Как сделать настольный ткацкий станок своими руками? Изготовление простого ткацкого станка своими руками.

Ткачество ручное — процесс получения ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) путем переплетения двух систем нитей, расположенных взаимноперпендикулярно.

Это одно из древнейших человеческих ремёсел возникло в позднем неолите в результате эволюции плетения. Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки). Ткачество очень тяжелый процесс, требующий затраты большого количества сил и времени. Традиционное сырьё: шерсть, лён, хлопок и шёлк. До 19-20 веков являлось одним из самых распространенных домашних занятий.

В интернете много предложений ручного ткачества, в основном это домотканные коврики, пояса в русском стиле, шарфы и палантины.

В ткачестве используют все виды ниток и пряжи. В одном проекте может вмешиваться обычная пряжа, арт-пряжа, текстильная пряжа, мулине, шелковые нити, волокна вискозы и локоны шерсти и ровница.

Традиционно из домотканного полотна делают одежду. Вещи получаются очень фактурными и интересными. Эта одежда подойдет не каждому, она сильно отличается от магазинной ткани как на ощупь, так и по крою.

Чаще всего мастерицы не режут домотканное полотно, а ткут детали сразу по выкройке, поэтому крой у таких вещей свободный.

Одежда из домотканного полотна отлично смотрится на дамах в возрасте и «в теле».

Стиль у таких вещей может быть как классический, так и Бохо.

Часто в изделиях используются совмещают ткачество и вязание. Мне кажется, если добавять валяние и вышивку, то изделия получатся еще более фактурными.

Дизайнеры иодных домов тка же используют в колекциях полотно ручного ткачества.

Многие ткачихи делают сами пряжу для своих изделий.

Для одежды и палантинов используют дорогую качественную пряжу, а для ковриков можно использовать остатки от одежды.

Подушки и пледы из домотканного полотна отлично впишутся в интерьер.

Сумка из домотканного полотна может стать ярким акцентом всего образа.

Если вы хотите заняться ткачеством, вовсе не обязательно покупать дорогой ткацкий станок. Очень много интересных изделий вы можете сделать при помощи небольших и недорогих (даже самодельных) ткацких приспособлений.

При помощи вот таких рамок разных форм и размеров, вы можете соткать шарф, палантин, подушку, плед или ковер.

Размер у этих рамок небольшой, поэтому их удобно брать в дорогу или на дачу.

Плед из квадратиков:

Для свосем маленьких проектов используют миниатюрные рамки для ткачества, а для «маньяков» кольцо ткачихи:)

На основе ткачества можно делать игрушки, украшения, декоративные вазы, подстаканники и салфетки, грелки на чайник, обложки для книг и альбомов. Очень красиво смотрится мебель обтянутая самодельной тканью.

Еще один вид ручного ткачества — это изготовление гобеленов.

Гобелен ручной работы делится на два основных вида: петельный и тканый.

Петельный гобелен проще в исполнении. Суть техники такова: на плотный кусок ткани наносится эскиз, затем «пробивается» специальной иглой и прошивается шерстяными нитками. У петельного гобелена есть свои поклонники, но стоит сказать и о минусах. Этот гобелен легко распускается, если случайно задеть нитку, но если смазать изнанку клеем ПВА, то эта проблема исчезает.

В этой публикации мы рассмотрим тканый гобелен.

Тканый гобелен — более сложное искусство. Вначале на подрамник наматывается основа из хлопковых ниток. Затем она закрепляется снизу специальными — сумаховыми — узлами. Они имеют древнюю историю, и умение их создавать — азы ремесла. Далее приступают к главному процессу — проведению уточной нити сквозь основу. Довольно часто он сочетается с узелковым плетением. Существует огромное количество способов плетения, а некоторые рукодельницы даже изобретают собственные.

На Ярмарке Мастеров есть несколько мастер-классов по тканому гобелену. Если кому-то интересно, попробуйте поскать в разделе Ткачество.

Как видите, ручное ткачество остается востребованным и в 21 веке.

Всем занимающимся этим видом творчества и всем желающим приобщиться к ткачеству желаю успехов и вдохновения!

Тёплый и уютный домашний декор, беспрецедентная актуальность которого в последние десятилетия удачно используется дизайнерами для предложения новых изделий, может быть вполне сделан своими руками, причём не хуже, чем это делают знаменитые мастера. Такой декор делает обычное жилое пространство по-настоящему родным домом.

Одним из таких любимых предметов декора, безусловно, является коврик. Ещё недавно модная тенденция оформления интерьера ковровыми изделиями в восточном стиле видоизменилась. Она преобразовалась в нечто новое, минималистично-уютное, незамысловатое, но исключительно дополняющее любой интерьер. Тканые, валяные и вязаные коврики при всей своей простоте способны органично влиться в практически любой интерьерный дизайн, разбавить строгие минималистические линии современных органических интерьеров, внести бионическую составляющую в классический дизайн, сделать интересными и современными статичные «старые» стили, стать изящным дополнением в интерьерах стилей ар-деко, модерн, поп-арт и пр.

Актуальность напольного декора и ручное исполнение предполагает также его высокую стоимость. Но, оказывается, создать такое изделие, как домашний коврик, вполне доступно каждому. Что отличает технику изготовления ковровых изделий от других художественных техник? Это преимущественно недорогие ручные методы изготовления, поэтому выполнить красивые коврики могут не только дизайнеры с именем.

История славянского коврика

Плетение зародилось на заре человечества, свыше 25 000 лет назад. Изготовление ковриков, половиков, дорожек появилось одновременно с появлением ручного ткачества и вязания. Практически в каждом уголке мира имеются свои традиционные техники изготовления половиков, которые трансформировались во всемирно известные ручные методы плетения, секреты которых передаются из поколения в поколение.

Широко известной техникой является плетение персидских ковров. Распространение ковровой техники на основе шерсти связано в большей мере с развитием скотоводства и доступности шерсти как материала для изготовления. Ковры были одновременно украшением и утеплителем жилья кочевников, кроме того, они были идеальными для перевозки, так как занимали мало места. Изготовление ковриков малого размера первоначально было связано с религиозными восточными ритуалами, в музеях представлены уникальные образцы ручного плетения. Персидские ковры ручной работы до сих пор предполагают практически филигранную технику плетения, которая не может быть воспроизведена при помощи машин, и имеют баснословную стоимость.

Ткацкий станок 19 века и мастерица Евсеева Лидия Ивановна, село Крошнозеро, Карелия

У славянских народов ковровые изделия и половики относятся к «низовым» техникам, которые не предполагают высокий уровень мастерства как ткачество более тонких тканей, плетение кружев, кружевное вязание. В русских избах половиками было принято покрывать лавки, сундуки, спальные места на печах. Со временем хозяйки их стали использовать для утепления пола и как предмет декора, в качестве прикроватных или входных ковриков. Такое использование изначально имело только практическую составляющую, так как избы часто к утру остывали, и хождение по холодному полу после сна часто приводило к респираторным заболеваниям. Только со временем половики становятся предметом традиционного славянского декора.

Домотканый половик в русской избе

Тканые дорожки, круглые коврики традиционно выполнялись из вещей, которые отслужили свой век, это своеобразная техника переработки, придание нового качества старым вещам. Домотканые дорожки стали популярны в XIX веке. В качестве материала также применяли отчёсы льна, коноплю, лыко, солому, то есть материалы, которые не могли использоваться для ткачества. Половики из грубых материалов использовались при входе в избы, из более мягких тканей применялись как покрывала. Изначально ткань резалась на длинные куски шириной 0,5-2 см, а после прокручивалась на веретене. Дальше их ткали обычным способом, используя в качестве основы нити из прочного материала — конопляные, льняные, хлопчатобумажные. Обычно метод ткачества половиков предполагал двухнитовую технику, но встречались также коврики, тканые на трёх- и четырёх нитях. Для ткачества половиков использовались специальные берды с более крупными зубьями, они применялись для сбивания нитей в единое полотно.

Как правило, не существовало какого-то специального эклектического смысла в рисунках и орнаментах дорожек, как это свойственно другим техникам народного рукоделия. Декоративный эффект достигался за счёт разного цвета нитей, больше всего встречаются «иррегулярные» дорожки без какого либо ритмического рисунка. В смене цвета нити не существовало никакой системы, дорожки напоминали живописное поле и всегда превосходно украшали интерьер . В качестве украшения половиков использовались различные техники, например, применялись «бантики» и «бабочки», которые делались из контрастных вставок с поднятым ворсом. Для сложных узоров использовались известные текстильные техники: оборачивания, закладного ткачества, ручных переборов. В качестве декора или границы рапорта делались «косички» — белая и красная или чёрная нити скручивались вместе и использовались для прокладывания полосы узора.

Кроме домотканых половиков на Руси были популярны круглые коврики. Для плетения таких ковриков использовалась более сложная техника плетения косичкой на основе, немного позже для упрощения использовались сплетённые косички, которые сшивались между собой, также широко использовалась техника вязания половиков крючком. В качестве основного узора при вязании крючком применяется обычный столбик без накида.

Входные коврики

Вход в жилище имеет определённый смысл. Входные коврики являются визитной карточкой любого дома, они передают эмоции хозяев, радостно приветствуют всех вошедших, защищают дом от «дурной» энергии и сглаза. Кроме того, входные коврики должны быть функциональными, крепкими, их изготавливают из плотных грубых материалов, часто на прорезиненной основе. Входные коврики обычно делают из тёмных материалов, чтобы они меньше пачкались. Идеальным решением для входа будут яркие разноцветные деревенские коврики, на которых не видна грязь.

Популярным решением для входа будут различные соломенные коврики, которые можно сплести самостоятельно — используются как техники плетения косичкой, так и тканая техника. Единственным недостатком таких ковриков является тот факт, что со временем солома начинается сыпаться, однако качественный срок службы таких ковриков составляет несколько лет.

В качестве материала для изготовления входных ковриков рекомендуется использовать жёсткие толстые верёвки, декоративность коврику придают разные цвета. Крепление верёвочной нити в таких ковриках может делаться по-разному. Выполненная из верёвки декоративная часть коврика крепится с помощью силикона или клея, а потом приклеивается на прорезиненную основу. Такой коврик вполне может быть использован на улице.

Коридорные половички

Внешний вид, фактура, размер коридорных половичков зависит от вида помещения. Среди них наиболее актуальны домотканые дорожки, особенно для длинных узких коридоров. В маленьких квартирах могут использоваться коврики различных размеров и цветов, материал для изготовления выбирается из расчёта необходимой функциональности половика, срока службы, количества постоянно проживающих в квартире. Чем меньше требований к износостойкости, тем больше возможностей для творчества.

Плетение половика из верёвки по методу вязания крючком, такой коврик может быть использован в коридоре, гостиной, спальне

Безусловно, традиционная славянская техника изготовления половиков позволяет сделать из напольных дорожек нечто большее, чем просто покрытие. В настоящий момент разноцветные дорожки являются полноценным декором, который вносит жизнеутверждающую нотку в любой интерьер. Элемент декоративной органики, придание вещам возможности второй жизни, удивительно позитивные цветовые образы делают применение такого традиционного декора популярным. Немаловажно, что такие тряпичные половики хорошо стираются, не изнашиваются, не накапливают пыль, чем не могут похвастаться другие напольные покрытия, представленные в магазинах в широком ассортименте. В большинстве случаев такие коврики натуральные, хотя могут использоваться и синтетические ткани. Коврики могут быть как летние, так и зимние шерстяные. Сменные коврики очень удобно хранить в свёрнутом виде в шкафу.

Половик, связанный крючком из тонких хлопчатобумажных тряпичных лент

Современные тенденции изготовления ковриков

Ручные техники изготовления различного декора давно эксплуатируются дизайнерами, не исключением являются и коврики, которые предлагают огромное пространство для творчества и самовыражения. Используемые техники позволяют создавать практически любые узоры, экспериментировать с цветом, создавать новые оригинальные решения. И всегда цветные коврики будут связаны с позитивными эмоциями. Их любят дарить, украшать интерьеры и создавать самостоятельно.

Простой и доступной техникой плетения ковриков, безусловно, считается техника плетения «косичкой» и сшивания отдельных косичек между собой. Использование различных материалов позволяет проводить сногсшибательные эксперименты, как, например, изготовление ковриков из флисовых лент различных цветов. Такие коврики могут быть использованы в качестве покрывал, салфеток. Новые материалы для плетения, конечно, позволяют более тщательно подбирать цветовую гамму, она становится более гармоничной, изысканной. Мастера используют мягкие переходы между оттенками, экспериментируют с формой коврика, создают удивительные коллажи, которые вливаются практически в любой интерьер. В представленном внизу примере косички сплетаются, для сшивания коврика прокладывается строчка «зигзаг».

Объектом авторского дизайна становятся коврики для детских и спален. В настоящий момент изготавливаются мягкие коврики из помпонов, пушистые ворсовые коврики, коврики филейной техники. Такие коврики занимают достойное место у каминов, возле кроватей, в детских.

Коврики могут быть выполнены в технике гобеленов, пожалуй, это будут самые дорогостоящие коврики, но результат превзойдёт задуманное. Гобеленовая техника ткачества в последнее время становится всё более популярной, именно поэтому она используется мастерами для изготовления дорогих авторских ковриков. Заранее созданный эскиз, тщательный подбор ниток позволяет получить экстра-результат. Для удобства изготовления за основой крепится цветной эскиз в натуральную величину. Плетение ковров по технике гобелена — кропотливая и медленная работа, но результат стоит временных затрат.

Коврик, изготовленный в гобеленовой технике, и процесс изготовления гобелена

Как сделать коврики своими руками

Изготовить коврики самостоятельно можно несколькими способами. Самым простым методом будет плетение ковриков косичкой. Это нетрудоёмкий простой и эффективный способ получить красивый коврик с собственным дизайном, идеально подходящим под ваши предпочтения.

Формы ковриков из косички могут быть совершенно разными. Если вы решили изготовить коврик из старых вещей, то тряпичная нить должна быть соответствующим образом подготовлена.

Для красивого плетения косички важно делать чистые соединения тряпичных лент между собой. Это можно сделать, например, следующим образом:

Коврики косичкой могут быть также сплетены на основе, это позволяет исключить необходимость сшивать косички.

Схема плетения коврика на основе: 1 — левое плетение; 2 — правое плетение; 3 — плетение с просветом; 4 — копактное плетение; 5 — плетение с чередованием наклона; 6 — плетение с постоянным наклоном

Плетение коврика можно делать на достаточно простом оборудовании, причём длину коврика также можно регулировать, переставляя полотно. Радиальные коврики плетутся по той же технике с радиально закреплённой основой. В зависимости от толщины матерчатой нити можно регулировать размер раппорта, конечно, чем тоньше исходные ткани, тем будет тоньше нить. Как было показано выше, тонкие ткани укрепляют несколькими сложениями.

Видео: мастер-класс по плетению прямоугольного коврика на ткацком станке

Альтернативой плетения на станке может быть вязание крючком. Причём получаются очень красивые коврики из бельевых и блузочных тканей. Если вы делаете нить из маленьких кусочков ткани, то советуем резать её по кругу, чтобы избежать многочисленных соединений. Подготовка нити и само плетение — процессы кропотливые, как правило, плетение 1 м 2 коврика занимает около 5 часов.

На готовом изделии нужно хорошо закрепить нити основы. Во многих случаях края дорожки обшиваются лентой, которая может быть дополнительным декором. Наиболее часто нити основы закрепляются и оставляются в виде бахромы, украшающей края дорожки. Плетение на основе позволяет делать разнообразные рисунки. Фактура вашего коврика будет зависеть от толщины нити, чем тоньше нить, тем больше коврик будет похож на гобелен.

В заключение скажем несколько слов о создании ворсовых ковриков на основе. Такие коврики приятны к телу, а техника позволяет создавать сложнейшие рисунки. Для того чтобы сплести коврик, нужно заготовить крепкую основу с редкими нитями и подготовить нити одной длины. Как правило, такие коврики выполняются из пряжи. Крепление ворса проводится по схеме, которая показана на фото.

Также интересным решением является изготовление ковриков из помпонов, для этого необходимо сделать сначала помпоны по схеме, расположенной ниже, затем они крепятся на основу. Из заготовок разного цвета можно создавать различные рисунки, изготовление ковриков из помпонов является превосходным способом утилизации остатков пряжи.

Схема изготовления помпона

Крепление помпонов к основе

Различные варианты ковриков — входных, прикроватных, дорожек, половичков, позволяют нам сделать любое, даже самое скромное жильё, уютным и комфортным. Коврики могут быть изготовлены из различных материалов, предназначаться для разных сезонов. Они удобны для хранения, уборки, достаточно износостойки. Кроме того, старинные техники изготовления половичков позволяет избавиться от надоевших вещей и дать им новую жизнь в виде коврика, который долгие годы будет радовать глаз. Всё зависит от вашего желания, возможностей и фантазии. Любой коврик будет самобытным и по-настоящему авторским.

В настоящее время в магазинах можно купить почти все товары для домашнего творчества. Но иногда нет средств на покупку или хочется изготовить что-то своими руками. В последнее время разнообразие интерьеров просто зашкаливает. Дизайнеры часто используют предметы старины для создания неповторимой и уникальной обстановки в доме.

Многие люди не могут позволить себе нанять дизайнера и приобрести необычные элементы декора, поэтому можно изготовить такие предметы своими руками. Например, тканые ковры придадут интерьеру красочности. А если они сделаны своими силами, то будут радовать вас каждый день. Тем более с ними ваш дом станет уютным и теплым. Кроме ковров, можно изготовить салфетки или абажур. Все эти предметы делаются с помощью ткацкого станка.

Раньше с помощью такого устройства, как ткацкий станок, в домах появлялись полотенца с узорами, скатерти, половики, сарафаны и рубахи, расшитые в разных цветовых исполнениях. Без узорчатых полотенец не обходился ни один праздник. А также ими были украшены избы людей.

Все эти вещи изготавливались с помощью ручного ткацкого станка. Первые ткацкие станки представляли собой большую деревянную конструкцию. Станки ткацкие стояли почти в каждом доме. И пользоваться ими учили с самого детства. Навыки узорного ткачества передавались по наследству молодому поколению. Старинные ткацкие станки были в основном бесчелночными.

Если вас привлекает такое занятие, как ткачество, то можно сделать ткацкий станок своими руками в домашних условиях. Ткацкий станок широко применяется в современном мире. Настольный ткацкий станок бесчелночный еще обозначается как СТБ. Он используется при обработке различных тканей с целью получения готовых изделий.

Принцип работы настольного ткацкого станочка

Устройство ткацкого станка предполагает прокладку ниток с помощью специального прокладчика. Количество пряжи, которая поступает в установку, может достигать 2-4 кг. Таким образом, на ткацком станке стб можно трудиться долгое время, не делая остановок.

Такая установка представляет собой сочетание валов. Это валик-навой для навивки нитки на него и валик для готовой ткани. Нити проделываются через отверстия – ремизки. Ремизки соединены между собой тесьмой, которая перекидывается через ремизные валики сверху и снизу. Еще имеются два валика, которые необходимы при выходе основной части и готового изделия соответственно.

Вид механизма на устройствах представляет собой образование зева. Существует механизм 3 типов:

  • тип кулачка;
  • кареточный;
  • жаккардовый.

Если предполагается изготовление простых узоров, то используется кулачковый тип. Благодаря кулачкам также можно легко переходить от рисунка к рисунку. Жаккардовый механизм реализует широкие возможности установки.

В зависимости от ширины заправки станки подразделяются на широкие (от 25 м) и узкие (22 м). При наличии многоцветного уточного дополнения появляется возможность ввода нитей разной фактуры и плотности.

Основные этапы работы:

  1. Зевообразование.
  2. Процесс ввода утка в зев.
  3. Прибой утки к краю изделия.
  4. Механизм движения изделия.
  5. Процесс опускания полотна с навойного вала.

Для облегчения работы текстильный станок имеет привод и устройство, чтобы запускать или останавливать работу. Устройство начинает работать с подачи привода на основной вал, а потом уже от него на другие части.

Самостоятельное изготовление станка

Перед многими стоит задача – как сделать ткацкий станок? Да еще чтоб потратить меньше материалов. Так как же сделать ткацкий станок своими руками? Прежде всего, нужно придерживаться схемы изготовления, содержащей в себе последовательные этапы:

  • Подбирается четырехугольная рама.
  • Делаются округлые проемы в двух рейках.
  • В проемы, сделанные на окончаниях бруска, помещаются рейки с наименьшей окружностью и закрепляются при помощи клиньевых деталей.
  • В средней части бокового бруска располагаются пазы, чтобы поместить гребенку.
  • Оборудование имеет твердое дно для устойчивого стояния.
  • В ближайший круглый брусок вбиваются гвозди на расстоянии 5 мм, чтобы натягивать нитки.
  • В задней части установки применяется рейка для намотки лишнего полотна.

Гребенку можно изготовить из толстой фанеры. Высота ее достигает 15 см. Длина гребенки должна быть больше расстояния между рамами, которые находятся сбоку. Число вбитых гвоздей нужно поделить на два, чтобы получить число зубьев. Высоту зубьев подбирать примерно 70-100 мм, а ширину 5-7 мм. Межзубьевой промежуток – 5 мм.

Гребенка располагается в пазах на боковых брусках. Длина гребенки составляет расстояние, меньшее чем расстояние внутри установки. Необходимой деталью ткацкого станка является уток. На него происходит намотка нити. Он представляет собой подвижный элемент. Уток можно сделать как устройство с катушкой или как отдельную деталь из фанеры.

На ближнем валу располагаются гвозди, на которые привязываются одинаковой длины нити. Потом нитки делятся на четные и нечетные. Позади гребенки располагается двигающийся вал, где крепятся нечетные нити. А четные нити находятся на гребенке, а именно обматываются на гвоздях зубьев. Самодельный ткацкий станок работает по правилу наматывания на планку остаточного количества ниток, и делается основание изделия.

В дальнейшем идет намотка ниток на уток. Концовка нитки крепится на левой части рамы, которая находится впереди ведущей рейки. При поднятии планки уток проталкивается в зев. Движение происходит слева направо. Чередуя разноцветные нитки, можно получить рисунки на изделии (клетка, полоска).

Видео: как сделать ткацкий станок?

Изготовление простого устройства для ткачества

А также в домашних условиях можно смастерить несложное мини-устройство, которое послужит игровым приспособлением для детей, а также обучать их ткачеству. Детский ткацкий станок будет полезен для обучения детей древнему искусству ткачества. При помощи такого простого ткацкого станка можно сделать компактный коврик, который пригодится в домашней обстановке.

Причем это устройство не потребует специальных приспособлений. Вам потребуется лишь плотный картон, ножницы, крючок, карандаш, вилка и пряжа. Вместо картона возможно употребление старой фанеры, ДСП или иного жесткого основания.

Вначале на картоне выполняется разметка с помощью линейки. Даже ребенок может поучаствовать в этом процессе. Разметка осуществляется на противоположных сторонах листа с шагом 5-10 мм. Проводятся небольшие параллельные линии по отметкам. Далее, на местах этих линий делаются надрезы. В конце с помощью пряжи делаем основу. Вместо пряжи можно применить ленту или обыкновенную нить.

Работает ткацкий станок на основе вдевания нитей в разрезы и последующее плетение. Пряжа проделывается в разрез, а ее окончание располагается на изнаночной стороне. Продевание пряжи нужно выполнять в виде змейки. В итоге выходит обвязывание полученных вырезов. На другой стороне тоже делаются полосы из нитей. Одна сторона будет лицевой, а другая – изнаночной. На лицевой получается сделанное полотно.

Натягивать нитки приходится плавно, чтобы не выгнуть картон. Можно использовать для удобства большую иглу. Число нитей должно соответствовать тому, чтобы край был кромочным и осуществлялся переход из ряда в другой ряд. Осуществить движение нитей вплотную друг к другу можно с помощью вилки. Так, такой ткацкий станок для детей поможет вам научить ребенка прядильному мастерству, не прикладывая много усилий.

Современный человек уже, конечно, не заинтересован в ткачей деятельности, но не стоит забывать о своих предках, которые раньше трудились на этих станках. Если у вас есть желание, то вы всегда можете изготовить свой домашний станок и использовать его для каких-либо целей. Тем более размеры работающего станка зависят только от вас.

Можно рассказать детям, как пряли первые ткацкие станки, и как работает самодельное устройство. Ведь увлекаться ткачеством – это очень интересное занятие.

Нашла на ЛиРу МК ткачества на рамке.

Давно.., но не очень..лет так 10 назад научили меня ткать на раме. Получалась имитация браного ткачества.
Будучи "информационным хомяком" долго пыталась найти на просторах интернета мк по такому виду ткачества (исконно русскому!
Но,увы, не нашла. Пришлось сделать (чтобы не забыть как делать:)..).
Нам нужна деревянная рама с гвоздиками и шерстяные нитки двух цветов: основной и отделочный.
Отделочных цветов может быть 1-3 , в зависимости от узора.
Толщина нитей должна быть одинаковой.
Рама для данного ткачества может быть как квадратной, так и прямоугольной.
Расстояние между гвоздиками лучше всего делать 7мм.Тогда можно ткать из тонкой пряжи.
В данном мк используется рама с шагом м/д гвоздиками 10мм (1см)

Итак, приступим:
Привязываем нить основы к крайнему гвоздику и начинаем сновать

насновка делается свободно,

С провисом

Если нажать на нити, то они должны прогнуться вниз на 3-4 см

Кончик нити завязываем на крайнем гвоздике.Нарезаем нити основного тона: 2х(длина стороны +20см(бахрома))

Мне нравится работать иглой,для зашивания мешков.Уплощенно-загнутый кончик очень удобен

Вставляем сложенную вдвое нить в иглу и начинаем делать полотняное переплетение

До верха

Разрезаем петлю на ушке иглы.

и назводим нити в противоположные стороны

вдеваем новую нить в иглу и прокладывает следующий ряд полотняного переплетения

и все повторяем: разрезать петлю,

развести нити

кончики с одной стороны завязываем узлом и одеваем петлю на крайний гвоздик

и начинаем полегоньку прибивать нити (вилка справляется в предварительной работой:))

после предварительной подбивки подтягиваем свободные концы с другой стороны

равязываем попарно узлами и обеваем на гвоздики: одна пара нитей - один гвоздик

повторяем подбивку

и так да начала рисунка

Рисунок по желанию. Он может быть парным,может быть по центру. Желательно, чтобы протяжки были не более 5 нитей

Теперь прокладываем нити по схеме рисунка.Но также: двойная нить-режем петлю-разводим

В процессе поняла, что декоративная нить тоньше основной.Пришлось удвоить нити рисунка

Не забываем подбивать нити через каждые 3-4 пары. Желательно контролировать параллельность линейкой

Приближаемся к завершению

Проложили последнюю пару. Можно оставить так,как дизайнерскую идею:

Но решила закончить правильно:) Отрезаем одну длину с запасом на бахрому

и протягиваем последнюю нить полотнянки

Что нужно, чтобы ткать дома?

Кроме большого желания - только нужные приспособления, которые не изменились с древнейших времен.

В интернете можно найти множество очень хороших мастер-классов по ткачеству на дощечках, но в МК по ткачеству на бердышке или настольном станке - крайне мало.

Здесь я покажу Вам, что такое бердышко, какие они бывают и как различаются, а так же поделюсь ссылочками на доступные МК, по которым училась ткать сама.

Итак, бердо. Википедия сообщает, что Бердо - это "Приспособление для ручного ткачества , род гребня . Известно с древних времён. Может быть использовано для создания неширокой тканой полосы. На бёрдышке может быть изготовлен пояс , неширокое полотенце , скатерти и т.п." Выглядит традиционное бердо так:

Это обычное однорядное бердо, т.е. мы видим в нем отверстия в середине каждой планочки. Нитки заправляются как в сами отверстия, так и в прорези между планками.

Существуют еще двух рядное (дырочки в два ряда, по две на каждую планку друг над другом) и трех рядное. У меня маленькое бердышко именно трехрядное, хотя эту технику пока не освоила. Выглядит это так:t

Ткать на бердо пояса, тесьму, очелья и т.п. можно в трех техниках:

заправка в узор

(примеры можно посмотреть в моей статье "Ткачество", размещенной ранее), когда нити заправляются в определенном цветовом порядке, а узор образуется их переплетением;

2 к 1 - когда фоновые нити и узорные заправляются по принципу на 1 узорную нить - 2 фоновых. Узор образуется за счет полднятия или опускания узорных нитей. Используется для геометрических орнаментов;

брань 1 к 1, используется для тканья текстов (например, пояса с молитвой)

Ткачество так же может быть закладным, т.е. когда нити основы одного цвета и достаточно тонкие, а нити утка - наоборот, плотные, именно уток и образует узор.

Это далеко не полный перечень возможностей бердечка.

Бердо можно купить, а можно сделать и самостоятельно. Подборка мастер-классов по самостоятельному изготовлению берда у меня в жж - http://jenny-jan.livejournal.com/

Кроме берда нужны еще как минимум - челнок и нож. Челнок чем либо заменить трудно: на него наматывается нить, которая потом составит уток.
у меня вот такой (заказывала на Ярмарке Мастеров):

но могут быть самых разных форм:

Вторая необходимая деталь - прибивной нож. Он служит и для набора нитей узора (поэтому его еще иногда называют бральницей), он прибивает нити утка к предыдущему ряду, образуя плотное полотно.

Можно так же заказать, а можно использовать обычную линейку. На форумах мне попадалось мнение, что линейки часто ломаются. У меня сломалась только один раз (а тку я уже 2 года). Главное условие - линейка должна быть достаточно тяжелой и не металлической (легкая и неудобная в руке).

Настольные станки для ткачества облегчают нам жизнь: они компактны, удобны и не дают такого напряжения на спину. Бывают разные: с бердом, с ремизками. Ткать можно как и на обсном берде, так и своими особыми техниками. Тут отсылаю на Ярмарку Мастеров к Татьяне Сурис - ее курс для начинающих по ткацкому станку самое доходчивое и понятное, что мне попадалось. Добавлю, что в своем роде это вообще единственный он-лайн курс.

Выглядят станочки так:

бердо. Удобен тем, что если снять бердо - можно спокойно ткать на дощечках

и двухремизный (ремизки - две планочки со стальными палочками, аналогичен бердовому станочку)

Ткать на них очень удобно.

Мой обзор не претендует на полноту и оригинальность)))))

Все фото взяты с просторов интернета.

Спасибо за внимание!

Похожие публикации