Дидактические игры с куклой. Дидактическое пособие "кукла дуняша"

В младшей группе практикуются занятия в форме игры, где речевая активность детей (ответы на вопросы) занимает основное место. Это дидактические игры с куклой, которые заключаются в том, что воспитательница разыгрывает небольшую инсценировку с участием куклы, например встреча новой куклы, угощение куклы, сборы куклы на прогулку и т. п. В продолжение этой игры педагог ведет разговор с детьми от имени куклы, вставляя вопросы, замечания от себя; дети отвечают хором и по одному. Такая форма разговора соответствует детским интересам и служит прекрасным средством активизации речи детей. Они с интересом следят за всеми действиями воспитательницы, внимательно слушают, охотно отвечают и сами задают вопросы. Приведем в качестве образца описание такого занятия.
Воспитательница поставила на маленький столик кукольную кроватку, на которой лежит кукла, рядом стульчик с одеждой куклы. Когда дети уселись на свои места, воспитательница обратилась к ним.
- Дети, смотрите: кукла спит. Не шумите, а то разбудите ее. Окажем все вместе: «Тише, тише: кукла спит».
Дети (хором). Тише, тише: кукла спит.
Воспитательница. Наташа, скажи одна: «Тише, тише: кукла спит».
Наташа повторяет эти слова.
Воспитательница. Споем тихонько песенку про куклу. Эту песню мы с вами недавно пели. Как начинается песенка о кукле?
Дети. «Вот какая кукла».
Воспитательница начинает петь песню, дети подхватывают. По окончании песни воспитательница говорит:
- Наша кукла давно уже спит. Ей пора вставать. Разбудим куклу: «Кукла, вставай!» Не слышит. Она крепко спит. Скажем все вместе: «Кукла, пора вставать!»
Дети повторяют эти слова.
Воспитательница. Кукла повернулась на другой бок, а вставать не хочет. Как она любит спать! Вот соня! Галя, подойди к кукле и скажи громко: «Кукла, пора вставать!»
Галя. Кукла, пора вставать!
Воспитательница. Теперь, Витя, помоги разбудить куклу.
Витя. Пола вставать.
Воспитательница. Пора вставать!
Витя. Пора вставать!
Кукла встает и говорит: «Здравствуйте, дети!»
Дети. Здравствуй!
Воспитательница. Спросите, как куклу зовут.
Дети. Как тебя звать?
Воспитательница. Шурик, спроси куклу, как ее зовут.
Шурик. Как тебя звать?
Кукла. Меня зовут Таня. А тебя, девочка, как зовут?
Девочка. Галя.
Кукла. А как зовут этого мальчика?
Воспитательница. Сережа, скажи кукле, как тебя зовут.
Мальчик. Сережа.
Воспитательница. Ах, кукла голыми ножками встала на пол? Разве можно так делать?
Дети. Нет, нельзя!
Воспитательница. Мы сейчас куклу одевать будем, она не умеет сама одеваться. Что мы на куклу наденем?
Дети. Платье... Ботиночки... Чулочки...
Воспитательница. Света, дай мне чулочки.
Света подходит, берет со стульчика чулочки и подает воспитательнице.
Воспитательница. А ты скажи: «Кукла Таня, вот тебе чулочки».
Света (громко повторяет). Таня, вот тебе чулочки.
Воспитательница. Чтобы чулочки держались, что нужно пристегнуть?
Дети. Резинки, резинки!
Кукла. Надень мне, пожалуйста, платье, да поскорее, а то мне холодно. Девочка с помощью воспитательницы надевает кукле платье. Воспитательница. Теперь наденем тапочки.
Кукла. Спасибо, Света! Спасибо, дети, что вы помогли мне одеться.
Воспитательница. Кукла Таня, а теперь что надо сделать с кроваткой?
Кукла. Ой, надо постелить постель. А я не умею. Кто мне поможет?
Дети. Я помогу! Я! Я!
Воспитательница. Света, помоги кукле. Скажи ей: «Смотри, кукла, как надо стелить постель».
Света. Смотри, кукла, как надо стелить постель.
Воспитательница. Надо встряхнуть простынку, потом постелить ее. Потом что надо сделать?
Дети. Одеяло.
Воспитательница. Сверху накрыть одеялом.
Дети. Теперь подушку.
Воспитательница. Да, теперь положить подушку. Вот как аккуратно Света накрыла постель. Позовите куклу идти гулять.
Дети. Гулять... Иди гулять с нами...
Воспитательница. Лена, подойди и позови куклу.
Лена. Кукла, иди гулять.
Кукла. А вы будете меня катать на автомобиле?
Дети. Будем... Будем...
Вова. И на лошадке будем...
Воспитательница. Идите одеваться на прогулку, и кукла Таня с нами пойдет. Возьмите ее за ручки, ведь она маленькая.
На этом занятии малыши с большим интересом следили за тем, что делал и говорил воспитатель, внимание их ни на минуту не ослабевало. Воспитательница умело сочетала коллективные и одиночные ответы детей, все это давало удовлетворение всем детям; каждый чувствовал себя активным участником, а не только зрителем и слушателем. Кроме того, детям пришлось и говорить и действовать (одевать куклу, подавать одежду). Это тоже соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста, которым свойственна двигательная активность. Во время занятия воспитательница, не подавляя инициативы детей, подсказывала им, как нужно говорить.
Проведение подобных занятий требует от воспитательницы предварительной подготовки. Нужно составить своего рода сценарий (т. е. план), где перечислить действующих лиц, порядок действий и речь педагога и действующих лиц.
Надо помнить, что такой кукольный сценарий предназначается для активизации речи детей, поэтому следует обязательно предусмотреть активное участие детей в разговоре с действующими лицами. Количество действующих лиц сценария дидактической игры должно быть невелико (1-3).
Сюжеты для разработки сценария можно брать из детской жизни, из жизни животных, известных детям. Действующими лицами могут быть и герои любимых сказок. Это будет не инсценировка сказки, которую дети только смотрят, а разговор с одним героем, например разговор с Красной Шапочкой или зайчиком, которого лиса выгнала из избушки.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад комбинированного вида «Белочка»

с. Боровое – 2014

Во всех ты, Душенька, нарядах хороша:
По образу ль какой царицы ты одета,
Пастушкою ль сидишь ты возле шалаша,
Во всех ты чудо света.

Цитата из поэмы И.Ф. Богдановича (1743-1803) "Душенька" (1778)

Эпиграф к повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка".

Паспорт дидактического пособия

«Дуняша – душа наша» .

Актуальность!

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.

В настоящее время большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, а, следовательно, отсутствуют стимулы для развития процессов мышления. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Для развития мелкой моторики рук хорошо подойдут различные шнуровки, ленты, липы, замки-молнии, крючки, плетение кос, прищепки, пуговицы…

Так родилась идея создания дидактического пособия «Дуняша» !

Цели: развитие крупной и мелкой моторики рук, мыслительной и речевой деятельности.

Работа с пособием способствует:

  • Развитию мелкой моторики.
  • Подготовки руки к письму.
  • Формированию КГН (навыков самообслуживания.)
  • Развитию сенсорных способностей.
  • Повышению познавательной активности.
  • Совершенствованию психических процессов (ощущение, внимание, воображение, память, мышление) .
  • Обогащению представлений об окружающем мире.
  • Закреплению знаний о временах года.
  • Обогащению речи детей.
  • Формированию дружеских взаимоотношений и положительной мотивации к организованной деятельности.

Кукла «Дуняша» является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании дидактическим пособием, предназначенным для занятий и игр с детьми в возрасте от 2 до 7 лет. Играть с пособием может разное количество детей. Оно может быть задействовано на занятиях разнообразного содержания.

Кукла «Дуняша» прекрасно подходит как для работы, на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Пособие доступно детям и для самостоятельной деятельности, а также для индивидуальной работы родителей с детьми. Кукла – хороший тренажёр для приобретения и закрепления полученных навыков! «Дуняша!» – отличное диагностическое средство при выявлении уровня моторного развития ребёнка! Применение дидактического пособия позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка-дошкольника. Обучение происходит в игровой форме. «Дуняша» вызывает у детей огромный интерес: красочная, большая и весёлая, она надолго привлекает внимание ребенка. Разнообразие манипуляций, поощрения в виде подарков от «Дуняши» являются стимулом для развития познавательной активности детей.

Технические характеристики

Рост куклы – 70 сантиметров. Для создания дидактического пособия была использована ткань, пряжа, нитки, ленты-липучки, замки-молнии, различные пуговицы, крючки, ленточки, резинки, шнуровки. Основу куклы составляет синтепон – материал лёгкий, подлежащий стирке. У куклы есть свой гардероб, соответствующий временам года: плащик, платье-шубка, варежки, шарфик, шапочка, косынки, платки, ленточки, корона, фартуки. Надевая и раздевая куклу, ребёнок не только развивает моторную сферу, но и усваивает навыки самообслуживания.

В накладных карманах, в сумочках-мешочках, в корзинках хранится разнообразный дидактический материал, предназначенный для развития мелкой моторики, а также сенсорики, счёта, речи: разноцветные бельевые прищепки (тугие и слабые) , различные шнурки, мешочки с крупами, волчки, разные по величине и цвету пуговицы, ленты, клубочки, вязаные цветы, овощи, фрукты, бусины, свистульки, деревянные ложки и разные ёмкости т.д.). Такие занятия не только укрепляют мышцы рук, но и помогают ребенку сосредоточиться на задании, успокаивают, учат терпению и аккуратности в работе.

Для работы над связной речью подобран словесный материал: картотеки пословиц, загадок, считалок, скороговорок, подборка рассказов и стихов о временах года, стихотворные и прозаические тексты для заучивания и пересказа.

Дидактическая кукла «Дуняша» представлена четырьмя временными сезонами: весна, лето, осень, зима.

«Весна»

Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
- Неужели это…
Неужели лето?
- Нет, еще не лето
Но уже – весна!

Атрибуты: сарафан, шнуровки, ленты, резинки, косы, бусы, листья, одуванчики, разноцветные прищепки, «Волшебный мешочек» , сумочка-мешочек «Хохлома» , сухой бассейн) .

«Лето»

Лето – чудо, а не слово,
Всей земле оно знакомо.
Вновь цветочки зацветают,
И о лете возвещают.

Атрибуты: сарафан, шнуровки, косы, ленты, резинки, платок, косынка, фартук, бусы, карман на пуговице, тесьма, сухой бассейн, вязаные разноцветные цветы, пуговицы, листья, разноцветные прищепки, сумочка-мешочек (крупы, разные по цвету и размеру пуговицы, ложки «Хохлома» , сухой бассейн) .

«Осень»

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные - рябине,
Фартук розовый - осине,
Зонтик жёлтый - тополям,
Фрукты осень дарит нам.

Атрибуты: плащ с капюшоном, завязки, кнопки, косы, ленты, резинки, прищепки, липучки-застёжки, листья, вязаные овощи и грибы, бусы с дарами осени, корзинка с урожаем, сумочка-мешочек (крупы, разные по цвету и размеру пуговицы, ложки «Хохлома» , сухой бассейн) .

«Зима»

Одуванчик из снежинок
Поднесёт к губам зима,
Только дунет - и пушинок
Разлетятся семена.

Атрибуты: шубка - платье, замок-молния, варежки, шнурки-завязки, бусы-украшение, бусы на шнурке, прищепки, мишура-мех, крючки, липучка - застёжка, вязаные снежки, снежинки, сумочка-мешочек (крупы, разные по цвету и размеру пуговицы, ложки «Хохлома» , сухой бассейн) .

При подборе игровых упражнений следует помнить!

  1. Ировые упражнения должны приносить детям радость, для этого нужно обыгрывать задание, создавать игровую ситуацию. Нужно строить отношения взрослого и ребенка на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Тогда ребенок будет знать, что получит необходимую помощь при затруднениях.
  2. Развитию способствует постепенное усложнение игрового материала, упражнений по принципу: от простого к сложному.
  3. Всегда следует учитывать индивидуальные возможности ребенка.

Данные игровые задания доставят всем участникам образовательного процесса огромное удовольствие! Детям очень нравится все необычное.

Игры с лентами.

Цели: развитие мелкой моторики, сенсорики, накопление положительных эмоций.

  • «Что изменилось?» . Предложить детям закрыть глаза, ленточку спрятать или поменять. Спросить о том, что изменилось.
  • «Ветер. Волны» . Взять ленточки и изобразить ветер, волны.
  • «Улитка» . Намотать ленточку на ручку ложки. Или: смотать ленту спиралью, подкинуть, держа за край (лента развернётся.)
  • «Банты» . Завязать узел, бант, вплести ленты в косы. Усложнение: завязать ленты определённого цвета, узкую //широкую; на правую – одного цвета, на левую – другого.
  • «Найди такую же» . «Больше – меньше» .

Игры со шнурками.

Цели: развитие, моторики, внимания, воображения, сенсорики, координации, ориентации на плоскости обучение грамоте.

  • «Бусы для куклы» . Нанизать бусины на шнурок. Усложнение: оговаривать размеры, фактуру бусин, чередование по цвету, форме, диаметру дырочек.
  • Проводится по аналогии с игрой «Банты» . Усложнение: сплести косичку из шнурков.
  • «Картина» . Выложи из шнурков на посадском платке солнце, речку ит. д.
  • «Разноцветная азбука» . Составить буквы из шнурков.
  • «Найди такой же» . По показу или по описанию.

Игры с резинками, волчками, ложками.

Цели: повышение упругости ручной мускулатуры, развитие мелкой моторики и координации движений обеих рук, формирование чувства ритма, развитие речи.

  • «Волчок» . Крутить. Усложнение: крутить и одновременно говорить чистоговорку, скороговорку, считалку.
  • «Резиночка» . Все пальцы вставляются в резинку. Движениями всех пальцев разжимать резиночку. Упражнение выполняется сначала одной, потом второй рукой, обеими.
  • «Сделай кукле причёску» . Сделать «хвост» или надеть на косичку.
  • «Азбука Морзе» . Отстукивание одной, затем двумя хохломскими ложками ритмического рисунка по образцу. Усложнение: одновременное проговаривание рифмованных текстов.
  • «Повар» . Пересыпание крупы, пуговиц из одной ёмкости в другую. Из ложки в ложку.

Игры с прищепками.

Цели: развитие мелкой моторики пальцев рук, хват двумя //тремя пальцами, подготовка руки к письму, ориентировка в пространстве, согласование речи с движением, развитие речи, счёт.

  • «Превращения» . Прикрепить прищепки к разным вязаным геометрическим фигурам (круг, прямоугольник, полукруг.)
  • «Ориентация» . Прикрепить на одежду ребенка несколько прищепок – сзади, спереди, по бокам. Затем х снять.
  • «Весёлые звуки» . На каждый звук ребёнок прищипывает соответствующего цвета прищепку на карман.
  • «Слог //слово» . На каждый звук //слово ребёнок прищипывает прищепку на карман.
  • «Что изменилось?» Убрать, добавить, поменять местами прищепки и т. д.

Игры с пуговицами.

Цели: развитие мелкой моторики и координации движений, развитие внимания, воображения, мышление, речи, счёта; воспитание усидчивости, терпения, развитие концентрации внимания, творческих способностей, умения планировать свою деятельность.

  • «Пуговичный мешочек» . Погрузить руки в кармашек с пуговицами или мешочек, захватить как можно больше пуговиц и удержать в ладони, поднять руку и высыпать пуговицы по одно, согнуть ладонь с пуговицами в кулак и разогнуть, не уронив пуговиц.
  • «Собери одинаковые пуговицы» . Условия задаёт воспитатель.
  • «Опиши пуговицу» . Рассмотреть, описать пуговицу, придумать небольшой рассказ о пуговице.
  • «Выложи фигуру» . Выложить по образцу. Усложнение: придумать свои варианты фигур (мячик, бусы и т.д.)
  • «Клавиатура» . Произвести движение «печатания» . Усложнение: выполнять упражнения совместным нажатием пальцами обеих рук на разные пуговицы.
  • «Дорожки» . Выложить на столе дорожку из пуговиц в произвольном порядке по желанию детей. Ходьба пальцами по готовой пуговичной дорожке.
  • «Бусы» . Нанизать пуговицы, оценить работу свою и других.
  • «Перекладывание пуговиц» . Перекладывание пуговиц из миски в миску с помощью ложки.
  • «Примеры» . Составление и решение примеров с помощью пуговиц.

Игры с крупами.

Цели: механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев; развитие речи, координации, движений обеих рук.

  • «Узнай, что насыпано» . Помять, послушать и определить содержимое мешочка.
  • «Найди такой же» . Найти пару мешочку на слух.
  • «Волшебный мешочек» . Найти в мешочке небольшой предмет, описать его, вынуть и проверить.
  • «Золушка» . Смешать мелкую крупу с фасолью, вынуть только фасоль. Усложнение: обеими руками.
  • «Ложка» Набрать неполную ложку крупы из одной ёмкости, затем плавно перенести ложку к другой чашке и высыпьте туда крупу.
  • «Картины» . На ярком подносе тонким слоем рассыпана мелкая крупу. Показать ребёнку технику рисования // письма пальцем.

Варианты игровых заданий (картотека) .

Цели: систематизировать полученные знания, развивать смекалку, воображение, быстроту мышления и речевую активность, зрительное восприятие, связную речь, учить анализировать, сравнивать, считать развивать логическое мышление, познавательный интерес, коммуникативные навыки.

  • «Четвёртый лишний» . Разместить на кукле изображения так, чтобы одно из них не соответствовало данной классификации (например, грибы //овощи.)
  • «Цвет, форма» . Предметы только заданного цвета, формы.
  • «Больше или меньше?» Пересчитать и сравнить (фрукты, цветы и т. д.)
  • «Съедобный - несъедобный» . Отобрать, снять, прикрепить заданные грибы.
  • «Что изменилось?» Найти и рассказать, что появилось, что исчезло, что поменяли местами.
  • «С какого дерева лист?» Закреплять лист прищепкой и проговаривать своё мнение. Или снять заданный лист.
  • «Кто больше?» Глядя на куклу, назвать как можно больше цветов.
  • «Сколько // какой по счёту?» прикреплять предметы и одновременно осуществлять количественный // порядковый счёт.
  • «Запомни!» Посмотреть, закрыть глаз и перечислить, что запомнили (это могут быть птицы, цветы…)
  • «Назови одним словом!» Родовидовые отношения.
  • «Загадки» . Загадать предмет на кукле, описать, не называя его. Можно провести игру наоборот: узнай по описанию!»
  • «По грибы» . Собрать в корзину грибы, рассказать о них.
  • «Что перепутала Дуняша?» В одном времени года смешать разные предметы. Указать на ошибки, объяснить, исправить.
  • «Расскажи про Дуняшу!» Составить описательные рассказы по временам года.

Дидактическое пособие – кукла «Дуняша – душа наша» может пополняться дополнительными предметами. Кукла «Дуняша» разнообразит развивающую среду в группе и развивает у детей познавательную и творческую активность.

Желаем педагогам проявления творческих способностей

и успехов в работе с нашей Дуняшей!

Наталия Худошина

Кукла изготовлена своими руками из синтепона и женских прочных колготок.

Цель: научить детей ориентироваться в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни.

Задачи

Познакомить детей с русским национальным костюмом; прививать любовь к традициям и культуре русского народа.

Развивать диалогическую и монологическую речь.

Расширять и активизировать словарь детей при составлении описательных рассказов об одежде, обуви, о временах года.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми; бережное, заботливое отношение к куклам, игрушкам.

Обогащать самостоятельную деятельность детей; развивать способности детей к более устойчивому проявлению добрых чувств, активности, целеустремленности.

Перечень форм работы с детьми с использованием дидактической куклы.

Непосредственная образовательная деятельность.

Сюжетно-ролевые игры.

Дидактические игры.

Самостоятельные игры.

Режиссерские игры.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

Театральная деятельность.

Вот как мы наряжали нашу Аленку в русский костюм


При использовании куклы в непосредственно образовательной деятельности расширяется и активизируется словарь детей по многим лексическим темам. Например – при составлении описательных рассказов об одежде, при пошиве которой старалась разнообразить ее части: это капюшон, воротник, карманы, рукава длинные и короткие, крылышки и другие части.


Использовала разные материалы для одежды: мех, вельвет, трикотаж, х. б. ткани, шелк, шерсть, велюр, пряжу. На одежде имеются разные застежки: пуговицы, замки, кнопки, шнуровки, липучки.









При использовании куклы в играх у детей формируется диалогическая и монологическая речь, воспитываются доброжелательные взаимоотношения, бережное отношение к куклам, игрушкам. Дети с удовольствием играют с куклой. Плетут косы, вплетают в косы ленточки. Одевают и выводят ее на прогулку. У Аленки имеется одежда на все времена года. Мы даже успели одеть ее в зимнюю одежду и покатать на санках в апреле т. к. в это время в нашем городе неожиданно выпал снег.





У нашей Аленки несколько пар обуви, которую дети успешно подбирают к определенной одежде, в определенном стиле. Обувь тоже сделала сама.


Дети устраивают Аленке день рождения; ходят с ней на прием к врачу. Есть еще много интересных игр, в которые детям еще предстоит поиграть.



Куклу можно использовать в игровых обучающих ситуациях с литературными персонажами. Красная шапочка, в русском костюме это может быть Василиса Премудрая, Царевна-лягушка и другие персонажи.


Кромская Алла Ивановна

Учитель-логопед, МАДОУ "Детский сад №20 "Родничок" комбинированного вида", Московская область п. Шаховская

Кромская А. И. Дидактическая кукла по речевому развитию "Ягуша-говоруша" // Совушка. 2017. N2(8)..02.2019).

Кукла « Ягуша - говоруша» является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании дидактическим пособием. Применение данного дидактического пособия позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка-дошкольника. Обучение происходит в игровой форме. Ягуша - говоруша вызывает у детей огромный интерес: красочная, большая и необычная, она надолго привлекает внимание ребенка. Разнообразие манипуляций с куклой, неожиданные сюрпризные моменты от « Ягуши» являются стимулом для развития познавательной активности детей.

Описание.

Логопедическая кукла «Ягуша-говоруша» представляет собой мягконабивную тканевую куклу ростом 50 см. на проволочном каркасе. Кукла находится на подставке и опирается на ступу. Для создания пособия были использованы ткань различной плотности и текстуры, тесьма, кружева, пряжа, нитки, синтепон, чулочные элементы, пластиковые бутылки различного диаметра, ленты-липучки, кнопки, картон, клей. На кукле неснимающиеся блузка, юбка и сапожки, съемные жилет и меховая накидка.

У куклы есть свой гардероб, который она может надевать в зависимости от целей занятия: двусторонние накидка и юбка на липучке (на юбке съемная тесьма), парик, шляпка.

В сумочке и ступе хранится разнообразный дидактический материал, предназначенный для развития мелкой моторики, а также сенсорики, счёта, речи: разноцветные бельевые прищепки (тугие и слабые), кукольная одежда из фетра, разноцветные цветочки, согласные и гласные буквы из фетра, божья коровка, жучок, зеркало-солнышко, резинки и крабики для волос). На ступе нашиты разноцветные липучки, на сумочке с обеих сторон развивающие элементы для индивидуальной работы с детьми. На подставке травка и камешки из фетра.

Функции логопедической куклы:

Игровая;

Дидактическая;

Развивающая.

Цель дидактической игрушки:

Развивать речь дошкольников как средство общения через использование элементов игровой деятельности.

С помощью игрушки решаются следующие коррекционно -развивающие задачи :

  • формирование артикуляционных укладов, постановка и автоматизация звуков;
  • активизация, уточнение и обогащение словарного запаса;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие диалогической и монологической форм речи;
  • обучение началам грамоты;
  • развитие интонационной выразительности речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • формирование сенсорных способностей;
  • развитие психических процессов.

Целевая аудитория.

Пособие предназначено для использования в совместной деятельности с детьми в возрасте от 5 до 7 лет, имеющими нарушения речи.

Области применения пособия:

Организация дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых, театрализованных игр;

Совместная деятельность детей и взрослых подгруппами и в группе;

Индивидуальная работа с детьми;

Сюрпризные моменты.

Кукла участвует в ОД в самых различных ролях. Логопед может придумывать кукле особые черты характера, которые будут соответствовать его целям. Она может быть доброй или злой, ученой или необразованной и так далее. Ягуша часто «приходит» на занятия с различными заданиями, иногда она - просто гость, а дети показывают, что умеют делать.

На занятии кукла может выполнять разные функции:

1. Кукла, управляемая педагогом, обращается к детям или говорит вместе с ними.

2. Кукла, управляемая ребенком, говорит с другими детьми.

3. Педагог общается с куклой, а дети слушают и наблюдают.

4. Ребенок общается с куклой, остальные слушают.

5. Круговой полилог: дети сидят в кругу, кукла спрашивает каждого.

6. Педагогом совместно с детьми разыгрываются сценки с участием нескольких кукол.

Итак, кукла может стать как участником тематического ролевого диалога, так и просто добрым помощником в проведении занятий. При этом она хвалит, помогает, жалеет, поддерживает, предлагает, провоцирует, исправляет, критикует, делает ошибки, шутит, смеется, удивляется, учится вместе с ребенком.

Куклу можно использовать для выполнения практически любых задач. Например, она с удовольствием послушает, как дети рассказывают стихи, пересказывают сказки, поучаствует в создании описательных рассказов. Она является прекрасным собеседником в диалоге, причем голос ее меняется в зависимости от обстоятельств. Куклу можно использовать также и при формировании лексико-грамматической стороны речи: например, учить выстраивать деформированную фразу (правильно ли сказала Ягуша?), находить ошибки в речи персонажа, называть предметы, подбирать обобщающие слова, составлять предложения.

Дети охотно отвечают на различные вопросы куклы, многократно повторяют речевой материал, необходимый для закрепления. При озвучивании речи куклы произнесение вызываемых или автоматизируемых звуков утрируется, что, безусловно, помогает воспитанникам совершенствовать свои речевые навыки.

Очень важно то, что дети учатся говорить с разной интонацией, непроизвольно беря пример с озвучивающего Ягушу взрослого, учатся выражать свои чувства и эмоции.

В своей сумочке или в ступе она может приносить на занятие предметные картинки на разные звуки, на дифференциацию звуков, цифры, карточки с заданиями, пособия для звукового анализа, мелкие игрушки, призы для детей за хорошие ответы.

При необходимости на руки Ягуши быстро прикрепляется небольшое наборное полотно с кармашком для демонстрации букв, цифр, картинок.

При помощи данного пособия можно проводить как целые занятия, так и отдельные фрагменты: например, ввести куклу только для того, чтобы дать задание. Чтобы интерес детей не угасал, меняется одежда, надевается парик, затем делается перерыв в использовании. После перерыва она опять «встречается» с ребятами и воспринимается детьми как старый добрый друг.

Вот Ягуша-говоруша,

Интересная игрушка!

Можно с нею поиграть,

И одежду ей менять.

Можно буквы изучать,

А у куклы сумка есть ,

Вызывает интерес.

Эта сумка не простая,

А волшебная, все знают.

Стоит зеркальце достать,

С язычком начнем играть.

В кабинете логопеда

Ждет игра вас и беседа.

Кукла будет всех учить,

Как красиво говорить.

Варианты некоторых игр с куклой.

Д/и «Солнышко».

Цель: развитие артикуляционной моторики; формирование направленной воздушной струи.

Логопед говорит, что у Ягуши есть волшебная сумочка, на ней все предметы оживают. Логопед предлагает ребенку «разогнать» тучи на небе, подув на них. В результате тучки «испугались», вышло солнышко (появляется из сумочки зеркальце-солнышко), крепится в руках у Ягуши на липучки и ребенок, глядя в него, «играет с язычком» (выполняет артикуляционные упражнения).

Д/и «Божья коровка».

Цель игры: развитие направленной воздушной струи.

На цветочек на ступе логопед сажает божью коровку и предлагает ребенку подуть на нее, чтобы божья коровка отправилась в полет.

Д/и «Отправь самолет в полет»

Цель игры: закрепление правильного произношения звука Р (или Л).

Ребенок «отправляет в полет» самолетик на сумочке, а пока тот летит, преодолевая различные препятствия, его мотор гудит: Р-Р-Р или Л-Л-Л (в зависимости от целей игры).

Д/и «В травке»

Цель игры: закрепление правильного произошения звука Ж (или З).

Логопед предлагает ребенку прогуляться вместе с жучком по свежей травке, а пока тот ползет, он поет песенку: Ж-Ж-Ж или З-З-З (в зависимости от целей игры).

Д/и «Маленькая хозяйка»

Цель игры: закрепление обобщающего понятия «одежда»; уточнение, активизация и обогащение словаря по теме; согласование существительных с числительными; практическое употребление порядковых числительных; развитие мелких движений пальцев рук.

Логопед предлагает ребенку посушить на веревке предметы одежды, заодно уточняются названия одежды и ее частей, смысл устаревшего слова «заплатка». В игре формируется понятие «пара» (пара варежек, пара носков). Взрослый и ребенок вместе проговаривают последовательность ухода за одеждой (стирка-сушка-глажка-складывание на полку/вешание в шкаф). Можно предложить ребенку пересчитать, сколько предметов он повесил (одна варежка, две варежки…), а затем показать нужную цифру. Если ребенок недостаточно хорошо знает цифры, для закрепления устного счета он может отсчитать такое же количество бусинок. Затем взрослый спрашивает, на каком по порядку носке (или варежке) пришита заплатка.

Д/и «Скажи правильно»

Цель игры: формирование слоговой структуры слова.

Логопед предлагает ребенку произнести трудное для него слово по частям и говорит, что волшебная сумочка Ягуши ребенку в этом поможет. Ребенок проговаривает слово, одновременно на шнурке на сумочке откладывает на каждый слог одну бусинку. Затем бусинки подсчитываются.

Д/и «Цветной хоровод»

Цель игры: развитие цветовосприятия, закрепление знаний основных и оттеночных цветов; практическое употребление предлогов «около», «между».

Логопед предлагает ребенку украсить ступу Ягуши яркими цветочками, подобрав к липучке цветочек такого же оттенка. В ходе игры ребенок называет цвета и проговаривает, куда он размещает цветок («Желтый цветок я приклею между белым и красным… Зеленый цветок я приклею около синего…»)

Д/и «День рождения у Кащея»

Цель игры: развитие мелкой моторики.

Логопед говорит, что Ягуша собралась на день рождения к Кащею, и предлагает ребенку нарядить ее и сделать прическу. Ребенок может поменять одежду, украсить одежду тесьмой, надеть парик и заплести косы или сделать хвостики. Волосы можно украсить крабиками.

Д/и «Знакомимся с буквами»

Цель игры: знакомство детей с новой согласной (гласной) буквой.

Логопед предварительно надевает на куклу синий наряд (если буква согласная) или красный наряд (если буква гласная). На занятии новую букву достают из ступы (или сумочки) и крепят на ладони Ягуши либо на наборном полотне. Уточняется характеристика буквы.

Д/и «Читаем слоги»

Цель игры: обучение детей слогослиянию.

Логопед предлагает вместе с Ягушей поучиться читать (либо Ягуша поучит детей читать) и прикрепляет на ладонях Ягуши или на наборном полотне буквы. Далее группа вместе со взрослым читает получившийся слог.

Д/и «Замени букву»

Цель игры: развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

На наборном полотне выложено из букв слово. Логопед говорит, что это слово собрала Ягуша, но ошиблась в одной букве (например, вместо слова КОЗА получилось слово КОСА), и предлагает детям найти и исправить ошибку.

Одним из наиболее эффективных средств становления нравственно-психологической культуры дошкольника является создание единого образовательного пространства, которое позволяет сформировать у ребенка дошкольного возраста нравственные представления и ценности, ввести в мир предметов, природы и человеческих отношений, обеспечить его полноценную жизнедеятельность.

Игра – уникальная деятельность малыша, а также средство его воспитания и развития. Практически все способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. Но только игры с куклой – образом человека – позволяют ребенку познать, понять и освоить сложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить творчество.

Образовательная работа с детьми может быть организована с помощью самых различных средств: сюжетных игр-занятий, игровых упражнений с куклами, выполнения несложных поручений, индивидуального общения ребенка со взрослым, в зависимости от целей, ради которых она проводится.

Игровые познавательные занятия-упражнения с дидактическими куклами проводятся с подгруппой детей (до 5 человек) и продолжительностью 15-25 минут.

При организации игровых занятий необходимо:

  • Эмоциональное сопровождение объяснений, показа действий;
  • Использование художественного слова;
  • Перевод специально организованной деятельности в свободную игровую.

Опираясь на программные требования с помощью дидактической куклы рекомендуется продолжать знакомство детей со строением тела человека. Параллельно организуется речевая коррекционно-развивающая работа, используются следующие игры и упражнения:

  • Дидактическое упражнение «Назови части тела куклы»
  • Дидактическое упражнение «Чей? Чья? Чье?»
  • Дидактическое упражнение «Один-много»
  • Дидактическое упражнение «Что для чего?»
  • Дидактическое упражнение «Скажи ласково»
  • Дидактическое упражнение «Назови действия» и т.д.

Использование дидактической куклы способствует расширению гендерных представлений с помощью предложенных упражнений и бесед:

  • Дидактическое упражнение «Почему на кукле надеты юбка, платье?»
  • Дидактическое упражнение «Какие игрушки купит кукла в магазине?»
  • Дидактическое упражнение «Какую профессию выберет кукла, когда вырастет?
  • Дидактическое упражнение «Чем кукла любит заниматься дома?» и т.п.

Игры с куклой способствуют пониманию связи сезона и вида одежды, формируют причинно-следственные отношения между природными явлениями и деятельностью людей. Ребенок учится подбирать кукле одежду в зависимости от погоды и особенностей занятия. В игре с куклой воспитываются аккуратность, бережливость, умение следить за одеждой, понимать важность последовательного раздевания и одевания, правильного хранения одежды:

  • Дидактическое упражнение «Что наденет кукла на зимнюю прогулку?»
  • Дидактическое упражнение «Одень куклу в детский сад»
  • Дидактическое упражнение «Определи материал из которого сделана одежда куклы?»
  • Дидактическое упражнение «Одень куклу на экскурсию в лес» и т. п.

Использование народного костюма в играх с куклой формируют элементарные представления об истории и художественно-эстетические способности в играх и заданиях:

  • «Кто назовет больше элементов русского костюма на кукле?»
  • «Опиши части костюма куклы»
  • «Укрась платок (плащ) куклы используя декоративные элементы»

Упражнения с куклой способствуют активной реализации коррекционно-развивающих задач, развитию произвольного внимания, памяти, логического мышления, сенсомоторных и скоростных навыков, ловкости рук в следующих заданиях:

  • Игра «Нелепицы» или «Что неверно надела кукла?»
  • Дидактическое упражнение «Что не подходит кукле для прогулки?»
  • «Кто быстрее расстегнет и застегнет застежки на одежде куклы?» (шнурки, пуговицы, молнии)
  • «Кто быстрее оденет куклу на прогулку?»
Использование дидактической куклы способствует развитию связной речи и рекомендуется использовать в театрализованных играх. Проведение подобных занятий требует от воспитательницы предварительной подготовки. Нужно составить своего рода сценарий (т. е. план), где перечислить действующих лиц, порядок действий и речь педагога и персонажей. Надо помнить, что такой кукольный сценарий предназначается для активизации речи детей, поэтому следует обязательно предусмотреть активное участие детей в разговоре с действующими лицами. Количество действующих лиц сценария дидактической игры должно быть невелико (1-3). Сюжеты для разработки сценария можно брать из детской жизни, из жизни животных, известных детям. Действующими лицами могут быть и герои любимых сказок. Это будет не инсценировка сказки, которую дети только смотрят, а разговор с одним героем, например разговор с Красной Шапочкой или зайчиком, которого лиса выгнала из избушки.

В нашем интернет-магазине дидактические куклы представлены в образах и .

Куклы от российской фабрики «Весна» выполнена в виде голубоглазого малыша, высотой 43 сантиметра с богатым гардеробом всесезонной одежды. Куртки, шапочки, ветровки имеют разные цвета, фактуру и виды застёжек, с которыми детям будет интересно познакомиться.

Дидактическая кукла «Инна» производства фабрики игрушек «Весна» получила диплом в номинации «Лучшие игрушки и игры» VI Национальной премии в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок» 25 февраля 2016 года.

Особенности дидактических кукол "Инны" и "Миши"

Куколка имеет приятную внешность, черты лица аккуратно и тщательно детализированы, особенно выразительны голубые глаза с пушистыми ресницами.

Одежду куклы можно снимать, переодевая её в другой наряд. В комплекте для этого предусмотрены дополнительные элементы: ветровка на молнии, удлинённые шорты у мальчика и платье красного цвета у девочки, обувь, носки, трусы и многое другое.

Переодевая куклу, ребёнок стимулирует развитие моторики и тактильных ощущений, трогая пальчиками разные виды тканей и знакомясь с устройством разного вида застёжек: завязок, молнии, пуговичек.

Дети познакомятся с особенностями гардероба для мальчика и девочки, смогут правильно выбирать последовательность одежды, а также определять, что нужно носить в определённый сезон.

В комплекте с куклой находится инструкция, которая предложит несколько вариантов развивающих игр с куклой.

Куколка выполнена из пластика, а ручки и голова из винила с приятной для тактильных ощущений текстурой.

Изделие имеет необходимую сертификацию для производства игрушек и соответствует нормам безопасности Таможенного Союза.

Похожие публикации