Разрушение стереотипов. Мудрый человек не позволит просящего о помощи оказаться в позиции должника, если просящий нарушает "правила игры" - обмен равными ценностями

Стереотип (греч. stereos + typos – "твердый" + "отпечаток") – это устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения с их внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание. Стереотипы, как некие устоявшиеся мнения, иногда несут эмоциональную заряженность. Как полезную, позитивную, так и не очень.
Существует множество стереотипов, которые живут в подсознании человека. Они проявляются в его поведении, образе жизни и часто мешают полноценно жить. С детства ребенку внушают, что можно делать, а что нельзя. Каким он должен быть, как себя вести. Традиционные роли, навязанные общественным мнением, в дальнейшем трансформируются в самые разные стереотипы.

С момента рождения ребенку навязывается определенный тип поведения. Мальчики должны играть с солдатиками и машинками, девочки – с куклами. И никто не предоставляет им свободу выбора в плане игрушек. То же самое происходит и во взрослой жизни. Только вот количество стереотипов увеличивается. Желание соответствовать общественным предписаниям часто идет вразрез с истинными намерениями человека и порождает в нем различные негативные производные: тревогу, страх, гнев, агрессию. Чтобы культивировать в себе позитив, необходимо ломать устоявшиеся мнения и ярлыки. Особенность стереотипов такова, что они очень прочно проникают в сознание человека и от них трудно избавиться. Это барьеры на пути к счастью, барьеры, которые надо преодолеть.

Как складываются стереотипы? Они формируются в основном стихийно, с самого раннего детства. Общаясь с людьми, ребенок усваивает нормы и правила мышления. Подобно тому, как человек учится говорить в контактах с другими людьми, он также учится и мыслить. Люди воспитываются в определенных политических, нравственных, эстетических сферах жизнедеятельности общества, формирующих их взгляды и убеждения. Точно также они воспитываются и в интеллектуальной, мыслительной сфере определенной социальной группы или общественной среды. Под влиянием такой среды в первую очередь складываются навыки человеческого мышления. Начальной, исходной сферой (духовным первоначалом) для ребенка является семья.

С семьи ребенок "фотографирует" готовые формы и способы размышлений, которые в общении с ним представляют ему его родные. На данной стадии идет именно "фотографирование" этих форм и способов мышления без их критического осознания. Ребенок, как губка, впитывает все в себя. Эти формы и способы рассуждений попадают в его подсознание и оседают в нем в виде готовых стереотипов мышления. Осевшие в подсознании формы и способы мышления могут быть как логически правильными (отвечающими требованиям законов мышления), так и логически неправильными (сложившиеся с нарушением этих законов). Если логическая культура мышления родных высокая, то формы и способы мышления ребенка максимально логически правильные. Если культура низкая, то во многом малыш усваивает логически неправильные способы. И, соответственно, стереотипы мышления являются такими же.

Давайте "пробежимся" по основным индивидуальным и общественным стереотипам

Стереотип №1
"Дети должны оправдывать ожидания родителей"

Начиная с первых месяцев жизни, ребенок осознает себя через отношения с родителями. Эта духовная связь продолжается на протяжении всей жизни. Родитель выступает для ребенка носителем устоявшихся стереотипов, общественных норм и правил. Кроме того, он проецирует будущее маленького человечка, который открыт для всякого рода влияний. Процесс воздействия родителей происходит непрерывно и формирует у малыша его собственную картину мира. Именно от мамы и папы, бабушки и дедушки дети получают информацию о своей внешности, способностях и талантах. Через призму этих оценок ребенок узнает о том, какое поведение желательно, а какое нет.

Сценарий А - ожидания завышены
Родители хорошо знают, чего они хотят от ребенка, и всеми силами стремятся этого добиться. Они постоянно ставят перед ним задачи, с которыми малыш просто обязан справляться. Если он не справляется, то неминуемо сталкивается с недовольством родителей. Данная ситуация держит ребенка в постоянном напряженном ожидании: сумел он угодить родителям или нет. В дальнейшей жизни он будет все время стремиться быть первым, добиваться высоких результатов любой ценой, а любая неудача приведет, как минимум, к фрустрации (провалу).

Сценарий Б - ожидания занижены
В детстве такой ребенок постоянно слышит от родителей: "ты не сможешь", "ты не сумеешь", "у тебя не получится так, как у..." В итоге он перестает стремиться к своим целям и не пытается добиться даже весьма достижимых результатов. Привычка перекладывать ответственность на других людей укоренится настолько, что человек будет следовать этому принципу всегда.

Как разрушить стереотип?
Родителям следует воспринимать своих детей не в качестве носителей каких-то талантов, а принимать такими, какие они есть. Трезво оценивать их силы и возможности, не оказывать давления, но быть готовыми всегда прийти на помощь и дать совет.

Каждый человек в той или иной степени подвержен влиянию семейных стереотипов. Если программа поведения, навязанная родителями, не подходит для решения различных жизненных ситуаций, необходимо попытаться изменить свои изначальные установки. Не подстраиваться под мнения окружающих, а обрести собственную, цельную картину мира.

И напоследок приведем слова создателя гештальттерапии Фредерика Перлза:
"Я делаю свое. А ты делаешь свое. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. А ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим. Ты это ты, а я это я. И если нам случится найти друг друга, это прекрасно. Если нет, то этому нельзя помочь".
Так и ребенок: никому ничего не должен и не обязан соответствовать маминым и папиным ожиданиям. Родителям необходимо направить силы на то, чтобы развивать заложенные природой способности, а не лепить из ребенка то, что им хотелось бы видеть. Дети – это главное, что дается в жизни. Это маленькие личности, они ценны сами по себе, независимо от родительских установок.

По мере взросления ребенка на формирование его способов мышления влияют другие социальные среды и, прежде всего, это образовательные учреждения. У большинства людей стереотипы мышления в целом сформировываются к концу их обучения в образовательных учреждениях. В них культура мышления значительно выше, чем в среднестатистической семье. И только у людей, профессионально занятых интеллектуальной деятельностью, развитие логической культуры продолжается всю оставшуюся трудовую жизнь. Стереотипы мышления откладываются в подсознании человека. Именно подсознание на основе этих стереотипов, как программ деятельности, управляет процессом мышления. Вот почему человек часто не способен дать себе ответ на вопрос, почему в данном случае он рассуждал так, а в другом иначе. Складывается впечатление, что мышление протекает как бы само собой.

Стереотип № 2
"Воспитывать ребенка должна школа"

У большинства родителей на сегодняшний день сложился некий стереотип в восприятии школы. Отдавая ребенка в образовательное учреждение, многие мамы и папы снимают с себя ответственность за его воспитание. А частная школа зачастую еще больше усиливает данный стереотип: я плачу, значит все мне должны.

Так какую лепту вносит школа в процесс становления ребенка?
Ее задача – оказание помощи в воспитании и формировании личности ребенка, а не принятие на себя всех образовательных и воспитательных функций!
Школьная система в целом существует на основе стандартов и стереотипов. Демократические и альтернативные модели встречаются намного реже. Ребенок встраивается в устоявшиеся рамки школьной жизни и пытается "найти себя" на протяжении десяти лет обучения. Создает ли школьное образование и воспитание условия для реализации потребностей ребенка в постоянном поиске нового, в качественном росте, построении себя как личности? Дать однозначный ответ на этот вопрос нельзя. Но все же хотелось бы отметить, что индивидуальное образование и воспитание несет в себе гораздо больше глубинных свойств, нежели школа. Во-первых, оно предоставляет свободу выбора, что обеспечивает условия для постоянного саморазвития. Во-вторых, оно основано на партнерстве и равноправии, а не давлении и навязывании единственно верной модели мировосприятия. В истории есть немало примеров, когда известные люди не посещали учебные заведения, а занимались своим образованием самостоятельно.

Так, Максима Горького в семь лет отдали в школу, где он проучился несколько месяцев, а затем, заразившись оспой, бросил обучение и больше не возобновлял его ни в какой школе. Все свои знания писатель добыл самообразованием. И. В. Гете тоже не был прилежным школяром – получил первоначальное образование и воспитание в семье.

"Моя знакомая дала образование своим детям на дому, – рассказывает наша читательница Мария. – Ее девочки при этом великолепно образованы и воспитаны. Говорят на двух языках, обе поступили в университет. У них нет проблем в общении с людьми. Так что школа – не всегда показатель того, что ребенок будет хорошо воспитан и блестяще образован. Я считаю, что обучение в школе сковывает свободу выбора и не дает развиться всем способностям, которые заложены в человеке природой".

Как разрушить стереотип?
Пересмотреть свою родительскую позицию и принять на себя ответственность за рожденного ребенка. Принимая любое решение (устройство в садик, поиск няни, а затем подбор школы) родители обязаны прогнозировать и корректировать свои планы с реальностью.

А самое главное их жизненное предназначение – учиться воспитывать своих детей всю жизнь! Ведь дети и их воспитание требуют каждодневной самоотдачи, теплоты, заботы и любви. Что дадите, то и получите взамен, так постарайтесь дать им как можно больше!

Стереотип № 3
"Няня не воспитывает, а ухаживает"

Многие родители, а также бабушки и дедушки считают своим долгом воспитать чадо "правильно", вкладывая в понятие "правильно" каждый свое. Между тем подлинное воспитание подразумевает прежде всего свободу: свободу выбора, самовыражения, поиска своего места в жизни. Как бы странно это ни звучало, все вышеперечисленное во многом дает ребенку... няня. Вспомним историю. В России многие дети от рождения и до поступления в учебные заведения воспитывались нянями и гувернантками, которые были полноправными членами семьи: ели за одним столом с хозяевами дома, воспитывали детей и зачастую – не одно поколение.

В истории есть немало примеров, когда знаменитых людей воспитывали именно няни. Стоит хотя бы вспомнить пушкинскую няню Арину Родионовну, ставшую легендой, символом преданности и любви к воспитаннику. А поэт считал няню самым близким человеком. Не знавший материнской ласки, он очень ценил ее любовь и относился к ней с сыновней нежностью. Пушкин писал друзьям: "Вечером слушаю сказки моей няни и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Она единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно". Свою искреннюю признательность няням выразили в своих произведениях Толстой, Тургенев, Бунин.

Интересный факт. В Великобритании работающие матери предпочитают нанимать мужчин для ухода за своими детьми. Эксперты с этим согласны и призывают брать на работу мужчин-нянь. Так, например, для ребенка матери-одиночки "усатый нянь" может быть единственной мужской ролевой моделью в первые годы жизни.

Хорошая няня – незаменимый человек. Она считает, что дети всегда открыты, она уважает их права и считается с ними. Она стремится к тому, чтобы каждый день научил чему-то новому и настроена на то, чтобы ее воспитание оставило добрый след в душе ребенка. Такая няня уверена, что ребенок обладает огромным творческим потенциалом. Она старается открыть для него весь мир. Так что каждому из нас следует помнить: няня – это не просто сиделка и воспитатель, а еще и учитель жизни. Важно только найти того человека, который отдаст себя ребенку целиком, без остатка и станет настоящим проводником в большую жизнь.

Как разрушить стереотип?
Современность активно диктует свои правила. Не учитывать это, значит не успеть за стремительным ритмом. Не секрет, что многие отцы в одиночку не в состоянии содержать семью. Жены чаще всего должны работать, поэтому профессиональная, опытная и позитивная няня - отличный выход из такой ситуации.

Непросто доверить своего ребенка чужому человеку? – Но мы отводим детей в школу только из-за собственного удобства по территориальному признаку, порой даже не выяснив – а кто будет рядом с нашим единственным все эти годы!

Почему мы доверяем детей женщинам – учителям, у которых никогда не было детей и собственных семей? - Потому что общественный стереотип довлеет даже над логикой? Или потому что нам так удобнее? Стремительный ритм жизни и тотальная занятость порождают новое звено в детско-родительских отношениях, коим является няня. Главное – не бояться довериться этому человеку, который вполне возможно скоро станет родным и близким. Исторические примеры – яркое тому подтверждение.

Стереотип № 4
"Женщина должна выйти замуж"

Эта традиционная установка навязывается обществом с самого детства. Принято считать, что мужчина – это добытчик, а женщина – хранительница очага. Эти гендерные стереотипы действуют в качестве социальных норм.
Гендерные стереотипы – это устойчивые для данного общества в данный исторический период представления о различиях между мужчинами и женщинами, стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям "мужское" и "женское".

Однако с течением времени роли, уходящие корнями в далекое прошлое, перераспределились. Современная женщина способна совмещать несколько функций, а не только отвечать за домашнее хозяйство. Или даже полностью отказаться от семейной составляющей, что сделать крайне сложно, не вызвав общественного порицания. А вот женщина, априори ориентированная только на семью, может оказаться плохо подготовленной к другим социальным ролям, которые вполне вероятно будут в ее жизни.

В нашей стране женщина, не создавшая семью, многими воспринимается как неудачница. В итоге, боясь общественного осуждения, девушки выходят замуж просто потому, что "так нужно" и любыми способами пытаются сохранить семью, даже в ущерб собственным интересам и жизненным ценностям.

Происходит ломка той картины мира, которую женщина создала для себя под влиянием различных мнений как из семьи, так и извне. Штамп "женщина должна иметь семью" делает ее несчастной и неудовлетворенной, а все потому, что она не сама пришла к тому, что для нее важно, а поддалась тем условиям, которые диктует общество. Но ведь каждый человек индивидуален. Что хорошо одному, то не подходит другому. Кроме того, сама инфраструктура семьи в процессе развития человеческий цивилизации претерпевает значительные изменения, под которые также надо суметь подстроиться.

Сцена из прошлого. Идиллическая картина крестьянской семьи. Вечер. В полумраке медленно горит лучина. За столом сидит семья из 10 человек: муж, жена и детки мал мала меньше. Хозяйка достает из печки горшок со щами или кашей, отец произносит короткую молитву, и все начинают уплетать яство за обе щеки.

Наши дни. Современная семья. Утро. За столом на кухне сидят муж, жена и ребенок. Семья наспех перекусывает бутербродами и спешит по своим делам: мать и отец уезжают на работу, ребенок отправляется в школу.

Как разрушить стереотип?
Женщина стала намного сильнее и по своим возможностям практически сравнялась с мужчиной, а где-то даже превзошла его. Отсюда перераспределение ролей, отбрасывание тех функций, навязанных устоявшимся общественным мнением, которые женщина не хочет принимать на себя. Ей важно то, к чему стремится душа и сердце и не всегда этим стремлением является семья. Если она заинтересована в семье, то обязательно ее создаст. А если нет?! Почему несемейный человек сразу обрастает ярлыками "одинокий", "неудачник" и пр? А если он блестящий специалист, талантливый руководитель, умеет классно чинить машины, отличный человек.
Важно принять жизнь другого такой, какая она есть, не осуждать, не навязывать свою точку зрения, не культивировать в себе общественное глупое мнение. Пусть каждый человек решает, пускать кого-то в свою жизнь или нет, пусть выстраивает свой, единственно правильный вариант жизни.

Человек часто действует и осмысливает мир в рамках, определяемых внешними условиями и стереотипами мышления. Стереотипы ломать очень сложно, но ведь именно они часто мешаю жить, меняют представления о мире, мешают выстраивать отношения с людьми. Многие испытывают неудовлетворенность потому, что живут не так, как хочется, а постоянно подстраивают свою жизнь под ожидания окружающих. Чем выше потребность в общественном одобрении, тем больше зависимость от него. И неизвестно куда выведет эта "слепая" зависимость...

Конечно, "жить в обществе и быть свободным от него нельзя", но только мы решаем, принимать манипуляции извне, следовать им или нет? Ограничивать себя в чем-то, позволять брать бразды правления своей жизнью другим людям или нет? Выбор есть всегда. И он – за вами.

Итак: стереотипы бывают этнические, ролевые, половые, возрастные, статусные и т. д. По содержанию они делятся на две категории: стереотипы, характеризующие людей как членов определенных национальных и политических групп, и стереотипы, характеризующие личностные особенности людей по их поведению, физическим качествам, оформлению внешности и т. д. Сегодня мы продолжим перечень наиболее распространенных стереотипов, а также "методы борьбы" с ними.

"Твердый отпечаток"

Термин "социальный стереотип" (от греч. stereos – твердый + typos – отпечаток) впервые введен американским журналистом Уолтером Липпманом. В концепции Липпмана можно выделить два вида знаний, на которые человек опирается при познании любых явлений социальной жизни. Прежде всего, это информация, которую он приобретает в ходе собственной жизни. Но эта информация дает далеко не полное представление о мире, "поскольку окружающая действительность слишком велика, слишком сложна и изменчива", а возможности личного опыта ограничены. Полученные пробелы в знаниях человек заполняет информацией, черпаемой из различных источников человеческой культуры. Но и этот вид знаний не совершенен – он часто дает искаженное представление о мире. Несмотря на это, такие представления имеют большую устойчивость и используются людьми в качестве "кодов" (критериев оценки) явлений, фактов и событий окружающей действительности. Такие ригидные коды-знания, усваиваемые в готовом виде, Уолтер Липпман назвал стереотипами.
Но сегодня вопреки теории мы предлагаем вам разрушать самые известные из них!

Стереотип № 5
"Внешность важнее внутреннего содержания"

Один из самых распространенных стереотипов - восприятие другого человека по определенным признакам: очкарик – умный, блондинка – глупая, рыжий – бесстыжий, тонкогубый или худой – злой, полный– добряк и т.д. Эти общепринятые мнения о внешности людей "работают", как правило при первой встрече.

Примером стереотипа внешности, действующего в основном на бессознательном уровне, служит стереотип "красивый – значит, хороший, положительный". Привлекательным людям приписываются положительные личностные качества, а менее привлекательным – отрицательные.

Как разрушить стереотип?
Учиться узнавать другого человека и принимать его жизненную позицию. Это означает – искать ту самую "изюминку": разговаривать с ним, понимать и принимать то, с чем не согласны. Природная внешность – это еще далеко не все. Гораздо важнее внутреннее содержание, таинственное обаяние, наличие чувства юмора.

Искренность, открытость, чистота, честность стоят намного дороже, чем кудри или пухлые губы...

Мировой истории известны факты, когда люди, не обладающие красотой или внешними выдающимися данными, заслужили всемирное признание.

Стереотип № 6
"Красота требует жертв..."

Этот стереотип закрепился еще в конце прошлого столетия. В начале нового века критерии красоты существенно изменились. И, тем не менее, сотни тысяч женщин и мужчин не перестают глотать пачками подозрительные таблетки для похудания и истязать себя сомнительными диетами, испытывать новомодные практики пластической хирургии, отдавая глупую и своеобразную дань обществу и пресловутому штампу 90-60-90.

Как разрушить стереотип?
"Глянцевые красавцы и красотки" - это всего лишь индустрия моды, бизнес, поставленный на широкие рельсы, где всеобщее признание и подражание заменяется суррогатом красоты. Культура красоты не требует жертв. Культура красоты – это вовсе не модные сейчас голодания, дорогая косметическая продукция или пластические операции, требующие жертв в прямом и переносном смысле. Культура красоты – это мировоззрение самодостаточного и довольного жизнью человека, находящего радость в собственном существовании!

Стереотип № 7
"Мужчина – сила, женщина – слабость"

Испокон веков бытует мнение, что мужчина – это сила и геройство, женщина – слабость и покорность. Возможно, в прошлые столетия об этом было уместно думать и говорить, но не сейчас...

Как разрушить стереотип?
Увы, роли в обществе давно перераспределились. Сегодня, чтобы добиться успеха в сложившейся конкурирующей среде, женщина постоянно должна демонстрировать качества, свойственные мужчинам. И если у мужчины такие качества, как жесткость, принципиальность, напористость, амбициозность являются "здоровыми", то в случае с женщиной они оцениваются со знаком "минус". И все же, если эти качества у женщины превалируют, она получает в лучшем случае штамп "стерва", в худшем - "синий чулок". Отсюда бытует мнение, что, удерживая позицию "железной леди", сильная женщина просто не имеет право на ошибку. Иначе она рискует быть свергнутой. "Порой стоит признаться в собственной слабости и тем самым обезоружить партнера, - раскрыла нам особый секрет Марина Сергеевна – руководитель со стажем и просто очаровательная женщина. - Порой стоит повести себя так, чтобы партнеру было неудобно отказаться от заданного предприятия". И еще... мужчина и женщина созданы друг для друга. И у женщины особая роль – роль хранительницы, которая позволяет украсить собой окружающий мир.

Стереотип № 8
"Отсутствие автомобиля у мужчины"

"Я знаю одного мужчину, достаточно интересного, видного, успешного, но не имеющего автомобиля, - призналась нам тридцатипятилетняя Марина Петровна. - На мой взгляд – это странно. В народе даже бытует мнение, если у мужчины нет машины, значит он в лучшем случае несостоятельный, в худшем – неудачник".

Как разрушить стереотип?
"...И я однажды поинтересовалась у своего знакомого, почему он не имеет собственного авто, - продолжила Марина Петровна. - Представьте, он с чувством собственного достоинства ответил мне: "Иметь автомобиль - для меня обременительное занятие. Его содержание, уход, да и сама езда, тем более в условиях сегодняшних пробок, отрывает у меня слишком много драгоценного времени и сил, которое я с удовольствием трачу на семью и досуг. В принципе нет ничего страшного и странного, в том, что я езжу на работу на автобусе, а на дачу или рыбалку на электричке".

Стереотип № 9
"Женщина должна..."

Устойчивый и самый "убийственный" стереотип для многих женщин – женщина должна выйти замуж до 25 -28 лет, иначе она останется "старой девой". И далее: Женщина как профессионал всегда хуже мужчины. Женщина должна родить ребенка, потому что рожать – ее главная функция. Женщина + авто + техника – несовместимы. Место женщины на кухне.

Как разрушить стереотип?
Начнем с того, что никому ничего современная женщина не должна! Сегодня женщина стала не просто независимой. Она успешно делает карьеру, занимается политикой и бизнесом. И при всем этом часто остается желанной женой или подругой; любящей и любимой мамой или бабушкой. К сожалению (или к счастью), время кисейных барышень ушло в прошлое.

Еще один распространенный стереотип: что женщины глупее мужчин. Кстати, известен такой факт, что самый высокий IQ мира продемонстрировала представительница прекрасного пола, и он составил 228.

О силе стереотипов можно долго спорить. А чтобы не быть голословными, приведем одно единственное мнение, взятое из сотен мнений женщин-респондентов, думающих примерно одинаково, а заодно и расставим все точки над "и".

Ирина, домохозяйка: "Мне 30 и я мама троих детей. У меня есть замечательный муж, уютный дом. Кухня – мое любимое место в доме. Я люблю заниматься хозяйством. Каждый день я готовлю завтрак, обед и ужин. Вожу детей в школу, на художественные и спортивные секции, а потом забираю их. Я люблю гулять с ними, читать им книги. Я люблю проводить с мужем те недолгие свободные часы, а порой и минуты, которые дарует нам жизнь. Я считаю себя абсолютно счастливой женщиной! Но... У меня есть подруга. Она моя ровесница. Не замужем. У нее нет детей. Она руководит солидной фирмой. У нее больше друзей мужчин, нежели женщин. У нее есть отдельная квартира, собственная машина. Она много путешествует. И она, представьте, утверждает, что абсолютно счастлива!"

Стереотип № 10
"Мужчины не плачут"

"Печаль, не высказанная в слезах, заставляет плакать нутро", - сказал кто-то из великих. Должен ли мужчина плакать, имеет ли он на это право? Человечество давно решило, что это удел женщин. Не мы ли говорим своим маленьким сыновьям: "Ну что ты ревешь, как девчонка? Не плачь, ты же мужчина!"

Как разрушить стереотип?
...просто заплакать. Природа одарила человека уникальной возможностью через слезы и плачь "вытеснять" из души "ненужный хлам", то есть боль, обиду, горе. Тем самым, очищая организм от вредных психологических воздействий, которые в противном случае целенаправленно действуют на соматику. Отсюда: гастриты, язвы, инфаркты и многие другие заболевания. Кроме этого, вместо того чтобы просто поплакать на "родном плече", мужчина начинает искать утешение в алкоголе. Поэтому мудрые женщины, "разрешая" мужчине плакать, признают в них настоящую мужественность!

Стереотип № 11
Матери-одиночки – несчастны

Этот миф давно развенчан, но, к сожалению, до сих пор имеет свое вредное воздействие. Меняется не только мир, но и принципы семейной жизни. Если мужчина тиран, пьяница и дебошир, где по вашему будет уютней женщине и ее ребенку? Безусловно, за пределами такого брака. Именно в таком браке женщина чувствует себя более несчастной и более счастливой после развода.
Как разрушить стереотип?

В этом стереотипе общество высказывает свою позицию – ребенок должен жить в полноценной семье! Сложно с этим спорить. Любая ошибка взрослых приводит к страданиям детей. Но, если женщина решается воспитывать сама, на ее плечи взваливается двойная ответственность – быть ребенку и отцом и матерью (в следующих номерах мы обязательно продолжим тему воспитания детей в неполных семьях). Легко быть слабой, несчастной, зависимой, трудно – стать сильной и независимой. "Уж лучше быть одной, чем с кем попало жить", - говорят сегодня эти женщины.

Наш читатель Евгений М. замечает, что – "Словосочетание мать-одиночка или отец-одиночка вызывают у окружающих в лучшем случае жалость. Но если трудно быть вместе, то развод неизбежен. И чем скорее, тем лучше, чтобы минимизировать травму для ребенка. Что касается тех женщин, которые вообще замуж не выходили, а родили так сказать "для себя", ну что могу сказать на этот счет – думаю, они знали, на что шли".

"Чтобы не бороться с ветряными мельницами, необходимо просто жить. Не оглядываться на других и не причинять людям зла. Только тогда можно что-то сломать, а затем построить...", - закончила мысль Ирина, мама, воспитывающая самостоятельно пятилетнего Антона.

Стереотип № 12
"Считается, что женщина не должна первой говорить мужчине о своих чувствах..."

Это один из устойчивых стереотипов общества, который живет в нашем подсознании. Не так уж много в мире женщин, которые могут первыми выразить свои чувства мужчине. Причина в том, что "так не принято". Хочется спросить, кем и когда?

Как разрушить стереотип?

"Мне кажется, женщина не должна быть особо настойчивой, - поведал нам Роман. - По крайней мере она не должна говорить о своих чувствах напрямую. А чтобы проявить их по отношению к мужчине, у нее есть нежность и, в конце концов, хитрость! И добиваться своего следует исключительно при помощи этих качеств".

Стереотип № 13
"Интернет – не место для знакомства"

Считается, что невозможно завести приличные знакомства в интернете. Многие уверены, что это даже опасно. Устойчивый стереотип, что "нормальные" люди в интернете не знакомятся, действует сурово и монотонно. Но при этом все знают, что знакомство через интернет открывает новые перспективы и возможности.

Как разрушить стереотип?
"В прошлом году я вышла замуж за чудесного человека, с которым познакомилась через сайт знакомств, - поведала нам наша читательница Елена. - Честно скажу, к подобному виду общения я относилась весьма настороженно и скептически. Мои знакомые все как один твердили: "Лена, это же утопия!" Но, к счастью, "утопия" оказалась... моей второй половинкой, чему я безумна рада. А к осени у нас с мужем появится малыш!"
От редакции хочется добавить: в наш адрес приходят множество писем с разными историями жизни, в том числе от счастливых пар, познакомившихся в интернете.

Стереотип № 14
"Старость – это немощность"

Принято считать, что "третий возраст" может рассчитывать только на сочувствие и сострадание. Но мы совершенно забываем о том, что если "осень жизни" приносит с собой удовлетворение и чувство единства, то старость становится счастливой порой.

Как разрушить стереотип?
Дело ведь не в том, как выглядит человек, а в том, на сколько лет он себя ощущает.

Если, к примеру, ваша цель – добиться, чтобы в транспорте вам уступали место, то, возможно, и нет необходимости ломать данный стереотип. Ведь так удобно верить в слабость и немощность пожилых. И им самим, и окружающим. А вот в факты верить достаточно сложно. "Мне 84 года. Конечно, я считаю себя глубоко пожилым человеком, - рассказывает наша читательница Полина Федоровна, - но это только по паспорту. А вообще-то я просто живу. Я люблю жить. Люблю своих детей и внуков. Сейчас я живу на даче. У меня там грядки, парник, цветы. И за всем я ухаживаю. Живу вместе со своим дедом. Ему – 92. Еще и за ним ухаживаю (смеется). Тяжело, конечно, бывает... Но пока двигаюсь – значит живу!".

Возможно, мы затронули не все существующие стереотипы. Но, озвучив некоторые из них, мы попытались разрушить штампы, которые якобы необходимо соблюдать. Руководствуясь установленными шаблонами и клише, мы стараемся избежать ошибок. А если что-то и нарушаем, то благодаря пресловутым законам упорно себя оправдываем.

Но! - Совсем недавно неравные браки (и возрастные и социальные), а также гостевые или гражданские считались жесткими "табу". Или раздельные кошельки... Или то, что муж должен зарабатывать больше жены... Сегодня эти общественные феномены перешли в разряд лояльных. Среди нас все больше "нарушителей" стереотипов. И хотя они вызывают смешанные чувства у большинства, они как разведчики прокладывают новые дороги в сознании, тем самым доказывая, что в этом мире все возможно...

"Пустой стул"

Каждый стереотип требует тщательной проработки. Есть замечательная методика под названием: "пустой стул", имеющая двойной эффект. Проговаривая несказанные слова "пустому стулу", вы тем самым, освобождаетесь от напряжения. Эффект первый: происходит внешняя разрядка. Расслабляются мышцы, становясь эластичными, разглаживаются морщины, а тело становится гибким. Эффект второй: происходит внутренняя разрядка. Внутренне вы перестаете бояться нарушить правила, которые упорно "навешивает" вам общество, тем самым, обретая свободу. Вы начинаете делать то, что считаете важным и нужным. Как результат, в вашем окружении появятся люди, которые будут разделять и уважать ваши ценности и взгляды, несмотря на общественное мнение.

У каждого из нас есть своя "клетка условностей" с множеством правил и странных ритуалов. Наверное, это и есть жизнь в ее многообразии... Но, если вдруг вы почувствуете, что все это мешает вам быть счастливыми, смело ломайте, крушите, боритесь за свою свободу! Однажды, разрушив стереотипы, мы окажемся в очень странном мире, где есть место таланту, интересным встречам, неординарным поступкам, которые из-за стереотипного мышления не поддерживаются социумом.

Наверное, прежде всего, стоит научиться слушать себя и свое сердце, а не других людей и... просто стать счастливыми.

Не ломайте голову, ломайте стереотипы. И будьте счастливы!


Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП материалов о новом человеке, новой экономике, взгляде на будущее и образовании вы можете найти там, где вам максимально удобно

Аллен Карр

Попробуем только назвать самые распространённые убеждения (стереотипы), которые на практике оказываются ошибочными, ограничивают наше развитие и тем самым являются причинами для многих проблем.

1. Я не знаю чего-то важного для себя, "золотая истина" находится в чужих руках.

Так думают люди, которые склонны к психологической зависимости - НЕУВЕРЕННЫЕ В СЕБЕ. Причина - снятие с себя ответственности за свои выборы, решения и поступки. Поиск авторитета становится единственной целью, и вместо самостоятельных решений идёт поиск "чужой умной головы".

2. "Человек не меняется с годами"; я - уже сформировавшаяся личность, мои проблемы - это пожизненный приговор.

Удобная позиция для уклончивого поведения. Это, зачастую, выглядит как каприз ребёнка, который не хочет навести порядок в своей комнате и пытается убедить родителей, что грязь, беспорядок и беспомощность сами пришли в его жизнь.

Его задача - только рассказывать, какой беспорядок и как много мусора под его кроватью. Когда такой человек ищет помощи, он ждёт, что придёт уборщица и помоет ему пол.

3. Я много собираю знаний, у меня много опыта. Я имею силу и ценность, которые меня защищают, помогают выжить.

Знания, которые не применяются в нашей жизни - бесполезное скопление мыслей об этом знании. Вся их сила идёт на сравнение не в свою пользу , то есть, формирует заниженную самооценку, эти знания не являются моими, они не обо мне.

Теория не может заменить практику, ведь человек живёт практическую свою жизнь и для уверенности в своих силах необходимо именно уметь то, что для нас важно.

И потом, не каждый жизненный опыт является доказательством нашей мудрости. Есть ситуации - уроки, которые ждут своих решений и новых выводов, переоценок. Механическое накопление такого опыта создаёт иллюзию "полезного множества", но в нём больше ошибок и меньше полезности.

Так чем же мы гордимся, говоря о себе: "Я - опытный человек"?

4. Идеологические штампы часто заменяют человеку представления о его личном духовном росте.

Например, одобряемое поведение "я - добрый человек" часто превращается в инструмент для использования нашего добра и манипуляций, построенных на жалости. Если ваши ресурсы используют "в одну сторону", без взаимности, то вас используют.

Умение знать и видеть истинные ценности позволяет оценить себя и свои возможности по достоинству. То есть, наши добрые поступки не могут подводить нас самих, в этом проявляется ответственность за нашу энергию.

Уважение связано с внутренним контактом истинных ценностей, а не с одобряемым поведением. Когда нам понятен принцип взаимообмена, мы сами не позволяем обмен неравными ценностями.

Мудрый человек не позволит просящего о помощи оказаться в позиции должника, если просящий нарушает "правила игры" - обмен равными ценностями.

5. Я забочусь о нуждах других, а обо мне пусть заботятся все, кому я нравлюсь.

Такой подход сам по себе манипулятивен. Только сам человек знает о своих потребностях и у него есть для этого минимум своих ресурсов для реализации необходимых вещей. Но этот минимум человек пытается отдать на нужды других, а сам ожидает обслуживания своих потребностей в обмен.

Так чем же помощь (дать или взять) отличается от личной ответственности?

Попробуйте на первое место поставить свои минимальные нужды и удовлетворите то, в чём нуждаетесь. Когда вы чувствуете себя ресурсным, вы можете помочь нуждающимся.

И никогда не в ущерб себе, иначе эта жертвенная позиция может вас полностью "обесточить".

Светлана Ория, психолог

С каждым новым шагом приближая Просветление глубинных вод, которые чисты и не замутнены".(с)

****

Рекомендую запастись терпением и просмотреть все 5-ть частей этого научно-документального фильма.

Когда человек понимает, как работает его собственный мозг, он легче отпустит стереотипный набор представлений о своих возможностях, которым доверяет почему-то больше, чем свойствам своей природы.

Оказывается, наш мозг самообучаем.

И, конечно, специалисты об этом знают, но в фильме об этом рассказано доступно для широкого круга людей, заинтересованных в своём развитии.

Важно понять, что застывшие образы о самом себе блокируют формирование новых связей, в виде "активных дорожек" в головном мозге. Что, по сути, является главной причиной остановки развития человека в любом возрасте после проф.обучения.

Если мы сами не мешаем ложными представлениями формировать "новые мосты", то нейроны сами отыскивают необходимые связи. Просто им необходимо дать работать, подбрасывать новую практическую задачу и закрепить повторами.

Большинство психологических проблем: таких, как неуверенность в себе, заниженная самооценка, зависимость от мнения других, плохая память или плохая восприимчивость новых навыков - всё это создаётся стереотипными установками.

Светлана Ория, психолог

****

Светочка, дорогая, как здорово сказано!

Мне так знакома эта программа страданий, заложенная с детства ограничивающими догмами и рамками у людей в любом обществе!

Жаль только, что большинство из них очень "обросли своеобразными панцирями" и не хотят даже подумать, что могут измениться в лучшую сторону, и каждую минуту этой драгоценной жизни быть и чувствовать себя абсолютно довольными и счастливыми!!!

Olga Kravtsov

Документальный фильм, совместного производства телерадиокомпании ВВС и The Open University , попытается найти ответ, как работает разум человека, и как его можно использовать с максимальной эффективностью.

Почему один человек чувствует опасность, а другой нет? Как может опыт подсказать нам, стоит ли доверять людям? И как дети осваивают сложные движения, просто думая о них?

Ответ кроется в самой удивительной части каждого из нас, в нашем разуме. Каждую секунду бодрствования, хотя мы даже и не осознаем этого, наш разум работает, изучая окружающий мир.

Но наша способность к познанию даже больше, чем мы думаем. Изучая принципы работы разума, мы можем улучшить нашу познавательную способность и раскрыть свой истинный потенциал.

Человек добился огромных успехов в изучении своего тела.

Но разум человека до сих пор остается загадкой.

(http://gnozis.info/?q=node%2F21472 )

Посмотрел только что фильм.

Ученые подтверждают, что нет неизменяемых людей, и что каждый, если захочет, может изменяться к лучшему, контролировать свои реакции и эмоции.

Вопрос в том, что очень мало людей осознают, что характер и натура - это не вердикт, а, скорее, вызов, который стоит принять и выжать из него максимум!

Стереотип (греч. stereos + typos - "твердый" + "отпечаток") - это устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения с их внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание. Стереотипы, как некие устоявшиеся мнения, иногда несут эмоциональную заряженность. Как полезную, позитивную, так и не очень.

Существует множество стереотипов, которые живут в подсознании человека. Они проявляются в его поведении, образе жизни и часто мешают полноценно жить. С детства ребенку внушают, что можно делать, а что нельзя. Каким он должен быть, как себя вести. Традиционные роли, навязанные общественным мнением, в дальнейшем трансформируются в самые разные стереотипы.

С момента рождения ребенку навязывается определенный тип поведения. Мальчики должны играть с солдатиками и машинками, девочки - с куклами. И никто не предоставляет им свободу выбора в плане игрушек. То же самое происходит и во взрослой жизни. Только вот количество стереотипов увеличивается. Желание соответствовать общественным предписаниям часто идет вразрез с истинными намерениями человека и порождает в нем различные негативные производные: тревогу, страх, гнев, агрессию. Чтобы культивировать в себе позитив, необходимо ломать устоявшиеся мнения и ярлыки. Особенность стереотипов такова, что они очень прочно проникают в сознание человека и от них трудно избавиться. Это барьеры на пути к счастью, барьеры, которые надо преодолеть.

Как складываются стереотипы? Они формируются в основном стихийно, с самого раннего детства. Общаясь с людьми, ребенок усваивает нормы и правила мышления. Подобно тому, как человек учится говорить в контактах с другими людьми, он также учится и мыслить. Люди воспитываются в определенных политических, нравственных, эстетических сферах жизнедеятельности общества, формирующих их взгляды и убеждения. Точно также они воспитываются и в интеллектуальной, мыслительной сфере определенной социальной группы или общественной среды. Под влиянием такой среды в первую очередь складываются навыки человеческого мышления. Начальной, исходной сферой (духовным первоначалом) для ребенка является семья.

С семьи ребенок "фотографирует" готовые формы и способы размышлений, которые в общении с ним представляют ему его родные . На данной стадии идет именно "фотографирование" этих форм и способов мышления без их критического осознания. Ребенок, как губка, впитывает все в себя. Эти формы и способы рассуждений попадают в его подсознание и оседают в нем в виде готовых стереотипов мышления. Осевшие в подсознании формы и способы мышления могут быть как логически правильными (отвечающими требованиям законов мышления), так и логически неправильными (сложившиеся с нарушением этих законов). Если логическая культура мышления родных высокая, то формы и способы мышления ребенка максимально логически правильные. Если культура низкая, то во многом малыш усваивает логически неправильные способы. И, соответственно, стереотипы мышления являются такими же. Давайте "пробежимся" по основным индивидуальным и общественным стереотипам

Стереотип №1
"Дети должны оправдывать ожидания родителей"
Начиная с первых месяцев жизни, ребенок осознает себя через отношения с родителями. Эта духовная связь продолжается на протяжении всей жизни. Родитель выступает для ребенка носителем устоявшихся стереотипов, общественных норм и правил. Кроме того, он проецирует будущее маленького человечка, который открыт для всякого рода влияний. Процесс воздействия родителей происходит непрерывно и формирует у малыша его собственную картину мира. Именно от мамы и папы, бабушки и дедушки дети получают информацию о своей внешности, способностях и талантах. Через призму этих оценок ребенок узнает о том, какое поведение желательно, а какое нет.

Сценарий А - ожидания завышены

Родители хорошо знают, чего они хотят от ребенка, и всеми силами стремятся этого добиться. Они постоянно ставят перед ним задачи, с которыми малыш просто обязан справляться. Если он не справляется, то неминуемо сталкивается с недовольством родителей. Данная ситуация держит ребенка в постоянном напряженном ожидании: сумел он угодить родителям или нет. В дальнейшей жизни он будет все время стремиться быть первым, добиваться высоких результатов любой ценой, а любая неудача приведет, как минимум, к фрустрации (провалу).

Сценарий Б - ожидания занижены

В детстве такой ребенок постоянно слышит от родителей: "ты не сможешь", "ты не сумеешь", "у тебя не получится так, как у..." В итоге он перестает стремиться к своим целям и не пытается добиться даже весьма достижимых результатов. Привычка перекладывать ответственность на других людей укоренится настолько, что человек будет следовать этому принципу всегда.

Как разрушить стереотип?

Родителям следует воспринимать своих детей не в качестве носителей каких-то талантов, а принимать такими, какие они есть. Трезво оценивать их силы и возможности, не оказывать давления, но быть готовыми всегда прийти на помощь и дать совет.

Каждый человек в той или иной степени подвержен влиянию семейных стереотипов. Если программа поведения, навязанная родителями, не подходит для решения различных жизненных ситуаций, необходимо попытаться изменить свои изначальные установки. Не подстраиваться под мнения окружающих, а обрести собственную, цельную картину мира.

И напоследок приведем слова создателя гештальттерапии Фредерика Перлза:
"Я делаю свое. А ты делаешь свое. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. А ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим. Ты это ты, а я это я. И если нам случится найти друг друга, это прекрасно. Если нет, то этому нельзя помочь".

Так и ребенок: никому ничего не должен и не обязан соответствовать маминым и папиным ожиданиям. Родителям необходимо направить силы на то, чтобы развивать заложенные природой способности, а не лепить из ребенка то, что им хотелось бы видеть. Дети - это главное, что дается в жизни. Это маленькие личности, они ценны сами по себе, независимо от родительских установок…

Стереотип № 2
"Воспитывать ребенка должна школа"

У большинства родителей на сегодняшний день сложился некий стереотип в восприятии школы. Отдавая ребенка в образовательное учреждение, многие мамы и папы снимают с себя ответственность за его воспитание. А частная школа зачастую еще больше усиливает данный стереотип: я плачу, значит все мне должны.

Так какую лепту вносит школа в процесс становления ребенка?
Ее задача - оказание помощи в воспитании и формировании личности ребенка, а не принятие на себя всех образовательных и воспитательных функций!

Школьная система в целом существует на основе стандартов и стереотипов. Демократические и альтернативные модели встречаются намного реже. Ребенок встраивается в устоявшиеся рамки школьной жизни и пытается "найти себя" на протяжении десяти лет обучения.

Как разрушить стереотип?

Пересмотреть свою родительскую позицию и принять на себя ответственность за рожденного ребенка. Принимая любое решение (устройство в садик, поиск няни, а затем подбор школы) родители обязаны прогнозировать и корректировать свои планы с реальностью.

А самое главное их жизненное предназначение - учиться воспитывать своих детей всю жизнь! Ведь дети и их воспитание требуют каждодневной самоотдачи, теплоты, заботы и любви. Что дадите, то и получите взамен, так постарайтесь дать им как можно больше!

Стереотип № 3
"Женщина должна выйти замуж"

Эта традиционная установка навязывается обществом с самого детства. Принято считать, что мужчина - это добытчик, а женщина - хранительница очага. Эти гендерные стереотипы действуют в качестве социальных норм.

Гендерные стереотипы - это устойчивые для данного общества в данный исторический период представления о различиях между мужчинами и женщинами, стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям "мужское" и "женское".

Однако с течением времени роли, уходящие корнями в далекое прошлое, перераспределились. Современная женщина способна совмещать несколько функций, а не только отвечать за домашнее хозяйство. Или даже полностью отказаться от семейной составляющей, что сделать крайне сложно, не вызвав общественного порицания. А вот женщина, априори ориентированная только на семью, может оказаться плохо подготовленной к другим социальным ролям, которые вполне вероятно будут в ее жизни.

В нашей стране женщина, не создавшая семью, многими воспринимается как неудачница. В итоге, боясь общественного осуждения, девушки выходят замуж просто потому, что "так нужно" и любыми способами пытаются сохранить семью, даже в ущерб собственным интересам и жизненным ценностям.

Происходит ломка той картины мира, которую женщина создала для себя под влиянием различных мнений как из семьи, так и извне. Штамп "женщина должна иметь семью" делает ее несчастной и неудовлетворенной, а все потому, что она не сама пришла к тому, что для нее важно, а поддалась тем условиям, которые диктует общество. Но ведь каждый человек индивидуален. Что хорошо одному, то не подходит другому. Кроме того, сама инфраструктура семьи в процессе развития человеческой цивилизации претерпевает значительные изменения, под которые также надо суметь подстроиться..

Как разрушить стереотип?

Женщина стала намного сильнее и по своим возможностям практически сравнялась с мужчиной, а где-то даже превзошла его. Отсюда перераспределение ролей, отбрасывание тех функций, навязанных устоявшимся общественным мнением, которые женщина не хочет принимать на себя. Ей важно то, к чему стремится душа и сердце и не всегда этим стремлением является семья. Если она заинтересована в семье, то обязательно ее создаст. А если нет?! Почему несемейный человек сразу обрастает ярлыками "одинокий", "неудачник" и пр.? А если он блестящий специалист, талантливый руководитель, умеет классно чинить машины, отличный человек.

Важно принять жизнь другого такой, какая она есть, не осуждать, не навязывать свою точку зрения, не культивировать в себе общественное глупое мнение. Пусть каждый человек решает, пускать кого-то в свою жизнь или нет, пусть выстраивает свой, единственно правильный вариант жизни. ...Чем выше потребность в общественном одобрении, тем больше зависимость от него. И неизвестно куда выведет эта "слепая" зависимость...

Конечно, "жить в обществе и быть свободным от него нельзя", но только мы решаем, принимать манипуляции извне, следовать им или нет? Ограничивать себя в чем-то, позволять брать бразды правления своей жизнью другим людям или нет? Выбор есть всегда. И он - за вами.

Итак: стереотипы бывают этнические, ролевые, половые, возрастные, статусные и т. д. По содержанию они делятся на две категории: стереотипы, характеризующие людей как членов определенных национальных и политических групп, и стереотипы, характеризующие личностные особенности людей по их поведению, физическим качествам, оформлению внешности и т. д. Сегодня мы продолжим перечень наиболее распространенных стереотипов, а также "методы борьбы" с ними.

"Твердый отпечаток"

Термин "социальный стереотип" (от греч. stereos - твердый + typos - отпечаток) впервые введен американским журналистом Уолтером Липпманом. В концепции Липпмана можно выделить два вида знаний, на которые человек опирается при познании любых явлений социальной жизни. Прежде всего, это информация, которую он приобретает в ходе собственной жизни. Но эта информация дает далеко не полное представление о мире, "поскольку окружающая действительность слишком велика, слишком сложна и изменчива", а возможности личного опыта ограничены. Полученные пробелы в знаниях человек заполняет информацией, черпаемой из различных источников человеческой культуры. Но и этот вид знаний не совершенен - он часто дает искаженное представление о мире. Несмотря на это, такие представления имеют большую устойчивость и используются людьми в качестве "кодов" (критериев оценки) явлений, фактов и событий окружающей действительности. Такие ригидные коды-знания, усваиваемые в готовом виде, Уолтер Липпман назвал стереотипами.
Но сегодня вопреки теории мы предлагаем вам разрушать самые известные из них!

Стереотип № 4
"Внешность важнее внутреннего содержания"

Один из самых распространенных стереотипов - восприятие другого человека по определенным признакам: очкарик - умный, блондинка - глупая, рыжий - бесстыжий, тонкогубый или худой - злой, полный - добряк и т.д. Эти общепринятые мнения о внешности людей "работают", как правило, при первой встрече.

Примером стереотипа внешности, действующего в основном на бессознательном уровне, служит стереотип "красивый - значит, хороший, положительный". Привлекательным людям приписываются положительные личностные качества, а менее привлекательным - отрицательные.

Как разрушить стереотип?

Учиться узнавать другого человека и принимать его жизненную позицию. Это означает - искать ту самую "изюминку": разговаривать с ним, понимать и принимать то, с чем не согласны. Природная внешность - это еще далеко не все. Гораздо важнее внутреннее содержание, таинственное обаяние, наличие чувства юмора.

Искренность, открытость, чистота, честность стоят намного дороже, чем кудри или пухлые губы...

Мировой истории известны факты, когда люди, не обладающие красотой или внешними выдающимися данными, заслужили всемирное признание.

Стереотип № 5
"Красота требует жертв..."

Этот стереотип закрепился еще в конце прошлого столетия. В начале нового века критерии красоты существенно изменились. И, тем не менее, сотни тысяч женщин и мужчин не перестают глотать пачками подозрительные таблетки для похудания и истязать себя сомнительными диетами, испытывать новомодные практики пластической хирургии, отдавая глупую и своеобразную дань обществу и пресловутому штампу 90-60-90.

Как разрушить стереотип?

"Глянцевые красавцы и красотки" - это всего лишь индустрия моды, бизнес, поставленный на широкие рельсы, где всеобщее признание и подражание заменяется суррогатом красоты. Культура красоты не требует жертв. Культура красоты - это вовсе не модные сейчас голодания, дорогая косметическая продукция или пластические операции, требующие жертв в прямом и переносном смысле. Культура красоты - это мировоззрение самодостаточного и довольного жизнью человека, находящего радость в собственном существовании!

Стереотип № 6
"Мужчина - сила, женщина - слабость"

Испокон веков бытует мнение, что мужчина - это сила и геройство, женщина - слабость и покорность. Возможно, в прошлые столетия об этом было уместно думать и говорить, но не сейчас...

Как разрушить стереотип?

Увы, роли в обществе давно перераспределились. Сегодня, чтобы добиться успеха в сложившейся конкурирующей среде, женщина постоянно должна демонстрировать качества, свойственные мужчинам. И если у мужчины такие качества, как жесткость, принципиальность, напористость, амбициозность являются "здоровыми", то в случае с женщиной они оцениваются со знаком "минус". И все же, если эти качества у женщины превалируют, она получает в лучшем случае штамп "стерва", в худшем - "синий чулок". Отсюда бытует мнение, что, удерживая позицию "железной леди", сильная женщина просто не имеет право на ошибку. Иначе она рискует быть свергнутой. "Порой стоит признаться в собственной слабости и тем самым обезоружить партнера, - раскрыла нам особый секрет Марина Сергеевна - руководитель со стажем и просто очаровательная женщина. - Порой стоит повести себя так, чтобы партнеру было неудобно отказаться от заданного предприятия". И еще... мужчина и женщина созданы друг для друга. И у женщины особая роль - роль хранительницы, которая позволяет украсить собой окружающий мир.

Стереотип № 7
"Отсутствие автомобиля у мужчины"

"Я знаю одного мужчину, достаточно интересного, видного, успешного, но не имеющего автомобиля, - призналась нам тридцатипятилетняя Марина Петровна. - На мой взгляд - это странно. В народе даже бытует мнение, если у мужчины нет машины, значит он в лучшем случае несостоятельный, в худшем - неудачник".

Как разрушить стереотип?

"...И я однажды поинтересовалась у своего знакомого, почему он не имеет собственного авто, - продолжила Марина Петровна. - Представьте, он с чувством собственного достоинства ответил мне: "Иметь автомобиль - для меня обременительное занятие. Его содержание, уход, да и сама езда, тем более в условиях сегодняшних пробок, отрывает у меня слишком много драгоценного времени и сил, которое я с удовольствием трачу на семью и досуг. В принципе нет ничего страшного и странного, в том, что я езжу на работу на автобусе, а на дачу или рыбалку на электричке".

Стереотип № 8
"Женщина должна..."

Устойчивый и самый "убийственный" стереотип для многих женщин - женщина должна выйти замуж до 25 -28 лет, иначе она останется "старой девой". И далее: Женщина как профессионал всегда хуже мужчины. Женщина должна родить ребенка, потому что рожать - ее главная функция. Женщина + авто + техника - несовместимы. Место женщины на кухне.

Как разрушить стереотип?

Начнем с того, что никому ничего современная женщина не должна! Сегодня женщина стала не просто независимой. Она успешно делает карьеру, занимается политикой и бизнесом. И при всем этом часто остается желанной женой или подругой; любящей и любимой мамой или бабушкой. К сожалению (или к счастью), время кисейных барышень ушло в прошлое.

Еще один распространенный стереотип: что женщины глупее мужчин. Кстати, известен такой факт, что самый высокий IQ мира продемонстрировала представительница прекрасного пола, и он составил 228…

Стереотип № 9
"Мужчины не плачут"

"Печаль, не высказанная в слезах, заставляет плакать нутро", - сказал кто-то из великих. Должен ли мужчина плакать, имеет ли он на это право? Человечество давно решило, что это удел женщин. Не мы ли говорим своим маленьким сыновьям: "Ну что ты ревешь, как девчонка? Не плачь, ты же мужчина!"

Как разрушить стереотип?

Просто заплакать. Природа одарила человека уникальной возможностью через слезы и плачь "вытеснять" из души "ненужный хлам", то есть боль, обиду, горе. Тем самым, очищая организм от вредных психологических воздействий, которые в противном случае целенаправленно действуют на соматику. Отсюда: гастриты, язвы, инфаркты и многие другие заболевания. Кроме этого, вместо того чтобы просто поплакать на "родном плече", мужчина начинает искать утешение в алкоголе. Поэтому мудрые женщины, "разрешая" мужчине плакать, признают в них настоящую мужественность!

Стереотип № 10
Матери-одиночки - несчастны

Этот миф давно развенчан, но, к сожалению, до сих пор имеет свое вредное воздействие. Меняется не только мир, но и принципы семейной жизни. Если мужчина тиран, пьяница и дебошир, где по вашему будет уютней женщине и ее ребенку? Безусловно, за пределами такого брака. Именно в таком браке женщина чувствует себя более несчастной и более счастливой после развода.

Как разрушить стереотип?

В этом стереотипе общество высказывает свою позицию - ребенок должен жить в полноценной семье! Сложно с этим спорить. Любая ошибка взрослых приводит к страданиям детей. Но, если женщина решается воспитывать сама, на ее плечи взваливается двойная ответственность - быть ребенку и отцом и матерью. Легко быть слабой, несчастной, зависимой, трудно - стать сильной и независимой. "Уж лучше быть одной, чем с кем попало жить", - говорят сегодня эти женщины…

"Чтобы не бороться с ветряными мельницами, необходимо просто жить. Не оглядываться на других и не причинять людям зла. Только тогда можно что-то сломать, а затем построить...", - закончила мысль Ирина, мама, воспитывающая самостоятельно пятилетнего Антона.

Стереотип № 11
"Считается, что женщина не должна первой говорить мужчине о своих чувствах..."

Это один из устойчивых стереотипов общества, который живет в нашем подсознании. Не так уж много в мире женщин, которые могут первыми выразить свои чувства мужчине. Причина в том, что "так не принято". Хочется спросить, кем и когда?

Как разрушить стереотип?

Мне кажется, женщина не должна быть особо настойчивой, - поведал нам Роман. - По крайней мере она не должна говорить о своих чувствах напрямую. А чтобы проявить их по отношению к мужчине, у нее есть нежность и, в конце концов, хитрость! И добиваться своего следует исключительно при помощи этих качеств".

Стереотип № 12
"Интернет - не место для знакомства"

Считается, что невозможно завести приличные знакомства в интернете. Многие уверены, что это даже опасно. Устойчивый стереотип, что "нормальные" люди в интернете не знакомятся, действует сурово и монотонно. Но при этом все знают, что знакомство через интернет открывает новые перспективы и возможности.

Как разрушить стереотип?

"В прошлом году я вышла замуж за чудесного человека, с которым познакомилась через сайт знакомств, - поведала нам наша читательница Елена. - Честно скажу, к подобному виду общения я относилась весьма настороженно и скептически. Мои знакомые все как один твердили: "Лена, это же утопия!" Но, к счастью, "утопия" оказалась... моей второй половинкой, чему я безумна рада. А к осени у нас с мужем появится малыш!"

От редакции хочется добавить: в наш адрес приходят множество писем с разными историями жизни, в том числе от счастливых пар, познакомившихся в интернете.

Стереотип № 13
"Старость - это немощность"

Принято считать, что "третий возраст" может рассчитывать только на сочувствие и сострадание. Но мы совершенно забываем о том, что если "осень жизни" приносит с собой удовлетворение и чувство единства, то старость становится счастливой порой.

Как разрушить стереотип?

Дело ведь не в том, как выглядит человек, а в том, на сколько лет он себя ощущает.

Если, к примеру, ваша цель - добиться, чтобы в транспорте вам уступали место, то, возможно, и нет необходимости ломать данный стереотип. Ведь так удобно верить в слабость и немощность пожилых. И им самим, и окружающим. А вот в факты верить достаточно сложно. "Мне 84 года. Конечно, я считаю себя глубоко пожилым человеком, - рассказывает читательница Полина Федоровна, - но это только по паспорту. А вообще-то я просто живу. Я люблю жить. Люблю своих детей и внуков. Сейчас я живу на даче. У меня там грядки, парник, цветы. И за всем я ухаживаю. Живу вместе со своим дедом. Ему - 92. Еще и за ним ухаживаю (смеется). Тяжело, конечно, бывает... Но пока двигаюсь - значит живу!".

Возможно, мы затронули не все существующие стереотипы. Но, озвучив некоторые из них, мы попытались разрушить штампы, которые якобы необходимо соблюдать. Руководствуясь установленными шаблонами и клише, мы стараемся избежать ошибок. А если что-то и нарушаем, то благодаря пресловутым законам упорно себя оправдываем.

Но! - Совсем недавно неравные браки (и возрастные и социальные), а также гостевые или гражданские считались жесткими "табу". Или раздельные кошельки... Или то, что муж должен зарабатывать больше жены... Сегодня эти общественные феномены перешли в разряд лояльных. Среди нас все больше "нарушителей" стереотипов. И хотя они вызывают смешанные чувства у большинства, они как разведчики прокладывают новые дороги в сознании, тем самым доказывая, что в этом мире все возможно...

"Пустой стул"
Каждый стереотип требует тщательной проработки. Есть замечательная методика под названием: "пустой стул", имеющая двойной эффект. Проговаривая несказанные слова "пустому стулу", вы тем самым, освобождаетесь от напряжения. Эффект первый: происходит внешняя разрядка. Расслабляются мышцы, становясь эластичными, разглаживаются морщины, а тело становится гибким. Эффект второй: происходит внутренняя разрядка. Внутренне вы перестаете бояться нарушить правила, которые упорно "навешивает" вам общество, тем самым, обретая свободу. Вы начинаете делать то, что считаете важным и нужным. Как результат, в вашем окружении появятся люди, которые будут разделять и уважать ваши ценности и взгляды, несмотря на общественное мнение.

У каждого из нас есть своя "клетка условностей" с множеством правил и странных ритуалов. Наверное, это и есть жизнь в ее многообразии... Но, если вдруг вы почувствуете, что все это мешает вам быть счастливыми, смело ломайте, крушите, боритесь за свою свободу! Однажды, разрушив стереотипы, мы окажемся в очень странном мире, где есть место таланту, интересным встречам, неординарным поступкам, которые из-за стереотипного мышления не поддерживаются социумом.

Наверное, прежде всего, стоит научиться слушать себя и свое сердце, а не других людей и... просто стать счастливыми.

Не ломайте голову, ломайте стереотипы. И будьте счастливы!

Говоря на тему сложенных обществом шаблонов, нередко возникает необходимость преодолеть существующие рамки, но как избавиться от стереотипов и комплексов, если их роль в современном мире приобретает обременяющий характер?

Стереотип – это…

Большинству людей установленные границы мешают жить счастливой полноценной жизнью. С уверенностью можно сказать, что вредным сдерживающим фактором проявления индивидуальности служит именно стереотипность мышления.

Восприятие абсолютно любой информации и соответствующее поведение являются следствием сознательных умственных процессов.

Попытаться разобраться в том, что же такое стереотип, можно, обозначив данное понятие устоявшейся моделью поступков в определенных случаях. Опыт участия в подобных ситуациях или модель поведения другого человека, обладающего определенным авторитетом, зачастую служит примером для автоматического применения при схожих обстоятельствах. Выходит, что мысля стереотипами, человек лишен практически всего: новых возможностей, ощущений, впечатлений, интересов и перспектив. Он застывает в безостановочном цикличном круговороте ответов и реакций.

Нет ничего удивительного в том, что шаблоны мышления не позволяют пройти очередной этап самосовершенствования. Для победы над врагом в лице множественных стереотипов, необходимо с точностью обнаружить его и определить, к какой категории относится именно этот. Большинство человеческих комплексов, вызванных шаблонностью мышления, психологи объединили в несколько основных групп.

Виды шаблонов мыслительных процессов

К первой группе определи людей, для которых вся жизнь и события в ней окрашены лишь белый и черный цвета. Обладатели полярного мышления видят перед собой либо только хорошее, либо только плохое. Все, что существует, происходит и развивается, есть само по себе, независимо от ярлыков и стереотипов, которые на него повесили. Мир полон ярких оттенков. Такой весьма скудный набор для оценивания происходящего чреват не самыми приятными последствиями. Люди, устанавливающие себе такие строгие рамки, не способны объективно воспринимать информацию, ход событий. Зачастую и адекватной реакции от них ждать не приходится, поэтому им свойственно принимать ошибочные решения и занижать собственную самооценку.

Например, если такой человек однажды потерпел неудачу, в следующий раз в подобной ситуации он уже будет настроен только на негативный результат. Прибегая к излишнему обобщению постоянно, оно становится частью мировоззрения самой личности.
Таким образом, закрыв перед самим собой все двери, человек начинает терять самообладание и уважение к себе.

Депрессия – довольно часто встречаемый результат негибкой формы мышления.

Вторая категория включает в себя такой вид восприятия, когда человек предпочитает концентрировать внимание только на тех вещах, поступках, ситуациях, которые имеют для него высокую степень важности, причем данная градация избирается в индивидуальном порядке.

При избирательном мышлении другие аспекты, уступающие уровнем значимости в его восприятии, будут отброшены. Таким образом, формируются наиболее категоричные стереотипы, обладатели которых попросту не способны воспринимать посторонние мнения, хотя бы немного отличающиеся от личных. При этом собственное мировоззрение приобретает черты своеобразного фанатизма. Человек, преданный своей догме, посвящен полностью ей одной и не обладает желанием покорения других целей.

Следующей, третьей разновидностью шаблонов можно назвать «придуманные ожидания». Все люди чего-то ждут от происходящих событий, от окружающих людей и от общества в целом. Оценив субъективно что-либо, иногда человек начинает придавать этому чрезмерное значение. Сначала зародив в самом себе надежду, из-за такого типа мышления приходится нередко разочаровываться.

Появление необоснованных обид и фрустраций зачастую служат препятствиями в процессе выстраивания личных отношений. Мысленно составив план действий партнера (без его участия) и рассчитывая, что он поступит только так и не иначе, человек с таким восприятием испытает массу негативных эмоций от неполучения запланированного результата. Следствием этого становятся попытки одного участника отношений изменить другого, переделав его «под себя». Далее в таком союзе становятся регулярными ссоры и вполне вероятен разрыв.

Данную группу стереотипного мышления, порождающего множество необоснованных комплексов, представляется возможным разделить на два подвида. Первый основан на уже имеющемся опыте, второй – базируется на фантазии и уверенности в удаче.

Методы борьбы с комплексами и необъективным восприятием

Техника разрыва шаблонов и стереотипов – единственный способ, применяя который есть шансы избавиться от собственных границ. Несколько методов, изложенных ниже, универсальны и просты, помогут справиться с проблемой стереотипного мышления каждому, кто этого действительно желает.

Трудности полярного восприятия можно побороть с помощью метода, который заключается в частом сравнении. Между возникнувшей весьма сложной ситуацией и существующей, имевшей уже место быть однажды и принесшей в жизнь негативный опыт. Поскольку люди с таким восприятием ставят перед собой практически недостижимые цели и выдвигают к себе завышенные требования, побороть данный стереотип будет непросто.

Примерять на себя маску ребенка и попробовать ощутить детское восприятие несложно, однако это действенный метод, помогающий справиться с чрезмерными ожиданиями и жесткой категоричностью. Ведь только дети способны искренне принимать происходящее и людей такими, какими они являются на самом деле. Следует просто стать более открытым для людей и делать выводы о них только после общения.

Воспринимать кого-то через призму собственных представлений, зачастую необъективных, как минимум, несправедливо по отношению к личности. Разрушить стереотип необоснованных ожиданий возможно, но для этого потребуются усилия в работе над собой.

Чтобы реализовать на практике «детский» метод, необходимо каждый раз задавать себе вопросы: «Почему я считаю, что должно быть именно так?», «Всё ли я делаю для того, чтобы люди понимали, чего я от них жду?», «Не препятствую ли я им в выполнении моих же ожиданий?».

Выбирайте свой метод и боритесь со стереотипами!

Стереотипное мышление — это образ мыслей, который внедрен в сознание человека обществом, средствами массовой информации, окружением. Другими словами, это те мысли, которые присущи многим людям, они появляются в голове каждого человека, когда тот попадает в такую же ситуацию, что и другие люди.

Примеры стереотипного мышления

Примером стереотипного мышления может быть следующее: «Все мужики козлы», «Место женщины на кухне», «Все богатые люди воруют», «Ребенок должен слушаться родителей», «Женщина обязательно должна быть красивой», «Мужчина должен зарабатывать больше женщины» и т.д. Когда идет обобщение и долженствование независимо от того, какими чертами характера человек обладает, какие его желания, как он видит жизнь, в каких условиях живет и т.д., это является показателем стереотипности. Так поступает общество: оно в любом человеке видит робота, который похож на других людей, а также заставляет жить всех одинаковым образом.

Вред стереотипов

Несомненно, от стереотипного мышления человек получает колоссальный вред. Как оно вредит каждому отдельному человеку?

Стереотипное мышление приводит к потере индивидуальности

Не учитываются его индивидуальные особенности, условия жизни и желания. Его видят таким, какими видят других людей, без каких-либо умений, индивидуальных наклонностей, способностей и пр.

Стереотипное мышление понижает самооценку человека

Поскольку человек постепенно привыкает к тому, что он не подходит под идеальный образ человека, каким его хочет видеть общество, со временем у него развивается , неуверенность в своих силах, комплексы и заниженная или неоправданно завышенная самооценка. Человек не принимает себя таким, каков он есть, потому что видит, что люди недовольны им, потому что он не соответствует их ожиданиям. Человек хочет всем нравиться, но понимает, что он не является тем идеалом, который хочет в нем видеть общество. Вот почему он со временем теряет веру в себя, любовь, нарабатывает в себе различные комплексы (нос кривой, бедный, потому что денег мало, неудачник, потому что нет любимого человека, и т.д.).

Проще говоря, человек хочет перестать быть самим собой, потому что общество не хочет замечать и поощрять его индивидуальность. Из-за этого человек начинает жить так, как того от него ожидают окружающие люди, начиная прислушиваться только к их мнению по поводу того, в чем он еще не достиг своего совершенства.

Стереотипное мышление приводит к страху

Стереотипное мышление приводит к страху, когда человек боится сказать правду, потому что общество не поймет его. Когда от вас ожидают одного, а вы понимаете, что хотите другого, у вас возникает страх высказать свое мнение. Почему? Потому что вы хотите быть хорошими, привлекательными, правильными, а если вы скажете то, чего хотите на самом деле, и это не будет соответствовать тому, чего от вас требует общество, то вы можете потерять добродушное расположение к себе. Вы выбираете молчать и не демонстрировать своих истинных желаний, чтобы только сохранить к себе хорошее отношение.

Например, девушка не хочет выходить замуж, но боится сказать об этом, поскольку общество не понимает, как это красивая дама может не хотеть быть замужней.

Как избавиться от стереотипов

«Необходимо заменить привычное отношение к проблеме на прямо противоположное, и она либо сама ликвидируется, либо решится быстро и легко. Вопреки сложившимся стереотипам и привычкам, встречайте любую проблему не как препятствие, которое нужно преодолеть, а как отрезок пути, который надо пройти. Не оставляйте в себе места проблеме. Будьте по отношению к ней пустым». Вадим Зеланд

1. хорошо помогает «отключить» свой разум и включить наблюдателя. Она помогает проверять себя на процесс возникновения шаблонных мыслей на ту или иную ситуацию.

2. Необходимо научиться контролировать свои мысли. Это самый эффективный способ избавиться от стереотипов в своей голове. Поначалу это будет сделать сложно, так как вы будете забывать о данной практике, и вас снова унесет поток размышлений. Вам следует «включать» наблюдателя и смотреть на все происходящее как бы со стороны — вы являетесь зрителем «сценки». Когда вы научитесь этому, вам начнет нравится, так как вы будете видеть как необдуманные эмоции управляют людьми. Осознанность позволяет найти несколько путей решения задач.

3. Задавайте себе вопросы. Этот способ пересекается со вторым, потому что надо (опять же!) включать осознанность и наблюдателя. Спрашивайте себя: «Почему я поступаю так, а не иначе?», «Почему я нервничаю, почему меня это задевает?», «Почему я должен это делать, и должен ли вообще?» и т.д. Они помогут вам не действовать и реагировать «автоматом».

Как видно, стереотипное мышление наносит большой вред каждому отдельному человеку. Ведь все люди в большей или меньшей степени подвержены тем мыслям, которыми руководствуется общество. И редко кто из людей готов выделяться из толпы своим неординарным мышлением, образом жизни или отстаиванием своих желаний. Поэтому многие продолжают жить стереотипно, так, как того хочет общество, при этом полностью отказывая себе в том, что не соответствует общественным стереотипам. Но избавиться от такой вредной «привычки» можно, главное включить осознанность и наблюдателя.

О стереотипах и рабском мышлении

Похожие публикации