«Волшебница — вода» — конспект занятия (старшая группа).

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница Вода»
Программные задачи:
Совершенствовать знания детей о роли воды в природе и в жизни человека, о ее свойствах. Систематизировать и углублять представления о воде – как фактора экологического благополучия. Формировать системный способ мышления, развивать воображение. Выполнять элементарные опыты, умение пользоваться схемами. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, бережное отношение к воде, эмоциональный отклик и радость от общения с природой, чувство коллективизма, интерес к познавательной деятельности.
Активизировать словарь: облака, туман, пар, фильтр, роса, жидкость, состояние, газообразное, твердое, свойства.
Предварительная работа: наблюдение в природе за разными состояниями воды, чтение художественной и научно-популярной детской литературы, наблюдение за природными явлениями.
Материал к занятию: разная стеклянная посуда, схемы, стеклышки, чайные ложки, картинки с изображением птиц, животных, зверей, магнитофон с записью, по кусочку сахара, соль, камешки, опилки.
Ход занятия:
Воспитатель: Начинаем наш семинар-практикум. Вы мои ученики. Я ваш научный руководитель. Сегодня вы приготовили загадки, давайте послушаем.
(Дети по очереди достают карточки-капельки с загадками)
1.Лежало одеяло, мягкое, белое.
Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)
2.Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
3.Мост, как синее стекло
Скользко, весело, светло. (Лед)
4.У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет –
Гвоздь упадет. (Сосулька)
5. Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)
6.Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
(Дети прикрепляют на магнитной доске карточки с рисунками – ответами на загадки)
Воспитатель: Что объединяет все наши отгадки? О чем мы с вами сегодня будем говорить?
Дети: О воде! (Дети рассказывают о воде)
1. Вода – самое удивительное вещество в природе занимает 71% поверхности Земли. У воды самая важная роль на планете.
2. Первые живые организмы появились в воде. Без воды невозможно существование живых организмов. Человек наполовину состоит из воды. Человек употребляет в сутки 2,5 литра воды; 1,5 литра впитывает через кожу.
3. Вода нужна в промышленности (фабрикам, заводам), в сельском хозяйстве, в медицине, в производстве продуктов питания.
4. Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает, убирает свое жилище. Людям требуется много воды.
5. Вода очень нужна растениям, животным, рыбам – всему живому на Земле!
Воспитатель: Вы молодцы! Все правильно рассказали о воде. А сейчас я предлагаю вам отдохнуть, а заодно узнать что-нибудь интересное.
Физкультминутка. Игра «Капельки и тучи»
На полу разложены круги (из бумаги) на один меньше, чем детей. Это облака и тучи. Все дети «капельки». Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая капелька должна занять любую «тучу». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. (2 -3 раза)
Воспитатель: Предлагаю детям занять места в лаборатории для проведения опытов.
Давайте попробуем выяснить, в каком состоянии может быть вода.
1.Газообразное состояние.
Предложить детям открыть горшочек с кипятком. Поместить над паром стеклышки, на них образуются капельки воды.
Вывод: вода бывает в газообразном состоянии. Это пар, облака, туман. Туман оседает утром на траве и образуется роса. В воздухе, который мы вдыхаем, тоже есть вода.
На доске вывешивается схема газообразного состояния воды.
2.Жидкое состояние.
Что происходит с водой, если ее переливать в посуду разной формы?
Предлагаю наполнить водой разную посуду (баночки, пузырьки, стаканы). Что заметили?
Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится, у самой воды формы нет, так как она жидкая. Вода – жидкость.
На доску вывешивается схема жидкого состояния воды.
3.Твердое состояние
Мы уже знаем, что вода это жидкость. Она не имеет собственной формы. Это свойство всех жидкостей при нормальных условиях. А если мороз? Хотя бы маленький, всего минус один градус? Тогда вода будет твердой.
Вывод: Вода замерзает и превращается в твердое состояние – лед.
На доске вывешивается схема твердого состояния воды.

Вода, пар, лед – одно и то же вещество, только в разном состоянии: газообразном, жидком и твердом.
4. Предлагаю выяснить другие свойства воды. Давайте выясним, какого цвета вода? Перед нами два стакана. В одном вода, а в другом молоко.
Поставьте на картинку стакан с водой. Рассмотрите картинку под стаканом сверху, сбоку. Теперь, то же самое проделаем со стаканом молока. Что вы обнаружили?
Вывод: у воды нет собственного цвета, вода бесцветна, прозрачна (схема)
6. Вода не имеет запаха. Предложить детям понюхать воздух в банке.
Вывод: вода не имеет запаха (схема).
7. Вода не имеет вкуса. Предложить детям сделать глоток воды.
Вывод: вода безвкусна (схема).
8. Вода – это мощный растворитель. Предложить детям растворить в воде сахар, соль, камешки.
Вывод: Вода растворитель (схема).
Воспитатель: Давайте подведем итоги наших экспериментов.
По расположенным на доске схемам дети повторяют свойства воды.
Воспитатель: Всем нужна чистая вода. Как мы можем этому помочь? Как мы можем сберечь воду? (Ответы детей)
- загрязненная вода вредна всем (для здоровья человека особенно)
- грязную воду можно очистить с помощью фильтров
- на заводах и фабриках сроить большие очистные сооружения
- не тратить воду зря, закрывать хорошо кран после пользования
- не бросать мусор в водоемы
Воспитатель подводит итог, основываясь на эмоциях и поступках детей.
Дети читают наизусть стихотворение:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед
Растает и снова в поход.

По горным вершинам,
Широким долинам
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница наша – вода!

Конспект занятия «Волшебница - вода» (старшая группа)

Андреева Анжелика Николаевна

Старший воспитатель

МАДОУ № 23 г. Армавир

На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, еще низок уровень восприятия экологических проблем, как личностно значимых. Очень важно уже в детстве сформировать у ребенка, оберегающее и ответственное отношение к ресурсам и объектам окружающей природы.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не гарантирует успешного обучения, гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

При взаимодействие с природными материалами у дошкольников из стихийного и случайного любопытства, возникает потребность в познании природы, понимании ее, стремление проникнуть за пределы увиденного и узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью и чувством удовлетворенности. В ходе образовательной работы по экологическому образованию детей использую экспериментирование, как специально организованную деятельность, которая способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и формированию основ культурного познания окружающего мира.

Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Очень интересны были опыты с водой. Каждый день наблюдали за происходящими изменениями, пробовали на вкус. Проведение опытов способствовало возникновению интереса к собственным открытиям через исследование и экспериментирование.

Таким образом, использование разнообразных, интересных методов и приемов организации поисково - познавательной деятельности детей, способствует всестороннему развитию ребенка, расширяет его кругозор, формирует осознанное, бережное отношение к окружающей природе.

Конспект занятия «Волшебница - вода»

Подготовила:

Андреева А.Н. старший воспитатель первой категории

МАДОУ №23 г.Армавир

Программные задачи:

Формировать знания о разнообразном состоянии воды в окружающей среде

Дать элементарные знания о круговороте воды в природе.

Материал:

Демонстрационный: Мнемотаблица по формированию знаний о свойстве воды; плакат «Круговорот воды в природе»; иллюстрации к рассказу; термос с горячей водой; стекло

Раздаточный: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, серая, белая, зеленая, красная, желтая), 4 стакана с водой, на каждый стол, кусочки льда, комочки снега, блюдечка на каждого ребенка,

Предварительная работа: Беседы о воде, её роли в жизни человека; проведение занятий - экспериментирований с водой; рассматривание иллюстраций на тему "Вода"; чтение и отгадывание загадок о различных агрегатных состояниях воды; чтение художественной литературы:А.Яким «Облака», Андрей Богдарин «Дождик», «Снежинки»,Т.А.Шорыгина «Ключевая вода»; просмотр мультимедийной презентации «Капитошка»,использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "куда спряталась вода", "Разрезные картинки" и др..

Ход занятия:

Ι .Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его почитать. Слушайте. «Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуты расчесывала косу, да так и застыла, превратилась в красивую снежинку. А третья успела спрятаться и осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признать в капельке и «паринке» родных сестер.

Ребята, помогите! Докажите, что мы снежинка, капелька и «паринка» – родные сёстры.

II. Сообщение темы занятия

Воспитатель: Хотите помочь? О чем они вас просят?

Дети: Доказать, что снежинка,капелька и «паринка» - родные сестры

Воспитатель:Чтобы доказать, что снежинка, «паринка» и капелька родные сестры, нам нужно вспомнить как мы исследовали свойства воды.

ΙΙΙ. Экспериментальная деятельность

Опыт №1: « Вода не имеет формы»

Воспитатель: А есть ли форма у воды?

Дети: .

Воспитатель: Как доказать что вода не имеет форму?

Дети: перелить воду в посуду другой формы. (переливают)

Воспитатель: Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.

Вывод: Вода не имеет формы»

Опыт №2: «Вода жидкая, может течь»

Воспитатель: Как доказать, что вода жидкая?

Воспитатель: вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке. (дети выливают воду на блюдечко)

Воспитатель: Почему вода растеклась по блюдечку.

Дети: Вода жидкая

Вывод: «Вода жидкая»

Опыт №3: «Вода прозрачная»

Воспитатель: Какого цвета вода?

Дети: У воды нет цвета.

Воспитатель: На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. (дети выполняют)

Воспитатель: Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов?

Дети: Нет.

Вывод: вода прозрачная.

Опыт №4: « У воды нет вкуса»

Воспитатель: Знаете ли, вкус соли, сахара, лимона?

Дети: Да, мы знаем вкус соли, сахара, лимона.

Воспитатель: Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. (Дети пробуют)

Воспитатель: Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой?

Дети: Нет, вода безвкусная

Вывод: Вода не имеет вкус.

Опыт №5: «У воды нет запаха»

Воспитатель: Когда мама печет пирожки, булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издаю духи. А понюхайте воду, чем она пахнет.(дети нюхают воду)

Дети: у воды нет запаха.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №6: «Лед – твердая вода»

Воспитатель: Возьмите кусочки льда. (Дети берут) Подержим лед в руке.Что происходит?

Дети: Лёд тает и превращается в воду.

Воспитатель: Возьмите комочки снега и опустите в воду . (Дети выполняют) Что произошло?

Дети: Снег тает и превращается в воду.

Вывод: лед и снег – твердая вода.

Опыт №7: «Пар - это тоже вода»

Воспитатель: : На наше занятие я принесла термос с кипятком. (Воспитатель открывает термос)

Воспитатель: Что это поднимается над термосом?

Дети: Это поднимается пар.

Воспитатель: Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в термос наливала только воду. А вы не знаете?

Дети: При нагревании вода превращается в пар.

Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).

Воспитатель: На стекле появилась вода.

Вывод: пар это тоже вода.

Воспитатель: Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и «паринка» родные сёстры?

Дети: Снежинка, капелька и «паринка» – это вода, значит они родные сестры.

Воспитатель: Вода в окружающей среде бывает разной. Это может быть и река, и сосулька, и снег, и пар, и туман, и дождь. Получается что вода – волшебница, она умеет превращаться.

Она прозрачна, не имеет формы, вкуса и запаха. (Показ мнемотаблицы). Хоровое и индивидуальное проговаривание.

ΙV Физминутка

Вы ребята поднимайтесь

И в снежинок превращайтесь

Закружились, завертелись

Белые снежинки

Вверх взлетели белой стаей

Легкие пушинки.

Чуть затихла злая вьюга

Улеглись повсюду.

Заблестели, словно жемчуг,-

Все дивятся чуду

Заискрились, засверкали

Белые подружки.

Заспешили на прогулку

Дети и старушки

Покружитесь и в ребяток превращайтесь.

V .Чтение сказки

Воспитатель: Я вам сейчас прочитаю удивительную сказку «Зайчик и капелька», послушайте.

«Жил - был Зайчик-попрыгайчик в огромном лесу. И путешествовал он по своему лесу, все полянки изучил, на каждую опушку запрыгнул, каждое деревце рассмотрел. Только скучно было Зайчику - попрыгайчику путешествовать одному. Сел на камень и пригорюнился.

Чего пригорюнился, Зайчик-попрыгайчик? – раздался веселый голос. Зайчик осмотрелся по сторонам – откуда голос? – никого. И опять загрустил.

Эй,Зайчик-порыгайчик, не печалься – опять раздался голос, похожий на журчанье ручейка. Посмотрел по сторонам Попрыгайчик и опять никого не увидел.

Да ты под лапы глянь! Это же я – Капелька! – задорно прожурчал голос.

Смотрит Зайчик-попрыгайчик, а из под камня, на котором он сидел, ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто-то смотрит и улыбается.

Здравстуй, Зайчик! Что пригорюнился? – спросила Капелька.

А давай путешествовать вместе! – предложила Капелька.

Давай, - согласился Зайчик-порыгайчик.

И отправились они по лесу вместе. С каждым цветочком поздорова-лись, каждому зверю лесному улыбнулись.

В полдень, когда солнце стояло высоко в небе, решили остановиться и передохнуть. Зайчик-попрыгайчик в тени широкой ели и задремал.

Проснулся зайчик, зевнул, потянулся. Солнышко уже перестало припекать. Хорошо Зайчишке. Оглянулся по сторонам, а капельки и след простыл.

Капелька! Капелька! – стал звать зайчик, но никто не отозвался.

Пригорюнился зайчик и сел под елью.

Зайчишка! – раздался звонкий голос сверху.

Посмотрел Попрыгайчик на небо и увидел Капельку уже там. А Ка-пелька улыбнулась.

Ты как туда забралась? – спросил Зайка

Когда ты спал, солнышко припекало, и я испарилась. Поднялась на небо и стала облачком. Ну что пойдем путешествовать дальше.

Конечно,- обрадовался зайчик.

И стали они путешествовать дальше по лесу. Каждый листочек рассмотрели, под каждый кустик заглянули. И не заметили, как наступил вечер. Зайчишка потянулся, зевнул и решил пожелать спокойной ночи, глянул на небо, а её там нет.

Эй, зайчишка! Кого потерял? – раздался веселый голос.

Друга своего, Капельку, - ответил заяц.

Да вот же я! Взгляни на листочки, на травку.

Присмотрелся зайчик и действительно увидел Капельку. На каждом листочке лежала маленькая капелька росы.

Как же так? – удивился зайчик.

А мы пока путешествовали, я стала тяжелой и к вечеру не смогла уже бежать облачком, вот и выпала в виде росы. А могла бы пролиться дождичком. Вот так-то.

Теперь понятно! Ну, спокойной ночи, Капелька.

Спокойной ночи, Зайчик-попрыгайчик!»

V Ι Беседа .

Воспитатель :Как называется сказка?

Дети : «Зайчик и капелька».

Воспитатель:Что случилось с капелькой днем?

Дети: Она испарилась и стала облачком?

Воспитатель: Где зайчик увидел капельку вечером?

Дети: На листочках.

Воспитатель: (показ плаката «Круговорот воды в природе») Капелька воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда-то на землю упали в виде дождя, снега.

V ΙΙ Вывод.

Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии.

Дети: Вода это жидкость; не имеет собственной формы, цвета,запаха и вкуса. Вода может нагреваться, быть горячей.

Воспитатель: А,что еще вы узнали о воде?

Дети: Вода может превращаться в пар,лед и снег.

Воспитатель: Вот так

В природе путешествует вода

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед

Растает – и снова в поход

По горным вершинам,

Широким долинам

Вдруг в небо взовьётся

Дождем обернется

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – наша вода.

Наталья Канева
Конспект интегрированного занятия «Вода и её свойства» (старшая группа)

.Конспект интегрированного занятия «Вода и её свойства »

Цели и задачи :

Интеграция О . О :

ОО «Познавательное развитие»

Развивать познавательно – исследовательский интерес

Показать важное свойство воды - давать жизнь живому.

Показать, что вода может быть в трех состояниях : жидком, твердом, парообразном.

Развивать любознательность, мышление

Воспитывать бережное отношение к природе

ОО «Речевое развитие»

Ввести в активный словарь детей слова : глобус,пресная, жидкость, прозрачная.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности

Учить детей рисовать облака, используя нетрадиционный прием «рисование свечкой»

Развивать способность всматриваться в объекты природы, замечать их изменения.

ОО «Физическое развитие»

Развивать мелкую моторику рук

Выполнять движения в соответствии с текстом,

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Развивающие : развивать мышление и творческое воображение;

Воспитывающие : воспитывать интерес к природе и отражению полученных представлений в изобразительной деятельности.

Материалы : Глобус, яблоко,нож для разрезания яблока, «облако» ,картинки с изображение состояния воды в разное время года, фонограмма песни «Облака –белогривые лошадки» . Стаканчики с соленой и пресной водой, одноразовые тарелки, губки, лист бумаги, акварельные краски, свечи, кисточки, подставки под кисточки,салфетка - на каждого ребенка.

Предполагаемый результат :

Образовательные :

Закрепление представлений детей о природном объекте воде;

Формирование познавательного интереса ;

Обогащение словарного запаса;

Формирование некоторых обследовательских действий

-.интерес к рисованию свечой .

Воспитательные :

Воспитание бережного отношения к воде;

Предварительная работа.

1. Чтение потешек, сказок познавательного характера о воде.

2. Проведение опытов (превращение снега в воду, воды в лёд, льда в воду) .

3. Беседы на темы : «Где можно встретить воду» , «Кому и чему нужна вода » , «Для чего нужна вода » , «Кто живёт в воде» .

Ход НОД:

Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуйте!

В. Если мы внимательно посмотрим вокруг, то увидим, что нас окружает мир воды. Река или озеро, в котором мы купаемся, - это вода . Когда наступают морозы, на траве по утрам появляется иней, речка прячется под лед, а сверху ее укрывает пушистое одеяло – снег. Это тоже вода , только замерзшая, твердая. По небу неторопливо плывут облака – вода , превратившаяся в пар. Наше тело наполовину состоит из жидкости. Вся жизнь на Земле когда- то, очень давно, зародилась в океане. Вода нужна растениям и животным. Одним словом,вода- это жизнь !

Воспитатель берет глобус и спрашивает у детей :

Вы знаете что это? (ответы детей) .

Воспитатель просит ответить ребят :

Почему на глобусе различные цвета и что они обозначают?

Ответы детей : Голубой цвет – это вода , а коричневый – суша, земля.

Воспитатель.: Чего больше у нас : воды или суши? (ответы детей)

Представьте, что это яблоко (показывает) наша планета Земля. Оно такое же круглое и немного сплющенное сверху и снизу (воспитатель разрезает яблоко на 4 части.) Одна часть- это суша, а три других - вода . Дети делают вывод : на нашей планете воды много.

Воспитатель : У вас на столе стаканчики с водой. Возьмите белые стаканчики и попробуйте воду. Какая она? (соленая) . А сейчас попробуйте воду из прозрачного стаканчика. Какая она на вкус? (не соленая, пресная) . Какую воду мы используем для питья и приготовления пищи? (ответы детей) .

А сейчас посмотрите на эти 3 кусочка яблока. Что они у нас обозначали. Правильно. Воду. Я отрежу от одного из них небольшой кусочек. Оставшиеся кусочки - это столько на земле соленой воды, непригодной для использования. А маленький кусочек - это пресная вода , вода , которую можно пить. Дети делают вывод : воды на планете много, но чистой, питьевой мало. Вывод : воду надо беречь.

В : Вода – настоящая волшебница, она умеет быть разной. Отгадайте, пожалуйста, загадки о разных состояниях воды в природе.

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно (Лед)

Крупно, дробно зачастил,

И всю землю напоил (Дождь)

Какой это мастер на стены нанес

И листья и травы, и заросли роз. (Мороз, морозные узоры)

Дети рассматривают картинки, на которых изображены разные состояния воды. Воспитатель еще раз подчеркивает, что снег, дождь, туман, иней, сосульки, лед, морозные узоры – это все вода .

Посмотрите, к нам с неба спустилось облако. Хотите отправиться в путешествие на нем? Запрыгивайте на него. Путешествие начинается. Облако плавно поднимается вверх, все выше и выше. (Звучит песня «Облака - белогривые лошадки» ). Облако перенесет нас в лабораторию

В : Ребята, давайте сегодня превратимся в ученых и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол) .

В. Перед ними лежат тарелки слегка влажными губками.

В. Вы знаете, как образуется дождь? (После ответов детей) . Высоко в небе плывут облака. А облака - это много- много- много крошечных капелек воды. Когда капелек в облаке собирается много, они становятся тяжелыми для него и поэтому выпадают на землю дождем. И мы с вами попробуем сделать дождь.

В. На что эти губки похожи? (ответы детей) Они вам не напоминают пушистые облака, которые будто спустились к нам с неба? Потрогайте губку сверху и снизу. Сверху она сухая и слегка влажная снизу, как настоящее облако.

В. Сожмите губку. Почему из такого «облака» не идет дождь? (ответы детей) Потому что в «облаке» капелек мало.

Воспитатель показывает, как добавить в «облако» немного воды (наливает из стаканчика немного воды на губку) . Дети повторяют за действиями воспитателя.

В. Что произойдет, если сжать губку? (Дети проверяют свои предположения опытным путем)

В. Получается дождь, но он пока несильный. А если вылить на «облако» всю воду? (Дети выливают на губку всю воду из стаканчика)

В. Что произойдет, если сжать «облако» ? (Дети высказывают свои предположения и затем проверяют их, осторожно поднимая «облако» над тарелкой.)

В. Обратите внимание, как много капелек воды собралось в губке. Они становятся слишком тяжелыми для «облака» и выпадают дождем. Если губку сжать, получается дождь. (Дети могут опыт повторить несколько раз)

Воспитатель. Какой дождь получился? (сильный) Вот так все происходит и в природе : соберутся капельки воды вместе в туче, а когда им становится тесно, убегают из тучи на землю, падают дождем. А зимой бывают снежные тучи, из них сыплется снег.

Воспитатель. Высушите, пожалуйста, руки салфеткой. Давайте отдохнем.

Игра «Дождь»

Ведущий показывает и рассказывает движения :

дождь шумит (дети потирают ладони- шуршат ими) ;

дождь капает (дети щелкают пальцами) ;

дождь идет (хлопают в ладоши) ;

дождь льет (ударяют себя ладонями по бедрам)

После разучивания этих движений воспитатель называет действия дождя (например, капает, дети выполняют движения (щелкают пальцами) и т. д.

Дети садятся за столы.

Я предлагаю вам нарисовать чудесное творение природы – облако не простым способом, а свечками.

Как вы думаете, какую форму имеют облака (Ответы детей) .

Сейчас я вам покажу, как нарисовать свечкой. Берем свечку и рисуем сильно прижимая облако, форму вы выберите сами во весь лист. Затем берем кисточку и закрашиваем только облако, чтобы не осталось белых пятен. Вот и стали видны наши облака. Они все разные, как и в природе.

Молодцы. Покажите все свои рисунки. Какие замечательные облака у нас получились.

А гостям мы дадим задание угадать, на что похожи ваши облака.

Формировать представления о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.

1. Образовательные:

Ознакомить детей со свойствами воды:

Отсутствие собственной формы;

Текучесть;

Прозрачная;

Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

Закрепить умение работать с посудой (стеклянной и прозрачной) ;

2. Воспитательные:

Поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;

Вызвать у детей стремление беречь воду, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

3. Развивающие:

Развивать собственный познавательный опыт;

Расширить перспективу развития познавательной деятельности детей, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

Предварительная работа.

  • Беседы о воде, её роли в жизни человека.
  • Проведение непосредственной образовательной деятельности – экспериментирований с водой.
  • Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
  • Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др.
  • Чтение художественной литературы.
  • Наблюдение за водой во время прогулок.

Материал для НОД.

  • Прозрачные, стеклянные колбы разной формы.
  • Панно «Река».
  • Трафареты рыбок, карандаши, цветной картон, глобус.

Ход занятия

Ребята сегодня у нас необычное занятие, у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся, подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

Вос-ль: (покрутив глобус).

Ребята, вы конечно знаете как называется этот шар? (глобус). Давайте сегодня еще раз рассмотрим глобус.

Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, зеленый, желтый, коричневый).

Ребята, а какого цвета больше? (синего). Правильно.

А как вы думаете, что изображено синим цветом? (моря, океаны, озера, реки). Правильно, и это все вода. И если нашу Землю сравнить с яблоком, то вы убедитесь, что воды действительно больше, чем суши. Вот яблоко. Разрежем яблоко на 4 части. 3 части – это вода, только одна часть –суша, земля. Госпожа вода в нашей природе - самая важная персона, ни одного живого организма не будет без воды.

Дети стоят

Ребята, а где в природе мы можем встретить воду? (ответы детей) А теперь посмотрим (слайды о воде).

А какое сейчас время года? (весна). Слайд. Где весной можно увидеть воду в природе? (Сосульки, лужи, лед.)

Опыт «Вода – жидкость, не имеет собственной формы»

Ребята, а хотели бы вы узнать какими свойствами обладает вода и для чего она нужна? (Да.) Тогда я приглашаю вас в нашу научную лабораторию, где мы будем экспериментировать, проводить опыты.

Вос-ль: Давайте пройдем к своим рабочим местам, наденем фартуки и сядем. Перед тем как приступить к работе, давайте подготовим свои глаза. И в этом нам поможет динамическая пауза (по экрану).

Помните, что вы работаете в лаборатории и поэтому следует соблюдать правила поведения: не шуметь – этим мы мешаем другим, аккуратно обращаться с посудой, помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Вос-ль: Итак, возьмите стакан с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливать нужно медленно, аккуратно, чтобы не разлить воду. (Самостоятельная работа детей.)

Вас-ль: ребята, посмотрите, что произошло с водой? (Растеклась по блюдечку.)

Значит вода какая? (Жидкая.)

Вос-ль: Совершенно верно. Вода- жидкость. (Схема.)

Вос-ль: А сейчас давайте проверим, есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в 2 разных сосуда. (Самостоятельная работа детей.)

Вос-ль: Что произошло с водой, когда мы её налили в1-ю колбу, во 2-юколбу?

Дети: Вода приняла форму этих предметов.

Вос-ль: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её налили –колбы большой, маленькой. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают (схема).

Вос-ль: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьёмся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему? ». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода – это плохо. Почему? ». Итак, начали: «Вода – это хорошо. Почему?»

Дети: Вода нужна для питья, чтобы готовить еду, умываться, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду. Водой можно закаляться. Вода нужна для того чтобы поливать цветы, растения в огороде. А ещё в воде живут различные животные и рыбы, возле воды обитают птицы.

Вос-ль: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем ответы второй команды: «Вода – это плохо. Почему?».

Дети: Если в жару напиться холодной воды, то модно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если не аккуратно обращаться с водой и пролить её на пол, то можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывают наводнения и тогда вода разрушает всё на своём пути не жалея ни кого и ничего.

Вос-ль: Молодцы, отлично справились с этим заданием.

Опыт «Вода прозрачная»

Установим еще одно свойство. Перед вами стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. Возьмите маленькие ложки и положите в оба стакана. В каком стаканчике видна ложка? (в стаканчике с водой). Как вы думаете почему в этом стаканчике видна ложка? (вода прозрачная, а молоко нет).

Посмотрите, ребята, молоко белого цвета, а что можно сказать о воде, какого она цвета?

Ребята, вода не имеет цвета, она бесцветная и прозрачная (схема).

Ребята мы с вами много поработали, а теперь пора и отдохнуть. Cейчас мы поиграем с вами в нашу любимую игру «Ходят капельки по кругу».

Физкультминутка «Ходят капельки по кругу».

Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а дети –Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует.) Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались.

Дети стоят (Воспитатель берет в руки сосуд с водой и рыбкой.)

Посмотрите, у меня есть сосуд с водой. Какая в нем вода? (чистая, прозрачная). А какие свойства воды вы еще запомнили? (вода-жидкость, не имеет собственной формы). Правильно, молодцы. А кого вы еще видите в этой воде? (рыбку). Правильно, она одна и ей очень скучно и одиноко. Давайте сделаем для нее разных друзей-рыбок и запустим их в нашу маленькую речку с чистой водой. Для этого у вас на столе приготовлены шаблоны нескольких рыбок- щуки, карася, окуня, цветной картон, фломастеры и карандаши.

(Дети сидят за столами.)

Ребята, а теперь давайте сядем за столы. Выберите себе шаблон той рыбки, который вам понравился больше всего. Обведите рыбку, вырежьте ее, но при работе с ножницами не забывайте, как с ними нужно обращаться: локти должны лежать на столе во время работы, не размахивайте руками. Когда вы вырежете рыбку дорисуйте ей детали и опустите ее в нашу приготовленную речку (приклеить).

Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.

Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды).

По ходу работы воспитатель индивидуально помогает ребенку, который нуждается в помощи.

В: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Полина, какую ты рыбку выбрала? (ответ ребенка). А ты Егор? А как вы думаете, рыбкам нравится плавать в чистой воде? Да! Твоей Варя рыбке, нравится жить в чистой воде? А твоей….., а вашим рыбкам дети нравится жить в чистой воде? Тогда дорисуйте улыбки той рыбке, которой нравится жить в чистой воде.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте посмотрим сюда (обратить внимание на плакаты). Вода – одно из самых удивительных веществ на планете, без воды не может прожить ни одно живое существо. Вода нужна всем, поэтому к воде нужно относиться бережно. Запомните это и расскажите родителям. А сейчас, давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось на занятии? Что вы хотели бы в следующий раз исследовать?

И на память о нашем занятии я дарю вам капельки.

На этом наше занятие окончено.

На столе у воспитателя стоит сундучок (мотивация!), дети обращают внимание на него. Воспитатель берет в руки сундучок и задает вопрос:
– Кто знает, как называется предмет, который я держу в руках? (Ответы детей).
– Как вы думаете, что может лежать в моем сундучке?
(Предположения детей).
– Хотите посмотреть?
(Воспитатель открывает сундучок и достаёт глобус и карту. Карту вешает на стену).
– Что это? (Дети называют)
– Что общего у этих двух предметов? (Для путешествия, преобладание голубого и синего цвета)
– А кто знает, что обозначается на карте и глобусе оттенками синего цвета? (Вода в море, океане….)
– Да, ребята, вы правы – это вода. Предположите о чём мы сегодня будем вести разговор? Чем будем заниматься? Что узнаем нового? (Мы будем путешествовать по воде; узнаем о путешествии воды на планете и др. варианты ответов).
Показ детям модели земного шара, общего для всех жителей планеты – глобус).
– Ребята, почему на глобусе и на карте вода обозначается бледно-голубым, синим, темно-синим цветом? (Предположения детей)
– Если вас заинтересовала эта особенность изображения водной поверхности земного шара, то можете к следующему занятию с нами поделиться этой новостью, спросить это у родителей.
– А какие ещё цвета вы видите на глобусе и карте? (Жёлтый, зелёный, коричневый)
Знающие дети могут назвать обозначение цветом определённой поверхности: коричневый – горы и т.д.)
– А каким одним словом можно назвать поверхность земного шара, где нет воды? (Суша)
– Учёными доказано, что суша занимает одну четвёртую часть земного шара. Чтобы вам было понятно, приведу пример на яблоке. (На глазах у детей разрезаю яблоко на четыре равные части)
– Кто сможет выйти и показать ту часть, которая условно равна суше? (Вызываю двух детей по очереди, один из которых показывает правильно, а другой ошибается)
– Ребята, а кто же прав? (Выслушиваются размышления детей. Кто-то из ребят пытается сделать вывод – воды больше, чем суши)
– А, по-вашему, мнению, чего на поверхности нашей планеты Земля (Держу в руках глобус) больше воды или суши? (Варианты ответов детей)
– Итак, ребята, мы с вами условно представили планету Земля в виде яблока, разделили на четыре равные части и взяли одну – это суша (показываю). Остались три части – вы сказали, что это – вода. Молодцы! Воды на планете действительно больше, чем суши.
(Воспитатель читает стихотворение Н.Рыжовой о воде, по ходу вывешиваются на магнитной доске иллюстрации дождя, града, снега, росы, пара, сосульки, тумана и т.д.):

– Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!

– Кто из вас купался в реке или бассейне? (Все поднимают руки)
– А кто купался в море или в нашем озере Карачи? (Кто-то дважды поднимает руку)
– Есть ли какое отличие воды в море и озере Карачи? (По количеству воды, по вкусу – солёная, несолёная. Дети замечают, что морская вода – солёная, а с озера Карачи – очень солёная).
– «Загадку» озера Карачи мы рассмотрим на последующих занятиях, но заинтересовавшимся ребятам, можно обратиться к родителям.
– Действительно, вы заметили, что в море вода солёная, а в реке – нет. (Словарная работа – пресная вода).
– Ребята, я вам привезла воду с Чёрного моря (показываю на карте) и с озера Карачи (показываю на карте Новосибирской области). Хотите попробовать на вкус?
– Дети посмотрите ещё внимательно на глобус – здесь есть белый цвет. Что он обозначает? (Льды, снега, которые никогда не тают).
– Выберите из картинок на доске те объекты, которые на карте и глобусе изображены белым цветом.

ФИЗМИНУТКА

Подвижная игра «Ходит капелька по кругу» – воспитатель тучка, дети – капельки – прыгают, танцуют, разбегаются).
Тучка подсказывает, что капелькам делать. Скучно стало поодиночке прыгать на земле. Собрались все вместе и потекли веселыми ручейками к большой речке. А большая речка попала в океан большой. Плавали – плавали капельки в океане и вспомнили о маме-тучке. А тут солнышко пригрело, капельки стали легкими и потянулись вверх, испарились они под лучиками солнца, вернулись к «маме-тучке».
– А сейчас послушайте пословицы и поговорки о воде.

  1. Тяжело против воды плыть.
  2. Капля мала, а по капле – море.
  3. Под лежащий камень вода не течёт.
  4. Март с водой, апрель – с травой.

– Как вы понимает их смысл?
– Для чего нужна вода? (Растениям, животным, человеку)
– Давайте сделаем вывод: что мы узнали о воде? (Обозначение на карте оттенками синего цвета, занимает 3/4 части земного шара, солёная и пресная, жидкая, твёрдая, газообразная)
Под руководством воспитателя дети проводят эксперименты, обнаруживая свойства воды: холодная, горячая, тёплая; чистая – грязная; бесцветная, прозрачная, без вкуса, без запаха. Опыт подтверждает, мяч в воде плавает, металлическая ложка тонет.
– Показ схемы с объяснением круговорота воды в природе.
– А теперь подумайте и скажите: откуда берется вода в кране? Наблюдали ли вы такую картину: открытый кран, впустую течёт чистая вода. Вот послушайте, о чём говорят капли, когда капают из неплотно закрытого крана:

Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап- кап-кап…
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря-зря-зря…
А то пройдет немного лет,
И нет водицы нет-нет-нет…

– А кто из вас сможет назвать правила для сохранения воды? (Варианты ответов детей: закрывать плотно кран, не пускать воду сильной струей, набирать воды столько, сколько необходимо, не засорять водоемы содержать в чистоте реки, озера).

Релаксация – сесть удобно, включается аудиозапись: шум воды, послушать «голос» воды; закрыть глаза и пофантазировать. Образы – ручей журчит, плещется рыба в реке. Капает дождь, волнуется море, ревет водопад…)
(Дети рассказывают, что они представили, увидели).
– Что нового узнали о воде? Что понравилось на занятии? (Ответы Детей)
На доске прикреплены изображения двух туч (голубая, темно-синяя). Определение настроения этих туч: голубая – весёлая, тёмно-синяя – грустная.
– С каким настроением вы заканчиваете занятие? Подойдите к такой тучке. Я подошла к жизнерадостной тучке, потому что мне понравилось наше занятие и то,
как мы с вами вместе поработали (дети выходят и встают рядом с тучками).
– Спасибо, вам, ребята, за работу.
Звучит музыка. Дети в своих рисунках передают свое настроение и прикрепляют к тучкам.

Итог занятия

Продолжение на прогулке

На прогулке – на столе подносы с губками (на каждого ребенка – облака, сверху сухие, а внутри слегка влажные). Дети сжимают губку, вода не выделается. Т.к. мало капелек.
Добавить немного воды и снова сжать губку, получился «дождь» но не сильный, а если добавить много воды, то будет сильный дождь (дети повторяют опыт несколько раз) – Идет закрепление материала (капельки собираются вместе в туче, а когда им становится тесно, убегают из тучи на землю, падают дождем, а зимой – снегом.
Затем дети представляют, что наступила зима, все лежит (имитируя) снеговика (движения рук). Пришла весна, пригрело солнышко, побежали ручьи и снеговик растаял. На смену весне пришло лето. Летом идет теплый дождик. (Полить детей теплой водой из лейки).
Затем пустить бумажные кораблики в тазик с водой (дети работают самостоятельно, любуются и обыгрывают ситуации…)

Похожие публикации