Как выглядит новорожденный? Но возможно правильнее лечить не следствие, а причину? Искусственное вскармливание грудного ребенка.

Новорожденным ребенок считается до исполнения ему одного месяца. Этот месяц является своеобразным переходным периодом от внутриутробного существования плода к жизни в мире людей. Малыш еще не избавился от многих врожденных рефлексов, плохо видит, почти не моргает и совсем не приспособлен к новым условиям. Он существует только в тесной связи с матерью и всецело зависит от нее. В этот период ребенку свойственно множество интересных особенностей, которые он утратит по мере взросления.

Плач

Новорожденные плачут без слез. Это связано с сужением или реже закупоркой слезных желез. Вместо привычного плача кроха громко кричит, выражая этим тревогу, боль, голод или дискомфорт. Ученые доказали, что во время плача малыш копирует интонации и акцент матери, подслушанные им еще в утробе. Об этом говорят и результаты научного исследования, в котором были задействованы 60 детей со своими родителями: 30 говорящих на французском языке и столько же на немецком. Было выявлено, что младенцы француженок плачут с возрастающей интонацией, что характерно для французского языка, а дети немок – с нисходящей, что свойственно немецкому.

Скелет

В скелете младенца насчитывают более 300 костей, в то время когда скелет совершеннолетнего состоит всего лишь из 206. Впрочем, это достаточно просто объяснить – некоторые кости новорожденного срастаются по ходу укрепления и роста.

Дыхательная система

Малыш, в отличие от взрослых, может дышать и глотать одновременно. Этим он похож на животных. Эту удивительную способность кроха использует примерно до 9 месяцев, пока происходит формирование и усложнение артикуляционного аппарата и опущение гортани вниз.


Еще одно удивительное свойство, характерное для младенческого дыхания – то, что дети дышат в несколько раз чаще взрослых. Для сравнения: частота дыхания взрослого – около 20 раз в минуту, малыша в возрасте года – 33 – 36 раз, младенца – от 30 до 45 раз в минуту.

Кроме этого, новорожденные не умеют дышать ртом. Они научатся столь необходимому умению только при первой заложенности носа: во время простуды или аллергии.

Форма и цвет глаз

Размер детских глаз остается неизменным на всю жизнь. Именно поэтому глаза младенца кажутся нам такими огромными и глубокими. А вот нос и уши имеют свойство расти всю жизнь. Помимо этого, удивительно то, что каждый ребенок, за редким исключением, рождается с серым или голубым цветом радужной оболочки. Это обусловлено временным недостатком пигмента под названием меланин. Уже в процессе взросления цвет глаз приобретает постоянный оттенок, это происходит примерно к полугоду. ()

Способность к плаванию

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Все время своего развития до рождения плод проводит в водной среде, поэтому у более 90% младенцев сохраняется плавательный рефлекс. Именно благодаря ему кроха способен плавать и нырять, совершая барахтающиеся телодвижения. Организм малыша способствует сохранению кислорода для легких и сердца, замедляя кровоток к пальцам конечностей и уменьшая частоту биения маленького сердечка на целых 20%. Если рефлекс не закрепить, он будет утрачен к 3 – 4 месяцам. ()

Сердцебиение

Сердце крохи бьется невероятно быстро – с частотой до 130 – 160 колебаний в минуту. Во время плача частота может достигать 200 ударов. Для сравнения, частота колебаний сердца совершеннолетнего человека – 60 – 80 в минуту.

Зрительные особенности

Зрение новорожденного – это еще недостаточно изученное явление. Только недавно учеными была опровергнута теория о том, что малыш видит окружающий мир плоским. На самом деле ему с рождения доступно трехмерное изображение.


В остальном наука непреклонна – кроха видит не очень хорошо, всего на 25 – 28 см, что приблизительно будет равно промежутку от соска матери до ее глаз. Первые пару недель после родов малыш воспринимает окружающую реальность в черно-белых тонах и только к третьей недели после рождения начинает постепенно различать цвета. Любой младенец отдает предпочтение ярким оттенкам и крупным рисункам, на них проще сфокусировать взгляд.

Еще один интересный факт – младенцы намного реже, чем взрослые, моргают: всего 1 – 2 раза в минуту. Пока медицина не способна найти причины этой физиологической особенности.

Вкус

Пищевые пристрастия малыша формируются еще на 7 – 9 месяцах беременности матери и окончательно закрепляются к первому году жизни малыша. Доказано, что младенцу приятнее уже знакомые запахи и вкусы, которые поступали в его организм ранее – с грудным молоком или в составе амниотической жидкости. Эта физиологическая особенность объясняет то, почему новорожденные на грудном вскармливании быстрее привыкают к прикорму, чем те дети, которых кормили искусственными смесями.

Метеозависимость

Светловолосые младенцы более остро реагируют на изменение погодных условий, чем их сверстники-брюнеты. Повышенной чувствительностью отличаются близнецы и двойняшки, недоношенные детки. Эта восприимчивость еще больше увеличивается после болезней, стрессов и прививок.

Именно таким маленький человечек приходит в наш мир. Не удивляйтесь и не переживайте, если он не соответствует вашим ожиданиям. Уже через несколько недель вы научитесь понимать своего кроху и общаться с ним на языке взглядов и жестов. Новорожденный адаптируется к окружающему миру: научится плакать, очаровательно улыбаться и радостно гулить при виде вас.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Органы малышей чувств немного незрелые, но функционируют, а это значит, что новорождённые дети различают очертания фигур, смотря на вас, чувствуют запах молока, а ещё различают тембр голоса. Бытует мнение, что высокие голоса новорождённым нравятся больше, чем низкие.

Так с чего же всё начинается?

Ребёнок появляется на свет, и начинается процесс адаптации после родов. В первые дни жизни у новорождённого кардинально перестраивается система кровообращения, а вместе с ней и система дыхания.

Что же касается нервной системы и органов чувств, то их процесс адаптации очень долгий и требует больших затрат организма. Именно поэтому заканчивается он приблизительно к трём месяцам. Давайте разберёмся, как это происходит.

В каком возрасте ребёнок начинает видеть?

Приблизительно к 3 месяцам, когда впервые узнаёт маму. Новорождённые рождаются с высокой степенью близорукости и видят примерно на расстоянии 30 сантиметров.

Насколько можно рассмотреть при таком зрении лицо? Думается, сделать это тяжеловато. Зато грудь — вполне возможно. К тому же у крох очень слабая фиксация взгляда. Именно поэтому новорождённые не узнают своих родителей.

Хочется также отметить, что новорождённые не умеют ни осознанно улыбаться, ни плакать. Поэтому, если вы увидели непонятные гримасы у новорождённого, срочно обратитесь к врачу.

Более подробно о том, и как происходит развитие органов зрения у новорождённого малыша, рассказывает врач-офтальмолог.

Родителям новорождённых крох будет полезно узнать, . Об этом максимально содержательно расскажет детский доктор.

Когда ребёнок начинает ощущать запахи?

Обоняние, пожалуй, развито у новорождённого практически на 100 %. Запах молока они чувствуют, находясь от матери на большом расстоянии.

Особенно это видно в первые трое суток, когда молоко в груди ещё не пришло, а голод младенца даёт о себе знать. Именно в это время мамочка может допустить ошибку и положить спать малютку рядом с собой.

В этом случае новорождённый привыкает чувствовать запах молока, и потом спать раздельно будет уже просто невозможно.

Когда малыш начинает слышать?

Самый частый вопрос мамочек: слышит ли новорождённый ребёнок? Как я уже говорила выше, они отлично различают тембр голоса, а смысл слов, естественно, не понимают.

Невзирая на это, с новорождёнными стоит постоянно разговаривать. Реагировать на звуки младенец начинает также к 3 месяцам.

Развитию слуха и фонетического восприятия способствуют . О пользе таких прослушиваний рассказывает детский психолог.

Каким образом проверяют слух у новорождённого?

Сейчас в каждом роддоме на 3 — 4 день (а у недоношенных новорожденных на 7) осуществляется проверка слуха. Заключается она в том, что относительно маленький переносной приборчик приносят в палату, когда ребёнок спит.

В наружный слуховой проход вставляют датчик, который вырабатывает определенные волны. Если звук отразился от барабанной перепонки, значит, что отоакустическая эмиссия зарегистрирована и слух ребёнка в порядке.

Узнать о результатах обследования можно у лечащего врача в роддоме или посмотреть в выписке. Если тест в роддоме не пройден, это ещё не повод расстраиваться. Причин может быть множество. Но особенно это касается недоношенных новорождённых.

После достижения своего долженствующего «срока родов» слух, скорей всего, появится. Если ребёнок родился с большим количеством родовой смазки, это также может быть преградой к прохождению звуковой волны.

Также не проводят исследование у детишек, которые по состоянию здоровья находятся или находились в палате интенсивной терапии. В эти трёх случаях назначается контроль обследования через месяц.

Кроме этого, слух новорождённого опосредованно может проверить врач, вызвав рефлекс Моро. Это рефлекс испуга, относится к защитным. Проявляется в раскидывании ручек и вздрагивании при ударе-хлопке рук врача о стол на расстоянии 15 сантиметров с двух сторон от головки ребёнка.

Родителям этот рефлекс самостоятельно дома проверять ни в коем случае не стоит.

Если ребёнок в 1 месяц не реагирует на резкие звуки, это повод обратиться к врачам – неврологу и сурдологу, которые, в свою очередь, помогут найти причину.

Предрасполагающие факторы к возникновению тугоухости:

  • наследственность. Если у мамы, папы или дедушки с бабушкой была выявлена тугоухость, стоит обязательно об этом сообщить врачу, заболевание может наследоваться;
  • внутриутробные инфекции. Инфекции, которыми мог заразиться ребёнок внутриутробно (цитомегаловирус, токсоплазмоз и другие), в настоящее время являются очень распространёнными и представляют достаточно большую опасность для плода и новорождённого;
  • недоношенность (срок гестации менее 37 недель);
  • маловесные дети (до 2500 г.) находятся в зоне риска по нарушениям слуха;
  • пороки развития лицевого скелета;
  • использование препаратов, которые негативно влияют на орган слуха новорождённого (ототоксичны), особенно это касается антибиотиков, которые назначаются новорождённым при некоторых заболеваниях.

Детей, у которых выявлен один или несколько таких факторов риска, как правило, отправляют на повторное обследование.

С самого рождения у малыша присутствует ряд рефлексов, которые помогают ему выжить и приспособиться к новой жизни. Эти рефлексы называются безусловными (т.е. врожденными автоматическими реакциями) и проявляются непроизвольным сокращением мышц в ответ на внешнее раздражение. Некоторые из безусловных рефлексов останутся навсегда (например, роговичный рефлекс: в ответ на легкое касание роговицы глаза малыш моргает; глотательный, сухожильные рефлексы и др.), а некоторые просуществуют лишь 2–3 месяца, а затем угаснут. Но несмотря на такой короткий срок существования, эти рефлексы очень важны для крохи.
Вот они:

  • Поисковый рефлекс . Так, при прикосновении пальцем или грудью мамы к ротику ребенка у него опускается нижняя губа, отклоняется язык, и он поворачивает голову в ее сторону. Малыш как бы «ищет» мамину грудь. Поисковый рефлекс важен в первые месяцы жизни, в дальнейшем сменяясь уже осознанной реакцией при виде груди мамы или бутылочки с молоком.
  • Хватательный рефлекс . Если в ладонь ребенка вложить большой палец, он крепко схватит его и будет прочно удерживать какое-то время.
  • Рефлекс Моро . В ответ на резкий звук или внезапное разгибание ножек малыш сначала резко отводит ручки в стороны, раскрывая кулачки, а потом сводит их, как бы обхватывая себя руками. Этот рефлекс может появляться при пеленании малыша.
  • Защитный рефлекс . Если выложить ребенка на живот, он инстинктивно повернет голову в сторону. Этот рефлекс позволяет малышу дышать даже в положении лежа на животе и проявляется уже с первых часов жизни.
  • Рефлекс ползания . Новорожденные могут совершать ползающие движения. Если взрослый положит ребенка на живот и подставит к его стопам свою ладонь, малыш оттолкнется от нее, как от опоры, и продвинется вперед.
  • Рефлексы опоры и автоматической ходьбы . Если кроху поставить на опору, он будет опираться на нее стопами и непродолжительно стоять на полусогнутых ногах, а если его слегка наклонить вперед, он начнет переступать ножками.
Родители могут сами вызывать и наблюдать рефлексы у новорожденного, однако проверяет и оценивает их только врач. Именно по наличию безусловных рефлексов, их выраженности и срокам угасания доктор может судить о правильном созревании и развитии нервной системы малыша на первом году жизни. Наличие рефлексов определенным образом обеспечивает ребенку и физическое развитие.

Зрение младенца

Уже с первых минут жизни новорожденный видит окружающий его мир. В ответ на освещение глаз фонариком малыш моргает, жмурит глазки, отодвигает голову назад. Лучше всего ребенок фокусирует взгляд на расстоянии 25–30 см. Это как раз то расстояние, на котором сосущий грудь младенец видит лицо своей мамы. К середине второй недели жизни младенец обычно умеет, хотя и кратковременно, удерживать в поле зрения движущийся предмет. Эта фиксация длится всего несколько секунд, а движения глаз новорожденного еще неустойчивые и скачкообразные.

Новорожденный трехнедельного возраста уже не только останавливает на игрушке взгляд, но и сопровождает ее глазами вправо и влево на некотором расстоянии. При этом движения глаз у малыша становятся уже более плавными и координированными. Следует отметить, что дети, родившиеся недоношенными, могут фиксировать взор несколько позже, чем их сверстники, родившиеся в срок.

Для любого младенца самым интересным объектом для зрительного и слухового сосредоточения и вместе с тем лучшим «успокоительным средством» являются лицо, руки и голос мамы. Этот голос ребенок слышал еще внутри утробы и привык к нему. Теперь кроха учится соотносить черты лица мамы, тепло ее рук с ее голосом и интонациями. Однако это не значит, что новорожденному вообще не нужны игрушки.

Желательно, чтобы первые игрушки малыша были яркими (красного, оранжевого, желтого цвета), размером 8–10 см и звучащими. Перемещая такую игрушку вправо-влево, вверх-вниз, мы вызываем реакцию слежения. В роли «живой игрушки» может выступать и взрослый. Для этого пойте, говорите с малышом и одновременно ходите перед ним.

На третьей-четвертой неделе жизни над кроваткой на расстоянии 40–50 см от лица ребенка можно повесить яркую, но не многоцветную игрушку. Крохе будет удобно учиться фиксировать на ней взгляд. В последующие месяцы можно менять игрушки над кроваткой, передвигать их, опускать пониже, когда малыш начнет поднимать ручки.

Слух новорожденного

На первом месяце жизни изменяется и реакция ребенка на звук. В первые недели здоровый малыш отреагирует на звуковой раздражитель лишь вздрагиванием и миганием, движением ручек и ножек (это слуховая ориентировочная реакция), но уже к третьей неделе жизни он придает звукам внешней среды гораздо большее значение. Так, если ребенок беспокоен, громко плачет или выражает свою неудовлетворенность хныканьем, можно попробовать погреметь погремушкой, находясь вне поля зрения малыша, или запеть. Вы заметите, что маленький человечек на 5–10 секунд успокоится и остановит движение своих ручек и ножек (проявит кратковременное слуховое сосредоточение), после чего, возможно, продолжит плакать.

К концу первого месяца жизни слуховое сосредоточение ребенка на звуках (стремление прислушаться к голосу взрослого, звуку игрушки) станет еще более выраженным и продолжительным.

Больше разговаривайте с крохой, четко проговаривая слова. Ваша речь должна быть спокойной, а интонации голоса – ласковыми. В то же время малышу полезно слышать голоса разного тембра. Было бы замечательно, если бы с ним «беседовали» не только мама, но и другие родственники.

Помимо разговоров малышу очень полезно слышать родительское пение, которое способствует его знакомству с разнообразием звуков и ритмикой. При этом не всегда нужно стоять напротив ребенка, поддерживая прямой зрительный контакт. Иногда можно походить вокруг его кроватки так, чтобы малыш не видел вас: пусть он учится находить источник звука.

В моменты бодрствования крохи можно ненадолго включать тихую мелодичную музыку (классику, детские песенки). Разговаривая с малышом, можно комментировать происходящее. В этом возрасте он реагирует не на слова, а на интонацию. Поэтому старайтесь не повышать голоса, даже если вы устали или раздражены.

Как развить навыки младенца

Физическому развитию малыша на первом месяце жизни будет способствовать выкладывание его на животик. Начать можно со второй недели жизни. Положение на животе очень полезно для крохи: пытаясь поворачивать и приподнимать головку на несколько секунд, он укрепляет мышцы спины и шеи. Кроме того, в положении на животе лучше отходят газы, что может облегчить состояние малышей, страдающих кишечными коликами. Уже в возрасте 1 месяца дети с удовольствием проводят в положении на животе несколько минут, приподнимая и удерживая голову над поверхностью в течение 5–20 секунд.

С третьей недели жизни малыша родители могут обсудить с педиатром проведение новорожденному массажа. Он улучшает аппетит, поддерживает нормальную работу кишечника, способствует установлению правильного ритма сна и бодрствования, нормализует мышечный тонус, закаливает малыша, способствует его моторному и психическому развитию.

Для того чтобы массаж был максимально эффективным, ребенок должен быть в хорошем настроении. Проводить массаж надо не ранее чем через 30–40 минут после кормления, чтобы не спровоцировать срыгивания. Массаж стимулирует нервную систему ребенка, так что не следует делать его в вечернее время: это может нарушить ночной сон крохи. Длительность массажа в этом возрасте должна составлять 5–10 минут.

Из приемов оздоровительного массажа на первом месяце жизни приемлемы лишь легкие поглаживания ручек, ножек, груди, животика, спины и ягодиц. Желательно, чтобы первый сеанс массажа родители делали под наблюдением врача или медсестры, так как неправильно проведенные упражнения могут нанести вред ребенку.
К концу первого месяца жизни малыши обычно радуют родителей не только достижениями в физическом развитии, созревании зрительного и слухового анализаторов, но и появлением первых положительных эмоций в ответ на родительское присутствие. Во время разговора с грудничком мама может заметить, что ее кроха не только останавливает движения ручек и ножек, но и приоткрывает ротик (появляется так называемое «ротовое внимание»), пытаясь как бы ответить на обращенную к нему речь взрослого. А на ласковые обращения ребенок может отвечать появлением кратковременной первой улыбки, пусть еще и не совсем осознанной. Запаситесь терпением и наслаждайтесь каждым, даже самым маленьким успехом в развитии малыша.

Адаптация новорожденного

Родителям не следует забывать о том, что первый месяц жизни является очень напряженным периодом привыкания грудничка к внеутробной жизни. Поэтому ему особенно важны:
  • Тишина и покой . Для новорожденных и детей первых месяцев жизни особенно опасны перегрузки нервной системы. В этот период мозг ребенка получает и перерабатывает колоссальное количество информации. Именно поэтому младенцы много спят, их нервная система как бы оберегает себя от перегрузок. Комфорт и покой, особенно в первые дни после рождения, являются для них основными условиями. Домашняя обстановка должна быть спокойной, а освещение в комнате – приглушенным. Бурные эмоции со стороны счастливых родственников могут не просто испугать и переутомить малыша, но и вызвать плач, а порой и нарушение сна.
  • Тактильный контакт . Следует как можно чаще брать ребенка на руки. Это поможет крохе чувствовать себя комфортно и безопасно. На первом месяце жизни держать новорожденного лучше в горизонтальном или полувертикальном положении, обязательно поддерживая спинку и головку малыша. Так во время бодрствования кроха знакомится с окружающим миром.

Запор, иначе задержка стула у грудного ребенка - это нерегулярное, недостаточное или затрудненное опорожнение кишечника. Прежде чем родителям начинать беспокоиться и принимать меры по стимуляции опорожнения кишечника, тем более лечить запор, нужно учитывать, что у каждого малыша с рождения есть свои индивидуальные физиологические особенности.

В данном случае следует учитывать, что:

1. У грудных малышей, находящихся на естественном вскармливании, отсутствие стула до трех суток считается нормой;

2. У грудных малышей, находящихся на искусственном вскармливании, отсутствие стула до двух суток также считается нормой.

Однако во всех случаях родителям необходимо обратить внимание на поведение и самочувствие ребенка. Если у него хороший или нормальный аппетит, отходят газы, активное поведение, отсутствует температура или другие признаки болезни, в таком случае им не стоит беспокоиться по этому поводу и думать о том, как вызвать стул у грудного ребенка. Но если, помимо запора присутствуют такие негативные признаки, как рвотное состояние, сонливость и общая вялость, снижение либо отсутствие аппетита, появление температуры, задержка отхождения газов, то настоятельно рекомендуем сразу же обратиться к врачу-педиатру.

Нормы и отклонения от норм

Физиологи считают, что введение в питание ребенка молочных смесей приводит к быстрому созреванию секреторного аппарата ЖКТ. Что в свою очередь приводит к уменьшению его возможностей по перевариванию и усвоению получаемой пищи. В результате получаем регулярные запоры со всеми вытекающими…

Светлый стул у ребенка золотисто-желтого оттенка свидетельствует о его естественном вскармливании. По виду он напоминает жидковатую сметану с присутствием кисловатого запаха. В возрасте до шести месяцев количество испражнений у таких детей в день составляет от пяти до семи раз. Во втором полугодии первого года жизни – от двух до трех раз в день.

Для грудничков запор довольно част. По данным педиатров им страдает до 25% детей. Как же понять есть ли у вашего ребенка запор? В первую очередь, следует обратить внимание не только на редкие испражнения, но и на поведение ребенка в процессе опорожнения кишечника. При запорах могут наблюдаться следующие признаки: беспокойство, нервозность перед испражнением и во время испражнения, ребенок сильно тужится во время акта дефекации, плачет.

Следует также обратить внимание и на характер кала. Признаком имеющегося запора у детей до шести месяцев считается плотный и оформленный кал, иногда с прожилками крови. Хронический запор помимо перечисленных признаков также может сопровождаться проявлением нижеследующих отклонений:

1. Анемии или уменьшения уровня эритроцитов и гемоглобина в крови;

2. Недостаточной для данного возраста прибавкой в весе;

3. Аллергическими высыпаниями на кожном покрове и слизистых оболочках;

4. Сухостью кожных покровов и слизистых оболочек.

Задержка стула у грудного ребенка может появиться и в случае если он родился недоношенным, при поражении центральной нервной системы (ЦНС), при наличии дисбактериоза из-за нарушения нормального состава бактерий, находящихся в кишечнике. Так что причин вызывающих проблемы со стулом у грудного ребенка довольно много.

Задержка стула у грудничка – норма и патология

Очень часто родители задают вопросы о изменении характера стула и частоты дефекаций у новорожденных и грудничков.

В чем же наиболее распространенные причины задержки стула (запора) у детей раннего возраста и что нужно знать об этом неприятном явлении?

Что такое запор у грудничка?

Запор – это полное отсутствие или задержка опорожнения толстого кишечника связанные с вынужденным натуживанием, урежением возрастного ритма и затруднением акта дефекации, возникающие в результате нарушения эвакуаторной функции кишечника.

При этом часто отмечается беспокойство малыша, отказ от еды, срыгивания и скопление газов в кишечнике.

Поэтому нормальное количество дефекаций у грудничков индивидуально от 8 раз в сутки до 1 раза в 3 суток.

При этом необходимо знать, что при грудном вскармливании стул может отсутствовать в течение нескольких дней, и это не будет считаться патологией при условии, что это явление:

Не вызывает у грудничка беспокойства;

Активно отходят газы;

Малыш хорошо набирает вес;

Отмечается значительный объем отходящего кала, и он не имеет гнилостного запаха;

Ребенок выделяет достаточный объем мочи.

Также при грудном вскармливании существует понятие голодного запора – при недостаточном количестве молока у мамы вся пища полностью усваивается в кишечнике и каловых масс недостаточно для формирования стула. Этот запор сопровождается капризностью и даже плачем ребенка, недостаточным набором веса и количеством мочи, а у мамы отмечается прогрессирующее уменьшение количества молока.

Если есть даже минимальная вероятность развития голодных запоров – нужно обратиться к участковому педиатру, провести контрольное взвешивание для уточнения разового количества молока на кормление и устранение причины гипогалактии.

Причины задержки стула у ребенка до года

Причин запора у грудничка много, а количество опорожнений кишечника у новорожденных и грудничков зависит от следующих факторов:

Типа кормления (естественное, смешанное, искусственное);

Интенсивности процессов переваривания и всасывания;

Количества выделяемых ферментов;

Активности перистальтики кишечника;

Степени зрелости всех органов организма, в том числе пищеварительной и нервной систем;

Наличия функциональных сбоев и патологических процессов пищеварительного тракта.

Причины задержки стула при грудном вскармливании

Выделяют несколько главных причин запора при естественном вскармливании: основных вида этой патологии:

1. Погрешности в питании кормящей мамы - если у малыша, который находится на естественном вскармливании, отмечается постоянная задержка стула и каловые массы имеют плотную консистенцию, то маме необходимо обратить внимание на рацион питания и исключить все продукты, способные вызвать запор: сдоба, рис, жирные сорта рыбы и мяса, сыры, кофе, спелые бананы, арахис, крепкий черный чай.

2. Кормящей маме нужно обращать внимание на лекарства, которые нужно принимать постоянно: препараты железа, но-шпа,мочегонные, средства от гастрита.

3. Высокая насыщенность грудного молока сахарами (лактозой) и жирами – при этом у малыша отмечается ферментопатия или лактазная недостаточность.

4. Пороки развития толстого кишечника: болезнь Гиршпрунга, мегадолихосигма, мегаректум, аноректальные стенозы и заболевания, связанные с аномалией развития иннервации толстого кишечника

5. Психологический запор – у малышей в раннем возрасте часто возникает на фоне неправильного отлучения от груди или при разлуке с мамой.

6. Резкий перевод малыша на искусственное вскармливание – правильное введение докорма при гипокалактии.

7. Неправильное введение прикорма.

Запор при искусственном вскармливании

Чаще всего причиной стойкой задержки стула у грудничка при искусственном вскармливании является:

Неправильный подбор смеси;

Частая смена смесей;

Резкий перевод на искусственное вскармливание;

Неправильное приготовление смеси – несоблюдение рекомендаций по разведению смеси (густая смесь).

Выбор смеси должен осуществляться только специалистом - смесь выбирают строго по возрасту и с учетом индивидуальных особенностей малыша.

Запор при неправильном введении прикорма

Задержка стула при введении прикорма часто наблюдается у грудничков. Это связано с трудностями переваривания новых продуктов.

Наиболее частыми причинами запора считаются:

Раннее введение прикорма;

Прием сразу больших объемов новых блюд;

Раннее введение цельного молока;

Избыток в рационе мясных блюд или жирных продуктов;

Недостаточный питьевой режим.

Поэтому необходимо соблюдать основные принципы введения прикорма:

Соблюдение возрастных норм и объемов;

Минимальное количество нового продукта с постепенным увеличением;

Правильное приготовление блюд прикорма – гомогенные, пюреобразные, полужидкие;

Исключить насильственное кормление ребенка;

Все блюда должны быть свежеприготовленными и предлагаться малышу в теплом виде;

При любом изменении самочувствия крохи после введения в рацион нового продукта, в том числе и запор – необходимо отменить продукт и подождать нормализации пищеварения.

Запор у грудничка, как признак болезни

Чаще всего стойкие запоры у новорожденных и грудничков возникают:

При стойкой незрелости и недостаточной дифференцировки пищеварительной системы на фоне лактазной недостаточности, ферментопатий и дисбактериоза.

При врожденных аномалиях пищеварительного тракта;

При патологии нервной системы;

Колиты у грудничков;

При задержке стула, которая сопровождается выраженным беспокойством и криком с нарушением отхождения газов нельзя исключать и острую инвагинацию кишечника.

Диагностика причин запоров

Необходимо знать, что правильное лечение задержки стула зависит от уточнения и устранения причин запора. Для этого нужно своевременно обратиться к специалисту:

Скрупулезный сбор жалоб и анамнеза заболевания, уточнения течения беременности, кормления;

Общеклинические исследования крови и мочи;

Посев кала на патогенную микрофлору и дисбактериоз;

УЗИ органов брюшной полости;

Биохимические исследования крови (печеночные и почечные пробы).

Запор у грудных детей чаще всего является следствием нарушения питания, недостаточного питьевого режима и физической активности, а его лечение необходимо начинать с коррекции пищевого рациона малыша.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Добавить комментарий Отменить ответ

Copyright @ Ребенок о года Использование материалов разрешается только при наличии прямой текстовой гиперссылки на используемую статью сайта.

Ребенок до года © 2018. All Rights Reserved.

Похожие публикации