Какая судьба ждала незаконнорожденных. Какие фамилии давали русские незаконнорожденным детям 

Между обеими императрицами - Елизаветой I и Екатериной II - есть немало общего: не только долгие и успешные царствования, но и то любопытное обстоятельство, что в то время, когда они восседали на троне, в браке не состояли. Однако статус вдовы и незамужней девицы не мешал ни первой, ни второй иметь бурную и насыщенную личную жизнь и внебрачных детей. Но если о незаконном потомстве Екатерины Второй историки говорят с уверенностью, то судьба тайных детей Елизаветы Петровны до сих пор остаётся загадкой.

Елизавета Петровна и Алексей Разумовский.

В 1774 гг. западноевропейское общество пребывало в немалом смятении: в Венеции объявилась молодая дама, назвавшая себя княжной Таракановой и утверждавшая, что именно она - законная наследница российского престола и дочь императрицы Елизаветы Петровны, скончавшейся 13 лет тому. По-русски дама говорить не умела, внешностью походила скорее на итальянку, однако нашлось немало людей, которые ей поверили. Дело в том, что слухи о тайных детях Елизаветы Петровны ходили еще до ее вошествия на престол.

Считалось, что цесаревна родила в 1730-х несколько детей от Алексея Разумовского, который, согласно легенде, был не просто фаворитом: в 1742 или в 1744 г., уже став императрицей, Елизавета якобы тайно с ним обвенчалась. Почему тайно? Потому что Разумовский по своему происхождению никак не годился на роль консорта - он был сыном простого казака. Где и когда имело место венчание, никто не мог сказать точно.


Княжна Тараканова, дочь императрицы Елизаветы Петровны./

Так же неизвестно, сколько детей было у Елизаветы и Алексея: их количество предположительно от одного до трех, но чаще всего современники упоминали о сыне и дочери, причем последнюю упорно именовали "княжной Таракановой". Но была ли дама, взбудоражившая европейское общество, на самом деле дочерью русской императрицы? По мнению большинства историков, Тараканова и впрямь была авантюристкой, но вопрос о существовании внебрачной дочери Елизаветы Петровны это не снимает.

Есть еще одна историческая личность, куда менее известная, чем Тараканова, но не менее загадочная: это монахиня Досифея, скончавшаяся в возрасте 64-х лет в 1810 г. в Москве. Умерла она в Ивановском монастыре, где прожила последние 20 лет жизни. Жила Досифея в отдельном помещении, практически ни с кем не общалась (особенно в царствование Екатерины Второй, позднее режим был смягчен).


Надгробие инокини Досифеи.

Существует версия, что именно Досифея была той самой незаконной дочерью Елизаветы, о которой ходило столько толков, и которая в миру носила имя Августы. Косвенно это подтверждают следующие факты: на содержание Досифеи выделялись большие суммы из государственного казначейства; Досифея никогда не ела вместе с другими монахинями: во время трапезы ее лицо могли хорошо рассмотреть.

После смерти Екатерины Второй ее навещал представитель императорской семьи; Досифею похоронили в фамильной усыпальнице Романовых - церкви Романа Сладкопевца. К сожалению, после вскрытия ее могилы не была проведена генетическая экспертиза останков, так что истины мы, скорее всего, уже никогда не узнаем.


Григорий Орлов и Екатерина Вторая.

В 1770-х гг. список дворянских родов России пополнился новой фамилией: графами Бобринскими. Первым графом Бобринским стал 13-летний мальчик по имени Алексей. Ни в отрочестве, ни в дальнейшие годы он не отличался никакими особыми достоинствами, кроме происхождения: его матерью была Екатерина Вторая, а отцом - ее признанный фаворит граф Орлов.

Поскольку Алексей родился в апреле 1762 г., когда Петр Третий, муж Екатерины, был еще жив, формально он мог считаться его сыном, однако ни у кого и никогда не было иллюзий на этот счет. К моменту зачатия ребенка Петр и Екатерина оставались мужем и женой лишь на бумаге. Потому сразу после рождения Алексея передали в семью гардеробмейстера В.Шкурина, где он и благополучно рос до 13-летнего возраста.


Алексей Бобринский, сын Екатерины Второй.

Позднее ему назначили другого воспитателя - Бецкого, который курировал Алексея вплоть до совершеннолетия. Жизнь графа Бобринского сложилась недурно (особенно по сравнению с предполагаемой дочерью Елизаветы): он учился в кадетском корпусе, много ездил в молодости по России и Европе, удачно женился, имел четверо детей и умер уже при Александре Первом. А род Бобринских продолжился вплоть до ХХ столетия, и среди потомков тайного сына императрицы было немало вполне достойных людей - ученых, литераторов, путешественников.

Однако Бобринский - не единственный тайный ребенок Екатерины. По крайней мере, так считали те, кто видел в воспитаннице другого фаворита - Г.Потемкина - не воспитанницу, а незаконную дочь его и императрицы. Однако в год рождения Елизаветы Темкиной - так звали девочку - Екатерине было уже 45 лет. К тому же, в отличие от Алексея Бобринского, она никогда не проявляла интереса к этому ребенку. Скорее всего Елизавета была дочерью Потемкина или одной из его любовниц.

Бастарды - незаконнорожденные дети

У каждого человека на Земле есть предки, без которых он бы не мог появиться на свет. Люди испокон веков преклонялись перед выдающимися родственниками и молились за пропащих. И это не случайно - наша жизнь очень тесно переплетается с жизнью наших дедов и прадедов. Они дали нам жизнь как священный дар и как бремя.

Мы - звенья единой цепи, прерывать которую не имеем права, иначе смерть одержит победу над жизнью, возобладают силы мрака. Задача людей состоит в том, чтобы продолжать свой род, обогащать природу, использовать и развивать все самое лучшее, что досталось ему по наследству, т.к. смысл жизни - вернуть в мир гармонию, ту, что была до вторжения зла.

У каждого из нас должно быть 126 предков в 7-ми поколениях. Каждое поколения имеет определенную цель по отношению к нам. Снизу вверх:

1-ое поколение - это мы сами. Это связь времен прошлого и будущего.

2-ое поколение - это наши отец и мать. Ими закладываются проблемы выбора, наша социальная адаптация. Здесь же происходит закладка стереотипов общения с партнером. Именно родители создают условия проявлению (или непроявлению) наследственных заболеваний.

3-ее поколение - две бабушки, два дедушки. Они передают нам свои способности и таланты, а также наследственные болезни.

4-ое поколение - это уже 8 человек: 4 прадедушки и 4 прабабушки. Это поколение либо дает человеку защиту, иммунитет, чутье верного выбора, либо не дает этой защиты.

5-ое поколение - 16 предков. Это наши судьи. Через них проявляется Космический Закон, согласно которому мы получаем либо воздаяние, либо возмездие.

6-ое поколение - 32 предка. Соответствуют 32 зубам. Это - предки, носители хварны, Божьей благодати. Вот и смотрите по состоянию своих зубов какие отношенияу вас с вашими предками. Что они вам дали, а что вы заработали сами.

* 7-ое поколение - 64 предка. Считается, что до 7-ого поколения сохраняется наследственность. Следовательно, для выбора спутника жизни, крайне важно знать свое родовое древо и древо своего избранника (избранницы), т.к. при родственных браках количество предков сокращается, и они не могут обеспечить достаточной защиты потомству.

Пока живут потомки - живут и предки. Именно предки либо пробуждают нашу натальную карту, либо отключают его. Взаимодействие астрограммы, со всеми поочередно предками накладывает на нашу судьбу отпечаток. Это именно то, что отличает одного человека от другого, родившегося в то же время и в том же месте, - это его предки.

Предки записаны в каждой клетке нашего тела, на уровне ДНК. Именно предки могли бы дать человеку абсолютную неуязвимость на уровне физического тела, если бы были положительными. Но таких богатырей сейчас нет.

Особо влияют на нашу судьбу предки, отличившиеся своими благими делами. Существует такое понятие, как хварна рода – это защита рода, его светоносность. Хварна рода проявляется через хварну месяца (эту информацию можно найти в зороастрийском календаре). Предок, накопивший эту хварну, особо важен. Необходимо знать хотя бы его имя, т.к. поминая его в молитвах, мы скорее будем услышаны Богом.

Грустно говорить о незаконнорожденных детях. Их называют бастардами. Наши предки - детей, зачатых «на стороне» не принимают, они их выталкивают. Они считаются захватчиками, так как перехватывают удачу, здоровье других законных и принятых предками детей. Бастарды обладают болей сильной пробивной силой в жизни, в них заложен более сильный потенциал.

Эти дети рождаются не по замыслу Божьему, а по замыслу женщины для достижения цели. Или случайно, что еще хуже, но те и другие принадлежат Темным силам. Такие дети лишают родовое древо удачи, благополучия и здоровья, а, следовательно и защиты законнорожденных потомков.

Кукушонок, которого кукушка подкидывает в гнездо другим птицам обязательно ее птенцов из этого гнезда выпихнет. А разве в жизни не так?

Разве матери таких детей ведут себя не так же? Разве они думают о детях женатого мужчины, с которым сознательно вступают в связь? Разве они не пытаются потом насильно, всеми немыслимыми способами впихнуть своего ребенка - кукушонка в чужое гнездо, в семью, в финансовый поток?

Очень часто это получается, но только лишь на основании установленных юридических законов прав ребенка, на показателях ДНК. А они знают, что происходит на самом деле невидимо, но реально? Что душа еще не рожденного ребенка уже становится изгоем, мытарем? Законов бытия еще никто не отменял и не отменит. То, что зачато во грехе – грехом и будет.

Знаю, что с этой информацией будет кто-то не согласен, а я лишь только информирую. А Солнце всходит и заходит и от слепого этого не зависит. Существуют определенные жесткие законы, нарушение которых равносильно вьезду на красный сигнал светофора или полосу встречного движения. Каждый имеет право кому куда рулить. А некоторые - в чужие семьи.

Почему все так строго? Потому что, по родовой линии идет передача генетических ресурсов. Сейчас речь идет о нарушении этой передачи, а не о качестве генофонда.

Преемственно-энергетические: Защита предков, знания и сила Рода, возможность передачи этих знаний, т.е. формирование мощной связи со своим естественным эгрегором, получение его поддержки.

Личностные психофизиологические: Возможность нормального, успешного развития личности (интеллектуального, нравственного, творческого, психологического, физического) в генетически предрасположенных границах.

Духовно – сакральные: Формирование духовных структур человека, родственности его души(отсюда понятие родная душа), его мировоззрения, постепенное поступенчатое посвящение в тайные традиционные знания рода.

Но, чтобы ни случилось, такой ребенок должен узнать правду о своем рождении до 16 лет, т.к. иначе его жизнь будет фатальна и безысходна. Ведь женщина на вопрос об отце дает характеристику – типа – бросил беременную, раздумал жениться. А что поселяется и растет в душе ребенка на основании неправды? Пропасть между ним и возможными предками становится еще глубже. А значит, и фатальность в судьбе.

Лишь обретение своей собственной жизнью удачи может восстановить родовую "светимость" и освободиться от тяжелой кармы рода (она может проявляться и в тяжелых наследственных заболеваниях и в повторяющихся трагических судьбах и т.п.).

Вот и получается, что реализация нашей судьбы зависит от предков так же, как и судьба наших потомков от нашей. Потомки могут отмолить ваши грехи, исправить ваши ошибки. Вот еще и почему надо хорошо воспитывать своих детей.

А мы, прежде всего, мы имеем тех детей, которых заслуживаем, и никакие ухищрения не изменят этого. Конечно, есть благоприятные и не благоприятные дни и часы зачатия, но они определяют скорее частные вопросы, нюансы судьбы. Поэтому сетования родителей на детей, их жестокость и неблагодарность, не имеют смысла: такого ребенка вы сами вызвали к жизни и воспитали. И такова уж ваша обязанность жить с ним. То же касается и детей: они рождаются в той семье, в той стране и в то время, которое им положено. Однако у детей есть определенная свобода выбора: они могут выбрать себе мать.

Ребенок - это не "чистая доска", не мягкий пластилин, из которого родители могут вылепить все, что им угодно. Человек приходит на Землю со своей личной кармой и с кармой рода, которая сейчас называется наследственностью.

Чтобы систематизировать знания о своем древе, мало знать всех своих 126 предков. По вашей натальной карте можно определить, какая родовая линия, отцовская или материнская, доминирует в вашей судьбе. Если в вашей жизни ритмы Луны имеют сильное влияние и вы лунарий, то может быть такое, что одна из линий родителей практически отключается. Но именно лунарии являются хорошими носителями наследственности.

Вплоть до того, что события их жизни клишируются родителями. Но внешнее сходство с одним из родителей не всегда показывает преобладание того наследственного материала, который он предоставляет. Луна является управителем взаимоотношений нас и наших родителей.

Что касается наших дедушек и бабушек, то их влияние определяется Меркурием. И если в вашей натальной карте эта планета "поражена" плохими астропоказателями, то возникают определенные сложности в этих взаимоотношениях и на событийном плане и на психосоматическом. Единственный совет: общайтесь больше со своими внуками, т.к. именно вы, как бабушки и дедушки, включаете их интеллектуальные способности и умение общаться.

В наших взаимоотношениях с партнерами принимают участия, незримо, предки 3-его колена, наши прабабушки и прадедушки. Вплоть до географического направления, в котором нам необходимо искать свою половину. Руководит этим процессом Венера. Ее положение в астрограмме даст исчерпывающую информацию о нашей предрасположенности к гармонии.

Марс "заведует" 4-ым коленом, которое передает нам силу воли, напористость, выносливость, выживаемость. С ним связаны 16 смертных грехов. Именно это колено предков своими грехами могут дать вам сильные экстремальные обстоятельства в жизни, разрушить ваш Марс. Совет: не отнимайте у своих потомков силу, а постройте им защиту своим образом жизни.

Юпитер налаживает контакт с 5-м коленом. Состояние ваших зубов показывает взаимоотношение с ними. Через них реализуется ваше материальное благосостояние, власть.

И вот, наконец, 7-е, самое дальнее колено предков, которое участвует в формировании нашей судьбы. Они - стержень нашей судьбы. Через них к нам приходит познание добра и зла. За их, образно говоря, первородный грех мы несем расплату. Проанализировать взаимосвязь с ними можно по Сатурну в натальной карте.

Вот такой не веселый рассказ. Не веселый, а кто из нас может похвастаться знанием своего генеалогического древа?

Поливайте свое древо рода благими Водами (стихия Воды - это наше подсознание, наши эмоции), согревайте его своим теплом (стихия Огня - творчество, отдача, дети), берегите почву, на которой оно произрастает (это наша Земля) и давайте ему больше свежего Дыхания (со стихией Воздуха связано движение соков в древе, связь традиций, преемственность поколений). Тогда это могучее Древо Жизни вырастет до Неба, и гармония восторжествует в Мире.

Незаконнорожденных детей в Европе называли бастардами, на Руси – байстрюками, выродками и ублюдками (образовано буквально от слов «блуд», «блудить»). Все эти наименования были одинаково унизительными, как и сам статус незаконнорожденного. Родиться вне брака было настоящим проклятием по многим причинам.

Чистота крови

Аристократы прошлых веков очень гордились чистотой своей крови. Жениться у князей, графов и других знатных вельмож было принято только на таких же родовитых невестах, как и они сами. Взять в жены простолюдинку не мог позволить себе ни один аристократ, потому что он не только «терял достоинство» таким мезальянсом, но и разбавлял этим союзом свою аристократическую «голубую кровь».

При этом любовниц-простолюдинок заводили сплошь и рядом. Естественно, рожденные от них дети не считались «чистокровными», а потому были ублюдками и байстрюками. Эта аналогия во многом взята из племенного разведения животных: ездовых лошадей, охотничьих собак и пр. Чистопородный скакун всегда ценился выше жеребенка, полученного от помеси разных пород.

Точно так же знатные люди считали неполноценным ребенка, рожденного от союза аристократа и простолюдинки. Вопрос «чистоты крови» строго контролировался во многих аспектах жизни общества. Чтобы не допустить смешивания социальных слоев населения и еще выше вознести аристократов, бастарды всячески клеймились и унижались.

Право на наследство

Ревностно защищалась не только честь законнорожденных детей, но и их права на наследство. Бастард по закону не имел права на какую-либо часть наследства своего отца (или матери, если она была богатой аристократкой). Зажиточный родитель мог только из милости одарить чем-то своего незаконнорожденного ребенка. Но это делалось крайне редко.

Обычно байстрюка ждала незавидная доля нищего и всеми отвергнутого человека. Еще и поэтому быть незаконнорожденным считалось настоящим проклятьем. Сыновья-бастрады часто шли на военную службу в качестве простых солдат и служили десятилетиями, потому что иначе они не могли себя прокормить. Девочка в лучшем случае могла уйти в монастырь, в худшем – пойти в услужение или стать проституткой. Жениться на внебрачных никто не хотел.

Защита от чужой крови

Особо ревностно защищали свое имущество от посягательств мужчины, поскольку и русское, и европейское общество было сугубо патриархальным и все имущественные права принадлежали мужьям. Если жена тайно рожала от любовника, она старалась поскорее уничтожить следы этого позора. Обычно новорожденных отдавали в отдаленные деревни в многодетные семьи, где они жили в ужасной нищете. Но случалось и так, что байстрюков сразу после рождения убивали их же матери.

Это делалось из страха расправы со стороны мужа. Мужчины крайне ревностно следили за своими женами, чтобы те не привели в дом ублюдка и чтобы потомок другого мужчины не разделил имущество законных детей. Отсюда – распространенная в Средние века традиция надевать на жен пояса верности, когда мужья отправлялись в поход на долгое время.

Перевязь для незаконнорожденного

Несмотря на все эти предосторожности и унизительное положение бастардов, таких детей во все времена было огромное количество. Особенно этим славились царские дворы. Колоссальное количество царских любовниц и рожденных от них байстрюков раздувало придворное общество до невероятных размеров. В результате бастарды самых высокопоставленных вельмож (королей, очень богатых герцогов и пр.) в некоторой мере были признаны в обществе и могли служить при дворе.

Такие дети в Западной Европе получали особую перевязь бастарда, которую помещали на родительский герб. Это был очень двойственный знак отличия: с одной стороны, указывал на высокое происхождение, с другой – акцентировал внимание на незаконнорожденности. Так что байстрюков даже очень знатных вельмож ждала незавидная доля изгоев и «полукровок».

Жизнь и творчество А.А. Фета

Афанасий Афанасьевич Фет – необычный, уникальный поэт ХIХ века, один из немногих в русской поэзии «чистых лириков».

1) Понятие теории «чистого искусства».

В середине ХIХ столетия в России сложилась теория “чистого искусства”, которая имела еще одно название-лозунг: «Искусство для искусства».Сторонники этой теории считали единственным содержанием и конечной целью искусства красоту. «Чистые лирики» вели борьбу с поэтами некрасовской школы за право называться наследниками Пушкина.

2) Двойственность натуры Фета .

Одним из самых крупных поэтов этой школы был Афанасий Афанасьевич Фет. Поэт сказал о себе: «Жизнь – мой самый сложный роман».

Взглянув на его портрет, можно поразиться: как этот человек с нахмуренно-брезгливым лицом и седою бородою патриарха мог писать легкие строки, парящие в небе, подобно воздушным шарам.

“Шепот, робкое дыханье…”.

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, и заря…

Все сразу наводит на мысль о двойственности натуры А.А.Фета. Знакомство с его жизнью лишь подтверждает это. С одной стороны, прижимистый помещик, который мог и побить, и накричать, серьезнейший аграрий, поборник земского дела, с другой, тончайший лирический поэт, от стихов которого замирает сердце и кружится голова.

Рождение поэта, судьба незаконнорожденного сына.

А появлению на свет Фета предшествовала настоящая романтическая история.

Богатый помещик Афанасий Неофитович Шеншин, отдыхая и немного подлечиваясь в Дармштадте, в Германии, пленился немочкой Шарлоттой Элизабетой Фёт. Шарлотта замужем. У нее годовалая дочка, к тому же она ждет ребенка. Богатого русского ничто не останавливает. Он похищает Шарлоту (с ее согласия) и увозит от мужа в далекую Россию. В имении Новоселки Мценского уезда Орловской губернии 5 декабря 1820 года у Шарлоты родился мальчик Афоня. Кто отец? Окружной асессор Иоганн Фёт? Или… Но точно не Шеншин.

До 14 лет мальчик ничего не знал о своем истинном происхождении, а потом в 1834 году объявили… о незаконности метрической записи о рождении. Тут жизнь мальчика испытала катастрофическое «превращение».

Лишившись фамилии Шеншина, а соответственно и дворянства, и всех привилегий, Фет, как говорится, положил живот на то, чтобы занять в обществе достойную социальную нишу. Афанасий был отвезен в далекий лифляндский городишко Верро ипомещен в частный пансион немца Крюммера. Мать и Афанасий Неофитович Шеншин с большим трудом добились для Афанасия право на фамилию Фёта. И это спасало мальчика от позорного клейма «незаконнорожденного», которое отбросило бы его на самое дно общество и навсегда закрыло перед ним все пути в жизни. Но вместе с тем, эта короткая фамилия принесла ее новому владельцу «жесточайшие нравственные пытки», подготовившие в его душе почву для того неискоренимого пессимизма, которым впоследствии так отличались убеждения этого человека.

И в это время в глубине своего существа юный Афанасий чувствовал рождение того света, который вскоре станет его торжеством в жизненном мраке. Фет писал: «В тихие минуты полной беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на поверхность…». Это подавал голос никому еще неведомый дар, творческий дар, это просилась к жизни поэзия. Но прежде, чем эти цветы появились, юный Афанасий должен был пережить новую перемену, столь же неожиданную, как и первая, но несравненно, более радостную.

4) Начало творческого пути. Первые публикации. Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом» как лирический автопортрет и поэтическая декларация Фета.

По воле Шеншина Афанасий Фет переезжает в Россию, в Москву, поступает в пансион профессора Московского университета Погодина. Осенью 1838 года он становится студентом университета. И в это же время происходят два события, которые обозначают в его жизни момент «рождения поэта». Восемнадцатилетний Афанасий начал писать стихи и познакомился с Аполлоном Григорьевым – студентом университета и тоже горевшим страстью к стихотворству. Вскоре два друга стали совсем неразлучны: Афанасий переехал в дом Григорьевых на Малой Полянке, в Замоскворечье, и поселился на антресолях, через стенку от Аполлона.

Аполлон Григорьев стал первым ценителем поэтических опытов Фета. Друзья готовили к печати первый «студенческий» сборник стихов Афанасия «Лирический пантеон», который вышел в 1840 году под инициалами “А.Ф.”. В этом же доме были созданы и многие уже зрелые, самобытные стихотворения, которые вскоре стали появляться в журналах “Москвитянин” и “Отечественные записки”. По воле случая, наборщик ошибся: буква Ё превратилась в букву Е. Но сама перемена была знаменательной: фамилия немецкого “подданного” отныне обращалась как бы в литературный псевдоним русского поэта…

Стихотворения этого периода открыли для читающей публики нового поэта, который пришел из мира усадебной, помещичьей России. Это прозвучало в строфах «На заре ты ее не буди…» , ставших вскоре благодаря музыке Варламова «почти народной песней».

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди...

На заре она сладко так спит!

Слушая романс, кажется, что стихи и музыка в нем неразделимы. И это так, ведь Фет очень музыкален. Его стих часто уже одним подбором звуков создает у нас то или иное настроение. «Что не выскажешь словами, звуком на душу навей», – писал Фет. А в 1843 году в журнале “Отечественные записки” читатели нашли стихотворение, в котором можно равно видеть и лирический автопортрет, и поэтическую декларацию нового поэта «Я пришел к тебе с приветом».

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь. – Но только песня зреет.

Для чего же Фет пришел в поэзию? Здесь четырехкратный повтор глагола РАССКАЗАТЬ.

5) Основные темы и мотивы фетовской поэзии .

Основные темы – любовь и природа, но и в этой сравнительно узкой сфере талант Фета проявился с огромным блеском. А как же складывается дальнейшая судьба поэта.

6) Трагическая любовь Фета и Марии Лазич .

Фет любил и был счастлив, но сам отказался от своего счастья и страдал от этого всю свою жизнь. Памяти Марии Лазич Фет посвящает цикл стихотворений, которые пишет до конца жизни. Одно из них «Старые письма»:

Давно забытые, под легким слоем пыли,

Черты заветные, вы вновь передо мной

И в час душевных мук мгновенно воскресили

Все, что давно-давно утрачено душой.

Горя огнем стыда, опять встречают взоры

Одну доверчивость, надежду и любовь,

И задушевных слов поблекшие узоры

От сердца моего к ланитам гонят кровь.

Я вами осужден, свидетели немые

Весны души моей и сумрачной зимы.

Вы те же светлые, святые, молодые,

Как в тот ужасный час, когда прощались мы.

А я доверился предательскому звуку, -

Как будто вне любви есть в мире что-нибудь! -

Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,

Я осудил себя на вечную разлуку

И с холодом в груди пустился в дальний путь.

Зачем же с прежнею улыбкой умиленья

Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?

Не смоет этих строк и жгучая слеза.

Стихотворение написано через 9 лет после трагической смерти Лазич. Но боль и печаль еще живут в душе поэта.

7) 50-е годы – вершина поэтической славы Фета.

Итак, Фет популярен. О нем пишут, его восхваляют. Среди всех отзывов есть один, который можно назвать венцом поэтической славы поэта, – это краткое, но дорого стоящее высказывание Л.Н.Толстого: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, – свойство великих поэтов?». Ценность его тем более велика, что его вызвало одно из тех стихотворений, которые составляют сердцевину фетовского творчества – «Ещё майская ночь».

Похожие публикации