Виды текстильных кукол. Какую игрушку сшить? Текстильные куклы

Выставка традиционных текстильных кукол.

Филиппи Надежда Викторовна, учитель первой категории, МБОУ «Хомутинская СШ», Нижнеомского района, Омской области.

Описание: выставка детских работ предназначена для младшего и среднего школьного возраста, педагогов дополнительного образования, воспитателей ДОУ, учителей начальных классов и творческих людей, ценящих народное творчество.

Назначение: знакомство с народной игрушкой позволит расширить представления детей об окружающем мире, научит выражать свои чувства, поможет приобщить их к истокам русской культуры.

Цель: знакомство с народной игрушкой
Задачи:
Воспитывать любовь и уважение детей к истокам русской народной культуры.
Знакомить с историей жизни русского народа, их обычаями и традициями.
Расширять кругозор и словарный запас по средствам малых форм фольклора.
Формировать у детей представление о роли женщины в традиционной культуре как матери, хранительницы домашнего очага.

Вашему вниманию предлагается выставка, главная особенность которой заключается в том, что для изготовления таких кукол не требуются ни ножницы, ни иголки.

Обереги.
У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.
Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
Не особенно хитра лыкова наука,
В деревенском житие для семьи - порука.
Урожай, уход зимы, в свадебной кадрили
Неприменно куклы те дареными были.
Они древности полны и не так пустячны,
Из соломы и золы, глины, всяких всячин.
До рождения дитя, делали "мотанку"
И ложили в колыбель для чертей обманку.
Чтоб малыш спокойно спал, мама отдыхала,
Кукла духов на себя злобных отвлекала.
И уже в двенадцать лет девочка умела
Себе "доню" мастерить. Значит повзрослела.
Замуж рано шли тогда, вместе с коробочком.
Свекор чинно, для игры, выделял часочек.
Плакальщица в сундучке ко слезам внимает.
Если дочери в семье плохо - мать узнает.
Как приедет навестить - куколка "судачит":
Коли мята и грязна - дочь частенько плачет.
Правду матери сказать может побоится,
Плакальщица в кулачке ей не отмолчится.
А Желанница была девушкам - подружка.
С длинным волосом из пряж - тоже не игрушка.
Чтоб желание сбылось - в косу ей вплетали
Ленту алую, потом исполнения ждали.
Крупеничка - оберег сытости, достатка.
Наполнялась сплошь зерном, гречкой, для задатка.
От кормилицы Земли силы приходили.
Под иконами в углу бережно хранили.
Травница - её травой наполняли разной.
Хвоя, мята, зверобой - служит безотказно.
По избе душистый дух лета разносился
Чабреца, шалфея, в том способ излечиться.
Символ Солнца - Коляда, добрых отношений.
Хлеб да соль для узелка, а за пояс - веник.
Колокольчик - знак вестей старого Валдая,
Три юбчоночки на ней, сверху золотая.
Хохотушки по весне - стало быть Веснянки,
Жизнерадостной судьбе верные служанки.
Костромушка - приманит женщине ребёнка,
Коли не было детей на чужой сторонке.
Пеленашки, Спиридон или Многоручка,
С незапамятных времён с Русью неразлучно.
А традиции храня многовековые
Главная в дому всегда - кукла Берегиня.
Хлопок, лён, шелка, пенька. Без печали в сердце,
С миром на душе, тогда, бралися за дельце
Эту куклу создавать. Да оно не трудно:
Ткань не резать надо - рвать. Что немного чудно.
Полотно в рулон свернув - тулово готово.
Голову узлом стянув, рученьки холщовы.
Юбка, блузка и платок, фартучек нарядный.
Бусы, зеркальце и вот девица отрадна.
Обереги без лица, кажется незримо
Отделят добро от зла неисповедимо.
Сколько вложено любви неприметной, тихой
И защита на века от любого лиха.
Эльза Попова

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Без кукол не обходился ни один праздник. Деревенские праздники были подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Посредником между человеком и неведомыми силами считали куклы. Люди считали, что чем древнее способ изготовления, тем действеннее роль куклы в совершении обряда. В некоторых семьях количество кукол превышало 100 штук. Кукла выполняла также и воспитательную роль. Малые дети с помощью кукол разыгрывали традиционные обряды, за которыми они наблюдали со стороны. Тем самым перенимали традиции и обычаи своих предков. Кукол бережно хранили, отводили для них специальные сундуки, коробы.

Куколка на счастье - это «девчоночья» кукла. Человек всю жизнь ищет свое счастье, в большинстве своем – методом проб и ошибок. Как тут не поискать себе помощника, советчика и просто друга. В русских сказках есть такая куколка-помощница, которая оберегает, помогает в делах и в поиске своего предназначения, счастья. Кукла на счастье единственная из народных кукол имеет своеобразные туфельки - лапоточки, которые помогают ей на пути поиска счастья, потому что путь бывает долгим, что наверно и символизирует длинная коса, превышающая рост самой куклы на счастье.

Желанница. Ещё одна куколка, которую, несомненно, можно тоже назвать девичьей. Такая куколка обязательно была у каждой девочки-подростка. Ложась спать, девушка загадывала желание и в подарок кукле вплетала ленточку, пришивала какую-нибудь пуговку или другое украшение, а за это, девушка была убеждена, кукла исполнит её желание. Поднесёт девушка к лицу куколки зеркало и скажет: «Гляди, какая ты красавица. А за подарок моё желание исполни». А потом спрячет свою подруженьку в укромное местечко до поры…


Кувада. Обрядовая кукла.В верованиях наших предков зарождение новой жизни воспринималось как милость и расположение божественных сил. С другой стороны, сам процесс рождения связывался с чем-то греховным и нечистым. В родовых муках виделось вмешательство злобных сил, терзающих беззащитную роженицу и младенца.
Мужчине, отцу ребёнка, отводилась активная роль. Он присутствовал при рождении ребёнка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Эти обряды называются «кувада»: в предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозлённые духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые, попавшиеся на глаза неодушевлённые образы людей, и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спелёнатую куклу. После родов куклы сжигались во время обряда очищения. Спустя годы обряд был утрачен, а кукла приняла новое значение - её вешали над колыбелью младенца после крещения для того, чтобы отгонять злых духов.


Старинные куклы-обереги , явно магического характера, выполняли в свое время роль оберегов от зла. Нашего далекого предка успокаивал и радовал вид этих оберегов, и отсюда, из этой радости, рождалось чувство красивого. Эти игрушки продолжали использовать как необходимые, хотя и не отдавали себе отчет, в чем собственно состоит их необходимость. Игрушки применяются как украшение дома и развлечение ребенка сегодня. Но игра - священный процесс познания мира, а значит, игрушки священны. Они по-прежнему остаются оберегами.

Зольная кукла. Самые первые куклы делались из золы. Как это ни странно, но именно так. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. К кукле привязывали куклу пеленашку, тем самым желая семье детей. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом. Каким? Оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.


Ангелочек. Оберег. В подарок на именины делали куклу “Ангелочка”. Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки.
Не только детские куколки были оберегами.


Вепская кукла . Изготавливали из старых вещей матери, без использования ножниц и игл. Охраняла малыша от порчи.


Многоручка. Её делали 14 октября на покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. Куколка предназначалась девушкам, готовящим своё приданное, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитьё, вышивка, вязание. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Имея множество рук, она помогает женщине справляться со всей её работой и сегодня. Предлагаю повесить куколку на видное место в комнате, где женщина проводит время в работе.Помогала девушке в домашнем хозяйстве.


Пеленашка. В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищённому крестом чаду. Только после крещения, которым за младенцем утверждается статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребёнка.


«Малышок-Голышок" , как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Пояс завязывали на животе при помощи трёх узлов, что символизировало пупок. Надо отметить, что "Малышок - голышек", изображающий мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.


Кукла Вербница или Вербная– одна из весенних обрядовых кукол. Эта кукла – подарочная, делается для конкретных людей... Делалась такая кукла в светлых зелёных, бежевых тонах, что символизировало приход весны, начало жизни. Кукла была безликая, как и все традиционные куклы. В руках обязательно должны быть веточки вербы.


Предлагаю вашему вниманию народную Пасхальную куклу . Изготовление этой куклы считалось таким же обязательным занятием перед Пасхой, как и роспись яиц. Лицо и руки куклы всегда делали из красной ткани, так как красный цвет символизировал собой жизнь. В руках кукла держала церковную свечку, а в другой котомку, в которой она несла пасхальные куличи для освещения в церкви.


«Неразлучники» - традиционная свадебная кукла. Такую куклу – символ крепкой семьи дарили в день свадьбы жениху и невесте. Хранили «Неразлучников» всю жизнь в красном углу. Посередине руки, между папой и мамой, со временем привязывали кисточки из ниток или колокольчики, по числу появляющихся деток.


Колокольчик. Родина этой куклы- Валдай, оттуда пошли Валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства: медное, серебряное и золотое. Счастье тоже складывается из трёх частей: если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен- человек счастлив. Кукла Колокольчик- весёлая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения.


Кукла «День и Ночь» была обязательной в любом доме. Кто последним ложился спать, тот поворачивал куклу ночной стороной, первый проснувшийся домочадец сразу же устанавливал куклу – день. Такой оберег защищал дом от всех напастей, задерживал и нейтрализовал отрицательную энергию. Эту куклу изготавливали на Рождество. И до следующего Рождества она висела у печи.
Существуют две разновидности этой куклы. Первая – в виде одной фигурки с разными по цвету сторонами. Ежедневно утром её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером – тёмной (на ночь). При этом хозяйки приговаривали: «Ночь прошла, и, слава богу. Пусть добрым будет день.» или «День прошёл, и слава богу. Пусть спокойной будет ночь»
Вторая разновидность – две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из светлой ткани (день), а другая – из тёмной (ночь). Днём выставляли светлую, а ночью – тёмную.

История тряпичной куклы насчитывает уже несколько столетий. Для наших предков это была не просто игрушка, но и магический оберег. Как только в семье рождался ребенок, ему в колыбель обязательно клали такую игрушку. Считалось, что кукла-оберег защищает малыша от злых духов и дурного глаза.

Как правило, такие обереги были безликими, поскольку существовало поверье, что в куклу без души (без лица) не может вселиться нечистая сила. Сделать тряпичную куклу своими руками несложно, главное, правильно изготовить выкройки и подобрать материал.

Русские народные тряпичные куклы в традициях и обрядах

Почти в каждой семье изготавливались также традиционные куклы для обрядов. Делали их, как правило, из тех материалов, что были под рукой: из кусочков ткани, соломы, мха, сухой травы, веточек деревьев. У каждой такой куклы были свои «обязанности»: «Десятиручницу» дарили молодой супруге, чтоб успевала справляться с домашней работой, «Плодородие» несла богатство в семью, а «Коза» изготавливалась на светлый праздник Рождества и приносила в дом достаток.

Традиции создания тряпичных кукол живы и в наше время: это и замечательная игрушка для ребенка, и украшение интерьера, а некоторые мастерицы умудряются создавать настоящие произведения искусства.

Как сделать тряпичную куклу своими руками: мастер-класс

Текстильные куклы - это, безусловно, прекрасное творение. Изготавливая такую игрушку для своего ребенка, мама вкладывает в ее создание всю свою любовь, теплоту и нежность.

Материалы, необходимые для работы:

  • ткань двух цветов (однотонная и с принтом);
  • нитки одного тона с тканью;
  • швейная машинка (или иголка, если вы решили шить куклу вручную);
  • ножницы;
  • бумага для выкройки;
  • толстые вязальные нитки для изготовления волос;
  • наполнитель (синтепон, холлофайбер, вата и т. п.);
  • элементы декора куклы: бантики, ленточки, пуговицы и др.

Как подобрать подходящую ткань?

При выборе ткани для изготовления изделия нужно учесть несколько важных моментов. Во-первых, для пошива тела тряпичной куклы лучше брать натуральные ткани: ситец, сатин, бязь. Можно использовать и синтетический материал, но обязательно проследите, чтоб он не сыпался и не тянулся. Во-вторых, желательно подбирать ткани бежевых оттенков, чтобы тон соответствовал цвету тела.

Если же вам не удалось найти подходящий цвет, то можно воспользоваться старым и проверенным бабушкиным способом: окрасить ткань в нужный цвет при помощи заваренного чая или кофе:

  1. Для этого нужно заварить крепкий черный чай (лучше взять пакетированный) и окунуть ткань в раствор на 15-20 минут.
  2. После этого достать ее, слегка отжать и разложить на столе для высыхания.

Технология окрашивания с помощью кофе такая же. Только учтите, что при его использовании тон получается более насыщенный, а сама ткань еще длительное время сохраняет легкий аромат кофе.

Технология изготовления тряпичной куклы своими руками:

На бумаге распечатываем шаблон выкройки (его можно и самостоятельно нарисовать на альбомном листе).

Вырезаем элементы выкройки и переносим их на ткань. Нужно вырезать по 4 элемента для ручек и ножек, и по 2 для туловища и головы.

Раскраиваем тело куклы, не забывая оставлять припуски на швы по 0,5-1 см. Если хотите, чтобы ваша кукла была в башмачках, то при покрое ножек нужно использовать два цвета ткани.

Складываем части рук и ног попарно лицевой стороной внутрь и прошиваем на швейной машинке или же вручную.

Прошитые конечности выворачиваем на лицевую сторону и набиваем наполнителем (но не слишком плотно).

Соединяем голову и туловище, не забывая оставить по два отверстия сбоку для рук и ног, и одно сверху (чтобы набить куклу наполнителем).

Выворачиваем заготовку на лицевую сторону.

Прикладываем руки и ноги к туловищу и аккуратно прострачиваем, загибая ткань внутрь.

Через верхнее отверстие набиваем заготовку наполнителем и аккуратно его зашиваем потайным швом.

Заготовка для нашей тряпичной куклы готова, осталось ее «оживить» и нарядить.

Создание прически для тряпичной куклы:

  1. Для создания прически нам понадобятся толстые однотонные вязальные нитки (цвет выбирайте по своему усмотрению).
  2. Используя неширокую дощечку или блокнот, наматываем нитку на нитку, потом снимаем моток и разрезаем его с одной стороны.
  3. Полученные пряди лучше прошить посередине (поперек), используя полоску ткани того же тона. У нас получился замечательный паричок!
  4. Осталось его пришить к голове куклы. Чтоб прическа получилась аккуратной, для удобства работы наметьте линию пришивания карандашом.

Вариантов создания неповторимого образа нашей текстильной куклы очень много: это могут быть забавные косички или хвостики с пестрыми бантами. Все зависит от ваших предпочтений.

Оформление лица тряпичной куклы

Осталось сделать кукле лицо. Вариантов несколько:

  • его можно прорисовать акриловыми красками;
  • вышить;
  • использовать для оформления кусочки фетра или уже готовые детали (такие сейчас несложно приобрести в специализированных магазинах для шитья).

Щечки можно нарумянить розовым карандашом или обычными румянами. А выражение лица куклы и ее настроение будут зависеть от вашей задумки.

Пошив одежды для текстильной куклы

И, конечно, нашу красавицу нужно нарядить. Для пошива платья можно воспользоваться уже готовой выкройкой или же нарисовать ее самостоятельно. Чтоб окончательно определиться с фасоном одежды, просмотрите картинки готовых изделий в журнале. А придать индивидуальность вашему творению помогут различные элементы для декорирования: бусины, пуговицы, кружево, пайетки и др.

Тряпичные куколки получаются очень мягкие, абсолютно безопасные для ребенка, с такой игрушкой приятно засыпать или брать ее с собой в дальние поездки. А сколько старания и любви вложила мама в ее создание! К тому же куколку можно шить и совместно с малышом, ведь такие занятия развивают мелкую моторику ребенка, его фантазию и являются прекрасной возможностью для воплощения всех творческих задумок.

Проявите фантазию и мастерство, тогда ваша тряпичная кукла точно будет яркой и неповторимой, а старания не останутся незамеченными!

Тем, кто только начинает знакомство с миром текстильной куклы, данная статья поможет разобраться во всем его многообразии. Возможно даже, Вы захотите сшить текстильную куклу своими руками. Но для начала давайте посмотрим, какими они бывают.

Большинство текстильных кукол не являются игровыми. Хотя бы с той точки зрения, что их не рекомендуется стирать, ведь многие куклы имеют расписанное акриловыми красками лицо, румяные щечки, а зачастую они тонированы и ароматизированы.
Также текстильные куклы достаточно хрупкие создания и не выдержат очень активного с ними обращения: как минимум потеряют внешний вид, как максимум – порвутся.
А еще многие куклы украшены разными аксессуарами, включая мелкие пуговки, цветочки и т.п., которые так и хочется оторвать:) Поэтому большинство текстильных кукол, это, скорее, «игрушка» для взрослых девочек: куклы прекрасно украсят интерьер или станут оригинальным подарком.

Итак, виды кукол:

1. Первая и на данный момент, наверное, самая популярная текстильная кукла это, конечно же, Тильда. Возможно, именно она и привела Вас на мой сайт.
Их придумала норвежский дизайнер Тоне Финнангер. Мир Тильда – это не только длинноногие куколки с глазками-точками, румяными щечками и без рта, но и медведи, зайцы, улитки, жучки и т.п. А также различные аксессуары тильда, как то: тильда сумки, тильда косметички, тильда тапочки и прочее. Многие из выкроек Тильда вы найдете на моем сайте в разделе .
В настоящее время, Тильда – это не только игрушки, но и огромная рукодельная «индустрия». Под брендом Тильда ежегодно выпускаются книги с новыми выкройками и идеями, коллекции Тильда тканей, а также различные аксессуары Тильда.
Честно скажу, я начинала не с тильд. Однако, именно с них начинают многие рукодельницы. Ведь выкройки тильд предельно понятны, а в книгах можно найти доступные мастер-классы Тильда.
У меня на сайте Вы найдете . А это моя единственная на данный момент Тильда .

3. Наше условное третье место я отдаю Тыквоголовкам, или Тыковкам. Для меня мама этих куколок – Елена Коган (ее кукла на фото), ведь именно ее кукол встречается в Интернете на каждом углу. Этих кукол отличает, конечно же, голова – она сшита из пяти клиньев, по середине лица проходит шов. Благодаря такому строению головы, похожему на тыкву, они и получили свое «народное» название.
Еще одной и очень важной особенностью тыквоголовых кукол является, конечно же, их лицо! Это Вам не глазки-точки Тильд и Снежек, здесь уже настоящие глаза, ротик и носик! Такое оформление лица придает кукле индивидуальность и дает огромный простор фантазии. На основе этих кукол создано огромное количество авторских: другие ручки-ножки, туловище, голова с носиком или без. А расписные лица уже переместились и на более простые формы головы (из 2-х половинок).

4. Куклы-примитивы, или чердачные куклы. Эти куклы родились во времена первых американских поселенцев и коренных американцев. В те времена бабушки и мамы шили своим детям кукол из всего, что попадалось под руку: тряпочки, мешочки и т.п. Поэтому в наше время кукол-примитивов отличает нарочитая «замусоленность», состаренность, небрежность…. Как будто-то их откопали в завалах хлама на чердаке, где они долго-долго валялись. Простые линии, необработанные срезы, тонировка, относительно несложные формы…. Но эта небрежность дается не так просто, ведь грамотно «запачкать» и «потрепать» куклу тоже надо уметь. Для этих кукол огромное множество выкроек, а также полно авторских примитивов.

5. Рэггеди Энн. Особняком среди примитивов стоит кукла Реггэди Энн. У нее очень интересная, но, увы, печальная история. Эту куклу придумал художник и писатель Джон Бартон Грюэль в 1914 году. Его дочка Марсела нашла на чердаке старенькую тряпичную куклу, в которую играла еще ее бабушка, мама Грюэля. Лицо куклы совсем стерлось и Грюэль нарисовал новое, нынче всем знакомое лицо: круглые черные глазки, красный носик треугольником и большой улыбающийся ротик. Из своих старых вещей девочка сшила кукле новую одежду. А свое имя – Рэггеди Энн – кукла получила под влиянием стихов поэта Джеймса Уиткома Райли «The Raggedy Man» и «Orphan Annie».
Джон Бартон Грюэль написал много рассказов о приключениях этой куклы.
А печальная вся эта история тем, что Марсела умерла в 1915 году. Но до сих пор кукла Рэггеди Энн остается достаточно популярной среди рукодельниц. А еще в нее, конечно же, могут играть дети:)

6. Русские куклы-обереги, или славянские куклы. Это наш ответ примитивам! Куклы эти куда древнее всех американских переселенцев:) Эти куклы выполняли функцию оберега или помощника в различных дела. Так, например, девушка на выданье выставляла у окна куклу Капустку, чтобы женихи знали, что в этом доме сватам будут рады. Пышногрудая кукла символизировала мать-кормилицу (кукла Кормилка или Рожаница).
Изготовлением подобных кукол занимались исключительно женщины. Прежде чем приступить к работе мастерице следовало особым образом настроиться, ведь от качества ее труда зависела судьба семьи. Тряпичные куклы-оберегри безликие – без глазок, носиков. При их изготовлении, как правило, не используют ножницы, а ткани просто рвут.
В наше время немало мастеров занимаются изготовлением подобных кукол. У меня тоже есть парочка куколок-оберегов. Если Вас заинтересовало – Интернет Вам в помощь, информации очень много, равно как и разновидностей тряпичных кукол оберегов.

7. Вальдорфская кукла - первая в истории развития кукол особая педагогическая кукла, специально разработанная педагогами вальдорфской школы для вальдорфских детских садов и школ. Традиционно вальдорфские куклы изготавливаются только из натуральных материалов: хлопковый трикотаж, овечья шерсть, для одежды - хлопковые, льняные, шерстяные ткани, для волос - хлопковая или шерстяная пряжа. Куклы изготавливаются мастерицами и детьми вручную, по особой технологии, чаще без использования швейной машины.
Тело куклы особым образом пропорционально - куклы-дети пропорциями соответствуют детскому телу, а куклы, изображающие взрослых (например, в кукольных спектаклях), - сделаны в соответствии с пропорциям тела взрослого человека.
Каждая кукла индивидуальна. Общими чертами являются плавность форм, пластичность куклы. Лицо изображается условно: глаза точками, рот - небольшим полумесяцем. У куклы нет жёсткого образа, она ничего не навязывает ребёнку, наоборот, вальдорфская кукла стимулирует детское воображение.
Вот как здорово про вальдорфскую куклу написано в wikepedia;))

8. Тряпиенсы, или тряпичные барби. Эти куклы пришли к нам из Японии, или может Кореи. Для них характерно изящное телосложение, пышные наряды, сложные прически. Лица тряпиенсов достаточно просты – прорисовываются глазки, чаще всего закрытые) и румянятся щечки. Красиво, но не так просто это сшить:)

9. Текстильные шарнирные куклы и текстильные каркасные куклы. Я решила объединить эти две категории и написать о них совсем коротко, т.к. знания о них у меня чисто поверхностные.
Эти куклы в большинстве своем сугубо авторские, очень сложны в изготовлении. Каркасных кукол отличает, конечно же, проволочный каркас, вставленный в сшитое из ткани тело. Благодаря ему, кукла может принимать практически любое положение.
У шарнирных кукол соединения рук и ног похожи на шарниры, что дает отличную подвижность рук, ног и туловища куклы.
Часто у этого вида кукол лицо выполняется в технике «текстильной пластики»…т.е. когда кажется, что лицо ее как будто вылеплено: объемный носик, глазки с веками, подбородок… А на самом деле – это текстильная пластика. Для меня это просто КОСМОС. P.S. На фото невероятная барышня Яны Яхиной.

10. Авторская текстильная кукла. Когда-нибудь, набив руку на шитье «стандартных» кукол, мастер (так пафосно звучит, а чем заменить не знаю), приходит к созданию своей куклы. Сам создает выкройку или переделывает под себя уже имеющиеся, пробует, шьет, набивает, выкидывает, снова рисует выкройки, шьет, набивает, выкидывает, переделывает…. И в конце-концов приходит к истинно своей кукле… Шьет их, а потом, через какое-то время… рисует новые выкройки, шьет, набивает – ну дальше Вы в курсе:)

Вот такая получилась статья, очень, на мой взгляд, информативная. Я уверена, что она поможет Вам заглянуть в мир текстильных кукол, немного в нем разобраться и выбрать для себя куклу по душе И, кто знает, может и создать свою, которая станет также известна, как и вышеперечисленные:)

Copyright © 2012 сайт
Все статьи на сайте уникальны и написаны мной лично. Полное копирование запрещено.
При частичном копировании или баннер обязательны!

Технологии изготовления текстильных кукол

1. Виды и образы текстильных кукол

Куклы-обереги для дома (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1)

Берегиня
Берегиня – одна из самых древних кукол-оберегов. Куклу с красным лицом вешали напротив двери. Делали Берегинь и белолицых. Считалось, что Берегиня никого с дурными мыслями в дом не пустит. А в обязательном мешочке у нее три вещи: лекарственная трава, чтобы все были в доме здоровы, зерно, чтобы сберечь достаток и куделька - неспряденная шерсть для тепла и уюта.

Метёлочка

Метёлочка должна сидеть дома выше всех, чтобы всех видеть. И если дома случилась ссора, то после, когда уже все разойдутся, надо взять Метёлочку, открыть форточку и помахать куклой, как веником, выгоняя ссору прочь, в окно.

Кубышка-травница

Кубышка-травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Еще её ставили около кровати больному.

Крупеничка

Кукла "Крупеничка"- это оберег на сытость и достаток в семье. Первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе куколки. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Её наряжали и бережно хранили в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.

Колокольчик

Колокольчик – кукла добрых вестей. Родина куклы – Валдай. У куколки три юбки, она веселая и задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения.

Десятиручка

Многорукую куклу "Десятиручку" помещали на видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, в частности в рукоделии.

Кукла «десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

День и ночь

День и ночь – это куклы-обереги жилища, смены дня и ночи, порядка в доме. Днём выставляют вперёд светлую куклу, а вечером - тёмную. Куколка День - оберегает день, чтобы не зря прошёл, а Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать.

Куклы-обереги для матери и ребенка (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2)

Кувадки (Куватки)

Кувадки - простые и очень непростые куклы, простые по форме и непростые по образу, который они раскрывают.

Сегодня мало кому известен обряд «кувады». Но в середине XIX века он еще существовал в Орловской и Костромской губерниях. Магия обряда связывалась с таинством рождения ребенка. Отец ребенка обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Громкими воплями он выманивал злых духов в предбанник, где развешивались обрядовые куклы, в которые, по мнению людей, вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спеленутую куклу. После родов куклы сжигались во время обряда очищения.

К концу XIX века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались.Но назначение их изменилось: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от злых духов. Обычно в связке было от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.

Ведучка

"Ведучка» - это тип куклы, характерный для Сергиевской игрушки 19 века, символ преемственности поколений, материнской заботы и любви, изображает кормилицу, ведущую малыша. Отсюда и местное название «Ведучка» (ведущая в жизнь).

Купавка

Купавка - это летняя кукла одного дня. Ее делали к началу купаний и связывали с праздником Ивана Купала. К рукам Купавки привязывали множество тесемочек, которые символизировали болезни людей, невзгоды. Ее украшали травой, цветами, зелеными ветками и в день праздника сплавляли по воде, веря, что вода очистит человека от всех бед.

Лихоманки
Куклы Лихоманки делались под особый заговор. Перед холодами приглашали в дом специальную бабку, которая читала длинный заговор от разных болезней и в это время старшая в семье женщина должна была скрутить минимум 12 кукол, иногда до 100 доходило. Считалось, чем больше она скрутит кукол, тем от больших болезней она семью на время зимы защитит, а в апреле их выносили на улицу и сжигали, с огнем уходили те болезни, которые они на себя взяли.

Куколка от коли и боли

Эту удивительную куколку прикладывали на больное место для того, чтобыона сняла боль, и человек перестал ее чувствовать.
Капризных младенцев также успокаивали этой куклой. Куколкуне изготавливали заранее, а только в случае боли.
Например, при коликах в животе у грудного ребенка, его родители быстро изготавливали из тряпочек куклу и прикладывали к животику, после чего ребенка пеленали вместе с куклой. Куколка находилась с ребенком до тех пор, пока колики не проходили. Куколка была локтевая, то есть размер ее был от ладони до локтя того, кто ее изготавливал. Она делается по принципу Кувадки, наряжается в юбку с фартуком и платок.

Рванка-Платочница-Капуста-Кормилка
Эта обереговая кукла имеет множество названий: Рванка, потому что материал не режется, а рвется. Платочница, потому, что из 5 одинаковых кусков ткани сделана. Капуста по количеству юбок, а самое трогательное название - Кормилка.
Кормилка оберегала ребенка до самой свадьбы. Девочки чтобы удачно выйти замуж, делали эту куклу с длинной шеей, на которую наворачивали воротнички, означавшие положительные качества будущего мужа: чтобы добрый был, не пил, не гулял.

Утешница

Кукла на берестяной основе находилась в запасе, не на виду, доставалась только как скорая помощь при болезни, для отвлечения малыша. Делалась Утешница из самых ярких тканей, на руках и на поясе навешивались конфеты, завёрнутые в матерчатые кулечки. Пока ребёнок болен и безутешен, кукла находилась у него. При успокоении кукла убиралась до следующего раза за печку, возможно за образа для очищения.

Младенчик

Это первая куколка-оберег для младенца до года.
Вятская женщина, ожидая ребенка, скручивала куклу и загадывала будущее своему ребенку, наделяя его разными добрыми качествами: «Пусть будет здоровым, смелым, сильным, умным…». В течение 1-го года жизни ребенка по мере загрязнения куколки ее меняли много раз, менялся ее цвет, фактура ткани, что позволяло получать разные впечатления и эмоции ребенку.
Рождественский Ангел

Куклу дарили на Пасху или на Рождество. Они отличались тем, что на Пасху делали красных, белых и зеленых ангелов, а на Рождество – белых и голубых. Куклу располагали над детской кроваткой, охраняя сон ребенка.

Веснянка

C наступлением весны девушки делали и дарили друг другу ярких куколок с волосами необычных цветов. Эти куклы "Веснянки" имели силу оберега молодости и красоты.

Куклы-обереги для жениха и невесты (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3)

Неразлучники

Усажены - свадебные куклы на машину (раньше на гужевые повозки).

Роль Неразлучники для молодоженов играли полотняные, соломенные, травяные, или нитяные куклы. На свадьбу изготавливалось несколько видов "берегинь", и у каждой было свое назначение.

Две эти тряпичные куклы изготавливались подругами невесты, и олицетворяли мужское и женское начало. Отличительной особенностью Неразлучников являлась общая рука, основой для которой служила длинная деревянная лучина. Общая рука, как и само название оберега, говорило о том, что супруги неразлучно должны идти по жизни "рука об руку".

Неразлучники не просто хранились после свадьбы в красном углу горницы, но, с появлением детей, дополнялись Мартинчиками, связанными из пучка белых нитей.

Мировое дерево

Мир в славянской языческой мифологии представлялся в виде дерева, корни которого являли собой подземное царство, а крона - небесный свод, божественное начало. Ствол же символизировал мир земной. Семья, как основа новой жизни, также представлялась деревом, которое вскоре принесет плоды в виде потомства. В русской свадебной символике тема дерева прослеживалась и в сравнении молодых с ягодками райского дерева, и в мотивах вышивки свадебных рушников - райские птицы, сидящие на ветках деревьев, являлись связующим звеном между землей и небом.

Символом Мирового (родового) Дерева на свадьбе являлись фигурки жениха и невесты, прикрепленные к березовой рогатине, которая вставлялась в центр свадебного пирога невесты. Эти куклы так и назывались "Мировое дерево" и являлись залогом семейного благополучия и плодовитости.

Московка
Во время девичника было много обрядов и один из них - изготовление куклы Московки. Называли ее еще Семья, Седьмая я и Плодородие. Её делали для того, чтобы будущая семья была дружная, крепкая, детьми богатая. Основание, на котором все держится, олицетворяет мужское начало. Очень гармоничная кукла: мужское начало, женское и дети.

Обрядовые куклы (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Масленица

Самой распространенной обрядовой куклой является Масленица. К празднику Масленицы изготавливалось чучело Масленицы в человеческий рост, которое обязательно сжигалось, символизируя переход из одного времени года в другое. Домашняя Масленица находилась дома до следующего года и считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили куклу в красномуглуилиувходавжилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, Домашней Масленицей встречали жениха и невесту.

Спиридон-Солнцеворот

Люди говорили: "Спиридон-Солнцеворот колесо в руках несет". Праздник Спиридона - это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы.

На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривая: «Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!».

В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, чтобы куколка забрала с собой все старое и негодное, высвободив силы для новой жизни.

Коляда

Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.

В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.

Мартинчики

Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда "закликания" весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары.

Рябинка

Кукла Рябинка - символ женской мудрости, материнства, домашнего очага. Она связана с деревом рябиной.

Именины дерева рябины праздновались четыре раза в год. Осенью, на четвертые именины, когда созревали плоды, делали эту куклу. В знак почитания ее, как оберега, делали большую праздничную куклу Рябинку.

Санница

Санницу катали с горки, и, считалось, чем дальше уедет кукла не падая, тем длиннее будет лен,лучше будет кудель, а значит и нить и холсты льна будут хорошими.

Игровая кукла (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Зайчик на пальчик

Зайчик на пальчик - первая игрушка малыша. Казалось бы, все настолько просто, но ребенок ее уже не выбросит, ручками водит, сам себя развлекает. Кукла очень важна для снятия слабого мышечного тонуса большого пальца. Наши предки не знали таких слов, а просто понимали, что неправильное положение пальца может помешать освоению ремесел и надевали зайчика на мизинец.

Куклы Хороводницы

Куклы Хороводницы устроены так, чтобы девочки их крутили и развивали одновременно две ручки. Это было важно для работы за прялкой.

Бойцы на палочках

Бойцов на палочках было тоже два. Они были с мешочками в руках. Этими мешочками они дрались. Навыки, которые получали мальчики, благодаря этой кукле, нужны были для плетения лаптей.Сын с трехлетнего возраста помогал отцу плести лапти. И если у него не получалось завязывать узлы, ему говорили: "Тебе еще в куклы играть надо", то есть тренироваться.
Убоженка
Убоженка делалась нарочито неряшливой, в старой одежде. Она должна была научить ребенка состраданию. Если ребенок такую куклу в руки берет, то и в нищего уже камень не кинет.

Девка-Баба

Девка-Баба- кукла-перевертыш. Все жизненные контрасты мама на такой кукле показывала. Вот она девка нарядная, красивая, с одной косой. А замужем: платье серое, на посиделки уже не сходишь. Чтобы девочке это сразу не было шоком. Потому что выходили замуж очень рано, в 12-13 лет. Мама старалась такими куклами ее подготовить.

Малышок-Голышок

Кукла была голенькой, без одежды, но с поясом, который в русском традиционном костюме всегда считался сильным обереговым знаком. Такая игровая кукла своим элементом незавершенности стимулировала тем самым воображение детей, поскольку им разрешалось придавать ей черты лица, одевать. Кроме того, кукла, наделенная магическими свойствами, развивала в ребенке, по верованиям древних, материнское начало и чувство семьи.

2. Основные технологии изготовления текстильных кукол

В изготовлении кукол своими руками есть великий смысл. Ведь такая кукла несет в себе отпечаток и потенциал мыслей, чувств человека, которые он переживает во время рукоделия. Кукла же с самого первого узелочка делалась таким образом, чтобы она стала почти одушевленным существом, имеющим свои силы и поручение. Например, защитить, поддержать в трудную минуту. А порой - и суженого указать, ребенка от хвори вылечить, о судьбе поведать. Куклы - удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки.

Закрутка

В основе куклы - плотно закрученный лоскут ткани. Как и многих других кукол, эту куклу изготавливают без использования иглы и ножниц. Любое исключение предрекало "колото-резаную" жизнь владельцу оберега. Лоскуты рвали, затем сворачивали и обматывали нитями. Сворачивая и завязывая ткань, не делают ни одного шва.

Для изготовления туловища куклы нужно взять небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, нужно сделать плотную скрутку-рулик. Это будет тулово куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

Теперь примерно на уровне шеи и пояса скрутку перевязывают ниткой или веревочкой.

Далее делается голова и руки. Нужно взять квадратик белой ткани, накрыть им скрутку по центру и сформировать голову. Внутрь можно положить вату или синтепон, чтобы голова получилась круглой и перевязать ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, убрать лишние складочки назад, округлив голову.

Затем нужно сделать руки. Противоположные, свободные концы ткани выравнивают, определяют длину рук и лишнюю ткань сворачивают внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряют размеры ладошки куклы и перетягивают ткань ниткой. Вот и руки готовы.

Оставшиеся уголки ткани подвязывают вокруг туловища ниткой на поясе. Направление рук определяется в зависимости от натяжения ткани. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.

Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства.

Основа куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: рядить куклу. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева.

Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка. Остальные детали одежды и украшения куклы - дело вкуса хозяйки!

Столбушка

В Центральной России у девушек существовала традиция 14 февраля (1 февраля по старому стилю) "загадывать на жениха" с помощью берестяной куколки. На бересте писали заветное имя суженого.

Поэтому не случайно во владимирских деревнях старательно и аккуратно накручивали на берестяные трубочки скромные, но такие милые куколки Столбушки. По-видимому, это название присвоили кукле за схожесть ее основной детали со столбиком. Но, может быть, существуют и другие, более глубокие корни появления таких кукол.

Дальнейшие технологические операции совпадают с последовательностью изготовления Закрутки.

Крестушка

Традиционную русскую куклу Крестушку делали с малолетства, т.к. она очень проста исполнении. В основе куклы – крест.

Крест в основе и косой крест на груди несут не только технологический смысл, это символ плодородия. Крестовидные куклы являли собой не только мифологическую формулу мироустройства (схема триединого мира: небесного, земного и подземного), но и указывали ещё и на четыре стороны света. Таким образом, в самой их конструкции содержится универсальное число семь - символ мироздания. Магия семёрки живет в нашей речи и сейчас: " семь раз отмерь", "семь пядей во лбу", "семь пятниц на неделе", "на седьмом небе". Каждодневное слово "семья" звучит как древнее заклинание: "я" - в центре мироздания, "я" должен повториться семь раз - тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована и в кукле.

Крестики собирали из прутиков, палочек, лучинок, щепок; иногда взрослые выстругивали для этого гладкие планочки. Короткую горизонтальную палочку клали на вертикальную, более длинную, и перевязывали их прочными нитками крест-накрест спереди и сзади. Получалась основа куклы - крест: голова, руки и туловище. Если палочки круглые, то на вертикали в месте перекрестья делается ножом вырез, куда вкладывается горизонтальная перекладинка. Затем палочки перевязываются нитками. Вариантов дальнейшего оформления куклы было множество. На широкой плоской планочке рисовали лицо и одевали Крестушку в юбку и кофту, в рубаху, платье с рукавами, подвязав поясом под грудью.

На верхушку тонкой палочки наматывали мох, сухую траву и обтягивали головку белой тряпкой. Пришивали кудельные волосы и одевали куклу.
Делали также Крестушку-Мужичка. Находили прутики с развилкой из одинаковых сучков, которые изображали ноги. Руки привязывали точно так же с помощью горизонтальной перекладинки. Такую крестушку одевали в порты (штаны), в рубаху и подпоясывали.

Мастерили и целую семью Крестушек с детьми и приданым. Крестушки удобны в игре. Держась за палочку-туловище под платьем, дети манипулировали фигурками, как театральными куклами 1 .

Набивная кукла-мешочек

В основе куклы - тоже характерный столбик, только набитый зерном, поэтому куклу называют «Зернушка». Для изготовления куклы прямоугольный кусок тонкого холста сшивается плотным швом по длине. Получается холщовая трубочка. С одного конца ее простегивают ровным частым стежком, стягивают и завязывают узелком. Для прочности самый кончик сборки у основания перетягивают ниткой и выворачивают.

Теперь в верхний край столбика продергивают нитку, оставив свободными концы нитки. Затем насыпают в столбик-мешочек сухое зерно (пшеницу, ячмень), наполнив его не до самого верха. Стягивают ниткой верхний край мешочка, завязывают и зашивают отверстие. Готовый столбик перетягивают вязкой по линии шеи - головка куклы наполняется зерном до верха. Получается устойчивая, приятная на ощупь фигурка.

Одевают Зернушку в юбку и передник, пришивают волосы из крапивной кудели или просто повязывают платком, завязав его вокруг шеи. Фигурка величиной в 15-20 см выглядит наиболее пропорциональной и удачной. Таких кукол дарили раньше с пожеланием благополучия, достатка, счастья. Она может быть хорошим, оригинальным подарком.

Пеленашка

В основе правил изготовления куклы Пеленашки лежит традиционное понимание мироздания крестьянами. В ней простейшими приемами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы, который, по поверьям, располагается в районе пупа.

Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.

Ткань плотно скручивали в скатку и с усилием перетягивали посередине специально изготовленным пояском. Завязанный тугой узел символизировал пуп. Оставшиеся концы шнура откусывали так же, как пуповину при рождении ребенка. Целостность образа концентрировалась на узле: развяжи узел - и образ распадется. Вторая не менее существенная составляющая образа - голова. Для обозначения головы скатку перетягивали нитями, выделяя треть длины с одного из концов.

С этого момента пропорции куклы соизмеряются с пропорциями младенца. Треть длины куклы, отделенная нитью, составляла верх - голову, другие две трети - низ куклы, а узел шнура – пояса располагали спереди. Это наиболее существенные детали, которые учитывали при пеленании куклы.

Куклу пеленали в три основных этапа. Сначала на голову повязывали платок. Для этого небольшой кусок ткани перегибали по диагонали. Платок накидывали концами крест-накрест, концы заводили за спину, не завязывая узла.

Затем куклу плотно пеленали куском ткани. Для этого скатку укладывали на прямоугольный кусок ткани, чтобы часть с подвязанным платком выступала над его длинной стороной. Один из верхних углов ткани заводили наискосок за скатку.

Узелковая кукла

Рассмотрим технологию изготовления Рождественского Ангела (Рис.3). Традиционно эта кукла делалась из тонкой белой натуральной ткани, но можно взять ткань светлых оттенков размером 20см х 20см. Изготавливается без ножниц и иголки. Поэтому квадратик не вырезается, а отрывается от куска ткани, при этом с краю получается ровная бахрома, так напоминающая перышки.
В середину квадратика ткани помещается наполнитель. Ткань перегибается по диагонали, наполнитель обтягивается тканью и завязывается длинной ниткой (а). Затем, той же ниткой перевязывается «талия» и «крылья» (б), а также при переходах нитки вверх-вниз формируется «крест» (в).
Чтобы украсить куклу, поверх нитки можно проложить декоративный шнурок.

Рис. 3

Кукла на палочке

Существует несколько технологий изготовления текстильных кукол на палочке:

А) палочка является основой тулова куклы; в остальном, кукла изготавливается по технологии куклы Столбушки.

Б) палочка является не только основой тулова куклы, но и держателем. Примерами таких кукол являются кукла Пастушок, Хороводницы, Борцы и др.

В) палочка не является основой тулова кукол, а служит общей рукой (символом неразлучности), на которую надеваются узелковые куклы, символизирующие жениха и невесту. Когда в семье появлялись дети, фигурки немного раздвигались, и на общую руку привязывались нитяные куколки – мартинчики.

Рис. 4

Г) палочка (рогатина) является основой тулова двух кукол. Таким способом изготавливается кукла Мировое Дерево. Н а левом сучке рогатины делают куклу Невесты. Технология изготовления соответствует типу Столбушка. На втором сучке рогатины оформляют куклу Жениха.

3. Технология изготовления традиционной безликой текстильной куклы «Ведучка»

За основу разработки технологии куклы Ведучки взяты работы мастера Ирины Хабышевой.

Для создания куклы-кормилицы потребуется:

    Плотная ткань (65х30) для изготовления тулова куклы.

    Плотная ткать (40х3) для придания тулову большей устойчивости.

    Ткань (36х12) для изготовления рук кукол.

    Полоска их белой тонкой ткани для обертывания рук кукол (приблизительно 70х1).

    Тонкая белая ткань (40х40) для лица, предплечий, тулова.

    Синтепон для формирования головы, груди и бедер куклы.

    Ткань для рубахи (30х15).

    Ткань для юбки (75х20).

    Белая ткань для нижней юбки (75х20).

    Ткань для повойника.

    Мягкая, легко драпирующаяся ткань для платка.

    Шитье (75 см)

    Нитки красные, белые и цветов, соответствующих цвету юбки и рубахи и нитки для пояска.

Для куклы-ребенка потребуется:

1. Плотная ткань (26х10) для тулова.

2. Ткань для рубахи.

3. Ткань для юбки и нижней юбки.

4. Лен для «прически»

5. Белая узкая ленточка (25 см).

6. Нитки для обвязывания куклы и для пошива юбок.

7. Нитки для пояска.

1 . Сначала необходимо создать тулово куклы. Для этого плотно скручиваем отрез ткани. Полученную скрутку (диаметром 3,5 см) фиксируем красной нитью в области шеи (7,5 см от верхней точки), в области талии (в середине скрутки) и приблизительно в 10 см от нижней точки тулова. Это будет нижняя точка «общей руки» куклы. По низу тулова для устойчивости куклы наматываем подготовленную полоску плотной ткани. Фиксируем ее белой ниткой.

2. Скручиваем в жгут ткань для рук кукол. Чтобы его закрепить, оборачивает подготовленной полоской белой ткани. Готовый жгут привязываем к тулову в области шеи. Для хорошей фиксации делаем двойную обвязку. Основа куклы готова (илл.1).

.

Илл. 1 Илл. 2

3. Начинаем формировать голову, грудь и бедра куклы (илл.2). Для этого в середину квадратного отреза ткани раскладываем синтепон, накрываем тулово по диагонали и начинаем формировать голову. Делаем несколько туров красной нитью вокруг шеи, расправляем складочки. В области лица складок не должно быть.

4. Отрезаем излишки ткани. Ткань подворачиваем и завязываем в области предплечий. При помощи синтепона формируем грудь, аккуратно драпируем ткань и обвязываем куклу по линии талии. Ниже талии делаем плотный тур синтепона. Остатки белой ткани подтыкаем под слой синтепона. Основа куклы приобрела очертания женской фигуры

5. Одеваем куклу-кормилицу, завязываем повойник и платочек (илл. 3).

Илл.3. Илл.4.

6. Приступаем к кукле-дочке. Эта куколка узловая. Жгут, скатанный из плотной ткани, сворачиваем пополам и привязываем к общей руке парной куклы. Начинаем «рядить»

дочку. Рубаха состоит из трех частей. Сначала закрепляем рукава. Затем аккуратно фиксируем красной нитью переднюю и заднюю части рубахи в области талии (илл. 4).

7. Делаем куколке из льняных волокон прическу. Привязываем «волосы» к головке куклы. Надеваем юбочки. Дочка готова (илл. 5). Осталось завязать обеим куколка обережные пояски (илл. 6).

Илл.5 Илл. 6

Технология изготовления Ведучки – одна из самых сложных, но кукла очень красивая и по сути своей очень привлекательная. За короткий срок знакомства с теорией и недолгое время изготовления куклы можно приобрести лишь элементарные знания и навыки. Но и за это время можно ощутить на себе ее природу и истоки и полюбить русскую традиционную куклу на всю жизнь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Руководствуясь целью возрождения технологий изготовления русской традиционной безликой текстильной куклы как феномена народной культуры, были рассмотрены и систематизированы ее виды и образы, ее функции и типология, описаны основные технологии изготовления текстильной куклы, а также была разработана и описана технология изготовления текстильной безликой куклы «Ведучка».

В контексте русской народной куклы не всегда можно говорить о её эволюционном развитии. Попытка уничтожения русской текстильной куклы, вероятно, не могла не внести некоторого искажения форм и образов традиционной куклы. Но, как показывает история, все, что имеет непреходящую ценность, несмотря ни на какие преграды, становится традицией. Эти традиции складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. В настоящее время русская традиционная текстильная кукла переживает период живого интереса, неподдельной увлеченности, настоящего своего возрождения. Но современные народные мастера принадлежат, в основном, поколениям, выросшим во время технического прогресса. Это не прежние крестьяне, работавшие скорее интуитивно, по сложившимся канонам. У сегодняшних мастеров больше выбора в ткани, цвете, больше соблазна отойти от канона.

Сегодня от народного мастера требуется не только высокое мастерство, но и сознательное творческое отношение к своей деятельности, глубокое проникновение в народную культуру. И, конечно же, определённая образованность, способность ориентироваться в вопросах традиционного русского искусства.

Поставленные задачи решены. Для систематизации исследуемого материала, была изучена и проанализирована литература по данной теме. Рассмотрены архетипы традиционной текстильной безликой куклы и тенденции ее возрождения. На основе приобретенных знаний была изготовлена парная кукла Ведучка.

Поставленная цель достигнута.

Список использованной литературы

    Берстенева Е.В., Довгаева Н. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М., 2010, 112 с.

    Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология.– Культура и традиции, 2007.

    Г. Дайн. Октябрь - золотая осень. http://www.detsad14.ru

    Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб.: «Паритет», 2003. - 240 с.

    Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры // Избранные статьи в трех томах. Т.1.- Таллинн, 1992.

    Народная игрушка. Сборник «Кладовая Солнцеворота»; Омск, 2001.

    Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. СПб.: «Детство-Пресс», 2011.

    Шептуля А.Э. Обереги своими руками укрась и защити свой дом. - М.: Эксмо, 2007.

    Музей «Берегиня» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.usadba-bereginya.narod.ru/museum.

10. Национальные традиции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.Letopisi.Ru

11. Традиционная культура Русского Севера: история и современность. Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера /Редколлегия: Т.Г. Иванова (ответственный редактор) и др. Петрозаводск, 2007. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://kizhi.karelia.ru/specialist/pub/library/rjabinin2007/8_actual/batagova.htm

12. Художественно-педагогический музей игрушки Российской академии образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. sergiev - posad . ru /

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1

Берегиня

Очистительная

Травница

Крупеничка

Колокольчик

Десятиручка

День и Ночь

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2

Лихоманки

От коли и боли

Утешница

Младенчик

Рождественский Ангел

Веснянка

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1 Г. Дайн. Октябрь - золотая осень. http://www.detsad14.ru

Все девочки, девушки и женщины являются любительницами очаровательных созданий – кукол, красота которых всегда привлекала во все времена. Куклы могут быть выполнены с помощью различных техник и технологий. Это могут быть нежные фарфоровые куклы, заводские пластиковые, текстильные куклы и шарнирные куклы. Данную статью мы посвятим именно текстильным куклам, которые можно выполнить своими руками. Именно такие очаровашки радуют взгляд, и на них просто не возможно смотреть без умиления.

Виды текстильных кукол.

Кукла Тильда.

Данная куколка отличается своеобразной выкройкой, из которой получаются длинные ножки и ручки. Милые личики с глазками точечками и румянцем на щечках просто дышат красотой и деревенским здоровьем. Мастер-класс по изготовлению такой куколки мы рассматривали в статье . Начинающим рукодельницам, которые хотят опробовать себя в мастерстве создания кукол, могут начать свой опыт именно с данного вида изделий, так как они просты в выполнении, а эмоций принесут на миллион.

Кукла Тыквоголовка.

Данная кукла имеет свое главное отличие от остальных, которое заключается в изготовлении большой головы из пяти клиньев, благодаря чему она и получила свое прозвище. Большое поле для творчества позволяет автору рисовать с помощью акриловых красок огромные выразительные глаза, аккуратный носик и чувственный ротик. Такая текстильная кукла станет шикарным украшением интерьера в любом доме. А если подарить ее маленькой хозяйке, то дружба будет самой крепкой и настоящей.

Кукла Снежка.

Главной особенностью данного вида кукол является наличие больших и устойчивых ног, благодаря которым она может стоять на поверхности, а также присутствие глазок-точечек, хотя встречаются Снежки и с огромными расписными глазами. Эти куколки выглядят очень стильно и романтично, поэтому стоит попробовать свои силы в изготовлении Снежки.

Чердачная кукла.

Данный вид кукол кажется на первый взгляд очень небрежным и потрепанным, как будто действительно долгое время провалялась на чердаке. Вы можете подумать, что Чердачные куклы изготавливаются из какого-нибудь хламья, но это совсем не так. Материалы для создания таких кукол подбираются очень тщательно, долго подготавливаются, при необходимости состариваются и затираются. Поэтому работа над выполнением данного создания довольно трудная и кропотливая.

Вальдорфская кукла.

Вальдорфские куклы изначально создавались специально для детского развития в садах и школах. Процесс работы над данным изделием заключается только в ручной работе и только с использованием натуральных материалов. Именно такая кукла считается ненавязчивой и помогает ребенку развить свою фантазию и воображение.

Кукла-оберег.

Кукла Зерновушка.

Такой вид кукол можно по праву отнести в категорию кукол-оберегов, но мы решили выделить ее отдельно, так как она имеет свое конкретное назначение, означающее благополучие и достаток в семье. И самое главное, чем жирнее будет кукла, тем обильнее будет плыть достаток в семью и дом.

Куклы Тряпиенсы.

Данный вид кукол имеет довольно простую выкройку тела, которая заключается в изготовлении изящных форм и маленькой головки с закрытыми глазами. Самую большую сложность в создании данного вида текстильных кукол заключается в изготовлении пышной прически и сложного наряда, присущего дамам из восемнадцатого столетия, когда царили балы, придворные дамы и кавалеры.

Авторские текстильные куклы.

Если вы считаете себя опытной мастерицей, то почему бы вам не создать свою собственную авторскую куклу, которая бы отличалась особым дизайном и техникой выполнения. Дизайнерские куклы очень оригинальны, и не имеют себе равных.

Шарнирные куклы.

Шарнирные куклы – это самые сложные в работе изделия, создание которых потребует определенных навыков. И не нужно расстраиваться, если с первого раза у вас не получилось сделать красивое лицо или изящное тело, так как на это нужно будет потрать немало времени для приобретения опыта. Шарнирные куклы могут изготавливаться, как из специальной пластики, так и из текстиля, поэтому мы и отнесли их к видам кукол из ткани.

Куклы ручной работы всегда будут цениться высоко, потому, что их по праву можно назвать красивыми, изящными и нежными. Поэтому рассмотрим вопрос, как сшить куклу своими руками, более подробно.

Мастер-класс по изготовлению куклы Снежки.

Процесс работы.

  • Начнем изготовление нашей куклы естественно с выкройки, необходимо выбрать нужный размер и перенести на бумагу и вырезать с помощью ножниц.
  • Затем переводим нашу выкройку на ткань, при этом не забываем сложить ее вдвое.
  • На швейной машинке прострачиваем нарисованные детали на ткани, оставляем при это свободные места для набивки синтепона, и вырезаем, оставляя припуски.
  • Готовые части тела плотно набиваем наполнителем и приступаем к подготовке стоп.
  • Вырезаем стопы, хорошо проклеиваем их флизелином и с помощью булавок прикалываем к нашим ножкам. Затем аккуратно пришиваем стопы, начиная с носка, при необходимости добавляем синтепон.
  • С помощью имеющейся выкройки ножек кроим ботинки для Снежки из фетра, сшиваем их на машинке и надеваем на ножки, далее пришиваем стопу с помощью потайного шва.
  • Переходим к изготовлению одежды для куклы. И начнем с изготовления трусиков.
  • Далее необходимо приделать к туловищу ножки. Для этого спицей отмеряем нужный нам уровень и с помощью пуговицы присоединяем ноги к телу.
  • Голову Снежки также сшиваем с помощью машинки, набиваем наполнителем и с помощью потайного шва присоединяем к туловищу.
  • Для изготовления волос используем шерсть для валяния. Нам необходимо для начала привалять ко лбу челку, а затем прикрепить волосы по пробору, можно заплести косички. И все, прическа готова. Волосы для Снежки можно использовать любые, есть специальные готовые, продающиеся на метраж волосы, а можно также использовать пряжу для вязания.
  • Теперь приступаем к пошиву платья и пальто.
  • Для платья достаточно взять простую прямоугольную выкройку, где высотой будет служить длина платья, а шириной – самый большой объем нашей куклы
  • Пальтишко шьем с помощью данной выкройки.
  • Теперь одеваем куклу в ее одежду, прикрепляем ручки и дорисовываем глазки. По желанию можно припудрить щечки.
  • Вот такая вот красавица у нас получилась!

Как оказалось, сделать текстильную куклу своими руками занятие простое, но занимательное. А самое главное, что теперь вы сможете самостоятельно подбирать одежду или брать готовые кукольные образы из интернета, и одевать своих куколок по последнему писку моды. Текстильные куклы станут хорошими друзьями для вашего ребенка, который будет радоваться вместе с вами новому изделию.

Похожие публикации