Развитие ребенка на 6 7 месяце жизни. Развитие ребенка на седьмом месяце жизни

Малышу исполнилось 7 месяцев, он продолжает все так же активно развиваться и познавать окружающий мир. Тяга к неизведанному пространству растет у ребенка с каждым днем. Чему научился маленький человечек, и каких успехов вашему крохе еще нужно достичь?

Физические показатели семимесячного ребенка – рост и вес в 7 месяцев

К этому возрасту параметры детишек могут отличаться от приведенных ниже данных, так как на рост и вес оказывают влияние наследственные факторы.

В среднем, показали ребенка в 7 месяцев, выглядят так:

С 7 до 8 месяцев детки в среднем поправляются на 500-600 грамм и подрастают на 2-2,5 см .

Чем кормить малыша: питание ребенка в 7 месяцев

Если каши, овощные и фруктовые пюре уже присутствуют в детском рационе с более раннего возраста, то теперь пора знакомить малыша с такими , как:

  • Мясо . Потребность детского организма в питательных веществах и витаминах неуклонно растет. Мясо, в котором присутствует легко усваиваемое железо, витамины А, В, В12 и необходимые белки, является строительным материалом для организма малыша. Мясные продукты помогают избежать такой проблемы, как анемия. Рынок детского питания представлен многими фирмами, производящими мясные пюре. Однако, совсем несложно приготовить такой продукт и самостоятельно. Для этого мясо хорошо проваривают и измельчают в блендере или мясорубке, добавляют немного бульона так, чтобы получилась пюреобразная масса. Прикорм начинают с половины чайной ложки. Для малыша подойдет мясо кролика, куриная грудка, нежирная говядина или телятина.
  • Яичный желток . Продукт богат такими необходимыми малышу веществами, как каротин, железо, фосфор, витамины А, Д, Е и ненасыщенные жирные кислоты. Яйцо необходимо сварить вкрутую, первый раз нужно дать малышу всего несколько крошечек. Если у ребенка не будет аллергии, то в неделю он должен съедать 1 полный желток (за 2 любых дня по половинке). Желток лучше смешивать с молоком или с другими продуктами, так как в чистом виде малышу будет сложно его проглотить.

Физическое развитие ребенка семи месяцев

Развитие ребенка в 7 месяцев имеет свои особенности.

К этому возрасту, малыш достаточно развит, он уже умеет:

  • Переворачиваться на бочок, спину и обратно.
  • Сидеть , имея за спиной точку опоры.
  • Уверенно пользоваться обеими ручками.
  • Делать попытки ползать и вставать на ножки, держась за опору.
  • Использовать жесты при общении с близкими людьми.
  • Показывать свой характер.

В 7 месяцев малыш продолжает быстро развиваться и совершенствовать приобретенные раньше навыки в двигательной, познавательной и речевой сфере.

Двигательные навыки семимесячного малыша

Ползу, куда хочу

Основным достижением семимесячного малыша является возможность передвигаться в нужном ему направлении. Умение ползать открыло для малыша новые горизонты . Теперь он сам способен добраться туда, куда ему хочется (конечно, если взрослые не «запрут» его в манеже или кроватке).

Маленькие непоседы используют разные способы передвижения, имитирующие ползание. Кто-то ползет по направлению вперед, а кто-то, наоборот, пятится назад. Некоторые крохи, не желающие ползать, просто перекатываются с одного места на другое. Дети могут ползать, как положено, то есть на четвереньках, а некоторые умудряются передвигаться на животике, отталкиваясь руками от пола.

Малыш способен передвигаться ползком достаточно длительное время, теперь, если не ограничивать площадь его перемещения, он сопровождает маму по всей квартире .

Чтобы избежать детского травматизма, ребенка нужно обеспечить достаточно большим, но безопасным пространством, где он мог бы свободно перемещаться. Не кроху рамками манежа или кроватки.

Ползание стимулирует физическое развитие, укрепляет вестибулярный аппарат, улучшает обмен веществ .

Поворачиваюсь с умом В 7 месяцев дети уже виртуозно освоили повороты со спины на живот и обратно. Теперь малыш может вовремя затормозить, подкатившись к краю кровати или манежа . Если в процессе перекатывания кроха натыкается на что-то твердое, он быстренько соображает, что лучше передвинуться в другую, безопасную сторону.
Сижу сам К началу 8 месяца все дети уверенно сидят без помощи подушек или другой опоры. Кроме того, сидя и держа спину ровно, они уверенно поворачиваются из стороны в сторону, тянутся , чтобы достать лежащие в небольшом отдалении игрушки, при этом не падая и сохраняя равновесие.
Готовлюсь к ходьбе В 7 месяцев не все, но многие детки, держась за кроватку, самостоятельно встают на ножки . Кроме того, держась за верхнюю перекладину, они переступают с ноги на ногу, делая первые шажки по кроватке.
Почему я непоседа Малыш не может усидеть на месте не только из-за потребности в движении. Просто положение его собственного тела в пространстве не дает ему покоя. Ребенку интересно, что он сможет увидеть из того или иного положения . Кроха познает сам себя, формируя собственные представления о своих способностях.

Зрение ребенка в возрасте 7 месяцев

Новые двигательные способности малыша открывают для него широкие возможности сенсорного развития, в том числе и зрения. Если к полугоду малыш стал видеть четче и различать большее количество цветов и оттенков, то в 7 месяцев ребенок видит и узнает предметы, находясь от них на разном расстоянии.

Теперь он рассматривает интересующие его вещи под разными углами зрения. Малыш уже ориентируется на такие признаки предмета, как форма, цвет или расположение. Кроха может узнать знакомую игрушку, если она расположена к нему не лицевой стороной, а в профиль.

Развитие речи ребенка в 7 месяцев

  1. Разговорное лепетание малыша переходит на новый уровень . Кроха с чувством повторяет. понравившиеся ему уже достаточно сложные сочетания звуков. Он как бы играет с ними, проводит эксперименты, прислушиваясь к собственным «сочинениям». Ребенок изменением интонации показывает свою радость или неудовольствие.
  2. Быстро набирает обороты подготовка к сенсорной речи . Кроха уверенно находит взглядом предмет в ответ на вопрос «Где?». Чтобы оценить это умение чаще задавайте малышу вопросы о том, где лежат хорошо знакомые ему предметы. Малыш уже умеет выбирать из 2-3 предметов тот, который вы назовете. Если у вас в руках, к примеру, мишка и зайчик, и вы попросили взять мишку, малыш протянет ручки именно к нему.
  3. Чтобы малыш лучше понимал взрослую речь и совершенствовал свою , с ним нужно общаться как можно больше.

При этом следует:

  • Использовать речь, как средство познания, рассказывая малышу обо всем, что он видит вокруг.
  • Продолжать развитие речевого аппарата, стимулируя ребенка к произношению новых сочетаний звуков.
  • Развивать умение малыша вслушиваться в чужую речь.
  • Помогать ребенку в понимании интонации речи – поощрительной, нейтральной или строгой.

Общее развитие ребенка в семь месяцев

Действия с предметами Ребенок, занимаясь с различными предметами и игрушками, способен учитывать их физические свойства. Мячик или шарик он будет катать, кубики складывать один к одному, колесики пирамидки снимать или надевать на стержень.

По выводам психологов, представление ребенка о себе, как об активном и деятельном человечке, складывается путем расширения его возможностей при действии с предметами.

Малыш уже давно является не пассивным наблюдателем, а активным исследователем окружающего пространства. Он, как и раньше, пытается схватить все, что плохо лежит и исследовать предмет на ощупь и на вкус.

Поэтому в связи с возросшей активностью крохи и возможностью передвигаться по дому, нужно убрать все опасные для здоровья ребенка предметы из зоны досягаемости маленького исследователя.

Потребность в общении В возрасте 7-8 месяцев в связи расширением социализации ребенка, у него с новой силой возрастает потребность в общении с взрослыми. Особенно это касается мамы – самого близкого для малыша человека.

Ребенок в этом возрасте требует «делового», конструктивного общения, а не простого сюсюканья .

Ему нужно, чтобы близкий человек знакомил его с окружающим миром, разными явлениями и свойствами предметов.

Малыш уже хорошо понимает мимику, эмоции, жесты, действия и поступки родных ему людей, которым он с удовольствием старается подражать .

Отношения с окружающими В 7 месяцев малыш выбирает тактику привлечения к себе максимального внимания.

В этом возрасте присутствующая у крохи реакция страха посторонних людей постепенно заменяется жаждой познания .

Кроме мамы и папы, ребенку становится интересно общаться с другими людьми, получать знаки внимания и возможность общения. Если ребенок видит, что вы дружелюбно относитесь к какому-либо человеку, он легче пойдет на контакт с ним.

Чтобы в дальнейшей жизни малышу было легче адаптироваться в коллективе, нужно расширять круг его общения .

В этом возрасте можно научить кроху здороваться, кивая головкой и прощаться, махая ручкой.

Для гармоничного развития малыша нужно продолжать делать начатые в 5-6 месяцев физические упражнения, заниматься развивающими играми, помогать маленькому исследователю в изучении окружающего мира.

В связи с возросшей подвижностью малыша и его неуемной тяге к познанию, примите необходимые меры безопасности:

  • Уберите все опасные предметы, которые может достать ребенок.
  • Закройте розетки специальными заглушками.
  • Если в доме имеется мебель с острыми углами, закройте их поролоном или другим мягким материалом.
  • Уберите из ящиков тумбочек и комодов все, что может навредить ребенку.
  • Не оставляйте в доступных местах лекарственные препараты.

Так как в 7 месяцев у малыша активизируется потребность в общении, не оставляйте ребенка одного надолго. Сейчас ему, как никогда, нужно внимание и забота близких людей.

Семимесячные дети – невероятные непоседы и активные исследователи. В начале второго полугодия своей жизни грудничок продолжает делать ежедневные успехи. Младенец неутомимо ползает и встает в кроватке, подтягиваясь на перилах. К концу седьмого месяца он должен уметь сидеть без вашей поддержки. Ваши силы в этот период будут направлены на укрепление мышц малыша и подготовке его к тому, чтобы он начал учиться ходить.

Общение младенца с родителями становится более длительным по времени, ребенок увлеченно сочетает гласные и согласные звуки, подолгу их повторяет. На седьмом месяце жизни у малыша продолжается активный рост зубов, и он, стремясь устранить зуд десен, тянет в рот абсолютно все предметы, что попадаются на его пути.

Сравнивая семимесячного младенца с тем, каким он был в первом полугодии, вы непременно отметите произошедшие изменения. Но сейчас только начало большого пути, и впереди вам предстоит много работы. Календарь развития ребенка подскажет, что должен уметь ребенок в 7 месяцев, и как вы можете поспособствовать приобретению этих навыков.

Умения

Физическое развитие ребенка в 7 месяцев продолжает активно проходить. Но детские врачи, анализируя успехи грудничка, будут обращать внимание не только на работу его мышц и умение ползать. Для оценки соответствия семимесячного малыша нормам и стандартам, которые определяет календарь развития, специалисты будут учитывать и умственно-психические успехи грудничка. Вот основной перечень того, что должен уметь ребенок в 7 месяцев:

  • ребенок должен уметь ползать вперед и назад, этот процесс происходит уже абсолютно сознательно: если вы поманите его яркой игрушкой, он активно поползет в вашем направлении;
  • малыш уже может вставать в кроватке, подтягиваясь на бортиках, и, держась за них, делать несколько шагов;
  • младенец в семь месяцев жизни имеет довольно крепкие мышцы спины и рук, которые позволяют ему самостоятельно садиться или вставать на колени из лежачего положения;
  • ребенок на седьмом месяце жизни может показывать вам названный предмет и знать наименования часто используемых игрушек и объектов;
  • руки у семимесячного малыша развиты достаточно хорошо, он уже самостоятельно держит бутылочку, поднимает ее, если она упадет; лежа на животе, он может одной рукой опираться о поверхность под собой, а другой — брать какой-то предмет;
  • если держать младенца под мышки, он будет шагать, важно развивать этот рефлекс, чтобы потом малыш начал ходить раньше.

Если в первые полгода для того, чтобы что-то увидеть или переместиться, малышу требовалась ваша помощь, то теперь он обрел небольшую мобильность и может передвигаться самостоятельно. Грудничок будет реже плакать, призывая вас на помощь или стремясь избавиться от скуки. Вам достаточно расстелить на полу одеяло, усадить на него ребенка и окружить его интересными игрушками, которые будут развивать малыша. Пространство для игр, естественно, должно быть полностью безопасным для семимесячного грудничка.

Уход

На седьмом месяце жизни у младенцев уже должен нормализоваться стул, он каждый день появляется примерно в одно время. Такие перемены связаны с тем, что существенно поменялось питание. Как правило, ребенок это возраста должен кушать фрукты, овощи и каши. Эти продукты не только способствуют активной перистальтике, но и придают стулу привычную плотную консистенцию.

В связи с нормализацией стула, вы значительно сократите количество водных процедур в течение дня. Продолжайте ежедневно купать малыша по вечерам, показывайте, как можно играть в имеющиеся игрушки.

В седьмой месяц жизни у детей продолжают резаться молочные зубы, используйте специальные гели для облегчения боли и жаропонижающие средства для сбивания температуры.

Вы можете начинать пробовать укладывать малыша спать без подгузника на дневной сон, подкладывая под него клееночку или одноразовую пеленку.

Особенно полезно будет подобное освобождение от удобного, но вредного средства гигиены, если у вас мальчик, поскольку перегрев негативно скажется на его репродуктивной системе.

Эмоции и особенности поведения

Психо-эмоциональное развитие ребенка в 7 месяцев жизни также идет активными темпами. Грудничок очень нуждается в вашем общении, поэтому старайтесь все свободное время проводить вместе с малышом, разговаривайте с ним, ждите от него обратной связи .

Младенец уже знает имена всех домочадцев, радуется их появлению. К посторонним людям ребенок все еще относится с неприкрытой опаской, но при долгом их нахождении в квартире постепенно приглядывается к ним, привыкает и в конце концов даже может дать взять себя на руки.

Появление близких людей запускает комплекс оживления: семимесячный малыш начинает делать активные движения ручками и ножками, улыбается и даже может что-то радостно лопотать.

У грудничка в семь месяцев жизни уже достаточно развита долговременная память, если вы уберете на время какую-то сложную игрушку, а потом ее покажете ребенку – он продолжит с ней играть таким же образом, как вы показывали ему, например, неделю назад.

Рост и вес

На протяжении седьмого месяца жизни дети продолжают активно расти и набирают около 600 грамм веса. Рост ребенка увеличивается на 2 сантиметра. Окружность головы и грудной клетки примерно равны и составляют каждая 44 см. Сохраняется разница показателей у детей разного пола: мальчик, как правило, крупней, чем девочка.

Речь

Семимесячный младенец продолжает сочетать различные звуки и многократно произносить получившиеся слоги с разной интонацией. Ребенок отвечает своим детским лепетом на обращения к нему и внимательно слушает разговоры взрослых.

Для развития речевых навыков продолжайте читать с малышом книжки, разучивать стихотворения, которые должны сопровождаться несложными движениями, а также новые сочетания звуков .

Кормление

Дети на грудном вскармливании питаются, как правило, часто — они могут кушать до 10 раз днем и 4 ночью, питание же искусственников более упорядочено и во временном, и в количественном плане.

Кормящие мамы на седьмом месяце жизни малыша начинают сталкиваться с проблемой прикусывания ребенком груди зубами. В такой ситуации нужно показать малышу, что вам больно, и остановить кормление.

Стол грудничка на седьмом месяце жизни продолжает обогащаться новыми продуктами. В зависимости от рекомендаций педиатра малыш уже может кушать фрукты, овощи и каши. Поскольку, начиная с полугода, ценности молока ребенку не хватает, чтобы набирать рост, вес и активно развиваться, новое питание позволяет грудничку пополнять силы. Если введение прикорма в первые полгода началось рано, с 4-5 месяцев, то сейчас в рацион малыша могут попасть яичный желток, мясо и рыба.

Сон

Из-за того, что день малыша в семь месяцев наполнен новыми открытиями и яркими событиями, временами он может быть перевозбужден. Такое состояние зачастую мешает детям спокойно засыпать. Поскольку педиатры рекомендуют грудничкам в этом возрасте спать 14 часов, старайтесь придерживаться ранее установленного распорядка дня. За час до сна не давайте малышу «разгуливаться», выбирайте занятия поспокойней.

Также можете выработать некие ритуалы, которые впоследствии будут предшествовать сну – читайте книжку, делайте малышу легкий массаж или, приглушив свет и включив музыку негромко, мягко его поглаживайте.

Не рекомендуется сохранять полную тишину тогда, когда грудничок засыпает, иначе впоследствии, когда его слух сформируется окончательно, он будет от любого шума просыпаться.

Игры и игрушки

Малыши в семь месяцев увлеченно занимаются с развивающими игрушками, им нравится исследовать их. Также детей после полугода интересуют книги, в которых есть яркие картинки, вставки из разных материалов и кнопочки, после нажатия которых малыш услышит музыку.

Семимесячный ребенок будет в восторге от игр с мячом. Можете посадить малыша на пол, сесть напротив него и катить в его сторону мяч. Младенец уже вполне может как ловить предметы, так и бросать их обратно.

Грудничок в семь месяцев уже должен уметь собирать пирамидку, теперь вы можете усложнить его задачу и разучивать с помощью колец от нее цвета и размеры. Показывайте ему две разные детали, обращайте внимание, что одна из них большая, а другая маленькая. Возьмите в руки кольцо определенного цвета и вместе с малышом ищите игрушки такого же оттенка.

Любой успех ребенка нужно подкреплять преувеличенным восторгом, это будет стимулировать его к дальнейшей работе . Если же у малыша что-то не получилось, и он сильно расстроился, — успокойте его, ласковым тоном и улыбкой покажите, что не случилось ничего страшного, и помогите ему закончить дело.

Поскольку дети в семь месяцев еще недостаточно усидчивы, вам придется иметь довольно много игрушек, чтобы занимать внимание ребенка. Младенцам очень нравится бросать предметы, поэтому все «приданое» грудничка вы можете сложить в коробки. Малыш будет увлеченно вынимать игрушки оттуда и кидать их на пол. Возможно, вам удастся уговорить его собрать их обратно.

Не только мальчик может играть в машинки, вы можете купить подобную игрушку и девочке, она с удовольствием будет сидеть и катать ее по полу . Всем нравится быть победителями, тем более — маленьким исследователям. «Спрячьте» от малыша включенную музыкальную игрушку (достаточно просто прикрыть ее подушкой или платочком) и попросите найти ее. Ребенок по звуку постарается отыскать поющего любимца, а обнаружив его, будет полон восторга и гордости. Любой одобренный вами успех малыша будет побуждать его двигаться дальше и развивать себя.

Поздравляем! Вашему малышу уже исполнилось 6 месяцев!

Что нового может наш кроха?

Ведущую роль в развитии малыша приобретает предметная деятельность . Окружающие ребенка яркие предметы, игрушки побуждают его ползком преодолевать пространство, чтобы завладеть ими. Любопытство малыша огромно. В его основе лежит врожденная ориентировочная активность, например, в том числе - реакция "на новизну".

В этот период появляется и ярко проявляется направленность на результат своих действий. Ребенок замечает те изменения, которые он сам производит. Он чувствует эффект собственных действий и следовательно чувствует самого себя.

Координация рук уже достаточно развита, до того, что Ваш малыш уже переходит от одного-двух действий с игрушками к манипулятивной игре, состоящей из цепи простых, взаимосвязанных действий, носящих ознакомительный характер, например, перекладывания из руки в руку, постукивания, отбрасывания, притягивания. Теперь крохотная ручка способна выполнять более сложные двигательные задачи.

На седьмом месяце жизни происходят значительные изменения в развитии понимания речи . Например, на вопрос: "где матрешка?", ребенок легко находит взглядом хорошо знакомую ему игрушку, если она у него на виду.

Малыш подолгу громко лепечет (подготовка к активной речи), повторяя в лепете одни и те же слоги. И это не случайно. С помощью повторов малыш "закрепляет", запоминает свои новоприобретенные речевые навыки.

Ошибочно считать, что все этапы развития приходят к крохе спонтанно, то есть сами собой. Кто же ему поможет, если не Вы: малыш завоевывает окружающий мир в активном взаимодействии с Вами. Если он в чем-то отстает, ему следует помочь достигнуть соответствующей возрастной "планки". Однако делать это надо осторожно, ненавязчиво, помня известное педагогическое правило Марии Монтессори - «Помоги мне сделать это самому».

Раннее развитие малыша так же должно быть под контролем специалистов, как и его задержка. Тормозить искусственно развитие ребенка не стоит. Следует принять во внимание "золотое" правило педагогики: целесообразно "идти" за ребенком, не форсируя его развитие, но чутко откликаясь на его индивидуальные особенности в физическом и психическом развитии, давая ему, необходимые материалы для «пищи разума». Ведь каждому маленькому человечку необходима интересная, насыщенная событиями и впечатлениями жизнь, которая научит его эмоционально откликаться на окружающее.

Комплексное развитие ребенка на 7 месяце первого года жизни

Игрушки для ребенка

  • Сенсорные коврики,

Обеспечьте малышу условия, способствующие динамическому сенсомоторному развитию. Подберите набор игрушек, побуждающих к двигательной активности: шарики, колечки, мячи. А также необходимо обеспечить достаточную площадь двигательного пространства.

Побуждайте кроху к выполнению игровых действий более сложного содержания. Несколько примеров:
. игра с 2-3 предметами - воздействуя на один, малыш изменяет в пространстве положение других (игры с гирляндами игрушек);
. прокатывание предметов: толкание игрушки от себя и следование за отталкиваемым предметом;
. раскидывание предметов из емкости (ведерочка, коробки, тележки) путем ее переворачивания и высыпания всех шариков, кубиков, колечек и т.п.)

Развиваем координацию движений, понятие причинно-следственных связей

У ребенка в возрасте 7 месяцев, необходимо также продолжить развивать ориентировочно-исследовательские действия при манипулировании предметами, учить выполнять простые результативные взаимосвязанные действия.

Игра «Дерни за веревочку!»

Возьмите яркую игрушку, любимую ребенком или новую для него, высотой около 20 см. Хорошо, если при движении эта игрушка будет издавать мелодичный звон, как, например неваляшка. Обвяжите ее узкой лентой (около 1 метра длиной) и ко второму концу ленты привяжите небольшое кольцо, удобное для захвата (диаметром 10-12 см).

Ребенок лежит на животе, опираясь на руки. Это кольцо положите перед малышом на расстоянии вытянутой руки (30-40 см), игрушка же расположена от кольца на расстоянии одного метра.
Обратите внимание ребенка на кольцо, и назовите предмет: «Смотри, колечко». Побудите малыша подползти к кольцу.

Затем предоставьте возможность самостоятельно действовать с кольцом. Малыш подползает к нему, подтягивает к себе, начинает манипулировать им. Связанная с кольцом лента приводит в движение матрешку-неваляшку, раздается мелодичный звон.

Далее малыш будет пытаться сориентироваться в ситуации: установить источник звука, связь между двумя предметами - кольцом и игрушкой (дергая за кольцо, можно привести в движение матрешку-неваляшку). Если же, Ваш малыш не смог самостоятельно осуществить описанное выше действие, то продемонстрируйте этот «секрет» сами. А может Ваше чадо попробует подползти игрушке?

Народная игра «Бочата»
Народная игрушка «бочата». Используется один крупный бочонок. В бочонок вкладывается в свернутом виде легкий цветной платочек (примерно 40х40 см).
Расположитесь с ребенком на ковре. Малыш находится в позе «на животе». Поставьте перед крохой бочонок, из которого торчит уголок цветного платочка. Ребенок подтягивает за уголок платка бочонок. Играет им. Мама раскрывает бочонок. Ребенок вытаскивает платочек. После этого можно снова свернуть платочек и сложить его в бочонок, оставляя лишь его яркий уголок. Опять предложите малышу. Далее действия с бочонком разворачиваются ситуативно, в зависимости от поведения ребенка. Покажите крохе, как можно платочек вытягивать.

Осваиваем игру в вертикальном положении:

Колокольчики мои…

Учите малыша действовать совместно с Вами, при этом находясь в вертикальном положении у Вас на руках.

Подвесьте игрушки на веревочку. Все они должны отличаются по цвету, форме, величине (размером от 4 до 10 см).

Ребенок находится в вертикальном положении на руках у мамы. Вы при этом держите его на левой руке вполоборота и обхватываете правой за спинку, предоставляя малышу возможность манипулировать висящей игрушкой.

Малыш подтягивает к себе, например, колокольчик. Вы показываете, как им звенеть, как его раскачивать. Кроха повторяет. Точно так же обыгрывается шарик и другие игрушки-подвески.

А вот еще вариант этой игры:

Возьмите узкий медицинский лейкопластырь, и приклейте с его помощью игрушки, например, к деревянной поверхности шифоньера (пятен почти не будет, они легко отмываются). К обоям на стене лучше не клеить по понятным тому причинам. Захватив игрушку ручками и потянув их на себя, кроха оторвет их от шифоньера легко! Удивлению ребенка нет предела: только что игрушка была на шифоньере - щелчок, а теперь в его руках! На нашем опыте эта игра сопровождалась искренним смехом!

Развиваем тактильные (сенсорные) ощущения и мелкую моторику

На седьмом месяце у младенца совершенствуется мелкая моторика рук. Он с успехом подбирает мелкие предметы с пола. Этому способствуют два момента: во-первых, ребенок стал лучше владеть пальцами и крепче держать предметы; во-вторых, глазные мышцы становятся более развитыми, что позволяет воспринимать изображение на расстоянии. Теперь кроха будет изо всех сил стараться схватить хлебную крошку, пылинку или даже узор на простыне.

Сделайте игровое поле ребенка достаточно информативным: обеспечьте ребенка предметами быта и игрушками, вызывающими яркие исследовательские эмоции, побуждающими к двигательной активности.

Примеры: бидончик с крышкой, коробочки с крышками, игрушки с забавными мордочками, звуковые модули - шумовые и музыкальные и т.д. Пусть все это будет разных естественных цветов, материалов, с различной друг от друга поверхностью.

Используйте игрушки, которые могут реагировать на действия ребенка: пищать, звенеть, растягиваться, выскакивать и т. д.

Игра «Шарик в баночке»

Ваш ребенок уже умеет хорошо сидеть, и ему нравится играть с предметами, которые легко падают. Попробуйте уронить шарик в большую жестяную банку. Может у Вас есть такая - из-под кофе или чая? Главное, чтобы края ее были безопасными для крохи. Дайте малышу пластиковый шарик или кубик. Поднимите руку ребенка над банкой, и пусть он уронит туда шарик.
Незнакомый звонкий звук вызовет у него любопытство, и ему захочется проделать это еще раз. Вскоре ваша помощь ему совсем не понадобится.

Домашняя песочница

Секреты воспитания

Да-да, представьте себе: кроху уже на протяжении всего первого года жизни можно и нужно воспитывать!

Но, воспитывать любовью - а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни. На основании материнской любви уже в подознание закладывается его собственная самооценка, уверенность в себе и защищенность...

О физическом развитии

Физическое развитие

Чтобы узнать о двигательных навыках шестимесячного ребенка, а также об интересных игровых занятиях, помогающих эти навыки развивать - прочитайте нашу статью « »

Массаж и гимнастика

Обязательно почитайте статью « » , в ней очень подробно рассказывается о методике профессионального детского массажа и гимнастики.

Закаливание

Чтобы узнать, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами - читайте раздел: « » . Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.

В этой статье:

Развитие ребенка в семь месяцев по-прежнему активное, но по сравнению с развитием в первые полгода происходит не так стремительно. Малыш продолжает знакомиться с миром и достигает в этом занятии определенных успехов за счет совершенствования умственных способностей и двигательных навыков. Какие особенности имеет развитие малыша на седьмом месяце жизни и что нужно знать родителям?

Физические показатели ребенка

На седьмом месяце жизни малыши обычно весят от 8 до 8,9 килограммов, рост их достигает 67-70 см, окружность головы составляет от 43 до 45 см, а грудной клетки - от 42 до 44 см.

За предыдущий месяц кроха вырастает на несколько сантиметров, добавляет в массе 500-600 граммов. При этом показатели окружности грудной клетки и головы становятся практически равными. Пропорции тела у ребенка в этом возрасте уже напоминают пропорции тела взрослого человека.

Двигательная активность малыша

В двигательном развитии малыш на седьмом месяце достигает важных успехов. Ребенок начинает уверенно сидеть без поддержки, удерживает равновесие, даже когда тянется за игрушками. Семимясячный малыш уже умеет ползать, пытается становиться на ножки, держась за опору. Новое занятие для малыша в этом возрасте - раскачивание в положении на коленках и ползание задом наперед. В целом же можно отметить, что развитие
малышей в этом возрасте настолько индивидуально, что вывести определенный портрет очень сложно.

С момента, когда кроха начнет ползать, он будет прикладывать все усилия для того, чтобы совершенствовать этот навык. Родители должны помогать малышу всеми способами, создавая подходящие для этого условия. Ползание чрезвычайно полезно для развития малыша. В процессе ползания у ребенка:

  • тренируются мышцы спины;
  • укрепляются мышцы пресса;
  • улучшается вентиляция легких;
  • налаживается кровообращение.

Родители должны поощрять попытки ребенка к ползанию, превращая упражнения для развития активности в интересную игру.

В положении сидя кроха уже совершает целый ряд действий. Ребенок играет игрушками, развлекает родителей «ладушками», «варит кашу» для «сороки-белобоки». Малыш уже умеет пользоваться двумя руками сразу, перекладывает игрушки из
одной руки в другую. В это время уже можно определить, является ребенок правшой или левшой.

В положении лежа на животе малыш опирается на предплечья. Забавно выглядят попытки крохи «плавать» на животике, перебирая руками и ногами в воздухе. Малыш становится более активным, способен некоторое время находиться без надзора взрослых, но только при условии, если он защищен от падения манежем или бортиками кроватки. Уже в это время нужно позаботиться о том, чтобы в пределах досягаемости крохи не было опасных предметов.

Как играть с малышом?

Кроха получает огромное удовольствие от развития двигательных способностей. Малыш пищит от восторга, когда его подкидывают в воздухе, качают или делают зарядку с ним на руках. Родителям нужно почаще играть с детьми таким образом для укрепления их вестибулярного аппарата.

Отлично развивает кроху игра с одеялом, в которой могут участвовать мама и папа. Ребенка нужно положить на одеяло и раскачивать его на нем в стороны, вверх и вниз. Очень важно следить за реакцией малыша на игру. Ему должно нравиться покачивание в одеяле, но как только ребенок покажет, что хочет остановиться, нужно прекратить раскачивание и приласкать малыша. Если ребенку все нравится, то во время
раскачиваний нужно стараться менять направление, чтобы у него не закружилась голова.

В 7 месяцев развитие ребенка связано с совершенствованием предметной деятельности. Кроха проявляет повышенный интерес к ярким предметам, игрушкам, старается их потрогать или схватить. Дети очень любопытны, ожидают результата от собственных действий, учатся понимать и чувствовать себя.

Многие родители в этот период учат малышей простым жестам: «пока», «привет», «ням-ням» и пр. Ребенок в 7 месяцев уже способен осваивать и применять жесты, устанавливая контакт с окружающими.

Карапуза уже можно увлечь развивающими игрушками, предлагая ему поиграть с матрешками, кубиками или пирамидками. Особенный интерес у крохи вызывают предметы из мира взрослых. Дети с удовольствием занимаются с телефонами, ноутбуками, пультами, подражая действиям взрослых. Родители должны подумать о том, чтобы такие вещи были безопасными для детей.

Особенности речевого развития малыша

В речевом развитии крохи наблюдается значительный прогресс. Ребенок лепечет и с удовольствием слушает свой голос. Он уже может проговаривать многие звуки, умеет просить «дай!» и давать что-то со словом «на», выговаривает «мама», «баба» и другие простые слова. Родители могут заниматься с малышом, многократно повторяя ему некоторые слова для закрепления.

Режим сна и питания

В семь месяцев ребенок ест 4-5 раз в день, спит два раза днем и практически не просыпается ночью. В этом возрасте родители уже могут устанавливать режим дня, приучая малыша к определенному распорядку. Очень важно стараться
укладывать кроху спать в одно время, чтобы не допустить сбоя в его биологическом ритме.

Если ребенок ночью продолжает оставаться активным даже во сне - это нормально. В семь месяцев у него столько новых впечатлений, что беспокойный сон является неким побочным эффектом активной познавательной и двигательной деятельности. Чтобы успокоить кроху, перед сном можно купать его в воде с отваром успокаивающих трав, надевать пижаму с закрытыми ножками и ручками.

Особенности психического развития малыша

В семь месяцев психическое развитие малыша переходит на новый уровень. Ребенок становится более смышленым, проявляет недовольство, радуется, нервничает и наслаждается приятными моментами. Родителям становится все проще определить настроение и желания малыша по проявлению его эмоций.

Семимесячный ребенок все еще с недоверием относится к чужим, но чаще любопытство перебарывает страх, и малыш готов идти на контакт после поверхностного знакомства. Карапуза уже легко рассмешить, объяснить причину отказа или запрета. По-прежнему для крохи важнее всего на свете как можно дольше и чаще находиться в обществе родителей.

В речи ребенка на седьмом месяце жизни появляются новые звуки и целые слоги. Его лепет уже осознанный и имеет яркий эмоциональный окрас. Активно развиваются слуховой и зрительный анализаторы. Кроха способен удерживать предметы в руках подолгу, рассматривая их,
пробуя на вкус. Путем экспериментов кроха узнает, какие предметы при падении или ударе издают звуки, а какие нет.

Малыш подолгу всматривается в лица близких, запоминает мимику, старается копировать выражения лиц взрослых. Он уже умеет концентрироваться на одном процессе, адекватно реагирует на первые запреты. Помните о том, что в жизни малыша в этом возрасте число категоричных запретов нужно свести к минимуму. Лучше удалить из поля зрения и досягаемости ребенка все, что ему брать нельзя, чем постоянно дразнить и раздражать запретами.

Стимулировать психическое развитие крохи в этом возрасте можно активным и регулярным общением, повторяя вместе с ним простые слоги, меняя интонацию, тембр, громкость голоса. В этом возрасте уже можно рассказывать крохе сказки и стишки, петь песенки, забавлять его скороговорками, поощряя за любые достижения.

Что должен уметь семимесячный малыш?

Развитие ребенка в 7 месяцев происходит по собственному графику, и не всегда показатели полностью соответствуют нормам. Тем не менее основную часть навыков к этому возрасту дети в большинстве случаев приобретают. В 7 месяцев здоровый ребенок, как правило, уже умеет:


Родителям нужно знать, что второе полугодие - это период, когда малышу нужно будет начинать учиться самостоятельно бороться с болезнями, так как поступающих с молоком матери антител уже будет недостаточно. Особенно это касается детей, которые к этому времени уже не получают грудного молока.Укрепить иммунитет крохи помогут закаливание, массаж, витамины и регулярная зарядка. Важную роль сыграет и
сбалансированное питание, в которое в этот период вводят яичный желток и нежирные виды мяса.

Купание. Купать кроху в этом возрасте уже можно во взрослой ванне, используя специальный круг на шею и резиновой коврик, который предотвратит скольжение. Чтобы процесс купания приносил малышу еще больше удовольствия, можно окружить его специальными банными игрушками. Ни в коем случае не оставляйте ребенка этого возраста в ванной без присмотра.

Укрепление иммунитета. Первым признаком сниженного иммунитета станут частые ОРЗ и ОРВИ у малыша. Помочь крохе укрепить иммунитет можно с помощью массажа, регулярного приема комплекса витаминов.

Прикорм. Седьмой месяц жизни ребенка - это обновленный рацион питания. В него уже должна входить десятая часть желтка вместе с творогом и овощами, пока в перетертом виде. Обратите внимание на возможное проявление аллергических реакций. Если они имеют место, то следует на время исключить желток из детского меню.

Мясо в рацион можно вводить в первой половине 7-го месяца жизни. Это могут быть как специальные детские консервы, так и нежирное прокрученное через мясорубку мясо, смешанное с овощным пюре. К окончанию седьмого месяца кроха уже получает почти полноценный обед из трех блюд: супа, второго и третьего (компота, киселя или сока).

Развивающие игры. Ускорить психическое и физическое развитие крохи помогут специальные игры. Например, усадите ребенка на полу таким образом, чтобы он мог упираться спиной в диван. Сбоку от него положите любимые игрушки и сядьте рядом. Кроха должен заметить игрушку сбоку и потянуться к ней. Если этого не произошло, попробуйте привлечь его внимание, постучав или пошевелив предметом.

Старайтесь окружать карапуза игрушками всевозможных форм и размеров из разнообразных материалов, чтобы он мог исследовать их и запоминать различия. Также отличный вариант развивающей игры - это коробочки и посуда разных размеров, которые малыш сможет складывать друг в друга.

В 7 месяцев кроха уже может принимать решения, поэтому родителям нужно будет всячески развивать у него эту способность. Предложите малышу взять игрушку, что лежит перед ним, перед этим убедившись, что обе его руки уже заняты. Крохе нужно будет принять решение, какую из игрушек отложить, чтобы освободить руку для нового предмета.

Побуждать малыша к выполнению результативных действий более сложного содержания. Примеры: игра с 2-3 предметами – воздействуя на один, малыш изменяет в пространстве положение других (игры с гирляндами игрушек);

прокатывание предметов: толкание игрушки от себя и следование за отталкиваемым предметом;

раскидывание предметов из емкости (ведерочка, коробки, тележки) путем ее переворачивания и высыпания всех шариков, кубиков, колечек и т.п.).

ЗАНЯТИЕ 1

Цель. Продолжать развивать зрительные ориентировочные реакции. На вопрос взрослого «где?» ребенок должен поворачиваться в сторону хорошо знакомой игрушки или предмета. Развивать слуховые ориентировочные реакции, привлекая внимание к звуковым свойствам предмета. Развивать ориентировочно-исследовательские действия при манипулировании предметами, учить выполнять простые результативные взаимосвязанные действия.

Материал. Яркая матрешка-неваляшка (20 см), которая обвязана узкой лентой того же цвета, что и игрушка. Ко второму концу ленты привязано кольцо.

Ход занятия. Перед малышом на расстоянии вытянутой руки (30-40 см) лежит яркое кольцо диаметром 10-12 см, от которого тянется лента к матрешке-неваляшке, расположенной от кольца на расстоянии одного метра. Ребенок лежит на животе, опираясь на руки.

В первой части занятия мама показывает ребенку кольцо, лежащее перед ним, и протяжно называет его: «Ко-о-о-леч-к-о». Затем приводит в движение кольцо, висящее на ленте, побуждая малыша подползти к предмету.

Во второй части занятия ребенку предоставляется возможность самостоятельно действовать с кольцом. Малыш подползает к нему, подтягивает к себе, начинает манипулировать им. Связанная с кольцом лента приводит в движение матрешку-неваляшку, раздается мелодичный звон. Мама дает возможность ребенку сориентироваться в ситуации: установить источник звука, связь между двумя предметами – кольцом и игрушкой (дергая за кольцо, можно привести в движение матрешку-неваляшку). Если ребенок не может самостоятельно осуществить описанное выше действие, взрослый разыгрывает его перед малышом, как бы раскрывая секрет действия.

В третьей части занятия желание приблизиться к игрушке побуждает ребенка передвигаться, т.е. он пытается ползти по направлению к игрушке.

Аналогичные занятия могут быть проведены и с другими игрушками.

ЗАНЯТИЕ 2

Цель. Формировать умение перемещаться в пространстве (ползание) с ориентировкой на предмет; толкать игрушку от себя и следовать за отталкиваемым предметом.

Материал. Две цветные пирамидки, которые превращаются в каталку.

Выполнение каталки: подбирается палочка-стержень, по длине соответствующий двум пирамидкам. Пирамидки разбираются. Кольца надеваются на один большой стержень в следующем порядке: на один конец палочки закрепляется крышечка, затем нанизываются кольца в последовательности «большое», «поменьше», «маленькое», «совсем маленькое». Далее на этот же стержень нанизываются колечки в обратной последовательности, так, чтобы на другом конце каталки появилось большое кольцо. Второй конец стержня так же закрывается крышечкой. Каталка готова.

Ход занятия. Мама побуждает малыша перевернуться со спины на живот. С расстояния 1 метр показывает яркую каталку, ставя ее из горизонтального в вертикальное положение, щелкает колечками.

Во второй части занятия взрослый побуждает малыша подползти к каталке. Он толкает игрушку навстречу ребенку, но так, чтобы малыш, видя катящийся к нему предмет, все же не мог сразу его достать.

В третьей части занятия взрослый помогает ребенку достичь желаемой игрушки. Далее действия разворачиваются по ситуации. Малыш, лежа или находясь на руках у взрослого, манипулирует кольцами на стержне. Мама называет: «К-о-о-леч-к-и-и».

В четвертой части занятия мама побуждает малыша к ползанию за каталкой, которая откатывается на 40-50 см от ребенка.

В пятой части занятия ребенок овладевает каталкой. Манипулирует ею 1-2 мин. Затем мама на глазах у малыша делает «сюрприз»: снимает одну крышечку и высыпает перед малышом все кольца, давая возможность на чувственно-ориентировочной основе, т.е. практически, ознакомиться с величиной, количеством, цветом колец.

В конце занятия каталка вновь собирается. При повторной сборке взрослый может варьировать чередование колец по цвету.

ЗАНЯТИЕ 3

Цель. Развивать навыки устойчивых действий с предметами. Формировать предметную деятельность, побуждая малыша к ориентировочно-исследовательским действиям с игрушками.

Материал. Погремушка или другая яркая и звучащая игрушка.

Ход занятия. Перед малышом располагают погремушку. «Где шарик?» - несколько раз спрашивает мама и показывает погремушку. Малыш берет предмет, многократно перекладывает его, манипулирует им. Мама создает все условия, чтобы малыш позанимался погремушкой в течение 1-2 мин. Можно активизировать действия с помощью показа и прятанья игрушки, а также дополнительных аксессуаров: цветных ленточек, колокольчиков на ручке погремушки.

Похожие публикации