продуктов. Он очень полезен для здоровья: нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет.

Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда.

Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.

Второй способ – обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или «2М») карандаш. Если темнеет от графита, значит, мед не качественный.

Настоящий мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки.

Когда мед выбран и освящен, можно приступить и к приготовлению постных продуктов на радость домашним.

Постная медовая коврижка:

1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст ложки мёда, 1 ч ложка соды, 0,5 ч ложки разрыхлителя, 2 ст ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельчённых орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.

В миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мёд. Размешать, чтобы сахар и мёд растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и мёда и тщательно вымесить,чтобы не было комков.
Добавьте орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 минут при 200 градусах.

Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперёк и прослоить любым джемом или вареньем.

Меренга медовая

Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким).

Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье охладится, сбрызнуть белой сахарной глазурью.

Квас медовый

800г. меда, 2лимона, 25г. дрожжей, 5л. воды.

В кипящую воду положить мед и хорошо размешать.
Когда жидкость остынет до 20° C, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10-12 ч.
Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.

Салат медовый

2 моркови:
2 яблока;
8 – 10 грецких орехов;
сок 0,5 лимона,
2 столовые ложки меда.

Натереть на крупной терке морковь и яблоки, добавить размельченные орехи и заправить медом и лимонным соком.

Монастырский мед

1 кг. меда, Зл. воды, 2 ч. ложки хмеля.

Мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 час. В марлю положить хмель, небольшой камешек, и завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 час, периодически, по мере выкипания, добавляя горячую воду.

Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен.

Когда мед побродит (перестанет шипеть), в него влить полстакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз).

Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.

Похожие публикации