Занятия старшей группе по теме весна. Конспект НОД по развитию речи «Весна пришла» (старшая группа)

Цель: показать знания и умения детей, полученные на занятиях.

Задачи:

Образовательные: уточнить словарь по теме « Весна», совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, продолжать составлять сложноподчиненные предложения.

Развивающие: развивать тонкую и общую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, развивать навыки экспериментирования, формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество, социализация.

Программное содержание: Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной. Закрепить приметы весны, названия весенних месяцев. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Активизировать словарь по теме: « Весна».

Материалы и оборудование: макет березки и листочки, набор аппликаций по теме «Весна», мячик, картинки животных, птиц, цветов, месяцев. ТСО.

Методические приемы: загадка, вопросы, рассматривание картинок, игры, рассказ по картинке, сюрпризный момент, художественное творчество, аппликация, физ. минутка.

Словарь: первоцвет, капель, проталина, скворечник, ранняя, поздняя, названия детенышей и птиц.

Ход занятия.

Дети с воспитателем входят в группу, их встречает « Весна» (одетая в сарафан и головной убор с лентами).

Весна: Здравствуйте, ребята! Послушайте загадку:

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит как водопад

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь со снежной встал постели

Всех солнышко теплом ласкает.

Вы меня узнали?

Дети: Да, ты весна.

Восп-ль: Ребята весна долго шла к нам через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы. Сейчас мы с вами поговорим о весне.

Весна: Посмотрите, какую березку я вам принесла с собой, но она стоит без листиков.

Восп-ль: Давайте вместе с вами оденем нашу березку и посмотрим, какой она станет. За каждый ваш правильный ответ о весне, я буду давать вам зелененький листочек, и вы будете наклеивать на березку.

(На мольберте ствол березки с веточками. Дети прикрепляют по одному листочку, за каждый правильно названный признак весны).

Восп-ль: Какая весна?

Дети: веселая, красная, теплая, добрая, солнечная, красивая, зеленая, ясная… и т. д.

Восп-ль: Посмотрите, как зазеленела наша березка. Как она покрылась листвой. Значит, вы знаете много слов о весне.

Восп-ль: Вставайте все в кружок, мы поиграем с вами в игру «Подскажи слово», только это слово должно быть обязательно « весенним» (игра с мячом).

Весной солнце…(греет, припекает, ласкает)

Весной сосульки под солнцем…(тают, капают)

Весной сугробы от солнечного тепла…(оседают, тают)

Весной на деревьях почки…(набухают, лопаются)

Весной ручьи…(бегут, журчат, звенят)

Весной птицы…(возвращаются, прилетают)

Весной птицы гнезда…(вьют, строят, делают)

Весной лед на реке…(тает, трещит, ломается, плывет)

Весной на проталинах первые цветы…(появляются, расцветают)

Весной травка…(пробивается, растет, зеленеет)

Восп-ль: Ребята давайте присядем на стульчики. Наступила весна, вспомним, какое время года было перед весной? Будет после?

Назовите первый месяц весны? Третий месяц?

Какой месяц находится между мартом и маем?

Какой месяц впереди апреля? Мая?

Вы знаете, что весна бывает ранняя, бывает середина весны и конец весны. Как вы думаете, в каком месяце какая весна? Сейчас мы рассмотрим картинки и попытаемся определить, к какому периоду весны они относятся. Почему вы так думаете?

В жизни животных весной тоже происходят изменения.(Рассматривают картинки с изображениями животных и рассказывают: весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней).

Птицы: аист, кукушка, ласточка, скворец, грач возвращаются из теплых стран, вьют гнезда, откладывают яйца и высиживают их. (Рассматривают картинки с изображением птиц и рассказывают).

Весной появляются цветы, их называют первоцветы. Давайте посмотрим на картинки и назовем их.(На столе лежат картинки разных весенних цветов- подснежник, мать-и мачеха, медуница, сон-трава, хохлатка, ветреница). Дети подходят по одному, берут любую картинку и называют изображенный на ней цветок.

Весна:- Ребята, а вы знаете, что нельзя срывать цветы, можно только любоваться их красотой.

Дети:- Да, мы знаем.

Восп-ль: Давайте поиграем в игру: найдите лишнее слово.

    Март, апрель, май, декабрь.

    Мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник.

    Медвежонок, лисенок, бельчонок, теленок.

    Бабочка, шмель, пчела, воробей.

Восп-ль: -Молодцы ребята! А теперь давайте с вами отдохнем.

Физ. минутка: Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем

Вот выходим мы на луг (ходьба на месте)

Тысяча цветов вокруг (руки в стороны)

Вот ромашка, василек,

Медуница, кашка, клевер

Расстилается ковер

И направо и налево

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули (руки вверх)

Отдохнуть мы все успели.

И на место снова сели.

Восп-ль: Молодцы, ребята! А теперь давайте соберем картину о весне (коллективная аппликация).

(На столе лежат ватман, вырезанные картинки, клей, кисточки, салфетки, дети собирают весну и составляют рассказ).

Дети: - Весной солнце светит ярко. Тает снег. Бегут ручьи. Прилетают птицы. Люди делают скворечники. Появляются первые цветы.Распускаются листья и цветочки. Летают красивые бабочки.

Восп-ль: Молодцы, какая красивая весенняя картина у нас получилась. Подарим ее весне.

Весна: Спасибо. Ребята я вам тоже принесла небольшие подарки, это раскраски о весне.

Дети: Спасибо.

Восп-ль: Ребята, чем вам запомнилось наше занятие.

Дети: Говорили о весне, о животных, птицах, цветах.

Березу одели листочками.

Играли с мячом (называли весенние признаки)

Изготовили аппликацию о весне.

Составили рассказ о весне.

Восп-ль: Наше занятие закончено. Спасибо всем.

Цель:

— совершенствовать умение составлять по картинкам предложение, связывая их по смыслу в рассказ;

— расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков по теме «Весна»;

— продолжать упражнять детей производить звуковой анализ слов;

— упражнять в делении на слоги, определении количества слогов в словах;

Закреплять знания о предложении;

Воспитывать речевое внимание, фонематический слух;

Оборудование: картины из серии «Что сначала, что потом», таблицы для звукового анализа «мак», картинки с изображением разных предметов на каждого ребенка, мяч;

Ход занятия:

1. Вводная часть

Организационный момент

Цель: создать доброжелательную обстановку, настроить детей на занятие;

Воспитатель предлагает поприветствовать гостей, улыбнуться друг другу, сесть на стульчики;

Дети-приветствуют гостей, улыбаются, садятся за столы

Вводная беседа

Цель: выявить и уточнить знания детей о смене времен года, их признаках;

Воспитатель загадывает загадку:

«Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает?»

Воспитатель задает вопросы:

1. Какое сейчас время года?

2. Какие весенние месяцы вы знаете?

3. Какое время года было до весны?

4. Какое время года наступит после весны?

5. Какое время года бывает между зимой и

Дети отгадывают загадки и отвечают на вопросы воспитателя.

2. Основная часть

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Цель: развивать умение понимать подтекст изображенного на картинке сюжета, развивать связную речь;

Ход игры: Дети выходят к доске, последовательно располагают картинки, составляют предложения по ним так, чтобы получился рассказ

Игра «Весенние слова»

Цель: расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков по теме «Весна»

Ход игры: воспитатель предлагает детям встать в круг;

Задает вопросы:

1. Весна какая?

2. Что может быть красивым весной?

3. Что можно делать с цветами весной?

4. Какие весенние цветы вы знаете?

Дети встают в круг перед столами, передают мяч друг другу, называя подходящее слово, после садятся за столы.

Звуковой анализ слова «мак»

Цель: упражнять детей производить звуковой анализ слов;

Воспитатель предлагает составить схему слова «мак»;

Вызывает по одному ребенку к доске,

Предлагает детям убрать со схем звуки «а», «к»;

Задает вопросы:

1. Какой звук остался на схеме?

2. Который по счету звук «м»;

Дети выкладывают схему на таблицах за столами, отвечают на вопросы воспитателя.

Физкультурная минутка «Прогулка в звуковой чудо-лес»

Цель: упражнять в определении первого звука в слове;

Закреплять умение различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;

Воспитатель предлагает прогуляться по «звуковому лесу», взяв с собой картинку из розетки, предлагает вернуться в «лес» перед обедом и проверить правильность выполнения задания.

Дети берут по картинке, определяют первый звук в названии предмета, дают ему характеристику,

Подходят и помещают картинку на нужное дерево;

Работа над предложением, деление слов на слоги

Цель: закреплять умение определять количество слов в предложении, делить слова на слоги;

Воспитатель предлагает:

1) составить предложение со словом «весна»;

2) определить количество слов в предложении;

3) назвать первое, третье, второе слово;

4) написать схему предложения на доске;

5) показать на схеме слово «весна»;

6) разделить слово «весна» на слоги;

7) назвать 1-ый слог;

8) назвать 2-ой слог;

9) придумать еще слова, в которых 2, 3, 1 слог;

Дети составляют предложения;

Пишут на доске схему предложения;

Отвечают на вопросы воспитателя;

3. Заключительная часть (итог)

Цель: учить позитивным способам общения

Воспитатель хвалит детей, благодарит за работу на занятии;

Предлагает детям высказать свое мнение о занятии;

Дети делятся впечатлениями о занятии.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик»

с. Новоегорьевское Алтайский край Россия

Воспитатель ГБОУ Гимназия №1552 Город Москва Капитанская Елена Александровна

Цель:

  • показать знания и умения детей, полученные на занятиях.

Задачи:

Образовательные: уточнить словарь по теме «Весна» , совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, продолжать составлять сложноподчиненные предложения.

Развивающие: развивать тонкую и общую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, развивать навыки экспериментирования, формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация.

Программное содержание: Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной. Закрепить приметы весны, названия весенних месяцев. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Активизировать словарь по теме: «Весна» .

Материалы и оборудование: фланелеграф, мячик, картинки животных, птиц, цветов, месяцев.

Методические приемы: загадка, вопросы, рассматривание картинок, игры, рассказ по картинке, сюрпризный момент, физ. минутка.

Словарь: первоцвет, капель, проталина, скворечник, ранняя, поздняя, названия детенышей и птиц.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята послушайте загадку:

Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели.
Медведь со снежной встал постели
Всех солнышко теплом ласкает.
Когда это бывает?

Дети: Весной.

Воспитатель: Правильно. И сегодня я буду весной. Я долго шла к нам через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы. Сейчас мы с вами поговорим о весне. Посмотрите, какую березку я вам принесла с собой, но она стоит без листиков. Давайте вместе с вами оденем нашу березку и посмотрим, какой она станет. За каждый ваш правильный ответ о весне, я буду давать вам зелененький листочек, и вы будете наклеивать на березку.

(На флонелеграфе ствол березки с веточками. Дети прикрепляют по одному листочку, за каждый правильно названный признак весны) .

Воспитатель: Какая весна?

Дети: веселая, красная, теплая, добрая, солнечная, красивая, зеленая, ясная… и т. д.

Воспитатель: Посмотрите, как зазеленела наша березка. Как она покрылась листвой. Значит, вы знаете много слов о весне.

Воспитатель: Вставайте все в кружок, мы поиграем с вами в игру «Подскажи слово» , только это слово должно быть обязательно «весенним» (игра с мячом) .

Весной солнце… (греет, припекает, ласкает)
Весной сосульки под солнцем… (тают, капают)
Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают)
Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются)

Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят)
Весной птицы… (возвращаются, прилетают)
Весной птицы гнезда… (вьют, строят, делают)
Весной лед на реке… (тает, трещит, ломается, плывет)

Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)
Весной травка… (пробивается, растет, зеленеет)

Воспитатель: Ребята давайте присядем на стульчики. Наступила весна, вспомним, какое время года было перед весной? Будет после?

Назовите первый месяц весны? Третий месяц?

Какой месяц находится между мартом и маем?

Какой месяц впереди апреля? Мая?

Вы знаете, что весна бывает ранняя, бывает середина весны и конец весны. Как вы думаете, в каком месяце какая весна? Сейчас мы рассмотрим картинки и попытаемся определить, к какому периоду весны они относятся. Почему вы так думаете?

В жизни животных весной тоже происходят изменения. (Рассматривают картинки с изображениями животных и рассказывают: весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней) .

Птицы: аист, кукушка, ласточка, скворец, грач возвращаются из теплых стран, вьют гнезда, откладывают яйца и высиживают их. (Рассматривают картинки с изображением птиц и рассказывают) .

Весной появляются цветы, их называют первоцветы. Давайте посмотрим на картинки и назовем их. (На столе лежат картинки разных весенних цветов- подснежник, мать- и -мачеха, медуница, сон-трава, хохлатка, ветреница) . Дети подходят по одному, берут любую картинку и называют изображенный на ней цветок.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что нельзя срывать цветы, можно только любоваться их красотой.

Дети: - Да, мы знаем.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру: найдите лишнее слово.

  1. Март, апрель, май, декабрь.
  2. Мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник.
  3. Медвежонок, лисенок, бельчонок, теленок.
  4. Бабочка, шмель, пчела, воробей.

Воспитатель: -Молодцы ребята! А теперь давайте с вами отдохнем.

Физминутка:

Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем
Вот выходим мы на луг (ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг (руки в стороны)
Вот ромашка, василек,

Медуница, кашка, клевер
Расстилается ковер
И направо и налево
К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули (руки вверх)
Отдохнуть мы все успели.
И на место снова сели.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите какая картинка у меня, давайте составим рассказ. (составляют рассказ) .

Дети: - Весной солнце светит ярко. Тает снег. Бегут ручьи. Прилетают птицы. Люди делают скворечники. Появляются первые цветы. Распускаются листья и цветочки. Летают красивые бабочки.

Воспитатель: Молодцы, а кто знает стихи о весне, цветах, птицах. (дети читают стихи)

1 ребенок:

Рядом с сосенкой подснежник
Смотрит в небо - светлый, нежный
Что снежинки лепестки!
Не тяни к нему руки -

Вдруг растают лепестки!..

2 ребенок:

Воробей взъерошил
Пёрышки-
Жив, здоров
И невредим.

Ловит мартовское
Солнышко
Каждым пёрышком
Своим.

3 ребенок:

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,

Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.

4 ребенок:

Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки
На полях - грачей цепочки,

Над ожившею листвой -
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада -
Куст сирени у ограды.

5 ребенок:

Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.

Воспитатель: Ребята, чем вам запомнилось наше занятие.

Дети: Говорили о весне, о животных, птицах, цветах.

Березу одели листочками.

Играли с мячом (называли весенние признаки) .

Читали стихи.

Составили рассказ о весне.

Воспитатель: Наше занятие закончено. Спасибо всем.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественному творчеству в старшей группе «Весна идет – весне дорогу»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт- Петербург
Описание: материал предназначен для старшего возраста, будет полезен воспитателям.
Цель:
развитие творческого воображения, формирование положительно-эмоционального отношения к красоте весенней природы.
Задачи:
- Закрепить знания детей о весне, её признаках, уметь понимать приметы весны; совершенствование грамматического строя и навыков связной речи.
- Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение цветов.
- Пробудить интерес к творчеству, умению выражать мысли, чувства в речи, в рисунке.
- Формировать умение располагать предметы в пространстве на листе бумаги.
- Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны, умение придумывать содержание своей работы.
Предварительная работа:
Прогулки, наблюдения за весенними изменениями, чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, разучивание подвижных игр.
Материалы:
Картины о весне и весенних цветах, картинки с изображением времен года, листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Скажите, мне пожалуйста, по дороге в детский сад, вы ничего необычного не заметили?
Ответы детей: Снега на улице стало меньше, сосульки тают на крыше, появляются лужи, деревья просыпаются ото сна.
Воспитатель: Молодцы. И правда столько всего произошло, а вы умнички все это заметили. Вы очень наблюдательные. Но отчего, все это происходит, кто может мне ответить?
Ответы детей: Потому, что наступила весна.
Воспитатель: Да, ребята к нам уже пришла весна. Весна - замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Послушайте, какие замечательные строки написаны о весне.
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна! Алферов
Правда, ребята замечательные стихи. Ой, а к нам и правда кто – то стучится, кто же это может быть? Давайте мы с вами посмотрим, кто же это?


Ответы детей.
Воспитатель: И правда, это к нам в гости пришла весна, а точнее дочь весны, а зовут ее – Весняночка. Проходи, Весняночка, будешь нашей гостьей. Послушай, Веснянка сколько всего интересного о тебе знают наши детки. Ребята, а какие признаки весны, вы знаете?
Ответы детей: Травка зеленеет, солнышко ярче светит, птицы прилетели из теплых стран.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?
Ответы детей: Солнышко.
Воспитатель: Но мне кажется, нашему солнышку чего – то не хватает, посмотрите внимательно и скажите чего?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, ребята ему не хватает лучиков. А как мы можем ему помочь?
Ответы детей. Приделать лучики.
Воспитатель: Да, так давайте приделаем нашему солнышку лучики. Подходите ко мне, и принимаемся за работу.



Воспитатель: Ну что ребята, как вы думаете, теперь наше солнышко довольное?
Ответы детей. Да.
Воспитатель: А как Вы это определили?
Ответы детей: Потому, что наше солнышко улыбается, радуется.
Воспитатель: Ребята, а какое солнышко весной бывает?
Ответы детей: Яркое, лучистое, ласковое, теплое.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, весна наступила, солнышко пригрело и на полянках появляются первые весенние цветы. А кто мне может сказать, как они называются?
Ответы детей: Подснежники.
Воспитатель: А почему их так называют?
Ответы детей: Потому, что они первыми появляются из под снега.
Воспитатель: Ребята, а еще какие весенние цветы вы знаете? Вспомните, на 8 Марта, обычно дарим бабушкам?
Ответы детей: Мать и мачеха, мимоза.
Воспитатель: Умнички. Обратите внимание, пожалуйста на картинки. Составьте несколько предложений по ним.
Дети составляют.




Воспитатель: Хорошо, давайте мы с вами тоже превратимся в подснежники и немного поиграем. Садимся на корточки.
Физминутка “Подснежники просыпаются”
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели. Встают и протирают глаза.
Улыбаются и потягиваются.
Умываются.
Кружатся.
Наклоняются и приседают.
Поднимают голову вверх.
Воспитатель: Молодцы! Вы были настоящими цветочками. Садитесь на свои места. Кто мне может назвать весенние месяцы?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, конечно – это март, апрель, май. А стихи вы знаете про эти месяцы?
Дети читают стихи.
Миша : В марте тает снег и лёд,
Праздник мамы настаёт.
Тают льдинки на стекле,
День становится светлей.
Полина: Апрель
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Варвара: Май раскрасил мир зеленым,
Белым, розовым, веселым!
Взять мелки, бежать во двор,
И раскрасить там забор.
Рисовать мелками счастье,
И девчонкам крикнуть: «Здрасьте!»
Рисовать, писать, играть!
Май пришел - пора мечтать…
Воспитатель: Очень хорошо, вы много знаете о весне, а теперь давайте, мы с вами еще раз вспомним, что же происходит весной, поиграем в игру: «Назови – ласково». Я буду называть слово, а вы продолжайте. Начинаем.
Игра: «Назови – ласково».
Солнце - солнышко;
луч - лучик;
весна - весняночка;
ручей – ручеек;
подснежник - подснежничек;
мимоза – мимозочка;
дерево - деревце;
куст - кустик;
лист - листик;
мама - мамочка;
дождь -дождичек;
облако – облачко;
цветы – цветочки;
трава – травка.
Воспитатель: Замечательно. Давайте, мы с вами поиграем в игру «Веснянка», вставайте в круг.
Подвижная игра «Веснянка».
Солнышко, солнышко - золотое донышко (дети идут по кругу, взявшись за руки).
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей. (бегут по кругу на носочках, имитируя руками взмахи, как крыльями).
А сугробы тают, тают (приседают).
А цветочки подрастают (поднимаются, руки вверх).


Воспитатель: Молодцы, а теперь мы с вами нарисуем весну и ее приметы, признаки. Возьмите каждый себе необходимые материалы, вспомните, все о чем, мы с вами говорили, придумайте картинку и приступайте к работе.





Воспитатель: Замечательные у вас получились рисунки, давайте соберем все рисунки вместе и сделаем книгу своими руками, а назовем мы ее «Весна идет – весне дорогу».


Воспитатель: Молодцы ребята, вы меня порадовали меня тем, что доброта вашей души, ваша любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия. Ребята, а что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: А я вам предлагаю, как только наступит осень, создать такую же книгу с осенью и т. д. , согласны? Ну чтож ребята, все вы умнички, теперь давайте мы уберем свои рабочие места, будем собираться на прогулку продолжать свои наблюдения.

Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.

Развивающие:

3. Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, какая, потому что.

Воспитательные:

Словарная работа: весна – красна, капель, набухают почки, сокодвижение, солнечный, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.

Предшествующая работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

Материалы к занятию: иллюстрации с изображением природных явлений в разные периоды весны; мяч; цветные нитки (голубые, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, серые, белые); 2 фланелеграфа.

Ход занятия:

I часть.







Старую Ягу, ведьму Зиму?

От красной бежала,
В мешке стужу несла,
В мешке холод несла,
Холод на землю трясла!






Март-капельник, протальник.
Апрель-водолей, березень.
Май-травень, цветень.

II часть.











Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?







Физкультминутка.

Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся –
Взвился вверх и полетел. (Повторить 4 раза).

III часть.


Ручей – ручьи
Дождь – дожди
Солнце – солнце
Скворец – скворцы
Гнездо – гнёзда
Сосулька – сосульки
Проталина – проталины
Лист – листья
Капель – капель
Насекомое – насекомые
Дерево – деревья и т.д.

IV часть.



Дети выполняют задуманное, после чего они рассказывают о содержании своих “картинок”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:»Весна»

Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной.

Задачи:

Образовательные:
Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.

Развивающие:
1. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.
2. Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями.
3. Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, какая, потому что.

Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.
2. Способствовать формированию интереса детей к природе.
Словарная работа: весна – красна, капель, набухают почки, сокодвижение, солнечный, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.

Предшествующая работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

Материалы к занятию: иллюстрации с изображением природных явлений в разные периоды весны; мяч; цветные нитки (голубые, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, серые, белые); 2 фланелеграфа.

Ход занятия:

I часть.

Воспитатель читает народные припевки:
Выгляни, солнышко, из-за гор-горы,
Выгляни, солнышко, с утренней поры.
Видело ль ты, солнышко, Красную Весну?
Встретило ли, красное, ты свою сестру?
Видело ли, солнышко, старую Ягу,
Старую Ягу, ведьму Зиму?
Как она, лютая, от Весны ушла?
От красной бежала,
В мешке стужу несла,
В мешке холод несла,
Холод на землю трясла!

– Ребята о чём говорится в этом стихотворении? (Говорится о том, как зима сменяется весной).
- А как вы думаете, почему автор называет зиму “ведьма, старая Яга”, а весну - “Красная”?
- Подумайте, а почему ушла “лютая зима”? (Пригрело солнышко, стало теплее).
- Да, вот и наступила Весна – красна. Так в народе называли весну, потому что она очень красивая, ее приходу все радовались: и дети, и взрослые.
- Послушайте, ребята, как в народе называли весенние месяцы и попробуйте угадать почему?
Март-капельник, протальник.
Апрель-водолей, березень.
Май-травень, цветень.
- Весна – это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждёт от весны радости и тепла.

II часть.

На доске расположены иллюстрации, изображающие весенние явления в разные периоды, животных и растений весной. По мере необходимости обращаемся к ним вместе с детьми.
- Ребята, давайте вспомним и посмотрим на картинки, какие изменения происходят в природе весной.
- Каким весной становится небо? (Голубое, светлое, безоблачное). А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее).
- Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины, снег начинает таять, текут ручьи, с крыш свисают сосульки).
- Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? (Сосульки быстро тают под теплыми солнечными лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш).
- Правильно. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение.
- Догадайтесь, что такое сокодвижение?
Выслушиваю детские предположения и обобщаю:
- От корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.
- А что происходит с почками дальше? (Они лопаются, и распускаются маленькие клейкие листочки).
- А что же еще веселит наш глаз? В молодую дымку зелени одеваются не только деревья и кустарники. (Земля покрывается травкой).
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
- Конечно, весной. А как вы понимаете слова “День прибывает”? (Дни становятся длиннее, а ночи короче.)
- Влияет ли это как-то на состояние природы, погоды? (Когда много солнца, погода становится теплее).
- Теплее становится еще и оттого, что солнышко все выше и выше поднимается на небосклоне, согревая все вокруг своим теплом.
- Почему весной становится так много птиц? Чем они так озабочены? (Прилетели из теплых краев, вьют гнезда).
- Зимой птицы питались сохранившимися семенами растений, но этого им было мало. Вспомните, чем мы им помогали? (Подкармливали: в кормушки подсыпали различный корм.)
- А весной чем они питаются, ведь прилетели насекомоядные птицы? (Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы).
- Верно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле, под опавшей листвой – они были неподвижны. Отогревшись, они выползают из своих убежищ.
- А что происходит с теми животными, которые еще с поздней осени впали в спячку? (Ежи, медведи, барсуки весной просыпаются от зимней спячки).
- Да, ребята. Весной вся природа словно пробудилась от зимнего сна. Какими красивыми словами можно сказать о весне? (Весна-красна, солнечная, ласковая, теплая, зеленая, красивая и т.д.)

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся –
Взвился вверх и полетел.
(Повторить 4 раза).

III часть.

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Воспитатель – в центре с мячом в руках.
- Ребята, давайте поиграем в игру “Один и много”. Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали:
Ручей – ручьи
Дождь – дожди
Солнце – солнце
Скворец – скворцы
Гнездо – гнёзда
Сосулька – сосульки
Проталина – проталины
Лист – листья
Капель – капель
Насекомое – насекомые
Дерево – деревья и т.д.

IV часть.

Ребята, весной в природе появились новые яркие цвета. Какие? (Листья, трава – зеленые; небо, сосульки - голубые; солнце – ярко-желтое; много первых цветов ярких окрасок и т.д.).
- Я вам предлагаю заняться необычным делом: из этих цветных шнурков на фланелеграфе нужно выложить весенние картинки. Подумайте, что нужно сделать, чтобы они получились интересными? У нас только два фланелеграфа. (Подвожу детей к выводу о том, что надо объединиться по нескольку человек, чтобы получилось две группки детей, и договориться о том, кто и что будет выкладывать из шнурков.)
Дети выполняют задуманное, после чего они рассказывают о содержании своих “картинок”.


Похожие публикации