Всегда есть время учиться. – Можно ли студентам не держать строгий пост

Разве человек покидает дом,
в котором он родился?
Люди не слышат от БОГА ЗВОН
И есть тот, кто этим гордится.

Но поднимаясь над сознанием тела,
находишься в своем Истинном Доме.
Иногда Души спускаются на землю смело.
А, кто живёт там, тот в родном "СЛОВЕ".

Настоящее рождение в Духе - это такое,
которое прекращает цикл рождения и смерти.
Вы всегда будете с Ним в любви и покое.
Только тогда закончатся сансары круговерти.

В "СЛОВЕ" - значит Души всегда находятся в сознательной Силе, которая привела к творению всего, и это также Истинный Мастер - Шабд Гуру, так как Сатгуру в человеческой форме является Его физическим проявлением. Баба Джи однажды сказал:

"Шабд Дхун - это наша истинная форма. Это физическое тело только одеяние. Никто не мог сохранить его навеки и никогда не сможет. Верьте, о преданные, что Шабд-Форма Сатгуру, не имеющая ни начала, ни конца, находится внутри тела".

Пересечь сферу разума не так-то просто, как может показаться человеку, незнакомому с тайнами потустороннего мира. В этом наиболее иллюзорном из миров даже Махатмы и риши со всеми их знаниями и практикой не могут устоять на ногах. Всё есть в Божественном Творении, и что только не предложит Брахман каждой желающей ускользнуть из Его владений душе - душе, желающей достичь берегов Родины и Дома своего Отца. Будь то в мире материальном, астральном или сфере разума. Он преграждает и закрывает путь подобной душе. Великие Пророки, Мессии и все прочие - все до единого поведали нам о яростных столкновениях и страшных встречах с Сатаной, Марой или Ариманом, со злыми духами - Азурами, демонами, а также их посланцами, которые всевозможными путями, честными и бесчестными, стараются преградить дорогу и пытаются победить искателя Истины клятвенными обещаниями земных благ, королевств и княжеств. Если ищущий не поддается соблазну, то они действуют запугиванием, угрозами огнем, громом, землетрясениями, расколами небес, взрывами туч, ударами молний - перечисляю лишь немногое. Положение совершенно отчаянное. И выдержать подобный натиск, подобное испытание возможно только при условии, что рядом с душой стоит ее Гуру, или Муршид. Сила Гуру притягивает и вбирает душу ученика в Себя и ведет ее путем "Светящейся Музыки Сфер". Брахман жестоко бьется - бьется до конца за каждую душу, не отступая ни при каких условиях. Он ретируется только в том случае, если убежден - убежден окончательно, бесповоротно и полностью, - что ученик всей душой держится за помощь Силы Мастера, Силы Akal, стоящей вне времени. Даже в мире материальном мы видим, как вожди и государства закрывают свои границы, не желая допустить эмиграции своих подданных, и выдумывают законы, призванные контролировать отток населения.

Велика есть Сила Времени,
И никто Его не победит.
Однако Безвременная Музыка
приводит Время в страх,
Ибо потеряться боится
Оно в ее Божественной Гармонии.

Самое эффективное средство от всех невыносимых условий существования, это соединить свою Душу вновь с Господом Богом и реально найти уже существующее единство. Наам (СЛОВО из Библии: "В начале было СЛОВО и СЛОВО было у Бога и СЛОВО (СВЕТО-ЗВУКОВАЯ ВИБРАЦИЯ) было Бог...) есть панацея от всех бед. Наам это не просто что-то внешнее и показное, это название, данное всеведущему и вечно существующему Господу Богу. Наам это Хранитель Кханда и Брахманда. Это Сила Бога-в-действии, контролирующая всё Творение (Кханд и Брахманд) и быть связанным с этой СИЛОЙ означает медитировать на Наам.

"Как безошибочный гид на внутреннем духовном Пути, появляется Мастер в своей Светящейся Форме (Гуру Дэв) и сопровождает дух, когда он выходит за пределы телесного сознания при жизни или во время смерти, и как подлинный Мастер Истины (Сатгуру) он выполняет Божественный План. Невозможно переоценить необходимость такого Мастера-души, который может работать одновременно на различных планах как Гуру, Гуру Дэв и Сатгуру. Короче говоря, “Духовность” удовлетворяется только “Самопознанием” (Self-Realization) и “Познанием Бога” (God-Realization). Таким образом, у нее нет ничего общего ни с институционализированными религиями, ни с религиозностью, внешней показной религией, которая, в основном, преобладает в наши дни". Сант Кирпал Сингх.

Ричард Матесон
То, во что ты веришь, становится твоим миром.

Сила Мастера никогда не покидает вас. Не человеческое тело, а сила, действующая через него, остаётся вечно. Сила Христа действовала в течение многих столетий, и будет продолжать действовать, но через разные божественные инструменты и в соответствии с требованиями времени. Лишь тело погибает, но Сила Бога остаётся. Тот, кто действительно увидел Истину внутри, может открыть ваш внутренний глаз и дать возможность вам увидеть Её. Если они дадут вам пусть небольшой внутренний опыт, вы сможете развивать его дальше сами.

Карлос Кастанеда
Самое страшное – это не "снова не получается". Самое страшное – это "я больше не хочу пробовать".

Если тебе не нравится то, что ты получаешь, измени то, что ты даёшь.

Пересечь Брахманд (причинно-ментальную Сферу, третью, считая снизу) и вступить в Пар-Брахманд без указаний Совершенного Мастера Сюрат Шабд Йоги абсолютно невозможно. Даже теософы не проникли в Пар-Брахманд. Непреодолимы царящие здесь блаженство, красота и соблазны. Как говорит доктор Джордж Арснби Джонс об астральном Городе Тысячелепесткового Лотоса, "миллионы пророков различных степеней духовного прогресса вместе с воплощениями Второстепенных божеств и духовных отшельников буквально стоят на мели в этих пленительных местах". Олнако "только если знающий мистический адепт высочайшей степени освободит их от власти Второстепенного Бога, смогут они продвинуться в Сферы "Чистого Духа", ибо не сумеют они подняться выше ни мистическими, ни Йогическими методами".

В Упанишадах рассказывается случай с Правителем Джанаком, искателем истины. Он собрал всех мудрецов того времени и сказал: «Дорогие друзья, я хочу узнать путь, ведущий обратно к Богу. Можете ли вы преподать мне теорию этого пути, поскольку теория предшествует практике?»
Рассказывают, что один риши по имени Яджнявалкья удовлетворил правителя в этом отношении. Он получил назначенный за это подарок. Но другой мудрец, Гарги, который уже реализовал истину, спросил Яджнявалкью: «Послушай, о, Риши! Видел ли ты Реальность, о которой ты так прекрасно рассказал и всё объяснил, своими собственными глазами точно так же, как видишь то стадо, пасущееся на лугу?» И что он ответил? Яджнявалкья, будучи правдив по отношению к самому себе, без колебаний ответил: «Нет. Я понял лишь теорию; но я не реализовал своё «Я». Естественно, Джанаку пришлось искать в другом месте практическое решение этой проблемы.
Мы должны быть искренними. Только тогда просите людей следовать за вами, когда вы сами увидели Истину. «Дорогой друг, приди, увидь и владей этим!» Но если вы сами не видели Истину, тогда зачем же, как тот слепой человек из пословицы, вести в канаву других, чтобы вместе в неё свалиться? Мы должны быть честны перед самими собой и перед нашими сёстрами и братьями. Если вы знаете Священные Писания только в теории, так и скажите. Если вы видели Свет и можете подняться над сознанием тела, а также компетентны в том, чтобы передать этот опыт другим, это весьма похвально. Идите и говорите об этом людям.
Видите, в чём состоит трудность? Люди так много говорят о Священных Писаниях. Вы сами, должно быть, слышали, как многие пространно рассуждают на эту тему. Но многие ли из них имели опыт познания Истины из первых рук и могут дать вам также возможность получить этот опыт? Говорить о духовности равносильно тому, что читать научную лекцию о принципах бизнеса, не имея при этом капитала или способности на практике начать своё дело.
Находясь здесь, люди каждое утро садятся в медитацию, чтобы получить опыт внутренней Истины. Когда вы получаете опыт изнутри, каков бы мал он ни был, вы убеждаетесь в существовании Реальности и можете развить его при помощи регулярной практики до любого уровня.
Предполагалось, что проповедовать могли лишь те, кто сами получили опыт познания Истины из первых рук. Однако проповедь сделалась источником дохода; а платная служба во всех социальных религиях ещё больше усугубила положение дел. Я не говорю о какой-то конкретной религии, но то, о чём я говорю, истинно для всех религий. Люди сделали из религии бизнес и многие занимаются этим просто, чтобы зарабатывать себе на жизнь.
Но все дары Бога бесплатны. Они делают вид, что служат Ему, но, в сущности, это лишь наёмный труд. Мир наполнен ими и поэтому нам всем набило оскомину слово «Мастер». Однако истинный Мастер не ищет мирской выгоды. Он даёт дар Бога – духовность – свободно и бесплатно. Он реализовал Бога. Он стал совершенным человеком. Он поднялся над сознанием физического тела и увидел Свет внутри себя. Что Кабир сказал пандиту? «О, учёный пандит, если ты желаешь получить опыт Реальности, иди к компетентному ныне живущему Мастеру».
«К какому Мастеру?» спросил пандит. Тогда Кабир определил Мастера, как человека, через которого говорит Бог. Это то, о чём говорили все Святые, в том числе и Кабир.
В Библии об этом сказано так: Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. (2 Пет 1:21; 1 Фес 1:5; Деян 6:5; Лк 2:25-34; Мк 12:35-37 и Пс 110:1-4)*. Гуру Нанак говорит: Бедный Нанак говорит только то, о чём его просят, а также: О, Лало! Я говорю только то, что говорит через меня мой Господь Бог. Мусульманский святой говорит о том же самом: Слова Пророка это слова Бога, хотя и кажется, что они исходят из уст человека.
В вас самих находится такая же возможность. Но вы ещё не соединены с Силой, работающей внутри вас, так как вы всё ещё привязаны к физическому телу. Пока вы не оставите это телесное сознание, не сможете войти в Запредельное. В Библии сказано, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия.(1 Кор 15:50 и Ин 1:12-13).
Вы должны искать того, кто поднялся до космического сознания и стал сознательным сотрудником Божественного Плана. Несомненно, он будет таким же человеком, как каждый из вас. Но он реализовал своё высшее «Я» и познал Бога внутри себя. Сидя рядом с ним, вы ощутите, что это совершенно другое существо, полное любви и сострадания ко всем и всему: в нём вы ощутите источник, излучающий Божественность. Сама атмосфера вокруг него заряжена радиацией духовного блаженства.

Фрэнк Гейнс
Только тот, кто видит невидимое, может достичь невозможного.

Причины счастья редки, а причины страданий весьма многочисленны. Но без страданий невозможно освободиться от колеса бытия, так будь же стоек мой ум. Шантидева.

Ты спрашиваешь меня, как удержать свой разум. Он удерживается только с помощью Шабда. Слушай его Музыку ежедневно и медитируй на Форме Сатгуру. Тогда разум прекратит блуждать, и однажды душа, несомая Шабд Дхун, достигнет Дасван Двар (дома Универсального Разума). Так, оставив ментальный аппарат позади, душа соединится с чистым Шабдом и с помощью Сатгуру достигнет Сач Кханда. Нет сомнения, она доберется туда.

В Шабде есть большая красота. Он содержит Музыку, которая выше любой музыки, созданной человеком, и влечет душу к Себе. Он всегда зовет дух в его Божественный Дом; и хотя обычные люди не слышат Его, те, кто развил с помощью абхьяса и милости Сатгуру способность внутреннего слышания, могут слушать Его мелодию в любую минуту дня; и она становится все сильнее по мере того как ум фокусируется в одной точке и ослабевает по мере того как мысли рассеиваются в различных направлениях и внимание отвлекается. Именно Шабд - истинный якорь ищущего. Это сознательная Сила, которая привела к творению всего, и это также истинный Мастер - Шабд Гуру, так как Сатгуру в человеческой форме является Его физическим проявлением.

У монахов Наланды существовал обычай время от времени собираться вместе и читать, обсуждая, какое-нибудь философское сочинение. Шантидэва же считался монахами человеком глуповатым и не очень способным. Между тем до него дошла очередь читать текст. Шантидэва спросил, что читать: своё или чужое. Монахи решили посмеяться над туповатым простаком и предложили ему читать его собственное сочинение. И Шантидэва начал читать Бодхичарьяватару (Бодхисаттвачарьяватару) - текст, вскоре ставший нормативным для Махаяны трактатом об идеале Бодхисаттвы и пути Махаяны. Читая текст, Шантидэва вошел в самадхи, а потом и начал левитировать, поднявшись над полом перед изумленной и потрясенной братией. Больше его, естественно, никто уже глупцом не считал.

"Всё счастье, которое есть в мире, происходит от желания счастья другим. Всё страдание, которое есть в мире, происходит от желания счастья себе." Шантидева

Если есть эго - есть сансара.
Если нет эго - нет сансары.
Они как тело и его тень.
Марпа.

От того, что мы делаем, зависит наше будущее; как тень следует за телом, так и карма следует за нами. Каждый должен испробовать то, что сам совершил.
"Золотое ожерелье сказаний о Падмасавхаве".

Притча про камни

Ученик пришел к учителю и говорит:

«Учитель, вот ты всегда позитивный, всегда в хорошем настроении, никогда ни на кого не злишься, не обижаешься, научи меня быть таким же».

На что учитель сказал:

«Хорошо. Сбегай за прозрачным пакетом и картофелем.»

Ученик сбегал, принес прозрачный пакет, картофель, учитель ему говорит:

«С этого момента, как только ты на кого-то обидишься или разозлишься, бери картофель и пиши на одной стороне свое имя, на другой стороне имя того человека, с которым у тебя произошел конфликт, и клади в пакет.

Это все? - спросил ученик.

Нет, с этого момента ты должен носить этот пакет всегда с собой и каждый раз, когда у тебя возникает такая ситуация с обидой или со злобой, бери новую картофелину, пиши ваши имена и клади в этот пакет.

Хорошо, - сказал ученик.

Прошло какое-то время, пакет ученика начал наполняться картофелинами и ему стало неудобно носить его с собой. Мало того, что он стал тяжелым, но и тот картофель, который он клал в самом начале, начал портиться, прорастать, покрываться плесенью и весь этот пакет начал жутко вонять. Тогда ученик вернулся к учителю и говорит: «Я больше не могу носить этот пакет с собой. Он стал очень тяжелый и картофель начал портиться. Предложи мне что-нибудь другое.»

На что учитель сказал: «Вот так происходит и в твоей жизни. Каждый раз, когда ты на кого-то обижаешься, злишься, в твоей душе появляется камень. Со временем камней становится все больше. Твои поступки превращаются в привычки, привычки формируют характер, а характер рождает зловонные пороки. Я специально дал посмотреть тебе на весь этот процесс со стороны. И теперь, как только у тебя возникнет желание на кого-то обидеться, разозлиться, подумай, нужен ли тебе этот камень в твоей душе?

Каббалисты считают, что душа обречена воплощаться в смертном мире раз за разом, пока не воспитает в себе высшие качества Абсолюта, чтобы быть готовой соединиться с ним. Пока существо омрачено эгоистичными помыслами, душа будет попадать в смертный мир и подвергаться испытаниям.

Притча «Не торопитесь осуждать»

Маленькая девочка держала в руках два яблока. Её мама мягко и с улыбкой спросила свою маленькую принцессу: «Милая, ты не могла бы дать своей мамочке одно из двух яблок?»

Девочка в течение нескольких секунд смотрела на маму, затем внезапно надкусила одно яблоко, а затем быстро другое.

Женщина почувствовала, как улыбка застывает на её лице и очень постаралась не показать своё разочарование. Она расстроилась, что её любимая доченька не пожелала с ней делиться.

И вдруг девочка протянула одно из укушенных яблок и сказала: «Мама, возьми вот это, оно более сладкое!»

Независимо от того, насколько вы взрослый, опытный и осведомлённый человек, никогда не спешите судить других. Дайте им возможность объясниться. То, что вы видите, может быть очень обманчиво. Часто видя только общую картинку, мы заблуждаемся в истинных мотивах действий другого человека.

Единственное желание, не приносящее страдания, не вызывающее ответной реакции, привязывающей нас к этому миру, уходит за пределы материального мира – это желание полного освобождения.

Первая Истина – дуккха: «Жизнь есть страдание».
Вторая Истина – самудая: «Источник страдания».
Третья Истина – ниродха: «Прекращение страдания».
Четвертая благородная истина показывает путь прекращения страданий и тягот этой жизни и представлена как Восьмеричный путь (арья аштанга марга).
Четвертая Истина – марга: «Путь, ведущий к прекращению страдания».

Когда разум приведен под контроль, больше не сомневается и не волнуется: Тогда Сияющая Форма Мастера появляется внутри. Нет различия между Ней и физической формой. Она подобна отражению в чистом зеркале. Но пока стекло нечисто, ничто не может быть отражено.

В самом деле, разум является стеклом, которое, если оно запачкано мутным потоком мирских привязанностей, затемняет и скрывает все; но в тот момент, когда эта пленка счищена, она отражает в себе Всеобщее. Собранный Симраном в Тисра Тил (третьем или единственном глазе внутри), сурат (внимание) проносится через него с помощью магнетизма Шабда. Когда сурат входит во внутренние царства, его встречает Сияющая Форма Мастера, которая приветствует его и отсюда руководит каждым шагом его внутреннего Путешествия.

Пока сердце остается в стороне, пока мы не чувствуем то, что понимаем, то есть пока не участвуют в процессе наши чувства, никакой духовной жизни нет, как бы активно ни работал наш мозг, как бы ни велик был интеллектуальный потенциал.
Совершенное чувство отображает введение совершенного видения в нашу эмоциональную природу и последующее её коренное изменение. Это означает осознанное преодоление отрицательных эмоций, таких как вожделение, злость и жестокость и культивация таких позитивных качеств как даяние, любовь, сострадание, сорадование, спокойствие, доверие и преданность. Отметим, что большинство перечисленных чувств являются общественными: они затрагивают других людей и возникают в ходе межличностных отношений. Поэтому так важно, чтобы в обществе, в котором мы находимся, мы постоянно взращивали правильный дух.
Нужно сохранять пристальную осознанность и знать, что у нас внутри, каковы наши мотивы и побуждения. Говорить правду – значит быть самим собой: то есть посредством речи выражать то, что мы собой представляем в действительности, что мы подлинно знаем о себе.
Также важно разговаривая с человеком, понимать его на новый уровень бытия и сознания, а не опускать вниз, в это заключается полезность речи. Нужно стараться видеть хорошую, светлую, позитивную сторону вещей, а не заострять внимание на негативном.
Совершенная речь способствует согласию, гармонии и единству. Это взаимная помощь, основанная на взаимной правдивости, на осознании жизни друг друга и нужд друг друга и ведущая к взаимному самоопределению. Когда совершенная речь достигает гармонии, единства и преодоления, она одновременно достигает своей вершины – молчания.
Рассмотрев внимательно все элементы Восьмеричного Пути, мы можем понять, что человек, вступивший на путь самосовершенствования, поступает иначе, чем человек, отдавшийся круговороту сансары. Преображается его повседневная жизнь, ощущения, восприятие, изменяется отношение к своим жизненным задачам и окружающим его живым существам.
Будда говорил, что тот, кто прежде смерти сумел преодолеть три яда - страсть, гнев и невежество – не должен бояться ни этого момента, ни того, что ждет за ним. Такой человек больше не будет страдать. Его разум перейдет на более высокий уровень существования.

Духовность - скорее практическая наука, чем просто теоретическая диссертация. Различные священные писания различных религий мира обеспечивают только теоретические аспекты и не могут дать нам наглядный опыт Реальности в лаборатории человеческого тела. Такие труды как Веды, Упанишады, Авеста зороастрийцев, Трипитака буддистов, Евангелие, Коран, Ади Грантх, Триратана джайнов и другая каноническая литература и неканонические труды с их комментариями, средневековыми и современными (Махабхасья, Анга, Упанга и т.д.) - все они могут указать Путь, но не имеют силы взять нас туда. Главная их заслуга состоит в кропотливой подготовительной работе, которую они выполняют, создавая у стремящихся интерес к Паравидья, или Знанию Высшего. Но Трансцендентный Опыт можно получить только от Живого Мастера, хорошо сведущего и компетентного в практических аспектах Духовности. Жизнь и Свет могут прийти только от Жизненного Импульса Мастера-Святого, чьего милостивого взгляда более чем достаточно, чтобы пробудить в ученике высшую жизнь.
САНТ КИРПАЛ СИНГХ "ДУХОВНОСТЬ - что это такое"

"Гуру - это Божественное Воплощение и Высшая Сила, а не просто тело. Он не подвластен законам перевоплощения из одного живущего существа в другое. С момента появления Творения, Сила Бога всегда присутствует в этом мире в форме Гуру и Он действует с условием времени. Так происходит согласно Высшим Законам Нашего Великого Отца. Ибо так Он всё устроил. Он назначает Действующую Силу в Творении, чтобы управлять всеми делами. Мастер - это Божественная Сила, назначенная Богом. Но Сила Бога должна быть воплощена в теле человека. Если бы не было тела, то как бы вы смогли увидеть АБСОЛЮТНУЮ СИЛУ? Как бы вы смогли почувствовать это присутствие и слушать эту Высшую Божественность? Возможно, вы смогли бы настроиться на Бога. Однако, вам бы пришлось подняться до Его уровня, чтобы стать способными Его слышать. Только тонкая Сила может общаться с похожей Высшей Силой. Вам также нужно подняться до уровня, где находится мой Мастер. Только в том случае, вы могли бы поговорить с Ним прямо сейчас. Однако для Мастера существует некоторое ограничение, согласно которым, только один человек из миллионов может достичь Его Светящейся Формы внутри. Таким образом, для того, чтобы передавать инструкции всем остальным, Он должен спуститься в физическое тело. Он должен находиться среди вас и жить в этом мире. Сила Мастера - Это воплощение Божественного Света и Святого Слова. Мой Мастер не был просто телом. Несомненно, Он приобрёл Своё физическое тело в этом творении и оставил Его здесь. Он использовал свое физическое тело столько времени, сколько оно было способно работать. Как бы то ни было, изменение - это закон творения. Все претерпевают определённые изменения своего состояния. Вчера вы находились в другом месте, а сегодня сидите здесь. Ваша ситуация изменилась. А вечером вы будете где-то ещё. Ничто не остаётся неизменным вечно. Таков закон материи. Наш Гуру Дев Парам Сант Такар Сингх не ушёл. Более того, Он находится прямо здесь, и вы даже можете Его увидеть, как только захотите. Всё, что вам нужно для этого сделать - это подняться в то место внутри, где Он прибывает. По меньшей мере, постарайтесь поднять ваше внимание в эту точку, и тогда вы увидите Его внутри себя. Мои дорогие, не нужно скорбеть, проливая слёзы, Святые никогда не приходят и не уходят. Эта Божественная Сила всегда здесь присутствует..."
САНТ БАЛДЖИТ СИНГХ.
Ваша в Нём Любовь.

Хрен является удивительным многолетним травянистым растением семейства капустных. Его зеленые листья, побег и мощный, мясистый, продолговатый корешок применяется гурманами как пикантная приправа в приготовлении пищи и народными целителями в качестве лекарственного снадобья для излечения множества недугов.

В чем же секрет такой популярности? В волшебном составе растения. Дело в том, что хрен насыщен массой витаминов, минералов и других полезных веществ, которые очень полезны для организма человека.

Что в составе?

В состав растения входит:

  • клетчатка;
  • фолиевая кислота;
  • аромамасла;
  • Е – витамин;
  • аскорбиновая кислота ‒причем ее содержится намного больше, чем в экзотических фруктах (лимоне, апельсине). Даже известная всем черная смородина уступает хрену в насыщенности витамином С;
  • витамины группы В;
  • летучие компоненты – фитонциды, которые убивают ряд болезнетворных микробов и наделяют растение дезинфицирующими свойствами;
  • ряд макро-, микроэлементов ‒ К (калий), Са (кальций), Мg (магний), Na (натрий), Р (фосфор), Fe (железо), марганец (Mn), медь (Cu).

Корень хрена богат:

  1. сахаром;
  2. содержанием различных аминокислот;
  3. перечнем бактерицидных белковых веществ и органических соединений.

Потребление хрена положительно влияет на человека и активизирует работу его органов.

Все плюсы употребления исконно русской приправы

Полезные свойства хрена распространяются на все органы и системы человека:

  • Активизирует пищеварение за счет содержащихся в нем минеральных солей, горчичных масел, синигрина. Благодаря последнему компоненту чувствуется острота продукта.

Следует отметить, что вышеперечисленные компоненты являются возбудителями аппетита и способствуют выделению желудочного сока. Некоторые рекомендуют натереть его на терке, смешать с медом и употреблять перед едой по чайной ложечке.

  • Исцеляет суставы, а именно: снимает воспаление, лечит подагру и ревматизм, прогревает растянутые мышцы, ускоряет заживление кожных повреждений. Имеет исцеляющие свойства, благодаря которым снимает боль и восстанавливает хрящевые ткани.
  • Стимулирует выведение из организма желчи и мочи, поэтому применяется в небольших количествах при отеках, камнях в мочевом пузыре, а также при комплексном лечении почек и печени.
  • Укрепляет иммунитет, за счет содержания каротина и аскорбинки. Особенно его рекомендуют принимать во время обострения вирусов: зимой и весной.
  • Действует как антибиотик, избавляя от различных микробов. Используется в качестве наполнителя в антисептическую повязку. В домашних условиях соком хрена смазывают открытые раны.
  • Уничтожает патогенные микроорганизмы, стимулирует отхаркивание при заболевании верхних дыхательных путей. Острые респираторные заболевания, вирусы лечат путем вдыхания паров (фитонцидов) растертого хрена.
  • Стимулирует потенцию у мужчин.
  • Используется в косметологии для удаления пигментных пятен и веснушек, сужения пор и разглаживания морщин.

Кому нельзя?

Несмотря на положительные характеристики хрена, он может вызвать раздражение или ожог слизистой и кожи. Именно поэтому существуют противопоказания к его применению.

Ограничить употребление стебля и корешка растения:

  • детям до шести лет;
  • больным с острыми воспалениями висцеральных органов;
  • беременным и кормящим мамам;
  • при невосприимчивости организма;
  • во время менструации ‒ употребление данного продукта может вызвать чрезмерное менструальное кровотечение;
  • при повышенном кровяном давлении ‒ при потреблении этого продукта в больших дозах возможно кровотечение или повышение артериального давления;
  • во время приема левомицетина ‒ из-за антимикробных компонентов хрена действие лекарственного препарата прекращается;
  • при заболевании ЖКТ (колит, гастрит, язва, повышенная кислотность) ‒ в этом случае лучше применять в минимальном количестве;
  • при почечной недостаточности;
  • во время отдельных болезней печени.

Готовим дома

Еще один козырь хрена в том, что он широко применяется в кулинарии для приготовления различных блюд, закусок, соусов, консервирования и т.п. Ядреный и крепкий его вкус нравится практически всем мужчинам.

Соус из хрена прекрасно подойдет к вкусностям из мяса, рыбы и заливным блюдам. Его можно подавать на все случаи жизни: и к повседневным трапезам, и к праздничному столу. Обычно он долго хранится в прохладном месте (погреб, холодильник), поэтому вы всегда сможете воспользоваться им для подачи любого блюда на стол.

Как же его приготовить? Соус будем готовить из:

  • корня хрена ‒ 0,2 кг,
  • сахара ‒ 1 столовая ложка;
  • соли ‒ 1 чайная ложка;
  • небольшой свеклы ‒ 1 шт.;
  • уксуса столового (желательно яблочного) ‒ 1 столовая ложка.

Поэтапный процесс приготовления.

Как всегда быть при деньгах? Этот вопрос мучает многих. Если соблюдать эти правила, то ответ на этот вопрос потеряет актуальность:

1. Четко определяйте свои финансовые возможности
Чем дольше мы игнорируем свои финансы, тем страшней и запутанней будут становиться дела. Составьте список всех своих ежегодных доходов и расходов и внимательно посмотрите, где мы сейчас находитесь.

2. Контролируйте свои долги
Учитывая жизненные обстоятельства, лучше быть без долгов, чем с ними, и дело тут даже не в самих деньгах. Неконтролируемый долг может превратиться в расширяющуюся черную дыру, которая жадно поглотит всё.

3. Составьте план для своих денег
Большинство людей чувствуют себя уверенней, когда у них есть план и долгосрочные цели. Пора зафиксировать свои цели и шаги для их достижения. Это отличный способ мотивировать себя и держать своё внимание прикованным к материальной сфере.

4. Нет ничего мелочного в заботе о деньгах
Уделяя необходимое количество своего внимания порядку в материальной сфере, мы не становимся менее духовными или менее культурными. Помните, важно крепко стоять на своих ногах, чтобы иметь возможность заботиться о других.

5. Смотрите на свои привычки делать покупки
Ходите в магазин от скуки? Покупаете вещи, чтобы поднять себе настроение? Хотя желание побаловать себя не является большой проблемой, магазины – не лекарство от всех бед. Поищите другие способы получения позитивных эмоций, таких как любимое хобби, физические нагрузки, встречи с друзьями.

6. Убедитесь, что получаете столько, сколько заслуживаете
Разная работа оплачивается по-разному. Есть профессии, где зарплата гораздо больше или меньше среднего. Но, если мы знаем, что представляем ценность для своей компании, нет ничего зазорного в том, чтобы потребовать прибавку или льготы, чтобы получить столько, сколько мы стоим.

7. Хватит ждать чуда или героя, чтобы спасти своё материальное положение
Это приятно мечтать о победе в лотерее, любви богатого принца или принцессы. Да, конечно, это может произойти, но гораздо продуктивнее не пассивно ожидать чуда, а активно самостоятельно действовать. Станьте сами для себя чудом!

8. Ваше самоуважение не должно зависеть от размеров вашего благосостояния
Многие считают богатых людей более достойными, чем людей с низким достатком. Даже люди среднего класса могут попасть в ловушку, понимая, что они не так часто могут позволить баловать свою семью, как богачи, и чувствовать от этого свою вину и ущербность. Помните, когда забеспокоитесь по поводу ограниченности своих материальных возможностей, что вокруг есть люди, живущие гораздо более скромно, но от этого они не менее уважаемые.

9. Не будьте слишком субъективны
Безусловно, каждый день разными людьми принимается множество дурацких решений, но нет смысла на каждое из них указывать и обсуждать. Мы можем учиться на ошибках других людей, но если мы станем использовать их как повод для вскармливания своего чувства превосходства, то это только усилит нашу денежную тревожность. Если же мы добрые и понимающие к ошибкам других, то сможем лучше понимать и свои ошибки в финансовой сфере.

10. Исследуйте свои финансовые страхи
Говорите с близкими о страхах, связаных с деньгами. Такие вещи полезно проговаривать вслух, тогда они теряют остроту и приобретают понятные размеры. Возможно, кто-то боится думать о пенсии, или кто-то тратит больше, чем может себе позволить на свою девушку, в страхе, что она отвернется, если он не угонится за всеми ее желаниями. Независимо от нашего страха, наверняка для него есть решение, если понять его размеры и причины.

Вконтакте

Одноклассники

Я всегда была своим самым большим критиком. Я всегда более строга к себе, чем другие люди. Но еще больше эта критика проявляется в отношениях и часто по отношению к другому человеку. Мы можем обвинять его, что он не достаточно нас любит, не достаточно старается для наших отношений, а все просто потому, что боимся, боимся остаться одни, и тем самым саботируем свои отношения.

Такой самосаботаж происходит довольно часто и в мелочах, которые мы не замечаем, пока не становится слишком поздно. Первопричина всего – это наш страх. Вот несколько примеров, как мы саботируем свои отношения:

1.«Я знаю, он может найти лучше, чем я»

Я часто сомневалась в себе, потому что была не на своем месте в жизни. И проецировала эту неуверенность на своего парня. Но правда в том, что всегда будет кто-то красивее, богаче, умнее, спортивнее, веселее. Но ваш мужчина выбрал именно вас, потому что вы именно такая. Если бы он не ценил то, что делает вас такой особенной, он не был бы с вами. Уважайте его выбор, будучи лучше, не стесняйтесь себя.

2.Говорить, что вы готовы, когда на самом деле не готовы

Когда вы встречаете кого-то, кто сводит вас с ума, вам хочется быстрее и полностью отдаться этим чувствам. Но, во-первых, не каждому, кого вы любите, суждено быть с вами. А во-вторых, торопя события, можно только все испортить. Некоторым отношениям нужно время, чтобы развиться. Не позволяйте страху одиночества руководить вашими отношениями.

3.Говорить «да», когда вы хотите сказать «нет»

Мне нравится проводить время с парнем, но иногда я хочу побыть одна. Но в отношениях вы не хотите отказывать, чтобы не расстроить человека, чтобы он не подумал, что надоел вам. Но мы должны чувствовать себя комфортно в том, чтобы установить определенные границы в отношениях, личное пространство. Это нормально – сказать, что вы не хотите что-то делать, и не оправдываться, почему так.

4.Не быть достаточно открытой

Некоторые девушки предпочитают рассказывать о своих чувствах и переживаниях подругам, а не парню, чтобы его не спугнуть. А некоторые парни считают это уделом женщин – вообще говорить о своих чувствах. Но эмоциональная близость пары так и формируется – на основе взаимной искренности и открытости.

5.Не просить того, что вам нужно

Вы должны быть уверенны в том, чтобы отстаивать ваше счастье, чтобы требовать того, что вам нужно для счастья. Вы не должны всем жертвовать ради другого человека – это нездоровые отношения, которые ничем хорошим не закончатся, как бы вы сильно ни любили человека. Если то, о чем вы просите – это слишком много для него, значит вы просите неподходящего человека.

– Вопросы о духовной жизни неисчерпаемы. В наше время духовной жизнью называют разные вещи. Некоторые называют «духовной жизнью» посещение театров, концертов или, например, танцев. Церковь не отрицает светскую культуру и допускает ее для мирян. Но духовная жизнь – это другое.

В Священном Писании о духовной жизни говорится очень определенно: духовная жизнь – это есть жизнь в Духе Святом: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9). То есть христианин, не имеющий Духа Христова, не может считать себя духовным, говорит Апостол Павел.

Вы знаете, что в первом веке всех христиан называли святыми, именно потому, что они получили дар Святого Духа и старались жить, сохраняя благодать Святого Духа в своем сердце. Их святость проявлялась даже видимым образом: они часто имели благодатные дары. Жизнь первых христиан была устроена харизматически, то есть они жили по внушению свыше и ничего не делали, пока не ощущали волю Божию. Об этом ясно написано в Деяниях Апостолов, где говорится, что когда апостол Павел со спутниками пошел в такую-то страну, то Дух Святой не пошел с ними, они поняли, что это не угодно Богу. А когда они пошли в другую сторону и Дух Святой пошел с ними, тогда они продолжали свой путь: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деян. 16:6).

Первые христиане ощущали присутствие Святого Духа в сердце. Присутствие Святого Духа означало, что они поступают угодно Богу. А если Дух Святой отходил от них, то значит, они делали что-то неугодное Ему. Присутствие Духа для них было главным критерием истины.

Точно так же учил о духовной жизни преподобный Серафим Саровский, живший сравнительно недавно. В его замечательной беседе с Мотовиловым он говорит, что смысл христианской жизни состоит в стяжании в своем сердце Святого Духа Божьего. Мотовилов не понял его слов и прямо спросил: «Что это значит?»

«А очень просто, – ответил святой Серафим, – вы сейчас это сами почувствуете». Святой Серафим помолился, и Мотовилов, действительно, пережил нечто необыкновенное. Он это позже очень подробно описал: они находились в лесу зимой, шел легкий снежок. Внезапно он увидел преподобного Серафима в каком-то особенном Свете – он весь сиял. Он ощутил необыкновенное тепло и благоухание, особенный мир в своем сердце.

Мотовилов сказал преподобному Серафиму, что ему стало удивительно хорошо. Преподобный Серафим ему объяснял: «Вы сейчас находитесь в Духе Святом. То, что вы чувствуете – это и есть благодать Святого Духа». «Убогий Серафим», как он себя называл, помолился, чтобы Господь показал благочестивому помещику, что значит быть в Духе Святом, и Господь ответил на его молитвы.

Продолжая беседу, преподобный Серафим сказал: «Отец у меня был купец, в Курске у нас был дом и лавка. Бывало, мы с отцом ходили торговать, и торговали мы тем товаром, который сегодня лучше идет: если мука – то мукой, а если ткани лучше идут, мы тканями торгуем. Что больше дает нам прибыли, тем и торгуем. Вот так и вы живите – подвизайтесь тем подвигом, который дает вам больше благодати. Если вам больше благодати дает молитва – молитесь, если добрые дела – делайте добрые дела, если пост дает больше благодати – поститесь, если поклоны – то делайте поклоны». Таким наглядным образом преподобный Серафим объяснял Мотовилову, как правильно жить духовной жизнью и как стяжать Духа Святого.

Точно так же учили и древние святые, не всегда одинаково подробно, и неодинаково доходчиво, но смысл всегда был один и тот же. Например, святой XI века преподобный Симеон Новый Богослов говорил, что тот, кто думает, что в наше время (то есть в XI веке) невозможно стать святым, тот ошибается. И в наше время святые люди живут так же, как в древности, и так же учат, как учили древние святые.

Источником благодатной жизни является только Бог

– Можно ли говорить о культуре, искусстве, науке как об источнике для стяжания Святого Духа?

– Нет, нельзя. Культура, искусство, наука – это не источник для стяжания Святого Духа. Источником благодати Святого Духа является Сам Бог. Другое дело, что занятия наукой, искусством, жизнь в том или ином культурном контексте можно совмещать с благодатной жизнью, если, конечно, эти культура, наука и искусство не вступают в противоречие с христианской верой и учением. Если мы будем молиться Богу и жить по заповедям Божиим, то Господь даст нам Свою благодать.

Святые люди

По милости Божией мне довелось знать нескольких по-настоящему святых людей – истинных старцев. Одним из них был отец Иоанн Крестьянкин, о котором вы все хорошо знаете. Я с ним общался много лет и близко его знал.

Когда едешь к старцу, то думаешь, какие вопросы нужно задать? Вопросов у всех много, а у священника бывает особенно много вопросов, потому что спрашиваешь не только для себя, но и для духовных чад. Старцы хоть и святые, но все разные – у каждого свой склад, свой особый дар. Один старец сидит, слушает тебя и молчит, а другой, наоборот, отвечает на все твои вопросы, даже не выслушав их.

Отец Иоанн Крестьянкин именно так общался с множеством вопрошавших его людей.

Когда входишь в келью святого человека, такого, как отец Иоанн, то действительно на душе появляется теплота, радость, мир, все сомнения уходят, вопросов больше нет, все ясно, и не хочется никуда отсюда уходить, хочется с ним остаться навсегда. Я думаю, это испытывают все, кто общается со святыми людьми, кому удается побыть рядом с ними.

Во все времена возможно быть святым

Духовная жизнь является результатом действия благодати Божией. Благодать ничем нельзя заработать или купить. Но благодать можно получить даром от Бога. Господь хочет дать Свою благодать каждому из нас. Господь хочет «всем спастись и в разум истины прийти», то есть, по-русски, Бог хочет, чтобы все пришли к пониманию истины и спаслись. Для Бога все мы – Его дети. Поэтому Сам Иисус Христос учит нас молиться, обращаясь к Богу – «Отче наш». Бог хочет, чтобы мы называли Его своим Отцом, потому что мы – Его чада. Любой земной отец хочет дать своим детям все самое лучшее. Тем более Бог, Который есть Любовь, как Отец, хочет дать каждому из нас благодать Святого Духа.

Для того, чтобы принять и вместить этот дар, нужно иметь чистое сердце. Об этом говорят заповеди блаженства, данные Иисусом Христом: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Если же сердце будет нечистым, то узнать Бога невозможно. Чтобы общаться с Богом, нужно учиться молиться, нужна вера, смирение и мир в душе. А еще нужно трудиться над своим «внутренним человеком», как говорили святые отцы.

Как только у нас будет готовность вместить в себя благодатный дар, Господь нам его даст. Сначала Он даст его в небольшой степени, потому что благодать Святого Духа подобна огню. Если вложить нам в ладони горящие угли, то мы не сможем их удержать, а сразу же их бросим, а на ладонях будет ожог. Если нам нужен огонь, мы должны приготовить сосуд для углей. Вот так же и сердце нужно приготовить для того, чтобы благодать Святого Духа могла пребывать в нем.

Молитва, очищение своего сердца от всего скверного, от страстей, мирное, смиренное, кроткое устроение – это все как раз и есть то состояние души, которое необходимо для благодатной жизни. Для того, чтобы не попалить нас, Господь дает сначала маленькую искорку, которая нас не обожжет. По мере нашей готовности эта искорка будет возгораться в большое пламя.

Святые люди живут с этим духовным огнем в сердце. Этот огонь или свет мы видим на иконах в виде нимба вокруг ликов святых. Бывает, что благодатный свет вокруг святого человека является людям видимым образом. Так было с Моисеем, с Сергием Радонежским, Серафимом Саровским, которых ученики видели во время молитвы окруженных нетварным светом. Нам это кажется запредельно далеким, но если мы думаем, что этого невозможно достигнуть, то мы ошибаемся.

Нам кажется, что святые только на иконах бывают, что они жили в древние времена, о них написано в житиях святых, а сегодня их нет. Это не так. У Бога святые есть всегда. И в наше время есть святые люди. И в будущем они всегда будут, пока стоит этот мир.

Святые бывают разные: это могут быть старцы, к которым идет народ, а могут быть никому не известные люди. Мне в детстве довелось знать одну святую матушку. Она была вдовой расстрелянного священника. Когда коммунисты арестовали и расстреляли ее мужа, у нее на руках остались пятеро детей, а младший был еще грудной младенец. Она прожила очень тяжелую жизнь, но вырастила всех пятерых детей.

Она была совершенно святым человеком. Когда она входила в дом, то с ней входила благодать. Это было совершенно очевидно и ощутимо, но передать это или объяснить невозможно. С ней вместе входили мир, радость, тихость. Больше всего на свете она любила молиться Богу. Она очень много молилась. Молитва была для нее самой большой радостью. Это было ее живое общение с Богом. Такие святые люди, несомненно, есть и сегодня. Всегда возможно быть святым.

Важно встретить в своей жизни святого человека

Я горячо желаю каждому из вас встретить в своей жизни хотя бы одного святого человека. Это очень важно для вашей духовной жизни. Если вам предложат поехать к святому человеку, то не отказывайтесь. Только нужно, чтобы это был действительно святой человек. Нередко бывает так, что современные люди обманываются и считают за святых тех, кто такими не является. Всегда необходима некая осторожность, тем более в духовной жизни.

– Возможно ли достичь святости не в монашеской, а в семейной жизни? Возможно ли быть святым и не быть монахом?

– Конечно, возможно. Есть примеры из истории, когда миряне и женатые люди становились святыми, мучениками, праведниками, юродивыми. В миру в обычной жизни достичь святости можно, только обретя особое, великое смирение, скромность. Поэтому святые-миряне меньше известны.

Семья и монашество – два равночестных пути к Богу

– Можно ли, не выходя замуж, не уходить при этом в монастырь? Я боюсь, что если я выйду замуж, то место, которое в моей жизни сейчас занимает Господь, отчасти займет муж, как написано апостолом Павлом, что «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1 Кор. 7:34). Но к монашеской жизни я не чувствую никакого призвания.

– Вопрос очень непростой. Путь семейной жизни и путь монашеский – это два равночестных пути. Оба пути могут быть высокими и добрыми, но могут быть и неудачными. Нужно стараться почувствовать волю Божию, молиться Богу и просить, чтобы Он Сам указал нам путь нашего спасения.

В наше время, к сожалению, семейная жизнь складывается очень трудно. Мир как будто воюет против семьи. Вы сами знаете, сколько происходит разводов, в том числе и в церковной ограде! Сколько бывает разрушенных судеб и у христианских супругов. Сейчас вообще мало счастливых семей.

Люди разучились жить семейной жизнью. Раньше этому учила Церковь, а теперь люди большей частью растут вне Церкви и не знают, как нужно жить в семье.

К сожалению, и в монастырях похожая проблема – мало кто умеет жить в монастырях. Раньше в монашеской жизни было преемство, но советская власть уничтожила практически все монастыри, и это преемство едва-едва сохранилось.

Перед перестройкой в Советском Союзе было 20 монастырей. При этом на территории самой России было всего два монастыря: Троице-Сергиева лавра и Псково-Печерский монастырь. Остальные монастыри были на окраинах: на Западной Украине и в Прибалтике.

За последние 25 лет в Русской Церкви открылось примерно 800 монастырей. Таким образом, монастыри есть, а опытных духовников, старцев и стариц, игуменов и игумений, к которым можно обратиться за духовным советом, не хватает. Монахи и послушники, живущие в таких монастырях, порой не имеют должного представления о том, что такое монашеская жизнь. В Греции более благополучная ситуация – там со времен Византийской империи сохранилась монашеская традиция, прежде всего на Афоне, который уже 1000 лет является величайшим духовным центром всего православного мира.

Нужно стараться с помощью Божией найти свой путь в жизни и идти тем путем, который укажет Господь, – принять монашество или создать семью. Но для женщин есть и третий путь – служить Богу при храме, помогая епископу или священнику. Этот путь является даже более древним, чем монашество. В истории Церкви он получил название – институт девственниц. Тогда был еще и институт диаконисс, и некоторые девственницы становились диакониссами. В наше время институт диаконисс уже не существует (правда, в Африке его пробуют возродить), а девственницы, служащие Церкви, всегда существуют и будут существовать. Их служение Богу может быть поистине прекрасным, если есть любовь, смирение, целомудрие и решимость.

Изначальная жизнь человека – это семейная жизнь

Об этом совершенно удивительно повествует Библия. Когда Бог в начале создал человека, он – Адам – был один. Бог поместил его в рай, но оказалось, что «нехорошо быть человеку одному» даже в раю. Господь стал приводить к нему разных зверей, чтобы Адам не был так одинок. Адам дал им имена. Святые отцы толкуют это так, что, называя зверей, Адам умом познавал их сущность. Когда дается имя, оно должно соответствовать естеству. И вот Адам всех назвал, то есть ясно определил их природу, потому что у него было сознание, еще не поврежденное грехом. Однако не нашлось существа, «подобного ему», с которым ему было бы хорошо жить, с которым он мог не быть одиноким.

Тогда Бог навел на него сон и сотворил из его ребра жену – Еву. Когда Адам проснулся и увидел ее, то сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт.2:23-24).

«Она наречется женою, потому что взята от мужа своего». Эта фраза в славянском и русском переводе удивляет отсутствием логики. Почему она должна называться «жена», если «взята от мужа»? Но в подлинном тексте все понятно, потому что у нас слова «муж» и «жена» имеют разные корни, а у евреев это однокоренные слова. На иврите «муж» – «иш», а «жена» – это женский род этого слова – «иш-ша». Поэтому эта фраза звучит примерно так: «Она будет называться – «иш-ша», потому что взята от своего «иша». Адам, давая жене такое имя, хотел сказать, что «это есть мое естество, поэтому она будет моею, она сотворена из меня, то есть она – то же самое, что и я сам».

Так семья была сотворена в раю еще до грехопадения. И Бог выразил Свое удовлетворение, благословив Адама и Еву: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28). Бог определил, что изначальная, идеальная жизнь человека – это именно семейная жизнь, как единство мужчины и женщины, и их детей.

Вы помните, как Господь называет себя «Женихом церковным», и Царство Божие уподобляет брачному пиру. У апостола Павла Церковь называется Невестой Христовой. Это значит, что душа каждого из нас, кто является членом Церкви, тоже – невеста Христова. Душа каждого христианина, не только девочек, но и мальчиков, тоже создана, чтобы быть невестой Христовой, потому что мы все члены единой Христовой Церкви. А коли так, то это значит, что союз со Христом – это особый духовный брак, если понимать под браком единство в любви – самое тесное, самое близкое единство.

Монашеская жизнь появляется потом, когда в результате грехопадения повреждается душа человека. Естество человека побеждается страстями, вся его жизнь становится другой, и семейная жизнь тоже наполняется грехом. Тогда появляется потребность убежать от суеты и искушений греховной жизни. Появляется монашеский путь, на котором легче быть с Богом. Этот путь тоже уподобляется браку, недаром монахинь называют «Христова невеста».

Монашество – это очень высокий и благословенный путь, не менее значимый, чем семья. В некотором смысле монашество не противоположно браку, а представляет собой другой образ бытия человека в любви со Христом.

И в семейной жизни, и в монашеской требуется подвиг самоотверженной любви. В наше время подвиг семейной жизни стал гораздо труднее, чем раньше. Но монашеский подвиг тоже труден, хотя некоторые думают, что он легче, чем подвиг семейной жизни. Выбор пути зависит от склонностей и способностей человека. Этот вопрос лучше всего решать с духовником или духоносным старцем.

Самый прямой путь к созданию семьи – это молитва

– Многие священники говорят, что если это «твой человек», то ты «не сможешь пройти мимо». Однако многие люди из-за неспособности видеть Божию волю упускают своего человека и остаются одни. Как не пропустить этот «момент истины»?

– Я сомневаюсь в том, что вами избрана подходящая терминология: найти супруга – это момент истины.

Чтобы найти спутника жизни, жениха или невесту, нужно, прежде всего, молиться Богу. А Господь Иисус Христос направит тебя на добрый путь, приведет тебя к тому человеку, который может стать твоим спутником жизни, а его приведет к тебе. Если молиться Богу, то Он Сам устроит твою судьбу. Богу угодно, чтобы люди создавали семьи.

Господь хочет, чтобы у всех вас все было хорошо, чтобы вы были счастливы, чтобы у вас получились добрые семьи и родились хорошие дети. Но нужно, чтобы вы к этому были готовы. Об этом нужно молиться Богу. Самый прямой путь к созданию семьи – это молитва. Если молиться, то Господь все это вам даст и даст еще больше того, о чем вы просите.

К сожалению, очень часто молодые люди совершенно не готовы к созданию семьи. Недостойное поведение многих современных молодых людей и девушек вызывает отвращение и нежелание их видеть. Уверен, что нецеломудренная, греховная жизнь является самым большим препятствием к счастливой семейной жизни.

Что привлекает в человеке человека другого пола?

Если человек – грешный и в нем действуют греховные страсти, блудные похоти, то они побуждают искать удовлетворение в плотском общении с человеком другого пола. Вести себя разнузданно – это, конечно, действенный способ привлечь внимание такого человека. Например, внимание какого человека могут привлечь нескромно одетые девушки? Очевидно – только человека, одержимого блудной страстью! Но с таким человеком создать семью не получится. Из такого знакомства ничего хорошего выйти не может. В браке с таким человеком, даже если он состоится, что уже весьма сомнительно, будут только грехи, мучения, страдания.

Если же девушка хочет, чтобы у нее устроилась счастливая семья, жизнь в настоящей любви с мужем, то ей нужно понравиться честному, чистому человеку, способному к самоотверженной христианской любви. Самое привлекательное в человеке – это душа. Истинная красота человека не в теле, а в душе! Часто бывает, что какая-нибудь высокая, стройная, с виду красивая девушка внушает отвращение, потому что душа у нее безобразная. Сегодня таких девушек очень много. И наоборот, часто бывает, что девушка, с виду, как говорят, «дурнушка», привлекает к себе внимание замечательного молодого человека, и у них получается прекрасная семья. Потому что у нее душа светлая, прекрасная.

Как увидеть красоту души? Душа светится в глазах у человека, она видна в его лице. Если мы хотим, чтобы у нас получилась семья, то нужно украшать свою душу. Душа украшается молитвой к Богу, любовью к Богу и людям, чистотой, целомудрием, смирением, кротостью, скромностью и добротой.

Если вы будете такими, то станете привлекательными для таких же хороших и добрых людей. Из такой дружбы может получиться семья. А из блудных отношений семья не получается.

Пример семейной жизни отца Иоанна Кронштадтского не для всех

– Как вы относитесь к подвигу семейной жизни отца Иоанна Кронштадтского и возможно ли это сегодня?

– Жить с женой как с сестрой – это совершенно особый случай, который был указан отцу Иоанну Самим Богом. Этот подвиг имел особую цель. Именно на этом пути отец Иоанн смог стать инициатором евхаристического возрождения в Русской Церкви. Только служа на приходе, он смог возродить евхаристическую жизнь. В монастыре он бы этого сделать не мог. Ему нужно было быть не монахом, а женатым священником. Если бы у него была большая семья, ему тоже было бы очень трудно это сделать.

Его подвиг вряд ли может быть примером для подражания. Без особого благословения Божия не следует думать о таком подвиге. Супруги должны помнить заповедь апостола Павла не уклоняться друг от друга: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7:5,29). Эти слова апостола еще раз говорят о величайшем даре Божием – единстве в любви.

– Во всем нужно знать меру, чтобы не впасть в крайность. А может ли быть мера любви? Возможна ли безграничная любовь человека к человеку?

– Да, конечно, безграничная любовь возможна. В любви меры нет, потому что Бог есть Любовь, а Бог бесконечен. Любовь может быть бесконечно большой, может возрастать каждый день, всю жизнь. Нужно только добавить при этом, что истинная любовь – это не какие-то эмоции и чувственные переживания, а любовь духовная, благодатная любовь Христова.

В наше время трудно молиться

– Как удерживать свое внимание на молитве – дома и во время богослужения?

– В наше время молиться действительно очень трудно. Столько препятствий молитве! Электроника, компьютеры, интернет и развлечения преследуют человека поминутно везде и всюду. Чтобы научиться молитве, нужно избегать развлечений. Например, если вы смотрели кино, а потом сразу встанете на молитву, перед глазами у вас будут мелькать кадры из просмотренного фильма. Кино для того и существует, чтобы производить впечатление, то есть взбудоражить душу, «наполнить» ее каким-либо страстным или просто информативным переживанием. Даже если кино – хорошее, в котором нет ничего безнравственного, все равно обилие образов и впечатлений мешает сосредоточиться.

Когда человек живет в деревне, на природе, вокруг него солнышко, деревья, вот петух прокукарекал, корова замычала, поле с цветочками, на горизонте лес, никаких других впечатлений нет. В таком ограниченном круге впечатлений человеку легче сосредоточиться. А если перед вами телевизор, то в нем мелькают Индия, Китай, Сирия, Америка, где кого убили, где война, где ракеты взрываются. Человек, сидя в своей комнате, хочет своим умом охватить весь мир. В кармане у него звонит то и дело телефон. Как при этом можно сосредоточиться на молитве? Практически невозможно. Поэтому все современные люди жалуются, что у них не получается молитва.

Если хочешь сосредоточиться – нужно отказаться от этого калейдоскопа, перестать развлекать свою душу всякой ерундой, попытаться ограничить круг своих впечатлений чем-то серьезным. Монашество в этом отношении, конечно, лучше помогает идти к Богу. Когда человек уходит от обычных житейских впечатлений, ограничивает свою жизнь храмом, кельей и послушанием, тогда он может учиться молитве.

Однажды к преподобному Серафиму обратился молодой послушник, который потом стал архимандритом Моисеем (Путиловым), первоначальником Оптиной пустыни в ее новом, духовном значении, при нем в Оптиной пустыни началось старчество. Он задал ему такой вопрос: «Батюшка, я стою на службе и не могу сосредоточиться, не могу внимательно помолиться. Как мне быть?» Преподобный Серафим ему ответил: «Когда стоишь на службе, читай молитву Иисусову, тогда и молитвы, которые звучат на богослужении, станут внятнее и слышнее».

Действительно, очень полезно взять четки и читать молитву Иисусову во время богослужения. Тогда служба будет более доходчива, внимание станет само сосредотачиваться. А если стоишь просто так, зеваешь, по сторонам смотришь, и мысли у тебя мелькают, то очень трудно быть внимательным на молитве. Молитвенный труд требует упражнения, самовоспитания, самоограничения.

Как поститься студентам?

– Можно ли студентам не держать строгий пост?

– А зачем нужно послабление поста? Разве студентам трудно соблюдать пост? Поститься могут даже дети. Когда я был ребенком, мы с мамой старались строго поститься. У меня в семье было заведено так: обычно во время Великого поста мы не ели рыбу, молочного тоже не было ничего. Это не было сухоядением, то есть, когда во время поста едят только хлеб, воду и сырые овощи, но не едят вареной пищи. Такой пост действительно труден. У нас постом всегда была вкусная растительная пища. Мои дети с маленького возраста тоже хотели поститься вместе с нами. Причем им предлагали сердобольные тетушки: «Скушай рыбки или молочка попей, тебе еще рано поститься». А они просили: «Нет, мы тоже хотим соблюдать пост». Мы разрешили им поститься, как взрослым, вместе с нами, и никаких дурных последствий от этого не было.

Я не понимаю, почему пост у здорового человека вызывает трудности? Если трудно поститься по болезни, если постная еда причиняет вред, то пост надо ослабить, чтобы не было вреда здоровью. Редко бывает так, чтобы человек совсем не мог жить без мяса, так что от мяса практически всегда можно отказаться. Если же здоровье нормальное, то строгое соблюдение поста принесет большую духовную и нравственную пользу, особенно молодым людям. Ведь пост – это наука контролировать себя, воспитать свою волю, владеть и управлять собой.

О воле Божией

Как смириться с волей Божией?

– Нужно любить Бога и волю Божию и знать, что она – всегда благая. Воля Божия всегда прекрасна, всегда спасительна, всегда нацелена на самое лучшее для нас. Если известна воля Божья, это значит, что лучше пути нет. Нужно верить и знать, что это так на самом деле. Если вы ее примете как самое лучшее, то вы очень скоро полюбите ее и не захотите ничего другого. Это касается даже таких, казалось бы, ужасных случаев, как тяжелая врожденная болезнь.

По этому поводу я хочу поведать вам замечательный рассказ епископа Стефана (Никитина) о его встрече со святой Матроной Анемнясевской. Я знал епископа Стефана лично, этот рассказ совершенно достоверен.

Святая Матрона с детства не росла, поэтому родители положили ее в корзинку, она лежала и была неподвижной. Им нужно было идти работать, с корзинкой это делать неудобно, и они ее относили в церковь. Поставят в церкви на лавку, а сами идут в поле работать. Она с детства выросла на службе и впитала богослужение в свое сердце. И так прожила до глубокой старости.

Епископ Стефан (Никитин) – тогда он еще не был епископом – был арестован в 1930-х годах за веру и несколько лет провел в заключении, в лагере. Срок ареста подходил к концу, он ждал освобождения, и вдруг ему говорят, что продлят срок заключения и не освободят. Он впал в сильное уныние, ему стало казаться, что он не выдержит пребывания в лагере и умрет. Его спросил кто-то из знакомых солагерников, отчего он так огорчается?

Он сказал причину. А ему говорят: «А ты пойди, покликай Матрону». Он очень удивился и говорит: «Как это, куда пойти, что кричать?» – «А вот там, в дальнем углу лагеря пойди и крикни погромче: «Мотя, помоги!» Он удивился, но пошел и крикнул: «Мотя, помоги!» Очень скоро его освободили.

Тогда он начал спрашивать, кто это такая Мотя? – «А это такая вот старушка, она живет в таком-то месте», – говорят ему. Когда он освободился, то прежде всего поехал в этот поселок, но адреса он не знал. Приезжает в деревню и спрашивает: «Где здесь Мотя живет»? «Вон там», – говорят и дом показали. Приходит в дом, видит, дверь открыта. Он с опаской входит в эту дверь без спроса. Там тихо, никого нет. Вдруг слышит голос из горницы: «Входи, Сережа (это было его имя до монашества), входи, владыка».

Он очень удивился, откуда голос и почему его назвали владыкой. В доме он увидел корзинку, которая стоит в углу под иконами, а в ней лежит маленькая старушка и называет его владыкой. Он спросил ее: «Откуда ты знаешь мое имя?», а она отвечает: «Так ты же кликал меня».

Будущий владыка поблагодарил ее за то, что она помолилась за него и его выпустили.

Текст: Александр Филиппов
Фото: Вероника Денисова

Похожие публикации