Конспект НОД по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе на тему «Рождество. Конспект занятия в старшей группе детского сада с использованием ИКТ на тему: Рождество
Рождество в детском саду. Старшая - подготовительная группа
Детям про Рождество
Стребняк Ольга Викторовна, воспитатель МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальной школы - детского сада компенсирующего вида № 21 «Жемчужинка» г. Сальска Ростовской области.Как рассказать детям о Рождестве Христовом?
Ни для кого не секрет, что мы и сами порой не знаем о Чуде, которое свершилось более двух тысяч лет назад, а уж тем более дети.
Что-то случилось в мире
– так Б.Пастернак сказал о Рождестве Христовом. С отдельной человеческой жизни началась новая эра в истории человечества.
Описание:
Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям дошкольных учреждений, а также детям и родителям, которые интересуются историей Христианских праздников, традициями и обычаями русского народа.
Цель:
Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей, воспитания и развития духовно-нравственных ценностей личности.
Задачи:
- познакомить детей с евангельской историей Рождества Христова;
- расширять и углублять возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов;
- привлечь внимание детей к христианским традициям;
- воспитывать любовь к творческому наследию нашего народа.
Предварительная работа:
Посещение церкви; ознакомление с иконами «Рождество Христово»; картинами великих художников, которые повествуют о Рождестве; чтение. Евангелие для малышей, сборника рождественских рассказов, стихов, колядок и песнопений; заучивание стихотворений.
Материал:
проектор; экран; компьютер; детская Библия; книги о Рождестве; иллюстрации на библейскую тематику; старинные рождественские открытки; Рождественский вертеп; нарядная елочка; валенки.
Ход мероприятия:
Воспитатель:Сегодня будет Рождество,
Весь город в ожиданье тайны,
Он дремлет в инее хрустальном
И ждёт: свершится волшебство.
М. Ю. Лермонтов
Вопросы к детям.
- Ребята, скажите пожалуйста, знаете ли вы дату своего дня рождения?
- Что происходит в этот день?
- А почему поздравляют в этот день именно вас?
- А кто знает, что такое Рождество Христово?
- Когда его празднуют?
Воспитатель: Рождество в нашей стране празднуют
В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира. Ночь накануне Рождества
считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. Вы хотите узнать, удивительную историю его рождения?
Благая весть.
Давным-давно жила девушка по имени Мария. Мужем ее был плотник Иосиф, потомок великого рода царя Давида. Однажды пред Марией явился ангел Гавриил и сказал ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; Благословенна ты между женами». Из всех женщин Бог избрал Тебя для рождения Сына Божьего, которого Ты назовешь Иисус. С этой минуты юная Дева Мария знала, что родит Сына Божьего – Спасителя Мира.
В те времена император Август решил провести перепись населения, чтобы узнать, сколько людей проживает в его владениях. Для этой цели он приказал всем жителям явиться в то место, где они родились. Иосиф и Мария жили в городе Назарете, но приписаны были, как и все потомки царя Давида к городу Вифлеему. Туда-то им и пришлось отправиться.
Дорога была трудной, и добрались они до Вифлеема только к вечеру, где уже собралось очень много народу и нигде не нашлось бедным путникам места для ночлега.
Наступила ночь, и Марии с Иосифом ничего не оставалось делать, как переночевать в пещере - вертепе, которую они нашли на окраине города. В ней скрывались в непогоду местные пастухи со своими отарами.
И вот в этой пещере холодной зимней ночью родился Иисус Христос.
Мария спеленала Божественного Младенца в свой подол и положила Его в ясли - кормушку для скота.
Весть Ангела пастухам.
Той ночью неподалеку местные пастухи, охраняли свои стада. Вдруг перед ними явился белоснежный сияющий Ангел. Пастухи очень испугались, но Ангел успокоил их и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю о великой радости. Родился Господь-Спаситель! Он лежит спеленатый в яслях». В тот же миг пастухи увидели многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Всё вокруг засияло и озарилось необыкновенным, божественным светом.
Когда же ангелы исчезли, пастухи тотчас же отправились в пещеру, чтобы увидеть первыми Сына Божьего и поклониться Ему до земли. Они рассказали Иосифу и Пречистой Деве о дивном видении.
Посмотреть на Иисуса пришли и домашние животные.
Дети читают стихотворение:
Рождественское.
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос...
Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»
Саша Черный.
Путеводная звезда.
Воспитатель: Второй вестью о появлении на свет Сына Божьего была новая яркая звезда, которая засияла на небе в момент Его рождения.Увидели ее трое восточных мудрецов (их называли волхвами). Волхвы знали, что в скором времени должен родиться Царь Иудейский, Мудрецы даже предположить не могли, что будущий Царь родился не во дворце, а в холодной пещере, и решили отправиться в столицу – Иерусалим, прямо во дворец царя Ирода, чтобы поклониться Божественному Младенцу.
Ирод был коварным и жестоким человеком и решил, во что бы то ни стало погубить Иисуса Христа, так как испугался, что этот Младенец, когда вырастет, отнимет у него власть.
А волхвам сказал так:
«Идите в Вифлеем, а когда найдёте Младенца, вернитесь ко мне и скажите, где Он, чтобы и я мог Ему поклониться».
Волхвы оседлали верблюдов и отправились в путь, а чудесная путеводная звезда указывала им дорогу
и привела к дому, где они «увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары - золото, ладан и смирну» (Мф.2:9-11).
Ладан и смирна - это благовония, которые в то время ценились очень дорого.
Ребенок читает стихотворение:
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних.
Вот пропели петухи –
И за ангелами в вышних
Славят бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
И над ним горит высоко
Та звезда далеких стран;
С ней несут цари Востока
Злато смирну и ливан.
Афанасий Фет 1842 г.
Воспитатель:
Той же ночью Бог открыл волхвам истинные намерения коварного Ирода и велел не возвращаться к нему. Мудрецы послушно отправились домой другим путем, не открыв царю тайну нахождения Спасителя.
Узнав, что мудрецы обманули его, Ирод разгневался и отдал страшное приказание истребить всех младенцев мужского пола в Вифлееме, так как боялся потерять свой трон. Но, к счастью, Иисуса в городе уже не было.
Иосифу во сне явился Божий ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф.2:13).
В Египте святое семейство прожило до самой смерти царя Ирода, а вернувшись, Иисус, Богоматерь и Иосиф снова поселились в городе Назарете.
Вот так, от Рождества Христова началась новая эра человечества - наша эра.
В Сочельник под Рождество.
С тех пор 6 января, как только появляется в небе первая звезда, начинается Рождественский Сочельник.
В старину отец вносил в дом сено, чтобы постелить его на стол (потому, что на сено положили маленького Иисуса!) и поставить в него горшок с кутьёй – самым важным блюдом в этот праздник.
Дети в Сочельник обязательно несли кутью крестным родителям, а те с нетерпением ждали маленьких крестников и угощали их всякой всячиной.
В рождественскую ночь до самого утра молодые люди устраивали игры, катание на санях, ходили по дворам, пели колядки, желая хозяевам добра, здоровья и достатка. А те непременно одаривали их сладостями и звонкими монетками.
Считалось, что чем больше колядовщиков войдет в дом, тем удачнее для хозяев будет год.
Давайте, ребята, и мы с вами поиграем.
Игра «Пирог»
(под русскую народную музыку)
Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий - «пирог». Все поют:
Да экий он широкинький,
Да экий он высокинький,
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.
После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Первый, коснувшийся «пирога», уводит его в свою команду, а оставшийся игрок изображает «пирог». Выигрывает та группа, которая заберет больше «пирогов».
Игра «Валенки».
Для игры нужны двое детей. Перед елкой ставят валенки большого размера. По сигналу игроки обегают елку с разных сторон и стараются одеть валенки. Выигрывает тот, кто прибежит первым и наденет валенки.
А теперь, ребята отгадайте
Рождественские загадки:
Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Рождество)!
Его ждут все – от малышей, до пап и мам
и все нарядные спешат на службу … (в храм).
Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,
Перед иконами горят … (лампады).
И, распушив зеленые иголочки,
красуются рождественские … (елочки).
Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают … (свечи).
И службе праздничной все радостно внимают,
а после с Рождеством друг друга … (поздравляют).
Здесь торжеством и тайной веет отовсюду,
И, сердце замирает в ожидании … (чуда).
Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился … (Иисус Христос).
Воспитатель:
А ещё в этот вечер показывали вертеп - спектакль о рождении Спасителя. Дети группами ходили от дома к дому с маленьким сундучком, с изображением пещеры, в которой родился Сын Божий. С помощью самодельных кукол, разыгрывали спектакли о рождении Спасителя.
Наталья Шелудкова
Конспект НОД по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе на тему «Рождество»
Конспект НОД по программе
«Социокультурные Истоки »
в старшей группе
Тема : «Рождество » .
Цель : - Познакомить детей с историей возникновения великого православного праздника «Рождество » , дать представление о его значении.
Задачи : - Формировать представления о праздновании Рождества в нашей стране ; - Развивать связную монологическую и диалогическую речь; - Воспитывать нравственно-духовное отношение к народным традиция; - Воспитывать уважительное отношение друг к другу, желание заботиться о близких, доставить им радость своими словами и поступками.
Предварительная работа :
Чтение библейского повествования : «Рождество Иисуса Христа » ;
Рассматривание иллюстраций, открыток о Рождестве ;
Прослушивание рождественских песен , стихов;
Чтение книги о рождественской елке .
Материал для занятия : - Книга для развития детей 5-6 лет «Светлая Надежда» ;
Колечко для игры, магнитофон; - Ёлочные украшения, сувениры – ангелочки, по количеству детей.
Ход НОД.
Организационный момент. (Дети входят в группу ) . Звучит песня «Рождество » . (Дети танцуют под песню «Рождество » )
Воспитатель : Ребята, про что эта песня?
Дети : Про Рождество .
Воспитатель : Что вам особенно запомнилось из произведения «Рождество » .
Дети : Необычная ночь, очень яркая большая звезда в ночном небе, елочные базары, очень холодно, люди идут в Храм, ласковые напевы.
Воспитатель : Что означает само слово «Рождество » ?
(Ответы детей)
Слово «Рождество » связано со словом «родиться» . Значит, это день, когда кто-то родился. То есть - день рождения !
Воспитатель : А когда мы отмечаем Рождество ?
Дети : После Нового года. Верно. Про новый год мы знаем много, а что же такое Рождество ?
Дети : Рождество – зимний праздник , праздник ожидания чуда. Рождество – праздник , который напоминает нам о милосердии и любви, призывает творить добро. Рождество – праздник «Надежды» , надежды на лучшее.
Воспитатель : А что такое «Надежда» ?
Дети : Надежда - это уверенность, что всё будет хорошо, это ожидание чуда, это радость, это ожидание праздника, подарков.
Воспитатель : Что чувствует человек накануне Рождества ?
Дети : Радость, ожидание чуда, надежда на лучшее.
Воспитатель : Итак – Рождество , это светлый праздник, празднуется 7 января, в этот день родился Иисус Христос - Спаситель Мира .
Ночь накануне Рождества 6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос .
Воспитатель : Что пожелали бы вы на Рождество своим близким и друзьям? (Ответы детей)
Дети : Мы своим близким желаем здоровья, добра, радости, надежды.
Динамическая пауза.
Воспитатель : Рождество – это живой , весёлый, праздник, с множеством игр, песен, танцев.
Игра «Колечко, колечко» .
Воспитатель : Садитесь на стулья, выберем ведущего считалкой. И еще один из вас останется с ведущим. У ведущего в ладошках спрятано колечко. Вы тоже все складываете ладошки вместе и произносите слова «Колечко, колечко, катись на крылечко, через поле, через луг, возвращайся, сделав круг!» Водящий с колечком в ладошках подходит поочередно к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает в ладошки колечко. Второй ведущий должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, то садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят : «Раз, два, три, колечко, беги!» . Тот, у кого колечко, убегает, а угадывающий бросается вдогонку. (Дети играют в игру «Колечко, колечко» 2 – 3 раза)
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что в рождественскую ночь был обычай ходить по домам и поздравлять всех с праздником. Назывался этот обычай «Колядование» . Девочки и мальчики ходили от дома к дому, плясали, устраивали целые представления. Пели и специальные маленькие песенки – колядки. В них обязательно желали хозяевам здоровья и богатства, поздравляли с Рождеством . А хозяин одаривал малышей конфетами, пряниками, мелкими монетами.
Разучивание русской народной песенки «Коляда» . (Звучит музыка, дети поют) .
Коляда, коляда, Отворяй-ка ворота.
Пришла коляда. Накануне Рождества .
С пышками, с лепешками,
Со свиными ножками.
Коляда, коляда, Подай пирога!
Подавай, не ломай. А по целому давай!
Кто дает пирога, Тому скот, живота. Кто не даст пирога – Уведем корову за рога!
Давайте поиграем в игру «Снег, лёд, кутерьма» (Под музыку)
Воспитатель читает произведение : «Предание о первой рождественской елке » .
Воспитатель : Что за чудо произошло в рождественскую ночь ?
Дети : В Рождественскую ночь произошло чудо – родился Христос .
Воспитатель : Где он родился?
Дети : В пещере.
Воспитатель : Чем украсили пещеру ангелы?
Дети : Пещера была некрасива. Ангелы украсили её цветами, которые собрали со всего света. Один ангел принёс ёлочку с севера.
Воспитатель : О чем грустила маленькая елочка?
Дети : Ёлочка грустила, потому что была не такая яркая, как цветы. О том, что она некрасивая и простенькая.
Воспитатель : Какое еще произошло чудо?
Дети : Звезды упали с неба и украсили елочку. С тех пор на Рождество в каждом доме украшают елку.
Ресурсный круг.
Воспитатель (вносит ёлочку) : Ребята, давайте, и мы украсим ёлку в нашей группе . - Но украшать мы будем, отвечая на вопрос : «Какого чуда я жду на Рождество ?» , словами : «Я надеюсь….» . (Первым отвечает ребенок, стоящий слева от воспитателя. Он берёт ёлочную игрушку, и отвечает на вопрос. Педагог последним отвечает на поставленный вопрос).
Рефлексия. Воспитатель : Люди любят праздник Рождества , потому что в мир приходит светлая надежда. Рождество – это светлый прекрасный праздник детства, милый и дорогой для каждого человека. На Рождество происходят чудеса и если пожелать чудо не только для себя, но и для близких, родных людей, то чудо обязательно сбудется. Ребята, нам пора прощаться, я хочу вам подарить маленькие сувениры, чтобы ваши пожелания под Рождество обязательно сбылись . (Воспитатель дарит детям ёлочные украшения - ангелочков) .
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое Рождество?»
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №12 «Рыбка»
Матьясова И.А.
Программное содержание:
1.Познакомить детей с историей возникновения Рождества, как отмечают его в других странах. Почему именно ель, звезды являются символами этого праздника.
2. Воспитывать заботливое отношение к младшим, проявлять милосердие к окружающим.
Предварительная работа:
Чтение рассказа «Спор деревьев».
Рисование рисунков на тему «Рождество».
Ход занятия:
Чтение стихотворения:
Мы глядим во все глаза:
Ай да елочка краса!
Пахнут все иголочки
Шарики, бусы на ветках висят,
Радует елка больших и ребят.
О чем это стихотворение? (ответы детей). Елочка стояла нарядная, красиво украшенная игрушками (показ иллюстрации). Нравится вам эта елочка?
Ты недаром вырастала в тихом сумраке лесном
И с молитвой поднимала ветви стройные крестом
Строгой зеленью одета, свой наряд всегда храня,
С верой ты ждала рассвета уготованного дня.
Почему именно елка стала символом Рождества (за скромность, потому что это дерево вечно зеленое – символ вечной жизни). Нашу новогоднюю елку мы с вами украшали разными игрушками. Назовите их, А вот рождественскую елку украшают по- другому, хотите узнать как?
Тогда слушайте: «В центре, около макушки нужно повесить макет пещеры с Марией, Иосифом и святым младенцем. На макушке – Вифлиемская звезда. С разных сторон на елку вешаются пастухи и волхвы, они как бы спешат поклониться чуду. Волхвы- это восточные мудрецы. На верху, над пещерой - ангелы, внизу птицы и звери, радующиеся Рождеству – рождению Христа.
В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос
Месяц, вынурнув из тени, гладил лен его волос…
Пес, прокравшись к теплой ножке, полизал ее тайком,
Всех уютней было кошке в яслях греть Дитя бочком
Только глупый серый ослик всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на Ребенка хоть минуточку и мне!»
А Христос, раскрывши глазки, вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки, прошептал: «Смотри скорей!»
На елке, между ангелами, сияют звезды, как много лет тому назад, когда Он родился. С этого времени во всем мире люди отмечают праздник Рождества Христова. Рождество в разных странах отмечают по- разному. Хотите узнать как? Тогда приготовьтесь к путешествию. На чем мы с вами можем быстро оказаться в другой стране? (ответы детей, выбор транспорта).
Посмотрите перед вами глобус. Он не простой, волшебный, он сможет нас быстро перенести с одной страны в другую. Приготовьтесь, в путь! (дети крутят глобус).
Мы с вами очутились в Италии (выходит подготовленный ребенок и рассказывает детям о празднике). «В этот день мы сжигаем полено, которое помогает нам освободиться от всего плохого, что случилось за год».
Продолжаем наше путешествие. Куда же мы попадем дальше (крутим глобус)? Мы в Румынии. К этому дню мы готовим ветки яблонь или груш. Они символ плодородия. Мы украшаем их разноцветной бумагой, цветами, позолотой. Ходим по дворам, Желаем хозяевам счастья и долгих лет жизни. Чтобы это сбылось нужно коснуться веткой каждого члена семьи.
Мы в Англии, В этот день принято ходить в гости и когда мы собираемся идти, то берем с собой кусочек угля. Придя, в дом кидаем его в камин, как бы «говорим» о наших дружеских намерениях.
И вот мы с вами вернулись в Россию.
В этот светлый праздник, праздник Рождества
Мы друг другу скажем теплые слова
Тихо снег ложится: за окном зима,
Чудо здесь свершится и зажжет сердца.
Пусть улыбки ваши в этот дивный день
Будут счастьем нашим и подарком всем.
Льются звуки жизни, счастья и добра,
Озаряя мысли светом Рождества.
В этот день все на свете желают добра, делают подарки, поздравляют друг друга, знакомых, друзей. Кого бы вы хотели поздравить с этим праздником? Давайте вместе сделаем ангелочков и подарим их малышам (вместе с детьми из золотистой бумаги делаем ангелочков).
Издавна, на Рождество было принято не, только дарить подарки, но и творить милосердие. Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские «елки» для животных и птиц. Для зверей в лесу строили специальные ясли, в которые клали сено, овес. А для птиц на крышах изб втыкали шест и надевали на него обмолоченный сноп. Птицы слетались и клевали зерно. Ведь так просто можно устроить праздник для беззащитных созданий, которые нуждаются в нашей помощи. Ребята, а мы с вами сможем помочь нашим птицам? Давайте сначала сходим и поздравим малышей, а когда выйдем на прогулку позаботимся о братьях наших меньших.
С Рождеством святым вас, люди,
Мир да лад у вас пусть будет!
Чтобы горя вы не знали,
Чтоб в достатке пребывали!
МК ДОУ Павловский детский сад №12
Сценарий Рождественского праздника в старшей группе с родителями.
Воспитатель: Иванова С.С.
Цель:
Продолжать знакомить детей с православными праздниками.
Задачи:
Приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа, к старинным семейным обычаям
Формировать элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Воспитывать доброжелательность, уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору и праздникам.
Предварительная работа
: Беседа «Что такое Рождество?», рассматривание иллюстраций по теме, заучивание стихов и колядок.
Средства:
стихи, колядки, пословицы и поговорки, народные приметы, ёлочные украшения, два пустых тазика, две ложки, снежные комочки из материи, подвижные игры.
Ход мероприятия
Воспитатель:
Рождество Христово - один из главных христианских праздников. Родители Иисуса, ещё до его рождения пришли в город Вифлием для всенародной переписи населения. Им не нашлось места в гостинице, и они нашли приют в пастушьей пещере (вертепе), куда загоняли скот. Именно в этом месте Дева Мария и родила младенца.
Ребёнок:
Первыми о рождении Христа
Узнали скот охранявшие люди,
Ангел поведал о том пастухам,
И они считали это чудом.
Ребёнок:
Мерцала звезда по пути в Вифлием,
В пещеру к Иисусу шли старцы.
Волхвы- восточные мудрецы
Несли младенцу подарки.
Воспитатель.
Рождество весело отмечают во всём христианском мире. Традиция украшения рождественской ёлки идёт именно с тех времён. В этот день украшали любое дерево плодами, прося бога о хорошем урожае. Поэтому и в наше время на ёлках можно увидеть игрушки – овощи и фрукты. Богатое убранство ели - это дары волхвов, а звезда на верхушке ели - это Вифлиемская звезда, которая возвещает о рождении Спасителя.
Игра «Наряди ёлку»
Мамы наряжают детей в ёлочки (вешают на них шары, мишуру)
Дети читают:
Вверху звезда сверкает,
А снизу крест- смотри.
И свечки полыхают-
Их ровно тридцать три…
Воспитатель. Были, конечно же, и народные приметы на Рождество.
Приметы:
На Рождество Христово метель - пчёлы хорошо роиться будут.
Ясные дни на Рождественский пост - к хорошему урожаю.
Если оттепель - весна будет ранняя и тёплая.
Сугробы высоко набило - к хорошему году.
На дворе белым-бело,
Все тропинки замело.
Ребята помогите
Снег с дороги растащите!
Игра « Расчисти дорогу»
Дети встают в две команды
и по цепочки из обруча передают друг другу снежки, кто быстрее.
Ребёнок.
Наступили святок
Радостные дни.
И зажглись на небе
Яркие огни.
Воспитатель.
Святки
-
это время особой радости, продолжение празднования Рождества.
На святочные дни избегали какой-либо работы:
«Лапти плести - родится кривой, шить на Рождество - уродится слепой».
А мы работать не будем, а будем отдыхать, песни петь, да играть.
Исполняется песня «В лесу родилась ёлочка»
Проводится игра «Снежная каша»
Два игрока перекладывают
снежки из своего тазика в тазик соперника ложками; по сигналу останавливаются, у кого меньше снежков в тазике, тот и победил.
Воспитатель.
Основное содержание колядок - благопожелание, прославление Христа.
Дети колядуют:
Коляда, коляда!
Выходила коляда из Нова- города.
Как искала коляда (вставляем имя человека или) Красноборского двора
Нашла коляда «Колосковый» двор.
«Колосковый» двор не мал, не велик,
Не мал, не велик - на семидесяти столбах.
На всяком столбе по жемчужинке горит.
Счастья, радости тебе, наш любимый детский сад!
Воспитатель:
С Рождеством вас поздравляем,
Да колядки петь не забываем.
Вот нас сколько пришло.
(стихотворение Ю. Кушака)
Дети
А гостей-то, гостей,
Как сорочьих новостей!
Пастух с петухом,
На корове верхом,
Гусь в тельняшке,
Индюк в упряжке,
Пятьдесят поросят,
На мамаше висят.
Да козёл с узелком- рога во лбу:
«Сторонись, зашибу!»
Да соседки-наседки,
Да бабка с кошкой,
Да баран с гармошкой.
Да каждый с ложкой.
Ложки-то есть,
Да есть ли поесть?
Воспитатель.
Есть хотят, а колядки не кричат!
Дети.
Овсень, коляда!
Суконная борода!
Ты подай пирога-
А то уведём корову за рога!
Аль подай лепёшку
В верхнюю окошку!
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком.
Иль подайте хлеба-
А то уведём деда.
Или кусок ветчины,
А то расколем чугуны!
Сеем, веем, посеваем,
С Рождеством вас поздравляем!
Открывайте сундучки, подавайте пятачки!
Ребёнок (самый маленький росточком) с протянутой рукой:
Хозяин и хозяйка, не морозьте,
Хоть копеечку да бросьте!
Взрослые одаривают детей.
После дети поют:
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста!
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига.
Из полузерна пирог.
Ребёнок.
Наделил бы вас Господь
И жильём, и бытьём,
И богатством,
И создай вам Господь
Ещё лучшего того.
Все кланяются.
Воспитатель.
Вот спустился на землю
К нам луч от звезды Рождества.
Он напомнил нам вновь
О рожденье Младенца Христа.
Свет прекрасной звезды
Пусть сердца всех людей озарит,
Радость дарит и мир
Тем, кто славит Младенца и чтит.
С Рождеством!
После праздника дети участвуют в благотворительных акциях «Рождественская Ёлочка» и «Рождественское чудо».
Рождество
Под музыку входят дети
Хозяйка . Ох, рада я, радёшенька, что опять ко мне пришли. Здравствуйте дорогие, гости званные да желанные, рассаживайтесь, в нашей избе места всем хватит.
Песня русская изба
1-й ребёнок. Покатился Рождественский вечер,
Где гаданья, надежды и встречи.
2-й р
. То ни снег, ни метель рассыпается
рождество к нам идёт, приближается.
С играми да плясками,
С Рождественскими сказками
Хозяйка. И то верно, давным-давно это было, очень много лет назад. В каждой семье в это время готовились к празднику Рождества. Торжественно, с любовью украшали дома еловыми ветками, пекли пироги, печенья да булочки! А уж песни да хороводы водили-на другом конце деревни было слышно.
Ребята . Что такое рождество? Расскажите нам, пожалуйста.
Хоз-ка. Это очень радостный праздник. Люди веселились и ликовали, узнав о рождении божественного младенца Иисуса Христа, который вырастет и принесёт людям счастье и радость.
Давным-давно в красивый город Вифлием пришли добрые люди Иосиф и Мария. Большой путь они прошли, устали и захотели отдохнуть. Но в домах ни у кого не оказалось места для ночлега. Тогда пошли они дальше и дошли до высокой горы, в которой была пещера. В эту пещеру пастухи загоняли коров и овец от непогоды. В ней было тепло, стояли овцы и на соломе было мягко лежать. Вот там-то и родился Иисус Христос, тот самый чудесный Младенец, о котором все говорят и которого все полюбили.
Вбегают ангелы.
1-й. Славите, славите
Сами люди знаете
Христос родился-
Мир возвеселился.
2-й. Ясная ночь! Тихо кругом!
Ярко горит звезда над пещерой.
Ангелов хор смолк за холмом
Свет голубой льётся из щелей.
3-й. В яслях Младенец чудесный лежит
Тысячи лет его ждали прихода.
Счастлив тот будет, кто к нему поспешит.
Счастливы люди! Ликует природа!
Ангелы уходят.
Дети. Да!
Входят два пастуха.
1-й. Ох, как труден был путь.
Надо нам отдохнуть.
Вон вдали стоит старый овин.
Там тепло, свет струится над ним.
2-й. Вот так чудо! Там овцы стояли у нас.
Почему так светло? Я узнаю сейчас!
(бежит в сторону, оттуда кричит)
Что я вижу! Младенец чудесный лежит,
Мать склонилась над ним и с улыбкой глядит.
Вот о чём ангелы пели в пути,
Надо младенцу поклониться пойти.
Пастух. Пойдём! Вон мерцает Большая Звезда!
К Младенцу святому ведёт нас она.
Но что подарит нам ему от души?
Вот сыр, хлеб и мёд, наверно, нужны.
Пастух . Я свежего сена для ясель найду,
Чтоб было тепло и удобно ему.
(уходят)
Входит ёлочка .
Ёлочка. Я стою одна! Я грустна!
На широком небосводе
В звёздном ярком хороводе
Светит дивная звезда.
О рождении младенца
Возвещает нам она.
Входят зайцы
Заяц . Скок-поскок,
Путь недалёк
С дороги не сбиться-
Вижу звезду,
Спешу поклониться
Младенцу Христу!
Ёлочка . Беги, беги, заинька.
Заяц. Но я не знаю что ему подарить.
Ёлочка. Ничего, заинька. У тебя такие мягкие ушки, Младенец погладит их и ему станет весело.
Заяц . Спасибо.
Убежали зайцы.
Появляется огонь .
Огонь . Я-огонь весёлый, жаркий.
Побеждаю темноту.
Со мной тепло, со мною жарко!
Я холоду-невмоготу!
Вижу звезду.
Спешу поклониться
Младенцу Христу!
Уходит.
Ёлочка. Никого, одна я, одинока!
Ночь тиха! Звезда зовёт, горит!
Все ушли Младенцу поклониться
А я здесь поклонюсь ему от всей души!
Вбегают звёздочки
1-я. Не грусти, тебя украсим,
И будешь ты всегда сверкать.
2-я. На празднике и в каждом доме
Тебя ребята будут украшать
3-я. Я – Вифлиемская Звезда-
Тебе всё это обещаю.
Сверкай, сияй на радость людям,
Тебя я чудесами украшаю.
Украшают ёлочку и уходят
Реб . Вот она, ёлочка наша!
В блеске нарядных огней
Стала лучистей и краше
Сколько игрушек на ней.
Хоз-ка. Вот так ёлочка пришла к нам в дом нарядная, что бы вместе с нами встречать радостный праздник-Рождество!
Хоровод.
Реб. Давайте колядовать, да с праздником всех поздравлять!
Реб. Хозяин с хозяйкой, слезай с печи
Зажигай свечи
Открывай сундучок
Доставай-ка пятачок
Хоз-ка. Не плясали и не пели
Угощенья захотели?
Я корову уберу,
Хлеб припрячу я в стогу!
Курочек под лавку
Поросят в канавку
Или уходите
Или нам пляшите!
Реб. Мы плясать-то мастера
Не боимся пляски
Руки в боки веселей
То не пляски-сказки
Пляши не скучай
Рождество встречай!
Танец «Гопачок».
Хоз-ка. Молодцы, а теперь мы с вами погадаем. И узнаем кто кем будет когда вырастет.
Гадание.
Реб. Белый снег белёшенький
Застелил дороженьки.
Мы и пели и плясали,
Праздник Рождества встречали.
Реб . Пусть свечи огонёк
Согревает нас всех
И пусть в Новом году
Звонче слыщится смех.
Хоз-ка. Наш праздник окончен, но счастливый год продолжается. Пусть в наших сердцах Рождество зажжёт свои искорки счастья, доброты и любви друг к другу.