Термин матриархат. Социум и управление

Конечно. А все эти дрязги и споры, взаимные оскорбления и упрёки - это средство. Разрушение через это общества(и народов) изнутри- цель. Ведь даже в той библии сказано" Царство, разделившееся в себе самом, - не устоит..." ПОнятно, для чего это? Подмена понятий и ценностей, подмена религии.....

матриархат - это китч, желающий управлять искусством...
Патриархат - это желание управлять физическим совершенством...
патриархат: яйцо курицу учит...
Матриархат: курица яйцо не учит...
И так, про между прочим: эволюционирование головного мозга несомненно преимущество, но не дающее гарантии дальнейшего существования вида...
И про между прочим, так: у "звериной доли" организмов этап развития мужской особи является конечным...

From Wikimedia Commons, the free media repository
мини Матриархат и Патриархат это до сегодня были теоретическими не преодоленными пониманиями в языковой конструкции феномены,ибо с производства первых творческих относительных метоналожении и исторического происхождения в иллюстративном,книжном образовании не были даны четкие конкретные разъяснения этих образовании и их влияний,то есть небыли даны знания по последовательной сборке френии(души),внутренней артикультуры безотносительного феномена и относительного.С возникновения процесса внутренней артикуляции языкового становления при членении продольных звуковых волн происходило творение феноментальных первых звуковых отношении как позывные,где приславливании этих звуков у славливающих происходило первичное условное обозначение,которое внутренне при восприятии появляло дивное состояние этого внутреннего содержания, где первичные возгласы конечно были без образа ибо эти возгласы были матом,не цензурным восприятием(не формальным),то первые мето наложения которые сегодня называют "КОРНЯМИ"(от сюда "корешки","корефаны").Славливающие звуки будут названы "славяне".По первым источникам метоопределении всего, на тот период,безобразного,конечно были такие метоформулы как "ухо"от сюда "ухоловники"то есть славливающие ухом.Как мы знаем по метоопределению ухо не одно а два от сюда происходит двоиственность "ДУШИ","ДУ-АЛИЧНОСТЬ ".Мат как звуковое отправление не имело понятии,и сопровождалось конечно жестикуляцией,мимикой и всеми первичными метоналожениями,которые обрисовывали и создавали постепенно картину мысленного понимания.Так начинался мир (начинать =наполнять)метоопредилениями языкового отношения(верно "АЗЫКОВОГО"ибо знак -Я- символизировал первого нарисованного гомосапиенса чертой мертвой статики и звуком не являлся,но предтечей этого рисунка сотворенного творцами искусственного мира(искусственный =фашисткий)конечно были эти два рисунка -О-и -V-.Так создавалась иллюстрация книжного мира черт мертвои статики,которая имела функции памятного начертания умерших,которые в своем мире мертвой статики содержали описательные картины былого,и которые по ходу прогресса искусства больше имели характер прославления мертвых, и в этом плане конечно происходило искажения в разных стилестических формах писменности и разговорной передачи. ,основанное на иллюстрации(от сюда иллюзия).Жизнь прогрессировала в искусственных продвижениях,где мат (начальная языковая материализация)языкового без образного взаимоотношения конечно приобрел путем артикуляции состояние АУРЫ форм образности,при том что появился литературный язык,или литераурный,от процесса влияния уже букв и знаков,метоопределении,где именно литературный (цензурный)язык форм и стал нам мат образным наложением от чего вознила мания величия (величие гомосапиенса существа искусства),так определились НЕСУЩИЙ ФОРМЫ ОБРАЗОВ=ТВОРЕЦ и сущий=мертвый,формальный,или образный.То есть мы теперь подошли к раскрытию вопросов о простом происхождений мира форм как токового,где в нем главные определения тех кто этот мир формально формирует.Как мы выяснели есть БЕЗ ОБРАЗНЫЙ и ОБРАЗНЫЙ,есть НЕ ФОРМАЛЬНЫЙ и ФОРМАЛЬНЫЙ,есть НЕ ТВАРНЫЕ и ТВАРНЫЕ,НЕ ТЛЕННЫЕ И ТЛЕННЫЕ,НЕ МЕРТВЫЕ И МЕРТВЫЕ.Разбираясь с тем как складывался язык чисел(слогов) мы конечно должны определить до языковое отправление сигнала в протяжных звуковых волнах где мы сразу узнаем какие голосовые отправления принодлежат женщинам а какие мыжчинам (хотя раньше этих метоопределении на было и раз мы говорим о начальном значит говорим о простом,о вульгарном(ЖАРГОНИЗМЫ=ШАРГОНИЗМЫ,ВУЛЬГАРИЗМЫ),к простому определению относится БОГИ и БОГИНИ,которые производили звуки,метоопределения,к метоопределению относятся такие формулы как "СЛАВАНЕ","УХОМСЛОВЫ"это первые детища культурного отношения (ДЕТИ БОГОВ).Кстати от "ЖАРГОНА" появилась "ЖАР ПТАХА"(ЖАР,ПТИЦА)первые можно сказать крылатая фраза формы....Искусство прогрессировало много создали филологических философий,которые образную появляли картину и в произношении крылатых фраз творцы этих фраз в своей ориентации (орнитология)при разборе и изучении фенометального состояния конечно не понимают сам предмет того что изучают,находясь в образном (информационном мире),предварительно проидя программу образования не имеют знании об образовании.От не знании они составляют разные теории о Матриархате и Патриархате(РТА ПАРХАТЬ= ПТА ХА РАТЬ)и фантазируют формах правительства, сформированного исключительно из женщин или в котором доминируют женщины.Не понимая что доминирование происходит благодаря патриархату,ибо их ведут мысли процесс появления которых они,в ком это происходит не ощущают,а это конкретно процесс шизофрении,ибо акт творения и отношения форм образования речью есть процесс шизофрении или по другому одушивление живого в мертво-формально образное. Появление же гипотезы об эпохе власти женщин связано с именами таких исследователей XVIII века, как Ж.-Ф. Лафито, И. Я. Бахофен и Л. Г. Морган. В советской исторической науке, археологии(эти науки должны заниматься совсем другим) этнографии и антропологии существование матриархата долгое время ставилось под сомнение, однако поздние исследования подтвердили версию о существовании матрицентрированного общества на ранних этапах эры земледелия на Древнем Востоке. Проф. В. Н. Дьяков доказывал существование матриархата у всех древних народов.Матрицентрированное развитие ведет к работе двух полушарий мозга благодаря чему происходит четкое адекватное понимание,ориентация в среде обитания.и появляются знания о происхожении время,жизни,смерти,бытия и небытия,в патриархальном состоянии этих знаний ни когда не будет ибо это состояние аутического выбывания в образный мир,книжный мир.От чего совсем другие ценности и другие взаимоотношения,всегда воина и распри,не уважение к друг другу,матери к отцу,в прочем об этом учит патриархальная библия.(начало было с лова "ЛОВИТЬ","С,ЛОВИТЬ УХОМ".Уральский философ фундаменалитета Барашев Фарит,основатель официальной системы ВСЕМИРНОГО МАТРИАРХАТА,автор книги ГЕНЕЗИС МАТРИАРХАТА,которая является синтезом всех областей наук.
Согласно трудам многих специалистов, в истории не существовало ни одного достоверно известного по каким-либо надежным источникам матриархального общества.
Однако даже противники теории существования матриархата как этапа развития социума, признают, что в реальности некоторый рост женского статуса всё-таки нередко наблюдался на начальном этапе развития культуры земледелия, они, однако, считают что неправомерно идентифицировать такой рост со «становлением матриархата». По мнению некоторых исследователей, мотыжное, «огородническое» земледелие произошло от собирательства - типично женского занятия в отличие от мужской охоты. С увеличением роли земледелия в хозяйственной жизни людей увеличилась и роль женщин в обществе. Впоследствии, с переходом от мотыжного земледелия к пахотному земледелию и скотоводству, социальная роль женщин упала.
Матрицентрические общества Современной науке известны общества, содержащие в себе многие признаки матрицентричного порядка.
Общества могут быть признаны матрицентричными по некоторым признакам, таким как: матрилинейность, матрилокальность и авункулизм (такое устройство семейной иерархии, при котором роль главы семейства берет на себя дядя по материнской линии). Иногда в качестве признаков матрилинейных обществ рассматриваются групповой брак, гостевой брак и даже полиандрия. Неоспоримым признаком матриархата также является материнское право (неоспоримое право матери на детей, которое вступает в силу после распада брака - дети остаются в семье матери), и порядок распределения и наследования собственности, передается по женской линии. Мужчины живут в семье матери вместе со своими сестрами по материнской линии и их детьми. Родственниками считаются только единоутробные братья и сестры, собственность семейная. Примечательно, что в матриархальных обществах мужчины, не имея никаких прав и привилегий, тем не менее имеют точно такие же обязательства перед обществом, что и в патриархальных: обеспечивают защиту, содержат свои семьи, решают прочие племенные вопросы, занимаются воспитанием детей (детей сестер). При этом семья формируется вокруг матери, а не вокруг отца.
Основой типичного матриархального общества обычно являлась матрилокальная община численностью иногда приблизительно в 200-300 человек близких родственников по женской линии. Её возглавляет старшая женщина - матриарх, - иногда её брат. Внутри семейно-родовой группы существуют много мелких семей, состоящих из женщины-матери и её детей и внуков. Из этих семей и складывался материнский род, который коллективно владеет общинной землей. Прочее же имущество является собственностью женщин, и передается от матери дочерям. Обычно в своем роду запрещалось заключать браки, во избежание кровосмешения. И потому обычно такой материнский род состоял в тесных связях с другим родом, с которым обменивался женихами и невестами (так называемая дуальная экзогамия). Иногда дуальная экзогамия перерастает во фратриальный порядок (родовой общности нескольких племен).
Есть и другой вариант матриархального порядка: племя делится на две половины, в одной живут мужчины, а в другой женщины, каждая половина живет автономно и относительно далеко друг от друга и имеет своего лидера. В матриархальных обществах, где религиозную картину мира формирует матрицентричная религия, отмечается наличие развитого пантеона женских божеств, а также наличие во главе пантеона богов верховного женского божества, олицетворяющего великую Богиню-мать. Примером может служить одно из древнейших направлений индуизма шактизм. По мере вытеснения матриархата патриархатом, женский пантеон богов заменяется мужским. Богини утрачивают свою культово-религиозное значение, они становятся второстепенными персонажами религиозной мифологии. А трон верховного божества вместо Богини-матери занимает Бог-отец. Матриархальные социумы повсеместно встречались в разное время в разных частях света, у различных народов, населяющих Азию, Африку, Европу, Северную и Южную Америку.
В настоящее время матриархальные общества с относительным доминированием женщин-матерей в некоторых сферах общественной жизни сохранились лишь в некоторых районах Тибета, Южной и Юго-Восточной Азии (например, народ ранатхари, проживающий в Индии и Непале, минангкабау, кхаси и гаро) и Африки (ашанти, йоруба и другие), где наряду с относительно высоким женским статусом типична также и полиандрия, а также матриархальный уклад сохранился у некоторых народов Микронезии.
Некоторые черты матриархата сохранились в обычаях североафриканской народности туареги, где по-прежнему присутствует матрилинейность и часто матрилокальность, а также наличествует высокая роль женщины в социальной жизни племени. У туарегов в настоящее время также существует различие между мужски

Бытует мнение, что общество способно добиться наибольшего научного, технического и культурного прогресса только в том случае, если власть сосредоточена в руках мужчин. Исходя из современной картины мира, можно легко согласиться с тем, что патриархат является более прогрессивной формой социального устройства. Женщины, ставшие культовыми фигурами в мировой истории, на фоне значительно преобладающего числа мужчин выглядят как пришельцы из иного мира. Однако некоторые ученые делают вывод, что матриархат, существовавший в столь далеком прошлом, имеет все шансы вновь наступить и в будущем.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Матриархат:
В переводе с греческого языка слово “матриархат” означает “власть матерей” или “женовластие”, что в буквальном смысле подразумевает форму общества, при которой роль лидера закреплена за женщиной. Матриархат или “гинекократия” – это форма правительства, сформированного исключительно женщинами, которые занимают все доминирующие позиции в обществе.
Не следует, однако, деятельность феминистских организаций определять как проявление матриархата в современном обществе. Гинекократия – это полное доминирование женщин над мужчинами, в то время как феминизм, являясь общественно-политическим движением, стремится к равноправию обоих полов.

Патриархат:
“Патриархат” или “андрократия” (андрархия) в переводе с греческого языка означает “вождь народа” или в буквальном смысле “власть отца”. Являясь формой социальной организации, согласно которой мужчина является основным носителем политической власти, патриархат подразумевает подчиненное положение женщин и наличие у мужчин привилегий в обществе.
Ранее под термином “патриархат” понимали лишь обозначение автократической власти мужчины как главы семьи. В современном же обществе понятие употребляется более широко, обозначая социальные системы, большинство из которых являются патрилинейными (позволяющими собственность и социальный статус наследовать по отцовской линии).

Матриархат:
Ранее историческими науками (археологией, этнографией, антропологией) существование матриархального общества долгое время ставилось под сомнение. Однако исследования, проведенные учеными Льюисом Морганом и Иоганном Баховеном, подтвердили версию о существовании матриархальных отношений на ранних этапах развития культуры земледелия. С возникновением скотоводства власть постепенно перешла в руки мужчин, и социальный статус женщин начал заметно снижаться.

Патриархат:
За многовековую историю человечества андрократия проявлялась в экономической, социальной и политической организации различных культур. Патриархальные правовые структуры появились значительно позже земледелия и одомашнивания (около 6 тысяч лет назад), в эпоху зарождения понятия отцовства. В 3100 году до нашей эры “мужевластие” было обнаружено на Ближнем Востоке, где ограничивалась не только свобода женщины, но и ее социальные права.

К более поздним источникам, свидетельствующим о существовании матриархальных обществ, относятся древнегреческие мифы об амазонках. Долгое время сказания об этих воительницах, строго дисциплинированных и живущих без мужей, считались лишь выдумкой античных авторов. Однако раскопки, проведенные археологами на юге России, подтвердили существование племени, в котором женщины занимались военным ремеслом.
Матриархальный уклад был характерен и для многих тюркских народов. Женщины среднеазиатских племен, саков и массагетов не только воевали наравне с мужчинами, но и играли важную роль в жизни народа в целом. В Казахстане были обнаружены захоронения женщин-воительниц, возглавлявших войска (Зарина и Томирис) и ставших героинями народных преданий.
В народе каракалпаков зародился эпос, повествующий о женщинах, которые в трудный для родины час становятся на ее защиту. Эпический сказ был назван “Карккыз”, что в переводе означает “сорок девушек”. Отголоски этого повествования сегодня можно найти в различных легендах Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, однако эпос существует и самостоятельно, записанный со слов его сказителей. Не так давно отметив свой тысячелетний юбилей, каракалпакская народная поэма является не только историческим памятником, но и неоспоримой ценностью духовной культуры всей Средней Азии.

В знаменитом диалоге “Менон” Платон пишет о господствовавшем в Древней Греции представлении о человеческих качествах: “Для начала возьмем, если хочешь, добродетель мужчины: легко понять, что его добродетель в том, чтобы справляться с государственными делами, благодетельствуя при этом друзьям, а врагам вредя и остерегаясь, чтобы самому от кого не испытать ущерба. А если хочешь взять добродетель женщины – и тут нетрудно рассудить, что она состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя все, что в нем есть, и оставаясь послушной мужу”.
Позже Аристотель в своих сочинениях писал о женщине, как о существе (сравнительно с мужчиной) интеллектуально, морально и физически неполноценном. Он считал господство “сильного” пола над “слабым” добродетельным, единственным из всевозможных. По его мнению, женщина являлась собственностью мужчины и призвана была рожать детей и заниматься домашними делами.
Более лояльным отношением к слабому полу отличался Древний Египет, где женщине позволялось не только заниматься торговлей, но и участвовать в юридических процессах. Однако учения греков, оказавшие огромное влияние на развитие нынешней цивилизации, получили большее распространение благодаря завоеваниям Александра Македонского, учителем которого был Аристотель.

АРИСТОТЕЛЬ В СВОИХ СОЧИНЕНИЯХ ПИСАЛ О ЖЕНЩИНЕ, КАК О СУЩЕСТВЕ (СРАВНИТЕЛЬНО С МУЖЧИНОЙ) ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО, МОРАЛЬНО И ФИЗИЧЕСКИ НЕПОЛНОЦЕННОМ

Матриархат:
В современном мире существование матриархальных семей является редким явлением. Общество предпочитает равноправные браки или жизнь по принципу “мужчина – глава семейства, женщина – хранительница очага”. Примером проявления матриархального уклада сегодня часто называют Израиль, однако в наши дни существуют культуры, где в руках женщины сосредоточено гораздо большее количество власти.
В настоящее время черты матриархата присутствуют в обычаях североафриканской народности туареги, где женщина играет главную роль в социальной жизни всего племени. Здесь “слабый” пол обладает массой привилегий, в частности, “асри” – абсолютной свободой нравов, независимой от того, была ли женщина замужем, вдовствует или разведена. Наиболее диким для нашего менталитета покажется отношение туарегов к женскому целомудрию, ведь согласно обычаям их племени, чем больше у женщины любовников, тем выше ее репутация в обществе.
Не менее интересна жизнь народности мосо, проживающей в китайской провинции Сычуань по старинному матриархальному укладу. Мужчины в племени обязаны заботиться о безопасности семьи, однако заниматься воспитанием детей им запрещено. Зачастую ребенок даже не знает имени своего отца, к тому же привычное для всех народов слово “папа” в лексиконе племени мосо отсутствует.

Патриархат:
Несмотря на то, что в большинстве нынешних семей главой является мужчина, многие древние явления патриархального общества при современном укладе жизни являются недопустимыми. С развитием цивилизации социальная роль женщины стремительно растет, однако в большинстве стран нормой считается наличие у мужчины большего количества социальных прав.
Во всех цивилизованных странах брак подразумевает разделение обязанностей и равноправие обеих сторон, однако в культурах многих современных народов женщина и ныне считается собственностью мужа. Брак представляет собой “покупку” жены: мужчина отдает выкуп (калым) отцу невесты как главе ее нынешней семьи. Так он становится полноправным хозяином как самой женщины, так и ее будущего потомства.
Призванная служить хранительницей домашнего очага, во многих патриархальных странах женщина не должна учиться или работать вне дома. В Венгрии невеста, выходя замуж, берет не только фамилию своего избранника, но и его имя. В Индии вдовы обязаны проследовать в мир иной за своим супругом, потому как повторно выйти замуж после смерти мужа в этой стране не представляется возможным. Аналогичная практика жертвоприношений существовала в Китае, древней Германии и у некоторых славянских народов, однако была отменена в связи с увеличением числа детей-сирот.

Автор эволюционной теории пола, выдающийся ученый Виген Геодакян считает, что в будущем вполне вероятно существование матриархата. Он обосновывает свою точку зрения весьма простым аргументом: женщины более стабильны, чем мужчины. Ныне в западных (и не только) странах уже никого не удивишь выдвижением женщин на различные руководящие посты. Однако женщины-министры и женщины-дипломаты – это, скорее, исключение из правил, нежели установленная и вполне привычная норма.

Как бы ни стремились женщины к равноправию, никакие законы общественного развития не способны изменить явление полового диморфизма. Иными словами, вынашивать и вскармливать потомство (по крайней мере, до тех пор, пока человечество не решится на “выращивание детей в колбах”) в любом случае придется именно женщине. Процесс воспитания ребенка, разумеется, отнимает у матери немалую часть времени и сил, которые мужчина эксплуатирует в других сферах жизни, тем самым “обгоняя” слабый пол.

Полагаясь на данную точку зрения, историки объяснили существование патриархата культурно-историческими причинами. Мужчины гораздо активнее и агрессивнее женщин, отличаются большей физической силой, а потому больше подходят на роль добытчика и властвующего главы. Подобные утверждения явно небезосновательны и позволяют футурологам уверенно говорить о том, что в ближайшем будущем женщинам вряд ли представится возможность лишить мужчин неизменного многовекового господства.

Текст: Евгения Жорабаева

МАТРИАРХАТ - ма-те-рин-ское пра-во, власть жен-щин - ги-по-те-ти-че-ская эпо-ха (ста-дия, пе-ри-од, этап), пред-ше-ст-вую-щая пат-ри-ар-ха-ту в раз-ви-тии пер-во-быт-но-го об-ще-ст-ва .

Пред-став-ле-ние о Матриархате рас-про-стра-ни-лось в свя-зи с мат-ри-ар-халь-ной тео-ри-ей, со-глас-но ко-то-рой в ис-то-рии че-ло-ве-че-ско-го об-ще-ст-ва су-ще-ст-во-ва-ла все-об-щая ста-дия раз-ви-тия, ха-рак-те-ри-зую-щая-ся гос-под-ством жен-щин: ве-ду-щим по-ло-же-ни-ем жен-щин в со-ци-аль-ной и хо-зяйств. сфе-рах, мат-ри-ли-ней-ной (ма-те-рин-ской) ро-до-вой ор-га-ни-за-ци-ей, мат-ри-ли-ней-но-стью на-сле-до-ва-ния иму-ще-ст-ва и ста-ту-са, мат-ри-ло-каль-но-стью или дис-ло-каль-но-стью брач-но-го по-се-ле-ния.

Тео-рия матриархата обос-но-вы-ва-лась главным образом ги-по-те-зой об ис-то-рическом при-ори-те-те ма-те-рин-ско-го ро-да, а так-же от-но-си-тель-но вы-со-ким по-ло-же-ни-ем жен-щин в пер-во-быт-ном об-ще-ст-ве и его пе-ре-жит-ках в ря-де ар-ха-ических об-ществ (пре-сто-ло-нас-ле-дие по жен-ской ли-нии, осо-бая роль ко-ро-ле-вы-ма-те-ри, ле-ген-ды об ама-зон-ках и т. п.). Она вос-хо-дит к тру-дам Ж. Ф. Ла-фи-то, И. Я. Ба-хо-фе-на, Л. Г. Мор-га-на, Ф. Эн-гель-са и гос-под-ство-ва-ла в эво-лю-цио-низ-ме до начала XX века, в советской тео-рии пер-во-быт-но-сти - до 1960-х годов.

Мат-ри-ар-халь-ная тео-рия сыг-ра-ла по-ло-жи-тель-ную роль в борь-бе с пат-ри-ар-халь-ной тео-ри-ей; с её по-мо-щью уда-лось до-ка-зать оши-боч-ность пред-став-ле-ния об из-на-чаль-но-сти пат-ри-ар-ха-та и по-ка-зать, что ему пред-ше-ст-во-ва-ла иная, т. н. до-пат-ри-ар-халь-ная, ста-дия. Тео-рия матриархата спо-соб-ст-во-ва-ла раз-ра-бот-ке про-блем ис-то-рического со-от-но-ше-ния био-ло-ги-че-ско-го и со-ци-аль-но-го на ран-них ста-ди-ях раз-вития че-ло-ве-че-ско-го об-ще-ст-ва, а так-же ста-нов-ле-нию дви-же-ния за рав-но-пра-вие жен-щин и по-яв-ле-нию фе-ми-низ-ма. Но све-де-ние ею эво-лю-ции об-ще-ст-ва к сме-не ие-рар-хии со-ци-аль-ных ро-лей по при-зна-ку по-ла не от-ра-жа-ет все-го мно-го-об-ра-зия про-цес-сов раз-ви-тия че-ло-ве-че-ст-ва.

К на-стоя-ще-му вре-ме-ни мат-ри-ар-халь-ная тео-рия поч-ти не име-ет при-вер-жен-цев: эт-но-гра-фические дан-ные не под-твер-жда-ют су-ще-ст-во-ва-ния матриархата ни как со-во-куп-но-сти об-щественных по-ряд-ков, ни как эта-па в раз-ви-тии пер-во-быт-но-сти. Бо-лее то-го, на всех ста-ди-ях пер-во-быт-но-сти на-блю-да-лось срав-ни-тель-ное ра-вен-ст-во со-ци-аль-ных ро-лей жен-щин и муж-чин.

К середине XX века про-бле-ма матриархата су-зи-лась до во-про-са об ис-то-рической по-сле-до-ва-тель-но-сти ма-те-рин-ской и от-цов-ской фи-лиа-ции (мат-ри-ли-ней-но-го и пат-ри-ли-ней-но-го ва-ри-ан-тов счё-та род-ст-ва) и пер-вич-но-сти/вто-рич-но-сти или од-но-по-ряд-ко-во-сти мат-ри-ли-ней-ной и пат-ри-ли-ней-ной форм ро-до-вой ор-га-ни-за-ции, в свя-зи с чем матриархат ино-гда ото-жде-ст-в-ля-ли с т. н. позд-не-мат-ри-ли-ней-ны-ми об-ще-ст-ва-ми (ашан-ти, бау-ле, яо и др. в Аф-ри-ке, на-яры и др. касты у ма-лая-ли, кха-си в Ин-дии, на-си в Ки-тае, ми-нан-гка-бау в Ин-до-не-зии, нат-чи, тлин-ки-ты, иро-ке-зы в Северной Аме-ри-ке, троб-ри-ан-цы и др.).

В современной со-ци-аль-ной ан-тро-по-ло-ги и и ис-то-рии пер-во-быт-но-го об-ще-ст-ва тер-мин «матриархат» не ис-поль-зу-ет-ся и фи-гу-ри-ру-ет толь-ко в ис-то-рио-гра-фическом кон-тек-сте. В ши-ро-ком зна-че-нии матриархатом на-зы-ва-ют вся-кое до-ми-ни-рую-щее по-ло-же-ние (гос-под-ство) жен-щин в хо-зяйственной, об-ще-ст-вен-ной и се-мей-ной жиз-ни, а так-же его от-ра-же-ние в ду-хов-ной куль-ту-ре и ми-ро-воз-зре-нии.

Дополнительная литература:

Bachofen J. Das Mutterrecht. Stuttg., 1861;

Кос-вен М. О. Мат-ри-ар-хат. Ис-то-рия про-бле-мы. М.; Л., 1948;

Matrilineal kinship. Berk.; Los Ang., 1961;

Се-ме-нов Ю. И. Про-ис-хо-ж-де-ние бра-ка и се-мьи. М., 1974;

Towards a science of man. Essays in the history of anthro-pology. The Hague; P., 1975.


Возведение Гебёкли-Тепе. Реконструкция.

Матриархат и патриархат, две формы устройства общества. Матриархат древнейшая. На сегодня сохранился у отдельных архаичных племен. Патриархальное же общество, как говорят специалисты, пришло ему на смену, так, что явления жизни обоих очень часто противопоставляют (противостоят) друг другу. В литературе, говоря о чертах матриархата или патриархата, приводят такие признаки как: роль женщины и мужчины в семье, определение родства детей, круг их занятий.
Эти описания объемны, но всегда оставляют ощущение второстепенности приводимых свойств, их подчиненности другим - главным. Возникает ощущение непроясненности: трудно вообразить себе картину жизни в каждом случае, каковы важнейшие черты каждого, в чем главное их различие. В то же время, в смене этих форм видят переход от древности к современности. Я попытался прояснить для себя это непонимание, охарактеризовав важнейшие черты, присущие обществам обоих форм, основываясь на данных историков и здравом смысле.

Матриархат и патриархат - две формы устройства общества, определяющие различные для каждого случая отношения между членами общества, к окружающему миру, к потусторонним для человека силам.

Для матриархата характерно поклонение матери и земле с объединяющей их способностью рожать. Эта обожествляемая способность дается природой. Частью которой и ощущает себя человек. Из её стихий находит божества, главнейший из которых и воплощен в образе матери-земли. Земля по гречески «хтон», соответственно, божества этого периода хтонические и являются древнейшими для цивилизации.

Всю свою жизнь человек связывает с ними, по ним себя строит. Природа задат жизнь и забирает её. Она благосклонна и сурова. Эти черты в ней слиты. Также как и в матери: любит, но бывает строга. Это жизнь в гармонии с природой, т.е. принятие всех проявлений, не покушаясь на их укрощение. Природа священна, поэтому не должна преобразовываться, а сохраняться. Все творчество общества и отдельных людей направлено на подстраивание под природные условия. Сознание людей этой эпохи, как-бы, приземлено.

Соответственно, религиозный ритуал есть выражение любви к природе и имеет цель сблизиться с ней, слиться. Очевидно, что в этом случае природные свойства человека должны быть задействованы полностью, находя крайнее свое проявление в оргиях.

Придание природе священного характера задает соответствующие шаблоны поведения: образ жизни задает воспроизводство в ширь (численно и по территории), повторяя, тем самым, дородную мать, а также воспроизводство существующей социальной формы, с постепенным заполнением пространства.


Рис. 1. Скульптура из пещеры ХёлеФельс (35-40 т.лет)

Так, поселение Чатал-гуюк согласно реконструции представляло собой ~ в 6000 г. до н.э. скопище однотипных простых домов, каждый из которых в силах построить 1 семья.


Рис. 2. Поселение Чатал-Гуюк. Реконструкция.

В таком обществе не требуется соорганизация крупных коллективов. Соответственно, нет необходимости и в иерархии. Все равны, все дети одной матери.

По иному обстоит дело при патриархате. Его укоренение традиционно связывают со «вторжением» индоевропейских племен на территорию современной Европы и Азии, относя их где-то к 5 тысячному году до н.э. Они принесли с собой новых богов, которые либо вытеснили старых, либо вобрали их на подчиненном положении. Как изменилось общество?

Мне кажется, что главное изменение произошло в объекте религиозного поклонения, который (которые) стал надмировым, т.е. потерял увязанность с природой. В ответ человек получил творческий импульс по отношению к миру: к природе и обществу. Возможность переустраивать их по своевому желанию: проявлять волю вмешиваться и понимать зачем это.

Уже само «вторжение», хоть и длилось столетия, предполагает некую целеустремленность массы, что противостоит спонтанности подстраивания под природные условия. «Поселение» в головы этой целеустремленности, по моему, должно было сопровождаться тем, что люди, как бы, обращали свой взгляд от земли в сторону неба.

Т.е. отличительная черта патриархата своеволие над природой и обществом. Сответственно, природные черты человека здесь не будут пестоваться, а на первый план выходит некое возышенное чувство сопричастности богам.

Олицетворение патриархальной воли я усматриваю в данном изображении.


Рис. 3. Город Урук в конце 3 тыс. до н.э. Реконструкция.

Город весьма походит на приведенный выше Чатал-Гуюк, кроме дворца. Таковой нельзя построить силами матриархальной общины. Здесь требуется организация большой массы людей, разделенной по иерархии, и волевым образом воплощающей задумку «отца».

от лат. mater – мать и греч. ???? – начало, власть) – термин, обычно применяемый для обозначения эпохи материнского рода, основного этапа в истории первобытного общества времени его расцвета. В этом значении М. характеризуется большой ролью женщины в хозяйстве и ее равноправным с мужчиной положением в обществе. Кроме того, этим же термином обозначается специфическая и неуниверсальная форма разложения первобытнообщинного строя, при к-ром женщины приобретают господств. положение в обществе и материнский счет родства сменяется отцовским уже после образования раннеклассового государства. В последнее десятилетие мн. сов. ученые (М. Г. Левин, А. Л. Монгайт, А. И. Першиц) предлагают не употреблять термин "М." для обозначения всемирно-историч. эпохи материнского рода, сохранив за ним лишь его второе, буквальное значение. Напротив, нек-рые другие специалисты (М. О. Косвен) продолжают применять термин "М." в обоих значениях, ограничиваясь его разделением на ранний и развитый. Термин "М." вошел в литературу в 80-х гг. 19 в. Для обозначения того же понятия употреблялись и отчасти до сих пор употребляются такие термины, как "матернитет", "материнское право", "гинекократия". Древнейшие сообщения о матриархальных порядках содержатся в античной литературе (Геродот, Гераклид Понтийский, Страбон, Николай Дамасский, Диодор Сицилийский, Плиний, Тацит). Первым и наиболее известным из них является свидетельство Геродота о ликийцах (5 в. до н.э.), у к-рых счет родства велся по материнской линии и девушки сами выбирали себе мужей. Отражением матриархальных порядков являются бытующие в античной литературе рассказы о женщинах-воительницах – амазонках (см. М. О. Косвен, Амазонки. История легенды, "Сов. этнография", 1947, No 2, 3). В ср. века господствующей являлась патриархальная теория (см. Патриархат). В то же время продолжалось накопление данных о матриархальных порядках у народов различных частей света. С 17 в. появляются первые сообщения о матриархальных порядках у народов Сев. Америки. Англ. философ Гоббс впервые обосновал неизбежность власти матери над детьми отсутствием в природном, т.е. первобытном, состоянии человечества брачных законов и неизвестностью отца (см. "Левиафан", М., 1936, гл. 20). К сер. 19 в. этнография накопила обширный материал о материнско-родовых порядках у различных народов земного шара. Но этот материал почти не был систематизирован и теоретически осмыслен (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 22, с. 215). С 1861, когда вышло в свет "Материнское право" И. Бахофена (J. Bachofen, Das Mutterrecht), началось создание теории матриархата как всемирно-историч. стадии. Ближайшим преемником Бахофена стал Дж. Ф. Мак-Леннан. Как и Бахофен, он считал, что в истории семьи материнское право предшествует отцовскому. В 1877 вышла книга Л. Моргана "Древнее общество" (L. Н. Morgan, Ancient society, рус. пер. – 1900, нов. изд., 1935). В ней Морган впервые связал матрилинейную филиацию с родовой организацией, тогда как его предшественник Бахофен обошел вопрос о роде. Морган доказал, что материнский род универсален и что он предшествует отцовскому роду. Однако лишь Энгельс создал стройное учение о материнском роде как обязательном и основном этапе в истории первобытного общества. Учение Энгельса о материнском роде и его универсальности стало одним из краеугольных камней учения марксизма о единстве историч. процесса. Именно поэтому с конца 19 в. реакционная бурж. наука ведет яростную борьбу против теории об эпохе материнского рода как обязательном этапе развития человеч. общества. Археологически эпоха материнского рода имеет большую протяженность, охватывая время от позднего палеолита до развитого неолита. Осн. занятиями человека в эту эпоху были охота, собирательство, рыболовство, а в более позднее время примитивное мотыжное земледелие. Основой производств. отношений являлись коллективный труд и обществ. собственность на орудия и средства производства. Производств. отношения в этот период выступали в форме кровно-родств. отношений сородичей. Осн. обществ. единицей была материнская родовая община, в позднейшее время делившаяся на несколько больших материнских домохозяйств. Развитой племенной организации не было. Она появилась лишь в конце эпохи материнского рода. Существовала дуальная экзогамия, т.е. постоянная связь двух брачащихся родов. Брак был сначала групповым, позднее он сменяется парным браком с сильными пережитками группового. Поселение супругов было сначала дислокальным, а в более позднее время матрилокальным. Для религии человека этой эпохи характерны анимизм, тотемизм и магия. Наивысшее специфич. выражение она нашла в культе женских духов-покровителей. При особо благоприятных условиях (развитое мотыжное земледелие) материнский род перерастает в собственно М., характеризующийся господством женщин в обществе и являющийся наряду с отцовским родом и первобытной безродовой соседской общиной одной из форм разложения первобытнообщинного строя. Известны случаи сохранения собственно М.и в раннеклассовых государствах (Ашанти, Дагомея, Древний Египет). В 19–20 вв. на земном шаре не сохранилось обществ, к-рые могли бы считаться классическими для эпохи материнского рода. Наиболее близок к классич. типу род ирокезов, реконструированный в 19 в. по пережиткам Л. Морганом. До последнего времени материнский род сохранялся у индейцев хопи юго-запада США, сери Мексики и локоно (область тропич. лесов Южной Америки). Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; ?олстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948, с. 329; Косвен М. О., М. История проблемы, М.–Л., 1948; его же, О периодизации первобытной истории, "Сов. этнография", 1952, No 3; Монгайт А. Л., Першиц А. И., Нек-рые вопросы первобытной истории в сов. литературе послевоенных лет, "Вопр. истории", 1955, No 1, с. 137; Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, 2 изд., М., 1957, с. 124–25; Семенов Ю. И., "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса и совр. данные этнографии, "Вопр. философии", 1959, No 7, с. 146–47; Першиц А. И., Развитие форм собственности в первобытном обществе как основа периодизации его истории, в сб.: Тр. ин-та этногр. АН СССР, т. 54, 1960, особ. с. 166; Вriffault R., The mothers. The matriarchal theory of social origins, N. Y., 1931; Lion J., Quelques observations sur les probl?mes du Patriarcat et du Matriarcat, "Rev. Psychol. Peuples", 1962, No 4. Л. Файнберг. Москва.

Похожие публикации