Спасибо за внимание!!! Из личного опыта.

Подготовила:

педагог-психолог

Зидиханова Рида Рашитовна

Кризис З-х лет называют «семизвездием симптомов

1 симптом - ярко выраженный негативизм - Вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать, то что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом.

При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию.

При непослушании он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого.

Главный мотив – сделать не так, как просят, а наоборот.

Негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей. С остальными он может быть послушным и покладистым.

2 симптом - упрямство (ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел).

Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, то есть это реакция не на предложение, а на собственное решение.

При упрямстве ребенок противоречит только потому, что не хочет отступать от своего слова.

Ребенок делает наперекор другим потому, что это он так сказал, и это он не хочет менять своих решений.

3 симптом – строптивость - (капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый). Безлична и не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет.

4 симптом – своеволие - ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет

5 симптом - Бунт против окружающих - (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно). Поведение ребенка носит протестующий характер. Ребенок находится «в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Выливается в частые ссоры с родителями.

6 симптом - Обесценивание ребенком личности близких - Обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. В речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное

7 симптом – деспотизм - Ребенок изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было на раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.

Некоторые особенности проявления кризиса З-х лет

- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.

- Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни.

- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

- Девочки капризничают чаще мальчиков.

- В кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых - до 19 раз!

Если дети по достижению 4-х лет продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддававшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Практические советы

«Многих родителей мучает вопрос: может ли родитель, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества: ведь упрямство - это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность - демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я».

Что могут сделать родители:

Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.

Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно - взять его за руку и увести.

Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.

Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка..). «А что это там за окном ворона делает?» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится».

Спасибо за внимание!!!

Татьяна Мандрова
Консультация для родителей «Я сам!»

Наши дети очень быстро растут, совсем недавно они лежали в коляске, и вот уже учатся разговаривать. И всё чаще мы слышим от них - Я сам! С каждым днём он становится самостоятельнее, но это не всегда радует родителей .

Я сам! –говорит малыш и тарелка летит на пол.

Я сам!- и непослушные детские пальчики начинают зашнуровывать ботинки.

Я сам!- звучит гордый ответ на вопрос «Кто же это нарисовал?»

Но самое неприятное звучит так :

Я не буду убирать игрушки!

Я не буду чистить зубы! - И с каждым разом всё труднее сдержать раздражение.

Всё это происходит со многими трёхлетними детьми, так как это «кризис трёх лет» Родители считают , что ребёнок стал капризным, агрессивным, упрямым.

«Кризис трёх лет» - это социальный кризис и его целью является перестройка социальных отношений с окружающими завоевание своего социального положения ребёнком. Малыш осознаёт себя самостоятельным. Такие возрастные изменения чаще всего вызывают раздражения, чем понимание. Маме легче самой одеть ребёнка, чем ждать когда он застегнёт пуговицы или зашнурует ботинки. Но если часто говорить –«Ты не сможешь! Нельзя! У тебя ничего не получится! Ты сломаешь!» ,интерес к самостоятельности будет гаснуть.

Психологи утверждают, что человек на протяжении всей жизни проходит через определённые этапы и кризисы, которые формируют личность. У каждого кризиса своя цель –это может быть формирование доверия к миру, формирование самосознания. В три года формируются инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, трудолюбие. Но если не повезёт неуверенность, страх социальной оценки, инертность, лень. Мы хотим чтобы нашим детям повезло и хотим дать несколько советов :

Поощряйте любые попытки освоить трудовую деятельность. (мыть посуду, подметать, накрывать на стол)

Позволяйте доводить начатое дело до конца, чего бы вам это не стоило.

Приобщайте малыша к совместному труду.

Оценивайте не ребёнка, а его поступки. Нельзя говорить ребёнку «Ты неряха!» , правильней будет сказать «Ты сделал неаккуратно»

Хвалите не только за результат. Например, застёгнутые пуговицы., но и за попытку сделать что- нибудь.

Сами приобщайтесь к детской игре.

Развивайте сюжетную игру, пусть ребёнок будет врачом, парикмахером, мамой и т. д. Значение игры в этом возрасте невозможно переоценить.

Ваши слова не должны расходиться с поступками Ребёнок не может быть одинаково послушным и самостоятельным. Вам придётся делать выбор в пользу чего- то одного.

Консультация для родителей «Я сам!»

Выполнила: Макарова Н.А. воспитатель 1 категории

К 3 - 3,5 годам ребенок может уже сам одеваться и раздеваться. Однако, многие родители считают, что малышу не так уж и нужно это. Мама сама сделает все за него, гораздо быстрее и лучше. Вот и получается, что ребенку уже 5 лет, а он ничего не умеет делать. Капризничает, плачет, что у него ничего не получается, требует, чтобы взрослые сделали все за него.

Поэтому, не пропустите этот благоприятный момент, когда малыш в 3 года хочет все делать сам, когда его привлекают действия с предметами, когда он испытывает удовлетворение от самостоятельных действий.

На первый взгляд, действия самообслуживания просты, элементарны и не столь важны. Однако для развития ребенка они открывают большие возможности:

Крепнет его рука, он учится «сгибать» и «разгибать» кисть, у него развивается мелкая моторика;

Развивается умение фиксировать взглядом движение руки и контролировать совершаемые действия;

Учится различать и сравнивать особенности совершаемых действий, отличать правильное от неправильного, учится исправлять ошибки;

Все это очень важно для ребенка, для его участия в любой продуктивной деятельности.

И так, ребенок может, но еще не умеет действовать с одеждой и обувью. Он «стаскивает», а не снимает их с себя. Взявшись за резинку колготок, спускает их до колен и, не выпуская резинку из рук, стоя, выдергивает из чулка сначала одну, затем другую ногу. В результате, оба чулка (или один) обязательно выворачивается наизнанку. Надеть такие колготки будет уже трудно! Поэтому, если мы хотим, чтобы ребенок действовал сам, необходимо придерживаться следующего принципа:

«Раздевание готовить к одеванию!», то есть одежда во время раздевания должна быть сложена таким образом, чтобы во время одевания малыш мог сам ее надеть.

Когда ребенок подрастет, он будет пользоваться и другими способами одевания, но в младшем дошкольном возрасте ему необходимы простые и доступные способы самообслуживания, чтобы малыш действовал сам.

Ну, и как же правильно снять и положить колготки? И так, стоя около стульчика, спиной к сиденью, двумя руками держась за резинку, малыш спускает колготки ниже колен. Садится на стульчик. Берет одной рукой за пятку, а другой рукой за носок чулка (рассмотрите колготки). Отметьте, что у них есть: чулок, пятка, носок, резинка, впереди одна полоска, а сзади 2 полоски. И тянет по очереди чулки вниз. Чтобы потом правильно надеть колготки, надо правильно их положить на стульчик. Резинкой к краю сиденья стула и одним швом вниз. Тогда, стоит только взять их двумя руками за резинку и сесть на стульчик, то левый чулок окажется обязательно у левой ноги, а правый у правой ноги. Теперь можно смело всовывать поочередно ного в чулки, ошибки не будет!

Родители, вдумайтесь! Если мы, взрослые тщательно продумываем все действия ребенка, то, конечно, сумеем найти способ как облегчить ребенку сложный процесс самообслуживания, как помочь малышу стать самостоятельным.

Другая проблема, с которой сталкиваются родители, как научить трехлетнего малыша самому убирать игрушки на место?

Ребенок, играя, часто разбрасывают свои игрушки по всей комнате. Удержитесь от замечания типа: «опять игрушки разбросал» или «Убирай сейчас все игрушки!». Это бесполезно, да и не нужно! Малыш не разбрасывал их специально. ОН оставлял их в разных местах, переключаясь с одной на другую. Постарайтесь вытерпеть беспорядок, пока ребенок играет. Но перед сном, перед обедом, перед прогулкой необходимо убрать игрушки на место.

Сделайте уборку игрушек самоценным событием! Отведите для этого специальное время, 5 - 10 минут отложите все домашние дела, чтобы Вас ничего не отвлекало, посвятите это время малышу. Вместе с ним, не торопя ребенок, и не убирая игрушки за него, в спокойной обстановке приступите к работе: «Куклы, зайки, мишки ждут. Когда же их на место уберут! Давай им поможем домик найти!»

Сделайте так, чтобы ребенку не было в тягость уборка игрушек. Не важно, сколько игрушек уберет он данный момент. Главное, дать почувствовать малышу, что он - участник очень важного дела: «Ах, как рады наши игрушки! Мы помогли им вернуться в свои домики! И станут они там жить - по живать!»

Обязательно определите место хранения игрушек. Оно должно быть постоянным, чтобы всякий раз ребенок знал куда ему положить ту или иную игрушку.

«Каждой вещи - свое место!»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение


Подготовила:

Мама, я – сам!

Ваш малыш, кажется, еще только недавно научился говорить, а уже гордо заявляет: «Я сам!» В ребенке просыпается личность, и стремление к самостоятельности совершенно оправданно. Развитие ребенка от одного года до трех лет специалисты считают необычайно важным этапом в его жизни, а возраст три года называют серединой пути "психологического роста человека от момента рождения до зрелого возраста

Кризис трёх лет известен в возрастной психологии как кризис «Я сам», «Кризис упрямства» - эти слова, наверное, знакомы каждому, кто имеет счастье быть родителем. Иногда родители думают, что легче все сделать самим, чем научить чему-то ребенка. Нетерпеливо ожидая, пока ребенок сам оденется, родители выхватывают штанишки, курточку и быстро его одевают, да еще приговаривают, что малыш – копуша. Или быстренько зашнуровывают ботиночки, не давая ему самому, наконец, завершить эту увлекательную работу. Понятно, у взрослых на это уходят считанные минутки, а для малыша серьезное дело. Точно также, маме проще покормить ребенка с ложечки, чтобы потом не отмывать стол, полы и самого ребенка, впоследствии решить задачку или написать сочинение, чтобы не тратить времени на долгие объяснения, да и успеть посмотреть телевизор.

А что потом? Потом так и придется делать все самим, или же ругать ребенка, который без мамы с папой сам не в состоянии ничего сделать. Да еще горевать, что вот у всех дети самостоятельные, а вам не повезло, - ваши такие неприспособленные и беспомощные! Но ведь существует простой закон воспитания самостоятельного человека: никогда не надо делать за ребенка то, что он способен сделать сам. Да, это может доставить ребенку неудобства, даже неприятности, стрессы, когда долго что-то не получается, а вам - стоить большего количества времени, сил и терпения, но как иначе научить детей справляться со своими проблемами самостоятельно? А если их упорно оберегать от любых сложностей, вырастут люди, которые недостаточно верят в себя и любой ценой избегают риска и любых сложностей. Как правило, таким детям особенно тяжело приходится с первых школьных дней, когда появляются сложности, а рядом нет заботливых папы с мамой. Поэтому начинать готовить и учить самостоятельности нужно буквально с младенчества. Неужели не интересно посмотреть на старания малыша, которые учится делать первые, простые, но очень важные дела: одеваться, правильно есть, убирать игрушки и пр.?! Но вот ваш малыш, попытавшись застегнуть пуговицы на рубашке, приходит в отчаяние и начинает злиться, кричать и кусать свою непослушную одежду. Действительно, чтобы застегнуть одну пуговицу, нужны сотни тонких моторных навыков, просто мы, взрослые, об этом давно забыли. Поэтому не нужно считать малыша беспомощным, думать, что у него ничего не получится! Напротив, похвалите его, скажите, что он такой умелый, что все делает правильно! Это ободрит ребенка и он будет стараться и радоваться своим успехам. Такие маленькие шаги на пути к взрослению, к самостоятельности и уверенности в себе, очень важны для становления характера маленького человека, для его будущего. Задача родителей – не делать за него эти самые шаги, а быть рядом, учить, помогать, направлять, поощрять. Да-да, не забывайте каждый раз, когда ваш сынишка или дочка сделает что-то самостоятельно, оценить то, что у него получилось - или хотя бы его старания. Не жалейте добрых слов и похвалы, когда дети их действительно заслужили. Это повышает их самооценку и убеждает детей в том, что родители любят их. А, кроме того, повышают интерес и вызывают желание сделать что-то еще.

«Я сам!»- хорошие слова! Это здорово, когда ваш ребенок часто повторяет их. Не отбивайте у него охоту быть самостоятельным, будьте мудрыми и терпеливыми!

Данные об авторе

Ледовская А.В.

Место работы, должность:

МБДОУ детский сад №72

Саратовская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Дошкольное образование

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Родитель

Предмет(ы):

Используемая методическая литература:

Дмитриева Д. // Кудесница

Краткое описание:

Предоставьте ребенку возможность проявить себя.

Консультация для родителей: "Мама я сам!"

Когда Ваш ребенок совсем маленький и не может обойтись без вашей помощи, вы мечтаете о том, чтобы он поскорее научился все делать сам. Но вот этот долгожданный момент наступает, и вы вдруг понимаете, что забот у Вас только прибавилось! Оказывается, гараздо проще и быстрее самой покормить малыша, умыть его и одеть, чем наблюдать его неумелыми попытками сделать все самостоятельно. Самое главное - если ребенок что-то делает сам, и у него это не очень получается, вооружитесь терпением и не хватайтесь доделывать или переделывать все за малыша. Предоставьте ему возможность проявить себя. Малыш отломал колеса у очередной машинки или пытается выяснить, что находится внутри у плюшевогозайца? Не ругайте его! Поймите: и заяц, и машинка, и выпотрошенная бабушкина шкатулка с пряжей стоят гораздо меньше, чем знания, которые ребенок приобретет, исследуя предметы. Позволяйте малышу изучить окружающий мир, не ораничивайте его творчество, лишь направляйте маленького исследователя и корректируйте его действия. Во время игры не показывайте ребенку, как надо складывать кубики, чтобы получить пирамидку. Пусть он придумает свой спосб. Вохможно, если он будет делать так, как представляет сам, однажды он построит целый город. Это же касается и другтх занятий. Тем не меннее, нельзя оставлять ребенка наедине с задачей. Может, он и хочет убрать игрушки, но не знает, как и куда. Убирайте вместе с ним! Похвала взрослого, который, по мнению ребенка, умеет все, вселяет в малыша веру в свои силы. И даже если карапуз испортил клеем новый ковер или пробил бабушкин любимый кактус, это не повод ругать его, ведь дети любят не только исследовать, но и наблюдать за результатами своих действий - это не вредность и непослушность, а особенность детского мировосприятия. Не спугните желание малыша делать что-либо самостоятельно! Ведь если вы отберете у двухлетки штанишки, который он пытается надеть сам, то в три - четыре года он может отказаться это делать. Позвольте ребенку делать все именно в тот период, когда ему этого очень хочется. Поддеоживайте его естественное желание овладеть новыми навыками, и тогда ваш малыш вырастет целеустремленным, успешным и гармоничным человеком.

Иссточник: Дмитриева Д. // Кудесница

Похожие публикации