Если 3 х месячный ребенок выгибает спинку. Когда ребенок начинает сидеть самостоятельно

Молодые родители часто замечают, что их грудничок выгибает спину. Обыкновенно, этому не уделяется должного внимания, считают, что он так балуется или капризничает. Но иногда это становится серьезным поводом для беспокойства. Если ребенок возрастом около пяти месяцев часто выгибает спину, а при этом еще и плачет, то стоит организовать поход к врачу-педиатру. Рассмотрим причины, объясняющие, почему грудничок выгибает спину.

Высокое внутричерепное давление

Если грудничок выгибает спину, запрокидывает голову и сильно плачет, то вполне возможно наличие у него тяжелого заболевания нервного характера. Такое поведение обусловлено повышенным . Эта причина самая опасная, требует повышенного внимания со стороны родителей. Поэтому, если вы часто замечаете, что ваш ребенок как будто хочет сделать мостик, то стоит проверить его у детского невропатолога.

Не только выгибание спинки является симптомом страшного диагноза. Высокое давление часто сопровождается рвотой, беспокойным сном и частым плачем. Еще можно провести такой эксперимент дома. Поставьте ребенка на твердую поверхность (пол, стул, стол), аккуратно придерживая за руки или подмышками. Если ребенок приподнимется на цыпочки – то, скорее всего, у него высокое давление.

Каковы причины возникновения такого заболевания:

  • менингит;
  • механические повреждения черепа или мозга;
  • нарушенный метаболизм;
  • опухоль мозга;
  • свищ головного мозга;
  • сильный стресс во время беременности;
  • энцефалит.

Если вы знаете, что у малыша было или есть подобное, то будьте особенно внимательны к нему. Конечно, не стоит при однократном выгибании спинки моментально бросаться к врачу и созывать консилиум. Доктор Комаровский отмечает, что внутричерепное давление может повышаться у каждого ребенка, когда он плачет, кричит или тужится. В этом нет ничего страшного. Но если оно постоянно находится на высокой отметке, в течение месяца, то возможны негативные последствия:

  • эпилепсия;
  • снижение зрения;
  • инсульты мозга;
  • повреждение психики;
  • нарушение дыхания;
  • анемия.

Постарайтесь вовремя обратиться к врачу и избежать возможных неприятностей.

Гипертонус мышц

Еще одна распространенная причина выгибания спинки лежа – максимальное напряжение мышц. Когда малышу исполняется три месяца, можно в домашних условиях определить, есть ли у него . Для этого достаточно положить ребенка на живот и понаблюдать за тем, как он поднимает голову. Если он ее закидывает назад, выгибает спинку – то мышцы перенапряжены.

Есть еще несколько симптомов чрезмерно напряженных мышц:

  • малыш спит мало и плохо;
  • выгибается так, как будто пытается встать на мостик;
  • когда плачет, запрокидывает голову назад;
  • сложно развести руки или ноги – они напряжены;
  • плохо реагирует на свет или громкий звук.

Если гипертонус мышц не проходит спустя три месяца, необходимо обращаться к докторам. Когда ситуация не критичная, то полезен будет массаж спины и шеи, который сможет сделать любая мама. Нежно массируйте напряженный мышцы спинки и шеи малыша в положении лежа, тихонько поглаживайте, и напряжение спадет, а настроение ребенка улучшится.

К сожалению, это небезопасное осложнение. Если не обращать должного внимания на ярко выраженный гипертонус мышц, то могут быть неприятные последствия:

  • дефекты речи (картавость, шепелявость);
  • нарушение моторики;
  • походка ребенка становится неправильной, он косолапит;
  • формируется сутулость.

Болевые эффекты

Если ребенок пытается встать на мостик и при этом плачет, то возможно он чувствует боль. Она может быть вызвана разными причинами, например, насморком. Ребенок не может нормально дышать, – болит носик, голова. Это легко исправить с помощью промываний.

Болевые ощущения могут быть более серьезными. Одна из самых распространенных причин у малышей – желудочные колики. В первые месяцы жизни малыши часто сталкиваются с такой неприятностью, ведь желудок младенца еще не приспособился к новому типу питания, к новой пище. Зачастую к четырем-пяти месяцам это проходит.

Есть несколько советов, они помогут уменьшить болевой синдром желудочных колик, а значит уменьшить акробатические упражнения крохи. Вот некоторые из их:

  • Легкие поглаживания живота по часовой стрелке помогут облегчить страдания ребенка;
  • Более успешному перевариванию пищи способствует ношение ребенка на руках в вертикальном положении после еды;
  • Если это ваш первый ребенок, посоветуйтесь со специалистами, как правильно кормить грудью, чтобы не причинять неудобство малышу;
  • Если ребенок питается искусственной пищей, то приобретите специальную бутылочку с трубочкой для отвода воздуха;
  • От желудочных колик хорошо помогает укропная вода или теплый компресс.

Волноваться не стоит

Не всегда, когда ребенок выгибает спинку и запрокидывает голову, стоит беспокоиться. Это могут быть обыкновенные капризы малыша. Распознать их не трудно, они случаются по разным причинам. Если выгибание спины происходит без видимого повода – тогда уже нужно волноваться.

Почему ребенок может выгибать спинку?

  1. Ребенок выгибается, когда ему неудобно лежать в кроватке. Либо он слишком долго лежал в одном положении, а может, у него промокли простыни или скомкались. Выгибания могут быть реакцией на жесткую ткань простыни или колючее одеяло. Если малышу неудобно – он всеми способами показывает это. И попытка встать на мостик – один из таких способов. Посмотрите, что беспокоит кроху и устраните это.
  2. Это может быть вызвано его стремлением познать окружающий мир. Например, малыш увидел какую-то интересную игрушку или яркий предмет и хочет получше разглядеть его, дотянуться. Тогда он выгибается и кряхтит. В этом нет ничего страшного, просто помогите ему принять удобное положение или придвиньте игрушку поближе, дайте ему в ручки.
  3. Ребенок может выгибать спину и заваливаться на бок. Так он учится новым движением, осваивает перевороты на спину. При этом он особенно громко кряхтит.
  4. Очень часто ребенок выгибается и запрокидывает голову лежа у мамы на руках. Это происходит при кормлении. Малыш может капризничать, когда наелся, но отрываться от маминой груди не хочется. Тогда нужно придумать, как его отвлечь.
  5. Другая причина – ребенку не нравится вкус молока или его качества. Он будет запрокидывать голову при кормлении и кукситься. Эта проблема решается, проанализировав собственное питание. Маме нужно следить, чтобы в ее меню были все необходимые вещества, продукты, которые требуются ребенку.

Частые выгибания ребенку совсем не полезны, он может повредить свою спинку. Мышцы малыша еще слабые, они могут потянуться, неправильно сформироваться. Поэтому нужно пресекать частые капризы ребенка, отвлекать его, переключать внимание на игры или интересные предметы. Когда он хочет что-то рассмотреть, положить его в удобную позу, перевернуть, когда он хочет этого.

Не игнорируйте подобные акробатические упражнения у своего малыша, иначе это может привести к проблемам в подростковом и юношеском возрасте. В числе таких проблем остеохондроз, мигрень, бессонница, вегетососудистая дистония, плоскостопие, даже эпилептивные припадки. Важно вовремя увидеть проблему и устранить ее, здоровье ребенка – в ваших руках.

Ребенок развивается из двух исходных положений:

1. Лежа на спине
2. Лежа на животе.

Сейчас мы подробно, по месяцам, рассмотрим двигательное развитие ребенка. В данной части статьи будут использоваться понятия лицевой и затылочной конечности. Сначала рассмотрим их и дадим им объяснение. Лицевая конечность - рука или нога, в сторону которой повернуто лицо ребенка (как правило, опорная конечность). Затылочная конечность - рука или нога, лежащая со стороны затылка ребенка. Нужно помнить, что при оценке двигательного развития ребёнка первого года жизни есть несколько аксиом:

1.Основная двигательная задача ребенка - это переход из горизонтального в вертикальное положение.
2.Любой координированный навык формируется сверху-вниз: голова-туловище-руки-ноги. Пока не скоординируется голова, ни о какой координации рук и ног не может идти и речи.
3.Внутри организма существует некая система координат, относительно которой оцениваются все движения - это продольная ось туловища.
4.99% информации о двигательном и функциональном состоянии ребенка мы получаем, оценивая позу покоя ребенка.
Сначала смотрим на положение головы, потом туловища, потом оцениваем положение головы относительно туловища, затем смотрим на положение конечностей относительно туловища и потом оцениваем целиком. Причем, такую тщательную оценку необходимо проводить из двух положений: лежа на спине и лежа на животе.

Для развития ребенка из положения лежа на животе большое значение имеет центр тяжести, точнее, его местоположение. У новорожденного ребенка центр тяжести находится у верхнего края грудины (очень большая голова относительно туловища). У взрослого человека он находится в малом тазу. Что же влияет на постепенное перемещение центра тяжести вниз? Прибавка в весе. По мере того, как ребенок растет, прибавляет в весе, центр тяжести смещается вниз и, соответственно, идет уменьшение площади опоры.

0-1 месяц:
И.П. лежа на спине: голова повернута в сторону, туловище компенсаторно изогнуто, лицевая рука полусогнута перед лицом, затылочная рука полусогнута вверх, нижние конечности пассивно полусогнуты во всех суставах. Это так называемая поза «полуфехтовальщика». Поза «фехтовальщика» является патологической, поэтому данную, физиологичную для ребенка этого возраста, позу мы называем позой «полуфехтовальщика» (так как она напоминает фехтовальщика в основной стойке). При повороте головы руки меняют свое положение (за счет рефлексов орального автоматизма). Не фиксирует взгляд (0 мес). Захват предмета "взглядом", т.е. взглядом хочет взять предмет, а рукой не может (конец первого месяца).
И.П. лежа на животе: голова компенсаторно повернута в сторону, ось туловища компенсаторно изогнута, руки приведены к туловищу и максимально согнуты в локтевых суставах, кисти сжаты в кулачки, ноги согнуты в сагитальной плоскости (поджаты под себя). При этом, тазо-бедренные суставы не должны лежать на поверхности опоры. Если ноги в положении «лягушки» (распластаны) - то это считается признаком мышечной гипотонии, следует искать родовую травму шейного отдела позвоночника.

2 месяца:
И.П. лежа на спине: голова и туловище уже расположены по продольной оси, руки находятся в начальной фазе рефлекса Моро (в стороны, ладони вперед), ноги - пассивно-активное сгибание (активный компонент только начинает появляться). Если туловище отклонено от продольной оси, мы можем подозревать начальную фазу сколиоза.
И.П. лежа на животе: голова и туловище - по продольной оси, центр тяжести смещается на середину грудины, руки опираются на предплечья, ноги согнуты в плоскости, промежуточной между фронтальной и сагитальной (так называемое сгибание с отведением в 45 градусов).

3 месяца:
И.П. лежа на спине: голова и туловище - по продольной оси, руки тоже «находят» продольную ось, ноги пассивно-активно согнуты (увеличивается активный компонент сгибания). Тянет обе руки в рот и обследует свое тело руками - грудь и живот до пупка. Захват предмета нецеленаправленный. Как же выглядит на практике нахождение руками продольной оси? Ребеночек начинает брать ручки в рот. А причина этому - основной мышечный стереотип движения, также относящийся к рефлексам орального автоматизма. Поэтому мы должны дать рекомендации маме - не «вынимать» руки изо рта, так как это является необходимым этапом его двигательного развития.
И.П. лежа на животе голова, туловище - по продольной оси, центр тяжести - середина грудины, руки опираются на предплечья, ноги согнуты во фронтальной плоскости (сгибание с отведением), тазобедренные суставы ложатся на поверхность опоры (это так называемое положение Лоуренса 1). Это положение способствует правильному и своевременному формированию головки тазобедренного сустава.

4 месяца:
И.П. лежа на спине голова, туловище - по продольной оси, ребенок начинает заводить руку в пространство «противоположной» руки, ноги - в положении пассивно-активного сгибания (активный компонент продолжает нарастать). Ноги согнуты в суставах на 95°, стопы близко друг к другу; ребенок умеет поворачиваться на бок и обратно; обследует свое тело руками ниже пупка Постепенно ребенок начинает осваивать одной рукой пространство противоположной. Опираясь пятками на поверхность, поднимает таз и двигает им в разные стороны; Если заведение руки произошло раньше 4 месяцев (особенно, если данное положение фиксировано), то можно заподозрить какую-то неврологическую патологию.
И.П. лежа на животе опора на предплечья, лучезапястные суставы и живот; ребенок может поднимать одну руку и тянуться к игрушке; захват четвертым и пятым пальцем кисти (обезьяний).

5 месяцев:
И.П. лежа на спине голова, туловище - по продольной оси, тянет руки в рот, сосет их, активно заводит обе руки в противоположенные стороны, ноги - полностью отсутствует пассивный компонент сгибания, ноги активно согнуты во всех суставах до 90 градусов. Обследует свое тело руками до колен, умеет перекладывать игрушку из одной руки в другую.
И.П. лежа на животе голова, туловище - по продольной оси, центр тяжести смещается ближе к пупку. Руки опираются на кисти или лучезапястные суставы, ноги активно согнуты до 90 градусов, опора на голени - ребенок периодически принимает положения стоя а четвереньках. Таз при этом остается свободным. Предметы захватывает 2-5 пальцами кисти.

6 месяцев:
И.П. лежа на спине происходит отрывание попы от поверхности стола, ноги находят продольную ось. Каким образом? Ребенок тянет их в рот и сосет. Если ребенок раньше 6 месяцев перекрещивает ножки и фиксирует их в этом положении - признак
неврологической патологии. Чем выше уровень перекреста, тем хуже прогноз.
И.П. лежа на животе голова, туловище - по продольной оси, центр тяжести находится на уровне пупка. Опора на кисти и голени, таз находит точку опоры - таким образом, ребенок садится. Стоя на четвереньках, может поднять одну руку параллельно полу; захват предмета 2-3-им пальцами. Здоровый ребенок при условии его нормального развития садится из положения стоя на четвереньках, через поворот на бок или поворот на живот. Это считается физиологичным. Если ребенок к этому возрасту еще не сидит, при условии, что он во всем остальном не отстает в двигательном развитии (встает на четвереньки, ползает, встает), то это можно считать вариантом нормы. Ребенок имеет право сесть в самую последнюю очередь (например, шел, упал на попу - сел и научился сидеть). Сажать ребенка насильно, пока он не готов к этому, категорически запрещается. Нагрузка на позвоночник в положении сидя в сто раз сильнее, чем в положении стоя. Примером этому может служить лечение при компрессионных переломах. Допускается принятие положения «полу-лежа» на непродолжительное время (в случае кормления или в прогулочной коляске). Но если ребенка посадить в подушки и делать это регулярно, то в дальнейшем мы будем иметь проблемы с осанкой.

7 месяцев:
И.П. лежа на спине голова, туловище - по продольной оси, руки - во рту или заведены в пространство противоположенной руки, ноги - во рту или заведены в пространство противоположенной ноги. Таким образом, рука и нога заводятся в сторону, и ребенок осуществляет координированный (!) поворот на бок (1 фаза поворота) и на живот (2 фаза). Если ребенок раньше 7 месяцев поворачивается на бок и на живот, то такой поворот еще нельзя считать координированным и самостоятельным, и рассматривается как единичный случай (или ему активно помогает мама). Поза "садового гнома" (сидит на боку с опорой на прямую руку) фото 4; умеет поворачиваться с живота на спину; может взять предметы одновременно в две руки.
И.П. лежа на животе уверенно стоит на четвереньках, раскачиваясь во все стороны; может ползать по-пластунски (на локтях, ноги при этом пассивно волочатся сзади).

Фото 4

7-8 месяцев: И.П. лежа на животе ребенок активно учится ползать, причем начинает это делать уже после 6 месяцев. Сначала у ребенка прослеживается симметричный стереотип движения (вперед идет одновременно правая рука и правая нога). Затем он меняет свой стереотип движения на противоположенный - правая рука - левая нога. Как только произойдет смена стереотипа движения, для него это является пусковым моментом для вертикализации, и мы можем с точностью до нескольких дней «предсказать», что ребенок скоро встанет на ножки. Подъем руки, стоя на четвереньках больше 120°; захват предмета первым и вторым пальцами плоско (пинцетообразный захват).

9-10 месяцев:
И.П. лежа на животе ребенок подползает к опоре и встает. До двух лет ребенок в норме должен вставать через поворот на бок (это так называемое среднефизиологическое вставание), «рывком» из положения лежа в положения сидя и стоя встают только взрослые, которым уже свою спину «не жалко».

11-12 месяцев:
И.П. лежа на животе ребенок начинает ходить, причем двигательный стереотип ходьбы имеет симметричный характер - одновременно вперед «идут» правая рука и правая нога (он ходит, переваливаясь, как медвежонок). Это можно почувствовать, когда вы подставляете ребенку под его ладошки свои руки «помощи» - вперед «идут» одноименная рука и нога. Очень быстро этот двигательный стереотип меняется на асимметричный. Свободно встает у опоры из положения на четвереньках; держась за опору, делает шаги в сторону или, отпустив, одну руку может повернуться; ходит с поддержкой; захват предмета первым и вторым пальцами кругло (кольцевой захват).

12-14 месяцев: Ходит без поддержки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Рекомендации к обучению малыша самостоятельной ходьбе:
Мама стоит позади малыша, ее руки подставлены под ладошки ребенка (ручки ребенка согнуты в локтях под углом 90 градусов). Сначала ребеночек опирается поочередно на одну и вторую руку, как только мама почувствует, что ребеночек начал опираться только на одну руку — все, руки «помощи» можно убрать! Никогда не давать руки «сверху», никогда не использовать ходунки и другие приспособления, облегчающие жизнь мамам. Если ребенок учился ходить в ходунках, стременах и т.д. - он просто лишается навыка координированных движений (особенно это будет заметно при падении таких детей - они совершенно не умеют координироваться при падении с высоты собственного роста).

Ребёнок в ВОЙТА-терапии
Рефлекторное передвижение чрезвычайно действенно, но для младенцев и маленьких детей непривычно и утомительно, в связи с чем, эмоции выражаются во время лечения через крик. Понятным образом это вызывает раздражение у родителей и заставляет их предположить, что их ребёнку больно. Крик в этом жизненном возрасте является важным и адекватным средством выражения маленького пациента. Как правило, после короткого времени привыкания, крик не является таким интенсивным как в начале курса лечения, в подавляющем большинстве случаев при проведении регулярной терапии ребенок привыкает к данному воздействию и совершенно исчезает негативная реакция восприятия. Точное руководство ВОЙТА-терапевта даёт матери уверенность в лечении ребёнка в домашних условиях. ВОЙТА-терапия имеет положительное влияние на общую координацию ребёнка при наличии спонтанной моторики с расширением двигательных реакций в виде выпрямления, хватательной функции и в речи. При этом она стимулирует ребёнка к освоению окружающего мира. В области раннего лечения младенцев и детей ВОЙТА-терапевты интенсивно сотрудничают с педиатрами и врачами других специальностей, педагогами и психологами, логопедами и эрготерапевтами.
ВОЙТА-ТЕРАПИЯ НЕ ВЫЗЫВАЕТ БОЛИ И НЕ ОКАЗЫВАЕТ ВРЕДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ПСИХИКУ.

В Саратове и Саратовской области консультацию Войто-терапевта можно получить в клинике профпатологии и гематологии Саратовского медицинского университета.

Мы ждем Вас по адресу: улица 53 Стрелковой дивизии,6/9.

Проезд: троллейбус N2-а, маршрутное такси NN82, 59, 103, 110 до остановки «2-я Горбольница» или маршрутное такси N105, 42 до остановки «Академия права»

Маленький ребёнок - это радость, но в тоже время и проблемы, которые нужно решать почти ежедневно. Одной из родительских проблем являются детские капризы. Отчего трёхмесячный младнец плачет и выгибает спину, мы узнаем в этой статье.

Почему ребенок плачет и выгибает спину

Перед тем, как начать действовать, нужно определить, из-за чего малыш начал выгибать спину и плакать.

Выгибания спины дугой и мостиком у 3х-месячного малыша объясняются рядом причин:

  1. Повышенное внутричерепное давление. В таком случае приступы истерики будут частыми. Обратитесь к врачу для исключения возможной патологии. При её наличии нужно будет определить и устранить причину (менингит, энцефалит, опухоль головного мозга, неправильный обмен веществ).
  2. Мышечный гипертонус шеи и спины. Для определения этой патологии достаточно положить малыша на животик и проследить, как он будет подымать голову. При сильном запрокидывании назад и поднятии плеч без участия рук можно говорить о наличии повышенного тонуса мышц. Если напряжены мышцы только с одной стороны, то грудничок будет заваливаться на один бок. В этом случае обратитесь к врачу, он назначит для ребёнка курс специальных процедур (массаж, ЛФК, плавание, гимнастика).
  3. Боль или неприятные ощущения. В трёхмесячном возрасте дети могут плакать и выгибать спину из-за сильных кишечных колик. Крик от таких болей может продолжаться несколько часов подряд. Для профилактики или облегчения состояния используйте укропную или фенхельную воду, специальные чаи и лекарства для детей. Если в таком состоянии новорожденный плохо дышит, значит его беспокоит заложенность носа. Промойте носик физиораствором или специальными назальными каплями.

Что делать маме?

Если кроха капризничает и выгибает спину во время кормления, то ему не нравится вкус молока или пищи недостаточно. В этом случае кормящей маме нужно пересмотреть свой рацион, добавить продукты, усиливающие лактацию и отказаться от продуктов с сильным вкусом.
Дети могут покапризничать и без повода, просто для привлечения внимания к себе.

Если малыш выгибает спину без криков и плача, то скорее всего, он готовится к перевороту на бочок или животик. К трём месяцам большинство детишек уже усваивают этот прием.

Вне зависимости от причин выгибания спины следите за малышом и крепко его держите, ведь неокрепшие мышцы спины и шеи могут повредиться при резких движениях.

Прежде чем вы начнете самостоятельно оценивать развитие ребенка в 1 месяц, мы рекомендуем вам прочитать статью . В этой статье подробно рассказано об условиях, в которых необходимо проводить оценку развития ребенка, чтобы получить максимально обьективные результаты. Помните также, что данное обследование не заменяет консультации врача.

Если все необходимые условия учтены, переходите непосредственно к наблюдениям. Что же, собственно, отличает развитие ребенка в 1 месяц ?

Развитие ребенка в 1 месяц. Положение «лежа на животе».

Развитие ребенка в 1 месяц. Положение «лежа на спине».

Реакции, которые должен демонстрировать ребенок в 1 месяц

    Если новорожденного, которого кто-нибудь из родственников-помощников держит на руках, мама медленно подтягивает вверх из положения лежа в положение сидя, то его голова отклоняется назад.

    В положении сидя она вяло падает вперед, но повторно, в основном через сторону, поднимается на 1 секунду. При этом мама (наблюдатель) должна держать ребенка за отведенные плечи и избегать поддержки головы плечами.
    В положении сидя весь позвоночник новорожденного выгнут назад.

    Здоровый новорожденный должен демонстрировать “примитивную реакцию опоры ног”. Когда мы ставим удерживаемого младенца вертикально на стопы (голова при этом поддерживается большими пальцами или большим и указательным пальцами в среднем положении, спина обращена к маме), происходит выпрямление ног (прежде всего в коленном суставе и в меньшей степени в тазобедренном суставе).

    Нередко выпрямление распространяется на область туловища и затылка так, что можно наблюдать поднимание головы на короткое время. Верхняя часть туловища при этом слегка наклонена вперед, руки согнуты, ладони закрыты.

    Кроме того, в таком положении в результате различной нагрузки на ноги, возникающей спонтанно или вызванной перемещением массы тела, должно наблюдаться «автоматическое шаговое движение». При боковом наклоне тела нога, на которую приходится большая нагрузка, выпрямляется. Другая нога согнута в бедре и колене и ставится вперед на поверхность, когда происходит движение туловища. Перенос массы тела на эту ногу ведет к ее выпрямлению, в то время как другая нога теперь сгибается.

    Легкая внутренняя развернутость ног может привести к тому, что ноги (стопы) при переменных шаговых движениях скрестятся и будут мешать друг другу.

    Обратите внимание, шаговые движения должны наблюдаться с обеих сторон с одинаковой силой . Руки малыша при этом остаются в согнутом положении и не принимают существенного участия в движениях.

    Для здорового бодрствующего новорожденного характерно проявление общего сгибательного положения конечностей, самым явным показателем которого является закрытая ладонь. Большой палец руки должен быть подогнут, а остальные – от второго до пятого – согнуты. Понаблюдайте: во время кормления все конечности сгибаются больше, что лучше всего видно по рукам.
    Также вы можете заметить, что новорожденный во время рефлекторных движений по поиску соска груди ртом часто “находит” свою собственную руку. Он сразу начинает ее сосать, пока снова не потеряет при последующих движениях.

    Новорожденный должен демонстрировать , т. е. рефлекторное смыкание ладони и последующее удерживание. Такое сжатие руки в кулак длится минимум 5 секунд.

    Хватательный рефлекс можно вызвать легким нажатием на межпальцевые суставы у оснований пальцев, при этом нужно поддерживать голову младенца по средней линии.

Развитие ребенка. Взаимодействие новорожденного с внешним миром

    При любом положении, когда ребенок чувствует холод, голод, боль или другое неприятное ощущение, новорожденный кричит сильно и во все горло, этот крик характеризуется как «сдавленный» и носовой.

    К концу 1 месяца малыш, лежа на спине со слегка приоткрытым ртом, должен издавать звуки, напоминающие больше всего гласные звуки между «а» и «э». Периодически эти звуки связываются с г/х, так что получаются выражения, которые звучат как гэ-е/хэ-е или эге-е/эхе-е.

    Если мама поместит палец в рот новорожденного, то ребенок сразу начинает производить энергичные сосательные движения, при этом она испытывает ощущение потягивания пальца.

    Новорожденный ребенок должен успокаиваться, когда его берут на руки, благодаря контакту с теплой кожей. При таких условиях плач затихает и, если его причиной не является боль или сильный голод, полностью прекращается. Для наблюдения за этой реакцией используйте ситуацию, когда младенец плачет. В крайнем случае, можно спровоцировать плач внезапным изменением положения тела ребенка или громким шумом. Как только малыш заплачет, возьмите его на руки и прижмите к себе.

    К концу 1 месяца при виде лица мамы или кого-то другого, заговаривающего с ним, новорожденный, как правило, на мгновение прекращает движения. Реакция на человеческое лицо может выражаться в прекращении движений не только конечностей, но также рта и глаз.

Если Вашему крохе исполнилось пять месяцев, то не лишним будет ознакомиться со свойственными данному периоду возрастными нормами.

Общая подвижность малыша пяти месяцев

Лежа на спине

В пятимесячном возрасте малыш уже должен умело поворачиваться с бока на бок. Отдельные умельцы уже поворачиваются со спины на живот.

Малыш схватывает ножки и подтягивает их ко рту. Лежа в кроватке, он обследует собственное тело, прикасаясь уже раскрытыми ручками.

Периодически ребенок максимально распрямляет позвоночник, упираясь головкой и ступнями о днище кровати, при этом, поднимая ягодичную часть, как будто пробует сделать «мостик».

Временами ребенок может одновременно поднимать голову и вытягивать туловище. Еще не ловко у малыша получается ухватить, протянутый ему предмет, но ухватившись за игрушку, он держит ее крепко всеми пальцами, трясет ею, ударяет о кроватку, тянет в рот. Роняет ее произвольно.

Ребенок с удовольствием хватает одеяльце и подтягивает его ко рту, чтоб пососать. По отношению к голове положение туловища — симметричное.

Лежа на животе

Грудничок, опираясь на предплечья, без затруднений поднимается. Положение лежания – симметричное, голова приподнята под углом 90˚ градусов. Ребенок делает попытки ползти, но у него не получается всем телом продвинуться вперед.

Ноги

В положении лежа, ножки слегка расставлены и развернуты наружу. Большую часть времени малыш поочередно сучит каждой ножкой, часто может вытягивать и сгибать одновременно две ноги, у него хорошо получается вытягивать колени, а лодыжный сустав ног обладает хорошей подвижностью. Движения выглядят вполне координированными.

Положение сидя

Ребенок пытается сидеть, если его поддерживают за плечи: голову удерживает твердо, однако еще туловище полностью не окрепло, из-за чего наклоняется вперед, малыш выставляет ручки впереди себя, чтобы опереться, однако без окончательного переноса тяжести. Колени, как и бедренные суставы, согнуты, ножки поворачиваются и клонятся в сторону, а лодыжки могут свободно двигаться.

Если малыша поддерживать под мышки, то он попытается встать на ножки. Протягивая ножки к основанию кроватки, он пытается встать. Пока ему не удается опираться на ноги.

Реакция положения

При каждом положении голова удерживается ребенком правильно. Дети, высокоразвитые с нейромоторной точки зрения, отлично реагируют на всякое положение головы в соотношение с телом. Такая реакция называется педиатрами реакцией Ландау. Окончательно данная реакция должна отчетливо проявляться к шести месячному возрасту и необходимо проследить за тем, как у ребенка она происходит.

Тонкая подвижность малыша пяти месяцев

Ребенок, находясь в устойчивом положении, он может всей ладонью ухватиться за предмет обеими руками. Малыш может самостоятельно дотянуться к яркой, разноцветной игрушке и взять ее; завладев ею, он будет сопротивляться, если кто-то захочет ее отобрать.

Речевое развитие малыша пяти месяцев

Звуки, которые издает малыш, пока продолжают быть гортанными, без задействование губ и языка. Кроха лепечет и вокализирует, объединяет звуки в прерывистый напев, умолкает и вновь начинает «петь». Временами он четко выговаривает звуки «е», «а» замолкает на пару секунд и вновь повторяет их, вслушиваясь в собственные произведения.

Малыш как бы разговаривает сам с собой, у него иногда получаются слоги. Когда же мать начинает воспроизводить такие звуки, малыш оживляется и с удовольствием вступает в такой своеобразный «разговор». На протяжении такого диалога, малыш смеется, протягивает ручки к маме, поворачивается к ней. Услышав музыку, малыш затихает, перестает плакать.

Рот — аппарат познания

Пятимесячный малыш уже ощущает потребность засовывать все, попадающее ему в руки, в рот. Это своеобразный и надо сказать довольно познавательный метод получать новую информацию о предметах.

Губы и язык — отличные органы осязания, необходимо позаботиться о том, чтобы все предметы, которые попадают в руки малышу, были чистыми и безопасными, и он мог беспрепятственно брать их в рот (к примеру, резиновые кольца, пластмассовые предметы). Кроме этого, предметы должны быть достаточно крупными, чтобы кроха не проглотил их, а формы игрушек не должны иметь острых, ранящих краев.

Родители должны насторожиться, если к завершению 5-го месяца малыш:

  • не может дотянуться ручкой к игрушке;
  • тяжело сам поворачивается с животика на спинку;
  • нетвердо держит голову, в особенности тогда, когда его подымают за руки из позы «лежа на спине»;
  • не перестает плакать, когда неожиданно включается музыка или мать начинает петь ему;
  • не выговаривает слоги или отдельные звуки (к примеру, «ба-ба-ба»), не старается, находясь на руках, глазами разыскивать те предметы или людей, которые ему называют (к примеру, «Где папа?»);
  • не может различать доброжелательную речь или недовольство в тоне или выражении лица.
Похожие публикации