Правила этикета, которые сделают вас лучше. Правила этикета для детей в любых жизненных ситуациях

Я вспоминаю случай, который рассказывала мне мама моей подруги. На дачу, где она с двухмесячным сыном коротала лето, приехала с визитом свекровь, женщина дворянского происхождения. Невестка заметалась по веранде, чтобы посадить свекровь на чистую табуретку, но та остановила со словами: «Милая моя, неужели ты можешь допустить, чтобы муж увидел тебя в этом халате? Переоденься скорее! Он же может войти». Пожилую женщину не смущал антураж, ведь он был вынужденным. Но пренебрежение к своему виду казалось ей недопустимым и в этой, и в любой другой ситуации.

Урок второй

Главное украшение женщины прическа. Переменять прическу следует вместе с туалетом, в соответствии с погодой, временем дня, сезоном или настроением.

Аккуратной голова должна быть в течение всего дня. Для этого надо просто чаще причесываться. Но аккуратная голова - не обязательно прилизанная. Утром хороши убранные волосы, вечером - уложенные более свободно. Вообще, прическу можно менять несколько раз в день, если у вас есть на это время. Только помните: никогда не стоит расчесывать волосы на людях - ни в общественном месте, ни дома.

Одна моя знакомая говорит о себе так: «Я встаю в половине седьмого, чтобы успеть привести себя в порядок - сделать легкий макияж и прическу. А как иначе? Не могу же я появиться в затрапезном виде перед молодым зятем!» Недавно я узнала, что этой женщине исполнилось 86 лет, а ее молодому зятю - 61 год. Ну разве не прекрасно так воспринимать жизнь?

Урок третий

Порядочная женщина должна переменить в сутки по крайней мере семь костюмов: утренний, для завтрака, для прогулки и визитов, обеденный, послеобеденный, вечерний и ночной. Сообразно костюмам полагается семь перемен белья и семь перемен обуви, включая ночные туфельки.

Ну, это уже перебор, скажете вы. Но давайте отнесемся к этой рекомендации не дидактично, а творчески. Ведь главное - быть подтянутой и свежей. А значит, не ходить все время в одном и том же, не носить рваных тапочек и засаленного фартука, иметь при себе чистый носовой платох, а лучше два: один «для дела», второй в сумочке про запас. Современным женщинам я бы посоветовала забыть о халате или вспоминать о нем лишь ранним утром и перед самым сном. Ходить по дому гораздо удобнее в домашнем платье или брюках.

Совсем неплохо было бы перенять у людей минувшего века традицию переодеваться к обеду. Обед - это высшая точка дня, предвестник прекрасного вечера. В выходные дни за обеденным столом обычно собирается вся семья. Красивая одежда, легкий запах духов создают приподнятую атмосферу на обедом, которая сохраняется затем до конца дня. За счет таких мелочей наши бабушки и дедушки умели оставаться свободными от быта, не погрязать в нем. Кроме того, красивые ритуалы служат укреплению чувства собственного достоинства, сближают домочадцев. На таких мелочах держится культура семейных отношений.

Приведу пример из истории, который служит для меня эталоном. Княгиня М.Н.Волконская, жена декабриста С.Г.Волконского, поехав за мужем на каторгу в Сибирь, не изменила своим привычкам. Она не появлялась на людях без перчаток и вуалетки.

Ирина Неборская
Конспект занятия в старшей группе «Уроки этикета»

воспитатель МБДОУ №8 «Солнышко»

п. Тяжинский. Кемеровская область

Цель : Формирование представлений воспитанников об этических нормах и ценностях принятых в обществе.

Задачи :

Образовательные :

Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета : внешний вид, доброжелательное поведение, хорошие манеры.

Упражнять в использовании «вежливых слов» , подборе их в соответствии с ситуаций.

Совершенствовать культуру диалогической речи : выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространёнными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.

Развивающие :

Развивать логическое мышление : умение анализировать ситуации, делать обобщения, умозаключения.

Способствовать развитию внимания, памяти, воображения.

Воспитательные :

Воспитывать у детей доброжелательность, сопереживание, дружеское отношение друг к другу.

Материал : Слайды сюжетных картинок, цветочка с лепестками; магнит, сигналы с лицами разной мимики. мяч, листочки с цифрами от 1 до 7,карандаши.

Предварительная работа : Рассматривание наглядно-дидактического пособия «Что такое хорошо, что такое плохо» . Р. С. Буре «Как поступают друзья» . Беседы по книге Е. Черенковой. «Уроки этикета и вежливости » . Чтение худ. лит-ры : В. Катаев. «Цветик-семицветик» ; В. Осеева. «Волшебное слово» ; С. Маршак «Жадина» . Просмотр мультфильмов; Уроки бабушки Совы »; Цветик –семицветик».

Ход НОД:

В -ЛЬ : Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим друг другу улыбки.

Упражнение; «Подари улыбку»

Ребята, встанем в круг, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему самую добрую и приветливою улыбку. Я начну первая передавать улыбку, а вы продолжите. (в- ль поворачивается к ребенку, который стоит справа, протягивает ему ладонь и улыбается. Ребёнок, кладёт свои ладони сверху, улыбается в ответ. Затем, он поворачивается к соседу и повторяет действие пока улыбка не вернуться к воспитателю.)

В - ль; Вот мы и подарили друг другу хорошее настроение. Мне так приятно было видеть ваши добрые улыбки.

В - ль : Ребята, как вы думаете, что это такое? (середина цветка)

Что случилось с нашим цветком? Почему он грустный?

Ребята, подул сильный ветер и разноцветные лепестки цветка разлетелись по всей группе . Чем мы можем ему помочь? (собрать лепестки)

1. Вот красный лепесток, он называется - лепесток вежливости.

Он предлагает нам рассмотреть картинки. Посмотрите и скажите, какие можно здесь подобрать вежливые слова.

(слайды)

Картинка «Как девочка угощает мальчика мороженым»

Как вы думаете, какой диалог мог состояться у детей? Что говорит девочка? (Возьми, пожалуйста; угощайся, пожалуйста; ешь на здоровье) .

Картинка «Как мальчик предлагает дедушке сесть на сидение в автобусе» .

Какие вежливые слова говорит мальчик? (Садитесь, пожалуйста; присаживайтесь, пожалуйста.) Что ответил дедушка? (Большое спасибо, благодарю тебя.)

Картинка «Встреча двух друзей.»

Как друзья приветствуют друг друга? (Привет, здравствуй.)

Как можно приветствовать друга,если встретишь его утром, вечером, днём?» (ответы детей.)

О вежливых словах прочитает стихотворение Кристина К. .

Утром, подойдя к окну

«Здравствуй» ! - солнышку кричу

И ещё немало раз

За день повторю;

«Добрый день» , иль «В добрый час»

«Вас за всё благодарю» .

Друга встречу - то ему

Крепко руку я пожму.

Книгу даришь кому-либо,

Скажет он тебе «Спасибо»

Ты пожалуйста ответь

Улыбнувшись, прошепчи,

Расставаясь с кем-то, где-то,

«До свиданья» говори.

В – ль : Молодцы, ребята, сколько, много вы знаете вежливых слов, лепесток возвращается к своему цветку.

2 : -Посмотрите, а вот оранжевый лепесток - это лепесток доброжелательности.

А что значит быть доброжелательным? (всем желать добра) .

В - ль : - Ребята, а какие слова должен доброжелательный человек говорить, мы сейчас с вами проверим.

1. Назовите только слова приветствия (здравствуйте, добрый день и т. д.) .

2. Назовите только слова благодарности (спасибо, благодарю) .

3. Назовите только слова извинения (извините, простите, жаль, сожалею) .

4. Назовите только слова прощания (до свидания, до скорой встречи, спокойной ночи) .

В - ль : Молодцы, вы справились, и этот лепесток возвращается к своему цветочку.

3. Жёлтый лепесток -это лепесток «Хороших поступков» .

Слайды :

ВОПРОСЫ :- Как поступить, если мимо проходит женщина с коляской, в которой спит малыш?

Если женщина с тяжёлыми сумками в руках, не может открыть дверь и выйти из магазина?

Если съел конфету и у тебя остался фантик?

Если ты гуляешь во дворе, и мимо проходит твоя мама с хозяйственной сумкой?

Посмотрите, и красный лепесток вернулся к цветку.

4. В - ль : Смотрите зеленый лепесток- это лепесток «Хорошие манеры» . Что такое «Хорошие манеры» ?

Хорошие манеры - это основы поведения воспитанного человека в обществе.

А вы владеете хорошими манерами? А мы сейчас проверим.

Игра» Хорошо - плохо»

В - ль : Я буду перечислять различные манеры поведения, а вам нужно при помощи сигналов показать, это хорошо или плохо. Если хорошо,то вы поднимите вверх сигнал с улыбающимся человечком, если плохо - сигнал с грустным человечком.

1. Привычка очень громко разговаривать.

2. Неряшливость в одежде.

3. Прикрывание рта рукой, когда кашляешь.

4. Внимательное, вежливое общение с людьми.

5. Приветствовать знакомых, при встрече.

6. Оскорбление окружающих людей.

7. Уступить место пожилому человеку в транспорте.

8. Мальчики дерутся.

Посмотрите, и этот лепесток вернулся к цветку.

5. В - ль : Лепесток голубой - это лепесток «Дружбы» .

Ребята, а вы дружные? Я должна в этом убедиться. Мы будем передавать мяч друг другу и говорить слова, каким должен быть друг.

Дети : (добрым, верным, честным, преданным, смелым, надёжным, отзывчивым, внимательным).

В - ль : Вижу, вы знаете, что значит быть настоящий другом.

А может, кто ни будь, знает пословицы о дружбе?

Друзья познаются в беде.

Дружбу помни, а зло забывай.

Нет друга, так ищи, а нашёл, береги.

Дружба стекло – разобьётся,не сложишь.

Крепкую дружбу и топором не разобьёшь,

В - ль : О каком секрете дружбы нам говорят эти пословицы.

Правильно, о том, что дружбой надо дорожить, её ценить. Все эти пословицы действительно рассказывают о том, как надо дружить.

Ф - ка : Магнит.

В – ль (показывает магнит со скрепками) Как называется этот предмет?

Он притягивает к себе разные железные предметы.

Иногда бывает так, что человек становиться магнитом, к нему тянуться другие люди.

Как вы думаете, к какому человеку тянуться другие люди? (к доброму, отзывчивому, чуткому, хорошему) .

Предлагаю каждому из вас побыть магнитом.

Описание игры; (дети произвольно двигаются под спокойную музыку, когда вос-ль называет имя ребёнка, все собираются вокруг него, ласково касаются его рукой и говорят добрые слова. Если кто-то не хочет, чтобы его касались рукой,он выставляет перед собой ладони, тогда дети встают рядом с ним и говорят добрые слова.

6. Лепесток синий - это лепесток «внешний вид» .

Ребята, а что такое внешний вид?

В понятие внешний вид входит одежда, причёска, как одет человек.

Какой должна быть одежда? (чистой, удобной) .

Когда человек выглядит нарядным? (когда он чист, опрятен) .

Ребята предлагаю вам поработать в тетрадях.

Я называю варианты ответа, а вы ставите красный кружочек –да, синий кружочек –нет.

Я считаю, что моя одежда должна быть прежде всего :

1. Дорогой. 4. Чистой. 7. Аккуратной.

2. Опрятной. 5. Разорванной.

3. Модной. 6. Новой.

Ребята, так какой должна быть одежда.

(опрятной, чистой, аккуратной)

И тот лепесток вернулся к цветку.

7. Лепесток фиолетовый - это лепесток «Хороших привычек» .

Чтобы вернуть лепесток к цветку, по играем в игру с мячом.

Я буду бросать мяч, а вы будете называть хорошая привычка или плохая.

Мыть руки перед едой.

Чистить зубы перед сном.

Грызть ногти.

Пользоваться носовым платком.

Дразнить и обзывать детей.

Стричь ногти.

После сна умываться.

Расчесываться.

Ковырять в носу.

Молодцы, ребята, все привычки определили, и вот последний лепесток возвращается, к своему цветку. (Меняю мимику цветка) .

Ребята, посмотрите как повеселел наш цветок. Он очень рад, что вы хорошо знаете правила этикета .

Стихи : 1. Что такое этикет ?

Мы сейчас даём ответ-

Это правила такие,

Надо знать их с малых лет.

2. Что сказать, когда войти.

Как в гостях себя вести.

Что с волшебными словами

Делать дома и в пути.

3. Если вежливым стать,

И воспитанным быть

То всегда и всюду будут

Уважать вас и любить.

Ребята, давайте ещё раз повторим каким должен быть человек? (вежливым, доброжелательным, дружелюбным) .

Тема урока: «ЭТИКЕТ»

(урок « открытия» новых знаний в технологии деятельностного метода).

Цель : формирование общего представления об этикете, мотивации к осознанному нравственному поведению.

Задачи:

*познакомить обучающихся с понятием «этикет», его значением в жизни человека

* познакомить с некоторыми правилами этикета

*развивать логическое мышление, внимание, память, коммуникативные способности

*воспитывать чувства терпимости друг к другу, умение адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих

Планируемые результаты:

Личностные:

- создание условий, обеспечивающих воспитание у обучающихся интереса к изучению данной темы

Включение обучающихся в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения

Развитие этических чувств

Воспитание у обучающихся доброжелательного отношения к окружающим и эмоционально – нравственную отзывчивость.

Метапредметные:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Использование различных способов поиска информации

Готовность разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Освоение начальных форм личной рефлексии

Предметные:

Усвоение новых нравственных понятий: этикет, правила этикета, культура поведения.

Основные понятия: этикет, правила этикета, культура поведения.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, учебник, словари, раздаточный материал.

Ход урока.

    Самоопределение к деятельности . (Включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.)

«Поздоровайся локтями»

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1) Фронтальный опрос.

Назовите образцы нравственности в культуре России.

Кто такой труженик?

Кто такой патриот?

Кто такой воин?

Кто такой коллективист?

Почему их относят к образцам нравственности?

2) Работа в группах - разгадывание кроссворда. (Приложение 1)

Фронтальная проверка. Какое ключевое слово получилось? (Этикет)

3. Постановка учебной задачи. (Дети сами формулируют тему и цель урока)

Сформулируйте тему урока (слайд №2) и цель (слайд №3).

4. «Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения). Реализуется поставленная цель.

Прочитайте про себя стихотворение про этикет. А теперь вслух (игра «Я начну, а ты продолжи…») (слайд №4)

Ребята. А может вы сами скажете, что такое этикет?

Хорошо, а теперь нам предстоит проверить ваши предположения. Как мы это можем сделать? (предположения детей)

1) Работа в группах: найти определение понятию «этикет». (Ответственный из каждой группы выбирает карточку с указанием источника получения информации – «случайный выбор»)

В Интернете

в толковом словаре Ожегова

в энциклопедическом словаре

в тексте учебника (стр.56)

Отчет групп. Вывод:

Что общего в определении понятия «этикет»? Выберем самое точное. Запишем определение в словарь. (Слайд №5).

2) Рассказ учителя, сопровождающийся визуализацией с помощью ИКТ.

Ребята, хотели бы вы узнать историю появления этикета? (слайд №6 - №16)

3) Работа со статьей учебника. Работа в группах - изучение правил этикета. Дети выполняют задания согласно инструкции, предложенной учителем и заполняют таблицу. (Приложение 2)

Отчет групп. Вывод: О каких правилах узнали?

Должны ли люди учиться правилам этикета? Сравним свой вывод с выводом в учебнике на странице 57.

5. Физкультминутка

«Земля, воздух, огонь и вода»

5. Первичное закрепление. (Происходит усвоение учащимися нового способа действия)

Тренинг «Речевой этикет» - работа в группах, проводит учитель. (Приложение 3)

6.Включение в систему знаний и повторение. (Предлагаю детям задание, в котором есть элементы проектирования, в котором новый способ действий связывается с ранее изученным)

Работа по учебнику на странице 56 – анализ конкретных ситуаций.

Какие правила этикета нарушают дети?

7. Итог урока. Рефлексия деятельности. (Происходит самооценка результатов деятельности)

С каким новым понятием познакомились? Что же такое этикет?

Была ли успешной работа в группах? Над чем еще хотелось бы поработать? Изменились ли ваши пожелания? (Работа на интерактивной доске «Солнышко, тучка») Подтвердились ли ваши ожидания и опасения?

(РЕЗЕРВ: составление синквейна на тему Этикет)

Пожелания учителя: вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.

Используемые ресурсы:

    Программа курса «ОРКСЭ». А.Я. Данилюк. М.: Просвещение. 2010

    Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

    Рабочая тетрадь по этике для учащихся 5 класса. Авторы: Морозова Е.А. и Дебердеева Т.Х. ВИПКРО, Владимир, 2010.

    Электронное приложение к учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М.: Просвещение, 2012.

    http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php

Конспект урока по ОРКСЭ

С использование активных методов обучения

Тема урока: Этикет. Класс: 4 Использованные методы:
    «Поздоровайся локтями» Ожидания и опасения обучающихся Работа в группах Физкультминутка «Земля, воздух, вода» Составление сиквейна

Выполнила: Захарченко М.В.

Классный час «УРОКИ ЭТИКЕТА »

Класс - 5

Цель: закрепление навыков культурного поведения.

Место и время проведения - сентябрь, классный кабинет.

Оборудование: интерактивная доска, декорация для сценок, кукла, представляющая этикет, костюмы, плакаты.

Подготовка: все учащиесякласса получают задания выучить стихи, отрепетировать сценки, сделать презентацию к классному часу, распечатать (а еще лучше нарисовать) пропуск в страну Воспитанию. Общей репетиции не проводится, иначе раскрывается сценарий (а он должен до конца классного часа держать интригу!). Ребята репетируют сами, классный руководитель контролирует процесс и за 2-3 дня до классного часа проводит генеральную репетицию с каждой группой артистов отдельно. На классный час приглашаются родители. Роль «Классного руководителя» и «Этикета» могут играть старшеклассники. Примерный сценарий и презентация прилагается.

Здесь будет файл: /data/edu/files/s1442693529.ppt (уроки этикета)

Сценарий

Слайд 1

Классный руководитель : Классный час посвящен проблеме воспитания вежливости или, точнее говоря, культуре общения. Чтобы ваше общение с людьми доставляло радость вам и людям, нужно деликатно и предупредительно относиться к окружающим, уметь себя вести в зависимости от конкретной ситуации.

Как нужно себя вести в основном вы уже знаете, т.к. вас учат этому с самого рождения. Но некоторые правила поведения мы с вами сегодня повторим на нашем уроке этикета. Слайд 2

Слово этикет (от фр. étiquette — этикетка, надпись) - это нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. Впервые это слово употреблено при дворе короля Франции Людовика 14, когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться. . К нам на классный час прибыл король страны Воспитании господин Этикет. Послушаем, что, он нам расскажет.

Входит «Этикет» (кукла-марионетка из кукольного театра, которой управляет один из старшеклассников).

Слайд 3

  • Если вы обгоняя прохожего, задели его, извинитесь; обязательно извинитесь и проходя к своему месту в кино, в театре по ряду, где уже сидят люди;
  • В транспорте нужно уступать место пожилым людям и инвалидам;
  • Не надо ждать, пока пожилой человек сам поднимет упавшую вещь;
  • В общественных местах неприлично разговаривать громко;
  • Мальчики должны пропускать вперед девочек в транспорт, в помещение;
  • Нужно заботиться о младших, помогать старшим, внимательно относиться к больным и пожилым.

Для того, чтобы у тебя было много друзей, советую тебе:

  • разговаривай с друзьями вежливо;
  • говори друзьям комплименты;
  • помни, что прозвища обижают человека;
  • всегда здоровайся с друзьями при встрече;
  • разговаривая со взрослыми или сверстниками, надо уметь слушать, не перебивая;
  • если мы за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду;
  • если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть-почитать книгу - дай ему ее;
  • если ты сам взял у друга книгу или игрушку, нужно обращаться с этими вещами аккуратно и возвратить их вовремя.

Классный руководитель : Недавно ученые с удивлением открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам» - они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом» - они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится как раз правильно.

Послушаем «Вредные советы» Григория Остера. Первый совет о том, как надо относится к своим друзьям, даст …

Слайд 4

1. Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже:

Ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

Классный руководитель: Прав ли он? (Ребята анализируют.)

Совет второй даст самый сильный ученик класса…

2. Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса.

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

А могучими руками,

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту

Защитить своих друзей.

Классный руководитель: как надо относиться к девочкам посоветует …

3. Девчонок надо никогда

Нигде не замечать.

И не давать прохода им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла,

Чтоб сразу поняли они:

Тебе на них плевать.

Девчонку встретил - быстро ей

Показывай язык.

Пускай не думает она,

Что ты в нее влюблен.

Слайд 5

Классный руководитель: А теперь послушаем мнение Этикета.

Этикет: Я могу сказать с уверенностью, что этот мальчик не получит пропуск в страну Воспитанию, т. к. там поступают вот как:

1) если мальчик встречает знакомую девочку, то он здоровается первым;

2) если мальчик и девочка заходят в автобус, то мальчик должен пропустить девочку вперед, а выходя из автобуса, он должен протянуть ей руку

Слайд 6

Классный руководитель: Совет о соблюдении личной гигиены даст …

4. Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять.

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет.

К старости сама собою

Облысеет голова.

Классный руководитель: Иногда в жизни попадаются невоспитанные соседи…

5. Я нес домой кулек конфет

А тут навстречу мне сосед!

Снял берет:

О! Привет! Что несешь?

Кулек конфет.

Как конфет?

Так - конфет.

А компот?

Компота нет.

Нет компота, и не надо... А они из шоколада?

Да, они из шоколада.

Хорошо, я очень рад. Обожаю шоколад. Дай конфету.

На конфету.

А вон ту, ату, а эту... Красота! Вкуснота!

А вот эта, а вон та... Больше нет?

Больше нет.

Ну, привет.

Слайд 7

Классный руководитель: Друзья ходят иногда друг к другу в гости. Давайте спросим у Этикета, как нужно ходить в гости и вести себя в гостях

(Этикет рассказывает, ребята инсценируют слова Этикета: сначала делают все неправильно, а после слов Этикета исправляют свои ошибки)

Этикет:

1) В гости нужно приходить тогда, когда вас пригласили;

2) Нельзя садиться за стол в шляпе;

3) Не следует разговаривать с набитым ртом;

4) Все, что положено на тарелку, нужно съесть

5) Суп едят ложкой, правой рукой. Доедая суп, наклоняют тарелку от себя.

6) От мяса отрезают маленькие кусочки ножом, который держат в правой руке; вилкой, держа её в левой руке, едят отрезанное мясо;

7) После еды нужно положить вилку и нож рядом на тарелку.

Слайд 8

Классный руководитель: Некоторые любят ходить в гости по утрам, как, например Винни Пух и Пятачок в мультфильме про Винни Пуха.

Учащиеся смотрят фрагмент мультфильма «Винни Пух идет в гости»

Классный руководитель и учащиеся анализируют ситуацию.

Классный руководитель: Да, невежливо иной раз себя ведут гости. Но иногда и хозяева оказываются не лучше.

6. Коля съел мое варенье,

Все испортил настроенье.

Я синяк ему поставил-

Настроение исправил.

Классный руководитель: а вот как проявляет свое гостеприимство герой стихотворения Олега Григорьева: (ребята рассказывают стихотворение и инсценируют слова)

7. Встаньте с этого дивана,

А не то нам будет яма.

Не ходите по ковру,

Вы протрете в нем дыру.

Не садитесь на кровать,

Простынь можете помять.

И не надо шкаф мой трогать,

У вас слишком острый ноготь.

И не надо книги брать,

Вы их можете помять.

И не стойте на пути.

Ах, не лучше ль вам уйти!

Учитель с учащимися анализирует ситуацию.

Классный руководитель: Правда, такого «гостеприимного» хозяина можно понять, ели у него гость, рассуждающий так…

8. Если друг на день рождения

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома,

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай.

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски поменьше,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками,

Ложкой больше зачерпнешь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье-

Трудно будет вынимать.

Классный руководитель: Иногда приходят в гости такие друзья, что быть гостеприимным трудно.

(ребята рассказывают стихотворение и инсценируют слова)

9. - Вы будете с нами обедать?

Я пообедал и теперь каюсь,

Но, если вы так настаиваете,

Я буду сидеть, пока не проголодаюсь.

Классный руководитель: Посмотрим забавную сценку, поставленную по одному из вредных советов Остера.

(ребята рассказывают стихотворение и инсценируют слова)

10. Что ты хочешь:

Ватрушку, сыра, меда

Или лимонада?

Что вы! Что вы!

Мне так много не надо.

Я только ватрушку макну в мед,

Положу сверху сыр

И все запью лимонадом.

Классный руководитель: Посмотрим еще несколько «зарисовок с натуры», сделанных в одной из школ. Как вы думаете, в какой стране эта школа?

(ребята рассказывают стихотворение и инсценируют слова)

11. Все в порядке?

Все в порядке.

А что в порядке?

Выдернули пальму из кадки.

И все обошлось?

Все обошлось:

Пальму заставили сунуть обратно,

И всю школу мыть пришлось.

12. Купил я прибороптический.

Расшифровал свой код генетический

По этому самому коду

Нет мне в обществе ходу.

Хлопнул я громко дверями

Отправился жить со зверями.

Слайд 9

Курьезы этикета

В древнем Риме человек с насморком не должен был показываться в обществе.

В Англии мужьям запрещено бить жен с 9 вечера до 6 утра (чтобы шумом не нарушать покой соседей)

Классный руководитель: Подведем итоги. Чтобы вам можно было жить в обществе людей, а не зверей, нужно соблюдать некоторые правила. Сегодня мы много говорили о том, как надо и как не надо поступать воспитанным людям.

Слайд 10

Этикет: правила поведения мы повторили, а сейчас я проверю, кто из вас самый вежливый. Ребята делятся на 3 команды, каждая команда получает 1 задание из трех (капитаны команд тянут карточки заданий, как билеты на экзамене). Ребята должны написать:

Какиевежливые слова мы говорим при встрече?

Какие вежливые слова мы говорим при прощании?

Какие вежливые слова мы говорим, когда просим что-либо у кого-либо?

Классный руководитель: Зачитывает написанные слова. Молодцы, ребята! Много вежливых слов вы, оказывается, знаете! Говорите их чаще!

Этикет проводит экзамен. Командам задается вопрос, после минуты обсуждения ребята отвечают на него:

Как нужно вести себя за столом?

Как нужно встречать гостей?

Кому нужно уступать место (в гостях или в транспорте)?

Как часто и в чем помогаете вы маме и бабушке? Есть ли у вас постоянные обязанности по дому? (последний вопрос адресуется всем командам).

А теперь - блиц (отвечает тот, кто первый хлопнет в ладоши):

Должен ли джентльмен помогать даме выбраться из машины, если машина стиральная?
- Должен ли джентльмен осыпать даму цветами, если цветы в горшках?
- Должна ли дама просить джентльмена встать с колен, если она устала его держать?
- Должен ли джентльмен помогать даме выйти, если дама хочет войти?
- С какой стороны должен джентльмен идти от дамы, если дама не хочет идти с джентльменом?

Учащиеся, успешно сдавшие экзамен (а «успешно сдать экзамен» должны все!), получают пропуск в страну Воспитанию - красиво разрисованный картонный жетон.

Слайд 11

Кл. руководитель подводит итог классного часа: Ребята я очень рада, что все вы оказались людьми хорошо воспитанными и получили пропуск в страну Воспитанию. Я вас поздравляю, и желаю вам всегда помнить то, о чем мы сегодня с вами говорили.

Р.S. Если в конце урока еще осталось несколько минут, то можно завершить разговор об этикете следующим стихотворением.

Слайд 12

Учтивый разговор (История очень вежливая и не слишком короткая) В.Левин

Один англичанин толкнул англичанина
и тут же сказал: "Извините, нечаянно".
Второй англичанин любезно ответил:




и сразу сказал: "Извините - нечаянно".
"Простите, но я ничего не заметил".
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать? Объясните".
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно:
я рад бы простить вас, но мне не понять,
что именно должен я вам извинять!"

Тогда англичанин толкнул англичанина
и сразу сказал: "Извините. Нечаянно".
На что собеседник любезно ответил:
"Простите, но - я ничего не заметил!"
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать, объясните?"
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно.
Я рад бы простить вас, но мне не понять,
Что именно должен я вам извинять".
, И. Шевчук , В.А.Левин «Новые стихи» - Издательство: Махаон , 2007

  • Мультфильм «Вини Пух идет в гости»
  • Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
    что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
    Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

    На самом деле основы этикета достаточно просты. Это культура речи, элементарная вежливость, опрятный внешний вид и умение управлять своими эмоциями.

    сайт представляет вам подборку актуальных на сегодняшний день правил, которые должен знать каждый уважающий себя и других человек.

    • Если вы произносите фразу: «Я вас приглашаю», - это значит, вы платите. Другая формулировка: «А давайте сходим в ресторан», - в этом случае каждый платит за себя, и только если мужчина сам предлагает заплатить за женщину, она может согласиться.
    • Никогда не приходите в гости без звонка. Если вас навестили без предупреждения, можете позволить себе быть в халате и бигуди. Одна британская леди говорила, что при появлении незваных гостей она всегда надевает туфли, шляпку и берет зонтик. Если человек ей приятен, она воскликнет: «Ах, как удачно, я только что пришла!». Если неприятен: «Ах, какая жалость, я должна уходить».
    • Не кладите смартфон на стол в общественных местах. Поступая таким образом, вы показываете, насколько важную роль в вашей жизни играет устройство связи и насколько сильно вам неинтересна происходящая рядом надоедливая болтовня. В любую минуту вы готовы оставить бесполезные разговоры и лишний раз проверить ленту в Instagram, ответить на важный звонок или отвлечься, чтобы узнать, какие пятнадцать новых уровней вышли к Angry Birds.
    • Не стоит приглашать девушку на свидание и общаться с ней через смс-сообщения.
    • Мужчина никогда не носит женскую сумку. И женское пальто он берет только для того, чтобы донести до раздевалки.
    • Если вы идете с кем-нибудь, и ваш спутник поздоровался с незнакомым вам человеком, следует поздороваться и вам.
    • Многие считают, что суши можно есть только палочками. Однако это не совсем правильно. Мужчинам, в отличие от женщин, суши можно есть и руками.
    • Обувь ВСЕГДА должна быть чистой.
    • Не ведите по телефону пустой болтовни. Если вы нуждаетесь в душевной беседе, лучше встретиться с другом с глазу на глаз.
    • Если вас оскорбили, не следует отвечать аналогичной грубостью, и, тем более, повышать голос на оскорбившего Вас человека. Не опускайтесь до его уровня. Улыбнитесь и вежливо удалитесь от невоспитанного собеседника.
    • По улице мужчина должен идти слева от дамы. Справа могут идти только военнослужащие, которые должны быть готовы выполнить воинское приветствие.
    • Водители должны помнить о том, что хладнокровно обрызгивать прохожих грязью - вопиющее бескультурье.
    • Женщина может не снимать в помещении шляпу и перчатки, но не шапку и варежки.
    • Девять вещей следует держать в тайне: возраст, богатство, щель в доме, молитву, состав лекарства, любовную связь, подарок, почет и бесчестье.
    • Придя в кино, театр, на концерт идти к своим местам следует только лицом к сидящим. Первым проходит мужчина.
    • Мужчина входит в ресторан всегда первым, главная причина - по данному признаку метрдотель вправе сделать выводы о том, кто является инициатором прихода в заведение, и кто будет платить. В случае прихода большой компании - входит первым и платит тот, от кого исходило приглашение в ресторан. Но если у входа посетителей встречает швейцар, то мужчина обязан пропустить первой женщину. После чего кавалер находит свободные места.
    • Никогда не следует прикасаться к женщине без ее желания, брать ее за руку, притрагиваться к ней во время разговора, толкать ее или брать за руку выше локтя, кроме случаев, когда вы помогаете ей войти в транспорт или выйти из него, а также перейти улицу.
    • Если вас кто-нибудь невежливо окликает (например: «Эй, ты!»), не стоит отзываться на этот оклик. Однако не нужно читать нотаций, воспитывать других во время короткой встречи. Лучше преподать урок этикета собственным примером.
    • Золотое правило при использовании духов - умеренность. Если к вечеру вы ощущаете запах своих духов, знайте, что все остальные уже задохнулись.
    • Воспитанный мужчина НИКОГДА НЕ ПОЗВОЛИТ себе не проявить должного уважения к женщине.
    • В присутствии женщины мужчины курят только с её позволения.
    • Кто бы вы ни были - директор, академик, пожилая женщина или школьник, - входя в помещение, здоровайтесь первым.
    • Соблюдайте тайну переписки. Родители не должны читать писем, предназначенных их детям. Супругам следует так же поступать и по отношению друг к другу. Тот, кто шарит по карманам близких в поисках записок или писем, поступает крайне некрасиво.
    • Не стремитесь угнаться за модой. Лучше выглядеть не модно, но хорошо, чем модно и плохо.
    • Если после извинения вы прощены - не стоит еще раз возвращаться к обидному вопросу и просить прощение повторно, просто не повторяйте подобных ошибок.
    • Слишком громко смеяться, шумно общаться, пристально разглядывать людей - оскорбительно.
    • Не забывайте благодарить близких людей, родственников и друзей. Их добрые поступки и готовность предложить свою помощь не обязанность, а выражение чувств, достойное благодарности.

    И напоследок приведем слова легендарного американского актера Джека Николсона:

    «Я очень трепетно отношусь к правилам хорошего тона. Как передать тарелку. Не кричать из одной комнаты в другую. Не распахивать закрытую дверь без стука. Пропускать вперед даму. Цель всех этих бесчисленных простых правил - сделать жизнь лучше. Мы не можем жить в состоянии хронической войны с родителями - это глупо. Я тщательно слежу за своими манерами. Это не какая-нибудь абстракция. Это всем понятный язык взаимного уважения».

    Похожие публикации