Для чего нужны куклы? Нужно ли мальчикам играть в куклы.

В наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Большинство отождествлялось с образом женских божеств. О куклах наших предков в ШЖ уже есть . Попробую ее дополнить.

Куклу Зернушку почитали за то, что она «отвечала» за хороший урожай. Но вырастить и собрать урожай - это только пол дела. Урожай должен обеспечить безбедную жизнь и достаток в доме. Сделать это без куклы Богатьки никак не получится, считали наши предки. В основании своем кукла имела палочку, или столбик, за что ее еще называли Столбушкой . Для полного достатка в доме надо было следить, чтобы кукла на неустойчивом основании падала пореже. Чтобы никто не мешал кукле исполнять свои «обязанности», ее прятали от посторонних глаз.

Девица на выданье выставляла у окна куклу Капустку , чтобы женихи не страшились отказа и знали, что в этом доме сватам будут рады. Пышногрудая кукла символизировала мать-кормилицу, в разных местах ее еще называли Кормилкой или Рожаницей .

Защитить ребенка от злых духов и успокоить в колыбели была способна кукла Бессоница . Простенькую куклу-оберег мать скручивала из двух лоскутов и подкладывала в люльку ребенка приговаривая при этом: «Сонница-бессоница, не играй мим дитятком, а играй этой куколкой».

Куклы наших предков несли в себе доброе начало и были безликими. Никаких глазок, кнопок-носиков и губок бантиком. Кукла с лицом, по мнению славян, обретала душу и могла быть использована для колдовства и наведения порчи.

Изготовление куклы было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Считалось, что от качества труда хозяйки зависит судьба семьи и рода. Прежде чем приступить к столь ответственной работе женщина настраивалась, читала заговоры.

Первую куклу женщина делала примерно в 12-13 лет. По качеству изделия делали вывод о готовности к замужеству. Самые красивые из сделанных собственноручно кукол хранились в сундуке и были частью приданого.

Куклы сопровождали наших предков с самого рождения. И даже принимали участие в судьбе еще неродившегося ребенка. За пару недель до родов женщина скручивала куклу Куватку . Ее название имитировало плач ребенка - «куваканье». Кукла была нужна, чтобы согревать люльку для малыша, а с его приходом в наш мир должна была отгонять нечисть.

После первых схваток роженицу уводили в баню, где она, стоя на правом колене, читала заговор и наматывала кусочки ткани на маленькие палочки. Пеленашек должно было получиться двенадцать. Каждую именовали по названию болезни, которую желали отвести от младенца. В этом и была главная «работа» пеленашек, которых еще называли лихоманки или трясовицы . Если же обереги плохо справлялись с порученной «работой» мать могла поругать Куватку и пригрозить выставить ее на улицу.

Хоть большинство кукол были «женщинами», покровительство ремеслам доверялось мужским куклам. Их держали в мастерских. Сегодня известны, пожалуй, всего три: близнецы Козьма и Демьян , да крестец Андропушко . В наш век пластмассовых барби люди забыли о тряпичных куклах-оберегах.

Зачем наши предки держали за печкой... кукол?

В старинные времена у наших предков был заветный обычай: держать за печкой подвешенными на одной нитке 12 кукол - «закруток» (или «столбушек»), изготовленных непременно членами семьи, проживающей в доме.

При этом необходимо было соблюдать целый ряд специальных условий и правил.

Например, нельзя пользоваться ни ножницами, ни иголкой: либо льняное волокно заворачивалось в тряпицу и связывалось льняной нитью особым образом, так, чтоб на груди оказывался косой крестик (так делали «столбушек»), либо тряпица закручивалась и перевязывалась для образования головы, рук, фигуры (у «столбушек» и рук не было). Иногда вертикальной основой куклы служила веточка, где-то их делали из бересты.

Лицо не прорисовывалось (как и в случае с ), чтобы не вселился злой дух. И весь творческий процесс сопровождался обрядовыми словами - наговорами. Даже место изготовления этих кукол было предусмотрено ритуалом. Например, в сборнике «Северных сказок» Н.Е.Ончугова сообщается (кстати, в истории с жутковатым названием «Сестра-убийца»), что заниматься этим полагалось в шолныше, т.е. как раз за печью, где хранился всякий скарб и старые вещи, а значит, и материала для рукоделья было предостаточно.

Зачем же были нужны такие куклы?

У этой дюжины самоделок было особое название: «лихорадки» или «лихоманки», т.е. олицетворение всевозможных хворей. Считалось, что за печкой они будут притягивать к себе болезни, избавляя от них семью. Число 12 было неслучайным. С одной стороны, оно символизировало круглый год.

С другой, было связано со старинным преданием о Кумохе. Вообще-то так называли весеннюю простудную лихорадку. А представляли ее в образе дородной женщины, обретающейся в лесу вместе со своими 12 сестрицами, которые выполняли Кумохины поручения. В крестьянскую избу они могли проникнуть через печную трубу, естественно, чтобы навредить людям. Вот потому-то и делали кукол-лихоманок под заговорные слова, чтобы тут же, за печкой, пресечь напасти.

Не только Кумоха, но и каждая из ее сестер имела собственное имя, которыми нарекали и изображавшую ее куклу. Вот как их звали: Глухея, Глядея, Грисея, Грудица, Дряхлея, Желтея, Коркуша, Ледея, Немея, Огнея, Пухнея, Трясея. Правда, в иных местах Ледею именовали Ознобой, Грисею - Гнятеей, Трясею - Тряхеей, Немею - Нивеей (несущей смерть). Кое-где в эту команду включали Храпушу вместо кого-нибудь.

Но суть обряда все ж таки была достаточно общей для разных местностей.

За печкой куклы-лихорадки висели до определенного дня (где - до Масленицы, где - до Благовещенья), а затем сжигались, часто - вместе с соломой из старых матрасов. После сжигания делали новую партию «лихорадок». Если же кто-то в семье заболевал, соответствующую куколку можно было сжечь до срока (с приговорами опять-таки), чтобы обеспечить выздоровление. И в люльку заболевшего младенца, перед тем как сжечь, клали такую куклу.

По более поздней версии, куклы-лихоманки олицетворяли Иродовых дочерей, и своим присутствием они защищали избу и домочадцев от «наносной беды».

Теперь и печки далеко не у всех имеются, и дети сызмальства тянутся к компьютеру да к телевизору, а ведь такое замечательное занятие семейное - самодельные куклы изготавливать! Может, попробуем?

О религии Вуду не слышал, наверное, только ленивый. Кровавые жертвоприношения, темные ритуалы, обагренные кровью людей и животных, чёрные свечи и пронизанная иголками кукла Вуду на столе у мага – всё это, по представлениям современного человека, и является полным списком того, для чего практикуют подобную магию.

Современная поп-культура внушила большинству населения земного шара мысль о том, что колдовские ритуалы африканского континента способны только на зло и используются для порабощения, вреда и мести.

Известно, что Вуду одно из самых молодых религиозных течений нашей планеты. Ей, по подсчетам специалистов, чуть больше 1000 лет.

Зародился этот культ в Африке и до прихода белых колонизаторов служил исключительно добру и процветанию. Только лишь с приходом европейцев в ритуалах Вуду появились заклинания, приносящие вред человеку.

Распространение же этой «религии рабов», как называли ее некогда рабовладельцы, произошло в тот период, когда коренное темнокожее население Африки начали массово вывозить для продажи на невольничьих рынках в различных странах мира.

В настоящее время религия Вуду насчитывает более 30 000 000 последователей. Она распространена в США, Африке, азиатских и европейских странах. Ей, как и ранее, присущи тёмные и светлые ритуалы, создание куклы Вуду, заклинания и танцы у костров и разожжённых огней.

Самыми сильными колдунами, которые знают, как сделать куклу Вуду, до сих пор считаются темнокожие знатоки этого магического искусства.

Зачем нужна кукла

Что же такое эта кукла Вуду и кто и для чего ее создает? В настоящее время, изготовление подобных прототипов человека довольно широко распространено и практикуется различными специалистами.

Подобный магический атрибут делают как во имя добра, так и для нанесения неприятелю ответного удара.

При помощи такой магической куколки, которая в более классической и привычной для европейцев магии, ассоциируется с вольтом, можно вылечить человека от тяжкого недуга, сделать его удачливым в делах и состоятельным в жизни, привлечь любовь и крепкие семейные отношения.

Если же кукла создается при помощи черной магии, то она, впоследствии, сможет наслать болезнь, неудачу, заставить жертву жизнь до срока пронести через все круги ада и даже убить объект.

Древние магические фигурки человека шаманы и колдуны Африки создавали только из природных материалов.

При изготовлении настоящей куклы Вуду в древности использовали:

  • ветки;
  • воск;
  • грубую бечевку;
  • лоскуты ткани.

Чтобы вдохнуть жизнь в неодушевленный предмет, в него клался генетический материал жертвы: волосы и ногти.

Отличным дополнением считалось, когда удавалось раздобыть ношеную одежду жертвы. Тогда магический прототип человека еще и оборачивался лоскутами из нее.

После всего, кукла смачивалась в выделениях объекта: слюне, сперме или крови. Для усиления эффекта воздействия, шаманы не брезговали и фекалиями необходимого человека.

Далее, куклу необходимо было оживить. Для этого, колдун призывал в тело созданной фигурки одного из духов Лоа, который обычно находился неподалеку и, в отличие от верховного божества Бонди, которое является главным в африканской религии, всегда приходил на вызов шамана.

Произнося определённые слова и производя магические манипуляции, колдун загонял дух в тело куклы и запирал его там. После чего, колдовской прототип человека нарекался именем жертвы и дух запирался там до тех пор, пока не выполнит задание или же навечно, если фигурка создавалась для личных целей самого шамана.

Африканская магия современности

Современные куклы Вуду по технике создания ничем не отличаются от своих древних предшественниц. Правда, у колдунов нашего времени больше подручных средств для колдовской практики.

Делать куклу Вуду можно из:

  • ткани;
  • воска;
  • дерева;
  • пластилина;
  • бумаги.

Современные умельцы создают кукол для различных целей. Они, как и 1000 лет назад, используются как в ритуалах белой магии, так и служат темным замыслам и целям.

С помощью подобного прототипа человека, привлекается богатство, любовь, удача, счастье. Можно сделать куклу Вуду для того, чтобы отомстить обидчику или свести на нет жизнь врага. В это случае, ритуальная фигурка, в которой поселится дух Лоа, может наделать много беды.

Как сделать куклу Вуду

Магические ритуалы Вуду предусматривают создание куклы следующим образом.

Для этого понадобится:

  • 2 деревянные палочки;
  • наполнитель;
  • ткань;
  • нити;
  • воск;
  • пуговицы;
  • карандаш или маркер;
  • генетический материал жертвы.

Теперь необходимо настроиться на нужный лад и отключиться от всего мирского.

Если ритуал направлен на зло, то свечи выбираются черного цвета, если же на созидание, то необходимо взять белые или церковные свечи в количестве 1-2 штуки. Предметы можно разложить таким образом, чтобы они были на виду и их поиск не отвлекал от колдовского действа.

Создавая куклу, необходимо отчётливо представлять жертву и думать о том человеке, для которого она создается.

Если же человек решил создать фигурку себя, для своего личного пользования, то, в таком случае, рекомендуется представлять собственный достаток или счастливую жизнь. Все зависит от цели проведения ритуала.

Настроившись должным образом, необходимо связать 2 имеющиеся палочки ровным крестом при помощи нитей. Для того, чтобы они продержались долго, место скрепления рекомендуется залить воском.

Важным нюансом является и то, что для эффективной работы куклы необходимо использовать так называемое «среднее дерево», такое, которое уже не сырое, но и ещё не высохло окончательно.

Создание куклы

Теперь можно приступать к созданию покровов будущей фигурки, а именно обмотать получившийся деревянный крестик подготовленным наполнителем.

Это может быть:

  • сено;
  • вата;
  • синтепон;
  • опилки.

Производится это от середины вверх и затем от середины вниз. На этом этапе, в наполнитель добавляют ногти, кровь, слюну и сперму человека, на которого потом будет воздействовать кукла.

Теперь, для закрепления материала, получившуюся фигурки обматывают нитками или лоскутами. После, для магической копии человека необходимо создать тело, то есть покрыть получившуюся ляльку тканью или шерстью.

Для этого, заранее необходимо приготовить кусочки ткани, желательно, от грязной одежды жертвы. Если маг не обладает достаточным талантом в мастерстве кройки и шитья, то из ткани можно просто вырезать две одинаковых половинки с головой, двумя руками и ногами.

Вложив обмотанный крест внутрь и дополнив содержимое ватой или другим наполнителем, чтобы получилось объемное тельце человечка, имеющее с ним сходство. Теперь фигурку можно зашивать натуральной нитью любого цвета обычными стежками.

Заключительный этап

После того, как ритуальный прототип готов, приступают к внешним преобразованиям. В голову куклы, при помощи иголки, вставляются волосы жертвы, если такие имеются. После чего, для придания еще большей схожести с объектом, кукле пришиваются или рисуются глаза и лицо.

Для глаз можно взять пуговицы, бусины или же просто вышить их крестиком на нужном месте. Нос и рот обычно рисуются, но не запрещается это сделать также и при помощи нити и иголки.

Опытные колдуны также рекомендуют нанести на тело куклы и родимые места жертвы, что придаст ей большее сходство. Если объект перенес несколько пластических или других операций, то этого не стоит отображать на его магическом прототипе.

Татуировки и другие отличительные знаки на коже, нанесенные искусственным путем тоже на куклу не наносятся.

Оживление куклы

Когда фигурка готова, наступает время ее оживлять.

Для этого, необходимо произнести заклинание и дать ей имя. Помните, что неназванной или не крещенной таким способом работать кукла не будет.

В качестве магического оживления фигурки произносятся следующие слова: «Нарекаю тебя (произнести имя жертвы). Теперь (имя жертвы), с этой куклой ты един. Что с куклой, то и с тобой. Да будет так! Аго, Аго, Аго!».

Теперь фигурка будет полностью подчиняться своему создателю. В дальнейшем, магический атрибут необходимо хранить в укромном месте и никому его не показывать, так как во время ритуала часть вашей жизненной энергии переходит в тряпичную копию человека.

То, что маг будет делать с тряпичным телом, то будет ощущать и человек, энергетически привязанный к ней.

Фигурка для тьмы

Ко всем ритуалам магии Вуду необходимо относиться очень серьезно и их лучше делать в соответствующем настроении и состоянии. Применение каких-либо возбуждающих и стимулирующих веществ во время изготовления начинающим колдунам строго противопоказано.

В идеале, созданием куклы должен заниматься опытный колдун, который знаком с потусторонним миром не первый год.

Если кукла создана для темного колдовства и целью колдуна является нанесение вреда человеку, то фигурка обязательно смачивается кровью жертвы. На спине тряпичного тельца рисуются цифры 13 или 666, а в необходимые части тела втыкаются острые иголки.

Отмечается, что если маг хочет просто нанести вред человеку, то, думая о нем над его прототипом, он втыкает иглы в руки и ноги.

Если же целью является доведение жертвы до сведения счетов с жизнью, то острия находятся в голове и грудной области.

Привлечение любви

Помогают африканские магические фигурки и в светлых делах. С их помощью человек может привлечь к себе любовь, богатство, здоровье и везение.

В таком случае, лучше смастерить куклу Вуду из мягких материалов, не используя острые детали. Создавая ее, необходимо думать о том, как же изменится ваша жизнь и какие положительные перемены с вами произойдут.

Можно представлять что угодно:

  • богатство;
  • свой бизнес;
  • здоровье;
  • путешествия;
  • известность.

Если в жизни мало любви, то можно воспользоваться приворотами на любовь. В этом случае, кукла делается мягкой и привлекательной. Процесс создания ничем не отличается от описанного выше, но на лице прототипа необходимо изобразить улыбку и слева на груди пришить или вышить красное сердце.

Во время изготовления необходимо зажечь свечу, желательно белого цвета. Если объект нежных чувств уже существует, то в процессе непрерывно необходимо думать об этом человеке и назвать фигурку его именем. В таком случае, в куклу зашиваются генетические образцы избранника.

А если нет молодого человека, то смело можно представлять себе своего суженного со всеми необходимыми качествами. В этом случае, девушка вкладывает в фигурку свои волосы и, для усиления эффекта, может использовать часть своих выделений.

Пришив к груди сердце, необходимо смочить его своей кровью. Для этого, легонько прокалывается большой палец правой руки и прикладывается к красному лоскутку на кукле, чтобы капелька полностью в него впиталась.

После чего фигурка либо убирается в шкаф, либо постоянно носится с собой, чтобы суженный быстрее вас нашел.

Ритуал обезвреживания

После того, как кукла выполнила свое предназначение, ее необходимо уничтожить.

Для этого, вначале ее избавляют от имени, а потом уже сжигают или закапывают.

Чтобы отпустить духа, который помогал магу, следует окропить ее святой водой и сказать: «Святой водой тебя очищаю, данного имени лишаю. Над (произнести имя) власти у тебя больше нет! Именно».

Часто, в черной магии для уничтожения противника используются куклы Вуду из воска. Для этого, из расплавленного воска создается прототип тела мужчины или женщины, в зависимости от необходимости.

Для светлых ритуалов используют ткань, солому или вату. Реже, куклы Вуду создаются из бумаги и пластилина, но использование подобных материалов крайне нежелательно.

Прибегая к любой магии, необходимо помнить, что ритуалы на созидание проводятся на растущую Луна, а на избавление – на убывающую.

По пустякам к колдовству прибегать не стоит, а серьезные ритуалы должны проводить только опытные маги, иначе, может произойти непоправимое.

Для того, чтобы избежать колдовского воздействия, необходимо иметь при себе специальные обереги, которыми могут выступать как заговоренные предметы, так и символы веры.

Считается, что девочки с самого рождения должны, обнимать плюшевых зверюшек, рисовать принцессочьи замки и укладывать любимого пупса спать, укрыв кружевным одеяльцем. А мальчишки, наоборот, как только научатся ползать, должны среди всех игрушек без сомнений выбирать трактора, супер-героев, пиратские корабли и играть в завоевание крепости. Хотя во многом, конечно, такое разделение на «девчачьи» и «мальчуковые» игрушки навязано взрослыми. Многие опасаются, что уже в раннем возрасте игрушки способны сформировать неверное представление о мужских и женских ролях и поэтому выбирают только те игрушки, которые этим ролям соответствуют.

Психологи же в один голос уверяют – нет ничего страшного в том, что мальчишки играют в , а девочки – в разбойников. Редкие отклонения от нормы, которых так боятся многие родители, сопровождаются гормональными нарушениями и изменением в поведении не только во время игры. Куклы, с которыми так любят играть многие мальчики, сами по себе не могут помешать здоровому процессу развития. \

Давайте разберемся, почему же так важно и полезно мальчишкам играть в куклы и какую куклу выбрать мальчику, если он заинтересовался игрой?

1. В возрасте от 6 месяцев до 2-х лет малыш узнает , как устроен человек . С помощью самого простого пупса он сможет выучить, как называются части тела человека, научится их показывать. Кукла для любого ребенка (а значит и для мальчика) – это источник знаний о человеке , предмет, вокруг которого разворачивается общение со взрослыми.

2. Примерно с 2-х лет кукла пригодится мальчику, чтобы научиться заботиться о ком-то, кто младше и слабее. А еще можно пробовать раздевать и одевать куклу, чтобы научиться одеваться самостоятельно. Также кукла в этом возрасте поможет привыкнуть к режиму дня . Утром вместе чистим зубы и завтракаем, потом идем на прогулку, а вечером ложимся спать.

3. Во время игр с куклами, мальчики узнают об устройстве семьи и общества . В возрасте 3-4 лет взрослым нужно подсказать ребенку разные сюжеты для игр с набором небольших куколок. А кукла, похожая на мальчика, поможет ему справиться с задачами общения и понимания самого себя. Кроме игры в «больницу», «магазин» и «школу», мальчик сможет рассказать кукле, что хорошего или плохого произошло за день. На куклу можно злиться, ее можно воспитывать, с ней можно мириться – испытывать разные чувства на безопасной территории игры.

4. Важно помнить, что (о маленьком и слабом существе, которому требуется помощь) воспитывает в ребенке ответственность. Играя в куклу, наделяя ее характером, судьбой, привычками, все дети учатся понимать чувства других людей . Мальчику важно испытывать и осознавать разные чувства. В этом и помогают куклы.

5. Та самая игра в «дочки-матери», которая так часто пугает родителей (особенно, пап), может быть очень полезна для мальчишек. Она поможет закрепить полученную от мамы заботу в собственных действиях и освоить навыки, которые пригодятся ему позже, в собственной семьей.



Какую же куклу выбрать мальчику?

Психологи не советуют ограничивать кукольный арсенал мальчишек бэтменами, человеками-пауками и трансформерами. Они олицетворяют мужественность и силу, но это ведь герои популярных фильмов, а не живые люди. Следуя примеру супер-героев, мальчики могут решить, что проявлять слабость, просить о помощи или плакать – это стыдно, потому что Бэтмен никогда не плачет и не сдается.

Кукла Барби – тоже не лучший выбор для мальчика. У нее слишком ярко выражены половые признаки и довольно узкая «специализация» - наряды, развлечения, образ жизни. Даже девочкам дарить Барби лучше после 6 лет.

Для мальчика стоит выбрать куклу из натуральных материалов – из ткани или дерева. У куклы должно быть нейтральное выражение лица , чтобы ребенок смог наделять ее разными чувствами. Хорошо, если она будет похожа на мальчика – в штанишках, с короткими волосами, но даже это необязательно. Главное, чтобы он сам проявлял интерес в игре. А вы постойте в сторонке, посмотрите как мальчик играет в куклы и не переживайте – он просто учиться быть человеком .

Есть такая профессия: кукольник. С тех пор, как один человек захотел сказать всем остальным что-то сокровенное о себе и о них, появилась эта древняя специальность.

Давным-давно, когда не было ни книг, ни телевизора, ни кино, а музыку потребляли, как редкий деликатес, в специально отведенных для этого местах – родились куклы. Возможно, вначале это было так. Чтобы развлечь детей, хозяйка зажигала вечером свечу и начинала двигать пальцами возле нее, а на стене появлялись забавные силуэты кроликов, смешных людей и собак. Затем из тряпок, кожи и дерева стали делать подобие различных животных и людей. Вот как возникла кукла и как возникла игра.

Те роли, которые не могли себе позволить люди, куклы часто брали на себя. Люди делали кукол-богов для ритуальных шествий и действий, инсценировки божественных событий. Потому что актеры по разным причинам боялись брать на себя роли богов в таких «спектаклях». Даже название «марионетка» пошло от куклы, изображавшей деву Марию. Кукла может больше, чем актер, хотя как раз по самой своей сути кукольник – это актер широчайшего профиля. С помощью своих кукольных персонажей мастер-кукольник имеет уникальную способность иносказательно говорить о том, о чем прямо, что называется – «в лоб», сказать нельзя.

Обычному человеку при слове «кукла» сразу вспоминается время, когда все мы играли в одну и ту же игру – детство, играли и во взрослых, и в куклы. Но не так все просто. Потому что есть куклы, сделанные не всегда для детей, даже и вовсе не для них – а потому, что без кукол невозможно. Такие куклы создаются художниками.

Куклы Катерины Петрик ворвались в нашу обыденность так, словно в душной комнате открыли форточку. На выставке «Рождественские сны» они расцветили тусклые зимние дни зарядом импрессии, взрывом цвета пробудили чувства, лежащие на высотах человеческих душ. Ведь что такое импрессионизм? Это запись прекрасных случайностей, динамика настроений: спокойствия, солнца, лета, зимы, дождя и грозы. Вот и получается, что эти куклы – не объекты, а впечатления.

Катерина Петрик – талантливая киевская художница. Она закончила театрально-декоративное отделение Академии художеств Украины, училась в итальянской академии искусств и московской школе кукольного дизайна, работала над созданием коллекций ювелирных изделий. Создает и выставляет своих авторских кукол всего несколько лет, но ее уникальные куклы уже есть в частных коллекциях Украины, США, Франции, Италии и Канады.

Можно, конечно, полюбопытствовать и узнать, что куклы делают из фарфора – тончайшего материала, по которому когда-то весь мир сходил с ума, он был дороже золота. Катины куклы созданы при помощи цернита – низкотемпературного фарфора, похожего на кожу, глаза их – редчайший австрийский хрусталь, реснички – специальный нежнейший шелк. Платья – вообще отдельная тема, они сшиты из антикварных, как говорят «поживших» тканей, и это делает кукол еще уникальнее. Но хочется говорить не об этом, а о том, что куклы Катерины Петрик – это не совсем и куклы в обычном смысле слова. С ними хочется разговаривать, хочется назвать их «существами», уж очень сильная от них исходит одухотворенность. Они, скорее, эльфы или вейлы, волшебные создания, дающие нам, людям, возможность разговора более глубинного и доверительного. Беседа с домашним эльфом может быть иронической, сострадательной или веселой, но в любом случае это не просто разговор с неодушевленным предметом или символом. Каждая такая кукла помогает в этом разговоре находить новые, еще неоткрытые пласты.

Для Катерины кукла – возможность разговаривать посредством своих работ с людьми о чем-то сокровенном, скрытом, что не всегда можно выразить словами – даже тогда, когда тебя нет рядом, нет твоего реального присутствия. Это дает художнику определенную свободу. Слово – оно обязывает, а визуальное искусство говорит на своем языке и дает уникальную возможность каждому человеку понимать его по-своему. Например, с тех пор как Вивальди написал свои «Времена года», многие люди видят и воспринимают природу через эту музыку. А Катя Петрик создала посредством кукол образы времен года. Причем они – состояния, а не, скажем, портретное сходство с кем-либо. Ведь авторские куклы бывают разные: портретные, шаржевые, копирующие детей со всеми их складочками, – словом, любые. Для художника важны не детали оформления, важен образ. А образ – это состояние.

Катерина может сделать куклу-грусть или куклу-радость, главное – чувствовать это состояние. Тогда оно визуализируется и вдыхается в куклу. Можно состояние выразить и цветом в живописи, для нее это тоже легко. Но ее кукла отличается именно тем, что она выражает состояние автора на данный момент. Если зимой Катерине нестерпимо захочется зелени, она может сделать зеленую травяную куклу. Куклы по временам года – это именно состояния тех времен года, не больше и не меньше. Ностальгическое состояние может выражаться и так: вот проходит лето, и Катя предчувствует, что зимой будет по нему скучать. Тогда она делает свою куклу-лето подобно тому, как варенье из розовых лепестков консервируют на зиму. Вот и в куклу: все собрать, все запахи и цвета, все цветения и жужжания – и лето остается. Можно зимой любоваться этими цветами, этой гаммой и палитрой, и оживают твои летние восторги. С помощью такой куклы можно остановить мгновенье, говорит художница, и это огромное удовольствие.

А еще Катя признается, что лично для нее кукольное творчество было неким спасением. Каждого человека гипнотизирует среда, на него транслирует свои штампы система: бизнес, карьера – обычная формула, по которой большинство людей сейчас живет. Катерина не хотела становится частью этой системы-матрицы, и чтобы не раствориться, не получить эту программу в мозг, ей нужно было закрыться и делать что-то свое. Остановиться на секунду, послушать, что у тебя внутри. Как и всякий художник, который пишет картины не только для кого-то, но и для себя, она делает эти куклы, потому что не может иначе. Это как бы ее личный долг матрице, ее спасение и ее защитная стена.

Интересно, что множество театров кукол, начиная от итальянских и заканчивая японскими, не оказали на Катерину влияния большего, чем музыка, живопись, мода, архитектура и другие виды искусства. Она не уделяет специального внимания именно театрам кукол, и ее куклы никак не связаны с ними. Однако некоторое влияние на нее, как выяснилось, оказал венецианский карнавал, костюмированное действо «комеди дель арте», вообще итальянское искусство.

Можно отрицать необходимость романтики во взрослой жизни, но нельзя отрицать такую серьезную составляющую жизни, как игра. Звучит странно, однако психотерапевты давно знают, что у людей, недоигравших в детстве, могут быть психологические проблемы. То есть детство на то и дано человеку, чтобы играть. Взрослым, усталым и издерганным, тоже доступна реальность, именуемая игрой. Когда Катя Петрик делает кукол, она забывает обо всем, погружаясь в состояние творчества. Потом приходят люди и говорят, что кукла, оказывается, говорит им что-то свое, им кажется, что она идет куда-то, а еще она, дескать, ручки сложила так-то, потому что стесняется. А художница говорит, что и не предполагала ничего такого... И так целые истории про Катиных кукол рассказывают. Будто бы ее кукла «Ангел» благотворно влияет на ауру семьи, а кукла «Ночь» покровительствует добрым снам. Куклы, несмотря на свою статичность, оживают в фантазиях людей. Зрители их оживляют своим впечатлением – и это люди взрослые, абсолютно серьезные. Куклы провоцируют игру воображения.

В современном же доме кукла становится модной и весьма престижной деталью интерьера, как картина или скульптура. Однако, чтобы вписаться в интерьер, она должна соответствовать обязательному условию – быть произведением искусства, а не предметом дешевого массового изобилия. Это именно авторская кукла. Порой одна такая кукла в доме становится коллекционным вариантом, потому что создается художником-профессионалом, в единственном экземпляре. Автор от начала и до конца делает куклу своими руками, не доверяя никому даже незначительные детали. Он сам одевает ее, выискивая на рынках и аукционах старинные ткани, кружева, бижутерию. Процесс рождения такой куклы длится долго, и готовая кукла «от кутюр» стоит немало. Да, дорого, но ведь это высший класс!

Не случайно во всем мире люди разного уровня состоятельности приобретают кукол не менее охотно, чем живопись и старинные монеты, потому что авторская кукла становится своеобразным вложением капитала и ее стоимость со временем возрастает. Очень крупные коллекции кукол собрали, например, голливудские звезды Деми Мур и Грейс Келли. Принцесса Диана тоже собирала кукол. Самой выдающейся коллекцией в мире принято считать собрание известной парижской галеристки Дины Верни, ее коллекции пятьдесят лет, в ней много редких и дорогих кукол.

Каждый коллекционер хранит их по-своему. Но ясно одно: кукла делает дом неповторимым, непохожим ни на какой другой. Как любая вещь ручной работы, она несет в себе мощный энергетический заряд, создавая в доме особую ауру. И нужны определенные знания, интуиция и хороший вкус, чтобы поселить такую куклу в своем доме. Возникает ощущение полностью живого существа в доме. Потому что они, как вполне реальные живые создания, занимают какое-то пространство, в том числе и эмоциональное. Когда куклы «уезжают» на выставки, когда Катерина их долго не видит, она признается, что скучает по гипнозу их взглядов.

Современная авторская кукла, какой она видится нам, зрителям, часто апеллирует к состраданию, стремится вызвать сочувствие к людям, симпатию к их душевным порывам и уважение к их чувствам. Как ни парадоксально это звучит, куклы-впечатления, созданные Катиной фантазией и эмоциональной избыточностью, оказываются способны вдохнуть в нас, людей, чуть больше тепла. Смотришь на «Украинскую мадонну»: мечтательный взгляд куда-то в небо и внутрь себя, по-детски оттопыренные, безумно трогательные розовые ушки, беременный живот и внутри его ребеночек. Ее мадонна – почти девочка. И оттого еще больше трогают душу эти беззащитные ручки-веточки, огромные удивленные глаза.

Изумительное по цвету и подробностям вышивки платье. Очень изящная, нежная. Земная и неземная. Трудно поверить до конца, что она – кукла. Может, все-таки эльф? Выберет себе человека и заговорит с ним...


На фото: «Украинская мадонна», «Ангел», «Яблочный спас».


Текст написан в 2004 году для киевского журнала «Натали» и тогда же опубликован.

Славянские самодельные куклы-обереги всегда играли значимую роль в жизни людей на Руси. Помимо их основного предназначения — охранять и оберегать, с куклами играли дети, ими украшали убранство дома. Наши предки были уверены в том, что куклы-обереги имеют влияние на жизнь, здоровье, судьбу и благополучие людей. Поэтому куколки изготавливались как символы обряда или хранительницы домашнего очага, их часто преподносили и в качестве подарков. Делались такие куколки из различных материалов, например, из ткани, кожи, глины или соломы.

Чтобы нагляднее показать, какие именно обереги делали к определенному поводу, приведём несколько примеров.

На праздники, связанные, например, со сменой времен года или сбором урожая, делались соответствующие обрядовые куколки. У каждой была своя роль и своя участь — одни сжигали, другие сохраняли — набивали крупой и ставили в доме для привлечения достатка.

На свадьбу для молодоженов изготавливались куколки «Неразлучники», которые символизировали целостность семьи.

Если в семье не было детей, но супруги очень хотели стать родителями, то мастерили куклу-оберег на беременность — «Московку». Считалось, что она символизирует дух материнства и единства семьи.

Ещё для скорейшего рождения ребенка женщины изготавливали для себя «беременную» куклу. Её особенность в том, что это обычная куколка, в подоле которой спрятана кукла «Пеленашка». Так же считалось, что этот оберег отводит порчу, сглаз и прочие беды от новорожденного.

Куклы «Пеленашки»

Для деток делались обереги «Зайчики». Они помогали деткам не скучать, если приходилось оставлять их в одиночестве.

Оберегом на здоровье служила кукла «Кубышка». Она должна была сидеть на мешочке с целебными травами. А если кто-то болел, нужно было пройти с куклой по всему дому, потирая пальцами этот мешочек, а затем положить куклу в постель к больному, чтобы изгнать дух болезни.

Для достатка делали куклу «Крупеничку» и куклу «Мужик-богач».

Чтобы дом не оставался без хозяина, когда тот надолго уезжал, на его место обязательно сажали обережную куклу.

Вы можете посмотреть видео от Первого Музея Славянской Мифологии, в котором рассказывается про изготовление обереговой куклы.

Существуют и многие другие куколки-обереги. Подробнее с каждой из них мы знакомимся в статье Славянские куклы-обереги из ткани: их значение и как делать их своими руками

Правила создания обережных куколок

И в наше время изготавливают обережных кукол. Но прежде, чем делать куклы-обереги своими руками, ознакомьтесь с некоторыми значимыми правилами!

1. Успокойтесь, сконцентрируйтесь, читайте молитву или наговор

Для начала успокойтесь, уединитесь и сконцентрируйтесь на том, что вы будете делать. У вас должно быть исключительно хорошее настроение и спокойное состояние. Включите расслабляющую музыку или напевайте сами какую-нибудь добрую песню. Также можете читать молитву, заговор или просто проговаривать вслух для кого и зачем вы собираетесь делать эту куколку.

Например, при изготовлении куколки «Шестиручки» можно наговаривать:
«Делаю тебя, чтобы во всех делах успевать и делать их хорошо. Эту ручку верчу, чтобы в доме моем всегда были порядок, мир и уют. Эту ручку верчу, чтобы муж всегда был ухожен, пригожен и всем доволен… и т. д.».

Можно крутить пальцами голову куколки и произносить:
«Светлая голова, чистая, добром наполненная, любовью».

Делая грудь у куклы, думайте о счастливом материнстве, чтобы семья ни в чем не нуждалась.

Вообще текст наговора можете произносить любой, главное чтобы он вел к желаемому результату.

2. Делать обереги можно только женщинам

Во время изготовления оберегов в помещении не должно быть мужчин, т. е. «мужской энергии». А если все-таки присутствие деток-мальчиков неизбежно, то сначала займите их своими делами, а потом начинайте работу с куклой. Мальчики не должны стоять рядом и видеть процесс работы!

3. Кукол-берегинь делают на коленях

Делайте куклу-оберег на коленях или, как говорили раньше, «в подоле», т. е. в своем личном пространстве. Стол же является общим местом и на него можно положить только ткань и инструменты, используемые в работе.

4. Обереги делаются из натуральных материалов

Для создания кукол берите только натуральные ткани, например, хлопок, лен или шерсть. Не используйте в работе трикотаж! На тканях не должно быть кромок или старых швов. Если делаете куклу на подарок, используйте новую ткань или ткань от старой одежды того, кому будете делать куклу. Для себя же берите ткань от вещей, которые использовались вашей семьей.

Обязательное правило: лицо у куклы должно быть белым, чтобы через него никто не смог перенести злые мысли на хозяина оберега. К тому же, белый цвет символизирует чистоту помыслов.

5. В работе нельзя применять иголку и ножницы

Делая кукол-берегинь, не применяйте иголки, ножи, клей и ножницы. В старину говорили, что кукла должна быть «не резаная, не колотая», чтобы не навредить здоровью того, кому делается оберег.

Ткань рвите руками. Если делаете из толстой ткани, то сначала надрежьте край ткани, а дальше рвите вручную. Все манипуляции с ножом и ножницами делайте до начала работы с куклой. Тело для куклы завязывайте, а не сшивайте.

Исключение составляет только мешочек для куклы «Крупенички-Зерновушки», который сшивается сбоку.

Причём одежду для кукол тоже нужно мастерить без использования иголки. А украсить её можно кружевом, вышивкой и тесьмой.

Ниточки так же обрывайте руками или перекусывайте зубами.

6. Священное число — 3

Когда завязываете ниточки, завязывайте их 3 раза. Число 3 всегда было магическим для славян и они считали, что кроме надежности, 3 узла придают надежности наговорам, а также служат защитой от любого негатива.

7. Кукла должна быть аккуратна и плотно набита

Помните, что кукла-оберег должна получиться аккуратная и плотная. Наполнитель во всех частях тела куклы должен быть уложен упорядоченно. Тело делайте особенно прочное и плотное. Куклу-скрутку, например, катайте ладонью на коленках до тех пор, пока она не станет плотной.

Если что-то не получается, кукла растрепалась или разваливается, лучше переделайте всё заново. Не оставляйте торчащие нитки, расходящиеся концы и растрепанные подмышки. Обязательно осматривайте куклу после окончания каждой детали, чтобы сразу подправить, закрепить нить, подвернуть лишнее внутрь. Чем аккуратнее кукла, тем она больше защищена от негативного внешнего воздействия.

Если вдруг в процессе работы случайно оборвется нить или никак не удается расправить складку, проговорите: «Несчастье на куколку придёт, а меня (или имя того, кому делается оберег) обойдёт».

8. При создании оберега важен добрый посыл

В процессе работы вкладывайте в куклу-оберег светлые образы — это намного важнее, чем техника изготовления. Поэтому очень важно делать обереги только тем, кому от души желаете добра, тем, кого любите! А если нужно сделать оберег кому-то постороннему, то сначала проникнитесь образом этого человека, пожелайте ему добра и только тогда приступайте к изготовлению.

Рубрики
Похожие публикации