Психическое развитие ребенка с 4 х лет. Так же, как взрослый

При достижении ребенком 4-летнего возраста меняются показатели его физического и психологического развития: кроха становится более подвижным и активным, стремление к познанию окружающего мира достигает максимума, речь становится более связной и осмысленной. Если ребенок посещает дошкольные заведения, родителям куда проще: в детском саду дети проходят регулярное обследование специалистами (контроль массы тела, роста, своевременное прививание), воспитатели проводят с воспитанниками различные занятия на развитие мышления, логики, а также физические упражнения. Кроме того, в детском саду ребенок может общаться со сверстниками, что оказывает положительный эффект на его развитие.

Если же четырехлетка не посещает дошкольное заведение, то родители должны уделять ему особое внимание:

  • проводить регулярное обследование у педиатра, окулиста, ЛОРа, хирурга. Полезным также будет ЭКГ, консультация у кардиолога;
  • по утрам проделывать несложный комплекс физических упражнений;
  • как можно чаще заниматься с ним лепкой, рисованием;
  • читать сказки и вместе обсуждать их;
  • обеспечивать активное общение с другими детьми.

Для того чтобы родители смогли сориентироваться в правильном воспитании, рекомендуется читать соответствующую литературу и пособия по воспитанию детей дошкольного возраста. В данной статье будут описаны особенности физического, нервно-психического развития ребенка 4 лет, а также указан тот спектр способностей, которыми он должен владеть в этом возрасте.

Физическое развитие

Для врачей главной особенностью в развитии ребенка 4-летнего возраста являются его рост, вес, окружность груди, окружность головы. В отношении этих показателей важную роль играет наследственность: то есть если родители малыша ниже среднего роста, с низкой массой тела, то и сам он не будет отличаться высокими показателями в этой области. Различают маленький (рост: 96,1-101,2 см.; вес: 11,5-14,9 кг.), средний (рост: 106,1-102,6 см.; вес: 15,4-18,6 кг.), большой (рост: 106,2-114,1 см.; вес: 15,5-19,6 кг.) тип телосложения. Если рост резко отклонен от нормы, необходимо пройти консультацию и дополнительное обследование у эндокринолога. Если масса тела значительно превышает (или же меньше) нормы, стоит регулярно наблюдаться у педиатра.

Однако причинами таких отклонений могут быть не только неправильный обмен веществ либо нарушенный гормональный фон, но и несбалансированное питание, недостаточная физическая активность и т.д. Поэтому в период активного роста и развития ребенка родители должны помнить о том, что в рационе малыша обязательно должны присутствовать белки, жиры и углеводы. Белки (говядина, бобы, злаки) лучше давать в первой половине дня. Во второй половине дня диетологи рекомендует принимать пищу, богатую углеводами (каши, фрукты, овощи). Количество приемов пищи в таком возрасте должно составлять 4-6 приемов.

Кроме того, в этом возрасте ребенок очень подвижен: он постоянно бегает, прыгает, играет со сверстниками в активные ролевые игры. Поэтому очищенная негазированная вода является очень важной для растущего организма. Не стоит злоупотреблять сладким компотом либо сладким чаем, - содержащийся в них сахар не позволит утолить жажду и не обеспечит нужной энергией.

В аспекте физических упражнений очень полезной будет утренняя зарядка. Занятия не должны быть сложными и тяжелыми: достаточно элементарных движений (наклоны, приседания, разминка рук, шеи). Продолжительность такой зарядки не должна превышать 15 минут в день. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, то такие упражнения с ним будут проводить воспитатели. Кроме того, полезными будут упражнения на укрепление опорно-двигательного аппарата (прыжки на батуте, гимнастика, хождение по прямой линии).

В этом возрасте необходимо начинать подготавливать руку к письму, укрепляя мышцы ладони. Для этих целей лучше всего использовать глину, пластилин, тесто, раскраску. Фигурки, которые будет лепить ребенок, не только помогут развить моторику пальцев, но и фантазию.

Нервно-психическое развитие

К 4 годам словарный запас ребенка увеличивается до 1,5 тыс. слов, а размер головного мозга практически равен размеру мозга взрослого человека. Однако левое и правое полушария развиты не одинаково: правое полушарие (а оно, как известно, отвечает за эмоции и чувства) в этом возрасте преобладает. Это объясняет поведение детей в таком возрасте: они очень эмоциональные, открытые, добрые, всегда говорят правду, очень легко обижаются. Именно в 4-летнем возрасте у ребенка формируется понятие о добре и зле, поэтому так важно читать для них различные сказки, обсуждать главных героев, спрашивать у малыша, кто ему симпатичен и почему.

Читайте также

В 4 года дети пытаются помогать родителям в бытовых условиях: вылаживать постиранное белье из стиральной машинки, вырезать фигурки из теста, нести пакеты из магазина. Очень важным здесь является всяческое поощрение со стороны родителей: ребенка нужно хвалить, используя для этого различные слова (молодец, умница, потрясающе, поразительно, неподражаемо, прекрасно). Это сможет не только повысить самооценку маленького помощника, но и сделает его словарный запас более разнообразным.

В этом возрасте можно начинать учить иностранные языки. Лучше всего это делать в форме игры, т.к. дети в 4 года будут запоминать только то, что им будет по-настоящему интересно, а не то, что нужно запомнить. Педагоги не рекомендуют в таком возрасте перезагружать мозг ребенка и тем более ругать последнего за погрешности в обучении. Ведь дети в этот период очень ранимы, в случае неудачи их нужно подбадривать, и говорить, что в следующий раз обязательно все получится.

Полезным тренингом для детской памяти будет заучивание нескольких несложных стишков, которые также помогут выработать четкую речь. В целом же, усвоение материала в 4-летнем возрасте прекрасно происходит, если проводить занятие в форме игры. Если детям пообещать за высокие достижения бонусы, призы, подарки, это выработает у них стремление к лучшим результатам.

Что же касается методов наказания, то им также следует уделять внимание. Развитие ребенка 4 лет позволяет ему совершать осознанные действия. Поэтому если ребенок сделал что-то плохое, не следует это игнорировать, но и кричать на него не следует (а тем более бить). Силовые методы воспитания принесут больше вреда, нежели пользы, и вряд ли ребенок не будет повторять такие действия в будущем.

Лучшим методом воспитания в таком случае является разговор с четырехлеткой: ему необходимо объяснить, что именно было плохого в его действиях, почему эти действия вызывают у других людей недовольство. А также привести пример, какие методы наказания будут использованы к ребенку, если он повторит такие действия (к примеру, отказ от сладостей на определенный период, отказ от мультфильмов).

Что должен уметь ребенок в возрасте 4 лет

Согласно мнению специалистов, в аспекте физического развития, 4-летний ребенок должен уметь выполнять следующие действия:

  • стоять на одной ноге в течение не менее 5 сек;
  • прыгать на одной ноге;
  • прыгать на двух ногах (на месте, в длину);
  • опускаться/подниматься по лестнице, равномерно переставляя ноги. При подъеме/спуске по лестнице можно вместе с малышом считать ступеньки, - это поможет ему лучше запомнить цифры;
  • ловить мяч обеими руками, не прижимая последний к груди;
  • бегать, с минимальным количеством падений.
  • В плане психологического развития, дети 4-летнего возраста должны уметь:

    • отличать левую и правую стороны, верх и низ;
    • распознавать отличие между величинами (маленький/большой, один/много);
    • ориентироваться в цветовой гамме (распознавать 7 основных цветов);
    • уметь считать от 0 до 9;
    • знать основные геометрические фигуры, и уметь распознавать их (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
    • уметь складывать конструкторы, пазлы (для соответствующих возрастов);
    • пересказывать услышанные тексты (сказки, статьи из детских журналов);
    • описывать увиденную картинку 2-3 предложениями;
    • знать основные профессии (доктор, учитель, строитель), и что выполняют люди той или иной профессии (учитель учит, доктор лечит);
    • различать виды домашних животных, называть детенышей каждого вида;
    • знать название деревьев, которые растут в районе проживания ребенка; несколько видов цветов;
    • знать свою фамилию, имя, возраст, имена родителей, бабушки и дедушки, город, в котором он проживает.

    В бытовых условиях ребенку данного возраста необходимо уметь:

    • самостоятельно есть;
    • одеваться/раздеваться;
    • расчесываться;
    • складывать свои вещи;
    • застегивать молнию, развязывать шнурки;
    • мыть руки с мылом, вытирать их полотенцем;
    • чистить зубы.

    В этом возрасте для лучшего освоения окружающего мира и развития необходимого комплекса умений ребенка можно попробовать сводить в театр либо цирк. Не стоит выбирать в первый раз места в первых рядах, - малыш может испугаться и в дальнейшем откажется посещать мероприятия такого рода. Полезными для общего развития будут также экскурсии по достопримечательностям родного города (музеи под открытым небом, парки, скверики).

Четыре года – возраст, когда ребенок, вроде бы, уже и повзрослел, но, все-таки, еще маленький. В этот период от родителей потребуется максимум деликатности, чтобы мягко и незаметно для ребенка корректировать его характер.

Физиология ребенка четырех лет

В 4 года физическая активность немного угасает, уступая место усидчивости и способности сосредотачиваться на каком-то одном занятии. Если раньше ваш малыш неутомимо двигался, то теперь необходимо побуждать его к этому. Совет от всех врачей и психологов – гулять как можно больше. На улице ребенок двигается с удовольствием. Тем более, что прогулки теперь стали гораздо интереснее: у вашего чада появились друзья, и вместе они придумывают игры столь необычные, и сюжеты столь захватывающие, что время пролетает незаметно.

Если вы еще не записали ребенка ни в какую спортивную секцию, в четыре года уже пора это сделать. В идеале, малыш должен посещать спортивные занятия и развивающие классы: его личность должна быть гармоничной.Спортивная секция хороша тем, что направляет энергию в нужное русло, попутно прививая новые навыки, дисциплинирует и воспитывает характер. К тому же, привычка регулярно двигаться (как, впрочем, и большинство привычек) формируется уже сейчас. Двигательная лень – одна из характерных черт современного поколения, а движение, как известно, это жизнь. И, безусловно, пройдет лет десять-пятнадцать, и ребенок искренне поблагодарит вас за то, что вы научили его что-то делать хорошо. Быть в каком-то деле лучше, чем другие, всегда приятно.

Психология четырехлетнего ребенка

Четыре года – время, когда многие мамы впервые отводят свое чадо к детскому психологу. Что-то такое появляется в поведении и характере, что заставляет родителей беспокоиться. Иногда появляются пессимистичные настроения, дитя может говорить, что он никому не нужен, что он плохой, что его никто не любит. Все это – проявления
ного возраста, когда раннее детство сменяется детством более осознанным. В большинстве случаев провокаторами подобных нерадостных мыслей становятся, как это ни парадоксально, сами родители, а решать проблему предоставляют почему-то психологам. Дело в том, что психика ребенка сейчас крайне уязвима. Он способен испытывать такие эмоции, как обида, разочарование, стыд, грусть – то, что раньше было ему незнакомо в силу того, что основным двигателем развития были инстинкты, а не сознание. Очень остро воспринимается недостаток похвалы.

Понаблюдайте за собой. Возможно вы, пользуясь тем, что малыш подрос и теперь не требует неустанного внимания, перестали вовсе оказывать ему какое-либо внимание. Ребенок занят – и хорошо. Можно потратить время на свои дела. В лучшем случае от вас можно дождаться дежурного «Молодец! А теперь пойди, поиграй». Вот вам и ответ. Сейчас, когда поведение дитя строится, в основном, на подражании взрослому, совместные занятия важны, как никогда. У ребенка должна быть своя часть ответственности в общем деле, и не скупитесь на похвалу, если ему удалось справиться с задачей. А вот если не удалось, смотрите по ситуации. Если старался, но не получилось, все равно похвалите. Если просто поленился или отнесся к делу халтурно, пожурите – строго, но без крика. Но ни в коем случае не будьте равнодушными.

Навыки и умения в четыре года

Сейчас, когда ребенку уже исполнилось четыре года, оценивать его развитие по приобретенным за год навыкам уже не очень уместно. Ребенок умеет все, чему вы его научили.

Четыре года – самое время приобщать малыша к культурной жизни. Детские концерты, елки, спектакли, мультики – все нравится и все радует. Не ленитесь обсуждать с ребенком то, что только что увидели, услышали или прочитали. Так вы научите его анализировать, делать выводы и выражать свои мысли.

Четыре года – отличный возраст для того, чтобы научить ребенка читать, преподать ему основы математики, сформировать навык выражения собственных мыслей. Малыш уже научился произносить практически все звуки (может быть, пока еще не удаются шипящие и «р»), и теперь можно работать непосредственно над грамотностью, связностью и развернутостью речи.

Этот период в жизни ребенка можно назвать «сто тысяч почему»: он постоянно задает вопросы, и родителям приходится вспоминать забытое и искать информацию в книгах и интернете. Не стесняйтесь сказать ребенку, что вы чего-то не знаете, заодно расскажите, где вы ищете ответы на его вопросы.

Ребенок вытягивается, становится худым – в этот момент родители, заметив, что у него проступают под кожей ребра, могут начать усиленно кормить сына или дочь: но, как правило, это возрастные изменения, и увеличивать число приемов пищи не нужно. В четыре года можно начать заниматься спортом – плаванием, гимнастикой, лыжами, которые полезны для развития мускулов и общего повышения иммунитета.

Как развивать мелкую и крупную моторику ребенка лет

Если ребенок пока не ходит в спортивную секцию, для развития крупной моторики занимайтесь дома гимнастикой и играйте на улице в подвижные игры – бегайте, меняя ритм бега с быстрого на медленный и наоборот, прыгайте на дальность, предлагайте ребенку сделать «ласточку» – пусть он стоит на одной ноге 10-20 секунд, а вы придерживайте его за руки. Для развития мелкой моторики, по-прежнему, актуальны лепка и рисование: ребенок в 4 года может нарисовать человека с элементами одежды и скопировать ваш рисунок дома с трубой и забором.

Как играет ребенок в четыре года

В этом возрасте дети часто играют вместе, и их интерес к сюжетно-ролевым играм продолжается: можно играть в «детский сад», «врача», «шоферов», «магазин» и «семью». В «семью» с удовольствием играют и девочки, и мальчики – они переодевают кукол, укладывают их спать, катают в коляске и кормят, готовя обеды из подручных материалов.

Чему учится ребенок в четыре года

Изучаем буквы: начинайте с тех, которые легко произносить («а», «о» и так далее), а заканчивайте сложными для произношения «ч», «ф», «щ». Буквы можно нарисовать, сделать из пластилина (и играть с ними), из теста, ваты, выкладывать из круп и фасоли. Используйте этот период – между четвертым и пятым годами ребенок очень хорошо запоминает то, что ему предлагают, но лучше всего запоминается то, что интересно ему самому. Поэтому игровая форма будет лучшим вариантом для изучения чего бы то ни было – стихотворений, песенок или иностранных слов. Не забывайте объяснять малышу, что происходит в стихотворении – он должен понимать, о чем рассказывает. Так формируется смысловая память.

Как ведет себя ребенок четырех лет

Благодаря тому, что ребенок много общается со сверстниками и играет с ними, у группы детей возникает свой собственный мир, свои секреты, которыми они могут не делиться с взрослыми. Тем не менее, общение с взрослыми очень насыщенно – 4-летний ребенок может задать за день около 400 вопросов. В этом возрасте у малыша возникает и повышенный интерес к самому себе – каким человеком он может вырасти, кем стать. Активность ребенка в задавании вопросов подавлять не надо: ищите время для того, чтобы найти ответы, которые могут быть и не очень подробными – на первых порах любознательный малыш удовлетворится и краткими.

Как развивается речь ребенка четырех лет

Речь малыша уже достаточно развита для того, чтобы ее хорошо понимали незнакомые люди. Если большое количество звуков произносится неправильно, то стоит обратиться к логопеду. В это время ребенок начинает активно использовать в своей речи слова, которые он услышал от взрослых. Один малыш скажет что-то вроде «невероятно», другой произнесет нецензурное слово. Смысла этих незнакомых слов ребенок, как правило, не понимает, поэтому сразу ругать его или восхищаться не надо – все зависит от окружения.

В чем основная задача воспитания ребенка четырех лет

Родителям следует не препятствовать желанию малыша узнать как можно больше, и продолжать учить его общаться с окружающими: благодарить за помощь и подарки, объяснять, чего ему хочется, не мешать старшим во время разговора. В этом возрасте многие дети с удовольствием выступают перед окружающими с разными стихами и сценками, поэтому помогайте ребенку развивать свои артистические навыки и чувствовать себя на сцене естественно, но не настаивайте, если ему это не нравится.

Делитесь со своими друзьями в Facebook!

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Для каждого возраста существуют свои критерии сформированности навыков, которых стоит придерживаться, оценивая общее развитие ребенка. Если до 3 лет специалисты говорят о возможных вариантах нормы, то в 4 года эти критерии становятся более устойчивыми. Несоответствие большинству из них может свидетельствовать о проблемах в развитии, в то время как своевременно замеченные отклонения позволят скорректировать процесс воспитания и обучения, чтобы избежать отставания.

Содержание:

Внимание и память

Малыш хорошо ориентируется в знакомых местах, знает дорогу из детского сада домой или из дома до магазина. Можно притвориться, что мама забыла дорогу и предложить проводить ее. Это служит отличной тренировкой памяти и внимания. Специалисты советуют выполнять подобные упражнения ежедневно, ведь именно сейчас все психические процессы совершенствуются:

  • ребенок способен концентрировать внимание до 7 минут, а в поле зрения удерживает до 5 предметов;
  • запоминает события, произошедшие на текущей неделе, воспроизводит наиболее яркие моменты и их последовательность;
  • быстро запоминает стихи и тексты песен, сказки и детские рассказы;
  • узнает однажды прочитанное произведение по небольшому отрывку или иллюстрации к нему;
  • повторяет определенную сложную последовательность движений в игре, танце или гимнастике;
  • находит несколько признаков сходства или отличий на картинках, объясняя, в чем они заключаются;
  • находит и группирует предметы по определенному признаку самостоятельно;
  • собирает пазлы, состоящие из 6-10 элементов;
  • называет увиденные предметы по порядку, определяет, какой из них исчез;
  • повторяет произнесенную взрослыми цепочку слов;
  • посмотрев на сюжетные рисунки, может пересказать изображенные на них действия.

Мышление

Познавательный интерес ребенка достигает своего пика, именно в этом возрасте многие родители начинают подготовку к школе. Специалисты не против раннего обучения, но советуют проводить его не самостоятельно, а руководствуясь советами методистов, определяющих, что именно должен знать и уметь ребенок в 4 года:

  1. С этого возраста можно начинать обучение иностранному языку, поскольку малыш все легко запоминает, способен отличить слова родного языка от иноязычных.
  2. Запоминает буквы и цифры, считает до 10 и больше, соотносит названную букву и цифру с ее графическим изображением. Некоторые дети способны сами изобразить нужный символ.
  3. Без труда находит пару представленному предмету, «лишний» предмет в заданном ряду.
  4. Сравнивает два или несколько предметов по форме, размеру, расставляет их от большего к меньшему и наоборот.
  5. Сам подбирает антонимы (днем светло – ночью (?) темно), решает простые головоломки, загадки, логические задачи.
  6. Находит несоответствия на рисунках и объясняет их, предлагая правильное решение.
  7. Знает и различает не только простые, но и некоторые сложные геометрические фигуры.
  8. Определяет правую и левую стороны, показывает соответствующие руки и ноги.
  9. Учится ориентироваться в схеме сборки конструктора, способен сам соорудить несложные конструкции. Из кубиков строит не только башенки, но более сложные сооружения.

Видео: Чем занять четырехлетнего малыша. Развивающие игры.

Развитие речи

Словарный запас четырехлетнего ребенка растет стремительно. Он осваивает все новые слова, активно используя знакомые, узнавая значение незнакомых. Речь представляет не отдельные фразы, а связный текст с использованием сложных синтаксических конструкций: придаточных предложений и однородных членов. Минимальные речевые навыки ребенка в 4 года:

  • четко произносит гласные и согласные звуки;
  • умеет отвечать на вопросы, логично ведет диалог;
  • составляет связный текст до 6 предложений;
  • с легкостью описывает изображенное на картинке, может дать полное описание игрушки, увиденного, услышанного;
  • называет имя, отчество и фамилию, знает по именам своих близких и друзей, в детском саду называет воспитателя по имени и отчеству;
  • называет свой возраст, домашний адрес;
  • различает интонацию говорящего, сам может придать любую интонацию своей речи;
  • использует единственное и множественное число;
  • не путает мужской и женский род, согласовывает слова в роде, числе и падеже, правильно и к месту употребляет предлоги;
  • в разговоре использует все части речи, включая междометия, вводные и звукоподражательные слова.

Допускается, что ребенок может еще путать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи: «завтрак», «обед», «ужин». Нормой является западение шипящих звуков и [р]. В целом же речь малыша этого возраста понятна не только близким, но и посторонним людям.

Видео: Нормы речевого развития четырехлетнего ребенка.

Мелкая моторика

Специалисты отмечают взаимосвязь развития мелкой моторики ребенка, его речи и мышления. Развивая моторику, родители подготавливают руку малыша к письму. Мелкая моторика в этом возрасте должна быть достаточно развита:

  • ребенок без труда показывает по отдельности указательный и большой пальцы, несколько пальцев вместе;
  • нанизывает бусины средней величины на нитку;
  • завязывает и развязывает узлы на толстом шнуре, застегивает и расстегивает молнии, пуговицы, крючки;
  • учится правильно держать в руках кисточку, карандаш, ручку;
  • проводит линию по нескольким точкам, не отрывая руки, разукрашивает картинки, не выходя за контуры;
  • обводит фигуры по трафарету, может сложить из нескольких фигур одну: квадрат и треугольник – домик;
  • из пластилина лепит не просто шарики и колбаски, но и собирает элементы вместе, превращая их в снеговика или цветочек.

Ребенок должен неплохо владеть ножницами: уметь вырезать определенные фигуры по контуру. Очень полезным будет вырезание снежинок к новому году. Это и совместное творчество, и развитие фантазии, и прекрасное упражнение для развития мелкой моторики.

Физическое развитие

В 4 года ребенок развит физически. Этот возраст характеризуется крайней подвижностью, ведь малыш понимает возможности своего тела и пытается поскорее их проверить. Развитие навыков совершенствуется с каждым днем:

  • ребенок хорошо и быстро бегает;
  • без труда забирается на вертикальную лестницу и спускается с нее;
  • прыгает в высоту и длину;
  • кидает мяч в заданном направлении далеко и точно, учится играть в футбол;
  • подтягивается на перекладине или кольцах (не без помощи взрослого);
  • преодолевает препятствия на пути.

Четырехлетнего ребенка уже можно отвести в спортивную секцию. Занятия укрепят мышцы и направят энергию малыша в правильное русло.

Эмоциональное развитие

Психологи настаивают на том, что в эмоциональном развитии малыш нуждается так же, как и в физическом. Мимика и жесты – это часть эмоций, освоить их сам ребенок вряд ли сможет, ему необходимо помочь. В этом возрасте он учится улавливать настроение близкого человека, сопереживать и утешать:

  • распознает настроение человека на фотографии или рисунке;
  • по просьбе родителей изображает мимикой ту или иную эмоцию;
  • может признать свою вину и попросить прощения;
  • выражает радость при приближении близких, пугается незнакомых людей.

В 4 года приходит осознание, что не все его шалости смешны, многие обижают или доставляют боль. Ребенок, порой, осознанно совершает подобные действия, проверяя, какие эмоции они вызовут.

Бытовые навыки

Ребенок должен уметь выполнять необходимые гигиенические процедуры без напоминания: чистить зубы, мыть руки перед едой и после улицы, контролировать физиологические потребности даже в ночное время. Некоторые малыши к этому времени предпочитают унитаз горшку. Дети едят самостоятельно, пользуясь столовыми приборами и салфеткой.

Одеваясь на прогулку, четырехлетний малыш выбирает вещи соответственно погоде, без труда одевается и раздевается. Многие уже знают переднюю и заднюю сторону в одежде, правую и левую ноги и правильно надевают обувь.

Социальная адаптация

Дети подолгу играют самостоятельно, однако игры со сверстниками для них предпочтительнее. Они очень общительны, стремятся к новым знакомствам. Преобладают ролевые игры, игры на проверку своей ловкости и физических навыков.

В этом возрасте ребенок способен порадовать родителей игрой в спектакле, замечательно справляясь с несложной ролью, рассказать со сцены стихотворение или спеть песню. Кстати, все малыши очень любят аплодисменты и похвалу.

Именно в этом возрасте приходит осознание пола. Девочки начинают интересоваться куклами, мальчики – машинами и самолетами. Девочек все чаще можно застать перед зеркалом, их привлекают красивые платья и мамины украшения. Мальчики стремятся помочь папам, с удовольствием разбирают его инструменты, помогают ремонтировать автомобиль.


Психика ребенка в таком раннем периоде достаточно уязвима. Ведь он умеет воспринимать эмоции окружающих, обижаться, стыдить, разочаровываться, это именно то, что он осознает в этом возрасте.

Многие думают, что если малыш подрос и находит самостоятельно себе занятия, то не стоит ему уделять особого внимания для его воспитания. Родители тратят много времени на свои дела, забывая о нем, о том, что он всегда хочет, чтобы на него обращали внимание, хочет знать, что его любят.

Очень важно в таком возрасте придерживаться методов психологии проводить совместные игры, читать книги, выполнять занятия, дела по дому, ведь поведение строится на подражании взрослого, именно совместное времяпровождение является наиболее важным.

Малыш должен чувствовать свою ответственность в отведенном для него деле, также необходимо хвалить его, если у него получилось что-то сделать. Если он старался, но не смог сделать, все равно похвалить нужно и сказать « в следующий раз обязательно получиться».

Задачи воспитания и обучения ребенка

Основные задачи воспитания и обучения мальчиков и девочек в 4-5 и 6 лет, зависят от родителей и гармонии в семье, прежде всего – это:

  • научить их общаться в обществе;
  • дать как можно больше информации и знаний;
  • благодарить за оказанную помощь и презенты;
  • уважать старших и не перебивать их во время разговора.

Психология показывает, что в этом возрасте выявляется любовь выступать перед окружающими, желание рассказывать стихи, танцевать, петь, поэтому задачей родителей является помощь и развитие талантов своих детей.

Поведение и воспитание

Правильное воспитание и поведение в период 4-5 лет хорошо развивает познавательную деятельность. Необходимо выполнять задания, которые рекомендует психология стараться придерживаться некоторых методов, находить время как можно чаще общаться с ребенком, давать ему полезную информацию, учить всему новому.

Сейчас именно тот период, когда им все интересно, возникает много вопросов, поэтому папа для мальчика, девочки может стать настоящим «учителем жизни» . Мужчины много чего знают и могут доступно дать ответ на заданный вопрос ребенка.

Начинаются формироваться нравственные качества : проявляется чуткость, понимание, доброта, чувство дружбы. Нужно поддерживать и научить мальчика и девочку положительно относиться к окружающим.

Родители должны знать психологию поведения мальчиков и девочек в этом возрасте и на своем примере научить их освоить правила культуры поведения со сверстниками, старшими, выполнять поставленные задачи, учить как правильно вести себя в общественных местах, как делиться игрушками, где уступить, а где стоять на своем.

Пятилетнему малышу свойственны перепады настроения, непредсказуемость поведения, дети становятся физически и психологически выносливыми, могут выполнять поставленные задачи родителя.

Теперь с ними легко договориться, родители должны стать с ними лучшими друзьями. Хорошее воспитание закладывается на любви, которая должна чувствоваться в любых ситуациях, даже когда сделал плохое, не нужно чтобы родителей боялись.

Всегда будьте на стороне своего ребенка , доверяйте ему, помогайте решать проблемы, будьте для него опорой в жизни. Умейте всегда находить альтернативу, проявлять понимание, не нарушая индивидуальность маленького человека.

Воспитание должно быть правильным, ведь это для них важный возрастной период. Закрепляются черты личности и формируется характер. Ребенок копирует в своей жизни поведение собственных родителей, ведь взрослые для него образец подражания.

В этот период главное уделять много внимания, развивать познавательные процессы. Психология предлагает давать малышу занимательные задания, много рассказывать, ему это интересно и хорошо запоминается.

Разработать некоторые правила в семье и четко следить за их выполнением, например ребенок должен уметь убирать за собой, складывать игрушки, выбрасывать мусор в ведро т.п. Но желательно не забывать хвалить, награждать поцелуем за выполненное дело.

Особенности воспитания

Особенности воспитания ребенка 4 и 5 лет заключаются в том, что должны придерживаться установленных правил в семье, которых следует четко придерживаться.

Если мама запретила, то отец тоже должен быть заодно с мамой. Не должно быть исключение сегодня можно, а завтра нет.

При воспитании родители должны быть наблюдательными и внимательными, чтобы вовремя реагировать на причины непослушания.

Отношения родителей с детьми строятся непрерывно, ежедневно. Особенностью воспитания считается правильно определенный тип темперамента, поэтому учитывая его можно уверенно сказать, что общение и воспитание будет проходить, намного легче, правильно.

Именно данное правило поможет сформировать гармоничную личность. Нужно всегда стараться строить доверительные отношения, развивать их личность, не ограничивать воображение, уметь слушать, чаще смеяться с детьми, научить общаться, уметь правильно реагировать на истерики, позволять совершать ошибки и учиться на них.

Нравственное воспитание ребенка

Ребенок начинает по своей воле следовать нормам морали, он может правильно сделать правильный моральный выбор на деле.

Психология показывает , что у него в этот период складываются моральные ценности жизни и доверительные отношения к людям, проявляется сочувствие, проявляется чувство вины, становится доверчивым.

Для всех нравственных норм закрепляются социальный способ поведения, например: «Нельзя врать взрослым», «нельзя брать чужое» и т.д. Они умеют разделять, что можно делать, а что — нельзя.

Нравственное развитие детей в 4-5 лет признаки :

у них формируются первые моральные суждения и оценки;
начинают понимать смысл нравственной нормы;
возрастает действенность нравственных представлений;
возникает сознательная нравственность, то есть его поведение начинает придерживаться нравственной нормы.
Правильное воспитание советы психолога

1. Не нужно задавать вопросы, которые провоцируют на плохое;
2. Говорить позитивные просьбы;
3. Не нужно объяснять ребенку то, что он уже знает;
4. Не нужно читать часовые нотации;
5. Не нужно манипулировать ребенком
6. уметь находить компромисс, учить преодолевать трудности в жизни;

Трудности в воспитании в 4 5 и 6 лет

Трудности в воспитании возникают тогда, когда родители не знают особенности детского поведения и постоянно требуют от ребенка определенных действий, достижений, не учитывают его личное мнение, не позволяют самостоятельно принимать решение, не слушают, постоянно критикуют, ругают и унижают.

В таком случае девочка или мальчик полностью закрываются, перестают доверять родителям, делают все наперекор и показывают свой характер, плохо учатся в школе, дальше проблемы во взрослой жизни.

Чтобы избежать трудностей в воспитании, нужно начинать применять методы психологии, прежде всего, стоит научиться вежливо просить, а не приказывать и требовать, правильно реагировать на истерики, развивать личность.

В этой статье:

В возрасте четырех лет малыши становятся более понятливыми, уступчивыми, более мягкими, их чувства – более глубокими, а мысли – более сложными. У детей в этом возрасте обнаруживаются устойчивые симпатии и, соответственно, антипатии.

Они дорожат вниманием и любовью своих родителей и близких им людей. Однако все это может заметить не каждый родитель. Поэтому следует поинтересоваться темой развития карапуза в информационных источниках. Мы предлагаем прямо сейчас поговорить про воспитание детей 4-5 лет.

Детские инициативы

Детки очень стараются быть «хорошими», и в возрасте 4-5 лет особенно важно эти старания использовать и закреплять, чтобы они превратились в привычку делать добро. Очень важно в этот период научить детей делать хорошие поступки правильно, то есть
советуясь с родителями. Это необходимо, чтобы детские инициативы вызывали положительные эмоции у окружающих людей, а значит, были радостны и для самого малыша.

Плохо, когда ребенок, на его взгляд, сделал что-то хорошее, а родители за это ругают. При частом повторении подобных ситуаций можно совершенно отбить у детей желание помогать или радовать ближних. Для того чтобы поддержать и развить в крошках желание заботиться, делать добро, родителям необходимо ненавязчиво советовать, правильно направлять их инициативы, рассказывать детям разные истории с правильными и поучительными примерами. А для этого необходимо общаться с собственным чадом, находить время на совместные прогулки и беседы, получать удовольствие от общества маленького человека с богатым внутренним миром и неограниченными возможностями. Ведь вы их еще не ограничили своей категоричностью и запретами?

Запасаемся терпением

Чем еще отличается психология ребенка 4-5 лет от психологии детей более раннего возраста? Какие советы родителям по воспитанию их малышей могут дать специалисты, чтобы помочь вырастить людей, здоровых и морально, и физически? Кроме любви и мудрости, для этого
потребуется огромное терпение! Вот ключевое качество, которое необходимо мамам и папам в воспитании деток.

В первую очередь терпение понадобится в отношении засыпания малышей четвертого года жизни, вернее их нежелания засыпать в одиночестве. Дело в том, что в этом возрасте у детей появляется обостренное чувство любви к родителям. Они хотят находиться рядом с мамой, играть возле нее же или в шаговой доступности от нее, даже если она в настоящий момент времени не взаимодействует с ними.

Попробуйте выйти из комнаты, где находится ребенок, даже если он занят и, похоже, не обращает на вас никакого внимания. Карапуз тут же оставит игру и пойдет вас искать. По этой причине малыши 4-5 лет начинают бояться темноты. И если вы не хотите подвергнуть риску нервную систему любимого чада и не хотите превратить боязнь в болезнь, не уходите от него, пока он не уснет. А если ребенок проснулся посреди ночи и заплакал или пришел к вам, не ругайте, а успокойте и примите в свою постель или отведите назад в детскую и дождитесь, когда ребенок заснет. Детская комната – мир малыша. Попробуйте сделать его максимально безопасным и привлекательным.

Помните: так будет не всегда, этот период закончится. Ваш любимый бутуз повзрослеет и уже не будет бояться темноты. Все, что необходимо, – проявить терпение, любовь, понимание и помочь пережить этот непростой промежуток жизни.

Хочу все знать

Чем еще отличается психология детей возраста 4-5 лет? Активным развитием сферы познания. Этот факт нужно использовать как можно полнее для развития мышления. Именно сейчас малыши задают множество вопросов об окружающих их предметах и явлениях. В их сознании начинают появляться и развиваться причинно-следственные связи, которые следует правильно и вовремя направлять. Так что поторопитесь ответить на все вопросы как можно точнее и полнее. Не отмахивайтесь от своего «почемучки».

Дети учатся делать выводы о проявлении различных положительных и отрицательных поступков, которые они наблюдают в своем окружении. Это период, когда мама и папа могут стать для ребенка «учителями жизни», если они, конечно, не переадресуют свое любимое чадо к бабушке или дедушке, тете или дяде, а еще печальнее – если к улице.

Малыши четвертого-пятого года жизни задают много вопросов. Иногда они задают один и тот же вопрос несколько раз в день. Не уставайте отвечать детям. Ваше долготерпение вкупе с любовью воспитает и в ребенке соответствующие качества характера, которые вернутся вам в умноженном виде, когда уже вы будете задавать ему одни и те же вопросы по несколько раз, но значительно позже.

Вопросы, которые карапуз повторяет раз за разом, и полученные на них убедительные ответы позволят ему лучше понять и усвоить услышанное. Ответы нужно давать правдивые и развернутые. Если же вы достоверно не знаете того, о чем крошка вас спрашивает, не бойтесь признаться в этом и пообещайте, что обязательно поищете ответ на его вопрос в книгах или спросите у знающих людей, а потом обязательно расскажете.

Осознание себя в обществе

Воспитание ребенка 4-5 лет – очень важный и ответственный период жизни для родителей и для самого малыша. Психология детская уделяет большое внимание этому этапу развития личности, прежде всего потому, что именно в этом возрасте дети начинают осознавать свое социальное положение в этом мире. Они понимают, что не являются центром вселенной и их желания не являются первоочередными. Они впервые сталкиваются с размышлениями о том, что нужно уступить, пожертвовать своим благополучием ради ближнего.

В этом возрасте у деток активно начинают формироваться такие важные качества характера, как доброта и чуткость, отзывчивость и великодушие, чувство дружбы и чувство долга. Поэтому важно уделить внимание воспитанию адекватного отношения к обществу и окружающему миру. Оптимистичное восприятие жизни характерно для этого периода жизни детей. Во все усложняющейся окружающей обстановке его необходимо поддерживать
его и научить малыша в любых трудных ситуациях искать выходы. Таким образом можно заложить основы социально устойчивой ко всяким передрягам в обществе личности.

Хорошо рассказывать крохе о правилах поведения в обществе, в детских коллективах, в садике, в семье, на прогулке во дворе, в гостях, в общественных местах, в транспорте. Но еще лучше, если вы будете подкреплять свои слова личным примером: дети впитывают его гораздо быстрее, чем слова.

В это время ребенок очень податлив, он может быть хорошим учеником, следовательно, его можно быстро научить уступать место в транспорте старшим людям, терпеливо ожидать своей очереди в играх или в магазине с мамой, делиться игрушками или вкусной едой, отстаивать свои интересы и прислушиваться к желаниям ближнего.

Как стать другом своему чаду

Воспитание у ребенка 4-5 года жизни дружелюбия – несложная задача, потому что дети очень расположены дружить. Со всеми. Особенно – с родителями. Их психология позволяет с радостью выслушивать советы старших и стараться следовать им. Этот период жизни важно использовать для закладки основ долгосрочной дружбы со своим крохой. Помните, что друзья не пугают, а любят, поэтому старайтесь наставлять свое чадо через любовь. Даже если малыш не слушается вас, он все равно должен чувствовать, что горячо любим родителями, вне зависимости от поведения и того, сколько ему лет. Не допускайте в разговоре с ним раздражения. Совет Карлсона очень уместен в этом отношении: «Спокойствие! Только спокойствие!». Только так можно заложить фундамент доверия ребенка к родителям.

Не нужно впадать и в другую крайность, стараясь
исполнить все желания детей. Так можно превратить чадо в маленького тирана. Если мама с папой по каким-то причинам не могут выполнить желание чада, то обязательно должны постараться объяснить ему, по какой именно причине: заняты, или не имеют достаточно финансов, или считают, что выполнение его просьбы не принесет ему блага или повредит другим. Детки в таком возрасте уже в состоянии понять объяснения, поэтому не стоит лениться объяснять свои действия и поступки.

Помните: дети учатся понимать все то, что делают взрослые. И от того, насколько умело малышу объясняется отказ, зависит формирование правильного мышления ребенка. Обязательно покажите крохе лучший выход или замену его желанию. А когда дитя согласится уступить, обязательно похвалите его. Но не всегда стремитесь настаивать на своем. Когда это возможно, исполните просьбу или желание малыша даже с избытком – так вы научите его делать сюрпризы и дарить любовь другим людям.

Семь методов сотрудничества с ребенком по Джону Грею родителям


Любите, цените и понимайте своего ребенка. Ведь вы уже были детьми, а они взрослыми – еще нет. То есть у них нет вашего опыта. Позвольте им приобрести его по мере взросления, а не с ваших слов, да еще в 4 или 5 лет. Для ребенка это непосильная ноша.

Похожие публикации