Регистрация брака в советское время. Какими были советские свадьбы
Для влюбленного человека свадьба - одно из самых замечательных событий в жизни. В каждой стране этот традиционный обряд протекает по-разному. А помните, как проходили советские свадьбы?
Торжество бракосочетания в СССР в целом было довольно скромным: у рядового советского человека попросту не было финансовой возможности тратиться на дорогие рестораны и заграничные свадебные турне - да и за границу в те времена не очень-то пускали. Однако столы во время свадебного застолья буквально ломились от обилия великолепных угощений, и никто не уходил со свадьбы трезвым или голодным: еды и спиртного всегда хватало. Кстати, алкоголь нередко был самодельным, и это не считалось моветоном. Домашнее вино, самогон, ягодные настойки и наливки легко заменяли дорогие импортные напитки.
Если сегодня свадьбы отмечают в ресторанах, кафе и в самом крайнем случае - столовых, то для советских свадеб такая роскошь была доступна не каждому, поэтому свадебные застолья в СССР, в основном, проходили дома. Обычно выбирали самую большую квартиру среди ближайших
родственников, ставили в наиболее просторной комнате столы (обычно в форме буквы «п»), богато и красиво накрывали их и украшали квартиру свадебными атрибутами.
Можете представить свадебный кортеж с шашечками такси? В наши дни это кажется немыслимым. А в Советском Союзе легковушки были роскошью, поэтому заказывать такси для свадебных кортежей было в порядке вещей. Причем машины обильно украшали лентами и шарами, а на капоте автомобиля молодоженов обязательно сидела кукла в свадебном наряде.
Каких-либо строгих правил и ограничений на проведение свадьбы в СССР не было, однако большинство молодоженов предпочитало один из двух наиболее распространенных стилей свадебного торжества: народный или комсомольский.
Задушевные народные свадьбы в каждой республике, области или крае отличались ярким национальным колоритом и проводились в соответствии с этническими канонами бракосочетания. Такие торжества ни в коем случае не проходили без живой музыки: присутствие музыкантов с народными инструментами было обязательным. Гармони и баяны, скрипки и дутары - у каждой народной свадьбы была своя музыка, свои инструменты и музыканты. На такие свадьбы было принято одеваться в национальные костюмы, причем это касалось не только молодоженов, но и гостей.
Среди городской молодежи были популярны комсомольские свадьбы. Они проходили с размахом и большим числом гостей, которых на свадебном торжестве могло быть до ста человек. Помимо родственников и друзей на комсомольские свадьбы приглашались многочисленные однокурсники или коллеги молодых по работе. Хорошим тоном считалось пригласить на свадьбу кого-то из уважаемых людей: героя труда, передовика производства, основателя трудовой династии и т. д. Свадебные наряды на этих торжествах соответствовали определенным канонам: невеста - обязательно в длинном белом платье и фате, прикрепленной к венку из белых цветов; жених - в строгом темном костюме с бутоньеркой в нагрудном кармане. Разумеется, была на комсомольской свадьбе и музыка, однако наряду с гармонью звучали и патефонные, а позже магнитофонные записи с популярными мелодиями.
До наших дней благополучно дошло несколько советских свадебных традиций:
Именно от белорусских народных свадеб под «Лявониху» пошли традиции обсыпать молодых зерном и встречать свадебный кортеж караваем.
До сих пор на свадьбах принято, чтобы жених проходил сложные испытания на пути к сердцу невесты. Этот древний обряд многих народов сохранил и свое название - выкуп невесты. Правда, уже в СССР выкуп был чисто символическим действом, которое сопровождалось замысловатыми заданиями для жениха и всеобщим весельем.
Из Советского Союза к нам пришел культ раритетных отечественных автомобилей. Сегодня многие стараются арендовать на свадьбу красивую «Волгу» или «Чайку», чтобы их кортеж был самым стильным.
Танец молодых - еще одна прекрасная свадебная традиция, которая пожаловала к нам из СССР. Правда, сегодня уже мало кто танцует привычный вальс, но сам романтический танец молодоженов на современной свадьбе обязателен.
*****
Как видите, советские свадьбы не отличались особой роскошью и шиком, но они были искренними и душевными. А словосочетание «брак по расчету» у молодежи того времени вызывал лишь недоумение: «А как же любовь?»
В Ушедшая в ИСТОРИЮ СТРАНА: Свадьбы в СССР. Как это было
Сегодня мы предлагаем вернуться на несколько десятков лет назад и очутиться на обычной советской свадьбе, выпить пару рюмок «Столичной» и покричать «Горько!» молодоженам. Давайте вспомним, как отмечали свадьбы в СССР…
Гражданский брак
Период СССР - достаточно долгое время. И в разные годы существовали отличающиеся друг от друга свадебные традиции.
Сразу после революции 1917 года религиозный брак потерял свою юридическую силу и в обиход вошло новое для того времени понятие «гражданский брак». Теперь уже не церковь, а государство регистрировало семью.
Хотя советская семья не была самоценностью (часть большевиков вообще ратовала за ликвидацию института семьи как такового), а воспринималась как часть коллектива единомышленников - строителей нового общества, а основная ответственность за воспитание детей возлагалась государством на дошкольные и школьные учреждения, призванные исправлять «негативное» воздействие семьи на формирование личности ребенка.
Но если на бумаге все было просто, то в головах людей изменения не произошли так быстро, как того ожидали реформаторы. Еще долго гражданский брак считали незаконным сожительством. Это мнение досталось в наследство и нам. Многие и сейчас под словосочетанием «гражданский брак» понимают сожительство без штампа в паспорте и кольца на руке.
«Красные свадьбы»
В 1920-х годах в противовес церковному венчанию стали практиковаться так называемые «красные свадьбы» (стол для регистрации обязательно был покрыт красной скатертью). Роспись, а затем небольшие посиделки дома. Вот и вся церемония.
«Красные свадьбы» рассматривались прежде всего не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации. Первой «красной свадьбой» была свадьба наркомов Александры Коллонтай и Павла Дыбенко (их брак просуществовал с 1918 по 1923 год).
Ушла в прошлое и традиция выкупа невесты. Идеология брала свое. Во-первых, дело это коммунистам показалось языческим. Во-вторых, выкуп считался прерогативой деревенских простолюдинов, а горожане мнили себя интеллигенцией…
Тем не менее уже к 1930-м годам большевики были вынуждены отказаться от радикализма в темах семьи и отношений полов. Так что в конце 30-х - начале 40-х начался бум «красных свадеб», дни регистрации выбирали так, чтобы они совпадали с советскими праздниками…
Холостяцкий налог
После войны численность мужчин значительно снизилась. Одной из основных послевоенных правительственных задач стало повышение рождаемости. Для мужчин, не захотевших жениться, был введен особый «холостяцкий» налог. Не хочешь жениться - плати штраф в государственную казну.
Что касается свадеб, то после войны проводились они очень скромно. Люди жили крайне бедно, денег не хватало даже на еду, что уж говорить об организации красивого торжества. Свадьбы как таковые никто не праздновал, обычно все «церемонии» заканчивались короткой регистрацией. У невест второй половины 1940-х годов порой не было даже платья. Но это никого не останавливало, замуж выходили в любых одеяниях, лишь бы связать себя узами брака с любимым человеком.
Букет роз
В конце 1950-х стали внедряться «гражданские обряды», то есть людям начали озвучивать точные правила - как подготовиться к свадьбе и как жениться.
Особо почетным было участие в выездной церемонии, когда регистрировали одновременно несколько десятков пар (рекорд в 80 пар был побит в Москве в 1959 году). Так свадьба в СССР превратилась в индустрию.
Почетная миссия
В 1964 году в СССР был установлен определенный срок ожидания регистрации брака (один месяц с момента подачи заявления), введен институт свидетельства (присутствие свидетелей со стороны новобрачных стало обязательным).
Эта миссия считалась особенно почетной, ведь своими подписями эти люди как бы заверяли право жениха и невесты на взаимную любовь. По этому поводу было придумано несколько примет. Например, свидетели не должны были состоять в родстве между собой и ни один из них не должен был быть в браке. Свидетели должны были носить опознавательные праздничные ленты красного или белого цвета с золотыми надписями, что немало уродовало торжественный наряд, но прибавляло людям статусности.
Брачная индустрия
Для помощи в организации свадебных торжеств были созданы салоны для новобрачных. По месту работы молодоженам стали предоставлять 2-3 дня отгулов - «на свадьбу».
Отошли в прошлое годы, когда вступающие в брак праздновали свадьбу только в скромной семейной обстановке - теперь для них работали фирма «Весна», «Ювелирторг», «Цветторг», управление автомобильного транспорта, фабрики фоторабот и т. д. Свадебный обряд был поставлен на поток.
Жениху и невесте в момент подачи заявления в ЗАГСе выдавалась книжка, которая называлась «Приглашение». По этому «Приглашению» в специальных магазинах можно было купить некоторые дефицитные товары. Например, после свадьбы молодожены могли приобрести две простыни, две наволочки, два двуспальных пододеяльника, одну скатерть и четыре полотенца.
Выкуп и хлеб-соль
В начале 1970-х годов в СССР стали возрождаться многие свадебные традиции, имеющие место и на современных церемониях: хлеб-соль, величальные песни, конкурсы для новобрачных, выкуп и пр.
Когда выкуп невесты вернул себе право на существование, встала еще одна проблема. Жених, и без того сильно потратившийся на организацию торжества, должен был платить за будущую жену. В пул подружек невесты обычно включались жильцы соседних квартир, а то и весь подъезд. Так что оккупированный толпой жених покрывался холодным потом уже на подступах к дому. Выкрутиться помогали друзья, которые стали делать заготовки в виде дешевого шампанского и коробок конфет.
Комсомольские свадьбы
Если же в брак вступали два комсомольца, то молодожены могли рассчитывать на дотацию от ВЛКСМ (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи).
Подобные свадьбы назывались «комсомольскими». Ну а так как комсомольцами в ту пору были почти все поголовно, то и дотации от комитета комсомола на свадьбу могли получить практически все. Естественно, и тут не обходилось без «любимчиков»: если ты был на хорошем счету на предприятии, являлся передовым работником, а еще лучше работал в самом комитете, то и помощь было получить намного легче.
Иногда жениху и невесте давали автомобиль: простых людей на регистрацию возили на «Москвичах», блатных - на черных «Волгах».
Кольца взаймы
Когда денег на свадебные наряды не было вообще, то одежду заимствовали у друзей. Частенько у друзей брали не только платья, костюмы и обувь, но и кольца. Выйдя из ЗАГСа, молодожены снимали чужие кольца и возвращали знакомым. Иногда свои им удавалось купить только спустя несколько лет.
Банкетный зал и развлечения для гостей готовили сами гости. Обычно в роли заводилы выступал кто-нибудь из друзей. Получалось очень весело, ведь такому тамаде не приходилось находить подход к каждому гостю. Он знал, что кому нравится и не нравится. Часто приглашенные устраивали веселые капустники: сами разыгрывали занимательные сценки, пели песни и ставили танцы.
Что касается оформления, то здесь в ход пускались кисти и краски. Часто на стенах квартир можно было увидеть задорные плакаты с красующимися на них надписями: «С милым рай и в шалаше, если милый - атташе».
После распада СССР сильное влияние на свадебный обряд оказали зарубежные традиции. Когда постсоветское телевидение скопом запустило бразильские и аргентинские сериалы, в моду вошли церемонии на открытом воздухе, в молодоженов стали бросать рисом, гостей кормили у шведского стола, в морозилке долгое время стал храниться кусок свадебного торта с шоколадными фигурками жениха и невесты, а свадебное путешествие по морям и странам стало обыденным делом…
источник
Несмотря на то, что «в СССР секса не было», браки советская молодежь заключала, и с удовольствием. Может быть, именно потому, что сексуальные нравы были не такими свободными.
Обычных влюбленных никогда бы не поселили в один гостиничный номер, из общежития всех гостей выметали ровно в 23.00, а официальный визит к гинекологу незамужней беременной девушки мог закончиться постановкой в известность родителей. В общем, штамп в паспорте решал многие интимные проблемы.
Где женились
Понятие «советская свадьба» родилось только в 60-х годах, когда люди забыли о послевоенной нищете. Постаралось и государство, которое озадачилось введением достойных обрядов. Например, в 1960 году вышло постановление Мосгорисполкома, после которого в столице стали появляться не просто загсы, располагавшиеся на первых этажах жилых домов, а отдельно стоящие Дворцы бракосочетаний.
Самым престижным в Москве был первый, так называемый Грибоедовский, дворец – он и сегодня располагается в Малом Харитоньевском переулке в бывшей усадьбе Рериха . Но поскольку в советское время улица носила имя писателя Александра Грибоедова , Дворец приобрел и сохранил такое название. В этом загсе ожидание регистрации часто превышало положенный месяц.
Симпатично смотрелся и Дворец «Аист» (Ленинградский проспект, 33а). Он был открыт в 1962 году и просуществовал 31 год. Дворец не занимал отдельного здания, но, когда к крыльцу подъезжали свадебные кортежи, все автомобилисты, мчавшиеся по оживленной трассе, гудками приветствовали молодоженов, и это выглядело очень торжественно.
В 60-е годы в Москве были предоставлены новые помещения десятку районных загсов, еще несколько переоборудовано. Стало правилом проводить свадебные церемонии в отдельных, празднично украшенных помещениях – ведь в загс люди, увы, обращаются не только в день свадьбы, но и регистрируют там разводы и смерти. Свадебными днями стали в основном суббота, реже – пятница.
В чем женились
Фото: 22-91.ru
Подать заявление о регистрации брака можно было либо во Дворец бракосочетаний, либо в загс по месту прописки жениха или невесты. Каждая пара получала специальное «Приглашение», которое позволяло посетить салон для новобрачных – потому что в советских универмагах невозможно было купить красивый костюм или обувь.
Утверждают, что долгие годы многие ловкачи делали бизнес на таких «приглашениях», скупая в салонах дефицитные товары, а женихи и невесты, имеющие разную прописку в одном городе, подавали заявления сразу в два места в надежде разнообразить покупки. Основной упор делался на постельное белье, красивую посуду, импортные товары.
К концу 70-х ничего особенного в «салонах для новобрачных» купить уже было нельзя. А платья всегда удручали своей одинаковостью, и нередко в загсовских «комнатах для невест» собирались девушки в до смешного похожих кримпленовых нарядах.
Фото: i24.com.ua
Мода на платья постепенно менялась. Традиционными сначала считались белый цвет, платье в пол, длинная фата (часто шлейф фаты несли маленькие дети), минимум украшений. Затем появились платья бежевые, светло-сиреневые, бледно-зеленые.
В 70-е годы пришла мода на ультра-мини, и она не обошла свадьбу: подолы взлетели выше колен. Изменились и прически – пучки и начесы ушли в прошлое, и фата сначала доходила до плеч, а потом и вовсе болталась облачком на уровне стрижки. Еще позже в моду вошли так называемые «таблетки» — круглые белые шляпки без полей, с вуалеткой или без. Были и широкополые свадебные шляпы, но они подходили далеко не каждой невесте.
Кстати, и нравы становились свободнее, нередко дамы выходили замуж на определенном сроке беременности, и надевать фату было смешно. Вполне уместно выглядели цветы в волосах или веночки в тон платью.
Когда вся страна влезла в джинсы, появились и молодожены в джинсовых костюмах. Сами они считали такой наряд «высшим пилотажем», но вряд ли им приносило большую радость последующее рассматривание собственных свадебных фотографий.
Как женились
С фотографиями, как и с остальными сопровождающими свадьбу церемониями и процессами, была масса хлопот. Хорошо, если среди родных или знакомых были люди, имеющие фотоаппарат (недешевая вещь по советским временам) и умеющие с ним обращаться. Чаще приходилось специально заказывать фотографа в загсе и за приличную сумму, причем никто не гарантировал, что фото он сделает удачные.
За отдельную плату заказывалась музыка, сопровождающая церемонию бракосочетания. Молодожены могли выбрать из нехитрого репертуара что-то наиболее им приятное, но свадебный марш Мендельсона звучал всегда – когда пара входила в помещение для торжественной регистрации.
Еще одной морокой были золотые обручальные кольца. От волнения их могли забыть дома, если вообще покупали. В 70-х годах золото начало регулярно дорожать, и молодоженам выдавали определенную компенсацию, но уже после свадьбы. В общем, новоиспеченный муж выходил из загса с карманами, заполненными бумажками: по одной надо было получать фотографии, по другой – компенсацию. И так далее.
В загс молодожены отправлялись на специально арендованных автомобилях. Можно было, конечно, воспользоваться имеющимися в семье, но тогда автовладельцев было немного. Стандартная свадьба умещалась в два автомобиля (жених, невеста, свидетели и родители), пошикарнее – в три и более.
Считалось, что в загс жених едет на первой машине, невеста во второй – «как нитка за иголкой»), обратно новобрачные ехали уже в одной машине со свидетелями впереди кортежа. Две машины обязательно украшали, причем в основном своими руками — через крышу перекрещивали шелковые ленты, на капоте крепилась кукла в свадебном наряде, часто обычная детская кукла невесты. Под крышки капота и багажника закладывали цветы головками наружу.
Тогда говорили, что хороший свидетель – половина свадьбы. Очень часто свидетели и машины украшали, и держали при себе паспорта новобрачных при поездке в загс, и решали вопросы с фотографами, потому что жених и невеста, увидев еще десяток «собратьев по счастью», впадали в ступор.
В помещении загсов спиртное не разрешалось, но на выходе непременно разливали шампанское по бокалам, которые надо было разбить «на счастье». Поскольку по пятницам и субботам расписывали с утра до вчера, то после обеда загсовское крыльцо выглядело порой весьма непрезентабельно.
Куда ездили
После регистрации считалось правильным, если пара поедет к какому-нибудь памятнику и оставит там букет цветов. В Москве молодожены чаще всего приезжали к Могиле Неизвестного Солдата, к памятнику Пушкина на Тверской (тогда улица Горького), к памятнику Маяковскому (там же) – в общем, выбирали красивые и торжественные места в центре столицы.
До сих пор жива традиция приезжать на смотровую площадку на Воробьевы (тогда Ленинские) горы. Вообще в любом городе непременно есть место, куда приезжают молодожены, и в каждом цветном фотоальбоме, посвященном тому или иному городу, изданном в советское время, вы непременно увидите снимок, где молодожены стоят у монумента или памятника.
Что дарили и где праздновали
Кстати, о цветах. Купить эти хрупкие создания природы так свободно, как сейчас, было невозможно. Магазины «Цветы» существовали, но там в основном зияли горшки с комнатными растениями. Выручали рынки – официальные и стихийные.
Самым шикарным считалось преподнести невесте каллы. Но вообще в советских традициях было завалить невесту цветами, после росписи новобрачная выглядела не хуже рыночной торговки. И когда в иностранном фильме показывали свадьбу, где в руках у невесты был скромный букетик, обернутый капроном, в зале раздавался недоуменный шепот.
Кадр из фильма «Дело было в Пенькове» (в главных ролях — Майя Менглет, Вячеслав Тихонов, Светлана Дружинина)
Свадебный банкет проходил в двух вариантах – в ресторане или в квартире у жениха или невесты. Ресторан обходился очень дорого, в начале 80-х, например, за угощение одного гостя платили 20-25 рублей (недельный бюджет семьи). Дешевле было отметить дома, да и соседи охотно приходили на помощь – строгали салаты прямо в тазики, одалживали табуретки и посуду.
Менялся и стиль свадебных подарков. От комплектов постельного белья и сервизов (коих иногда набиралось по пять-семь разновидностей) перешли на конверты с деньгами.
Основной подарок поневоле делали родители – в 70-х и 80-х женились очень рано, в основном будучи студентами, родители молодоженов находились еще в цветущем возрасте и основные расходы брали на себя – от оплаты ресторана до путевки в Дом отдыха или на турбазу. На работе молодоженам давали три дня отгула, но подавляющее большинство приурочивали свадьбу к отпуску или каникулам.
Конечно, значительно отличалось проведение свадеб на селе или в городских районах с частной застройкой. Там свадьбы предпочитали отмечать в теплое время года.
Придерживаясь старых традиций, планировали торжества на пасхальные недели или на лето, когда приедет родня из города. Поэтому столы накрывали прямо во дворе и звали всю улицу. Туда же приглашали музыкантов, необязательно с баяном, могли раскошелиться и на небольшой ансамбль. Кстати, и в московских дворах еще лет 40 назад можно было увидеть если не свадебные столы, то веселую гулянку под магнитофон, в центре которых были жених и невеста, вернее, новые муж и жена.
В те годы у многих «городских» были родственники в деревне, которых обязательно приглашали, и те вносили свои обычаи. Подносили молодоженам каравай (кто первый укусит, тот и будет в семье главным), осыпали крупой (раньше новобрачных осыпали монетками), подбивали жениха на выкуп, заставляли пить из туфельки невесты.
Многие традиции живы и по сегодня. А вот мальчишников и девичников в советское время, как правило, не проводили. Юные друзья столь же юных женихов и невест быстро знакомились между собой и веселились вместе. Нередко вдогонку игрались новые свадьбы, когда в роли жениха и невесты выступали бывшие свидетели.
В общем, свадьба в СССР была делом веселым и дорогостоящим. А поскольку процент разводов катастрофически рос (согласно статистике, в России число разводов с 1960 по 1990 год увеличилось в три раза), то нередко после расторжения брачного союза семьи бывших жениха и невесты продолжали платить долги.
В современных сериалах про жизнь в СССР нередко показывают, как парень с девушкой побудничному забежали в ЗАГС, расписались, получили справку, а с утра, как ни в чем не бывало, отправились на работу. В этом сериалы не сильно грешат против истины. Долгое время в Советском Союзе из свадьбы не делали культа.
Советская’ власть озаботилась вопросами семьи и брака с первых месяцев своего существования. 18 декабря 1917 года вышел Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Согласно этому документу, устанавливалась единая форма брака для всех граждан России, вне зависимости от вероисповедания. Для того чтобы считаться мужем и женой, достаточно было просто зарегистрироваться в государственных органах власти. Не возбранялось дополнительно венчаться в церкви, но обряд не имел никакого официального статуса.
Вступить в брак стало очень просто. Брачный возраст был определен в 16 лет для девушек и в 18 лет — для молодых людей. Единственными причинами, по которым не допускалось заключение брака, были наличие у кого-либо из супругов душевного заболевания, нахождение будущих супругов в близкой степени родства и наличие нерасторгнутого брака. После принятия декрета законнорожденные и незаконнорожденные дети стали равны в своих правах. Демократизировали и разводы. Декрет «О расторжении брака» был принят 19 декабря 1917 года. Согласно ему, разводами стала заведовать не церковь, как ранее, а местные суды.
Так называемые «красные свадьбы» уже мало напоминали дореволюционные торжества. У молодых зачастую попросту не было денег, чтобы устроить даже самый скромный банкет. Поэтому они нередко просто расписывались в ЗАГСе и начинали жить вместе, а потом уже собирали близких и друзей на какой-либо советский праздник.
Отношение к браку изменилось в связи с ростом благосостояния советских людей после войны. Эти изменения наметились еще в 1950-х годах, когда невесты все чаще начали снова надевать белые платья, а после регистрации молодые отправлялись на пышные застолья. Начали меняться и ЗАГСы. В 1959 году в Ленинграде по предложению комсомольцев производственного объединения «Светлана» и при поддержке обкома партии был создан первый в стране Дворец бракосочетаний. В следующем году в Москве в ДК Горбунова была проведена массовая выездная регистрация браков. Одновременно сочетались 80 пар. А еще в 1960 году в Москве открылся Дворец бракосочетания №1 — единственное место, где регистрировали браки с иностранцами.
Легитимную основу изменениям придало законодательство. 18 февраля 1964 года вышло постановление Совета Министров под интересным названием: «Внедрение в быт советских людей новых гражданских обрядов». Это постановление придало самому брачному ритуалу новые грани. Теперь для заключения брака требовалось присутствие свидетелей с обеих сторон. И молодоженам предоставлялась возможность справить свадьбу. Отныне для них создавались специальные салоны для новобрачных, и официально полагалось 2-3 дня отгулов на работе. Но словно бы для того, чтобы повысить ответственность брачующихся, теперь их расписывали не в день обращения в ЗАГС, а только через месяц.
«Новые гражданские обряды» потребовали от людей денег, и немалых. Но не экономить на свадьбе очень быстро вошло в моду. Для жениха считалось святым делом купить кольца и костюм. А для невесты — обзавестись свадебным нарядом. Поскольку в стране царил дефицит, молодоженам при подаче заявления выдавали талончики на приобретение свадебных костюмов и обуви, а также колец в салонах для новобрачных. Требовались только деньги. В 1960-е годы у невест самым модным считалось платье из плотной ткани под названием «космос» — плотной, негибкой, похожей на вафлю. Но никаких вольностей в виде декольте, шлейфов и оголенных плеч не допускалось.
Непосредственно в день свадьбы молодые встречались в ЗАГСе. Ритуал с выкупом невесты возник позже. Сначала выслушивали пафосную речь о важности семьи как ячейки общества для строителей коммунизма, потом обменивались кольцами, расписывались в книге регистрации и официально становились мужем и женой.
Традиция с поездками по городу возникла довольно давно. Престижно было прокатить молодых на «Волге» или «Чайке». Машины украшались лентами, кольцами и куклами. В обязательную программу входило патриотическое посещение Могилы Неизвестного Солдата с Вечным огнем.
Ну а потом начиналось главное — праздничное застолье. На нем в придумывании ритуалов изощрялись друзья и родственники. Например, было принято ставить перед молодыми каравай, а за подарки гостям вручать шишки — печеные сладкие булочки, которые заказывали вместе с караваем. Если свадьба справлялась дома, молодых старались сажать на фоне ковра — как символа будущего достатка.
Недаром говорили не «побывать», а «погулять» на свадьбе. Родители молодых влезали в долги, но выворачивались наизнанку, добывая правдами и неправдами, дефицитные деликатесные продукты. В результате столы ломились от изобилия еды и алкоголя. Свадьба действительно напоминала пир на весь мир. Для нее снимали кафе или столовую, и гостей туда набивалось под завязку. Порой по несколько сотен человек. За устроенный для них праздник гости не скупились на подарки. Особенной популярностью свадьбы пользовались у молодежи. Для нее это был своеобразный клуб знакомств. Многие впоследствии сами женились, познакомившись на чьей-нибудь свадьбе. Обычно советская свадьба пела и плясала два дня. Второй день начинался с дружной опохмелки после первого. Но сил, чтобы пить и веселиться два дня подряд, у народа хватало.
С повышением благосостояния советских людей начало происходить и их расслоение. Появились элитные свадьбы, отличавшиеся особенным размахом и амбициозностью. Родители щеголяли перед гостями, приглашая знаменитостей в качестве «свадебных генералов», удивляя присутствующих шиком, кортежем из иномарок и «живой музыкой». Простым смертным на подобные мероприятия путь был практически заказан, а потому рождались слухи. Самым известным из них стал слух о свадьбе, которую якобы устроил в 1974 году руководитель Ленинградского обкома Григорий Романов для своей дочери Натальи. На следующий день радиостанции «Свобода» и «Голос Америки» поведали, что свадьбу дочери Романова отмечали в Таврическом дворце, а гости на ней расколотили царский сервиз, специально взятый из запасников Эрмитажа! Информация о сервизе позже неоднократно опровергалась, но легенда о «романовской свадьбе» гуляет и поныне.
Антиподом элитных были скромные комсомольские свадьбы. Часто они справлялись где-нибудь в общаге, без родителей и родственников. Во времена горбачевского сухого закона безалкогольные комсомольские свадьбы ставились в пример.
В селах свадьбы играли осенью, после сбора урожая. И основательно готовились к ним, запасаясь мясом, разносолами и самогонкой. В день бракосочетания на улице ставили в ряд столы, и на свадьбу приходили все жители села. Обычно им даже не требовалось специального приглашения — все кругом были друзья и родня. В деревенских свадьбах было больше ритуальности, имеющей древние корни. Например, обвязывание жениха и невесты вышитым полотенцем, поливание воды перед молодоженами, посыпание их крупой и еще много чего. Но главной их особенностью были гармонь и море самогонки. От этого и возникли поговорки: «Какая свадьба без баяна» и «Какая свадьба без драки».
Сегодня мы предлагаем вернуться на несколько десятков лет назад и очутиться на обычной советской свадьбе, выпить пару рюмок «Столичной» и покричать «Горько!» молодоженам. Давайте вспомним, как отмечали свадьбы в СССР…
Гражданский брак
Период СССР – достаточно долгое время. И в разные годы существовали отличающиеся друг от друга свадебные традиции.
Сразу после революции 1917 года религиозный брак потерял свою юридическую силу и в обиход вошло новое для того времени понятие «гражданский брак». Теперь уже не церковь, а государство регистрировало семью.
Хотя советская семья не была самоценностью (часть большевиков вообще ратовала за ликвидацию института семьи как такового), а воспринималась как часть коллектива единомышленников – строителей нового общества, а основная ответственность за воспитание детей возлагалась государством на дошкольные и школьные учреждения, призванные исправлять «негативное» воздействие семьи на формирование личности ребенка.
Но если на бумаге все было просто, то в головах людей изменения не произошли так быстро, как того ожидали реформаторы. Еще долго гражданский брак считали незаконным сожительством. Это мнение досталось в наследство и нам. Многие и сейчас под словосочетанием «гражданский брак» понимают сожительство без штампа в паспорте и кольца на руке.
«Красные свадьбы»
В 1920-х годах в противовес церковному венчанию стали практиковаться так называемые «красные свадьбы» (стол для регистрации обязательно был покрыт красной скатертью). Роспись, а затем небольшие посиделки дома. Вот и вся церемония.
«Красные свадьбы» рассматривались прежде всего не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации. Первой «красной свадьбой» была свадьба наркомов Александры Коллонтай и Павла Дыбенко (их брак просуществовал с 1918 по 1923 год).
Ушла в прошлое и традиция выкупа невесты. Идеология брала свое. Во-первых, дело это коммунистам показалось языческим. Во-вторых, выкуп считался прерогативой деревенских простолюдинов, а горожане мнили себя интеллигенцией…
Тем не менее уже к 1930-м годам большевики были вынуждены отказаться от радикализма в темах семьи и отношений полов. Так что в конце 30-х – начале 40-х начался бум «красных свадеб», дни регистрации выбирали так, чтобы они совпадали с советскими праздниками…
Холостяцкий налог
После войны численность мужчин значительно снизилась. Одной из основных послевоенных правительственных задач стало повышение рождаемости. Для мужчин, не захотевших жениться, был введен особый «холостяцкий» налог. Не хочешь жениться – плати штраф в государственную казну.
Что касается свадеб, то после войны проводились они очень скромно. Люди жили крайне бедно, денег не хватало даже на еду, что уж говорить об организации красивого торжества. Свадьбы как таковые никто не праздновал, обычно все «церемонии» заканчивались короткой регистрацией. У невест второй половины 1940-х годов порой не было даже платья. Но это никого не останавливало, замуж выходили в любых одеяниях, лишь бы связать себя узами брака с любимым человеком.
Букет роз
В конце 1950-х стали внедряться «гражданские обряды», то есть людям начали озвучивать точные правила – как подготовиться к свадьбе и как жениться.
Особо почетным было участие в выездной церемонии, когда регистрировали одновременно несколько десятков пар (рекорд в 80 пар был побит в Москве в 1959 году). Так свадьба в СССР превратилась в индустрию.
Почетная миссия
В 1964 году в СССР был установлен определенный срок ожидания регистрации брака (один месяц с момента подачи заявления), введен институт свидетельства (присутствие свидетелей со стороны новобрачных стало обязательным).
Эта миссия считалась особенно почетной, ведь своими подписями эти люди как бы заверяли право жениха и невесты на взаимную любовь. По этому поводу было придумано несколько примет. Например, свидетели не должны были состоять в родстве между собой и ни один из них не должен был быть в браке. Свидетели должны были носить опознавательные праздничные ленты красного или белого цвета с золотыми надписями, что немало уродовало торжественный наряд, но прибавляло людям статусности.
Брачная индустрия
Для помощи в организации свадебных торжеств были созданы салоны для новобрачных. По месту работы молодоженам стали предоставлять 2-3 дня отгулов – «на свадьбу».
Отошли в прошлое годы, когда вступающие в брак праздновали свадьбу только в скромной семейной обстановке – теперь для них работали фирма «Весна», «Ювелирторг», «Цветторг», управление автомобильного транспорта, фабрики фоторабот и т. д. Свадебный обряд был поставлен на поток.
Жениху и невесте в момент подачи заявления в ЗАГСе выдавалась книжка, которая называлась «Приглашение». По этому «Приглашению» в специальных магазинах можно было купить некоторые дефицитные товары. Например, после свадьбы молодожены могли приобрести две простыни, две наволочки, два двуспальных пододеяльника, одну скатерть и четыре полотенца.
Выкуп и хлеб-соль
В начале 1970-х годов в СССР стали возрождаться многие свадебные традиции, имеющие место и на современных церемониях: хлеб-соль, величальные песни, конкурсы для новобрачных, выкуп и пр.
Когда выкуп невесты вернул себе право на существование, встала еще одна проблема. Жених, и без того сильно потратившийся на организацию торжества, должен был платить за будущую жену. В пул подружек невесты обычно включались жильцы соседних квартир, а то и весь подъезд. Так что оккупированный толпой жених покрывался холодным потом уже на подступах к дому. Выкрутиться помогали друзья, которые стали делать заготовки в виде дешевого шампанского и коробок конфет.
Комсомольские свадьбы
Если же в брак вступали два комсомольца, то молодожены могли рассчитывать на дотацию от ВЛКСМ (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи).
Подобные свадьбы назывались «комсомольскими». Ну а так как комсомольцами в ту пору были почти все поголовно, то и дотации от комитета комсомола на свадьбу могли получить практически все. Естественно, и тут не обходилось без «любимчиков»: если ты был на хорошем счету на предприятии, являлся передовым работником, а еще лучше работал в самом комитете, то и помощь было получить намного легче.
Иногда жениху и невесте давали автомобиль: простых людей на регистрацию возили на «Москвичах», блатных – на черных «Волгах».
Кольца взаймы
Когда денег на свадебные наряды не было вообще, то одежду заимствовали у друзей. Частенько у друзей брали не только платья, костюмы и обувь, но и кольца. Выйдя из ЗАГСа, молодожены снимали чужие кольца и возвращали знакомым. Иногда свои им удавалось купить только спустя несколько лет.
Банкетный зал и развлечения для гостей готовили сами гости. Обычно в роли заводилы выступал кто-нибудь из друзей. Получалось очень весело, ведь такому тамаде не приходилось находить подход к каждому гостю. Он знал, что кому нравится и не нравится. Часто приглашенные устраивали веселые капустники: сами разыгрывали занимательные сценки, пели песни и ставили танцы.
Что касается оформления, то здесь в ход пускались кисти и краски. Часто на стенах квартир можно было увидеть задорные плакаты с красующимися на них надписями: «С милым рай и в шалаше, если милый – атташе».
После распада СССР сильное влияние на свадебный обряд оказали зарубежные традиции. Когда постсоветское телевидение скопом запустило бразильские и аргентинские сериалы, в моду вошли церемонии на открытом воздухе, в молодоженов стали бросать рисом, гостей кормили у шведского стола, в морозилке долгое время стал храниться кусок свадебного торта с шоколадными фигурками жениха и невесты, а свадебное путешествие по морям и странам стало обыденным делом…
источник