Чему дети могут научить родителей. Что такое семья

Эта статья будет актуальна для тех читателей, кто задумывается – что сделать, чтобы ребенок, повзрослев, добился успеха в жизни.

Все дети ходят в школу. Чему учат в школе – понятно. Тому, чему учат. Но, факт есть факт - школа НЕ дает всего, что НУЖНО человеку. То есть, ответственность за будущее детей с родителей никто не снимает.

Предлагаю тему для СОВМЕСТНОГО обсуждения. Тема простая:

ЧЕМУ РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ?

Чтобы дети, когда вырастут, могли сказать "Спасибо" и было это НЕ формально, а подтверждалось бы жизненными фактами.

Буквально на днях общался с очень и очень богатым человеком и он, от всего сердца, благодарен и сейчас своим родителям (а ему уже под 50) за те жизненные навыки, которые родители ему передали.

Более конкретно ему в жизни очень пригодилось:

  • Умение заводить НУЖНЫХ друзей.
  • Навык правильного обращения с деньгами (как их сохранять и преумножать)
  • Упорство в достижении целей (всю молодость занимался спортом и очень это помогло в дальнейшем).

Общение было коротким, поэтому я не успел выяснить все, что было бы мне интересно, но это не проблема, верно? В рассылках у нас порядка 50000 человек, уверен, если мы вместе активно подумаем, составим отличный и подробный список, глядя на который будет ясно – чему детей нужно учить.

Такую тему для совместного обсуждения я обозначил в рассылках. В ответ пришли письма, часть из них ниже. Сначала их прочитаем, а потом поразмышляем вместе. Если у Вас появятся дополенения к статье, Вы можете оставить свои мысли в форме ниже "оставить отзыв". Количество символом 500, так что отзывов может быть несколько.

Письмо 1.

Первое главное - БЫТЬ САМИМИ СОБОЙ.

Второе - уметь любить (я не о романтике - не о любви, как о цели), а об умении ценить любовь и "пользоваться" (если можно так сказать) ею для обретения счастья.

И третье - уметь зарабатывать деньги.

Имя не сохранил. Извините!

Письмо 2.

Очень важно найти себя, а потом найти в себе смелость быть собой. Каждый из нас уникален, каждый рождён с определенной целью. Родители должны помочь ребёнку в раскрытии именно его уникальных способностей. Поддержать ребетёнка в тот момент, когда всем подросткам важно быть «как все». И самое главное – научить не бояться быть собой.

Письмо 3.

Мне кажется, что родители должны развить способности ребенка. Этим не занимается школа. Она дает только мертвые знания, которые чаще всего редко пригождаются в жизни.

Думаю, необходимо давать знания о том, как найти СВОЮ (именно свою) половинку, а не первую деваху с подворотни, как создать хорошую, крепкую, счастливую семью.

Научить ребенка обеспечивать себя самому и не зависеть в этом вопросе ни от государства, ни от "дяди".

Письмо 4.

Уметь общаться с людьми, чувствовать беседу и интерес человека к этой беседе (к теме и т.п.)

Знакомиться с новыми людьми

Выделять приоритетные и второстепенные дела в какой-то конкретный период (похоже на правильное распределение своего времени для того, что хочется и что нужно)

Контролировать свои эмоции, а не "сваливать" все на характер

Правильно тратить деньги

Целеустремленности

Письмо 5.

На мой взгляд,ребенка нужно воспитать так, чтобы он был в первую очередь счастлив! С этим конечно все согласятся, но на самом деле воспитывают так, что со стороны это опровергается!

Как нужно воспитывать ребенка, что в него вкладывать, решать необходимо на месте.

Пониманию 7 заповедей

Необходимо учить детей уважению к друг другу

Умению договариваться и находить правильные слова

Умению останавливаться в нужный момент

Знание плохих привычек (сюда - сигареты, наркотики, алкоголь, секс и т.д.)

Умению ставить цели и добиваться их

Пока все!

Письмо 6.

Я двумя руками ЗА, чтобы дать навыки того очень богатого вашего знакомого, - но КАК можно дать детям то, что не знаешь и не умеешь сам?

Мне может даже сейчас не приходит в голову многое из того, что очень могло бы пригодиться. Совершенствоваться самому? У кого-то на это уходит год, а у кого-то 10 и больше, можно и не успеть СВОИМ примером что-то дать.

С уважением, Кречетова Лидия.

Письмо 7.

У меня пока нет детей. Но я буду везде брать ребенка со мной, и в налоговую, и за закупками товара, и на рыбалку. Даже если из-за этого надо будет пропустить школу или садик. Буду брать справку. Еще посмотрю к чему у него склонности и охота - в кружок по интересам чтобы ходил.

Ребенку нужно поставить ХАРАКТЕР, чтобы он мог решать проблемы.

Существует мнение, что в жизни проблем нет, а есть лишь задачи, которые требуется решить. Однако, исходный посыл любой задачи есть проблема.

Например, рядом нет любимого человека и поэтому мне плохо. Чувствую себя одинокой, никому не нужной, брошенной. Проблема?

Да, это проблема. Задачей она станет, когда барышня себе скажет что-то вроде: "Так. Меня такая ситуация не устраивает! Как мне найти своего человека? Где его искать? Какой мне надо быть, чтобы он сам захотел быть со мной?" (Если для Вас эти вопросы актуальны, поработайте с курсом "большие МЕЛОЧИ любви. Как найти своего человека").

К слову, у Вас в жизни есть задачи (и нет проблем), когда Вы регулярно используете в речи слово "КАК?". "Как мне увеличить свой доход? Как мне поменять работу на более интересную? Как найти своего человека? Как сменить окружение? Как поменять страну? Как сменить профессию? Как стать звездой?" и т.д. и т.п.

Жизнь ЛЮБОГО человека есть решение проблем, но этот процесс НЕ МЕШАЕТ жить довольно и щастливо, потому что проблемы есть ограничная и необъемлемая составляющая жизни. Сложности (душевного характера), появляются, когда человек НЕ знает, КАК решить ту или иную проблему и его это "грузит", а если знает, то... нет проблем.

Исходя из этого, ребенка нужно учить решать проблемы, из которых жизнь и состоит. Если он будет уметь их решать, у него не будет проблем, а останутся одни задачи.

Как в школе – если знаю, как эту задачу решить – нет проблем, если НЕ знаю.... Придется искать способ, как же ее, все таки, решить, потому как двойка – это тоже проблема.

Первое, чему стоит стоит научить ребенка, это ставить задачи, которые начинаются с "КАК?".

Проблема в детском саду:

Мама, а он дразнится!

Давай подумаем, КАК можно это разрешить.

Я не знаю!

Да, пока не знаешь, поэтому я и предлагаю вместе подумать. Ну, например, как другие девочки в этом случае поступают? Есть такие, кого не дразнят или совсем мало? А что они для этого делают?

И т.д. и т.п.

Короткий диалог выше очень грамотно построен. Мама не лишает ребенка помощи, но общается так, чтобы загрузить его самого работой – мыслительной. Так обучение и происходит. Она может подсказать, но так, чтобы вышло, что ребенок сам до этого дошел. И за это обязательно похвалить и сказать, что если ты смог решить эту проблему, то решишь и другие!

А Вы можете так грамотно общаться?

А научить себя планируете?

Если мама (папа) бизнесмен, с высокой долей вероятности ребенок научиться формулировать задачи, потому что деловые люди очень часто разговаривают на тему "Как мне...?"

Возмущаться тем, что налоговая "наехала" и теперь много денег хочет – смысла нет. Надо эту проблему РЕШАТЬ, а сначала задаться вопросом: "Как мне ее решить?" и, мало того, одного вопроса МАЛО. На него еще надо ответить. Да и этого мало. Нужно еще решение притворить в жизнь.

Для делового человека все вышесказанное – очевидная и банальная каждодневная реальность. Для наемных работников это высший пилотаж, следовательно, ребенка научить сможете тогда, когда научите себя.

Получается, Вы оказываетесь перед выбором: если сами не умеете решать какие-то проблемы (или переводить проблемы в задачи), Вы или можете себя этому научить или "забить". В первом случае ребенок явно получается навыки, необходимые для жизненного успеха, во втором копирует Вашу не слишком удачную модель личности. Что выбираете?

То, чему можно и нужно учить ребенка, относится к двум сферам личности:

  • Внутренняя, психологическая – качества характера, способности, навыки (умения)
  • Внешняя, социальная – взаимодействие с другими людьми и с миром в общем и в частностях.

Например:

  • Ставить задачи, которые начинаются с "КАК?"
  • Доводить дело до конца, например, задал вопрос "КАК?" думай до конца. Ищи ответ, пока не придумаешь (пока не найдешь).
  • Активность - свои планы (мечты, фантазии) претворяй в жизнь, то есть, действуй!

Все, что в списке выше, относится к качествам характера – это решимость (решительность), настойчивость, активность.

А вот это: необходимо учить детей уважению к друг другу; умению договариваться и находить правильные слова - уже социальные навыки.

В общем можно сказать, что задача родителей – сформировать такой характер ребенка, который поможет ему преуспеть в жизни. Преуспеть – это значит стать лучше, чем большинство (иметь, уметь, знать, делать, чем большинство).

И главное, на мой взгляд - ребенку нужно привить поисковую активность (такое качество, когда он ищет решения, вместо констатации фактов при последующем бездействии). Тем самым мы СПАСАЕМ его от заученной беспомощности (когда первое, базовое действие в ответ на проблемы – не знаю...).

Нужно ли родителям уметь то, чему надо научить ребенка?

Вопрос спорный. Можно найти множество примеров, когда у "никаких" родителей дети достигали высот и не просто преуспевали, а становились элитой (культурной, научной, финансовой, властной, духовной, творческой, спортивной и т.п.). При этом еще большее количество примеров показывает (и доказывает) что большая часть детей от "никаких" родителей так и остались НИКЕМ.

Я считаю, что родители НЕ ПОЛНОСТЬЮ обуславливают судьбу детей, но очень сильно на нее влияют. Те дети, что преуспели (имея "никаких" родителей) сделали это НЕ БЛАГОДАРЯ, а ВОПРЕКИ родительскому воспитанию, так что у родителей повода для гордости собой нет.

Дети ведь не только у родителей учатся, а и у сверстников, из книг, фильмов и людей, кто для них значим, интересен, кого они ценят.

Если родители сами не могут того, чему нужно научить ребенка (нет у них характера, о коем мы выше писали), они должны позаботиться, чтобы у ребенка был доступ к такому человеку – кто обладает нужным характером.

КАК это сделать, зависит от вашей жизненной ситуации, так что одного и для всех совета просто нет. Варианты – отдать ребенка в бизнес-школу (кроме собственно обучения бизнесу, там завязываются нужные связи и ставится характер). Найти для него возможность периодически быть там, где собираются люди, которые УМЕЮТ решать проблемы. В общем думайте, ищите, но это ДОЛЖНО быть сделано.

Ребенка нужно НАУЧИТЬ решать проблемы.

Кроме характера, для любого человека важно УМЕТЬ решать проблемы, то есть, знать как и что надо сделать в конкретной ситуации и уметь это сделать.

Уметь – значит иметь навык, то есть, действие, доведенное до автоматизма, характеризующееся цельностью, отсутствие поэлементного сознания и контроля; автоматизированное умение, приобретенное упражнениями или опытом, упражнениями, тренировкой, привычкой.

Например, денежный вопрос. Как и где можно получить денег. Что с ними делать - как тратить, вкладывать, копить, преумножать. Как и зачем заниматься благотворительностью. Как брать в долг. Как одалживать. Как возвращать долги, которые отдавать не хотят. Как решать вопросы с государством и криминалом (если актуально). Как продавать себя и/или продукты своего труда. Как повышать доход. Как снижать расходы. Как находить объекты для инвестиций. Как находить идеи, чтобы сделать денег. И т.д. и.т.п.

На все эти вопросы ЕСТЬ ОТВЕТЫ, то есть, УЗНАТЬ как это сделать – можно. Научиться сложнее, но так же возможно. Где? А как насчет задать СЕБЕ вопрос "КАК?"

Есть проблемы, которые большинство решить не может.

Хотя проблем в жизни бесчисленное множество, все они укладываются в схему, которую я называю "уровни проблем". Смысл в том, что по мере взросления человек поэтапно решает ПРОБЛЕМЫ.

Теория про "удовлетворение потребностей по Маслоу" уже устарела (ей сто лет), к тому же, чтобы удовлетворить потребность (в самовыражении, например), нужно решить множество проблем – найти в чем самовыражаться, как это делать, как продвинуть свое самовыражение и т.д. и т.п. То есть, проблемы есть и их нужно уметь решать (хотя я их сформулировал как задачи.

В статье "Удачи в Пути" я уже раскрывал эту тему. Посмотрим еще раз, кратко.

Проблемы решаются не по мере из поступления, а по порядку. И до тех пор, пока не решены проблемы очередного уровня, следующий уровень будет недоступен.

Пример из жизни – мужчина не может разобраться в своей любовной сфере – у него жена и любовница. С кем быть он не знает, поэтому они мучают друг друга уже несколько лет. При этом он, естественно, вынужден (и хочет) зарабатывать много денег, что, в принципе, у него хорошо ПОЛУЧАЛОСЬ (пару лет назад). А сейчас не получается. И он даже знает почему – потому что "все эти любови" его тянут как гири и мешают заниматься делом.

А решить свои любовные проблемы он не может (не умеет, не научили, не знает как), и будут его проблемы в делах тянуться до тех пор, пока он или не решит вопросы в любовных сферах или до тех пор, пока он не перестанет напрягаться по этому поводу. То есть, ну да, у меня жена и любовница и каждая из них хочет, чтобы я оставил другу и был с ней. Ну и что? Меня такая жизнь не напрягает. Нормально все.

В жизни есть проблемы, которые средний (обычный человек) решить может (хоть как-то) и которые не сможет никак.

Культура, в которой мы живем, главной своей задачей имеет передачу опыта от предыдущих поколений к следующим. А опыт (который она передает) – это опыт РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ в разных сферах и областях жизни.

Например, откуда Вы знаете, как надо себя вести, если близкий человек на Вас наезжает (предъявляет необоснованные претензии, грубит и оскорбляет)? Вы ведь знаете, что надо в этой ситуации делать? И мало того, Вы это делать умеете, верно? Не факт, что Вы в этом успешны, но Вы именно умеете (то есть, действия автоматичны, привычны и отработаны). Где Вы этому научились? От кого? Как? Помните?

Культура элиты и массовая культура.

Существует два типа культуры:

  • Культура обычная, для всех – культура среднего человека.
  • Культура для избранных.

В какой среде живем, такую культуру и впитываем.

Культура среднего человека учит нас решать следующие типы проблем:

  • Проблемы самовыражения как Личности.

Сама культура среднего человека формируется как средними (обычными) людьми, так и художественными произведениями, созданными специально для средних людей (они используют такие стереотипы поведения, которые средним людям понятны, знакомы. Они для них свои).

А как живет средний человек? Средне. Базово он как-то обеспечен (хватает на жизнь, но не больше). Любовная сфера как-то решена, то есть, проблемы есть, но не больше, чем у всех и примерно такие же, как у всех. Проблема самовыражения тоже решена "как-то", то есть, никак. Проблема мировоззрения – "как-то" то есть, жить оно (мировоззрение) сильно не мешает, да и ладно.

Другими словами, культура среднего человека учит решать проблемы "средним образом", то есть, не наилучшим, а "чтобы сильно не мешало хоть как-то жить". И этому же мы учим своих детей, весело, да?

А теперь посмотрим, какие проблемы обычный (средний) человек решать не может, потому что культура этому НЕ учит.

Проблемы высшего материального благополучия - богатство.

Богатство – это когда деньги дают возможность влиять на события, происходящие в каком-то регионе страны (мира).

Как мне стать лидером?

Мало иметь деньги, нужно еще быть способным вести людей за собой. Зачем?

Большие деньги – это сложные схемы для их "делания", то есть, много людей и они должны делать то, что надо, а не то, что хотят (могут). И организовать этот процесс – задача владельца денег, а сама по себе задача – лидерская – организовать и повести множество не простых людей в заданном направлении.

Проблемы достижения силы и власти.

Организовать, чтобы государство отдало контракт на производство цемента не в Китай, а заводу на Дальнем Востоке – не простая задачка, да? А именно в решении таких проблем и делаются большие состояния. Не проблем цемента. Круг, масштаб решаемых задач, я имею в виду.

А затем большие люди начинаются интересоваться большими проблемами.

Проблемы «Как мне помочь им?».

Как спасти мир от СПИДа? Как избавиться от малярии? Как предотвратить голод в Африке? Таких не много, но они есть.

И чтобы не "летать в небесах", давайте проверим себя. У Вас есть ответ на вопрос: "Как сделать большое состояние? Как стать богатым по международным меркам человеком?".

У большинства людей:

Ответы есть, но они такие негативные, что лучше бы их не было.

  • Большинство состояний сделано нечестным путем. Вам что, легче от такого ответа? Он поможет стать богатым человеком?
  • Большие деньги – большие проблемы. Очень позитивное верование, да?

Вместо ответа есть вопросы!

А зачем, вообще, надо быть богачом? Мне что, проблем в жизни не хватает?! И все остальное в этом роде.

Так вот, все это признак того, что не решена одна из задач уровней ниже. В данном случае – "мировоззрение". Оно не полное, запутанное и противоречивое. Сам факт вопроса: "А зачем мне это?" означает, что у человека НЕТ ответа, который объяснял бы ему, полностью, зачем ему это надо (быть богатым, в нашем примере).

Возьмем любовную сферу. Что значит быть богатым в этой области жизни, как думаете?

Иметь в качестве любимого человека - ОЧЕНЬ ВЫСОКОГОРАНГОВОГО самца (самку).

В ответ на это у большинства женщин и мужчин появляется множество вполне обоснованных "фу" и "фи". И это говорит о том, что их мировоззрение (не говоря о том, что оно очень бедное) – не полное и противоречивое. С одной стороны они понимают, что быть элитой много лучше, чем быть просто человеком. С другой у них есть множество доводов, почему плохо быть элитой. Так сами с собой всю жизнь и борются.

Главное дело зависит от проблемы, которая перед Вами стоит.

Представьте, что Вы каким-то образом оказались в новом городе, где друзей и знакомых нет. У Вас очень мало денег – жить негде, есть не на что, работы пока нет. Заботит ли Вас сейчас самовыражение? Вопрос риторический, правда?

Та проблема, которая НЕ решена, становится ГЛАВНЫМ ЖИЗНЕННЫМ ИНТЕРЕСОМ. И все силы только на это.

Представим, что необходимым мы себя обеспечили. На душе полегчало. Что дальше? Человек не может быть один, поэтому дальше – дружба, любовь.

Понятно, что в жизни это вот так, по очереди не происходит, но смысл остается – та проблема, которая сейчас в наибольшей степени НЕ решена – есть доминанта, которая организует наши усилия.

Кстати, может быть Вы знаете людей, кто вроде бы "по жизни" нормально обеспечен, но работает не останавливается и на дружбу-любовь времени нет. Почему так происходит?

У него очень высокая планка "минимально". Пока он этого "минимума" не достигнет – не остановится и о любви речь не идет, а для секса всегда можно найти просто человека.

Чему же, все-таки, надо учить детей?

Вернемся к нашим детям? Чему их надо учить?

Ниже список. В правой части – навыки, которым ребенка нужно научить.

Обращаю внимание Ваше, что проблема "устроиться на работу" может быть решена несколькими способами:

Получать "хоть какие-то" результаты нас культура учит. Детей же нужно учить так, чтобы они могли получить от жизни максимум, верно? Соответственно и пункты ниже предполагают, что человек может решать проблемы так, чтобы в одинаковых обстоятельствах получить больше, чем другие. Общий лозунг – получить максимум при минимуме затрат.

Читатели спрашивают: "Вы написали "покупки". А что, здесь у человека могут быть какие-то проблемы? Чему здесь учить ребенка?

Отвечаем: Чтобы он мог купить то, что реально нужно. Чтобы спокойно отказывался от не лишнего (Вам же жертва рекламы не нужна?). Чтобы получил качество лучше, чем получают остальные. Чтобы был доволен покупкой долгое время, а не пару минут.

Уровень проблем

Научить, чтобы дети умели

Проблемы, связанные с обеспечением себя минимально необходимым для жизни. Проблемы выживания.

Устройство на работу – даже если только из-за денег, работа должна быть интересная, с возможностью карьерного и творческого роста, со свободным графиком, с достойной зарплатой, в интересном месте на земле и с интересными людьми.

Карьерный рост – чтобы должности были интересными человеку, с возможностью самореализации.

Проблемы, связанные с обеспечением себя минимально необходимым для жизни. Проблемы выживания.

Как заработать с минимумом сил максимум.

Преумножить с минимальным риском и максимальной выгодой.

Дать в долг тому, кто точно отдаст и дать так, чтобы не было поводов не отдавать.

Взять в долг выгодно и отдать в срок и на своих условиях.

Забрать долг без потерь для обоих.

Покупки – покупать то, что надо и быть довольным этим долгое время (умеете?).

Отдых – отдыхать так, чтобы потом не приходилось отдыхать от отдыха.

Проблемы, связанные с построением своего социального круга – друзья, семья.

Руководство и подчинение.

Подковерная борьба и интриги.

Найти правильного человека для дружбы, любви, для ведения совместного дела.

Построение системы ресурсных связей (блат, связи).

Взаимоотношения с сильными мира сего.

Проблемы самовыражения как Личности

Найти свое дело.

Начать и развить свое дело.

Генерация сильных идей.

Создание творческих и успешных (в плане продаж) продуктов.

Проблемы мировоззрения. Личного.

Вот что верить, во что нет.

Решение внутренних психологических проблем.

Гибкая адаптация взглядов под конкретную ситуацию.

Выработка нужных для решения жизненных задач качеств характера.

Избавление от не нужных качеств характера.

Еще раз напоминаю - выше, в таблице, проблемы, которые относятся к сфере "обычный человек". Наша задача, научить детей решать эти проблемы НЕ так, как это делают обычные люди, а так, как это делает ЭЛИТА.

Резюме.

Детей нужно учить не абстрактным "быть самим собой" или "быть счастливым", а конкретным, практически пригодным в повседневной жизни вещам.

Учить нужно так, чтобы ребенок, когда вырастет, смог получить от жизни гораздо больше, чем все остальные. В идеале – чтобы он вошел в ряды элиты.

Мы не можем полностью определить судьбу и будущее ребенка, но в наших силах дать ему ресурсы, которые будут полезны на жизненном пути.

Не нужно возмущаться культурой – школой, обществом, телевидением, что оно не учит, не дает. Это культура среднего человека и для таких людей этого ДОСТАТОЧНО. Хотите, чтобы ребенок был выше – учите его быть выше.

В идеале, учить можно и нужно тому, что умеешь сам, поэтому самообучение и развитие родителей – безусловно важное и нужное дело. Но есть эффективные институты культурного обучения элиты – элитные заведения, элитные группы – именно туда нужно отдавать ребенка.

Ребенку нужно поставить характер – выработать поисковую активность – как способность находить и решать жизненные проблемы.

Ребенку, обязательно, нужно привить эффективные социальные навыки.

Ребенку нужно привить вкус к элитной культуре.

У него должна быть высокая планка "минимально приемлемый уровень жизни".

Пожалуй все. На сейчас.

Мамы и папы учат своих детей быть добрыми и ответственными, внимательными и послушными. Родители передают свои знания и умения. Но этот обучающий процесс обоюден! Ребенок, в свою очередь, становится учителем для взрослых. Давайте попробуем выяснить, чему именно можно научиться от наших малышей.

Дети очень легко расстраиваются из-за мелочей. Но и плохое настроение исчезает почти
мгновенно. И вот уже забыта причина слез, и ребенок вновь веселится и радостно играет. Взрослым стоит, прежде всего, перенять у ребенка способность быстро забывать о своих проблемах. Не бередить раны, посыпая их солью, а просто забывать.

Дети - великие борцы со скукой. Им не надоедает повторение одинаковых действий, они просто получают удовольствие ото всего, что делают. Пусть это будет постройка и разрушение замка из кубиков, или просмотр одного и того же мультфильма. То, что взрослые ненавидят, как «рутину» малыши не замечают.

Дети могут научить родителей даже нормально и вовремя отдыхать. Ведь никакое чадо, лишенное сил, не станет глотать кофе или энергетические напитки, чтобы довести до конца какое-то дело. Ребенок просто разрешает себе уснуть, и ему неважно, подходит ли для этого место и время. Взрослому трудно признать свою усталость и немедленно идти отдыхать.
Многие родители буквально впихивают в своих детей полезные продукты. Но ребенок, если он не хочет брокколи или шпинат, ни за что не согласится его съесть. Пусть взрослые и гордятся умением сидеть на диете, но это не приносит им пользы. Рано или поздно зелень надоедает, уступая место гамбургерам и тортикам. Давайте учиться у малышей: есть только то, что нравится.

Взрослые постоянно боятся куда-то опоздать, поэтому подгоняют кроху и не дают ему делать все спокойно. Эта борьба тяжела и для ребенка, и для родителей. Но куда спешить, если спешить на самом деле некуда? Зачем заставлять ребенка жить по расписанию, если приятнее и полезнее успевать обращать внимание на мир вокруг? Ребенку помогает трата времени на мелочи, так он познает мир и самого себя.

Любое неинтересное дело малыш превращает в игру. Он фантазирует, ставит себе цели и задачи, разыгрывает любимого персонажа. Такой подход существенно помогает ребенку концентрироваться на том, что он делает. Многим взрослым не помешало бы ввести такой подход к выполнению своих рутинных обязанностей.

Любознательность ребенка должна передаваться и родителям. Ведь мы и в самом деле никогда не задумывались, почему мир устроен именно так, а не иначе. Малыш, задавая вопросы, заставляет нас искать на них ответы. А это, согласитесь, заметно расширяет и словарный запас и кругозор.

Детям не нужны психологи и дорогостоящие тренинги по снятию стресса. Они и так его не накапливают, ведь весь негатив ребенок сбрасывает в течение дня. Дети играют, резвятся, радуются. Вот чему взрослые должны обязательно научиться: не накапливать в себе негативные эмоции, а играть вместе с ребенком.

Многим взрослым не повредит и детская активность. Тогда, вместо лишних килограммов и нервных расстройств, у них появится здоровье и энергия.

Дети способны вдохнуть жизнь даже в самого депрессивного и апатичного родителя. Они просто взывают к детской непосредственности, которую каждый из нас глубоко прячет в себе.

Дети всегда берут пример с взрослых. Если вы говорите одно, а поступаете по-другому, ваш ребенок будет следовать тому примеру, который он видит.

Что такое семья

Модель «семьи» молодожены переносят из своих семей. Если в семье жены деньгами распоряжалась мама, скорее всего, и в своей семье она будет править семейным бюджетов. Если в семье мужа отец проводил дни на диване перед телевизором, то и муж, скорее всего, не будет заинтересован в разделении обязанностей о дому. То же самое касается и отношений, вы их переносите подсознательно в свою семью, а ваш ребенок, наблюдая за вами, подсознательно строит свою модель будущей семьи.

Что такое обязанности

Ребенок с раннего детства должен знать, что у каждого члена семьи есть определенные обязанности, которые он должен выполнять. Давайте ему простые поручения - сложить на место игрушки, почистить на ночь зубы, застелить кровать с утра. Наблюдая за родителями, ребенок узнает, какие обязанности у мамы, а какие у папы. Он захочет помогать вам, и тут главное, не отбить у него желание своим «не трогай, я сама это сделаю быстрее» или «опять после тебя переделывать приходится» и т. д.

Что такое уважение

Трудно научить уважению, но этому можно научиться. Если вы уважаете своего супруга, мнение ваших родственников и самого ребенка, то он прочувствует и запомнит такое отношение. Но если в вашей семье одни лишь претензии и авторитарность, то ребенок не будет уважать ни вас, ни ваши желания.

Что значит делиться

Ребенку сложно понять, почему он должен делиться конфетой или игрушкой, если родители живут по принципу «все лучшее - детям». Расскажите ребенку о том, что делиться это приятно и полезно, что можно делиться даже чувствами и эмоциями.

Что такое конфликты

В каждой семье бывают конфликты. Конечно же, не стоит при ребенке кричать друг на друга и выяснять отношения. Но можно показать, как справляться с конфликтами, как идти на компромиссы, как мирно обходить острые углы и приходить к согласию. Это очень пригодиться ребенку как на детской площадке, так и во взрослой жизни.

Что такое ошибки и извинения

Мы все ошибаемся, но не все умеем исправить свои ошибки. Научите ребенка признавать свою вину или ошибку и извиниться, а в дальнейшем не допустить повторения этой же ошибки. Просите прощения друг у друга при ребенке, пусть он видит это, слышит и запоминает.

Что такое любовь

Ребенок должен с рождения купаться в родительской любви и ласке. Только в такой обстановке он вырастет здоровой и гармоничной личностью. Ребенок должен знать, что такое безусловная любовь, когда любят не за что то, а просто потому, что ты есть.

Помните, что ребенок смотрит только на вас и копирует себе в память ваши модель отношений. Поэтому не стесняйтесь при ребенку сказать супруге или супруге комплимент, проявить нежность, лишний раз сказать, как сильно вы его/ее любите. Также говорите ребенку, что благодаря ему вы стали настоящей семьей, что вы его очень любите, и что вы очень рады, что он у вас такой замечательный.

Диспут на тему: «Чему дети могут

научить своих родителей».
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Л.Н. Толстой
Структура занятия.

Все мы отдаем себе отчет, что наши отношения с родителями иногда оставляют желать лучшего. Наверное, нелегко найти человека, который был бы полностью доволен своими семейными отношениями. Мы считаем, что уже выросли, что имеем права на многие «взрослые вещи», что лучше знаем жизнь, чем наши родители, ведь все уже изменилось.

Но, желая жить, так как мы хотим, совершенно не учитываем чувства и мнение наших родителей. Они, в свою очередь все больше и больше контролируют нас, диктуют свои правила, руководят нашей жизнью. Все это перерастает в семейные конфликты. А что если просто попытаться понять друг друга?


  1. Представьте себе ситуацию :
Вы возвращаетесь домой гораздо позднее обычного, не предупредив своих родителей. Все окна дома темны, лишь вашей квартире свет, снуют из угла в угол ее обитатели. Вы поднимаетесь по лестнице и рисуете в воображении вашу встречу.

  1. Какой она будет?

  2. Какими будут слова ваших родителей (ваши)?

  3. Какие эмоции будут выражаться на лицах?

  4. Что бы вам хотелось от них услышать?

  1. Творческий блок:
«Чему дети могут научить своих родителей»? Когда я буду родителем, я…».(диспут).

  1. Дискуссионный клуб:
Поразмыслите над некоторыми высказываниями великих людей:

  • Не делайте из ребенка: когда он вырастет, то потребует много жертв (П. Буаст)

  • Плох тот воспитатель детей, кто не помнит своего детства. (Эбнер-Эшенбах).

  • Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками – все. (Жан Поль).

  • Ситуации: «дети глазами родителей» (см. приложение)

    Проанализируйте их, сделайте выводы.
    5. Заключение: Нет таких родителей, которые не тревожились бы за своих детей, которые не страдали бы от непонимания и отчужденности, возникающих в семейных отношениях. Объединяет всех и родителей, и детей, то, что все хотят быть счастливыми, чтобы их любили и понимали. Ваши родители хотят вам добра, любят вас, когда вы страдаете, они страдают тоже, хотят помочь вам. Может быть это не видно внешне, но они надеются на ваше понимание и поддержку. Пройдет немного времени, и вы тоже станете взрослыми. У вас появятся дети, и вы также будете искать пути к их сердцам, помните об этом, может тогда вам будет легче понять своих родителей?

    Приложение


      1. Мама Кати (15 лет): «В последние два года в наших отношениях с дочерью происходят изменения, которые меня совершенно не радуют. Я чувствую, как постепенно моя дочь отдаляется от меня. По-моему наши дети начинают уходить от нас в какой-то свой мир, со своими законами. И нам туда уже дороги нет.

      1. Папа Егора (13 лет): «Мой сын замкнулся в своих интересах, похоже, он считает нас с матерью неисправимо устаревшими. Конечно, когда мы учились в школе, многого не было, что есть сейчас у них, но это не повод считать себя умнее всех на свете и с нескрываемым пренебрежением относиться к нам. Так и чувствуешь, что за каждой оброненной фразой скрывается: «Ну какой смысл с тобой об этом разговаривать. Все равно не поймешь»!

      1. Мама Вити (16 лет): «Мой говорит: «Я – взрослый. Могу гулять допоздна, делать, что хочу, мне нужна свобода!» Но, позвольте, мы их одеваем, кормим, платим за них, он встречается с девушкой, я даю деньги ей на подарки, ухаживания. Я понимаю, что финансовое содержание я буду оказывать еще долго. А когда меня в школу вызывают, то иди, мама…То он уроки прогулял, то учителю нагрубил… Уж если он такой взрослый, пусть сделает так, чтобы матери не приходилось отвечать за его поступки и краснеть.»

      1. Отец Нади (14 лет): «Раньше Надя была агрессивной, все эмоции выплескивала: хлопнет дверью, книги швырнет… А теперь стала равнодушной, безразличной. Все мои слова, как об стенку горох.»

      1. Мать Наташи (15 лет): «А я одна рощу Наташу. Бегаю с одной работы на другую, чтобы все у нее было, не хуже, чтоб других росла. К вечеру прихожу домой, а дома – гора посуды, беспорядок, Наташа сидит, слушает музыку. Увидит меня, состроит недовольную физиономию (мол опять сейчас начнет отчитывать) и уходит гулять. Как тут не сорваться. Разве она не видит как мне тяжело? Кто же меня поймет, как не она? Она уходит, а я сяду на кухне и реву».

      1. Мать Ромы (15 лет): «Рома считает, что мы с матерью обязаны выполнять все его прихоти. То куртку не ту купили, не модная, карманных денег мало даем. Все это со скандалом».

    7. Мать Лены (14 лет): «А моя дочь перепархивает из романа в роман. Она считает, что самое страшное остаться «синим чулком», хочет взять от жизни все, курит, юбка короче некуда, вся раскрашена. Говорит: «Отстань, я хочу красиво пожить, сама разберусь с кем мне жить, а замуж выйду в 30». Я боюсь, что дочка так разменяет себя, и не будет у нее никакой семьи, потому что мужчине женщина порядочная нужна…»

  • Давно известна пословица «Яйца курицу не учат». Многие родители действительно считают, что у детей нечему учиться. Только ребенку необходимо учиться у старших.

    Если мы посмотрим на жизнь ребенка, как он относится к своим проблемам, к трудностям, ошибкам, как он радуется солнечному свету, птицам, виляющему хвостом щенку, нам есть, о чем задуматься. Дети возвращают нас в мир радости, показывают нам, насколько наш мир прекрасен.

    Шесть лет назад, в один теплый летний вечер мы с восьмилетним сыном возвращались домой с прогулки и увидели маленького ежика. Он так радовался этому ежику, что целый вечер только о нем говорил, засыпал с мыслями о ежике. Первыми его словами на следующее утро были рассказы о ежике.

    И таких источников радости у детей множество.

    А чему радуемся мы, взрослые? Как часто мы радуемся? Обращаем ли мы внимание на то, что нас окружает?

    Открытость и искренность также относятся к урокам, которые нам преподносят дети. Дети говорят то, что думают, не скрывают своих чувств, выражая их открыто. Мы можем научиться у детей быть искренними и открытыми, жить «без масок», быть такими, какие есть.

    Дети учат нас быть «здесь и сейчас». Они если чем-нибудь занимаются, то думают только об этом и все свои силы, свою энергию направляют на свое занятие. Они не думают, что было в прошлом, не беспокоятся в это время о будущем. Они заняты своим делом, поглощены им, полностью вовлечены в него.

    Если бы мы, взрослые, так же, как и дети, относились к трудностям и проблемам, то их было бы намного меньше. Дети часто на случившееся говорят: «Ничего страшного, сейчас исправлю, уберу…» Именно такой подход к ситуации – подход с миром в сердце, без напряжения, страха, беспокойства – способствует принятию верного решения. В порыве чувств мы неспособны конструктивно разрешить ситуацию.

    Дети не относятся критично к своим ошибкам, они воспринимают их как естественный этап своего развития. Детям естественно учиться на своих ошибках, и они делают соответствующие выводы из них даже без участия взрослых. Это взрослые ошибки возводят в ранг проблем и учат ребенка такому отношению к ним.

    Первые годы своей жизни ребенок верит в себя и уверен в себе. Его уверенность не поддается сомнению. Научившись ходить, ребенок идет туда, куда хочет, и не думает о том, что он не сможет дойти, что у него не получится, что он может упасть. Хоть путь к цели и сопровождается падениями, ребенок, поднимаясь, идет дальше. Несколькими годами позже появляются разные увлечения. Выбирая себе занятие, кружок, ребенок верит в свои силы, свои возможности и не сомневается в том, что он не сможет что-то сделать. Лишь взрослые часто повторяют: «Ты не сможешь. У тебя не получится. У нас никто в семье этим не занимался, и ты не будешь».

    Лучшее питание для вашего ребенка, натуральные продукты из США «OrganicAndNatural », теперь можно купить в Украине!

    Дети учат нас любить, любить без всяких условий, любить просто так, просто потому, что этот человек есть. Их любовь не ожидает ничего взамен. Дети любят всем своим сердцем. Они чувствуют глубинное состояние любви и в этом состоянии действуют. Их внимание, подарки, забота наполнены любовью, потому они нам, взрослым, так приятны и так для нас ценны.

    Бывает, ребенок не хочет завтракать так, как требуют взрослые, или гулять с другими ребятами на улице. И всем своим видом показывает, как ему не хочется этого делать. Даже начинает уговаривать, чтобы остаться при своем. Детям свойственно прислушиваться к себе, к своему внутреннему голосу, к своему сердцу, и следовать этому. Дети интуитивно ощущают эмоциональную атмосферу, в которой они находятся. И порой они не хотят разговаривать с человеком, который нам кажется очень вежливым и культурным. Дети «считывают» внутреннее состояние других людей и исходя из этого определяют свои дальнейшие действия. Их интуиция и чувство ситуации не притуплены и верны, даже если логические объяснения этому отсутствуют.

    Двадцать восемь лет назад, когда мне было восемь лет, а брату шесть, к нам приехал гость – мужчина лет тридцати пяти. Как только он зашел в наш дом, поздоровался, брат сказал: «Ты у нас что-то украдешь». Родители сразу же попытались сгладить ситуацию, объясняя брату, что нельзя так говорить и относиться к людям. Когда этот гость уехал, вместе с ним «уехали» перчатки и дипломат отца, что на то время было для него ценным. Стоит учиться у детей слушать себя.

    Также ценными являются уроки относительно мнения других людей, которые преподают нам дети. Когда они решили что-то сделать, что им важно и необходимо, то они не думают, что же о них в это время подумают другие люди. Дети просто делают то, что считают нужным. А ведь мнения других людей бывают разными и часто они вселяют сомнения. Дети не ставят мнения других людей «во главу угла» и не руководствуются ими во время принятия важных для них решений.

    Дети много мечтают, и когда они мечтают, то не думают о том, насколько реальна их мечта, смогут ли они ее воплотить в жизнь. Они просто мечтают и верят, что их мечта сбудется. Вера в свою мечту помогает увидеть возможности для того, чтобы ее осуществить. Ребенок не думает о том, сможет ли он осуществить свою мечту, он думает лишь о том, КАК он сможет это сделать. И весь окружающий мир воспринимается им как союзник в исполнении мечты.

    Часто дети выступают в роли учителей, уча родителей, какими им нужно быть. Стоит только начать воспринимать ребенка как учителя, и вы заметите, что ребенок сам будет вам говорить, какими вам необходимо быть и как такими стать.

    Жан-Жак Руссо писал: «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим».

    В одной семье семилетняя девочка говорит: «Я просто хочу, чтобы в этом доме было мирно. Я хочу, чтобы в этом доме было спокойно». Из уст детей слышны золотые зерна мудрости: «Мамочка, прояви мне любовь», «Не ругайся, а люби». Восьмилетний мальчик говорит: «Мама, а ты знаешь, какая самая большая сила в мире?» «И какая?» — переспрашивает мама. – «Любовь» — отвечает сын.

    Уроки, которые преподают нам дети, индивидуальны для каждой семьи. Если ребенок родился в данной семье, значит он – учитель именно для этих родителей и преподносит уроки, которые им наиболее всего необходимы. В каждой семье свои уроки. Воспринимайте детей как учителей, и вы услышите, какие откровения они вам скажут.

    В Библии в Евангелии от Матфея записаны такие слова Иисуса Христа: «Устами младенца глаголет истина».

    Таким образом, дети учат родителей:

    • Радоваться жизни
    • Открытости и искренности
    • Быть «здесь и сейчас»
    • Трудности и ошибки воспринимать как естественный этап развития
    • Верить в себя и быть уверенными в себе
    • Любить
    • Слушать свое сердце
    • Не руководствоваться мнением других людей
    • Мечтать и осуществлять свою мечту

    Дети – наши учителя, только позвольте им таковыми быть.

    Ольга Чурикова, практический психолог, социальный педагог

    Похожие публикации