Что значит одежда от кутюр. Кутюрье

Высочайшее мастерство швейного искусства, эксклюзивные модели, производимые самыми знаменитыми дизайнерами и Модными домами.

Чтобы иметь возможность создавать одежду «от-кутюр», необходимо получить сертификат. По правилам, прописанным в 1868 году Парижским (Chambre Syndicale de la Couture Parisienne), такая одежда должна быть сшита вручную не менее чем на 70% и из специально созданных тканей для моделей Высокой моды .

Получить сертификат на изготовление моделей Haute couture могут лишь Модные дома Парижа. Для этого необходимо, чтобы Модный дом состоял, как минимум из 20 человек и представлял два раза в год не менее пятидесяти новых моделей.

Однако, и в других странах существуют Модные дома, которые создают модели «от-кутюр» у себя на родине, к примеру, и . Но поскольку они располагаются не в Париже, то именно в этом городе называться Haute couture их коллекции не имеют права.

Первым знаменитым кутюрье был французский модельер XIX века Чарльз Фредерик Ворт . Он ввел возможность заказа клиентом понравившегося платья в своем ателье, начал создавать небольшие коллекции и распределять их по сезонам. Чарльз Фредерик Ворт первым использовал манекенов для своих коллекций. Также он ввел лицензирование массового создания копий своих коллекций под своим именем.

Созданием коллекций Haute Couture занимались и продолжают заниматься такие дизайнеры, как Поль Пуаре (Paul Poiret), Коко Шанель (Coco Chanel), Мадлен Вионне (Madeleine Vionnet), Эльза Скиапарелли (Elsa Schiaparelli), Карл Лагерфельд (Karl Lagerfeld), Кристиан Диор (Christian Dior), Эмануэль Унгаро (Emanuel Ungaro), Юбер де Живанши (Hubert de Givenchy), Жанна Ланвен (Jeanne-Marie Lanvin), Джанни Версаче (Gianni Versace), Кристиан Лакруа (Christian Lacroix), Джанфранко Ферре (Gianfranco Ferre), Ив Сен-Лоран (Yves Saint-Laurent), Жан-Поль Готье (Jean-Paul Gaultier), Джон Гальяно (John Galliano) и многие другие.

Сегодня, как и в XIX веке, одежда Haute couture создается по индивидуальным меркам для каждого клиента. На это уходит свыше 150 часов ручного труда, несколько метров уникальной ткани и множество драгоценностей. Поэтому позволить заказать себе платье «от кутюр» могут только очень состоятельные люди.

Стоимость одежды, относящейся к Высокой моде, может превышать 100 тысяч долларов. Как правило, ее надевают 2-3 раза. После владелец либо бережно хранит ее в своей собственной коллекции одежды «от-кутюр» и передает затем по наследству, либо отдает в музейный фонд или выставляет на аукцион.

2015-12-05 Мария Новикова

Начало XX века ознаменовалось великим событием, открытием первой Всемирной выставки высокой моды в Париже. На выставке в 1900 году были представлены коллекции одежды «от кутюр» знаменитых домов моды. Светское мероприятие проходило в павильоне Элегантности и сразу завоевало триумф в высшем обществе. Свои модели одежды, также представили великие модельеры Ворт и Дусе, которые одевали звёзд сцены Сару Бернар и Дузе. Все творения участников выставки, приехавших из разных стран, изумляли своей роскошью и особенно дороговизной. «Для всех тех, кто приносит жертву на алтарь грации, блеска, великолепия и красоты – пишут журналы того времени – для всех них Париж был, есть и будет священным местом паломничества».

И это верно! С тех самых пор столица Франции на 100 лет становится центром мировой моды. Именно благодаря веку расцвета модельеров и возможно его закату. В то время они ещё гордо носили звание кутюрье, и хранили традиции высокого портновского ремесла. Многие из них старались выделиться из множества и удивить публику, своей оригинальностью. Чтобы удержаться на рынке приходилось быть: творцом, художником, маркетологом, артистом, режиссёром и собственником салона.

Чарльз Фредерик Ворт — биография

Источник вдохновения

По иронии судьбы основателем французского от кутюр стал выходец из Великобритании, Чарльз Фредерик Ворт (13 октября 1825 г.). Он вырос в богатой семье адвоката, но из-за алкоголизма и азартных игр, отец спустил всё состояние. Юному Чарльзу не оставалось, как начать самому зарабатывать на жизнь. В 11 лет он устроился на работу в фирму, которая поставляла ткани для пошива одежды. Затем он работает в крупнейшей компании Англии по поставке шёлка в столицу. В общим его стаж в текстильной промышленности составил 7 лет. В свободное время он активно посещал музеи и галереи, всматривался в образы картин, восхищался изысканностью платьев и делал свои наброски. Именно тогда он понял, что его призвание – мода.

Начало карьеры кутюрье

В 20 лет Ворт переезжает в Париж, где устраивается на работу в престижную фирму, которая продавала дорогие ткани, шали и некоторые предметы одежды. Спустя 13 лет, добившись огромных результатов, он решает, что пора браться за что-то серьёзное. В 1858 году совместно со своим партнёром Бобергом он открывает свой дом моделей на Рю-де-ля-Пе, а в 1871 году становиться полноправным его хозяином. В то время Чарльз Ворт нашёл секрет к славе и богатству. Он начал пришивать к каждому своему изделию фирменный лейбл, как художник подписывает свои картины. Но это ещё не всё, каждый год талантливый модельер представлял светскому обществу новую коллекцию одежды, что увеличивало спрос на продукцию. Эта система и до сих пор актуальна среди знаменитых дизайнеров.

Из этого можно сделать вывод, что Ворт был не только гениальным модельером, но и превосходным маркетологом.

Первое открытие

Его первым открытием стало реконструкция женского подъюбника. Как известно объём юбки достигался множеством подъбников, что увеличивало вес платья и нагрузку на фигуру. Именно Ворт придумал облегчённый вариант подъюбника, под названием кринолин. Благодаря лёгкости и гибкости кринолина, можно было создавать платья невообразимых размеров, чем и воспользовался изобретательный кутюрье. Он придавал женскому силуэту потрясающие формы, стягивая тугим корсетом талию и увеличивая до огромных размеров юбку. Ему казалось, что таким образом женщина воплощает прекрасный цветок на цветущей клумбе.

Его первой моделью для демонстрации швейных произведений на публике, была его супруга Мари Верне. Она с удовольствием носила все наряды любимого мужа на различные мероприятия, где собирались дамы из высшего общества. Её фигура была безупречна и привлекала всеобщее внимание, что превосходно гармонировало с ролью главного лица дома Ворта. Тем самым Мари стала первой манекенщицей в истории модельного бизнеса.

Обслуживание королевских особ

Так, общаясь в светском обществе Мари Верне привлекла внимание не только к себе, но и к творчеству своего мужа. От клиенток не было отбоя, вся аристократия начала одеваться у Ворта, в том числе королевские особы. Чарльз Ворд обслуживал 9 королевских дворов, среди которых были королева Англии Виктория, Мария Фёдоровна Романова (жена Александра III) и любимая клиентка императрица Евгения (жена Наполеона III).

Каждая из них заказывали по несколько платьев за раз, что приводило к длительным примеркам и постоянному посещению салона. Для жительниц отдалённых стран это было не совсем удобно. Но находчивый Ворт и тут нашёл выход из положения. Он придумал первый в мире шаблон женской фигуры — болван, как сейчас его называют манекен. По фигуре клиентки делался манекен и уже не нужно было, так часто посещать примерки. Даже русская императрица Мария Фёдоровна отправляла по телеграфу заявку Ворту, доверяя его вкусу и мастерству.

Переворот в мире моды

Через некоторое время Чарльз Ворт понял, что громоздкие юбки скрывают всю женскую грациозность. И решил изменить форму юбки на кринолине, убрав лишний объём спереди назад. Таким образом перед платья получался плоским, а сзади образовывались складки на ягодицах. Так появился турнюр, который также как кринолин видоизменялся, приобретая значительные объёмы.

Кроме этого Чарлз Ворт первый отделил верх платья от низа, получив возможность сменного лифа — платье трансформер. Утром женщина, как обычно надевала свой повседневный наряд, а вечером убирала части рукава, воротника или совсем меняла лиф на другой. При этом дама получала вечернее платье, не прибегая к трудоёмкому процессу переодевания.

Но источником вдохновения служил не стиль XIX века, а XVIII века, из-за этого на Всемирной выставке 1900 года не было предложено новых фасонов. Самым главным являлось осознание и открытие нового направления — движение кутюрье. Все модельеры того времени ориентировались на Ворта, которого уже, как 5 лет не было в живых. Дело продолжили его сыновья Гастон и Жан-Филипп.

Посмотрите, как проходила работа в Доме моды Чарльза Ворта:

От швеи до кутюрье!

Чарльз Ворт сумел совместить две методики пошива одежды: английскую и французскую, в его эпоху возникло слово «кутюрье» (couturier) – «модельер», до этого были лишь couturier – «портнихи», чаще всего швеи. Жанна Пакет также выставляла свои работы на Всемирной выставке, и как Ворт отмечала авторство своих моделей лейблом. Но она никого не удивила ничем новым, хотя её платья были достаточно роскошными и богатыми. Единственной новинкой было то, что первая женщина портниха заявила о себе, как кутюрье и возглавила ярмарку моды. Многие считают, что мир кутюрье и моды всегда принадлежал и принадлежит мужчинам. А вы с этим согласны?

Мода начала XX века — заслуга Чарльза Ворта

Тенденции моды

Без сомнений женская одежда в начале XX века благодаря открытиям Ворта, приобрела свободу, но всё равно в ней оставались пережитки прошлого. Высокий воротник — стойка из накрахмаленного кружева, требовал идеальной осанки, кроме этого на голову надевалась объёмная шляпа с многочисленными перьями, цветами, бантами и дорогими украшениями. Фигуру стягивал тугой корсет их китового уса, поверх которого надевалось платье или костюм ещё с одним корсетом («cahe-corset»). Рукав платья, по той моде, был похож на окорок – откуда пошло его название «ветчинообразный» рукав; в области плеча он был пышный, а от локтя до самых пальцев узкий.

Среди дам было принято прятать своё тело под многочисленными драпировками и складками. Юбка была длиной в пол и сзади имела колоколообразную форму, собранную в складки, иногда переходившие в шлейф. Чтобы сбалансировать фигуру шляпа на даме сдвигалась немного вперёд, а волосы убирались в пышную причёску под шляпу.

Ткани и аксессуары

Из обуви женщины носили полусапожки с острым носком и скошенным барочным каблуком. В дополнение шли шёлковые чулки, о которых можно было только догадываться, и перчатки. Дамы носили узкие перчатки так, чтобы полностью скрыть обнажённые руки, которые нельзя было показывать вне дома. В вечернем варианте при декольтированном платье, перчатки закрывали руку выше локтя, привлекая особое внимание на открытые участки тела, что сводило мужчин с ума. Неотъемлемым атрибутом был дамский зонтик, который защищал от деревенского загара, как известно в высшем обществе иметь загар — дурной тон.

Для пошива повседневных платьев использовали ткани: бархат, лён и шерсть. Наиболее популярными оттенками считались: розовый, голубой или сиреневый. Из-за отсутствия оригинальности в фасонах платьев, привлекательности добивались за счёт орнаментов, тесьмы, лент, складок, бантов, многочисленных воланов и вышивки. Всё про историю вышивки вы найдёте:

В вечерних платьях на ровне с глубоким декольте и драгоценностями, преимуществом считались: шёлк, кружево, муслин, тюль, шифон, сатин и крепдешин. В качестве ювелирных украшений выбирали жемчуг, носили серёжками в ушах, бусами длинной нитью в один или в несколько коротких рядов вокруг шеи. Аристократки всегда выглядели, как будто собрались на торжественное мероприятие. В основном это так и происходило, они любили проводить время на Лазурном берегу. Приехав в Париж они активно посещали театры, прихватывая театральный бинокль и пышный веер.

Что можно сказать в заключении? Чарльз Ворт – это отец основатель мировой моды, именно он в 1868 году основал «Синдикат высокой моды», который действует и по сей день. 40 лет Чарльз Ворт создавал свои шедевры на благо себе и обществу. Это был не только по истине одарённый человек, а также умный, креативный и коммуникабельный мужчина. Какой была бы мода без Ворта? Об этом мы никогда не узнаем, но у нас есть возможность изучать его творческий путь, восхищаться его работами и брать с него пример. Изучайте историю, только в ней вы найдёте истину!

Обязательно посмотрите видео:

Желаю приятного просмотра!

P.S. Я буду рада увидеть ваши комментарии!

До новых статей!

С дружеским приветом, Мария Новикова.

Хватит быть серой мышкой, вступай в ряды модных и стильных! Не знаешь как? Я помогу тебе!
Прямо сейчас, сделай заказ на персональную выкройку или консультацию по пошиву и раскрою одежды. В том числе консультацию по выбору ткани, фасона и собственного имиджа.

Мои . Я в Twitter . Смотри на Youtube .

«Мои платья – эфемерные предметы архитектуры, предназначенные для того, чтобы прославлять пропорции женского тела»

Кристиан Диор

Все женщины мира приходят в невероятный восторг от одного лишь слова «От кутюр» . Откуда же пришло к нам это понятие, и что оно на самом деле означает? Haute couture — в переводе с французского дословно «высокая мода/высокое швейное ремесло». То есть haut(e) читается по правилам французского языка «от» — и означает высокий(ая) / верхний(ая) / дорогой(ая) /значительный(ая).
Couture в переводе — пошив, швейное ремесло, мода. К Высокой моде относится творчество ведущих домов мод, которые задают тон всей международной моде, а так же уникальные модели, которые производятся в знаменитых салонах мод по заказу клиента, в единственном экземпляре. Само понятие «от кутюр» появилось в середине XIX века. Тогда стали появляться первые салоны мод и первые модельеры. Haute couture обязана своим появлением Чарльзу Фредерику Уорту. В 1858 году этот английский модельер открыл в Париже свой Дом моделей и первым распределил коллекции по сезонам. Сегодня к домам Высокой моды относят: Коко Шанель, Карл Лагерфельд, Кристиан Диор, Жанна Ланвен, Юбер де Живанши, Ги Ларош, Ив Сен Лоран, Кристиан Лакруа, Жан-Поль Готье, Ральф Руччи, Джанфранко Ферре, Джанни Версаче, Валентино Гаравани, Джон Гальяно и другие. Количество Домов высокой моды меняется не часто, и почти всегда держится около цифры 20. Причина — очень жесткий отбор и крайне высокие требования к кандидатам. Если хотите сказать дома высокой моды, модные дома и другие синонимы на французском языке, то запомните следующие фразы: les grandes maisons de couture, les maisons de haute couture, les maisons de mode, les grandes maisons de mode. Как рассказать про моду на французском языке , вы можете узнать, прочитав ниже короткий топик на французском , написанный лично мной.

La mode francaise

La France est la capitale de la mode mondiale, des parfums raffinés et des designers talentieux. Les noms Chanel, Dior, Yves Saint-Laurent, Givenchy sont associés à l’ère de la Haute Couture quand les vêtements ont devenu l’art.

Coco Chanel est la personne la plus importante dansl’histoire de la mode du XXe siècle. Chanel a crée une petite robe noire et des chapeaux pour les femmes extraordinaires. Un tailleur «de Chanel» est devenu un symbole d’une nouvelle génération: fait en tweed, avec une jupe étroite, une veste sans col avec des boutons dorés. Coco Chanel a inventé beaucoup de vêtements modernes, qui nous semblent tout à fait ordinaires: un sac en bandoulière et des pantalons pour les femmes. En plus, l’un des parfums les plus connus dans le monde est le Chanel № 5.

Christian Dior a créé un concept entièrement nouveau dans sa première collection en 1947. C’étaient des robes romantiques en soie et en mousseline. Il a aussi aimé des parfums. Il y a totalement 97 parfums Dior, le premier d’entre eux a été lancé en 1947 — Christian Dior Miss Dior.

La Maison de Givenchy a été fondée en 1952 par M. Hubert de Givenchy. Il a été le premier couturier qui a inventé le terme “prêt-à-porter”. Audrey Hepburn présentait cette maison, ses personnages sur l’écran portaient toujours des robes Givenchy.

Yves Saint Laurent était le successeur de la maison Dior. C’est grâce à lui la garde-robe féminine a revêti le caractère masculin: vestes en cuir, bottes à l’écuyère et des costumes pour les femmes. On le nomme le fondateur du style unisexe.

Ферджи в Elie Saab, Кейт Хадсон в Marchesa

На первый взгляд ответ кажется очевидным и простым: прет-а-порте – одежда, готовая для носки, а от-кутюр – это что-то эксклюзивное. Но не все так просто, есть ряд отличий, интересных для начинающей модницы.

Pret-a-porteŕ (от французского prеt-а-porter – «готовое для носки») — повседневная одежда, производимая в промышленных условиях, это модели одежды, которые производятся большими партиями и продаются в маленьких магазинах - бутиках, принадлежащих салонам мод «высокой моды» и крупным универсальным магазинам. Эти модели создаются вне салонов мод, для массового производства. Раньше они назывались confection (готовое платье); в них острее всего проявляется мода сезона. Проще говоря, прет-а-порте – это готовая одежда, сделанная в серии на фабриках, которая рассказывает о новых течениях в будущем сезоне.

Versace, Christian Dior, Nina Rici

От-кутюр

(от французского haute-couture – высокое шитье, швейное мастерство) — швейное искусство высокого качества, это уникальная одежда от автора, от художника, который ее создавал. Это как если бы он писал портрет, рисовал картину, лепил скульптуру. То есть –уникальная авторская одежда, которая сделана фактически в одном экземпляре и на 80% вручную. Таким образом, одежда от-кутюр имеет не только практическую ценность, но и художественную. Понятие «от кутюр» появилось в середине XIX века. Тогда стали появляться первые салоны мод и первые модельеры. Мода «от-кутюр» обязана своим появлением Чарльзу Фредерику Уорту. В 1858 этот английский модельер открыл в Париже свой Дом моделей и первым распределил коллекции по сезонам. После Уорта засветились имена, оставившие глубокий след в истории «высокой моды»: Пуаре, Коко Шанель, мадам Вионе, мадам Скиапарелли, Кристиан Диор, Андре Куреж, Ги Ларош, Ив Сен Лоран и другие.

Valentino_от-кутюр (слева), прет-а-порте (справа)

Соответственно этим определениям следует отличать недели моды прет-а-порте от недель Высокой моды, которая в свою очередь носит название от-кутюр (haute-couture).Отличаются в значительной степени макияж и прическа моделей, в показах от-кутюр волосы и make-up моделей завараживают своей фантазией, яркостью и уникальностью. Весь

Christian Dior_от-кутюр (слева), прет-а-порте (справа)

образ их продуман до мельчайших деталей, словно в театре. Интересно, что коллекции прет-а-порте журнал Vogue называет английским ready-to-wear. А лучшим местом продемонстрировать наряды от-кутюр является красная дорожка кинопремий, таких как Оскар или Золотой Глобус.

Chanel_от-кутюр (слева), прет-а-порте (справа)

Многие известные Дома моды сначала разрабатывают уникальную одежду, потом самые лучшие идеи адаптируются на фабриках После этого начинается работа с большими компаниями, с производствами, с текстильщиками, чтобы эту идею адаптировать, чтобы экономически выгодно использовать, чтобы был хотя бы небольшой поток, и люди смогли увидеть эту одежду не только в журналах и на подиуме, но и в магазинах и бутиках.

Как-то в одном журнале мне встретилось интересное сравнение, которое помогает блестяще уловить разницу – «если шашлык это прет-а-порте, то стейк безусловно от-кутюр», простите за некоторую вульгарность сравнения, но после этого – сразу как-то все становится яснее..Есть можно и то, и другое, только вот послевкусие разнится и способ приготовления.

Вы когда-нибудь слышали о таком понятии, как «haute couture»? Думаете, что нет? Ошибаетесь, конечно, слышали: «от кутюр» — словосочетание, которое произошло именно от французского понятия «haute couture», которое, если перевести дословно, означает «высокий пошив» или «высокая мода».

И, кстати, это совсем не значит что-то вроде «от Версаче» или «от Петровича», как иногда это понимают в русской речи, «от кутюр» — это наивысший знак качества, который говорит о высокой ценности конкретного модного объекта.

На сегодняшний день haute couture считается наивысшим сегментом всего фэшн-рынка, который представляет миру самые лучшие и эксклюзивные модели одежды, производимые самыми модными и знаменитыми Домами Моды.

По сути, одежду из таких коллекций можно приравнивать к фамильным драгоценностям, ведь ее стоимость может запросто переваливать за сотню тысяч долларов, при этом, каждая модель создается эксклюзивно для его заказчика, чаще всего, содержит не один метр уникальной и крайне дорогой ткани, а также изобилие драгоценностей.

«От кутюр» — это всегда очень большие деньги, настоящее шоу и лучше модели мира, которые гармонично сочетаются с уникальным мастерством, многовековыми традициями, заложенными первыми кутюрье, а также настоящая душа искусства портных и модельеров.

История «от кутюр»

Что такое haute couture сегодня? Чтобы ответить на этот вопрос, важно углубиться в историю появления и развития данного понятия. «От кутюр» — это не просто что-то уникальное, эксклюзивное и безумно дорогое. Чтобы кутюрье имел возможность создавать одежду от «haute couture», он должен получить особы сертификат и стать членом Парижского Синдиката Высокой моды.

Последний является исключительно французским профсоюзом, который функционирует по достаточно строгим правилам. Например, такая одежда в обязательном порядке должна быть на 70% сшита вручную, а ткань для ее создания подбирается исключительно из тех моделей, которые были представлены на неделе Высокой моды.

Считается, что первым настоящим кутюрье является Ч. Ф. Уорт, который специально переехал в Париж в 1858 году и там открыл свой Дом моды. Почему именно он? Да потому что именно Уорт первым начал диктовать свои правила дорогим клиентам, которые они оценили и приняли. Именно он начал разграничивать коллекции в зависимости от сезонов, его модели представляли живые девушки, а не тряпичные куклы, как это было принято ранее.

Он первым пришил к своим нарядам именные ленточки, которые свидетельствовали об истинном происхождении каждой модели, которая выходила из его рук. Надо сказать, что все нововведения, выдвинутые Уортом, быстро приняли и другие модельеры, которые называли его настоящим революционером в мире моды.

На сегодняшний день, чтобы вступить в ряды «Haute couture», необходимо подать заявку в Синдикат Высокой моды, где она будет рассмотрена и подвергнута тщательному изучению. Например, для получения заветного статуса, который, заметьте, можно получить, только имея основное производство в Париже, при этом, на него должно работать не менее 20 постоянных сотрудников, среди которых имеются высшие специалисты по шелку, крою, а также постоянные манекенщицы.

Модный Дом каждый год обязан выпускать не менее 2-х коллекций, в котором представлены 50 свежих моделей. Кроме того, нужно обязательно заплатить немалый вступительный взнос, но зато какой статус приобретается посредством нелегких условий!

«От кутюр» в современном мире

Удивительно, но большинство модных традиций, которые были надиктованы Уортом более 100 лет назад, продолжают в мире Высокой моды соблюдаться и сегодня! Как и тогда, платья создаются исключительно по фигуре заказчицы, а все модели, представленные на подиуме – не более чем образцы.

Как и много лет назад, такие вещи стоят очень дорого, иногда целое состояние, которое передается по наследству или, со временем, выставляется на аукцион. Как правило, такую одежду надевают всего пару раз на крайне знаменательные и помпезные мероприятия, которые имеют особую значимость в мире.

К каждому новому образу дизайнеры из такого Дома моды подходят с особым вниманием и бдительностью, при каждом заказе задается множество вопросов, чтобы два платья с одной коллекции не могли «встретиться» на одном мероприятии.

В общем, позволить себе такую роскошь смогут далеко не все даже состоятельные люди, каждый из Домов, в среднем, обслуживает около 150 привилегированных постоянных клиенток. Кто-то говорит, что haute couture – это пережиток прошлого, однако, как бы там ни было, это настоящее культурное достояние Франции, кладезь многовекового опыта и древних знаний, которые выгодно отличают такую одежду от штампованного «made in China».

Похожие публикации