Пенсионная реформа – аргументы за и против.

Это будет экономическая катастрофа

Вчера впервые официально правительство на своем заседании обсудило проблему повышения пенсионного возраста. До выборов тема поднималась не раз, но президент и правительство всегда говорили «не время», «не стоит спешить», «аккуратно» и т. п. Впрочем, как «официально»? Правительства-то еще нет…

Но тут вдруг как с цепи сорвались - торопятся, бояться не успеть. Медведев прямо в своей первой речи в качестве выдвинутого кандидата в премьер-министры обещает в кратчайший срок внести пенсионную реформу в Думу. А теперь торопится сделать текст, хотя правительство еще не назначено, министров нет, какое уж обсуждение столь важной и касающейся каждого в нашей стране проблемы… В пятницу, завтра президент грозится утвердить состав кабинета министров, но они собрались за день до этого. Прямо заговорщики какие-то!

Почему неспешность сменилась почти лихорадочной спешкой?

Очень правительство хочет успеть принять закон еще на весенней сессии - до конца июля 2018 и ввести его в действие в 2019, чтобы в бюджет-2019 уже заложить полученную экономию.

В этом весь смысл нового медведевского пенсионного закона - отнять у людей деньги. У тех кому исполняется/исполнится 60 ⁄ 55 лет (мужчины/женщины). Отнять их пенсию. Задержать ее выплаты на время, в перспективе - на 5 лет.

Возражения есть:

- Моральн ые: после 4 лет падения реальных доходов населения у людей вновь отбирают деньги.

- Демографическ ие: срок жизни мужчины в стране - 66,5 года. Он будет 40 лет работать на пенсию и получать ее 18 месяцев. Продолжительность здоровой жизни в стране - 63,5 года (данные ВОЗ, причем это средние данные, для мужчин - явно намного ниже), как можно повышать пенсионный возраст до 65? Какая уж тут демографическая необходимость? Чистое жульничество.

- Этическ ие: важнейший закон, касающийся всех и каждого правительство хочет протащить по ускоренной процедуре, без особых обсуждений,

Но остановимся на макроэкономике .

Повышение возраста выхода на пенсию - это даже не ошибка, это катастрофа. Они там, в правительстве, не понимают, что отнимая у людей деньги они тормозят потребительский спрос в стране, а значит тормозят экономический рост. Рубят сук, на котором сидят. И так нет роста, они наносят по нему еще один удар.

При спаде никаких пенсионных проблем решить нельзя даже за счет повышения возраста выхода не пенсию. Только при росте. Реальный (а не приписанный Росстатом, как сейчас) рост ВВП хотя бы на 1,5-2% в год с запасом перекроет все возможные негативные демографические тренды. А уж рост на 4% (как обещано - выше среднемирового) вообще позволяет забыть о них раз и навсегда и больше не возвращаться к этой проблеме лет еще этак 20.

Когда вы слышите, что повышение пенсионного возраста неизбежно - вас обманывают, когда начинают приводить демографические аргументы - они жульничают. Типичный прием иллюзиониста: отвлекают ваше внимание разговорами о демографии, а сами другой рукой вынимают из вашего кармана деньги. Следите за руками!

Лукавство демографических аргументов за повышение пенсионного возраста

Демографический аргумент 1

Повысилась продолжительность жизни - надо повышать и пенсионный возраст.

В чем лукавство?

Продолжительность жизни в 2017 году по Росстату составила 72,7 года. Это всего на 3 года выше, чем в середине 60-х годов - более полувека назад (данные Росстата). Тогда никто не ставил вопроса о повышении пенсионного возраста… И тогда СССР входил в 5-ку стран с самой высокой продолжительностью жизни. Сейчас - Россия еле-еле попадает в сотню. Мир за эти полвека ушел далеко вперед, а мы только-только выкарабкались из ямы.

Повышение продолжительности жизни произошло не за счет роста реального срока дожития стариков, а за счет сокращения младенческой смертности. Младенческой, а не старческой. С ростом продолжительности жизни старики на пенсии не стали жить намного дольше, как может подумать неискушенный читатель.

Демографический аргумент 2

Происходит старение населения. На 1 работающего слишком много стариков, он не вытянет такой ноши.

В чем лукавство?

1. Никаких радикальных изменений тут не ожидается.
По среднему прогнозу Росстата в 2018 году на 100 работающих приходится 79 неработающих (46 стариков и 33 ребенка). Через 20 лет, в 2036, демнагрузка вырастет до 85 неработающих (т. е. всего на 8% за 18 лет!). Число стариков вырастет на 22% - до 55, зато число детей сократится на 12% - до 29. Если никаких резких изменений тут не ожидается, то зачем нужны резкие изменения в пенсионном законодательстве?

2. Считать надо не возраста, а фактически работающее и неработающее население.
И тогда мы увидим поразительную картину: демографическое сокращение людей в рабочих возрастах в России с лихвой перекрывается ростом числа работающих пенсионеров. Так было все нулевые и десятые годы. Число работников вопреки демографии не падает. Проблемы просто нет. Она - высосана из пальца.

Еще раз: все рассуждения о том, что повышение пенсионного возраста неизбежность, - это вранье. Демографические аргументы не выдерживают критики ни с какой стороны. Это решение - всего лишь еще одна возможность для правительства залезть к нам в карман и не платить нам пенсии.

Детали новой пенсионной реформы

Возраст выхода не пенсию:

Сейчас 60 ⁄ 55 лет (мужчины/женщины)
Минфин : 65 ⁄ 63
Минтруд : 65 ⁄ 60

Кстати, вот отношение людей к этой идее: Опрос HeadHunter, опубликованный неделю назад:

6% согласны повысить (в основном 63/60),
53% - не менять,
35% - понизить (54/50).

За снижение возраста высказались вовсе не те, кому скоро получать пенсию, а молодые (18-25 лет). 51% их так считают. Не потому что хотят поскорее на пенсию, а потому, что старшие поколения занимают трудовые места, в т.ч. высокооплачиваемые. А из старшего поколения, которое уже подумывает о пенсии (старше 45 лет), за снижение возраста высказалось только 17%, а 71% - за то, чтобы оставить все без изменений.

Понятно, как к этой идее относятся люди. И почему Медведев стал таким решительным только после выборов. Ему нет дела до 147 млн человек, живущих в стране, у него только 1 избиратель. Который, очевидно, и поручил ему провернуть эту грязную работенку. Вопреки очевидному мнению людей. Именно сейчас - в надежде, что до следующих выборов «пар» будет выпущен. Нет! Путин и Медведев навсегда останутся людьми, которые отобрали у людей пенсии.

Скорость повышения пенсионного возраста:

минфин : на год каждые полгода - формула: 1/0,5
минтруд : на год каждый год - 1 ⁄ 1
Матвиенко (глава СовФеда): на полгода каждый год - 0,5/1

Ну, вы понимаете, что между вариантами минфина и минтруда никаких различий нет: это фактически разовое повышение возраста на 5 (8) лет. Никакой мягкости, аккуратности и т. п. Конечно, это чрезмерно жесткая позиция, она не пройдет. В нее явно заложен отступной маневр. В ходе обсуждения в Думе правительство отступит на заранее подготовленные позиции - повышение на полгода в год (уже нечаянно озвученные Матвиенко). А что? Заодно и «ЕдРо», возглавляемое Медедевым, очки наберет: ведь вот как эффективно борется за права людей…

Не забывайте, на подходе еще реформа накопительной пенсионной системы, разработанная минфином и ЦБР. Она заключается в том, что все сегодняшние отчисления на накопительную пенсию окончательно заберут в бюджет, а на новую накопительную систему введут новые начисления - поверх уже имеющихся… И как водится у наперсточников, снова отвлекут внимание от сути разговорами о «пенсионном капитале» и т. п.

Правительство после замены индексации пенсий разовой компенсацией (январь 2017) решило, что дурить пенсионеров (и работающих по поводу их пенсии) можно бесконечно и в любых масштабах и после выборов совсем потеряло всякий стыд

В последнее время участились случаи, когда человек доживает до пенсионного возраста (женщины — до 55 лет, мужчины — до 60), идёт в ПФР за пенсией, но получает отказ. «Не заработал», — говорят ему.

В 2016 г. в Саратовской области таких несостоявшихся пенсионеров оказалось 396 человек, в Иркутской области — 470, во Владимирской — 97, в Марий Эл — 44.

«Отказы в назначении пенсий всегда были, есть и будут, — прокомментировала ситуацию на местном ТВ Людмила Филиппова, заместитель управляющего ПФР по Республике Марий Эл. — Но если в прошлые годы отказы в основном были по назначению льготных досрочных пенсий, то в 2016 г. появилась иная причина. 44 человека в республике получили отказ из-за недостатка стажа или количества накопленных пенсионных баллов».

Новые правила: стаж и баллы

Новые пенсионные правила были введены с 1 января 2015 г. Если раньше, чтобы вам назначили страховую пенсию по старости (в 55 лет для женщины и в 60 лет для мужчины), надо было иметь всего 5 лет стажа, то теперь требования ужесточились. Надо соблюсти (помимо возраста) 2 условия:

1. Иметь страховой стаж (то есть тот период работы, за который работодатель отчислял за вас взносы в ПФР) не меньше 15 лет. Правда, эта норма вводится постепенно. В 2017 г. для получения страховой пенсии надо отработать 8 лет, в 2018 г. — 9, в 2019 г. — 10 и так далее. Но начиная с 2025 г. надо будет иметь стаж не меньше 15 лет!

2. Заработать не меньше 30 пенсионных баллов. Эта норма тоже вводится поэтапно. В 2017 г. надо накопить не меньше 11,4 балла, в 2018 г. — 13,8, в 2019 г. — 16,2 и т. д. Начиная с 2025 г. для получения страховой пенсии вы должны будете иметь уже не меньше 30 баллов!

Много это или мало? Легко ли заработать эти 30 баллов? И почему сотни людей в каждом регионе не смогли накопить себе на пенсию, оставшись в преклонном возрасте без средств к существованию?

Как понять, чего ждать?

Максимальная сумма, за которую вам начислят наибольшее количество баллов в 2017 г., — 60 300 руб. в месяц. Если вы можете похвастаться таким доходом (причём официальным!), значит сможете заработать в 2017 г. 8,26 балла (с 2021 г. максимум будет 10 баллов). С таким высоким заработком 30 необходимых баллов можно заработать всего за 3-4 года.

Если ваша зарплата (или официальный доход) в 2 раза скромнее, то есть примерно 30 тыс. руб., значит, и баллов будет накоплено за год в 2 раза меньше: 4. И тогда для сбора необходимых 30 баллов понадобится уже 7-8 лет.

Если же ваша зарплата на уровне МРОТ, то есть всего 7,5 тыс. руб., за год вы сможете накопить всего 1,03 балла. Получается, для получения страховой пенсии человеку с минимальным заработком надо отработать 30 лет!

Чтобы узнать количество баллов, которые вы можете заработать в этом году, воспользуйтесь формулой:

ваша зарплата (то есть весь официально полученный доход, облагаемый налогами) х 8,26 / 60300 = баллы, заработанные в этом году

Когда в СМИ стала появляться информация о том, сколько человек в том или ином регионе не получили страховую пенсию, в ПФР сделали официальное заявление: «Страховые взносы, которые платятся в Пенсионный фонд и пересчитываются в баллы, начисляются только с „белой“ зарплаты. Поэтому описанная проблема — недобор баллов — может коснуться только тех трудящихся, кто получает „серую“ зарплату. Причины подобных ситуаций нужно искать не в балльной системе, а в теневой занятости».

В первую очередь под ударом оказались люди, которые официально получают минимальный размер оплаты труда (МРОТ). У кого-то это весь доход, а кому-то ещё выдают часть заработка в конверте, но с этого «чёрного» дохода взносы в ПФР не идут, и для пенсии он не учитывается. Таких работников на МРОТ сегодня в стране 5 млн человек! Чтобы заработать страховую пенсию, им придётся вкалывать больше 30 лет.

Ещё хуже ситуация у тех, кто вообще не имеет официального дохода. «Если человек всю жизнь находится „в тени“, тогда у него действительно есть риск остаться без страховой пенсии. Страховая пенсия — это же компенсация утраченного заработка. Человек работает, за него работодатель платит вносы... А если заработка и взносов не было, то что компенсировать и за счёт чего?» — говорит Владимир Назаров, замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.

Выходит, без страховой пенсии могут остаться домохозяйки, те, кто не работает или трудится нелегально, то есть получает всю зарплату в конверте или работает на себя и не платит никаких взносов в ПФР. Кстати, таких нелегалов недавно подсчитали: их оказалось 15 млн человек. Часть из них успела раньше заработать себе на пенсию, часть — ещё успеет (если срочно найдёт работу с «белым» заработком), но некоторые из этих 15 миллионов действительно могут дожить до 55 или 60 лет и остаться без пенсии. И первые пострадавшие, как известно, уже есть. Конечно, есть шанс заработать недостающие баллы. Но для многих это, увы, нереально: работы официальной нет, работодатель-частник платит копейки и т. д. Так что проблемы массовой теневой занятости в стране действительно обходятся людям боком. Тем, кто не заработал страховую пенсию, «светит» лишь социальная, которую эксперты называют не иначе как «пособием по бедности». Дают «социалку» на 5 лет позже страховой: женщинам в 60 лет, мужчинам — в 65. И размер её значительно меньше. В этом году средняя социальная пенсия равна всего 8774 руб.

Можно ли будет выбрать — получить всё накопленное сразу или частями ежемесячно с остальной пенсией? Получат ли эту часть пенсионных отчислений наследники?
На вопросы «АиФ» ответили в Пенсионном фонде РФ.

Кому и как заплатят
Кто получит накопительную часть пенсии?

— Граждане, у которых есть средства пенсионных накоплений. Накопления по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) формируются у россиян 1967 года рождения и моложе, если, начиная с 2002 г. был период времени, когда работодатели делали за них взносы по ОПС. А также у мужчин 1953-1966 годов рождения и женщин 1957-1966 годов рождения, в пользу которых с 2002 по 2004 год работодатели уплачивали взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Это так называемые «двухпроцентники», которые в связи с изменением законодательства были исключены из обязательной накопительной системы.
При этом независимо от возраста и страхового стажа граждане самостоятельно могут отчислять взносы ещё и на добровольные пенсионные накопления. Например, делать взносы по программе государственного софинансирования пенсий или направить на будущую пенсию средства материнского капитала.

По каким правилам будет рассчитываться накопительная часть пенсии?
— Выплаты начнутся с июля 2012 года. Её можно получать либо как единовременную выплату (для тех, у кого пенсионные накопления меньше 5% от общего размера пенсии), либо в расчёте на ограниченное количество лет (срочная выплата добровольных пенсионных накоплений на срок не менее 10 лет), либо бессрочно, как часть трудовой пенсии по старости.
Её размер будет определяться путём деления общей суммы пенсионных накоплений (включая доход от инвестирования) по состоянию на день, с которого назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости, на 18 лет (216 месяцев).

Все ли при желании смогут получить имеющуюся накопительную часть пенсии единовременно, целиком?
— Нет. Это смогут сделать те, чья накопительная часть 5% и менее от размера их трудовой пенсии (страховая часть плюс накопительная). Под эту категорию подпадают «двухпроцентники» (см. выше. — Ред.). На единовременную выплату могут рассчитывать получатели социальной пенсии либо трудовой пенсии по инвалидности или по потере кормильца, у которых менее 5 лет страхового стажа, достигшие пенсионного возраста (мужчины — 60 лет и женщины — 55 лет).
Оформить срочную выплату накопительной части (в течение определённого количества лет, но не менее 10 лет) смогут только те, кто вносил добровольные взносы сверх обязательных (в т. ч. участ-ники программы софинансирования; те, кто направил на пенсию средства маткапитала). Если за вас перечисляли только обязательные взносы, накопительную часть можно будет получать только бессрочно как часть трудовой пенсии. Гражданин определит способ выплаты при назначении ему пенсии.

Что наследникам?
Накопительную часть можно будет наследовать?

— Если гражданин умер до назначения ему накопительной части пенсии в виде единовременной или бессрочной выплаты, средства пенсионных накоплений передаются в полном объёме его правопреемникам (если пенсионер умер после назначения выплат — не передаются. — Ред.). Правопреемники — те, кого гражданин заранее указал в заявлении в ПФР или НПФ (необязательно родственники), либо правопреемники по закону (1-й очереди: родители, супруг и дети; 2-й очереди: братья, сёстры, дедушки, бабушки).
Если пенсионер оформил срочную выплату накопительной части, то наследники получают весь невыплаченный остаток пенсионных накоплений и после назначения пенсии. В этом случае важно, что, если на пенсию были направлены средства маткапитала, правопреемниками являются только отец ребёнка (усыновитель) или ребёнок (дети), если нет отца.

Очень много эмоций, и очень мало фактического материала.

Попробую немного изменить соотношение эмоций и фактов в пользу фактов. Из-за его обилия разделю его на несколько частей.

Часть первая. Дырка в кармане.

Посчитаем денежки в пенсионном фонде.

Год Страховые взносы, трлн (*) Накопительные взносы Итого Выплачено пенсий Дефицит (**)
2010 1,9 0,36 2,26 3,7 1,44
2011 2,44 0,42 2,8 4,1 1,28
2012 2,56 0,44 3,0 1,5
2013 2,94 0,52 3,46 5,25 1,79
2014 3,7 0,08 3,8 5,4 1,63
2015 3,9 3,9 6,2 2,34
2016 4,1 4,1 6,4 2,3
2017 4,5 4,5 7,2 2,69

* - данные округлены

** - расчёт

Источник - пфр.

Как видим, дефицит средств для выплат пенсий - свыше трети. Покрытие этого дефицита осуществляется за счёт бюджета.

Тут возникает определённая проблема: часть выплат бюджет обязался финансировать изначально, это относится к государственным пенсионерам, социальным пенсионерам. Часть обязательств возникла по ходу дела: доплата к социальной пенсии до минимального уровня жизни , компенсации выпадающих доходов ПФР из-за изменений законодательства. кроме того, ПФР платит деньги не только пенсионерам.

Вот так выглядит разблюдовка за один из годов:

В 2016 году средства федерального бюджета, переданные бюджету ПФР на перечисленные направления, увеличились на 41,6 млрд рублей и составили 1 272 млрд рублей (37,9% всего трансферта).

Наибольшая часть средств была выделена на выплату пенсий по государственному обеспечению (393,6 млрд рублей), ежемесячную денежную выплату (356,7 млрд рублей), предоставление материнского капитала (346,9 млрд рублей).

Средства федерального бюджета так же направлялись на повышение страховых пенсий, что включает в себя валоризацию пенсий по старости и индексацию стоимости пенсионного балла и фиксированной выплаты, а также на финансирование льгот, предоставляемых государством ряду категорий граждан и страхователей по обязательному пенсионному страхованию.

К таким льготам, в частности, относятся досрочный выход на пенсию и включение в стаж социально значимых периодов жизни. Для организаций и предпринимателей льготы предусматривают пониженные тарифы по уплате страховых взносов, в связи с чем средства федерального бюджета направляются на обеспечение выпадающих доходов Пенсионного фонда .

Всего на финансирование указанных направлений из федерального бюджета было выделено 2 069,6 млрд рублей (61,7% всего трансферта). Наибольший объем средств поступил на валоризацию страховых пенсий (676,9 млрд рублей), компенсацию пониженных тарифов страховых взносов (392 млрд рублей), выплату пенсий, назначенных досрочно (307 млрд рублей), индексацию стоимости пенсионного балла (225,5 млрд рублей).

В целом размер переданных Пенсионному фонду средств из федерального бюджета составил в 2016 году 3 355,3 млрд рублей, или 44% всех доходов Фонда.

Свести всю эту важную, но разнородную информацию воедино не представляется возможным.

Поэтому я предлагаю взглянуть на вопрос трансферов с точки зрения правительства, где ПФР представляется единым получателем:

Год Трансфер в ПФР, млрд Из него на мат.капитал Всего расходов фед.бюджета % трансфера в расходах, %
2010 2640 99 10117 26,1
2011 2400 174 10926 22
2012 2800 208 12895 21,7
2013 2840 241 13343 21,3
2014 2410 301 14832 16,2
2015 3100 329 15620 19,8
2016 3355 347 16416 20,4
2017 3677 330 16420 22,4

Источник - Минфин

Как видим, заморозка пенсий действительно привела к снижению расходов бюджета на трансферты в пенсионный фонд, но этот эффект оказался временным.

Здесь есть ещё один негативный момент.

До 2014 года пенсионная система Рф строилась по гибридной схеме, включавшей как накопительную, так и распределительную часть. В 2014 году от накопительной системы отказались (она осталась сугубо добровольной), но систему это не спасло. А накоплений в ПФР, то есть хотя бы небольшой подушки, не осталось.

Как видим, ПФР представляет собой стремительно расширяющуюся дыру в государственном кармане.

А теперь посчитаем тех, кто пенсии получает.

Часть вторая: семеро с ложкой

Количество пенсионеров растёт.

Пенсионный фонд даёт вот такие данные:

За 7 лет число пенсионеров выросло на 3,8 млн, или на 9.6%.

Но и это ещё не всё. За прошедшие годы выросла и продолжительность жизни людей пенсионного возраста . Вот какие данные приводит Росстат:

За 11 лет ОПЖ мужчин-пенсионеров выросла на 2,82 года, или на ~21%, женщин-пенсионеров - на 2,95 лет, или на ~13%.

То есть не только увеличилось число пенсионеров, но и увеличилась продолжительность их жизни.

Дай им всем Бог здоровья и ещё более долгой жизни, конечно.

С точки зрения ПФР, однако, этот фактор есть дополнительная финансовая нагрузка. А с финансами у него и так не ахти.

На развитие ситуации надо взглянуть ещё в одном разрезе.

Часть 2.5: А сколько с сошкой?

Самым простым способом оценки является соотношение количества людей трудоспособного возраста к количеству людей. По данным Росстата, получается такая картина:

В 1959 соотношение "трудоспособные / пенсионеры" составляло 5 к 1, в 1970-е - ~4 к 1, с конца 80-х и по 2008 - 3 к 1. Затем это соотношение стало стремительно приближаться к 2 к 1.

Демографический прогноз до 2035 года говорит, что это соотношение к 2036 году изменится до 55-58% (людей пенсионного возраста в % от людей трудоспособного возраста).

С учётом того, далеко не все люди трудоспособного возраста работают и перечисляют страховые взносы в ПФР, каждому работающему придётся кормить как минимум одного пенсионера.

Если взять более подробные данные прогноза и посчитать это соотношение для новых параметров выхода на пенсию (мужчины - с 65, женщины - с 63 лет), то соотношение станет равным 35-38%. Оно примерно соответствует концу 00-х и представляется вполне допустимым с точки зрения фискальной нагрузки.

Всё вышеперечисленное выглядит довольно сильной аргументацией в пользу пенсионной реформы . Однако у населения есть свои весомые аргументы.

Часть 3: жить будем плохо, зато недолго

Выше я уже приводил данные по возрасту дожития на пенсии. Он, конечно, растёт. Однако в сравнении с другими странами он выглядит достаточно бледно, А после проведения пенсионной реформы (без учета падения смертности) будет выглядеть ещё хуже. Получается примерно такая картина:

Для мужчин:

Страна (п.в) Возраст дожития

Вероятность дожить до пенсии в 30

Австралия (65) 20,1 89,60%
США (65) 18,1 81,80%
Германия (65) 18,1 86,10%
Египет (60) 15,5 81,10%
Россия (60) 16,1 72,70%
Россия (65) 13,3 62,70%
Бразилия (65) 16,2 77,20%

Источник - ВОЗ.

В настоящий момент, возраст дожития мужчин на пенсии не дотягивает даже до бразильского, немного опережая египетский. С поднятием пенсионного возраста, возраст дожития станет совсем уж мизерным.

Более того, вероятность 30-летнему человеку дожить до пенсии, и без того не слишком большая, снижается ещё на 10%, достигая ужасающих 63%. Каждый третий до пенсии просто не доживёт.

Методика расчёта:

Смотрим параметр ix - number of persons left alive at age x, т.е. количество доживших из 100000 до возраста начала диапазона, при неизменных коэффициентах смертности на указанный год.

Берём значение диапазона 30-34, для мужчин РФ оно равно 95797,85, и на начало того диапазона, для которого хотим посчитать вероятность. Для возраста 60 это число 69670,91, ля возраста 65: 60084,27. Соотношение этих чисел и даёт искомую вероятность.

Для женщин

У женщин ситуация сильно лучше. На текущий момент, и вероятность дожить до пенсии, и возраст дожития - одни из самых высоких в мире. Однако после реформы эти соотношения существенно изменится, и станет ниже среднего, хотя и останется в абсолютных величинах довольно высоким.

Выводы.

Пенсионная реформа носит вынужденный характер. Её проведение позволит несколько стабилизировать плачевную ситуацию с финансами ПФР.

При этом, для мужской части населения эта реформа носит крайне жестокий характер: по нынешней ситуации. до пенсии будут доживать далеко не все. а та часть, что доживёт, будут к тому моменту дряхлыми стариками.

Увеличение пенсионного возраста для женщин при этом выглядит намного менее болезненным.

Президент поручил правительству повысить благосостояние пенсионеров, которых насчитывается в стране 43 миллиона. Пока об одних заботятся, грядущие реформы могут вовсе лишить средств к существованию миллионы людей, которые готовились выйти на пенсию — а вынуждены остаться работать из-за повышения пенсионного возраста.

Что будет с миллионами «новых пожилых»

Уже в среду на заседании правительства России будет предложена новая концепция пенсионной реформы, суть которой — в поэтапном повышении пенсионного возраста. Американское агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники в Кремле сообщило, что изначально обсуждались три возможных сценария реформы, из которых премьер-министр Дмитрий Медведев выбрал наиболее «жесткий».

Пенсионный возраст для женщин будет увеличен сразу на восемь лет — с 55 до 63 лет; для мужчин он вырастет на пять лет — с 60 до 65 лет. При этом, впрочем, при реформировании останутся неизменными ряд существующих льгот для отдельных категорий пенсионеров — военных, медиков, работников вредных производств.

Дискуссия о том, что в России нужно повышать пенсионный возраст, ведется уже не первый год. Но особую остроту она приобрела сразу после президентского послания Федеральному Собранию: Владимир Путин заявил, что средняя продолжительность жизни составила 72,5 лет, а к 2024 году должна вырасти до 78 лет. Хотя если посмотреть большинство российских регионов, там средний возраст мужчин — всего 61(!) год.

Идею повышения пенсионного возраста поддерживает лишь каждый десятый россиянин, свидетельствуют соцопросы. Зато «за» многие экономисты, в том числе бывший министр экономики, а ныне глава Сбербанка Герман Греф : по его словам, пенсионный возраст должен «отодвигаться» синхронно с увеличением среднего возраста в стране. Иначе, мол, не преодолеть дефицит Пенсионного фонда.

На сегодняшний день он составляет 265 млрд. рублей, в то время как для обеспечения всех российских пенсионеров требуется сумма в 7 трлн. рублей (из нее только половина покрывается за счет отчислений работодателей).

Однако, несмотря на постоянный рост дефицита Пенсионного фонда, существовал негласный мораторий на официальное обсуждение вопроса с повышением пенсионного возраста. Ведь, как показывает практика последних лет, пенсионеры были той социальной группой, которую Москва предпочитала не трогать.

В нынешней же ситуации недовольными они и не станут, ведь президент поручил правительству повысить их благосостояние. Может быть, даже обеспечат какую-то единовременную выплату, как было весной. Недовольными же окажутся «новые пожилые» или молодые пенсионеры — женщины в возрасте 56−62 лет и мужчины в возрасте 61−64 лет. То есть они всю жизнь работали, а, оказывается, никакой пенсии им не положено… И не только им, люди помоложе вообще рискуют не дожить до пенсии.

Не готова к вызовам времени

В разгар общественной дискуссии по поводу повышения пенсионного возраста появился доклад Центробанка, в котором вина за провал пенсионной реформы возлагается… Нет, не на служащих Пенсионного фонда, построивших в каждом райцентре гигантские мраморные дворцы с люстрами и пальмами. И даже не на налоговую службу, которая в упор не замечает в России гигантский теневой сектор, где платят зарплаты «в конвертах».

Виновники провала пенсионной реформы, по мнению экспертов банковской системы, — это поколение миллениалов: те, кому сейчас от 20 до 40 лет. Эти люди, по мнению банковских аналитиков, настроены на сиюминутные траты, а не на накопление средств и приобретение товаров.

«Несмотря на сравнительную активность российской молодежи при формировании накоплений, ее большинство склонно к вложению свободных денежных средств в получение качественных впечатлений, по своей мотивации не всегда ориентированных на перспективу. Это может подрывать устойчивость существующей модели пенсионной системы», — говорится в докладе.

По мнению аналитиков, миллениалы большую часть средств тратят на развлечения и иные услуги; вместо покупки новой квартиры предпочтут арендовать жилье, а вместо покупки новой машины — воспользуются сервисом каршеринга. Правда, как говорится в докладе, такая же тенденция имеется и в других странах.

Только ведь власти Германии или Франции не обвиняют свою молодежь в том, что она подрывает экономические устои

— Возможно, наша банковская система не готова к современным реалиям, — говорит директор Научно-исследовательского института политической социологии Вячеслав Смирнов . — Современный российский человек приучен со времен распада СССР к тому, что копить невыгодно. Слишком мала зарплата и слишком велик шанс все потерять, как в свое время в Сбербанке, «Чаре» или «Русском доме Селенга». Вот и живут в большинстве своем от зарплаты до зарплаты. А если деньга шальная появляется (наследство, например), то сразу продают доставшуюся квартиру, дабы ремонт в своей сделать и машину новую купить.

Фирсов: основная проблема — слабость экономики России

Вообще, справедливо ли проводить аналогию между проблемами российских миллиниалов, не желающих откладывать деньги на будущую пенсию, и их западных ровесников? Этот вопрос «Свободная пресса» задала руководителю Центра социального проектирования «Платформа» Алексею Фирсову .

— Есть культурные факторы: владеть становится менее модным. Но я не думаю, что дело надо сводить только к смене культурного кода. Есть и экономические причины: налоговая политика или то, что дешевые займы делают более выгодной покупку недвижимости в кредит.

Но, я думаю, в России более значимый фактор — это снижение уровня жизни. Доля затрат на еду в России довольно высока, и продолжает расти, а это характеристика слабой экономики. Но снижение уровня жизни фактически происходит и в Западной Европе (ряде стран, кроме Германии, Швейцарии), и в США, если брать нижний уровень среднего класса и ниже. Проблема в том, что никакой универсальной «отмычки» нет. В той позиции, на которой находится наша банковская система, отказ молодежи от накоплений — это, наверное, проблема. А с позиций реального сектора может быть ровным счетом наоборот — лучше ведь, если современный человек не копит, а тратит. В общем, это всегда баланс. А может быть и третья позиция — главная проблема в слабости макроинститутов в России, в избыточной доли госсектора.

Похожие публикации