Игра на тему я осваиваю гигиену. IV

Брейн-ринг

Данное мероприятие направлено на закрепление знаний детей о правилах личной гигиены.

Цели :

Обучающие

    учить основам правил личной гигиены; расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, чистоте и аккуратности.

Развивающие

    Привитие навыков здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов, еженедельное купание.

    Развивать воображение, фантазию, внимание, сообразительность.

Воспитательные

    Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

    Воспитывать умение слушать друг друга, общаться, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других.

    Создавать положительный эмоциональный настрой.

Ход мероприятия :

ВЕДУЩИЙ :

Сегодня в нашем зале игра интеллектуалов « Брейн-ринг». Давайте познакомимся с членами жюри. (Представляет членов жюри).

А теперь начнём игру. Я буду вращать волчок и с его помощью выбирать вопросы, которые лежат на столе. Задаю вопрос, даю время на обсуждение. У кого ответ будет готов, тот звонит в колокольчик. Если команда отвечает правильно, получает жетон. Побеждает та команда, которая за игру набрала больше жетонов.

1 гейм : «ВОПРОС-ОТВЕТ»

ВЕДУЩИЙ : Внимание, вопросы :

(ВОПРОСЫ ПЕРВОЙ КОМАНДЕ)

    Что такое личная гигиена?

    Для чего нужно мыть руки перед едой?

    Почему нельзя грызть ногти?

    Сколько раз в день нужно чистить зубы?

    Как иначе называется приспособление, кроме зубной щетки и зубочистки, используемое для чистки зубов?

    Каков срок службы зубной щетки?

    К какому врачу надо идти, если болят зубы?

(ВОПРОСЫ ВТОРОЙ КОМАНДЕ)

    Что такое здоровый образ жизни?

    Как вы считаете, на сколько человек рассчитана одна расческа?

    Почему нельзя гладить бездомных и чужих кошек и собак?

    Это необходимо принимать перед сном ежедневно, а в жаркую погоду – утром и вечером?

    Каким по продолжительности должно быть время чистки зубов?

    Что всегда нужно делать в одно и то же время?

    Какова продолжительность сна ребёнка?

    Главный способ ухода за кожей?

2 гейм : «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ…»

ВЕДУЩИЙ : Внимание, загадки :

(ЗАГАДКИ ПЕРВОЙ КОМАНДЕ)

    Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

    Железный дом,
    Покаты стенки в нём,
    Крыши нет - есть дно,
    А на дне - окно.(Ванна )

    Хвостик из кости,

На спинке – щетинка.

Эта вещь поможет нам

Чистить брюки и кафтан. (Щетка)

    Пластмассовая спинка,

Жесткая щетинка,

С зубной пастой дружит,

Нам усердно служит. (Зубная щетка)

5.- И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет –

Все как есть ему покажет. (Зеркало)

    Вытираю я, стараюсь,

После ванной паренька.

Все намокло, все измялось –

Нет сухого уголка. (Полотенце)

(ЗАГАДКИ ВТОРОЙ КОМАНДЕ)

    Зубов много,

А ничего не ест. (Расческа)

    Лёг в карман и караулю –

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос. (Носовой платок)

3. Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без... (Воды).

4.Серебряная труба,

Из трубы - вода,

Вода бежит и льётся

В белизну колодца,

На трубе - два братца,

Сидят да веселятся.

Один в кафтане красном,

Второй - в голубом,

Оба друга-брата

Заведуют водой. (Умывальник)

    Белая река

В пещеру затекла,

По ручью выходит -

Со стен всё выводит. (Зубная паста)

    Резинка - Акулинка

Пошла гулять по спинке.

А пока она гуляла,

Спинка розовая стала.

Губка (Мочалка)

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА»

3 гейм: «НАРИСУЙ ЗНАК»

ВЕДУЩИЙ : Прослушав стихотворения, нарисуйте знаки

(СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ПЕРВОЙ КОМАНДЫ)

Ешь полезную еду!

Перекусы на ходу
До добра не доведут.
Чтоб сильнее стать и краше,
Надо кушать суп и кашу.

Чисть зубы

Кто с зубной не дружит пастой,
У зубного гость тот частый –
Зубы у него болят,
То дерут их, то сверлят.
Кто видал, тому не лень
Чистить зубы дважды в день!

Береги зрение

Если ты читаешь лёжа,
То испортить зренье можешь.
Береги свои глаза,
Носом в книжку не влезай,
Чтобы не носить очков
И не стать царем кротов!

(СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ВТОРОЙ КОМАНДЫ)

Мой руки перед едой

Перед тем, как есть и пить,
Надо руки с мылом мыть,
А иначе прямо в рот
Попадет микробов взвод,
И грязнуля заболеет.
Быть здоровым веселее!

Делай зарядку

Даже в плотном распорядке
Место быть должно зарядке.
Без нее любой малыш
Станет слабеньким, как мышь.

Не ленись

Встань с кровати и не охай!
Быть лентяем – очень плохо!
Лень опасна, лень вредна,
Губит организм она.
Раз тебе так мало лет,
Не кряхти, как старый дед.

4 гейм: «СОБЕРИ МОЗАИКУ»

(МОЗАИКА ДЛЯ ПЕРВОЙ КОМАНДЫ) (МОЗАИКА ДЛЯ ВТОРОЙ КОМАНДЫ)

ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ: «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ»

Кто из вас всегда готов жизнь прожить без докторов? +

Кто не хочет быть здоровым, бодрым, стройным и веселым? –

Кто из вас не ходит хмурый, любит

Наталья Рябцева
Игра - занятие по формированию культурно-гигиенических навыков для детей средней группы «Предметы личной гигиены»

Задачи :

Развивать познавательный интерес, воображение, логическое мышление, внимание и память.

Совершенствовать умения различать и называть предметы личной гигиены : мыло, полотенце, зубная щетка, шампунь, мочалка, зубная паста, расческа.

Закреплять умение подбирать и выкладывать последовательность картинок : «Что сначала, что потом» (Алгоритм мытья рук) .

Учить использовать в своей речи обобщенные слова, понятия : предметы личной гигиены .

Словарная работа : мыло, полотенце, мочалка, шампунь, зубная щетка, зубная паста, расческа.

Формирование понимания важности заботы о собственном здоровье.

Предварительная работа : Дидактическая игра «Волшебный мешочек» , алгоритм одевания «Что сначала, что потом» , чтение К. Чуковский «Мойдодыр» .

Материал и оборудование : посылка с предметами личной гигиены : мыло, мочалка, зубная паста, зубная щётка, шампунь, расчёска, полотенце. Алгоритм мытья рук «Что сначала, что потом» , разрезные картинки предметов личной гигиены .

Ход образовательной деятельности :

Воспитатель :

Вы ребята проходите

На гостей все посмотрите

К нам сюда пришли друзья

Поздоровайтесь сперва

Улыбнитесь дружно им

Гостям нашим дорогим.

Ой, ребята, когда я утром пришла, а вас ещё не было, мне принес почтальон посылку.

Хотите узнать, от кого она? Угадайте :

Он умывальников начальник и мочалок командир.

И если вы ленитесь мыться, он будет мылить вас до дыр.

Возьмет он мыло нежное, душистое

Отмоет вас он тщательно и чисто.

Почистит ваши зубки порошком и причешет гребешком.

Правильно, это посылка от Мойдодыра. (открывает ящик) Но здесь еще и письмо. Вот что он пишет : «Я – Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр. Умывальников начальник и мочалок командир. Дорогие мои дети! Я пишу вам письмо : я прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо. Все равно, какой водою - из реки, из колодца, или просто дождевой! Нужно мыться непременно утром, вечером и днем, перед каждою едою, после сна и перед сном»

А еще Мойдодыр спрашивает, моете ли вы свои руки и лицо? Когда? А зачем это нужно делать? (ответы детей ) . Давайте сейчас с вами и поговорим о чистоте, и о том, что для этого нужно, чтобы нам не было стыдно перед Мойдодыром, который так заботится о нашем здоровье.

Если вы ответите правильно на все мои вопросы, то получите подарки от Мойдодыра. Договорились?

«Дорогие ребята! Я посылаю вам посылку. В ней находятся интересные загадки и к ним отгадки. Постарайтесь разгадать загадки. Желаю удачи. До свидания. Ваш Мойдодыр».

Ну что, ребята, отгадаем загадки? (зачитываются загадки) . Из посылки достаются предметы .

Дидактическая игра «Определи на ощупь »

(В посылке лежат предметы личной гигиены : мыло, мочалка, зубная паста, зубная щётка, шампунь, расчёска, полотенце).

Дидактическая задача : учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Игровые правила : На ощупь определить , что находится в посылке.

Игровые действия : В посылке лежат несколько предметов . Никто из детей не знает о них . Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав один из предметов , рассказывает о нём.

Ускользает, как живое, но не выпущу его я.

Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (Мыло)

1 ребенок достает мыло.

Воспитатель : Ребята, что это?

Дети : Мыло.

Воспитатель : Посмотрите внимательно на мыло и опишите его. Какое Мыло?

Дети : Гладкое, белое, твердое, душистое.

Воспитатель : Для чего нужно мыло?

Дети : Мыло нужно для того, чтобы умываться : мыть руки, лицо, шею и все тело, чтобы быть чистыми, уничтожать микробы.

Я мохната и кудрява,

Чисто мою вас, ребята. (мочалка)

2 ребенок достает мочалку.

Дети : Это мочалка.

Воспитатель : Какая бывает мочалка?

Дети : Мягкая, жесткая, разноцветная.

Воспитатель : Для чего мочалка нам нужна?

Дети : Чтобы мыть наше тело.

У неё с утра дела

Чистить зубы до бела. (зубная щётка)

3 ребенок достает зубную щетку.

Воспитатель : Для чего нужна зубная щетка?

Дети : Для того чтобы чистить зубы.

Воспитатель : А когда мы чистим зубы?

Дети : Утром и вечером.

Воспитатель : А какая зубная щетка бывает?

Дети : Разноцветная, с щетинками, пластмассовая, детская и взрослая.

Я не сахар, не мука

Но похож на них слегка

По утрам всегда я.

На зубы попадаю. (зубная паста)

4 ребенок достает зубную пасту.

Воспитатель : А это что такое?

Дети : Зубная паста.

Воспитатель : Какая она?

Дети : Ароматная, вкусная, мягкая.

Воспитатель : А для чего зубная паста нам нужна?

Дети : Чтобы чистить зубы.

Он душист и ароматен

Для волос наших приятен

Только с ним у нас всегда

Будет чистой голова (шампунь)

5 ребенок достает шампунь.

Дети : Шампунь.

Воспитатель : Для чего нужен шампунь?

Дети : Чтобы мыть волосы.

Воспитатель : А какой шампунь?

Дети : Ароматный, разноцветный, бывает детский и взрослый.

Бабушка Ненила мне вот что говорила

Пушистое, цветастое

Веселое, махровое!

Вытирай по суше, и лицо и уши. (полотенце)

6 ребенок достает полотенце.

Дети : Полотенце.

Воспитатель : Зачем нужно полотенце?

Дети : Чтобы вытирать руки и лицо.

Воспитатель : А какое полотенце?

Дети : Мягкое, пушистое, розовое, махровое.

Целых 25 зубков,

Для кудрей и хохолков.

И под каждым, под зубком –

Лягут волосы рядком. (расческа)

7 ребенок достает расческу.

Воспитатель : А кто знает, для чего нужна расческа?

Дети : Чтоб волосы расчесывать, и чтоб быть опрятными и аккуратными.

Воспитатель : Из чего сделана расческа?

Дети : Из дерева или пластмассы.

Воспитатель : Вот мы и разобрали, что лежит в почтовом ящике. А вы знаете, как одним словом называются все эти предметы ? «Предметы личной гигиены »

Воспитатель : Ребята, вы знаете, как правильно мыть руки?

Воспитатель : А давайте вспомним правила мытья рук.

Дидактическая игра : «Что сначала, что потом» .

Дидактическая задача : Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Игровые правила : Составить цепочку из картинок с последовательными действиями, объясняя, что сначала, что потом.

Игровые действия : Дети выкладывают последовательность картинок в алгоритме «мытье рук» , и проговаривают, что они делают сначала, а что потом. Обсуждают правильность выбора каждого ребёнка.

Воспитатель : Молодцы, справились с заданием. А сейчас давайте встанем в круг и покажем, как мы умеем правильно мыть руки и лицо.

Надо нам перед едой (все дружно шагаем)

Мыть руки с мылом и водой (намыливаем руки)

Чтобы злой презлой микроб (Пазы руками)

Не забрался к нам в живот. (Гладим живот)

Водичка, водичка, (открываем ладошки вверх)

Умой мое личико. (Как бы дотрагиваемся до лица)

Чтобы глазки блестели, (дотрагиваемся до глаз)

Чтобы щечки розовели, (круговыми движениями щеки)

Чтоб смеялся роток (улыбаемся)

И кусался зубок (показываем зубки) .

Воспитатель : Ребята, а ещё я в посылке нашла телеграмму.

Дидактическая игра : «Найди ошибку»

Игровые действия : Дети должны найти в тексте ошибку и поправить.

"Полотенцем моют руки"

"Расчёской вытираются"

"Зубной щёткой намыливают тело"

"Мылом причёсываются".

Ой, ребята, что-то я не поняла, кажется, Мойдодыр всё перепутал. Давайте вместе попробуем разобраться :

Полотенцем (что делают) .

Расчёской.

Зубной щёткой.

Вот какую смешную телеграмму нам прислал Мойдодыр.

Воспитатель : Ребята, а еще я здесь нашла конверт, а в нём много картинок, но они разрезные. Нужно их составить в целые картинки.

Дидактическая игра : «Сложи картинку»

Дидактическая задача : учить осознавать целостность чего-либо, складывать из частей что-то единственное. Закрепить названия предметов личной гигиены , их назначение, а также значение их использования для сохранения и укрепления здоровья.

Игровые действия : составить картинку в единое целое.

Послушайте стихотворение.

Кто зубы не моет, не моется с мылом,

Тот вырасти может болезненным, хилым.

Дружат с грязнулями только грязнули,

Которые сами в грязи утонули

Из них вырастают противные бяки,

За ними гоняются злые собаки.

Грязнули боятся воды и простуд,

А иногда вообще не растут.

Торжественное обещание (все дети хором повторяют)

Чтоб в грязнулю и неряху

Мне не превратиться,

Обещаю каждый день чисто-чисто мыться.

Быть хочу я очень чистым,

А не чёрной галкой,

Обещаю я дружить с мылом и мочалкой.

А ещё, два раза в сутки

Обещаю чистить зубки.

Обещаю всем кругом

Быть послушным малышом.

Ходить чистым и опрятным,

Очень, очень аккуратным.

Воспитатель : Какие вы молодцы, ребята! Мойдодыр, как и обещал, приготовил для вас подарки. (раскраски с предметами личной гигиены )

Игра - занятие по формированию культурно-гигиенических навыков для детей средней группы «Предметы личной гигиены»

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес, воображение, логическое мышление, внимание и память.
  • Совершенствовать умения различать и называть предметы личной гигиены: мыло, полотенце, зубная щетка, шампунь, мочалка, зубная паста, расческа.
  • Закреплять умение подбирать и выкладывать последовательность картинок: «Что сначала, что потом» (Алгоритм мытья рук).
  • Учить использовать в своей речи обобщенные слова, понятия: предметы личной гигиены.
  • Словарная работа: мыло, полотенце, мочалка, шампунь, зубная щетка, зубная паста, расческа.
  • Формирование понимания важности заботы о собственном здоровье.

Предварительная работа: Дидактическая игра «Волшебный мешочек», алгоритм одевания «Что сначала, что потом», чтение К.Чуковский «Мойдодыр».

Материал и оборудование: посылка с предметами личной гигиены: мыло, мочалка, зубная паста, зубная щётка, шампунь, расчёска, полотенце. Алгоритм мытья рук «Что сначала, что потом», разрезные картинки предметов личной гигиены.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

Вы ребята проходите

На гостей все посмотрите

К нам сюда пришли друзья

Поздоровайтесь сперва

Улыбнитесь дружно им

Гостям нашим дорогим.

Ой, ребята, когда я утром пришла, а вас ещё не было, мне принес почтальон посылку.

Хотите узнать, от кого оно? Угадайте:
- Он умывальников начальник и мочалок командир.
И если вы ленитесь мыться, он будет мылить вас до дыр.
Возьмет он мыло нежное, душистое
Отмоет вас он тщательно и чисто.
Почистит ваши зубки порошком и причешет гребешком.
- Правильно, это посылка от Мойдодыра. (открывает ящик) Но здесь еще и письмо. Вот что он пишет: «Я – Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр. Умывальников начальник и мочалок командир. Дорогие мои дети! Я пишу вам письмо: я прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо. Все равно, какой водою - из реки, из колодца, или просто дождевой! Нужно мыться непременно утром, вечером и днем, перед каждою едою, после сна и перед сном»
- А еще Мойдодыр спрашивает, моете ли вы свои руки и лицо? Когда? А зачем это нужно делать? (ответы детей). Давайте сейчас с вами и поговорим о чистоте, и о том, что для этого нужно, чтобы нам не было стыдно перед Мойдодыром, который так заботится о нашем здоровье.
Если вы ответите правильно на все мои вопросы, то получите подарки от Мойдодыра. Договорились?

«Дорогие ребята! Я посылаю вам посылку. В ней находятся интересные загадки и к ним отгадки. Постарайтесь разгадать загадки. Желаю удачи. До свидания. Ваш Мойдодыр».
- Ну что, ребята, отгадаем загадки? (зачитываются загадки). Из посылки достаются предметы.

Дидактическая игра «Определи на ощупь»

(В посылке лежат предметы личной гигиены: мыло, мочалка, зубная паста, зубная щётка, шампунь, расчёска, полотенце).

Дидактическая задача: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Игровые правила: На ощупь определить, что находится в посылке.

Игровые действия: В посылке лежат несколько предметов. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав один из предметов, рассказывает о нём.

Ускользает, как живое, но не выпущу его я.
Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (Мыло)

1 ребенок достает мыло.

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Мыло.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на мыло и опишите его. Какое Мыло?

Дети: Гладкое, белое, твердое, душистое.

Воспитатель: Для чего нужно мыло?

Дети: Мыло нужно для того, чтобы умываться: мыть руки, лицо, шею и все тело, чтобы быть чистыми, уничтожать микробы.

Я мохната и кудрява,

Чисто мою вас, ребята. (мочалка)

2 ребенок достает мочалку.

Дети: Это мочалка.

Воспитатель: Какая бывает мочалка?

Дети: Мягкая, жесткая, разноцветная.

Воспитатель: Для чего мочалка нам нужна?

Дети: Чтобы мыть наше тело.

У неё с утра дела

Чистить зубы до бела. (зубная щётка)

3 ребенок достает зубную щетку.

Воспитатель: Для чего нужна зубная щетка?

Дети: Для того чтобы чистить зубы.

Воспитатель: А когда мы чистим зубы?

Дети: Утром и вечером.

Воспитатель: А какая зубная щетка бывает?

Дети: Разноцветная, с щетинками, пластмассовая, детская и взрослая.

Я не сахар, не мука

Но похож на них слегка

По утрам всегда я.

На зубы попадаю. (зубная паста)

4 ребенок достает зубную пасту.

Воспитатель: А это что такое?

Дети: Зубная паста.

Воспитатель: Какая она?

Дети: Ароматная, вкусная, мягкая.

Воспитатель: А для чего зубная паста нам нужна?

Дети: Чтобы чистить зубы.

Он душист и ароматен

Для волос наших приятен

Только с ним у нас всегда

Будет чистой голова (шампунь)

5 ребенок достает шампунь.

Дети: Шампунь.

Воспитатель: Для чего нужен шампунь?

Дети: Чтобы мыть волосы.

Воспитатель: А какой шампунь?

Дети: Ароматный, разноцветный, бывает детский и взрослый.

Бабушка Ненила мне вот что говорила

Пушистое, цветастое

Веселое, махровое!

Вытирай по суше, и лицо и уши. (полотенце)

6 ребенок достает полотенце.

Дети: Полотенце.

Воспитатель: Зачем нужно полотенце?

Дети: Чтобы вытирать руки и лицо.

Воспитатель: А какое полотенце?

Дети: Мягкое, пушистое, розовое, махровое.

Целых 25 зубков,
Для кудрей и хохолков.
И под каждым, под зубком –
Лягут волосы рядком. (расческа)

7 ребенок достает расческу.

Воспитатель: А кто знает, для чего нужна расческа?

Дети: Чтоб волосы расчесывать, и чтоб быть опрятными и аккуратными.

Воспитатель: Из чего сделана расческа?

Дети: Из дерева или пластмассы.

Воспитатель: Вот мы и разобрали, что лежит в почтовом ящике. А вы знаете, как одним словом называются все эти предметы? «Предметы личной гигиены»

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как правильно мыть руки?

Воспитатель: А давайте вспомним правила мытья рук.

Дидактическая игра: «Что сначала, что потом».

Дидактическая задача: Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Игровые правила: Составить цепочку из картинок с последовательными действиями, объясняя, что сначала, что потом.

Игровые действия: Дети выкладывают последовательность картинок в алгоритме «мытье рук», и проговаривают, что они делают сначала, а что потом. Обсуждают правильность выбора каждого ребёнка.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А сейчас давайте встанем в круг и покажем, как мы умеем правильно мыть руки и лицо.

Надо нам перед едой (все дружно шагаем)

Мыть руки с мылом и водой (намыливаем руки)

Чтобы злой презлой микроб (Пазы руками)

Не забрался к нам в живот. (Гладим живот)

Водичка, водичка, (открываем ладошки вверх)

Умой мое личико. (Как бы дотрагиваемся до лица)

Чтобы глазки блестели, (дотрагиваемся до глаз)

Чтобы щечки розовели, (круговыми движениями щеки)

Чтоб смеялся роток (улыбаемся)

И кусался зубок (показываем зубки).

Воспитатель: Ребята, а ещё я в посылке нашла телеграмму.

Дидактическая игра: «Найди ошибку»

Игровые действия: Дети должны найти в тексте ошибку и поправить.

"Полотенцем моют руки"

"Расчёской вытираются"

"Зубной щёткой намыливают тело"

"Мылом причёсываются".

Ой, ребята, что-то я не поняла, кажется, Мойдодыр всё перепутал. Давайте вместе попробуем разобраться:

Полотенцем (что делают).

Расчёской.

Зубной щёткой.

Мылом.

Вот какую смешную телеграмму нам прислал Мойдодыр.

Воспитатель: Ребята, а еще я здесь нашла конверт, а в нём много картинок, но они разрезные. Нужно их составить в целые картинки.

Дидактическая игра: «Сложи картинку»

Дидактическая задача: учить осознавать целостность чего-либо, складывать из частей что-то единственное. Закрепить названия предметов личной гигиены, их назначение, а также значение их использования для сохранения и укрепления здоровья.

Игровые действия: составить картинку в единое целое.

Послушайте стихотворение.

Кто зубы не моет, не моется с мылом,

Тот вырасти может болезненным, хилым.

Дружат с грязнулями только грязнули,

Которые сами в грязи утонули

Из них вырастают противные бяки,

За ними гоняются злые собаки.

Грязнули боятся воды и простуд,

А иногда вообще не растут.

Торжественное обещание (все дети хором повторяют)

Чтоб в грязнулю и неряху

Мне не превратиться,

Обещаю каждый день чисто-чисто мыться.

Быть хочу я очень чистым,

А не чёрной галкой,

Обещаю я дружить с мылом и мочалкой.

А ещё, два раза в сутки

Обещаю чистить зубки.

Обещаю всем кругом

Быть послушным малышом.

Ходить чистым и опрятным,

Очень, очень аккуратным.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Мойдодыр, как и обещал, приготовил для вас подарки. (раскраски с предметами личной гигиены)


Покидова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №11
Населённый пункт: г. Североморск
Наименование материала: картотека
Тема: Картотека игр для знакомства детей младшего дошкольного возраста с предметами личной гигиены
Дата публикации: 12.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Картотека игр для знакомства детей

младшего дошкольного возраста с

предметами личной гигиены

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель:
Знакомить детей с предметами личной гигиены. Активизировать речьдетей. Пополнить словарный запас.
ОБОРУДОВАНИЕ
: мешочек с предметами личной гигиены.

Ход игры
: Вы знаете, ребята, сегодня утром к нам в группу заходил Мойдодыр. Он очень хотел вас увидеть. Так жалко, что Мойдодыр вас не дождался, ведь у него утром так много забот! Но он оставил вам вот этот мешочек. Дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды) и рассказывают, для чего они предназначены и как ими пользоваться. Затем воспитатель читает загадки и предлагает найти ответ среди предметов, которые дети достали из чудесного мешочка.
Отгадывание загадок:
Ускользает, как живое, Хожу-брожу не по лесам, Но не выпущу его я. А по усам, по волосам. Белой пеной пенится, И зубы у меня длинней, Руки мыть не ленится. Чем у волков, у медведей. (Мыло) (Расческа) Пластмассовая спинка, И сияет, и блестит, Жесткая щетинка, Никому оно не льстит, С зубной пастой дружит, А любому правду скажет – Нам усердно служит. Все как есть ему покажет. (Зубная щетка) (Зеркало) Вытираю я, стараюсь, Хвостик из кости, После ванной паренька. На спинке – щетинка. Все намокло, все измялось – Эта вещь поможет нам Нет сухого уголка. Чистить брюки и кафтан. (Полотенце) (Щетка)
Что ты можешь о них сказать!

Задача игры
. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
Оборудование:
Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.
Ход игры
. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле. Воспитатель называет по имени одного ребенка: “Петя, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы. Далее воспитатель задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: “Яна, есть у вас дома мыло?” Когда ребенок ответит утвердительно, воспитатель
просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?” Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитатель может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.) Воспитатель может задать и наводящие вопросы: “Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) “Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) “Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”. В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.
Чистоплотные дети

Задачи игры
. Учить детей находить предметы гигиены по просьбе воспитателя; узнать их назначение.
Ход игры.
Воспитатель говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать,тем лучше). Затем воспитатель говорит: “Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: “Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова “волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), “купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.). Вариант. Воспитатель задает вопрос: “Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, плато
Что нужно кукле!

Задачи игры
. Упражнять культурно-гигиенические навыки.
Пособия:
Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).
Ход игры
. Воспитатель знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: “Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?” Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитатель направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: “Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

ИГРА - ЛОТО «УРОКИ МОЙДОДЫРА»

Цель
: закрепить знания детей о предметах личной гигиены, культурно-гигиенических навыках - последовательность действий (мытья рук, одевания, сервировки стола).
Правила:
Детям раздаются поля, разделенные на квадраты. В центре поля изображена большая картинка, ребенку предлагается выбрать нужные картинки, сопровождая свои действия объяснениями - «для чего это нужно». «Как Вова учился мыть руки» "Поможем Вове сервировать стол" "Оденем Вову на прогулку" "Чистота - залог здоровья" "Ванные принадлежности" При помощи данной игры дети закрепят знания о предметах личной гигиены, культурно- гигиенических навыках - последовательность действий (мытья рук, одевания, сервировки стола).

Игра-экспериментирование

«Прозрачная вода»

Цели
Познакомиться с водой, ее свойствами (прозрачная, без запаха, льется). Сформировать умения и навыки по использованию воды.
Материалы:
две прозрачные баночки (одна заполнена водой, вторая с чаем), стеклянная банка с широким горлышком, таз с водой, ложки, маленькие ковшики, сахар, стаканчики для детей, предметные картинки.
Описание

В
гости к ребятам приходит Капелька.
Воспитатель.
Кто такая капелька? Где она живет? Ребятам предлагается узнать, что находится в банках. Дети убеждаются, что в одной вода, в другой - чай.
Воспитатель.
Как вы догадались, что это вода? Какого та цвета? Чем она пахнет? (Ответы детей.) Воспитатель предлагает детям наполнить стаканчики водой с помощью ковшиков.
Воспитатель.
Что мы делаем?
Дети.
Переливаем, наливаем воду.
Воспитатель.
Что делает водичка?
Дети.
Льется.

Воспитатель.
Послушайте, как она льется. Какой слышим звук? Воспитатель предлагает детям добавить в стаканчики сахарный песок ложечкой, помешать и понаблюдать, как сахар растворится. Предлагает поиграть в игру «Узнай и назови». Показывая картинки через банку с чаем, воспитатель спрашивает: «Вы что- нибудь видите?» Затем происходит рассматривание картинок через банку с водой.
Воспитатель.
Что вы увидели?(Ответы детей.) Почему так хорошо видно картинку? Какая вода?
Дети.
Прозрачная.
Воспитатель.
Что мы узнали о воде? (Ответы детей.)
Игра-экспериментирование «Чистящая вода»

Цели
Получить или закрепить представления, что вода смачивает и очищает. Сформировать умение (навык) мыть руки водой через практикование и экспериментирование с водой.
Материалы:
широкая миска (желательно прозрачная) с водой, две салфетки: чистая и грязная; безопасная краска для нанесения на детские ладони.
Описание
Детям предлагается взять бумажную салфетку (чистую) и осторожно опустить ее в сосуд на поверхность воды. Вода намочила салфетку. Аналогичные действия совершаются с грязной салфеткой. Объясняется, что вода растворила грязь с салфетки и" поэтому стала мутной. Затем на детские ладошки наносится краска, и детям нужно опустить руку в воду. Понаблюдать, что будет с ладонями. Рассмотреть, как окрашивается вода, а руки становятся чистыми. Порассуждать с детьми, зачем мыть руки, можно ли ходить с грязными руками, почему это небезопасно.

Игра-экспериментирование «Мокрые рукава и полотенце»

Цели
Показать необходимость засучивать рукава (иначе они будут мокрые) и вытирать руки полотенцем насухо. Сформировать умение (навык) мыть руки водой и правильно вытирать их полотенцем через практикование и экспериментирование.
Материалы:
кусочек полотенца или маленькое полотенце целиком, широкая миска с водой.
Описание
Предложить детям взять полотенце и положить его в миску.
Воспитатель.
Как вы думаете, что будет с полотенцем?
Дети.
Оно намокнет, станет мокрым. Повторить то же с рукавом одежды. Объяснить, что рукава тоже могут намокнуть. Детям предлагается подумать, удобно, полезно ли ходить с намоченными рукавами. Поче- му это небезопасно? Объяснить, что полотенце впитывает воду (становится мокрым) с рук.
Игра-экспериментирование «Грязные и чистые руки»

Цели
Получить или закрепить представления, что вода очищает. Сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки через практикование и экспериментирование с водой.

Материалы:
две прозрачные миски, условная грязь (глина, краска).
Описание.
Предложите ребенку полоскать руки в миске. Затем испачкать руки и снова пополоскать их. Сравнить воду по цвету. Подвести к выводу, что грязь, которая бывает на руках, остается в воде, что вода смывает грязь, делает руки чистыми.
Игра-экспериментирование «Какой формы мыльце?»

Цели
- Получить или закрепить представления о мыле, его полезных свойства; - Сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки с мылом через практикование и экспериментирование
Материалы:
кусочки мыла разной формы, тазик с водой.
Описание.
Рассмотреть кусочки мыла разной формы. Обратить внимание, что такими их изготовили на фабрике, но человек, когда мылит руки, может изменить форму мыла. Взрослый берет мыло и хорошо намыливает руки, показывая детям необходимые действия, фиксируя их внимание на этом процессе. Потом обращает внимание на форму мыла, рассматривает ее с детьми, ищет, что изменилось. Затем предлагает детям повто- рить самим действия с мылом и водой. Обращает внимание на действия детей, помогает, подсказывает. После мытья рук с мылом и вытирания их полотенцем насухо взрослый рассматривает с детьми, какой формы оказалось мыльце, какие фигурки получились у детей, на что они похожи. Обращает внимание на воду, ее загрязненность. Делается совместно вывод о том, что вода вместе с мылом делает руки чище, ароматнее.
Игра-экспериментирование «Делаем мыльные пузыри»

Цели.
Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свой- ствами мыла: может растягиваться, образует пленочку, меняет цвет. Поддержать интерес к здоровье - сберегающим предметам.
Материалы:
жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или специальная пластиковая петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы.
Описание.
Медвежонок Миша рассказывает, что любит пускать мыльные пузыри. Но он не знает, как они делаются.
Воспитатель.
Как получаются мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для этого нужно? (Ответы детей.) Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путем смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают ее, дуют в петлю.
Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опускают петлю в раствор.
Воспитатель.
Что мы видим, когда вынимаем петлю? (Ответы детей.) Потихоньку дуем. Что происходит? Как получился мыльный пузырь? (Ответы детей.) Пузырь получился только из жидкого мыла. Оно может растягиваться в очень тонкую пленку, которая остается в петле. Мы выдуваем воздух, пленка его обволакивает, и получается пузырь. Можно поиграть в игры: «Какой формы пузырь», «Какой летит дальше, выше?» Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похож получившийся пузырь, какой он формы, какие цвета можно увидеть на ее поверхности.
Игра-экспериментирование

«Госпожа зубная щётка»

Цель:
Познакомить со свойствами зубной щётки: Состоит из маленьких ворсинок, хорошо трёт, чистит.
Материал:
Зубная щётка, тазик с водой, зубная паста.
Описание:
Взрослый приносит зубную щётку. - Чем мы чистим зубы? Почему мы их чистим зубной щёткой? Предлагает рассмотреть щётку, потереть ею о руку. - Что вы чувствуйте? Зубная щётка хорошо трёт, маленькие ворсинки попадают в щелочки между зубами и достают грязь. Зубки остаются чистыми, а значит здоровыми. - А откуда в зубах грязь? Как она скапливается во рту? Как часто надо чистить зубы? Зачем это необходимо делать? Что будет, если не чистить зубы или делать это неправильно? Поэкспериментировать с зубной щёткой и водой, размочить ворсинки, посмотреть, как по - разному они выглядят. Потереть ладошку влажной щёткой, сравнить результаты. Нанести на щётку пасту, растворить её в воде, понаблюдать, что будет происходить в воде.

Игра – путешествие «Путешествие в страну щеток».

Цели:
обратить внимание детей на то, что существуют разные щетки, но цель у них одна- помочь человеку убрать грязь; закрепить необходимый навык в использовании здоровьесберегающего предмета.
Материалы:
разные щетки –обувная, зубная сметка, швабра, щетка-расческа для волос.
Описание игры.
Воспитатель рассказывает, что госпожа Зубная Щетка приехала к ним из страны Щеток и предлагает отправиться в путешествие в эту страну.
Воспитателель:
В стране щеток живут жители – разные щетки. Посмотрите на них. Чем они отличаюся? (Внешним видом, размером, назначением). Для чего они нужны? (Показ детьми разнообразных действий со щетками). Но все они живут в одной стране. Что общего у всех этих жителей? (ворсинки). Для чего нужны нам эти вещи? (Для соблюдений чистоты, для помои по дому).
Игры со щетками
по желанию детей, предметно-манипулятивные действия. Также взрослый может создать ситуацию, в которой щетки используются неправильно Незнайкой: зубная чистит обувь, столовая – причесывает волосы… Дети решают эту запутанную ситуацию правильно, раскладывают щетки по назначению.
Игра – путешествие «Путешествие в город Предметов личной гигиены»

Цели:
обратить внимание, что вокруг нас много вещей, среди них – предметы личной гигиены, которые помогают нам соблюдать чистоту и опрятность; продиагностировать знания детей об их необходимости и умения использовать их.
Материалы:
мыло, мочалка, зубная щетка, полотенце, расческа; изображения этих предметов личной гигиены.

Описание игры.
В гости к ребятам приходит девочка чумазая.
Воспитатель.
- Ах ты, девочка чумазая, Где ты руки так измазала? Черные ладошки; На локтях – дорожки. - Играла на улице, вот и ичпачкалась. Ребята, что нужно сделай нашей девочке? (Умыться). Ты знаешь, что тебе поможет в этом?
Девочка чумазая:
Нет.

Воспитатель:
Давайте отправимся в путешествие страну Вещей, в город Предметов личной гигиены. Там мы встретим жителей этого города, которые помогут девочке чумазой стать чистой и опрятной. Воспитатель вместе с детьми отправляются в путь. Взрослый подчеркивает, что в стране Вещей живут разные вещи. Но в городе Предметов личной гигиены живут вещи необходимые нам, чтобы стать чистыми, опрятными, красивыми и здоровыми.
Воспитатель:
Вот один из жителей этого города. Что это? (мыло). Зачем нам нужно мыло? Что мы с ним делаем? (Намыливаемруки, отмываем грязь…). Что это? (Полотенце).Зачем нам нужно полотенце? (Вытирать руки). Где у нас хранится полотенце? (На вешалке). Вы умеете вытирать руки. Покажите мне, как вы это делаете. А вот две подружки. Что это? (Зубная щетка и зубная паста). Зачем они нам нужны? (Чистить зубы). Кто помогает нам сделать волосы аккуратными, красивыми? (Расческа). Вот сколько помощников мы встретили в этом городе, которые помогают нам стать чистыми и опрятными. Ты запомнила их, девочка чумазая? Пора возвращаться домой. Чтобы нам не забыть жителей этого города, мы возьмем их портреты и повесим в комнате гигиены.

Чистоплотные дети

Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитательница говорит: "Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: "Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), "купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

Вариант. Воспитательница задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, плато

Что нужно кукле!

Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.

Пособия. Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

Ход игры. Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: "Наша куколка

встала и хотела бы умыться, но чем?”

Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: "Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

Что ты можешь о них сказать!

Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Пособия. Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.

Воспитательница называет по имени одного ребенка: "Петя, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.

Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”

Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)

Воспитательница может задать и наводящие вопросы: "Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) "Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) "Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.

В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.

Тема «Готовим обед для кукол»

Цель: учить различать продукты питания (мясо, рыба, творог, овощи, фрукты и т.д.), определять, из чего приготовлены блюда, из скольких блюд состоит обед, закрепление навыка дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды.

Оборудование: куклы, набор детской кухонной и столовой посуды, детская плита, муляжи фруктов, овощей, мяса, рыбы, сыра, молока, творога, колбасы.

Ход игры.

Воспитатель: «Кукла Маша принесла из магазина много разных продуктов. Назовите, пожалуйста, какие продукты принесла Маша?». Дети по муляжам перечисляют продукты.

«А сейчас мы все вместе приготовим вкусный обед для наших друзей (кукол). Из чего состоит обед? - из первого блюда (борщ, суп, щи), из второго блюда (котлеты, голубцы, пельмени, картофель, макароны, рис, овощные салаты), из третьего блюда (сок, минеральная вода, компот, чай). Выберите на столе посуду, которая нам понадобится для приготовления первого блюда (кастрюля, в которой мы варим суп), второго блюда (сковорода, в которой мы жарим котлеты, картофель, рыбу), третьего блюда (кастрюля для варки компота или графин для воды или сока)».

Воспитатель вместе с детьми показывает и имитирует действие приготовления пищи на обед. Например, воспитатель сначала спрашивает детей, как они будут готовить обед, а затем объясняет поэтапно приготовление первого блюда:

Промыть в дуршлаге необходимые продукты для приготовления первого блюда (мясо, овощи);

Очистить овощи от кожуры и нарезать на разделочной доске;

Положить в кастрюлю необходимые продукты и залить водой;

Поставить на детскую плиту и зажечь конфорку;

После того как суп будет готов, разлить половником по тарелкам.

На второе блюдо готовим рыбу с овощами. Воспитатель по аналогии проводит беседу и показ необходимых продуктов и посуды для приготовления второго блюда. На третье - варим компот из фруктов (яблок, груш и лимона).

Воспитатель поэтапно объясняет детям каждое действие, а затем спрашивает, что они сделали, что делают и что будут делать. Когда обед для кукол готов, начинаем сервировать стол посудой. Раскладываем приготовленные блюда по тарелкам, желаем приятного аппетита и дети начинают кормить кукол, расхваливая при этом блюда. После того, как куклы пообедали, дети вытирают их салфетками и «благодарят» за вкусный обед.

Тема «Вымой кукле руки»

Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.

Оборудование: кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.

Ход игры.

Дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Воспитатель говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Дети, что же надо сделать? (Правильно, кукле необходимо помыть руки.) Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки».

Ребенок ведет куклу к умывальнику и моет кукле руки, затем вытирает их полотенцем, берет белое платье и надевает его на куклу. Кукла Аня говорит «спасибо» и уходит в гости. Воспитатель обсуждает с детьми то, что произошло. Кукла Аня «пришла» с прогулки и не вымыла руки. Педагог: «Дети, надо приходить с прогулки и обязательно мыть руки».

После формирования положительного отношения к навыку мытью рук в процессе дидактической игры педагог переходил к закреплению этого навыка в режимных моментах. При этом ребенок должен был овладеть рядом последовательных действий. В качестве примера рассмотрим последовательные действия, необходимые ребенку для мытья рук: засучить рукава; открыть кран; намочить руки; взять мыло в руки из мыльницы; подставить руки с мылом под струю воды и намочить мыло; намылить ладони, растерев мыло до получения пены; сделать «мыльные перчатки»; положить мыло в мыльницу; растереть мыло круговыми движениями по всей поверхности рук; продолжать делать «мыльные перчатки»; подставить руки под струю воды; круговыми движениями смыть мыло с ладоней и тыльной стороны кистей рук; стряхнуть воду с рук; закрыть кран; вытереть руки о полотенце насухо.

Воспроизведение всех этих этапов действия при мытье рук требует от ребенка высокого уровня восприятия и развития моторики.

Тема «Мыльные перчатки. Пузырики»

Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.

Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.

Ход игры.

Воспитатель: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые "белые перчатки". Воспитатель поэтапно объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у них получились модные "белые перчатки".

Затем воспитатель предлагает детям совместить ладошки, сделать маленькую щелочку (отверстие) и тихонько подуть в это отверстие, у нас с другой стороны ладоней выходит мыльный пузырь. Воспитатель эмоционально фиксирует появление у детей пузырей. Если дотронуться до них пальчиком, то пузыри лопаются потому, что они нежные и воздушные. Если у детей не получается надуть мыльный пузырь, воспитатель проводит совместные действия с ребенком, помогая ему почувствовать радость от предвкушения появления этого пузыря. После этого мыло смывается под струей теплой воды и руки вытирают насухо полотенцем.

В работе целесообразно использовать различные стихи и потешки. Например.

Первая потешка:

«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!».

Вторая потешка:

«В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Умывается сама Машенька Егорова»

(или воспитатель называет имя ребенка).

Третья потешка:

«Знаем, знаем, да, да, да!

Где тут прячется вода!

Выходи, водица,

мы пришли умыться!

Лейся на ладошку,

по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку - посмелей,

будем умываться веселей!»

Эту игру с сопровождением потешек можно включить в проведение режимных моментов.

Тема «Подберем куклам одежду»

Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

Оборудование: две куклы - кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити и для Кати: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли.

Ход игры.

Воспитатель: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Далее воспитатель предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Мити и для девочки Кати. Воспитатель спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой - Катю. Воспитатель в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями. Игра проводится в последующих вариантах со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек. воспитатель обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.

Тема «Найди пару»

Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды - правый.

Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.

Ход игры.

Воспитатель вводит детей в игровую ситуацию: «Маша-растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т.д.». Детям предлагается помочь Маше-растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Воспитатель предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т.д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди пару». В случае затруднения выполнения задания помогает отыскать пару, обращает внимание ребенка на одинаковый размер и цвет. Через некоторое время взрослый просит отыскать эту же пару самостоятельно. Другой вариант игры может проводиться на предметах одежды детей. Игра способствует закреплению умения различать левые и правые варианты одежды и обуви, правильно соотносить, на какую ногу или руку одеваем тот или иной вариант.

Тема «День рождения»

Цель: учить правилам культурного поведения в гостях, умению поздравлять друг друга.

Оборудование: гости - куклы, игрушки, праздничный стол сервирован с детской посудой, подарки.

Ход игры.

Ребенок (или выбранный персонаж) сегодня именинник. Он с помощью воспитателя готовится к приему гостей: сервирует праздничный стол, украшает шариками, мишурой и приводит в порядок помещение. Дети-гости берут маленькие подарки-поделки (заранее приготовленные на занятиях труда). Именинник встречает гостей, здоровается со всеми, принимает подарки и приглашает гостей сесть за стол, показывая гостю его место. Рядом с детьми за столом рассажены игрушки. Гости «пробуют» угощение, «пьют» чай, «едят» мороженое. Затем педагог помогает ребенку придумать пожелание для именинника. Воспитатель рассказывает детям о правилах поведения в гостях:

Поздороваться, когда приходишь в гости;

Без приглашения не входить в комнату;

Дарить подарок с пожеланиями имениннику (в качестве подарка может быть стихотворение, песня, танец);

За столом не шуметь, не брать пищу руками;

Приступать к еде после приглашения отведать то или иное угощение;

Не перебивать друг друга;

Пользоваться приборами и салфеткой во время еды; - придвигать и отодвигать стул неслышно;

После еды не забыть поблагодарить именинника;

Перед уходом попрощаться;

Когда гости уходят, именинник помогает взрослым убирать посуду со стола.

Каждый из детей должен побыть в роли именинника. Воспитатель во время игры напоминает детям, как следует себя вести в той или иной ситуации. Игра эмоциональная и очень привлекает детей.

Тема «Волшебный шнурок»

Цель: развитие движений мелкой моторики рук, учить вдевать и выдергивать шнурок в отверстия по сюжетной картинке.

Оборудование: книжка «Волшебный шнурок» и шнурки разного цвета (желтый, красный, зеленый).

Ход игры.

Воспитатель вместе с ребенком рассматривает сюжетную картинку, просит назвать, кто изображен на рисунке и что он делает. Предлагает ребенку «дорисовать» шнурком (по выбору) недостающие штрихи (элементы) в картинке: лестница, качели и т.д.

Если у ребенка не получается выполнить действие самостоятельно, воспитатель совместно с ним воспроизводит эти действия.

Тема «Посади цветочки на лужок»

Цель: научить ребенка вдевать петельку на пуговицы разного размера, развитие мелкой моторики рук, соотнесение правой и левой руки.

Оборудование: зеленое полотно, на которое пришиты пуговицы разного цвета и разного размера, цветы вырезаны из плотной ткани разного размера с прорезями в центре, соответствующими пуговицам.

Ход игры.

Воспитатель: «Давайте посадим на лужок красивые цветочки. К каждой пуговичке найди и присоедини нужный цветок. Ребенок выбирает цветок из ткани и пробует вдеть пуговицу на полотне в прорезь, если пуговица не подходит к петельке, педагог предлагает попробовать присоединить к другим пуговичкам и обращает внимание ребенка на размер петельки и пуговицы, чтобы они совпадали».

Таким образом, ребенок «сажает» цветы на зеленое полотно.

Взрослый хвалит ребенка по ходу игры за каждый прикрепленный цветочек. Детям нравится видеть результат своих действий.

Конспект занятия, направленного на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников и младших школьников

Тема «Чистота - та же красота»

Цель: формировать и закреплять у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

1. Способствовать формированию и закреплению у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

2. Развивать основы социального взаимодействия.

3. Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе.

Форма проведения: занятие-беседа.

Ход занятия.

Воспитатель. Уважаемые гости! Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить о культурно-гигиенических навыках и режиме дня.

Режим дня является основой здорового образа жизни ребёнка. Если его распорядок дня во многом зависит от индивидуальных особенностей, то правила личной гигиены, напротив, универсальны.

Всем нам хочется, чтобы ребёнок вырос крепким, красивым, здоровым. Поэтому с раннего детства и на протяжении всей жизни человек должен тщательно ухаживать за своим телом, кожей, волосами, ногтями, зубами и т.д.

Соблюдение правил личной гигиены - непременное условие здорового образа жизни. Среди правил личной гигиены первостепенное значение имеют правила ухода за кожей.

Старший воспитанник. Кожа не только защищает ваш организм от жары, холода и инфекций. Она помогает человеку дышать и избавляться от шлаков. Лучший способ ухода за кожей - это еженедельная баня.

Воспитатель. В правилах личной гигиены важное место отводится мерам по уходу за ногами.

Старший воспитанник. Ноги необходимо мыть тёплой водой с мылом ежедневно (перед сном). После мытья их надо досуха вытереть чистым полотенцем. Во избежание заболевания ног следует чаще менять носки и не ходить в тесной обуви.

Воспитатель. Очень важно научить ребёнка правильно ухаживать за зубами и полостью рта.

Старший воспитанник. Зубы необходимо чистить ежедневно утром и вечером зубная щётка должна быть яркой, привлекательной для детей. Она двигается вертикально от десны к зубам. С помощью придуманной мной сказки я приучила свою дочь чистить зубы.

Воспитатель. Тщательного ухода требуют лицо, шея и уши. У детей эти части тела загрязняются особенно сильно, поэтому их надо мыть не реже двух раз в день - утром и перед сном.

Появляется девочка, грязная, неопрятная.

1-й ребёнок.

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Чёрные ладошки,

На локтях - дорожки.

Я на солнышке лежала,

Руки кверху держала.

Вот они и загорели.

2-й ребёнок.

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты носик так измазала?

Кончик носа чёрный, будто закопчённый.

Я на солнышке лежала,

Нос кверху держала.

Вот он и загорел.

3-й ребёнок.

Ах ты, девочка чумазая,

Ноги в полосы измазала.

Не девочка, а зебра,

Ноги - как у негра.

Я на солнышке лежала,

Пятки к верху держала.

Вот они и загорели.

4-й ребёнок.

Ой ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем всё до капли.

Ну-ка, дайте мыло!

Мы её ототрём.

Воспитатель. Ребята, давайте вымоем девочку чумазую. Принесите все принадлежности. (Дети приносят) Расскажите, как нужно правильно умываться? Что было бы, если бы не было воды? (Дети отвечают) воду мы приготовили, а что нужно еще, чтобы отмыть такую грязнулю? (мыло)

5-й ребенок (загадывает загадку)

Мыльной пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Воспитатель. Ребята расскажите для чего нужно мыло (дети отвечают) Ну вот, теперь вода есть, мыло то же. Можно мыть нашу чумазую девочку. Да вот только, я думаю, что мылом нам не отмыть такую грязнулю. Как вы думаете, что нам еще надо.

6-й ребенок. (загадывает загадку)

Резинка Акулинка

Пошла гулять по спинке.

И, пока она гуляла,

Спинка розовою стала.

Дети. Губка

Дети моют девочку.

7-й ребенок.

Громко девочка кричала,

Как увидела мочало.

Царапалась, как кошка.

Не трогайте ладошки!

Они не будут белые:

Они же загорелые!

8-й ребёнок.

А ладошки-то отмылись.

Оттирали губкой нос -

Разобиделась до слёз.

Ой, мой бедный носик!

Он мыла не выносит!

Он не будет белый:

Он же загорелый!

Воспитатель. А нос отмылся.

Ой, боюсь щекотки!

Уберите щётки!

Не будут пятки белые:

Они же загорелые!

Дети. А пятки тоже отмылись.

10-й ребёнок.

Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

Это была грязь.

Воспитатель. Ребята, давайте вытрем её полотенцем и оденем в чистое платье. Но посмотрите на волосы, какие они растрёпанные! Что нужно сделать?

Дети. Причесать.

Воспитатель (загадывает загадку).

Частый, зубастый

Вцепился в чуб вихрастый.

Дети. Гребешок, расчёска.

Старшая воспитанница (в роли мамы).

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят-

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся-

Маму, дочка, слушайся.

Воспитатель. Вот теперь всем нам приятно посмотреть на нашу девочку. И опрятная, и чистая, и с красивой причёской. Всем девочкам хочется иметь красивые причёски. Давайте проведём конкурс причёсок.

Старшие воспитанники делают своим «детям» причёски.

Воспитатель. Благодарим всех гостей, «родителей» и детей за участие и подготовку нашей встречи. Просим всех к самовару!



©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Похожие публикации