Пол Таф - Поможем ребенку добиться успеха: действенные методы и причины, по которым они работают. У каких родителей вырастают счастливые и успешные дети

Хвалить или критиковать? Расписать его день по минутам или дать полную свободу? Заставлять зубрить точные науки или развивать творческие способности? Мы все боимся что-то упустить в воспитании детей. Недавние исследования психологов выявили ряд общих черт у родителей, чьи дети добились успеха. Что же делают родители будущих миллионеров и президентов?

1. Они заставляют детей делать работу по дому

«Если дети не моют посуду, это значит, кто-то другой должен вымыть ее за них», - говорит Джули Лифкотт-Хаймс, бывший декан в Стэнфордском университете и автор книги «Как вырастить взрослого» («How to Raise an Adult»).

Чем раньше вы приучите к труду ребенка, тем лучше для него

«Когда дети освобождаются от домашней работы, это значит, они не получают понимания, что эту работу нужно делать», - подчеркивает она. Из детей, которые помогают родителям по дому, получаются более чуткие и склонные к сотрудничеству с коллегами работники, способные взять на себя ответственность. Джули Лифкотт-Хаймс считает, что чем раньше вы приучите к труду ребенка, тем лучше для него - это даст детям представление о том, что жить самостоятельно значит прежде всего уметь обслужить себя и обустроить свой быт.

2. Они уделяют внимание социальным навыкам детей

Дети с развитым «социальным интеллектом» - то есть те, кто хорошо понимает чувства других, умеет разрешать конфликты и работать в команде, - как правило, получают хорошее образование и работу на полную занятость к 25 годам. Об этом свидетельствует исследование Пенсильванского университета и Университета Дьюка, которое проводилось в течение 20 лет.

Напротив, дети, чьи социальные навыки были развиты слабо, чаще оказывались под арестом, были склонны к пьянству, им труднее было найти работу. «Одна из главных задач родителей - привить ребенку навыки грамотного общения и социального поведения, - говорит Кристин Шуберт, которая проводила исследование. - В семьях, которые уделяют этому вопросу большое значение, дети растут более эмоционально устойчивыми и легче переживают кризисы взросления».

3. Они устанавливают высокую планку

Ожидания родителей - мощный стимул для детей. Об этом свидетельствует анализ данных опроса, охватившего больше шести тысяч детей в США. «Родители, которые пророчили для детей большое будущее, прилагали больше усилий для того, чтобы эти ожидания стали реальностью», - говорят авторы исследования.

Возможно, играет роль и так называемый «эффект Пигмалиона»: высокие ожидания родителей заставляют детей больше стараться, чтобы соответствовать им.

4. У них здоровые отношения друг с другом

Дети в семьях, где поминутно случаются ссоры, вырастают менее успешными, чем их сверстники из семей, где принято уважать и слушать друг друга. К такому выводу пришли психологи из Иллинойского университета (США). При этом бесконфликтная среда оказалась более важным фактором, чем полноценная семья: у матерей-одиночек, которые растили детей в любви и заботе, дети чаще добивались успеха.

Раннее освоение базовой арифметики предопределяет будущие успехи не только в точных науках, но и в чтении

Одно из исследований показало, что когда разведенный отец часто видится с детьми и сохраняет добрые отношения с их матерью, дела у детей обстоят лучше. Но когда в отношениях родителей после развода сохраняется напряжение, это негативно влияет на ребенка.

5. Они подают личный пример высоких результатов

У матерей, которые забеременели в подростковом возрасте (до 18 лет), дети чаще бросают школу и не продолжают учебу в дальнейшем. Психолог Эрик Дубов обнаружил, что по образовательному уровню родителей на момент восьмилетия ребенка можно достаточно точно предсказать, насколько успешным в профессиональном плане будет он сам через 40 лет.

6. Они рано учат детей математике

В 2007 метаанализ данных 35 тысяч дошкольников в США, Канаде и Великобритании показал: те ученики, которые к моменту поступления в школу уже были знакомы с математикой, в дальнейшем показывали лучшие результаты.

«Раннее освоение счета, базовых арифметических вычислений и понятий предопределяет будущие успехи не только в точных науках, но и в чтении, - говорит Грег Дункан, автор исследования. - С чем это связано, пока нельзя сказать точно».

7. Они строят доверительные отношения с детьми

Чуткость и умение устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, особенно в раннем возрасте, крайне важны для всей его дальнейшей жизни. Этот вывод сделали психологи из Университета Миннесоты (США). Они обнаружили, что те, кто родился в бедности и нищете, добиваются больших академических успехов, если росли в атмосфере любви и тепла.

Чуткость родителей компенсирует даже влияние таких негативных факторов, как неблагополучная среда и низкий уровень образования

Когда родители «реагируют на сигналы ребенка быстро и адекватно» и обеспечивают ему возможность безопасно исследовать мир, это может компенсировать даже влияние таких негативных факторов, как неблагополучная среда и низкий уровень образования, считает психолог Ли Рэби, один из авторов исследования.

8. Они не живут в постоянном стрессе

«Матери, которым приходится метаться между детьми и работой, «заражают» своим беспокойством детей», - говорит социолог Кеи Номагучи. Она изучала, как влияет время, которое родители проводят с детьми, на их благополучие и достижения в будущем. Оказалось, что важнее в данном случае не количество времени, а качество.

Чрезмерная, удушающая забота может быть столь же вредной, как и пренебрежение, подчеркивает Кеи Номагучи. Родители, которые стремятся оградить ребенка от опасностей, не дают ему самостоятельно принимать решения и приобретать собственный жизненный опыт.

9. Они придерживаются «мышления роста»

Один из надежных способов предсказать, преуспеет ли ребенок в жизни, - посмотреть на то, как он оценивает причины успехов и неудач. Стэнфордский психолог Кэрол Двек проводит разницу между фиксированным мышлением и мышлением роста. Для первого характерно убеждение, что пределы наших возможностей заданы изначально и мы не можем ничего изменить. Для второго - что мы можем добиться большего, прилагая усилия.

Если одному ребенку родители говорят, что у него врожденный талант, а другому - что его «обделила» природа, это может повредить обоим: первый будет всю жизнь переживать из-за неидеальных результатов, боясь утратить свой драгоценный дар, а второй может вообще отказаться работать над собой, ведь «природу не изменишь».

Все заботливые родители хотят и . Среди сотен методик известных и не очень педагогов и психологов, сложно выбрать простую и подходящую именно вам.

Но этот способ, который использует обычная мама из Санкт-Петербурга Таисия Кудашкина, превращает в удивительное приключение. Благодаря этому методу, дисциплинированным, учится сосредотачиваться на важных, а главное, — положительных вещах.

И это еще далеко не все позитивные моменты. Главная прелесть этого метода — он занимает всего несколько минут в день. Итак, что же надо делать, чтобы ?

Простой рецепт счастья от креативной мамы

Таисия Кудашкина каждый день записывает в дневник пять достижений своих детей. Поначалу было совсем непросто вспомнить поступки, которыми можно было бы похвастаться. Но понемногу через все «не знаю», «не хочу» и «не могу» метод стал работать и приносить результаты. В этом способе записывать успехи за день есть куча положительных эффектов.

Это страничка из дневника маленькой дочки. Для кого-то это просто смешные детские записи, а для родителей — настоящая гордость.

А из этой милой записи уже мама сделала свои пять положительных выводов.

«Поначалу нам было сложно, никак не придумать, сразу пять, через силу и «не знаю». Сейчас это упражнение делается влет, еще друг другу с братом подсказывают, кто там чего прекрасного сделал или в чем преуспел. Это дисциплинирует, раз. Учит рефлексировать над тем, что с ними за день произошло, два. Формирует уверенность в себе, три. И мама знает, чего у них там в голове/ за день произошло, четыре. Ну и просто такое наслаждение потом эти «успехи» читать, пять. Уже сейчас, через два месяца наслаждение. А через 5-10 лет читать? Восторг будет, ностальгия, и прекрасная пилюля от всяких депрессий и меланхолий, вот».

Истоки «Дневника успеха»

Этот способ — совсем не новинка. Его использовали многие психологи и бизнесмены. Самый известный финансовый консультант, писатель и бизнесмен Бодо Шефер предлагал своим слушателям вести « ». Хотя его методика рассчитана на взрослых людей и направлена на достижения профессионального, личностного и материального роста, ее с таким же успехом можно применять с детьми.

  • Вести «Дневник успеха» надо каждый день.
  • Писать в тетради или блокноте обычной ручкой и конспектировать не менее пяти достижений за день.
  • Важно писать именно достижения, а не планы или желания.
  • Надо сконцентрироваться на достигнутом, а не только на желанном.
  • Лучше всего записывать в дневник вечером. В этом также есть свой положительный момент — засыпать вы будете в хорошем настроении, ведь перед сном вспомните все хорошее, что с вами произошло.

Думаете, вы не делаете за день ничего важного? Кажется, такое незначительное дело как приготовление обеда или прогулка на свежем воздухе может быть маленьким достижением. Но на следующий день приготовление обычной картошки или просмотр научной передачи вам уже не покажется таким важным, и вы захотите сделать что-то большее. Например, начнете или пойдете на какие-нибудь курсы.

Почему это работает

Не знаю, как вы, но я помню негативные моменты моей жизни ярче, чем положительные. В жизни я намного больше слышала «нет», чем «да». Но психологи утверждают, что это нормально, поскольку человеческому мозгу сложнее концентрироваться на положительных эмоциях, чем на отрицательных.

С раннего детства ребенок постоянно слышит «нет», «нельзя», «опасно», «туда не ходи». Как и наши родители, мы программируем наших детей на запреты и неудачи. Не потому, что мы плохие, на самом деле мы, конечно, хотим уберечь своих детей от опасности, но таким способом все больше вселяем в них неуверенность.

Именно поэтому метод «пяти достижений» имеет колоссальное значение, ведь ребенок учится концентрироваться на положительных вещах в своей жизни и вообще учится понимать, что такое хорошо и плохо. Записав свои успехи, ребенок их визуализирует, запоминает, «фотографирует» в своей памяти.

А родители, в свою очередь, могут узнать у молчаливого малыша, как прошел его день и что для него действительно важно, ведь именно в деталях можно уловить всю суть картины.

Позитивные моменты метода «пяти достижений»

Вот несколько положительных моментов, которые можно выделить в методике пяти достижений.

Повышается самооценка

Человек не может чувствовать себя неудачником, если каждый день у него есть достижения.

Ребенок научится мотивировать себя

Даже если он не понимает, что такое мотивация. Ребенку интересно будет увеличивать значение своих достижений с каждым днем.

Хорошее настроение

Если чаще думать о положительных вещах, они овладеют нашими мыслями. Не будет места печальным воспоминаниям.

Уверенность в себе

Все, к чему мы прилагаем усилия, уже становится важным. Даже если конечный результат не оправдал ожидания, всегда можно найти положительные моменты в процессе работы.

Оптимизм

Даже на одну и ту же вещь ребенок научится смотреть с разных сторон. И в неудаче можно найти положительный момент. Только тогда он будет помнить не негативные эмоции, а положительные. Например, мама задержалась на работе и не смогла помочь с домашним заданием, за которое получил плохую отметку. Зато сам поужинал и почистил зубы без напоминания.

Общее дело с ребенком

И родители, и дети могут вести свои дневники успеха, вместе записывать достижения, при этом объединяться за общим делом.

Экономия времени

Современным занятым мамам и папам не так просто найти время для занятий с детьми, а тут надо потратить всего несколько минут в день, а результат не заставит себя ждать.

Единственный минус этого метода в том, что вести дневник можно с ребенком от 4-5 лет, когда он понимает значение своих действий. Но если писать с малышами, это будет стимул для мамы усовершенствовать себя.

А для себя могу записать достижения моего малыша:

1. Проснулся вовремя

2. Пошел в сад без слез

3. Съел яблоко

4. Помогал убирать игрушки

5. Сам уснул

Видите, совсем несложно! Хотите сделать жизнь своих детей счастливее? Тогда не медлите, и пускай первым вашим достижением этого дня будет запись о покупке своего дневника успеха. И надеемся, через несколько недель вы с удивлением заметите положительные сдвиги в жизни своих детей, да и всей своей семьи!

Фактрум публикует подборку лучших советов, что встречались нам на эту тему.

1. Работайте над собой

Хотите иметь счастливых детей? Тогда не забудьте сами жить с радостью. У счастливых родителей счастливые дети, а депрессия у родителей вызывает проблемы с поведением у детей. И дело не в генетике. А в чем? Прежде всего в соотношении работы и личной жизни.

В одном опросе, где участвовала тысяча семей, детей спрашивали: «Если бы мы могли исполнить одно твое желание насчет родителей, чего бы тебе хотелось?» Большинство родителей полагали, что их дети попросят больше проводить с ними времени. Но нет: на первом месте оказалось желание детей, чтобы их родители поменьше уставали и поменьше напрягались .

Ваш стресс - не только ваш стресс. Исследования показывают, что стресс у родителей ослабляет интеллект детей, истощает их иммунную систему, повышает у них риск ожирения, психических заболеваний, диабета, аллергии, даже ухудшения зубов.

2. Автономия

Да, мамаши и папаши, чрезмерно опекающие детей: ваши дети расцветают, когда у них есть пространство быть индивидуальностью. Детям живется лучше, когда они сами могут составлять планы или хотя бы когда их слово что-то значит. Даже имеет смысл, чтобы они сами выбирали себе наказания. Это повышает мотивацию следовать правилам.

Ученые Калифорнийского университета и других учреждений выяснили, что у детей, которые сами планируют свое время, ставят задачи на неделю и оценивают свою работу, развивается префронтальная кора и другие участки мозга, которые помогают более эффективному когнитивному контролю над их жизнью. Эти так называемые управленческие навыки помогают детям дисциплинировать себя, избегать отвлекающих факторов, взвешивать за и против.

И не нужно слишком нагружать детей конкретными занятиями и ввязываться в каждый момент их жизни. Неструктурированная игра оказывает на них большой положительный эффект: учит работать в группе, делиться, договариваться, разрешать конфликты, регулировать эмоции и поведение, высказывать свое мнение.

3. Коммуникация

В основном за семейным ужином говорят слова вроде «Убери локти со стола» или «Пожалуйста, передай кетчуп». Но можно гораздо лучше воспользоваться этим временем.

Первое, нужно помнить, что родители говорят за столом две трети всего времени. И это проблема. Так что ваша первая цель - перевернуть это соотношение, пусть больше говорят дети. Второе - стоит каждый день учить своих детей какому-нибудь новому слову. Масса исследований подтверждают, что одна из главных детерминант успеха в школе - это словарный запас.

А ещё невероятно полезно выработать семейную стратегию. Сядьте и скажите: вот десять наших главных ценностей. Вот такой семьей мы хотим быть. Мы хотим быть семьей, которая не ссорится все время. Или мы хотим быть семьей, которая ходит в походы. И так далее.

У вас вообще нет семейного ужина? Стоит начать. Недавние исследования показывают, что дети, которые ужинают вместе с родителями, с меньшей вероятностью начинают пить, курить, употреблять наркотики, беременеют, кончают самоубийством или страдают расстройством питания.

Другие исследования показывают, что у детей, которым нравится есть вместе с родителями, больше словарный запас, лучше манеры, здоровее питание и выше самооценка.

Ужин не вписывается в ваш семейный график? Необязательно именно ужинать. И необязательно каждый вечер. Как показывает исследование Колумбийского университета, даже один раз в неделю - уже многое меняет.

4. Сообщество

Что влияет на ваших детей сильнее вас? Их сверстники. Мы часто говорим о «давлении коллектива», но исследования показывают, что чаще этот эффект позитивный. Вот что на этот счёт говорит наука:

Дети, которые чувствовали себя уязвимыми к «давлению коллектива», как оказалось, получают отличные оценки, хорошо справляются в старшей школе и поступают в университет. Впоследствии у них отличные отношения с лучшими друзьями, партнерами и родителями.

С одной стороны, влияние среды сверстников подталкивает детей к рискованному поведению, но с другой - вынуждает добиваться лучших результатов в школе, повышает их внимание к мнению учителей и родителей и к мнению общества в целом. А у тех, кто продемонстрировал неуязвимость ко мнению общества, оценки были ниже. Их мотивация к учебе была недостаточно сильна, потому что им всё равно, что думают окружающие.

Кроме того, детям нужны не только родители и братья и сестры. Исследования показывают, что присутствие взрослого, которому дети доверяют (не родителя), повышает ощущение поддержки и удовлетворенность жизнью более чем на 30%. И если выбирать, кто этот взрослый, то масса исследований показывает: лучше всего, чтобы это была бабушка. Дети, которые проводят время с бабушками и дедушками, более склонны к сотрудничеству и состраданию, лучше справляются со школой, их больше заботит жизнь других людей.

И напоследок:

Любовь. Недостаточно просто направлять, защищать, укреплять. Дети на 47% более склонны чувствовать близость к тем, кто регулярно демонстрирует им свою привязанность.

Они - новое поколение. У них есть шанс стать лучше нас, так дайте им этот шанс.

Бернард Перси — педагог, консультант, специалист в области воспитания детей и решения семейных вопросов. Отец троих замечательных, уже взрослых, дочерей, международный представитель Прикладного Образования , автор книг и многочисленных и публикаций, среди которых «Как вырастить ребенка … cоветы детей родителям», «Помогите своему ребенку в школе», «Сила творческого письма», «Моменты изумления — о том как стать лучшим папой», с 1998 по 2003 г. главный редактор и соучредитель журнала «Converge». Сегодня мы приглашаем читателей «Школы жизни.ру» ознакомиться с отрывком из книги господина Перси и взглянуть по-новому на собственных детей.

Все три мои дочери постоянно удивляли меня. Они делали что-то, что заставляло меня удивляться их способностям, их личностным качествам и их достижениям. Вот один из примеров с Кали.

Кали и байк-марафон

Когда Кали было около 3 лет, она ходила в детский садик, который был частью школы. И в школе ежегодно проводился байк-марафон среди учеников 3 класса и старше, целью которого было собрать деньги на обустройство школы. Я был членом родительского комитета, и предложил, чтобы дети младшего возраста тоже приняли участие и могли внести свой вклад в общее дело школы. Организаторы байк-марафона согласились и разработали систему, которая позволяла младшим детям принять участие в марафоне и добиться успеха.

Для детей старшего возраста был разработан маршрут длинной около 3 километров. А для трехлетних малышей организаторы подготовили небольшой круг длинной около 150 метров. Единственное правило было, что они должны были ехать на чем-то или толкать что-то на колесах, например, коляску.

Когда дошкольники начали байк-марафон, все родители были очень горды за своих детей. Но я должен признаться, что мы не ожидали, что они очень много проедут прежде чем сойдут с дистанции. Но мы все оказались неправы и были поражены результатами. Так как каждый ребенок дошел до финиша, проехав полностью весь круг! И на финише их радостно встречали взрослые, поздравляя и всячески поощряя их настойчивость и победу! Это было хорошей поддержкой для каждого ребенка, и они знали, что могут проехать и еще один круг.

В итоге расстояния, которые проехали эти молодые люди, действительно оказались немалыми. Лучшей была моя 3-летняя Кали, которая проехала на пластиковом трехколесном велосипеде «Горячие колеса» 18 ½ километров! Мы все были этим поражены, а также тем, как много проехали другие гонщики. Школа собрала очень много денег благодаря малышам, так как большинство родителей предположило, что они проедут немного и многие согласились подарить школе от 10 до 20 долларов за километр, ожидая, что они проедут не более 2−3 километров. Мы ошиблись!!! Я забыл, сколько точно пообещал заплатить за каждый километр, но мне было приятно отдать школе так много денег, основываясь на том, сколько проехала моя Кали.

Сегодня, 27 лет спустя, когда я рассказываю об этом, я всё так же удивлён, как и тогда!

Мои наблюдения

Я понял, насколько ценна похвала и поддержка для того, чтобы помочь своим детям добиваться успеха и достигать целей в жизни. Я также еще раз убедился, насколько важно было обеспечить принцип постепенности, правильный уровень сложности, с которым мои дети могли бы справиться. В результате они могли достичь целей, победить, а если бы задача была слишком трудной, то им казалось бы это невыполнимым и они не смогли бы добиться успеха.

Как часто мы недооцениваем то, на что наши дети действительно способны, потому что мы соглашаемся c «истинами» других людей, которые больше сфокусированы на ограничениях нежели на возможностях. Сколько моментов удивления мы испытываем — не только когда наши дети добиваются чего-то, а когда мы прежде недооценивали то, на что они действительно способны и когда они превышают наши ожидания — мы изумлены!

Вы оцениваете действительный потенциал и способности вашего ребенка, ожидаете от него самого лучшего. И когда он делает что-то лучше, чем самое лучшее, тогда наступает момент истинного удивления.

31 июля 2010 г. Бернард Перси проведет семинар «Искусство воспитания: как вырастить успешного ребенка». Если вы хотите принять участие в семинаре, обращайтесь в офис «Прикладного Образования СНГ» по телефонам 509−46−02, 680−66−73, эл. почта

В своем бестселлере «Как дети добиваются успеха» Пол Таф, канадско-американский писатель и журналист, пишет о том, что прилежание – лучший индикатор будущего успеха наших детей. Какой ребенок чаще всего добивается успеха? Упорный ребенок. Что такое упорство? Настойчивость и вдохновение. Как нам подготовить наших детей к успеху?

[…] Экономисты из Калифорнийского университета недавно уподобили это общенациональное состязание за ранние достижения в учебе «крысиным бегам под ковром», и похоже, что с каждым годом эти «крысиные бега» начинаются все раньше и проходят все ожесточеннее. Эллингтону предстояло расти в культуре, насквозь пропитанной идеей, которую можно назвать «когнитивной гипотезой». Это редко выражаемое вслух, но очень распространенное убеждение в том, что успех сегодня в первую очередь зависит от когнитивных навыков, т. е. того типа интеллекта, который измеряется IQ-тестами, включая способность распознавать буквы и цифры, считать, определять паттерны, и что лучший способ развить эти навыки – тренировать их как можно усерднее, начиная делать это как можно раньше. Психологи и социологи публиковали доказательства, увязывающие академическую успеваемость детей из бедных семей с недостатком вербальной и математической стимуляции дома и в школе.

Но в последнее десятилетие (и в особенности в последние несколько лет) сообщество экономистов, деятелей образования, психологов и неврологов начало публиковать свидетельства того, что многие из допущений, лежащих в основе когнитивной гипотезы, подлежат сомнению.

Наибольшую роль в развитии ребенка, говорят они, играет не количество информации, которое мы успеем впихнуть в детские мозги за первые несколько лет жизни. Гораздо важнее вопрос, сможем ли мы помочь ему развить совершенно иной тип качеств, список которых включает настойчивость, самоконтроль, любознательность, добросовестность, выдержку и уверенность в себе. Экономисты называют их некогнитивными навыками, психологи – индивидуальными особенностями, а все остальные – просто характером.

Некоторые навыки и впрямь можно назвать вполне механистическими. Но когда речь заходит о развитии более тонких элементов человеческой личности, все уже не так просто. Мы не научимся лучше справляться с разочарованием, если просто будем старательно работать над этим в течение большего количества часов. Детям не хватает любознательности не потому, что им не дают упражнений на любознательность в достаточно раннем возрасте.

Многим отличникам не хватает психологических качеств, которые позволяли выпускникам средней школы продолжать учебу и доводить ее до конца. Эти качества – склонность проявлять упорство в выполнении скучной и неблагодарной задачи; способность откладывать удовлетворение; склонность доводить осуществление планов до конца – оказывались очень ценными в колледже, на рабочем месте и в жизни вообще. […]

Уже много лет Пол Таф принимает деятельное участие в образовательных и развивающих проектах для детей, результаты исследований в которых освещает в своих книгах, призванных улучшить перспективы наших детей на будущее. В «Как дети добиваются успеха» он приводит результаты исследований о том, что успеха добиваются не те, кто получает хорошие оценки. Вернее, оценки — не показатель. Все зависит от характера, который можно воспитать. Исследования показывают, что воспитывать нужно: настойчивость, любознательность, добросовестность, оптимизм, самоконтроль, выдержку. И какими бы ни были стартовые условия у ребенка (небогатая семья, слабая школа, проживание в провинции), при условии развития ключевых качеств ребенок может достичь больших высот и стать успешным. В книге поданы не только результаты исследований и методики их применения, но и реальные истории детей, которым педагоги старались помочь. Автор также обращает внимание на просчеты родительского подхода и дает советы, как их исправить. А написать эту книгу автора побудило рождение сына Эллингтона, которому отец хотел обеспечить самое счастливое детство и предпосылки для будущего успеха.

Издательство: Эксмо

Цена: 270,00 грн.

Похожие публикации