Лосар — тибетский Новый год.

ПРАЗДНИК БЕЛОГО МЕСЯЦА САГААЛГАН - 2017

27 февраля 2017 года наступит новый год по буддийскому календарю - год Красноватой огненной Курицы.

По буддийской традиции перед встречей Нового года (по-бурятски - Сагаалган ) принято достойно проводить старый год: сделать большую уборку дома, а также принять участие в очищающих обрядах.

23 февраля, четверг, в 18 часов ламы проведут обряд благословения подношений , специально изготовленных к Сагаалгану.

24 февраля, пятница, с 10:00 в течение дня будет проходить молебен Десяти Защитников Учения - Арбан Хангал (Гомбо, Гонгор, Шагдар, Чойжал, Лхамо, Сэндэма, Шалши, Намсарай, Жамсаран и Цанба). Молебен проводится с просьбой о защите всех живых существ, об устранении помех и препятствий на пути следования Учению Будды.

25 февраля, суббота, в 10:00 пройдет Сахюусан хурал . С 15:00 будет проведен молебен Табан Харюулга, способствующий устранению препятствий, ложных воззрений, различных бед, горестей, болезней тела и ума, преодоления вредоносного влияния внешних факторов. Во время хурала ламы читают ритуальные тексты, направленные на отвращение вреда, куда входят молитвы, обращенные к Белой Таре, Белозонтичной Таре, Зеленой Таре, а также великий текст «Сутра Сердца» («Шэрнин» - бур.яз.) и особый текст «Хамчу Нагбо» - для устранения воздействия дурных помыслов, злых языков, последствий плохих снов.

ВНИМАНИЕ! В 2017 году ритуал Дугжууба будет проводиться на приво́дной территории дацана (Приморский пр., участок 40-44) - слева от касс ЦПКиО им. С.М.Кирова, от дацана к участку с заготовками для костра нужно будет пройти через подземный переход под Приморским проспектом.

Этот обряд направлен на избавление от горестей, грехов и печалей уходящего года. Он проводится за два дня до наступления нового года по буддийскому календарю. Для костра прихожане дома делают тесто (только мука и вода, без каких-либо добавок) и обтираются небольшими кусочками. Тесто нужно сначала покатать по лбу - символически собирая на него дурные мысли, затем вокруг рта - собирая дурные слова, по груди - очищая душу, потом в ладошках - как бы наматывая на тесто неблаговидные деяния. Можно также прокатать тесто по всей поверхности тела, представляя при этом, что из него вытягивается все плохое: болезни, порча, негативные эмоции. Затем эти небольшие кусочки теста заворачивают в салфетки или бумагу (ни в коем случае не в полиэтилен!), приносят в дацан и бросают в ритуальный костер. В то же время ламы готовят так называемый «соор» - увенчанную черепом высокую пирамиду из реек, бумаги и теста, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в него «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают на отдельном костре как символ духовного очищения.

26 февраля, воскресенье - день поста (бутуу удэр, или «закрытый день»): с 10:00 - Сахюусан хурал, с 15:00 - молебен Мандал Шива (восхваление Зеленой Тары).

С 22:00 до 5:00 27 февраля - торжественный молебен Балдан Лхамо , посвященный встрече Нового буддистского года Красной огненной Обезьяны.

27 февраля, понедельник, в 5 часов утра начнется торжественный молебен Сидор Лхамо , будет отмечаться наступление Сагаалгана, пройдет обмен хадаками (особыми разноцветными шарфами), будет проведен обряд призывания удачи и благоденствия, все присутствующие смогут отведать белой пищи (пища, в которой содержатся молоко, сметана, творог, масло).

В традиции тибетско-монгольского буддизма новогодний праздничный молебен является первым из шести самых важных ежегодных праздников - хуралов. Празднование Нового Года в Тибете приобрело буддийское содержание только в начале XV века, когда знаменитый тибетский реформатор буддизма и основоположник школы Гелуг Цзонхава разработал правила проведения праздников в буддистских монастырях. К Новому Году Цзонхава приурочил проведение праздника Монлам Ченмо (Великий молебен - тиб.). Этот праздник длится в течение 15 дней и посвящается воспоминанию о 15 чудесах , которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в индийском городе Шравасти. В этом году Монлам Ченмо будет проходить с 27 февраля по 14 марта.

При этом принято на второй день Сагаалгана , 28 февраля, вторник, вешать хий морины - совершать обряд запуска «коней ветра удачи». Ламы проведут специальный ритуал освящения хий моринов - Хий Морин Сан . «Конь ветра удачи» - это символ, показывающий состояние благополучия человека.

На 15 день Монлам Ченмо , 14 марта, вторник, с 10:00 ламы проведут праздничный молебен Чонпрул Дуйсэн. 15 марта, среда, будет прочитан Додудба - текст из сутры Праджняпарамиты. 16 марта, четверг, с 10:00 пройдет специальный Сахюусан хурал , посвященный окончанию праздника Монлам Ченмо.

Сагаалган празднуется в течение целого месяца, это самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов, для посещения ламы-астролога, у которого можно узнать, что следует делать и чего избегать в наступившем году, также можно пригласить ламу домой для проведения очищающего обряда вашего жилища.

Пресс-служба Санкт-Петербургского дацана

Расписание хуралов на дни празднования Сагаалгана:

18:00 - обряд благословения подношений , специально изготовленных к Сагаалгану

10:00-18:00 - Арбан Хангал (Десять Защитников Учения)

10:00-12:00 - Сахюусан хурал

Празднование Лосара с лошадьми. Фотография Луиджи Оттавиани.

Тибетский Новый год называется Лосаром и празднуется, чтобы отметить встречу нового года. Новый год – это праздник, распространённый во всём мире, который отмечается в разное время в зависимости от точки отсчёта, которая берётся за начало нового года. Однако в самом Тибете к празднованию Нового года готовятся по-разному в соответствии с традициями различных регионов. У тибетцев, которые живут в снежном высокогорье, есть много традиционных праздников, среди которых встреча Нового года является самым замысловатым и продуманным.

В Тибете есть несколько способов определения дня, с которого начинается новый год, а также существуют разные приготовления и церемонии для создания благоприятных обстоятельств. К примеру, есть новый год, который называется «Год маленькой овцы» или «новой овцы» (gsar am beu lug lo gsar ) и начинается в первый день двенадцатого лунного месяца. Также есть «Новый год Конгпо» (kong poi lo gsar ), который начинается в первый день десятого лунного месяца, и «Няронг Лосар» (nyag rong gyi lo gsar ), который начинается в тринадцатый день двенадцатого лунного месяца. Эти различные способы определения начала нового года имеют свои причины, которые относятся к далёкому прошлому. В любом случае, разные новые годы во всех регионах Тибета считаются «малым Новым годом» (lo chung ), тогда как новый год, начинающийся в первый день первого месяца, считается «большим Новым годом» (lo chen ) и празднуется во всех трёх регионах Тибета (dbu gtsang, mdo stod, mdo smad ) всеми тибетцами, которые живут на территории Тибета и за его пределами.

Хотя есть разные способы празднования Нового года в Тибете, и все они немного отличаются друг от друга в зависимости от провинции, в целом, они очень похожи. Приготовления, предпринятые вначале двенадцатого месяца и доходящие до своей кульминации в двадцать девятый день двенадцатого месяца, начинаются с тщательной уборки внутри и снаружи дома. Дрова и кухня очищаются от слоёв дыма, а на балках и опорах кухонного помещения делаются круговые отметины с помощью белой муки.

Традиционно к обеду готовится суп под названием «суп двадцать девятого дня» (dgu thug ). В этот же вечер, вместе с подношением жертвенного пирога (gtor ma ) для божеств, сделанного монахами из монастыря, чтобы прекратить все негативные воздействия предыдущего года, каждый хозяин дома берёт какую-нибудь старую одежду, битую кухонную посуду, немного мусора, оставшегося после уборки дома, немного супа двадцать девятого дня в разбитой миске, кусочек теста, смешанного пятью пальцами с частицами телесной грязи (что символизирует избавление от нечистот и болезней) и помещенного в банку вместе с одеждой, выпавшими волосами и т.д., и выносит на ближайший перекрёсток.

Основные ингредиенты для приготовления супа – это мясо, сладкий картофель, рис, пшеница, разнообразная зелень и сыр. В суп также добавляются и варятся маленькие шарики из теста. Некоторые шарики немного больше остальных, и если один или более таких шариков попадутся кому-то в суп, то по его начинке можно определить характер, поведение человека и то, что случится с ним в будущем. Например, чили означает «резкий разговор, нагоняй», уголь – «чёрное сердце», бумага – «нестабильность», шерсть – «терпеливость», дерево – «негибкость», соль – «лень», сахар – «сладкая, пустая болтовня», кость – «хороший, сильный характер», камень – «стабильность и доброта». Также в суп кладутся символы из теста: солнце – «показывает путь живым существам», луна – «добрый и приносящий другим пользу», обувь – «путешествие», полярная звезда – «умный», религиозный текст – «учение и учёность».

Состав начинки для этих шариков варьируется в зависимости от региона. Например, в регионах, где живут кочевники, в большие шарики кладут кусочек кожи из ошейника животного, чтобы определить, будет ли у крупного рогатого скота хороший приплод в следующем году. Перед тем, как есть суп, подготавливается всё, что должно быть вынесено из дома, в треснувшую чашку кладётся немного супа, и всё это выносится к перекрестку. Той же ночью четверо или более молодых людей все эти вещи уносят, и один из них несёт палку с пучком сухого сена, чтобы затем всё поджечь.

Группа людей, возглавляемая молодыми людьми, три раза обходит дом внутри, приговаривая: «Выходи вон! Выходи вон». Затем группа покидает дом и тот, кто идёт последним, зажигает петарды как символ изгнания всего негативного. Добравшись до перекрестка (в Восточном Тибете это делает только группа молодых людей), они издают звуки, изображая лай собаки, и зажигают как можно больше фейерверков или петард. Выбросив откуп, молодые люди возвращаются домой, не оборачиваясь. Во время выноса откупа считается, что если кто-то из членов семьи (не считая тех, кто пошёл относить откуп) задерживается по делам и не возвращается домой к этому моменту, то в следующем году он столкнется с неудачами. Когда молодые люди возвращаются домой, то все едят суп, пьют эль (чанг), весело и непринужденно общаются. Большие шарики из теста в разных мисках найдены, их значения объяснены, и это повод для веселья и смеха.

В тридцатый день дом готовят к торжеству: ставят новую мебель, столы, стулья, накрывают скатерти, и т.д. Готовится разнообразная еда: блюда для хозяев и гостей, а также для божеств. Во второй половине дня в доме снова делается уборка, а на домашнем алтаре красиво раскладывается специальная выпечка, новогоднее печенье под названием капсе (kha zas ), свежие фрукты, сыр и масло. В Восточном Тибете есть традиция приготовления так называемого мучного масла, которое состоит из жаренной ячменной муки, в которую добавляется масло, сахар, мёд и молоко. В Центральном Тибете вместо него готовится подношение, которое помещается в красиво раскрашенную коробку с двумя отделениями, одно из которых наполняется жареной ячменной мукой, а другое – жареной пшеницей.

Эти подношения ставят на алтарь в следующем порядке: в центре – тарелки с красиво разложенным печеньем, рядом – овечью голову, сделанную из масла (в древние времена это была настоящая овечья голова) и украшенную драгоценностями и шарфами, со смазанным маслом ртом. Овца символизирует подношение за приплод крупного рогатого скота в прошлом году и для создания благоприятных условий для развития скотоводства в будущем. Рядом с головой овцы ставится красивая кружка со свежими ростками ячменя или пшеницы, посаженными за пару недель до праздника, в качестве подношения за урожай прошедшего года и для получения благоприятного урожая в новом году.

Танец Чам в монастыре Кумбум в Амдо (сегодня – провинция Цинхай), в честь празднования Лосара. Фотография Ф. Грасси.

Рано утром в первый день Лосара, главный по хозяйству, обычно это мать, просыпается рано утром, чтобы приготовить чанг скол (chang skol ) , тибетский эль, который готовится из ячменя, к которому добавляется мелкий сладкий картофель, патока и масло, а затем всё это варится. Эль и новогоднее печенье раздаются членам семьи, пока они ещё в постели. Чуть позже, с 5:30 до 6:00, все члены семьи встают.

Другая традиция заключается в том, чтобы оставлять ведро воды снаружи дома под звёздами. Такая вода называется звёздной (dkar chu ). Утром, прежде чем с неба исчезнут все звёзды, вода вносится в дом, в неё добавляют горячей воды (или нагревают), и когда она становится тёплой, члены семьи омывают ей все конечности: лицо, рот, руки и стопы. В очень холодных регионах Тибета воду не оставляют на улице на всю ночь, потому что она может превратиться в лёд: её лишь ненадолго ставят под звёзды перед рассветом. Считается, что сила звёзд, отражённая в воде, может помочь избавиться от болезней и других препятствий, которые могут быть у человека.

Проснувшись, члены семьи встречаются и приветствуют друг друга фразой «Таши делек!» (bkra shis bde legs ), что означает: «Удачи и счастья тебе!» Затем члены семьи надевают свою лучшую одежду и украшения и занимают свои места за столом по старшинству. Двое молодых людей, обычно девушка и парень, либо двое одного пола, разносят в новом кувшине эль всем членам семьи по старшинству, произнося благопожелания и желая удачи, долгой жизни и духовных свершений. В свою очередь, старшие члены семьи в ответ также произносят благопожелания молодым. Всем членам семьи подносится мучное масло, каждый берёт и подбрасывает его три раза, при этом говорят, как например, в восточном регионе Тибета: «Рот полон мучного масла, пусть проявятся во всем великолепии заслуги, пусть все будут бесконечно счастливы и радостны! Какая радость!» (phye mar gyi kha gang/bsod nam gyi dpal gang/ skyid dga la yun ring/ a la la ho ). В Центральном Тибете слова благопожелания такие: «Удачи, счастья, изобилия! Пусть прекрасная мать будет здорова и бесконечно счастлива. Пусть этот Новый год позволит нам снова быть счастливыми всем вместе».

После этого разносится чай в фарфоровых чашках, украшенных восемью благоприятными символами, или в деревянных чашках, украшенных или покрытых серебром. Затем члены семьи едят на завтрак жареную пшеницу, рис со сладким картофелем, масло и смолу под названием bras bsil . После делаются подношения на домашнем алтаре, а затем в храмах. Другое важное занятие в это утро – сходить к своему учителю, поднести ему традиционный белый шёлковый шарф, сделать подношения и выразить свои пожелания долгой жизни и счастья.

На второй день Нового года все ходят в гости к близким родственникам и принимают родню у себя. На третий день члены семьи поднимаются на крышу дома, чтобы поменять молитвенные флажки, и задерживаются там ненадолго, чтобы поднести друг другу мучного масла и выпить чаю. После завтрака члены семьи со всеми жителями этой местности идут к ближайшему священному месту, наделяют силой молитвенные флаги и проводят ритуал санга, в процессе которого божествам подносится дым можжевельника и других ароматных веществ. Начиная с четвертого дня люди ходят в гости к соседям и приглашают гостей к себе домой. Все вместе наслаждаются праздниками, участвуя в различных играх и состязаниях: играют в кости, бакчен, поют, танцуют, ездят на лошадях, устраивают перетягивание каната, соревновнуются в беге и стрельбе из лука. Праздники обычно длятся пятнадцать дней, но в течение следующих пятнадцати дней всё ещё ощущается праздничная атмосфера Нового года и люди продолжают неофициально праздновать.

Перепечатано из «Зеркала» № 71

Каллиграфия новогоднего поздравления Джорджио Даллорто

Сонам Лосар или Тибетский Новый год в Непале отмечается согласно тибетскому календарю, начиная с первого дня первого лунного месяца. Праздничными считаются первые две недели после наступления Нового года.

Подготовка к торжеству начинается к концу двенадцатого месяца. Жители в селениях заготавливают топливо, на главных улицах и площадях устанавливаются шесты для флагов. Окна домов украшаются гирляндами и лентами. На 22 день этого месяца все члены семьи готовят лингам - ритуальные скульптуры из теста, к которым крепятся украшения и монетки. Поверье гласит, что в эти фигурки вселяются злые духи, их следует почитать семь дней, а на восьмой - то есть на 29 день двенадцатого месяца накануне Нового года - приглашенный лама уносит лингам из дома и выбрасывает на перекрестке.

Последний день года проводят за уборкой и украшением жилищ - на стенах домов жидким тестом рисуют благоприятные знаки (солнце, луну, цветы и т.п.). К дверям крепятся фонарики и можжевеловые ветви. В этот день хозяйки готовят специальное блюдо для жертвоприношения - чемар, а также пекут целую гору пирожков для родственников и соседей. Обязательным атрибутом являются булочки для гаданий с символичными начинками, например, с солью, бумагой, навозом, соломой, углем, деревом и т.д. По ним определяют каким будет грядущий год для получившего их человека. Того, кто найдет бумагу, ждут успехи в учебе, навоз символизирует богатство, а дерево - бедность. Такие же булочки с предсказаниями предлагаются всем верующим в монастырях.

Проводы Старого года и встреча Нового - очень ответственные события для местных жителей, в это время все мужчины в селениях проводят специальные обряды для изгнания злых духов, неудач, скорбей и болезней. Для этого вращают горящими факелами над головой и взрывают петарды. После отпугивания всего злого, нужно привлечь добрые силы, поэтому год начинают с благих дел, изобилия и веселья. Конечно же, до наступления Лосара раздают все долги, прощают старые обиды, улаживают дела.

В первое утро Нового года вся семья просыпается до восхода солнца для того, чтобы искупаться и, тем самым, смыть с себя все грехи. Затем верующие наряжаются и надевают украшения. После чего на семейный алтарь с молитвами об урожае богам возлагают жертвоприношение: муку, сахар, простоквашу и масло.

После службы в храме, родные собираются за праздничной трапезой, которая не обходится и без возлияния - в этот день непальцы пьют рисовый чанг, напоминающий саке.

Во многих селениях и городах по случаю Лосара проводятся уличные фестивали, на которые жители надевают свои традиционные красочные одежды. Особенно зрелищны старинные шаманские танцы, исполняемые под звуки барабанов. Считается, что с их помощью также можно изгнать всех злых духов и привлечь добрых.


Тибетский буддизм (ранее также некорр. ламаизм) - направление в буддизме, характерное для Тибета, прилегающих к нему областей Гималаев, а также восточных регионов Центральной Азии. Тибетский буддизм - комплекс учений и медитативных техник традиции Махаяны, включая Ваджраяну.

Лосар - тибетский праздник Нового года. Празднуется согласно тибетскому традиционному календарю, начиная с первого дня первого лунного месяца. Связан с чередой очистительных обрядов в канун наступления, и с благопожеланиями начиная с первого дня Нового года. Праздничными являются первые две недели после Нового года. Двухнедельный новогодний цикл завершает буддийский праздник Чотрул Дючен.

В традиционном Тибете подготовка к Новому году начиналась во второй половине 12-го месяца. В южных пригородах Лхасы население с песнями собирало и заготавливало топливо для новогодних монастырских праздников, когда в Лхасе собиралось 20-30 тысяч монахов. На центральных улицах устанавливались шесты для флагов, в Баркхоре их чинили и шили новые. Двери и окна домов украшали лентами и гирляндами. Зонтики и флаги на крышах домов обновляли.

В деревнях перед Новым годом проводились очистительные церемонии. В 22 день 12 месяца каждая семья готовила линга - фигурку из теста, к которой крепили кусочки ткани, шерстяные и шелковые, монетки и украшения, а затем заклинали злых духов войти в фигурку. В течение последующих дней линга почитали, а на 29 день или непосредственно перед Новым годом приглашали ламу, чтобы тот унёс линга из дома и выбросил на перекрёстке.

В последний день старого года в доме наводилась чистота, вывешивались новые танка в алтарях. Стены, столбы и балки домов, земля перед домом с помощью муки или жидкого теста, замешанного на воде, разукрашиваются благоприятными символами (ваза-бумба, цветок, солнце и луна и др.). К дверям прикреплялись ветки можжевельника. В этот день готовилось специальное блюдо чемар, используемое как жертвоприношение в церемониях благопожелания и процветания. Пеклись горы пирожков для подарков.

В семьях готовились клёцки со знаковой начинкой 8 или 9 видов (дерево, бумага, камешек, уголёк, соль, навоз и др.). Эти булочки ели в полдень первого дня нового года. По тому, какая начинка кому доставалась, определяли, каким будет год для получившего эту начинку человека: тот, кто находил бумагу, будет успешен в учёбе или науках, нашедший навоз получит удачу, а дерево - нищету.

Старый год провожают с бросанием торма и выбрасыванием линга, населённых демонами, под аккомпанемент ружей и криков, которые должны разогнать злые силы. В монастырях по случаю проводов старого года разыгрывалась мистерия Чам, включавшую серию танцев монахов в масках, мирян с мечами, и торжественное выбрасывание торма и линга. Чам должен был проводиться в хорошую погоду, астрологи рассчитывали его дату индивидуально.

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode): Тибетский Новый год (Лосар)
Прямая ссылка на эту публикацию: https://www..html

Тибет Новый год в Тибете

Длительность тура

6 дней / 5 ночей

Цена от

Ближайшие даты заездов

Маршрут тура

Лхаса и окрестные монастыри

Самый удивительный Новый Год: на "крыше мира", в Лхасе. Наш тур в Тибет включает посещение самых ярких достопримечательностей Лхасы: дворец далай-лам Потала, священный храм Джокханг, прогулки по старому "тибетскому" кварталу путем паломников - "багкор-кора". Зимой в Лхасу стекаются паломники из дальних уголков Тибета, можно увидеть реальные, не "для туристов" ритуалы - простирания (способ одновременного передвижения и молитвы), подношения богам в монастырях; множество сельских жителей в колоритной национальной одежде. Зимой в Тибете ярко-голубое небо и много солнечных, морозных дней.

Программа тура

Вылет из Москвы в Пекин регулярным рейсом Аэрофлота в 12.30.

Прибытие в Пекин , столицу Китая. Пересадка на рейс Пекин-Лхаса (промежуточная посадка). Прибытие в Лхасу - столицу Тибета (3650 м над уровнем моря), «город небожителей», административный центр и главный священный город Тибета. Встреча в аэропорту и групповой трансфер в отель на специальном аэропортовом автобусе-шаттле. Время трансфера из аэропорта Лхасы: 09:30, 13:30, 16:30.
Прибытие в Лхасу, размещение в отеле, акклиматизация.
Новый год в Тибете!

День 2

Утро свободно.
Вторая половина дня - пешеходная экскурсия. Храм Джокханг , главная святыня тибетских буддистов. Непередаваемое ощущение средневекового религиозного праздника. В Джокханге находится одна из древнейших статуй Будды - Джово Сакьямуни - привезенная в Лхасу в X веке из Китая, куда она попала через Бирму из Индии, будучи освящена самим Буддой. Вечером пешая прогулка по древнему пути паломников вокруг храма - Багкхор кора - превращенному в оживленную торговую улицу. Одно из лучших мест для наблюдения за жизнью обычных тибетцев и для закупки сувениров. Обязательно торгуйтесь.

День 3

Лхаса: экскурсия во дворец Далай-Ламы Потала , монументальное 13-этажное сооружение на вершине Красного холма в центре бурно разрастающегося города.

После обеда - монастырь Сэра - центр течения Гелугпа (желто-шапочная школа буддизма). При удачном стечении обстоятельств нам удастся поприсутствовать на ярких ежевечерних схоластических спорах учеников-лам о сущности разных направлений буддизма. Посещение издательства монастыря -здесь все еще печатают книги с резных деревянных досок

По желанию - визит в центр тибетской медицины (диагностика за отдельную плату). Можно приобрести лекарственные средства - небыстродействующие, но с минимумом нежелательных побочных эффектов.

День 4

Лхаса: посещение монастыря Дрепунг - ранее одного из крупнейших в Тибете. В период правления пятого Далай-ламы (1617-1682 гг.) число монахов-лам превышало 10.000. Вплоть до присоединения Тибета к Китаю (1959 г) монастырь являлся одним из важнейших центров политической и духовной жизни Тибета. После длительной прогулки по лабиринтам коридоров и келий можно поговорить с ламами о "срединном пути" спасения.
Во второй половине дня: свободное время в Лхасе, столице мистического направления буддизма. По желанию, за доп. плату: посещение дворцов и садов Норбулингка - это летняя резиденция далай-лам.
День 5 Своевременный трансфер в аэропорт на аэропортовом автобусе-шаттле. Вылет из Лхасы в Пекин (промежуточная пересадка в Ченгду). Самостоятельная пересадка на Аэрофлота в Москву.

Вылет в Москву регулярным рейсом Аэрофлота в 02.30 утра. Прибытие в Москву в 05.30 утра в аэропорт Шереметьево.

Стоимость полной программы на одного человека, в USD:

В стоимость тура включено :

  • размещение в гостиницах выбранного уровня в двухместных номерах в Лхасе,
  • питание – завтраки ежедневно,
  • все экскурсии с местным англо-говорящим гидом (этническим тибетцем) в Тибете согласно программе,
  • все входные билеты в музеи и к монументам,
  • экскурсия в день 2 – пешеходная, экскурсии в дни 3-4 на заказном автотранспорте в составе небольшой группы, трансферы аэропорт-отель-аэропорт на аэропортовом автобусе-шаттле,
  • все пропуска для иностранцев на посещение Тибета (Tibet Tourism Bureau Permit (TTB) + Alien"s Travel Permit (PSB), передача оригинал разрешения на посещение Тибета в Пекине,
  • медицинская страховка.

В стоимость тура не включено :

  • авиаперелет Москва – Пекин – Москва (от 35000 рублей),
  • авиаперелет Пекин – Лхаса – Пекин (от 48000 рублей),
  • туристическая виза в Китай (4500 рублей, обычный срок оформления – 7 дней).
  • оплата фотографий и видеосъемки в монастырях в Тибете,
  • все личные расходы, все прочие расходы, не указанные в программе.

В отелях уровня 5* дополнительно оплачивается обязательный новогодний ужин.

Внимание: Участие в этой программе сопряжено с определенными физическими нагрузками. Часть маршрута проходит на большой высоте. Наш маршрут рассчитан на обычных людей без специальной подготовки, но находящихся в удовлетворительной физической форме. Не рекомендуется посещение Тибета пожилым людям, а также людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями и гипертонией. Порядок осмотра достопримечательностей может быть изменен в соответствии с рабочими часами объектов посещения в период новогодних праздников.

Похожие публикации