Занятие по ознакомлению с окружающим и самопознанию для детей старшей группы. Занятие по ознакомлению с окружающим «Что такое рукотворный мир

План-конспект занятия

« Помоги Зайке сберечь здоровье »

Программное содержание:

Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья;

На основе ситуационных моментов формировать умения детей делать выводы о безопасности жизнедеятельности;

Воспитывать чувство взаимовы­ручки, стремление оказывать помощь друг другу.
Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на то, как они подросли за лето, стали быстрыми, ловкими, и предлагает поговорить о здоро­вье, выясняет, как дети понимают слово «здоровье», приводит по­ словицы:

Здоровье - лучшее богатство.

Здоровому все здорово.

Здоровье - всему голова.

Раз даётся сту к в дверь, появляю тся два мальчика , одетые в костюмы Знайки и Зайки. Зайка одет небрежно: пальто расстегнуто, шнурки развязаны, шарф размотан.

Они здоровают ся с детьми. Зайка зовет детей гулять. Знайка предлагает остаться на занятии и послушать. Он обращает внима­ние детей на внешний вид Зайки и говорит , что, одеваясь таким образ ом, Зайка вредит своему здоровью. Знайка предлагает де­тям объяснить Зайке, что он, торопясь, сделал неправильно и почему, предлагает помочь Зайке.

Воспитатель хвалит детей за помощь Зайке, уточняет ответы детей: развязаны шнурки - можно наступить на них и упасть; рас­ стегнуто пальто - можно простудиться; не завязан шарф - он может зацепиться за что- нибудь, и ребенок упадёт .

Как пройти по мокрому полу, чтобы не поскользнуться;

- как спускаться по лестнице;

Как одеваться, собираясь на прогулку.

Зайка предлагает неправильные варианты, воспитатель по­буждает детей объяснить ему правила, затем предлагает детям пока­зать все это, собираясь на прогулку.

Сказочные герои читают стихотворение-совет и провожают детей на прогулку.

Надеваете пальто, Неприятностей не ждите.

Нужно сразу сделать что? Лучше в зеркало смотрите!

Пуговицы застегнуть, И тогда не упадёте,

А потом уже и в путь . Ничего не разорвёте.
Вы надели башмаки -

Завяжите все шнурки!

Чтоб в дороге не упаст ь

Чтобы в лужу не попасть.
Можно использовать персонажи кукольного театра .

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя

4-ый год жизни

« Доктор Айболит »

Программное содержание:

Через игру познакомить детей с профессией врача и инструментами, необходимыми ему для работы, уточнить представления детей о личной гигиене;

Формировать навыки здорового образа жизни;

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

Развивать речь, воображение.
Оборудование: игрушечное медицинское оборудование (термометр, микстура, бинт, шпатель), ширма, набор «Кукольный доктор», костюм врача, картинки с изображением продуктов, шапочки с изображением животных.
Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются.)

Воспитатель : Ребята, давайте с вами поиграем. Я придумала игру-шутку. Назы­вается она «И я тоже». Если я буду говорить, что делаю что-то хоро­шее, вы добавляйте: «И я тоже»: если плохое - молчите, ничего не говорите, ладно? Запомнили. Начинаем. Только будьте внимательны!

Игра «И я тоже»

Я умею аккуратно ее есть.

Я не слушаю старших.

Я с ребятами дружу.

Хорошо себя веду!

Я на улице гуляю!

Я ребят всех обижаю!

В случае если кт о-нибудь ошибся и сказал: «И я тоже», воспитатель говорит: "Кто это там сказал «И я тоже»? Дайте-ка

я посмотрю на детей, которые обижают своих товарищей!.. Что?..

Не обижаете, просто ошиблись? Это хорошо, надо быть дружными!».

Воспитатель: Ой, ребята, совсем забыла, заигралась с вами... Ведь к нам пришел гость. Подождите здесь, а я посмотрю, пришёл ли он к нам.

Воспитатель уходит за ширму и переодевается : Нет, лучше сами отгадай­те, кто к вам пришел... Добрый - добрый, в белом халате, в очках... Догадал ис ь? Всех излечит, исцелит, добрый доктор... (Айболит). Прав ильно, а вот и он! (Появляется доктор Айболит.)

Айболит : Након ец-то, я к вам добралс я. Трудно было идти: и ветер, и с нег на пути. Где наши зверята больные? А вот они.

Воспитатель (Доктор Айболит) одевает детям шапочки с изобра-жением животных: зайки, мишки, бегемота, волка и т.д.

Айболит обращается к ребёнку в шапочке с изображением зайки: З айчонок, что у тебя болит ? (Наклоняется к зай чику, слушает его трубкой) Вот оно что! Простудился зайка! Ну-ка зайка расс кажи, как ты мог так прос-тудиться.

Ребёнок рассказывает: Зайку бросила хозяйка.

Под дождем остался з айка!

Со скамейки слезть не мог.

Весь до нит оч к и про мок! (А.Барто)


Айболит : Ай-я-яй! Нехорошо бросать свои игрушки. Ложись-ка, заинька, в постель, поставим тебе градусник. А ребята тебе принесут и покажут картинки с изображением полезных продуктов, в них много витаминов, которые тебе помогут выздороветь и больше не заболеть.

Игра «Полезное – неполезное»

Айболит: Вот, ребята – молодцы: вы помогли выздороветь зайке.

Айболит: А у тебя, мишенька, что болит?

Ребёнок читает: Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший. (А.Барто)

Айболит: Лапка? Мы ее сейчас пе­ревяжем. А вот игрушки свои нельзя так обижать (открывает чемоданчик, а он пустой) Какой я забывчивый! Я забыл свои инструменты. Вижу у вас имеются предметы, необходимые мне для работы (под-ходит к столу, где размещены предметы, которые необходимы для работы врачу, повару, продавцу) . Выберите мне из всех предметов те, которые нужны мне для работы.

Игра «Кому что нужно»

Айболит: Молодцы! Теперь можно лечить мишеньку. Возьмем бинт и забинтуем ему лапку. Все, мишенька! Есть еще больные.

Айболит: Ой, бегемотики! Они схватились за животики, у бедных бегемотиков животики болят. И почему же у них животики могли заболеть? (ответы детей)

Айболит: Они плохо руки мыли. Ребята, давайте расскажем им, как надо руки мыть.

Надо, надо нам помыться! шагаем

Где тут чистая водица? разводят руками

Кран откроем – ш-ш-ш, вращение кистями рук

Руки моем – ш-ш-ш, имитируем мытьё рук

Щёчки, шейку мы потрём и водичкой обольём.

имитируем мытьё щёк, шейки

Буль – буль – буль – журчит водица, надуваем щёки

Все ребята любят мыться.

Руки с мылом мы помыли, имитируем мытьё рук

Нос и щёки не забыли. показываем на щёки и нос

Не ленились вымыть уши показываем уши

И вытерли всё посуше.

Айболит: Какие вы молодцы, научили бегемотиков мыть руки. Ребята, вы очень добрые и забот­ливые. А мне пора идти других деток и зверю­шек лечить. До свидания, ребята ! (собирается уходить, но вдруг что-то вспоминает)

Айболит: Какой же я забывчивый ! Ведь я вам хотел сделать подарок, отдать вам свой чемоданчик. Вы рассмотрите всё и будете сами лечить. Надеюсь, он вам очень поможет. Вот теперь до свидания! (Отдает чемоданчик и уходит за ширму, снимает костюм и выходит)

Воспитатель : Ну, ребята, расскажите, что за гость к вам приходил? (ответы детей) И что доктор Айболит вас лечил? (ответы детей, обращает внимание на подарок). Вы доктору Айболиту спасибо сказали? Молодцы, какие вы хорошие!

План-конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя

4-ый год жизни

« Чтобы быть здоровым »

Программное содержание:

Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
Оборудование:

Иллюстрации с изображениями: мальчик, чистящий зубы, и грязный мальчик, книга со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр»
Ход занятия :

Воспитатель предлагает послушать отрывок из стихотворения

В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», последователь-но демонстрируя иллюстрации:

Этот мальчик любит мыло и зубной порошок.

Этот мальчик очень милый, поступает хорошо.

Этот в грязь залез и рад, что грязна рубаха.

Про такого говорят: «Он плохой. Неряха!».

Вопросы:


    Какой из мальчиков вам больше нравится?

    Почему вам понравился опрятный, аккуратный мальчик?

    А другой мальчик кому-нибудь понравился?

    Почему не понравился?

    Какие туалетные принадлежности нужны, чтобы смыть грязь и быть чистым?

    Что, кроме мыла и губки , необходимо для мытья?

Воспитатель предлагает показать, как дети моют руки и лицо (имитации движении), а затем вспомнить, в каком стихотворении есть слова:

Давайте же мыться, купаться,

Плескаться, нырять, кувыркаться

В лохани, в корыте,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане.

Всегда и везде

Вечная слава воде!

Педагог предлагает выучить чистоговорку:

Мама Милу

С мылом мыла.

В глаз попало

Миле мыло.

Мама Миле говорил а:

Не сердись, дочу рка М ила .

Не сержусь, - сказала Мила,

Я выплакиваю мыло.

Затем воспитатель читает стихотворение К. Чуковского «Мойдо-дыр» полностью, выясняет, почему от мальчика убежали все вещи, и напоминает о правилах гигиены.

План-конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя

» 4-ый год жизни

« Экскурсия в прачечную

детского сада»

Программное содержание:

Познакомить с работой мастера по стирке белья,

Уточнить знания о том, что в прачечной стирают, гладят полотенца и постельное белье;

- воспитыв ать уважение к труду людей, работающих в прачеч­ной .
Ход экскурсии:

До начала экскурсии воспитатель предлагает послушать отрывок из знакомого стихотворения и назвать его.

Одеяло убежало.

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня.
Воспитатель уточняет, почему от мальчика убежали все вещи, говорит, что хотя среди ребят в группе нет грязнуль, но полотенца иногда бывают грязными; задаёт вопросы, кто стирает полотенца и постельное белье, предлагает познакомиться с мастером по стирке белья, повторяет ее имя и отчество, закрепляет слова: «прачечная», «белье», «постельные принадлеж-ности».

В прачечной после осмотра помещения и знакомства с мастером по стирке белья предложить послушать её рассказ, сопровождаемый показом действий: белье замачивается, загружается в стиральную машину, засыпает-ся стиральный порошок. По ходу рассказа взро­слые задают вопросы, пред-лагая сравнить стиральные машины в детском саду и дома, демонстрируют грязные полотенца, объясняя, что дети недостаточно чисто мыли руки и теперь полотенца придет­ся кипятить или дополнительно отстирывать руками. Затем показы­вают, как сушат и гладят белье, предлагают сложить несколько вы­глаженных вещей.

Подводя итог, воспитатель обращает внимание, как много белья нужно выстирать и отгладить, как трудно отстирывать грязные вещи , объясняет, что дети могут помочь работникам прачечной, если будут тщательно мыть руки.

План-конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя

» 4-ый год жизни

« Тел о человека»

Программное содержание:

Уточнить знания детей, из каких частей состоит тело человека,

Рассказать о роли органов чувств.
Оборудование: кукла, картинки с изображением разных кукол, фотографии (картинки) детей разного возраста.
Ход занятия:
В гости к детям пришла кукла Маша, принесла картинки с изображением своих подруг, предлагает рассмотреть их. Воспитатель обращает внимание, что все куклы разные (рост, цвет волос и глаз), предлагает найти различия. Затем побуждает дет ей определить, чем похожи все куклы, подводя к выводу: у всех однии те же части тела, предлагает показать их на себе.
Далее воспитатель выясняет с детьми:


    что можно делать ногами, в какие игры играть;

    что делают руками;

    почему руки называют первыми помощниками;

    для чего нужны уши;

    от чего нужно беречь глаза.

Затем воспитатель предлагает рассмотреть фотографии детей раз­ного возраста, обращает внимание на изменение их роста, побуждая прийти к выводу: чтобы вырасти большим, сильным и здоровым, нужно хорошо кушать, заниматься спортом и заботиться о своем здоровье.

План-конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя и рисование (комплексное)

4-ый год жизни

« Витамины и

полезные продукты»

Программное содержание:
- рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья чело­века,

Закрепит умение детей передавать в рисунке полезные продукты, используя различные методы изображения (пальчиком, кисточкой, карандашом);

Воспитывать интерес и желание рисовать полезные продукты.
Оборудование:

Картинка или фотография с изображением крепких , здо­ровых людей, картинки с изображением полезных продуктов (мясо, рыба, овощи, фрукты, молоко и молочные продукты, орехи, мед), загадки, гуашь, листы бумаги.
Ход занятия:

Показать картинку или фотографию с изображением крепких, здо­ровых людей, подвести детей к пониманию того, что для хорошего здоровья необходимо правильное питание, побеседовать о любимых блюдах детей.

Рассказать о витаминах, оказывающих влияние на работу орга­низма, назвать некоторые витамины, рассказать, работе каких орга­нов они помогают и в каких продуктах содержатся:


    витамин А важен для зрения, содержится в моркови, луке, пе­трушке, яйцах;

    витамин В способствует хорошей работе сердца, со­держится в молоке, мясе, хлебе;

    витамин С укрепляет весь орга­низм, помогает не болеть,

содержится в апельсинах, лимонах, яго­дах, капусте, луке.

Вспомнить, как выглядят знакомые овощи, назвать их по картин­кам, подобрать картинки-отгадки к загадкам.

Показать картинки с изображением полезных продуктов (мясо, рыба, овощи, фрукты, молоко и молочные продукты, орехи, мед). Объяснить: для того чтобы быть здоровым, крепким и сильным, нужно ку шать только полезные продукты. Рассказать, что некоторые про ду кты не очень полезны, особенно если употреблять их в большом количестве (шоколад, конфеты). Предложить нарисовать любимые продукты.

План-конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя

4-ый год жизни

« Безопасность на дорогах»

Программное содержание:
- познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения,

Рассказать о светофоре.

Оборудование:

Картинка «Машины на улицах города», манишки с изображе­нием участников дорожного движения, картинка с изображением мили­ционера
Ход занятия:

Воспитатель напоминает детям, что они научились играть с машинка-ми, а на настоящих дорогах машин много, предлагает рассмотреть картинку «Машины на улицах города». Объясняет, что для того, чтобы управлять ими, нужно много знат ь и уметь, задает вопросы, подводя детей к тому, что водители дол жны знать правила дорожного движения.

Воспитатель предлагает подумать, почему машины не сталкиваются друг с другом, кто помогает им двигаться без аварий, загадывает загадку:

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горит и день, и ночь

Зеленый, желтый, красный.
Педагог уточняет значение сигналов светофора, действия пешехо­дов и водителей и предлагает поупражняться в движении в соответ ствии с сигналами светофора. Дети надевают манишки с изображе­нием участ-ников дорожного движения и и митируют движение машин и пешеходов на улице. Воспитатель напоминает правила: не спешить, следить за движением других и сигналами светофора , пе­реходить улицу в указан-ном месте.

Затем воспитатель показывает картинку с изображением мили­ционе-ра, предлагает рассмотреть ее, объясняет его роль в управле­нии движением на улице.

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя

4-ый год жизни

« Здоровье в порядке,

спасибо зарядке!»

Программное содержание:

Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом;

Закре­пить название некоторых видов спорта.
Оборудование:

Кукла в спортивной одежде, картинки с изображением разных видов спорта, спортивный инвентарь (мячи, скакалки и т.п.), мыльные пузыри.

Ход занятия:

На занятие приходит кукла в спортивной одежде - тренер Гантель-кин, показывает детям картинки с изображением разных видов спорта, уточняет, знают ли дети их название, задает вопросы:


    какие виды спорта нравятся и почему;

    каким видом хотели бы заниматься;

    какими видами спорта можно заниматься зимой, летом.

Гантелькин объясняет, почему полезен каждый вид спорта и спорт вообще, и предлагает детям позаниматься физкультурой:

Состязание, ребятки.

Мы начнем сейчас с зарядки!

Для чего нужна зарядка?

Это вовсе не загадка –

Чтобы силу развивать

И весь день не уставать!

Если кто-то от зарядки

Убегает без огляд к и –

Он не станет нипочём

Настоящим силач ом!
Каждый день у нас, ребятки,

Начинается с зарядки!

Руки в стороны и вниз ,

Все присели, подняли сь,

И девчонки, и мальчишки

Побежали все вприпрыжку!

Провели разминку ловко.

Приступаем к тренировке.

Выполняются упражнения с мячом:


    Эстафета «Кто быстрее передаст мяч».
Дети, стоя в две шерен­ги, передают мяч друг другу.

    «Перебрось, поймай, упасть не давай!».
Дети стоят в две шеренги друг против друга и перебрасывают мячи от одной команды к другой.

    «Мыльные пузыри».
Воспитатель пускает мыльные пузыри и предлагает детям поймать их.

Гантелькин предлагает еще позаниматься:
Чтобы сильным быть и ловким,

Продолжаем тренировку.
Выполняются знакомые упражнения с предметами. После упраж­нений Гантелькин предлагает поиграть:
Чур-чура, чур-чура,

Начинается игра.
Проводится подвижная игра по желанию детей.

Прощаясь, Гантелькин еще раз напоминает, что нужно занимать­ся физкультурой и спортом, чтобы быть сильными и здоровыми:
Спорт, ребята, очень нужен,

Мы со спортом крепко дружим.

Спорт - здоровье, спорт – помощник,

Спорт - игра, физкульт-ура!
Гантелькин дарит детям спортивный инвентарь (мячи, скакалки и т.п.).

План-конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя

4-ый год жизни

« Айболит в гостях

у детей»

Программное содержание:

Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми,

Закрепить знания о витаминах,

Уточ­нить представления об овощах,

Учить сажать лук .
Материал для занятия:

Машина, кукла Доктор Айболит , овощи, фрукты, плоды шипов-ника, термос с настоем шиповника, репчатый лу к и инвентарь для посадки и полива.
Ход занятия :

В группу приезжает автомашина, в которой лежат мешочки с ши­ повником, овощами и фруктами и доктор Айболит.

Проводятся игры:

«Чудесный мешочек» - дети на ощупь определяют овощи (огу-рец, помидор, картофель, свекла, морковь), называют их и дают не­большое описание.

«Угадай на вкус» - после рассматривания и уточнения названия фруктов детям предлагается с закрытыми глазами определить их на вкус (яблоко, груша, апельсин, лимон, банан).

Затем Айболит показывает плоды шиповника, предлагает их по-тро­гать, понюхать, объясняет, что это та кое. Плоды шиповника очень по­лезны, их надо собирать, сушить, а зимой заваривать вкусный вита­минный чай. Объясняет, что после занятия угостит детей таким чаем.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в автомашине лежит мешочек с луком, объясняет, что в зелёном луке много витаминов, и предлагает вырастить лук самим и есть его за обедом.

После показа проводится посадка лука в ящики. Доктор Айболит напоминает, что после работы нужно помыть руки, чтобы не занес-ти микробы, быть здоровыми и не болеть, и угощает детей ви­тамин-ным чаем.

План-конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя

4-ый год жизни

«Экскурсия в парк (лес)»

Программное содержание:

Учить детей отмечать характерные признаки лета, учить находить и узнавать лекарственные растения,

Формировать бережное отно­шение к природе.
Ход экскурсии:

Воспитатель предлагает детям осмотреться в парке и загадывает загадку:
Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем

(Лес)
Воспитатель приглашает детей отправиться в путешествие по чу­десному зелёному до му, полюбоваться, рассмотреть и запомнить все, что покажется интересным.

Дети с воспитателемрассматривают деревья, растущие в парке, сравнивают листья, ствол, кору, отмечают характерные черты, вы­соту, крону.

Зате м проводится игра «Найди дерево»: воспитатель называет знакомое детям дерево, они должны найти его, добежать и обхватить руками ствол.

Затем воспитатель предлагает вспомнить, что растет в лесу инте­ресное и полезное, уточняет название лекарственных растений, показы-вает иллюстрации и предлагает найти, но не рвать знакомые лекарствен-ные растения. Воспитатель подходит к каждому ребен­ку, нашедшему растение, напоминает его название и полезные свойства, предлагает сорвать по одному лекарственному растению каждого вида для гербария как чудесный подарок и воспоминание о лесе.

Цель : Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о свойствах воды. Обратить внимание на то, что такой привычный объект как вода, таит в себе много неизвестного.
  • Закрепить у детей знания о значении воды в жизни человека: вода- источник жизни; об источниках питьевой воды; представления о некоторых видах природных водоёмов.
  • Закрепить знания о свойствах воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода - растворитель.
  • Объяснить детям, почему воды иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой; закрепить умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение.
  • Развивать связную речь детей. Активизировать словарь. Совершенствовать навыки диалогической речи.
  • Развивать любознательность, способствовать формированию навыков коммуникативного поведения.

Ожидаемый результат:

Сформированные знания о разных состояниях воды, бережное отношение к воде.

Материалы и оборудование: наборы для экспериментирования на каждого ребенка, демонстрационный набор для проведения опыта «водоворот», таблица «Свойства воды», презентация «Свойства воды», проектор, ноутбук.

Ход занятия

Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро - я вас всех люблю.

Желаю вам хорошо заниматься.

Слушать внимательно, не отвлекаться.

Сегодня наше занятие пройдет в лаборатории «Хочу все знать». Войти в лабораторию можно только в специальной одежде. Оденьте фартуки и головные уборы.

Воспитатель одевается Профессором.

Здравствуйте, меня зовут Профессор Всезнайка. Я рада видеть вас в своей лаборатории «Хочу все знать».

Дети оделись и читают стихотворение.

Мы теперь не просто дети,

Мы - исследователи. Вероника

Мы узнаем все на свете.

Досконально о предмете: Глеб

«Что? Когда? И как растет?

Сколько раз в году цветет? Настя

Почему в ночи сверкает?

Отчего в воде не тает? Максим

Отгадаем мы секрет

И на все найдем ответ. Вместе.

  1. Дети садятся за столы.

Воспитатель: - Послушайте мою загадку:

Мы говорим, она течет,

Мы говорим, она играет

Она бежит всегда вперед,

Но никуда не убегает

В морях и реках обитает,

И часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять.

Вы узнали, что это? (Вода)

Воспитатель: - А я знаю, что вы тоже знаете о воде. Вероника и Паша прочитают стихотворение.

Дети читают стихотворение.

ВОДА ВСЕГДА И ВСЕМ НУЖНА

ОНА ПРОЗРАЧНА И ЧИСТА

ОНА БЕЖИТ, ТЕЧЕТ И ЛЬЕТСЯ

ИЗ РЕЧКИ, КРАНА И КОЛОДЦА

ОНА СВЕТЛА И ХОЛОДНА

А ТАК ЖЕ МОКРАЯ ОНА.

И КТО С ВОДОЙ НЕ ОСТОРОЖЕН

НАМОЧЕТ БЫСТРО ИХ ОНА.

Кому нужна вода?

(растениям, животным, человеку).

Да, вода нужна всему живому на Земле. Без воды наша планета была бы безжизненной.

А в каком виде встречается вода в природе?

Дети: вода в природе встречается в виде облаков слайд

В виде снега слайд

В виде града слайд

В виде тумана слайд

В виде сосулек слайд

В виде сосулек слайд

Давайте вспомним какие свойства воды вы уже знаете?

Свойства воды (на мольберте)

- прозрачная - 1

Не имеет запаха - 2

Бесцветная - 3

Не имеет вкуса - 4

Может быть твердой - 5

Может испаряться - 6

(дети говорят с опорой на наглядность - плакат на мольберте)

Сегодня мы, узнаем новые свойства воды, а для этого мы проведем эксперимент с водой. это

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

- Для того что бы наши опыты прошли успешно, надо вспомнить правила поведения в лаборатории.

  • слушать внимательно;
  • громко не разговаривать,
  • работать только на своем рабочем месте, не мешать друг другу;
  • выполнять задания по команде.

В лаборатории всегда должно быть чисто. Что бы опыты прошли успешно, нужно, что бы наши руки были чистыми.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА. За столом

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда! (моем руки, потираем ладошки)

Брызги вправо, брызги влево!

Мокрым стало наше тело! (стряхиваем воду с рук, сжать в кулак, а затем выпрямить руки)

Полотенцем мы пушистым

Вытираем руки чисто! (вытираем руки полотенцем)

Опыт № 1. ОЧИСТИ ВОДУ

Воспитатель: - Посмотрите на свое рабочее место. Перед вами стоит стакан с грязной водой. А мы говорили, что для человека необходима чистая вода. Но иногда мы бываем в таких условиях, когда чистой воды нет. Что же делать?

Дети: - Нужно очистить воду от примесей.

Воспитатель: - С помощью чего можно это сделать?

Дети: - С помощью фильтра.

Воспитатель: - Что будем использовать в качестве фильтра?

Дети: - Ватный диск.

- Да- нет, поведем эксперимент.

Давайте проверим, как это будет работать. Помешайте грязную воду ложкой, чтобы примеси поднялись со дна стакана. А теперь осторожно, переливайте грязную воду в стакан с фильтром. Уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая стала вода?

Вода стала чистой.

Куда делась грязь?

Осталась на фильтре.

Вывод:

(карточка очисти воду с помощью фильтра) - СЛАЙД

Посмотрите на свое рабочее место, предметы какой формы вы видите?

Дети: - круглые, квадратные, треугольные, овальные.

Воспитатель: - Все предметы имеют разную форму. А как вы думаете, вода имеет ли свою форму?

Проведем еще одно исследование. Да- нет, поведем эксперимент.

Опыт № 2. КАКОЙ ФОРМЫ ВОДА

Возьмите стакан с очищенной водой и перелейте воду из одного стакана в другую емкость (стакан - прямоугольник - треугольник - стакан). Посмотрите, что происходит с формой воды?

Она изменяется.

Ваня, какой формы у тебя стала вода? (квадратной)

Паша, какой формы у тебя стала вода? (прямоугольной)

Форма, которую принимает вода, все время изменяется. То она круглая, то квадратная.

Воспитатель: - С помощью эксперимента можно сделать вывод.

Вывод: вода не имеет формы и принимает ту форму, в которую ее воздуха.рубочки в е ые, квадратные, треугольныеотать будем все вместе зависимости от формы емкости, в которую ее переливают.

(карточка форма воды) - Слайд.

Делать различные научные открытия, это дело не из легких, даже в лабораториях бывают перерывы. Давайте и мы с вами отдохнем и поиграем.

ИГРА на ковре

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Да - нет». Я буду называть утверждения, а вы, если согласны с этим утверждением, хлопайте в ладоши, а если не согласны, топайте ногами.

  • Вода в природе бывает жидкая? (да)
  • Вода имеет запах и цвет? (нет)
  • Лед - это вода? (да)
  • Вода замерзает и образуется лед? (да)
  • Снег при таянии превращается в лед? (нет)

ФИЗМИНУТКА море волнуется

Воспитатель: - Нас ждут новые открытия, давайте возвратимся в лабораторию.

Воспитатель: - Вокруг нас находится много воздуха, которым мы дышим. А если воздух попадет в воду, как вы думаете, что произойдет?

Да- нет проведем эксперимент.

Опыт № 3. ПОКАЖИ ВОЗДУХ.

Возьмите стакан с водой, опустите в него трубочки и пустите струю воздуха, для этого нужно просто подуть. Посмотрите что происходит.

Дети: - Образуются пузырьки.

Как вы думаете из чего состоят пузырьки?

из воздуха.

Воспитатель: - А почему пузырьки хорошо видны в воде?

Дети: - Потому что воздух и вода не смешиваются.

Вывод : Воздух легче, чем вода, и поднимается вверх в виде пузырьков.

Слайд

Мы сегодня увидели, как вода взаимодействует с воздухом. Сегодня я покажу еще один опыт, как вода взаимодействует с воздухом.

Опыт № 4.ВИХРЬ В БУТЫЛКЕ.

Посмотрите, у меня две бутылки соединенные между собой. В одной бутылке вода, а в другой?

Дети: - Воздух.

Воспитатель: - Как вы думаете, если я сейчас переверну бутылку, вода сможет ли вытолкнуть воздух и перелиться в другую бутылку?

Да нет, проведем эксперимент.

Воспитатель: - Смогла ли вода вытолкнуть воздух, посмотрите ребята?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Да, воздух не дает воде перелиться в нижнюю бутылку. Как ей можно помочь? (предположение детей)

Воспитатель: - Ну, давайте попробуем потрясти. Трясу. Вода перелилась. А что же помогла перелиться. Образуется воронка с пузырьками, которая помогает перелиться воде, а воздух поднимается вверх.

Вывод: Вода тяжелее воздуха.

Воспитатель: - Моя лаборатория сегодня закрывается. Мы с вами сегодня провели много опытов с водой.

Что же нового о воде мы сегодня узнали?

  1. Воду можно очистить с помощью фильтра.
  2. Вода не имеет формы и принимает ту форму емкости, в которую ее переливают.
  3. Вода тяжелее воздуха.

Татьяна Саханова
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе «Что предмет расскажет о себе»

.Тема : «Что предмет расскажет о себе » .

Программное содержание. Побуждать детей выделять особенности предметов : размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение. Продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам .

Воспитывать дружелюбное отношение в коллективе.

Словарная работа. Электроприборы, магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина.

Материал. Предметные картинки электроприборы : магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина и т. д.

Предварительная работа . Рассматривание иллюстраций , наблюдения, отгадывание загадок, дидактические игры, сюжетно – ролевая игра «Семья» .

Ход занятия:

1. Орг. момент. Дети входят в группу под музыку «Кто такие Фиксики»

Ребята, скажите, из какого мультфильма прозвучала песенка? Сегодня мы вместе с Фиксиками совершим путешествие в мир электроприборов.

2. Основная часть. Посмотрите внимательно вокруг , и расскажите , что нас окружает ? (Ответы детей)

Воспитатель : Любой предмет для чего - то нужен , каждый предмет выполняет свою функцию.

3. Ребёнок читает стихотворение.

Мне приснился чудный сон,

Готовит тесто телефон.

Стирает платье пылесос,

А утюг поёт всерьёз!

Крутит фарш магнитофон.

Вот так странный марафон!

Помогите разобраться,

Надо в доме мне прибраться!

4. Игра с мячом «Помощники»

Цель : уточнить название предметов бытовой техники , описывать действия, которые они совершают.

Воспитатель бросает мяч, ребёнок ловит мяч и отвечает, какие действия совершаются разными электроприборами.

Утюгом – гладят бельё.

Феном – сушат волосы.

Лампой – освещают комнату.

Пылесосом – пылесосят (чистят) ковры.

Вентилятором – охлаждают воздух.

В холодильнике – хранят продукты.

В чайнике – кипятят воду.

На электроплите – готовят еду.

В микроволновке – разогревают еду.

5. Физминутка «Ток бежит по проводам»

Ток бежит по проводам, Дети бегут по кругу.

Свет несёт в квартиру нам.

Чтоб работали приборы : (Моторчик)

Холодильник, мониторы, Повороты влево, вправо

Кофемолка, пылесос.

Ток энергию принёс. Дети бегут по кругу.

6. Игра «Кто главный»

А сейчас наши ребята «превратятся» в разные электроприборы и расскажут о себе . И мы узнаем, какой бытовой прибор главный.

Я – стиральная машина

Дело главное моё

Чисто выстирать бельё.

Я не только умею стирать,

Я могу полоскать, отжимать.

Я главная.

Я холодильник.

Без холодильника беда.

В тепле испортится еда.

И даже наш голодный кот.

К такой еде не подойдёт.

Я главный.

Я электрический чайник.

Меня в розетку ты включаешь,

Когда захочешь выпить чаю.

Я главный.

Я на утренник спешила,

Феном волосы сушила.

Я на славу потрудилась

И в принцессу превратилась!

Я главная

7. Загадки

Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте их.

1. Он квартиру убирает

Пыль и мусор обожает (пылесос)

2. Эта прачка-автомат

нам стирает всё подряд. (стиральная машина)

3. Гладит всё, чего касается,

А дотронешься – кусается (утюг)

4. Закипает изнутри

И пускает пузыри (чайник)

После каждой загадки ребёнок выставляет на доске картинку с изображением правильного ответа.

Воспитатель : Ребята, а как можно назвать все эти предметы одним словом ?

Ответы детей : Бытовые электроприборы.

Воспитатель : Правильно это бытовые приборы – наши помощники. Скажите, а детям можно включать электроприборы? (ответы детей) Правильно, нельзя!

8. Опыт с шариком

На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить шары на стену)

Воспитатель : Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей )

Давайте и ваши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят. Это произошло из-за того, что в наших волосах живёт электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Шарик на электризовался, поэтому притянулся к стенке.

О чем мы с вами сегодня говорили, вспоминали? (ответы детей)

Как ещё можно назвать бытовые предметы ?

Дети отвечают, что предметы - помощники .

Что нового узнали?

Публикации по теме:

Занятие НОД по ознакомлению дошкольников с предметным и социальным окружением «Расскажи все о себе, воздушный шарик» Тема: «Расскажи все о себе, воздушный шарик» (ознакомление дошкольников средней группы с социальным и предметным окружением) Тиктонова Олеся.

Цель: Расширять представления детей о предметах рукотворного мира. Задачи: Образовательная: закреплять представления детей о богатстве рукотворного.

Конспект воспитательно-образовательной деятельности «Моя семья» по ознакомлению с предметным и социальным окружением Цель: Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе,.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением для средней группы «Добрый доктор Айболит» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

(для детей старшего дошкольного возраста)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛЁНОК» Г. НАДЫМА»

Подготовила старший воспитатель Чиданова И.В. г. Надым

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  • закрепить: представление детей о разнообразии предметного мира; умение правильно называть предметы рукотворного мира; представление о том, что каждый предмет имеет свое назначение и функцию
  • учить описывать предмет, вычленяя его особенности с помощью алгоритма описания
  • расширять познания детей о предметах-изобретениях, облегчающих труд человека в быту, делающих жизнь удобной и комфортной; обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен беречь их
  • учить устанавливать причинно- следственные связи между явлениями окружающей жизни и предметом, который помогает человеку легче переносить неудобства, связанные с этим явлением
  • развивать любознательность, находчивость, смекалку.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ребята, у меня для вас невероятная новость. Сегодня совершил успешную посадку воздушный корабль – дирижабль. У нас в гостях Мастер Самоделкин и его друг Незнайка. Их визит к нам не случаен. Мастер Самоделкин очень надеется на нашу помощь. Он просит помочь объяснить Незнайке, что такое рукотворный мир. Сможем помочь? (да!) Ну, а отправимся мы в страну «Рукотворный мир» на дирижабле.

Посадочным талоном будет слово, которое относится к рукотворному миру.

(дети называют слово и проходят на стульчики)

А Незнайке мы дадим ручку и блокнот, пусть записывает все самое важное.

Приготовиться к полету!
Пристегнуть ремни!
Внимание!
5,4, 3, 2, 1!

Вжик – вжик – вжик!

(дети по показу взрослого выполняют пальчиковую разминку)

Движется воздушный корабль от направления и силы ветра.

«Подули низко, подули близко, подули высоко, подули далеко»

(дети выполняют дыхательную гимнастику, звучит музыка)

Наш полет прошел в штатном режиме, у экипажа хорошее настроение? Мы прибыли в заданные координаты. Большая или маленькая страна «Рукотворный мир» ? Как вы это поняли? (картинка большого города) Много разных зданий.

Какие вы видите дома? Покажите и назовите их правильно (одноэтажные, многоэтажные) .

Из чего построены дома? (из кирпича – кирпичные, из дерева – деревянные и т.д.) Покажите.

Без чего нельзя представить дома? (без крыши, стен, окон, дверей)

Кто строит здания? Для кого? (назначение – жилой дом, школа, детский сад, цирк, дворец спорта и т.д.) Зачем?

Где мы можем увидеть такие дома? (в деревне, городе)

Итак, к какому миру принадлежат дома? Почему?

Посмотрите, какой поток машин движется по улицам города. Посчитаем, сколько машин едет направо, налево (ориентировка в пространстве)

Каждая машина выполняет свою работу. Одни отвечают за перевозку людей. Это такси, автобусы, троллейбусы, трамваи (дети называют и показывают) Другие перевозят грузы.

Д/И «Назови одним словом»

- Назовите одним словом машину, которая:

Возит молоко - …, мешает бетон -…, возит воду - …, дробит камни - …, возит хлеб - …

Ребята, скажите, а есть машины, которым все уступают дорогу? Назовите их правильно. Спецмашины – скорая помощь, милицейская, пожарная машина.

Давайте узнаем, что Незнайка записал в блокнот.

Д/И «Исправь предложения»

Дом подъехал к машине.

Бензин кончился, потому что остановилась машина.

Машина ехать по городской улица.

Пассажир брать билет у кондуктор в автобус.

Кто придумал и сделал все эти машины? Для чего? К какому миру относится техника?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Спасибо, Незнайка за веселую разминку! Мы и не заметили, как оказались у витрины магазина. Посмотрите внимательно и скажите, как он называется (одежда – обувь) .

Скажите, что мы называем одеждой? Обувью?

Д/И «Догадайся о чем говорю»

Спинка, рукава, полочки, манжеты, воротничок, карманы, пуговицы – рубашка

Штанины, карманы, пуговица, замок, ремень – брюки

Рукава, карманы, молния, меховая подстежка, воротник – пальто, шуба

Как можно рассказать про обувь?

Давайте вспомним материалы из которых шьют одежду, обувь (ситец, трикотаж, драп, хлопок; кожа, шерсть, мех) .

Назовите одежду, которую вяжут, шьют.

Кто шьет одежду. Для чего? Одежда и обувь предметы какого мира?

Что за странный рисунок перед нами? Посмотрите внимательно, может, догадаетесь.

Мастер Самоделкин привел нас к аллее инструментов и материалов (картинка)

Ребята, кто из вас знает, зачем людям нужны эти и многие другие инструменты? (чтобы совершать трудовые действия и сделать много нужных и полезных предметов) .

Д/И «Что чем делаем?» (игра с мячом)

Копаем землю – лопатой
Рубим дрова – топором
Забиваем гвозди – молотком
Откручиваем или закручиваем болт – отверткой

Пилим доски – пилой
Режем бумагу – ножницами
Прокалываем отверстие – шилом
Пишем в тетради – ручкой

Чертим таблицу – линейкой
Красим забор – кистью
Шьем платье - иголкой

Если предмет сделан из резины – он резиновый (приводят пример) , из пластмассы – пластмассовый, из бумаги – бумажный, из металла – металлический, из дерева – деревянный, из полиэтилена – полиэтиленовый, из стекла – стеклянный.

Мы и не заметили, как оказались на Площади Изобретений.

Есть предметы, с помощью которых человек трудится, а еще есть предметы, облегчающие труд человека. Отгадайте их вместе с Незнайкой.

Дом на ножках, посреди окошко.
Засветится окно – появится кино (телевизор)

Ходит, бродит по коврам,
Водит носом по углам.
Где прошел – там пыли нет.
Пыль и сор его обед.
Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, не чихает (пылесос)

В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То взад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать (утюг)

Стучат, стучат –
Не велят скучать,
Идут, идут –
А все тут да тут (часы)

Полюбуйся, посмотри –
Полюс Северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет,
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина (холодильник

Назовите, какие вы еще знаете изобретения человека. Для чего они (посудомоечная машинка, стиральная машина, микроволновая печь, фен, миксер, кухонный комбайн, обогреватель и др.) ?

Мы возвращаемся к дирижаблю по Улице Сравнений

Д/И «Похоже – непохоже»

Конь – велосипед
Дерево – стул
Самолет – птица
Часы – петух

Путешествие по стране Рукотворный мир подходит к концу. Нам пора возвращаться. Как вы думаете, сейчас Незнайка понял, что такое рукотворный мир? Как вы сами это понимаете? (ответы детей) Верно, то, что человек сделал своими руками или с помощью инструментов, то, что улучшает, облегчает или делает его жизнь комфортной называется рукотворный мир.

Мы еще не раз побываем в стране «Рукотворный мир» .

Итог занятия. Оценка деятельности детей.

На память о путешествии ребята получают раскраски с предметами рукотворного мира.

Список используемой литературы

  1. Дыбина О.В. Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для дошкольников. Творческий центр «Сфера» . Москва, 2002
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. ТЦ «Учитель» . Воронеж, 2005
  3. Кибитина И.И. Дошкольникам о технике. Москва «Просвещение» , 1991.

Текущая страница: 1 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Ольга Витальевна Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей старшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 2 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти, заведующий – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год



Продолжение таблицы.



Продолжение таблицы.



Продолжение таблицы.


Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы, облегчающие труд человека в быту

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».

Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.

Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?

Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.

Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.


В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)

Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)

Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)

То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)

Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.

Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.

Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)

Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».

Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

2. Моя семья

Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Ход занятия

Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:


Очень мудрые дедули,
Две бабули – красотули.
Папа, мамочка моя -
Это все моя…
(Семья)

Педагог акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья“?» Давайте проверим». Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.


Посмотрите на меня -
На кого похожий я?
Глазки-вишни, как у папы,
Улыбка солнечная – мамы.
Цвет волос, как у дедули,
Носик точно уж бабули.
В семье каждый потрудился,
Чтобы я такой родился!

Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.

Физкультминутка


У меня есть семья -
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений.)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)
С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений.)
С папой мы в футбол играем – (Имитация движений.)
Мяч в ворота забиваем.
Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками.)
Свою милую семью.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.

Проводится игра «Назови отчество».

Воспитатель называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получится отчество; девочки называют отчество для дочек, а мальчики для сыночков:

Александр – Александровна – Александрович;

Олег – Олеговна – Олегович;

Иван – Ивановна – Иванович;

Василий – Васильевна – Васильевич.

После завершения игры каждому ребенку предлагается назвать свое полное имя, отчество и фамилию.

Далее воспитатель беседует с детьми о занятиях и профессиях взрослых членов семьи. Обращает внимание ребят на то, что все взрослые заботятся о своих детях. Сначала бабушки и дедушки заботились об их мамах и папах, растили их, а теперь мамы и папы заботятся о своих детях и родителях. Обязательно отмечает, что когда дети подрастут, то тоже будут заботиться о своих родителях.

Проводится игра «Профессии моих родителей».

Дети встают в круг. Воспитатель кидает в руки игроку мяч и задает вопрос «Кем работает твоя мама?». Игрок отвечает полным ответом: «Моя мама работает продавцом» – и возвращает мяч педагогу.

Далее воспитатель читает словосочетания, написанные на доске: «Дружная семья», «Крепкая семья», «Счастливая семья», «Заботливая семья», «Любящая семья», «Здоровая семья» – и предлагает ребятам выбрать слова, которые характеризуют их семьи, и объяснить, почему они так считают.

Подводя итог, воспитатель говорит, что дети вырастут и у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением.

3. Что предмет расскажет о себе

Программное содержание. Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение; продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.

Материал. Фишки (не менее 10 шт.); предметные картинки: электроприборы, магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина и т. п.; алгоритм описания предмета.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Что предмет расскажет о себе». Задание: описать предмет, изображенный на картинке, по алгоритму.

Дети выбирают ведущего, определяют очередность, в случае необходимости повторяют значения условных символов алгоритма.

Ведущий выбирает любую картинку с изображением предмета и показывает ее детям. Первый участник берет алгоритм, называет одну из особенностей показанного предмета, получает от ведущего в случае правильного высказывания фишку и передает карточку с алгоритмом следующему участнику. Тот действует аналогично. В случае неправильного высказывания ведущий говорит: «Ошибка» – и передает право хода следующему участнику. Если участник, получив карточку с алгоритмом, делает длительную паузу, то после трех хлопков ведущего он теряет право хода и отдает карточку с алгоритмом следующему участнику. Игра заканчивается, когда перечислены все особенности предмета по алгоритму и больше нет вопросов у ведущего или закончились фишки. Выигрывает участник, набравший наибольшее количество фишек.

Ведущий имеет право в процессе игры задавать вопросы, уточняющие или дополняющие какую-либо особенность предмета.

Примерные вопросы:

– Как правильно пользоваться предметом?

– Какие части предмета самые главные? (Без чего предмет не смог бы работать?)

– Кто участвовал в создании предмета?

– Что использовали люди, когда этого предмета не было?

– Что произошло бы, если б этот предмет сейчас исчез из жизни людей?

– Для людей каких профессий нужен этот предмет?

В случае продолжения игры ведущим становится участник, набравший наибольшее количество фишек.

Затем воспитатель предлагает детям «превратиться» в разные предметы рукотворного мира. Дети по очереди описывают «себя», то есть предметы, в которые они превратились: какой формы, цвета, размера, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит. Остальные ребята отгадывают предмет. Воспитатель предлагает детям вспомнить все, что они еще знают об этом предмете: о его прошлом, где можно увидеть этот предмет и т. д. Детям, которые затрудняются описать предмет, нужно предложить воспользоваться алгоритмом.

4. О дружбе и друзьях

Программное содержание. Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из ребят группы грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай.

Материал. Конверт, в котором лежат письмо и карта.

Ход занятия

В начале занятия звучит аудиозапись: «Ребята, помогите!» (3 раза). Воспитатель предлагает детям определить, кто же зовет их на помощь. Обращает их внимание на зеркало; снова звучит аудиозапись: «Да, это я зеркало. В нашем королевстве случилась беда. Злой король перессорил всех взрослых и детей нашего королевства. И теперь оно называется „Королевство Кривых зеркал“. Но это еще половина беды – сегодня король решил казнить самого честного, храброго, доброго мальчика, на которого не подействовало его колдовство. Его зовут Гурд. Ему нужна ваша помощь. Если вы дружные и смелые ребята, то торопитесь – времени осталось очень мало».

Воспитатель, стимулируя интерес детей, выясняет, что же они поняли из сообщения зеркала. Выслушав ребят, обращает их внимание на конверт-подсказку, в котором находятся карта и письмо. На карте указан маршрут, состоящий из пяти заданий. В письме расшифрованы задания.

Задание 1. Исполнить песню о дружбе.

Дети предлагают варианты и исполняют «Песню о дружбе».

Задание 2. Назвать пять пословиц о дружбе, друзьях.

Дети называют: «Старый друг лучше новых двух», «Один за всех и все за одного», «Сам погибай, а товарища выручай», «Дружба делами крепка», «Друзья познаются в беде». Если ребята испытывают трудности, воспитатель оказывает помощь.

Физкультминутка

Дети, стоя в парах, имитируют повадки животных в соответствии с текстом стихотворения.


Дружат все на белом свете.
Дружат взрослые и дети,
Дружат птицы меж собой.
Дружат змейки под горой.
Дружат зайцы на лужайке,
Мишки, волки дружат в стайке.
Дружат рыбы под водой.
Ты со мной, а я с тобой! (Обнять стоящего рядом ребенка.)

Задание 3. Игра «Кто такой друг?».

Воспитатель читает стихотворные строки, а дети, если так поступает настоящий друг, хлопают в ладоши и произносят: «Да!», а если так поступать не должен, то молчат. (Обязательно следует проиграть первую ситуацию, чтобы ребятам поняли правила игры.)


Он в беде всегда со мной,
Я за ним как за горой.

Он утешит, если плачу,
Он решит со мной задачу.

Никогда не ест украдкой -
Сливы, груши, шоколадки.

Он не будет задираться,
И дразнить, и обзываться.

Он всегда грязнее ночи.
Он цветы на клумбе топчет.

Он не затевает драк
И не мучает собак.

Он у малышей забрал -
Куклу, мишку, самосвал.

Он цветы полить поможет
И убрать игрушки тоже.

Он поделится игрушкой,
Книжкой, куклой, погремушкой.

Он дружбой нашей дорожит,
Всегда на помощь мне спешит.

Задание 4. Детям предлагается нарисовать солнце, которое разгонит тучи над башней, в которой заточен Гурд.

Обязательные условия:

– рисовать нужно всем вместе одновременно;

– на рисование отводится 5 секунд.

Воспитатель предлагает детям обсудить главное условие – рисовать всем вместе, да еще на время. Подводит их к выводу: рисовать должны сразу все, распределив работу; один ребенок рисует круг, и лишь затем все дети одновременно рисуют по лучику.

Дети встают вокруг стола, на котором лежит лист ватмана. Воспитатель дает команду и ведет отсчет времени.

Задание 5. Педагог пишет на листе бумаги слово Гурд, затем берет зеркало, ставит его на лист бумаги и просит ребят прочитать полученное слово. Именно это слово и будет ключом к башне. Дети хором читают: «Друг». Как только дети произносят это слово, раздается звон разбитого стекла, а затем звучит голос мальчика Гурда: «Спасибо, ребята, это я – Гурд. Вы спасли меня, и теперь я обязательно научу детей своей страны дружить так же, как дружите вы. И когда мы все подружимся, то обязательно приедем к вам в гости. Спасибо вам! До свидания, друзья!»

Воспитатель и дети прощаются с Гурдом. В заключение педагог говорит, что дети справились с заданиями благодаря дружбе. Они сегодня показали всем, как нужно дружить, какими должны быть друзья и как нужно беречь дружбу.

5. Коллекционер бумаги

Программное содержание. Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.

Материал. Образцы разных видов бумаги; предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.).

Ход занятия

Воспитатель заранее раскладывает образцы разных видов бумаги на столах. Дети рассматривают бумагу, а педагог побуждает их к выделению качественных ее характеристик, задавая вопросы о том, какая она, как это можно определить – гладкая или шершавая, толстая или тонкая. Ребята гладят листы, ощупывают, отвечают на вопросы.

Затем воспитатель предлагает детям смять лист бумаги (мнется), разорвать его на кусочки (рвется), потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа, следовательно, материал непрочный), положить лист бумаги в емкость с водой (намокает). Педагог демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. Дети вместе с воспитателем составляют алгоритм описания свойств бумаги.

Затем воспитатель зачитывает телеграмму от коллекционера, который собирает различные виды бумаги. Он путешествует по городам и селам и всем рассказывает о своей коллекции. Но в нашем городе у него случилась неприятность: подул сильный ветер, и его коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в группу. Воспитатель предлагает детям искать образцы бумаги (их педагог заранее прячет в помещении группы). Дети приносят найденные образцы.

Раздается стук в дверь, входит коллекционер (взрослый), знакомится с детьми, рассказывает о своем увлечении и сообщает, что все виды бумаги у него записаны. Предлагает детям организовать работу следующим образом: он называет вид бумаги, а дети показывают образец. По ходу занятия коллекционер объясняет назначение каждого вида бумаги. Далее каждый ребенок описывает свойства найденного вида бумаги на основе составленного алгоритма.

В заключение проводится дидактическая игра «Найди сходство и различия».

Воспитатель называет вид бумаги, а дети должны отыскать на столе предмет, изготовленный из бумаги данного вида (картонная коробка, газета, альбом, цветок из гофрированной бумаги и т. д.). Таким образом воспитатель подводит ребят к пониманию, что все найденные предметы изготовлены из бумаги, но бумаги разных видов.

6. Детский сад

Программное содержание. Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают», заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду). Показать общественную значимость детского сада: родители работают, они спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Сотрудников детского сада надо благодарить за заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться.

Материал. Картинки с изображением работников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, повар, прачка и др.).

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:


На деревьях груши, вишни,
Абрикосов целый ряд,
Яблоням конца не видно,
Это наш фруктовый… (сад).

Демонстрирует иллюстрацию с изображением фруктового сада и закрепляет ее на доске.

Задает детям вопросы: «Кто работает в таком саду? В чем заключается работа садовника?» Обязательно должны прозвучать слова: ухаживает за деревьями, бережет их от болезней, борется с вредителями, поливает, выращивает.


В нем и розы, и тюльпаны,
И ромашки шелестят.
Гладиолусы, пионы -
Это наш цветочный… (сад).

Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию с изображением цветочного сада и закрепляет ее на доске.

Задает детям вопросы: «Кто работает в таком саду? В чем заключается работа садовника?» Обязательно должны прозвучать слова: ухаживает за цветами, бережет их от болезней, борется с вредителями, поливает, выращивает.

Воспитатель загадывает третью загадку:


Что за дом такой чудесный,
Много в доме том ребят.
В нем играют, поют песни.
Этот дом – наш детский… (сад).

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию с изображением детского сада и закрепляет ее на доске. Акцентирует внимание детей на повторяющемся слове «сад».

Задает вопросы: «Кто работает в детском саду? В чем заключается их работа?» Выслушивая ответы детей, вывешивает на доску картинки с изображением представителей тех профессий, которые называют дети. Располагает картинки в виде лепестков ромашки по кругу, оставляя середину свободной.

Педагог подводит ребят к выводу: все эти люди работают для детей. В центр ромашки крепится серединка с изображением детей.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Похожие публикации