Факты о венецианском карнавале.

28.07.2015

Заветной мечтой непревзойденного Остапа Бендера был этого город. О том, чтобы посетить Рио-де-Жанейро мечтают и многие другие любители путешествий. Кого-то манит местный колорит и неповторимая природа, кто-то стремится увидеть родину блестящих футболистов, но главной туристической приманкой этого города уже больше века является знаменитый карнавал. Это грандиозное по своим масштабам и зрелищности шоу тысячи людей кропотливо готовят целый год. Заглянуть за кулисы легендарного праздника поможет 10 фактов о бразильском карнавале.

10. Начало положено

Чаще всего бразильский карнавал проводится в конце февраля или начале марта каждого года. Но вот точная дата напрямую связана с празднованием Пасхи. Это красочное действо всегда начинается ровно за 40 дней до одного из величайших праздников всех христиан. Дело в том, что карнавал символизирует бурное отречение от наслаждений на время Великого поста. Таким образом, фееричный карнавал приходится близким родственником нашей Масленице. Карнавал длится четыре дня, а значит, с субботы по вторник жизнь в Рио-де-Жанейро полностью подчиняется его правилам. Начинается карнавал с торжественной передачи золотых ключей от города. Так мэр символично передает власть в руки короля карнавала, вымышленного персонажа по прозвищу Момо. Привычная жизнь города теперь пульсирует в ритме самбы, когда веселье на улицах не стихает круглые сутки.

9. Участники карнавала

В 1840 году в Рио-де-Жанейро впервые состоялся масштабный костюмированный бал, он и стал предтечей ежегодного праздника. В 1916 году для карнавала была создана знаменитая самба, а в 1928 году в городе появилась первая школа, где обучали этому танцу. И сегодня карнавал, прежде всего, представляет собой состязание лучших танцевальных школ. Всего в карнавале принимает участие 12 из них. И самое интересное на карнавале можно наблюдать после захода солнца. За одну ночь, а представления начинаются в 9 часов вечера и длятся до рассвета, успевает выступить 3-4 школы. На выступление отводится не более 82 минут, иначе команда теряет баллы. Шоу каждой школы подчинено определенной теме, которая реализуется с помощью грандиозных декораций и танцующих участников. Одновременно в выступлении принимает участие от 3 до 5 тыс. людей и 5-8 машин. К слову, принять участие в шествии может любой желающий, если заплатит 600$ и приобретет соответствующий костюм.

8. Самбадром – сердце карнавала

Говорят, все самое интересное на карнавале происходит на знаменитом «Самбадроме». Это 700-метровая аллея шириной в 20 метров. По бокам которой размещены многоярусные трибуны, способные вместить более 88 тыс. зрителей. Зрительские места разделены на три зоны: самая дешевая, без указания определенного места; средняя по стоимости, где все места пронумерованы; VIP-ложи, в которых с комфортом на мягких диванчиках может разместиться до 10 гостей. В зависимости от сектора входной билет стоит от 600 до 1000 евро. И это только на один из четырех дней карнавала. Но, несмотря на дороговизну, трибуны всегда заполнены под завязку. Однако весело в эти дни не только на самбадроме, но и на остальных улицах города. И здесь наряжаться самому и рассматривать забавные костюмы окружающим можно абсолютно бесплатно.

7. За работу!

Некоторые факты карнавал в Рио ставят на один уровень с чемпионатом мира по футболу или Олимпийскими играми. Так, каждый год это событие привлекает до 1 миллиона туристов. Кроме того, благодаря карнавалу в городе создается до 250000 дополнительных рабочих мест. Конечно, это многочисленный персонал гостиничного и ресторанного бизнеса. Также весьма востребованы на период подготовки к карнавалу специалисты, работающие по дереву. Столяры и плотники создают богато украшенные платформы, которые крепятся на грузовики. Именно эти, впечатляющие своими размерами и дизайном, сооружения являются важной составляющей шоу. Огромный спрос в эти дни и на профессиональных швей. Им в короткий срок предстоит сшить несколько тысяч щедро декорированных замысловатых костюмов.

6. Что надеть?

Карнавальные костюмы являются отдельной темой праздника. И если до начала 60-х годов прошлого века наряды были весьма скромны, то в 1963 году школа танцев «Салгейро» совершила настоящую революцию. Ее представители появились перед зрителями в невероятно роскошных и ярких костюмах. С тех пор бразильский карнавал славится своими невероятными нарядами. Самые прославленные школы ежегодно на создание костюмов тратят около 3,5 млн. долларов. Цена самых роскошных облачений часто равна стоимости автомобиля престижной марки. Несмотря на то, что костюмы едва прикрывают тела участников, их вес может достигать 10 кг. На отделку нарядов идут сотни страз, пайеток и перьев. Дизайн наряда должен быть продуман так, чтобы никоим образом не стеснять движений участника. Ведь от пластичности танцовщика, красоты и точности его движений зависит количество баллов, начисленное судьями. Поговаривают, что после карнавала уборщики выметают несколько тонн мелких украшений, отлетевших от костюмов участников во время шествия. И да, практически все костюмы после карнавала отправляются на помойку. Ведь в следующем году будет совершенно новое шоу, и эти наряды уже не актуальны. Исключение делают только для самых роскошных экземпляров, которые позже принимают участие в различных шоу или хранятся в музее школы танцев.

5. Покой только снится

Завершение карнавала этого года означает, что завтра начнется подготовка к представлению будущего года. Снова будет взята в работу оригинальная тема, начнется разработка декораций и пошив костюмов. Репетиции же с танцорами будут длиться целый год. Часто их проводят прямо на улицах города. Активно оттачивать движения начинают в октябре, и не прекращают до наступления карнавала. Таким образом, можно заранее увидеть, что же интересное на карнавале в феврале ждет зрителей. Для бюджетных туристов это единственный способ приобщиться к такому грандиозному зрелищу вживую. Так как на время проведения карнавала цены на жилье и остальные услуги в Рио-де-Жанейро буквально взлетают.

4.Чемпионы карнавала

Победителя карнавала по телевиденью в прямом эфире определяет группа из 40 судей. Всего команда оценивается по 10 основным параметрам, каждый из которых внимательно изучает по 4 узких специалиста. Так, для победы важны не только шикарные декорации и невероятные костюмы, но и ритмичность ударных инструментов, гармония пения, танцев и музыки, раскрытие основной идеи шоу, а также общая слаженность всех участников. А настоящими звездами карнавала становятся так называемые знаменосцы. Каждая из этих девушек возглавляет выступление своей команды, и, конечно, делает бразильский карнавал еще ярче и зрелищней.

3. Отбросить скромность

Относительно внешнего вида участников шокирующие факты карнавал являл на суд общественности несколько раз. В 1976 году впервые на карнавале танцовщицы оголили грудь. Это стало настоящей революцией костюма. А совсем недавно и без того лаконичный наряд попытались сократить до обуви и помпезного головного убора. Вместо одежды тела участников были покрыты боди-артом. Но такое нововведение не прижилось, во многом из-за того, что среди зрителей всегда много детей и подростков. И с недавних пор на бразильском карнавале существует правило, запрещающее участникам полностью оголяться, даже если их тело при этом плотно покрыто художественной росписью. В запрещающем разделе, правда, ни слова не сказано о размерах бикини, и дизайнеры костюмов все чаще ставят на минимализм.

2. Зачем на карнавале пакет?

Еще один довольно пикантный факт связан со сложной конструкцией костюмов. Дело в том, что некоторые из них весьма громоздкие, и в высоту могут достигать до 5 метров. А отдельные детали часто попросту приклеивают к коже человека. Ожидать своего выхода в таком облачении артист может и несколько часов. И все это время участники не имеют возможности отлучиться в туалет. Чтобы как-то решить эту проблему, каждому участнику выдается одноразовый пластиковый пакет треугольной формы, и проводится короткий инструктаж по его применению.

1. Ценители прекрасного

Год от года пресса тиражирует информацию о небывалом росте преступности в Рио-де-Жанейро во время проведения карнавала. Откровенно говоря, этот город и в обычные дни нельзя считать совершенно спокойным. Но основная часть преступлений происходит в фавелах, бразильских районах трущоб, куда туристу лучше не соваться. В остальных же частях города довольно безопасно. Вот разве что на время карнавала из-за значительного скопления людей увеличивается число карманных краж. Правда, в 2006 году необычные факты карнавал подарил и полицейской статистике города. Грабители в карнавальных костюмах, танцуя, зашли в городской музей. Откуда они смогли похитить редчайшие картины кисти Пикассо, Матисса, Моне, и Дали. После чего злоумышленники легко затерялись в пестрой толпе.

Все эти секреты представления только служат стимулом к новым мечтам о путешествиях. Ведь даже самые интересные 10 фактов о бразильском карнавале и яркие, живые фото не могут передать царящую там атмосферу. В полной мере прочувствовать пульс свободы, радости и всеобщего веселья можно только став частью этого праздника.

  1. Бразильский карнавал проводится за 40 дней до Пасхи, он служит началом Великого поста.
  2. Карнавал считается достоянием истории Бразилии, но на самом деле идея подобного мероприятия зародилась не здесь. Она попала в Бразилию из Португалии в XVII веке, на него также оказали влияние традиции Франции и Италии.
  3. Сегодня бразильские карнавалы имеют свои особенности, они отличают их от подобных мероприятий, проводимых в различных странах Европы и Латинской Америки.
  4. Карнавал призван объединять разные слои населения. Но при этом, чтобы получить доступ к Самбодрому, нужно заплатить крупную сумму, осилить которую большинству бразильцам не по силам.
  5. Бразильский карнавал ежегодно приносит 2,1 млрд. евро. Такой доход обеспечивается наплывом туристов, которые с удовольствием тратят свои деньги. Карнавал требует задействования большого количества ресурсов, поэтому для подготовки к торжеству создаются дополнительные рабочие места, правда временные, в частности, в Рио-де-Жанейро было открыто 250 тыс. вакансий.
  6. В этом же городе находится Самбодром – специальная аллея, протяженностью 700 метров, созданная в 1984 г. На ней проходят соревнования между танцорами разных танцевальных школ.
  7. Каждая школа самбы создает свое выступление на заранее выбранную тему. От нее зависят оформление движущихся площадок, музыка, костюмы и хореография.
  8. По ночам на Самбодроме выступают по 3-4 школы, причем в каждой из них 3-5 тысяч участников. Всего за время проведения бразильского карнавала проводятся выступления 12 школ: 8 – элитных и 4 – начинающих. Выступающие от каждой из них размещаются на нескольких машинах (в среднем 5-8) группами по 40 человек. Кстати, транспортом обязательно управляют вручную, такая необходимость вызвана правилами техники безопасности.
  9. Стандартное время проведения карнавала – с 21:00 до самого утра. Он продолжается в течение 4 ночей с субботы по вторник. Сначала выступают новички, а затем опытные танцоры.
  10. Карнавальные костюмы выглядят эффектно, но для танцовщиц они обычно неудобны. Даже простой поход в туалет становится затруднительным, поэтому танцовщицам выдаются специальные пакеты.
  11. На оценку выступлений влияет ряд факторов: мастерство танцоров, оформление декораций и костюмов, соблюдение ритма, оригинальность художественного воплощения, сплоченность артистов, а также выступление женщины-знаменосца.
  12. Во время проведения карнавала в городе практически прекращается работа, наступает один крупномасштабный праздник. На улицах слишком много празднующих людей и туристов, в городе образуются пробки. Весь Рио-де-Жанейро охватывают праздничное настроение и ритмы самбы.
  13. На карнавалах, как и любых мероприятиях, случаются свои неприятные ситуации. В частности, в 2006 г. на открытии карнавала группа людей в карнавальных костюмах под музыку проникла в музей, где украла картины Пикассо, Дали, Моне и Матисса.
  14. Посмотреть на карнавал съезжаются люди со всего мира. В этот период все отели, гостиницы переполнены, цены на жилье возрастают, на улицах много людей. Некоторые местные жители во время проведения карнавала предпочитают покинуть город и отдохнуть с семьей в другом месте.
  15. Подготовка к карнавалу начинается сразу же после того, как прошел предыдущий. В течение года участники вынуждены ограничивать себя во всем, собирая деньги на подготовку. Также в Самбадроме работает небольшой музей, в котором можно узнать о традициях и особенностях проведения карнавала.

С Веселым туристом все легко и быстро!

Главное европейское гуляние зимы - Венецианский карнавал - ежегодно собирает сотни тысяч гостей. Это торжество предваряет Великий пост подобно славянской Масленице . А одновременно является памятью про самую яркую, веселую и удивительную победу над социальными (и любыми другими!) стереотипами, которая когда-либо могла произойти в средневековой Европе.

Карнавал ошибочно считать «торжеством простолюдинов». Он от начала считался временем равенства и открытости, отвержением правил и условностей. Была в карнавале также опасность - недаром таинственные любовные истории, как и кровавые итальянские детективные сюжеты, часто скрыты под изысканной карнавальной маской… Карнавальные торжества в Италии покорили не только Венецию: и Сардиния, Эмилия-Романья, Апулия, Марке, Базиликата, Лацио и Пьемонт также известны своими шествиями, весельем и балами.

История карнавала

Было время, когда Венецианский карнавал начинался уже на второй день Рождества - то есть в день святого Стефана по Григорианскому календарю (26 декабря). Длился карнавал до вторника перед Великим постом, всегда начинающимся в Католической Церкви в среду. Этот день иногда называют «жирным вторником». Хотя есть и иные версии хронологии карнавала: например, из утверждений многих историков и современников эпохи Барокко видно, что он фактически не заканчивался. Перерывы наступали только во время постов и, собственно, сбора урожая. Уже в октябре карнавальное веселье начиналось снова !

Происхождение современного карнавала имеет несколько источников. Древнеримский связывает карнавал с зимними языческими празднествами, посвященными богу Сатурну (сатурналиями) и торжествами сбора урожая. Дальнейшее развитие венецианской культуры и христианизация позволили переосмыслить народные гуляния как забаву перед Великим Постом. Так и возникло слово «карнавал», что в буквальном смысле означает «прощай, мясо» (carne-vale ).

Источник фото: offerteshopping.it.

Документы впервые фиксируют проведение карнавала в Венеции в далеком 1094 году. С тех пор карнавал веками оставался самым ярким феноменом венецианский культуры . В 19 веке карнавал покорил весь мир - веселое празднество в масках стало «фирменным знаком» Венеции, а любители карнавалов уже говорили на самых разных языках и наречиях. Художественное искусство, литература, театр, а потом и кино вовсю использовали карнавальные образы - как с удовольствием продолжают использовать их и сейчас.

Пережил Венецианский карнавал и своего рода «эпоху забвения»: в 19 веке, когда о торжестве заговорил мир, сама Венеция его отвергла. Но в 1980 году венецианские карнавальные традиции начали возрождаться. Правда, с тех пор веселые торжества длятся намного меньше - от недели до трех. В последние годы карнавал в Венеции длится чуть более двух недель.

Традиции Венецианского карнавала

Карнавал всегда сопровождался как безудержной радостью, так и случаями неоправданной жестокости. Еще в Древнем Риме сатурналии были периодом, который фактически уравнивал раба и его господина . Чтобы еще более подчеркнуть это, в 13 веке венецианцы повсеместно стали использовать карнавальные маски - не столько затем, чтобы скрыть лицо, но больше для свободных контактов с представителями иных классов и общественных слоев.

Источник фото: blog.pelatelli.com.

Сокрытие одновременно множества лиц под масками, так или иначе, имело самые разные социальные последствия. Романтические и трагические, веселые и преступные, запретные и скандальные… В этот период любые правила практически не действовали : у карнавала всегда было множество как детей, так и жертв. Самыми свободными, пожалуй, были традиции карнавала во времена Венецианской республики.

Современный карнавал - уже не такое буйное и необузданное зрелище. В то же время, в нем соединилось множество традиций и символов Венеции. Происходит действо одновременно во многих , и охватывает различные достопримечательности Венеции. Древние и современные вариации веселых событий сейчас сочетаются здесь в одно яркое торжество. Одним из таких событий является старинный праздник Марий (Festa delle Marie ). Это напоминание о спасении венецианских девушек, которых когда-то украли пираты Истрии.

Также Венецианский карнавал в наши дни - это карнавальная свобода, дни театра, музыки и уличной еды. В это время происходят парады гондол на , конкурсы традиционных одежд и масок, костюмированные балы, исторические реконструкции и «Шествие Марий» (двенадцати красавиц Венеции). Одна из них, победительница конкурса, становится в следующем году главной героиней «Полета Ангела» и летит над толпой с колокольни прямо на Венеции. Закрытие карнавала знаменует еще одно «летящее» шоу - это «Полет Льва», крылатого символа Венеции и символа главного христианского покровителя города, евангелиста Марка.

Венецианская маска

Маски снимали запреты и стирали различия . За это их даже запрещали носить не во время карнавала. Традиционные венецианские маски часто делят на два вида. В первую очередь, это маски итальянской «Комедии масок». Они представляют Арлекина и Коломбину, Пульчинеллу и Пьеро, Педролино, Дзанни, Бригеллу и прочих персонажей.

Источник фото: analivingston.wordpress.com.

Есть и другие маски: они сформировались за всю историю карнавала и во многом отображают венецианскую культуру и традиции. Это Баутта (наиболее простая и популярная), Моретта («Немая служанка»), Ларва, Венецианская дама, Джокер, Кот, Доктор Чумы и Вольто (нейтральная маска «Гражданина»). Кроме них, конечно, каждый год появляются новые маски - современные типажи можно перечислять бесконечно.

Изготовляют маски из особых типов гипса, папье-маше, красок, тканей, фольги, различных декоративных материалов. Украшение и раскрашивание настоящей венецианской маски - это кропотливая ручная работа . Мастера используют для этого как простые, так и весьма ценные компоненты - грунт, сусальное золото, натуральные перья птиц и драгоценные камни.

  • Автором гимна Венецианского карнавала является модельер Пьер Карден, уроженец области Венеция.
  • Возникновение маски Кота имеет достаточно простую причину: котов в Венеции было крайне мало, и жители города на воде испытывали к ним большой интерес и уважение.
  • Маска и специальный костюм Доктора Чумы происходят от реального костюма, который был трагической необходимостью во время эпидемий. Потом эта маска считалась карнавальным напоминанием о смерти.
  • Во время карнавала работа не поощрялась . Если же кого-то ловили на этом, то могли связать и потащить к церкви. Там «провинившийся» пил вино до упаду. За это его даже могли объявить карнавальным королем.
  • В те времена, когда карнавал длился по полгода, в масках происходило и выполнялось все : венецианцы наряжались соответствующим образом даже в церковь и в суд.

Известен всем (невежд мы обойдем)Веселый католический обычай
Гулять вовсю перед святым постом,
Рискуя стать лукавому добычей.
Греши смелей, чтоб каяться потом!
Без ранговых различий и приличий
Все испытать спешат и стар и млад:
Любовь, обжорство, пьянство, маскарад.

Эти строки Байрона посвящены, разумеется, одному из самых ярких зрелищ на планете Земля – Венецианскому карнавалу.

Родиной карнавалов стали в IX-X веках большие независимые европейские города. И первой была именно Италия: богатая Венеция больше всего располагала к празднику. Да и слово «карнавал» изначально итальянского происхождения: carne – «мясо», vale – «прощай». Все из-за сроков проведения праздника, первое упоминание в летописи о котором относится к 1094 году. Последний день Венецианского карнавала носил название Жирный вторник. Потому что на следующий день начинался сорокадневный пост перед Пасхой.

Публичным праздником карнавал сделал Сенат Венецианской Республики своим решением от 1296 года. К этому времени сложились и его традиции, связанные прежде всего с ношением масок. Таким образом устранялись незыблемые в иное время социальные рамки, временно отменялись повседневные жизненные правила. Под маской и в пестром костюме мог оказаться кто угодно – богатый вельможа или бедный простолюдин, дочь дожа или белошвейка. Маска – bautta – позволяла грешить инкогнито.

Во время карнавала в роскошных дворцах проходили балы-маскарады, которые устраивали богатые вельможи. Улицы, площади и, разумеется, каналы Венеции предоставлялись для веселья простого люда. Не счесть было акробатов и жонглеров, а также купцов, привозивших из далеких заморских стран дрессированных хищников. Передвижные лавки ломились от нехитрых яств и сладостей.

На Венецианском карнавале знать любила играть в одну очень интересную игру. Полсотни желающих делились на две команды по 25 игроков в каждой, а площадь – на две половины. Цель игры состояла в том, чтобы, передавая друг другу ногами сшитый из кожи предмет, отправить его в определенное место на территории команды соперника… Узнали? Конечно же, это был один из предков современного футбола!

Самыми популярными венецианскими масками были взятые «напрокат» у персонажей комедии дель арте, собственно комедии масок. Почти все из них представлены у классика итальянской комедии Карла Гоцци (см. «Труффальдино из Бергамо»; кстати, финал фильма – это именно Венецианский карнавал). Большой популярностью пользовалась баута, устроенная таким образом, чтобы ее хозяин, не открывая лица, мог есть и пить. Баутой, между прочим, пользовался сам Джакомо Казанова.

Временами на Венецианском карнавале встречаются персонажи в маске довольно мрачной птицы с загнутым вниз клювом. Это Medico della Peste (Доктор Чумы) – напоминание о страшных для Венеции годах, когда эпидемия чумы косила людей тысячами. Именно такую маску носили во время посещения своих пациентов тамошние доктора. «Клюв» служил контейнером для ароматических масел и других пахучих веществ – считали, что они защищают от чумы… Почему же эта маска смерти попала на веселый карнавал? Потому что смерть, пусть даже от чумы, - это тоже жизнь…

Захвативший Италию в конце XVIII века Наполеон Бонапарт сознавал, что Венецианский карнавал каждый раз будет напоминать итальянцам об отобранной у них независимости. Посему он был отменен. Впрочем, есть и другое мнение, объясняющее прекращение венецианских карнавалов их общим упадком. Так или иначе, но второе рождение Венецианского карнавала состоялось лишь в 1979 году. Однако о всенародном празднике жителей Венеции речь уже не шла. Теперь это яркое представление ориентировано преимущественно на туристов. Что помогает собирать звонкую монету в городской бюджет города, у которого немало проблем.

Современный Венецианский карнавал продолжается две недели. Плюс несколько дней до его официального открытия. Город начинает наполняться романтиками, съезжающимися в Венецию со всей Европы. По улицам маршируют бродячие оркестры и уличные театры. Звук труб, гром барабанов, песни во всю глотку, бабахи петард… Торговцы спешат выложить на прилавки всю заблаговременно подготовленную карнавальную продукцию, чтобы каждый мог выбрать свой собственный наряд, коль скоро не запасся заранее.

Праздник начинается на площади Святого Марка с исполнения гимна, написанного великим кутюрье Пьером Карденом. Затем - традиционное представление комедии дель арте, сопровождаемое массой конфетти и облаком воздушных шаров. После торжественного открытия начинается собственно Венецианский карнавал, состоящий из народных гуляний, парад-алле дорогих масок и костюмов, концертов на тему прошедших веков. Много музыки, много вина. Элита, также по традиции, собирается в старинных венецианских дворцах на балы-маскарады. Незабываемое время!


Кадры из фильма *Карнавал*, 1981

20 июля исполняется 93 года со дня рождения кинорежиссера и сценариста Татьяны Лиозновой, известность которой принесли фильмы «Им покоряется небо», «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Мы, нижеподписавшиеся». Никто не ожидал, что после этих работ она возьмется за создание музыкальной комедии, но и этот жанр ей покорился. В 1982 г. на экраны вышел фильм «Карнавал» – трогательная, смешная и лирическая история о том, как провинциалка Нина Соломатина в исполнении Ирины Муравьевой пыталась завоевать столицу. За кадром осталось много интересных моментов.


Сценарий фильма был написан задолго до съемок. Его автор Анна Родионова опубликовала его в журнале «Искусство кино», где его и заметила режиссер Татьяна Лиознова. Эта история не оставила ее равнодушной – ведь главная героиня, искренняя и наивная провинциалка Нина Соломатина, чем-то напоминала ее саму. Она переработала сценарий, дописав многие эпизоды – например, сцену с роликами в цирке и эпизод с больной матерью. Многие моменты она взяла из собственной биографии: «Это тот эпизод, в котором Нина пьет в мороз ледяную воду из колонки. У дома, где я когда-то жила, была такая же колонка, и мы с подружками проделывали то же самое. Картина в некоторой степени получилась автобиографичная. Я тоже через многое прошла на пути к режиссуре». Лиозновой тоже приходилось работать и костюмером, и уборщицей, прежде чем она нашла свое место в кинематографе.


Актрису на главную роль утвердили сразу и без проб: с Ириной Муравьевой Татьяна Лиознова уже работала в фильме «Мы, нижеподписавшиеся» и видела в этом образе только ее. Хотя актрисе на тот момент было 32 года, а ее героине – всего 18! Эта роль далась Муравьевой непросто: для съемок ей нужно было похудеть и научиться кататься на роликовых коньках. А они были особенные – с большими колесами, неманевренные и громоздкие. Актриса часами тренировалась в спортивных залах, чтобы школьная форма пришлась ей впору.


Ирина Муравьева в фильме *Карнавал*, 1981

Целых три месяца Муравьевой пришлось тренироваться перед тем, как она появилась на роликах в кадре. Первое время актриса ходила вся в синяках, и много времени уходило на то, чтобы их загримировать. Когда она уехала на гастроли в Киев, вместе с ней отправился тренер и весь коллектив ансамбля «Ритмы планеты», с которым предстояло исполнять танцевальные номера. Ежедневно они тренировались в перерывах между спектаклями. В результате актриса научилась кататься довольно хорошо, и ей приходилось разыгрывать в кадре неуклюжесть и неловкость.


Кадр из фильма *Карнавал*, 1981


Кадр из фильма *Карнавал*, 1981

Ирина Муравьева была настолько убедительна в роли Нины Соломатиной, что после выхода фильма на экраны многие стали отождествлять актрису с этой героиней, для чего не было никаких оснований. «В жизни я абсолютно не похожа на Нину. Я коренная москвичка, абсолютно домашняя девочка. Хорошо училась, и столицу покорять не стремилась. Более того, в жизни никуда из дому не уезжала. Мне никогда не хотелось чего-то добиваться. Я не лидер, а, скорее, ведомая», – говорила актриса. После роли в фильме «Москва слезам не верит» и «Карнавала» Ирина Муравьева закрепила за собой репутацию лучшей киноактрисы начала 1980-х гг. Как ни странно, сама она осталась недовольна своей работой, считала, что нелепо выглядит в кадре с хвостиками и веснушками, и переживала из-за того, что ей не дали самостоятельно спеть песни – «Позвони мне, позвони» и другие композиции вместо нее исполнила певица Жанна Рождественская.


Ирина Муравьева в фильме *Карнавал*, 1981


Кадр из фильма *Карнавал*, 1981

Городок Оханск, из которого Нина Соломатина приехала в Москву, действительно существует на карте. Но съемки проходили не там, а в Калуге, а также в павильонах московской киностудии им. Горького.


Ирина Муравьева в фильме *Карнавал*, 1981


Кадр из фильма *Карнавал*, 1981

Для многих зрителей финал картины остался загадкой: так сбылась ли мечта провинциалки стать артисткой или она вернулась в Оханск навсегда? Первоначально финальная сцена была еще более печальной, чем в итоге. Нина Соломатина, уезжая в Оханск, должна была встретить на вокзале цыганку Карму, с которой ее в Москве свела судьба, и та рассказывала ей о том, что у нее погиб ребенок. Но такой финал выглядел слишком беспросветным, а режиссеру хотелось закончить на более лиричной и оптимистической ноте, подарив зрителю надежду на то, что мечта героини когда-нибудь исполнится. Многие считали финал фильма открытым, но сама Лиознова позже сказала в интервью о том, что видит свою героиню состоявшейся артисткой.


Ирина Муравьева в фильме *Карнавал*, 1981

Фильм имел у зрителей такой успех, что даже Эльдар Рязанов признался Татьяне Лиозновой, что завидует ей как режиссеру: «Снять комедию, где публика иногда смеется так, что не слышно музыки, – это надо суметь!».

Похожие публикации