Слабослышащие дети. Особенности психического развития глухого ребенка в первые годы жизни

К проблеме социально-педагогических условий относится вопрос о том, когда окружающие ребенка взрослые заметили, что он не слышит или слышит плохо. Нередки случаи, когда ребенок имеет наследственную или прирожденную глухоту (т. е. родился глухим), а взрослые обнаруживают, что ребенок плохо слышит только на втором, иногда даже на третьем году его жизни, когда видят, что ребенок не говорит сам и не понимает обращенной к нему речи. Такое запоздалое опознание имеющегося у ребенка-нарушения свидетельствует о том, что весь предшествующий период своего развития ребенок не получал от взрослых ту помощь в воспитании, которую ему было необходимо оказывать.

Далее, когда родители узнают от специалистов-отоларингологов и аудиологов, что их ребенок имеет нарушение слуха, то наиболее разумные из них либо находят специальное детское учреждение для него (ясли-сад для детей с нарушениями слуха) и туда помещают своего ребенка, либо начинают заниматься со специалистом-сурдопедагогом, который учит родителей, как вести себя с ребенком, и сам проводит с ним занятия. К сожалению, часты случаи, когда родители, не желая смириться с тем, что ребенок - глухой или слабослышащий, направляют всю свою энергию на поиски людей, которые берутся лечить слух. Это ведет к тому, что год-два, а иногда даже вплоть до школьного возраста ребенка родители ищут способы избавить его от слухового нарушения и лишают его способов воспитания и обучения, разработанных сурдопедагогикой и направленных на компенсаторное психическое развитие детей с нарушениями слуха.

Чем больше времени ребенок находится без сурдопедагогической помощи, тем больше возрастает его социально-педагогическая запущенность и усугубляются особенности его психофизического развития.

Особый вариант социально-педагогических условий возникает, если ребенок с нарушением слуха родится в семье глухих или слабослышащих родителей. В большей части таких случаев родители рано распознают, что их ребенок плохо слышит, и, принимая этот факт, свои усилия, в меру возможностей, направляют на его воспитание.

Конечно, и среди слышащих родителей находятся такие, которые очень рано замечают нарушение слуха у своего ребенка и стараются обеспечить его полноценное психофизическое развитие всеми доступными им способами, обращаясь к специалистам - сурдологам и принимая их помощь.

Особенности психического развития глухого ребенка в первые годы жизни

В первые месяцы жизни глухой ребенок мало отличается от детей с сохранным слухом. Он может быть несколько более спокойным, чем слышащие дети, поскольку многие звуки, которые сопровождают жизнь его семьи, и те, которыми изобилует улица, на него воздействуют в малой степени, а у слышащих они нередко вызывают раздражение, испуг, нарушают сон. Однако со второго-третьего месяца жизни у нормально развивающегося ребенка звуки все в большей степени начинают выполнять роль сигналов, ориентирующих его в обстановке ближайшего окружения. Ребенок слышит приближающиеся шаги матери, ее голос, стук посуды, шум падающих предметов. Он начинает различать голоса окружающих его взрослых и детей, понимать о каких явлениях свидетельствуют те или иные звуки. Ребенок не только осматривает свое ближайшее окружение, но и ослушивает его (И.М.Соловьев). Звучащие предметы привлекают его внимание, вызывают его активность, желание рассмотреть их получше.

В возрасте около трех месяцев ребенок, не видя мать, а, только слыша ее голос, может реагировать на него, обнаруживая так называемый комплекс оживления. По мере развития ребенка среди множества окружающих его звуков все большее значение приобретают голоса близких ему людей, их речь. По мере общения с матерью и другими близкими людьми при выполнении каких-либо действий с предметами ребенок начинает понимать отдельные высказывания, многократно повторяемые при нем и ему в одних и тех же ситуациях. В возрасте 9-10 мес. ребенок понимает отдельные слова и фразы, обращенные к нему. Речевая активность развивается у самого ребенка. В 3 -4 мес. он гулит, в 6 -7 мес. у него появляется лепет, к 1 году - первые сознательно произнесенные слова. На втором году жизни происходит бурное развитие речи, в результате к 1 году 6 мес. или к 2 годам (разные дети в разные сроки) ребенок овладевает простой фразовой речью. В последующие годы происходит усложнение форм высказываний, обогащение и уточнение словаря, усложнение и совершенствование грамматических форм построения предложений, улучшение произношения отдельных звуков речи.

Ребенок, глухой от рождения, обычно имеет остатки слуха в диапазоне низких и средних звуковых частот. Это дает ему возможность слышать громкие низкие звуки. В громкой речи он может различить только отдельные гласные звуки и некоторые слоги, отчетливо произносимые. Если взрослые мало заботятся о психическом развитии глухого ребенка, его восприятие окружающего оказывается более бедным, чем у слышащего ребенка, причем не только потому, что он мало воздействий воспринимает слухом, но и потому, что обедняется его зрительное восприятие: его внимание не привлекается звучащими предметами, и он не смотрит на них, т. е. не воспринимает их зрительно.

Комплекс оживления , возникающий на третьем месяце жизни ребенка, может быть достаточно богат своими проявлениями или мало заметен. Это зависит от поведения матери, общающейся с ребенком, и других близких людей. Если они активно выражают радость не только обращенной к ребенку речью, которую он почти не слышит, но и благожелательной мимикой лица, ласковыми жестами, приветливыми движениями рук, всего тела, то ребенок также радостно реагирует на их проявления движениями тела, улыбкой, издаваемыми звуками. Так ведут себя с ребенком родители, которые поняли сами (или им объяснили специалисты-сурдологи), как следует обращаться с глухим ребенком. Если же мать ребенка и другие близкие люди не выражают своей радости при общении с ребенком, то и у ребенка слабо проявляется комплекс оживления.

Глухие дети обычно гулят в те же сроки, как и слышащие, но постепенно замолкают, и лепет у них не возникает, если взрослые специально его не вызывают.

Для психического развития глухого ребенка на первом году жизни очень важно, как взрослые организуют его знакомство с предметами ближайшего окружения, его постельными вещами и одеждой, посудой, игрушками, а также его действия с этими предметами. Чем богаче и разнообразнее будут действия взрослых с вещами, тем содержательнее будут и ответные или самостоятельные действия ребенка, тем больше будет развиваться не только его моторика, но и процессы познания, предметно-практическая деятельность в целом. При взаимодействии взрослых со слышащим ребенком они обязательно общаются с ним, называют предметы и различные движения, оценивают действия ребенка. При правильном воспитании глухого ребенка взрослые тоже произносят отдельные слова или слоги близко к уху ребенка, привлекают внимание ребенка к предмету, по нескольку раз показывают простые действия с предметами и добиваются того, чтобы ребенок им подражал.

Если глухой ребенок не имеет дополнительных органических повреждений, он начинает ходить в конце первого года жизни или в начале второго (в 10-14 мес.). Он овладевает пространством комнат, их положением относительно друг друга, по-новому знакомится с предметами, находящимися в разных комнатах квартиры. Затем постепенно он начинает осваивать пространство вблизи своего дома. Ребенок пользуется указательными жестами, обращенными к взрослому, если хочет лучше разглядеть новый предмет; использует жесты, обрисовывающие предметы, и жесты, имитирующие наиболее для него важные действия. Если родители имеют сами нарушение слуха, то они пользуются жестовой речью в общении с ребенком. Тем самым он узнает многие жестовые обозначения отдельных предметов, действий, признаков предметов, некоторых явлений природы, взаимоотношений между людьми.

Психическое развитие глухого ребенка второго и третьего года Жизни во многом зависит от того, как строится его жизнедеятельность, как он овладевает умениями самообслуживания (одевание, еда, туалет, умывание и т. п.), какие возможности ему предоставляют взрослые для действия с различными предметами, с игрушками. Чем более самостоятелен ребенок, чем большим количеством бытовых действий он овладевает, чем более разнообразны и содержательны его занятия с игрушками, тем лучше он развивается и физически и психически. На втором, третьем году и в более старшем возрасте очень важно, чтобы ребенок занимался конструктивной деятельностью (создавал различные постройки из различных материалов) и рисованием.

При обеспечении всех необходимых указанных выше условий глухой ребенок к трехлетнему возрасту по развитию предметно-практической деятельности, в которой проявляются его познавательные и практические умения, может находиться на том же уровне, что и слышащие дети. Однако он очень отличается от слышащих по развитию речи. Как уже указывалось выше, слышащий ребенок к трем годам владеет достаточно сложной фразовой речью. Глухой ребенок, если воспитывается в среде слышащих, обычно пользуется в общении естественными жестами, произносит несколько лепетных слов, относя их к достаточно широкому кругу предметов и явлений. Только в тех случаях, когда с глухим ребенком с самого раннего детства проводится всесторонняя педагогическая работа специалистами-сурдологами, которая предполагает развитие остатков слуха у ребенка, грамотное использование подходящего слухового аппарата и другой звукоиздающей аппаратуры, формирование комплексного - слухового, зрительного, тактильно-вибрационного - восприятия устной речи и вызывание его собственной речи с помощью системы специальных средств, глухой ребенок к трем годам может овладеть отдельными словами для общения и обозначения предметов и явлений ближайшего окружения (но со значительными неточностями в произношении слов, с ошибками в их звуковом составе).

Глухой ребенок, находящийся в среде глухих, к трем годам овладевает жестовой речью, позволяющей общаться с ним его родителям или другим людям. С помощью жестовой речи он может выразить свои потребности и желания, возникающие у него затруднения, просьбу к другому человеку о каком-либо предмете, свое отношение к той или иной ситуации. Говоря другими словами, жестовая речь у глухого ребенка выполняет роль средства и способа социального общения, что на данном этапе жизни способствует его всестороннему психическому развитию.

Развитие психики детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте существенно зависит от того, какую сурдопедагогическую помощь они получают. Многие дети с 2- 3 лет, а иногда и с 4 лет посещают специальные детские учреждения (ясли-сады, дошкольные группы при школах), где с ними проводятся специальные занятия в форме игр по развитию предметно-практической деятельности (бытовой, конструктивной, изобразительной), речевого и музыкального слуха, разных видов речи, ритмических и физкультурных умений. Реализуемая в настоящее время программа воспитания и обучения детей с нарушениями слуха направлена на их всестороннее психофизическое развитие.

Слух — важная составляющая в развитии ребёнка. В том числе от него зависит, сумеет ли малыш усвоить необходимые для жизни знания, умения, навыки, созреет ли абстрактно-логическое мышление. Полная глухота у детей встречается редко. Как правило, сохраняется остаточный слух. Чаще возникает тугоухость , при которой возможно распознание громкой речи: слух утрачивается частично.

Если вы обнаружили проблемы со слуховым восприятием у ребёнка, незамедлительно обратитесь к врачу. Доктор определит причины и подберёт подходящее лечение.

Признаки глухоты заметны без каких-либо специальных приборов, начиная с рождения ребёнка. Обратите внимание на тревожные симптомы:

  • новорождённый не пугается, не вздрагивает от внезапного громкого шума, не замирает, когда слышит голос;
  • до полугодовалого возраста ребёнок не открывает широко глаза при неожиданном громком звуке;
  • ребёнок в возрасте 4 месяцев не находит источник шума, не поворачивает голову в сторону звука, не появляется гуление;
  • до 5 месяцев не возникает лепет;
  • не реагирует на своё имя после 5 месяцев;
  • к 8 — 10 месяцем малыш не произносит слоги;
  • не говорит простые слова к годовалому возрасту;
  • ребёнок часто переспрашивает, подходит близко к источнику звука, чтобы расслышать (к телевизору, радио, игрушке).

Причины

Причины можно разделить на три группы:

  • наследственные . Глухота возникает из-за нарушения в хромосомах, передающихся с генами от родителя к ребёнку;
  • врождённые . Врождённая глухота появляется при воздействии неблагоприятных факторов на плод во время беременности матери (принятие алкоголя, наркотиков, определённых медикаментов, курение, недостаток веса плода, инфекционные болезни беременной) или повреждения при родах (наложение щипцов, гипоксия);
  • приобретённые . Сюда относят травмы (механические, долгое воздействие шума) и болезни ушей (корь , менингит , паротит, отит), перенесённые после рождения.

Многие родители не задумываются о том, почему рождаются дети со слуховыми нарушениями, и что делать во избежание проблем. Учитывайте причины глухоты. Откажитесь от вредных привычек и самолечения, наблюдайтесь у акушера-гинеколога во время беременности.

Степени снижение слуха

Человек теряет слух частично (тугоухость) или полностью (глухота). В первом случае он распознаёт громкую разговорную речь. При глухоте усиление звука не влияет на разборчивость сказанного. Выделяют 4 степени тугоухости. Они различаются расстоянием, на котором человек слышит обычную и шёпотную речь.

  1. Для первой степени это 3 — 6 и 1 — 3 метра соответственно. Расстройство проявляется в том, что ребёнок часто переспрашивает, не понимает сказанного в шумной обстановке.
  2. Для второй — 4 метра. Человек понимает шёпотную речь, произнесённую возле уха. Родители замечают, что малыш избегает контакта, на вопросы и просьбы отвечает односложно. Речевое развитие запаздывает, словарный запас бедный, слова произносятся с ошибками.
  3. Для третьей — 1 метр. Шёпот не распознаётся. Малыш не пытается говорить, игнорирует обращения.
  4. Для четвёртой — крик у уха. Собственной речи нет. Данное состояние граничит с глухотой. Однако, в отличие от последней, тугоухость 4 степени поддаётся лечению.

При глухоте человек слышит звуковые колебания силой свыше 91 децибела при норме от 0 до 25 дБ. Степеней глухоты не выделяют.

Глухонемота

Следует различать понятия «глухие» и «глухонемые». Глухота не предполагает немоту. Отсутствие речи при глухонемоте обусловлено нарушениями слухового восприятия и речевого аппарата (поражения голосовых связок, нёба, языка и другое). В специальных детских садах и школах глухих людей учат пользоваться голосом и чтением по губам для общения, помимо изучения языка жестов. При этом глухонемота бывает:

  • врождённая . Если малыш родился глухим, то без специального обучения он останется немым;
  • приобретённая . При потере слуха после обретения речи ребёнок постепенно перестаёт разговаривать.

Диагностика

Для диагностики детей раннего возраста применяют аудиометрию, предложенную малышу в виде игры (игрушки и картинки со звуком). Наблюдают за фиксацией на источниках звука, находящихся на определённом расстоянии друг от друга. Отмечают, вырабатывается ли условный рефлекс на звук при предъявлении определённых изображений. Используют аппаратные методы, регистрирующие вызванные слуховые потенциалы.

Лечение

Вылечить глухоту невозможно. При остаточном слухе применяют:

  • препараты для улучшения кровоснабжения, обмена веществ, проведения нервных импульсов в ухе и головном мозге;
  • звукоусиливающие аппараты;
  • установку кохлеарного импланта. Операцию необходимо делать, если ребёнок воспринимает звуки громкостью ниже 80 дБ.

Тугоухость у любого ребенка — не повод сдаваться. Полную потерю слуха при повреждении или недоразвитии слухового анализатора вылечить невозможно. Обратите внимание на признаки поражения и обратитесь к врачу при их наличии. Доктор выявит причины нарушения и назначит индивидуальное лечение. Сурдопедагоги в детском саду и школе для глухих и слабослышащих научат ребёнка использовать голос и чтение по губам для общения.

Глухой или слабослышащий ребенок – большая ответственность для родителей. Тяжело осознавать, что твой малыш будет лишен возможности воспринимать богатый мир звуков. Кроме того, понятно, что такой дефект может привести к проблемам с общением, а значит, и социализации ребенка. Однако в силах родителей помочь ему адаптироваться к окружающему миру и найти свое место в жизни. Рассмотрим, какие существуют методы воспитания и обучения глухих детей.

Особенности глухого ребенка

Слух можно потерять в разном возрасте. Иногда малыш рождается глухим. Если нарушение слуха произошло до того, как ребенок овладел речью, он не сможет самостоятельно научиться разговаривать. В случае если малыш потерял слух, уже умея разговаривать, велика вероятность, что постепенно его речь будет утрачиваться.

Однако специалисты утверждают, что каким бы тяжелым не было поражение слуха, при создании специальных условий глухих детей можно обучить речи, а также дать им возможность слышать.

В первую очередь необходимо как можно раньше диагностировать у малыша проблемы со слухом, желательно до 12 месяцев жизни. Для этого не следует пренебрегать профилактическим осмотром у ЛОР-врача. Кроме того, если у родителей возникают малейшие подозрения по этому поводу, они должны срочного показать ребенка доктору.

Одним из эффективных способов решения диагностированной проблемы является слухопротезирование. Причем желательно не экономить, и приобрести два слуховых аппарата, для каждого ушка. Глухие и слабослышащие дети должны носить такие приспособления постоянно. Благодаря им у ребенка сможет развиваться слуховое восприятие и устная речь.

Речь глухого ребенка

Существует прямая зависимость состояния речи малыша от степени снижения слуха. Незначительное понижение слуха приводит к небольшим отклонениям в развитии речи. Чем хуже слышит ребенок, тем больше у него нарушений в фонетической, грамматической и лексической характеристиках речи. Полностью глухие дети не могут разговаривать, т. е. являются глухонемыми. Они могут овладеть речью только после специального обучения, которое проводится сурдопедагогом в коррекционных учреждениях. Посещение таких школ важно и для процесса воспитания глухого ребенка – он может встречаться и общаться со сверстниками, что очень важно для его развития.

Для глухих и слабослышащих детей необходимы разные условия формирования речи. Данный процесс у неслышащих детей основан на использовании всех сохранных анализаторов в условиях постоянного специального обучения. На занятиях с глухими детьми сурдопедагог показывает, как должен работать их речевой аппарат для формирования речи и контролирует правильность ее звучания. Одновременно с этим учитель обучает неслышащих письменной и дактильной (вспомогательная система жестового языка) речи. Таким образом, глухие дети осваивают устную, письменную и устно-дактильную речь.

Развитие речи слабослышащего ребенка довольно успешно проходит с применением слухового аппарата. Имея возможность хотя бы минимально воспринимать речь, он способен самостоятельно приобретать некоторый запас слов. Многие его слова искажены, фонетически неправильны, но с помощью специальной коррекции удается со временем добиться практически нормальной речи глухого ребенка.

Воспитание и обучение глухих детей

На сегодняшний день существует много методик обучения и воспитания глухого ребенка. Традиционно различают два основных метода обучения таких детей – жестовый и чистый устный. Жестовый метод предполагает обучение на основе таких способов:

  • Жестовый язык, когда определенный жест означает какое-то слово;
  • Дактилология – пальцевая азбука, в которой каждая буква алфавита соответствует определенному знаку пальцами.

При помощи чистого устного метода глухого учат общаться, применяя только устную и письменную речь, при этом абсолютно избегая языка жестов.

Большинство методик обучения глухих детей учитывает психофизические особенности развития и характер речи глухого ребенка, а также необходимость раннего обучения и формирование речевой среды.

Наиболее популярными методиками обучения и воспитания глухого ребенка являются:

  • Методика для детских садов компенсирующего вида. Этот способ применяется в большинстве специализированных детских садов России. В маленькие группы по 5-6 человек набираются глухие и слабослышащие малыши в возрасте 1,5-2 года. В течение недели дети находятся в таком учреждении, где с ними занимаются сурдопедагоги и другие специалисты, обучая дактильной и письменной речи.
  • Методика Э. И. Леонгард. Ее отличительная особенностьактивное участие семьи в обучении и воспитании глухих детей. При этом ребенок посещает обычный детский сад либо коррекционные группы при них. Важно раннее начало работы над формированием речи ребенка, своевременное использование слуховых аппаратов. В детском саду с детьми работают сурдопедагоги, а в домашних условиях регулярно проводят занятия с глухими детьми родители. Данная методика предполагает большую ответственность и значительные затраты времени для родителей.
  • Билингвистический метод. Экспериментальным путем внедряется в России с 1992 года. Данный способ обучения основан на признании права глухого человека на реализацию себя в обществе как самодостаточной личности. Поэтому равный статус имеют национальный словесный язык и национальный жестовый язык. Специализированные детские сады имеют экспериментальные группы, где глухих деток обучают жестовой и устной речи.
  • Верботональная методика. Эта методика разработана хорватскими специалистами и основана на развитии тактильно-вибрационного и слухового восприятия звуков, использовании остаточного слуха и системы особых упражнений фонетической ритмики. Как правило, учреждения, которые работают по верботональной методике, являются экстернатами, поэтому у родителей есть возможность каждый день общаться и заниматься с детьми.

Глухие дети требуют к себе особого отношения. Им труднее адаптироваться в мире слышащих людей. Однако при своевременной и правильно организованной работе по коррекции слуха и речи вполне возможно добиться отличных результатов.

В первые месяцы жизни глухой ребенок мало отличается от детей с сохранным слухом. Он может быть несколько более спокойным, чем слышащие дети, поскольку многие звуки, которые сопровождают жизнь его семьи, и те, которыми изобилует улица, на него воздействуют в малой степени, а у слышащих они нередко вызывают раздражение, испуг, нарушают сон.

Ребенок, глухой от рождения, обычно имеет остатки слуха в диапазоне низких и средних звуковых частот. Это дает ему возможность слышать громкие низкие звуки. В громкой речи он может различить только отдельные гласные звуки и некоторые слоги, отчетливо произносимые. Если взрослые мало заботятся о психическом развитии глухого ребенка, его восприятие окружающего оказывается более бедным, чем у слышащего ребенка, причем не только потому, что он мало воздействий воспринимает слухом, но и потому, что обедняется его зрительное восприятие: его внимание не привлекается звучащими предметами, и он не смотрит на них, т. е. не воспринимает их зрительно.

Комплекс оживления, возникающий на третьем месяце жизни ребенка, может быть достаточно богат своими проявлениями или мало заметен. Это зависит от поведения матери, общающейся с ребенком, и других близких людей. Если они активно выражают радость не только обращенной к ребенку речью, которую он почти не слышит, но и благожелательной мимикой лица, ласковыми жестами, приветливыми движениями рук, всего тела, то ребенок также радостно реагирует на их проявления движениями тела, улыбкой, издаваемыми звуками.

Глухие дети обычно гулят в те же сроки, как и слышащие, но постепенно замолкают, и лепет у них не возникает, если взрослые специально его не вызывают.

Если глухой ребенок не имеет дополнительных органических повреждений, он начинает ходить в конце первого года жизни или в начале второго (в 10--14 мес.). Он овладевает пространством комнат, их положением относительно друг друга, по-новому знакомится с предметами, находящимися в разных комнатах квартиры. Затем постепенно он начинает осваивать пространство вблизи своего дома. Ребенок пользуется указательными жестами, обращенными к взрослому, если хочет лучше разглядеть новый предмет; использует жесты, обрисовывающие предметы, и жесты, имитирующие наиболее для него важные действия. Если родители имеют сами нарушение слуха, то они пользуются жестовой речью в общении с ребенком. Тем самым он узнает многие жестовые обозначения отдельных предметов, действий, признаков предметов, некоторых явлений природы, взаимоотношений между людьми.

Глухой ребенок, находящийся в среде глухих, к трем годам овладевает жестовой речью, позволяющей общаться с ним его родителям или другим людям. С помощью жестовой речи он может выразить свои потребности и желания, возникающие у него затруднения, просьбу к другому человеку о каком-либо предмете, свое отношение к той или иной ситуации. Говоря другими словами, жестовая речь у глухого ребенка выполняет роль средства и способа социального общения, что на данном этапе жизни способствует его всестороннему психическому развитию.

Развитие психики детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте существенно зависит от того, какую сурдопедагогическую помощь они получают. Многие дети с 2 - 3 лет, а иногда и с 4 лет посещают специальные детские учреждения (ясли-сады, дошкольные группы при школах), где с ними проводятся специальные занятия в форме игр по развитию предметно-практической деятельности (бытовой, конструктивной, изобразительной), речевого и музыкального слуха, разных видов речи, ритмических и физкультурных умений. Реализуемая в настоящее время программа воспитания и обучения детей с нарушениями слуха направлена на их всестороннее психофизическое развитие.

Ко времени поступления в школу дети, посещающие специальные ДОУ, могут активно использовать в речи обозначения предметов ближайшего окружения, знакомых действий, некоторых признаков предметов, пространственных и временных отношений; правильно выражают в речи некоторые причины действий и поступков. Однако их речь изобилует нарушениями грамматического строя языка (ошибки согласования и управления, неверное использование вида и времени глаголов и др.). Нередко наблюдается неправомерное сужение или, напротив, расширение значения слова.

Благодаря исследованиям И. М. Соловьева, посвященным проблеме взаимодействия анализаторов при восприятии окружающей действительности, было установлено, что нарушение одного анализатора, такого важного, как слуховой или зрительный, отрицательно сказывается на деятельности сохранных анализаторов. Нарушение слуха снижает полноту зрительного восприятия, затрудняет развитие кинестетической чувствительности, и особенно кинестезии речевых органов.

Определенное своеобразие обнаруживается в развитии образной памяти у глухих детей. В исследованиях М. М. Нудельмана и И. М. Соловьева показано, что глухие дети с большим трудом, чем слышащие, запечатлевают образы предметов во всем их своеобразии. Они склонны либо упрощать внешнюю структуру воспринятого предмета, уподоблять его ранее сложившемуся, привычному представлению, либо чрезмерно подчеркивать его отличительные черты. Аналогичные изменения образов предметов наблюдаются и при кинестетическом их восприятии (Т. В. Розанова).

Словесная память глухих детей своеобразна. Глухие дети относительно более успешно запоминают отдельные слова, чем целые предложения, и хуже всего связные тексты. В младшем школьном возрасте глухие дети испытывают трудности в удержании звукобуквенного состава слова, допускают пропуски букв, перестановки слогов, смешение слов, сходных по звукобуквенному набору (Р. М. Боскис, Т. В. Розанова). При первоначальном знакомстве со словами дети нередко смешивают их по значению с другими словами, имеющими близкую предметную отнесенность или звукобуквенное сходство.

Исследования В. Петшака, проведенное с глухими и слышащими дошкольниками и школьниками, показали, что в понимании глухими детьми эмоциональных состояний и вызывающих их причин наблюдаются зависимости, характерные и для нормально развивающихся детей. Дети легче опознают эмоциональные состояния, отчетливо внешне выраженные в хорошо знакомой жизненной ситуации. Глухие дети, как и слышащие, правильно опознают наиболее общие эмоциональные состояния, относимые к модальностям радости, гнева, страха и печали. Большие трудности возникают при опознавании интеллектуальных и социально-нравственных чувств. В качестве причин эмоций дети чаще выделяют действия, отчетливо внешне выраженные.

Постепенно по мере обучения к 13-14 годам у глухих детей совершенствуется умение опознания эмоций и чувств, а также определение причин, их вызывающих. Глухие подростки овладевают многими понятиями, относящимися к эмоциональным состояниям и социально-нравственным чувствам. Но в целом у них сохраняются трудности понимания взаимосвязей между эмоциональными состояниями человека и порождающими их жизненными ситуациями.

Важно понять, как глухие дети относятся к своему дефекту - нарушению слуха. По данным исследования М. М. Нудельмана, многие глухие школьники 10-12 лет не понимают, как повлияет отсутствие у них слуха на выбор их будущей профессии, не осознают, что выбор профессии ограничен (что они не могут быть, например, врачами, артистами в обычных театрах, дикторами радио и телевидения, учителями в массовых школах). В более старшем возрасте (в 13-15 лет) глухие школьники нередко начинают болезненно осознавать свой дефект и последствия нарушенного слуха - неразборчивость речи, неумение общаться с окружающими. У некоторых подростков осознание своего дефекта является одной из причин подавленного состояния и даже психических заболеваний.

Для глухих школьников старших классов (16-18 лет) более характерна другая - активная - позиция в отношении к жизни. У многих из них появляется большое желание получше усвоить речь, особенно устную, чтобы понимать других людей в различном социальном окружении и иметь возможность общаться с ними. Кроме этого, глухие юноши и девушки начинают больше читать, интересуясь разными областями знаний, обращаются к взрослым за помощью, чтобы разобраться в сложных для них вопросах (Э. А. Вийтар, Т. Э. Пуйк, Ж. И. Шиф). С начала введения в школах глухих новой программы специальных занятий по развитию слухового восприятия многие глухие старшеклассники с большим старанием и эмоциональным подъемом стремятся научиться как можно лучше слышать с помощью звукоусиливающей аппаратуры и тем самым частично преодолеть свой основной дефект - нарушение слуха.

Самооценка глухих детей 7-11 лет очень неустойчива, зависит от ситуации, от оценок их учебной деятельности и отдельных поступков учителями и воспитателями (В.Л.Белинский, Т.Н.Прилепская).

У глухих детей к началу среднего школьного возраста (11 - 12 годам) начинают зарождаться товарищеские отношения. Но сначала они считают своими товарищами тех детей, с которыми вместе проводят время, что-нибудь совместно делают.

Понимание товарищеских отношений углубляется у глухих учащихся к 13-15 годам. Подростки видят в сверстнике не только партнера по игре, они начинают ценить товарища как соучастника общеполезного труда. В этом возрасте осознается значение внутренних качеств товарища - доброты, заботы о другом, готовности ему помочь.

Таким образом, у глухих детей на протяжении школьного возраста значительно расширяется и углубляется отношение к другим людям. Обычно это способствует развитию межличностных отношений, росту не только сознательности, но и нравственности поведения глухих учащихся и выпускников школы.

Для понимания личности глухих детей важно также охарактеризовать их интересы, склонности и способности.

Исследования Н.Г. Морозовой доказывают, что в младшем школьном возрасте (7--10 лет) у глухих детей наибольшие интересы и склонности обнаруживаются к различным играм и спортивным занятиям (катанию на коньках, лыжах, занятиям гимнастикой, бегом, прыжками и т.п.). Учебная деятельность привлекает в основном внешней стороной (пребыванием в классной комнате, выполнением различных учебных заданий). При этом дети обычно относятся ко всем учебным предметам с одинаковым старанием.

В начале среднего школьного возраста (11 -13 лет) учащиеся продолжают проявлять склонности к различным играм и спортивным занятиям. Кроме этого, возникает интерес к посещениям кино, театра, к рисованию, танцам. Обнаруживается дифференцированное отношение к учебным предметам. Одни предпочитают математику, другие - чтение или занятия трудовой деятельностью. Вместе с тем интерес к тому или иному предмету тесно связан с личностью и деятельностью учителей и воспитателей.

У глухих учащихся в 13-15 лет и особенно в 16-18 лет (средние и старшие классы школы) растет интерес к литературе, географии и биологии и снижается - к математическим наукам. Последнее связано с большими трудностями усвоения таких абстрактных предметов, как алгебра и геометрия, из-за недоразвития понятийного мышления и нередко больших пробелов в математических знаниях, обусловленных недоработкой в начальных классах.

Высокие достижения глухих в различных областях трудовой, художественной, педагогической и научной деятельности свидетельствуют о больших возможностях развития их способностей и психики в целом (А. П. Гозова и др.).

Похожие публикации