Как шуточно перекрыть дорогу молодоженам. Как все должно проходить на свадьбе

Семейная жизнь, может, и тяжела, зато свадьба как весела! Но мы сейчас и не задумываемся, что веселые традиции, со смехом выполняемые на бракосочетании, имеют очень глубокие корни, и, подчас, серьезные основания.

До свадьбы в платье никому не показывать

Платье – великая тайна. Его нельзя показывать случайным людям, его нельзя надевать полностью до свадьбы. Кстати, белое одеяние невесты – суть иноземное заимствование, до Петра Великого желательно было наряжаться в красное. А прятали подвенечный наряд по одной простой причине – его могли украсть. Ведь, как бы ни была бедна семья, а под венец расстараются получше пошить и поярче украсить. А уж если деньги имеются в доме, то и вовсе платье жемчугом и шитьем украшали. А если завистники умыкнут такую красоту – слезы да горе, горе да слезы. Поэтому, строго-настрого запрещалось хвастаться ею перед посторонними.

Не женись в мае

А все просто – май – время не только хлопотное, но и голодное. Запасы с прошлого года, даже сбереженные Великим постом, подошли к концу, новостей с огорода ждать еще и ждать. Невеселое начало семейной жизни могло испортить отношения на всю оставшуюся жизнь. Посему, даже и родиться в мае считалось неблагоприятным.

Бить бокалы

То, что посуда бьется к счастью, небогатому крестьянину даже и во сне присниться не могло. Какое ж счастье, когда убыток? Но на свадьбу – дело другое. И не потому, что не жалко ради такого праздника. В старину если новоиспеченный муж хотел подтвердить девственность супруги до первой брачной ночи, он выходил наутро из спальни, брал в руки горшок и кидал об стенку. Тут же начиналась бурная радость и веселье, снаряжали сани за родителями жены, чествовали их и угощали. И было всем счастье. Потом, ясное дело, «ужасное мещанство – невинность зря беречь», но осадочек от разбитой посуды остался – радостный такой.

Поймала букет – выйдешь замуж

Конечно, на Руси свадебными букетами и женскими подвязками не швырялись. Это примета новая, заимствованная. Но упало это зерно на благодатную почву, поэтому и дало слабые еще корешки. В девичник – последний вольный вечер невеста дарила венок с головы и шелковую ленту из косы младшей сестре или подруге. Получить такой сувенир считалось удачей и сулило непременное замужество. В советские времена как-то подзабылся этот обряд, но, видимо, в генной памяти что-то осталось, поэтому так и полюбили наши девушки ритуал с киданием букета в руки следующей счастливице.

Перейти путь свадьбе – к неудаче

Это был хитрый ход. До крещения Руси вступающих в брак водили вокруг столба или дерева, и недопустимым считалось что-то бросить им под ноги – путь перебить. Нарушать старые устои всегда боязно, поэтому надолго осталась примета не пересекать дорогу перед свадебным кортежем – не зачеркивать им путь в новую жизнь. И кто-то, очень умный, пустил слух, что встретить этот самый кортеж – к неудаче. А кому ж охота неудачи? Вот и старались люди в сторонку отойти, под ноги не бросаться. Мало ли…

Преградить путь и требовать выкуп

С другой стороны, охотников загородить дорогу свадьбе тоже обычно находилось немало. И жених или дружко должны были откупиться от «татей». Всем хорошо и весело. Но когда все начиналось, в стародавние времена, веселья было не так много. Девиц тогда попросту «умыкали», то есть воровали. А поскольку предки были не глупее нас, то и они уже знали, что близкородственное скрещивание до добра не доведет. Посему, невестушку искали в соседнем поселении, а то и подальше. И, чтобы увезти красу ненаглядную, требовалось не один подвиг совершить, - не только откупаться от возмущенных ее соплеменников, но и за оружие браться. И тем милее была жена, чем дороже досталась. А теперь – одни шутки вам!

Свидетели

Кстати, подруги невесты и друзья жениха, которые сейчас трансформировались в свидетелей, тоже были не для красоты, а для пользы. Считалось, что на свадьбе невесту или жениха легко «испортить» колдовством, поэтому дружко и подружка были, как бы, двойниками молодоженов, чтобы нечистая сила запуталась, кому зло творить. Также, особенно круто считалось пригласить на эти роли не просто веселых заводил, а веселых заводил со знахарскими навыками – чтобы и от себя удар отвели, и молодых защитили. Да, и на Западе подруги невесты, одетые в одинаковые платья, выполняли те же функции.

Не так давно мы с женой побывали на деревенской свадьбе. Для меня, сугубо городского жителя поездка в деревню была как путешествие в другой мир…

До места нам пришлось ехать 12 часов. По приезду, мне сразу бросилось в глаза, как тихо, размеренно идет там жизнь. Без спешки и суеты к которой я привык за 29 лет жизни в большом городе.

Правда исключением из этого правила была жизнь в доме невесты где мы жили. Там полным ходом шла подготовка к свадьбе.

Вообще свадьбы в деревне, обычно, играются осенью после уборочной или зимой. Летом на это просто нет времени. В полях полным ходом идет работа. Поэтому если у непосредственных участков процесса бракосочетания и найдется это время, то вот гостей зазвать будет проблематично. Почти все будут заняты.

Свадьба проходит по два дня: первый день организует сторона жениха, а другой сторона невесты.

Но если после свадьбы у родителей с одной из сторон (жениха или невесты) не осталось больше неженатых или незамужних детей, то на третий день участники свадебной процессии направляются к ним домой. Там они «забиваю кол». То есть на самом деле у этих счастливых родителей во дворе забивается кол, символизирующий, что они полностью выполнили свои обязанности и вывели в люди всех детей. Конечно же, все это опять сопровождается застольем и весельем.

Мы погостили у родственников несколько дней до свадьбы, помогая в ее подготовке и просто наслаждаясь чистым воздухом и спокойствием осенней природы. За всем этим незаметно подошел и день свадьбы.

Выкуп невесты

Свадьба, как и везде, началась с выкупа. Никаких отличий от выкупа в городе я не заметил. Хотя, может быть, это произошло потому, что, большую часть выкупа готовила моя жена Вера. Ну и я ей немного помогал. А мы – люди городские. Поэтому и сделали все так, как это происходит у нас в городе.

Жених как то очень быстро прошел все испытания, почти ни разу не ошибившись. У нас всех возникли смутные подозрения, а не невеста ли выдала ему все наши замыслы. Но даже если и так, то что теперь поделаешь. Любовь!

После выкупа и небольшого фуршета пришла пора выходить из дома и отправляться в ЗАГС. Но это не так то просто было сделать. По местной традиции жених, невеста и их свидетели должны были выйти из дома цепочкой, взявшись друг с другом за руки через платочки. Это делается для того, чтобы нечистой силе не пришло в голову сглазить жениха и невесту по дороге в ЗАГС.

А так как от выхода их отделяла длинная череда узких коридоров с извилистыми поворотами, то эта задача представлялась не такой уж и легкой. Но все участники этого действа с блеском справились со своей задачей. «Вагоны» импровизированного паровозика вышли из дома без происшествий и направились к приготовленному свадебному кортежу. За ними последовали и остальные гости.

Регистрация брака в ЗАГС

Когда все расселись по автомобилям, свадебная процессия отправилась в районный центр на регистрацию брака в ЗАГС, время которой уже подходило.

Так как станица, где расположен районный центр, была относительно небольшая, то ЗАГС там совместили с местным кинотеатром. И регистрация браков, соответственно, происходит в фойе этого кинотеатра.

Но сделано это не так давно. Раньше на регистрацию браков не ездили в районный центр, а проводили ее прямо в деревне на сцене местного клуба. Говорят, что посмотреть на это собиралась вся деревня. А сейчас местные бабушки страдают от того, что не видят, как регистрируются браки их односельчан.

Сама процедура регистрации почти ничем не отличалась от таковой в нашем городе. Единственным отличием было то, что свадебная процессия не вся сразу вошла в зал регистрации. Сначала вошли гости, и встали вдоль стен, образовав, таким образом, коридор. А уже потом, по этому коридору в зал торжественно вошли жених и невеста под громкие аплодисменты и марш Мендельсона. Это, конечно, было несколько не обычно. А еще не обычнее было то, что жених и невеста тоже встали к стене в нашем ряду, и простояли там всю церемонию. Поэтому приходилось высовываться из ряда гостей, чтобы увидеть жениха и невесту и сделать фотографии.

Еще немного покоробило то, что в конце церемонии регистрации брак ведущая попросила жениха назвать ФИО его жены. Он назвал, используя ее навою фамилию. Тут ведущая и говорит: «Новый человек родился. Поприветствуем его!». У меня сложилось такое впечатление, что мы присутствовали не на свадьбе, а во время родов.

Поздравив по очереди молодую семью по окончании церемонии, гости потянулись к выходу из ЗАГС. Сфотографировавшись у памятника Ленину и погуляв немного в парке, свадебная процессия разместилась в автомобилях, и двинулась в путь.

Но ни тут то было. Какие то предприимчивые «господа» перекрыли дорогу, устроив так называемый «перетяг» (местная свадебная традиция, когда соседи новобрачных и просто незнакомые люди перегораживают дорогу свадебному кортежу, требуя выкуп). Успокоились они, только получив выпить, и закусить.

Интересно, что в течение всего времени, пока мы находились у перетяга, за нами стояло и все движение на дороге. Но никто не сигналил, и не проявлял беспокойство. Видно в этом месте перетяги обычное дело и все уже давно привыкли.

После обретения местными страждущими столь вожделенного для них напитка свадебный кортеж сделав два круга вокруг местной церкви, находящейся неподалеку от ЗАГС, символизируя тем самым два свадебных кольца, отправился к еще одной местной достопримечательности – березовой роще. Там получаются очень красивые фотографии. Поэтому все молодожены стараются посетить это место во время своей свадебной прогулки.

Но на этот раз «вредный» оператор–фотограф не пустил нас вместе с молодоженами в рощу, взяв с собой только свидетелей. Поэтому то, что он делал с молодоженам осталось в роще для всех нас тогда осталось загадкой. Правда, впоследствии я посмотрел видеозапись этого уединения. Оператор в роще устроил форменный допрос молодоженов: когда и как познакомились, что подумали друг о друге и так далее. Хоть новобрачные и сильно смущались, но получилось все равно довольно познавательно и интересно. Тем более, что все это действо было обставлено на видео различными спецэффектами.

После того как молодые вышли к теряющим терпенье гостям, свадебная процессия отправилась к дому жених на проведение обряда «хлеб-соль». Не долгая свадебная прогулка была завешена. В деревне особенно не разгуляешься – не много примечательных мест.

На подъезде к дому жениха наш кортеж вновь был остановлен – соседи жениха соорудили «перетяг», перекрыв дорогу сразу в двух местах. Немного поторговавшись и получив причитающийся выкуп, они удалились восвояси, пожелав молодым счастья.

Обряд "Хлеб-соль"

Далее все переместились к дому жениха, где его родители встретили молодых «хлебом-солью». Правда произошло это так стремительно, что когда мы подъехали к дому жениха (наша машина была последней в кортеже) все уже завершилось.

Но самое интересное, как оказалось, нас ждало еще впереди. Когда все гости вслед за новобрачными пошли ко входу в дом жениха, из двери высунулась его мать и со всего маху кинула в толпу горсть монет и конфет (у ЗАГС обсыпание не производилось). Как она никому глаз не выбила, непонятно: моей жене конфета попал прямо в лоб. Пострадали и еще несколько человек. Просто мать жениха с непривычки не рассчитала силу. Последующие броски были более удачны.

Свадебный банкет - день первый

После небольшого фуршета свадебный кортеж направился к месту проведения свадебного банкета. А время было между тем, всего первый час дня. Так как у нас в городе свадебный банкет начинается обычно в 17 часов, то я был несколько озадачен таким ранним началом празднования. Неужели в деревенских людях настолько больше здоровья по сравнению с городскими, что свадебный банкет им требуется начинать настолько раньше?

Как впоследствии выяснилось, тут была своя особенность. В летнее время в деревне выгоняют коров в стадо. Пригоняют их назад примерно к семи часам вечера. Так вот в это время большинство гостей разошлось встречать своих коров, и зал опустел. Тут мне стала понятна такая ранняя причина начала свадебного банкета.

Здесь нужно сказать, что в деревне свадебные банкетные залы в дефиците. Поэтому гулять пришлось в сельской столовой и, что самое неприятное, готовить, мыть полы и посуду, подавать на стол нужно было самим организаторам свадьбы. Своей была и посуда.

По традиции, первый день организует и проводит сторона жениха, а второй день, соответственно, сторона невесты. Поэтому всю ночь перед свадьбой родственникам жениха пришлось готовить, и накрывать столы в столовой на всех гостей, которых к слову насчитывалось около 90 человек. Впрочем, всю ночь перед вторым днем этим же занимались и родственники невесты.

Кода все гости расселись за столы, и прозвучали первые поздравления, от тамады, пришло время гостей преподносить свои подарки. Причем организовал тамада это таким образом, что гости по очереди подходили к столу молодоженов, читали свои поздравления, и вручали подарки. Свидетельница при этом все записывала.

И все бы ничего, но гостей быдло 90 человек, в то время как маленькая сельская столовая была рассчитана человек на 50. Поэтому около жениха и невесты образовалось столпотворение. На робкие попытки гостей попросить тамаду изменить порядок вручения подарков так, чтобы сваты подходили к гостям поочередно с подносом на места, ни к чему не привели.

При этом тамада попался такой веселый, что все время раскручивал гостей на дополнительные подарки. Например, гости говорят, что дарят микроволновую печь. Тамада и говорит: а давайте добавим к этой микроволновой печи 100 КВт электроэнергии. Маша (т.е. свидетельница), записывай. Или говорят, что подарят корову. А давайте к корове подарим 100 кг сена. Маша, записывай.

В результате этого действа помимо других подарков, молодые стали богаче на 4 «микроволновки» и два электрических чайника. Так же им досталась неплохая сумма денег.

В конце дня, по традиции, невеста бросала свадебный букет, выстроившимся в шеренгу незамужним девушкам, присутствующим на свадьбе. Поймала его, младшая сестра невесты. Причем, она же поймала букет и на нашей свадьбе. Далее началось самое интересное. Стоявшая рядом с ней подружка, накинулась на нее и, оцарапав ей руку, выхватила этот букет. Потом, естественно, последовали, объятия и извинения. Мотивировала она свой поступок тем, что у нее весной должна состояться свадьба, и ей этот букет необходим.

Как я и говорил. Около 19 часов зал опустел. Почти все гости разошлись встречать своих коров. Но предстоял еще второй день свадьбы, как впоследствии оказалось, не менее интересный, чем первый. И готовить его предстояло нашей стороне...

С чего должен начинаться свадебный день, чем заканчиваться? И в каком порядке вообще должны следовать мероприятия друг за другом? После подачи заявления в ЗАГС перед будущими молодоженами возникает масса вопросов.

Традиционно свадебный день начинается выкупом невесты. Это самый любимый и один из интереснейших обрядов. Со временем свадебный выкуп изменился, но суть осталась прежней. Рано утром в дом к невесте собираются ближайшие родственники и подруги, чтобы помочь ей завершить приготовления к свадьбе. К выкупу, конечно, придется тщательно подготовиться: придумать задания для жениха и его друзей, развешать плакаты около дома или в подъезде, перегородить дорогу к дому невесты.

Организует выкуп невесты ее свидетельница. В последнее время для этой цели иногда принято приглашать тамаду. Обратите внимание, чтобы конкурсы были необидными и не ставили жениха в глупое положение, ведь ему придется быть на этом этапе главным действующим лицом.

Нельзя начать совместный быт без благословения родителей. Ранее для православного брака этот момент был принципиально важен. Да и сегодня родительское благословение – самый трогательный и эмоциональный этап свадьбы. Он проходит на пороге дома невесты сразу после ее выкупа женихом. Зачастую в ритуале участвуют также крестные родители. Для обряда благословения обязательно следует приобрести в церковной лавке иконы Спасителя и Богородицы. Молодые опускаются пред ними на колени, а родители невесты читают молитву или говорят слова напутствия. Эти иконы отправляются в дом к новобрачным. Считается, что они их должны оберегать и охранять. После благословения родители целуют молодых, всем присутствующим гостям предлагают выпить шампанское за здоровье молодых.

Затем следует отправляться в ЗАГС. Там работник ЗАГСа проведет регистрацию, узаконив ваши отношения. Как правило, в ЗАГС отправляются все гости, кто-то приезжает непосредственно к ЗАГСу. Время и место бракосочетания сообщается гостям заранее. Во время того, как работник ЗАГСа произносит торжественную речь, молодожены и гости слушают молча. Затем ставят свои подписи в книге регистраций и скрепляют отношения поцелуем. После этого новобрачных по очереди поздравляют все гости. Сегодня для непосредственной регистрации брака необходимо присутствие только молодых, даже наличие свидетелей необязательно. Церемония займет не более 30 минут.

После официальной церемонии

При выходе из дворца бракосочетаний можно осыпать молодых лепестками роз. Потом молодожены с друзьями отправляются на прогулку. Во время нее они посещают знаковые места города и окрестностей, например, возлагают цветы к Вечному Огню и пр. Почти в каждом городе есть такое место, где молодые муж и жена оставляют свой замочек как символ нерушимого союза.

Родители и некоторые гости в прогулке не участвуют и приезжают к банкету. Время его начала также должно быть точно оговорено и сообщено заранее. Этот свадебный этап проходит в кафе или ресторане. Перед входом в банкетный зал жениха и невесту встречают родителя жениха, часто с караваем, от которого один и другой новобрачный откусывают свой кусок. Кто больше откусит, будет в доме хозяином.

Далее тамада рассаживает всех за стол. В центре молодожены, по правую руку от жениха садится его свидетель, далее родители. То же самое по левую руку от невесты. Вся свадебная церемония сопровождается фото- и видеосъемкой. Тамада организует много интересных конкурсов. Традиционными на любой свадьбе является бросание букета невесты незамужним подругам и подвязки неженатым друзьям жениха.

Во время застолья гости одаривают молодых, говоря теплые слова. В конце вечера молодожены благодарят всех пришедших. В настоящее время свадебная церемония часто завершается фейерверком.

В ваши планы может входить обряд венчания. Он совершается на следующий день после официальной церемонии.

Итак, решено: быть свадьбе! Но с чего же начать?
Сегодняшняя свадьба, конечно, отличается от той, давней, участниками которой были наши прабабушки и прадедушки, а может, и более отдаленные предки, но суть ее осталась прежней. Свадьба — это многоактное действо, причем порой довольно продолжительное.
Как у любой пьесы, у свадьбы есть пролог, завязка, кульминация и эпилог. По жанровому признаку свадьбу можно отнести к мелодраме с хорошим концом или к лирической комедии — если участники обладают достаточной долей юмора. Главные действующие лица — это, конечно, жених и невеста. Кстати, в старину их называли князь и княгиня, хоть бы они были из бедных-пребедных крестьян или чиновничьего сословия.

Итак, вот план старинной свадьбы:
. сватовство,
. смотрины,
. помолвка,
. венчание,
. свадебный пир.

А так выглядит план современной свадьбы:
. оповещение родителей о намерении вступить в брак (сватовство),
. подача заявления в загс (помолвка),
. девичник и мальчишник,
. регистрация брака в загсе,
. венчание (по желанию),
. свадебный пир.

Как видите, разница хоть и небольшая, но есть. Поскольку сегодня многие хотят восстановить утраченные обычаи в максимально полном объеме, познакомимся с традиционной русской свадьбой, какой она была в начале XX века.

Сват, сватья, сватовство — эти слова всем знакомы и понятны. Они имеют отношение к людям, которые берутся устроить чью-то судьбу — сосватать. В городах сватовством занимались свахи — женщины среднего возраста и достатка, чаще всего вдовы (кто от скуки, а кто и по призванию). Они выведывали, где есть девушки на выданье, а где — женихи, и пытались их свести. Получалась прибыль. В деревнях редко были профессиональные свахи. Чаще ими становились на время ближайшие родственники жениха или же в роли свата выступал сам отец. Когда приходили сваты, девушка не должна была показываться.

«У вас — товар, у нас — купец», — говорили сваты (то есть у вас девица на выданье, а у нас — жених). Если родители невесты не возражали против такого предложения, они сообщали представителям жениха о наличии и размерах приданого. Ответный ход родителей жениха — назначение смотрин, если, конечно, их устраивало приданое. На смотринах жених и невеста видели друг друга якобы в первый раз. Невеста меняла наряды, показывала, какая она хозяйка и рукодельница.

Довольные друг другом родители через две-три недели назначали помолвку. В богатых домах по этому случаю устраивался бал с угощением, который открывался вальсом жениха и невесты. Заинтересованные лица оповещались о помолвке пригласительными карточками. Иногда давалось объявление в газете. Но это у состоятельных людей. Гораздо шире был распространен обычай скромной домашней помолвки без гостей. В этот день обычно жених дарил невесте кольцо с драгоценным камнем.

После помолвки жених мог общаться с невестой сколько пожелает. От помолвки до свадьбы могло пройти от нескольких недель до года и более — смотря как складывались обстоятельства.

Помолвку, или сговор, можно назвать, говоря юридическим языком, предварительным договором о заключении брака. Веками это событие было важнейшим в жизни людей. Порой сама свадьба была менее важна, поскольку являлась естественным завершением целого ряда событий. Интересно, что еще в петровские времена сговор сопровождался обменом колец (потому и назывался обручением) и был чуть ли не значительнее самого венчания. Лишь в 1775 году при Екатерине Второй обмен кольцами был по велению Священного Синода соединен с венчанием.

Время от помолвки до венчания было предназначено для подготовки к свадьбе и самое главное — к будущей самостоятельной жизни молодых. Именно для этого готовилось приданое, которое в идеале должно было включать все, что необходимо для семейной жизни: от подушек до сковородок.

Подготовкой приданого занималась невеста, женщины-родственницы и подружки. Жених в это время мог приходить в дом невесты и общаться сколько пожелает.
Накануне свадьбы действие происходило в основном в доме невесты. Она готовилась покинуть родительский дом, во-первых, а во-вторых, — расстаться с девичеством. Как известно, девушки на Руси носили косы и ходили с непокрытой головой. Замужние женщины должны были обвивать голову косой и покрывать платком или каким-либо другим головным убором. Кстати, и сегодня в православную церковь женщины допускаются только с покрытой головой.

Накануне свадьбы совершался обряд расплетания косы. В это время пели грустные песни о том, что кончилась счастливая девичья пора и наступает трудная жизнь в чужом доме.
Накануне свадьбы перевозили в дом жениха приданое. Его принимала мать жениха. Сваха или ближайшая родственница жениха стелила постель для молодых.

К венчанию жених и невеста готовились порознь по своим домам. В доме жениха готовились к свадебному пиру. Родители, сваты, дружка благословляли его ехать за невестой, а затем к венцу. Родители жениха и невесты на венчании не присутствовали.
С приездом жениха к невесте фактически начиналось свадебное веселье. Свадебному поезду жениха преграждали дорогу, запирали ворота невестиного дома. Опять, как и при сватовстве, велись переговоры о товаре и купце. Популярна была такая присказка: «Мы купцы, едем с товаром, заблудились — пустите переночевать». После переговоров, а порой и платы, поезд жениха пускали на двор. Здесь происходили обмены караваями, символический выкуп невестиной косы и другие обряды. Наконец свадебный поезд отправлялся в церковь. Жених и невеста при этом ехали в разных колясках.

После венчания молодые ехали уже вместе. Свадебный поезд теперь уже был украшен лентами, цветами, колокольчиками.

Поезд с молодоженами направлялся к месту свадебного пира. По дороге было принято посетить святые или чем-то замечательные места. При этом повсеместно существовал обычай перегораживания дороги свадебному поезду. Чтобы проехать, нужно было отдать выкуп. Обычно это было вино.

Возвратившихся из церкви молодых встречали родители жениха и невесты. Они благословляли молодых. И начинался пир.

Нельзя жениху и невесте дорогу переходить, чтобы не лишить их удачи в жизни. Если существует опасность, что кто-то может перейти дорогу молодоженам нарочно или случайно, то свидетель и свидетельница должны идти чуть впереди (на полшага) молодых.
Если кто-либо из родственников или сами молодые чихнут с утра в день свадьбы, невеста будет счастлива в замужестве.
Утром в день свадьбы невеста не должна видеть жениха, иначе замужество не будет удачным. В современном мире невесте следует ночевать перед свадьбой либо в доме родителей, либо в другой комнате, если молодые уже живут вместе. Если до бракосочетания молодые живут раздельно, то невеста должна увидеть жениха уже полностью одетой к свадьбе.
Не следует выходить замуж в зеленом платье. А вот старая обувь на невесте принесет удачу в семейной жизни. Именно потому рекомендуется перед свадьбой походить хотя бы день в новой обуви, приготовленной к свадьбе. Если в день свадьбы ломается каблук, семейная жизнь "хромать" будет. Когда молодые из ЗАГСа приходят к праздничному столу, уважаемый или старший член любой из семьи, должен трижды обвести молодых вокруг стола. По славянским традициям это символизирует вечную связь мужа и жены.
Плохая примета - уронить обручальное кольцо прежде, чем надеть его на палец. Если же это все-таки произошло, то через кольцо продевают ниточку, которая должна быть заранее заготовлена свидетелями и которая соберет на себя плохие предзнаменования, а потом кольцо надевают. Ниточку после окончания регистрации можно только сжечь, сказав при этом "сожги огонь все мои беды и печали". Сжигает ниточку тот, кто уронил кольцо.
Чтобы не ссориться в браке, молодые разбивают тарелку и вместе переступают через осколки.
Невеста не должна одна переступать порог нового дома. Муж должен перенести ее на руках. Тогда молодую в новом доме всю жизнь будут "на руках носить". Примета не действует в том случае и не выполняется, если молодые уже живут вместе в доме, в который приходят после бракосочетания.
Если жених в лужу наступил перед домом невесты - жить ей с пьяницей. Невеста не должна позволять подруге становиться перед зеркалом впереди себя - уведет жениха. Это же относится и к жениху - не стоит пускать вперед себя друга, а то как бы чего не вышло.
Если невеста потеряла перчатку или разбила перед свадьбой зеркало - дурное предзнаменование.
Если невеста чихнет накануне свадьбы утром, значит, будет счастлива в замужестве.
Если жених и невеста сфотографировались вместе до свадьбы - не быть им вместе.
Молодым, едущим а ЗАГС или в церковь венчаться, нужно воткнуть в платье и в рубашку булавки, чтобы новобрачных во время свадьбы не сглазили.
Когда родители благословляют молодых, жених и невеста должны встать вместе на один коврик (полотенце, специально вышитое для этой церемонии), чтобы жили в согласии с родственниками и между собой.
Если у ЗАГСа жених споткнулся, значит, он не уверен в своем выборе, так утверждает молва.
Если по дороге в ЗАГС свадебной процессии встречаются похороны, надо поехать другой дорогой, не то накличешь беду.
Если вдруг у невесты во время бракосочетания зачесалась левая ладонь, значит, будет жить богато, а если правая - в доме всегда будет полно гостей и веселья.
Во время венчания: кто из новобрачных вперед ступит на коврик, который кладется под ноги, тот в семье будет главным.
Чтобы молодые не нуждались в хлебе и в деньгах, нужно: а) в обувь положить по несколько зерен (крупинок) и по монетке; б) осыпать молодых крупой риса, пшена, зернами пшеницы, когда они выходят из ЗАГСа или церкви.
Если дотронуться до колец жениха и невесты на свадьбе, значит, скоро на своей свадьбе гулять будешь.
Если, возвращаясь из ЗАГСа, первой в дом заходит невеста - она будет руководить в семье, если жених - он будет хозяином.
Новобрачных за столом надо посадить на шубу, вывернутую вверх шерстью, чтобы жили богато.
Если невеста во время свадебного застолья прольет что-нибудь, значит, муж у нее будет пьяница.
Если во время свадьбы с невесты упало украшение - дурное предзнаменование (заработанные деньги муж будет тратить на починку украшений или приобретение новых).
Та девушка, которая поймает букет, брошенный невестой, следующая выйдет замуж.
Подруги не должны мыть посуду, а то быть ссоре с молодоженами.
Если невеста во время свадьбы уколола палец, значит, будет часто ссориться с мужем.
Если на свадьбе связать лентой две бутылки шампанского и не пить их, а оставить - молодожены обязательно отпразднуют годовщину свадьбы и рождение первого ребенка.
Чтобы невесте хорошо жилось замужем, серьги ей надевает счастливая замужняя подруга.
Когда молодоженам готовят постель, подушки укладывают так, чтобы соприкасались разрезы наволочек (где пришиты пуговицы) - чтобы жили дружно.
Добрым предзнаменованием в день свадьбы считается дождь.
Для того, чтобы быть счастливой в браке, невеста в день свадьбы должна поплакать.
Чтобы брак был удачным, невеста должна надеть что-нибудь старое, что-нибудь новое, что-нибудь чужое и что-нибудь голубое (эта традиции появилась совсем недавно и пришла к нам из западных культур). Наличие предмета голубого цвета в наряде невесты имеет древнееврейские корни. Невесты обязательно прикрепляли к своему свадебному костюму широкую голубую ленту, как знак будущей верности.
Невеста не должна позволять подруге становиться впереди себя перед зеркалом, чтобы не увели любимого. Это же относится и к жениху.
Неудача поджидает невесту, если до дня бракосочетания она увидит себя в зеркале в полном свадебном наряде. Чтобы этого избежать можно примерить свадебный наряд, например, без одной перчатки.
Более удачными считаются браки, заключенные после полудня.
В день свадьбы мать невесты передает дочери какую-либо семейную реликвию. Этот предмет невесте нужно держать при себе, чтобы обеспечить благополучие.
Перед отправлением на бракосочетание невеста, желающая, чтоб ее сестры быстрее вышли замуж, должна слегка потянуть за скатерть, которой покрыт стол.

По пути к свадебному кортежу невесту и жениха осыпают "дождем" из:
риса, пшена, гречки, чтобы в семье было много ребятишек как в колоске зерен
из конфет или драже, чтобы жизнь была сладкой
из мелких монеток, чтобы был достаток в семье
из цветочных лепестков или конфетти, чтобы жизнь молодых была красивой и романтичной.
Если перед ЗАГСом жених и невеста украдкой съедят одну шоколадку на двоих - жизнь будет сладкой.
Жениху и невесте нельзя пересекать путь ни по дороге в ЗАГС, ни по дороге из него. В деревнях до сих пор считают, что дорогу подсекают молодым только колдуны, желая испортить им жизнь.
Кто из молодоженов первый ступит на ковер в зале ЗАГСа или на подножие в церкви, тот и будет главой семьи. Хозяина дома определяют и по тому, кто первым переступит через порог. Принято, чтобы жених переносил невесту через порог на руках.
Тот из будущих супругов дольше проживет, у кого во время венчания свеча останется длиннее.
Если во время бракосочетания, надевая обручальное кольцо, кто-нибудь из супругов его уронит, повсеместно считается, что это плохое предзнаменование. После того, как жених надел обручальное кольцо невесте, ей нельзя брать в руки пустую коробочку из-под колец. Обычно ее берет подруга невесты, желающая скорее выйти замуж, так как существует поверье, что та девушка, которая возьмет коробочку из-под обручальных колец, выйдет замуж следующей.
После бракосочетания (венчания) молодым нужно посмотреться в одно зеркало - это должно принести удачу.
Первый бокал с шампанским молодожены разбивают на счастье.
Встречая молодых из ЗАГСа, свекровь со свекром подносят им хлеб-соль, каждый из молодоженов должен откусить кусок пирога, не дотрагиваясь до него руками. Кто откусит большой кусок, тот и будет главой семьи.
Монеты, положенные во время свадьбы в рюмки жениху и невесте, нужно хранить дома под скатертью - будет всегда достаток.
Мужу и жене нельзя есть с одной ложки, чтобы не быть потом недовольными друг другом.
После свадебной церемонии жених снимает с ноги своей молодой жены атласную подвязку и, не глядя, бросает в толпу холостых гостей, кто ее поймает, тому в скором времени достанется красавица-жена.
На свадьбу не дарят наборы ножей и вилок, чтобы не было ссор в семье.
Сметать со стола рукой - муж (жена) будет лысым(ой).
Мужу спать много перед свадьбой - наспать кривоглазую жену.
Сидеть на углу стола - семь лет не выйти замуж.
Вязать возлюбленному до свадьбы какую-либо одежду - к измене и расставанию.
Помыть порог в доме после отъезда невесты - к скорому возвращению невесты к родителям

Похожие публикации