Во сколько малыш начинает садиться самостоятельно. В каком возрасте ребенок начинает сидеть самостоятельно

В каждой семье время, когда ребенок начинает сидеть, может значительно различаться. Некоторые самые активные крохи пробуют усаживаться уже в 4-5 месяцев, а иные малыши не могут сделать этого и в 8 месяцев. Ничего страшного в данном факте нет, просто каждый организм развивается по своей схеме, и торопить ребенка ни в коем случае нельзя.

По мнению опытных педиатров, родителям не стоит усаживать малышей слишком рано: неокрепшие кости, мышцы и связки ребенка могут не выдержать нагрузки

Детский организм развивается очень стремительно, поэтому сколько времени должно пройти, чтобы кроха начал сам сидеть, сказать никто точно не может. Обычно укрепление позвонков завершается к полугоду, однако приучать малыша к позе полусидя можно немного раньше. Стоит отметить, что между мальчиками и девочками в этом моменте есть существенные отличия, которые обязательно нужно учитывать.

Усаживать мальчиков можно с 4 месяцев, сначала присаживая их на немного наклоненную поверхность и постепенно увеличивая угол наклона. В начальный месяц высаживания не рекомендовано держать деток в такой позе дольше 5-10 минут в день. Мышечный корсет ребенка уже практически сформирован, однако связки еще слишком слабы, поэтому могут возникнуть проблемы с растяжением и даже формированием неправильных изгибов реберной части и позвонков спины.

Что касается девочек, то начинают сидеть они несколько позже. Раньше считалось, что ранее сидение у девочек чревато последующими проблемами с половыми органами, однако современная медицина опровергает эту точку зрения. Однако все же малышек не рекомендуется приучать к постоянному сидению ранее 5-5,5 месяцев. Девочки, в отличие от мальчиков, имеют менее крепкие кости, следовательно, для безопасного сидения требуется больше времени на формирование костных тканей.

Сколько бы ни было месяцев крохе и какими бы навыками к этому времени он ни обладал, начинать усаживание можно лишь после осмотра специалиста. В среднем, уверенно сидеть малыши начинают с полугода, к этому времени ребенок уже всем своим видом показывает стремление к самостоятельности: он может приподниматься на руках, часто переворачивается, проявляет способности без посторонней помощи приподнимать корпус из положения лежа и т. д.

Оставлять кроху сидеть в стульчике или коляске без страховки можно лишь в том случае, когда малыш уже не заваливается на бок и спокойно поворачивается из стороны в сторону. Когда такой уверенности в движениях ребенка нет, стоит еще немного потренировать его. Можно усаживать грудничка на большой кровати, подложив ему под спину упругую подушку и обложив корпус по бокам мягкими валиками.

Массаж и несложные физические упражнения отлично помогают подготовить кроху к самостоятельным попыткам сидеть

Молодые родители часто стремятся как можно раньше усадить грудничка в стульчик для кормления или же в коляску, но спешить в этом вопросе не стоит, поскольку, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно в раннем возрасте, это чревато нарушениями позвоночника, ведь костные ткани крохи еще не до конца сформированы.

Разработаны специальные упражнения для укрепления позвоночника и формирования правильной осанки у ребенка, которыми можно заниматься с самого рождения. Сколько раз проводить занятия, решать только вам, однако помните, что регулярные физические нагрузки и гимнастика позволят младенцу подготовиться к самостоятельным активным движениям в виде переворачивания, приподнимания, а впоследствии, и ходьбы, поэтому пренебрегать ими не стоит.

  • Подтягивания – когда малышу исполнится 1,5-2 месяца, можно разминать пальчики и локтевые суставы. Для этого предлагайте крохе ухватиться за свои пальцы, и легко притягивайте его к себе, постепенно увеличивая угол приподнимания. Со временем ребенок начнет приподниматься самостоятельно. К 3 месяцу малышу уже можно сидеть под углом в 90 градусов, при этом его следует обязательно фиксировать и не оставлять в таком положении надолго.
  • Перевороты – чтобы , с самого рождения его следует ненадолго выкладывать на животик. Кроха начнет приподнимать головку, а через время постарается перевернуться. Такие манипуляции помогают формированию двигательных навыков, развивают локтевые и коленные суставы, а также укрепляют мышцы шеи, что в совокупности поможет ребенку, когда он захочет попробовать самостоятельно сесть.
  • Массаж – регулярные массажные воздействия на шейную часть, локтевые суставы и область спины помогают расслабить напряженные мышцы ребенка. Помните, что из-за отсутствия активных телодвижений мышечная масса крохи находится в расслабленном состоянии, поэтому совершение самостоятельных движений для малыша очень проблематично. Растирание и укрепление мышц помогает привести тело в тонус, поэтому ребенок начинает с легкостью приподниматься и присаживаться.

Не стоит раньше времени усаживать малыша, однако с раннего возраста не помешает приучать его к сидению, постепенно увеличивая степень нагрузки и время проведения физических занятий.

Когда ребенок начинает сидеть, у него появляется возможности для изучения мира. О том, когда готовы сидеть мальчики и девочки, в народе ходят заблуждения.

Когда ребенок научится сидеть, у него появится больше возможностей для изучения окружающего мира. Пытливому взору открывается уйма интересных и незнакомых вещей, которые можно потребовать, рассмотреть, попробовать на вкус. Да и маме жить становится легче: усадила грудничка в стульчик, и хоть обед вари, хоть квартиру прибирай! Но не стоит спешить с усаживанием крохи, лучше подождать, пока этот навык не придёт самостоятельно.

Мнение педиатров о сроках и показателях

Ни один, даже опытный врач не ответит, когда сядет малыш. Есть усреднённые показатели нормы, в которых этот навык условно приобретается в три этапа:

  • в 6 месяцев – ребенок недолго сидит с поддержкой (в шезлонге, стульчике, подушках);
  • в 7 месяцев – без поддержки;
  • ближе к 8-9 месяцам – малыш уверенно сидит с ровной спинкой, опираясь на руку, может лечь из положения сидя.

Часто это происходит, когда ребёнок уже умеет ползать и у него развиты мышцы рук, ног и спины. Переход в сидячее положение из позы на четвереньках — самое безопасное для детского позвоночника, т. к. нагрузка в этом случае минимальная.

Активные мальчики и девочки приобретают навык сидения раньше указанных сроков. Но и опоздание на месяц-полтора не должно беспокоить родителей.

Когда пора беспокоиться?

Бывает, что слабые мышцы грудничка и отстающее созревание нервной системы связано с наличием патологий. Задача родителей — заметить и исправить ситуацию под наблюдением врачей.

  • Если до 6 месяцев малыш плохо держит голову и, лёжа на животе, не поднимается на ручках — проконсультируйтесь с врачом. Это базовый навык гармоничного физического развития крошки (однако ослабленный и недоношенный новорождённый имеет право на небольшое отставание).
  • Если 10-месячный малыш не может самостоятельно сидеть (без поддержки), также рекомендуется обратиться к специалисту для выявления причин.

Во сколько малыш должен сидеть?

Начнём с того, что ребёнок никому ничего не должен. Он сядет, когда придёт время, а до этого — нужно учиться держать голову, переворачиваться, ползать.

Само желание сесть возникает у ребенка ещё в 4-месячном возрасте. Это заметно, когда лёжа на спине, малыш всеми силами пытается поднять голову, чтобы оглядеться. Если взять крошку за ручки и потянуть, он тут же поднимется. Часто мамы ошибочно принимают это за готовность сидеть и тут же подставляют подушки, торопя события. Лучше в эти моменты не опускать малютку сразу в горизонтальное положение, а подержать сидя несколько секунд. Это будет полезно, а ребёнок удовлетворит свой интерес.

Тематический материал:

В 5 месяцев большинство мальчиков и девочек уже способны удерживать спину. Но и это пока не говорит о том, что можно нагрузить их продолжительным сидением. Даже когда 5-месячные дети садятся самостоятельно, им нельзя находиться в этом положении более 1 часа в день. Часто об этом забывают те мамы и папы, у которых родился мальчик, к девочкам отношение чаще бережнее.

Чем опасно преждевременное усаживание?

Как понять что малыш не готов сидеть? Если при попытке усадить — начинает заваливаться на бочок, его спина заметно округляется — стоит подождать. Не следует обкладывать малыша подушками и одеялами. Искусственная поддержка неокрепшей детской спинки обернётся сколиозом и деформациями тазовых костей.

«Ортопеды уверены, что чем дольше малыш сохраняет горизонтальное положение, тем здоровее будет позвоночник».

Основную часть времени бодрствования крохе полезно лежать на твёрдой поверхности, там же оттачивать перевороты, подниматься на ручках, встать на четвереньки и ползать. Принудительным усаживанием родители наносят вред организму ребенка, «исключают» его из моторного развития.

Кроме того, когда ребёнок не умеет самостоятельно сидеть, педиатры не рекомендуют:

  • возить его в прогулочной коляске, если угол спинки не опускается до 45 градусов;
  • использовать для переноски приспособления типа «кенгуру»;
  • усаживать грудничка на коленях;
  • с осторожностью относиться к упражнениям на укрепление мышц до 1-2 месяцев.

Сидеть тоже нужно правильно

В зависимости от того, как расположены части тела крохи в процессе сидения — понятно насколько малыш готов к этому навыку:

  • голова немного наклонена вперёд;
  • шея разогнута;
  • верхние отделы позвоночника расслаблены;
  • ручки опираются и располагаются перед крохой;
  • поясничный отдел согнут;
  • ножки разведены и повёрнуты наружу, упор на боковую поверхность.

В противном случае ребёнок будет быстро утомляться.

Когда присутствует гипертонус разгибателей бедра или сгибателей голени, дети упираются на ягодичные мышцы, уперев пяточки в пол. Такое положение является неправильным.

Особенности присаживания мальчиков и девочек

О том, когда готовы сидеть мальчики и девочки, в народе ходят мифы и заблуждения:

  • мальчик крепче, развиваются быстрее и поэтому должен сесть раньше.
  • девочки активнее и все делают быстрее.

На деле — «борьба полов» в этом возрасте отсутствует, и сколько бы ни было вашим детям, присаживать до полугода не стоит. Если мальчик не страдает избыточным весом, и отсутствуют другие проблемы со здоровьем, к 6 месяцам или чуть позже, он обязательно сядет.

Одной из «страшилок» является то, что раннее присаживание девочки приводит к неправильному формированию детородных органов (загибу матки). Современная медицина не нашла этому подтверждение, поэтому девочки, как и мальчики, садятся тогда, когда мышечный корсет достаточно окрепнет.

Родители! Обеспечьте надёжную поддержку и не пускайте на самотёк взросление ребенка.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Родители с нетерпением ждут, когда младенец начнет держать головку, улыбаться, переворачиваться. Момент, когда у грудничка получилось сесть самостоятельно, становится поводом для гордости.

С этим событием связаны вопросы. Как сидеть правильно? Надо ли помогать малышу или заставлять его? Важно знать, во сколько месяцев ребенок научится сидеть без вреда для здоровья.

Когда ребенок сам начинает садиться

Уверенно сидеть самостоятельно большинство детей начинают к 8-9 месячному возрасту.

Часто родителям кажется, что ребенок, не достигший полугода, очень хочет сесть. Придумываются способы, которые помогут овладеть умением сидеть как можно быстрее. Но делать этого не стоит, природа сама об этом позаботится.

Как идет развитие ребенка?

  • В 4 месяца у младенца появляется интерес к окружающему миру. Грудничок изучает новые объекты, тянет в рот погремушки, хватается за руку взрослого. Ребенок, лежа на спине, вытягивает шею вперед, приподнимается, опираясь на локти. Важно понимать, это не сигнал к тому, что младенца нужно присаживать. Ребенок меняет положение тела, переворачивается на бок. Это не попытка сесть, а тренировка мышц спины.
  • В возрасте 6 месяцев малыш начинает подползать к игрушкам. Ползание развивает длинные спинные мышцы, усиливает кровообращение органов, улучшает осанку. Крепкие мышцы и координация – необходимые условия для формирования навыка сидеть безопасно.
  • К 7 месяцам ребенок недолго сидит с опорой на ручки и ровно стоит, если его поддерживать.
  • Мышцы по-настоящему укрепляются только к возрасту 8-9 месяцев . Тогда малыш уверенно садится самостоятельно.

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Важно, чтобы попытки сесть были самостоятельными, даже если младенец опережает норму или отстает от нее.


Как первый раз ребенок садится

Можно ли заставлять ребенка садиться

Родители готовы помочь ребенку, увидев ранние попытки приподняться или подтянуться за палец. Подкладывают под спинку малыша подушки, валики.

Конечно, ребенка радует новый ракурс, он дольше занимается игрушками и самим собой. Но раннее присаживание – большая ошибка.

  • Опытные педиатры считают, что попытки родителей стимулировать умение сидеть раньше 8-9 месяцев не только не принесут пользы, но и навредят ребенку.
  • Мышцы еще не окрепли, поэтому плохо удерживают позвоночник, который может деформироваться.
  • Мозг и центральная нервная система ребенка в 6 месяцев не до конца сформировались. Пока нет чувства равновесия, положение даже окруженного подушками малыша неустойчиво, он постоянно будет заваливаться набок.
  • Равновесие постепенно появляется к 8 месяцам, когда пройдены основные этапы развития первого года.


Поза ребенка, который уже научился сидеть, не только комфортна, но и правильна. Важно проследить за положением частей тела:

  • голова склонена вперед, подбородок опущен;
  • поясница согнута;
  • опора на руки перед собой;
  • ноги развернуты и повернуты наружу;
  • опора на боковую поверхность ног;
  • тазобедренные суставы согнуты и наклонены вперед.

Правильное положение тела сидящего малыша – профилактика сколиоза и других заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Как научить ребенка садиться

Если ребенок не готов сидеть самостоятельно, не следует сажать его специально. Простой тест на готовность малыша сидеть:

  • получается упор на локтях, когда малыш лежит на животе;
  • ноги свободно сгибаются, и ребенок без труда встает на четвереньки;
  • в позиции на четвереньках легко поднимает руку, дотягивается до предмета и берет его.

Родители могут помочь ребенку в освоении этого навыка, укрепляя мышцы пресса и плечевого пояса. Массаж и гимнастика подготовят организм малыша .


Массажный комплекс для формирования правильной посадки ребенка

Чтобы ребенок правильно сел, необходим массаж спины, живота и ягодиц. Процедуры назначают девочкам с 6-месячного возраста, а мальчикам – с 5-месяцев.

Родители осваивают приемы массажа, выполняют его в профилактических целях. Занятия должны быть регулярными.

Массаж живота (повтор каждого движения по 3 раза):

  1. Поглаживание по часовой стрелке, поглаживание встречное и по косым мышцам живота;
  2. Спиралевидные и линейные растирания подушечками пальцев;
  3. Пощипывания вокруг пупка;
  4. В руку ребенку вложить большие пальцы, остальными обхватить кулачок малыша. Медленно подтягивать ребенка по направлению к себе, поощряя стремление подтянуться.

Массаж спины и ягодиц (повтор каждого движения по 3 раза):

  1. Поглаживание спины от ягодиц к шее;
  2. Растирание круговыми движениями подушечками пальцев: одна рука — по часовой стрелке, другая – против;
  3. «Пиление» поверхности спины и ягодиц;
  4. Поглаживание;
  5. Разминание мышц;
  6. Поглаживание;
  7. Осторожное поколачивание и пощипывание тела в области ягодиц;
  8. Положить малыша на бок, провести пальцами вдоль линии позвоночника сверху вниз, ребенок рефлекторно начнет выгибать спинку.

Продолжительность первого сеанса — 5 минут. Постепенно время увеличивается.

Необходима консультация педиатра перед началом процедуры, чтобы исключить противопоказания, узнать о целесообразности некоторых приемов. Важно помочь, а не навредить ребенку.


Чтобы малыш сидел уверенно, укрепляют мышцы плечевого пояса и пресса, тренируют вестибулярный аппарат. Помогут простые упражнения:

  1. Сгибать и разгибать руки и ноги ребенка поочередно (5-6 раз).
  2. Положить малыша на живот, чтобы он ручками упирался в поверхность перед собой. Раскачивать ребенка из стороны в сторону для координации движений.
  3. Ребенка разместить так, чтобы его ноги были на коленях у сидящего на полу взрослого, а руки опирались о пол. Перед младенцем положить игрушку. Цель упражнения – заставить малыша тянуться к предмету. Чтобы избежать заваливания ребенка в сторону или вперед, крепко держать рукой его ноги.
  4. Положить малыша на большой мяч – фитбол, перекатывать ребенка круговыми движениями с одного бока на другой. Упражнение тренирует вестибулярный аппарат.
  5. Положить ребенка на диванную подушку так, чтобы руки опирались на пол. Поставить перед ним игрушку. Малышу необходимо преодолеть препятствие, перебраться через подушку, чтобы взять предмет.

Для достижения положительного эффекта гимнастика выполняется каждый день. Важно, чтобы упражнения не утомляли ребенка.

Что делать если ребенок не хочет сидеть?

Что делать, если ребенку исполнилось 10 или 11 месяцев, а он не сидит? Родителям не стоит паниковать, если малыш при этом активно ползает и встает, держась за спинку кровати. Приемы, которые помогут ребенку:

  • Регулярная специальная гимнастика и массаж развивают мышцы пресса и спины.
  • Плавание укрепляет все мышцы. Одинаково полезны водные процедуры в бассейне и ванне.
  • Спинка детского стула или коляски регулируется, правильный наклон сидения – 40-45°.
  • Ребенка, который привык, что взрослые каждую минуту приходят на помощь, и не хочет садиться самостоятельно из-за лени, лишают комфорта, отказывают в помощи.
  • Яркая игрушка, подвешенная перед ребенком, стимулирует желание подтянуться и сесть.

Развитие каждого ребенка индивидуально. Если педиатры не нашли у грудничка серьезных патологий, он обязательно научится сидеть в свое время. Родителям нужно запастись терпением и внимательно наблюдать за тем, как растет малыш.

Видео — что думает по этому поводу доктор Комаровский?

Во сколько ребенок начинает сидеть в большинстве случаев? Что можно считать нормой, а что патологией? Как ускорить процесс усаживания ребенка и стоит ли это делать?

Все эти вопросы очень беспокоят будущих мам. Но они должны знать следующее - сажать детей в подушки, к себе колени и другими способами категорически нельзя, пока малыш не научился уверенно держать головку и приподниматься лежа на животике на вытянутых руках. Эти 2 признака говорят о том, что мышечный аппарат ребенка уже хорошо развит, и он скоро научится садиться.

Однако самостоятельно пытаться ускорять этот процесс не стоит. От родителей требуется только стимулировать физическое развитие ребенка. А к такой стимуляции можно отнести игры с ребенком, легкий массаж и гимнастику. Когда малыш достаточно окрепнет, можно выполнять с ним вот такое очень эффективное упражнение, пока тот лежит на спине - брать его за пальчики и потихоньку приподнимать. Когда ребенок начинает сидеть , приходит время этому навыку, он без труда поднимается и устойчиво, прямо держит головку в процессе упражнения, если только не балуется. Очень эффективно играть с ребенком, когда тот лежит на животе, можно держать недалеко от его глаз игрушку и потихоньку ее приподнимать, стимулируя приподнимание и ребенка. Это хорошая тренировка для мышц спины, рук и шеи.

Ребенок начинает ползать и сидеть не совсем обычным способом. Многие малыши переходят в вертикальное положение на первых порах не полностью, как бы сидят на боку, опираясь на одну или две ручки. Но это уже практически сидение. С этого момента малыша можно на короткое время усаживать в коляску, на детский стульчик, в подушки. Однако полулежачее положение все же безопаснее, если малыш будет в силах и захочет сидеть - пусть сделает это сам. Причем независимо от того, мальчик это или девочка.

Что же касается возраста, то самостоятельно сидеть ребенок начинает с 6 месяцев , но нередко этот срок сдвигается в одну или другую сторону. Конечно же, позже начинают садиться детки, которые появились на свет раньше срока. Но запаздывать в физическом развитии могут и те детки, которым родители не предоставляют должный простор для движений, а также дети, быстро набирающие вес. Как показывает статистика, худенькие детки (но попадающие в нормы по прибавке веса) более активны, быстрее начинают садиться, ползать, стоять и ходить.

Похожие публикации