Сценарий праздника "рождественские колядки". Сценарий урока на тему «Приходила коляда, накануне рождества

«Приходила Коляда накануне Рождества».

Сценарий развлечения для детей средней группы.

Программные задачи:

Продолжать знакомить детей с обрядом колядования, способствовать всестороннему развитию дошкольников, вызвать положительный эмоциональный настрой на протяжении праздника, воспитывать положительное отношение к народным традициям.

Оборудование:

Музыкальные инструменты (бубен, погремушки, колокольчики, платки, валенки, бусы, елочки, рождественская звезда, 2 домика из картона, маска козы, блюдо с угощением (баранки, конфеты, пряники) .

(Воспитатель входит в муз. зал с 4 детьми)

Ведущий: Под покровом ночи звездной,

Дремлет русское село;

Всю дорогу, все тропинки

Белым снегом замело…

Кое-где огни по окнам

Словно звездочки горят.

На огонь бежит сугробом

Со звездой толпа ребят;

Под оконцами стучатся,

«Рождество Твое» поют.

«Христославы! Христославы! » -

Раздается там и тут.

И в нестройном детском хоре

Так таинственна, чиста,

Так отрадна весть святая

О рождении Христа…

1 Ребенок: Этот праздник самый длинный

Он веселый и старинный,

2 Ребенок: Наши прабабушки и прадедушки

Веселились две недели:

От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в Святки.

3 Ребенок: Наряжались и шутили

Праздник ждали и любили.

(Дети парами (хозяин и хозяйка) расходятся по домам, раздается смех, крики детей, в зал входят «колядовщики»).

Колядовщики: Вот идем мы, пастухи,

Прощены нам все грехи.

К дому путь свой правим,

Христа Бога славим!

(Поют песню «Пришла Коляда», стучатся в избу) .

Хозяин: Кто там?

Дети: Это мы, колядовщики!

1 Ребенок: Хозяин с хозяйкой, дверь отворите и нас одарите!

(Хозяйка приглашает детей в избу)

Хозяйка: С чем пожаловали?

1 Ребенок: Здравствуйте хозяин с хозяйкой!

Позвольте в горенку войти,

2 Ребенок: В горенку войти,

Да на лавочку сесть

3 Ребенок: На лавочку сесть,

Да песенку спеть.

Хозяйка: Проходите!

(Дети заходят и поют песню «Вьюга белая метет») .

1Ребенок: Нынче Ангел к нам спустился,

И пропел: «Господь родился! »

2 Ребенок: Мы пришли Христа прославить!

А вас, с праздником поздравить!

(Исполняем русскую народную песню «Сеем, сеем посеваем»)

1 Ребенок: Коляда, коляда,

Ты подай пирога.

2 Ребенок: Или хлеба ломтину,

Или денег полтину

3 Ребенок: Или курочку с хохолком,

Или петушка с гребешком.

4 Ребенок: Открывайте сундучки,

Вынимайте пятачки!

Хозяин: Пели вы на удивленье,

Заслужили угощенье!

Хозяйка: Вот вам угощенье-

Пряники, печенье,

Бараночки, конфетки,

Кушайте детки!

Все: Спасибо!

Ребенок: Чтоб у вас поле зеленело

И скотина не болела!

(С песней «Уж и ходим мы, уж и бродим мы» идут по улице к другому дому. Стучатся.)

Хозяин: Кто там?

Все: Это мы, колядовщики!

Ребенок: Тетенька, добренька,

Дай пирога сдобненька,

Не режь, не ломай,

Целый давай!

Хозяйка: С чем пожаловали?

Все: Мы не сами идем,

Мы Козу ведем!

1 Ребенок: Где Коза ходит,

Там пшеница родит!

2 Ребенок: Где коза хвостом,

Там жито кустом!

3 Ребенок: Где коза рогом,

Там трава стогом!

(Выбегает Коза, топает ногами) .

Коза: Я Коза дереза,

Топу, топу ногами,

Заколю рогами.

(Коза падает на пол и лежит не двигаясь) .

Хозяин: Что с Козой случилось?

Ребенок: Наша Коза заболела!

Надо мера овса,

По верх нее колбаса,

Да кусок сало,

Чтобы Коза встала!

Хозяйка: Вот вам –

Пряники, да леденцы,

Да тепленький пирог,

Да маслице, творог.

Хозяин: Вставай, Козочка!

Ведущий: Будем праздник продолжать,

Будем петь и танцевать!

(Песня «У леса на опушке») .

Ребенок: Что с ногами, не пойму

Не стоят они на месте,

Сами в пляску просятся!

(Дети танцуют под веселую русскую народную музыку)

Все: Спасибо этому дому,

Пойдем к другому!

(Идут по улице с песней «Уж и ходим мы». Останавливаются.)

1 Ребенок: От востока с мудрецами,

Путешествует звезда.

2 Ребенок: Драгоценными дарами,

Одарить пришли Христа!

Все: Мы пришли Христа прославить!

А вас с праздником поздравить!

1 Ребенок: Всем добрым людям

Желаем добра, золота и серебра!

2 Ребенок: Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

3 Ребенок: Доброго здоровья,

Маслица коровья!

Все: Кому песню поем,

Тому сбудется,

Тому сбудется,

Не менуется!

С Новым годом,

Ночь накануне Рождества. В комнате полутемно. Горит лишь маленькая лампа под зеленоватым абажуром. На постели лежит мальчик, рядом на стуле садит его мать. Мальчик почти засыпает.

Мальчик. Как радостно, что завтра праздник, я увижу наряженную елку, придут мои друзья, будут подарки. Да вот жаль: снег так и не выпал! Так скучно и серо на улице.

Мама. Не грусти, дружок. Так уж угодно погоде, что нет снега. Но он обязательно выпадет и порадует нас, украсит землю и деревья белым пушистым убором. Спи!

Свет гаснет. Утро, за окном светло от выпавшего снега. Мальчик уже одет празднично, с восторгом смотрит он в окно.

Мальчик. Мама! Видела ли ты это чудо! Выпал снег и прямо на праздник! Вот подарок к Рождеству!

Мама. Да, это и впрямь красиво! Как все преобразилось! На душе стало весело. Ну в точности, как в стихотворении Фета! Я тебе никогда не читала этого стихотворения? Тогда слушай, и ты еще больше полюбишь нашу зиму.

Мама! Глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умыкала нос.
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Неколючий, светло-синий,
По ветвям развешан иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тароватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки - да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
"Ну, скорей гулять!"

Да и как быть такому зимнему празднику без снега. А знаешь ли ты, дружок, что по приметам Рождества, связанным со снегом, определяли, какой будет урожай, много ли будет пчел. Это сейчас мы узнаем о погоде из сводок по телевизору, а в давние времена крестьянин должен был очень внимательно относиться к приметам, от этого зависели его жизнь и благополучие. Рождество изобилует приметами, обрядами и обычаями. Поэтому и старались крестьяне как-то задобрить природу, чтобы много уродилось хлеба, было много живности на подворье.

Мальчик. Как интересно! А скажи мне хотя бы некоторые из примет.

Мама. Действительно можно назвать лишь несколько, потону что их было так много, что и не перечислишь, а ведь сколько их перезабылось, утратилось. Ну, например, считалось, что если иней на Рождество, то будет урожай на хлеб. А вот если Рождество теплое, то жди холодной весны.

Мальчик. Скажи, мама, а елки ведь не только у нас в России украшают, верно?

Мама. Конечно, сынок. И в других странах, например католических, тоже есть обычай украшать елки. Если же быть совсем точным, то еще в Древнем Риме люди украшали свои дома ветками лавра, можжевельника, омелы, а это - вечнозеленые растения. Людям казалось, что эти растения олицетворяют собой вечную жизнь, ведь они не сбрасывают листву и всегда зеленые. Германские племена тоже украшали ели (вернее, рождественское полено). Могу тебе еще сказать, что в католических странах не только украшают ели. Там устраивают вертепы: воспроизводят пещеру, где родился Христос и помещают там фигурки Девы Марии, Иосифа, животных, окруживших ясли, где лежит младенец Иисус, волхвов, пришедших поклониться ему, пастухов. А иногда на улицах в Рождество разыгрываются настоящие представления с участием библейских персонажей.

Мальчик. А чем там угощают?

Мама. Как и на Руси, во всем христианском мире праздник Рождества отмечается особенно богатым столом. Как правило, это традиционный рождественский гусь или индейка. Пекут к рождественскому столу множество различных пирогов, булок, печенья, пряников. Конечно, у каждого народа есть что-нибудь особенное. Во многих христианских странах пекут пирог и вкладывают в него, например, монетку, изюминку, орешек. Разумеется, счастливым ока- жется тот, кому достанется такой сюрприз.

Мальчик. А подарки, расскажи про подарки!

Мама. Ну, что и говорить, в Рождество подарки принято дарить детям везде. Подарки кладут под рождественскую елку, в развешенные детьми на ночь чулки (дети, разумеется, специально для подарков вешают их), засовывают в детские башмачки.

А еще, сынок, во всех странах (и в католических, и на Руси) было принято обязательно жертвовать тем, кто беден. В средневековой Европе были ящики для пожертвований беднякам. А о нашей хлебосольной православной Руси и говорить нечего. Сострадание к ближнему, помощь ему всегда были присущи православным христианам. Зажиточные люди заранее подсчитывали, сколько купить провизии для обеда бедным людям, сколько нужно раздать деньгами. Угощали на таких обедах для убогих, нищих и сирот очень сытно, милостыню раздавали щедро.

Красивый был праздник, торжественный, один из самых любимых и почитаемых в православной Руси. И очень хорошо, что мы вновь празднуем его.

Ну, а теперь хватит разговоров, беги гулять.

Мальчик убегает.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Приложение к Конспекту развлечения "Коляда, коляда, накануне Рождества".

Пояснительная записка

Мероприятие проводится в период новогодних каникул в музыкальном зале или групповой комнате оборудованной интерактивной доской и проектором. Показ презентации и использование интерактивной доски позволит усилить эмоциональное восприятие. Образовательное пространство необходимо распределить на три зоны: перед экраном (с учётом требований СанПиН); рабочая зона, которая включает в себя столы, стулья и оборудование для работы с тестом; свободное пространство для игровой деятельности. Структура непрерывной образовательной деятельности хорошо продумана, каждая часть направлена на решение определённых задач и достижения цели.

Приоритетная образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Цель: Расширение представлений о традициях и праздниках русского народа.

Задачи приоритетной образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

  1. Познакомить с приёмами изготовления рождественских козуль.
  2. Совершенствовать навыки нетрадиционной лепки из пряного сдобного теста.
  3. Способствовать формированию эмоционального отклика на русские народные песни, хороводы.

Задачи по образовательным областям в интеграции

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Познакомить детей с рождественской традицией русского народа – гадание.
  2. Уточнить знания детей о новогоднем празднике и Рождестве, об их главных символах и о подготовке к празднику.
  3. Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, внимание, глазомер.

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Способствовать формированию эмоционального отношения к традициям русского народа.
  2. Развитие всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Развитие свободного общения и взаимодействия с взрослыми и детьми.
  2. Воспитывать у детей чувство доброты, готовность к взаимопомощи.

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Используемые методы и приёмы: беседа, метод вопросов, показ презентации, интерактивная игра, художественное слово, мотивирование детской деятельности.

Предварительная работа для педагога: подбор дидактического материала, создание флипчарта и презентации.

Предварительная работа для детей: участие детей в подготовке к новогоднему празднику; разучивание рождественских колядок; просмотр мультфильма «Рождество Христово»; беседа «Что такое Рождество?», разучивание песни «Русская зима», музыка и слова Л. Олифирова, разучивание танца «Русский перепляс», музыка Г. Гладкова.

Оборудование для педагога: интерактивная доска, флипчарт; проектор, ноутбук; глиняные горшочки по количеству детей для гадания, наполненные любым зерном; предметы и игрушки: шприц, расчёска, указка, кисть, машинка, половник, значок полицейского, скрипка, мастерок, весы; готовые козули; противень.

Оборудование для детей: пряное тесто, скалки, доски, формочки для вырезания козуль.

Планируемый результат (целевые ориентиры): ребёнок принимает активное участие в развлечении, проявляет любознательность, обладает начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет; владеет приёмами работы с тестом.

Ход развлечения

Дети входят в зал, воспитатель читает стихотворение:

Воспитатель:

Чистота кругом и свежесть.
Как же хорошо зимой!
Воздух чистый и морозный,
И не хочется домой.

Дети исполняют песню «Русская зима», музыка и слова Л. Олифирова.

Воспитатель: Ребята, в этом году выдалась снежная, морозная зима. Именно на это время года приходятся большие всеми любимые праздники. Какой самый долгожданный зимний праздник вы знаете?

Дети: Новый год!

Воспитатель: Молодцы! А всё ли вы знаете о Новогоднем празднике мы сейчас проверим. Я предлагаю вам поиграть в игру «Без чего не бывает Нового года?»

Дети проходят и садятся на стульчики перед экраном.

Игра проводится на интерактивной доске.

Задание

Воспитатель загадывает загадку:
Ёжик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица, стройна,
А на Новый год - важна.

Дети отгадывают загадку и на экране появляется ёлочка.

Задание «Украсим ёлочку»

С помощью маркера детям необходимо развесить игрушки на ветки ёлочки, самые большие игрушки на нижние ветки, игрушки поменьше на средние ветки, самые маленькие на верхние веточки. Если задание выполнено правильно, звучат аплодисменты.

Задание

Кто приходит в каждый дом
В Новый год с большим мешком?
Шуба, шапка, красный нос,
Это Дедушка...

Дети отгадывают загадку и на экране появляется Дед Мороз.

Задание «Колокольчики Деда Мороза»

На ладони у деда Мороза лежат 3 колокольчика. Ребёнок с помощью маркера выбирает один любой колокольчик - звучит мелодия известной детской песенки. Ребёнку нужно спеть отрывок песни. За правильный ответ Дед Мороз хвалит ребёнка.

Воспитатель: Какие вы молодцы!Со всеми заданиями справились!Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества! Как вы думаете, почему он так называется? А, что вы знаете об этом празднике?

Дети читают стихи:

1 ребёнок:

Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.

2 ребёнок:

С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.

3 ребёнок:

Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом...
Поздравляем с Рождеством!

Воспитатель: Слово «Рождество» связано со словом «родиться». Значит, это день, когда кто-то родился. То есть - день рождения! Хотите я вам расскажу, как праздновали день рождения Христа в старину на Руси?

Просмотр презентации:

Чтение стихотворения:
Праздник этот самый длинный,
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощения
Пели разные колядки
По дворам ходили Святки,
Наряжались и шутили
Праздник ждали и любили!
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас!

Дети исполняют «Русский перепляс» , музыка Г. Гладкова.

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю испечь обрядовое угощение в форме животных, символизирующие плодородие, которое называется козули. Хозяйки пекли их в больших количествах, а потом угощали детей и гостей. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда проходите за рабочие места.

Дети рассаживаются за столы.

Прежде чем мы начнём работать с тестом, нам необходимо подготовить пальчики к работе. Пальчиковая игра «Тесто»

Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают кулачки.
А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят».
Пирожки и плюшки, Разгибают пальчики обеих рук.
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи. Обе ладошки разворачивают вверх
Очень вкусно! Гладят живот.

Воспитатель: Козули пекутся из пряного теста, понюхайте, как вкусно оно пахнет. Помните его в руках. Какое оно на ощупь?

Дети: Мягкое, тёплое, липкое.

Воспитатель: Для изготовления козуль нам необходимо пряное тесто, скалка, формочки для вырезания теста в форме животных (коровы, бараны, петухи). Воспитатель показывает предметы оборудования, а дети называют.

Воспитатель: Раскатываем тесто с помощью скалки. Вырезаем с помощью формочки пряник и кладём его на противень.

Показ выполнения работы воспитателем. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь. Во время работы детей звучит песня «Рождество» слова: О. Сазонова, музыка: А. Варламов в исполнении шоу-группы «Улыбка».

Младший воспитатель относит выпекаться пряники.

Воспитатель: А пока наши козули пекутся я познакомлю вас с ещё одной рождественской традицией русского народа. На Руси в ночь на Рождество люди гадали. Все очень любили эту забаву, не все верили в гадание, но все равно гадали для веселья. А вы, хотите погадать? Тогда сейчас мы погадаем, что вас ждет - сейчас узнаем!

Гадание «Профессии»

Воспитатель: Посмотрите, на столе стоят глиняные горшочки, в которых насыпано зерно. Давайте подойдем и погадаем, кем же вы станете, когда вырастите.

Дети идут в хороводе вокруг стола и произносят слова:

Горшочек с вершочек,
Скажи нам дружочек,
Что сбудется, станется?
Плохое, пусть останется!

Дети находят в горшочках с зерном предметы и по ним называют профессию (врач, повар, продавец, строитель, музыкант, учитель, полицейский, водитель, парикмахер, художник), которая им предначертана гаданием.

Воспитатель: А вот и наши козули готовы!

Дети:

Коляда, коляда,
Накануне Рождества!
Тетенька добренька,
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай,
Двоим, троим,
Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка-то топиться,
Пирожка-то хочется!

Воспитатель:

С Рождеством всех поздравляли!
Добра, счастья всем желали,
А теперь пришла пора угостить вас, детвора!

Воспитатель угощает детей козулями.


«Приходила коляда, накануне рождества»

(сценарий для старших дошкольников.)

Цель: Воспитывать любовь и интерес к народным праздникам. Создать радостное праздничное настроение. Совершенствовать исполнение колядок, частушек, песен, которые сопровождают зимние святки. Совершенствовать актерские навыки.

Ход праздника:

(Ведущий входит одетый в русский сарафан.) Ведущий: - В этот зимний вечерок Вьется над трубой дымок, Месяц светится над ней, А в избе полно гостей. Здесь и красные девицы Раскрасавицы - сестрицы. Добры молодцы кругом. И хозяйка за столом. Посиделки здесь у нас. Мы сюда позвали вас Поиграть, повеселиться. В русский пляс с душой пуститься. - А что за торжество узнаете когда отгадаете загадки: Средь зимы- большое торжество. Великий праздник -Христово… РОЖДЕСТВО Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось- На земле родился …. ИИСУС ХРИСТОС Где родился наш Спаситель- Место вам известно всем Ну, скорее назовите. Это город… ВИФЛИЕМ -Что за праздник вы узнали? (Рождество) -Рождество Христово Русская Православная Церковь отмечает его 7 января. Рождественские святки - это дни с 6 по 18 января, когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца: «Христос родился - славьте! » Накануне праздника Рождества Христова, 6 января в Сочельник, детям поручали набрать и принести в хату самого чистого и душистого сена. Это душистое сено дети укладывали на покути - под образами (иконами) в красном угле хаты. Это место должно было напоминать собою ясли, в которых родился Христос младенец. Святочные колядки Колядование - древний обычай хождения по домам с поздравительными песнями. Песни, которые исполнялись, назывались колядками и смысл их сводился к пожеланиям здоровья, обильного урожая, благополучия. Колядка всегда заключалась просьбой о подаянии. Пелись колядки под Рождество, под Старый Новый год, в прошлом приуроченный к зимнему солнцестоянию. Колядование – песнопение, славление Рождества Христова. Песня «Веселого Рождества вам» Группа колядующих, одетых в русские костюмы, идут колядовать. В руках одного из участников-солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный летами и бумажными цветами, символ коляды. Стучатся в дверь избы и говорят: -Дома ли хозяин? Разрешите коляду пропеть. Хозяин: -Заходите, гостям рады. Поют «Колядки» (подходят к первому дому)
Дети :- Коляда, коляда, отворяй-ка ворота. – (ПОГОТОВИТ.гр.№11) Пришла коляда накануне Рождества, С пышками, с лепешками, со свиными ножками. Коляда, коляда подай пирога! Подавай не ломай, а по целому давай. Кто даст пирога - тому скот, живота, Кто не даст пирога - уведем корову за рога. Все вместе:
Хозяин и хозяйка с праздничком! Наделите, подарите кладовщиков! Самбару решетом или с печи пирогом!

Колядовщиков дарят гостинцами-сушками, печеньем. Они складывают все в мешок или в корзину. Кланяются, благодарят, желают благополучия.

Ведущий:
-Колядовщики не только пели песни, но и играли в игры.

Дети играют в подвижную игру «Ручеек» Ведущая : Поиграли ребятки у одних хозяев,пошли к другим. (подходит ко второму дому)

(Колядующие стучатся в двери следующего дома и поют коляду.) 1.Пришла коляда! (ГР.№8) Открывайте ворота! Доставайте злато! Будете богаты! 2. Песенка-Колядка для козочки (костюм): Бе-е-е, ме-е-е, не приснилось во сне! Пришла к вам козочка! Дайте ей молочка! По двору пойду! Подавайте меду! Когда бодаться начну! Подадите казну! Успокоит козочку, Только добра толечка! ************************ 3. Тетенька добренька, Дай кулички сдобненькой. Коляда-моляда, Накануне Рождества, Подавай, не ломай, Все по целой подавай. Если крошечку уронишь, То и Бога не замолишь. Не подашь лепешки - Разобьем окошки. Не подашь пирога - Уведем корову за рога. Хозяева: (Даша)-Ух, хорошую коляду спели. (Саша) - Вот вам на потешки-конфетки и орешки. (Колядовщики складывают все в мешок или в корзину.)
Ведущая: Чтобы наша козочка весь год была добренька нужно с нею поиграть.

Игра: «Шла коза по лесу»

Частушки -Колядки

3. Мы частушки на колядки (гр.№8, гр.№11)

Развеселые споем,

Вы нас слаще угощайте,

А то обидимся – уйдем!

4. Приходила коляда

Накануне Рождества.

Кто даст пирога,

Тому полон хлев скота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом

5. Коляда, коляда!

Отворяй ворота!

Ты подай пирога,

Хлеба кусочек,

Сметаны горшочек!

Не подашь пирогов-

Напускаем клопов,

Тараканов усатых

И зверей полосатых!

6. Коляда, коляда

Отворяйте ворота,

Доставайте сундучки,

Подавайте пятачки.

Хоть рубь,

Хоть пятак,

Не уйдём из дома так!

7. Пришла Коляда накануне Рождества.

Дай бог тому, кто в этом дому.

Всем людям добрым желаем:

Золота, серебра,

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов,

Доброго здоровья,

Маслица коровья.

Ведущий: -Пошла коляда по улице гулять! Э-эх!

Дети исполняют колядные частушки: (гр.№11)

1 Коляда, коляда,
Покатилася звезда,
К нам сюда на Святки,
Подпалила пятки.
2 Коляда, коляда,
Подавай еду сюда,
Конфет коробок,
Иль получишь вилы в бок!
3 Коляда, коляда,
Есть у деда борода.
А весёлый петушок,
Носит красный гребешок.
4 Коляда, коляда,
На столе стоит еда:
Каша овсяная,
Голова свиная: «Хрю-хрю».
5 Коляда, коляда,
С горки покатилась.
И на праздник святой
Вместе: В гости к нам явилась!

Ведущий:
-Повеселили, колядовщики, много всего нажелали. Давайте, теперь хоровод водить.

Плясовая «Зайка» (Ой, заинька, ой,серенький)
(Все рассаживаются выходят поводырь с медведем- роли играют дети)

Поводырь: Мишенка, покажи нам, как бабы ходят по воду.

(Медведь берет коромысло с ведрами, идет зачерпывает воду, несет, падает).

Поводырь: Мишенка, как девушки на гулянку собираются?

(Медведь берет зерколо, помаду, красит губы.Берется за юбочку кружится).

Поводырь: Мишенька, как ребятишки воруют чужой горох?

(Медведь ест оглядываясь, гладит живот).

Поводырь: А как, Мишенька? животы у них болят?

(Медведь охает, схватившись за живот).

Поводырь: Молодец Мишенька, вот тебе пряник !

Ведущая: В Рождество, на святки самым интересным делом было гадание.
Без гаданий – что за святки?

Погадаем-ка, ребятки!

1 гадание –на профессии

(В мешочек кладут карточки с профессиями.)

Вед. А давайте погадаем- под горшочки мы заглянем!

(выносят стол, на нем перевернутые горшочки, под ними разные предметы. Из зала выходят желающие погадать.

Дети водят хоровод и поют:

Горшочек с вершочек

Скажи нам дружочек:

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется!

Хлеб – житье в достатке.

Колечко – колечко, сей мать муку, пеки пироги.

Вата – кому станется, мягкая жизнь достанется.

Монетка – к достатку, жить будешь богато.

Конфета – лучше нету радости для ребят, чем сладости.

Кусочек спички – щепка деревянная к крепкому здоровью.

Ниточка – ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие.

Зеркальце – собою любоваться. Делом не заниматься.

Пуговица- Жить тебе в большой семье, счастливой жизнью!

Ведущая: . Ну что ж ребята, наш праздник продолжается а теперь мы пойдем по саду колядовать, да со святками прославлять!

(дети расходятся по группам д/с.)

«ЗАЖГИ СВЕЧУ НА РОЖДЕСТВО»
(Сценарий рождественского вечера)

1 ВЕДУЩИЙ: Рождественский вечерок … Что может быть более трогательным и прекрасным? На столах горят рождественские свечи, их нежное пламя мерцает, манит, заставляет всех нас мечтать о чуде и верить, что жизнь на этой земле дана нам свыше, ведь душа каждого из нас стремится ввысь и не старея с годами, дарит нам надежду на жизнь вечную.

2 ВЕДУЩИЙ: 2000 лет назад в старинном городе Вифлееме, где не нашлось места в гостинице для Марии, ждущей ребенка и ее супруга Иосифа, но нашлось место на скотном дворе, где можно было скоротать ночь, и родился младенец, которого нарекли Иисусом Христом. Верующие люди считают это событие величайшим в истории человечества, а не верующие празднуют рождество как праздник семейного мира, подарков и веселья.

1 ВЕДУЩИЙ: Не все собравшиеся в нашем зале христиане, но каждому хочется зажечь свою свечу, побыть с друзьями, загадать желание на будущее, послушать хорошую музыку, вспомнить любимые поэтические строки.

Ночь тиха… По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят
Ясли тихо светят взору
Озарен Марии лик
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.

Так писал Афанасий Фет о рождении Христа… Каждый из вас – автор своих мыслей и чувств. Связанных с рождеством. Они могут совпадать и не совпадать с другими людьми, но главное, что Рождество объединяет всех добром!

2 ВЕДУЩИЙ: Сегодня вечером каждый может зажечь свою рождественскую звезду – свечу. Для этого надо только помочь сделать этот вечер интересным и запоминающимся для всех собравшихся.
Много веков назад праздник Рождества чествовался как восстановление рая на Земле. Существовало поверье, что в рождественскую ночь цветет иерихонская роза. Современная рождественская елка – это символ райского дерева.
Кто же из гостей рождественского вечера поможет мне продолжить легенду о елке?!
«Близ пещеры, где родился Спаситель мира, росли три дерева ель, олива и пальма. Олива принесла в дар Христу золотистые плоды, пальма – шатер зеленых листьев как защиту от зноя и непогоды. А ель? Скромная и колючая, не зная, что принести в дар младенцу Иисусу заплакала, обильно закапали ее слезы прозрачной смолой…

Эти слезы увидала
С неба звездочка одна
Тихим шепотом подругам
Что-то молвила она…

Что она молвила? Что случилось потом? Продолжайте мой рассказ! Кто лучше всех угадает продолжение легенды, получает право зажечь свою рождественскую звезду и загадать желание.

(После предложенных вариантов)

Верно! Свершилось чудо! С неба посыпались звезды и усеяли елку ослепительным блеском. Тогда она, радостно подняла свои ветви и впервые явилась миру во всей своей красе.

С тех пор …
Каждый год она сияет
В день великий торжества
И огнями возвещает
Светлый праздник Рождества

Первую свечу у рождественской елки зажигает…, т.е. тот, кто подсказал нам легенду о елочке.
(Музыка, зажигание свечи)

1 ВЕДУЩИЙ: Рождественской елке посвящали свои произведения авторы разных эпох и жанров. Рождественская елка никогда не отбрасывает мрачной тени. В шелесте ее иголок нам чудятся слова: «Доброта, вера, надежда, любовь».
Сегодня мы зажигаем свечу под именем Доброта! Расскажите нам о самом добром дне уходящего года, о добром человеке, о добром слове, которое спасло вас от мрачного настроения. (Интервью о доброте)

2 ВЕДУЩИЙ: Дед Мороз, который приходит к детям России в новый год, это, между прочим, рождественский персонаж, и прародитель его Святой Николас, т.е. в России – Николай Угодник.
Кто из гостей может рассказать о братьях русского. Деда Мороза, например, о Санта Клаусе, ездит ли он на тройке или запрягает оленей?

(После рассказов)

Теперь всех тех, кто поделился с нами мыслями о доброте и о Дедушке Морозе, я прошу подойти к Рождественской елочке и зажечь свою свечу, не забыв загадать желание!

(Музыка)

2 ВЕДУЩИЙ: Рождественская елка – волшебница. Под ней самый скромный человек смело расскажет стихотворение, самый робкий споет или спляшет! Под елочкой и сказку хорошо рассказать, а лучше всего инсценировать.
Мне нужна помощь – пять талантливых актеров: три юноши (мальчика) и две девушки (девочки) на роли богача и его жены, бедняка и его жены, и доброго волшебника. Вы – актеры театра пантомимы Вам нужно слушать мою сказку, которую во многих странах с разными вариациями рассказывают детям, и движением, жестом показывать происходящее в сказке.
Начинаем:
Шел по свету старый волшебник, очень добрый. В самый канун Рождества увидел он бедняка и его жену, их бедный дом и очень удивился, т.к. такой бедности не видел никогда. Но бедняк угостил его последним куском хлеба, а жена налила ему стакан горячего чая без сахара, заваренного травами. Бедняк снял с себя последнюю рубаху и постелил у очага старику, не зная, что он волшебник. Жена бедняка обняла супруга, и они просидели у очага всю ночь, грея друг друга, спать, было не на чем. Утром старик-волшебник поблагодарил их и оставил как бы нечаянно свою поклажу. Вышел и исчез. Женщина выбежала вдогонку, но старика уже не было. А когда ока развернула сверток, из него посыпались золотые монеты. На эти деньги бедняки построили себе дом, новую школу для детей и помогали всем страждущим. Богач увидел новый дом, прибежал к бедняку, и, узнав, что те пустили к себе на ночь старика, стал рвать на себе волосы. А жена богача стала рвать волосы и на себе, и на нем! Они облысели и от жадности умерли, т.к. этого же самого старика они не пустили к себе погреться в канун Рождества. Сказка проста и мораль в вей проста: Будьте, добры к людям!

1 ВЕДУЩИЙ: А сейчас будьте добры, улыбайтесь! Все ваши замечательные актеры зажигают свое свечи! Пусть сбудутся их желания!

(Музыка)
0
2. ВЕДУЩИЙ: Мое желание простое! Давайте поиграем в старинную рождественскую игру – в фанты! Ведущего мы выбираем с помощью простой рождественской считалки!

(Всех желающих выстраивают в большой круг. На каждое слово ведущий дотрагивается до участника в круге).
Рождество, рождество!
Это просто волшебство
Начинаем мы играть
Начинаю я считать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем фанты собирать
Будем фанты собирать
Раз, два, три, четыре, пять!

(Собираются фанты другим ведущим)

«Фанту» надо быть актером
И хорошим режиссером!
Все исполнить, рассказать
Раз, два, три, четыре, пять!
В этом круге есть ведущий,
Человек он вездесущий!
Лучше всех он должен знать
Что же «фанту» приказать,
Что у «фанта» попросить
И о чем его спросить!
Я считаю: раз, два, три!
Наш ведущий выходи!

(Игра фанты)

1 ВЕДУЩИЙ: Нашему ведущему «специалисту по фантам» предоставляется право зажечь свою рождественскую свечу! Лучших исполнителям – фантам так же предоставляется такое почетное право.

(Зажигаются свечи, звучит музыка)

2 ВЕДУЩИЙ: Вспомним еще одну забавную рождественскую игру - гадания! Но не те гадания, когда девица сапожок бросает за порог, или воск в воду льет или слушает какое имя будет сказано, чтобы узнать про своего суженого. Это мы оставим для личного пользования. Сегодня игра – угадайка, «золотое колечко на веревочке» хороню, хороню, для своего любимого(ей), храню, храню, кто колечко достает тот меня любимой(мым) назовет».
Колечко на веревочке прячут по кругу. Человек внутри крута, если угадывает, говорит: «Ты моя(й), любимая(ый), ты красивая(ый)» и выходи за круг с тем, у кого угадал колечко на веревочке». Бели не угадывает, становится в круг, а тот, на кого он указал, выходит в центр круга м становятся ведущим!)

(После игры «Колечко на веревочке»)

Образовавшимся парам предлагается зажечь свои рождественские свечи!

(После выступления каждый участник зажигает свою свечу, если нет выступающих, должны быть приглашенные артисты на мини-концерт)

2 ВЕДУЩИЙ: Настало время потанцевать. Рождество – праздник светлый, веселый! Звучит веселая музыка, и ноги сами просятся в пляс.

(Танцевальный блок)

1 ВЕДУЩИЙ (обращаясь к ведущему) : Уважаемый… Я наблюдал, как вы танцуете, и очень хохотал(а). Вот так (пытается копировать) и эдак, и так!!! (смеется) .

2 ВЕДУЩИЙ: Я тоже могу показать, как вы танцевали. И так, и эдак, и вот так (смеется) . Между прочим, наш смех настроил меня другую рождественскую. Игру «Зеркало». Один человек стоит якобы перед зеркалом. Якобы причесывается, поправляет наряд, и даже корчит рожицы, а второй – его зеркало, подражает ему, повторяя все движения человека.

(Игра «Зеркало», зажигание свечей, музыка)

1 ВЕДУЩИЙ: Друзья, какой же рождественский вечер без подарков?!! Санта Клаус посовещался с Дедом Морозом, и послали на наш вечер нечто удивительное: рождественский чулок, очень длинный, в котором есть подарки для гостей вечера, на всех не хватит, но некоторых «удачников» мы выберем с помощью простой рождественской викторины. Тот, кто первый отвечает на вопрос, верно, получает право достать подарок из рождественского чулка!

Итак вопросы:
–Сколько лет Христу? (2000)
– Что означает имя «Иисус» (Бог Спаситель)
– «Иисус» - имя греческое, латинское или испанское? (греческое)
– От какого имени (слова) на иврите образовалось слово Иисус в своей греческой форме Jesus? (Джошуа)
–Как звали мать Иисуса? (Мария)
– Кто первым увидел Христа? (волхвы, пастухи)
– Почему русская православная церковь отмечает Рождество 7 января, а практически весь христианский мир 25 декабря? (Русские отмечают Рождество по старому календарю)
– Какие рождественские блюда популярны во многих странах мира? (из гуся)
– Где видели волхвы (мудрецы) звезду перед рождением Христа на Западе или на Востоке? (на Востоке)

2 ВЕДУЩИЙ: Верно! На Востоке! А мы живем на Дальнем Востоке, и одними из первых встречаем Рождество! (вручение подарков за ответы викторины сразу)

Слава Рождеству светлому!
Слава празднику приветному!

2 ВЕДУЩИЙ: Слава солнцу в небе высокому!
Слава человеку ясному, широкому!

1 ВЕДУЩИЙ: Слава желанному Новому году!
Слава российскому народу!
На Рождество не будем мы прощаться!
Не хочется со сказкой расставаться…
Давайте будем вместе навсегда
И пусть сияет Рождества Звезда!

2 ВЕДУЩИЙ: Свеча, что мы зажгли, частичка той звезды!
Сегодня стал добрее, лучше ты!
Твори себя и жизнь свою в лучах надежды
И верь, что будет жизнь гораздо лучше прежней!

(Музыка, лотерея, игры: жмурки, ручейки и т.д. и т.п.)

Похожие публикации