Воспитание милосердия у детей. Курсовая работа: Формирование милосердия у подростков

(2 голоса : 5 из 5 )

В современных пособиях для родителей масса информации: как воспитать лидера, как вырастить гения, сделать ребенка успешным и всесторонне развитым. А вот о воспитании любви и милосердия почему-то мало кто пишет.

Милосердию научить очень сложно. Поэтому говорить детям о милосердии и любви, прививать желание творить добро нужно с самого раннего возраста. И не стоит забывать о том, что дети – чисты и невинны. Часто чувство жалости, сочувствия и сострадания у них возникают естественно. Важно, чтобы родители это вовремя заметили и поддержали, отбросив свое с годами накопленное «окаменелое нечувствие».

Дивный гимн любви воспел ап. Павел:

1. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

2. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.

3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

6. не радуется неправде, а сорадуется истине;

7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

9. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;

10. когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

11. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

12. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

13. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» () .

Когда некий законник спросил: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ().

На Тайной вечери Христос говорил: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» () .

Апостол любви Иоанн Богослов писал: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ().

Любовь не раздражается, поэтому очень важно следить за тональностью разговоров в семье, и прежде всего - между супругами.

Грудной младенец много плакал. Однажды раздраженная мать воскликнула: «Как ты мне надоел, все орешь. Замолчи! Из окна тебя выброшу, негодника».

Когда она после этого пришла в комнату, младенца не было. «Где… ?» А его маленький брат (трех-четырех лет) сказал: «Мама, он все плакал, а ты сказала: если он будет плакать, его надо выбросить из окна. Я его выбросил». Вот результат сложения раздраженности матери и любви к ней трех-четырехлетнего младенца.

Только научившись любить ближних своих, можно исполнять и большую заповедь Христову: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» () . Не говорите, что это противоестественно, - христианство не естественно и не противоестественно; оно - сверхъестественно поднимает человека до Царствия Небесного.

Любовь, как и вера, «без дел мертва» () . Мы любим не столько тех, которые о нас заботятся, сколько тех, о ком заботимся сами. Детей надо приучать любить родителей и заботиться о них с самого раннего возраста. «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» ().

Когда родители все дают ребенку, своему кумиру, не научая его отдавать, и не заботятся хотя бы друг о друге (отец о матери, мать - об отце), они растят эгоиста с потребительской психологией. Сколько мы знаем родителей, все отдавших своим детям и брошенных на старости лет. С молодых лет следует воспитывать в человеке ответную любовь к людям, давшим ему жизнь. Чтобы дети любили родителей, необходимо, чтобы они от отца и матери получали не только игрушки, джинсы, деньги на кино и т.д., но входили бы в духовный мир отца и матери, в мир жертвенности, веры и действующей любви. Воспитание требует не открытого кошелька; главное - открытость сердца; тогда наступит время, когда дети из воспитуемых превратятся в друзей родителей, в семье произойдет взаимообогащение богатствами внутреннего мира.

Любовь, как и вера, достигает совершенства делами (см. ). Надо устанавливать для детей сначала крохотные, потом маленькие, а затем все возрастающие обязанности по отношению к родителям, друг ко другу и к семье в целом. И придет время, когда дети с любовью возьмут на себя значительный объем наиболее трудных домашних дел, когда на их окрепшие плечи смогут опираться слабеющие родители, и дети многое будут делать лучше и умнее своих постаревших отцов и матерей. За родителями останется общий совет, молитва и любовь. К этому естественному ходу развития семьи родителям надо готовиться, и исподволь готовить к этому детей, принимающих эстафету жизни и деятельности, но не вырывающих ее из отчих и материнских рук. К старости надо готовиться.

Любящий человек способен отдать свое другому, делиться со своими ближними и с встречающимися людьми. К этому нужен навык. Вкусное и хорошее должно предназначаться не только для младенцев и школьников, но и для родителей - во всяком случае, в сознании детей. При недостатке, допустим, фруктов и т.п. можно, оставив их открыто для родителей, потом незаметно отдать детям.

Одна семья жила в стесненных материальных обстоятельствах. После чая одну из конфет оставили на столе для отца, находящегося на работе. Ребенок, бегая по комнате, потянулся к конфете. «Надо оставить папе, - сказала мать, - с чем папа будет пить чай, когда придет с работы?»

Эта сцена в течение дня повторялась несколько раз, все чаще и чаще. Наконец мать сказала: «Ладно, бери папину конфету». Младенец зажал конфету в ручонке, а потом забросил ее в дальний угол стола, к стене, откуда сам он не мог ее достать. Остаток дня он не подходил к столу. Произошел маленький шаг в нравственном развитии человека.

Более взрослых детей следует посылать делать покупки в магазине. Это не только физическая нагрузка, но и приучение детей думать о нуждах семьи в целом. Конечно, здесь нужно родительское руководство, обеспечивающее «единство экономической политики» семьи.

В детях должна воспитываться братская любовь друг ко другу, между ними следует создавать душевно-духовную близость. Это нетрудно, ибо дети тянутся к себе подобным. Конечно, отношения между детьми, как и вообще между людьми, во многом определяются их психологическим складом. Но общность рождения, воспитания и воспоминаний отчего дома имеет огромное значение для дружбы и любви на всю жизнь. Детские ясли и сады нередко подрывают семейные устои и семейную близость между братьями и сестрами .

Детей с раннего младенчества надо приучать делиться друг с другом, помогать друг другу, старших - привлекать к воспитанию младших. С какой любовью и уважением вспоминает свт. Василий Великий о своей старшей сестре - Макрине! В узбекском языке есть уважительное слово апа - «старшая сестра», с которым иногда обращаются вообще к почтенной и старшей женщине. Нянями в русских диалектах иногда называются старшие сестры. В старших братьях должна быть какая-то доля отцовского чувства по отношению к младшим.

Для нравственного климата семьи полезны совместные бытовые и хозяйственные дела, в которых участвуют все или почти все ее члены, и семейные походы, поездки за город, посещение святынь, музеев, исторических мест и т.д., беседы на религиозные и другие темы. Некогда в русских интеллигентных семьях были в моде совместные чтения классиков по ролям, в которых принимали участие и друзья из «близких» домов, детские игры, спектакли, шарады и т.д. Все это не должно проводиться как некие семейные «мероприятия»: это - проявление любви (в ее христианском восприятии и понимании) в жизни семьи.

Любовь между детьми созидается любовью родителей между собой. Эту супружескую любовь необходимо и в деле, и в молитве беречь как драгоценный дар не только двоих, но и семьи в целом. Она воспитывается в супругах и их совместным трудом у детской кроватки, и всем стилем семейной жизни.

Конечно, основные ночные хлопоты с младенцем несет мать, а не работающий отец, но ведь она, замученная бессонными ночами, и физически, и морально нуждается в любовной помощи.

Можно привести и примеры того, как жена, целый день сидящая дома с одним ребенком, заставляет мужа стирать пеленки, а сама лишь играет с младенцем. Гораздо полезнее и для ребенка, и для отца было бы, чтобы тот, придя вечером домой, занялся бы малышом. В некоторых семейных и профессиональных ситуациях необходимо создать одному из супругов все условия для творческой работы.

Не будем приводить множества жизненных примеров; напомним лишь, что к супругам более, чем к кому-либо, относятся слова апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» () .

Семья - общий организм; для нее естественно иметь общую кассу, куда вкладывается все: и заработки родителей, и стипендии и зарплата подросших детей. В семьях со стесненными материальными обстоятельствами это неизбежно, в состоятельных же иногда стипендию и заработок оставляют детям на «карманные расходы», продолжая их полностью обеспечивать всем необходимым из родительских доходов. Это неизбежно выделяет из семьи то одного, то другого повзрослевшего ребенка, способствует развитию потребительской психологии: «все мое - мое, а родители все равно обязаны меня и моих братьев и сестер содержать».

На свои нужды дети могут получать даже больше денег, чем их стипендии или зарплата, но - из общей семейной кассы. Изложенные соображения не относятся, разумеется, к тем детям, у которых собственные семьи.

Любовь, взращиваемая в семье, должна распространяться и за ее пределы; «…будем делать добро всем, - пишет ап. Павел, - а наипаче своим по вере» (). «…Не унывайте, делая добро» (2 Феc 3:13).

Эта любовь ко всем людям начинается с малого: уступить место пожилому человеку, помочь сделать что-либо одинокой старушке, позаботиться о подарке для кого-нибудь и т.д.

Проблема одиноких старушек в настоящее время стоит очень остро: их много, они беспомощны, одни из них благодарны и светятся радостью и верой, другие капризны и раздражительны: люди в старости более многообразны, чем в молодости. По очень многим причинам у значительной их части не устроилась личная жизнь: одни - они обычно благодарны - избрали служение Богу и людям, другие не смогли выйти замуж или потеряли своих женихов в лиховороте тридцатых годов и Отечественной войны. Переехать в дома престарелых и инвалидов - еще недавно означало лишиться возможности посещения Церкви и чтения духовной литературы и т.д.

Добро, сочувствие и дружескую помощь надо оказывать близким семьям, и соответственно приучать детей разделять их радости и горе; необходимо воспитывать в детях навык делать добро всем нуждающимся в помощи и сочувствии, привычку «спешить делать добро» . Следует рассказывать о героях добра и любви, от святых подвижников благочестия до д-ра Гааза, людей в ближайших к нам ушедших поколениях и конкретных знакомых. Образы человеческие обладают удивительной учительной силою.

Воспитание любви и легко, - ибо душа человека, как отметил Тертуллиан, по природе своей христианка, - и трудно, ибо в мире «по причине умножения беззакония» во многих охладела любовь (см. ).

Церкви и монастыри всегда имели богадельни, странноприимные и сиротские дома.

Апостол Иаков в своем соборном послании пишет: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» () .

«Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» ().

В 1917 г. в связи с гонениями на христианскую веру и в первую очередь на православие, всякая церковная благотворительность была запрещена, соответствующие учреждения и средства были национализированы. Да и любое сострадание, милосердие и благотворительность стали считаться оскорблением и унижением личности. Была отвергнута даже попытка свт. Тихона оказания церковной помощи голодающим; члены общественного независимого от церкви «Комитета помощи голодающим» были арестованы. Во время Ашхабадского землетрясения 1947 г. епископу Ташкентскому и Среднеазиатскому Гурию категорически запретили оказывать помощь пострадавшим в Туркмении, когда он проявил такую инициативу в своей епархии. Разрешались и делались обязательными сборы на строительство гигантских по тем временам самолетов типа «Максим Горький», в фонд МОПР; позже обязательным для церкви был сбор в «Фонд мира», но никаких сборов для конкретных организаций, больных и т.д. делать не дозволялось.

В двадцатые и тридцатые годы в некоторых приходах существовали системы прикрепления относительно состоятельных прихожан к семьям репрессированных, - ведь они были «лишенцами», не имеющими права даже на хлебные карточки. Конечно, такая помощь была не только материально обременительна, но даже и опасна: она могла быть истолкована как пособничество врагу. В некоторых приходах потаенно существовали (и существуют) группы девушек, ухаживающих за больными прихожанками. Теперь их стали с охотой приглашать и в больницы, где персонал всегда перегружен.

«…Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» ().

Некоторые крупные приходы пытаются сами организовывать богадельни, при больницах восстанавливаются и создаются храмы, где дети и подростки могут учиться милосердию. Малые приходы могли бы организовывать общие богадельни или вместе шефствовать над одной больницей или домом престарелых, а детям и подросткам поручать посещение этих мест хотя бы раз в неделю (только регулярно). К сожалению, приходится встречаться со случаями, когда юноша или девушка с радостью соглашаются посещать дом престарелых, а потом бросают. Дела милосердия должны быть постоянны.

Священникам надо не только поощрять молодежь в ухаживании за больными и престарелыми, но и ограждать молодежь от неразумных требований последних. Старики часто жалуются, что их никто не посещает, никто им не помогает и т.д., хотя к ним регулярно и ходят, и звонят. Они больны, - и они требуют большего. У молодежи есть и своя личная жизнь, и родители, и работа, а старики часто забывают свою молодость и не хотят представить себе нагрузки работающих и учащихся. Такими капризно-старческими требованиями часто отличаются старухи, которые во имя своей «свободы» и ложной заботы о здоровье не обременяли себя семейными заботами и трудами с молодежью. Церковные приходы должны разумно распределять силы своих молодых членов. На морально-нравственных чувствах пришедших к вере детей иногда пытаются играть бросившие семьи отцы-старики, требуя себе почета, уважения и послушания. Их не надо бросать, но и не надо баловать, как малых детей.

…Любовь должна быть горячей, деятельной и благоразумной.

Воспитание милосердия у детей имеет глубокую укорененность в русской педагогической традиции. Вся жизнь человека, будь то его характер, чувство ответственности, добрые или худые привычки, умение преодолевать трудности и многое другое, во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Осознавая это, родители пытались привить ребенку те религиозно-нравственные начала, основываясь на которых он м

ог бы стать духовно-здоровой личностью. Известный русский философ Иван Ильин говорил: «Воспитать ребенка значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили ее, подарили своему народу и своей родине новый духовный очаг; они осуществили свое духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь и укрепили, обогатили жизнь своего народа на земле: они сами вошли в ту родину, которою стоит жить и гордиться, за которую стоит бороться и умереть». Ни для кого не секрет, что формирование педагогического идеала и осознание цели воспитания происходило под влиянием православия на историческую судьбу русского народа. По мнению славянофилов русскому характеру изначально были присущи качества истинного христианина. Русскому человеку свойственны в высшей степени преданность воле Божией, любовь, смирение, милосердие, общительность с ближними и устремление всех помыслов к миру горнему. Такое полное совпадение христианских качеств с народными – залог великого будущего русского народа.

Как известно на Руси воспитание детей осуществлялось не столько словом, сколько делом, и, видя это, дети впитывали добродетели с молоком матери. В крестьянских семьях был обычай принимать страждущих, нищих и убогих, кормить их, предоставлять им место для ночлега. Примерами такого добродетельного воспитания явились множество святых угодников, имена которых веками хранились в памяти людей. Но, к сожалению, в 20 веке произошла катастрофа, которая сильно пошатнула те ценности и устои, которые являлись фундаментальными для русского общества. Революция, гражданская война, показали нам весь тот ужас, который произошел с народом, забывшим Бога. И с болью наблюдаешь, как уже живущие в 21 веке люди не учатся на ошибках своих предков. Младшие перестают уважать старших, ценить их, прислушиваться к их советам. Такие основополагающие понятия как любовь, милосердие, сострадание исчезают из сознания людей, а значит и подрастающего поколения, которое впитывает в себя все, что видит и слышит. Еще Цицерон говорил, что история является учительницей жизни. Смотря в прошлое, человеку дана возможность анализировать, а это значит избегать тех ошибок, которые приводили к страшным последствиям.

Актуальность выбранной для исследования темы очевидна. Мир, в котором мы живем, деградирует на глазах. Происходит попирание нравственных законов и ценностей. Равнодушие к человеку стало настолько принятой нормой современного общества, что такое понятие как «милость» стало относиться к романтически-архаическому лексикону. Через СМИ мы узнаем о страшных проявлениях жестокости, злобы и ненависти. Высок уровень детской преступности, а, значит, в скорости могут возникнуть серьезные проблемы, ведь дети – это наше будущее. Поэтому сегодня как никогда надо поднимать вопрос о воспитании в детях милосердия, любви и сострадания, так как без этих добродетелей никогда не будет жизнеспособного и здорового общества.

Объект исследования – воспитания милосердия у детей.

Предмет исследования – средства воспитания милосердия у детей.

Цель работы – обосновать необходимость воспитания милосердия у детей и выявить его средства.

Гипотеза – воспитание милосердия у детей может стать условием формирования личности с устойчивым нравственным мировоззрением.

Цель и гипотеза обусловила задачи:

· проанализировать роль милосердия в формировании личности ребенка – будущего взрослого члена общества;

· проанализировать светские методы воспитания милосердия у детей;

· проанализировать особенности христианского воспитания детей

Методы исследования. Основным в дипломном сочинении является метод анализа. Далее применяется синтез – соединение при анализе частей в целое. Кроме того, применены следующие принципы научного исследования: объективность, историзм, всесторонность анализа проблемы. Объективность обязывает рассматривать развитие процесса в историческом контексте с учетом объективных закономерностей, опираясь на факты, рассматривать каждое событие и явление в их многогранности и противоречивости. Логический метод позволяет из истинных суждений-посылок получить истинные суждения-заключения.

Сущность понятия «милосердие»

Понятие «милосердие» вернулось к нам пройдя большой путь. В послереволюционный период оно считалось отжившим, включалось в некоторые словари русского литературного языка как нечто архаичное, требующее разъяснения. В словарях милосердие определяется как:

«Сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердость».

«Готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

«Готовность проявить снисхождение, оказать помощь из сострадания, человеколюбия».

Из всех вышеизложенных определений мы может отметить общее, а именно, что понятие «милосердие» характеризуется способностью человека к сочувствию, прощению, снисхождению. Отмечается стремление к позитивному разрешению конфликтов и проблемных ситуаций на основе любви и сострадания к окружающим. В античном мире милосердие определялось как величайшая добродетель, развитие которой обуславливалось возникновением социальных потребностей, побуждающих человека действовать вопреки собственным интересам, направлять свою деятельность на благо окружающих, бескорыстно и не требуя материального вознаграждения. Философской мыслью накоплен очень ценный материал по проблеме воспитания и развития способности к состраданию, жалости, милосердию. Один из выдающихся классиков немецкой философии Кант среди нравственных качеств особо выделял человечность, человеколюбие, сотоварищество, умение чувствовать другого. Все эти качества рассматриваются Кантом как некая основа, благодаря которой возможно проявление гуманизма. Философ считал важным воспитывать и развивать участливое отношение к окружающим людям и возможность общаться с ними с тем, чтобы человечество таким путем превратилось в товарищество взаимно сотрудничающих, взаимопонимающих людей. Русская философская мысль считала милосердие характерной нравственной чертой духовно- здоровой личности, полагая, что России суждено быть хранительницей русской национальной идеи и одновременно истинным носителем общечеловеческих начал духовности. Как писал Иван Киреевский, русский человек «больше золотой парчи придворного уважал лохмотья юродивого». Важное значение имеют философские размышления Владимира Соловьева, в которых так же отражаются вопросы милосердия. Философ нравственность неразрывно связывает с религией, а религию с нравственностью. Педагогические воззрения Соловьева основаны на соблюдении христианских заповедей и принципа жизни, который важно усвоить каждому ребенку «блаженнее давать, чем принимать». Мыслитель выводит очень простое и доступное правило по отношению ко всем окружающим: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою сами. Это изречение было произнесено еще Самим Христом: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31). Из этих слов Владимир Соловьев выводит два правила: «Не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других. Делай другому все то, чего сам хотел бы от других». Первое правило философ называет правилом справедливости, а второе – милосердия. В целом, оба правила тесно взаимосвязаны: милосердие предполагает справедливость, а справедливость требует милосердия, то есть это только различные способы проявления одного и того же. Для Соловьева очень важно воспитать «сердце милующее», поскольку «жалость есть добро» поэтому он определяет милосердие как источник альтруизма, который берет начало из чувств жалости и сострадания. Эти мысли созвучны с философским размышлениям Василия Розанова относительно сущности рассматриваемого понятия. «Милосердие – это любовь и сострадание к людям, то, что помогает человеку достигнуть нравственных высот и не замкнуться на достижении своих честолюбивых планов». Так же важным представляется высказывание Николая Бердяева относительно сущности милосердия. Он считает, что милосердие является действенным проявлением любви. Оно не требует взаимности, возможно ко всем людям, и в этом его богатство и сила. Бердяев рассматривает милосердие в неразрывной связи со свободой человека, подчеркивая, что свобода человека никак не связана с необходимостью. Для мыслителя идеальным человеком является тот, который обращен к вечности, духовность которого не может быть задавлена никакими факторами, как бы на него не давила жестокая необходимость. По утверждению философа, задача воспитания состоит в том, чтобы всеми силами помочь ребенку стать свободным, при этом уважая детскую индивидуальность и сопротивление ко всякому принуждению и насилию. В связи с этим актуальным является воспитание милосердия через развитие в детях сердечности, любви к окружающим, внутреннего стремления оказать поддержку другому. Выделяя любовь к людям, как источник милосердия, Бердяев в исследуемом понятии подчеркивал значимость альтруистической потребности в помощи окружающим. Другой, не менее интересный подход к определению сущности милосердия мы встречаем в философских взглядах протоиерея Павла Флоренского, который считал, что вера в Бога способствует установлению неизменных нравственных ценностей, в том числе и милосердия. Обращение к Богу, по мнению мыслителя, становится важным источником духовной силы человека. С одной стороны, вера в Бога выступает средством обретения душевного покоя, а с другой стороны, активизирует развитие внутренних душевных сил, сострадания к окружающим. Соблюдение христианской заповеди «блаженнее давать, чем принимать» (Деян. 20, 35) направляет ребенка на путь совершенства, который сделает его чище и добрее, милосерднее и бескорыстнее. Так же важными для нас являются идеи о милосердии протоиерея Василия Зеньковского. Он писал, что необходимо не приспосабливать ребенка к жизни, а развивать в нем привычку к милосердному поведению: «не приспособление ребенка к жизни, а развитие в нем сил добра, любви и свободы. Добро в душе не рождается ни от физического здоровья, ни от хороших социальных навыков, ни даже от развития творческих сил: оно светит в душе независимо от всего этого, оно также не выводимо из периферии души». Как мы видим, точка зрения протоиерея Василия заключается в том, что в основе милосердия лежит духовная свобода, собственный и осмысленный выбор человека на путь добра и любви, прощения и сострадания.

Все знают, что воспитание милосердия у детей в ХХI веке не является приоритетом для родителей. Чтобы это увидеть, достаточно сходить на детскую площадку, где родители, конечно, поощряют мирную игру в песочнице, но только в определенной мере. Если ребенок всех жалеет, раздаривает игрушки и не дает сдачи, сами взрослые учат его более «адекватно» реагировать на внешние раздражители.

Сложность христианского воспитания в том, что верующим родителям нужно прикладывать все усилия, чтобы привить ребенку те качества, которые современный мир считает не особо нужными. Милосердие, как некоторое хобби, выносится за рамки жизни в сферу благотворительности, а милосердие как основа повседневной жизни, открытость к другому человеку, к его бедам и страданию – как правило, встречается редко. Как при этом воспитать ребенка милосердным человеком? Как воспитать христианина в современных условиях?

Ольга Синицына, ведущая семинара, руководитель Детско-юношеского центра Преображенского братства , сказала, что проблема воспитания милосердия, как основы христианского отношения к жизни, двусторонняя: если подобного отношения к миру и другим людям нет в самих взрослых, то его бессмысленно искать у детей:
– Чтобы дети умели противостоять духу времени – духу потребительства, который культивируется, начиная с детского сада и начальной школы, надо самим родителям быть твердыми и мужественными в выражении собственной веры, – сказала Ольга Владимировна.

Основные наработки, сделанные замечательными христианскими педагогами, возникли еще в период существования традиционного общества, традиционных семей, и в современных условиях перестают работать. Поэтому сегодня перед верующими стоит задача осмысления прежнего опыта и, главное, создания новых подходов воспитания, которые бы работали в нынешнем информационном обществе с его темпами, напором и толерантностью ко злу.

На встрече вспоминали слова духовного попечителя Преображенского братства священника Георгия Кочеткова , который не раз говорил, что зачастую верующие родители, сами того не замечая, воспитывают детей в самом реальном духе потребительства; если не материального, то духовного стяжательства. Гораздо чаще родителей волнует то, какое образование получит ребенок, нежели то, каким он вырастет христианином; будет ли он милосердным, сострадательным, жертвенным; будет ли он больше заботиться о других, чем о себе. А эти качества закладываются, как правило, в самом раннем возрасте.

Родители, участники семинара, поделились простыми способами, которые иногда помогают ребенку по-другому взглянуть на мир. Например, участие детей в праздниках в детских домах и домах престарелых. Но, все-таки, более действенной является регулярная помощь кому-то из близкого окружения ребенка, например, соседям по подъезду. И для этого, конечно, первый шаг должен сделать взрослый – познакомиться с теми, кто живет рядом, и узнать, чем можно помочь.

То же самое относится к церкви – в ней много людей, которые нуждаются во внимании и поддержке, но мы не делаем усилия, чтобы их увидеть и, главное, начать помогать регулярно. Олеся Якунцева из Свято-Сергиевского братства привела пример, как с девятилетними девочками они посещали слепую сестру, и, после уборки и приготовления еды, она рассказала им удивительную историю своей жизни и воцерковления. Это общение дало вдохновение как взрослым, так и юным помощникам.

– У меня в детстве был яркий пример милосердия – бабушка Маня, – рассказала Лариса Ясонова из Свято-Георгиевского братства. – Она была верующей, замуж не вышла и всю жизнь посвятила другим людям. Она ничего не говорила о христианстве, но при этом мы всегда с ней ходили кому-то помогать: то забор поправить, то хату побелить, то вишни собрать. Конечно, в сельской местности условия совершенно другие, но и сегодня дети очень чувствуют, где по-настоящему находится сердце родителей, чем они живут и в чем их приоритеты.

Особенно обсуждалась тема гостеприимства и странноприимства. Участники семинара вспоминали албанского миссионера о. Луку Верониса. Он рассказывал, что одним из главных моментов христианского воспитания собственных детей стал принцип открытых дверей. С момента появления на свет первого ребенка в их доме всегда были гости – они либо заходили по делам, либо оставались пожить несколько дней. На встрече говорили о том, как важно для ребенка уметь по-настоящему заботиться о другом человеке: накрыть на стол, выбрать лучший кусок пирога для гостя, уступить свою комнату и так далее. Такие простые навыки особенно важны для современных детей, которые, благодаря взрослым, часто уверены, что если они моют за собой посуду, помогают ухаживать за младшим братом и к тому же выносят мусор, то поступают милосердно, делают добрые дела. Тот факт, что это их прямая обязанность, для многих, судя по личным беседам, становится открытием.

Людмила Комиссарова из Свято-Георгиевского братства сделала акцент на том, что если мы хотим воспитать милосердного человека, то есть того, кто умеет любить весь мир и сострадать ему, очень важно с детства его самого вводить в пространство, где любовь, забота и уважение к свободе другого реально ощутима. Именно поэтому детям так важно расти в церковной, братской среде, видя иные отношения между людьми, нежели они видят на улице и по телевизору.

В заключении Наталья Чернышева из Свято-Андреевского братства, имеющая более чем двадцатилетний опыт в деле воцерковления и воспитания детей, отметила, что сегодня, к сожалению, верующие родители не осознают всей сложности ситуации.

– Сегодня мир значительно агрессивнее, чем было десять-пятнадцать лет назад, – сказала Наталья Кировна. – Наши дети живут, «погруженные в соляную кислоту», а мы как будто этого не замечаем. Нам важно дать им противоядие, которое поможет удержаться на пути веры, надежды и любви, а для этого нужен запрос от родителей, нужно их горячее желание вырастить детей христианами. Если мы всерьез этого хотим, то нужно, во-первых, собрать существующий опыт воцерковления детей – только в Преображенском братстве за два десятка лет наработано большое количество материалов, которые нужно осмыслять, сохранять из этого опыта все лучшее и создавать своего рода традицию воцерковления наших детей. Во-вторых, нужно больше общаться друг с другом, строить общую жизнь с детьми, нужно некое соборное начало, потому что в одиночку семья справиться не может.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Методика формирования нравственных качеств у младшего школьника. Милосердие

милосердие воспитание нравственный школьник

Младший возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывать такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания - развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

В современном обществе наиболее значимыми качествами личности являются активность, инициативность, целеустремленность, настойчивость и т.п. Родители желают видеть своих детей наделёнными деловыми, волевыми и интеллектуальными качествами. Это объясняется сложной социально-экономической обстановкой, трудностями материальных условий жизни и как следствие - необходимостью воспитывать в детях способность к выживанию. Но забывая о нравственных качествах, мы рискуем остаться каждый - сам за себя, каждый - сам по себе. Тогда открываются ворота для жестокости, садизма и т.д. Неспособность сопереживать влечет за собой извращение лучших чувств, создает условия жизни, бесчувственной к радостям и горестям других, тебя окружающих, без сопереживания животным и природе, без переживания радости собственного труда. Формируя ребенка, мы не только формируем его, - мы создаем будущее.

Нам нужна личность, способная сделать самостоятельный нравственный выбор, умеющая отстаивать свои убеждения и идеалы. Воспитание настоящего гражданина неразрывно связано с развитием сознательного стремления ребенка к добру, пробуждения в нем любви, жалости, сострадания. Не случайно В. Белинский подчеркивал, «кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин». Ребенок не может стать личностью, гражданином и профессионалом без усвоения современных цивилизованных форм социального взаимодействия, признания значимости умений сопереживать, проявлять действенное участие, милосердие и заботу об окружающих.

В своей работе я поведу речь о таком нравственном качестве как милосердие. Само понятие этого качества в наши дни плохо дифференцируется. Многие родители считают, что для воспитания милосердия достаточно, что бы их дети читали добрые книжки, помогали родителям по хозяйству, ухаживали за животными. Часть родителей считает, что дети еще не способны проявлять бескорыстие, искреннее сочувствие, действенную помощь в силу возрастной незрелости.

Итак, что же такое милосердие? В «Толковом словаре» В.И. Даля этому понятию даётся такое определение: «Сердоболие, сочувствие, готовность делать добро всякому, любовь на деле…». Милосердие - это, иными словами, способность откликаться на чужую боль. Людям, обладающим этим качеством, свойственны чувства взаимопомощи, взаимопонимания. Они готовы бескорыстно помогать другим, прощать их из сострадания, человеколюбия. Таким людям присуще чувство сострадания по отношению к сироте, инвалиду, тяжело больному, немощному старику, человеку, попавшему в беду.

Милосердие как интегративное нравственное качество представляет собой сострадательную и деятельную любовь, которая служит основой для развития способностей человека к сопереживанию, сочувствию, душевной щедрости, бескорыстному оказанию помощи окружающим. Понимание милосердия как общечеловеческой ценности ставит в центр воспитания внимание к чувствам, интересам и проблемам человека, способствует формированию у детей отношения к человеку как высшей ценности в мире. Любовь и сострадание к людям являются главными показателями проявления милосердия. При этом можно рассмотреть следующую совокупность признаков их проявления: сопереживание состоянию другого человека (отзывчивость), сочувствие, внутреннее стремление оказать поддержку другому, сердечность, встречный душевный отклик по отношению к окружающим, действенное участие в их судьбах.

Ей сопутствует возвышающая человека душевная работа, поднимающая на более высокий нравственный уровень его отношение к людям. В любви с особой силой развивается стремление к благополучию окружающих, к творению радости для них.

С точки зрения Б.Т. Лихачева любовь есть ощущение другого существа как самого себя. Нравственное ядро личности стимулирует саморазвитие в ней любви и сострадания всему живому. Именно сострадание, по мнению выдающегося ученого, заставляет ребенка глубоко почувствовать другого человека, его мучения. Определяя доброту и милосердие как ведущие нравственные качества личности, Б.Т. Лихачев подчеркивает, что от них зависит формирование духовного мира ребенка. Надо помнить, что ребенок добр не тогда, когда делится тем, чего у него самого много. В таких условиях может развиться показная щедрость, похвальба мнимой добротой. Настоящая доброта - в умении отказаться от собственного покоя и удовольствия ради того, чтобы доставить удовольствие другому.

Проблема воспитания милосердия имеет глубокие исторические корни. Мыслители прошлого, стремясь создать и отобразить идеал человека, в основе его личности видели любовь, сострадание, помощь и заботу о ближнем, и нуждающемся, способность к долготерпению. Вопросы воспитания людей на основе общечеловеческих ценностей и добродетелей рассматривались во многих этических концепциях.

Российская история имеет основательный теоретический и практический опыт воспитания у молодежи гуманного отношения, милосердия. В условиях современного российского общества в силу социально-политической, экономической, идеологической нестабильности как никогда значимой становится проблема воспитания человека милосердного, умеющего сострадать и сорадоваться, любить и заботиться о ближнем и нуждающемся, готового простить из человеколюбия, мягкосердечия.

Сегодня проблема формирования основ милосердия, приобретения ребенком эмоционально-нравственного опыта является особенно актуальной. Ведь формирование ценностных ориентации в обучении младших школьников подчиняется общим закономерностям функционирования эмоциональных процессов. Учитывая то, что эмоциональное восприятие действительности является у младших школьников опережающим, необходима работа по расширению круга нравственных знаний через измененное воздействие на чувства и разнообразие видов деятельности. Моральные ценности целесообразно представлять в конкретной форме, а их усвоение - в доступной для детей деятельности. Таким образом, данная проблема решается как комплексная: в единстве задач, содержания и методов организации.

В становлении современных взглядов на проблему воспитания и развития милосердия у детей ценную роль играют идеи педагогики и психологии ненасилия, которые решают задачи, связанные с формированием соответствующей позиции у подрастающего поколения, ненасильственного взаимодействия с окружающими в любом виде деятельности ребенка.

Педагогика ненасилия ориентирует на построение бесконфликтных взаимоотношений между людьми и дает образцы конструктивного разрешения конфликтов, возникающих в окружающем социуме. Значимыми и необходимыми в воспитании считаются такие личностные качества у детей, интеграция которых создает предпосылки для возникновения и развития ненасилия как особой жизненной позиции человека. Среди них выделяются миролюбие и терпимость.

Милосердие, выражающееся в действиях человека, его реакциях и переживаниях и формирующееся в деятельности и общении можно назвать субъективным отношением. Я считаю милосердие социально - значимым качеством личности, которое формируется в педагогическом процессе.

В младшем школьном возрасте произвольность поведения распространяется на область чувств. Важнейшей характеристикой эмоционального аспекта является способность человека к эмпатии. Эмпатию как способность человека эмоционально отзываться на переживание других людей, следует рассматривать в качестве механизма воспитания и развития качества милосердия.

Эмпатийные переживания являются тем фундаментом, на котором строятся положительные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, формируются социально ценные качества личности. Работы ученых убеждают в том, что нравственные чувства младшего школьника мотивируют его гуманное отношение к окружающим, стимулируют проявление сочувствия и сопереживания, способствуют формированию бескорыстных форм взаимодействия, оказанию помощи нуждающимся, т.е. являются источником и движущей силой воспитания и развития милосердия.

Выше сказанное позволяет говорить о том, что особенностью младшего школьного возраста является предрасположенность к гуманности, милосердию, преобладание позитивных эмоций, личной активности, проявление естественного живого интереса к окружающим. Следовательно, этот возраст является наиболее благоприятным для формирования нравственных качеств.

Уже к концу дошкольного периода ребёнок начинает ставить себя на место другого человека, смотреть на происходящее с позиции других людей, старается понять мотивы их действий. Изменения, происходящие в мотивационной, поведенческой, волевой сферах, делают возможным уже с ранних детских лет формировать милосердие у младших школьников.

В начале работы по формированию милосердия у младших школьников необходимо выяснить, как они понимают это качество. Можно предложить детям в устной или письменной форме (в зависимости от возраста) ответить на вопрос «Что такое милосердие?». По ответам можно сделать выводы и скоординировать дальнейший план работы, выбрать необходимые методы и приемы.

Работа над формированием милосердия не должна сводиться просто к беседе, она должна охватывать весь учебный процесс. Этот вопрос можно подымать на уроках русского языка, чтения, во внеклассной работе и т.д.

Важная роль отводится формированию культуры восприятия и чувствования у детей. Этому способствуют такие приёмы:

-наблюдение

- визуализация

- д раматизация (в устной и письменной форме)

- р итмические паузы

-с южетно - ролевые и творческие игры .

Среди представлений детей о милосердном отношении человека к человеку особо значимы знания об эмоциональных реакциях людей на внимание, заботу окружающих.

Наблюдение помогает осознать многообразие эмоциональных состояний счастливых и несчастных людей. Становится возможным переживание растущим ребёнком чувства удовлетворения от своего доброго отношения к людям, сопереживание их радостям и горю. Недостаточно наблюдательный ребёнок не ощущает неповторимость индивидуальности другого человека, а это тормозит осознанному усвоению милосердия. В связи с этим стоит предложить младшим школьникам понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды; как их друзья относятся к обидчикам; что радует и что огорчает малышей.

Следует отметить зависимость проявлений милосердия и эмоциональной отзывчивости к окружающим, нравственной ориентации ребенка от стиля общения семьи, ее системы ценностей. Ведь именно в семье ребенок учится строить взаимоотношения, беря пример с самых близких людей, родителей.

Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определять цвет глаз, волос своего товарища; ощущать его тепло; воссоздавать зрительные образы. Этот приём способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей.

Драматизация упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребёнку присущ «театральный инстинкт» - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.

Можно предложить детям письменную драматизацию по теме «Я превратился в…». Ребята могут сами выбрать кем они себя видят. Например: «Я превратилась в белую розу. Все люди хотели меня сорвать, но острые шипы кололи их. Мне было больно , когда стебель и цветок трогали руками. На растения надо любоваться, а не рвать их. » (Лена З. ).

Размышление учащихся от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку. Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей.

Использование драматизации помогает также познакомить младших школьников с доступными для них формами объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся (приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова). Так, драматизация отрывка сказки Х.-К. Андерсена «Гадкий утенок» - замечательный пример бережного и заботливого поведения большинства обитателей скотного двора и в противовес ему - пренебрежительное и враждебное отношение к «гадкому» утенку. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод». А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не глядели!».

Ритмические паузы являются специальными упражнениями на владение внешним проявлением эмоций в движениях. Музыка и пластика способствуют развитию образного восприятия детей, изменению их мироощущения. Включение и занятия ритмических пауз, созвучных душевным настроениям разных героев, формирует осознанное положительное отношение к такому виду духовной деятельности, как внимание к переживаниям окружающих. Музыка Р. Клайдермана, Н. Рота, П. Мариа, Э. Морриконе, Г. Свиридова, А. Козлова и др. служат яркой основой для таких ритмических пауз.

Сюжетно-ролевые и творческие игры. Использование игровой деятельности и организация взаимоотношений детей в такой деятельности создают реальную возможность для воспитания милосердия. Подбор игрового материала и ролей для каждого ребенка помогает пережить эмоции, связанные с осознанием сопереживания и деятельного сострадания.

Например, для формирования чувства ценности других и самоценности проводится игра «Связующая нить». Дети сидят и по кругу передают клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает учитель, показывая тем самым пример. Затем он спрашивает детей, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок возвращается к ведущему, дети натягивают нить, закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Сюжетно-ролевая игра «Помоги принцессе» направлена на расширение представлении детей о милосердном отношении к окружающим. Сказочная ситуация настраивает детей на оказание помощи принцессе, которую злой дракон спрятал в своем замке. По ходу сюжета ребята отдают последний глоток волшебной воды для ее спасения, делятся сладостями с обитателями заколдованного леса. Особое внимание уделяется искренней и доброжелательной поддержке своих товарищей. Чтобы добраться до замка, герои должны найти себе помощников среди обитателей леса. Для этого надо сказать лесным жителям что-нибудь приятное, отметить их внешность, манеру поведения, личные качества. Таким образом, дети учатся говорить добрые, сердечные слова искренне и в нужную минуту.

Большая роль в формировании милосердия у учащихся отводится созданию и развертыванию сложных психологических связей, состоящих в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопонимании и взаимодействиях между людьми. Результативность общения во многом зависит от умения общающихся пользоваться не только вербальными, но и не вербальными средствами общения. Дети учатся по мимике, жестам, выражению глаз, интонации голоса, взаиморасположению партнеров определять настроение собеседников. Например, включение этюдов на выражение радости, страдания, печали способствует осознанию способов проявления различных эмоций, широкого спектра эмоционального реагирования.

Этюдом на выражение страдания и печали является «Остров плакс». Предшественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь. Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.

Этюд «Золушка». Девочка изображает Золушку, которая пришла домой печальной: она потеряла на балу туфельку. У нее поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ. замедленная походка.

Для обогащения поведенческого арсенала ребенка и расширения путей невербального взаимодействия с окружающими людьми можно использовать ролевую гимнастику:

а) нахмуриться, как осенняя туча, как рассерженная мама, как Карабас-Барабас;

б) пройтись, как младенец, как старик, как лев.

Материал по развитию речи также способствует формированию эмоциональной культуры, нравственного опыта младших школьников. Программа по русскому языку предусматривает обучение детей письменному изложению. При выборе тем необходимо учитывать их жизненный опыт, интересы детей, доступность. Темы могут быть рассчитаны на конкретные наблюдения или на впечатления от эмоционально-нравственных ситуаций проявления милосердия, эгоизма, равнодушия. Анализируя содержание текста или картины, учащиеся обогащаются конкретными представлениями о принципах, мотивах, потребностях милосердной личности.

Уроки чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения А.С. Пушкина, Х.-К. Андерсена, Ш. Перро, О. Уальда, А. Экзюпери, А. Толстого, В. Осеевой и других писателей знакомят детей с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, бездушие и милосердие. С помощью художественной формы у детей постепенно формируется внутренний импульс к содействию, сопереживанию.

Вопросы, адресуемые ученикам на уроках чтения, побуждают их или воспроизвести текст, или развернуть уже готовое, известное им суждение, не наводящее на раскрытие каких-то новых зависимостей, на овладение более глубоким видением явлений эмоциональной жизни человека. Поэтому многие ее стороны остаются «вещью в себе», так как не связаны с основной сюжетной линией изучаемого материала. Готовность «вчувствоваться» в другого, распознать его эмоциональное состояние приобретается младшими школьниками с помощью таких учебных заданий, которые требуют от младших школьников отождествления себя с другими.

Творческая работа по тексту помогает развивать способность одухотворять окружающий мир, чувствовать его самоценность. Например, после анализа отрывка из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» можно предложить детям написать письмо Маленькому принцу о том, кого они «приручили», как берегут они эту дружбу. Придумать и самим создать диафильм о верных и преданных отношениях между друзьями. Такие задания очень важны еще и тем, что они служат заслоном для «вещного» восприятия мира в целом и человека в том числе. Ведь «вещное» отношение к окружающему предметному и животному миру формируется, если все, что окружает ребенка, воспринимается им лишь как нужное или ненужное для него. Со временем это потребительское отношение переносится на людей. Чтобы этого не случилось, для ребенка не должно быть «безгласных» внешних объектов. И в неодушевленных предметах он должен видеть материализованные душевные силы человека, их создавшего, проявление жизни природы.

Учащимся необходимо научиться осознавать свои собственные переживания и уметь раскрывать их перед товарищами. Среди литературных текстов немало таких, которые вызывают у каждого глубокое волнение за судьбы героев. Но в силу неповторимости жизненного опыта всегда имеются различия в содержании переживаний воспитанников. Своеобразие эмоциональных откликов сверстников позволяет убедиться в том, как широк диапазон эмоциональных решений людей на одно и то же событие. В процессе чтения учащиеся могут ответить на такие вопросы: «В каком месте рассказа ты испытывал особенно сильное волнение? Из-за чего ты волновался?», «За кого из героев ты тревожился больше всего и почему?»

Непременным условием формирования милосердия у младших школьников является овладение ими системой обобщенных понятий, характеризующих многообразие душевного состояния человека, разновидности положительного и отрицательного отношения людей друг к другу. С овладением такими понятиями усиливается эмоциональная восприимчивость, развиваются оценочные умения. Процесс овладения нравственными понятиями долог и требует периодических упражнений. Поэтому в содержание учебного материала необходимо включать задания, способствующие активному усвоению детьми нравственных понятий. Это может быть:

Замена данных учителем слов синонимами или описательными оборотами. Так, при анализе сказки О. Уальда «Мальчик - звезда» учащиеся ищут синонимы к встречающимся в тексте словам и словосочетаниям: себялюбивый, спесивый, сжалось сердце, каменное сердце; при изучении рассказа В. Осеевой «Сыновья» разобрать описательные обороты: заботливость, твердый характер;

самостоятельная работа по выделению признаков отдельных понятий (чуткость-это

…, сострадание - это…);

включение данных понятий в предложения;

включение данных понятий в творческие работы.

Особую роль играют творческие задания. Так, в устных сочинениях «Кому светит солнце?», «Какой я друг?», «Чего я боюсь в этой жизни?».

Творческие работы могут основываться как на литературном, так и на жизненном материале, включать знания, требующие осознания состояний близких людей («Когда мой друг радуется», «За что сердятся на меня мои родители?», «Я глазами одноклассников»).

В формировании нравственных качеств, в том числе и милосердия, могут помочь уроки театра.

Творчество - волшебный пропуск во внутренний мир ребенка, и потому возможность «играть в театр» - щедрый подарок воспитателю.

Психолог Т. Флоренская пишет о том, как важно следить за ростом душевного организма ребенка, вскармливая его здоровой духовной пищей, следить за «нравственной температурой». Наблюдения ее коллег показали, что чем выше уровень сопереживания герою в рассказах ребенка, тем реалистичнее он воспринимает мир взаимоотношений людей.

Мир взаимоотношений - та среда, в которой складывается личность и которой она (личность) уподобляется. Общественные отношения как бы впитываются личностью, формируют социальные потребности и интересы и таким образом становятся основой чувств, взглядов, стремлений - содержанием внутреннего мира личности. Конечно, при этом остается индивидуальное восприятие влияния среды.

Условный мир сказки, игры так близок и понятен ребенку. Редкий его день проходит без того, чтобы не играть какую то роль, придумывая голос, манеры, воображая ситуацию. Именно в игре появляется - проявляется, совершенствуется эта чудесная способность «встать на точку зрения другого», способность «бывать другим», способность к перевоплощению. Из этой способности может развиться художественное воображение и… просто хороший человек! Наследование духовных ценностей, процесс внутренний. Духовные ценности нельзя усвоить как некий навык, поведенческий акт. Формальные соблюдения норм морали - это только имитация усвоения духовных и нравственных ценностей. Как часто ребенок перенимает лишь внешние приемы «соответствия», умиляя своих воспитателей!

Рассматривая уроки театра как «возможность нравственного возрастания ребенка», следует отметить, что участие детей в театральных постановках ускоряет процесс поиска нравственного ориентира, давая им возможность прожить, прочувствовать маленький эпизод из жизни другого.

Особо важное место в воспитании милосердия занимают отношения внутри семьи. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что на основе любви к собственным родителям у ребенка формируется уважительное и заботливое отношение к ним, а в дальнейшем развивается гуманное отношение к людям вообще, становится возможным успешное воспитание и развитие милосердия к окружающим. Родители, любя своего ребенка, должны уважать его и понимать, что он - личность, обладающая чувствами, желаниями, потребностями, что он имеет право на понимание и сочувствие.

Организация преемственности в воспитании у детей милосердия предполагает реализацию на практике такого важного педагогического условия, как тесное сотрудничество родителей и педагогов. Работу с родителями целесообразно строить в форме диалога, предусматривающего взаимную заинтересованность, доверие, готовность совместными усилиями развивать у ребенка сострадание, способность к жалости и действенной помощи окружающим.

Чтобы помочь семье в решении проблем воспитания милосердия, целесообразно использовать индивидуальные консультации с учетом результатов диагностики уровней проявления милосердия у детей. Полезны также тематические родительские собрания, диспуты, праздники, коллективные творческие дела, педагогические мастерские, в ходе которых используются приемы, обеспечивающие активное восприятие соответствующей информации, ее осмысление и способствующие построению модели воспитания милосердия в семье.

Особую роль играют индивидуальные консультации, которые способствуют выработке согласованных действий родителей и педагогов, опираясь на единую программу корректировки поведения на основе диагностики. Для каждого ребенка целесообразно подобрать свой арсенал средств, стимулирующих проявление гуманности, заботы и сопереживания к окружающим. Так, для одних необходимо создавать ситуации приобретения положительного опыта взаимодействия, для других - овладения эмоциональной стороной помощи нуждающимся. Важно также организовывать такую практическую деятельность, в которой можно проявить сострадание к окружающим.

Для того чтобы показать роль семьи в развитии эмпатийных процессов у детей, нужно познакомить родителей с методами воспитания милосердия, нацелить их на поощрение способности ребенка к состраданию и душевной щедрости. Для этого целесообразно использовать такую нетрадиционную форму занятий с родителями, как педагогическая мастерская.

Затруднения в работе с родителями создает отсутствие общих требований семьи и педагога, доверительных отношений с ребенком, низкий культурный уровень некоторых родителей. Многие педагоги видят решение проблемы воспитания милосердия у детей в налаживании сотрудничества с родителями, подчеркивают важность такой совместной работы. Оптимально выбранные формы и методы работы с семьей помогут осознать родителям важность их собственного влияния на развитие в детях способности к эмпатическим переживаниям и проявлениям милосердия. С одной стороны, педагоги на основе сотрудничества с семьей смогут более полно использовать учебно-воспитательную работу в целях подкрепления и стимулирования у детей милосердия. С другой - родители получат необходимую педагогическую помощь и смогут моделировать для ребенка в семье ситуации проявления душевного тепла и заботы об окружающих. Преемственность в использовании основных методов и приемов воспитания милосердия родителями и педагогами помогает целостно воздействовать на сознание, деятельность и чувства детей, повышая продуктивность общения педагогов и родителей с детьми. Рассматривая милосердие как важнейшее нравственное качество личности, необходимо формировать его у детей на основе гуманистического подхода к ним педагога и родителей.

В воспитании нравственности многое зависит от личности преподавателя. Если учитель стал ребенку другом, то в сердце ребенка никогда не появится зло. Учитель подбирает такой учебный материал, который имеет большую нравственно-воспитательную нагрузку. Уроки ориентированы на доброту, постижение моральных ценностных основ, взаимопомощь. При этом ребенку не навязывается какая-то определенная позиция, он сам делает выводы из ситуации, и задача учителя - направить ребенка на путь постижения нравственности.

Я считаю, что для воспитания такого важного, необходимого нашему обществу нравственного качества как милосердие необходимо уделять особенное внимание. Обязательно нужно находить для этого время и возможность. И школа, и семья должны действовать как единый организм.

Помимо выше перечисленных способов можно придумать что-то еще, какую-то действенную помощь. Например, дети могут оказывать посильную помощь старым людям, ветеранам войны, инвалидам. Да, в младшем школьном возрасте им не по силам выполнить какую-то тяжелую физическую работу, но вполне возможно организовать концерт. Ведь старым людям и тем, кто в силу каких-либо причин, не может жить полноценной жизнью, больше всего не хватает внимания и общения.

Незаслуженно, на мой взгляд, забыта практика помощи одноклассникам отстающим в учебе по каким-либо предметам, когда отличники брали шефство над двоечниками. Я думаю, что в такой ситуации ребенок отчасти тоже проявляет милосердие.

Нельзя забывать и о такой составной части этики, как биоэтика (область нравственного отношения к окружающему человека миру). Воспитание у детей доброго отношения к животным так же воспитывает в них милосердие. Ребенок легче эмпатирует, т.е. смотрит на мир глазами другого существа, и ему гораздо легче поэтому сопереживать с другим существом. Известно, что дети более отзывчивы в отношении животных, более обостренно переживают то, что происходит с животными. Для детей жестокий поступок по отношению к животному воспринимается как тяжелая драма; жестокость родителей к животным иногда служит причиной отчуждения ребенка от родителей, неприязни к ним.

Помимо любви к животным необходимо прививать детям и милосердное отношение к окружающему нас миру природы в целом, так как он является и нашим домом тоже.

С писок использованной литературы

1. Беляева Л.И. Нравственное возрастание ребенка на уроках театра. // Начальная школа «Плюс до и после» - 2003 - №2. Стр. 1 - 3.

2. Марченкова В.А. Формирование милосердия у детей // Начальная школа - 1999 - №5. Стр. 10 - 13.

3. Михайлова И.В. Пути формирования духовных свойств личности // Классный руководитель - 2004 - №4. Стр. 7 - 12.

4. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000.

5. Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь. - Минск: «Современное слово», 2006.

6. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика, 1997, №6;

7. Шутова В.А. Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия // Воспитание школьников - 2003 - №8. Стр. 16 - 20.

8. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Рассмотрение нравственного воспитания младшего школьника как психолого-педагогической проблемы. Определение эффективных условий формирования нравственных качеств детей и проверка их на практике. Разработка рекомендаций по развитию системы воспитания.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Понятие и виды игры. Основы сюжетно-ролевой игры, структура, этапы развития, использование в качестве фактора формирования положительных морально-нравственных качеств личности дошкольника.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Сущность понятия "милосердие". Проблемы воспитания милосердия у детей. Значение семьи и школы в воспитании детей. Особенности христианского воспитания детей. Роль милосердия в формировании личности ребенка. Светские методы воспитания милосердия у детей.

    дипломная работа , добавлен 08.05.2013

    Анализ учебных программ по чтению для начальных школ в контексте проблематики нравственного воспитания. Исследование особенностей восприятия произведений литературы детьми младшего школьного возраста. Изучение методов и приемов работы с детской книгой.

    дипломная работа , добавлен 27.09.2011

    Значимость семьи в воспитании детей. Формирование нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в начальной школе. Программа организации сотрудничества педагогов и родителей в рамках духовно-нравственного воспитания личности и ее эффективность.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2017

    Социальные условия жизни детей. Особенности формирования игровой и учебной деятельности. Принципы нравственного воспитания в детском саду. Средства и факторы этнопедагогики, способствующие успешному процессу формирования нравственных представлений.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2012

    Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе. Взаимосвязь нравственного и физического воспитания. Динамика мотивов при усвоении нравственных норм. Осуществление нравственного воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2012

    Методы, формы и приемы нравственного воспитания школьников в учебной деятельности. Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности воспитания нравственных качеств школьников на примере уроков музыки и изобразительного искусства.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2015

    Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека. Сущность, значение, содержание, основные задачи и средства нравственного воспитания младших школьников. Нравственное воспитание при изучении природы родного края в начальной школе.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2013

    Историческое развитие понятия милосердие. Методы и средства формирования милосердия у старших подростков. Возрастные особенности старшего подростка. Экспериментальная работа по формированию милосердия у старших подростков по методике Зеньковой М.А..

«Воспитание милосердия»

Милосердие – это чувство, причём, быть может, самое древнее человеческое чувство. Человек стал человеком не тогда, посмеем сказать, когда он взял в руки палку и приделал к ней камень, то есть, вооружившись первым топором. Тогда, когда он испытал доброе чувство не только по отношению к своему, но и чужому – из чужой семьи, из чужого племени, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.

Чувство милосердия вечно, слово милосердие старо, как мир, но в наш современный язык оно вошло совсем недавно, вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И сегодня, если бы составляли частотный словарь русского языка , то слово милосердие заняло бы, возможно, одно из первых мест по частоте употребления.

Но что оно значит, это слово, это понятие? И главное, как воспитывать милосердие в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать милосердными детей в наш трудный и всё ещё недобрый век?

Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Им кажется, что когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи.

Но опыт показывает, что добрым и милосердным людям жить легче, потому что их все любят.

А злоба сжигает сердце, злобный человек чаще более и раньше умирает. Кроме того, подумайте о том, каково будет его семье, каково будет жене, детям? Эстафета добра и зла бесконечна, и в вашем доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли вам тогда будет?

Вот несколько идей и предложений для родителей, которые хотели бы, чтобы их детям было доступно милосердие.

Милосердие – это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Немилосердный – жестокий, ожесточённый, ожесточившийся, способный принести боль, не чувствующий боли другого, не замечающий её, пренебрегающий ею.

Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря, чужое падение – вот на что обращено милосердие.

Итак, вопрос в том, как научить ребёнка чувствовать чужую боль – это во-первых, и как научить его страдать от чужой боли, во-вторых. То есть сострадать. Милосердие – это сострадание. По смыслу слова оно имеет дело лишь с бедой, несчастьем, с трагедией. Об этих явлениях человеческой жизни педагогика предпочитает умалчивать, потому-то слово «милосердие» выпадает из педагогического, родительского лексикона.

В этом одна из причин растущей жестокости наших детей.

Посмотрите, о каких страшных фактах насилия сообщают газеты, сколько вандализма мы видим вокруг себя.

Всё, что можно сломать и разбить, - всё сломано, разбито, всюду, где можно написать похабные слова, - они написаны. Иногда кажется, будто растёт какое-то особо жестокое поколение.

Это, конечно, не так, но будем внимательными. Каждый из нас, родив ребёнка, должен привести его в мир добрым и милосердным.

Некоторые родители, начитавшись педагогических книг, полагают, что надо создавать специальные, особые ситуации, в которых и воспитывать необходимые чувства.

Но это не так. Милосердие – естественное чувство, его невозможно вызвать нарочитой ситуацией… Его невозможно вызвать и упрёками: «Ну, почему ты такой злой? Ну, как ты можешь? Ну, неужели у тебя нет сердца? Ну, неужели тебе меня не жалко?»

Если бы к милосердию можно было приучать, как к мытью рук, - человечество было бы в тысячу раз добрее. Но в этом-то и трудность, что милосердие не воспитывается нашими обычными приёмами – наградами и наказаниями, упрёками и похвалами.

Оно даже не воспитывается примером! Кто не видел 17 – 18 – летних девиц, которых, кажется, ничем не проймёшь, которым, кажется, всё человеческое чуждо, а ведь у них дома добрые мамы, ведь они слышали, что есть на свете жалость.

Ни угрозой, ни наказанием, ни наградой, ни даже примером милосердие не воспитается. А как же?

3. Считается, что милосердие воспитывается любовью к животным. Наверное, это так. И мы всей душой за родителей, которые позволяют детям привести домой собаку, принести котёнка, ухаживать за черепахой или хомячком.

Соприкосновение с живыми рождает живые чувства. Мы всей душой поддерживаем только созданное общество защиты животных. Но заметим, что собаку или кошку жалеть легче, чем человека, потому что собака и кошка, как правило, не приносят зла, не обижают хозяина, не предают его, а с человеком случается всякое.

Не приходится учить детей любить тех, кто любит их и хорошо к ним относится. Но как научить любить всякого? Чувствовать всякого? Как всё-таки научить его ощущать боль живого?

Оно живое, значит, ему может быть больно, - постоянно, исподволь, не прекращая усилий, внушайте ребёнку эту мысль. Всё живое – болит, всё живое чувствует боль.

Живым только и можно назвать того, кто чувствует боль. Всё, что не чувствует боли, - камень, мёртвый камень. Человек, не чувствующий боли, - не человек, а мертвец, камень. «И ты живой, - говорите ребёнку – потому что ты чувствуешь боль, и не только когда у тебя болит, но и тогда, когда больно другому».

Учите детей: свою боль терпи, от чужой боли умирай.

4. Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей?

Мы часто не милосердны друг к другу, не прощаем ни малейшей оплошности. Надо изменить отношения между взрослыми, и тогда будут меняться отношения между детьми, будет меняться их отношение к жизни.

Но пока отношения не изменились – положение безнадёжно? Ничего не выйдет?

Нет, вспомните, ведь даже при самых жестоких условиях и обстоятельствах совершались милосердные поступки.

Иногда сын отца – алкоголика навсегда зарекается от спиртного. Это происходит вопреки воспитанию, вопреки примеру. Но, пожалуй. Не стоит уповать на случай.

Подумав, мы должны будем признать, что один и только один способ учить милосердию – быть милостивым к ребёнку. Милость и милосердие к ребёнку означает прощение, пощаду. Но не всепрощение.

Всепрощение – это безразличие. В безразличном прощении нет момента страдания, всё прощают своим детям лишь небрежные в воспитании родители. Милостивые и милосердные родители страдают, когда их ребёнок совершает что-то дурное, и вот это-то страдание, и только оно, может породить чувство ответственного страдания у ребёнка.

Это вовсе не значит, что он сразу станет примерным в домашнем поведении, он завтра же причинит вам новое горе, но будьте терпеливы, ребёнок должен видеть, что любящее терпение родителей может быть бесконечным, что родители неспособны ожесточиться. Тогда он вырастет в убеждении, что ожесточение, озлобление - это грех, это несовместимо с человечностью.

Не ожесточайся, не озлобляйся ни при каких обстоятельствах – этому мы будем учить ребёнка с тех пор, как только он начнёт понимать нас. Отношение к детям в школе должно быть гуманнее, отношения учителя и ученика – демократичнее, но, конечно же, в ещё большей степени это относится к отношениям в семье . Изгнать карательную педагогику из школы мы сможем, лишь изгнав её из своего дома.

5. Наша жизнь трудна, многие живут в тесноте, многим приходится бороться буквально за кусок хлеба. Эти условия сразу порождают злобу и зависть. Ребёнок часто бывает свидетелем злых домашних скандалов. В маленьком сердце рождается желание мести, оно отвердевает, становится недоступным человеческим чувствам. Было бы наивно призывать к миру немирный дом или учить родителей не скандалить в присутствии детей.

Но всё-таки помните о детях. И после самых жестоких сцен старайтесь успокоить ребёнка, размягчить его, утешить, пожалеть. Чтобы он не подумал, что до него никому нет дела и что все люди жестоки.

Вот это опаснее всего: если ребёнок думает: «Я плохой – но и все плохие», или того страшнее: «Я хороший, а все плохие».

Если все плохие, то некого и жалеть, и милосердие становится излишним.

Внушайте детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что милосердие – это чувство сильных людей, способных прийти на помощь.

6. Милосердие – это и чувство, и поступок. Нельзя обесценивать чувство лишь на том основании, что оно не выразилось в конкретный поступок.

Нас много лет учили «не унижать человека жалостью», но ведь это сказал Горький устами своего героя, выбитого из жизни и теряющего человеческое лицо. Жалость не унижает, а возвышает человека: и кто жалеет, и кого жалеют.

Если меня жалеют – значит, я чего-то стою. Значит, у меня ещё есть надежда. Особенно важно пожалеть ребёнка, когда он перед всеми провинился, совершил что-то ужасное, такое, что от него все отвернулись. Пусть его покарают закон и суд, пусть от него отвернутся товарищи, но мать и отец всё равно должны быть милосердными к нему.

Помните слова Пушкина: «И милость к падшим призывал!». Падший – погибший в глазах общества, нарушивший закон преступник.

Декабристы были преступниками с точки зрения государства. Пушкин призывал быть милостивыми к ним. Милосердие не должно распространяться только на отличников производства, только на добропорядочных. Всё живое болит, всё живое заслуживает милосердия. Но вот ещё один, может быть, главный источник милосердия в сердце ребёнка – книги. И доброе кино. У нас совсем не стало книг, над которыми можно плакать, и на пальцах одной руки пересчитаешь фильмы, вызывающие добрые слёзы у детей.

Но всё-таки ищите такие фильмы и читайте книги. Читайте с детьми вслух Диккенса, на его книгах учились милосердию целые поколения. Читайте книгу Войнич «Овод», книги Короленко, Андерсена, Экзюпери, книгу А. Приставкина «Ночевала тучка золотая».

Детские слёзы… Это бывают слёзы обиды, горечи, есть дети, которые плачут по каждому поводу, неприятно слезливы, у них глаза на мокром месте. Но ведь есть и святые детские слёзы – слёзы сочувствия к другому человеку. Дорожите такими слезами…

Похожие публикации