Что такое «комплимент.

Комплимент — это особая форма похвалы, выражение одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами, удачно сказанным словом. Облеченный в вежливую форму, он всегда доставляет удовольствие — в каждом из нас есть хоть немного себялюбия и тщеславия.

Каким должен быть комплимент?

Легким, игривым и, главное, правдивым.

Грубая лесть не что иное, как лицемерие, она всегда неуместна, и не лучшим образом характеризует говорящего такой комплимент. Впрочем, получать его тоже унизительно.

Когда уместно произносить комплимент?

Вовремя и к месту. Комплимент, сказанный вовремя и облеченный в изящную вежливую форму, всегда доставляет удовольствие. Он придает уверенность человеку стеснительному, помогает раскрыться замкнутому, повышает настроение пребывающего в грусти.

Можно ли говорить комплимент человеку, с которым познакомились только что?

Это все равно, что хвалить блюдо, которое никогда не пробовали, восторгаться книгой, которую не читали.

Комплимент всегда подчеркивает достоинства человека, которому адресуется. А если вы их узнать не успели — какие могут быть комплименты?

Что такое дежурный комплимент?

У многих вошло в привычку делать комплименты, не заботясь о том, насколько они своевременны и к месту сказаны. Часто по отношению к женщине мы слышим такие слова: «Вы сегодня прекрасно выглядите!» Теперь давайте представим себе, что вместо слов благодарности за комплимент дама задает естественный вопрос: «Разве вчера я выглядела очень плохо?»

А уж комплимент «Какая вы сегодня красивая!» вообще комплиментом назвать трудно. В ответ невольно напрашивается вопрос: «Что, в остальные дни обо мне этого не скажешь?»

Делая комплимент, всегда помните:

  • Он не должен иметь двойного смысла. Слова «Какая вы сегодня нарядная!» в качестве комплимента не годятся именно в силу двойного смысла.
  • Комплимент не должен содержать в себе ярко выраженной лести.
  • Делая комплимент, избегайте преувеличений и неумеренного восторга.
  • В комплименте следует избегать нравоучительных советов типа: «Вам так идет это платье, надевайте его почаще».
  • В какой манере следует произносить комплимент?

  • Уверенным тоном, но доброжелательно, с улыбкой.
  • Избегайте дешевых театральных эффектов, излишней восторженности.
  • Мимика , жесты должны соответствовать словам.
  • В комплименте не может быть даже намека на иронию.
  • Готовя комплимент, всегда просчитывайте возможную реакцию на него. Если есть вариант негативного отношения к тому, что вы собираетесь сказать, воздержитесь от задуманного.
  • Ценятся только те комплименты, которые сказаны вовремя и к месту.
  • Избегайте штампов.
  • Не делайте комплиментов мимоходом, между делом.
  • Избегайте крайностей: не льстите и не морализируйте, произнося комплимент.
  • Как правильно реагировать на комплимент?

    С достоинством и благодарностью.

    Слова благодарности выскажите искренно, не ограничивайтесь дежурным «спасибо».

    Воздержитесь одергивать льстящего. Ограничьтесь словами вежливой благодарности.

    Воздержитесь от комментариев и вопросов в ответ на комплименты двусмысленные, неуместные.

    Принимая комплимент, не возражайте. Не умаляйте своих достоинств.

    Если восхитились вашим внешним видом, неуместно в ответ говорить о своем плохом самочувствии.

    - Привет!

    - Привет!

    - Хорошо выглядишь! Эта новая стрижка тебе к лицу. А цвет кофточки удачно сочетается с цветом твоих глаз!

    - Что ты! Это я просто голову вымыла! А кофточке уже тысяча лет, просто давно не надевала её.

    Кому не знаком такой диалог? И кто из нас, хотя бы раз, не отвечал подобным на комплимент? Разве может нравиться кому-то что-то в нас, когда нам это не нравится в нас?! Сколько раз мысопротивлялись и пытались оправдаться в том, что хорошо выглядим?А на самом деле мы сопротивлялись себе, потому что не научены любить себя и принимать себя без условий…. Нам проще видеть «брёвна» в «своих глазах».

    Так что такое комплимент и как его использовать и как принимать?

    Комплимент - это умение увидеть, заметить и назвать проявленные в действии качества или черты характера человека. Комплимент отличается от лести, которая является притворным одобрением; похвалой с корыстной целью; лукавой угодливостью (словарь О.Даля)

    Комплимент – довольно простой и очень эффективный способ морального поощрения.

    Ценность его заключается в том, что при его помощи можно усилить и наработать те качества, которые позволяют человеку чувствовать себя более целостной гармоничной личностью. Чаще всегонам нравятся или не нравятся в других те качества , которые присутствуют в нас самих. Помните, у детей есть пословица: «Кто как обзывается, тот так и называется» ? Поэтому каждый комплимент – это, прежде всего, работа над собой. Замечая позитивные качества и изменения в другом человеке, мы и сами меняемся в лучшую сторону.

    Комплимент – это возможность научиться относиться к себе положительно, не критикуя себя.

    Признавая и соглашаясь с содержанием комплиментов, мы тем самым получаем пищу для размышлений: «Если это нравится другим во мне, то может в этом что-то есть?! Может внимательнее отнестись к самому себе и заметить не то, на чём всегда зацикливаюсь, а то, что привлекло внимание других ?!»

    Он помогает стать более внимательным к окружающим людям и, в первую очередь, к своим близким и любимым людям. При помощи комплимента качественно улучшаются взаимоотношения с другими людьми .

    Когда мы говорим комплименты, важно, чтобы они были направлены на разные качества человека . Если всё время акцентировать внимание на одном и том же качестве, можно превратить его в недостаток. Потому что чрезмерное присутствует в нас какого-то качества – является акцентуацией характера , что не облегчает, а затрудняет наше взаимодействие с самим собой и другими.

    Комплимент - это своего рода одобрение и похвала, в адрес человека, чьи действия нравятся нам. Также его можно использовать для формирования и развития тех качеств, навыков, умений, которые слабо выраженны в человеке.. При помощи комплимента можно мотивировать тот или иной поступок человека.

    Как говоритькомплименты правильно?

    Существуют три основных вида комплимента :

    Комплимент, направленный на личность непосредственно – на проявленные черты характера, качества, навыки, умения.

    Ты вчера положил свои носки в стирку! Какой ты у меня аккуратный!

    Ты за 20 минут прибил полку. Умеешь ты начатое дело довести до конца. Какой ты у меня целеустремленный, основательный.

    Дорогая, ты сегодняприготовила необычный ужин! Ты такая творческая личность!

    Комплимент, направленный на личность через внешность или принадлежащие предметы.

    О, какая у тебя большая машина. Такой машиной может управлять только сильный и уверенный в себе мужчина.

    Ты такудачно подобрала колготки и туфли! Этот цвет тебе очень идёт. Ты умеешь быть внимательной к деталям.

    Ого, какой у тебя навороченный компьютер. Надо быть очень умным, чтоб во всём этом разбираться!

    Комплимент, направленный на личность через чувства и ощущения, которые я

    испытываю при общении с тобой.

    Мне так с тобой спокойно и хорошо, ты всегда готова прийти мне на помощь!
    - Дорогой, рядом с тобой у меня появляется столько энергии. Мне кажется, вместе с тобой я могу горы свернуть.

    Дорогая, когда ты рядом, я чувствую, что мне все трудности и задачи по плечу.

    Можно, так же выделить четыре этапа комплиментов :

    Комплимент за желание действовать

    Ты решила записаться на аэробику? Значит, ты любишь себя – заботишься о своей форме и своём здоровье. Твой выбор говорит о том, что ты умеешь самостоятельно принимать решения и брать ответственность на себя.

    нарабатывает в результате этих действий, мы наполняем его энергией. Желанием продолжать действовать, а значит, продолжать развиваться . Важен не столько результат, сколько само действие, человек перестаёт волноваться и переживать за результат, он начинает получать удовольствие от самого процесса и, таким образом, без особых усилий достигает позитивного результата. Тем самым, приобретая те качества, которые ценны для него.

    Кому-то может показаться слишком надуманными примеры комплиментов. Конечно, критиковать гораздо легче. Найдите свой вариант. Экспериментируйте! Применяйте комплименты в вашей повседневной жизни, и Вы увидите, что они работают, при этом все чувствуют себя замечательно и счастливо. Потому, что, по-большому счёту, все мы ждём признания ихорошего отношения к себе.


    Статья посвящена тому, как правильно говорить комплименты, какая от них польза и как использовать соционику, чтобы комплимент «попал в точку».

    Однажды своему знакомому я решила сделать комплимент сказав, что ему идет костюм и сигара, на что он непонимающе посмотрел на меня и сказал: «это ты сейчас со мной разговаривала?» После чего я поняла, что говорить комплименты надо уметь.

    Так в чем же залог удачного комплимента? Многие ответят: время, место, уместность. Знание соционической модели А позволяет добавить к этому суггестивную и референтную функции, и какой из аспектов находится в этих функциях. Владение этими знаниями позволяет сделать комплимент приятным, отвечающим потребностям каждого конкретного человека в похвале именно в той сфере, в которой ему это действительно нужно. Разберем это подробнее.

    Что такое комплимент. В чем отличие от лести

    В словаре В. Даля читаем: «Лесть – проискливая хвала, притворное одобрение, похвала с корыстной целью». Основная цель лести – получить какую-либо выгоду. Фокус внимания льстеца находится в себе, в своих потребностях и в своей корысти, ему нет дела до объекта лести, он просто его использует в своих целях. Льстецу не важно, нанесет ли он человеку ущерб своими словами, или возвысит его.

    Комплимент – это, согласно словарям Ушакова и Брокгауза-Эфрона: «Любезность, лестные слова, содержащие похвалу, фраза, содержащая нечто приятное для того, кому сказана». Согласно Википедии «Комплимент (фр. compliment) – это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова, лестный отзыв». Говоря другими словами, комплимент – это красивые слова, которые могут быть сказаны одним человеком – другому с целью дать ему понять, что определенные его качества вам нравятся, и человек вам симпатичен. Цель комплимента – передать отношение и положительные эмоции.

    Часто люди путают лесть и комплименты. Например: «Вам идет эта прическа» и «Вы самая красивая» – и в том и в другом высказывании содержится похвала, но в комплименте содержится правдивая информация о достоинствах человека, а лесть передает искаженную – преувеличенную информацию, а иногда и вопиющую неправду. Главное отличие комплимента от лести – это цели или мотивация, с которой человек делает либо то, либо другое. Или он преследует личные, корыстные цели - то есть льстит. Или хочет поддержать отношения и сделать приятное собеседнику – говорит комплимент.

    Зачем делать комплименты? или «Доброе слово и кошке приятно»

    Похвалите улыбку или доброжелательность продавца-консультанта и вы не только поднимете настроение себе и ему, но и, когда придете в следующий раз, получите дружелюбное обслуживание, и еще, возможно, скидки и приятные мелочи. Не упускайте шанс вот таким несложным способом стать любимым клиентом и от похода по магазинам получать удовольствие!

    Не бойтесь быть уникальным, в наши дни очень мало кто умеет делать комплименты! Удачный комплимент поможет превратить первое знакомство в удачное с первых минут, так как вы зарекомендуете себя как внимательный, интеллигентный собеседник. Не стесняйтесь хвалить то, что вам нравится в людях, будь то вкусно приготовленное блюдо или умение водить автомобиль – наградой вам будет хорошее настроение, улыбки, благодарность и, конечно же, замечательные отношения!

    Как правильно делать комплименты с точки зрения соционики.
    Соционический подход к комплиментам.

    Как не ошибиться, делая комплимент? Ведь мы заранее не знаем. Попадет ли он в точку. На мой взгляд, полезность соционического подхода состоит в том, что он доходчиво и понятно объясняет механизм работы комплимента: почему один и тот же комплимент вызывает разную реакцию, в чем разница слов, которые используются. В НИИ Соционики, где я прошла полный курс обучения, разработана технология, соблюдая которую легко добиться успеха на практике, в умении говорить комплименты.

    Лучше всего достигает своей цели комплимент, сделанный по функциям блока СУПЕРИД. Опишем свойства этого блока.

    Уровни коммуникации по В. Гуленко. СУПЕРИД – «Уровень, на котором дистанция близкая, а коммуникация глубокая, называется психологическим, поскольку на первое место выходит обмен сокровенной, личностной, идущей из души информацией. Он предполагает доверительные отношения, поскольку на этом уровне человек удовлетворяет свои потребности в любви, дружбе, сопереживании и т.п.».

    Функции, расположенные в СУПЕРИД – это «слабые функции витального кольца – пятая и шестая. Слабые неосознанные функции податливы, управляются информацией, поступающей извне, легко поддаются суггестии, программированию. Информация по ним воспринимается некритично, с доверием, запоминается без анализа. Здесь человеку требуется помощь, но и учится он по этим функциям легко и эффективно. Человек с благодарностью воспринимает информацию и помощь по этим функциям. Хотите сделать подарок человеку – делайте его по пятой и шестой функциям» .

    «Пятая функция – суггестивная. «Входные ворота» для информации. Считается, что по ней мы получаем информацию из внешнего мира для того, чтобы в дальнейшем переработать ее в своем сознании с помощью других функций.

    Шестая функция – референтная. Слабая функция, непригодная для творческой работы, однако обучение по ней происходит настолько легко, что может дать хорошие результаты. По этой функции человек ориентируется на мнение референтной группы, не противопоставляет себя. Как зададут в разговоре, так и реагирует. Функция нуждается в комфортном обеспечении, так как человеку трудно по ней противостоять обстоятельствам» .

    Отличие реакции на комплименты по пятой и шестой функции от сделанных по первой и второй состоит в том, что первая функция – базовая, основа личности и интеллекта человека. Информацию по ней он воспринимает адекватно и может выступать в роли эксперта по вопросам, связанным с этой функцией. Вторая функция – творческая. По ней человек быстро усваивает информацию и часто генерирует ее сам, выступает в роли критика.

    Поэтому если комплимент попал на сильные функции, человек ответит сдержанной улыбкой или это будет уже не комплимент, а признание заслуг в какой либо сфере. Признание заслуг тоже может быть комплиментом, но здесь больше вероятность ошибиться, не попасть в точку, ведь человек сам лучше разбирается в информации по своим сильным осознанным функциям. А функции СУПЕРИДа отличаются детской доверчивостью. По Э. Берну в СУПЕРИДе находится Я-состояние «Ребенок»: состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки. «Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он несет в себе впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут активизироваться». «Ребенок» «вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь: радость и очарование». И если ваша информация попала человеку на пятую и шестую функции, то результатом будет своего рода детская радость, удивление и нескрываемое удовольствие со стороны слушающего.

    Владение этими знаниями позволяет сделать комплимент приятным, отвечающим потребностям конкретного человека в похвале именно в той сфере, в которой ему это действительно нужно.

    Например, ЭСИ: суггестивная функция – логика действий, референтная– интуиция времени. Ему могут понравиться такие комплименты.

    • Вы всегда знаете, где и что купить, и как вам это удается!
    • Вы столько всего успеваете. Поделитесь советом, как вам это удается?

    Семантика соционических аспектов в основе грамотного подхода к комплиментам

    Так же важно знать какие аспекты находятся в пятой и шестой функции, так как немаловажную роль играют слова которые мы используем говоря комплимент, то есть семантику аспекта . Например, тип ЛИЭ: суггестивная функция – этика отношений, референтная – волевая сенсорика, используя семантику аспектов получаем комплимент – «Мне нравится (этика отношений) ваша рубашка (волевая сенсорика), она вам очень идет».

    1. Логика действий

    Деятельность – движение, действие, поступок, перемещение.

    Работа – деловая команда, инструмент, квалификация, метод, обеспечение, производственный процесс, рационализация, технологичность, технология, функциональность, функция, эффективность.

    Разум – адекватность, выгода, здравый смысл, знание, польза, прагматизм, разум, разумные действия, рассудочность, рационализм, рациональность, факт, целесообразность.

    Экономика – стоимость, предприимчивость, разумная цена, умение обращаться с деньгами, цена, ценность.

    2. Логика отношений

    Систематизация – анализ, взаимосвязи, доказательство, истинность, закономерность, классификация, причинно-следственные связи, система, соизмеримость, сравнения, статистика, структура, схема.

    Местоположение объектов – позиция, дистанция, закономерность, измерение, конструкция.

    Закон – инструкция, конституция, постановление, презумпция, устав, права и обязанности, формальности.

    Понимание – противоречие, критерий, истина, справедливость, равенство, правила этикета, эталон, баланс.

    Организация – иерархия, официальные отношения, подчиненность, порядок, правила, реестр, строгость.

    3. Этика эмоций

    Возбуждение – возмущение, волнение, нагнетание, переживание, подавленность, спокойствие, страсть.

    Побуждение к действию – внутренние импульсы, настрой, решимость, фанатизм, энергичность, энтузиазм.

    Превосходные степени в речи – восхитительный, жуткий, замечательный, отвратительный, потрясающий.

    Проявление эмоций – артистизм, вспыльчивость, жестикуляция, запальчивость, крик, мимические реакции, плач, покраснение лица, сдержанность, смех, умение владеть эмоциями, усмешка.

    Эмоции людей – восхищение, гнев, настроение, обида, паника, печаль, радость, романтизм, тревога, ужас.

    4. Этика отношений

    Взаимоотношения людей – братство, вражда, дружба.

    Притяжение – отталкивание, привязанность, психологическая дистанция, тяготение.

    Проявления чувств – бесцеремонность, деликатность, дипломатичность, милосердие, отзывчивость, почтительность, снисходительность, терпимость, укор, умение не обидеть, учтивость, человечность, чуткость.

    Чувства – доброта, зависть, злость, любовь – ненависть, симпатия – антипатия, сострадание.

    5. Волевая сенсорика

    Владение – желание, обладание, оборонять, расстановка сил, стремление, сфера влияния, тактика, территория, умение занять пространство, чувство хозяина, экспансия, «я хочу».

    Внешние качества внешний вид, контрастность, красота, форма, цвет, яркость.

    Масса – много, скопление, толпа.

    Проявление волевых качеств – готовность использовать свою энергию, добиться, достижение цели, завоевать, заставить, командовать, лидерство, мобилизованность, подавить, покорить, решительность, штурмовать.

    Сила – вес, весомость, власть, влияние, воля к победе, давление, сопротивление, уверенность.

    6. Сенсорика ощущений

    Вкус жизни – гармония, дизайн, качество, комфорт, удобство, удовольствие, уют.

    Внимание к подробностям – конкретным фактам, мелочам, к «мелкому шрифту в контракте».

    Ощущения – вкусовые, тактильные, надежность, оттенки цветов, потрогать, пощупать, приятность.

    Самочувствие – здоровье, наслаждение, отдых, ощущение пространства, умение обжить пространство, процессы жизнедеятельности, расслабленность, удовлетворение.

    Состояние – здесь и сейчас, реализм, «синица в руке».

    7. Интуиция возможностей

    Видение возможностей – глубинное видение, восприятие единства и взаимосвязи процессов, стремление дойти до сути, целостное восприятие, чутье.

    Внутреннее устройство – истинное свойство, основа, открытость, простота, содержание, сущность, суть.

    Возможности – жизнеспособность, потенциал, ресурс, способности, талант, шанс.

    Неопределенность – вдруг, «журавль в небе», многозначность, необычное, неожиданность, парадокс.

    Поиск – выбор, догадка, замысел, идеи, изобретение, находка, озарение, открытие, предположение.

    8. Интуиция времени

    Время – будущее – прошлое, момент, пауза, период, потом, продолжительность, своевременность, срок.

    Обращение со временем – ждать – догонять, отношения поколений, планирование, предупреждение, пунктуальность, спешить, умение учитывать и использовать время, уместить больше в единицу времени.

    Опыт – ретроспектива, учет ошибок.

    Прогноз – перспектива, предвидение, предчувствие.

    Развитие процессов во времени – возраст, изменчивость, история, молодость – старость, назревание, последовательность событий, современность, развитие, раньше – позже, чередование эпох, эволюция.

    Скорость – быстро – медленно, замедление, ритм, темп, ускорение, соревнования в скорости.

    Приведем ориентировочную таблицу, по которой можно понять, какие комплименты подойдут какому ТИМу¹.

    ТИМ Приятные комплименты
    ИЛЭ Похвалить деталь одежды, сказать приятные слова, с улыбкой и хорошим настроением
    СЭИ Похвалить способности, идеи, помочь разобраться, рассказать о новых возможностях
    ЭСЭ Сказать, что есть необходимые способности, похвалить количество прочитанных книг
    ЛИИ Пошутить, подбодрить, похвалить комфорт-удобство
    ЭИЭ Похвалить красоту, престиж
    ЛСИ Эмоционально, с улыбкой сказать о его умении успевать все в срок, быть современным, быстрым, молодо выглядеть
    СЛЭ Похвалить скорость, пунктуальность, опытность, с доброжелательной улыбкой
    ИЭИ Отметить силу воли, «крутизну», лидерские качества, ум и сообразительность
    СЭЭ Восхититься масштабностью его дел
    ИЛИ Поразиться силе его знаний
    ЛИЭ Сказать доброе слово, напомнить о чувствах
    ЭСИ Спросить практический совет. Похвалить пунктуальность
    ЛСЭ Проявить доброе отношение. Подарки с душой, сентиментальные
    ЭИИ Спросить совет
    ИЭЭ Сказать приятные слова о здоровье, удобстве, одежде
    СЛИ Помочь раскрыть способности. Показать хорошее отношение

    Эксперсс-диагностика референтной и суггестивной функции для комплимента

    Не всегда мы, к сожалению, знаем заранее ТИМ человека, чтобы сделать ему правильный комплимент. Что же делать, если мы еще не знаем ТИМа? Можно использовать небольшую экспресс-диагностику, понимая, что в данном случае полное определение ТИМа нам не так важно. Ведь комплимент – не профориентация, не психологическая диагностика, не оценка персонала. Здесь небольшая ошибка не фатальна. Даже если вы не попадете в цель – одну из функций СУПЕРИДа, то ничего страшного не случится, человеку вы этим не навредите, в любом случае ему будет приятно, только по-разному. Поэтому можно использовать метод подбора – давать информацию по разным аспектам, небольшими фразами, и смотреть на реакцию. Если человек начинает улыбаться, появляется детскость в глазах, расслабленность в позе, то я вас поздравляю – ваш комплимент попал в точку!

    Например, ЛИЭ:

    • «Вы прекрасно разбираетесь в вопросе целесообразности» – комплимент на базовую функцию – логику действий. Реакцией на этот комплимент будет сдержанная улыбка или просто небольшое внимание, так как в этой сфере человек является экспертом, и вы его не удивите.
    • «Я так рада вас видеть. Вы прекрасно выглядите» – этот комплимент скорее вызовет удовольствие и искреннюю улыбку у собеседника, так вы делаете комплимент по суггестивной функции – этике отношений и референтной – волевой сенсорике.

    Сведем в таблицу характерные реакции представителей разных ТИМов на информацию по СУПЕРИДу, взяв за основу .

    ТИМ На какую информацию отзывается с благодарностью
    ИЛЭ Предложить заботу о еде, здоровье, одежде, удобстве. Создать хорошее настроение, пошутить
    СЭИ Помочь раскрыть способности, рассказать о новых возможностях, показать что правильно
    ЭСЭ Объяснить научно, разложить по полочкам, заинтриговать
    ЛИИ Любят веселых, эмоциональных людей. «Заражаются» чужим настроением
    ЭИЭ Любят информацию, изложенную научно. Уважают правила, законы
    ЛСИ С удовольствием воспринимают эмоционально окрашенную информацию
    СЛЭ Нравятся быстрые, улыбчивые люди. Благодарны за эмоциональную поддержку
    ИЭИ Благодарны тем, кто поможет им понять правила, законы, необходимые формальности
    СЭЭ Любят людей, умеющих прогнозировать события
    ИЛИ Благодарны за информацию, помогающую строить отношения
    ЛИЭ Уважают сильных, значительных людей. Благодарны за помощь в объяснении человеческих отношений
    ЭСИ Любят полезные советы
    ЛСЭ Благодарны за помощь во взаимоотношениях с людьми
    ЭИИ С удовольствием обучаются технологическим приемам
    ИЭЭ Любят, чтобы о них позаботились, накормили, организовали уют и комфорт
    СЛИ Уважают широту кругозора и интуицию

    В заключение хотелось бы сказать, что умение делать комплименты – очень хороший и полезный навык, помогающий в разных сферах жизни наладить и поддерживать отношения. Комплимент моментально улучшает настроение вам и вашему собеседнику, работает на ваш положительный имидж в обществе. Умение делать комплименты – это захватывающая «игра» с безграничными возможностями для творчества, а использование соционики поможет добиться результата в короткие сроки. В окружающих вас людях есть множество качеств и умений, которые ждут вашей похвалы. Не бойтесь пробовать, и у вас все получится!

    Литература

    1. Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. / Сост. Л. Филиппов. – СПб, 1998.
    2. Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты / Сост. Л. Филиппов. – СПб, 1998.
    3. Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. - М.: "Алмаз", 2005.
    4. Прокофьева Т.Н. Семантика аспектов. // Психология и соционика межличностных отношений, N2, 2004.
    5. Прокофьева Т.Н. Развитие личности и соционические функции. // Соционика, ментология и психология личности, № 1, 2004.
    6. Прокофьева Т.Н. Соционика во взаимодействии с людьми: как понять их мотивы и предсказать поведение. Учебно-практическое пособие. М., 2008, 43 с.
    7. Прокофьева Т.Н. Соционика: искусство строить отношения с людьми и формировать психологический климат команды. Учебно-практическое пособие. М., 2008, 63 с.,
    8. Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб.: изд-во «Азбука», 1996. – 736 с.

    ¹ Составлена совместно с Т.Н. Прокофьевой

    Img by TLT Designs

    Мало для кого это окажется открытием, но комплименты играли, играют и будут играть довольно важную и значительную роль в общении и отношениях людей. Комплименты имею поистине большую силу, а неправильное использование их может нанести вред общению и отношениям в целом, как личным, так и деловым. Часто люди не задумываются, что говорят, кому говорят, как говорят. И тогда, даже искренне сказанная, фраза может возыметь обратный эффект, а человек стоит не понимает, что же произошло.

    Для того, чтобы эффективно применять в жизни комплименты нужно знать и соблюдать некоторые положения, а именно:

    • Разбираться в их многообразии и особенностях;
    • Знать, что это такое и зачем нужно;
    • Уметь применять их своевременно и уместно.

    Начнем с главного : что такое комплименты и для чего они нужны?

    Определений комплименту довольно много, это слово всем хорошо известно, и вызывает определенные ассоциации, как правило, романтические. Однако, попросив кого-нибудь объяснить, что такое комплимент, вряд ли услышишь четкое понимание. В лучшем случаецелый букет противоречивых определений, которые иногда скатываются к негативным оценкам и суждениям. Так, что же все таки такое комплимент?

    Комплимент это устное или письменно сообщение, направленное одним человеком другому или группе лиц, содержащее описание свойств или качеств адресата, и вызывающее в его голове образ, совпадающий, поддерживающий или положительно расширяющий его собственное представление о самом себе.

    У любого из нас есть некоторое представление о себе в целом и по частям. Себя мы обычно описываем, использую названия качеств: «Я классная, обаятельная, очаровательна…». Так возникает образ себя в нашей голове. Для окружающих этот субъективный образ может отличаться от того, что есть на самом деле, но нам это часто не очень интересно — определяющее значение имеет наша собственная картина о себе. Она имеет исключетельную важность для каждого, что мы ее с ревностью бережем и внимательно следим за ней, чтобы никто не покушался на этот образ с целью исказить его, принизить. С другой стороны, мы четко понимаем, что люди вокруг видят нас иначе, нежели мы сами, поэтому постоянно сопоставляем в наблюдениях свою картинку с картинками о себе любимой (или любимом) других людей. И так день за днем живем в этих заботах и холопотах.

    Чем же эта картинка, нарисованная собственноручно, о нас самих так важна для нас? Ну, во-первых, этота картинка, образ и есть то самое Я — единый субъект, существующий и действующий. Далее, нам важно знать рамки своего Я — вот это я, а вот это уже не я. Приоритетная и очень важная задача. стоящая перед нами — отличать себя от других людей, отличаться от них. Вот так все просто. В-третьих, мы, наоборот, хотим быть в чем-то похожими на других людей: для того, чтобы принадлежать к определенной группе, соответствовать некоторому уровню в ней, для того, чтобы вообще относить себя к человечеству. Кстати, один из таких случаев, когда ребенок начинает относить себя к мальчикам или девочкам. Такое сопоставление происходит в возрасте около четырех-пяти лет. Здесь же, в детстве, мы учимся относить себя и к своей семье, и к группе в детском саду. Уже будучи взрослыми, нам присуща потребность относить себя к нации, городу, профессии, статусу в обществе. Для сравнения себя с другими людьми нам приходится рисовать образы других людей, наделяя их свойствами и выражая это разнообразными словами, например: «Он глупый. По крайней мере, я знаю больше, чем он и соображаю и думаю гораздо быстрее». Делая такие сравнения, мы формируем свой собственный «портрет» все более четким и понятным.

    И это все — в картинке о себе. Представьте теперь, насколько важна эта картинка для каждого человека, живущего на Земле, и как мы реагируем на ее малейшие изменения. А теперь представьте, что некий знакомый или незнакомый Вася изменит нашу картинку о себе в худшую сторону, а некий Коля подтвердит верность нашей картинки, а некая Катя улучшит нашу картинку. Как Вам такое вмешательство?

    В этом и заключается суть таких понятий, как «комплимент», «оскорбление», «лесть». Оскорбление мы рассмотрим позже, но стоит упомянуть, что комплиментом можно и оскорбить. А лесть и комплимент отличаются друг от друга только окраской, и между ними проходит тонкая грань.

    Что такое «комплимент»

    Как много споров могли бы быть прекращены, если бы участники договорились дать определение терминам!

    Аристотель

    Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным.

    Демокрит

    Определение комплимента

    Разобраться в том, что такое настоящий комплимент, поможет прежде всего точное, исключающее различные толкования определение этого понятия.

    Значительные расхождения в отношении к комплиментам изначально возникают из-за расплывчатости самого термина. Словарь Брокгауза и Эфрона дает следующее определение: «комплимент – лестное выражение, любезность». В словаре Ожегова: «комплимент – любезные, приятные слова». В «Википедии» находим: «Комплимент (фр. compliment) – это умело подчеркнутое некое существующее достоинство собеседника, особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова».

    Все эти определения комплимента (в широком смысле), помимо собственно комплимента (в узком смысле), включают такие понятия, как лесть и похвала. К сожалению, авторы, пишущие о комплиментах, не уделяют этому обстоятельству должного внимания и используют определения, под которые подходит и то, и другое, и третье. Вот почему большинство приводимых ими примеров «комплиментов» на самом деле представляют собой похвалу, а иногда и лесть, действенность которых значительно уступает комплиментам. Причины мы обсудим в этом разделе.

    Мы покажем, что с психологической точки зрения истинный комплимент, лесть и похвала принципиально различны. Это легче увидеть, если пользоваться предложенным автором определением комплимента, восприятие такого комплимента будет заведомо положительным. Это приводимое ниже определение комплимента и практика его использования дали автору возможность разработать правила неотразимого комплимента (их мы рассмотрим в следующем разделе). Итак…

    Комплимент это небольшое преувеличение достоинств человека, о которых ему приятно услышать.

    В определенном так комплименте осуществляется, как говорят психологи, «пристройка снизу»: тот, кто произносит комплимент, возвышает собеседника над ним самим (а часто и над собой, как бы смотрит на него снизу вверх).

    При похвале же (в отличие от комплимента) происходит «пристройка сверху». Действительно, похвала – это положительная оценка. Вполне естественно и приятно, когда оценку нижестоящему дает лицо вышестоящее, имеющее на это право (старший по должности, положению, возрасту), но не наоборот. Это, кстати, объясняет, почему нередко полученная похвала не доставляет удовольствия: похваливший ведь осуществил пристройку сверху, а ее принимать не от всякого хочется. Аналогичное отторжение возникает и при других пристройках сверху – например, в навязываемых советах.

    Некоторые лингвисты также настаивают на размежевании понятий комплимента и похвалы, обращая внимание на то, что основная цель похвалы – дать положительную оценку (по-нашему – пристройка сверху), а для комплимента – сообщить о благорасположении (пристройка снизу). При этом показателем успешности для похвалы является принятие оценки, а показателем неудачи – ее отклонение. Однако для комплимента даже несогласие адресата с говорящим не означает неуспеха. Кроме того, похвала предполагает оценку качеств, знаний, умений адресата, и чтобы получить похвалу, нужно совершить нечто, некий поступок, проявив себя с положительной стороны, комплимент же не имеет столь строгих ограничений в этом плане .

    Комплимент – это не похвала, а лишь намек на какое-то из достоинств человека.

    В Интернете множество примеров «комплиментов», которые на самом деле являются похвалой. Например: «Оля, ты молодец, отлично справилась с заданием!» Или: «У тебя золотые руки», «Ты хорошо выглядишь», «Ты молодец!». Сравним: оценка «Ты хорошо справился с работой» – это похвала, а восхищение «Как тебе это удалось?» – комплимент.

    Комплимент отличается от лести тем, что допускает небольшое преувеличение. Льстец же чрезмерно преувеличивает достоинства собеседника. Сравните: «Тебе очень к лицу это платье» (комплимент) и «Ты самая красивая» (лесть). Комплимент отличает чувство меры, в противном случае он превратится в лесть. Сравните: «Я любуюсь тобой» (комплимент) и «Ты самая красивая на свете» (лесть).

    Лесть прямолинейна и имеет больше шансов быть отвергнутой из-за своей неправдоподобности. Если скажешь девушке, что она прекраснее всех, она, вероятнее всего, не поверит, но если отметить, что она красивее Маши, Оли, Любы, – она с удовольствием примет это. Жанр комплимента допускает некоторое преувеличение, но совсем не подразумевает обмана и неискренности. Этим комплимент существенно отличается от лести. «В лести нас оскорбляет не сама похвала, а неискренность» (К. Гельвеций).

    Лесть – это лицемерие, она не лучшим образом характеризует льстеца. Впрочем, и получать лесть унизительно. Ведь льстец предполагает, что он умнее, и объекту его манипуляции не хватит ума раскусить его хитрость. На это обратил внимание Лев Толстой: «Льстец льстит только потому, что он невысокого мнения и о себе, и о других».

    Комплимент способен вызвать у собеседника приятные чувства; лесть же по своей природе может вызвать отторжение и негативную реакцию. Лесть как горькая конфета в золотой обертке – ей радуются, пока не раскусят. «Вы сегодня как никогда красивы» – это комплимент. «Я не видел девушек красивее вас» – лесть.

    Лучшим комплиментом является тот, в котором каждое слово правдиво.

    Граница между лестью и комплиментом пролегает и в области морали. Лесть фальшива, лицемерна, манипулятивна, неотделима от поиска выгоды и потому настораживает: «Льстивый человек мед на языке, яд в сердце имеет» (М. В. Ломоносов). К тому же льстец далеко не всегда может скрыть свою неискренность. В отличие от этого искренний комплимент бескорыстен и потому вызывает восхищение.

    Вот почему в общении явное преимущество остается за комплиментом как инструментом более тонким и действенным.

    В теоретическом плане комплимент, лесть и похвала принципиально различны, поскольку относятся к разным типам психологического воздействия. Доказательство этого читатель найдет в разделе «Психологические причины востребованности и действенности комплиментов» главы 3.

    Однако вернемся к тонкостям определения комплимента в том, что касается степени преувеличения достоинств адресата воздействия.

    Всякое большое преувеличение рискует вызвать недоверие или скепсис. Всем известно, например, как воспринимаются рассказы рыбаков о величине пойманных ими рыб.

    Цель комплимента – улучшить отношения, однако неумеренное восхваление может привести к ухудшению отношений и к обиде. Писатель Илья Эренбург в автобиографической книге «Люди, годы, жизнь» так описывает свою первую встречу с Эрнестом Хемингуэем. Будучи в восторге от творчества этого писателя, Эренбург начал разговор с неумеренных, как посчитал Хемингуэй, похвал в его адрес. После третьего дифирамба Эрнест схватил со стола бутылку и замахнулся ею на льстеца: «Я сразу понял, что ты надо мной смеешься!»

    Комплимент предполагает преувеличение существующих достоинств собеседника, но в разумных пределах. Нельзя, например, старую женщину сравнивать с юной девушкой и наоборот. Нельзя какой-то явный недостаток или очевидный изъян восторженно превозносить, тактичнее его просто не замечать.

    Некоторое преувеличение и усиление отмечаемого качества необходимы для создания художественного образа (чем и привлекателен истинный комплимент), но если перестараться, то комплимент превратится в лесть, а порой даже в насмешку или издевательство. Например, «комплимент» «Ваша щедрость не знает границ!» на самом деле нечто противоположное комплименту, ведь безграничная щедрость – это расточительность.

    Незначительное преувеличение также не будет комплиментом.

    Нин, какое у тебя платьице сегодня красивое.
    А вчера что, некрасивое было?
    Ой, Танечка, ты сегодня такая нарядная!
    Да я и вчера ничего была.

    В комплименте уровень отраженных в нем качеств человека должен быть несколько выше его мнения о самом себе, уровня его самооценки. Банально восхищаться умом лауреата Нобелевской премии, внешностью победительницы конкурса красоты или хорошо составленной методичкой преподавателя – доктора наук, профессора с тридцатилетним стажем работы.

    Представьте себе, что человек, у которого феноменальная память, вдруг слышит в свой адрес: «Я поражаюсь, как вы сразу запомнили номер телефона!» Или врач слышит: «Можно только поразиться вашему мастерству! Как вы быстро выявили аппендицит!» И в первом, и во втором случае это не комплименты, а скорее насмешка.

    Опишу личное впечатление от «комплимента», сделанного с нарушением приведенного предостережения. Это случилось в ту пору, когда я увлекался бегом по утрам, пробегая за неделю больше 30 километров. Будучи в отличной форме, легко взбежал на 6-й этаж, за что получил комплимент от сотрудницы. «Она меня стариком считает?» – с горечью подумал тогда я.

    Итак, запомним: комплимент – это небольшое преувеличение какого-либо из достоинств человека, о которых ему приятно услышать.

    Примечания:

    Цифра в квадратных скобках означает ссылку на соответствующий источник в списке литературы.
    Похожие публикации