Фоторепортаж из цыганского табора. Николай Бессонов

О цыганах ходит множество мифов, в том числе их нередко пытаются представить совершенно нецивилизованной нацией, погрязшей в криминале и разврате… Между тем, у этого народа существует довольно сложная система культурных и морально-этических ценностей. Значительное место в ней занимают разнообразные табу.

Понятие скверны

В первую очередь, понятие «скверны» связано с нижней частью женского тела. Причем речь идет только о замужних или половозрелых женщинах. Считается, что ниже пояса женщина является «нечистой» и любой контакт с ней может осквернить. Даже если она просто пройдется над чем-то или над кем-то. Единственное исключение – исполнение супружеских обязанностей.

Ни в коем случае нельзя прикасаться к одежде, которую цыганка носит ниже пояса, или ее обуви. Если семья живет в двухэтажном доме, то женщинам нельзя подниматься на второй этаж – туда допускаются только девочки и девушки. Если на верхнем этаже дома побывала цыганка, мужчинам-цыганам нельзя входить в этот дом, дабы не оскверниться.

У мужчин все, что ниже пояса, тоже почитается «нечистым», но область распространения «скверны» меньше, чем у женщин.

«Оскверненными» считаются вещи, которые используют женщины во время беременности, родов и в послеродовом периоде. Впоследствии они уничтожаются. С беременными женщинами и роженицами стараются не контактировать.

Если человек умирает, то все вещи, к которым он прикасался, тоже объявляются «нечистыми». Их хоронят вместе с хозяином.

Априори нечистым считается мясо собак и кошачьих, так как эти звери имеют привычку вылизывать свои половые органы. Цыганам нельзя есть конину, так как они считают коней своими «братьями». А вот говядину, свинину, баранину, курятину никто употреблять в пищу не запрещает.

«Оскверненные» цыгане становятся изгоями. К ним нельзя прикасаться, есть с ними за одним столом. Через какое-то время постановляют, что «скверна» с такого человека сошла и он очистился. Но не во всех случаях дело заканчивается так благополучно. Если один цыган «осквернил» другого намеренно или попытался скрыть свое «осквернение», его могут изгнать из сообщества навсегда.

Иногда к «осквернению» приговаривают за какой-либо проступок. Чаще всего это касается мужчин. Такому цыгану обрезают волосы, усы и бороду, а потом одна из цыганок ударяет его по голове или лицу специально принесенной юбкой. Он становится «оскверненным» до тех пор, пока его не простят. Приговоры выносит «цыганский суд», состоящий из наиболее уважаемых в сообществе людей.

Подобное наказание может следовать за воровство у своих (к кражам у нецыган это, как правило, не относится), изнасилование, убийство, предательство интересов своего клана.

Брак и половая жизнь

Отношение к браку и половой жизни в разных цыганских сообществах разное. У одних допускаются измены мужа, а жены – нет. У других неверность вообще не поощряется. Где-то проституция вообще не допускается, где-то – только для мужчин или только для женщин. Где-то запрещены однополые связи, а где-то на них смотрят сквозь пальцы…

Цыганский закон требует, чтобы взрослые цыганки скрывали свои бедра и колени (поэтому они носят длинные широкие юбки). А вот демонстрация груди кормящими матерями обычно не возбраняется.

В большинстве цыганских сообществ девушка должна вступать в брак целомудренной. Наутро после первой брачной ночи принято показывать гостям ночную рубашку или простыню с пятнами крови. Потом молодую переодевают в красное платье. Кстати, хотя браки между цыганами заключаются в достаточно раннем возрасте (14-16 лет), обязательным условием является, чтобы и жених и невеста к этому моменту достигли половой зрелости.

Застольные традиции

Особый этикет связан с застольями и приемом гостей. Женщины обычно сидят отдельно от мужчин – по разные стороны стола, за другим столом или вообще в другом помещении. При этом женщинам не рекомендуется проходить перед сидящим мужчиной, предписывается обходить его сзади или становиться к нему спиной.

Младшим членам семей (даже если они уже взрослые люди) запрещается употреблять спиртные напитки при старших, или же необходимо спрашивать у них разрешения.

Считается крайне невежливым отказываться от угощения. Если ребенку в гостях понравилась какая-то вещь, ее дарят, за исключением дорогостоящих предметов, таких, как бытовая техника или драгоценности.

Для различных ситуаций используются определенные речевые формулы. Их необходимо употреблять, причем непременно на цыганском языке, даже в разговоре с людьми другой национальности.

О жизни цыган мы знаем не много. Но кажется, и этого достаточно для того, чтобы в обществе сформировалось непоколебимое убеждение: цыганский народ состоит исключительно из воров, наркоторговцев, мошенников и попрошаек. Корреспонденты Оnliner.by отправились в гости к гомельским цыганам и посмотрели, так ли все однозначно.

Отыскать цыган нетрудно. Но сам к ним не пойдешь: чужака, а уж тем более журналиста, они к себе не подпустят. Действовать нужно через доверенное лицо. Оказалось, что найти такое непросто. Интернет и телефонный справочник единодушно выдали номер организации гомельских ромов, но по нему ответили, что это квартира и здесь таких нет. В отделе по делам религии тоже развели руками. Мол, раньше цыгане с властями больше знались, а теперь вот ушли в подполье. Участковые на просьбу провести нас по цыганским адресам порекомендовали забыть об этой идее. «С хорошими цыганами мы по долгу службы не сталкиваемся. У тех же, с которыми общаемся, вам делать нечего», -...

0 0

И это будет еще самое приличное из того, что можно услышать. Вряд ли хоть один из сотни скажет что-нибудь доброе. Ну разве что встретишь на улице самого цыгана… В глазах окружающих рома - одно из самых закрытых и загадочных национальных сообществ, подавляющее большинство цыган опасаются и даже ненавидят. Причем неприязненное отношение сидит где-то на генетическом уровне. Почему? Что являют собой цыгане сегодня? Почему они почти не интегрируются в общество? Не могут? Не хотят? Чем вообще живут рома на Урале и в России? Об этом наш сегодняшний разговор с руководителем национально-культурной автономии цыган Свердловской области Яном Соколом.

Ян, на твой взгляд, почему сложилось такое мнение о цыганах, почему вас не...

0 0

ПЛЕМЯ СТРАНСТВУЮЩИХ
МАГОВ

Почему цыгане обречены на скитание
и что стоит за мифом об их магическом даре?

Виолетта Баша, еженедельник "Моя семья", № 19, 2002

Они разбросаны по всему миру, их более четырех миллионов. Их можно встретить в Европе, Азии, в Северной Африки, Америке и Австралии. Красота их женщин имеет колдовскую силу и погубила немало мужчин. Мужчины цыганского племени - лихие наездники и конокрады, властные, не терпящие диктата, с жгучим взглядом огненных глаз, все как один считают себя баронами, в общем - диковатые “мачо”. Но так ли это на самом деле? И нет ли тут созданного ими же самими мифа?
Цыгане - особая цивилизация, много веков существующая параллельно нашей и одновременно внутри нее. Почему они не ассимилировались, не смешались с теми народами, среди которых жили? Неведомыми силами обречены они на вечное скитание. Умение видеть будущее и владеть гипнозом передается им на наследству. Что мы о них знаем? Находчивы и хитры....

0 0

Я являюсь представительницей цыганской национальности. Не чистокровная, но наполовину. Мой отец – цыган. Люблю свою нацию, чту и уважаю традиции, хоть наша семья и давно «обрусевшая», не соблюдающая строгие цыганские законы (хотя до шестнадцати лет меня воспитывали в строгости и по законам). Отец имеет два высших технических образования, и построил шикарную карьеру в своей жизни, будучи молодым. Сейчас уже старенький, на заслуженном отдыхе. Женился на моей маме в молодости, и они прожили вместе всю жизнь. Кстати, буквально вот в эти дни сегодняшние у них очередной юбилей - 25 лет со дня свадьбы! Насколько знаю, как таковой цыганской свадьбы по всем канонам и правилам у моих родителей не было, они предпочли скромно отметить с близкими друзьями. Но я сама бывала неоднократно на настоящих цыганских свадьбах, и всегда отмечала про себя, что именно цыганская свадьба - может быть зрелищной, интересной и безумно красивой!...

Многие люди воспринимают цыганскую свадьбу, как...

0 0

Исторические сведения о цыганах, переплелись с мифами и кочуют вместе с ними, из века в век, и из страны в страну. Сейчас уже точно установлено, что цыгане происходят из Северной Индии. Однако неизвестно, что толкнуло их на исход из этого региона и когда он начался. Предположительно они были вытеснены вторжениями греков, персов, скифов, кушитов, гуннов и арабов. По тем или иным причинам приблизительно в IX-X веках большие группы людей оставили свою родину и двинулись на запад…

Цыгане - самый крупный из народов, у которых до сих пор нет своего государства и они живут в прямом смысле на всей планете. Про цыган слышали все, их видели все, но они не похожи на простого обывателя, поэтому на бытовом уровне об этом народе гуляют многочисленные мифы и стереотипы. В основном, отрицательные. И возникли они, как часто бывает, от незнания и той же необычности.

Ниже - 10 самых главных мифов и стереотипов о цыганах. Что любопытно - мифы эти существуют во всех странах мира,...

0 0

Материал из Lurkmore

[править] Легендарная значимость Луркоморья

и вы потом говорите что значимости тут нет, пиши о чем хочешь?

[править] Фронт работ по статье

Как бэ задел есть, стиль я поправил. Сейчас надо добавить деталей, особенно про:

Музыку - более или менее есть. танцы одежду (особенно женскую) добавить глоссарий (я начну) культурное влияние на гаджа, то есть не цыган. песни (Uriah Heep, Jimi Hendrix, Deep Purple, тысячи их), книги (Пушкин, Горький, Гюго…), фильмы. Непочайтый край работы. -Raddium 15:52, 15 марта 2012 (MSK) Уличная магия же! Блджад, вместо того, чтобы вещать плашку, подождали бы раздела «Значимость». Эх… -Raddium 09:22, 16 марта 2012 (MSK)

Двачую, более меметичного народа нельзя представить, разве что ЕРЖ. Нужно раскрыть как тему плясок с Михалковым под звездой кочевой, так и тему современных наркопосёлков во многих городах и весях нашей необъятной родины

Добавьте...

0 0

Замужем за цыганом

В конце 1970-ых годов в Слуцке, как и на большей территории Союза, началась эпоха индийского кино, когда наши слуцкие девчонки, рыдая в кинотеатрах, представляли себя в объятиях Митхуна Чакроборти или Амитабха Баччана. Далёкие корни и внешнее сходство звёзд Боливуда с простыми цыганами делали связи с последними привлекательными. В числе таких почитательниц индийского кино была и моя собеседница Светлана.

Мы познакомились с ней недавно. Голубые глаза, курносый нос, светлое лицо. Но я сразу обратила внимание на её акцент и стиль одежды. Что-то не белорусское было в манерах общения этой уроженки Случчины. Через некоторое время я узнала, что Светлана много лет была женой цыгана и жила в его семье. После долгих уговоров она согласилась дать интервью газете «Кур’ер» и рассказать о жизни слуцких цыган.

Любовь с первого взгляда
- Света, как случилось, что ты вышла замуж за цыгана? В Слуцке не нашлось белорусских парней?
- Да нет, парней хватало....

0 0

Цыганская свадьба: невесте 14 лет, жениху – 11

Невесте - 14, жениху - 11 лет. Скажите невозможно? Отнюдь. Цыгане женятся рано. Поэтому многие воспринимают цыганскую свадьбу как бракосочетание без ограничений и традиций. Но цыгане женятся в довольно раннем возрасте не просто так. Они считают, что молодая девушка легче и быстрее привыкает к новой семье.

Если под крышей красные флаг или лента - значит в доме свадьба. На этой улице они развеваются на двух домах. Жених и невеста живут друг напротив друга. Диана и Крымо - одноклассники. Правда, больше в школу они не пойдут. С завтрашнего дня у них начнется взрослая семейная жизнь, несмотря на то, что невесте всего 14, а жениху - 11 лет.

Ловари Михай, отец жениха: «У нас законы такие. Чтобы он не гулял, чтоб мужик был! Чтобы по кабакам, по ресторанам не валялся. Понимаете, как у нас? Чтобы мужик был!»

Жену сыну выбирает отец. Мнение молодоженов при этом не учитывается. Пару лет назад Ловари приглянулась...

0 0

Каждый народ имеет свои эротические игры и ритуалы. Порой они кажутся непонятными и странными, а иногда - привычными и даже полезными. Вспомнить, хотя бы Камасутру или французский поцелуй. А вот о цыганском поцелуе я не знала до сегодняшнего дня.

Сперва можно припомнить известный анекдот о цыганском поцелуе: цыганский поцелуй - это когда у тебя пропадает не только бумажник, но и золотые зубы. Не безосновательно цыгане слывут воришками. И почему-то мало говорят о том, что цыгане - это страстный и очень чувственный народ.

По одной из версий, цыганский поцелуй - это особый ритуал сватовства у цыган. К примеру, парню приглянулась девушка, и он любыми способами (порой даже насильно) должен ее поцеловать. Если у него это получается, значит теперь девушка считается его женой, без других официальных ритуалов.

Другая версия: цыганский поцелуй - это особая эротическая игра, во время которой партнеры постепенно возбуждают друг друга, пока прелюдия не достигнет...

0 0

10

Cuba Libre я подтверждаю свои слова тем, что 5% циган ассимилировались и живут как русские, работают на предприятиях, 5% это 5 человек из 100 человек, остальные, 95 человек из ста, воруют, гадают на вокзалах и продают наркоту -это статистика.

Еще свои слова подтверждаю тем что именно циган выдворяют из франции всеми способами, не кого то, а именно циган. Почему именно циган? Потому что один вред от них.

Еще ко мне именно цигане пристают на вокзалах погадать и именно циганские женщины ведут себя некультурно, громко матерятся в общественнывх местах - им русские женщины замечания делали, они их на х посылали - сам видел.

Еще отца у меня цигане пытались из семьи выкрасть.

Еще в деревне циганские семьи видел, живут как бичи, ни мозгов ни совести нет.

А ты ответь чем цигане живут и как на жизнь...

0 0

11

Бытовая игла

Согласно одной из версий, происхождение понятия «цыганская игла» связано с тем, что изготовляли их сами цыгане, которые занимались кузнечным делом. Степные цыгане занимались ремеслами, и промышленные иглы для шитья были делом дорогим, поэтому для пошива одежды на продажу или изготовления обуви использовались иглы, что называется, своего «домашнего» производства. Не секрет, что цыганские иглы прочны, и ими можно сшивать такие плотные материалы, как кожа или мешковина. Для такого материала нужна толстая нить, а в широкое ушко можно продеть нитку шерсти или даже дратвы. Такова первая теория.

Игла многофункциональная

Следующая версия гласит, что «цыганской» игла стала за счет своей многофункциональности. Широкой иглой можно и вещи залатать, и сбрую починить, и рану зашить. Поэтому, пускаясь в путь, цыгане брали в дорогу только такие иглы. Да и среди вещей, даже в стоге сена, такую иголку трудно потерять. За что она вновь, без вариантов,...

0 0

12

Журнал "Огонёк" поместил статью о цыганах-котлярах, которые попытались переехать на новое место жительства - в Архангельск. История эта получила большой резонанс в СМИ, поскольку городское руководство постаралось выгнать переселенцев. Естественно, для того, чтобы обосновать эту акцию, требовались негативные факты. Но несмотря на пристальное внимание милиции, никаких зацепок вроде участия в наркоторговле не нашлось. Об этом, собственно, и была статья "Граждане цыгане".
Сразу после публикации на интернет-форуме началось обсуждение (forum.ogoniok.com). Оно выявило, что в российском обществе сильны расистские стереотипы. Подавляющее большинство откликов пылало ненавистью к автору, правозащитникам и всем, кто считает цыган за людей. Я отобрал три характерные цитаты. Они очень показательны для обсуждаемого здесь мифа....

0 0

13

Традиции и обычаи цыган

Самое популярное за 7 дней

Одна цыганская легенда гласит, что Бог так полюбил цыган за их веселье и талант, что не стал привязывать их к клочкам земли, как другие народы, а подарил для жизни весь мир. А потому цыган можно найти на всех материках, кроме Антарктиды.

Одно из самых интересных цыганских понятий – это понятие «скверны». Оно связано с нижней частью тела замужней или просто взрослой женщины. Достаточно ей над чем-нибудь пройтись, как это место становится «оскверненным». Одежда, которая носится женщиной ниже пояса, и обувь автоматически считаются «осквернёнными». Поэтому в женский национальный костюм у многих цыган мира входит большой фартук. И по той же причине, чтобы не быть оскверненными, цыгане предпочитают жить в небольших, одноэтажных домах.

Только 1% российских цыган кочует.

Короткие волосы у цыган – это символ бесчестия. Волосы остригали изгнанным и изолированным. До сих пор цыгане избегают совсем коротких...

0 0

14

04/07/11, Нали
По национальности я циганка, и так же как и все дети я хожу в школу, я не прошу милостеню и не хожу грязная, у моих родителей хорошая работа.Но врагам я не говорю свою нацию, потомучто у людей не правильное понимание.Для них цигане это грязные попрошайки у которых нет своего дома и обманщики.Но кто же они на самом деле?это очень дружный народ, он постоит за свою родную кровь, некогда не придаст, и не обидит своегоже,потомучто они друг за друга горой,потомучто все они друг для друга братья или сестры.А не то что русские,готовы загрысть друг друга.Есть одна очень красивая легенда,почемуже бох полюбил циган? "Однажды бох увидел циган и полюбил их, а полюбил он их за их добрату,за ихние веселье,за их песни и танци, и поэтому бох решил им дать полную свободу"

07/07/11, Ливина
я раньше не любила цыган, смеялась над ними, но сейчас моё отношение изменилось. Я сейчас работаю у цыган, они совершенно не такие, как встречала до этого, я даже влюбилась и захотела выйти...

0 0

15

Реальность нашего мира такова, что в каждой стране у большей части ее населения есть какой-либо враг. Для израильтян - арабы. Для арабов - евреи. В России враги меняются со временем года и политической ситуацией: евреи, демократы, геи, кавказцы, жители Средней Азии. Во Франции - арабы. В Германии - турки. Врагов могут не любить тихо, а могут шумно. Устраивать драки, погромы и национальные кампании по их ликвидации или изгнанию.

Предположим, количество представителей среднеазиатских республик можно уменьшить за счет введения виз в Россию (но что делать с теми, у кого двойное гражданство и есть российские паспорта?). По отношению к арабам в Европе ввести жесткую иммиграционную политику, а в Израиле применять армию. Все эти решения спорны, но выходами из ситуации их все же назвать можно. Возведение стен вокруг Чечни, Дагестана, Ингушетии и прочих с изгнанием их из России - «дарим вам свободу, лишаем нашего гражданства и вводим для ваших стран визы» - тоже способ. Правда, мало...

0 0

16

Итак, наше интервью с цыганкой по имени Жанна, которое было инициировано пользователями с других ресурсов, мы прервали в прошлый раз чайной церемонией. Да и разошлись на пару дней, каждый по своим делам.

Ну, так на чем мы там..?

Ага, мы спросили Жанну, как она сама думает, по какой причине в обществе столь сильны негативные настроения по отношению к цыганам? Почему они так не любят работать?

– Ну, понятное дело, по какой! Воруют, обманывают… Не знаю. Так уже исторически сложилось – если цыган, то что-то уже нечисто, верить нельзя. Когда цыгане кочевали, как они могли учиться, работать? Где еще было брать деньги, чтобы прокормить детей. Они и воровали ровно столько, сколько нужно было на еду. Богатыми же они не были никогда. А ты бы ребенку не украла?

– Обмануть – это стыдно или достойно?

– Обмануть не достойно, стыдно. Но за это ругаем только внутри семьи, старейшины, по привычке, наверное, за такие мелочи не ругают. Это еще долго вытравливать...

0 0

17

Все больше белорусских цыган поступает в вузы, а вот смешанные браки, хоть и допускаются, но не приветствуются.

8 апреля – Международный день цыган. Согласно последней переписи, они входят в десятку наиболее многочисленных национальностей нашей страны. Примерно столько же в нашей стране проживает евреев, татар, азербайджанцев и литовцев. Больше всего цыган на территории Беларуси живет в Гомельской области.

8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся Первый всемирный цыганский конгресс. Именно тогда разбросанные по всему свету люди признали себя единой нетерриториальной нацией и приняли главные национальные символы: флаг и гимн. Белорусские цыгане этот день также отмечают.

Первые цыгане в границах ВКЛ появились более пяти столетий назад. Непростая судьба преследовала этот народ на нашей земле во времена Княжества Литовского и Речи Посполитой, "при царе", и "при советах". С 1956 года (постановление Совмина СССР "О приобщении к труду цыган,...

0 0

Журнал "Огонёк" поместил статью о цыганах-котлярах , которые попытались переехать на новое место жительства - в Архангельск. История эта получила большой резонанс в СМИ, поскольку городское руководство постаралось выгнать переселенцев. Естественно, для того, чтобы обосновать эту акцию, требовались негативные факты. Но несмотря на пристальное внимание милиции, никаких зацепок вроде участия в наркоторговле не нашлось. Об этом, собственно, и была статья "Граждане цыгане".
Сразу после публикации на интернет-форуме началось обсуждение (forum.ogoniok.com). Оно выявило, что в российском обществе сильны расистские стереотипы. Подавляющее большинство откликов пылало ненавистью к автору, правозащитникам и всем, кто считает цыган за людей. Я отобрал три характерные цитаты. Они очень показательны для обсуждаемого здесь мифа. Участники дискуссии считают целый народ чем-то вроде мафии. Они уверены, что единственный источник цыганских доходов - криминал. А в то, что бывают трудящиеся цыгане, они просто не верят:

Всех цыган в газовую камеру. Законопослушных цыган НЕТ. если они не знают слова наркотики, значит они воруют. Не надо вот это цацкаться, мол, нельзя арестовать без доказательства. Надо просто всех цыган брать пачками и уничтожать!!!


Более ненавистных тварей трудно себе представить! То что они не воруют и не торгуют наркотиками ЭТО ЛОЖЬ, ибо не могут эти отбросы общества не воровать и не обманывать, так же как мухи не могут не жрать говно!


Таборные цыгане "хотят работать", ходить на службу, да поморцы-ксенофобы их не берут? Где, кем, когда они в нашем смысле слова работали?

Не надо строить иллюзий, что так высказываются только маргиналы. Достаточно почитать нашу прессу, чтобы убедиться в точно таком же настрое многих журналистов. Выражения поприличнее, а суть та же. "Взрослые мужчины у цыган традиционно тунеядствуют".- пишет журналист С.Алтунин ("По цыганским понятиям". Вне закона. 19.IX.2001. С.4.). Ему вторят десятки и сотни коллег…

Но откуда им знать о реальном положении дел? Дальше криминальной хроники работники СМИ в поисках материала не заглядывают. А не мешало бы зайти в аудитории ВУЗов. Там можно встретить немало цыганских студентов.
Было бы неплохо пройтись по цыганским семьям с простым вопросом: "Кто у вас где работает?" Ручаюсь, что результат будет самый неожиданный... Наркоторговцы и гадалки-мошенницы заслонили в общественном сознании людей, сознательно влившихся в русские трудовые коллективы. Рабочие, инженеры, врачи, водители, парикмахеры цыганской национальности живут - подобно большинству россиян - от зарплаты до зарплаты. Они отдают свои силы на то, чтобы в магазинах продавались еда и товары, чтобы в домах было тепло, а на улицах и в конторах чисто. Началось это не сегодня. Поговорите, например, с цыганкой из известной семьи Масальских - Алевтиной Александровной, 34 года проработавшей формовщицей колбас. Её пенсия не велика, но сколько достоинства в её рассказе о трудовой биографии! Она уверена, что принесла обществу не меньше пользы, чем родственники-артисты. Андрей Васильков всю сознательную жизнь проработал шахтёром в Луганской области. Андрей Иванович Сильницкий 30 лет отдал металлургическому заводу в Останкино. Подобные примеры можно приводить тысячами. Русские, работавшие с цыганами бок о бок, подтвердят мои слова: если цыган берётся строить дома или возделывать землю, ремонтировать машины, или делать ювелирные украшения, у него это получается не хуже, чем у прочих. Лишь одна черта выделяет цыган на фоне других наёмных работников: они подчёркнуто щепетильны, ибо знают о негативном стереотипе, существующем в сознании россиян. Горький опыт подсказывает им, как легко оказаться без вины виноватыми в любой конфликтной или неординарной ситуации.
Поймите меня правильно. Я не пытаюсь отрицать тот факт, что у цыган торговля считается более престижным делом, чем производство. Но нельзя же стричь всех под одну гребёнку! Кто-то стоит на рынке с дублёнками или обувью. Кто-то (журналисты правы) сидит за мошенничество или героин. Но очень многие учатся или работают. И обществу пора бы этих людей заметить.
Иногда мне бывает очень жаль, что россиянам недоступна цыганская пресса. Там нередко публикуются статьи в жанре трудовых биографий. Очень показательным выглядит письмо Оксаны Попенко, напечатанное в газете «Романi яг», 11 августа 2004 года. Редакция дала этому материалу заглавие "Нам есть чем гордиться".

"О цыганах в прессе почти всегда говорят только в связи с чем-либо негативным, криминальным и беспросветным. Мне это очень неприятно. Поэтому я хочу рассказать о позитивном – о своей большой цыганской семье, которая, я полагаю, заслуживает газетной публикации.
Мой отец – Матусевич Николай Александрович происходит из большой семьи. У него пятеро братьев, была и сестра. Детские годы его прошли в кочевье. Кочевали они по всей Украине. С 1954 года стали жить оседло, поселились в селе Макошино Лынского района Черниговской области.
Старший брат – Матусевич Василий Александрович, имеет высшее образование. Закончил Харьковский медицинский институт, вернулся в родное село и два года проработал в больнице хирургом. Женился на цыганке, уроженке Москвы. Переехал в столицу и стал работать в клинической больнице заведующим хирургическим отделением, сам тоже оперировал. За свой нелёгкий труд награждён правительственными наградами, он – заслуженный хирург, у него орден «Дружбы народов».
Его супруга – Светлана закончила Московский электромонтажный техникум. Всю жизнь проработала инженером. Сейчас на пенсии.
Их сын Александр Васильевич после армии закончил Московский институт мясомолочной промышленности. Теперь – инженер на Лианозовском молочном комбинате.
Ещё один брат – Матусевич Фёдор Александрович – закончил профессионально-техническое училище. Всю жизнь работает шофёром на дальних рейсах. Его супруга – Ирина Владимировна – имеет высшее образование, по специальности - экономист.
Сын Алексей закончил Черниговское училище по специальности – авто-слесарь, сейчас служит в армии. Дочь Анна Фёдоровна – зубной техник, выпускница Черниговского медицинского училища, работает в стоматологической больнице и заочно учится в Черниговском педагогическом университете, на факультете психологии.
Средний брат – Матусевич Михаил Александрович, после армии работал токарем на заводе в родном селе. За свой труд единственный в Черниговской области награждён «Золотой звездой ЦК ВЛКСМ». Сейчас он живёт в Черкассах, работает электрогазосварщиком в троллейбусном управлении. Его супруга Леария Федосеевна имеет высшее образование, начальник планового отдела. Их сын Андрей Михайлович закончил Черкасский государственный педагогический университет, теперь – преподаватель Государственного технического университета. Дочь Любовь Михайловна тоже закончила ГПУ, работает инструктором в Институте лечебной физкультуры.
Мой отец, самый младший брат из династии Матусевичей – Николай Александрович закончил в Брянской области железнодорожный техникум. Мама, Екатерина Николаевна, детство провела в шатрах. Их в семье четверо: три сестры и брат. В 1956 году после Указа осели в Рыпкине. У мамы так сложилась жизнь, что она не смогла окончить школу. Она и её сестра Раиса Николаевна почти с 16-летнего возраста работали на швейной фабрике, обе обладали музыкальным даром. Сёстры начали петь в художественной самодеятельности, их прекрасные голоса очаровывали публику не только в области, но и во всей Украине. Сёстры, которые не имели специального музыкального образования, были приглашены на работу в Черниговскую филармонию, с концертами объездили всю Грузию и другие республики Советского Союза.
Младшая сестра Николая Александровича – Иванова Мария Николаевна тоже гордость нашей семьи. Выпускница Черниговского юридического техникума, она поступает
в Харьковский юридический институт и заканчивает его. Сейчас она работает юристом-адвокатом. Мария Николаевна защищает интересы, в первую очередь, цыган, но также и украинцев.
Теперь мои родители – Николай Александрович и Екатерина Николаевна – пенсионеры, у них многолетний стаж работы. Всю жизнь они старались, чтобы их дети, то есть я с братом Игорем, получили образование. В детстве нас отвели в музыкальную школу. Я училась по классу аккордеона, брат – по классу баяна. Потом мы поступили в музыкальное училище. Игорь дважды завоёвывал первые места на смотре трёх республик – России, Украины и Белоруссии. Скоро он заканчивает Киевскую консерваторию. Я после окончания музучилища работала преподавателем в музыкальной школе. Высшее образование получила заочно, окончив Нежинский педагогический университет. Мы с братом очень благодарны своим родителям, и дай Боже нам хоть бы в сотой мере отдать своим детям столько, сколько отдали нам наши любимые родители своего здоровья, тепла, энергии и финансов. Теперь, независимо от того, в какой среде мы находимся – среди цыган или среди украинцев, наше образованность помогает нам держаться достаточно уверенно и независимо.
Уважаемые читатели, в этом рассказе про семью Вы нашли только факты про образование моих родных. Я умышленно сделала такой фактический подсчёт; хотелось показать, что образованность и необразованность (так же, к слову, как и порядочность-непорядочность, хорошее-плохое, красивое-отвратительное) – это такие простые истины.
А истины, как известно, не имеют нации, цвета лица, а также и вероисповедания".

Вот сведения о трудовых биографиях цыган, опубликованные в газете "Рома и мир" (Ростов-на-Дону) №2, 1999 год:

1) Губарев Иван Гаврилович - родился 19 января 1939 г. в Новошахтинске. В 1956 г. начал работать в центральных электротехнических мастерских комбината Ростовуголь - молотобойцем и учеником кузнеца. Всё время работал на одном месте. Его избрали профоргом цеха. Неоднократно награждался как победитель в соцсоревновании. Указом Президиума Верховного Совета от 1 марта 1978 г. Губарев награждён Орденом трудовой славы 3-й степени. В сентябре 1985 г. награждён медалью "Ветеран труда".
2) Лиманский Фёдор Николаевич родился в феврале 1955г. в Вешенском районе, шахтёр-забойщик. Работал на шахте "Майская" с 1975г. Награждён двумя орденами "Шахтерская слава".
3) Гаманов Александр Иванович родился 22 июня 1940г. Работал в колхозе "Рассвет" в Большекрепинской Родионово-Несветайского района Ростовской области с 1956 по 1963г. Отец его в 1941г. ушёл на фронт и погиб. С 1964 по 1978 г, Александр Гаманов работал кузнецом - шахта №43 Степановское Шахтоуправление Новошахтинского района Ростовской области. С 1978 по 1990 г. стал работать шахтёром на этой же шахте. Работал отлично. На пенсии с 1990 г.
4) Кутенков Василий 1940 г. Рождения. Всю жизнь работал кузнецом, на пенсии давно, продолжает работать.
Цыганские учителя работают в школах Ростовской области.
1) Иващенко Геннадий Гаврилович - учитель истории и директор школы в Россоши Тарасовского района.
2) Немцева Анна Петровна - учитель русского языка и литературы в г. Морозовске.
3) Лукьяненко Василий Васильевич - учитель математики в г. Каменске.
4) Петренко Иван Иванович закончил Ростовское художественное училище им. Грекова, учитель ИЗО в Пролетарске.

В той же газете "Рома и мир" (№1. 1999 г.) есть следующие данные:

1.Беликов Николай Васильевич, трудовую деятельность начал в 1977 г. водителем и стаж по этой профессии 10 лет. Учится в это время без отрыва от производства в Таганрогском строительном техникуме В 1988 г. он поступает на работу во вневедомственную охрану Орджоникидзовскаго района контролёром и потом его направляют охранять завод ЖБИ. В 1990 г. он назначается на должность начальника охраны. За все время работы на заводе он характеризуется только с положительной стороны. С его помощью в охране завода наведен порядок, капитально отремонтировано ограждение территории; в цехах завода установлены ограждения, запоры, препятствующие проникновению посторонних лиц с целью хищения. В многонациональном коллективе завода АО "Стройдеталь" Беликов Н.В. пользуется заслуженным авторитетом.
2. Беликов Иван Васильевич учился в школе, служил в армии. Работал шофёром в г. Таганроге. В г. Ростове-на-Дону работал на заводе сантех-аппаратуры литейщиком цветного металла.
3. Люба Чучукова училась в медицинском училище, работает уже много лет медсестрой.
4. Николай Иванович Беликов родился в г. Шахты в 1959 г. Окончил ТПТУ и стал слесарем-сантехником. Работал на разных предприятиях. Сейчас живёт и трудится в г. Крутой, Цимлянского района.
5. Виктор Иванович Беликов родился в г. Ростове-на-Дону в 1962 г. Закончил железнодорожное училище в г. Батайске. Служил в армии. Работал электросварщиком в г. Батайске.
6. Юрий Иванович Беликов родился в 1966 г. Учился в ТПТУ и стал штукатуром-маляром. Служил в армии и затем работал на заводе Кр. Аксай. Сейчас живёт и трудится в г. Новошахтинске.

Наверное при следующем обновлении сайта мне надо будет собраться с силами, и сделать целую рубрику из подобных статей. Как знать - может быть, хоть кого-то обильный документальный материал заставит задуматься?

О цыганах ходит множество мифов, в том числе их нередко пытаются представить совершенно нецивилизованной нацией, погрязшей в криминале и разврате… Между тем, у этого народа существует довольно сложная система культурных и морально-этических ценностей. Значительное место в ней занимают разнообразные табу.

Понятие скверны

В первую очередь, понятие «скверны» связано с нижней частью женского тела. Причем речь идет только о замужних или половозрелых женщинах. Считается, что ниже пояса женщина является «нечистой» и любой контакт с ней может осквернить. Даже если она просто пройдется над чем-то или над кем-то. Единственное исключение – исполнение супружеских обязанностей.

Ни в коем случае нельзя прикасаться к одежде, которую цыганка носит ниже пояса, или ее обуви. Если семья живет в двухэтажном доме, то женщинам нельзя подниматься на второй этаж – туда допускаются только девочки и девушки. Если на верхнем этаже дома побывала цыганка, мужчинам-цыганам нельзя входить в этот дом, дабы не оскверниться.

У мужчин все, что ниже пояса, тоже почитается «нечистым», но область распространения «скверны» меньше, чем у женщин.

«Оскверненными» считаются вещи, которые используют женщины во время беременности, родов и в послеродовом периоде. Впоследствии они уничтожаются. С беременными женщинами и роженицами стараются не контактировать.

Если человек умирает, то все вещи, к которым он прикасался, тоже объявляются «нечистыми». Их хоронят вместе с хозяином.

Априори нечистым считается мясо собак и кошачьих, так как эти звери имеют привычку вылизывать свои половые органы. Цыганам нельзя есть конину, так как они считают коней своими «братьями». А вот говядину, свинину, баранину, курятину никто употреблять в пищу не запрещает.

«Оскверненные» цыгане становятся изгоями. К ним нельзя прикасаться, есть с ними за одним столом. Через какое-то время постановляют, что «скверна» с такого человека сошла и он очистился. Но не во всех случаях дело заканчивается так благополучно. Если один цыган «осквернил» другого намеренно или попытался скрыть свое «осквернение», его могут изгнать из сообщества навсегда.

Иногда к «осквернению» приговаривают за какой-либо проступок. Чаще всего это касается мужчин. Такому цыгану обрезают волосы, усы и бороду, а потом одна из цыганок ударяет его по голове или лицу специально принесенной юбкой. Он становится «оскверненным» до тех пор, пока его не простят. Приговоры выносит «цыганский суд», состоящий из наиболее уважаемых в сообществе людей.

Подобное наказание может следовать за воровство у своих (к кражам у нецыган это, как правило, не относится), изнасилование, убийство, предательство интересов своего клана.

Брак и половая жизнь

Отношение к браку и половой жизни в разных цыганских сообществах разное. У одних допускаются измены мужа, а жены – нет. У других неверность вообще не поощряется. Где-то проституция вообще не допускается, где-то – только для мужчин или только для женщин. Где-то запрещены однополые связи, а где-то на них смотрят сквозь пальцы…

Цыганский закон требует, чтобы взрослые цыганки скрывали свои бедра и колени (поэтому они носят длинные широкие юбки). А вот демонстрация груди кормящими матерями обычно не возбраняется.

В большинстве цыганских сообществ девушка должна вступать в брак целомудренной. Наутро после первой брачной ночи принято показывать гостям ночную рубашку или простыню с пятнами крови. Потом молодую переодевают в красное платье. Кстати, хотя браки между цыганами заключаются в достаточно раннем возрасте (14-16 лет), обязательным условием является, чтобы и жених и невеста к этому моменту достигли половой зрелости.

Застольные традиции

Особый этикет связан с застольями и приемом гостей. Женщины обычно сидят отдельно от мужчин – по разные стороны стола, за другим столом или вообще в другом помещении. При этом женщинам не рекомендуется проходить перед сидящим мужчиной, предписывается обходить его сзади или становиться к нему спиной.

Младшим членам семей (даже если они уже взрослые люди) запрещается употреблять спиртные напитки при старших, или же необходимо спрашивать у них разрешения.

Считается крайне невежливым отказываться от угощения. Если ребенку в гостях понравилась какая-то вещь, ее дарят, за исключением дорогостоящих предметов, таких, как бытовая техника или драгоценности.

Для различных ситуаций используются определенные речевые формулы. Их необходимо употреблять, причем непременно на цыганском языке, даже в разговоре с людьми другой национальности.


Похожие публикации